Типы аниме персонажей и с чем это едят ХD. Типы персонажей

Обычный японский школьник(ОЯШ) - он чаще всего носит очки, причём большие круглые или квадратные. Внешность его самая, что ни на есть стандартная: волосы тёмные, глаза тёмные, характер - ровный, возраст - период полового созревания.

Обычный японский школьник может быть в любом жанре - в сенене, мистике, гаремнике или фантастике, и что самое обидное для необычных японских школьников - обычный японский школьник чаще всего бывает главным героем. Его заставляют спасать мир, или отбиваться от толпы сохнущих по нему девчонок (и что они в нём находят?), он может быть мегасилен, но таковым не выглядеть - мешают очки и ровный невыразительный характер. ОН краснеет при виде женской груди и заикается, когда нужно признаться в любви.

Кавайный/Кавайная - «милый», «прелестный», «хорошенький», «славный», «любезный». В японском языке «каваий» также может относиться к чему-либо, что выглядит маленьким, иногда имея двойное значение «прелестный» и «маленький». Слово также может использоваться для описания взрослых, демонстрирующих ребяческое или наивное поведение.

Бисёдзё - термин, обычно относящийся к молодым красивым девушкам, чаще школьницам старших классов. В аниме и манге, особенно среди западных отаку, термин может использоваться для обозначения стереотипного женского персонажа - красивой молодой девушки, сюжета с такими персонажами, определённого стиля изображения таких персонажей.

Moэ - кавайные персонажи которые вызывают не просто умиление, а влечение. Сам термин «Моэ» означает обожание (иногда в прямом смысле слова), едва ли не фетешизацию, чего или кого либо из анимемангиигр. В раздел моэ входят некоторые типажи, вроде меганекко - девушек в очках, петтанко - персонажи, которые делают сильный акцент (или акцент делается со стороны) на их плоской груди, доджикко - неуклюжие девушки, да и вообще названий типажей внешности и поведения не счесть.

Бисёнэн - слово обозначающее идеально красивого молодого человека. За пределами Японии обычно используется отаку для обозначения стереотипного шаблона мужских персонажей манги и аниме, который применяется в основном в жанрах сёдзё, сёнэн-ай, или яое.

Персонаж, попадающий под определение бисёнэна, как правило, молод, женственно красив, не обладает выраженной мускулатурой. Часто одевается в подчёркнуто элегантную и непрактичную одежду, имеет волосы необычного цвета. Характер бисёнэна может быть различным в зависимости от сюжета произведения.

Стереотип бисёнэна весьма популярен среди девушек, что отчасти связано с эмансипацией и отождествлением женственного мужчины со свободной и независимой женщиной, а отчасти с уникальным понятием прекрасного в японской культуре.

Мэганэкко - типичная девушка в аниме, отличием которой является то, что она носит очки. Довольно часто встречается такое развитие: если она переходит на контактные линзы, то все и каждый внезапно осознают её красоту.

Мэганэ-кун (Megane-kun) - мальчик в очках.

Бакуню (bakunyuu) - особенность дизайна, заключающаяся в том, что героиня аниме или манги изображается с намеренно преувеличенными (и часто выходящими за рамки жизненных реалий) размерами грудей. Наиболее богаты такими художественными приемами эротические жанры аниме.

Мэйд (maids, meido) - служанка. Один из типичных вариантов дизайна аниме-героинь, призванный сочетаться с образом «сэксуальной прислужницы». Данный феномен со временем стал настолько распространен в аниме-индустрии, что начали появляться целые сериалы, полностью посвященные тематике служанок (например, He is My Master и Hanaukyo Maids Team), тем самым делая мэйдо практически полноценным поджанром аниме и манги.

Чиби (Chibi) - стиль, изображающий людей в уменьшенном, по сравнению с обычным, видом. Неотъемлемой чертой стиля является непропорциональность - увеличенная голова и глаза, укороченные руки-ноги, иногда без кистейстоп и пальцев. Прорисовка эмоций таких персонажей тоже сильно упрощается. Чибики очень похожи на детей, вследствии чего просто детей тоже называют чибиками.

Кэмономими (Kemonomimi) - буквально «ушки животных». Стиль рисовки, в котором люди имеют ушки (иногда и хвост, реже лапы, носы и т.п.) определенного животного. Например, Некомими - девушка (или парень) с ушками кошки, Кицунемими - с ушками лисы и т.д.

Цундере (Tsundere) - происходит слово от цунцун (tsuntsun), что означает - отвращение, и дередере (deredere), что означает - влюбленность. Такие персонажи изначально предстают как неприятные, нередко самовлюбленные и эгоистичные (видели когда-нибудь в аниме т.н. «принцесс», ojou-sama, девочек из богатых семей) типажи, но на протяжении сюжета раскрывают в себе «светлую», хорошую сторону характера, в большинстве случаев - под воздействием объекта любви. Они изначально сторонятся этого самого объекта и всячески дают понять свое к нему отвращение, но маскировка рано или поздно рушится. Это классическое определение цундере. Неклассические цундере могут быть похожи на обычных, ничем не выделяющихся людей, но выдающих типаж, резко выходя из себя при малейшем подстрекании, либо же при контакте с пресловутым объектом любви.

Махо-сёдзё - «девушка-волшебница». Основной сюжетной особенностью махо-сёдзё является главный персонаж - девочка, или молодая девушка, обладающая некими сверхъестественными способностями,которые она использует для борьбы со злом, защиты Земли, слабых и тому подобных действий. Иногда присутствуют несколько девушек, обладающих различными способностями и как правило работающих в одной команде. Наиболее характерные представители этого поджанра манги и аниме «Сейлор Мун» (первый сериал, где таких персонажей несколько), «Cardcaptor Sakura», «Tokyo Mew Mew», «Magic Knight Rayearth», «Pretty Sammy» и «Futari wa Pretty Cure». Первым аниме-сериалом в жанре махо-сёдзё стал «Mahou Tsukai Sally», вышедший в 1966 году. Девушки-волшебницы также известны в Японии как мадзёкко или «девушки-ведьмы».

Существует и аналогичный поджанр махо сёнэн («юноши-волшебники»), где используются схожие линии, с изменённой гендерной направленностью, то есть главный герой - юноша (в качестве примера можно назвать «DNAngel»), однако он значительно реже используется в качестве главной сюжетной линии.

Также следует отличать жанр махо-сёдзё и от поджанра махо канодзё («подружка-волшебница»), где главным героем является мальчик или юноша, у девушки которого обнаруживаются сверхъестественные способности.

Яндере (Yandere) - сокращение от yanderu deredere, «яндеру» означает, если быть максимально точным, «больной» (на голову). В общем, «полоумная(ый) дередере». Попрошу сразу уяснить, что не истеричная (ый), а полоумная (ый)! Это разные вещи.

Собственно суть яндере заключается в чрезмерной привязанности к объекту любви, доходящем до фанатизма. Так сказать, обратная сторона цундере. Такие персонажи в обычном своем состоянии (в классическом определении) вполне себе милые и от дередере неотличимы, но при попытке впутать в романтику начинют сходить с ума, преследовать объект любви и ревновать его/её ко всему, что движется. Ну, и разумеется, пытаться ему/ей угодить во всем. В общем, классические яндере - параноидальные прилипалы. И не дай вам Ями-сама попробовать им изменить - в классическом своем определении они тут же будут тянуть руки к острым предметам.

Неклассическое определение яндере - это немного (или много) полоумные дередере. Они могут считать себя нелюдями, по-странному себя вести, но все это вертится вокруг противоположного пола. Если девушка шарахается парней и не упускает случая в порядке самозащиты их бить, то это тоже яндере.

Цунахо (Tsunaho), альтернативное название - цунбака (Tsunbaka) или более нейтрально - цундодзи (Tsundoji), - это особый вид цундере, который вкратце описать можно как «позер от цундере». Этот типаж действительно пытается быть нехорошим, однако ввиду врожденной неуклюжести и глупости всегда все путает, роняет вещи и вообще ведет себя более чем комично. Нехорошо, конечно, смеяться над чужими проблемами, но здесь уж ничего не поделаешь, правда.

Цунтере (Tsuntere) - это более неприкрытый вид цундере. «Тереру», tereru означает «застенчивый». Иными словами, цундере, которая (а бывает, и который!) не может быть холодным до самого конца и нет-нет да выдаст свои чувства. Происходит потому, что типаж обладает застенчивостью, достаточной для открытия дередере-стороны.

Цундора (Tsundora) в буквальном переводе значит «тундра», которая со снегом и с лесом. Это более замкнутый и негативный тип персонажа, негостеприимный, как тундра. Пробудить дередере-сторону у такого типажа очень и очень сложно.

Цунгире (Tsungire) - ещё более опасный тип цундере, называющийся по аналогии с «киреру» (kireru), что означает - короткое замыкание. Опасный он потому, что если не доводить до цунцун-стороны, то вам же лучше. Потому что если довести, то может сорваться и учинить истерику. Нельзя путать их с последующим типажом яндере, потому что истерика и полоумность - разные вещи. Вскрыть же дередере-сторону у такого типажа несложно - надо просто спокойно сделать это без лишних движений, и тогда проблемы отойдут сами собой. Если не сделать этого - истерика гарантирована. Секай из School Days может подойти под описание, хоть она больше янгире.

Цунцун (Tsuntsun) в данной трактовке будет означать необщительного мизантропа, который не особо-то и собирается становиться добрым. Такие персонажи нечасто попадаются, но, что характерно все злодеи, не перешедшие на сторону добра (Lawful - Neutral - Chaotic Evil) попадают под определение с поразительной точностью.

Дередере (Deredere) соответсвенно будет означать доброго и милого персонажа, самую малость скромного и в меру оптимистичного. Таких много, хотя бы в одной бисёдзё-гейм будет такая. Да и среди парней таких пруд пруди. Только надо быть осторожным в классификации, или же вас ждет неприятный сюрприз в виде замедленного типажа или того же цундере.

Кудере (Kuudere), что является сокращенным англицизмом cool deredere (cool в значении «прохладный») - это не такое уж и старое слово, означающее хладнокровный и равнодушный типаж. Видели когда-нибудь персонажей, сидящих с книгой в углу, ни с кем не общающихся или же наоборот, вставляющих свое веское «фи» во все, что творится вокруг них, причем всегда к месту? Вот это и есть кудере. Зачастую умные (хотя ввиду особенностей типажа, бывают и не очень - но только потому, что страдают от хронической лени) и дередере-сторону раскрывают, только если вы такому персонажу понравитесь. Опять же, такой типаж не лишен эмоций, но в себе их крепко задерживает и наружу не являет. Впрочем, если эти оковы ослабнут, кудере может разрыдаться или засмеяться вполне спокойно. Кудере очень часто рисуют с волосами синего оттенка, это своеобразный штамп.

Дандере (Dandere) - сокращенное danmari deredere, что означает «стеснительная/ый дередере». Данмари само по себе значит «молчание», но причины молчания дандере отличаются от оных у кудере. Молчит дандере только потому, что стесняется. Да, это типаж социофобов, которые замкнуты в себе только потому, что стесняются, но хотели бы быть коммуникабельными. Обычно при контакте с определенным персонажем, по большей части - с объектом любви, становятся вполне обычными дередере, но даже в таком случае скованность и стеснительность останутся. Но не думайте, что дандере нельзя разозлить, нет - если это сделать, то можно даже пожалеть об этом, так как накопленные эмоции могут выйти не так и с непредсказуемыми последствиями.

Янгире (Yangire) строится по аналогии с цунгире. Но здесь истеричность накладывается на полоумность, и получается ходячий армагеддон. Бессмысленные и беспощадные маньяки, которые могут повернуться умом абсолютно на пустом месте. Такие персонажи, как нередко и яндере, идут в комплекте с темным прошлым. Но если особо постараться, можно вынести и общение с таким типажом, только игра в данном случае не стоит свеч, и замкнуть такой типаж проще некуда. Лучше вообще не трогать.

Вообще по той же аналогии можно наблюдать и янбаку, которая будет все делать наперекосяк. Но это уже немного неканонично. Впрочем, кого волнуют каноны?

Генки (Genki) - это оптимистичные и гиперактивные персонажи. Как правило, они являются центром компании, быстро заводят друзей, являются экстравертами и опять же подразделяются на две ветви. Первый тип генки - это более-менее сообразительный типаж, мы будем просто именовать их «умными генки», которые помимо гиперактивности ухитряются мыслить со скоростью действий. А что касается второго типажа, будем именовать их «бака-генки», то вы все их видели - это сносящие все подряд сумасшедшие комки энергии. Впрочем, не всегда бака-генки должны быть действительно идиотами, некоторые из них имеют весьма неплохой ум, вот только соображают они, мягко скажем, особенно.

Вопрос о литературном герое — в его соотнесенности с автором-творцом — естественное завершение всего раздела «Структура литературного произведения». Форма художественного произведения как целого, по М. М. Бахтину, представляет собой «тотальную реакцию» автора «на целое человека-героя». Другими словами, форма произведения — это граница героя (как целого — отсюда и понятие «завершения» героя), которая создается как его активностью (самоопределение), так и путем определения (ограничения) героя автором.

Ясно, что такое понимание не может относиться к любому образу человека в литературном произведении. Читатель интуитивно отличает «главных» изображенных лиц (персонажей) от второстепенных и тем более — только названных: как по степени участия в ходе событий, так и по степени близости их автору или авторской заинтересованности, так или иначе выраженной — в прямых или косвенных оценках — и тем самым управляющей читательским интересом (это заметнее всего, например, в авантюрной литературе).

Отсюда задача соотнести различные существующие обозначения изображенных в литературном произведении лиц или фигур — герой, персонаж, характер, тип — с реальной их множественностью и различием функций.

Обратившись к определениям, которые можно найти в справочной литературе, мы обнаруживаем две существующих параллельно и противоположных по смыслу тенденции. Понятия, обозначенные четырьмя терминами, смешиваются везде, где за их общую основу принимается «образ человека в литературе» и различаются лишь в тех случаях, когда героя, характер и тип соотносят с понятием «персонаж», принимая за исходное (как минимум) представление о действующем лице, имеющем определенные сюжетные функции.

Образ — одно из самых неопределенных и в то же время наиболее частотных литературоведческих понятий. Отметим, кстати, все еще популярное и по-прежнему безоговорочное употребление выражения «система образов» в смысле «системы персонажей», хотя и любое сюжетное событие, и любой элемент стилистической структуры (скажем, сравнение или метафора) тоже образы.

Неудивительно, что если исходить из термина «образ», литературный герой, характер и тип оказываются почти в равной мере образами и признаются взаимозаменяемыми. Иногда «характером» считают даже и «образ повествователя» (Н. Владимирова).

Разграничительную, дифференцирующую роль играет понятие персонаж, под которым обычно подразумевается любой «субъект действия», «действующее лицо», а также любой субъект речи, говорящий. С этой точки зрения, во-первых, персонаж может быть отличим от главного героя по степени участия в действии — как второстепенное действующее лицо и, кроме того, от лирического субъекта, который может быть назван героем, но не персонажем, поскольку не является носителем действия.

Во-вторых, характер может быть противопоставлен типу: как индивидуализированный персонаж неиндивидуализированному или как персонаж, в котором раскрыт «внутренний» аспект, т.е. побудительные причины поведения и поступка, показана «самодеятельность», персонажу, показанному лишь «извне», через поведение и поступок.

Таким образом, необходимо учесть различия ролей изображенных лиц в сюжете или типы их сюжетных функций. Кроме того, следует различать сюжетную функцию персонажа (являющуюся объектом для других изображенных лиц либо только для автора и читателя) и «содержание» литературной личности, которое с этой ролью в сюжете может не совпадать (роль — возможный объект для нее самой). Отсюда значение понятий «точка зрения» и «кругозор» для классификации разновидностей героя.

Теория литературы / Под ред. Н.Д. Тамарченко — М., 2004 г.

Система персонажей. Персонаж (литературный герой) - это действующее лицо сюжетного художественного произведения.

организованность персонажей литературно-художественного произведения предстает как система персонажей.

систему персонажей следует рассматривать с двух точек зрения:

1. Как систему взаимоотношений персонажей (борьба, столкновения и т.д.) – то есть с точки зрения содержания произведения;

2. Как воплощение принципа композиции и средство характеристики действующих лиц – то есть как позицию автора.

как и любая система, персонажная сфера характеризуется через составляющие ее элементы (персонажи) и структуру (относительно устойчивый способ =закон связи элементов).

элементы персонажной сферы

главные – находятся в центре сюжета, обладают самостоятельными характерами и прямо связаны со всеми уровнями содержания произведения,

второстепенные - также довольно активно участвующих в сюжете, имеющих собственный характер, но которым уделяется меньше авторского внимания; в ряде случаев их функция – помогать раскрытию образов главных героев,

эпизодические - появляющихся в одном-двух эпизодах сюжета, зачастую не имеющих собственного характера и стоящих на периферии авторского внимания; их основная функция – давать в нужный момент толчок сюжетному действию или же оттенять те или иные черты персонажей главных и второстепенных).

кроме того, существуют еще и т.н. внесценические персонажи, о которых идет речь, но они не участвуют в действии (например, в «горе от ума» а. С. Грибоедова это княгиня марья алексеевна, мнения которой все так боятся, или дядя фамусова, некий максим петрович).

например, роман дефо «робинзон крузо» вроде бы повествует о жизни одного человека. Тем не менее, роман густо населен. В воспоминаниях и мечтах робинзона живут разные лица (=внесценические персонажи): отец, предостерегавший сына от моря; погибшие спутники, с участью которых он часто сравнивает свою; корзинщик, за работой которого он наблюдал в детстве; желанный товарищ – «живой человек, с которым я мог бы разговаривать». Роль внесценических персонажей, как будто вскользь упоминаемых, очень важна: ведь робинзон на своем острове и одинок, и не одинок, поскольку он олицетворяет совокупный человеческий опыт, трудолюбие и предприимчивость своих современников и соотечественников.

по каким же параметрам определяют категорию персонажей?

их два. Это:

– степень участия в сюжете и, соответственно, объем текста, который этому персонажу отводится;

– степень важности данного персонажа для раскрытия сторон художественного содержания.

чаще всего эти параметры совпадают. Так, в «отцах и детях» базаров – главный герой по обоим параметрам, павел петрович, николай петрович, аркадий, одинцова – персонажи по всем статьям второстепенные, а ситников или кукшина – эпизодические.

пример - «капитанская дочка» пушкина.

«казалось бы, нельзя представить себе более эпизодический образ, чем императрица екатерина: она, кажется, существует лишь для того, чтобы привести довольно запутанную историю главных героев к благополучной развязке. Но для проблематики и идеи повести это образ первостепенного значения, потому что без него не получила бы смыслового и композиционного завершения важнейшая идея повести – идея милосердия. Как пугачев в свое время вопреки всем обстоятельствам милует гринева, так и екатерина милует его, хотя обстоятельства дела как будто указывают против него. Как гринев встречается с пугачевым как человек с человеком и лишь впоследствии тот оборачивается самодержцем, так и маша встречается с екатериной, не подозревая, что перед ней государыня, – тоже как человек с человеком. И не будь этого образа в системе персонажей повести, композиция не замкнулась бы, а следовательно, не прозвучала бы и художественно убедительно идея человеческой связи всех людей, без различия сословий и положений, идея того, что «творить милостыню» – одно из лучших проявлений человеческого духа, а прочное основание человеческого общежития – не жестокость и насилие, а добро и милосердие»

а бывает и так, что вопрос о разделении персонажей на категории вообще теряет всякий содержательный смысл.

например, в композиции «мертвых душ» эпизодические персонажи отличаются от главных лишь количественно, а не качественно: по объему изображения, но не по степени авторского интереса к ним.

количество персонажей в поэме буквально зашкаливает. Дядя миняй и дядя митяй, зять ноздрева мижуев, мальчишки, просящие у чичикова подаяния у ворот гостиницы, и особенно один из них, «большой охотник становиться на запятки», и штабс-ротмистр поцелуев, и некий заседатель дробяжкин, и фетинья, мастерица взбивать перины, какой-то приехавший из рязани поручик, большой, по-видимому, охотник до сапогов, потому что заказал уже четыре пары и беспрестанно примеривал пятую, и далее, далее, далее.

эти фигуры не дают толчков к сюжетному действию и никак не характеризуют гг – чичикова. Более того, детализация этих фигур явно избыточная – вспомним мужиков, рассуждавших о маниловке и заманиловке, ивана антоновича кувшинное рыло, супругу собакевича, дочку старого повытчика, у которой на лице происходила по ночам молотьба гороху, покойного мужа коробочки, который любил, чтобы кто-нибудь почесал ему на ночь пятки, а без этого никак не засыпал.

однако это не избыток и уж точно не неумение автора строить сюжет. Это, наоборот, тонкий композиционный прием, при помощи которого гоголь создал особую установку. Показал не просто образы отдельных людей, а нечто более широкое и значительное – образ населения, народа, нации. Мира, наконец.

почти такая же композиция системы персонажей наблюдается в пьесах чехова, причем дело еще больше осложняется: главных и второстепенных персонажей невозможно различить даже по степени участия в сюжете и объему изображения. При помощи данной системы чехов показывает «некоторое множество обыкновенных людей, обыденное сознание, в среде которого нет выдающихся, незаурядных героев, на образах которых можно построить пьесу, но в массе своей они тем не менее интересны и значительны. Для этого и надо показать множество равноправных персонажей, не выделяя из них главных и второстепенных; только так и раскрывается в них нечто общее, а именно присущая обыденному сознанию драма несостоявшейся жизни, жизни, прошедшей или проходящей зря, без смысла и даже без удовольствия» (с)

структура персонажной сферы

сколько персонажей необходимо и достаточно?

работая над «тремя сестрами», чехов иронизировал над собой: «пишу не пьесу, а какую-то путаницу. Много действующих лиц – возможно, что собьюсь и брошу писать». А по завершении вспоминал: «ужасно трудно было писать «трех сестер». Ведь три героини, каждая должна быть на свой образец, и все три – генеральские дочки!».

как у классика, где в пьесу «гражданина жюля верна» вводятся «красные туземцы и туземки (положительные и несметные полчища)». (булгаков. Багровый остров).

итак, количество персонажей.

для образования системы персонажей необходимы как минимум два субъекта.

как вариант – может быть раздвоение героя - семен семенович в очках и без очков (хармс, «случаи»).

максимальное число персонажей не ограничено.

по некоторым подсчетам, в «войне и мире» толстого около 600 действующих лиц, в «человеческой комедии» бальзака - около 2 000. (для сравнения – население средневекового западноевропейского города составляло 1-3 тыс. Жителей).

цифры впечатляют.

и сразу вопрос – а сможете ли вы создать произведение с подобным количеством действующих лиц? Нет, напихать персонажей в сюжет легко. Но затем придется ими управлять – чтобы ваша вещь не выглядела, как телефонный справочник.

персонажи обязаны взаимодействовать друг с другом.

некоторым это удается. Например, мультиперсонажные вещи кинга – «необходимые вещи» (needful things), «армагеддон» (другой перевод - «противостояние» the stand), «под куполом» (under the dome)

или классический пример – гомер, «одиссея». Филологи установили более 1700 связей между 342 персонажами поэмы. Между персонажами есть связь, если по сюжету они встречаются, разговаривают друг с другом, цитируют слова друг друга третьему персонажу или из текста ясно, что они знакомы. По структуре «одиссея» удивительным образом напоминает социальную сеть – типа фейсбука или твиттера. История повторяется?))

итак, система персонажей – это взаимосвязи и отношения между персами, то есть понятие, относящееся к композиции произведения.

важнейшее свойство системы персонажей – иерархичность.

об этом мы уже говорили здесь:

в большинстве случаев персонаж находится в точке пересечения трех лучей.

первый – это друзья, соратники (доброжелательные отношения).

второй – враги, недоброжелатели (враждебные отношения).

третий – прочие посторонние люди (нейтральные отношения)

эти три луча (и люди, в них находящиеся) создают строгую иерархическую структуру http://proza.ru/2013/12/17/1652

продолжаем разговор.

«сюжет в его становлении есть в первую очередь создание системы персонажей. Важным этапом является установление центральной фигуры и затем установление остальных персонажей, которые по нисходящей лестнице вокруг этой фигуры располагаются» (г.а. шенгели)

выделяют два типа связи между персонажами – по сюжету (теза-антитеза) и по соотношению характеров.

наиболее простой и часто встречающийся случай – противопоставление двух образов друг другу.

моцарт и сальери, гринев и швабрин, обломов и штольц, мальчиш-кибальчиш и мальчиш-плохиш.

несколько более сложный случай, когда один персонаж противопоставлен всем другим, как, например, в комедии грибоедова «горе от ума», где важны даже количественные соотношения: недаром грибоедов писал, что в его комедии «двадцать пять глупцов на одного умного человека».

«действующие лица подвергаются в произведении группировке. Простейший случай - это разделение всех действующих лиц на два лагеря: друзей и врагов главного героя. В более сложных произведениях таких групп может быть несколько, и каждая из этих групп связана различными взаимоотношениями с остальными лицами» (томашевский б.в. поэтика)

так, в «анне карениной» основная композиционная группировка персонажей – по заявленному в начале романа тематическому принципу: «все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». Различные семьи в романе по-разному развивают эту тему.

в «отцах и детях», помимо очевидного и реализованного в сюжете противопоставления базарова всем остальным персонажам, осуществляется и другой, более скрытый и не получающий воплощения в сюжете композиционный принцип, а именно сопоставленность по сходству двух групп персонажей: с одной стороны – это аркадий и николай петрович, с другой – базаров и его родители. «и в том и в другом случае эти персонажи воплощают в себе одну и ту же проблему – проблему взаимоотношения поколений. Тургенев показывает, что, какими бы ни были отдельные люди, проблема по своей сути остается одной и той же: это горячая любовь к детям, для которых, собственно, старшее поколение и живет, это неизбежное непонимание, стремление детей доказать свою «взрослость» и превосходство, драматические внутренние коллизии вследствие этого, и все-таки, в конце концов неизбежное духовное единение поколений» (с)

бывают и более сложные композиционные связи между персонажами.

пример - «преступление и наказание».

«система персонажей организована вокруг главного героя раскольникова; остальные персонажи находятся с ним в сложных соотношениях, причем не только сюжетных; и именно во внесюжетных связях обнаруживается богатство композиции романа.

в первую очередь раскольников композиционно связан с соней. По своей жизненной позиции они прежде всего противопоставлены. Но не только. В них есть и общее, прежде всего в боли за человека и в страдании, вот почему так легко и сразу понимает соня раскольникова. Кроме того, как подчеркивает сам раскольников, они оба преступники, оба убийцы, только соня убила себя, а раскольников другого. Здесь кончается сопоставление и начинается снова противопоставление: для достоевского совсем не равноценны эти два «убийства», более того, они имеют принципиально противоположный мировоззренческий смысл. И все-таки оба преступники, которых объединяет евангельский мотив жертвы за человечество, креста, искупления, не случайно достоевский подчеркнул странное соседство «убийцы и блудницы, сошедшихся за чтением вечной книги». Итак, соня одновременно и антипод и своеобразный двойник раскольникова.

остальные персонажи также организованы вокруг раскольникова по тому же принципу; он как бы многократно отражается в своих двойниках, но отражается с искажениями, или же неполно.

так, разумихин сближается с раскольниковым своей рассудочностью и уверенностью, что жизнь можно устроить без бога, опираясь лишь на себя самого, но резко противопоставлен ему, так как не приемлет идею «крови по совести».

порфирий петрович – антипод раскольникова, но и в нем есть что-то раскольниковское, потому что он быстрее и лучше всех понимает главного героя.

лужин берет практическую часть теории раскольникова о праве на преступление, но полностью выхолащивает из нее весь возвышенный смысл. В «новых течениях» он видит лишь оправдание своего беспредельного эгоизма, полагая, что новая мораль дает ему санкцию стараться только для своей пользы, не останавливаясь ни перед какими нравственными запретами. Лужин отражает философию раскольникова в кривом зеркале цинизма, и сам раскольников с отвращением смотрит на лужина и его теорию – таким образом, перед нами еще один двойник, еще один близнец-антипод.

свидригайлов, как это свойственно иронику, доводит идеи раскольникова до логического конца, советуя ему бросить думать о благе человечества, о вопросах «человека и гражданина». Но, как всякий проник, свидригайлов не приемлет теории раскольникова лично для себя, скептически относясь к любой философии. И свидригайлов вызывает у раскольникова отвращение; они опять-таки оказываются несовпадающими двойниками, близнецами-антиподами.

такая композиция системы персонажей вызвана необходимостью поставить и решить сложные нравственно-философские вопросы, рассмотреть теорию главного героя и ее воплощение на практике в самых различных применениях и аспектах. Композиция здесь, таким образом, работает на раскрытие проблематики» (с) л.в. чернец. Система персонажей.

В сегодняшней статье я хочу обратиться к интересной классификации главных героев, предложенной Александром Миттой в книге «Кино между адом и раем ». Зачем, спросите вы, забивать себе голову какими-то классификациями? Ведь обычно главным героем назначается простой положительный парень, и все этим вроде бы довольны, никто не возражает… Однако если смотреть шире, то таких вот простых парней из народа становится до неприличия много, и если в каждом вашем произведении будет действовать однотипный главный герой, читателям это быстро наскучит. А посему нелишним будет узнать, какие же еще существуют типы главных действующих лиц.

Перед тем, как мы перейдем непосредственно к классификации, упомяну о том, что обычно в любом произведении личность главного героя – одно из самых слабых мест. У начинающих авторов царствует так называемый – главные герои воплощают собой идеальных персонажей (умных, красивых, сильных и находчивых) и не имеют сколько-либо значимых отрицательных черт. Сами понимаете: следить за похождениями такого идеального человека – дело, скажем так, на любителя, да и в реальной жизни таких уникумов не встретишь.

У маститых писателей проблемы иного рода: часто главное действующее лицо у них на порядок менее интересно, чем какой-нибудь персонаж второго плана. Это происходит, в том числе, из-за того, что зачастую на главного героя ложится бремя морализаторства – именно он становится воплощением добра и справедливости, в то время как второстепенные персонажи вольны вести себя как пожелают. И разумеется, на фоне своенравных и острых на язык спутников наш правильный главный герой выглядит вяло.

Решение первой из обозначенных проблем, как мне кажется, не представляет большой сложности – достаточно лишь разбавить положительные качества героя некоторым количеством отрицательных, а вот проблема второго рода достаточно сложна, и как я уже отмечал, даже опытные литераторы зачастую не справляются с ней. Но как мне видится, ключ к ее решению – в старательной проработке характера, в углублении психологизма персонажа. Если роль изначально не харизматична, ее можно усилить только за счет глубины проработки. Возможно, в чем-то здесь поможет и наша классификация.

Типы героев по А. Митте.

Наши знакомые.

Это именно тот тип, который властвует сейчас на просторах литературы. Это тот самый парень из народа или простая романтичная девушка, которые волею судеб оказываются втянуты в какую-то передрягу или любовную историю. Главной отличительной чертой данного класса является то, что он практически не трансформируется на протяжении сюжета – то есть в финале эпопеи Иван Иванович так и остается простым слесарем, не смотря на то, что дважды спас мир и покорил сердце красавицы. И это в известном смысле противоречит логике (ну как может не измениться человек, перенесший такие испытания?!), но главное здесь другое — максимальное переживание зрителя, отождествление себя с главным героем.

Работать с таким персонажем достаточно просто – можно спокойно представить себя на его месте и бодрой поступью пройти сюжетную линию до самого конца. К такому герою, как правило, быстрее проникается доверием читатель – он, так же как и мы, узнает в нем себя. В таких обстоятельствах становится проще добиться сопереживания и саспенса. А это достаточно весомый плюс, особенно, если сама история тому способствует – ее сюжет лихо закручен, и нашему бедняге грозит одна смертельная опасность за другой.

Однако Нашего Знакомого достаточно сложно наполнить жизнью, вызвать к нему интерес читателя именно как к личности.

Андердоги.

Этим словом за рубежом характеризуют людей, пробившихся наверх с самых низов общества. Эти герои начинают абсолютно никем, но в ходе истории, преодолев множество препятствий, собственными силами добиваются успеха. Именно их внутренняя страсть, желание достичь результата и выбраться из той грязи, в которой они родились, и отличает андердогов от прочих типажей. Это сильные и смелые личности, которым хочется сопереживать. Они изначально оказались под гнетом обстоятельств, и сама их жизнь – это конфликт человека и жестокого мира.

К работе с таким персонажем нужно приложить определенные усилия, суметь отлить достоверный сплав циника и идеалиста.

Потерянные души.

Это люди, переступившие грань дозволенного, оказавшиеся по ту сторону морали и закона. Люди, потерянные для нормального общества. Яркий пример это типажа – Родион Раскольников из романа Достоевского «Преступление и наказание».

Лично я условно разделяю данную группу на два подтипа. К первому я отношу Наших Знакомых , совершивших какой-либо проступок или преступление и поломавших тем самым свою жизнь. Ко второй – отъявленных негодяев и преступников, ставящих во главу угла собственную выгоду. И те, и другие с равным успехом могут быть главными героями, однако требуют разного подхода. У первого подтипа обычно присутствует огромный внутренний конфликт – человек преступил закон, попрал нормы морали, и это не может не отразиться на его внутреннем состоянии. Он вынужден бороться не только с внешними факторами, но и с самим собой. Отъявленные негодяи, как правило, не мучаются угрызениями совести, однако даже к ним можно вызвать симпатию читателей, если они встанут на пути более могущественных и аморальных сил.

Работа с героями подобного типа крайне сложна: это путь по канату над пропастью. Нужно достоверно изобразить характер, но не отпугнуть читателя; суметь раскрыть внутренний конфликт человека, совершившего большую ошибку.

Идолы.

Лучшие представители человечества, наделенные богатством и славой, незаурядным интеллектом и красотой. А также нередко какими-нибудь сверхспособностями. Это разного рода супермены и супергерои, агенты 007 и прочие гениальные сыщики. Интерес к ним со стороны читателя объясняется простым желанием приобщиться к свершениям великого человека, настоящего героя от макушки до пят.

Здесь, по моему мнению, есть два тонких нюанса, которые нельзя оставлять без внимания.

Во-первых, у идола должна быть хотя бы одна четко обозначенная отрицательная черта. Герой не может быть идеален во всем. Например, он может быть пьяницей, наркоманом, иметь гипертрофированную тягу к замужним женщинам, может быть антисоциальным нигилистом, эгоистом и циником, да и просто человеком с расшатанной психикой. Вариантов множество! Это приблизит образ героя к реальности и сотрет барьер между ним и читателем. Поняв, что наш супермен далеко не идеален, читателю будет проще проникнуться к нему симпатией и даже в чем-то почувствовать свое превосходство над ним.

Второй момент: противостоять супергерою должен суперзлодей. Или зло планетарного масштаба. Иначе просто неинтересно.

Работа с идолами достаточно сложна: не всякий читатель принимает подобного рода характеры, да и тем, кто принимает, еще нужно суметь угодить. А уж раскрыть психологическую глубину практически идеального героя – задача наивысшей степени сложности.

На этом, пожалуй, и все. Вы познакомились с основными типами главных героев, разобрались в преимуществах и сложностях каждого из них, и теперь можете более вариативно подходить к вопросу выбора главных действующих лиц. Надеюсь, данная информация была для вас полезна. Подписывайтесь на блог «Литературная мастерская». До скорых встреч!

Типы мужских персонажей в аниме
То и дело при просмотре аниме возникает ощущение, что вот этот персонаж явно где-то еще снимался. Он как будто пришел из другого аниме, сменив прическу и одежду, или это кто-то на него сильно похожий. И дело не в том, что уникальности у героя не хватает, а в том, что жанр определяет темперамент, основные черты характера и даже внешний вид персонажа. Не всегда, но очень часто. Да и изобретать в очередной раз велосипед создателям просто лень.

«Аристократ»
Часто, хоть и необязательно, выходец из древнего и уважаемого рода. Наделен силой, высокомерием и тем «злодейским» обаянием, что так привлекают девушек. В любом аниме узнается сразу же по фирменному презрительному взгляду свысока. От него так и веет холодностью и отстраненностью. Также, часто для придания «изюминки» наделен внутренним конфликтом, или недостижимой целью, или какой-нибудь ужасной драмой в прошлом, или хоть какой-нибудь положительной чертой, которая в глазах поклонниц перечеркивает все его возможные злодеяния. Не стоит забывать и об аристократической красоте и утонченности, которые, как известно, из любого сделают предмет девичьих грез.
Особые признаки: скверный характер, красивое лицо.
Представители: Кучики Бьякуя («Bleach»), Сещемару (InuYasha), Шнайзель ви Британия
(«Code Geass»), Вергилий («Devil May Cry»), Курон Канаме («Vampire Knight»).

«Геройский герой»
Главный герой сененов – гремучая смесь пафоса и темперамента. Ценит дружбу, веселье, приключения. Не ценит: собственную жизнь, здравый смысл и объекты материальной культуры. «Ничего не разрушил – день прожит зря», как много героев живут в аниме по этому принципу. Хобби: тренировка, раскачка, приобретение новых друзей и новых, более сильных, врагов, оказание помощи всем, включая маленьких котиков и сопливых девочек. А также еда, сон и прочие плотские удовольствия (с учетом возрастной категории зрителя). Движется по жизни одержимый какой-нибудь важной для всего мира, или собственной деревни, целью. Если персонаж удался, то за его приключениями не скучно наблюдать годами.
Особые признаки: это самый заметный персонаж.
Представители: Узумаки Наруто («Naruto»), Ичиго Куросаки («Bleach»), Камина («Gurren Lagann»), Данте («Devil May Cry»), Блэк Стар («Soul Eater»).

«Разгильдяй»
Поиск денег, выпивки и женщин определяют образ жизни этого персонажа. Ненавидит ограничения, потому часто имеет проблемы с законом. Зато в критических ситуациях внезапно оказывается полон принципов, сострадания к людям и всего того, что так ценится в людях.
Особые признаки: расслаблен и к чужим проблемам внешне равнодушен.
Представители: Спайк Шпигель («Cowboy Beebop»), Муген («Samurai Champloo»).

«Недотепа»
Чаще всего, это ничем не примечательный герой гаремников. Не наделенный ни выдающимся умом, ни красотой, становится главным призом целой толпы девчонок. Как правило, внезапно. Причиной может стать что угодно: переезд в женскую общагу, появление новой одноклассницы, древнее заклятие, любое самое неожиданное стечение обстоятельств. Зато у героя гарема, как правило, мягкий характер, слабость к женскому полу и желание помогать всем, кому ни попадя. Особенно девушкам. Внимание девушек приносит больше проблем, чем удовольствия, но зато личная жизнь бьет ключом.
Особые признаки: доброта и наивность. И тотальная невезучесть.
Представители: Кэйтаро Урашима («Love Hina»), Хидеки («Chobits»).

«Гений»
Если сила «аристократа» заключается в, хм, силе физического свойства, то сила гения заключается в уме. Некоторые еще умеют мечом махать, приказывать взглядом или убивать записью в тетрадке. Но, по сравнению со способностями строить планы и предугадывать события, остальное идет скорее как бонус. Имеет цель, возвышенную или не очень, и готов добиваться ее любыми средствами, что сильно портит характер. Такой персонаж часто носит очки (не обязательно), оказывается опаснее, чем выглядит и бывает безудержно пафосен, а иногда и безумен.
Особые признаки: ум и наличие «маленьких странностей».
Представители: Ягами Лайт («Death Note»), Лелуш ви Британия («Code Geass»), Гриффит («Berserk»).

«Самурай»
Идеальный самурай – спокойный и сдержанный мастер меча. Порой кажется, что он любит только свою честь и свой меч. Следует бусидо, насколько это возможно. Его сдержанность похожа на холодность «аристократа» и имеет ту же природу – способность к быстрому убийству. Из-за образа жизни (и ужасных личных драм в прошлом) часто одинок и потому привязывается к случайным попутчикам или напарникам. Хотя поначалу изо всех сил старается не подпустить к себе никого слишком близко, потом готов пожертвовать жизнью ради друзей.
Особые признаки: вселенская печаль на благородном лице и меч на поясе.
Представители: Дзин («Samurai Champloo»), Ю Канда («D.Gray-man»), Хадзимэ Сайто («Hakuouki»).

«Звезда»
Обладает неисчерпаемой энергией, с восторгом воспринимает жизнь (или какие-то ее аспекты) и все время об этом говорит. Очень много, и при этом размахивает руками. Производит впечатление недалекого человека, но может сильно удивить внезапной проницательностью. Он просто жаждет быть в центре внимания, становится председателем клубов или стремится выделиться каким-нибудь другим способом. Постоянно занимается никому особо не нужной деятельностью.
Особые признаки: энергичный болтун.
Представители: Тамаки Суо («Ouran High School Host Club»), Виннер Синклер («Karin»).

«Кавайное дитя»
Ему может быть любое количество лет, но выглядит он все равно как маленький мальчик, даже в старшей школе. Обожает одеваться как ребенок, ведет себя как ребенок, не стесняясь, плачет и требует сладкого. Запросто может манипулировать людьми, пользуясь своей внешностью.
Особые признаки: избалованное дитя.
Представители: Мицукуни Ханинодзука («Ouran High School Host Club»), Момидзи Сома («Fruits Basket»).

«Дон Жуан»
Не пропустит ни одной юбки. Пощечины его не останавливают, отсутствие успеха ни сколько не смущает. Неутомимый подглядыватель в бане. Запросто может оказаться вором женских трусиков. Чем старше, тем неудержимее его интерес к девушкам. Высшая ступень – извращенный старикашка, который уже ничего не стесняется.
Особые признаки: обожает женщин.
Представители: Хапосай («Ранма ½»), Доктор Шамал («Reborn!»), Санджи («One Piece»).

Всегда останется кто-то, кого невозможно определить в какие-то рамки, или типаж таких персонажей только формируется. Другие группируются не по роли, которую исполняют, а, скажем, по цвету волос и темпераменту, но почти в каждом удачном персонаже есть та «изюминка», которая выделяет его из череды других. Да и у каждого поклонника аниме есть свой особенный герой.