Гражданская война в конармии бабеля. Сочинение на тему «Гражданская война в творчестве И.Бабеля.»Конармия

Писатель Исаак Бабель стал известен в русской литературе в 20-х годах XX века и до сих пор остался в ней явлением уникальным. Его роман-дневник «Конармия» — это сборник небольших рассказов о гражданской войне, объединенных образом автора-повествователя.

Бабель в 1920-х годах был военным корреспондентом газеты «Красный кавалерист» и принимал участие в польском походе Первой конной армии. Он вел дневник, записывал рассказы бойцов, все замечал и фиксировал. В то время уже существовал миф о непобедимости армии большевиков. Своей умной, правдивой и жестокой книгой Бабель разрушил этот миф. По праву очевидца и участника исторических событий, писатель показал ужас братоубийственной войны. Он искренне верил, что большевики несут людям свободу, но увиденная им правда жизни не позволила ему промолчать. Это был настоящий поступок честного человека, который не простили Бабелю маршалы Буденный и Ворошилов, обвинившие писателя в злостной клевете на героическую армию.

Бабель был поражен всем, увиденным на войне. Совсем не такой представлялись ему и сама война, и воюющие люди. Казаки приходили на службу со своими конями, снаряжением и оружием. Они должны были сами обеспечивать себя едой, лошадьми и кормом для них. Делалось это за счет мирного населения и часто приводило к кровопролитию: «На деревне стон стоит. Конница травит хлеб и меняет лошадей».

Стиль Бабеля в рассказах — это стиль корреспондента, прежде всего собирающего факты. Тон повествования у него подчеркнуто ровный, что делает повествование еще трагичнее и страшнее. Автор никого не выделяет, у него нет героев или злодеев. Гражданская война растлила всех, сделала убийство обыденным, а жестокость привычным делом. Жизнь человека не стоит ничего. Изо дня в день наблюдая проявления среди бойцов грубости, жестокости, анархизма, издевательств друг над другом, автор задается вопросом: «Почему у меня непроходящая тоска?» И сам себе отвечает: «Потому что далек от дома, потому что разрушаем, идем как вихрь, как лава… разлетается жизнь, я на большой непрекращающейся панихиде».

Первый рассказ «Переход через Збруч» начинается с описания радости по случаю успешного взятия города. Картины мирной природы контрастируют с действиями людей: «Поля пурпурного мака цветут вокруг нас, полуденный ветер играет в желтеющей ржи…» Победа получена благодаря жестоким и страшным поступкам людей. Напряжение и тревога в рассказе нарастают: «оранжевое солнце катится по небу, как отрубленная голова», «запах вчерашней крови убитых лошадей каплет в вечернюю прохладу». Рассказ заканчивается трагедией: спящий сосед зарезан.

Рассказ «Письмо» потрясает читателя равнодушным отношением к святым для человека понятиям. Юный боец, Василий Курдюков, диктует письмо матери, в котором сообщает ей, как его брат Сенька «кончал» «папашу»-белогвардейца, который убил своего родного сына Федю. Автор видит на этой войне злобу, месть и лютую ненависть. Здесь воюют за власть, а не за родину.

Законы военного времени порождают произвол и безнаказанность. Комбриг Маслак из рассказа «Афонько Бида» приказывает эскадрону идти в атаку на деревенских жителей, которые помогали им в борьбе с поляками. За убитого коня Афонько уходит мстить в одиночку. Он поджигает деревни, расстреливает старост, чинит разбой. Для мирного населения одинаково опасны и красные, и белые. Материал с сайта

Никита Балмашев, герой рассказа «Соль», пишет письмо в редакцию. Он с чувством исполненного долга описывает случай из своей жизни. Когда бойцы конармии отправлялись на фронт, он из жалости пустил в вагон женщину с ребенком, в пути охранял ее. Когда выяснилось, что в свертке не ребенок, а соль, Балмашев выбросил женщину из вагона и расстрелял ее. Заканчивалось письмо словами: «…я смыл этот позор с лица трудовой земли и республики».

Бабель был коммунистом, но честным человеком и писателем. Он выполнил свой гражданский долг, написав правду о революции и гражданской войне. В 1939 году его арестовали, обвинив в «антисоветской заговорщической террористической деятельности», а в 1940 году расстреляли. Книга «Конармия» на долгие годы была запрещена.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • высказывания и афоризмы из рассказа конармия
  • книги и рассказы о гражданской войне
  • Изображение событий гражданской войны в книге рассказов Бабеля «Конармия»
  • тема гражданской войны бабеля конармия
  • Реферат постигая правду о гражданской войне(изображения гражданской войны в произведениях исака бабеля,булгакова,шолохова)

Стал известен в русской литературе в 20-х годах XX века и до сих пор остался в ней явлением уникальным. Его роман-дневник – это сборник небольших рассказов о гражданской войне, объединенных образом автора-повествователя.
Бабель в 1920-х годах был военным корреспондентом газеты «Красный кавалерист» и принимал участие в польском походе Первой конной армии. Он вел дневник, записывал рассказы бойцов, все замечал и фиксировал. В то время уже существовал миф о непобедимости армии большевиков. Своей умной, правдивой и жестокой книгой Бабель разрушил этот миф. По праву очевидца и участника исторических событий, писатель показал ужас братоубийственной войны. Он искренне верил, что большевики несут людям свободу, но увиденная им правда жизни не позволила ему промолчать. Это был настоящий поступок честного человека, который не простили Бабелю маршалы Буденный и Ворошилов, обвинившие писателя в злостной клевете на героическую армию.
Бабель был поражен всем, увиденным на войне. Совсем не такой представлялись ему и сама война, и воюющие люди. Казаки приходили на службу со своими конями, снаряжением и оружием. Они должны были сами обеспечивать себя едой, лошадьми и кормом для них. Делалось это за счет мирного населения и часто приводило к кровопролитию: «На деревне стон стоит. Конница травит хлеб и меняет лошадей».
Стиль Бабеля в рассказах – это стиль корреспондента, прежде всего собирающего факты. Тон повествования у него подчеркнуто ровный, что делает повествование еще трагичнее и страшнее. Автор никого не выделяет, у него нет героев или злодеев. Гражданская война растлила всех, сделала убийство обыденным, а жестокость привычным делом. Жизнь человека не стоит ничего. Изо дня в день наблюдая проявления среди бойцов грубости, жестокости, анархизма, издевательств друг над другом, автор задается вопросом: «Почему у меня непроходящая тоска?» И сам себе отвечает: «Потому что далек от дома, потому что разрушаем, идем как вихрь, как лава… разлетается жизнь, я на большой непрекращающейся панихиде».
Первый рассказ «Переход через Збруч» начинается с описания радости по случаю успешного взятия города. Картины мирной природы контрастируют с действиями людей: «Поля пурпурного мака цветут вокруг нас, полуденный ветер играет в желтеющей ржи…» Победа получена благодаря жестоким и страшным поступкам людей. Напряжение и тревога в рассказе нарастают: «оранжевое солнце катится по небу, как отрубленная голова», «запах вчерашней крови убитых лошадей каплет в вечернюю прохладу». Рассказ заканчивается трагедией: спящий сосед зарезан.
Рассказ «Письмо» потрясает читателя равнодушным отношением к святым для человека понятиям. Юный боец, Василий Курдюков, диктует письмо матери, в котором сообщает ей, как его брат Сенька «кончал» «папашу»-белогвардейца, который убил своего родного сына Федю. Автор видит на этой войне злобу, месть и лютую ненависть. Здесь воюют за власть, а не за родину.
Законы военного времени порождают произвол и безнаказанность. Комбриг Маслак из рассказа «Афонько Бида» приказывает эскадрону идти в атаку на деревенских жителей, которые помогали им в борьбе с поляками. За убитого коня Афонько уходит мстить в одиночку. Он поджигает деревни, расстреливает старост, чинит разбой. Для мирного населения одинаково опасны и красные, и белые.
Никита Балмашев, герой рассказа «Соль», пишет письмо в редакцию. Он с чувством исполненного долга описывает случай из своей жизни. Когда бойцы конармии отправлялись на фронт, он из жалости пустил в вагон женщину с ребенком, в пути охранял ее. Когда выяснилось, что в свертке не ребенок, а соль, Балмашев выбросил женщину из вагона и расстрелял ее. Заканчивалось письмо словами: «…я смыл этот позор с лица трудовой земли и республики».
Бабель был коммунистом, но честным человеком и писателем. Он выполнил свой гражданский долг, написав правду о революции и гражданской войне. В 1939 году его арестовали, обвинив в «антисоветской заговорщической террористической деятельности», а в 1940 году расстреляли. Книга «Конармия» на долгие годы была запрещена.

Катастрофические события социальных революций XX века не могли не стать величайшим потрясением и в судьбе литературы. Октябрь 1917 года взорвал Россию изнутри и породил гражданскую войну. Преданность революции и защиту ее идеалов в гражданской войне отражали романы Д. Фурманова «Чапаев», Н. Островского «Как закалялась сталь», А. Фадеева «Разгром», А. Серафимовича «Железный поток».
Но было много писателей, которые пошли на сознательную оппозицию и, следуя законам гуманистической нравственности, рассказали о революционном времени как о насилии, коверкающем судьбы людей в России. Появились такие произведения, как «Тихий Дон», «Донские рассказы» М. Шолохова, «Конармия» И. Бабеля, «Бег», «Белая гвардия», «Дни Турбиных» М. Булгакова, «Доктор Живаго» Б. Пастернака и другие. Большинство из этих авторов стали жертвами диктаторского режима, не желавшего знать о себе правды.
И. БАБЕЛЬ. «КОНАРМИЯ»
Ярким примером судьбы человека, исковерканной под колесами революции, можно считать жизнь И. Бабеля. Трагическая судьба писателя, расстрелянного в январе 1940 года в Москве, была предопределена: автор «Конармии» пережить террор 30-х годов не мог. Читая его книги, мы помним, что они были оплачены по самому высокому счету.
«Конармия» - это типичный для литературы 20-30-х годов роман в новеллах. Все новеллы объединены литературным рассказчиком Кириллом Васильевичем Лютовым, кандидатом прав Петербургского университета, прикомандированным к штабу одной из дивизий Первой Конной армии. Судьба героя - не частный случай, касающийся отдельно взятого представителя интеллигенции, но колоссальное по силе обобщение важнейшей проблемы - интеллигенция и революция.
В основе сюжетного конфликта лежат попытки Лютова стать равноправным бойцом Конармии, превратиться в истого красного кавалериста, который бы не выделялся из общей массы. Отсюда мытарства героя. По-другому и быть не могло, ведь широко образованный, интеллигентный человек, во многом идеалист и романтик, попадает в круг людей малообразованных, невежественных, попросту одичавших от многолетней бойни.
После взрыва отчаяния дела героя медленно, но верно продвигаются к положительному завершению: он завоевывает значительный авторитет среди конармейцев, о чем можно судить по тому, что они называют его «Лютыч», обращаются к нему как к третейскому судье в случае затруднений.
Более того, когда Л ютов находит в себе мужество и силы в накаленной боевой обстановке противиться расстрелу пленных, он добивается своего. Это развязка: герой преодолел (конечно, до известного предела) пропасть, отделявшую его от бойцов Первой Конной.
Одной из важнейших в романе является проблема гуманизма, рассматриваемая в теме «человек на войне». Писатель подчеркивает, что жажда революционной справедливости перерастает у героев в братоубийственную войну, а мужество и беззаветная преданность борьбе «за правое дело» компенсирует любые нравственные недостатки.
Таковы герои «Конармии»: Конкин, Иван Акин- фиев, Колесников. Афонька Бида, Никита Балма- шев, даже «дама всех эскадронов Сашка». Например, Иван Акинфиев - изощренный садист, для него «власть совецкая - кровиночка горькая», и он готов убить Лютова за то, что тот ходит в атаку, не стреляя по противнику.
Война одинаково гибельна в нравственном отношении для всех ее участников. Так, Лютов, с одной стороны, протестует против убийства пленных и оскорбления религиозных чувств католиков, а, с другой, - поджигает кучу соломы на полу дома для того.
чтобы вынудить хозяйку накормить его. Значит, попадая в подобную ситуацию, даже человек культурный не способен устоять на принципах гуманизма.
Описание ужасов войны - не самоцель писателя. Отношение кандидата прав Лютова к происходящему, попытка примирить в сознании отвращение к насилию и представление о его неизбежности - вот то противоречие, которое является основополагающим для романа.
Книга о войне не содержит практически батальных сцен. Например, в новеллах «Комбриг два», «Чесники». «Афонька Вида» только упоминается о бое. Объяснение этому одно: «Конармия» - не хроника, это роман о человеческой душе, мятущейся, ищущей истины в несправедливом, истекающем кровью мире. Рассказав трагическую правду о войне, Бабель как писатель, как гуманист напрочь отвергает дикое, противоестественное состояние гражданской войны, «приправленное» революционными лозунгами о справедливости.
М.А. БУЛГАКОВ. «БЕЛАЯ ГВАРДИЯ», «БЕГ», «ДНИ ТУРБИНЫХ»
Булгаков вошел в литературу с темой, которой оставался верен в своем творчестве, - революция и культура, где соединительный союз «и» порой звучал для писателя разделительным «или».
Когда окружающий Булгакова мир был потрясен революцией, встал вопрос: что будет с культурой, созданной тысячелетиями цивилизации?
Для Булгакова разрушить старое - значит уничтожить прежде всего культурные ценности. Он считает, что только культура, мир интеллигенции вносят гармонию в хаос человеческого бытия.
Думая о России, писатель не мыслил ее без интеллигенции как главной силы исторического развития. Эта идея обретает трагическое звучание в романе «Белая гвардия». Попытка Турбиных с мечом в руках отстоять быт, который уже утратил бытие, оценивалась Булгаковым как донкихотство. С их гибелью, по мнению писателя, гибнет все. Художественный мир романа как бы раздваивается: с одной стороны это мир Турбиных с их устоявшимся культурным бытом, с другой стороны - это варварство петлюровщины. Гибнет мир Турбиных, но сгинул и Петлюра. В город входит броненосец «Пролетарий», несущий тот же хаос в мир человеческой доброты.
Вслед за «Белой гвардией» Булгаков создает драматическую дилогию «Дни Турбиных» и «Бег». Если в «Белой гвардии» ясно выражена мысль о том, что вместе с гибелью старой интеллигенции гибнет все, то в «Днях Турбиных» и «Беге» с гибелью Турбиных гибнет только часть мира. Трагические герои - Турбин и Хлудов - гретают пародийных двойников - Лариосика и генерала Чарноту.
Героизм и личная храбрость Турбина, в одиночестве защищающего гимназию, пародийно снижена фарсовым выступлением одинокого сторожа, готового ценою жизни спасать гимназические парты. Максим - своего рода двойник Турбиных. У них тоже есть канувший в небытие «господин директор». Их жизнь тоже отдана ради исторической иллюзии. Здесь завязывается главная особенность булгаковского видения и отражения мира: трагедия и фарс. Именно горькая ирония, смех, фарс станут определяющими в описании трагической сути жизни людей, попавших под колеса истории. И в «Белой гвардии», и в «Беге», и в «Днях Турбиных» Булгаков изображал русскую интеллигенцию, гибнущую в пожаре революции.
Долгое время Булгакова называли певцом «белой гвардии», а его произведения расценивались как «прямая вылазка классового врага». Понимая невозможность выжить с романтической ностальгией по старой культуре, Булгаков в своем творчестве развивает сатирическое изображение нового мира, рожденного революцией, в знаменитой повести «Собачье сердце», в «Дьяволиаде» и других произведениях.

Сочинение

Сборник рассказов Исаака Бабеля «Конармия» рисует нам картину гражданской войны, далекую от пропагандистского стереотипа о плохих белых и хороших красных. Конармейцы изображены совсем не ангелами, а белые - отнюдь не только злодеями. Однако главное для писателя - не доказательство правоты или неправоты белых или красных, а показ читателям трагичности гражданской войны, трагичности всякого насилия, даже применяемого как будто в благих целях. Это хорошо видно на примере рассказа «Смерть Долгушова». Здесь автор, Кирилл Лютов, - интеллигент, вследствие осознанного выбора оказавшийся на стороне красных, попадает в сложное моральное положение. Смертельно раненный конармеец, телефонист Долгушов, просит, чтобы его добили, избавив от мучений и возможного надругательства со стороны поляков: «- Патрон на меня надо стра-тить, - сказал Долгушов. Он сидел, прислонившись к дереву. Сапоги его торчали врозь. Не спуская с меня глаз, он бережно отвернул рубаху. Живот у него был вырван, кишки ползли на колени и удары сердца были
видны.
- Наскочит шляхта - насмешку сделает. Вот документ, матери отпишешь, как и что...
- Нет, - ответил я и дал коню шпоры.
Долгушов разложил по земле синие ладони и осмотрел их недоверчиво...
- Бежишь? - пробормотал он, сползая. - Бежишь, гад...» Бабель демонстрирует нам страшные подробности войны, натуралистические детали умирания человека. Жуть берет, когда удары сердца не слышно, а видно. Бабелевский интеллигент не в состоянии выполнить просьбу умирающего солдата. У него не хватает решимости убить человека, пусть и без того обреченного на мучительную смерть. Лютов не может преодолеть сидящего в глубине его души отвращения к убийству, морального запрета на лишение жизни себе подобного. Хотя по сути выстрел для Долгушова - это благо, избавляющее от нестерпимой боли и пр^бли-жающее желанную смерть. Долгушова добивает друг Лютова Афонька Вида - простой казак, не отягощенный интеллигентской рефлексией. Он спрятал в сапог красноармейскую книжку и спокойно выстрелил умирающему прямо в рот. Тут между Бидой и автором происходит очень выразительный диалог: « - Афоня, - сказал я с жалкой улыбкой и подъехал к казаку, - а я вот не смог.
- Уйди, - ответил он, бледнея, - убью! Жалеете вы, очкастые, нашего брата, как кошка мышку...
И взвел курок».
От гибели Лютова спасает другой красноармеец, Грищук, схватив Виду за руку. Однако тот продолжает выкрикивать угрозы в адрес Кирилла: «Холуйская кровь!.. Он от моей руки не уйдет...» И Лютов понимает, что потерял Афонькину дружбу. Грищук же Лютова не осуждает за проявленную слабость и угощает яблоком, говоря ласково: «Кушай... кушай, пожалуйста...» Этими словами рассказ заканчивается.
Сам факт выбора, который приходится делать Лютову, глубоко трагичен. Убить человека - нарушить внутренний нравственный закон. Не убить - значит обречь его на более медленную и мучительную смерть. Как будто Афонька Вида совершает акт милосердия, добивая Долгушова и тем самым творя добро. Однако казака уже заразила страсть к убийству. Он готов убить своего друга Лютова только потому, что ему видится в словах Кирилла невысказанный укор. Сам Бабель сознавал, что не правы тут оба. Лютов из-за чувства жалости не может прекратить мучения Долгушова. Вида же готов расправиться с другом только за то, что неспособность Лютова к убийству вынудила Афоню взять грех на себя. Писателю ближе всего позиция Грищука, способного предотвратить бессмысленное убийство и пожалеть «очкастого», перенесшего, наверное, самое сильное потрясение в своей жизни.
Жестокость гражданской войны показана Бабелем через столкновение необходимости убивать хорошо знакомого человека, чтобы облегчить его страдания, и невозможности такое убийство совершить без тяжелого ущерба для собственной души. Страдает не только Долгушов, страдают и Лютов и Бида. И как решить нравственную дилемму, вставшую не только перед Кириллом Лютовым, но и перед десятками тысяч других бойцов и командиров противоборствующих армий, не знали ни они, ни сам писатель. И тот же Афонька Бида предстает у него то почти как святой, «обведенный нимбом заката», то почти как дьявол, несущий «холод и смерть»

Другие сочинения по этому произведению

В гражданских войнах нарушается извечный закон бытия — «Не пролей крови ближнего своего» (по рассказам И. Бабеля) Величие и ужас гражданской войны в рассказах И. Бабеля. Герои гражданской войны к книге «Конармия» Изображение ужасов войны в книге И. Э. Бабеля «Конармия» Проблема насилия и гуманизма в русской литературе 20 века Рецензия на рассказ Бабеля «Соль» Рецензия на рассказ И. Бабеля «Соль» Человек в огне революции (по романам А. Фадеева «Разгром» и И. Бабеля «Конармия») «Я не хочу и не могу верить чтобы зло было нормальным состоянием людей…» (По книге Бабеля «Конармия») Характеристика образа Дьякова Сочинение о всех рассказах «Конармии» Бабеля О романе И. Бабеля "Конармия" Гуманизм и жестокость в "Конармии" И.Э. Бабеля (на примере рассказа "Соль") Изложение новеллы «Измена» из произведения Бабеля «Конармия» Характеристика образа Лютова Интеллигенция и революция в произведении И. Бабеля «Конармия» Революция и ее герои в советской литературе (по произведениям И. Бабеля «Конармия» и А. Фадеева «Разгром») Характеристика образа Акинфиева Ивана Характеристика образа Галин Характеристика образа Гедали Характеристика образа Лёвки "Конармия" И.Бабеля Проблема взаимоотношений интеллигенции и народа в "Конармии" И. Э Ббеля

Сочинение на тему «Гражданская война в творчестве И.Бабеля.»Конармия» 5.00 /5 (100.00%) 1 vote

Тема революции — одна из самых актуальных в русской литературе прошлого столетия. Ведь она во многом изменила жизнь общества. Многие литераторы были вынуждены эмигрировать, так как не могли писать ложь, а правду им писать запрещали. Тема гражданской войны стоит наравне с темой революции. Теперь отношение к этим событиям, их роль в истории России переосмысляется, а тогда иное мнение считалось враждебным. Многие писатели видели в гражданской войне общенациональную трагедию, братоубийственную войну.


Исаак Эммануилович Бабуль встретил Октябрьскую революцию с ожиданием перемен. Он был романтически настроен и считал революцию справедливой, но разруха заставила его сомневаться в этом. Писатель сам видел, что происходило на фронте во время гражданской войны. Весной 1920 года он отправился на фронт корреспондентом в Первую конную армию. Кроме статей и дневника военных действий, он вел также личный дневник, где фиксировал свои сложные мысли и чувства, по поводу происходящего, описывал военные события. С ужасом писатель замечал, что насилие стало для казаков привычным явлением. Война уничтожила личное достоинство людей, лишила их жалости к себе подобным.
В своем сборнике новелл «Конармия», созданном в 1926 году, писатель, опираясь на свой походный опыт, описывает человека на войне, среди ужаса и постоянного запаха крови.
В сборнике выделяется двойственность изображения конармейцев. Они здоровы, жизнерадостны, геройски ведут себя в сражениях, но и готовы к звериной жестокости. Писатель хочет изобразить казаков в самопознании, со всеми их противоречивыми свойствами, чтобы показать читателю: их поведение продиктовано войной.
Сам автор против убийства. Человек, способный к состраданию, не может примириться с кровопролитием. Но реальность иногда настолько неожиданна, что соединяет в одном человеке жестокость и милосердие.
Слова автора «летопись будничных злодеяний теснит меня неутомимо, как порок сердца» воспринимались как осуждение, неприятие такой революции. С первой же публикации новелл из «Конармии» роман вызвал споры. Его считали клеветой на доблестную Красную Армию, на первую конную, «поэзией бандитизма». На фоне ее постоянного прославления иного взгляда просто не ждали. Бабель говорил, что он не ставил себе задачей воспеть героическую историю Первой конной, но споры продолжались. За писателя заступился М.Горький, «Конармия» не раз переиздавалась.