Изгнание из рая мазаччо описание. Мазаччо: картины и биография

В городке Сан-Джованни, недалеко от Флоренции. Возможно, именно место и период времени, когда он появился на свет, сыграли важную роль в формировании его как одного из самых приметных и самобытных художников эпохи раннего Возрождения.

Сведений о жизни будущего мастера сохранилось не слишком много. Известно, что его дед был художником, специалистом по очень популярным тогда сундукам, которые назывались кассоне и часто использовались в качестве предметов меблировки. Так как такие сундуки пышно декорировались, некоторые исследователи творчества Мазаччо считают, что некоторые навыки своего искусства он мог почерпнуть в детстве или получить по наследству как художественный дар.

Мальчик рано остался без отца, а когда скончался и его отчим, он оказался кормильцем довольно большой семьи. Кроме него и матери, в ней был еще младший брат, тоже ставший художником, известным под прозвищем Скежда (щепка), а также две сводные сестры - дочери отчима. Прозвище брата указывает на его возможную связь с семейным делом - производством сундуков.

Сам же Мазаччо получил свое прозвище («неуклюжий, неряшливый») за свою глубокую погруженность в свое искусство. Когда он творил, его ничто не интересовало, поэтому его одежда часто была испачкана красками.

Обучаясь у других крупных мастеров Возрождения, Донателло и Брунеллески, Мазаччо воспринял лучшее из стилей этих художников и скульпторов, добавил собственное видение мира и создал свой особый узнаваемый стиль. Он был реалистичным, и достаточно точно воспроизводил облик людей, природу и архитектуру. Для сравнения нужно добавить, что в моде был романтический, искаженный «готический» стиль изображения.

За свою короткую жизнь Мазаччо создал множество картин и фресок, в основном предназначенных для церквей. Широко известны такие его шедевры, как «Триптих святого Ювеналия», «Мадонна с младенцем и святой Анной», Пизанский триптих, «Моление о чаше», фрески капеллы Бранкаччи и «Sagra», или «Освещение», которая не дошла до наших дней, категорически не понравившаяся заказчику - кармелитскому монастырю, но произвела неотразимое воздействие на современников.

По сохранившимся описаниям, она изображала процессию множества людей, но отличалась реализмом изображения и полным отсутствием помпезности, столь характерной для парадной живописи того века. Кроме того, многие усматривали во фреске влияние древнеримской скульптуры и свободолюбивых идей Греции и .

Кроме церковной живописи, есть примеры работ гражданского толка, мастерски выполненных Мазаччо. Это портреты, точно идентифицирован из них только один («Портрет молодого человека»), два остальных, скорее всего, копии. При всей классической форме изображения в профиль, на нем уже видны черты, характерные для изображения эпохи Возрождения.

Не будучи особенно популярным при жизни, художник после своей безвременной смерти в возрасте 26 лет стал образцом для подражания множеству последователей, в том числе и таким титанам Возрождения, как

«Троица» - одна из первых в истории мировой живописи работ, в композиции которой были применены законы линейной перспективы, создающей иллюзию трехмерного пространства.

Под сводом массивной арки художник написал фигуры Святой Троицы. По сторонам от распятия стоит Богородица и апостол Иоанн, а за пределами священного пространства - два коленопреклоненных. Фигуры фрески крепки и статичны, лишь жест Богоматери нарушает общую неподвижность. Обратите внимание на взгляд Марии. К кому обращены её глаза?
Ниже изображена гробница с надписью: «Я был как вы, и вы должны стать как я».
Гробница напоминает зрителю о неизбежной смерти, а образ Троицы рождает веру в спасение души.

Фигуры коленопреклонённых заказчиков - одно из первых портретных изображений, введённых в религиозную композицию.
Эта фреска одной из первых была создана при помощи картонов – больших, полномасштабных рисунков. Их прикладывали к стене, а затем обводили контуры деревянным стилом.

Как и в случае с любой фреской, написанной по свежей штукатурке, несмотря на то, что изображение плохо сохранилось, исследователи смогли установить, сколько времени художник над ним работал. В данном случае Мазаччо потребовалось 28 дней (именно столько раз добавлялись участки свежей штукатурки).

СПРАВКА : Мазаччо (1401 - 1427), флорентийский художник, преобразовавший живопись своего времени, после Джотто он совершил новый гигантский скачок в европейской живописи.

Достижения Мазаччо:

- Разработал систему изображения глубинного пространства с помощью прямой центральной перспективы, названной впоследствии итальянской. Ввёл воздушную перспективу, что позволило максимально приблизить изображение к жизни.
- Мазаччо гораздо более умело, чем его предшественники распределял свет и тень, передавая объёмность, создавал чёткую пространственную композицию.
- Первым после средних веков изобразил обнажённое тело.
- Объединил фигуру и пейзаж.

Особое место в творческом наследии Мазаччо и истории живописи Раннего Возрождения занимает его последняя законченная работа - фреска «Троица» (ок. 1427-1428, Флоренция, церковь Санта Мария Новелла). Эта роспись была заказана Мазаччо знатным флорентийцем Лоренцо Ленци, занимавшим высокий государственный пост гонфалоньера (знаменосца) Справедливости.

Показывая Троицу, Мазаччо следует средневековым канонам, согласно которым в плоскостную фигуру Бога-Отца вписывалась также плоскостная фигура Бога-Сына с распростёртыми над ней крыльями голубя - Духа Святого. Здесь фигуры приобретали одинаковую величину, становились объёмными, поэтому требовалось создание глубинной среды. Перед капеллой написана широкая ступень и на ней две коленопреклонённые фигуры заказчиков фрески в традиционных позах с молитвенно сложенными руками. Нижняя часть композиции (открыта после реставрации в 1952) - изображение саркофага с традиционной надписью, напоминающей о смерти.

По-видимому, эта композиция воплощает какую-то достаточно сложную теологическую программу - об этом свидетельствуют написанное на цоколе стены и включенное в композицию фрески изображение саркофага с открытой крышкой, в которой лежит скелет; по мнению некоторых исследователей, это символ «ветхого Адама», бренности человечества.

Мазаччо создал некий эталон идеальной композиции. Это позволяет предположить, что ему не были чужды проблемы теоретического характера, уже интересовавшие в это время художественную среду. Композиция фрески с преклонившими колени у входа в капеллу Лоренцо Ленци и его супругой, распятым Христом и стоящими у подножия Распятия Марией и Иоанном, подобна ступенчатой пирамиде, вписанной в двойное - арочное и прямоугольное - обрамление; увиденный в ракурсе снизу свод капеллы изображен в безупречном перспективном сокращении.

Впервые обе части фрески были выполнены с точным математическим расчётом в единой перспективе, линия горизонта которой соответствует уровню зрения зрителя, создавая неизвестную до того времени в живописи иллюзию реальности изображённого пространства, архитектуры, фигур. Перспективное построение фрески являлось средством раскрытия замысла произведения.

Центрическая ориентация перспективы подчёркивала значение главных фигур. Находясь по другую сторону картинной плоскости, капелла будто принадлежала иному миру, а изображения донаторов, саркофаг и сами зрители относились к этому, земному миру. Новаторством отличается лаконичность композиции, скульптурная рельефность форм, выразительность лиц, острота портретной характеристики заказчиков.

Живопись вступает в состязание со скульптурой в искусстве передачи объёма, его бытия в реальном пространстве. Голова Бога-Отца является воплощением величия и мощи, в лице Христа преобладает спокойствие с тенью страдания.
Возможно, что в разработке архитектурных мотивов и перспективного построения пространства принял участие архитектор Брунеллески. Так или иначе, эта фреска, завершившая недолгий жизненный путь Мазаччо, стала неким манифестом нового, ренессансного искусства, величественной демонстрацией его эстетических принципов и возможностей.

Томмазо ди Джованни ди Симоне Кассаи (1401 - 1428) - великий итальянский художник эпохи Возрождения, прозванный Мазаччо , законодатель ренессансных традиций, реформатор живописи эпохи Кватроченто. Родился 21 декабря 1401 г. в семье нотариуса в местечке Сан Джованни Вальдарно. Его отец умер, когда будущему художнику исполнилось всего пять лет. Мать, хозяйка небольшой деревенской гостиницы, вышла замуж вторично - за местного аптекаря, который также умер, когда Мазаччо было 16. Он приехал во Флоренцию учиться живописи. Его биограф, художник эпохи ренессанса, Джорджо Вазари (1511 - 1574), рассказывал, что прозвище Мазаччо («Неуклюжий») было дано ему за его невнимание к окружающей жизни.

Одними из его первых учителей считаются Мазолино да Паникале и Мариотто ди Кристофано, хотя живопись этих двух мастеров совершенного разного склада, и в произведениях Мазаччо отсутствуют видимые признаки влияния их творчества. Подлинной школой для Мазаччо стало его общение с Брунеллески и Донателло.

В 1422 г. Мазаччо внесли в списки членов корпорации врачей и аптекарей, к которой принадлежали и художники, с 1424 г. он стал членом гильдии святого Луки.

Самой ранней картиной Мазаччо считается алтарный образ Мадонны с младенцем, святой Анной и ангелами (ок. 1420, галерея Уффици, Флоренция), написанный им вместе с Мазолино. В нём сохраняется средневековая иконографическая традиция такого рода изображений: Мария, держащая на коленях младенца Иисуса, сидит перед Анной. Удивителен образ младенца Христа: это живой, сильный ребенок, с прекрасно вылепленным мускулистым телом. По одному яркому высказыванию, в работе изображён «маленький Геракл», тем самым пролеживается связь творчества Мазаччо с античными образцами. В образе младенца Христа в ранних работах Мазаччо исследователи его творчества видят первого представителя «новой человеческой расы» эпохи Возрождения.

Уже в этой работе Мазаччо ощущается обобщённость в передаче фигур, стремление уйти от мелких деталей, лаконичность композиционных построений и сюжетов, величавая простота, смелость обращения к реальному миру.

Примерно в 1425 г. Мазаччо получил заказ от монастыря кармелитов во Флоренции написать фреску на стене монастырского двора. Сюжетом послужило освящение церкви Санта Мария дель Кармине (Освящение). Фреска была написана монохромно оттенками зелёной краски. Эта работа, на которую художник потратил 10 месяцев, погибла при перестройке монастыря около 1600 г.

В 1426 г. Мазаччо за 80 флоринов согласился написать алтарь для капеллы церкви Санта Мария дель Кармине в Пизе. Художник работал над ним 10 месяцев. В XVIII в. Пизанский алтарь был разрознен, а в конце XIX в. его сохранившиеся 11 частей удалось идентифицировать в разных музеях и в частных коллекциях.

Написанная Мазаччо фреска «Троица» (1426 - 1427) для церкви Санта Мария Новелла во Флоренции была новым этапом его творчества. В верхней части фрески изображена уходящая в глубину ренессансная капелла, обрамлённая снаружи двумя пилястрами с коринфскими капителями. Арка опирается на две, расположенные уже внутри капеллы, ионические колонны. За ней открывается пространство капеллы, передний план которой занимает крест с распятым Христом, Мария и апостол Иоанн, стоящие по обе стороны креста.

Вершиной творчества Мазаччо стали фрески в капелле Бранкаччи церкви Санта Мария дель Кармне (1427 - 1428), выполненные совместно с Мазолино. Роспись была поручена Мазолино, который привлёк к работе Мазаччо. Темой росписи была выбрана история апостола Петра, под аркой на простенках предполагалось расположить сцены, связанные с библейской историей первых людей. В сентябре 1425 г. Мазолино уехал, и Мазаччо продолжил росписи самостоятельно, но, так и не завершив работы, также уехал в Рим и там неожиданно умер в 1428 г. Работы в капелле были остановлены, и лишь через 50 лет Филиппино Липпи закончил оформление капеллы.

Чудо со статиром
ЧУДО СО СТАТИРОМ
(Матфей, 17:24-27)
(24) Когда же пришли они в Капернаум, то подошли к Петру собиратели дидрахм и сказали: Учитель ваш не даст ли дидрахмы? (25) Он говорит: да. И когда вошел он в дом, то Иисус, предупредив его, сказал: как тебе, кажется, Симон? цари земные с кого берут пошлины или подати? с сынов ли своих, или с посторонних? (26) Петр говорит Ему: с посторонних. Иисус сказал ему: итак сыны свободны; (27) но, чтобы нам не соблазнить их, пойди на море, брось уду, и первую рыбу, которая попадется, возьми, и, открыв у ней рот, найдешь статир; возьми его и отдай им за Меня и за себя.
(Мф. 17:24-27)

Несколько обстоятельств этой истории требуют пояснений, без которых не будет до конца ясен смысл художественных трактовок этого совершенного Христом чуда.
Иисус не раз, очевидно, оказывался перед необходимостью, как и все иудеи, платить разные подати. О двух таких случаях повествует Евангелие. Первый из них описан Матфеем в приведенной здесь цитате. Второй эпизод произошел в Иерусалиме (см. ДИНАРИЙ КЕСАРЯ).
Определенный утвердительный ответ Петра на вопрос сборщика подати, уплатит ли Иисус положенный сбор, наводит на мысль, что и прежде Иисус, не желая нарушать закон, платил установленные подати. Нередко две эти уплаты - дидрахмы (в Капернауме) и динарии (в Иерусалиме) - смешивают ся, и у читателя Евангелия и зрителя картин с сюжетами о подати создается впечатление - неверное, - что речь идет вроде бы об одном и том же. На самом деле это две разные подати. И следовательно, это две разные истории и два разных живописных сюжета.
В данном эпизоде - со ртатиром (1 статир равен 2 дидрахмам - плате за двоих, Иисуса и Петра) - речь идет об уплате иудейской подати на храм; во втором случае - о подати Риму. Но если во второй раз, на вопрос об уплате подати Риму, Иисус ответил утвердительно, то в данном случае Его ответ отрицательный. Однако, будучи миролюбивым, Он находит компромисс. И, собственно, для этого компромисса и потребовалось чудо, причем оно потре бовалось даже в большей степени, чем во многих других случаях. Подчиняясь необходимости уплатить, он являет свою покорность таким способом, что ставит себя высоко над всем этим спором. И хотя Матфей не записал окончания этой истории, можно не сомневаться, что все получилось так, как сказал Иисус. Если Иисус знал, что во рту у рыбы, которая первая попадется Петру, есть проглоченная ею монета - Он всеведущ. Если же Он сотворил у нее во рту статир - Он всемогущ (так изъясняет это чудо епископ Михаил).

Иисус Христос

Уехавший в августе 1428 г. в Рим Мазаччо успел приступить там к работе в церкви Сан Клементе, где он писал фреску Голгофа, когда он неожиданно скончался.

Несмотря на краткость жизни и творчества Мазаччо, он оказал сильнейшее влияние на новое зарождающееся искусство. С ним на смену средневековым традициям пришли черты новой грандиозной эпохи - эпохи Возрождения. Мазаччо порвал с господствовавшими в живописи второй половины XIV в. декоративностью и повествовательностью. Он сделал решительный шаг в объединении фигуры и пейзажа, впервые дал воздушную перспективу.

Исцеление хромого Петром и Иоанном и воскрешение Тавифы

В произведениях Мазаччо появился естественный горизонт, проходящий на уровне глаз изображённых людей, активно использовалась линейная перспектива. В фресках на смену неглубокой площадке пришло изображение реального глубокого пространства. Убедительнее и богаче стала пластическая светотеневая лепка фигур, прочнее их построение, разнообразнее их характеристики.

Св.Петр на кафедре

Вместо декоративной красочности появилась сдержанная цветовая гамма, Мазаччо пришёл к созданию обобщённой и лаконичной монументальной формы.

Святой Петр

Использован материал: Энциклопедия Кругосвет

Некоторые впечатления и легенды.


Изгнание из рая

Когда впервые видишь фреску "Изгнание Адама и Евы из рая", создается впечатление, что перед нами творение не начала кватроченто, но 19-ого века, – настолько в выражении силы и остроты чувства Мазаччо опережает своё время. Если у Мазолино на другой стороне капеллы Адам и Ева выписаны мягко и слащаво, у Мазаччо они погружены в беспредельное отчаяние: Адам, закрывший лицо руками, и рыдающая Ева, с запавшими глазами и тёмным провалом искажённого криком рта.

Мазаччо, работая над фресками, иногда попросту хулиганил: например, помещал в новозаветные истории современных ему флорентийцев, одетых по последней моде 15-го века.

В 1428 году Мазаччо вызвали в Рим, и цикл остался незаконченным, его дописывал полвека спустя Филиппино Липпи. Фрески же немедленно были признаны шедеврами, и все ученики-живописцы ходили их копировать. В их числе Сандро Боттичелли, Леонардо да Винчи, Пьетро Перуджино, Микеланджело и Рафаэль, а также многие другие. По легенде молодой Микеланджело однажды заявил своему приятелю, что тот никогда так не сможет. Приятель полез драться и сломал Микеланджело нос.

http://www.krotov.info/acts/16/more/vazari_07.html -вазари

Мазаччо, наряду с его современниками архитектором Брунеллески и скульптором Донателло, относится к величайшим реформатором не только итальянского, но и всего западноевропейского искусства. Его недолгий, продолжавшийся всего около шести лет творческий путь приходится на 1420-е годы, когда в флорентийской живописи еще задавали тон позднеготические мастера и работало последнее поколение так называемых «джоттесков» - эпигонов, выхолостивших дух традиций Джотто. Искусство Мазаччо кажется отделенным от их работ огромной временной дистанцией, настолько глубок переворот, который он совершил в живописи Флоренции и всей Италии.

Прозвище Мазаччо (Большой Мазо, т. е. Томмазо) художник получил от современников, наградивших одновременно живописца Томмазо ди Кристофоро ди Фино, с которым постоянно сотрудничал Мазаччо и у которого он, возможно, учился, прозвищем Мазолино (Маленький Мазо).

Первые дошедшие до нас работы Мазаччо - алтарные картины, входившие в состав многостворчатого алтаря, написанного для церкви Кармине в Пизе, ныне хранящиеся в музеях ряда итальянских городов. Жанр алтарной картины сам по себе наиболее консервативный, требовал следования определенным канонам и обязательного для алтарей золотого фона. Но уже в этих композициях проявляется мощь художественного темперамента Мазаччо, поражает неординарность его решений. Таково входившее в этот полиптих «Распятие» (1426, Неаполь, Музей Каподимонте) с мощно и обобщенно вылепленными контрастами света и тени фигурами распятого Христа, Марии, Иоанна и поразительно экспрессивной фигурой Магдалины в ярко-красном одеянии.

В менее канонической композиции алтаря «Мадонна с Младенцем и Святой Анной» (1424, Флоренция, Галерея Уффици) почти в той же степени, что и пластическая мощь живописной манеры Мазаччо, широта и обобщенность форм, поражает жизненная достоверность, даже некоторая простонародность образов Марии и ее матери Анны.

Главной работой Мазаччо, ставшей этапной для истории итальянского Возрождения, являются росписи небольшой капеллы Бранкаччи флорентийской церкви Санта Мария дель Кармине (ок. 1425-1428). Работа над фресками была поручена Мазаччо и Мазолино. Последний расписал не сохранившимися до наших дней фресками своды и люнеты капеллы, верхнюю часть правой стены капеллы и создал одну из четырех композиций на алтарной стене. Но доля росписей Мазаччо более значительна: ему принадлежат две большие, расположенные друг над другом в два регистра композиции на левой стене и три из четырех, также расположенных в два регистра, композиции на алтарной стене.

Росписи капеллы Бранкаччи посвящены истории апостола Петра. Но открывают этот цикл две расположенные на больших пилястрах у входа вертикальные композиции, посвященные истории Адама и Евы - «Грехопадение» Мазолино на правой стене и «Изгнание из рая» Мазаччо на левой стене. Эта композиция поражает не только своей драматической силой, огромной жизненной энергией образов, но и мощью, свободою живописного языка Мазаччо. Он работает большой кистью, иногда даже оставляющей следы ворсинок на поверхности фрески, лепит формы мощными контрастами света и тени; обобщенность и экспрессия, с которой написано искаженное криком лицо Евы, может найти аналогии только в европейской живописи гораздо более позднего времени.

Самая большая композиция Мазаччо «Чудо со статиром» расположена в верхнем регистре левой стены капеллы. Ее сюжетом является один из эпизодов Евангелия, повествующий о том, что, когда Христос и его ученики приблизились к воротам города Капернаума, стражник не пустил их, потребовав заплатить подать. По велению Христа апостол Петр отправился на берег озера, выудил там рыбу и в ее внутренностях обнаружил необходимую для уплаты монету - статир.

Огромная фреска Мазаччо совмещает три эпизода легенды: в центре несколько растерянный сборщик подати обращается к стоящим величественным полукругом апостолам; слева, на втором плане Петр потрошит уже пойманную рыбу, справа он же величественно и несколько гневно вручает монету сборщику. Действие разыгрывается на фоне широкой пейзажной панорамы, поражающей своей достоверностью и естественностью. У предшественников Мазаччо пейзаж обычно был условен, обозначался скалистыми горками и деревьями с одинаковыми, похожими на зонтики или шарообразными кронами. В фреске Мазаччо поражает естественность и широкое дыхание осеннего пейзажа с уходящими в глубину плавно ограниченными, чуть размытыми дымкой сизыми громадами гор, сбросившими листья деревьями, бурой землей. Поразительны герои Мазаччо - седобородые старцы, наделенные внешностью простолюдинов черноволосые мужчины, юноши со свежим деревенским румянцем. Полные величия и достоинства, они являют нам целую галерею крупных и ярких характеров. Исследования современных реставраторов показали, что Мазаччо работал над каждой головой целый день, в то время как пейзажный фон в «Чуде со статиром» написан всего за три дня.

Еще одно замечательное новшество Мазаччо - его трактовка света. У его предшественников свет и тени были лишь способом моделировать форму, придавать ей объемность; фигуры и предметы обычно не отбрасывали теней. В «Чуде со статиром» и «Изгнании из рая» свет падает справа (именно там находится реальное окно, освещающее капеллу), фигуры апостолов отбрасывают на землю длинные тени.

Замечательно и решение алтарной стены, где Мазаччо объединяет единой перспективой с одной точкой схода две расположенные справа и слева от окна и небольшого алтаря композиции - «Святой Петр, исцеляющий увечных своей тенью» и «Раздача имущества и смерть Анании». Благодаря этому обе сцены разыгрываются в неком едином пространстве. И в то же время каждая из них изображена в энергичном ракурсе, что делает композицию более динамичной, действие - напряженным, а громады вплотную придвинутых к нам колоссальных домов становятся особенно внушительными.

Особое место в творческом наследии Мазаччо и истории живописи Раннего Возрождения занимает его последняя работа - фреска «Троица» (ок. 1427-1428, Флоренция, церковь Санта Мария Новелла). Эта роспись была заказана Мазаччо знатным флорентийцем Лоренцо Ленци, занимавшим высокий государственный пост гонфалоньера (знаменосца) Справедливости. По-видимому, эта композиция воплощает какую-то достаточно сложную теологическую программу - об этом свидетельствуют написанное на цоколе стены и включенное в композицию фрески изображение саркофага с открытой крышкой, в которой лежит скелет; по мнению некоторых исследователей, это символ «ветхого Адама», бренности человечества. Однако наиболее существенно то, что после полных дыхания жизни фресок капеллы Бранкаччи Мазаччо создал некий эталон идеальной композиции. Это позволяет предположить, что ему не были чужды проблемы теоретического характера, уже интересовавшие в это время художественную среду. Композиция фрески с преклонившими колени у входа в капеллу Лоренцо Ленци и его супругой, распятым Христом и стоящими у подножия Распятия Марией и Иоанном, подобна ступенчатой пирамиде, вписанной в двойное - арочное и прямоугольное - обрамление; увиденный в ракурсе снизу свод капеллы изображен в безупречном перспективном сокращении. Возможно, что в разработке архитектурных мотивов и перспективного построения пространства принял участие архитектор Брунеллески. Так или иначе, эта фреска, завершившая недолгий жизненный путь Мазаччо, стала неким манифестом нового, ренессансного искусства, величественной демонстрацией его эстетических принципов и возможностей.

Ирина Смирнова

Томмазо Мазаччо, картины которого делают грандиозный шаг вперед от средневековой живописи к Раннему Возрождению, первым обновил все существовавшие традиции. Гений плохо был понят современниками, только Брунеллески считал его преждевременную смерть сокрушительной потерей. В этой статье мы представим вашему вниманию картины Мазаччо с названиями и его биографию.

Ранние годы

Младенец родился 21.12.1401 в семье молодого нотариуса, которая проживала недалеко от Флоренции. Его окрестили и нарекли именем Томмазо ди сер Джованни ди Гвиди. В пять лет малыш остался без отца, который внезапно умер. Его беременная матушка, родив второго сына, вскоре вышла замуж за аптекаря, у которого было 2 дочери. Но и этот брак не был продолжительным. В 15 лет Томмазо лишился отчима и возглавил семью.

Во Флоренции

Исследователи предполагают, что в 1418 году все семейство уже переехало во Флоренцию. Существует много споров о том, кто были учителями Мазаччо. Наиболее вероятный ответ: архитектор Брунеллески и скульптор Донателло. Они были старше и опытнее своего ученика и щедро делись с ним открытиями в линейной перспективе и новым осознанием личности человека, наполненного духовной жизнью. Драматизм Донателло, резкость его передачи страсти позже войдет в картины Мазаччо.

Первые работы

По нашим меркам юноша, а по мнению людей XV столетия - вполне взрослый человек стал кормильцем семьи, получив первые заказы на работу. Уже в 1422 году был закончен большой триптих для церкви Св. Ювеналия. В центральной части триптиха особенно видно использование перспективы, создающей глубину пространства.

Пол всех трех панелей сходится в одной точке, которая скрыта за головой Мадонны. В ребенке, изображенном, как строгая холодная скульптура, чувствуется влияние Донателло. В следующем году вместе с Мазолино написан триптих для часовни в церкви Санта-Мария-Маджоре. Он изображает драматический эпизод из жизни Св. Ювеналия, которого дьявол обманом подтолкнул на убийство собственных родителей. Это произведение плохо сохранилось, как и многие картины Мазаччо.

Активное продолжение работы

В 1423 году молодого художника приняли в гильдию Св. Фомы, который считался покровителем живописцев, скульпторов, архитекторов. Как будто предчувствуя, что жизнь будет коротка, молодой мастер много и плодотворно работает, забывая о себе. Отсюда и прозвище: «Небрежный» или, как мы говорим, «Мазаччо». Самыми знаменитыми станут картины Мазаччо «Изгнание из рая», «Св. Петр исцеляет больного своей тенью», «Чудо с сатиром», «Мадонна с младенцем», «Крещение неофитов» и другие, о которых мы расскажем ниже. Его основным принципом в работе стало изображение мира таким, каким его видел сам художник. Он стремился постичь природу человека и вещей. Знание перспективы, пропорций человеческого тела, умение в движениях тела выразить душевные переживания - все это было неотъемлемыми качествами живописи Мазаччо.

Индивидуальный стиль

Картина Мазаччо «Троица» стала самым ярким выражением стилистики мастера. Эта фреска написана для церкви Санта-Мария-Новелла. Время ее написания достоверно не установлено. Композиция построена внутри арки, свод которой уходит в глубину. Если смотреть снизу вверх, то можно увидеть восхождение к вечному спасению. На переднем плане - саркофаг со скелетом, который напоминает о скоротечности земной жизни. Затем две фигуры заказчиков на коленях. Молитва для них является спасением. Деву Марию и Иоанна Богослова связывает Христос, которого поддерживает Бог-Отец и Святой дух, витающий над ними голубем. Точка схода находится в ногах Христа, на них рукой указывает Мария.

В доминиканской церкви эта сцена понимается как утверждение воскресения в качестве единственного ответа на смерть: воскрес Христос, воскреснем и все мы. Считается, что это - самая известная картина Мазаччо.

«Мадонна с младенцем» (1426 год)

Это был триптих, который разделен теперь на части и находится в разных музеях. Мы рассмотрим центральную часть: мадонну на троне с младенцем и четырьмя ангелами. Характерен взгляд художника снизу вверх. Это требуется, чтобы учесть реальную точку зрения человека. Композиция треугольная, и взгляд попадает прямо на младенца, который, как коконом, окутан плащом. Он сосет виноград, который символизирует вино причащения, будущую пролитую Христом кровь.

Росписи капеллы Бранкаччи во Флоренции (1425 - 1428)

В ней идентифицированы как безусловные работы художника, относящиеся к вершине его творчества - «Чудо со статиром», «Св. Петр, исцеляющий больных своей тенью», «Святые Петр и Иоанн, раздающие милостыню», «Изгнание из рая». Эти произведения - бесспорный прорыв от средневековых традиций к новому искусству Раннего Возрождения. У всех персонажей подчеркнута телесность как колоритом, так и обобщенной моделировкой.

Мазаччо, «Изгнание из Рая»: описание картины

За основу взят библейский сюжет. Художник с огромной естественностью изобразил полностью обнаженные фигуры своих моделей. Переживания обоих персонажей им также выявлены предельно ярко.

Плачущий Адам закрывает лицо рукой. Он переполнен горечью и стыдом. Страдания согнули его тело. Ева, прикрывая себя руками, кричит, как от мучительной боли, не стесняясь своих чувств. В них - недоумение, позор, ужас. Этот вопль отзывается в душах, как песнопение мессы «День гнева» (Dies irae), то есть страшный Судный день, где грешники исторгнуты в Ад. Картина Мазаччо «Изгнание из рая» впервые показывает, как реально, опираясь на полную ступню, шагают два страдальца. В прежней традиции фигуры лишь слегка касались пальцами ног земли. Этот его прием позже многие пытались повторить, но практически никому не удавалось передать точный ракурс Мазаччо. По требованию монахов обнаженные тела были позже прикрыты веточками с листочками: все еще действовала средневековая ложная стыдливость и восприятие наготы как чего-то грязного и мерзкого. Карающий ангел с мечом в руках, витающий над Адамом и Евой, подсказывает нам, что назад им дороги нет.

«Чудо со статиром»

Иногда эту фреску считают самой лучшей. Действительно, она очень интересна. Христос с апостолами пришел в Каперанум. Чтобы войти, требовалось заплатить небольшую подать, но денег у них не было. Мессия (композиционный и духовный центр фрески) отдал приказание Петру выловить рыбу и достать из нее нужную монету - статир. Все эпизоды изображены на одной фреске. В середине Христос с учениками в полукруге отдает приказание Петру. Слева Петр, находясь в очень реалистичной позе с точным расположением ног, выловил рыбу и достает из нее монету. Справа он отдает ее сборщику податей. Композиция линейна, и действие кажется непрерывным. Каждый персонаж имеет выраженную индивидуальность. Среди них, по словам Вазари, здесь имеется автопортрет мастера. В том числе художник создал живой ландшафт, который никогда прежде не видели. Сзади - холмистые горы, справа - стены города, которые составлены из пустых и полных лоджий. Источник света находится справа и определяет наклон всех теней. Все фигуры Мазаччо смоделировал при помощи цвета и света и придал им скульптурную монументальность. Это была живописная революция для того времени.

«Св. Петр, исцеляющий больных своей тенью»

Эта небольшая фреска также украшает капеллу Бранкаччи. Как и все остальные произведения капеллы, она очень пострадала от пожара 1771 года, но было проведено комплексное реставрирование в 1983 - 1990 годах, которое вернуло работам мастера прежний блеск. Наше внимание она привлекла не столько своим библейским сюжетом, хотя он тоже интересен, а тем, что человек в красной шапочке - это портрет художника Мазолино, с которым продолжительное время сотрудничал Мазаччо. Второй портрет - человек с руками, сложенными, как для молитвы, - это, возможно, сам великий Донателло, и третий, Иоанн, - предположительно брат Мазаччо.

Евангельская сцена очень красноречива. Св. Петр с Иоанном за ним идут по улице. Их лица отрешенные. Они нисколько не сомневаются в помощи болящим. Тень Петра, падающая на группу больных, поднимает их на ноги. Вот один, с перевязанной ногой, уже встал, другой еще сидит, но он почувствовал, что его коснулась божественная благодать, третий - ожидает своей очереди.

В капелле свет на фреску падает справа. Соответственно, влево на ней и расположены тени на узкой средневековой улице, где соблюдены строгие законы перспективы: уходящие вдаль дома уменьшаются в размерах. На этом мы заканчиваем рассматривать картины Мазаччо с описанием.

Переезд в Рим и смерть художника

Примерно в 1428 году Мазаччо оставляет незаконченной работу в капелле Бранкаччи и отбывает в Рим. Предполагают, что его пригласил Мазолини для исполнения более престижных заказов. Неизвестно, сколько месяцев прошло, когда вдруг Мазаччо неожиданно скончался. Брат живописца говорил, что ему в это время исполнилось 27 лет. То есть это произошло в промежутке от декабря 1428 года до начала 1430.

Гений Мазаччо глубоко повлиял на дальнейшее развитие живописи. Его работы изучали и копировали последующие поколения художников, поднявших искусство на небывалую высоту. Творческие открытия Мазаччо изменили живопись не только Италии, но и всей Европы.

Итальянцы всегда являлись одними из самых ярких и значимых представителей разных направлений искусства - от живописи до архитектуры. Кватроченто - наиболее известный период в истории итальянской культуры. Итальянец Мазаччо является представителем этой эпохи и заслуживает внимания по множеству причин.

Ранние годы

Флорентийский художник по имени Томмазо ди Джованни ди Симоне Кассаи прославился под псевдонимом Мазаччо. Будущий великий живописец появился на свет в небольшом городке Сан-Джованни-Вальдарно, что под Флоренцией, двадцать первого декабря 1401 года. Детство его было не слишком счастливым - мальчику было всего пять лет, когда его отец умер. Главе семьи было лишь 27 лет. Владелица небольшой гостиницы, мать Мазаччо, снова вышла замуж - ее новым избранником стал местный аптекарь. Когда Томмазо было шестнадцать, умер и его отчим. Так он стал главным кормильцем. Современники отмечают, что Томмазо отличался удивительно мягким и добрым характером, но не слишком внимательно относился к уюту и своей одежде, отчего его и прозвали неуклюжим - именно это псевдоним Мазаччо означает на итальянском.

Начало обучения

В семнадцать лет он отправился учиться живописи во Флоренции. Есть разные мнения о том, кто стал его наставником. Некоторые историки считают, что он обучался у Мариотто ди Кристофано и Мазолино да Паникале, но такая теория не находит подтверждения в хронологии и технике Томмазо - его работы не носят и следа их влияния. Куда более вероятно, что он стал учеником Биччи ди Лоренцо, а также немало общался с Донателло и Брунеллески, величайшими мастерами скульптуры и архитектуры тех времен.

Расцвет карьеры и смерть

В 1424 году обрели настоящую популярность. Художник стал членом гильдии Святого Луки, организации, объединявшей флорентийских мастеров, и начал сотрудничать с Мазолино. Последний был очень известен - его техника нравилась современникам, а стиль аристократической готики с нарядной религиозной сказочностью был одним из ключевых для первой половины пятнадцатого века, поэтому сотрудничество с ним было удачей для Мазаччо. Картины молодого подмастерья повлияли на творчество известного мастера Мазолино - уникальная ситуация, когда ученик изменил манеру работы учителя. К сожалению, талантливому флорентийцу не суждено было прожить долго - как и отец, Томмазо умер в 27 лет. Причина гибели неизвестна - предположение историка Вазари о возможном отравлении было впоследствии опровергнуто, а других документов об этом событии не сохранилось. Известно лишь, что это произошло в Риме и что собратья-художники посчитали это сокрушительной потерей - соответствующую отметку можно найти в записях Брунеллески.

Работа в сотрудничестве с Мазолино

Во время ученичества у более именитого флорентийца появились самые Мазаччо. Например, полотно «Мадонна с младенцем и Святой Анной», о котором все еще не утихают споры - эксперты затрудняются установить, кто в большей мере является автором. Картина была создана около 1424 года для церкви Сант-Амброджо. По мнению искусствоведа Роберто Лонги, Мазолино создал большую часть картины. Мазаччо изобразил и правого ангела, поддерживающего занавес, а остальные части принадлежат кисти его учителя, которому и заказывали полотно. Оригинальной особенностью работы является новая композиция. Находки Мазаччо прослеживаются в невероятной пространственной глубине и необычных положениях тел.

Работы художника в технике фрески

Самый почитаемый во Флоренции вклад в искусство Мазаччо, картины которого стали прорывом в искусстве тех времен, сделал в фресковой манере. Они стали основой его наследия. Самые лучшие картины Мазаччо с названиями «Крещение новообращенных» и «Чудо со статиром» изготавливались для капеллы Санта-Мария-дель-Кармине. Их заказал известный флорентиец Феличе Бранкаччи. Состояние фресок сильно ухудшилось при пожаре 1771 года, но в 1988 их отреставрировали, и сейчас их можно увидеть в первоначальном виде.

Отдельного упоминания заслуживает картина Мазаччо «Изгнание из рая». На ней впервые было изображено человеческое тело с правильными анатомически деталями. Раньше людей изображали со ступнями, не касающимися земли. Совсем иначе изобразил Еву и Адама Мазаччо. Картины «Чудо со статиром» и «Мадонна, щекочущая младенца» тоже достаточно реалистично изображают людей, их композиция наполнена динамикой и смотрится весьма убедительно. Кроме того, в первой живописец нарушил еще один канон - сцены происходящего не идут одна за другой, хотя все и остается очевидным. Удивительное чувство перспективы и умение создавать объемное воздушное пространство не в последнюю очередь стали причинами того, что Мазаччо, картины которого восхищают людей и сейчас, считается одним из главных творцов Кватроченто.