Чудесное собрание картин одной короткой жизни. Саша Путря

2 декабря полтавской художнице Саше Путре исполнилось бы 37. «Когда я вырасту большая, — говорила она, — непременно стану художницей и буду рисовать с утра до вечера. Даже ночью». Саша начала рисовать в три года и за свою короткую жизнь успела создать две с лишним тысячи работ — больше, чем многие взрослые художники. Но дело, конечно, не в количестве: Сашины рисунки, наивные и мудрые, были отражением её чистой души.

Саша Путря. Фото: Commons.wikimedia.org

Папина дочка

Саша Путря родилась в 1977 году в Полтаве. Её отец Евгений Васильевич был художником, мать Виктория Леонидовна — преподавателем в музыкальном училище. В детский сад Сашенька не ходила: папа, работавший дома, был рад, что дочери тоже по душе кисти и краски.

Одной из первых её работ стал портрет Александра Пушкина в обличии Сверчка — услышав, что так поэта называли в лицее, Саша рассмеялась и за пятнадцать минут набросала удивительно точный рисунок. «Я был потрясён. Такое сходство! Этому ни в одном институте не научат», — говорил потом её папа Евгений Путря. Однажды отец попытался было предложить дочери позаниматься в художественной школе, но услышал категоричный отказ — маленькой художнице не требовались никакие уроки.

Отец и дочь часами рисовали каждый за своим столом. Обычно Саша творила под музыку, и когда ей нужна была помощь, тихонько клала на стол записку: «Папа, приходи!». Саша буквально жила творчеством и часто засыпала, вся измазанная красками и фломастерами. Все стены в квартире были разрисованы до той высоты, куда она доставала рукой. Девочка делала чудесные открытки, вышивала, писала стихи, шила мягкие игрушки, выжигала по дереву и даже придумывала технические устройства, благодаря которым, по её мнению, люди могли бы долететь до Луны.

Сириус. Саша Путря. 11 лет. Кадр youtube.com

Саша никого не копировала, рисовала только по памяти, делала портреты маминых учениц, знакомых и родственников. Героями её рисунков часто становились животные, которых Саша обожала наряжать в невиданные одежды и наделять человеческими качествами, давать им имена. В школе она была любимицей учителей, много читала — Марк Твен, Дюма, Гюго, Пушкин, Гоголь. «Каждый вечер, после программы „Время“, ложились с мамой в кровать и читали до „мотыльков“ в глазах», — вспоминал Сашин отец.

Пришла беда

Саше было пять лет, когда ей поставили страшный диагноз — лейкоз. Заболела она неожиданно, и долгое время врачи не могли выяснить причину мучительных болей и повышенной температуры. Школу пришлось оставить, долгие недели Саша проводила в больницах, но и там не переставала рисовать. Родители девочки могли узнать о её состоянии без слов — если Саша много рисует, значит, сегодня ей немного лучше. Несмотря на тяжёлую болезнь, Саша никогда не позволяла себе капризничать и жаловаться. Её любили за доброту и светлый характер — всюду, где она появлялась, царили смех и веселье.

После известия о болезни Саше было отмерено ещё шесть лет жизни, и каждый год отмечен особо в её творчестве. Саша интересовалась астрологией, верила в иные миры, расспрашивала родителей о космосе и далёких звёздах — всё это она потом переосмысливала в своих рисунках.

Саша любила редкие прогулки с отцом, и однажды они остановились около руин Пушкарёвской церкви. Саша загорелась идеей восстановить церковь и уговорила отца отправить письмо в Фонд культуры СССР. Просьба дошла до руководства, и деньги на возрождение церкви были выделены из бюджета, а сама Саша написала для храма небольшую икону Божией матери.

В 1986 году Саша Путря впервые посмотрела фильм «Танцор диско» и всерьёз увлеклась культурой Индии — она изображала Индиру Ганди , юношей и девушек в традиционных нарядах, себя в образе взрослой индийской женщины.

Дева Мария. Саша Путря. 10 лет. Фото: Commons.wikimedia.org

Её кумиром стал актёр Митхун Чакроборти , чей портрет она носила на груди, около сердца. «Мы берегли её любовь и тихо радовались её счастью. Так и похоронили её с портретом Митхуна», — вспоминал отец Саши. Значительно позже, встретившись с послом Индии в Украине, Евгений Васильевич узнал, что на хинди слово «Путри» означает «дочь».

22 января, будучи в больнице, Саша попросила отца приложить руку к белому листу, обвела сначала её, а потом — свою маленькую ручку. Сверху художница нарисовала звезду Сириус — эта её работа оказалась последней. Саша Путря умерла 24 января 1989 года, успев попрощаться с отцом: «Папа, ты прости меня... За всё...».

Рисунки Саши после её смерти увидел весь мир. С 1989 по 2005 год в десяти странах прошло 112 её персональных выставок, о ней сняли пять документальных фильмов. В Полтаве работает Детская художественная галерея имени Саши Путри, где проводятся международные конкурсы детского рисунка.

Александра (Саша) Евгеньевна Путря (2 декабря 1977, Полтава , Украинская ССР , СССР - 24 января 1989, Полтава) - юная художница . За свою короткую жизнь создала 2279 работ - 46 альбомов с рисунками, шаржами и стихами, чеканки, вышивки, поделки из пластилина, мягкие игрушки, изделия из бусинок и разноцветных камешков, выжигание по дереву. Делала технические чертежи, которые должны были, по её мнению, помочь взрослым достичь Луны и сделать асфальтовое покрытие дорог без трещин.

Когда девочке было 5 лет, ей был поставлен диагноз «лейкемия ». Именно от неё Саша умерла в возрасте 11 лет.

Награды (посмертно)

  • Золотая медаль Христа Спасителя (1998)
  • Орден Святого Николая Угодника «За приумножение добра на земле» (2000)
  • Старинная икона в серебряном окладе «Христос Вседержитель» (2001)
  • Национальный приз Всеиндийского детского объединения «Неру Бал Самити» - «Каласари Авард» (2001)

Память о Саше Путре

  • С 1989 по 2005 года состоялось 112 персональных выставок Саши Путри в 10 странах.
  • В Австрии с рисунком Саши выпущен почтовый конверт, штемпель и издана серия её рисунков.
  • О Саше снято пять [ ] документальных фильмов, вышла документальная повесть «Саша Путря»
  • В детском саду, где она воспитывалась, открыт музей Саши Путри, а на стене установлена мемориальная доска.
  • В Полтаве работает Детская художественная галерея имени Саши Путри; под эгидой Фонда защиты и поддержки талантливых детей в этой галерее проводятся конкурсы детского рисунка; с 2005 года эти конкурсы стали международными.

См. также

Напишите отзыв о статье "Путря, Саша"

Ссылки

  • Евгений Путря.
  • О. Д. Пискарева, В. У. Келехсаев.
  • в Центре-Музее имени Н. К. Рериха (27.12.2007)
  • на сайте Благотворительного фонда имени Е. И. Рерих (раздел «Дети Новой Эпохи»)

Отрывок, характеризующий Путря, Саша

Сидоров подмигнул и, обращаясь к французам, начал часто, часто лепетать непонятные слова:
– Кари, мала, тафа, сафи, мутер, каска, – лопотал он, стараясь придавать выразительные интонации своему голосу.
– Го, го, го! ха ха, ха, ха! Ух! Ух! – раздался между солдатами грохот такого здорового и веселого хохота, невольно через цепь сообщившегося и французам, что после этого нужно было, казалось, разрядить ружья, взорвать заряды и разойтись поскорее всем по домам.
Но ружья остались заряжены, бойницы в домах и укреплениях так же грозно смотрели вперед и так же, как прежде, остались друг против друга обращенные, снятые с передков пушки.

Объехав всю линию войск от правого до левого фланга, князь Андрей поднялся на ту батарею, с которой, по словам штаб офицера, всё поле было видно. Здесь он слез с лошади и остановился у крайнего из четырех снятых с передков орудий. Впереди орудий ходил часовой артиллерист, вытянувшийся было перед офицером, но по сделанному ему знаку возобновивший свое равномерное, скучливое хождение. Сзади орудий стояли передки, еще сзади коновязь и костры артиллеристов. Налево, недалеко от крайнего орудия, был новый плетеный шалашик, из которого слышались оживленные офицерские голоса.
Действительно, с батареи открывался вид почти всего расположения русских войск и большей части неприятеля. Прямо против батареи, на горизонте противоположного бугра, виднелась деревня Шенграбен; левее и правее можно было различить в трех местах, среди дыма их костров, массы французских войск, которых, очевидно, большая часть находилась в самой деревне и за горою. Левее деревни, в дыму, казалось что то похожее на батарею, но простым глазом нельзя было рассмотреть хорошенько. Правый фланг наш располагался на довольно крутом возвышении, которое господствовало над позицией французов. По нем расположена была наша пехота, и на самом краю видны были драгуны. В центре, где и находилась та батарея Тушина, с которой рассматривал позицию князь Андрей, был самый отлогий и прямой спуск и подъем к ручью, отделявшему нас от Шенграбена. Налево войска наши примыкали к лесу, где дымились костры нашей, рубившей дрова, пехоты. Линия французов была шире нашей, и ясно было, что французы легко могли обойти нас с обеих сторон. Сзади нашей позиции был крутой и глубокий овраг, по которому трудно было отступать артиллерии и коннице. Князь Андрей, облокотясь на пушку и достав бумажник, начертил для себя план расположения войск. В двух местах он карандашом поставил заметки, намереваясь сообщить их Багратиону. Он предполагал, во первых, сосредоточить всю артиллерию в центре и, во вторых, кавалерию перевести назад, на ту сторону оврага. Князь Андрей, постоянно находясь при главнокомандующем, следя за движениями масс и общими распоряжениями и постоянно занимаясь историческими описаниями сражений, и в этом предстоящем деле невольно соображал будущий ход военных действий только в общих чертах. Ему представлялись лишь следующего рода крупные случайности: «Ежели неприятель поведет атаку на правый фланг, – говорил он сам себе, – Киевский гренадерский и Подольский егерский должны будут удерживать свою позицию до тех пор, пока резервы центра не подойдут к ним. В этом случае драгуны могут ударить во фланг и опрокинуть их. В случае же атаки на центр, мы выставляем на этом возвышении центральную батарею и под ее прикрытием стягиваем левый фланг и отступаем до оврага эшелонами», рассуждал он сам с собою…

Судьбы детей, чьи способности во много раз превосходили таланты их сверстников, как правило, складывались непросто: только единицы могли стать успешными во взрослой жизни, а многие из них уходили из жизни раньше срока.

Юная художница-вундеркинд Саша Путря и ее работа *Дева Мария*, 1988

Одним из таких вундеркиндов была полтавская художница Саша Путря, которая всего за 11 лет своей жизни успела создать более 2000 работ. Девочка поражала окружающих не только своим художественным талантом, но и необычным восприятием действительности.




Саша Путря

В этом году ей бы исполнился 41 год. Саша Путря родилась в 1977 г. в Полтаве в семье художника и преподавательницы музыкального училища. Любовь к живописи ей передалась от отца - девочка не ходила в детский сад, занимаясь рисованием целыми днями вместе с отцом. Она никогда не училась в художественной школе, а рисовать начала с трех лет, мечтая о том, что станет художницей и будет заниматься любимым делом «с утра до вечера и даже ночью».


Саша Путря. Слева - *Дорогая Лерусинька*, 1988. Справа - *Давид Гурамишвили*, 1988

Отец Саши Евгений рассказывал: «Ручки и личико ее всегда были вымазаны фломастерами или акварельными красками. Вся наша квартира, ванная комната, кухня, туалет, двери шкафов разрисованы до той высоты, куда доставала она рукой. Рисунки свои щедро дарила друзьям и родственникам - на праздники и дни рождения поздравляла открытками, которые рисовала сама, сама же писала и тексты, часто в стихах».


Саша Путря. *Мама и папа в виде хомячков*, 1986

Одной из первых ее работ стал портрет Пушкина в образе Сверчка - однажды она узнала о том, что так поэта называли в лицее, и всего за 15 минут сделала набросок, который поразил ее отца. «Я был потрясен. Такое сходство! Этому ни в одном институте не научат», - говорил он. Это был не единственный талант девочки - она не только рисовала, но и вышивала, писала стихи, изготавливала открытки, шила мягкие игрушки, занималась выжиганием по дереву, много читала.


Саша Путря. *Восток и Русь*

В 5 лет девочка тяжело заболела. Врачи долго не могли установить причину высокой температуры и сильных болей, пока не поставили страшный диагноз: лейкоз. С тех пор Саша Путря месяцами находилась в больнице, где продолжала рисовать по 8-10 часов в день. Еще одним увлечением ее последних лет стала индийская культура - однажды она увидела индийский фильм, и с тех пор начала интересоваться всем, что было связано с этой страной.


Рисунки Саши Путри

Она часто изображала себя в образе взрослой индийской женщины, а близких озадачивала своими воспоминаниями о тех событиях, которых не было на самом деле. Так, она спрашивала у матери о том, помнит ли она, как они катались на слоне, чего никогда в реальной жизни не происходило. При этом девочка описывала такие детали и подробности, что близкие сомневались в том, что она могла видеть это в кино. Свой последний день рождения и Новый год она праздновала в сари, в образе индианки.


Саша Путря. Слева - *Печаль*, справа - *Царь*

Врачи давали ей всего два месяца, но она прожила еще 6 лет. Незадолго до смерти она поразила близких такими словами: «Если у меня опять начнется обострение, не надо меня лечить. Только не обижайтесь и не плачьте - я уже устала. Я знаю, смерть не страшна...». На одном из своих последних рисунков 11-летняя художница изобразила свою руку поверх папиной руки, указывающей на звезду Сириус - именно туда Саша мечтала попасть после жизни на Земле.


Саша Путря. Слева - *Сириус*, 1989. Справа - *Последний автопортрет*, 1989

Мама девочки-вундеркинда Виктория рассказывала: «Искусство подарило Сашеньке 6 лет жизни. Она отвлекалась от своих проблем, от своей боли, уходила с головой в творчество. Я даже знала - если Саша рисует, значит, все хорошо. Но если забрасывает любимое дело, не притрагивается к кистям и карандашам - беда, обострение близится. Даже по цветам красок определяла ее состояние. Если все хорошо, Сашенька использовала свежие тона в рисунках - зеленый, голубой, салатовый… Когда она рисовала красным, коричневым, я понимала, что надо срочно бежать в больницу и сдавать анализы».


Саша Путря. *Квартира собачки Рыжки*, 1986



Саша Путря. Слева - *Евгений и Виктория*, 1987. Справа - *Цыганка Земфира*, 1985

Художнице-вундеркинду было отведено всего 11 лет жизни, за которые она успела создать более 2000 работ - 46 альбомов с рисунками, шаржами и стихами. Уже после ее смерти рисунки Саши увидел весь мир: с 1989 по 2005 гг. в 10 странах прошло 112 ее персональных выставок. Об этой необычной девочке сняли 5 документальных фильмов, а в Полтаве ее имя носит Детская художественная галерея, в которой проводятся международные конкурсы детского рисунка. Посмертно ее наградили Золотой медалью Христа Спасителя «За жизнь, достойную человека», Орденом Николая Угодника «За приумножение добра на земле» и Национальным призом Всеиндийского детского объединения «Неру Бал Самити - Каласари».


Юная художница Саша Путря и ее работа *Индианка*, 1988


Судьбы детей, чьи способности во много раз превосходили таланты их сверстников, как правило, складывались непросто: только единицы могли стать успешными во взрослой жизни, а многие из них уходили из жизни раньше срока. Одним из таких вундеркиндов была полтавская художница Саша Путря , которая всего за 11 лет своей жизни успела создать более 2000 работ. Девочка поражала окружающих не только своим художественным талантом, но и необычным восприятием действительности.



В этом году ей бы исполнился 41 год. Саша Путря родилась в 1977 г. в Полтаве в семье художника и преподавательницы музыкального училища. Любовь к живописи ей передалась от отца – девочка не ходила в детский сад, занимаясь рисованием целыми днями вместе с отцом. Она никогда не училась в художественной школе, а рисовать начала с трех лет, мечтая о том, что станет художницей и будет заниматься любимым делом «с утра до вечера и даже ночью».



Отец Саши Евгений рассказывал: «Ручки и личико ее всегда были вымазаны фломастерами или акварельными красками. Вся наша квартира, ванная комната, кухня, туалет, двери шкафов разрисованы до той высоты, куда доставала она рукой. Рисунки свои щедро дарила друзьям и родственникам – на праздники и дни рождения поздравляла открытками, которые рисовала сама, сама же писала и тексты, часто в стихах ».



Одной из первых ее работ стал портрет Пушкина в образе Сверчка – однажды она узнала о том, что так поэта называли в лицее, и всего за 15 минут сделала набросок, который поразил ее отца. «Я был потрясен. Такое сходство! Этому ни в одном институте не научат », – говорил он. Это был не единственный талант девочки – она не только рисовала, но и вышивала, писала стихи, изготавливала открытки, шила мягкие игрушки, занималась выжиганием по дереву, много читала.



В 5 лет девочка тяжело заболела. Врачи долго не могли установить причину высокой температуры и сильных болей, пока не поставили страшный диагноз: лейкоз. С тех пор Саша Путря месяцами находилась в больнице, где продолжала рисовать по 8-10 часов в день. Еще одним увлечением ее последних лет стала индийская культура – однажды она увидела индийский фильм, и с тех пор начала интересоваться всем, что было связано с этой страной.



Она часто изображала себя в образе взрослой индийской женщины, а близких озадачивала своими воспоминаниями о тех событиях, которых не было на самом деле. Так, она спрашивала у матери о том, помнит ли она, как они катались на слоне, чего никогда в реальной жизни не происходило. При этом девочка описывала такие детали и подробности, что близкие сомневались в том, что она могла видеть это в кино. Свой последний день рождения и Новый год она праздновала в сари, в образе индианки.



Врачи давали ей всего два месяца, но она прожила еще 6 лет. Незадолго до смерти она поразила близких такими словами: «Если у меня опять начнется обострение, не надо меня лечить. Только не обижайтесь и не плачьте – я уже устала. Я знаю, смерть не страшна... ». На одном из своих последних рисунков 11-летняя художница изобразила свою руку поверх папиной руки, указывающей на звезду Сириус – именно туда Саша мечтала попасть после жизни на Земле.



Мама девочки-вундеркинда Виктория рассказывала: «Искусство подарило Сашеньке 6 лет жизни. Она отвлекалась от своих проблем, от своей боли, уходила с головой в творчество. Я даже знала – если Саша рисует, значит, все хорошо. Но если забрасывает любимое дело, не притрагивается к кистям и карандашам – беда, обострение близится. Даже по цветам красок определяла ее состояние. Если все хорошо, Сашенька использовала свежие тона в рисунках – зеленый, голубой, салатовый… Когда она рисовала красным, коричневым, я понимала, что надо срочно бежать в больницу и сдавать анализы ».





Художнице-вундеркинду было отведено всего 11 лет жизни, за которые она успела создать более 2000 работ – 46 альбомов с рисунками, шаржами и стихами. Уже после ее смерти рисунки Саши увидел весь мир: с 1989 по 2005 гг. в 10 странах прошло 112 ее персональных выставок. Об этой необычной девочке сняли 5 документальных фильмов, а в Полтаве ее имя носит Детская художественная галерея, в которой проводятся международные конкурсы детского рисунка. Посмертно ее наградили Золотой медалью Христа Спасителя «За жизнь, достойную человека», Орденом Николая Угодника «За приумножение добра на земле» и Национальным призом Всеиндийского детского объединения «Неру Бал Самити – Каласари».



Судьбы таких детей часто складывались трагически: .

Художник
Награждена золотой медалью Христа Спасителя «За жизнь, достойную человека» (1998, посмертно)
Награждена орденом Святого Николая Угодника «За приумножение добра на земле» (2000, посмертно)
Награждена национальным призом Всеиндийского детского объединения «Неру Бал Самити» – «Каласари Авард» (2001, посмертно)

«Головокружительность дарования этой удивительно талантливой девочки несоизмерима с печальным фактом ее смерти», - из книги отзывов посетителей выставок работ Саши Путри.

Ее отец Евгений Васильевич Путря был художником, а мама Виктория Леонидовна – профессиональным дирижером-хормейстером, преподававшим в музыкальном училище. Саша развивалась удивительно быстро, удивляя и родителей, и их друзей-художников. С трёх лет она хорошо держала в руках карандаш и кисточку. Она рисовала, не переставая, часто засыпала, вся испачканная красками. «Когда я вырасту большая, - говорила она, - непременно стану художницей и буду рисовать с утра до вечера. Даже ночью».

Евгений Васильевич, чтобы не отдавать дочку в детский сад, брал работу на дом. Из маленькой спальни двухкомнатной квартиры он сделал художественную мастерскую, в которой поставил два стола – себе и дочери. В ней отец и дочь творили каждый за своим столом, никогда не заглядывая друг другу через плечо. В тех случаях, когда Саша хотела показать отцу готовую работу или ей нужна была помощь, она тихонько клала ему на стол записку: «Папа, приходи!».

Папа и мама в виде хомяков.

«Вижу, как нужно, но сделать не могу», - иногда говорила Евгению Васильевичу дочка. Он помогал, советуя, как завершить картину. «Нет, не то», - как правило, отвечала Саша. А через некоторое время сама находила решение. «Меня буквально ошеломила одна из самых первых работ Сашеньки, которая, к сожалению, не сохранилась, - вспоминал Евгений Васильевич. - Как-то мы читали воспоминания друзей Пушкина по лицею и узнали, что они называли его между собой Сверчком. Сашеньку это рассмешило, и она уже через пятнадцать минут нарисовала поэта в обличье сверчка. Я был потрясен. Такое сходство! Этому ни в одном институте не научат».

Еще Егений Путря рассказывал: «Обычно утром, после завтрака, Сашенька подходила и говорила: «Я хочу рисовать. Дай, пожалуйста, бумагу». Садилась за свой отдельный столик и затихала, иногда напевала под нос какую-то мелодию. А через какое-то время смотришь – встаёт, подходит сбоку, обнимает и тихо говорит: «Ты очень занят? Посмотри, пожалуйста, что у меня получилось?» И всегда это была неожиданность. Понятно, были работы более удачные и не совсем, она сама это видела и страдала, если не могла достичь одного ей известного совершенства. Саша долгое время не пользовалась ластиком, но когда привыкла, её рисунки стали более точными, пропорционально правильными. А то как бывало? Рисует, рисует, потом где-то ошибётся и, плача, начинает всё заново, бывало по три-четыре раза. У нас сберегается до пятисот её неоконченных рисунков: то только глазки, то личико, то полфигуры...».

Печальная лошадка.

Папа сделал попытку обучать дочь по академической программе, он хотел, чтобы Саша начала рисовать этюды и натюрморты, но натолкнулся на деликатный, но твёрдый отпор. Как художник Саша формировалась самостоятельно, руководствуясь собственными влечениями, воображением внутреннего, многогранного и неповторимого мира.

Добрая Змея Королева.

Евгений Путря рассказывал о детстве своей дочери: «В школе Сашенька училась легко и непринуждённо, сразу стала любимицей класса и учителей. Когда её хвалили («профессор ты наш»), скромно отходила, а дома нам рассказывала, как ей это неудобно. По окончании первого класса её наградили «Похвальной грамотой». Затем болезнь начала обостряться, и она вынуждена была оставить школу. Училась дома или ходила с мамой к учительнице. Школьная программа её не устраивала. Завела свою библиотеку, которая насчитывала около тысячи книг, и всю перечитала. Среди любимых её авторов – Купер, Майн Рид, Стивенсон, Марк Твен, Дюма, Гюго, Пушкин, Гоголь... каждый вечер, после программы «Время», ложились с мамой в кровать и читали до «мотыльков» в глазах. Общаться с ней было легко и приятно. За всю свою короткую жизнь она никогда никого не обидела. Была ласкова со всеми. Мы до сих пор чувствуем её детские объятия, приятное прикосновение тёплых щёчек, утомлённое тельце на плече... Рисовать Сашенька любила под музыку. В её фонотеке около ста пластинок: записи детских сказок, мюзиклов, инсценировок, песен. Практически все она знала наизусть. Особенно любила «Голубой щенок», «Али-баба и сорок разбойников», «Приключения Буратино», «Приключения барона Мюнхгаузена», «Принц и нищий», «Три мушкетёра», «Хоттабыч», «Бременские музыканты», «Приключения капитана Врунгеля».

Денис Давыдов - гусар.

Она часто рисовала своих любимцев - цыплят, котят и щенков. Рисунки «Щеночек Бимочка», «Кот-рыболов», «Собачка Ника и котёнок Тишка в своём замке», «Праздник зверят» становились трепетным откровением чистого детского доверия и нежности.

Бимка с погремушкой.

Кошечка-артистка.

«Если у людей есть праздники, то и у зверят они должны быть!» – считала Саша. Доблестные и справедливые принцы, короли и рыцари заполняли её альбомы.

Маленький Бонапарт.

Саму себя Саша представляла в этой компании прекрасной и доброй принцессой. «Это я ещё маленькая, тогда была звёздная и тёмная ночь без луны, и потому у меня такие большие глазки», - говорила Сашенька. В ее огромных, как на иконе, глазах зрителями улавливалось глубокое сострадание и печаль.

Индианка.

Одна за другой состоялись две её персональные выставки. Неожиданно для всех появилась в её рисунках индийская тематика.

Портрет Индиры Ганди.

Саша нарисовала десятки портретов Митхуна Чакроборти - актёра из индийского фильма «Танцор диско», Индиры Ганди, влюблённых индийских юношей и девушек, автопортрет в виде шестирукой богини. Евгений Путря рассказывал, что Саша любила повторять: «Ну, куда подевались ещё мои четыре руки»?

Индийский юноша с кувшином.

Поначалу родители не придавали особого значения увлечению дочери Индией, хотя поддерживали его. Вместе со старшей сестрой и подружками составляли ей компанию в походах на индийские фильмы.

Индийский киноактер Митхун Чакраборти.

Отец вспоминал: «Блестящий, очаровательный юноша – Митхун Чакраборти – последняя самая сильная Сашина любовь. Его портрет, вставленный в оправу, она носила на груди, около сердца... Мы берегли её любовь и тихо радовались её счастью. Так и похоронили её с портретом Митхуна. В 1986 году Сашенька посмотрела индийский фильм «Танцор диско». Картина произвела такое сильное впечатление, что вся дальнейшая жизнь прошла под знаком интереса к Индии, её культуре, в частности к артистам. Ни одного индийского фильма, который шёл на экранах города, она не пропустила, а некоторые, которые особенно полюбились, смотрела по несколько раз. Естественно, изменилась и тематика её рисунков – появились портреты актёров индийского кино, танцовщиц, принцев, бога Шивы, т.д. Мы не придавали значения такой перемене, раз нравится – пусть рисует. Но как-то Саша сказала:

Мама, ты помнишь, у нас был слон? Большой такой!

Слон? У нас? Нет, доченька, не помню.

Ну, как же, мамочка! Был! Я хорошо помню: я сидела ещё у него на спине, в красивой такой корзиночке. Ну, вспомни!

Да нет, доченька, не было такого. Это ты, наверное, в кино видела.

Да не в кино! Я хорошо помню! Я была тогда маленькая. А слон большой, настоящий, живой, и мне было даже немного страшновато, что я так высоко сижу. Я помню!

О том, что Сашенька не видела живого слона, мы знали точно: в зоопарке, куда мы ходили, слона не было. Тогда что это? Память души? В таком случае тема Индии в её рисунках не случайна. Но что мы знаем о тайне нашего рождения и смерти, про подсознание?».

Саша с папой.

Неожиданно в счастливо-спокойную, размеренную жизнь Саши ворвалась тяжёлая болезнь. «Сашуне долго не могли поставить диагноз, - вспоминал Евгений Васильевич. - Бывало, она жаловалась на слабость: то ручка у нее заболит, то на ножки не может встать. Но после того как дочка четверо суток температурила и кричала в больнице от боли, а врачи не знали, что с ней делать, я в отчаянии написал письмо в Минздрав СССР. Буквально через день в Полтаву вылетела профессор-гематолог Светлана Киреева. И вынесла нам приговор: «Девочка проживет месяц-два. У нее лейкемия, кровь на 92 процента белая». По рекомендации профессора мы срочно отправились на лечение в Киев. После двухмесячного курса усиленной терапии Сашуне заново пришлось учиться ходить - настолько она ослабла. А перед отправкой домой я посадил ее в детскую коляску и повез в Киево-Печерскую Лавру. Перед мощами каждого святого мы крестились, прося у них исцеления. Возможно, где-то на небесах услышали наши молитвы, и дочери были дарованы еще шесть лет жизни. По словам специалистов, столько прожить с лейкемией практически невозможно». На тот момент Саше исполнилось всего пять лет.

Лейкемия неумолимо наваливалась, постепенно отбирая у девочки силы. Евгений Путря рассказывал: «Врачи рекомендовали ей избегать яркого солнца, так что гуляли мы с ней рано утром или вечером, когда спадала жара, или когда на дворе было пасмурно. В такие дни садились на велосипед и путешествовали окраинами города, парками или шли по музеям. Больше всего ей нравился Полтавский краеведческий. Хотя бывала здесь уже не раз, всегда шла как на праздник. Ей нравились маленькие зверята – хомячки и ласки. Жалела только, что они не живые и всё выпытывала:

Они сами умерли или их убили?

Сами, сами, от старости.

Как от старости? Они же такие манюсенькие?

А они больше и не растут.

Тогда какие же они были детками?

А вот такие, - показывал ей полмизинца.

Ой, манюсенькие! Ой, мои хорошие!

Ко всему маленькому и живому относилась с какой-то совершенно не детской, скорее, материнской – нежностью, как будто чувствовала его незащищенность. Дома, по её просьбе, мы завели собачку, затем взяли ей в компанию котёнка. Соседи, зная её любовь к животным, подарили аквариум с рыбками. Мы докупили туда тритонов и черепашек, и Саша часами могла рассматривать подводное царство. Затем, как-то осенью, забился к нам на балкон еле живой попугайчик-альбинос, и, естественно, остался жить у нас... В шесть лет Сашенька «влюбилась» в своего двоюродного братика Витю Бражанского, светловолосого голубоглазого мальчика. С тех пор появилась целая серия «Витенек»: то он гусар, то он жених, а то у них с Сашей свадьба... Вскоре, после фильма про трёх мушкетёров, её любимцем стал Д`Артаньян – Михаил Боярский. И снова – целая серия рисунков с дорогим артистом. Она даже написала ему письмо, но так почему-то и не отправила».

Вся семья, объединённая общей бедой, мужественно оберегала каждый вздох ребёнка. Саша не сдавалась. Её сознание художника вышло за границы земного существования. Появились рисунки, на которых был изображен Бог, галактики, планеты и созвездия, пришельцы и НЛО. Евгений Путря рассказывал: «Она увлекалась гороскопами, астрологией и особенно интересовалась сообщениями про НЛО. Свято верила, что это прилетают наши предки, и настанет день, когда она с ними встретится».

Ночной глазастик.

В рисунках Саша отвоёвывала свое право на жизнь. Евгений Путря рассказывал: «Рисовать Сашенька начала с трёх лет. Ручки и личико её всегда были вымазаны фломастерами или акварельными красками. Вся наша квартира, ванная комната, кухня, туалет, двери шкафов разрисованы до той высоты, уда доставала она рукой. Рисунки свои щедро дарила друзьям и родственникам – на праздники и дни рождения поздравляла открытками, которые рисовала сама, сама же писала и тексты, часто в стихах. Рисование для Сашеньки было таким естественным – как сон, как еда, нередко заменяло ей друзей, детские игры, особенно, когда болезнь обострялась. Заболела она вдруг, неожиданно, врачи долго не могли поставить диагноз, а когда поставили... это было как гром среди ясного неба – лейкоз. Было Сашеньке тогда пять лет. И то, что она прожила ещё шесть – чудо. И в основе этого чуда – неимоверная, фантастическая тяга к рисованию. Она могла просиживать за фломастерами и красками по восемь – десять часов в день. Когда здоровье ухудшалось, и мама ложилась с ней в больницу, я приходил, бывало, и спрашивал:

Как Сашенька? Рисует?

Да. Смотри, сколько успела!

Это значило, что здоровье улучшается. А если жена молча разводила руками, состояние было неутешительное. В больнице Сашеньку знали и любили все: от нянечки до главврача. Любили за терпеливость, с которой переносила болезненные процедуры, за доброту, за весёлый, жизнерадостный нрав. В палате, где она лежала, всегда собирались дети, слышно было смех и веселье. Врачи, спасибо им, не запрещали такого общения, и больница не была для девочки чем-то страшным, хотя, естественно, особой радости не испытывала. Попадая сюда снова. Но больше всего она любила дом, хотя и жаловалась: «Ох уж этот четвёртый этаж!.. Кто его придумал?» Сидя с нами тёплыми осенними вечерами на балконе, она трепетно засматривалась на пылающие закатные облака, которые постепенно сливались с тёмным небом, и вспыхивали над головой искорки звёзд, и расцветал небосвод серебристым мерцанием созвездий и галактик... Мы говорили с ней про планеты, про «летающие тарелки», про Бога, про людей...».

Саша Путря боролась за жизнь шесть лет. Всякий раз, ложась в больницу, девочка брала с собой книги и все необходимое для рисования. Но с каждым разом выкарабкиваться становилось все трудней и трудней. Незадолго до смерти Саша попросила: «Если у меня опять начнется обострение, не надо меня лечить. Только не обижайтесь и не плачьте - я уже устала. Я знаю, смерть не страшна...».

Родители, как могли, поддерживали интерес дочери к окружающему миру. В перерывах между процедурами отец усаживал Сашу на велосипед, и они ехали украдкой то в один уголок исторической Полтавы, то в другой. Позже, увидев положительные результаты подобных прогулок, медики их «узаконили». Однажды, когда они остановились возле руин Пушкаревской церкви, Саша предложила папе: «Давай спасем ее». «Но что мы можем, доченька?» - вздохнул отец. «А ты напиши самому главному начальнику и попроси его помочь нам». Евгений Васильевич так и сделал. Зарисовал фломастером то, что осталось от церкви, написал, что нужно для реставрации, и оправил письмо в Фонд культуры СССР. Как положено, письмо было переправлено в Киев, а оттуда уже сообщили, что деньги на возрождение церкви будут выделены из бюджета. Так что ныне действующая церковь возродилась благодаря Александре. А Саша посмертно была удостоена золотой медали Христа Спасителя «За жизнь, достойную человека».

Позже Евгений Путря после смерти дочери рассказывал: «Когда наши художники трудились над новой экспозицией музея истории Полтавской битвы, по телевидению показывали сериал «Юность Петра». В залах музея экспонаты вдруг начали восприниматься, как ожившие свидетели. С каким-то трепетом осматривали мы теперь старые камзолы Петра, и все прикладывали свои ладошки на чугунную отливку оттиска ладони царя. И мы с Сашенькой примерили. Как сейчас помню её растопыренные розовые пальчики, лежащие на чёрной лапище... Вспомнилось это теперь, когда смотрел её последнюю композицию «Сириус». Тогда же она нарисовала несколько портретов Петра Первого, а рядом - себя, его невестой. Так она обычно выказывала свою любовь...».

Александра Путря ушла из жизни 24 января 1989 года. Ее похоронили в сари, в котором она встречала свой последний, 1989, Новый год, с небольшим портретом Митхуна Чакраборти, затянутым в целлофан, - ее прижизненным талисманом. Накануне своего ухода Саша попросила папу приложить руку к белому листу, затем обвела. Потом сверху приложила свою руку и обвела её. Законченным нашли рисунок после Сашиного ухода. Возле большой Луны справа находится звезда - это Сириус, на который Сашенька хотела улететь.

Последняя композиция. "Сириус".

Евгений Путря рассказывал: «Когда она ушла, многие из тех, кто, посмотрев её рисунки и композиции, задают один и тот же вопрос: «А кто из художников ей больше всего нравился? Кому она пыталась подражать?» Мы как-то не замечали, чтобы она кому-то подражала. Не следует забывать, что она всё-таки ребёнок, и способы выражения её чувств к окружающему миру не нуждались ещё в подражании. А среди многочисленных книг по изобразительному искусству, которые были в нашей домашней библиотеке, она чаще всего выбирала «Рисунки Дюрера», «Дюрер и его эпоха». Эти книги очень богато иллюстрированы, и она подолгу рассматривала их, отдыхая после рисования. Нравился ей Ганс Гольбейн, но особенно поразил Альбрехт Альтдорфер! Его «битву Александра Македонского с Дарием» она рассматривала с лупой в руках, увлекаясь необычным небом и эпическими облаками над толпами всадников. И всё-таки любимым художником был для неё Дюрер. Что она в нём находила – осталось её тайной. Нравились ей работы Васнецова, Билибина, Нарбута. Любила рассматривать книгу экслибрисов. И, конечно, часто пересматривала свою библиотеку, детские книжки, много и со вкусом иллюстрированные.

Срисовывать Сашенька не любила. Всё рисовала «с головы», по памяти. Понравится кто-то, увиденный на улице или в кино – сядет и нарисует. У неё собралась целая серия портретов «маминых студенток» (жена преподаёт в музыкальном училище). Рисовала и родственников, наряжая их в сказочные одежды, облагораживая и омолаживая. Рисовала своих любимых зверяток: мышек, собачек, кошечек, а ещё – рыбок и птичек, украшая их чудесными орнаментами, придумывая невиданные одежды, чтоб им, зверяткам, рыбкам и птичкам, было приятно.

Сашенька изготовила несколько крохотных книжечек (4 на 2,5 сантиметра форматом), в которых «поселила» десятки необычных жучков, которые носят необычные имена: Цымзибуця, Коробулька, Фуня, Ковбасюк...

А ещё сделала две книжечки стихов, художественно оформив их рисунками и орнаментами по всем правилам издательств: Саша Путря. Стишки. Издательство – «Дом родной». Главный редактор – «Фунтик». Главный художник – «Маленький бухгалтер». Поэт – «Какашка в пушку» (прозвище, данное ей в шутку сестрой, когда у Саши от приёма лекарств выпали волосы и начал отрастать новый пушок; прозвище Саше явно понравилось). И посвящение: «На память и смех дорогой сестричке Лерочке и её подружкам и соседям по комнатам от Саши». Эти стихи весёлые, как и сама Саша:

Дорогая моя Лера! –
Мне найди миллионера,
Но чтоб был он молодой,
И, как папа, с бородой.
Чтоб была у него яхта,
А на вилле така шахта,
Где бы муж мой бородатый
Копал золото лопатой.
Да ещё скажи, что я
Подрасту, его любя,
И поженимся весной,
Только ты дружи со мной!

Стишков остались десятки, записаны на кусочках бумаги, они разбросаны по записным книжкам, среди книг и игрушек. Саша читала их своим друзьям и вместе с ними весело смеялась, пополняя всё новыми и новыми деталями...

22 января, будучи уже в больнице, она нарисовала свою последнюю работу – «Автопортрет». Дети из её и соседних палат окружали тумбочку, за которой она рисовала, и наперебой заказывали картинки. Сашенька счастливо улыбалась и говорила: «Нарисую, нарисую! Всем нарисую!».

А в ночь на 24 января она отошла. Последние её слова были: «Папа?.. Ты прости меня... За всё...»

Прожила Сашенька 11 лет, 1 месяц и 21 день.

Да святится имя твоё, доченька!».

Последний автопортрет.

Настоящее признание Сашиного таланта пришло после ее смерти. В день похорон стены комнаты, в которой стоял маленький гроб, оббитый голубой материей (другой в похоронном бюро не было), родные увешали Сашиными рисунками. Для многих это было открытием, потрясением. Почти сразу же после похорон родителям предложили открыть персональную выставку Саши в Полтавском художественном музее. Появились статьи о ней в местных и республиканских газетах и журналах. Вскоре, благодаря члену редколлегии журнала «Україна» Виталию Коцюку, работы Саши Путри были выставлены в Государственном музее литературы УССР.

Давид Гурамишвили.

«Мне неоднократно приходилось наблюдать за реакцией посетителей выставок, - рассказывал Евгений Васильевич. - В 1993 году нас пригласили поучаствовать в выставке «Юные гении России» в Донецке. Работы участников разместили в восьми залах, а нам отвели девятый, в самом конце. Посетители все восемь залов пробегали, а в последний набивались битком. Потому что в представленных детских работах чувствовалось натаскивание, подгон под стандарты. А Саша была свободной от всего этого».

Созвездие Водолея.

Через какое-то время Сашины работы отправились в Новосибирск. Организаторы выставки решили объединить ее картины и картины Нади Рушевой. Отец с удовольствием отметил, что работы дочери ни в чем не уступали произведениям Нади. Но если для восприятия творчества Рушевой необходимо быть подготовленным, то творчество Саши Путри понятно всем, даже самым маленьким.

Собачка Альфа.

Саша Путря оставила после себя 2280 рисунков и композиций. Кроме того, ей было сделано множество портретов и шаржей в записных книжках, книжная графика, поздравительные открытки, архитектурные, анималистические работы. К некоторым из них он сочиняла прекрасные стихи. Саша оставила после себя множество чеканок, выжженных по дереву картин, работ из пластилина. Она делала даже технические чертежи, которые должны были, по ее замыслу, помочь взрослым... достать Луну и делать асфальтовое покрытие дорог без трещин.

Дева Мария.

В 1994 году режиссером Нелей Даниленко был снят «Документальный фильм «Сашенька».

В 2004 году режиссером Н.Бурнос был снят документальный фильм «Саша Путря».

Your browser does not support the video/audio tag.

Текст подготовил Андрей Гончаров

Использованные материалы: