Четыре взгляда на «Open the Dorn. Редакция слушает новый альбом Ивана Дорна «Open the Dorn

Человек интересный и многогранный. Начиная с далекого 2007 года, мы имеем удовольствие наслаждаться знакомым хрипловатым вокалом певца, ведь именно тогда к нам с Украины пришел хит Happy End от группы «Пара Нормальных». Ну а дальше - как по нотам. Чарты и клубы взрывает песня с загадочным названием «Стыцамэн», и вот Иван уже становится любимцем избалованной московской публики, и не только благодаря клубному звучанию песен, но и эпатажной манере поведения.

Все эти выступления в юбке в Лужниках, на каблуках - в Юрмале на «Новой волне», исполнение тверка (при написании даже стало как-то не по себе) не могут не эпатировать, а иногда и просто обескураживать! А потом, внезапно, Америка, кудрявая борода и крышесносное звучание нового альбома, презентованного клипом Collaba.

Если кто не видел - там Иван сначала исполняет фирменные замысловатые па, а потом и вовсе предстает в образе трансвестита в леопардовой юбке, кожаном топе и фиолетовом парике, но все с той же бородой. Не успели мы выдохнуть и послушать, собственно, весь альбом спокойно - и тут снова неожиданность: в сентябре 2017 года Иван Дорн получает престижную джазовую награду «Все цвета джаза» в номинации «Релиз года» по версии Радио JAZZ 89.1 FM.

Многие были не просто удивлены, а шокированы и возмущены тем, что поп-певец награжден наравне с такими корифеями джазового мира, как Нино Катамадзе , Лариса Долина , Игорь Бутман и прочие российские джазмены, однако, стоило вспомнить одну из пластинок артиста, и всё сразу встаёт на свои места.

Итак, 25 мая 2012 года свет увидел дебютный студийный альбом COR’N’DORN. Записанная в причудливом фьюжене поп-музыки, соула и фанка, пластинка также включала в себя элементы неосоула, хип-хопа, электропопа, постдабстепа. Фух, пожалуй, пора остановиться на этом, поверьте, критики найдут отсылки к еще нескольким поджанрам современной музыки и звучанию работ многих западных музыкантов.

Как бы там ни было, CON’N’DORN моментально признается одним из самых оригинальных и самодостаточных релизов 2012 года, а Ивана Дорна называют «хэдлайнером новой волны русскоязычной поп-музыки», еще бы - альбом получился настолько «западным», что не все сразу поняли, что певец-то наш. Ну, почти наш. Названия треков тоже интриговали: «Стыцамэн», «Оуе пахатам», «Бигуди», «Идолом», да и просто «?» - названия были понятны, вероятно, одному Ивану.

В итоге, вся эта замысловатая компиляция интриги, качественной музыки, подхриповатого речитатива и коверканных англицизмов «лова-лова» и «бэйба» приводят к тому, что певец на премии «Муз-ТВ» попал в номинацию «Прорыв года», а журнал Billboard Russia поместил фото Ивана Дорна на обложку, назвав «главным героем молодых музыкантов».

В ноябре 2014 года, после 669 дней работы, выходит второй альбом Ивана с названием Randorn. Как мы можем наблюдать, здесь сохраняется тенденция вставлять свою фамилию в название релиза, что, в принципе, сохранится и в дальнейших пластинках. Ну, оставим в покое эту маленькую причуду артиста, с кем не бывает!

Еще до выхода Randorn называли «самым ожидаемым альбомом года», так что релиз был обречен на успех. Конечно, сразу после выхода, музыкальные критики взорвались от восторга: пластинка вышла легкой, в ней вновь красиво обыграны главные поп-жанры современности - от r’n’b до дип-хауса.

«Вот так, лёгкой джазовой походкой я иду» - спел Иван на своей второй пластинке, как бы намекая, откуда все это взялось и к чему, собственно, ведет. Простые и всегда злободневные темы песен добавляют симпатий публики: в свойственной дурашливой манере Дорн поёт о спорте («Номер 23», «Спортивная»), влюбленности («Весна», «Гребля»), шоу-бизнесе, в конце концов («Актриса» и «Ты всегда в плюсе»). В итоге пластинка признается мощным насыщенным релизом - легенда is making, а выражение «нестыдная попса» навсегда превращена Дорном из небылицы в научный факт.

Третий студийный альбом Ивана Дорна OPEN THE DORN задолго до своей премьеры в апреле 2017 года возглавил топ предзаказов российского iTunes. Еще бы! На время написания пластинки певец со своей «Дорнобандой» (да-да, это официальное название!) переехал в Лос-Анджелес, а прошедшее с начала записи время музыканты фиксировали по росту волос: перед началом сессий все побрились налысо.

Первая «ласточка» релиза, трек Collaba шокировал публику не только видеорядом (см.выше), но и экспериментами Дорна с ритмом и звуком: в песне смешалась модная электроника, ломаная «бочка» и обрезанные по частотам барабаны, все вместе называемое загадочным словом «тустеп». Плюс, все готовые треки альбома прогонялись через студийное оборудование для более объёмного звучания, что не может не говорить о профессиональных метаморфозах артиста.

Если уже в RA’N’DORN было обозначено стремление Ивана не зацикливаться в одних и тех же рамках жанра, то в OPEN THE DORN это стремление вырастает в полный рост: модная электроника, фанк, соул, синтезаторные завывания, какая-то африканская перкуссия - в общем, на любой вкус и предпочтения меломанов. Ну и, конечно, ломаный английский с сильным славянским акцентом и эвфемизмами из разряда night butterfly. Меж тем, Дорн неоднократно заявлял, что считает этот альбом полноценной заявкой на получение престижной премии «Грэмми»!

Между всей этой вакханалией жанров и звуков, в феврале того же 2017 продуктивный Иван выпускает первый концертный альбом с конкретным на этот раз названием JAZZY FUNKY DORN и смелым слоганом: «Самому выпендрёжному проекту - самый выпендрёжный концертный альбом».

По сути, это записанный на пластинку концерт в престижном «Крокусе», в программу которого вошли все старые хиты певца - от «Стыцамэна» до «Бигуди» - обработанные на новый лад. После достаточно экспериментального по звучанию альбома RA’N’DORN, певец даже и не думает делать никаких шагов в сторону массовых зрителей и отправляется в тур уже не просто с «Дорнобандой», но и с целым оркестром скрипачей и трубачей, при этом альбом воспринимается как одна большая импровизация, джазово-фанковый джем-сейшн. Поп-музыка, джаз, фанк, хип-хоп, - в релизе всё смешалось в один крутой микс. Казалось бы, Дорн вконец попрал все законы успешного релиза: тексты абстрактны и непонятны - подпеть тут вряд ли получится, отличить конец одной песни от начала другой непросто и вместо упрощения продукта идёт уже сплошная импровизация, однако именно эти маячки и взорвали публику, изрядно уставшую от словечка «качает» применительно к музыке. Здесь Иван Дорн со своей «Дорнобандой» прокачали так, что мало не показалось никому!

Разумеется, отвечая на возмущения ценителей «классической школы джаза», никто не утверждает, что музыка Ивана Дорна - это чистый джаз. Но современная музыка объединяет в себе кучу жанров, а хейтерам пора бы вспомнить, что среди музыкальных критиков считается моветоном ставить жанровые ярлыки типа «рок», «хип-хоп», «поп».

Ведь, пожалуй, только эстрадная музыка может похвастаться кристальной чистотой на протяжении десятилетий, достаточно проиграть в голове и попытаться посчитать пять отличий песен Филиппа Киркорова 20-летней давности и сегодняшнего времени. Поэтому мы уже можем с уверенностью заявлять, что Иван сделал многое для популяризации джаза.

А послушать песни с JAZZY FUNKY DORN и удостовериться в этом всегда можно на радиостанции Радио JAZZ 89.1 FM. В конце концов, какую еще пластинку из 2017-го вы помните со словом «джаз» на обложке? Вот именно. Ну а стать еще более джазовым никогда не поздно: такой путь прошел и Пол Маккартни , и Джордж Майкл , и Род Стюарт , и много кто еще. Делали они это ближе к пятидесяти, так что у Ивана, которому в октябре только исполнится тридцать, полно времени. Мы подождём.

После долгих месяцев музыкальных экспериментов в Киеве и Лос-Анджелесе, Иван Дорн и его банда представили альбом - первый англоязычный релиз в карьере музыканта. Ребята уверены, что как однажды они объединили Троещину и Печерск, так теперь своей музыкой объединят Америку, Японию и Австралию, а в перспективе их культурный прорыв почтят музыкальной премией «Грэмми». В день премьеры рассказываем 12 фактов о работе над пластинкой, жизни в Калифорнии и о том, сколько стоит записать лонгплей в Лос-Анджелесе.

Работа над альбомом началась летом 2015 года в Киеве, когда и появились треки Trapped, Groovy Shit, YWFM и еще две песни, которые не вошли в OTD. “Первая - слишком отличалась от всех остальных песен. Вторая - мне разонравилась!” - объясняет Иван. С осени 2015-го по август 2016-го работа была полностью заморожена, пока ребята не уехали в Калифорнию. Именно в Лос-Анджелесе были созданы большинство треков летом и осенью 2016 года.

23 августа Иван Дорн опубликовал в Instagram фотографию, на которой он с участниками банды позирует с бритыми головами и обнаженными торсами. После этого музыкант отпустил бороду, которую пообещал не сбривать до официального релиза своего первого англоязычного альбома. Избавится от бороды Иван 18 апреля в прямом эфире.

В калифорнийском доме банды над альбомом работали Сурен Томасян (Сура), Александр Огнивец (Гнев), Евгений Яременко (Pahatam), Иван Дорн (Патрон) и Юрий Грицак (Лимонадный Джо).

Лимонадный Джо уехал из Калифорнии через три недели после начала работы над альбомом. Причина - семейные обстоятельства.

На запись альбома в Лос-Анджелесе было потрачено около 20 тысяч долларов. В эту сумму не входит проживание, питание, аренда авто, перелеты и другие бытовые расходы. Только аренда дома, в котором жили музыканты, обходилась в 8500 долларов в месяц.

Во время работы над альбомом Иван Дорн, Сурен Томасян и режиссер-документалист Геннадий Трунов попали в аварию и разбили арендованную машину Chryslrer 200c. Никто не пострадал.

За все время пребывания Дорнабанды в Калифорнии музыканты искупались в океане лишь однажды.

Текст к большей части песен Ивану помог написать лидер группы «Димна Сумiш» Александр Чемеров.

Любимая песня Ивана в альбоме - YWFM.

Американский период записи OTD фиксировал режиссер-документалист и однокурсник Ивана в КНУТКиТ им. И.К. Карпенко-Карого Геннадий Трунов. Его съемки легли в основу документального сериала, первая серия которого вышла 7 марта 2017 года. 10 апреля на YouTube-канале артиста представили последний эпизод, «Shablon», с интервью участников банды о работе и отношениях с Ваней.

Послушать все песни из альбома Open the Dorn можно было еще неделю назад, приняв участие в специальном в рамках которого 11 композиций были спрятаны на 11 локациях Киева и Москвы.

Над миксингом нового альбома работали ведущий калифорнийский миксинг-инженер Йосси Шакед, продюсер Крис Харбач, а также продюсер Боб Брокман - он 30 раз был номинирован на «Грэмми» и дважды стал лауреатом главной музыкальной премии, известный сотрудничеством с Кристиной Агилерой, Мэри Джей Блайдж, Тони Брекстон, Шерил Кроу и Бобом Диланом.

Финальная серия документального сериала OTDocumentary «Shablon»

Сегодня запланирован официальный релиз нового студийного альбома Ивана Дорна, состоящего из 11 композиций. К первой англоязычной пластинке команда Дорна подошла более чем ответственно - о том, как готовился альбом, сняли целый сериал OTDocumentary , а фанатам предложили послушать все песни заранее - для этого надо было пройти квест по городу. В музыкальном плане новая работа главной звезды постсоветского пространства заметно отличается от предыдущих: музыканты стирают не только языковые границы, но и жанровые - в ход идут фанк, даб, джаз, хип-хоп и гитарные запилы.

В редакции The Village есть и фанаты Дорна, и те, кто мало интересовался его творчеством. Мы послушали «Open the Dorn» и собрали весь спектр мнений о пластинке.

Даша Скребцова

дизайнер

Обычно я слушаю совсем другое: сейчас это лоу-фай, серф, сайкоделик и абстрактная электронная музыка. Поскольку я не слежу за тем, что делает Дорн, и со скепсисом отнеслась к эксперименту, новый альбом меня удивил. В целом мне понравилось. Крутые эксперименты с разными стилями, альбом получился очень разный. Классно, что он делает такую попсу. Уверена, что его будут много ставить на тусовках. Хотя лично я вряд ли захочу вдруг его переслушать.

Алла Буракова

менеджер редакции

Русский язык не очень музыкален ни фонетически, ни семантически. Тексты песен легко скатываются в пошлость, сложные щи или обнажают стилистическую беспомощность авторов. Иван Дорн хоть и кажется немного оторванным чуваком, но на самом деле это самый адекватный из поп-исполнителей, у него действительно получается хорошо петь по-русски. А на английском он звучит не так интересно. И произношение стоило бы немного смягчить, и текст местами слишком незамысловат, в духе какого-нибудь ультрапоп-хауса. Музыкально это все тот же Дорн, менее хитовый, более трушный; как и прежде, стильный и прошаренный, отлично подходит как для фонового звучания, так и для упоротого изучения. С каждым альбомом он все свободнее, за ним любопытно наблюдать. Иван и его команда - хорошо продуманные музыканты с неплохим вкусом и музыкальной эрудицией. Пока они все делают правильно, но я бы хотела послушать это на русском или украинском. А пока ждем, как отреагирует Запад.

Настя Макоста

редактор раздела «Развлечения»

Когда в Сети появился ролик «Collaba», в ленте моего фейсбука случился страшный переполох. Знакомые музыканты, диджеи и просто любители музыки сцепились в тредах на сотни комментариев, выясняя, что случилось с внешним видом Стыцамена и что произошло с музыкой. По поводу внешнего вида все очень круто объяснили на comma.com.ua, процитирую:

«Готовя план захвата мира, Дорнобанда наверняка задавалась вопросом - что в Штатах знают об Украине?Дорн - осознанно или нет - обыгрывает его, посвящая сингл секс-рабыням. К тому же это вдвойне выгодная тема ввиду нового пика феминизма в культуре».

А с музыкой, на мой взгляд, все прекрасно. Весь альбом - то джазовый дроп, то брейкбит, то афро, то даб: манера меняется от трека к треку. С произношением Иван не заморачивается, но это гармонично вписывается в общий стиль (талановiтий, чортяка). Дорнобанда явно готовит план по захвату мира. Рекомендую послушать -хотя бы для общего развития.

Андрей Яковлев

Я не большой любитель творчества Дорна, но иногда танцую дома под его старые добротные песни. Не люблю ломаные ритмы с реверсированием, но «Collaba» меня зацепила. Не сразу, но зацепила. Кажется, я не слышал (или не запомнил) ничего похожего на эту песню и вполне допускаю, что на новой для Дорна территории уже есть ребята поинтереснее, о которых я пока не знаю. Новый альбом я проиграл пока пару раз, и он не произвел сильного впечатления. Все оказалось не так радикально и интересно, как было заявлено, но буду слушать еще - вдруг случится магия? (Не случится).

Таня Симакова

главный редактор

Дорн всегда славился музыкальной эрудицией, но сейчас, похоже, наступил этап горя от ума. Вся его фирменная непосредственность испарилась, усложнились мелодии -и так не самые очевидные. Не думаю, что это найдет признание у широкой аудитории. Возможно, на Западе такую работу примут хорошо, но в России все еще танцуют под слова, а тут подпевать не получится. Лично мне нужно время, чтобы как следует понять альбом и решить, нравится он мне или нет. Как фон для работы эта музыка точно не подходит: она перетягивает внимание на себя и не дает сосредоточиться. Для меня это скорее хороший знак.

Ануш Долуханян

редактор новостей

Я слушаю Дорна уже лет пять, и мне он нравится. Некоторая часть моих коллег начала кидаться помидорами и говорить, что альбом отстой. А я послушала его, и не один раз. Дорн заметно растет: все начиналось для меня со «Стыцамена», а сейчас «Collaba» и «OTD», которые и по ритму, и по звучанию круче. Плюс ко всему треки на английском, под них можно и от мира выключиться, и сосредоточиться. В уши не бьет, на мозг не давит - просто танцуешь и отдыхаешь. Уже представляю, как слушаю «Open the Dorn» и хожу веселенькая по улице.

Алик Кемалов

продюсер

Уже давно никто не стесняется. Если вы еще по каким-то причинам воспринимаете Ивана Дорна как смазливого певца с попсовыми куплетами, то спешу вас огорчить: вы заблуждаетесь. То, что начал делать Иван в альбоме «Jazzy Funky Dorn», благополучно переросло в «Open the Dorn». К фанковому задору и лиричности джаза добавилась актуальная электронная волна. И все это слушается на одном дыхании.

Третий студийный альбом Ивана Дорна «Open the Dorn», который задолго до премьеры возглавил топ предзаказов российского iTunes. По итогам года пластинка, скорее всего, окажется среди лидеров, даром что предыдущий релиз артиста, концертник «Jazzy Funky Dorn», увидел свет всего пару месяцев назад. В минувшие выходные особо преданные фанаты могли оценить все одиннадцать песен с альбома, обойдя ровно столько же точек прослушивания в Москве или Киеве. Всё это, как и новый клип «Collaba », где Дорн изображает секс-работницу, говорит о том, что в успехе своего детища Невоспитанный более чем уверен. Разбираемся, из чего состоит философия Дорна, откуда взялась эта уверенность в себе и как кандидат в мастера спорта по гребле и балетный танцор превратился в одну из главных звёзд новой постсоветской музыки.

Контроль

«Ты продюсер, от тебя зажигаются звёзды. Ты хотел бы сам, но тебе уже поздно». Возможно, сам Дорн и не признаётся в этом, но откровенно ёрнический тон в песне «Ты всегда в плюсе» почти наверняка навеян его собственным опытом. Продюсерской марионеткой Иван побыл в группе «Пара нормальных », где по сути дебютировал после того, как засветился на украинских шоу талантов. Проект едва ли можно назвать провалом по меркам постсоветского шоубиза, однако время, проведенное в нём, Дорн вспоминает без удовольствия: причиной тому и мизерные гонорары (свыше 90% которых, если верить Ивану, утекали в карман директора группы), и необходимость участвовать в предвыборной кампании Виктора Януковича. Отработав контракт, Дорн в 2010 году ушёл из группы и с тех пор контроль над собственной карьерой уже не отдавал никому.

Дорнобанда

«Started from the bottom, now we’re here» - будь у Дорна герб, он вполне мог бы выбить на нём цитату из Дрейка. Как и канадский рэпер, Иван знает цену отлаженной командной работе и едва ли не в каждом интервью подчёркивает значимость собранной им «дорнобанды». Далеко не все из её участников известны публике, но как минимум трёх ключевых игроков выделить можно: Роман Bestseller, DJ Pahatam и Лимонадный Джо.

Ответственный за звук альбомов «Co’N’Dorn» и «Randorn» Роман Bestseller - один из самых занятых украинских продюсеров (Quest Pistols, Светлана Лобода, Джиган, наконец, Джамала). В 2015 году выпустил сольный EP «Modno », звучащий абсолютно в дорновском стиле.

Битмейкер Юрий Грицак , он же Лимонадный Джо, по-прежнему орудует за диджейским пультом (отсюда интро «Лимонадный» на недавнем концертнике «Jazzy Funky Dorn»).

Евгений Яременко , он же DJ Pahatam, начинавший как хип-хоп-диджей, стал своего рода идеологом дорновского стиля - могучего котла, в котором варится множество поджанров клубной музыки от jackin house до чикагского джука. Прошлой весной Pahatam выпустил EP «God’s Son ».

Костяк «дорнобанды», куда сперва вошли Бестселлер и Pahatam, собрался : сразу после ухода из «Пары нормальных» Дорну пришло предложение выступить на корпоративе. Он согласился и за десять дней почти с нуля собрал программу: «Именинника, который стал невольным виновником рождения «дорнобанды», я даже не видел. Не помню, как он выглядит, потому что видел только его торчащие кроссовки из-под стола - он набухался ещё до нашего выступления. И ему понравилось».


Open the Dorn

Первый англоязычный альбом Дорна по инерции окрестили попыткой «покорения Запада». И сам Дорн признавался, что «Open the Dorn» появился из-за его желания получить «Грэмми» . Но если за альбомом действительно стоит долгоиграющий стратегический план по завоеванию нового рынка, то сейчас его, во всяком случае, не видно. Англоязычные музблоги Дорна пока знают слабо, и чтобы расшевелить их, нужно нечто большее, чем одно видео и пара месяцев неагрессивного промо. Это наверняка понимают артист и его команда. Как понимают они и то, где по-прежнему обитает дорновская фанбаза - премьера альбома устроена в Киеве и Москве , а не в Лос-Анджелесе и Нью-Йорке. «Open the Dorn» - это скорее пробный шар, испытание для самого себя и выход из зоны комфорта (об этом говорит и сам Иван). Таким же пробником, нужным прежде всего самому артисту, была программа «Jazzy Funky Dorn». Хоть грайндкор играй - главное, чтобы фантазия не простаивала.

Стыцамэн

С чего началось признание

Иван Дорн - Стыцамен →

Таких удачных попаданий у Дорна будет ещё немало. Манерный вокал, который во времена выхода первого альбома многие приняли за исполнительскую «фишку», появился от того, что Иван попросту стеснялся петь на русском. Название хита «Стыцамэн» тоже свалилось с потолка - в сети есть разные варианты того, что означает слово, но на самом деле, это не более чем набор вставших рядом букв (супергероя, который «спасает людей от плохой музыки» Дорн придумал уже потом). То, что эти случайности в итоге приживаются и становятся основой стиля, говорит о почти слепой вере Дорна и его бригады в собственную интуицию. Когда же к интуиции прилагаются самоирония и радар, направленный на передний край клубной музыки, получается поистине мощное комбо.

Пожалуй, в постсоветской попсе найдётся совсем немного смельчаков, которые могут упаковать две-три песни в одну, как это делает Дорн в «Мишка виновен» или «Ты всегда в плюсе». Отвечая на вопрос, почему другие не следуют примеру Дорна, Бестселлер, кажется, выдвинул наиболее достоверную версию: «А тяжело быть первым просто, понимаешь? Даже вот после Вани тяжело быть вторым. Дело ведь не только в мейнстримовых аранжировках, но и в русской фонетике. Наши слова длиннее раза в два, чем английские. На русском сложнее петь так же круто, складно и фирменно, как чернокожие… Нужно в верном направлении думать и рассчитывать тенденции музыкальных направлений. Это как мода на одежду».

Экран


То, что Дорн - работяга, а не просто везунчик, доказывает и его актёрская карьера, но на этом поле Иван проиграл с разгромным счётом. На экране он дебютировал ещё будучи в составе «Пары нормальных» в 2008 году, но выделить его главный успех в кино куда сложнее, чем главный провал. Когда Иван согласился не только записать песни, но и сыграть главную роль в комедии 2014 года «Весёлые ребята;)», ничто не предвещало катастрофы. Но развеселить фильм Валерия Тодоровского смог разве что тех, кто прикрутил смайлик к названию ленты. Оценивая результат, Дорн не стесняется: «Говно».. С подачи украинского телеведущего Сергея Притулы, заявившего, что Дорн спонсирует бойцов АТО , музыкант получил от земляков что-то вроде неофициального удостоверения Робина Гуда.

Так продолжалось до этой недели, когда на YouTube появилось длинное интервью Дорна Юрию Дудю . В нём Иван пояснил, что деньги жертвовал не АТО, а жертвам обстрела в Мариуполе, и охарактеризовал противостояние двух стран как «ссору младших братьев (украинцев) со старшими (россиянами)». Среди украинцев такой выбор лексики восторга не вызвал: глава минкульта Евгений Нищук назвал слова Дорна оскорбительными и недопустимыми , сетевые комментаторы и вовсе трубят о госизмене.

Сам Иван не торопится с объяснительной, но похоже, что в беседе с Дудём слова он выбирал если не умом, то сердцем. Человек, родившийся в России, выросший в Украине и с тех пор регулярно мотающийся из одной страны в другую, он, скорее всего, и правда считает междоусобицу досадным недоразумением, искренне убеждён, что на мировую стороны пойдут очень скоро, и, как может, старается приблизить этот момент.