Когда новорожденный ребенок начинает слышать и видеть после рождения: этапы развития слуха и зрения по месяцам. Эстетическое восприятие звуков

Развитие слуха у детей первого года жизни

еще находясь в животике мамы, малыш слышит и различает звуки. и это не только биение материнского сердца, шум легких и работа перистальтики кишечника (с 20-й недели), но и звуки извне - мамин и папин голос (с 6-го месяца беременности), чуть позже - окружающие шумы, голоса близких людей, музыку.

в первые дни после рождения слух малыша несколько снижен, т.к. происходит постепенное впитывание скопившейся во внутреннем ухе жидкости и заполнение полости уха воздухом. но кроха уже способен узнавать и выделять мамин голос, который слышал еще до рождения, и различать звуки по тону и тембру. младенец предпочитает человеческую речь и пение всем остальным звукам и живо реагирует на сюсюканья взрослых, которые, как правило, произносятся тонким высоким голосом.

постепенно развитие слуховой системы ребенка активизируется под воздействием звуков окружающей среды.

на 9-10-й день ребенок начинает вздрагивать и моргать от резкого шума.

а в 18-20 дней замирает и прислушивается к ярко выраженным звукам, пытается искать глазами их источник. малыш уже готов услышать многое, но его сознание пока блокирует излишнюю палитру звуков. в этот период важно ласково разговаривать с младенцем, сюсюкаться с ним, предоставлять ему возможность слушать звучание и мелодий.

во время сна порог слышимости младенца несколько снижен, и он может сладко спать при естественных шумах в комнате. поэтому не надо создавать искусственную атмосферу тишины - ведь малыш привык в животе у мамы спать «под шумок».

к 1 месяцу слуховое сосредоточение становится более длительным. ребенок начинает слышать низкие и тихие звуки. малыш, в ответ на многократные мамины обращения к нему, уже может показать свою первую положительную реакцию - улыбнуться.

в 2 месяца зрительные, слуховые и двигательные реакции начинают выступать в сложном комплексе - малыш учится сопоставлять услышанное с увиденным и начинает поворачивать голову к источнику звука. теперь малыша могут разбудить или напугать резкие, неожиданные звуки.

на третьем месяце малыш с интересом прислушивается к голосу взрослого и сосредотачивает свой взгляд на его лице. в ответ на разговор взрослого проявляется - радостная улыбка, гуканье, радостные движения рук и ног. в этот период необходимо разговаривать с ребенком как можно эмоциональнее, чтобы вызвать бурную ответную реакцию.

к 4му месяцу жизни ребенок поворачивает голову даже к еле различимому источнику звука и находит его. малыш начинает выделять голос мамы и понимать своё имя. реакция на обращения взрослого становится более бурной - малыш начинает лепетать, ворковать, энергично двигать ножками и ручками, копировать движения говорящего.

в 5ть месяцев малыш становится очень внимательным, чувствует настроение взрослых, смеется, когда мама смеется и тревожится, если мама грустит или сердится. понимает ласковую и строгую интонацию обращенной к нему речи. проявляет любопытство к тому, что он произносит сам. в этот период детям очень нравится слушать музыку.

с 6ти месяцев ребенок с интересом вслушивается в речь взрослого, активно имитирует слышимые звуки, ведет звучные диалоги. начинает улавливать интонацию голоса взрослого - похвалу, порицание, вопрос, запрет. повышается интерес к окружающему миру, малыша занимают , из которых нужно «добывать» звуки с помощью постукивания, бросания, нажимания на кнопки и т.п.

в 7-8 месяцев малыш прислушивается к тиканью часов и реагирует на шепот.

к 9ти месяцам он уже многое понимает, может выполнять простые просьбы и повторять услышанные звуки.

к концу года слуховые анализаторы становятся более тонкими. появляются первые осознанные простые и облегченные слова - «мама», «папа», «кися», «дай», «бах» и др.

как можно помочь малышу в развитии и утончении его слуха

Материал к занятию.

Как развить музыкальный слух у ребенка

Оказывается, что люди с хорошим музыкальным слухом имеют отличную память, стойкое внимание и неординарное мышление. Многие мамы думают, что для развития музыкального слуха у ребенка необходимо много и упорно заниматься. Но все намного проще! Развить музыкальные навыки можно в форме игры. Занимаясь с малышом ежедневно по двадцать минут можно получить очень хорошие результаты.

Голоса близких людей, классическая музыка, шум дождя и пение птиц – все эти звуки по крупицам формируют музыкальный слух новорожденного ребенка. Психологи давно заметили, что находится в постоянной тишине для младенца очень вредно. Он должен слышать и слушать новые звуки, это спровоцирует активную мозговую деятельность, так важную для его развития.

Для развития слуха у новорожденных можно использовать:

На первом году жизни психологи рекомендуют использовать музыку в различных ситуациях. Например, когда вам грустно – включать соответствующую музыку, радостно – слушать веселые композиции, а не ограничиваться одними колыбельными песнями. Благодаря этому ребенку в дальнейшем будет легче определять настроение мелодии.
Когда ребенок начинает ходить, можно осваивать ритмичность мелодий. Для этого вам нужно хлопать в ладоши в такт мелодии. Наблюдая за вами, ребенок в скором времени сможет повторить это уже без вашей помощи.

На втором году жизни можно учить ребенка различать низкие и высокие звуки. Показывайте ему как жужжит комарик – это высокий звук, как трубит слоник – это очень низкий звук. Знакомьте малыша с миром животных – покажите, как мычит коровка, как лает собачка, как мяукает котенок.

Знакомьте малыша со звуками различных музыкальных инструментов – гитара, пианино, скрипка, орган, флейта, аккордеон. В музыкальном магазине можно приобрести диски с записями звуков этих инструментов или скачать мелодии в Интернете.

Для развития слуха детей от четырех лет идеально подходит такая игра: возьмите предметы кухонной утвари – кастрюля, стакан, хрустальный фужер, пластмассовая и стеклянная бутылки. Держа карандаш за кончик, чтобы не заглушать звук, постучите по каждому предмету. Пусть ребенок привыкнет к этим звукам. Попросите его отвернуться, и постучите по одному из предметов, ребенок должен отгадать что это за звук.

Народные песни – наше богатство. Спойте ребенку одну из таких песен, только пойте на старый лад и тяните буквы, иначе песня не будет такой красивой, какой была задумана. Наши прабабушки, склоняясь над колыбелями своих деток, не только умело развивали их музыкальные навыки, но и успокаивали с помощью своих песен.

Помните, что в таком деле нельзя торопиться. С самого рождения, постепенно начинайте развивать музыкальный слух у ребенка. Если ему что-то не нравится, не стоит навязывать ему это, отложите занятия на другой раз. Здесь очень важную роль играет желание. Не настаивайте, проявите терпение. И вы увидите, что ваша работа не пройдет даром.

Статью подготовила Елена Барабанова ,

специально для Женской энциклопедии Малинка

Вольфганг Амадей Моцарт уже в 5 лет сочинял довольно сложные музыкальные произведения. Игорь Стравинский в 9 лет превосходно играл на музыкальных инструментах. Иоганн Штраус-младший и его четверо братьев с ранних лет увлеклись музыкой, все стали выдающимися и знаменитыми музыкантами-композиторами. Всё почему? Да потому, что все вышеупомянутые люди росли в музыкальной среде: Моцарт являлся сыном известного музыканта-педагога, отец Стравинского был певцом Мариинского театра, а Иоганн Штраус-старший известен на весь мир своими произведениями. И, кстати, отец Штрауса, ни в коем случае, не хотел видеть своих сыновей в качестве музыкантов, однако, Штраус-младший прятался, скрывался, но все же играл на скрипке. Если есть желание развивать слух у ребенка, то первым делом нужно окружить его музыкой. И пусть это будет не только классическая музыка, а совершенно разная. Причем дитё ещё в утробе слышит и запоминает то, что ему поют или играют. Поэтому беременные женщины могут ходить на музыкальные концерты, в оперу или в театр, чтобы ребенок учился улавливать настроения и эмоции мамы.

Для многих музыкальный слух представляется как нечто возвышенное, уникальное и непостижимое. Уже сегодня ученые доказали, что при наличии музыкальной среды, желания и умения к достижению цели можно достичь прекрасного музыкального слуха. К сожалению, сегодня все сложнее развивать музыкальный слух у детей, так как современный мир высоких технологий просто не дает этого делать. Ведь так легко включить телефон, ноутбук или телевизор и послушать музыку. Однако все сложнее напевать мелодии самостоятельно, без нажатия кнопок. Вспомните даже застолья и праздники 100 лет назад, - они, конечно же, не обходились без песен. А в послевоенный период и подавно. Поэтому первым условием развития музыкального слуха является исполнение песен. В младенческом возрасте - это колыбельные. Их стоит петь с выражением, лаской и определенной постановкой. Вряд ли ребенок будет воспринимать колыбельную при плохой подаче. То есть мама должна тоже обладать хоть негениальным, но слухом.

Музыкальным слухом, даже не подозревая об этом, в обыденной жизни человек пользуется постоянно. Например, различает голоса у собеседников, разные мелодии и песни. Можно определить, в каком настроении человек, как к собеседнику расположен. Музыкальный слух, в той или иной степени, существует у каждого человека, и кто его активно развивает, тот и становится музыкантом, композитором и певцом.

Не стоит откладывать игру на музыкальных инструментах до 5-7 лет. Нужно с самого раннего детства показывать ребенку как многогранна, интересна музыка, каким образом звучат музыкальные инструменты. И выделять 30-40 минут в день для прослушивания музыкальных произведений, ведь дети так любят чему-то подражать. Все занятия по музыке лучше проводить в игровой форме, без навязывания и прочих хитростей, так как ребенок воспринимает в юном возрасте всю информацию через игру.

Важным способом в развитии музыкального слуха являются стихи. Да-да, именно они. Ритмические стихи Агнии Барто, Корнея Чуковского или Сергея Михалкова прекрасно ложатся на музыку, поэтому стоит разнообразить день ребенка такими вот занятиями, а можно их петь и во время уборки, приготовлении ужина и других домашних дел.

А еще способствуют развитию музыкального слуха разные игрушки и специальные инструменты. Например, пианино, синтезатор, гитара, трещетки, ксилофон, барабан и многие другие детские игрушки могут быть полезными, дабы ребенок с самого раннего детства играл на таких инструментах, различал мелодии и сам увлекался процессом. Сегодня ни для кого не секрет - для успешного изучения иностранного языка необходимо иметь музыкальный слух, потому что он помогает правильно произносить слоги, ударения, растягивать слова и многое другое.

Когда ребёнок чуть подрастет (2-3 года), можно начинать ходить с ним на музыкальные представления, мини-концерты. Мальчикам и девочкам такое нравится. Как только малыш научился хоть немного разговаривать, стоит начинать с ним разучивать песни: веселые и грустные, быстрые и медленные.

Не стоит также забывать и про развивающие школы, в которых ребёнок не только учится общаться с другими людьми, читать и различать цвета, а и развивает музыкальный слух. Сейчас таких школ великое множество, поэтому выбрать подходящее заведение наверняка не затруднительно для родителей.

И напоследок хотелось бы напомнить о том, что ребёнок - не робот, и не все рождаются и становятся вундеркиндами. Поэтому если сыну или дочке все же не нравится музыка, пение или танцы, то не стоит заставлять. Нужно выбирать ту музыку, которая нравится ребенку, ведь в любом направлении можно найти настоящий шедевр. Добрые мультфильмы, спектакли и представления с музыкой - вот то, что нужно маленькому человечку. В первую очередь ему следует показать, какой мир проникновенный, искренний, впечатляющий и благодаря музыке он становится еще ярче и насыщеннее. Необходимо развивать не только музыкальный слух, но и эстетический вкус, тягу ко всему прекрасному. И тогда жизнь такого ребёнка заиграет разными красками, и будет напоминать радугу, а не зебру.


Статьи по теме: Воспитание детей

Все мы знаем, что для того, чтобы ребенок быстрее научился говорить, нужно читать ему книжки и много разговаривать именно с ним (а не по телефону в его присутствии). Чтобы ребенок научился говорить "чисто", хорошо выговаривая буквы, нужно говорить с ним очень четко, не глотая окончания и не коверкая слова. А бабушкам запретить сюсюкать - очень они это дело любят. Впрочем, это тоже давно и хорошо известно.

Дети очень любят подражать. В принципе, все начальные умения берутся из подражания взрослым. И никогда ребенок не будет читать книги, если в его присутствии не читают и не обсуждают прочитанное родители. Точно так же дело обстоит и с развитием музыкального слуха у детей. Если родители не поют и не играют на музыкальных инструментах, детям не с кого брать пример. Поэтому определимся сразу: хотите развить слух у ребенка? Развивайте его сначала у себя (не забываем, что папы Баха и Моцарта тоже были музыкантами). Как правило, родители задумываются о развитии слуха, когда ребенку уже минимум 4 года. Они ведут его в музыкальную школу, и там пытаются научить его скрипеть, барабанить или дудеть на чем-нибудь. Но ведь это очень поздно, и совсем-совсем не эффективно!

Конечно, если ребенок - самородок, дорогу он все равно себе пробьет, не смотря ни на что. Но если ребенка отдают в школу только ради пользы и общего развития - как правило, это потраченные впустую время и деньги. И стойкая нелюбовь к музыке на всю жизнь.

Итак, определимся: чем раньше начать развитие слуха у ребенка, тем лучше. В идеале, надо заниматься этим еще до его рождения. Причем, если раннее чтение, плавание, и прочие развивающие занятия вызывают много споров, и полезны только условно, то правильно организованные занятия музыкой полезны безусловно. Ведь в принципе, это всего лишь игра, ни к чему не обязывающая, и очень веселая.

Закрепим. Хотите вырастить Моцарта?
1. Занимайтесь музыкой сами, в любой доступной форме.
2. Начните занятия музыкой еще до рождения ребенка.

Секрет заключается именно в правильности организации занятий. Беременным часто советуют слушать классическую музыку, и некоторые мамы доходят до того, что надевают наушники прямо на животик. На мой взгляд - совершенно неэффективный способ. Я уже писала, что если вы - не поклонник музыки, тем более, классической музыки, то и ваш ребенок слушать и любить ее не будет. Плюс, если немного освежить знания физиологии человека и физических законов природы, становится очевидно: ребенок в животе практически не слышит музыку извне.

Попробуйте сами погрузить голову под воду и попытаться услышать что-либо, кроме шума в ушах. А если еще вспомнить, что голова ребенка к концу беременности находится в районе таза... Как прикажете слушать музыку, находясь в... Ну, в общем, там?

Я не утверждаю, что слушать музыку вообще не надо. Надо! Причем, не только спокойную классическую. Танцевальная, легкий рок, эмоциональная классическая - все это годится к прослушиванию! Ведь ребенок очень хорошо ощущает эмоции, которые испытывает мама при прослушивании.

Если есть силы и желание, то живые концерты тоже то, что вам надо! Например, будучи на 7 месяце беременности мы с сыном ходили слушать "Травиатту". А до этого были и выступления на концертах, и эфиры на телевидении, и репетиции. И ребенок ясно давал понять, какая музыка ему нравится, а какая нет. Особенно сильно любил он звук арфы, которую я рекомендую всем будущим мамам, как источник невероятно приятных эмоций!

Но самое главное - пение самой мамы. Вибрации, которые рождаются в теле при пении, передаются через кость и жидкость организма, и ребенок имеет возможность слушать и слышать самый лучший в мире голос - голос мамы. Кстати, работа диафрагмы в процессе пения - вот первые уроки ритмики для малыша.

Правильное пение и связанное с ним правильно организованное дыхание полезны не только малышу, но и будущей маме. Дыхание помогает в родах, улучшает здоровье и душевное самочувствие. Это слышат почти все мамы на курсах для будущих родителей, и это - правда.

Итак, закрепим:
1. Слушайте музыку. Разную! Чем больше, тем лучше.
2. Пойте сами. Громко и тихо, весело и грустно, главное - с душой! Что останется бедному младенцу? Полюбить этот голос, раз не получается заткнуть уши! Пойте как умеете, главное, чтобы это нравилось вам и малышу.

Если вы делали все правильно, много пели и слушали разную музыку, то после рождения ребенка вы получите небольшой бонус. Детка будет узнавать и любить ваш голос. Приучите его сразу к нескольким колыбельным (запаситесь репертуаром заранее), и когда он будет капризничать, пение станет огромным подспорьем в деле усмирения младенца. Все это произойдет, конечно, не сразу, но при должной настойчивости непременно принесет свои плоды. Не стесняйтесь, ребенок больше всего на свете любит ваш собственный голос.

Так смешно смотреть, как месячный ребенок пытается открывать рот вместе с мамой и пропевать то же, что поет она... Дальше больше: любимые стихи Чуковского и Барто очень хорошо ложатся на музыку. Не на какую-то известную музыку, а просто на музыку. Выдумывайте подобие мелодии, развлечете не только ребенка, но и себя. Ведь очень трудно сто пятьдесят раз читать одинаковым голосом "Муху-цокотуху".

Так же очень хорошо обеспечить ребенка музыкальными инструментами (кастрюли - не в счет!). Пусть это будут какие-нибудь дудки, игрушечная гитара, синтезатор. Главное, чтоб инструмент давал возможность играть и самому ребенку, а не просто сам играл музыку. Крепитесь! Какофония - важный этап на пути становления любого музыканта!

Недавно мой двухлетний сын открыл для себя кластеры (кто не в теме: это нажатие клавиш разными частями тела). Ему подарили синтезатор: простенькие клавиши с небольшим набором демо, и разными звуками. Первое, что сделал ребенок - стал нажимать на клавиши локтями и даже ногами, и наслаждаться. Пришлось объяснять ему, что такое консонанс и диссонанс. В результате, игры ногами и локтями стало меньше, зато ребенок научился нажимать двумя пальцами разные клавиши, и спрашивать: "А это?". Тут и наступило время рассказывать про разные интервалы. Это все к тому, что ребенок должен быть обеспечен подручными материалами, а вы должны иметь минимальные познания в музыке, хотя бы на уровне "до-ре-ми".

Итак, договоримся:
1. Вы много и с удовольствием поете ребенку, воспринимая это не как нудное занятие, а как веселую игру.
2. Каждому музыканту по инструменту! Родителям желательно тоже обзавестись.

По прочтении статьи, наверняка многие скажут: и все равно, музыкальный слух - это дар, талант и особенность. И тут я сразу не соглашусь. Я много наблюдала за чужими детьми, теперь и за своим сыном, и вижу, насколько жадно все без исключения дети учатся говорить, издавать разные звуки, общаться. С каким рвением часами они произносят одно и тоже слово, набор звуков, все улучшая и улучшая свои речевые способности (вот бы и в школе все они учились так прилежно!).

Те, кто занимается изучением языков, знают, что для правильного произношения очень важен музыкальный слух. Да-да, именно музыкальный. Понимание того, где находится ударение, какой слог растянуть, какой сжать, как именно произносятся те или иные звуки чужой речи - это все задачи музыкального слуха.

Давайте послушаем, как дети учатся говорить. Многократно повторяя одни и те же слова, сначала неправильно, потом все правильнее, ребенок вырабатывает четкое произношение. И знаете что? Ведь никто из взрослых не говорит "вОда" вместо "водА" и "нОга" вместо "ногА". А это значит (та-ра-ра-рам!), что все люди изначально имеют музыкальный слух! Конечно, я имею в виду здоровых нормальных людей.

К сожалению, потом где-то в возрасте трех лет музыкальный слух начинает отмирать за ненадобностью. В свое время я очень удивлялась, слыша как хорошо трехлетки подбирают на слух простенькие мелодии, а потом, через несколько лет у этих же детей не находила даже зачатков слуха. Самое большое, что у них оставалось - это желание танцевать. Но не петь и не музицировать.

Поэтому оставим разговоры про Божью искру в стороне, и примем как данность: все желающие учиться музыке могут начать это делать беспрепятственно! Не все станут музыкантами, потому что кроме слуха музыканту необходим еще соответствующий темперамент и склад ума ("склад ума" - хорошо написала!), но вырастить ребенка музыкального, и даже музыкально-танцевального под силу любому родителю.

  • Как только ребенок начнет повторять за вами слова, хватайте быка за рога, и начинайте с ним занятия... вокалом. Не с быком, конечно, а с ребенком. Заметив, что ребенок спокоен и весел, предложите ему повторить за вами простенькие две-три ноты с любым слогом или гласной буквой. Например, слог "Ма-ма-ма", спетый по трезвучию. Уверяю, результат будет феерический, поэтому видеокамеру держите под рукой!

Еще у нас сыном хит сезона - "Кошачий концерт" Дж. Россини. Я пою основную партию, а сын вставляет тоненькие "Миу!".

  • Дальше - больше. Кроме простых повторов, периодически спрашивайте его "А как мама поет?", "А как дядя на дудочке играл?" (надеюсь, вы продолжаете давать ребенку слушать разную ХОРОШУЮ (а не "Владимирский централ") музыку?). Результатами восхищаться обязательно: ничто так не греет музыканту душу, как бурные аплодисменты.

Наверняка ваш ребенок от избытка эмоций любит поорать. Не поплакать и покапризничать, а именно поорать. Это когда он выбегает на улицу с криком "ААААААААААААА!!!". Дайте ему возможность покричать, но иногда можно попросить его не кричать, а спеть. Энергия, направленная в нужное русло - вот то, что нам нужно.

  • Не шпыняйте его, когда он вопит в подъезде, наслаждаясь собственным голосом: ведь очень многие люди не поют именно потому, что их забили в детстве. Найдите в вашем районе арку в многоэтажном доме, и периодически ее посещайте, научив ребенка громко там кричать и слушать, что получится (устройте конкурс, кто кого перекричит, но в разумных пределах, конечно!). Возмущенным жильцам объясняйте, что растите Лучано Паваротти, и именно в этой арке потом будет висеть позолоченная табличка "Здесь учился и работал гений".
  • На любом музыкальном инструменте, имеющем ноты (это я к тому, что кастрюли не подойдут), покажите ребенку, где живет медведь, где волк, где лиса, а где птичка-синичка. Ясное дело, что медведь - самые низкие ноты, синичка - самые высокие. Пусть потом сам слушает и сочиняет сказки про зверей на музыкальном инструменте. Это научит ребенка различать низкие и высокие звуки.

И еще одно. Хорошей музыке - зеленый свет, но только не в фоне! Послушали и выключили. Ничто так не будит творческие музыкальные способности как тишина в доме. Если в доме постоянно работают радио, телевизор или магнитофон, можете попрощаться со слухом и голосом. И своим, и ребенка (а вы думаете, почему сейчас так мало хороших голосов?).

Итак, подведем итог:
Все мы знаем, как трудно занять двухлетку. А за счет музыкальных занятий жизнь можно конкретно разнообразить! Поделал то, позанимался этим, а тут уж время купаться и спать подошло! Ура!!!

О занятиях с более старшими детьми я, возможно, напишу позже. Устроив, так сказать, полевые испытания.

Ребенок испытывает стресс при рождении. Резкая перемена бытия, которая ждет его вне материнской утробы, могла бы стать еще более сильным стрессом, но природа позаботилась о том, чтобы с первых дней жизни дети адаптировались к новой реальности постепенно. Слух и зрение у малыша еще не такие, как у взрослых - понадобится время, чтобы они развились и стали полноценными. Когда же новорожденный начинает слышать и видеть, как протекают процессы развития и сколько на них требуется времени, мы рассмотрим подробно в этой статье.

Малыш рождается на свет совсем маленьким и беззащитным. Тем не менее, природа позаботилась о нем, предоставив все необходимое для комфортного существования и постепенного взросления

Как развивается слух у новорожденного?

Наука говорит о том, что слышать ребенок начинает уже на 16-17 неделе развития, то есть еще будучи 4-месячным плодом. Он хорошо слышит музыку, голоса и другие звуки, которые окружают его маму. Когда он появляется на этот свет, с первых же дней жизни способен узнавать те звуки и мелодии, которые слышал наиболее часто, особенно мамин голос.

Сначала у новорожденных детей проявляется реакция только на громкие звуки, а на тихие голоса или бубнящий телевизор они не обращают внимания - это нормально и вовсе не значит, что у малыша снижен слух. Проверить его можно легкими хлопками в ладоши рядом с ушком ребенка или звонкими погремушками. О том, что он услышал эти звуки, скажет его реакция в виде:

  • движений ручками и ножками;
  • изменений мимики;
  • движений глазками;
  • вздрагивания или замирания.

Итак, когда же новорожденный начинает слышать? Теперь мы знаем, что еще в материнской утробе. Вертеть головой в поисках источника звука он станет только к концу 3-го месяца – к этому времени он уже научится держать голову, а жажда познания окружающего мира будет способствовать развитию слуха и зрения. К 5 месяцам кроха уже сможет реагировать на интонации и различать голоса окружающих.

Таблица развития слуха от рождения до 1 года

Возраст Слуховое развитие
До 5 недель При громком звуке широко раскрывает глазки, моргает, вздрагивает (рекомендуем прочитать: ). Во сне может шевелиться или даже проснуться.
1,5-4 месяца Ищет глазками источник звука, также замирает и раскрывает глазки. Ближе к концу 4 месяца начинает поворачивать головку в сторону звука.
4-7 месяцев Прислушивается, поворачивая головку к звуку.
7-9 месяцев Научается определять местоположение звука, который издается сбоку и снизу
9-12 месяцев Умеет определять местоположение звука со всех сторон: верх-низ, левая-правая сторона, передняя-задняя сторона

Отклонения в развитии слуха

Не стоит пытаться самостоятельно диагностировать у своего ребенка плохой слух - доверьте это дело специалисту. Тем не менее, проявлять наблюдательность нужно всегда. Малыша необходимо показать врачу, если вы заметили какие-то из следующих признаков:

  • ребенок никак не реагирует на резкие громкие звуки;
  • малыш не выражает никаких эмоций, когда вы разговариваете с ним (подробнее в статье: );
  • в возрасте 4 месяцев его не интересуют музыкальные игрушки, разговоры окружающих и другие источники звуков;
  • ребенок часто трогает свои ушки (этот признак может также говорить о повышенном давлении либо инфекции).

Доверить обследование малыша лучше специалисту, который сможет поставить точный диагноз или успокоит чрезмерно мнительных родителей

Полезно знать и то, к чему приводят осложнения со слухом у новорожденного. Если вам важно здоровье вашего малыша, имейте в виду следующие факторы:

  • краснуха или корь во время беременности;
  • увлечение алкоголем и наркотиками;
  • прием при беременности антибиотиков и других токсичных медикаментов.

К тому, что ребенок плохо слышит, могут привести и патологические роды. Не бойтесь перестраховаться: если видите, что начинают проявляться какие-либо из вышеперечисленных признаков, сразу обращайте на них внимание участкового педиатра. Многие проблемы со здоровьем удается успешно решить именно благодаря тому, что их вовремя обнаружили.

Как формируется зрение?

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Зрение у новорожденного также функционирует с первых дней жизни, хотя сразу оно расплывчатое и формируется в течение первого года. После родов дети видят, но все по-разному: одни уже готовы познавать окружающий мир через зрение, а другие только щурятся и прикрывают глазки.

Острота зрения у новорожденного также отличается от остроты зрения взрослого (0,005-0,015) - в течение первых месяцев она достигает показателя 0,01-0,03. Развитие зрения тесно взаимосвязано с процессом формирования центров головного мозга, глазного яблока и сетчатки. Так называемого желтого пятна (фрагмента сетчатки, на котором достигается стопроцентное зрение 1,0) у новорожденного пока нет.

За 1 год зрение малыша формируется окончательно. Состоит этот процесс из следующих этапов:

  1. Сразу после рождения ребенок видит лишь серые тона и может различить только свет или темноту.
  2. В 1 месяц на общем нечетком фоне выделяются большие предметы.
  3. В 2 месяца – формирование центрального зрения. Малыш уже может фокусировать взгляд на предметах, причем даже не смотреть на них неподвижно, а «скользить» по ним, водить глазами за движущимися людьми.
  4. В 3 месяца ребенок начинает различать красный и желтый цвета.
  5. В 4 месяца малыш уже видит хорошо. Он различает и другие цвета, но без оттенков; с интересом рассматривает свои ручки и игрушки, которые уже может хватать и держать. Расстояние до предметов ему пока не удается оценить, также как их объем (например, он может пытаться схватить нарисованный цветок).
  6. В 5 месяцев ребенок различает все цвета. Уверенно хватает игрушки и тянет их в рот, что говорит о развитии координации движений.
  7. В 6 месяцев светочувствительность детских глаз приближается ко взрослой (2/3 от уровня взрослого).
  8. В 7-8 месяцев малыш различает геометрические фигуры.
  9. В 8-12 месяцев детский глаз уже способен различать части предметов и оттенки цветов (рекомендуем прочитать: ).

К концу первого года зрение формируется полностью. Ребенок видит окружающий мир так, как взрослые. Теперь стоит позаботиться о том, чтобы сохранить это зрение.

Таблица развития зрения от рождения до 1 года

Возраст Развитие зрения
До 3 месяцев Прослеживает движение предмета/игрушки сначала по горизонтали (по дуге), немного позже - по вертикали. Ближе к 2-3 месяцам формируется комплекс оживления - смотрит в глаза взрослому, улыбается.
4-6 месяцев Главный объект изучения - собственные ручки. Он детально изучает их, соединяет перед собой на уровне животика. Начинает видеть отдаленные объекты (игрушки).
7-10 месяцев Полностью развито бинокулярное зрение. Объектом пристального интереса становятся очень мелкие предметы (до 0,5 см), например, хлебные крошки. Пытается брать их пальчиками.
11-12 месяцев Рассматривает различные предметы. Интересуется картинками в книжках.

Возможные патологии зрения

Для того, чтобы у ребенка произошли отклонения в формировании зрения, нужны серьезные причины. Обычно они связаны с течением беременности. Причинами плохого зрения или слепоты могут быть:

  • краснуха, которой переболела мать во время вынашивания малыша;
  • токсемия, токсоплазмоз или токсокароз.

Внимательное наблюдение за поведением ребенка поможет быстро распознать развивающуюся патологию. Мама может самостоятельно проводить несложный тест: закрыть малышу один глаз и показать игрушку, а затем повторить это с другим глазом. Если с глазками у малыша все в порядке, он обязательно будет реагировать на красивый предмет. К концу первого месяца жизни он уже должен уметь хотя бы ненадолго фокусировать взгляд.


В норме детки должны сразу реагировать на игрушки, уметь фокусировать на них взгляд после первого месяца жизни, пытаться дотянуться до интересного предмета по мере своих сил

Многие дети до полугода могут немного косить - это нормально, так как бинокулярное зрение сформируется только к 6 неделе, а осознанно видеть малыш начнет после 12 недель. Тогда же он начнет синхронно работать обоими глазами, а пока он этого не умеет, может казаться, будто он смотрит каждым глазом отдельно. Если после 6 месяцев ничего не изменилось, следует обеспокоиться вероятностью развития косоглазия и обратиться к врачу. Неэстетичный внешний вид – не основная опасность косоглазия. Если его не скорректировать, оно может привести к слепоте.

Чтобы способствовать правильному развитию зрения у новорожденного, необходимо с самого раннего возраста использовать простые приемы:

  • ребенка нужно стараться побольше держать в вертикальном положении – так ему проще сфокусировать взгляд;
  • когда новорожденный начинает уже видеть хорошо, не стоит быстро перемещать его, нужно дать время, чтобы он сосредоточился;
  • предметы или лица должны быть на расстоянии около 40 см от лица малыша, во избежание развития косоглазия;
  • не допускайте плохой освещенности в детской комнате.

Психологи советуют во избежание стрессовых моментов маме и всем близким, с которыми живет ребенок, по возможности не менять внешний вид – прическу, очки, усы и бороду. Рекомендуется даже мимику не слишком разнообразить. Первое время лучше сохранять вид, привычный для новорожденного.