Что ели и пили люди прошлого? Чем питались древние люди.

09 Сентября 2016

Пища древних людей

Антрополог Станислав Дробышевский – о питании предков человека, эволюции головного мозга и диете современных людей.

Один из самых животрепещущих вопросов, которые задают антропологам: «Что ели наши предки?» Ответ на него интересен многим, так как люди пытаются подогнать собственный рацион, диету, под палеодиету, которая якобы была самой правильной в прошлом. В принципе идея довольно правильная. Наш организм возник не с нуля, а прошел долгий путь эволюции, и мы приспособлены к конкретным условиям, в которых жили наши предки. Если, например, наши предки всю жизнь питались репой, то наш пищеварительный тракт, зубы и прочие органы пищеварения должны быть приспособлены к питанию репой, поэтому правильно питаться репой, тогда мы сможем дольше жить.

Но тут возникает вопрос: что же на самом деле ели древние люди и правильный ли вообще такой подход? На первый взгляд, он правильный, но на самом деле точно мы знать не можем. Всегда стоит помнить, что наши предки жили в среднем около тридцати лет, поэтому, если мы будем питаться точно так же и жить в тех же условиях, что и наши предки, мы и умирать будем в тридцать. То, чем сейчас мы питаемся, не совсем правильно, с точки зрения наших предков. Это приводит, например, к тому, что у нас много кариеса, пародонтоза и других заболеваний зубов. С другой стороны, современный человек обычно живет до шестидесяти лет. А если живет хорошо, то и до ста двадцати вполне может дотянуть.

Так что же ели наши предки? Общая идея до крайности проста: они ели все, что было под рукой. Человек как вид, как род и даже как семейство, строго говоря, возник как всеядное существо. Наши предки, начиная с проконсулов, питались всем. Другое дело, что в разное время рядом оказывалась не одна и та же еда. Пока это были обезьяны типа проконсула, живущие на деревьях в тропическом лесу в Африке, они ели преимущественно фрукты и листья. И диета была, судя по зубам (зубы прекрасно сохраняются) и по износу этих зубов, примерно такой же, как у шимпанзе. Эта идея легла в основу фруктоедства, нынешнего фруктоедения, хотя со времени существования проконсулов прошло 15 миллионов лет как минимум. Поэтому фруктоедение – это, конечно, хорошо, но и 15 миллионов лет тоже никто и не отменял.

В последующее время, когда предки людей стали выходить из тропических лесов в саванну, долгое время, что характерно, они питались все еще лесной растительностью. Есть много способов это узнать: по изношенности зубов, по микроструктуре эмали, по микроэлементному составу костей, потому что в зависимости от того, что мы едим, в костях накапливается разное количество микро- и макроэлементов. И изотопный анализ, то есть разные части растений и животных содержат разные изотопы по разным причинам, и так в первом приближении можно понять, что ел индивид в течение жизни или по крайней мере последние несколько лет перед смертью: подземные части растений, надземные части растений, древесные растения, степные растения, беспозвоночных каких-нибудь, орехи или кору деревьев. Наконец, с того момента, как люди стали использовать орудие и есть много мяса, мы находим кости с надрезками и прочие приспособления.

Когда древние люди стали жить в саванне, они долгое время продолжали питаться лесной пищей. Например, ардипитек, живший 4,5 миллиона лет назад, находился в переходной среде, где наполовину лес, а наполовину что-то вроде парка, и питался растительной пищей, древесной. Но климат ухудшался, пространства открывались, и уже примерно к 3 миллионам лет назад (даже больше, около 3,5 миллиона лет назад) ардипитеки вышли в открытые саванны и питались уже практически только растениями саванн: зерном, корневищами.

Разные виды австралопитеков питались по-разному. Афарские австралопитеки, австралопитеки гари, парантропы чуть-чуть неодинаково. Допустим, южноафриканские парантропы ели корневища, а бойсовские в Восточной Африке ели траву осоку. Но эта растительная фаза продолжалась где-то миллион лет, и ко времени от 3 до 2,5 миллионов лет произошел переход на новый уровень. Это совпадает с возникновением рода Homo. В немалой степени смена диеты сыграла огромную роль, потому что в это время климат стал гораздо холоднее и суше, в саванне стало меньше еды, вымерло большое количество разных животных, в том числе копытных, вымерла куча хищников, и наши предки занимают нишу этих самых хищников, начинают есть много мяса. Мы это знаем по их опять же костям и по тому, что находим со времени примерно 2,5 миллиона лет назад и дальше кости с надрезками. Начинается использование орудия труда.

Итак, возникновение рода Homo – это переход на всеядность в широком смысле. Конечно, наши предки, слава богу, не стали хищниками в узком смысле, они питались не только мясом, но стали есть много мяса. Когда наши предки рода Homo стали переходить в большем количестве на мясную пищу, это позволило им нарастить мозги. Потому что для того, чтобы жевать мясо, надо прилагать меньше усилий, потому что животные клетки не имеют целлюлозных клеточных стенок, а растительные имеют. Стали выживать те особи, у которых челюсти чуть-чуть поменьше, чем были у предков. Маленькие челюсти стали не такими вредными. Поэтому стали выживать люди с меньшим жевательным аппаратом, с меньшими размерами челюстей и зубов, с меньшими гребнями для прикрепления жевательной мускулатуры, с меньшими мышцами. А есть такая замечательная математика, что плотность костей и мышц в два раза больше, чем плотность мозга. У мозга она практически как у воды, а у костей – две единицы. Соответственно, когда у нас челюсти и зубы уменьшаются на кубический сантиметр, мозги могут прирасти на два кубических сантиметра, а масса головы останется прежней, что очень важно, потому что позвоночник оставался таким же. Поэтому небольшое уменьшение челюстей и зубов позволяло сильно наращивать мозги. К тому же их надо было наращивать, потому что мясо труднее добывать: надо отмахиваться от всяких гиен, надо делать орудия, чтобы срезать это мясо, надо как-то это мясо поймать или найти первым. Необходимость и возможность прекрасным образом сочетались, на специальном графике это выглядит как мощный скачок размеров мозга. До времени примерно 2,5 миллиона лет назад размер мозга, конечно, увеличивался понемногу в ряду австралопитеков, но как-то ни шатко ни валко. А где-то с 2,5 миллионов лет назад или даже чуть позже, с появлением ранних Homo, начинается катастрофический рост размеров мозга. Люди расселяются за пределы Африки, что потом происходит неоднократно. А за пределами Африки, естественно, условия были разные. Возникает, например, экологическая ниша прибрежных собирателей. Когда люди добирались до берега моря вдоль Восточной Африки, потом вдоль Аравии и дальше вплоть до Австралии, они занимались прибрежным собирательством, вплоть до современной эпохи. То есть от самых первых Homo (1 млн – 800 тыс. лет) и до современности по берегам водоемов было очень приятно жить: море выкидывает на берег кучу всякой еды. Правда, от нее возникают горы отбросов, и периодически приходится куда-то уходить, зато это замечательный толчок для миграции. Так и доскакали до разных островов, а в итоге до Австралии и по всему миру.

Когда люди стали жить в умеренном климате, где есть холодная зима, и начали использовать огонь, у таких северных групп наступила фаза гиперхищности. Это гейдельбергский человек и неандерталец, которые стали есть очень много мяса. Не потому, что оно им запредельно нравилось, а потому, что им нечего было есть: это ледниковый период, и кроме мяса был только какой-то мох, ягель и больше ничего. Поэтому они стали есть очень много животных, мяса. Это тоже оказался тупиковый путь, хотя первые кроманьонцы, первые сапиенсы, жившие в Европе, питались практически так же. Например, палеодиетологический анализ, сделанный для человека из пещеры в Румынии, показал, что он был такой же мегахищный, как и неандертальцы. Но он, кстати, гибрид с неандертальцем, так что все вполне логично.

Планета большая, люди расселялись в разные стороны, сталкивались с все большим количеством сред и типов мест обитания и каждый раз находили, что поесть. Другое дело, что человек быстро эволюционирует, отбор тоже идет довольно мощный. Поэтому даже за последние меньше чем 50 тысяч лет, наверное, успело возникнуть несколько вариантов типа питания уже для современного человека. Например, эскимосы могут съесть три килограмма жира за один присест, и им ничего не будет, никакого атеросклероза. Если индуса накормить тремя килограммами жира, он тут же загнется. Но индус может всю жизнь питаться рисом, например, чего нельзя делать эскимосу. Есть люди, питающиеся исключительно рыбой, есть те, которые питаются просом. Замечательно, что даже в самых экстремальных вариантах все равно это всего лишь тенденции. Эскимосы тоже могут питаться рисом и картошкой, а индусы – жирной пищей. Так что современный человек не слишком все-таки специализировался, и отдельных видов у нас все-таки не возникло. К тому же люди все время передвигаются, смешиваются, поэтому возникающие адаптации никогда не уходят в какой-то маразм, в специализации, как, например, у муравьедов. Человек, наверное, мог бы в такую специализацию уйти, но для этого ему надо еще несколько миллионов лет.

Так что главная идея человеческого питания – все, что есть, надо съесть. И мы сейчас живем в золотом веке, когда мы можем выбирать, у нас всего навалом, и это буквально в последние лет пятьдесят, наверное, если не меньше. И сейчас далеко не везде, прямо скажем. Мы живем в хороших условиях, а где-нибудь в Сомали, наверное, люди совершенно иначе думают. Поэтому часто удивительное происходит, что люди выбирают, что им съесть, и думают, как бы мне вот это не съесть, как бы мне побегать, чтобы сбросить вес. Это очень необычное состояние для человека. Тем более у нас есть холодильники, у нас есть супермаркеты, так что проблем человечество создало себе немерено. Но все эволюционное прошлое, начиная с проконсулов и дальше, за то, чтобы мы могли питаться чем попало. Так что диеты в каких-то медицинских случаях, конечно, бывают полезными, но если у человека заболеваний нет, то он может питаться, строго говоря, чем угодно. Если человеку хорошо, то можно есть все что хочешь. И, более того, человек настолько приспособлен к потреблению чего попало, что может даже какое-то время протянуть на монодиете, каком-нибудь фруктоедении, например. Но все-таки зацикливание на чем-то одном к добру не приводит, чему служат примером те же парантропы, которые стали растительноядными и которых мы теперь видим в виде окаменелостей.

Палеодиета, которая совсем недавно стала популярной в медицинских кругах, была создана еще в 1970 годах гастроэнтерологом Вальтером Вогтлином. Он первым предположил, что пища, которую употребляли наши предки времен палеолита, сможет сделать здоровее современных людей. Возвращение к рациону наших предков, в соответствии с доктором Вогтлином и десятком его последователей, может резко снизить возможность развития болезни Крона, сахарного диабета, ожирения, расстройства желудка и массы других заболеваний. Но действительно ли современная палиодиета похожа на рацион наших предков?

Особенности палеодиеты

На первый взгляд, такая диета имеет общие черты с тем, что мог бы съесть человек времен палеолита. Диета главным образом состоит из мяса и рыбы, которые первобытный человек мог бы получить в результате охоты и рыбальства, а также растений, которые он мог бы собирать, в том числе орехов, семян, овощей и фруктов. Необходимо избегать зерновых культур и продуктов их переработки, так как доисторический период предшествовал выращиванию сельскохозяйственных культур. Молочные продукты также под запретом — первобытный человек не разводил животных ради молока или мяса. Мед является единственным сахаром, который позволено употреблять во время диеты, ведь, как мы знаем, рафинированного сахара в то время еще не существовало. Потребление соли также ограниченно - наши предки точно не имели солонок на столе. Запрещены обработанные продукты в любом виде. Мясо же должно быть получено от тех животных, которых кормили исключительно травой, что максимально приближено к рациону жвачных животных того времени.

Чем на самом деле питались первобытные люди?

Однако критики утверждают, что палеодиета резко упрощает все, что мог есть первобытный человек. На первое место в ней выносят мясо или рыбу, однако нет доказательств, что именно белки составляли основу рациона первобытного человека. Так же, как и современные привычки питания, рацион эпохи палеолита сильно зависел от места жительства людей. Группы, которые обосновались в местах, похожих на современные пустыни, вряд ли смогли бы добывать себе рыбу, да и мясо, скорее всего, нечасто попадало им на обед. Скорее всего, большую роль в их рационе играли орехи, семечки и даже насекомые. Группы, которые жили в холодных регионах, имели ограниченный доступ к свежим овощам и фруктам. Их рацион был практически полностью построен на мясе, и вполне возможно, что они съедали все части животного, чтобы ликвидировать дефицит, вызванный отсутствием свежих продуктов. Критики утверждают, что современные палеодиеты не принимают во внимание такие детали.

Главные аргументы критиков

Однако наиболее спорный аспект палеодиеты — это ее способность улучшить здоровье. В то время как большинство современных людей получат неоспоримую пользу, если станут употреблять больше фруктов и овощей, очень трудно сказать, был ли первобытный человек более здоровым, чем наши современники. В конце концов, много детей умирали в возрасте до 15 лет, и немногие взрослые перешагивали 40-летний рубеж.

Кроме того, по результатам недавних исследований, опубликованных в журнале The Lancet, в найденных древних мумиях были обнаружены тревожно высокие темпы развития атеросклероза. Заболевание было обнаружено у 47 из 137 обнаруженных мумий. Это ставит под сомнение теорию, что наши предки были намного здоровее, чем мы сейчас.

В древние времена люди редко страдали ожирением. У них было свое здоровое питание, которое не имеет ничего общего с современными диетами и прочими заморочками. Просто ели натуральную пищу, выращенную собственноручно, в основном кашу и растительные продукты, мясо, молоко. Потому что не было у них гипермаркетов, набитых колбасами и сырами. Как говорится, что вырастили, то и съели. Потому и здоровые были.

Независимо от национальности и условий климата, человек будет здоров, если откажется от искусственно созданных продуктов: чипсов, пицц, тортов, еды, в изобилии наполненной и сахаром.

Оказывается, организовать здоровое очень просто. Можно позаимствовать у древних некоторые рецепты и концепции, перенести их в современную жизнь. Основой рациона необходимо сделать легкие в приготовлении блюда из овощей, мяса домашнего скота, рыбы, добавить фруктов, злаков и корнеплодов.

Традиционная кухня русского народа частично сохранила древние рецепты. Славяне занимались выращиванием зерновых культур: ячменя, ржи, овса, проса и пшеницы. Готовили обрядовую кашу из зерновых с медом – кутью, остальные каши варились из муки, растолченных зерен. Выращивали огородные культуры: капусту, огурцы, брюкву, редьку, репу.

Мясо употребляли разное, говядину, свинину, встречаются даже некоторые записи о конине, но это скорее всего было в голодные годы. Часто мясо готовилось на углях, такой способ запекания встречался и у других народов, был распространен повсеместно. Все эти упоминания относятся к 10 веку.

Русские повара чтили и хранили традиции, об этом можно узнать из старых книг, таких как «Роспись к царским кушаньям», монастырских писаний, столовой книга Патриарха Филарета. В этих писаниях упоминается о традиционных блюдах: щах, ухе, блинах, расстегаях, различных пирогах, квасах, киселях и кашах.

В основном здоровое питание в древней Руси было обусловлено приготовлением пищи в большой печи, которая была в каждом доме.

Русская печь располагалась устьем к дверям, чтобы дым при приготовлении пищи выветривался из помещения. При готовке все таки на еде оставался запах дыма, который предавал особенный вкус блюдам. Чаще всего в русской печи готовились супы в горшочках, тушились овощи в чугунках, что-то запекалось, мясо и рыбу жарили большими кусками, все это было продиктовано условиями приготовления пищи. А как известно здоровое питание основано именно на вареных и тушеных блюдах.

Примерно в 16 веке началось разделение питания на 3 основные ветви:

  • Монастырская (основа – овощи, травы, фрукты);
  • Сельская;
  • Царская.

Самым главным приемом пищи был обед – подавалось 4 блюда:

  • Холодная закуска;
  • Второе;
  • Пироги.

Закуски были разнообразны, но в основном представлены овощными салатами. Вместо супа зимой часто ели студень или рассольник, щи подавали с пирогами и рыбой. Пили чаще всего фруктовые и ягодные соки, настои трав, самым старым напитком считается хлебный квас, который могли делать с добавлением мяты, ягод и тому подобного.

На праздниках часто было большое количество блюд, у сельских жителей оно доходило до 15, у бояр до 50, а на царских пирах подавалось до 200 видов еды. Часто праздничные застолья длились больше 4 часов, доходили до 8. Было заведено пить мед до и после еды, во время пира чаще пили квас и пиво.

Характер кухни сохранил традиционные черты во всех 3-х направлениях и в наше время. Принципы традиционного питания вполне совпадают с известными сейчас правилами здорового.

Основой рациона выдвигались овощи, злаки и мясо, не было большого количества сладостей, сахар в чистом виде вообще отсутствовал, вместо него употребляли мед. До определенного времени не было чая и кофе, пили различные соки и заваривали травы.

Соль в рационе наших предков так же находилась в очень ограниченном количестве из-за своей стоимости.

Стоит так же отметить, что и славяне, и крестьяне занимались земледелием и скотоводчеством, а это тяжелый физический труд, поэтому они могли позволить себе есть жирное мясо и рыбу. Несмотря на распространенное мнение о том, что отварной картофель с зеленью – исконно русское блюдо, это совсем не так. Картошка появилась и укоренилась в нашем питании только в 18 веке.

Как появилась палео-диета?

Можно копнуть глубже и вспомнить, что действительно здоровое питание было даже в каменном веке. Жили ведь древние люди без бутербродов и пончиков? И были сильными и здоровыми. Сейчас набирает популярность палеонтологическая диета. Суть ее в том, чтобы отказаться от молочных продуктов и злаковой пищи (хлеба, макарон).

Главный аргумент в пользу этой диеты таков: организм человека адаптировался под жизнь в каменном веке и, поскольку наше генетическое строение практически осталось неизменным, пища пещерных людей самая подходящая для нас.

Основные принципы:

  • Мясо, рыба, овощи, фрукты можно есть в любом количестве;
  • Соль из рациона исключается;
  • Так же придется отказаться от бобов, злаков, продуктов промышленного происхождения (печенья, конфет, пирожных, шоколадных батончиков) и молочных продуктов.

Меню на день:

  • Судак, приготовленный на пару, дыня, вместе до 500 грамм;
  • Салат из овощей и грецких орехов(неограниченно), постная говядина или свинина, запеченная в духовке, до 100 грамм;
  • Постная говядина, на пару, до 250 грамм, салат с авокадо, до 250 грамм;
  • Какой-нибудь фрукт или горсть ягод;
  • Салат из моркови и яблока, половина апельсина.

Однако стоит учесть, что такое питание скорее напоминает , чем здоровое, ведь современный человек около 70% энергии черпает именно из злаков и молочных продуктов.

Ваш отзыв на статью:

Что ели древние люди

Наша пища менялась вместе с нами, и длилось это тысячелетиями. Сегодня многокомпонентные рецепты и сложные кулинарные технологии не вызывают у нас удивления — однако, так было не всегда. В далёком прошлом стряпня не отличалась особой изощрённостью и требовала куда больше времени, чем сейчас.

Если вы хоть раз задавались вопросом, какой вкус имела еда в стародавние времена, то сегодня вам повезло. Мы знаем ответ. Нам удалось сохранить и восстановить древнейшие рецепты — от эпохи шумеров и до правления Ричарда II. Все эти яства вы можете приготовить и сегодня. Ну что, вперёд в прошлое?

«Способы стряпни», 1390 год н. э.


Если у вас в морозилке завалялся кусочек китового мяса, вы вполне можете приготовить блюдо из этого манускрипта

«Способы стряпни» - это самая старая дошедшая до нас английская поваренная книга. Приготовьте одно из описанных в ней блюд — и насладитесь кушаньем, которое подавали на стол в XIV столетье. Причём подавали не кому-нибудь, а самому королю Ричарду II.

Книгу составили личные повара монарха, в ней собрано 190 рецептов — от самых незатейливых до весьма диковинных. Вот вам пример простого блюда: бросьте очищенный чеснок в котелок с водой и растительным маслом, окропите сверху шафраном. Для яства посложнее вам придётся добыть мясо кита или морской свиньи.

Продегустировать кое-что из этих блюд можно в кафе «У Райлендса», расположенного в библиотеке Манчестерского университета. Тамошние повара опробовали некоторые рецепты на завсегдатаях и оставили в меню то, что пользовалось наибольшим спросом. Не хотите в Манчестер? Тогда попробуйте состряпать кушанье сами.

«Анналы халифской кухни», 1000 год н. э.

Мучаетесь похмельем? Древнеарабское жаркое спасет вашу бедную голову!

«Анналы халифской кухни» - самая древняя из ныне существующих арабских поваренных книг. Написал её некто Аль-Варрак и собрал в ней более 600 рецептов. Поверьте, многие из этих кушаний по современным меркам кажутся очень непривычными. Книга дарит нам неповторимое знакомство с тогдашними способами стряпни. К примеру, для приготовления одного из соусов повару рекомендуют оставить молоко на солнце на целых 50 дней! Кто-нибудь из ваших знакомых так делает?

В «Анналах», помимо прочего, содержатся заметки о культуре, правилах поведения и здоровье. Вот, скажем, замечательный совет, как избежать похмелья. Перед пиром обязательно поешьте капусты, а утром «после вчерашнего» стушите себе жаркое под названием «кишкия». Оно утихомирит головную боль и дискомфорт в животе.

«Апициевский корпус», примерно 500 год н. э.

Если вы — владелец свинофермы, немедленно начинайте откармливать хрюшек сушеным инжиром с медовухой. По прошествии времени сможете отведать блюдо, достойное римского императора

Если хотите выяснить, какими деликатесами объедался римский император, почитайте «Апициевский корпус». Авторство приписывают легендарному римскому гурману Марку Габию Апицию, хотя сейчас полной уверенности в этом нет. Когда именно была составлена книга, доподлинно неизвестно, однако ей не меньше полутора тысяч лет.

Описанные в ней блюда были весьма передовыми для своего времени. «Корпус» содержит кое-какие оригинальные находки по обработке мяса, от некоторых прямо слюнки текут. Взять, к примеру, рекомендацию по откармливанию свиней сушёным инжиром и медовым вином. В книге приведено больше 500 яств, причём не менее 400 из них следует обильно пропитывать соусом.

«Роскошная жизнь», 300 год до н. э.

Оказывается, высмеивать праздную роскошь люди научились задолго до Рождества Христова

Три первых сочинения из нашего списка были созданы уже после смерти Христа. Они представляют собой полноценные поваренные книги и мало чем отличаются от привычных нам сборников рецептов. А вот «Роскошная жизнь» появилась во времена совсем далёкие, поэтому привычного в ней мало.

«Роскошную жизнь» сочиняли для потехи. Она не столько раскрывает секреты приготовления блюд, сколько пародирует напыщенные эпические поэмы. Эта книга целиком написана в стихах, и она смешна — по крайней мере, так утверждают её исследователи. Правда, спустя 2300 лет мало кто способен оценить шутку про «слегка шершавый воловий язык», который «чудо как хорош летом в окрестностях Халкиды».

«Роскошную жизнь», судя по всему, выставляли напоказ во время пиров: дабы вкушающие пищу могли заглянуть в книгу и похохотать. Само сочинение, увы, не сохранилось. О нём известно лишь благодаря древнегреческому писателю Афинею — тот цитирует «Роскошную жизнь» в своём произведении «Пир мудрецов», написанном в 200 году н. э.

Гарум, 600-800 годы до н. э.

Рыба плюс море соли плюс девять месяцев ожидания — так рождается древнейший соус

Гарум — это солёное рыбное блюдо. Солёное неимоверно. Блюдо, которое по некоторым рецептам требует количества соли, равного количеству рыбы. То есть, кладёте в большую бадью фунт рыбы и добавляете туда же целый фунт соли. Получиться должен, собственно, соус.

Подробных записей этого рецепта не сохранилось. Однако писательница Лора Келли, которая специализируется на древних яствах, приложила максимум усилий и многое выяснила. Она сумела отыскать заметки, датированные 600-800 годами до н. э., где гарум называют «карфагенским соусом». Представляете, как давно его готовили!

В попытке восстановить рецепт Келли проделала огромную работу. Писательница объединила древнейшие из найденных свидетельств с собственным природным чутьём и составила подробную инструкцию. Готовьте на здоровье. Только запаситесь терпением: рецепт родом из совсем другой эпохи, когда кулинары использовали совсем другие технологии. Короче говоря, традиционному гаруму для созревания требуется девять месяцев ферментации. То-то соседи будут рады ароматам, источающимся из вашей квартиры!

Пиво «Прикосновение Мидаса», 700 год до н. э.

Легенду о Мидасе вы наверняка слышали: мол, всё, чего он касался, обращалось в золото. Но знаете ли вы о том, что царь Мидас был реальным человеком? Нет-нет, его руки ничего не превращали в золото, зато он и правда жил, а потом и правда умер. А 2700 лет спустя мы обнаружили его захоронение.

Золота в гробнице не оказалось — все вещи, захороненные вместе с Мидасом, были, как ни странно, бронзовыми. Зато там нашлось кое-что весьма интересное: сохранившиеся остатки Мидасова пива.

Химический анализ этого пива позволил восстановить его состав. Тогда-то и стало ясно: в древние времена люди пили совсем не то, что мы пьём сейчас. Напиток был сделан из вина, пива и медовухи. Вы бы, наверное, додумались до такого коктейля лишь в том случае, если вам сильно приспичило напиться, а в доме обнаружилось лишь по паре глотков каждого ингредиента.

Впрочем, чтобы продегустировать этот напиток, необязательно колдовать на кухне лично. Американская пивоваренная компания «Dogfish Head» воссоздала рецепт и стала продавать пиво по всему миру. Критики называют его мутным, безвкусным и выдохшимся, однако попробовать всё же стоит: дабы ощутить вкус любимого алкогольного напитка царя Мидаса. Любимого настолько, что Мидас прихватил его с собой даже в загробный мир.

Вавилонские таблички, 1700-1600 годы до н. э.

Три с лишним тысячелетия назад люди еще не готовили пищу в воде, поэтому даже банальное для нас отварное мясо было для них экзотическим яством

Йельскому университету принадлежат таблички с письменами, которым не меньше 3700 лет. Родом они ещё из Вавилона, и высечены на них самые настоящие рецепты. Речь об очень древних кушаньях. В ту эпоху людям и в голову не приходило готовить пищу в жидкости, поэтому некоторые рецепты на этих табличках — настоящий кулинарный прорыв для своего времени.

Первым человеком, которому довелось их тщательно изучить, был французский историк Жан Боттеро. Он пришёл не к самому лестному мнению о вавилонских блюдах и назвал их «угощением для злейшего врага». Рецепты, по всеобщему признанию, простоваты: к примеру, кушанье под экзотическим названием «Аккадия» после перевода оказалось банальным «мясом, сваренным в воде».

Однако многие не желают мириться со столь негативной оценкой месье Боттеро и лезут вон из кожи, чтобы её опровергнуть. Скажем, университет Брауна пересмотрел толкование Жана Боттеро и заявил, что блюда с табличек вполне можно приготовить вкусно.

Мерсу, ранее 1600 года до н. э.

Если верить древнешумерским рецептам, состав у кушанья просто божественный! Недаром его приносили в жертву богам

По утверждению Жана Боттеро, в современном мире существует лишь два полноценных рецепта, которые по возрасту превосходят вавилонские таблички. Один из них — мерсу. Табличку с мерсу Боттеро называет «рецептом сладкого пирога», хотя в табличке сказано лишь о том, что для приготовления блюда под названием «мерсу» были доставлены финики и фисташки.

Остальное — догадки. Они основываются на названии яства и на похожих рецептах. Словом, как именно готовили таинственный пирог (да и пирог ли?), толком неизвестно. Однако предположения есть, и вы вполне можете ими воспользоваться.

Самый древний рецепт, взятый за основу, был родом из священного шумерского города Ниппур и, судя по всему, представлял собой жертвоприношение богам. Его стряпали из инжира, изюма, рубленых яблок, чеснока, растительного масла, сыра, вина и сиропа. Роскошно, правда? Пальчики оближешь!

Отыскать подробный и точный рецепт столь древнего угощения вам не удастся, а вот приготовить нечто похожее — вполне!

Шашлык, 1700 год до н. э.

Устраивая пикник с шашлыками, вы приобщаетесь к многовековой истории!

Да, шашлыком вас, скорее всего, не удивишь, не то что предыдущими яствами.

Для тех, кто не в курсе, шашлык — это мясо, насаженное на шампур. Весьма популярное блюдо в разных уголках земного шара. Однако не в том суть. Знаете ли вы, насколько рецепт шашлыка древний? Найдены неоспоримые свидетельства того, что в Греции его вкушали ещё в XVII веке до нашей эры. Представляете? Поедая греческий шашлык, вы чувствуете вкус, который ощущали люди 4000 лет назад!

Считается, что даже китайский шашлык, называемый чуань, - лишь вариация на тему греческого блюда. Будто бы греческий шашлык попал в Поднебесную около 2000 лет назад, с европейскими торговцами. Китайцы попробовали незнакомое кушанье, добавили в него пряностей по собственному вкусу и объявили своим. Содержимое китайских гробниц доказывает наличие чуаня в меню жителей 220 года нашей эры.

Выходит, смакуя шашлык в любой точке мира, вы вгрызаетесь в историю 4-тысячелетней давности.

Шумерское пиво, 1800 год до н. э.

Пеките пивной хлеб, варите шумерское пиво и созывайте друзей на угощение. Быстрее, пока не прокисло!

Этот неимоверно древний рецепт — и не рецепт вовсе. Его обнаружили в поэме, посвящённой Нинкаси, шумерской богине пива. Поэма написана на удивление обстоятельно. Она воспевает Нинкаси, подробно перечисляя действия богини. «О ты, выпекающая баппир в огромных печах, / разбирающая горы шелушённого зерна» и всё в том же духе. Подобная дотошность автора позволила нашим современникам весьма точно восстановить рецептуру древнешумерского алкогольного напитка.

Полученное пиво пьётся через соломинку и по вкусу весьма напоминает крепкий яблочный сидр. Однако его, в отличие от «Прикосновения Мидаса», нельзя пускать в массовую продажу. Пиво нужно употребить сразу после приготовления, иначе оно прокисает. Так что попробовать его можно, лишь состряпав самостоятельно.

Яства со стола Ричарда II, древнеарабское средство от похмелья, вскормленная инжиром свинина, шершавый воловий язык, неимоверно солёный рыбный соус, отварное мясо с поэтичным названием, божественный пирог с сыром и фруктами, шашлык, коктейль царя Мидаса или пиво древних шумеров…

Интеллектуальный партнер проекта

В последнее время стало появляться много публикаций, посвященных рациону древнего человека. Многие из них основаны на инновационной методике анализа налёта на зубах людей, обнаруженных в древних погребениях. В течение жизни частички потребляемой пищи остаются на зубах в виде зубного налёта. После смерти человека они разлагаются до неорганических остатков, содержащих стабильные изотопы углерода (13 C) и азота (15 N). Поскольку в разных видах пищи азот и углерод содержатся в разном соотношении, то становится возможным установить рацион древних людей. Ранее мы уже рассказывали об особенностях питания .

Роль пищи в эволюции человека

Антропологи отмечали, что различия в рационе служили важным отличительным признаком в эволюции приматов. Так, вегетарианские виды, такие как парантроп Бойса (зинджантроп) и парантроп робустус , отличались более массивными черепами и оказались тупиковыми ветвями эволюции, проиграв эволюционное соревнование всеядным австралопитекам и ранним гомо. Хотя парантроп Бойса и известен в научно-популярной литературе под прозвищем «Щелкунчик», исследование его зубов, проведенное Мэттом Спонхеймером и Питером Унгаром показало, что питался он не орехами, как предполагали ученые ранее, и не мягкими фруктами, как современные шимпанзе, а плотными листьями осоки и других трав, росших в долинах рек. Авторы пришли к такому выводу на основании анализа углублений и царапин в дентине, которые оставляла такая еда. Это исследование делает невозможным предположение, что парантроп Бойса мог быть предком шимпанзе. По всей видимости, нарастающая массивность черепа, необходимая для поедания грубой растительной пищи, стала причиной того, что парантропы вымерли. Более ранняя их работа этих ученых продемонстрировала, что сезонный характер диеты австралопитеков и постепенный переход на мягкие растения и мясоедение обеспечили большую вариантивность пищевого поведения, а значит, и лучшую адаптивность популяции к изменяющимся природным условиям.

Спорным является способ питания дманисского человека , относящегося к ранним гомо: одни исследователи уже считают его мясоедом, - вегетарианцем. Этот вопрос приобретает большое значение для выяснения его места в эволюции человека. Традиционно в антропологии считается, что именно всеядность австралопитеков и гомо послужили основным источником эволюции, поскольку сформировали различные традиции пищевого поведения и позволили современному человеку распространиться по всей Земле. Значительная истертость зубов дманисского человека позволила антропологам предположить, что он питался грубой растительной пищей, подобно массивным парантропам. В этом случае он мог быть тупиковым видом, возникшим на окраине ареала распространения Homo erectus . Все три европейских вида человека - антецессор , гейдельбергский человек и неандерталец были всеядными, всеядными, как считают антропологи, были и другие известные локальные варианты Homo erectus , а его предшественник - Homo habilis даже отмечен в истории науки забавным курьезом: на стоянке habilis были обнаружены кости парантропов , что позволило сделать вывод, что плотоядные древние люди питались своими вегетарианскими «братьями».

Диета как причина победы кроманьонца над неандертальцем?

Иллюстрацией миграционного поведения палеолитического населения Европы может служить раскопанная в Камбрии (Англия) стоянка . Кости человека и животных (лося, дикой лошади и собаки), обнаруженные здесь, были датированы зооархеологом Дэйвом Уилкинсоном временем последнего палеолитического потепления - Аллерёда (XIII - XII тыс. до н.э.). Поскольку лоси появлялись в Англии только в периоды потеплений, это позволяет описать пищевое поведение первых обитателей Британии, которые мигрировали из более южных регионов Европы вслед за расселением лосей. Это самая северная стоянка палеолита. Ранее в пещерах Соммерсета, были обнаружены стоянки охотников на диких лошадей того же времени. Археологи отмечают аналогии между культами этих двух групп. Однако стоянка в Камбрии демонстрирует более теплую фазу Аллерёда, в которой лоси смогли продвинуться дальше на север.

Опубликованное Лизой Бонд на научном портале « Heritage Daily » исследование ставит вопрос о соотношении половых ролей в охоте. На основании того, что на костях палеолитических мужчин часто встречаются следы травм, отсутствующие на женских костяках, обычно считается, что охота была исключительно мужским занятием. Захоронения женщин с охотничьими атрибутами, такие как женщина с копьем, найденная на стоянке Сунгирь, встречаются намного реже. Примером участия женщины в охоте могут служить индейцы Северной Америки. Коллективная охота на винторога, в которой принимали участие и мужчины и женщины, известна у индейцев запада США.

Охотники надевали бизонью шкуру, имитировали поведение бизона-вожака и направляли стадо к отвесной скале.

Этнографы зафиксировали у индейцев прерий наличие особого класса охотников на бизонов, которые, надевая на себя бизонью шкуру, имитировали поведение бизона-вожака и направляли стадо к отвесной скале. После соответствующих испытаний и ритуалов в число таких охотников допускались как женщины, так и мужчины. У ряда индейских племен женщины-охотницы выделялись в класс «бердаче » («двоедушных »), то есть таких, в чьем теле живут и мужская, и женская душа. Археологи считают, что такие охоты, получившие название «бизоньи прыжки» практиковались и в верхнепалеолитической культуре Кловис (30000?-11000 г. до н.э.), поскольку найдено много скоплений бизоньих костей, которые располагаются в нижней части утеса или мыса. Свидетельства подобной охоты в европейском палеолите известны на стоянках кроманьонца в Восточной Европе (Пушкари и Костёнки), а в Западной Европе относятся к неандертальскому времени (ле Праделль, Моран, ла Кот де Сен-Брелад). Таким образом выделение охоты как чисто мужского занятия следует отнести к мезолитическим инновациям.

Зооархеологи Витцке Пруммель и Шарлотта Ледюк исследовали традиции охоты на крупных копытных в мезолитической культуре Маглемозе (Х-VII тыс. до н.э.). Эта культура была распространена в Северной Европе от Англии до Литвы. Предметом исследования стали кости лосей, оленей, кабанов и зубров, обнаруженные на стоянке Лундбю Мос (Дания). Грунт обеспечил хорошую сохранность костей, что позволяет делать выводы со значительной степенью точности. Первым делом охотники отрезали голову животного и снимали с него шкуру. Из шкуры делали мешок для переноски добычи. Там же на месте добычи ели лапы и раскалывали трубчатые кости, чтобы добыть костный мозг. Поскольку следов воздействия огня на костях обнаружено не было, исследователи предполагают, что мясо употребляли сырым. Удовлетворив голод, охотники обрезали и обваливали тушу для того, чтобы было удобно транспортировать в селение - удаляли рога и крупные кости. Некоторые кости (например, плечевые и лопаточные), приносили в селение и из них изготовляли орудия (ножи для разделки рыбы). Кости и другие отходы заворачивали в шкуру и после некоего ритуала выбрасывали в озеро. Историки Келд Мёллер Хансен и Кристофер Бак Педерсен находят в этом ритуале прямые аналогии с верованиями эскимосов о союзе между людьми и животными, который предписывает людям совершать ритуалы воскрешения съеденных ими животных. Передние зубы практически полностью отсутствуют на поселении, что свидетельствует о том, что они служили предметом особой гордости охотника. Как отмечает Марсель Ньекус из университета Гронингена подобные обычаи были распространены ещё 45 тыс. лет назад у неандертальцев. По мнению Фернандо Рамиреса Росси , другим примером почтения зубам добытого животного служит ожерелье, найденное в погребении неандертальского ребенка. Это может свидетельствовать о преемственности охотничьих традиций между неандертальцами и кроманьонцами.

Неолитические инновации и древние традиции в системе питания народов Европы

Культурный слой вестфальской пещеры Blätterhöhle («пещера листьев») представлен различными слоями от верхнего палеолита до неолита, когда она использовалась для погребений. Комплексное исследование проведённое Рут Болонгино , Олафом Нехличем , Майком Ричардсом , Йоргом Оршидтом , Йоахимом Бургером дало неожиданные результаты. Анализ зубов погребенных в пещере скелетов выделил три основные группы: мезолитических жителей Вестфалии, пищей которых были дикие животные и растения, неолитических фермеров, питавшихся мясом домашних животных, и неолитических рыбаков. Исследование митохондриальной ДНК определило, что эти рыбаки принадлежали к тем же гаплогруппам, что и мезолитические охотники и собиратели, рыбу, тем не менее не употреблявшие, а, значит, праматерями этой неолитической группы были женщины из вестфальских мезолитических племен, тогда как неолитические фермеры были представлены как местными, так и ближневосточными гаплогруппами.

Исследователи отмечают, что мезолитические и неолитические племена проживали долгое время на одной территории и не смешивались между собой, сохраняя культурную идентичность. Однако полученные данные могут существенно изменить наши представления о неолитической Европе. Йорг Оршидт отмечает , что совместные захоронения различных племен в одном погребальном комплексе невозможны, а, следовательно, тот факт, что пещера использовалась для погребения и рыбаками, и фермерами указывает на то, что обе пищевые и культурные традиции сосуществовали в рамках одного племени, вместе с тем, рыбаки сохраняли некоторую чистоту крови. С другой стороны это демонстрирует смену пищевых приоритетов у мезолитических племен под воздействием неолитических мигрантов: вырубка лесов и расчистка лугов под пашни привела к сокращению крупных животных, и охотники были вынуждены изменить свой рацион и перейти на рыбную ловлю. Период времени, когда произошло инкорпорирование рыбаков в неолитическое общество, неизвестен, но можно предполагать, что он относится к самой ранней стадии неолитизации долины Рейна.

Мужчины-фермеры могли брать жен из числа женщин-рыбаков, но мужчины-рыбаки не могли брать женщин-фермеров.

Присутствие мезолитических генов в крови фермеров при отсутствии фермерских гаплогрупп у рыбаков указывает на то, что рыбаки, хотя и были инкорпорированы в неолитическое общество, но занимали подчинённое или непрестижное положение: мужчины-фермеры могли брать жен из числа женщин-рыбаков, но мужчины-рыбаки не могли брать женщин-фермеров. Археологи считают, что неолитические черепа из «пещеры листьев» принадлежали к Вартбергской культуре (3500-2800 г. до н.э.), для которой характерны галерейные мегалитические гробницы, довольно редкие в Германии, но имеющие аналогии в Ирландии и Франции (культура Сены-Уазы-Марны). Обычно в таких гробницах хоронили умерших членов одного рода (так, в Альтендорфской гробнице было погребено около 250 человек, были и более значительные погребения), однако причины, по которым племена Вартбергской культуры помимо традиционных гробниц использовали для погребений и «пещеру листьев» неизвестны.

Хотя вопрос о контактах между мезолитическими и неолитическими племенами, проживавшими на одной территории или соседних, дискутируется уже давно, он далек от разрешения. Находки костей коров и быков в мезолитическом контексте в Ирландии обычно интерпретировались как единичный завоз мяса, а не живого скота, и, уж тем более, не могут быть доказательством разведения домашних животных мезолитическими племенами. Важным фактором в этой дискуссии может стать уникальное генетическое исследование , проведенное немецкими и шотландскими зооархеологами во главе с Бен Краузе-Кьора из университета Киля. Долгое время считалось, что кости свиньи, встречающиеся на поселениях мезолитической культуры Эртебёлле , принадлежали дикому кабану. Однако остеологический анализ этих костей показал, что в действительности они принадлежали домашней свинье. Поскольку в культуре Эртебёлле зооархеологи не нашли достаточных признаков одомашнивания свиньи, необходимо было выяснить происхождение свиньи.

В основу исследования были положены митохондриальный и Y -хромосомный геномы, выделенные из костей 63 свиней, найденных на 17 мезолитических и неолитических поселениях Германии и датируемых 5500-4200 г. до н.э. Немецкий неолит представлен тремя культурами синхронными с Эртебёлле: культурой линейно-ленточной керамики (5700-4900 г. до н.э.), культурой накольчатой керамики (4900-4500 г. до н.э.) и Рёссенской культурой (4500-4200 г. до н.э.). После 4200 г. до н.э. рёссенская культура ассимилирует Эртебёлле и на их основе возникает культура воронковидных кубков (4200-2800 г. до н.э.). Исследование продемонстрировало широкое разнообразие генотипов свиньи как у неолитических, так и у мезолитических племён, что позволяет предполагать, что Эртебёлле не только выменивали у неолитических племён свиней, но и разводили их самостоятельно . Племена линейно-ленточной керамики появились в Германии в результате миграции из долины Дуная и изначально, как и племена «Дунайского неолита», ориентировались на разведение мелкого рогатого скота.

Козы и овцы не были акклиматизированы к северным широтам, а свиньи скрещивались с дикими кабанами и дали потомству устойчивость к холоду.

Сдвиг акцента на свиноводство в этих культурах произошел под воздействием климата: козы и овцы не были в достаточной мере акклиматизированы к северным широтам, а свиньи скрещивались с дикими кабанами северных лесов и дали потомству устойчивость к холоду. Свидетельством этого скрещивания являются увеличенные коренные зубы. Следует отметить, что заимствование свиноводства у племен линейно-ленточной керамики, означает значительное изменение пищевого поведения и указывает на демографический кризис в Эртебёлле: занимаемая культурой территория не могла прокормить жившее здесь население. Также исследователи отмечают другие неолитические заимствования в культуре Эртебёлле, в частности «дунайские» дома каркасно-мазанной конструкции, амфиболитовые топоры, а также характерные формы и орнаментальные мотивы керамики.

«Объединенная Европа», основанная на торговых или обменных контактах между племенами, сформировалась в энеолите-бронзе.

Это исследование ставит вопрос о степени закрытости / открытости древних обществ для инноваций: так, племена финального палеолита не смогли освоить рыбную ловлю и собирательство морепродуктов, но длительные контакты Эртебёлле с неолитическими племенами привели к значительному изменению рациона питания. Вполне вероятно, что мореходные навыки Эртебёлле были востребованы племенами атлантического неолита. Единственным ценным товаром известным на ареале расселения Эртебёлле, который мог быть востребован неолитическими племенами был балтийский янтарь, и на него, по всей видимости, и выменивались свиньи. Более 70 лет назад Вир Гордон Чайлд исходя из многочисленных примеров трансевропейского импорта предположил , что некоторое подобие «объединенной Европы», основанное на торговых или обменных контактах между племенами различных этнокультурных традиций, сформировалось в энеолите-бронзе. Открытие Бен Краузе-Кьоры позволяет предположить , что такие торговые контакты сложились намного раньше. Также оно ставит вопрос о на скот в мезолитических культурах. Аналогией могут служить племена Океании, находящиеся на стадии социально-экономического развития, сопоставимого с культурой Эртебёлле: мореходный и рыбацкий характер культуры, мезолитический инвентарь, незначительная роль земледелия, разведение свиней. Следует отметить и сакральный статус свиньи в неолитических и более поздних культурах Европы, так, например, в Шотландии свинина была табуирована , во многих других регионах она считалась обязательным блюдом на Рождество, Троицу и другие наиболее почитаемые религиозные праздники.

Что ели древние американцы?

В Перу вышла монография археолога Эльмо Леона Каналеса , посвященная пище древнего населения Перу и соседних стран с XIII тыс. до н.э. до наших дней. Новизна монографии состоит в том, что рацион древних индейцев исследован комплексно, рассмотрены технологии переработки и хранения пищи, а также объемы потребления продуктов и их пищевая ценность. Ранее предполагалось, что сложный рельеф местности и четкие климатические границы, характерные для северо-запада Южной Америки, создавали непреодолимые границы между племенами, обитавшими в различных природных условиях. Однако, как показало исследование, уже в VII тыс. до н.э. здесь сложилась система обмена, благодаря которой фрукты, анчоусы, мясо пеликанов, бакланов и других морских птиц поступали в горные регионы. Именно эти приморские животные, а вовсе не ламы, как считалось ранее, служили основным источником животных белков и жиров. Исследователи культуры Уари (500-1200 г.н.э.) неоднократно отмечали её торговый, а не военно-бюрократический характер. После публикации монографии Каналеса стало очевидно, что торговля в этом регионе имеет намного более древние корни.

Комплексное геофизическое исследование культуры Уари подтвердило локализацию поселений вдоль торговых путей, соединявших регионы с различными климатическими условиями. Вдоль этих путей создавалась сеть небольших поселений, располагавшихся в пределах 2-4 часового перехода. Это свидетельствует о том, что культура Уари была объединением племен, а не централизованным государством. Первой стадией ассимиляции новых регионов было проникновение характерной керамики, позднее в торгово-обменные отношения вовлекался весь регион, причем поселения локализовались в местах близких к естественным источникам воды. Как отмечают исследователи, во время Уари происходили значительные изменения в области пищевого рациона - локальные сельскохозяйственные культуры и дичь постепенно замещались маисом. Отсутствие централизованного управления и регулярной армии было причиной того, что инки достаточно легко завоевали культуру Уари, нарушив традиционные торговые и пищевые взаимосвязи между регионами, что, в свою очередь стало внутренней причиной падения инкской империи: племена Уари не смогли адаптироваться к имперским нравам инков. К тому же маис стал стратегическим продуктом, аккумулировавшимся для нужд империи, его посевы насаждались в ущерб другим сельскохозяйственным культурам.

Долговременными поселениями мезолитического и неолитического времени оказались земляные курганы, разбросанные по саванне Льянос де Мохос (боливийская Амазония). Географы считали, что они возникли под воздействием разных природных факторов - изменения русла рек, эрозии почв, долговременных термитников или птичьих базаров. До недавнего времени археологические культуры этого региона были неизвестны, а сам регион считался бесперспективной для раскопок периферией двух культурных ареалов - Восточных Анд и Бразильского нагорья. Согласно междисциплинарному исследованию , опубликованному в «PLOS ONE», они представляют собой раковинные кучи культуры, существовавшей здесь более 6000 лет (конец IX тыс. - середина III тыс. до н.э.). Древнейшие датировки (10 604 ± 126 лет назад) были получены из материала самого нижнего доступного горизонта. Вполне вероятно, что под ним были и другие культурные слои, но углубление стало невозможным из-за того, что раскопки достигли уровня грунтовых вод.

Аналогичные раковинные кучи свойственны и мезолитическим культурам Старого Света: Капси (Западное Средиземноморье), Эртебёлле (Южная Скандинавия), Дзёмон (Восточная Азия). Их появление демонстрирует изменение пищевого поведения, характерное для мезолита. Многие раковинные кучи накапливались в течении всего периода существования культуры и за это время спрессовались в плотные каменистые блоки из раковин, костей животных и древесного угля. Нижний слой, относящийся к раннему периоду заселения, составляют раковины пресноводных улиток, кости копытных, рыб, рептилий и птиц, в верхнем, помимо этого, содержатся черепки керамики, человеческие кости и костяные орудия. Граница между слоями представляет собой слой обожжённой глины и земли, толщиной 2-6 см, который образовался в результате разведения очагов на уровне древней почвы. Несмотря на различия, связанные с переходом к неолиту, оба исторических периода демонстрируют родство: основным продуктом питания служили пресноводные и сухопутные улитки. Исследователи предполагают, что на ранней стадии поселения могли быть заселены не в течение всего года, а лишь во время одного из сезонов, например, дождливого. Обычно жилые холмы имеют правильную округлую или овальную форму. Другой тип насыпей, связанных с этой культурой, представляет собой неолитические дренажные насыпи, защищавшие поля от разливов рек. Их форма чаще вытянутая и неправильная, поскольку они досыпались и перестраивались после сильных паводков.

Всего во время геоархеологических исследований было раскопано три холма и на всех них был обнаружен соответствующий археологический материал. Поскольку подобные раковинные кучи (sambaquis , древнейшие даты - 10 180-9710 лет назад) распространены и в Нижней Амазонии, то археологи предполагают, что именно оттуда и началось расселение культуры по долине Амазонки. Первооткрыватели этой культуры, зооархеологи Райнер Хуттерер и Умберто Ломбардо , считают, что причина, по которой местные жители покинули обитаемые насыпи около 2200 г. до н.э., неизвестна, но такой причиной могло стать значительное изменение климата , зафиксированное в этот период во многих регионах Старого Света.

Алкогольные напитки

Мы уже рассказывали о находках древнейших свидетельств виноделия в и в . До недавнего времени самым ранним сосудом с вином считались черепки из иранского поселения Хаджи-Фируз Тепе (5400-5000 г. до н.э.), однако находки в Грузии могут удревнить время появления виноделия на несколько столетий. На одном из поселений Шулавери-Шомутепинской культуры (6000-4000 г. до н.э., древнейший памятник - 6625 ± 210 г. до н.э.) был обнаружен сосуд типа «квеври » с лепными украшениями в виде виноградной грозди на горлышке. Исследователи посчитали эти украшения маркировкой содержимого сосуда и, действительно, биохимический анализ сухого остатка на дне сосуда подтвердил, что в нем бродило и хранилось вино. Окончательная датировка археологического слоя, в котором был обнаружен сосуд не опубликована, но весьма вероятно, что он древнее сосуда из Хаджи-Фируз Тепе. Сосуды этого типа и по сей день используются в Грузии для приготовления домашнего вина, а древнейшие из них датируются 8000 г. до н.э. и хотя биохимические исследования их содержимого не проводились, их винодельческое предназначение не кажется удивительным.

Вино в Грузии делали более восьми тысячелетий назад.

Столь глубокая древность виноделия на Кавказе находит отражение во многих аспектах культуры народов Кавказа. Лингвисты считают допустимым заимствования индоевропейцами грузинского слова «rvino », из которого происходит и русское «вино» и латинское «vinum » и греческое «ϝ οινος». Примером заимствования винопития индоевропейскими народами могут служить серебряные кубки, найденные в ямных погребениях культуры Триалети (конец III - II тыс. до н.э.). В 2006 году при раскопках Мцхеты, в слое относящемуся к началу I тыс. до н.э. была найдена бронзовая статуэтка «тамады» - мужчины с винным рогом в руке. Археологи отмечают также, что в то время, когда на Кавказ проникает индоевропейская традиция кремации, сосуды «квеври» использовались в качестве погребальных урн, что позволяет предполагать, что смерть воспринималась как обряд перехода. Уникальным для христианского мира является крест святой Нино (IV в.), сделанный по преданию из виноградной лозы.

Этрусский давильный камень и изображение сбора винограда на греческой вазе

Во время раскопок в галльском селении Латтара (близ Монпелье, Южная Франция) была недавно обнаружена каменная платформа, датируемая 425-400 гг. до н.э., которая предположительно могла использоваться для выдавливания виноградного сока. Вокруг платформы археологи нашли многочисленные черепки амфор. Платформа из Латтары в точности повторяет аналогичные греческие и этрусские давильни, довольно часто изображаемые на вазах того времени. На платформу ставили корзину с виноградом, в которую вставал человек и давил виноград ногами. Сок стекал из корзины на платформу, а оттуда по клювовидному носику в подставленные амфоры, которые, затем закапывали в землю и оставляли для брожения. Биохимическое исследование , осуществленное Патриком МакГоверном в лаборатории Пенсильванского университета, подтвердило винодельческий характер находки: на платформе выявлены остатки виноградного сока, а в сосудах близ нее - следы винной кислоты, надежного доказательства того, что именно вино, а не виноградный сок, хранился в сосудах. Таким образом найдены древнейшие свидетельства виноделия во Франции. Ранее, здесь же в Латтаре обнаружены древнейшие во Франции косточки культурного винограда и этрусские амфоры, вино в которых было датировано более древним временем - 525-475 г. до н.э. Кроме того биохимический анализ выявил, что в галльское вино добавляли такие ароматические травы как розмарин и базилик, а также сосновую смолу, которая выполняла роль консерванта.

Открытие этрусского виноделия в Южной Франции ставит вопрос о соотношении двух типов колонизации этого региона: мореходной греческой и сухопутной этрусской. Греки основывали эмпории (торговые фактории), такие как Эмпориэй (в Руссильоне), Агате (в Септимании), Массалия (Марсель), Ольбия (близ Марселя), Никайя (Ницца), Антиполис (Антиб). Согласно исследованию Андре Никельса, эти эмпории в течение жизни нескольких поколений становились крупными портами и включались в систему греческой торговли, главным источником которой был дефицит зерна в метрополиях. В обмен на зерно галлы получали вино, которое производилось в Греции с избытком. Некоторые историки даже отмечают , что галльские вожди настолько пристрастились к греческому вину, что продавали в рабство даже собственных солдат. Вместе с тем, греки не знакомили галлов с виноделием и держали монополию. Такая модель колонизации, находящая определенные аналогии в значительно более древних миграциях культуры колоколообразных кубков , резко контрастирует с сухопутной моделью этрусской колонизации: этруски старались приобщить галлов к собственным традициям и тем же путем, вслед за ними пошли и римляне, строившие цирки и термы и на Британских островах и на Ближнем Востоке и в Северной Африке.