Сообщение о николае семеновиче лескове. Николай Семенович Лесков

ЛЕСКОВ Николай Семенович родился в семье мелкого чиновника - писатель.

Учился в Орловской гимназии, служил чиновни­ком в Орле и Киеве. Литературную дея­тельность начал со статей по экономиче­ским вопросам, затем писал политические статьи в газете «Северная пчела». Одна из его статей о петербургских пожарах (1862) послужила началом полемики Лескова с рево­люционной демократией. Уехав на год за границу, он пишет там рассказ «Овце­бык» (1862) и начинает работать над анти­нигилистическим романом «Некуда», ко­торый был напечатан в 1864.

В рассказе «Овцебык» Николай Семенович рисует образ революцион­ного демократа, жертвующего всей своей жизнью для борьбы за пробуждение клас­сового сознания в народе. Но, изображая семинариста Богословского как чистого и самоотверженного человека, писатель в то же время смеется над той политической про­пагандой, которую он проводит среди крестьян, показывает полную оторван­ность Богословского от жизни, его чуж­дость народу.

В романе - «Некуда» - Лесков рисует многие образы революционных демократов в рез­ко сатирическом, злобно шаржированном виде. Вся демократическая критика осудила этот роман. Рисуя молодых людей, живущих в коммуне, писатель хотел высмеять конкретные факты того времени: коммуну писателя В. А. Слепцова и другие коммуны. Роман «Некуда» полемически заострен против романа Чернышевского «Что де­лать?». Лесков дает совершенно противопо­ложную Чернышевскому трактовку идейной борьбы 60-х гг., пытаясь зачеркнуть программу действия, которую намечал для своих героев Чернышевский .

Идеи и поступки героев «Что делать?» Николай Семенович пере­сматривает и в другом своем романе - «Обойденные» (1865). Здесь он дает совсем иное разрешение и любовного конфликта, и проблемы трудовой деятельности герои­ни (противопоставив частную мастерскую общественной мастерской Веры Пав­ловны).

В 1862-63 Николай Семенович пишет ряд подлинно реалистических повестей и рассказов о крепостной деревне, в которых рисует яркие картины нищеты, невежества, бесправия крестьянства:

«Погасшее дело» ,

«Язвительный» ,

«Житие одной бабы» , а также и стихийный протест крестьян про­тив физической и духовной кабалы.

Осо­бенной художественной силой отличается повесть «Житие одной бабы» (1863), в ко­торой показана трагическая гибель кресть­янки, защищающей свое право на жизнь с любимым. В этой повести используется фольклор: сказочная речь, народные пес­ни.

Эта же тема страстной любви необы­чайно ярко разрешена в повести «Леди Макбет Мценского уезда» (1865). Мастер­ство Лескова - художника проявилось здесь в изображении характеров и в построении драматически напряженного сюжета.

В 1867 Николай Семенович публикует драму «Расточитель» , главная тема которой - обличение жесто­кости нравов собственнического общества. В ней вскрываются язвы буржуазной действительности тех лет, рисуется ряд ярких типов купцов старого и нового «за­кала». Пьесе «Расточитель», как и повести «Леди Макбет Мценского уезда», свойст­вен налет мелодраматизма, чувствуется в ней и антинигилистическая направлен­ность, но все это не меняет глубоко реа­листического изображения жизни буржуа­зии. По содержанию и приемам сатири­ческой типизации драма «Расточитель» близка к комедии Щедрина «Смерть Пазухина».

В повести «Вои­тельница» (1866), писатель бле­стяще нарисовал сатирический тип ме­щанки-человеконенавистницы и ханжи, морально искалеченной средой.

Реали­стические произведения 60-х гг., и особенно сатира «Воительницы» и «Расто­чителя», не дают оснований зачислять его в этот период безоговорочно в реакцион­ный лагерь, они свидетельствуют скорее об отсутствии у него твердых идейных позиций.

Резкую полемику с революционно-де­мократическим движением Николай Семенович продолжал вести и в начале 70-х гг.

В 1870 он пишет книгу «Загадочный человек» , где излагает биографию действовавшего в России ре­волюционера Артура Бенни. В этой книге он рисует с презрительной иронией и да­же гневом революционно-демократическое движение 60-х гг., осмеивает конкретных деятелей этого движения: Герцена , Нек­расова , братьев Н. Курочкина и В. Курочкина , Ничипоренко и других. Книга служила как бы публицисти­ческим введением к роману «На ножах» (1871) - откровенному пасквилю на де­мократическое движение тех лет. Извра­щение действительности здесь настолько явно, что даже Достоевский , создавший в это время реакционный роман «Бесы», писал А. Н. Майкову, что в романе «На ножах» «много вранья, много черт знает чего, точно на луне происходит. Ниги­листы искажены до бездельничества» («Письма», т. 2, с. 320). «На ножах» было последним произведением Лескова, целиком по­священным полемике с революционной демократией, хотя «призрак нигилизма» (выражение Щедрина) преследовал его еще ряд лет.

Карикатурными образами нигилистов Николай Семенович испортил и свой реалистический роман- хронику «Соборяне» (1872), в котором ни­гилисты, в сущности, не играют никакой роли. Основная сюжетная линия романа связана с духовной драмой протопопа Туберозова и дьякона Ахиллы, борющих­ся с церковной и мирской несправедли­востью. Это подлинно русские богатыри, люди с чистой душой, рыцари правды и добра. Но протест их бесплоден, борьба за церковь «истинную», свободную от мир­ской грязи не могла ни к чему привести. И Ахилла и Туберозов были чужды массе церковников, той самой корыстной, не­разрывно связанной с мирскими властями массе, которую писатель некоторое время спустя изобразил в хронике «Мелочи архиерей­ской жизни» .

Очень скоро Лесков понял, что на почве «идеализированной Византии» «развиваться нельзя», и признавался, что не стал бы писать «Соборян» так, как они написаны. Образы «Соборян» положили начало галерее лесковских праведников. Характеризуя идейную позицию Лескова начала 70-х гг., Горький писал: «После злого романа «На ножах» литературное твор­чество Лескова сразу становится яркой живо­писью, или, скорее, иконописью,- он на­чинает создавать для России иконостас ее святых и праведников. Он как бы поста­вил себе целью ободрить, воодушевить Русь, измученную рабством. В душе этого человека странно соединялись уверенность и сомнение, идеализм и скептицизм» (Собр. соч., т. 24, М., 1953, с. 231-233).

Николай Семеновичи Лесков начи­нает переоценивать свое отношение к ок­ружающей действительности. Он открыто заявляет об отходе от реакционного лите­ратурного лагеря, руководимого М. Н. Кат­ковым. «Я не могу не чувствовать к не­му того, чего не может не чувствовать ли­тературный человек к убийце родной ли­тературы»,- пишет писатель о Каткове.

Рас­ходится он и со славянофилами, о чем свидетельствуют его письма к И. Акса­кову . В этот период он приступает к соз­данию сатирических произведений, в ко­торых с особой отчетливостью видно по­степенное сближение его с демократиче­ским лагерем.

Повесть-обозрение «Смех и горе» (1871), открывает собой как бы новый этап в творческом развитии писателя «Я стал думать ответственно, когда напи­сал «Смех и горе», и с тех пор остался в этом настроении - критическом и, по силам моим, незлобивом и снисходитель­ном»,- писал впоследствии Лесков. В повести «Смех и горе» рисуется жизнь помещика Ватажкова, для которого Россия - это страна «сюрпризов», где рядовой человек не в силах бороться: «Здесь, что ни шаг, то сюрприз, и притом самый скверный». Глубокие закономерности несправедли­вого общественного строя писатель показал лишь как цепь несчастных случайно­стей - «сюрпризов», выпавших на долю неудачника Ватажкова. И, тем не менее, сатира эта давала богатый материал для раздумий. В повести не только изображе­на жизнь широких слоев пореформенной России, но и создан ряд ярких сатириче­ских типов, приближающихся к типам демократической сатиры тех лет. Поиски сатирических приемов у Лескова шли под не­сомненным влиянием Щедрина, хотя его сатира 70-х гг. и лишена наступательно­го щедринского духа. Рассказчик обычно избирается Лесковым самый неискушенный в со­циальных вопросах, чаще всего это рядо­вой обыватель. Это и определяет харак­терную особенность сатиры тех лет - ее бытовизм.

Положительные образы «Соборян», тема талантливости, духовной и физической мощи русского народа получают свое дальнейшее развитие в повестях «Очаро­ванный странник» и «Запечатленный ан­гел» , написанных в 1873.

Герой «Очаро­ванного странника» - Иван Северьянович Флягин - беглый крепостной, по внешнему виду напоминающий Ахиллу Десницыца из «Соборян». Все чувства в нем доведены до крайних размеров: и любовь, и радость, и доброта, и гнев. Сердце его полно всеобъемлющей любви к родине и многострадальному русскому народу. «Мне за народ очень помереть хочется»,- говорит Флягин. Он человек несгибаемой воли, неподкупной честности и благородства. Эти его качества, как и вся его жизнь, наполненная великими страданиями, типичны для всего русского народа в целом. Прав был Горький, от­мечая типичность, народность лесковских героев: «В каждом рассказе Лескова вы чувствуете, что его основная дума - дума не о судьбе лица, а судьбе России».

Оли­цетворением яркой талантливости русского народа являются в повести «Запе­чатленный ангел» крестьяне - строители Киевского моста, поражающие своим ис­кусством англичан. Они сердцем понима­ют и чувствуют великую красоту старин­ной русской живописи и готовы отдать за нее жизнь. В столкновении мужицкой артели с алчными, продажными чиновни­ками моральная победа остается на сто­роне мужиков.

В «Запечатленном ангеле» и «Очарованном страннике» язык писателя до­стигает необычайной художественной вы­разительности. Рассказ ведется от лица основных героев, и читатель видит воочию не только события, обстановку, но через речь видит внешность и поведение каждо­го, даже незначительного, персонажа.

В творчестве Николая Семеновича 70-х и последующих годов чрезвычайно сильны мотивы нацио­нальной самобытности русского народа, веры в свои силы, в светлое будущее Рос­сии. Мотивы эти легли в основу сатириче­ской повести «Железная воля» (1876), а также повести «Сказ о тульском Косом Левше и стальной блохе» (1881).

Николай Семенович создал в «Сказе о Левше» целую галерею сатири­ческих типов: царь Николай I, подхалимы и трусы «русские» придворные графы Кисельвроде, Клейнмихели и прочих. Все они - сила, чуждая народу, грабящая его и из­девающаяся над ним. Им противостоит человек, который только один и думает о судьбе России, о ее славе. Это талант­ливый умелец-самоучка Левша. Лесков сам отмечал, что Левша - образ обобщенный: «В Левше я имел мысль вывести не одного человека, а там, где стоит «Левша», надо читать «русский народ». «Олицетворенный народною фантазиею мира», наделенный духовным богатством простого русского народа, Левша сумел «посрамить» англи­чан, стать выше их, презрительно отнес­тись к их обеспеченно-бескрылому прак­тицизму и самодовольству. Судьба Левши трагична, как была трагична судьба всего угнетенного народа России. Оригинален язык «Сказа о Левше». Сказитель высту­пает в нем как представитель народа, и поэтому его речь, а часто и его облик сли­ваются с речью и обликом самого Левши. Речь других персонажей передается также через восприятие сказителя. Он пере­осмысливает комически и сатирически язык чуждой ему среды (и русской и анг­лийской), многие понятия и слова трак­тует по-своему, с точки зрения своего представления о действительности, ис­пользует чисто народную речь, создает новые словосочетания.

Подобную же ма­неру сказа использовал он и в повести «Леон - дворецкий сын» (1881), стилизо­ванной под народный язык XVII в. Тема гибели народных талантов на Руси, тема обличения крепостнического строя с боль­шим художественным мастерством реша­ется писателем и в повести «Тупейный художник» (1883). В ней рассказывается о зверски растоптанной любви, о жизни, погубленной деспотом, имеющим власть над людьми. В русской литературе мало книг, запечатлевших пе­риод крепостного права с такой худо­жественной силой.

В 70-80-е гг. Николай Семенович пишет ряд произведе­ний, посвященных изображению русских праведников («Несмертельный Голован», «Однодум», «Печорские антики» ). Многие рассказы написаны на сюжет Евангелия и Пролога. Праведники в легендах Лескова те­ряли свой божественный облик. Они дей­ствовали как подлинно живые, страдаю­щие, любящие люди («Скоморох Памфалон», «Аскалонский злодей», «Прекрасная Аза», «Невинный Пруденций» и другие). В ле­гендах проявилось высокое мастерство стилизации, присущее автору.

Большое место в творчестве Николая Семеновича занимает тема обличения русского церковничества. Особенно острую, сатирическую окраску приобретает она с конца 70-х гг. Это было вызвано эволюцией миросозерцания Лескова, его заботой о борьбе с невежеством наро­да, с его вековыми предрассудками.

Очень характерна книга сатирических очерков «Мелочи архиерейской жизни» (1878-80), в которой зло высмеиваются мелочность, самодурство, стяжательство «святых от­цов», а также иезуитские законы церкви и правительства о браке, используемые церковной иерархией в своих корыстных целях. В книге с непоследовательностью перемешано и очень важное и мелкое, и резкая сатира и просто фельетоны, анек­дотические факты, и тем не менее в целом она сильно бьет по церкви как верной прислужнице эксплуататорских классов, разоблачает ее реакционную социальную роль, хотя и не с атеистических позиций, а с ложных позиций ее обновления. В этот период писатель переоценивает созданные им ранее положительные образы духовен­ства, в том числе и образы «Соборян». «Клятвы разрешать; ножи благословлять, отъем через силу освящать; браки разво­дить; детей закрепощать; оказывать про­текции у Создателя или проклинать и де­лать еще тысячи пошлостей и подлостей, фальсифицирующих все заповеди и прось­бы «повешенного на кресте праведника» - вот что я хотел бы показать людям»,- с гневом пишет Лесков. Кроме «Мелочей архи­ерейской жизни», Николай Семенович написал большое количество антицерковных рассказов и очерков, которые вошли (вместе с «Ме­лочами архиерейской жизни») в 6-й т. его первого собр. соч., который по поста­новлению духовной цензуры был изъят и сожжен.

Сатирические образы попов-шпионов и мздоимцев встречаются также во многих его произведениях:

«Шерамур» ,

в цикле новелл

«Заметки неизвестного» ,

«Свя­точные рассказы» ,

«Рассказы кста­ти» ,

повестях

«Полунощники» ,

«Зимний день» ,

«Заячий ремиз» и других.

В своей анти­церковной сатире Николай Семенович шел вслед за Тол­стым, начавшим в 80-е гг. борьбу с офи­циальной церковью. Л. Толстой оказал огромное влияние на формирование идео­логии писателя и на его творчество, особенно в 80-е гг., но Лесков не был толстовцем и не принимал его теории непротивления злу. Процесс демократизации творчества писателя становится особенно очевидным в 80 - 90-е гг. Писатель идет по пути углубления критики действительности, подвергая при этом коренному пересмотру свои прежние взгляды и убеждения. Он подходит к раз­решению основных социальных проблем, которые стояли в центре внимания демо­кратической литературы этого периода.

Эволюция мировоззрения Лескова проходила трудно и мучительно. В письме к критику Протопопову он говорит о своем «трудном росте»: «Дворянские тенденции, церковная набожность, узкая национальность и государственность, слава страны и тому подобное. Во всем этом я вырос, и все это мне часто казалось противно, но... я не видел, «где истина»!»

В сатирических произведениях 80-х гг. большое место занимает борьба против антинародного бюрократического аппарата самодержавия. В этой борьбе он шел вместе со Щедриным, Чеховым и Л. Толстым. Он создает ряд сатирически обобщенных типов чиновников-хищников, олицетворяющих антинародность само­державия рассказы:

«Белый орел» ,

«Прос­тое средство» ,

«Старый гений» ,

«Человек на часах» .

Образы буржуазии, нарисованные в рассказах

«Полунощники» ,

«Чертогон» ,

«Грабеж» ,

«Отборное зерно» и других, имеют много общего с подобными же образами Щедрина, Некрасова, Островского , Ма­мина-Сибиряка. Но основное внимание писатель уделил моральному облику буржуа, оста­вив в стороне его политическую деятель­ность.

В начале 90-х гг. Николай Семенович создал ряд политиче­ски острых сатирических произведений:

рассказы

«Административная грация» (1893),

«Загон» (1893),

«Полунощ­ники» (1891),

«Зимний день» (1894),

«Дама и фефела» (1894),

Главная особенность этих произве­дений - их открытая направленность про­тив реакции 80-90-х гг., прямая защита прогрессивных сил России, в частности ре­волюционеров, показ духовной, моральной растленности правящих классов и гнев­ное обличение их методов политической борьбы с революционным движением. Злы­ми сделались и краски сатиры, стал не­измеримо тоньше рисунок образа, быто­вая сатира уступила место сатире социаль­ной, появились глубокие обобщения, вы­раженные в образной и публицистической форме. Лесков прекрасно сознавал разруши­тельную силу этих произведений: «Мои последние произведения о русском об­ществе весьма жестоки... Эти вещи не нравятся публике за цинизм и пря­моту. Да я и не хочу нравиться публике. Пусть она хоть давится моими рассказами, да читает... Я хочу бичевать ее и мучить. Роман становится обвинительным актом над жизнью».

В рассказе «Административ­ная грация» он рисует борьбу объединен­ного лагеря реакции в лице министра, губернатора, попа и полиции против про­грессивно настроенного профессора, доведенного их травлей и клеветой до само­убийства. Рассказ этот не смог быть напе­чатан при жизни писателя и появился лишь в со­ветское время.

В очерке «Загон» сатира Николая Семеновича достигает особенно широкого полити­ческого обобщения. Рисуя картины нищей и дикой жизни народа, не верящего ни в какие реформы, проводимые господами, Он показывает не менее дикую, полную суеверий жизнь правящего общества. Этим обществом руководят «апостолы» мрако­бесия и реакции вроде Каткова, пропове­дующие отделение России «китайской сте­ной» от других государств, образование собственного российского «загона». Пра­вящие круги и реакционная пресса, выра­жающая их мнение, стремятся навсегда удержать народ в кабале и невежестве. Не прибегая в очерке к гиперболе, под­бирает такие реально существовавшие факты, которые выглядят еще более рази­тельно, чем самая злая сатирическая ги­пербола. Публицистический накал лесковской сатиры здесь во многом близок к сатире Щедрина, хотя Лесков и не смог под­няться до щедринских высот сатириче­ского обобщения.

Еще более ярки и раз­нообразны по своей художественной фор­ме сатирические повести Лескова Н. С. «Полунощ­ники», «Зимний день», «Заячий ремиз». В них созданы положительные образы прогрессивной молодежи, борющейся за права народа. В основном это образы де­вушек-дворянок, порвавших со своим классом. Но идеал Лескова- не активный ре­волюционер, а просветитель, борющийся за усовершенствование общественного строя средствами морального убеждения, пропагандой евангельских идеалов добра, справедливости, равенства.

В «Полунощниках» запечатлен буржуазный и мещан­ский быт 80-х гг., с его невежеством, жес­токостью, страхом перед общественным движением и верой в чудеса мракобеса Иоанна Кронштадского. Пластическая выразительность образов «Полунощников» достигается писателем в основном подчеркива­нием их социальных качеств и своеобраз­ным, неповторимо индивидуальным язы­ком. Здесь же Николай Семенович создает и сатирические образы-символы, определяя сущность их кличками: «Ехидна», «Тарантул» и тому подобное.

Но особенно выразительны итоги идейной эволюции Лескова и художественные достиже­ния его сатиры в повести «Заячий ре­миз», изображающей политическую борь­бу в период реакции 80-х гг. Говоря о эзоповском стиле в этой повести, Лесков писал: «В повести есть «деликатная материя», но все, что щекотливо, очень тщательно маскировано и умышленно за­путано. Колорит малороссийский и су­масшедший». В этой повести Николай Семенович показал себя блестящим учеником Щедрина и Гоголя , продолжавшим их традиции в но­вой исторической обстановке. В центре повести - Оноприй Перегуд, дворянин и бывший становой пристав, находящийся на излечении в сумасшедшем доме. Поме­шался он на почве ловли «сицилистов», которой от него требовали охранка и местные полицейские и духовные власти. «Что за ужасная среда, в которой он жил... Помилуйте, какая голова может это вы­держать и сохранить здравый ум!»- го­ворит один из героев повести. Перегуд - слуга и вместе с тем жертва реакции, жалкое и страшное по­рождение самодержавного строя. Спосо­бы сатирической типизации в «Заячьем ремизе» обусловлены политической зада­чей, поставленной Лесковым: изобразить об­щественный строй России как царство произвола и безумия. Поэтому Николай Семенович поль­зовался средствами гиперболы, сатириче­ской фантастики, гротеска.

«Лесков Николай Семенович- волшебник слова, но он писал не пластически, а рассказывал и в этом искусстве не имеет себе равного»,- писал М. Горький.

Действительно, стиль Лескова ха­рактерен тем, что основное внимание уде­ляется речи персонажа, при помощи ко­торой создается полное представление об эпохе, о конкретной среде, о характере людей, об их действиях. Секрет словесного мастерства Николая Семеновича заключается в его прекрас­ном знании народной жизни, быта, идей­ных и нравственных особенностей облика всех сословий и классов России 2-й половины XIX в. «Пронзил всю Русь»,- метко ска­зал о Лескове один из героев Горького.

Умер - , Петербург.

Русские писатели. Биобиблиографический словарь.

Николай Семёнович Лесков родился 4 февраля 1831 года в селе Горохово Орловского уезда. Отец Лескова, Семён Дмитриевич Лесков (1789—1848), выходец из духовной среды, по словам Николая Семёновича, был «…большой, замечательный умник и дремучий семинарист. Порвав с духовной средой, он поступил на службу в Орловскую уголовную палату, где дослужился до чинов, дававших право на потомственное дворянство, и, по свидетельству современников, приобрёл репутацию проницательного следователя, способного распутывать сложные дела. Мать, Мария Петровна Лескова (урожд. Алферьева), была дочерью обедневшего московского дворянина. Одна из её сестёр была замужем за состоятельным орловским помещиком, другая — за богатым англичанином. Младший брат, Алексей, стал врачом, имел учёную степень доктора медицинских наук.

Детство

Раннее детство Н. С. Лескова прошло в Орле. После 1839 года, когда отец покинул службу (из-за ссоры с начальством, чем, по словам Лескова, навлёк на себя гнев губернатора), семья — супруга, трое сыновей и две дочери — переехала в село Панино (Панин хутор) неподалёку от города Кромы. Здесь, как вспоминал будущий писатель, и началось его познание народа.

В августе 1841 года в десятилетнем возрасте Н. С. Лесков поступил в первый класс Орловской губернской гимназии, где учился плохо: через пять лет он получил свидетельство об окончании лишь двух классов. Проводя аналогию с Н. А. Некрасовым, литературовед Б. Я. Бухштаб предполагает: «В обоих случаях, очевидно, действовали — с одной стороны, безнадзорность, с другой — отвращение к зубрёжке, к рутине и мертвечине тогдашних казённых учебных заведений при жадном интересе к жизни и ярком темпераменте».

Служба и работа

В июне 1847 года Лесков поступил на службу в ту же палату уголовного суда, где работал его отец, на должность канцелярского служителя 2-го разряда. После смерти отца от холеры (в 1848 году), Николай Семёнович получил очередное повышение по службе, став помощником столоначальника Орловской палаты уголовного суда, а в декабре 1849 года по собственному прошению — перемещение в штат Киевской казённой палаты. Он переехал в Киев, где жил у своего дяди С. П. Алферьева.

В Киеве (в 1850—1857 годы) Лесков посещал вольнослушателем лекции в университете, изучал польский язык, увлекся иконописью, принимал участие в религиозно-философском студенческом кружке, общался с паломниками, старообрядцами, сектантами. Отмечалось, что значительное влияние на мировоззрение будущего писателя оказал экономист Д. П. Журавский, поборник отмены крепостного права.

В 1857 году Лесков уволился со службы и начал работать в компании мужа своей тётки А. Я. Шкотта (Скотта) «Шкотт и Вилькенс». В предприятии, которое, по его словам, пыталось «эксплуатировать всё, к чему край представлял какие-либо удобства», Лесков приобрёл огромный практический опыт и знания в многочисленных областях промышленности и сельского хозяйства. При этом по делам фирмы Лесков постоянно отправлялся в «странствования по России», что также способствовало его знакомству с языком и бытом разных областей страны. «…Это самые лучшие годы моей жизни, когда я много видел и жил легко», — позже вспоминал Н. С. Лесков.

Я… думаю, что я знаю русского человека в самую его глубь, и не ставлю себе этого ни в какую заслугу. Я не изучал народа по разговорам с петербургскими извозчиками, а я вырос в народе, на гостомельском выгоне, с казанком в руке, я спал с ним на росистой траве ночного, под тёплым овчинным тулупом, да на замашной панинской толчее за кругами пыльных замашек…
— Стебницкий (Н. С. Лесков). «Русское общество в Париже»
В этот период (до 1860 года) он жил с семьёй в селе Николо-Райском Городищенского уезда Пензенской губернии и в Пензе. Здесь он впервые взялся за перо. В 1859 году, когда по Пензенской губернии, как и по всей России, прокатилась волна «питейных бунтов», Николай Семёнович написал «Очерки винокуренной промышленности (Пензенская губерния)», опубликованные в «Отечественных записках». Эта работа — не только о винокуренном производстве, но и о земледелии, которое, по его словам, в губернии «далеко не в цветущем состоянии», а крестьянское скотоводство «в совершенном упадке». Он полагал, что винокурение мешает развитию сельского хозяйства губернии, «состояние которого безотрадно в настоящем и не может обещать ничего хорошего в будущем…».

Некоторое время спустя, однако, торговый дом прекратил своё существование, и Лесков летом 1860 года вернулся в Киев, где занялся журналистикой и литературной деятельностью. Через полгода он переехал в Петербург, остановившись у И. В. Вернадского.

Литературная карьера

Лесков начал печататься сравнительно поздно — на двадцать шестом году жизни, поместив несколько заметок в газете «Санкт-Петербургские ведомости» (1859—1860), несколько статей в киевских изданиях «Современная медицина», который издавал А. П. Вальтер (статья «О рабочем классе», несколько заметок о врачах) и «Указатель экономический». Статьи Лескова, обличавшие коррупцию полицейских врачей, привели к конфликту с сослуживцами: в результате организованной ими провокации Лесков, проводивший служебное расследование, был обвинен во взяточничестве и вынужден был оставить службу.

В начале своей литературной карьеры Н. С. Лесков сотрудничал со многими петербургскими газетами и журналами, более всего печатаясь в «Отечественных записках» (где ему покровительствовал знакомый орловский публицист С. С. Громеко), в «Русской речи» и «Северной пчеле. В «Отечественных записках» были напечатаны «Очерки винокуренной промышленности (Пензенская губерния)», которые сам Лесков называл своей первой работой, считающиеся его первой крупной публикацией. Летом того же года он ненадолго переехал в Москву, вернувшись в Петербург в декабре.

Псевдонимы Н. С. Лескова

В начале творческой деятельности Лесков писал под псевдонимом М. Стебни́цкий. Псевдонимная подпись «Стебницкий» впервые появилась 25 марта 1862 года под первой беллетристической работой — «Погасшее дело» (позже «Засуха»). Держалась она до 14 августа 1869 года. Временами проскальзывали подписи «М. С», «С», и, наконец, в 1872 году «Л. С», «П. Лесков-Стебницкий» и «М. Лесков-Стебницкий». Среди других условных подписей и псевдонимов, использовавшихся Лесковым, известны: «Фрейшиц», «В. Пересветов», «Николай Понукалов», «Николай Горохов», «Кто-то», «Дм. М-ев», «Н.», «Член общества», «Псаломщик», «Свящ. П. Касторский», «Дивьянк», «М. П.», «Б. Протозанов», «Николай--ов», «Н. Л.», «Н. Л.--в», «Любитель старины», «Проезжий», «Любитель часов.

Статья о пожарах

В статье по поводу пожаров в журнале «Северная пчела» от 30 мая 1862 года, о которых распространялись слухи как о поджогах, осуществляемых революционно настроенными студентами и поляками, писатель упомянул об этих слухах и потребовал от властей их подтвердить или опровергнуть, что было воспринято демократической публикой как донос. Кроме того, критика действий административной власти, выраженная пожеланием, «чтобы присылаемые команды являлись на пожары для действительной помощи, а не для стояния» — вызвала гнев самого царя. Прочитав эти строки, Александр II написал: «Не следовало пропускать, тем более, что это ложь».

Вследствие этого Лесков был отправлен редакцией «Северной пчелы» в длительную командировку. Он объехал западные провинции империи, побывал в Динабурге, Вильне, Гродно, Пинске, Львове, Праге, Кракове, а в конце командировки и в Париже. В 1863 году он вернулся в Россию и опубликовал серию публицистических очерков и писем, в частности, «Из одного дорожного дневника», «Русское общество в Париже»

Некуда

С начала 1862 года Н. С. Лесков стал постоянным сотрудником газеты «Северная пчела», где начал писать как передовые статьи, так и очерки, нередко на бытовые, этнографические темы, но также — критические статьи, направленные, в частности, против «вульгарного материализма» и нигилизма. Высокую оценку его деятельность получила на страницах тогдашнего «Современника».

Писательская карьера Н. С. Лескова началась в 1863 году, вышли его первые повести «Житие одной бабы» и «Овцебык» (1863—1864). Тогда же в журнале «Библиотека для чтения» начал печататься роман «Некуда» (1864). «Роман этот носит все знаки поспешности и неумелости моей», — позже признавал сам писатель.

«Некуда», сатирически изображавший быт нигилистической коммуны, которому противопоставлялись трудолюбие русского народа и христианские семейные ценности, вызвал неудовольствие радикалов. Было отмечено, что у большинства изображённых Лесковым «нигилистов» были узнаваемые прототипы (в образе главы коммуны Белоярцеве угадывался литератор В. А. Слепцов).

Именно этот первый, в политическом отношении радикальный дебют на многие годы предопределил особое место Лескова в литературном сообществе, которое, в большинстве своём, склонно было приписывать ему «реакционные», антидемократические взгляды. Левая пресса активно распространяла слухи, согласно которым роман был написан «по заказу» Третьего отделения. Это «гнусное оклеветание», по словам писателя, испортило всю его творческую жизнь, на многие годы лишив возможности печататься в популярных журналах. Это и предопределило его сближение с М. Н. Катковым, издателем «Русского вестника».

Первые повести

В 1863 году в журнале «Библиотека для чтения» была напечатана повесть «Житие одной бабы» (1863). При жизни писателя произведение не переиздавалось и вышло затем лишь в 1924 году в изменённом виде под заголовком «Амур в лапоточках. Крестьянский роман» (издательство «Время», под редакцией П. В. Быкова). Последний утверждал, что Лесков сам подарил ему новую версию собственного произведения — в благодарность за составленную им в 1889 году библиографию сочинений. Относительно этой версии существовали сомнения: известно, что Н. С. Лесков уже в предисловии к первому тому сборника «Повести, очерки и рассказы М. Стебницкого» обещал во втором томе напечатать «опыт крестьянского романа» — «Амур в лапоточках», но тогда обещанной публикации не последовало.

В те же годы вышли произведения Лескова, «Леди Макбет Мценского уезда» (1864), «Воительница» (1866) — повести, в основном, трагического звучания, в которых автор вывел яркие женские образы разных сословий. Современной критикой практически оставленные без внимания, впоследствии они получили высочайшие оценки специалистов. Именно в первых повестях проявился индивидуальный юмор Лескова, впервые стал складываться его уникальный стиль, разновидность сказа, родоначальником которого — наряду с Гоголем — он впоследствии стал считаться. Элементы прославившего Лескова литературного стиля есть и в повести «Котин Доилец и Платонида» (1867).

Примерно в это время Н. С. Лесков дебютировал и в качестве драматурга. В 1867 году Александринский театр поставил его пьесу «Расточитель», драму из купеческой жизни, после которой Лесков в очередной раз был обвинен критикой в «пессимизме и антиобщественных тенденциях». Из других крупных произведений Лескова 1860-х годов критики отмечали повесть «Обойденные» (1865), полемизировавшую с романом Н. Г. Чернышевского «Что делать?», и «Островитяне» (1866), нравоописательная повесть о немцах, проживающих на Васильевском острове.

Последние годы жизни

Умер Николай Семенович Лесков 5 марта (по старому стилю — 21 февраля) 1895 года в Петербурге от очередного приступа астмы, мучившей его последние пять лет жизни. Похоронен Николай Лесков на Волковом кладбище в Санкт-Петербурге.

Незадолго до смерти, в 1889—1893 годах, Лесков составил и издал у А. С. Суворина «Полное собрание сочинений» в 12 томах (в 1897 году переиздано А. Ф. Марксом), куда вошли большей частью его художественные произведения (причём, в первом издании 6-й том не был пропущен цензурой). В 1902—1903 годах в типографии А. Ф. Маркса (в качестве приложения к журналу «Нива») вышло 36-томное собрание сочинений, в котором редакторы постарались собрать также публицистическое наследие писателя и которое вызвало волну общественного интереса к творчеству писателя. После революции 1917 года Лесков был объявлен «реакционным, буржуазно-настроенным писателем», и произведения его на долгие годы (исключение составляет включение 2-х рассказов писателя в сборник 1927 года) были преданы забвению. Во время короткой хрущёвской оттепели советские читатели наконец получили возможность вновь соприкоснуться с творчеством Лескова — в 1956—1958 годах было издано 11-томное собрание сочинений писателя, которое, однако, не является полным: по идеологическим причинам в него не был включён наиболее резкий по тону антинигилистический роман «На ножах», а публицистика и письма представлены в очень ограниченном объёме (тома 10-11). В годы застоя предпринимались попытки издавать короткие собрания сочинений и отдельные тома с произведениями Лескова, которые не охватывали области творчества писателя, связанной с религиозной и антинигилистической тематикой (хроника «Соборяне», роман «Некуда»), и которые снабжались обширными тенденциозными комментариями. В 1989 году первое собрание сочинений Лескова — также в 12 томах — было переиздано в «Библиотеке „Огонька“». Впервые по-настоящему полное (30-ти томное) собрание сочинений писателя стало выходить в издательстве «Терра» с 1996 года и продолжается до сих пор. В это издание помимо известных произведений планируется включить все найденные, ранее не издававшиеся статьи, рассказы и повести писателя.

http://www.klassika.ru/proza/leskov/ Николай Лесков произведения

Николай Семенович Лесков — сын обедневшего дворянина из Орловской губернии, появился на свет 4 февраля 1831 года. Его детство прошло сначала в городе Орле, а потом и в селе Панино, где у будущего писателя была возможность близко познакомиться с жизнью простого народа.

Детство и юность

В десятилетнем возрасте Николай был отдан в гимназию. Учеба давалась ему тяжело. В результате за пять лет учебы Лескову удалось закончить только два класса.

Когда Николаю исполнилось шестнадцать лет, отец помог ему устроиться на работу в канцелярию по уголовным делам орловского суда. В этом же году Лесков теряет не только отца, умершего от холеры, но и все имущество, которое сгорело при пожаре.

На помощь юноше приходит дядя, поспособствовавший его переводу в Киев на должность чиновника в казенную палату. Старинный город очаровал молодого человека. Ему по душе пришлись его пейзажи; особый нрав местных жителей. Поэтому даже после трехлетнего периода работы в компании дяди, которая требовала его частых поездок по России и Европе, по завершении карьеры он снова возвратился в Киев. Именно 1860 год можно считать той самой «отправной точкой» в его писательском творчестве. Вначале это были периодические журнальные статьи. А после переезда в Санкт-Петербург началась серьезная литературная деятельность в газете «Северная пчела».

Творческий путь

Благодаря корреспондентской деятельности Лескову удалось объездить территорию Польши, Чехии, Западной Украины. В это время он тщательно изучает быт местного населения.

1863 год стал годом окончательного возвращения в Россию. Переосмыслив все то, с чем ему пришлось столкнуться в годы странствий, Лесков пытается изложить свое видение жизни простого народа в первых масштабных произведениях, романах «Некуда», «Обойденные». Его позиция отличается от взглядов многих писателей того времени: с одной стороны Лесков не принимает крепостного права, а с другой — не понимает революционного способа его свержения.

Поскольку позиция писателя шла в разрез с идеями тогдашних революционных демократов, его не особенно охотно печатали. Только главный редактор «Русского вестника» Михаил Катков шел на встречу и помогал писателю. Причем сотрудничество с ним давалось Лескову неимоверно трудно: Катков постоянно правил его произведения, практически изменяя кардинально их суть. При несогласии — просто не печатал. Дело доходило до того, что некоторые свои произведения Лесков просто не мог дописать именно из-за разногласий с редактором «Русского вестника». Так произошло с романом «Захудалый род». Единственной повестью, которую совсем не правил Катков, оказалась «Запечатленный ангел».

Признание

Несмотря на богатое литературное творчество, в историю Лесков вошел как создатель знаменитого рассказа «Левша». В его основу легла легенда о мастерстве тогдашних оружейников. В рассказе косой мастер Левша сумел искусно подковать блоху.

Последним масштабным произведением писателя стала повесть «Заячий ремиз». Она вышла из-под пера в 1894 году. Но поскольку в ее основе лежала критика политического устройства России того времени, повесть смогла быть опубликованной только после Октябрьской революции 1917 года.

Не совсем удачно складывалась и личная жизнь писателя. Его первая жена Ольга Смирнова болела психическим расстройством, а первенец-сын умер маленьким. Не сложилась жизнь и со второй женой Екатериной Бубновой, с которой расстался через 12 лет брака.

Умер писатель от астмы 21 февраля 1895 года. Похоронен в Санкт-Петербурге на Волковском кладбище. И сегодня почитатели таланта писателя могут почтить память на его могиле.

Имя: Николай Лесков (Nikolay Leskov)

Возраст: 64 года

Деятельность: писатель

Семейное положение: был в разводе

Николай Лесков: биография

Николая Лескова называют родоначальником русского сказа - в этом плане писатель встал в один ряд с . Автор прославился как публицист с острым, обличающим пороки общества пером. А позднее удивил коллег знанием психологии, нравов и обычаев народа родной страны.

Детство и юность

Лесков родился в поселке Горохово (Орловская губерния). Отец писателя, Семен Дмитриевич, был выходцем из старинного духовного рода – его дед и отец служили священниками при церквушке в селе Лески (отсюда и фамилия).


Да и сам родитель будущего писателя окончил семинарию, но затем работал в Орловской уголовной палате. Отличался большим талантом следователя, способного распутать даже самое сложное дело, за что быстро поднялся по служебной лестнице и получил дворянский титул. Мама Мария Петровна происходила из московского дворянства.

В семье Лесковых, которая обосновалась в административном центре губернии, подрастало пятеро детей – две дочери и три сына, Николай был старшим. Когда мальчику исполнилось 8 лет, отец сильно повздорил с начальством и, прихватив семейство, удалился в деревню Панино, где занялся сельским хозяйством – сам пахал, сеял, ухаживал за садом.


С учебой у юного Коли отношения складывались отвратительные. Пять лет мальчик учился в Орловской гимназии, а в итоге имел на руках свидетельство об окончании всего двух классов. Биографы Лескова винят в этом систему образования тех времен, которая зубрежкой и косностью отбивала желание постигать науки. Особенно у таких неординарных, творческих личностей, как Коля Лесков.

Пришлось Николаю идти работать. Отец пристроил отпрыска в уголовную палату служащим, а через год скончался от холеры. В то же время на семью Лесковых обрушилось еще одно горе – дотла сгорел дом со всем имуществом.


Молодой Николай отправился знакомиться с миром. По собственному прошению юношу перевели в казенную палату в Киев, где жил и профессорствовал в вузе родной дядя. В украинской столице Лесков окунулся в интересную, насыщенную событиями жизнь – увлекся языками, литературой, философией, сидел за партой в качестве вольнослушателя в университете, крутился в кругах сектантов и старообрядцев.

Обогатила жизненный опыт будущего писателя работа у другого дядя. Муж-англичанин маминой сестры позвал племянника в свою компанию «Шкотт и Вилькенс», должность предполагала длительные и частые командировки по всей России. Это время писатель называл лучшим в своей биографии.

Литература

Мысль посвятить жизнь искусству слова посещала Лескова давно. Впервые молодой человек задумался о писательском поприще, колеся по российским просторам с заданиями от компании «Шкотт и Вилькенс» - поездки дарили яркие события и типажи людей, которые так и просились на бумагу.

Первые шаги в литературу Николай Семенович сделал как публицист. Писал статьи «на злобу дня» в петербургские и киевские газеты, на чиновников и полицейских врачей обрушилась критика в коррупции. Успех публикаций был грандиозным, завели несколько служебных расследований.


Проба пера как автора художественных произведений случилась только в 32 года – Николай Лесков написал повесть «Житие одной бабы» (сегодня мы знаем ее как «Амур в лапоточках»), которую получили читатели журнала «Библиотека для чтения».

С первых же работ о писателе заговорили как о мастере, умеющем ярко передать женские образы с трагичной судьбой. А все потому, что вслед за первой повестью вышли гениальные, проникновенные и сложные очерки «Леди Макбет Мценского уезда» и «Воительница». Лесков умело вплетал в представленную темную строну жизни индивидуальный юмор и сарказм, демонстрируя уникальный стиль, который позже признали разновидностью сказа.


В круг литературных интересов Николая Семеновича входила и драматургия. Начиная с 1867 года писатель начал создавать пьесы для театров. Одна из популярных – «Расточитель».

Лесков громко заявил о себе и как романист. В книгах «Некуда», «Обойденные», «На ножах» высмеивал революционеров и нигилистов, заявляя о неготовности России к радикальным переменам. Такую оценку творчеству писателя после прочтения романа «На ножах» дал :

«…после злого романа «На ножах» литературное творчество Лескова сразу становится яркой живописью или, скорее, иконописью, - он начинает создавать для России иконостас ее святых и праведников».

После выхода романов, критикующих революционных демократов, редакторы журналов устроили Лескову бойкот. Не отказывался от сотрудничества с писателем только Михаил Катков, возглавляющий «Русский вестник», но работать с этим литератором было невозможно – нещадно правил рукописи.


Следующим произведением, вошедшим в сокровищницу родной литературы, стала легенда о мастерах оружейного дела «Левша». В ней неповторимый стиль Лескова заблистал новыми гранями, автор сыпал оригинальными неологизмами, наслаивал друг на друга события, создав сложный каркас. О Николае Семеновиче заговорили как о сильном писателе.

В 70-х годах писатель переживал трудные времена. Министерство народного просвещения поставило Лескова на должность оценщика новых книг – он решал, можно пропускать издания к читателю или нет, и получал за это мизерный оклад. К тому же очередную повесть «Очарованный странник» отвергли все редакторы, включая Каткова.


Это произведение литератор задумывал как альтернативу традиционному жанру романа. Повесть объединила несвязанные сюжеты, причем они не закончены. «Свободную форму» критики разбили в пух и прах, и Николаю Семеновичу пришлось публиковать обрывки своего детища в россыпи изданий.

В дальнейшем автор обратился к созданию идеализированных персонажей. Из-под его пера вышел сборник рассказов «Праведники», включивший зарисовки «Человек на часах», «Фигура» и другие. Писатель представил прямодушных совестливых людей, утверждая, что всех встретил на жизненном пути. Впрочем, критики и коллеги приняли работы с сарказмом. В 80-х годах праведники приобрели религиозные черты – Лесков писал о героях раннего христианства.


На закате жизни Николай Семенович вновь обратился к изобличению чиновников, военных, представителей церкви, подарив литературе произведения «Зверь», «Тупейный художник», «Пугало». А еще именно в это время Лесков написал рассказы для детского чтения, которые с радостью брали редакторы журналов.

Среди гениев литературы, прославившихся позже, нашлись верные поклонники Николая Лескова. считал самородка из орловской глубинки «самым русским писателем», а и возводили мужчину в ранг своих наставников.

Личная жизнь

По меркам 19 века личная жизнь Николая Семеновича складывалась неудачно. Писатель успел сходить под венец дважды, причем второй раз при живой первой жене.


Лесков женился рано, в 22 года. Избранницей стала Ольга Смирнова, наследница киевского предпринимателя. В этом браке родилась дочь Вера и сын Митя, который умер еще маленьким. Супруга страдала расстройством психики и позже часто лечилась в петербургской клинике Святого Николая.

Николай Семенович, по сути, лишился жены и решил вступить в гражданский брак с Екатериной Бубновой, вдовствующей уже несколько лет. В 1866 году Лесков стал отцом в третий раз – на свет появился сын Андрей. По этой линии в 1922 году родилась будущая знаменитость балета Татьяна Лескова, правнучка автора «Очарованного странника». Но и со второй женой Николай Семенович не ужился, спустя 11 лет супруги разошлись.


Лесков слыл идейным вегетарианцем, считал, что животных нельзя убивать ради пропитания. Мужчина опубликовал статью, в которой разделил веганов на два лагеря – тех, кто ест мясо, соблюдая своеобразный пост, и тех, кто жалеет невинных живых существ. Себя относил к последним. Писатель призывал создать поваренную книгу для российских единомышленников, которая бы включала «зеленые» рецепты из доступных для россиян продуктов. И в 1893 году такое издание появилось.

Смерть

Николай Лесков всю жизнь страдал от астмы, в последние годы болезнь обострилась, приступы удушья стали случаться все чаще.


21 февраля (5 марта по новому стилю) 1895 года писателю не удалось справиться с обострением недуга. Похоронили Николая Семеновича в Санкт-Петербурге на Волковском кладбище.

Библиография

  • 1863 – «Житие одной бабы»
  • 1864 – «Леди Макбет Мценского уезда»
  • 1864 – «Некуда»
  • 1865 – «Обойденные»
  • 1866 – «Островитяне»
  • 1866 – «Воительница»
  • 1870 – «На ножах»
  • 1872 – «Соборяне»
  • 1872 – «Запечатленный ангел»
  • 1873 – «Очарованный странник»
  • 1874 – «Захудалый род»
  • 1881 – «Левша»
  • 1890 – «Чертовы куклы»

Николай Семёнович Лесков – родился в 1835, а умер в 1895.

Родился писатель в Городе орле. Семья у него была большая, из детей Лесков был самым старшим. После переезда из города в село, в Лескове стали формироваться любовь и уважение к русскому народу. Переезд его семья совершила из-за трагической смерти отца и потери в пожаре всего имущества.

Неизвестно по каким причинам, но учёба никак не давалась юному писателю и его едва брали на работу, и то благодаря друзьям. Только в юношеском возрасте у Лескова начинает формироваться творческий взгляд на многие вещи.

Его карьера писателя начинается с публикации статей в разных журналах. Дела идут в гору после переезда Лескова в Петербург. Уже там им пишется множество серьёзных произведений, но об их содержании ходят разные отзывы. Из-за разногласий с революционными демократами и устоявшимися в той эпохе взглядами, Лескова отказываются публиковать многие издательства. Но писатель не сдаётся и продолжает работать над рассказами.

Николай Семёнович имел два брака, но оба они оказались неудачными. Официально у Лескова было трое детей – двое от первого брака (старший ребёнок скончался в младенчестве) и один от второго.

Умер Лесков от астмы, которая в последние годы его жизни активно развивалась.

Интересные факты, 6 класс.

Биография Николаева Лескова

Писатель, в будущем прозванный «самым русским из всех русских», родился 4 февраля 1831 г. в деревне Горохово Орловского уезда. Мать была из несостоятельной дворянской семьи, а отец был в прошлом семинаристом, но ушел из духовенства и стал следователем, сделал блестящую карьеру и мог бы дослужиться до получения дворянства, но крупная ссора с руководством разрушила все планы и ему пришлось уволиться и перебраться с супругой и пятью детьми из Орла в Панино. По достижении десятилетнего возраста Лесков идёт учиться в гимназию, правда ненадолго: спустя 2 года он покидает учебное заведение, не справившись с обучением. В 1847 г. поступает на службу в Уголовную палату. Через год отец заболевает холерой и умирает. Лесков просит перевести его в Киев и, получив одобрение, переезжает.

Ровно спустя 10 лет Лесков покидает службу и уходит работать в сельскохозяйственную торговую компанию «Шкотт и Вилькенс». Время работы на компанию благодаря множеству рабочих поездок по всей стране Лесков назовет впоследствии лучшим периодом в своей жизни. Именно в этот период он начинает писать. В 1860 г. торговый дом закрывается, и Лескову приходится вернуться в Киев. На этот раз он пробует себя в журналистском деле. Спустя несколько месяцев он срывается в Санкт-Петербург, где и начинается его литературная карьера.

В 1862 в одной из своей статей, Лесков требует от власти прокомментировать слухи о поджогах в Петербурге, чем навлек на себя обвинения в доносе и критике власти. Его статьи дошли до самого Александра II. С 1862 года публикуется в «Северной пчеле», и его очерки начинают получать первые высокие оценки современников.

В 1864 году отдает в печать свой первый роман «Некуда» о жизни нигилистов и повесть «Леди Макбет Мценского уезда». В 1866 г. вышла повесть «Воительница», прохладно встреченная современниками, но получившая высокую оценку потомков.

В 1870 году публикуется роман «На ножах», полный насмешек над нигилистически настроенными революционерами, сросшимися, по мнению писателя, с уголовниками. Лесков был сам недоволен произведением и получил критику от современников. Сразу после этого его творчество обращается к духовенству и поместному дворянству. В 1872 г. он публикует роман «Соборяне», ставший причиной для конфликта между писателем и Церковью.

В 1881 году выходит одно из самых успешных и известных произведений Лескова - «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе. В 1872 году написана повесть «Очарованный странник», очень холодно встреченная современниками и не допущенная к публикации в изданиях. Именно из-за «Странника» прекращается дружба с Катковым М.Н. – влиятельным критиком, публицистом и издателем.

В конце 1880-х гг. сближается с Л.Н. Толстым, что в корне меняет отношение Лескова к Церкви. Главными произведениями, показывающими его неприязнь к духовенству, являются повесть «Полунощники» и очерк «Поповская чехарда и приходская прихоть». После их публикации разгорелся скандал, и писателя увольняют из Министерства народного просвещения. Лесков вновь оказался в изоляции современников.

В 1889 г. начинает выпускать многотомный сборник, который был горячо принят публикой. Быстрые продажи помогли писателю поправить свои финансовые дела. Но в этом же году случился первый инфаркт, причиной которому стало, вероятно, известие о цензурных санкциях в отношении сборника. В последние годы творчества произведения Лескова становятся еще более хлесткими и циничными, что не нравилось публике и издателям. С 1890 года заболевает, мучаясь удушьем последующие 5 лет – вплоть до самой смерти 5 марта 1895 г.

Биография по датам и интересные факты. Самое главное.

Другие биографии:

  • Алигьери Данте

    Знаменитый поэт, автор всем известной «Божественной комедии» Алигьери Данте родился во Флоренции 1265 года в дворянской семье. Существует несколько версий истинной даты рождения поэта, но подлинность ни одной из них не установлена.

  • Житков

    Борис Степанович Житков был великим писателем, который посвящал все свои произведения детям. Борис Житков был не только писателем, но и педагогом. Он появился на свет в 882 году 30 августа, в городе Новгород.

  • Сальвадор Дали

    Всемирно-известный художник и творческий деятель Сальвадор Дали появился на свет в 1904 году 11 мая в небольшой провинции Фигерас. Глава семьи работал нотариусом и был уважаемым человеком.

  • Владимир Галактионович Короленко

    Короленко является одним из самых недооценённых литературных деятелей своего времени. Он написал множество замечательных произведений, в которых затрагивал самые разнообразные темы, от помощи обездоленным

  • Одоевский Владимир Фёдорович

    Владимир Одоевский происходил из древнего и знатного рода. С одной стороны, он был в родстве и с русскими царями, и с самим Львом Толстым, а с другой, мать его – крепостная крестьянка.