Tестовые задания по творчеству М. Салтыкова – Щедрина

Известный всем писатель Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин был поистине великим творцом. Являясь чиновником, он мастерски обличал невежественных дворян и восхвалял простой русский народ. Сказки Салтыкова-Щедрина, список которых насчитывает не один десяток, являются достоянием нашей классической литературы.

«Дикий помещик»

Все сказки Михаила Евграфовича написаны с использованием острого сарказма. С помощью героев (животных или людей) он высмеивает не столько людские пороки, сколько скудоумие высших чинов. Сказки Салтыкова-Щедрина, список которых был бы неполным без истории про дикого помещика, помогают нам увидеть отношение дворян 19 века к своим крепостным. История небольшая, но заставляет задуматься о многих серьезных вещах.

Помещик со странным именем Урус Кучум Кильдибаев живет в свое удовольствие: собирает богатый урожай, имеет шикарное жилье и много земель. Но однажды он устал от обилия крестьян в своем доме и решил от них избавиться. Взмолился помещик к Богу, но тот не внял его просьбам. Он всячески начал издеваться над мужиками, стал давить их налогами. И тогда Господь сжалился над ними, и они исчезли.

Поначалу глупый помещик был счастлив: теперь ему никто не мешал. Но позднее он стал ощущать их отсутствие: никто не готовил ему пищу, не убирал в доме. Приезжие генералы и исправник называли его дураком. Но тот не понимал, почему к нему так относятся. В итоге он настолько одичал, что даже стал похож на животное: оброс волосами, лазил по деревьям, а добычу разрывал руками и ел.

Сатирическое обличие пороков дворянина мастерски изобразил Салтыков-Щедрин. Сказка «Дикий помещик» показывает, насколько глупым может быть человек, не понимающий, что жил хорошо только благодаря своим мужикам.

В финале все крепостные возвращаются к помещику, и жизнь снова расцветает: на рынке продают мясо, в доме чистота и порядок. Да вот только Урус Кучум так и не вернулся к прежнему облику. Он по-прежнему мычит, скучая по прежней своей дикой жизни.

«Премудрый пескарь»

Многие с детства помнят сказки Салтыкова-Щедрина, список которых не мал: «Как мужик двух генералов прокормил», «Медведь на воеводстве», «Кисель», «Коняга». Правда, понимать настоящий смысл этих историй мы начинаем, когда становимся взрослыми.

Такова и сказка «Премудрый пескарь». Жил он всю жизнь и всего боялся: рака, водную блоху, человека и даже собственного брата. Родители завещали ему: «Гляди в оба!» И решил пискарь всю жизнь прятаться и никому на глаза не попадаться. И прожил он так больше ста лет. Ничего за всю жизнь не видел и не слышал.

Сказка Салтыкова-Щедрина «Премудрый пескарь» высмеивает глупых людей, готовых прожить всю жизнь в страхе перед любой опасностью. Задумался теперь старик-рыба, для чего же он жил. И стало ему так грустно оттого, что не видел белого света. Решился вынырнуть из-за своей коряги. А после его никто не видел.

Писатель смеется, что даже щука такую старую рыбу есть не станет. Пескарь в произведении назван премудрым, но это, несомненно, потому как умным его назвать крайне сложно.

Заключение

Сказки Салтыкова-Щедрина (список их перечислен выше) стали настоящим кладезем русской литературы. Как четко и мудро описывает автор людские недостатки! Эти истории не потеряли актуальности и в наше время. В этом они имеют сходство с баснями.

Урок-игра по сказкам Салтыкова-Щедрина
(7-8 классы)
Цель игры: Обобщение и углубление знаний основного содержания, особенностей сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина.

Ход занятия.

Вступительное слово учителя.
Творчество Салтыкова-Щедрина чрезвычайно многообразно.
Сказки – это итог многолетних жизненных наблюдений, итог всего творческого пути писателя. В них сплетается фантастическое и реальное, комическое и трагическое, широко используется гротеск, гипербола, эзопов язык. В сказках Салтыкова-Щедрина встречаем героев его эпохи: невежественных правителей («Дикий помещик», «Медведь на воеводстве»), народ, покорный и талантливый («Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Коняга»).
Беспримерная сатира на русскую интеллигенцию развернута в сказках о рыбах и зайцах («Самоотверженный заяц», «Премудрый пискарь», «Карась-идеалист» и другие).
Сказки Салтыкова-Щедрина писались для широких читательских кругов. Многозначителен подзаголовок «Сказки для детей изрядного возраста»; «Для детей от 7 до 70 лет». Писатель хотел издать их в виде сборников-брошюр ценой по три копейки, чтобы любой мог их купить. Цензура запретила это издание, но все же сказки дошли до читателя. В них писатель выступает как защитник народных интересов. Цель их – пробудить народ, чтобы «дети изрядного возраста» возмужали и перестали быть детьми.
Сегодня мы с вами, ребята, проведём необычный урок-игру, на котором вспомним некоторые этапы биографии писателя и содержание несколько сказок Салтыкова-Щедрина. В нашей сегодняшней игре будут принимать участие команды из 7 и 8 классов и команды болельщиков. Каждой команде предстоит выполнить задания, ответить на поставленные вопросы. За каждый правильный ответ команда получит по 1 баллу. В итоге набранные за всю игру баллы будут суммироваться для того, чтобы выявить победителя.
А подсчитывать набранные баллы будет наше уважаемое жюри.
Итак, начнём.

Выполнение заданий

Восстанови название сказки.
Литературный вернисаж.
Угадай сказку по приведённому отрывку из текста.
Собери крылатые выражения (домино).
Литературный верификатор
Определи сатирические приёмы.
Викторина по сказкам С-Щедрина.
Игра со зрителями: «Зоосад С-Щедрина»,
«Исторический комментарий», «Зазеркалье».

Задание I.
ВОССТАНОВИ НАЗВАНИЕ СКАЗОК.
(На листочках соедини стрелками слова из 1 столбика со словами из второго столбика так, чтобы получились названия известных сказок С-Щедрина)

« НА ВОЕВОДСТВЕ»

ВЕРНЫЙ

« - МЕЦЕНАТ»

« - ИДЕАЛИСТ»

« - ЧЕЛОБИТЧИК»

КАК ОДИН МУЖИК

«САМООТВЕРЖЕННЫЙ »

ПОМЕЩИК

«ДИКИЙ.»

« ДВУХ ГЕНЕРАЛОВ ПРОКОРМИЛ»

«ХРИСТОВА »

КАРАСЬ

«ВЯЛЕНАЯ »

« ТРЕЗОР»
МЕДВЕДЬ

ЭТАЛОН ОТВЕТА

« НА ВОЕВОДСТВЕ»

« - МЕЦЕНАТ»

« - ИДЕАЛИСТ»

« - ЧЕЛОБИТЧИК»

«САМООТВЕРЖЕННЫЙ »

«ДИКИЙ.»

« ДВУХ ГЕНЕРАЛОВ ПРОКОРМИЛ»

КАК ОДИН МУЖИК

«ХРИСТОВА »

«ВЯЛЕНАЯ »

« ТРЕЗОР»

Игра со зрителями
«Зоосад Салтыкова-Щедрина»Отгадайте одинаковые слова - названия животных, которых можно встретить в сказках Салтыкова-Щедрина, загаданные несколькими пословицами. Чем меньше пословиц-подсказок, тем лучше. Отгадаете с первой пословицы название животного и сказки (точное название) – 3 балла, со второй – 2, с третьей – 1.Каждой команде по 3 загадки. Прикинулся бы ОН козой, да хвостик не такой. Как ЕГО не корми, а ОН всё в лес смотрит. ЕГО ноги кормят. Волк («Бедный волк»)
В сухой год ИХ больше, в сырой мышей.
Вор, что – ОН, и тени своей боится.
За НИМИ двумя погонишься – ни одного не поймаешь.
Заяц («Самоотверженный заяц»)
За глаза ЕГО не покупают.
ОН человеку крылья.
Держи к ЕГО за гриву, за хвост не удержишь.
Конь («Коняга»)
Где ЕГО нет, и коза сойдет за НЕГО.
ЕМУ рога - не груз.
Смотрит, как ОН на новые ворота.
Баран («Баран непомнящий»)
И ОН в неволе пляшет.
Он корове не брат.
Делить ЕГО шкуру Медведь («Медведь на воеводстве»)
Задание 2.
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ВЕРНИСАЖ.
ПРИ ПОДГОТОВКЕ ВЫСТАВКИ РЕПРОДУКЦИЙ К СКАЗКАМ
М. Е. САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА БЫЛИ ПЕРЕПУТАНЫ ЭКСПОНАТЫ И ПОДПИСИ К НИМ. ВОССТАНОВИТЕ НАЗВАНИЯ СКАЗОК ПО ИЛЛЮСТРАЦИЯМ.

1. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»
2. «Дикий помещик»
3. «Премудрый пискарь»
4. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»
5. «Премудрый пискарь»
6. «Дикий помещик»
Задание 3
УГАДАЙ НАЗВАНИЕ СКАЗКИ.
(Чья команда быстрее поднимет руку, той даётся право первой отвечать)
(эталон ответов)
«Служили [они] в какой-то регистратуре; там родились, воспитывались и состарились, следовательно, ничего не понимали. Даже слов никаких не знали, кроме: «Примите уверение в совершенном моем почтении и преданности».
«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»
«В некотором царстве, в некотором государстве жил-был, жил и, на свет глядючи, радовался. Всего у него было довольно: и крестьян, и хлеба, и скота, и земли, и садов. И был тот глупый, читал газету «Весть» и тело имел мягкое, белое и рассыпчатое».
«Дикий помещик»
«И вдруг он исчез. Что тут случилось! – Щука ли его заглотала, рак ли клешней перешиб или сам своей смертью умер и всплыл на поверхность, - свидетелей ему не было. Скорее всего – сам умер»
«Премудрый пискарь»
Задание 4.
(Соедини стрелками словосочетания из 1 столбика со словосочетаниями из 2 столбика так, чтобы получились крылатые выражения из сказок С-Щедрина)

СОБЕРИ КРЫЛАТОЕ ВЫРАЖЕНИЕ.
(эталон ответа)

КОЛИ ХОЧЕШЬ ЖИЗНЬЮ ЖУИРОВАТЬ,

ТАК ГЛЯДИ В ОБА

ОДНАКО, БРАТ,

ГЛУПЫЙ ТЫ ПОМЕЩИК

ЖИЛ – ДРОЖАЛ,

И УМИРАЛ – ДРОЖАЛ

И ЗАТЕМ ВСЕ ПОШЛО В ЛЕСУ

КАК ПО МАСЛУ

СИЕ ДА ПОСЛУЖИТ

ОРЛАМ УРОКОМ!

КАРАСЬ –

РЫБА СМИРНАЯ

У УМНЫХ РОДИТЕЛЕЙ

РОДИЛСЯ СЫН ДУРАК

НО ЧТО ТАКОЕ

САМА ЭТА ЖИЗНЬ?

ВОТ ИМЕННО ДЕЛО

МАСТЕРА БОИТСЯ

ПРАВДА НЕ ВОРОНА –

ЗА ХВОСТ ЕЕ НЕ УХВАТИШЬ

ИГРА СО ЗРИТЕЛЯМИ «Исторический комментарий»В сказках Салтыкова-щедрина встречаются слова, значение которых нам непонятно. Из трех предложенных вариантов, найдите нужный.Светец («Лучины не стало мужику в светец зажечь..» - «Дикий помещик»)
Литая подставка для лучины.
Подставка для свечи или свечей.
Светлая комната.
Мякина («Поднялся мякинный вихрь» - «Дикий помещик»)1) Набитый пухом или пером продолговатый мешок.2) Отходы при обмолоте и очистке зерна хлебных злаков.3) Болотистое место.Фанфарон («Чтобы он фанфаронства свои прекратил и поступлению в казначейство податей препятствий не чинил» - «Дикий помещик»)
О том, кто преданно служит кому-, чему-л., увлечённо занимается чем-л.
Льстивый человек.
Легкомысленный хвастун, бахвал.
Хмара («Не сновидения носятся, а бессвязная подавляющая хмара» - «Коняга»)
Темная туча.
Мшистое болото.
Сильная жара от нагретого солнцем воздуха.
Жуировать («Смотри, сынок, - говорил старый пискарь, умирая, - коли хочешь жизнью жуировать, так гляди в оба!» - «Премудрый пискарь»)
Предаваться наслаждениям, удовольствиям; вести праздную жизнь.
Говорить весело, пересыпая речь шутками, остротами.
Проявлять геройство (обычно пренебрегая необходимой осмотрительностью, осторожностью, бесшабашно рискуя жизнью).
Снеток («Не дозволит измельчат и выродиться в снетка» - «Премудрый пискарь»)1) Кусочки теста, сваренные в кипящем бульоне, молоке.2) ^ Мелкая промысловая озёрная рыба сем. Корюшек.3) Горячий напиток из воды, мёда и пряностей.
Задание 5.
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ВЕРИФИКАТОР Скажите: верите вы или нет, что...
(Каждой команде поочерёдно задаётся по 3 вопроса)
Щедрин – это псевдоним писателя. (Да)
Салтыков-Щедрин учился в Царскосельском лицее. (Да)
Был сослан за "...вредный образ мыслей и пагубное стремление к распространению идей, протрясших уже всю Западную Европу...". (Да)
В ссылке занимался только литературной деятельностью, не служил. (Нет, был канцелярским чиновником, потом старшим чиновником особых поручений при губернаторе и правителем губернаторской канцелярии. Ссылку Салтыков заканчивает в должности советника губернского правления.)
Салтыков-Щедрин не мог долго продержаться на одном месте службы, т.к. он, не стесняясь, высмеивал свое начальство в гротескных «сказках». (Да)
В 1869 - 1870 годы – в «Отечественных записках» публикуются сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», роман «История одного города». (Да)
Задание 6.
Определи сатирические приёмы
(Каждой команде даются карточки определений литературных терминов. Нужно правильно записать название литературного термина нас листок).
Осмеяние, имеющее двойной смысл, где истинным является не прямое высказывание, а противоположное. Ирония
Едкая и ядовитая ирония, резко изобличающая явления, особо опасные для человека и общества. Сарказм
Предельно резкое преувеличение, сочетание реального и фантастического, нарушение границ правдоподобия. Гротеск
Иной смысл, скрытый за внешней формой. Иносказание, аллегория
Художественная речь, основанная на вынужденном иносказании. «Эзопов язык"
Чрезмерное преувеличение. Гипербола
Проявление комического в искусстве, представляющее собой поэтическое унизительное обличение явлений при помощи различных комических средств. Сатира
Представления, образы, созданные воображением; изображение явлений действительности в преувеличенном или сверхъестественном виде. Фантастика
ИГРА СО ЗРИТЕЛЯМИ
«ЗАЗЕРКАЛЬЕ»
В названии известных произведений все слова заменили на противоположные им по смыслу. Попробуйте восстановить зашифрованные таким образом истинные названия.«Городское наводнение» («Деревенский пожар»)«Трусливый волк» («Самоотверженный заяц»)«Глупая щука» («Премудрый пескарь»)«Домашний крестьянин» («Дикий помещик»)«Сказка о том, как 2 министра 1 чиновника заморили» («Повесть о том, как 1 мужик 2 генералов прокормил»)
Задание 7.
ВИКТОРИНА ПО СКАЗКАМ С-Щедрина
Задание: каждой команде задаётся по 12 вопросов. Игрокам нужно как можно быстрее и правильнее ответить на эти вопросы. За каждый правильный ответ – 1 балл.
ВОПРОСЫ 1 КОМАНДЕ

1.Как два генерала оказались на необитаемом острове?
А. В результате кораблекрушения
В. По щучьему велению, по моему хотению
С. С помощью волшебника
D. Прилетели на ковре-самолёте

2. В чём мужик варил суп?
А. В котелке
В. В пригоршне
С. В кокосовой скорлупке
D. В чане

3. Какую газету читали генералы на необитаемом острове?
А. «Московскую правду»
В. «Московские ведомости»
С. «Московское обозрение»
D.«Вестник Москвы»

4. Как генералы отыскали на острове мужика?

А. По следам, оставленным на песке
В. По звукам балалайки
С. По запаху мякинного хлеба
D. По его крикам
5. Кем этот мужик работал в Петербурге?
А. Поваром
В. Кузнецом
С. Маляром
D. Извозчиком

6. Чем в своей жизни был очень недоволен герой сказки «Дикий помещик»?
А. Маленькой пенсией
В. Обилием мужиков
С. Отсутствием жены
D. Отсутствием детей

7. Кого звал помещик в гости?
А. Медведя
В. Губернатора
С. Генералов-соседей
D. Судью

8. Какой способ прогулки помещик «считал самым приличным и удобным»?
А. На четвереньках
В. В карете
С. Верхом на лошади
D. В телеге

9. В каком виде два генерала прибыли на остров?
А. В мундирах
В. В ночных рубашках
С. В шубах и валенках
D. Раздетые

10. Какой предмет проглотил из генералов за неимением ужина?
А. Пуговицу
В. Орден
С. Тапочки
D. Платок

11. Какой выход придумали генералы, чтобы с голоду не умереть?
А. Всё время спать
В. Научиться работать
С. Найти мужика
D. Поймать зверя

12. Из чего мужик сделал силки для птиц?
А. Из собственных волос
В. Из собственной рубахи
С. Из собственных лаптей
D. Из лески

ВОПРОСЫ 2 КОМАНДЕ

1. Как генералы вернулись домой?
А. Заснули и проснулись дома
В. Так же как и попали на остров
С. Их спасли случайно
D. Мужик построил корабль

2. С кем помещик охотился на зайцев?
А. С волком
В. С медведем
С. С лисой
D. С кабаном

3. Чем дикий помещик угощал всех гостей?
А. Колбасой
В. Пряником
С. Вареньем
D. Ягодами и грибами

4. Почему осенью помещик даже холода не чувствовал?
А. Надел тулуп
В. Сидел на печи
С. Оброс волосами
D. Беспробудно пил

5. Кто побеспокоился о том, чтобы вернуть мужика к помещику?
А. Губернское начальство
В. Сам помещик
С. Соседи
D. Царь

6. На какой улице в Петербурге жили два генерала?
А. На Подьяческой
В. На Фонтанке
С. На Литейной
D. На Невском

7. Что сделали в городе Вятке с пойманной рыбой, прежде чем варить уху?
А. Высекли
В. Напоили
С. Откормили
D. Отпустили поплавать

8. Как генералы мужика при себе удерживали?
А. Цепью приковали
В. Верёвочкой привязали
С. Смирительную рубашку надели
D. Он остался сам

9. Чем генералы наградили мужика?
А. Бутылкой пива
В. Медалью
С. Плетьми
D. Рюмкой водки и пятаком

10. Где живёт главный герой сказки о диком помещике?
А. В некотором царстве
В. В Орловской губернии
С. В приволжских степях
D. За границей

11. Какое золотое слово вычитал помещик в газете «Весть»?
А. Вперёд
В. Старайся
С. Долой
D. Даёшь

12. Что помещик, одичав, не успел-таки приобрести?
А. Когтей
В. Хвоста
С. Звериной силы
D. Шерсти

Подведение итогов игры. Награждение победителей.

В сказках Щедрин проявил себя блестящим художником. Он показал себя мастером эзоповского языка, при помощи которого умел доносить до читателя острую политическую мысль и передавать социальные обобщения в аллегорической форме. Смех Салтыкова-Щедрина - это смех сквозь слезы, горе и страдания.

Tестовые задания по творчеству

М.Е. Салтыкова – Щедрина

I уровень.

1. Какая из приведенных ниже сказок не принадлежит М.Е. Салтыкову-Щедрину?

а) «Карась-идеалист»

б) «Премудрый пискарь»

в) «Три медведя»

г) «Медведь на воеводстве»

2. Из какой сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина приведен следующий отрывок: «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был..., жил, и, на свет глядючи, радовался. Всего у него было довольно: и крестьян, и хлеба, и скота, и земли, и садов. И был тот... глупый, читал газету «Весть» и тело имел мягкое, белое и рассыпчатое»?

а) «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

б) «Премудрый пискарь»

в) «Дикий помещик»

г) «Медведь на воеводстве»

3. Не является произведением М.Е. Салтыкова-Щедрина:

а) «Пошехонская старина»

б) «Богатырь»

в) «Обрыв»

г) «Господа Головлевы»

4. Найдите ошибку в названии сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина:

а) «Орел на воеводстве»

б) «Ворон-челобитчик»

в) «Карась-идеалист»

г) «Самоотверженный заяц»

5. Из каких сказок Салтыкова-Щедрина приведены отрывки:

а) «Служили [они] в какой-то регистратуре; там родились, воспитывались и состарились, следовательно, ничего не понимали. Даже слов никаких не знали, кроме: «Примите уверение в совершенном моем почтении и преданности»

б) «И вдруг он исчез. Что тут случилось! – Щука ли его заглотала, рак ли клешней перешиб или сам своей смертью умер и всплыл на поверхность, - свидетелей ему не было. Скорее всего – сам умер...»

в) «Прошла слава про Богатыря по всей земле. И свои, и чужие, и други, и супостаты не надивятся на него: свои боятся вообще потому, что ежели не бояться, то каким же образом жить?»

    «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

    «Богатырь»

    «Премудрый пискарь»

6. Подберите из правого столбика недостающие слова таким образом, чтобы названия сказок Салтыкова-Щедрина были восстановлены:

7. Главным «оружием» писателя является:

а) реальное изображение действительности

в) яркое изображение характеров

г) революционность

8. М.Е. Салтыков-Щедрин использовал в своем творчестве жанр сказки, прежде всего, потому, что:

а) стремился приблизить литературу к народу

б) очерк, фельетон, рассказ исчерпали свои возможности

в) сказка – аллегорический жанр, позволяющий в сжатой, лаконичной форме поставить и решить самые сложные, а порой и запретные проблемы

г) герои народных сказок привлекали своей удачливостью и неуязвимостью

9. В сказке «Медведь на воеводстве» беспощадно критикуется:

а) чиновничество

б) аристократия

в) интеллигенция

г) самодержавие

10. Какой прием использован писателем в следующем эпизоде («Дикий помещик»)?

«И вот он одичал. Хоть в это время наступила уже осень и морозцы стояли порядочные, но он не чувствовал даже холода. Весь он, с головы до ног, оброс волосами, словно древний Исав, а ногти у него сделались, как железные. Сморкаться уж он давно перестал, ходил же все больше на четвереньках и даже удивлялся, как он прежде не замечал, что такой способ прогулки есть самый приличный и самый удобный. Утратил даже способность произносить членораздельные звуки и усвоил себе какой-то особенный победный клик, среднее между свистом, шипеньем и рявканьем. Но хвоста еще не приобрел.»

а) метафора

б) аллегория

в) гротеск

г) гипербола

II уровень.

    Кто из сказочных персонажей «жил – дрожал и умирал – дрожал»?

    Кому из литературных героев принадлежит высказывание: «Смотри, сынок, коли хочешь жизнью жуировать, так гляди в оба!»?

    Назовите основные темы сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина.

    Назовите подзаголовок сборника сказок Салтыкова-Щедрина.

    О каком произведении идет речь: это «история, содержанием которой является беспрерывный испуг», история, которая сводится к тому, что «градоначальники секут, а обыватели трепещут»?

III уровень.

Напишите развернутый ответ на выбранный вами вопрос.

    Какие художественные приемы наиболее часто использовал М.Е. Салтыков-Щедрин в своих сказках?

    На примере «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» покажите, как комическое выявляет идеал автора.

    Чем можно объяснить обращение Щедрина к жанру сказки? Какие возможности перед ним как художником открывал этот жанр?

    Что сближает сказки Щедрина со сказками народными и в чем их отличие?

    Какой важный нравственный урок содержит сказка «Премудрый пискарь»?

1в; 2в; 3в; 4а;

5 а – «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

б – «Премудрый пискарь»

в – «Богатырь»

6 а – «Медведь на воеводстве»

б – «Орел-меценат»

в – «Карась-идеалист»

г – «Ворон-челобитчик»

д – «Самоотверженный заяц»

7б; 8в; 9г; 10в.

М.Е.Салтыков-Щедрин

Тестовая проверочная работа по творчеству писателя

Сатира – это:

Один из видов комического, скрытая насмешка, основанная на том, что слово или выражение употребляется в значении, противоположном общепринятому.

Один из видов комического, едкая, злая, издевательская насмешка.

Один из видов комического, изображение каких-либо недостатков, пороков человека или общества.

Гипербола – это:

Один из тропов, художественное преувеличение, суть которого заключается в усилении каких-либо качеств.

Один из тропов, заключающийся в намеренном неправдоподобном художественном преуменьшении.

Один из тропов, заключающийся в сопоставлении предметов или явлений, обладающих общим признаком, для пояснения одного другим.

Эзопов язык – это:

Художественное преувеличение.

Иносказание.

Художественное сравнение.

Язык древних греков.

Гротеск – это:

Художественный прием намеренного искажения чего-либо, причудливого соединения фантастического с жизнеподобным.

Один из тропов: художественное преувеличение.

Один из видов комического: едкая, злая, издевательская насмешка.

То же, что ирония.

Из каких сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина приведены отрывки:

«Служили (они) в какой-то регистратуре, там родились, воспитывались и состарились, следовательно, ничего не понимали. Даже слов никаких не знали, кроме: «Примите уверение в совершенном моем почтении и преданности».

«В некоторм царстве, в некотором государстве жил-был …, жил и, на свет глядючи, радовался. Всего у него было довольно: и крестьян, и хлеба, и скота, и земли, и садов. И был тот … глупый, читал газету «Весть» и тело имел мягкое, белое и рассыпчатое».

«И вдруг он исчез. Что тут случилось! – Щука ли его заглотала, рак ли клешней перешиб или сам своей смертьюумер и всплыл на поверхность, — свидетелей ему не было. Скорее всего – сам умер…»

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

«Дикий помещик» -

«Премудрый пискарь»

Подберите из правого столбика недостающие слова таким образом, чтобы названия сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина были восстановлены:

« … на воеводстве» орел ___

« …-меценат» медведь ___

« …-идеалист» заяц ___

« …-челобитчик» карась ___

«Самоотверженный …» ворон ___

Обрывок какой газеты читали на необитаемом острове генералы в сказке «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»:

«Петербургские ведомости»

«Правда»

«Московские ведомости»

«Московские новости»

Какой сон два раза видит центральный персонаж сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина «Премудрый пискарь»?

Выиграл 200 тысяч рублей.

Стал свободным и счастливым.

Стал очень больным.

Стал мудрым.

Кто подвергся осмеянию в сказке «Премудрый пискарь»?

правительство

революционные демократы

обыватели

либералы

О ком писал Салтыков-Щедрин: «Если бывместо слова «ограничен» было бы поставлено слово «дурак», то рецензент, наверное, не нашел бы ничего неестественного…»

Угрюм-Бурчеев

Грустилов

Фердыщенко

Брудастый

Каждый образ градоначальника является обобщенным образом своей эпохи, общественного устроения. Казарменный идеал кого из градоначальников вбирает в себя наиболее яркие приметы реакционных политических режимов разных стран и эпох:

Бородавкин

Грустилов

Угрюм-Бурчеев

Брудатый

М.Е. Салтыков-Щедрин в «Истории одного города» доказывает враждебность государственной власти народу. Покорность народа в произведении наиболее ярко проявляется:

в психологическом изображении личности крестьянина

в изображении массовых сцен

в изображении сцен народных бунтов

Перу Салтыкова-Щедрина не принадлежат:

«Пошехонская старина»

«Господа Головлевы»

«История одного города»

«Накануне»

Главным «оружием» писателя является:

реальной изображение действительности

яркое изображение характеров

революционность

Ключ к тесту

5 — «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» —

«Дикий помещик » — -

«Премудрый пискарь» -

За каждый правильный ответ – 1 балл. Максимум – 3 балла.

6 — орел _2 __

медведь _1 __

заяц _5 __

карась _3 __

ворон _4 __

За каждый правильный ответ – 1 балл. Максимум – 5 баллов

Всего баллов за тест – 20 (максимум).