Что такое развитие действия в литературе. Значение развитие действия в словаре литературоведческих терминов

Самостоятельный художественный образ. Арсенал художественных средств освоения внутренней жизни человека. Историзм. Подтекст – это смысл, скрытый «под» текстом. Психологизм. Историзм в художественном произведении. Психологизм не покинул литературу. Историзм литературы. Дискуссия развернулась в 1840-е гг. Деталь внешне точно, бесстрастно, объективно изображает предмет. А. Горнфельд «Символисты». Теория литературы.

«Литература» - Акмеисты или адамисты. Романтизм. Условное обозначение периода культуры конца ХIХ - середины ХХ в.. Преклонение перед началом эгоистическим. Предания, бывальщины, былички, легенды. Фантастика означает особый характер художественных произведений. Символизм. Теория литературы. Модернизм. Классицизм. Гораздо большее, чем просто литературная школа. Особое место в поэтике. Жанры фольклора. Реализм, это - верность жизни, это - такая манера творчества.

«Теория литературы в школе» - Биографический автор. Сюжет. Композиция. Идея художественного произведения. Эпические жанры. Пространство. Баллада. Художественное время. Содержание и форма литературного произведения. Драматические жанры. Теория литературы. Футуризм. Лирические жанры. Драма. Сентиментализм. Тема художественного произведения. Реализм. Стадии развити действия в художественном произведениия. Жанры фольклора. Символизм.

«Основы теории литературы» - Временный признак. Вечный образ. Вечные темы. Исторические лица. Персонажи. Пример противопоставления. Речевая характеристика героя. Теория литературы. Фабула. Эмоциональное содержание художественного произведения. Пушкин. Вечные темы в художественной литературе. Два способа создания речевых характеристик. Монолог. Пафос. Содержание произведения. Развитие фабулы. Пафос состоит из разновидностей. Сказ.

«Вопросы по теории литературы» - Средство, помогающее описать героя. Эпилог. События в произведении. Намеренное употребление в тексте одинаковых слов. Описание природы. Символ. Описание внешности персонажа. Гротеск. Пламя таланта. Выразительная подробность. Способ отображения внутреннего состояния. Экспозиция. Термин. Эпические произведения. Интерьер. Род литературы. Перифраз. Внутренний монолог. Аллегория. Сюжет.

«Теория литературы» - Элементы содержания. Функции. Лирика. Ремарка. Психологизм. Проблема. Притча. Средство. Название художественного приема. Драма. Лирический герой. Портрет. Задания. Поэма. Сюжет. Комедия. Рассказ. Символ. Судьба народа. Художественный прием. Завязка. Роман. Эпиграмма. Литературные роды. Гротеск. Гимн. Тема и идея. Трагическое. Конфликт. Лирическое отступление. Фабула. Сочетание строк. Стиль. Подготовка к ЕГЭ по литературе.

ДЕЙСТВИЕ ДРАМАТИЧЕСКОЕ, термин имеет несколько значений.

1. В сценическом искусстве – важнейшее средство выражения актерского мастерства. Фактически является средством воплощения сценического образа, роли. Включает в себя сложный комплекс как физических (пластика, мимика, речь, жестикуляция и т.д.), так и психологических процессов (переживание, восприятие, оценка и т.д.).

Понятие сценического действия легло в основу «cистемы Станиславского» – теории и метода актерского искусства, разработанные К.С.Станиславским . В частности, К.С.Станиславским введены понятия «действенный анализ пьесы» (анализ психофизических действий каждого персонажа); «сквозное действие» (логическая цепь, непрерывное действие роли), «сверхзадача» (цель, к которой ведет весь комплекс актерского действия).

Актер на сцене вне действия невозможен, – вне зависимости от жанра, стилистики или творческого метода сценической работы. Именно действие является основополагающей видовой особенностью актерского творчества. Оно выносит в зрительный ряд характер персонажа, логику и процесс его развития, конфликтные взаимоотношения и т.д. – т.е., все, что составляет существо сценического произведения.

В зависимости от вида сценического искусства, меняется соотношение физических и психологических действий в работе актера. Скажем, в балетном или оперном спектакле наибольшее значение приобретают техника танца или вокала. Однако и в этом случае без наполнения образа психологическим действием роль остается формальной, из произведения искусства превращается к техническое упражнение.

2. В драматургии действие рассматривается как развитие событий, здесь термин тесно связан с понятиями «сюжет» и «фабула». В соответствии с этим возможна классификация действия по параметрам внешнего и внутреннего. Совокупность фактических событий, приводящих к изменениям в сложившейся ситуации, появление новых персонажей и новых обстоятельств – т.е., все то, что относится к фабуле пьесы, – относится к внешнему действию. Особенно часто действие по внешней линии развивается в водевилях, детективах, комедиях положений. Если же в драматургическом произведении за простыми или обыденными ситуациями встают серьезные проблемы, если изменения происходят не столько в ситуативном положении героев, сколько в их психологии, характерах и мировоззрении, – что входит в понятие сюжета пьесы, действие можно отнести к внутреннему. Ярчайший пример внутреннего действия представляют собой пьесы А.П.Чехова , где за обыденной жизнью встают грандиозные трагикомические проблемы персонажей. Тем не менее, деление на внешнее и внутреннее действия достаточно условно; это – две стороны одной медали, и они не могут существовать изолированно. Так, скажем, в пьесах Шекспира крайне динамичный событийный ряд приводит к не менее динамичному изменению и развитию характеров действующих лиц.

3. Как в драматургии, так и в ее сценическом воплощении термин «действие» зачастую употребляется в качестве синонима термина «акт», обозначающего законченную часть пьесы или спектакля, как правило, отделенную от других антрактом .

Татьяна Шабалина

важнейшая составляющая художественного конфликта; понятие характеризует способ движения художественного действия, проходящего через точки завязки, кульминации и развязки. Развитие действия может вестись в разном композиционном ритме, иметь разное количество кульминационных точек.

Целое: сюжет

Прочие ассоциативные связи: завязка, конфликт, кульминация, развязка

"В художественном произведении развитие действия может прерываться внезапной, неожиданной развязкой. В древнегреческих трагедиях такой силой, распутывающей своим вмешательством все противоречия, были боги" (А. Ревякин).

"В области сюжетосложения не существует каких-либо универсальных правил и норм. В одних случаях лежащий в основе сюжета конфликт требует многочисленных перипетий; в других, напротив, для писателя важна неторопливость развития действия" (В.Е. Хализев).

  • - необратимые, направленные, закономерные количеств. и качеств. изменения в живом организме, характеризующиеся преобразованием в его структуре, переходом от одного качеств...

    Ветеринарный энциклопедический словарь

  • - прохождение организмом ряда стадий, отличающихся морфологическими и физиологическими признаками, приводящее, как правило, к изменению его строения и функций...

    Анатомия и морфология растений

  • - Совокупность процессов, обусловливающих морфологические, физиологические и биохимические изменения, которые претерпевает особь на пути от оплодотворения яйцеклетки до смерти...

    Термины и определения, используемые в селекции, генетике и воспроизводстве сельскохозяйственных животных

  • - процесс тесно взаимосвязанных количеств. и качеств, преобразований особей с момента зарождения до конца жизни и в течение всего времени существования жизни на Земле их видов и др. система-тич. групп...

    Естествознание. Энциклопедический словарь

  • - закономерное изменение материи и сознания, их универсальное свойство...

    Начала современного Естествознания

  • - структурный элемент сюжета: система событий, вытекающих из завязки. По ходу Р. д. конфликт обостряется, а противоречия между действующими лицами углубляются и обостряются...

    Словарь литературоведческих терминов

  • - 1. Усиление, укрепление. 2. Доведение до некоей степени духовной, умственной зрелости, сознательности, культурности и пр. 3. Доведение до некоей степени силы, мощи, совершенства; поднятие уровня чего-либо. 4...

    Большая психологическая энциклопедия

  • - психоанализ утверждает, что поведение человека можно рассматривать в его развитии, т. е. интерпретировать поведение взрослого как усложнение или эволюцию детского поведения, и что «высшие» формы последнего...

    Словарь по аналитической психологии

  • - поступательное движение, эволюция, переход от одного состояния к др. Р. противопоставляется «творению», «взрыву», появлению из ничего, а также спонтанному формированию из хаоса и...

    Философская энциклопедия

  • - характеристика качественных изменений объектов, появления новых форм бытия, инноваций и ново-ведений и сопряженная с преобразованием их внутренних и внешних связей...

    Новейший философский словарь

  • - РАЗВИТИЕ - необратимое, поступательное изменение предметов духовного и материального мира во времени, понимаемом как линейное и однонаправленное. В европейской философии понятие Р. стало доминирующим в...

    Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • - англ. development; нем. Entwicklung. 1. Индивидуальное Р. - проявляющееся в совокупности последовательных морфол., физиол., биохимических изменений, происходящих в организме с момента его зарождения до конца жизни...

    Энциклопедия социологии

  • - Многомерный процесс, обычно подразумевающий изменение состояния от менее удовлетворительного к более удовлетворительному...

    Политология. Словарь.

  • - направленное, закономерное изменение в природе и обществе. В результате развития возникает новое качественное состояние объекта - его состава или структуры...

    Современная энциклопедия

  • - качественные изменения структуры и функций организма и его отдельных частей - органов, тканей и клеток, возникающие в процессе онтогенеза...

    Экологический словарь

  • - 1. процесс закономерного изменения, перехода из одного состояния в другое, более совершенное; переход от старого качественного состояния к новому, от простого к сложному, от низшего к высшему 2...

    Большой экономический словарь

"развитие действия" в книгах

Развитие тропов в ходе действия

Из книги Юрий Любимов. Режиссерский метод автора Мальцева Ольга Николаевна

Развитие тропов в ходе действия В ранних работах театра большинство образов-тропов, однажды возникнув, в дальнейшем бездействовало (обогатив, конечно, ассоциативное поле зрительского восприятия). В дальнейшем режиссер все чаще старался «не бросать», не оставлять

21.5 (М25) Действие: центр действия (ЦД) и территория действия (ТД)

Из книги Путешествие длиною в себя (0.73) автора Артамонов Денис

21.5 (М25) Действие: центр действия (ЦД) и территория действия (ТД) Центральный маркер (М25) «действие», является звеном объединяющим всю конструкцию из маркеров и множителей. Исходя из этого, можно дать такое определение этого понятия: «Действие - способ проявления человека, в

3. Развитие гипотезы Планка. Квант действия

Из книги Революция в физике автора де Бройль Луи

3. Развитие гипотезы Планка. Квант действия При построении своей теории равновесного теплового излучения Планк исходил из предположения, что вещество представляет собой совокупность электронных осцилляторов, при посредстве которых и происходит обмен энергией между

Место действия – Палестина. Время действия – тринадцатый век

Из книги Черная легенда. Друзья и недруги Великой степи автора Гумилев Лев Николаевич

Место действия – Палестина. Время действия – тринадцатый век Византия Не только каждый организм, но и каждый этнос, а тем более суперэтнос проходит инкубационный период развития, когда он незаметен не только для окружающих, но и для самого себя. Таковы были отдельные

8.3. Действия 4-й армии Обстановка в тылу группировки Действия дивизий 47-го стрелкового корпуса на барановичском направлении

Из книги 1941. Разгром Западного фронта автора Егоров Дмитрий

8.3. Действия 4-й армии Обстановка в тылу группировки Действия дивизий 47-го стрелкового корпуса на барановичском направлении 25 июня штабом Западного фронта была получена телеграмма из штаба 10-й армии: «Части вышли на реку Зельвянка, противником заняты все переправы, прошу

Боевые действия войск 1-го Прибалтийского фронта на подступах к Двинску и развитие успеха на свенцянско-каунасском направлении

Из книги Операция «Багратион» автора Гончаров Владислав Львович

Боевые действия войск 1-го Прибалтийского фронта на подступах к Двинску и развитие успеха на свенцянско-каунасском направлении В период с 23 июня по 4 июля войска 1-го Прибалтийского фронта успешно решили задачи, поставленные Ставкой Верховного Главнокомандования.

Экономическое развитие. Социальное положение. Зарождение и развитие феодальных отношений.

Из книги История Грузии (с древнейших времен до наших дней) автора Вачнадзе Мераб

Экономическое развитие. Социальное положение. Зарождение и развитие феодальных отношений. 1. Экономическое развитие. Колхидское и Картлийское царства были экономически довольно развитыми государствами. Ведущую роль в хозяйстве традиционно играли земледелие,

30. Познавательное развитие ребенка раннего возраста. Развитие речи

Из книги Психология автора Богачкина Наталия Александровна

30. Познавательное развитие ребенка раннего возраста. Развитие речи В раннем возрасте ведущим видом деятельности является предметная деятельность, а в результате действий с предметами активно развивается психика ребенка. К концу раннего детства начинают складываться и

76. Половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим 16 лет; развратные действия

Из книги Уголовное право (Общая и Особенная части): Шпаргалка автора Автор неизвестен

76. Половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим 16 лет; развратные действия Половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим 16 лет (134 УК РФ)Объект – половая неприкосновенность малолетней (малолетнего).

1.1.3. Концептуальные метатропы и область действия «семантического действия»

Из книги Поэт и проза: книга о Пастернаке автора Фатеева Наталья Александровна

1.1.3. Концептуальные метатропы и область действия «семантического действия» Таким образом, мы закономерно вступаем в область концептуальных МТР. Концептуальные метатропы - это некоторые устойчивые мыслительно-функциональные зависимости, образующие и синтезирующие

Глава 6. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ (ПРОДОЛЖЕНИЕ). РАЗВИТИЕ КАРЬЕРЫ. ПОДГОТОВКА РУКОВОДИТЕЛЕЙ

Из книги Управление персоналом современной организации автора Шекшня Станислав Владимирович

Глава 6. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ (ПРОДОЛЖЕНИЕ). РАЗВИТИЕ КАРЬЕРЫ. ПОДГОТОВКА РУКОВОДИТЕЛЕЙ Выбор моего преемника станет самым важным решением, которое я когда-либо приму. Его подготовка занимает значительное количество моего времени каждый день. Джек Велш, президент

Штурм крепости 6 августа 1915 г. с применением отравляющих газов; действия атаки и обороны, результаты действия газов

Из книги Борьба за Осовец автора Хмельков Сергей Александрович

Штурм крепости 6 августа 1915 г. с применением отравляющих газов; действия атаки и обороны, результаты действия газов Схема 15. Атака передовых позиций Бялогронды-Сосня 6 августа 1916 г.Немцы начали устраивать газовые батареи в конце июля (см. схему 15), всего было установлено 30

ЛЕКЦИЯ № 3. Развитие: этапы, теории, законы и закономерности. Пренатальное и перинатальное развитие

Из книги Психология развития и возрастная психология: конспект лекций автора Каратьян Т В

ЛЕКЦИЯ № 3. Развитие: этапы, теории, законы и закономерности. Пренатальное и перинатальное развитие Жизнь человека начинается с момента оплодотворения. Это подтверждают многочисленные исследования. С момента оплодотворения в организме женщины зародыш живет своей

Раздел 1.1: О естественных факторах, происходящих от работы внутренних систем Механизм действия естественного полового возбуждения и развитие страсти

Из книги Половая потребность и блудная страсть автора составитель Ника

Раздел 1.1: О естественных факторах, происходящих от работы внутренних систем Механизм действия естественного полового возбуждения и развитие страсти К естественным факторам относятся: 1. работа внутренних органов и связанные с ней внутренние приятные ощущения; 2.

Развитие мастерства, действия по предназначению

Из книги Принцип денег. Секретная практика управления реальностью автора Смирнов Антон

Развитие мастерства, действия по предназначению Человек ориентируется по своему пути, исходя из каких-то социальных реализаций. К примеру, я занимаюсь тренингами. Следовательно, я понимаю, что мне надо выступать везде, где только можно. Во время выступлений я тренирую

Сюжет и композиция. Этапы развития сюжета

I. СЮЖЕТ - вся система действий и взаимодействий, последовательно совмещающихся в произведении.

1. ЭЛЕМЕНТЫ СЮЖЕТА (стадии развития действия, композиция сюжета)

ЭКСПОЗИЦИЯ - предыстория, обрисовка характеров и обстоятельств, сложившихся до начала развития основной сюжетной линии.

ЗАВЯЗКА - отправная точка развития основной сюжетной линии, основного конфликта.

РАЗВИТИЕ ДЕЙСТВИЯ - часть сюжета между завязкой и кульминацией.

КУЛЬМИНАЦИЯ - высшая точка развития действия, напряжения конфликта перед окончательной развязкой.

РАЗВЯЗКА - завершение сюжета, разрешение (или уничтожение) конфликта.

2. НЕСЮЖЕТНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ

В начале произведения

  • НАЗВАНИЕ
  • ПОСВЯЩЕНИЕ
  • ЭПИГРАФ - цитата из другого произведения, помещаемая автором перед своим сочинением или его частью.
  • ПРЕДИСЛОВИЕ, ВСТУПЛЕНИЕ, ПРОЛОГ
Внутри текста
  • ЛИРИЧЕСКОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ - отступление от сюжета в лиро-эпическом или эпическом произведении.
  • ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКОЕ РАССУЖДЕНИЕ
  • ВСТАВНОЙ РАССКАЗ, ЭПИЗОД, ПЕСНЯ, СТИХОТВОРЕНИЕ
  • РЕМАРКА - авторские пояснения в драматическом произведении.
  • АВТОРСКОЕ ПРИМЕЧАНИЕ
В конце произведения
  • ЭПИЛОГ, ПОСЛЕСЛОВИЕ - финальная часть произведения после завершения основного сюжета, повествующая о дальнейшей судьбе персонажей.
3. МОТИВ - простейшая единица сюжета (мотивы одиночества, бегства, ушедшей молодости, соединения возлюбленных, самоубийства, ограбления, моря, "футляра").

4. ФАБУЛА - 1. Прямая временная последовательность событий, в отличие от сюжета, который допускает хронологические сдвиги. 2. Краткая схема сюжета.

ІІ. КОМПОЗИЦИЯ - построение произведения, включающее в себя:

  • Расположение его частей в определенной системе и последовательности. В эпосе -фрагментов текста, глав, частей, томов (книг), в лирике -строф, стихов; в драме - явлений, сцен, действий (актов).
Некоторые типы композиционных принципов

Кольцевая композиция - повторение начального фрагмента в конце текста.
Концентрическая композиция (сюжетная спираль) - повторение аналогичных событий по ходу развития действия.
Зеркальная симметрия - повторение, при котором сначала один персонаж совершает по отношению к другому некое действие, а затем тот совершает такое же действие в отношении первого персонажа.
"Нитка с бусами" - несколько разных сюжетов, соединенных одним героем.

Вам могут быть интересны другие темы:

Одно из течений в неоромантизме к.19-н. 20 веков. В центре внимания литературы «действия» активно действующий герой. Активность героя реализуется прежде всего в поступке, имеющем ощутимо действенный, культурно-исторический характер. Поступок героя есть ничто иное как «опредмечивание» его воли (см.: «Воля») в плоть национально-исторического бытия. Герой как бы устанавливает в результате проявления своей воли некий новый Закон и благодаря этому приобретает статус культурного героя в национальном предании. Весьма значим тот факт, что герой подобного типа не является героем мыслящим, героем-интеллектуалом, сверхчеловеческая активность которого сосредоточена в аналитических способностях, в мысли (Шерлок Холмс у К. Дойла, пастор Браун у Г. К. Честертона и другие персонажи т.н. аналитических жанров в неоромантизме), напротив, очень часто подчеркивается неспособность героя к сложным мыслительным операциям (герой «казарменных» баллад Р. Киплинга Томми Аткинс или капитан Мак-Вир из повести Д. Конрада «Тайфун»). Невысокий интеллект героев, а и иногда и отсутствие такового не является отрицательной характеристикой персонажа литературы «действия», напротив, эта ограниченность помогает герою сконцентрироваться на определенной цели и убедительно достичь ее. Мысль, умение рассуждать, отдаваться потоку умозрительно-логических операций выглядели бы как препятствия, мешающие герою, тормозящие процесс волевой активности персонажа. До недавнего времени принято было увязывать литературу «действия» с т. н. «империалистической» идеологией (в качестве примера часто фигурировало творчество «идеолога колонизации» Р. Киплинга), что, разумеется, не выдерживает критики: Джозеф Конрад, который подобно Р. Киплингу и Г. Р. Хаггарду, отдает дань этой литературе, не может быть назван «идеологом английской колонизации» и «певцом империализма» из-за своих демократических пристрастий. Лит-ра: Ю. И. Кагарлицкий. Редьярд Киплинг.// Редьярд Киплинг. Рассказы. Стихи. Сказки. – М., 1989.