Неординарное искусство. Картины, написанные разными частями тела

Искусство существует так же долго, как и люди. Но древние художники, занимающиеся наскальной живописью, вряд ли могли себе представить, какие странные формы может принимать искусство современное.
1. Анаморфоз
Анаморфоз - это техника создания изображений, полностью увидеть и понять которые можно только взглянув на них под определённым углом, или с определённого места. В некоторых случаях правильное изображение можно увидеть только если смотреть на зеркальное отражение картины. Один из самых ранних примеров анаморфоза продемонстрировал Леонардо да Винчи в 15 веке. Другие исторические примеры этого вида искусства появились в эпоху Возрождения.
На протяжении веков эта техника развивалась. Началось всё с трёхмерных изображений, получаемых на обычной бумаге, и постепенно дошло до уличного искусства, когда художники имитируют различные отверстия в стенах, или трещины в земле.
А самый интересный современный пример - анаморфная печать. Однажды студенты Джозеф Иган и Хантер Томпсон, изучающие графический дизайн, нанесли на стены в коридорах своего колледжа искажённые тексты, прочитать которые можно было, только если посмотреть на них с определённой точки.

2. Фотореализм
Начиная с 60-х годов движение фотореалистов стремилось создать предельно реалистичные изображения, которые были почти неотличимы от реальных фотографий. Копируя мельчайшие детали, фиксируемые камерой, художники-фотореалисты стремились создать «картину картины жизни».

Ещё одно движение, известное как супер-реализм (или гипер-реализм), охватывает не только живопись, но и скульптуру. Также это движение находится под сильным влиянием современной поп-арт культуры. Но в то время как в поп-арте повседневные образы стараются из контекста убрать, фотореализм напротив, концентрируется на образах обычной, повседневной жизни, воссоздаваемых с максимально возможной точностью.
К наиболее знаменитым художникам-фотореалистам относятся Ричард Эстес, Одри Флэк, Чак Клоуз и скульптор Дуэй Хэнсон. Движение очень неоднозначно воспринимается критиками, которые считают, что в нём механическое мастерство явно превалирует над стилем и идеями.

3. Рисование на грязных машинах
Рисование на грязи, скопившейся на давно не мытой машине, тоже считается искусством, лучшие представители которого стремятся изобразить несколько больше банальных надписей вида «помой меня».

52-летний графический дизайнер по имени Скотт Уэйд стал очень известен из-за своих удивительных рисунков, которые он создавал, используя грязь на стёклах машин.


А начал художник с того, что использовал в качестве холста толстый слой пыли на дорогах Техаса, на дорогах он рисовал различные карикатуры, а создавал он их с помощью собственных пальцев, ногтей и небольших сучьев.

4. Использование жидкостей организма в искусстве
Это может показаться странным, но существует много художников, использующих в своих работах жидкости организма. Возможно, вы уже где-то читали об этом, но скорее всего, это была лишь верхушка этого отвратительного айсберга.

К примеру, художник из Австрии Херманн Нич использует в своей работе собственную мочу и большое количество крови животных. Подобные пристрастия возникли у него ещё в детстве, которое пришлось на Вторую мировую войну, и эти пристрастия на протяжении многих лет вызывали споры, было даже несколько судебных разбирательств.

Другой художник из Бразилии по имени Винициус Кесада работает с собственной кровью, и не использует кровь животных. Его картины, с болезненными оттенками красного, жёлтого и зелёного, передают очень мрачную, сюрреалистическую атмосферу.

5. Рисование частями собственного тела
Не только художники, использующие телесные жидкости, находятся сейчас на подъёме. Также набирает популярность использование частей собственного тела в качестве кистей. Взять хотя бы Тима Патча. Он больше известен под псевдонимом «Прикассо», который он взял в честь великого испанского художника Пабло Пикассо. А ещё он известен тем, что использует собственный пенис в качестве кисти. Этот 65-летний австралиец вообще не любит себя ни в чём ограничивать, так что помимо пениса он также использует для рисования ягодицы и мошонку. Этим необычным делом Патч занимается уже более 10 лет. И его популярность растёт год от года.

А Кира Айн Варседжи использует собственную грудь для того, чтобы рисовать абстрактные портреты. Хотя её часто критикуют, она, тем не менее, остаётся полноценным художником, который работает ежедневно (картины она также пишет и без использования груди).

6. Реверс трёхмерных изображений
В то время как анаморфоз старается сделать двумерные объекты похожими на трёхмерные, реверс трёхмерных изображений пытается сделать так, чтобы трёхмерный объект стал похож на двумерный рисунок.

Наиболее заметным художником в этой области является Алекса Мид из Лос-Анджелеса. В своей работе Мид использует нетоксичную акриловую краску, с помощью которой она заставляет своих ассистентов стать похожими на неодушевлённые двумерные картины. Эту технику Мид начала разрабатывать ещё в 2008-м году, а публике она была представлена в 2009-м году.

Работы Мид, это, как правило, человек, сидящий у стены, и окрашенный таким образом, чтобы у зрителя возникла иллюзия того, что перед ним - обычный холст с обычным портретом. Чтобы создать такое произведение, может потребоваться несколько часов.

Другой значимой фигурой в этой области является Синтия Грейг, художник и фотограф из Детройта. В отличие от Мид, Грейг использует в работе не людей, а обычные бытовые предметы. Она покрывает их углём и белой краской для того, чтобы они со стороны выглядели плоскими.

7. Тени в искусстве
Тени по своей природе мимолётны, так что трудно сказать, когда люди впервые начали использовать их для создания произведений искусства. Но современные «теневые художники» достигли невиданных высот в использовании теней. Художники используют тщательное позиционирование различных объектов для того, чтобы создавать красивые теневые образы людей, предметов или слов.

Наиболее заметные художники в этой области - Куми Ямашита и Фред Ердекенс.

Конечно, у теней несколько жутковатая репутация, и многие «теневые художники» используют в своих работах тематику ужасов, разрухи и городского упадка. Этим славятся Тим Нобл и Сью Вебстер. Самое известное их произведение называется «Грязный белый мусор», в котором мусорная куча бросает тень на двух людей, которые пьют и курят. В другой работе видна тень птицы, возможно, тень ворона, который клюёт пару отрубленных голов, насаженных на колья.


8. «Обратное граффити»
Как и рисование на грязных машинах, «обратное граффити» предполагает создание картины с помощью удаления лишней грязи, а не с помощью добавления краски. Художники часто используют мощные моечные установки, позволяющие удалить грязь со стен, и в процессе создать прекрасные образы. Началось всё это с художника Пола «Муза» Кертиса, который нарисовал свою первую картину на чёрной от никотина стене ресторана, в котором он мыл посуду.

Другой заметный художник - Бен Лонг из Великобритании, он практикует несколько упрощённую версию «обратного граффити», используя собственный палец для удаления грязи со стен, скопившейся там из-за выхлопов машин. Его рисунки держатся на удивление долго, до шести месяцев, при условии, что их не смоет дождь или не уничтожат вандалы.

9. Боди-арт иллюзии

Рисованием не теле в течение многих веков занимались буквально все. Даже древние египтяне и майя пробовали в этом свои силы. Однако боди-арт иллюзии поднимают эту древнюю практику на совершенно новый уровень. Как следует из названия, боди-арт иллюзия подразумевает использование человеческого тела в качестве холста, но на холсте этом создаётся нечто, способное обмануть наблюдателя. Иллюзии на теле могут варьироваться от людей, раскрашенных как животные или машины, до образов дыр или ран, зияющих в теле.

10. Рисование светом
Как ни странно, самые первые практики световой живописи не воспринимали её как искусство. Фрэнк и Лилиан Гилбрет занимались проблемой повышения эффективности промышленных рабочих. В 1914-м году пара начала использовать свет и камеру для того, чтобы записать некоторые движения людей. Изучив полученные световые образы, они надеялись найти способы сделать работу персонала легче и проще.


А в искусстве этот метод начал использоваться в 1935-м году, когда художник-сюрреалист Ман Рэй использовал фотокамеру с отрытым затвором для того, чтобы снять самого себя, стоящего в потоках света. Очень долго никто не догадывался о том, что это за световые завитки изображены на фото. И только в 2009-м году стало ясно, что это не набор случайных световых завитков, а зеркальное отображение подписи художника.

Сейчас очень модно обсуждать "современное искусство" и его деятелей, и каждый считаем своим долгом подискуссировать на эту тему

Мани-арт (англ. money-art) – искусство создания аппликаций из денежных купюр.

Разумеется, деньги – не самый выгодный в плане буйства красок материал.

Резьба по книгам –искусство созданное Брайаном Дитмером, в котором в качестве исходного материала используются книги , из которых при помощи хирургического скальпеля создают аппликации.

Аэрография - это особое направление в изобразительном искусстве, которое отличается от других использованием специального приспособления, аэрографа (небольшого пневматического инструмента, устроенного по принципу пульверизатора, с помощью которого художник наносит красящие вещества).

Аэрограф способен распылять жидкую краску любого сорта, поэтому он нашёл своё применение при создании картин на самых различных поверхностях. Это могут быть бумажные поверхности, холст, дерево, пластик, бетонные конструкции, стены зданий, тело человека и, конечно же, металл. Поэтому неудивительно, что именно в оформлении автомобилей аэрография стала наиболее широко распространена.

Спрэй пэинт арт(англ.spraypaintart) -рисунки спреем, которые наносятся на картон, дерево, специальную плотную бумагу.
Фактически рисование баллончиками – это «отпрыск» аэрографии, но оно имеет некоторые чисто художественные особенности. Своеобразна тематика рисунков спреем: как правило, фантастические или даже сюрреалистические пейзажи – космические, инопланетные и т.п.
Кроме того, сам процесс создания шедевров в жанре spray paint – это увлекательное «уличное» шоу, которое собирает десятки зрителей. Искусство рисования баллончиками возникло в Европе и в настоящее время пришло и в Россию.

Боди-арт (bodyart) - одна из форм искусства, где главным объектом творчества становится тело человека, а содержание раскрывается с помощью невербального языка: поз, жестов, мимики, нанесения на тело знаков, «украшений». Объектом Боди-арта также могут выступать рисунки, фото, видео и муляжи тела.

Аниме - японская анимация . В отличие от мультфильмов других стран, предназначенных в основном для просмотра детьми, большая часть выпускаемого аниме рассчитана на подростковую и взрослую аулдиторию, и во многом за счёт этого имеет высокую популярность в мире. Аниме отличается характерной манерой отрисовки персонажей и фонов. Издаётся в форме телевизионных сериалов, а также фильмов. Сюжеты могут описывать множество персонажей, отличаться разнообразием мест и эпох, жанров и стилей. Источником для сюжета аниме часто является манга.

Манга - японские комиксы, иногда называемые комику . Манга, в той форме, в которой она существует в настоящее время, начинает развиваться после окончания Второй мировой войны, испытав сильное влияние западной традиции, однако имеет глубокие корни в более раннем японском искусстве.

В Японии мангу читают люди всех возрастов, она уважаема и как форма изобразительного искусства, и как литературное явление, поэтому существует множество произведений самых разных жанров и на самые разнообразные темы: приключения, романтика, спорт, история, юмор, научная фантастика, ужасы, бизнес и другие.


Искусство существует намного дольше, чем человеческая цивилизация, возможно, столько же, сколько существует человек разумный. Но вряд ли наши древние предки, изображая что-то на стенах пещер, думали о том, что когда-то будут существовать весьма странные формы выражения искусства.

10. Анаморфозы



Анаморфозы – это способ передачи изображения, которые в целом воспринимаются только на определенном расстоянии или под определенным углом. В некоторых случаях можно прочитать надпись только в зеркальном отражении. Первые попытки в использовании анаморфоз были сделаны Леонардо да Винчи в 15 веке. Несколько попыток относят и к эпохе Возрождения, включая работу Ганса Холбейна младшего “The Ambassadors” и изумительные фрески Андреа Поццо на своде церкви Святого Игнатия в Риме.


Столетиями техники развивались от 3D формата на бумаге до уличного искусства, которое имитирует дыры или расколы в земле. Самым успешным приёмом оказалось использование анаморфоз в полиграфии. Ярким примером является удачная попытка студентов Джозефа Игэна и Хантера Томпсона декорировать стены в коридоре колледжа искаженными текстами, которые прочитать можно только стоя с правой стороны. Чикагский дизайнер Томас Куинн вдохновил своими работами студентов, и они попробовали воплотить их.

9. Фотореализм




В начале 1960-х годов фотореалисты стремились создать образы, которые выглядели как настоящие фотографии. Фотоаппарат способен запечатлить даже самые крохотные детали, а художник-фотореалист способен создать «изображение изображения жизни». Это направление, включающее также и скульптуру, известно, как «супер-реализм» или «гиперреализм». Оно сфокусировалось на энергетике повседневной жизни, как можно более точной её передаче.


Такие фотореалисты, как Ричард Истес, Одри Флэк, Роберт Бечтл, Чак Клоуз и скульптор Дуейн Хэнсон создавали очень реалистические работы, что зритель начинал думать, что реальные объекты могут быть подделкой. Критики не интересуются данным течением, так как считают её сферой технологий, а не искусства.

8. Искусство на грязной машине




Вряд ли надпись, например, «Помой меня» на корпусе грязной машины можно считать великим искусством. Но 52-летний американский график Скотт Уейд стал известным в области изумительных рисунков на запыленных стеклах автомобилей. Он создавал свои мультипликационные сюжеты просто пальцем или палочкой. Сегодня художник использует краску и кисточку, чтобы создавать более сложные сюжеты.


Работы Уейда участвуют в выставках, его услугами пользуются рекламные компании. Так как автор работает со стеклянными поверхностями, на которых необходимо иметь несколько слоев грязи, то он использует в работе масло и фен, для обеспечения прочности. Скоро никто не будет мыть машины.

7. Использование продуктов жизнедеятельности человека в искусстве


Многие художники используют жидкости, вырабатываемые человеческим организмом, при создании своих работ. Например, австралийский художник Герман Ницч использует мочу и кровь животных. Сюжеты его работ, навеянные пережитыми в детстве событиями, связанными со Второй мировой войной, вызывают много споров и судебных разбирательств.


Художник из Бразилии, Виниций Куесада, известен своей «кровавой» серией под названием “Blood Piss Blues”. Художник использует только свою кровь, отказываясь от донорской и крови животных. Его работы перенасыщены желтыми, красными и зелеными оттенками для создания суровой сюрреалистической атмосферы. На одной из самых известных работ “Mr. Monkey” изображена обезьяна в очках, сделанных из игровой приставки Nintendo, которая курит сигару.

6. Картины, написанные разными частями тела

Художники используют для написания картин весьма необычные материалы, но на этом они не останавливаются и переходят к технике написания картин разными частями тела. 65-летний австралийский художник Тим Пэтча «Прикассо», который писал картины своим мужским достоинством, но самое интересное, что популярность художника последнее время растет.


Не менее эпатажная художница Кира Айн Варсзеги использовала в качестве кисти свою грудь при написании портретов. Подобный способ был поддан критике. Впрочем, она на высоком уровне может рисовать и традиционным способом. Ани К писал картины языком, а Стефен Мермер, школьный учитель, писал картины ягодицами, за что и был уволен со школы.

5. Обратное 3D изображение


Пока специалисты по анаморфозам пытаются достичь восприятия двухмерных изображений как трехмерных, появилось обратное течение, когда 3D изображение хотят подать как двухмерное. В этой сфере особенно известной стала художница Алекса Мид. Для того чтобы объекты на картине выглядели как неживые, художница использует акриловые краски. Над этой техникой она работает с 2008 года. Первые работы представили публике уже в 2009. В основном на картинах Мид изображен сидящий на стуле человек у неокрашенной стены. Чтобы создать картину, уходило несколько часов.


Еще одним известным специалистом в этой области можно считать Синтию Грейг, художницу и фотографа, которая проживает в Детройте. На своих картинах она изображает обычные бытовые предметы, покрывает их белой краской и углем, чтобы создать иллюзию плоскостности.




Тень, природное явление, и трудно сказать, когда люди решили использовать её для создания объектов искусства, но современные специалисты достигли многого в этой области. Они располагали объекты таким образом, чтобы тень создавала образы людей, разных мест и слов. Среди известных профессионалов можно назвать Куми Ямашита и Фреда Эердекенса. Тени часто ассоциируются с чем-то зловещим и многие художники, включая Тима Нобла и Сью Вебстера, используют их, чтобы создать иллюзию страха в своих работах. Среди их работ следует отметить инсталляцию “Dirty White Trash”, в которой они использовали кучку мусора, чтобы на тени получились образы курящего и пьющего. В другой инсталляции тень формирует образ ворона, который «обедает» головами, надетыми на колы. Рашад Алакбаров использует яркое, цветное стекло и создает абсолютно немрачные теневые образы на пустых стенах.


Техника обратного граффити абсолютно противоположна технике рисования по грязи на автомобилях – в данном случае грязь необходимо убрать, одновременно создавая образ. При помощи моечных машин художники смывают налет от выхлопных газов автомобиля со стен, создавая красивые образы или узоры. Родоначальником данного направления считается Пол Кертис «Лось». Подобная идея пришла ему в голову, когда он работал в ресторане посудомойщиком и лицезрел закопченные сигаретным дымом стены.




Бен Лог, британский художник, который является сторонником менее технологического подхода к обратному граффити, чем Кертиса. Временные образы, создаваемые Лонгом просто пальцем на стекле автомобиля, достаточно стойкие и могут продержаться до 6 месяцев, если их не смоет дождь или не вмешается недоброжелатель. Удивительно, но отношение к новому виду граффити разное. Несколько раз полиция задерживала Пола Кертиса за «написание палкой на песке», как говорит сам художник.

2. Иллюзии боди-арта




Рисунками на теле сегодня никого не удивишь, да и в прошлом тоже, так как первыми в этом искусстве были племена Майя, египтяне и т.д. Сегодня оно переживает новый виток развития. Иллюзия боди-арта заключается в объемном 3D изображении, которое выглядит достаточно реалистично – от людей разрисованных как животные до реалистических дыр на руках.
Хикару Чо, известная японская художница боди-арта, специализируется на мультипликационных сюжетах. Художники Йоханнес Штёттер и Трин Мэрри специализируются на искусстве камуфляжа.

В 1935 году метод перекочевал в сферу искусства благодаря художнику Мэну Рею, который камерой снимал свое передвижение в окружении огней. Сначала никто не придал особого значения завитушкам света на фотографиях, но в 2009 году выяснилось, что это зеркальное отражение подписи художника. Последователи Мэна, художники Гьён Мил Анри Матисс, Барбара Морган, Джек Делано и даже Пабло Пикассо в свое время пробовали себя в светографике. Современные художники Майкл Босанко, Тревор Уильямс и Яна Леонардо тоже увлеклись которое тесно переплелось с наукой.

Те, кто считает, что современное искусство — это сплошные бессистемные пятна на полотнах или выставки с незаправленными кроватями в роли экспонатов, очень удивятся, увидев следующие произведения, ведь современные художники, скульпторы и прочие творцы создают зачастую настоящие шедевры. Они смелые, они думающие, и они очень оригинальные! Взгляните сами, разве это не великолепно?

1. Торт Кубик Рубика


2. Русская сюжетная живопись в одной картинке - «Беда не приходит одна»


3. Художник приглашает смелых посетителей встать под 300 остроконечных вил, свисающих с потолка



4. Произведение с новой выставки известного уличного художника Бэнкси


5. Огромный корабль, созданный из бумажных корабликов



Произведение Клэр Морган «Water on the brain».

6. Произведения искусства из грязи на машинах



7. Великолепное блюдо от шеф-повара, созданное из армейского пайка


Шеф-повар Чак Джордж, оператор Джимми Плам и фотограф Генри Харгьюс объединились для создания этих любопытных инсталляций.


Свиной мозг с тушеной картошкой и говядина с красным соусом.


Чернослив, яблочный мармелад и плавленный сыр.

8. Что будет, если добавить немного цветов к известным спортивным логотипам?



9. Керамический поцелуй


10. Инсталляция «Люди, которых я вижу, но не знаю»



Тысячи миниатюрных металлических статуэток автора Зэдока Бэн-Дэвида.

11. Восхитительное граффити


12. Керамические смятые пивные банки


13. Инсталляция, полностью созданная из книг


14. Миниатюрные торты



Современное искусство 21 века, точнее, конца 20-го — начала 21 веков. Об этом пойдет речь в этой статье — третьей из цикла Гид по современному искусству. Мы продолжим знакомство с современным искусством. Рассмотрим самые яркие направления конца 20 — начала 21 веков.

Искусство, в котором мало смысла, но много значения (Александр Генис)

Искусство конца 20 — начала 21 века - всеядное, ироничное, ядовитое, демократичное - называют закатом великой эпохи. Постмодернисты попали в ситуацию, когда все сказано до них. И им остаётся пользоваться созданным, смешивать стили, создавать, пусть не новый, но узнаваемый арт…

В 2-х предыдущих статьях цикла мы рассматривали:

  • Часть 3. Конец 20 - начало 21 века (рассмотрим в этой статье )

Как и в 2-х предыдущих статьях, для каждого вида арт искусства будут указаны места - города, музеи, сайты , где можно посмотреть работы их ярких представителей. Эта статья, как и две предыдущая может стать еще одним стимулом для Вас к новым путешествиям !

Из статьи Вы узнаете: арт искусство - самые яркие направления конца 20 века — начала 21 веков.

  1. Неореализм;
  2. Минимальный арт;
  3. Постмодерн;
  4. Гиперреализм;
  5. Инсталляция;
  6. Энвайронмент;
  7. Видеоарт;
  8. Граффити;
  9. Трансавангард;
  10. Боди-арт;
  11. Стакизм;
  12. Неопластицизм;
  13. Стрит-арт;
  14. Мейл-арт;
  15. Нет-арт.

1. НЕОРЕАЛИЗМ. Это арт искусство послевоенной Италии, которое боролось с послевоенным пессимизмом.

Новый фронт искусства объединил абстракционистов и реалистов и просуществовал всего лишь 4 года. Но из него вышли известные художники: Габриелле Муки, Ренато Гуттузо, Эрнесто Треккани. Они ярко и экспрессивно изображали рабочих и крестьян.

Похожие направления появились и в других странах, но самой яркой школой считается школа неореализма, которая появилась в Америке стараниями монументалиста Диего Риверы.

Смотреть: Ренато Гуттузо — Дворец Кьярамонте (Палермо, Италия), фрески Диего Риверы — Президентский Дворец (Мехико, Мексика).

Фрагмент фрески Диего Риверы для отеля Прадо в Мехико «Сон о воскресном дне в парке Аламеда», 1948

2. МИНИМАЛЬНЫЙ АРТ. Это направление авангардизма. Использует простые формы и исключает любые ассоциации.

Это направление появилось в США в конце 60-х. Своим прямым предшественниками минималисты называли Марселя Дюшана (реди-мейд), Пита Мондриана (неопластицизм) и Казимира Малевича (супрематизм), его черный квадрат они называли первым произведение минимального арта.

Предельно простые и геометрически правильные композиции — пластиковые коробки, металлические решетки, конусы — выполнялись на промышленных предприятиях по эскизам художников.

Смотреть:

Работы Дональда Джадда, Карла Андре, Сола Левита — Музей Гуггенхайма (Нью-Йорк, США), Музей современного искусства (Нью-Йорк, США), Музей Метрополитен (Нью-Йорк, США).

3. ПОСТМОДЕРН. Это большой список нереалистических направлений конца 20 века.

Ванчеги Муту. Коллаж «Половые органы взрослой женщины», 2005

Цикличность характерна для искусства, но постмодерн стал первым примером «отрицания отрицания». В начале модернизм отверг классику, а затем постмодернизм отверг модернизм, как он ранее отверг классику. Постмодернисты вернулись к тем формам и стилям, которые были до модернизма, но на более высоком уровне.

Постмодернизм — это порождение эпохи новейших технологий. Поэтому его характерная особенность — это смешение стилей, образов, разных эпох и субкультур. Главным для посмодернистов стало цитирование, ловкое жонглирование цитатами.

Смотреть: Галерея Тейт (Лондон, Великобритания), Национальный музей современного искусства Центр Помпиду (Париж,Франция), Музей Гуггенхайма (Нью-Йорк, США).

4. ГИПЕРРЕАЛИЗМ. Искусство, подражающее фотографии.

Чак Клоуз. «Роберт», 1974

Еще это искусство называют Супереализм, Фотореализм, Радикальный реализм или Холодный реализм. Появилось это направление в Америке в 60-х и через 10 лет получило распространение в Европе.

Художники этого направления в точности копируют мир так, как мы его видим на фото. В работах художников читается некая ирония над техногеном. Художники изображают в основном сюжеты из жизни современного мегаполиса.

Смотреть: работы Чака Клоуза, Дона Эдди, Ричарда Эстеса — Музей Метрополитен, Музей Гуггенхайма (Нью-Йорк, США), Бруклинский музей (США).

5. ИНСТАЛЛЯЦИЯ. Это композиция в галерее, которую можно создать из чего попало, главное, чтобы были подтекст и идея.


Скорее всего не было бы этого направления, если бы не культовый писсуар Дюшана. Имена главных мировых инсталляторов: Дайн, Раушенберг, Бойс, Куннелис и Кабаков.

Главное в инсталляции сам подтекст и пространство, где художники сталкивают банальные предметы.

Смотреть: Тейт Модерн (Лондон, Великобритания), Музей Гуггенхайма (Нью-Йорк, США).

6. ЭНВАЙРОНМЕНТ. Это искусство создания 3-х мерной композиции, которая эмитирует реальную среду.

Как направление в искусстве Инвайронмент появился еще в 20-е годы 20 века. Свое время опередил на несколько десятков лет художник-дадаист, когда представил публике свое произведение «Мерц-здание» — трехмерное строение из разных предметов и материалов, ни для чего не пригодное, кроме созерцания.

Через полвека в этом жанре стали работать и преуспели Эдвард Кинхольц и Джордж Сигел. В свое произведение они обязательно вносили шокирующий элемент бредовой фантазии.

Смотреть: работы Эдварда Кинхольца и Джорджа Сигела — Музей современного искусства (Стокгольм, Швеция).

7. ВИДЕОАРТ. Это направление возникло в последней трети 20 века благодаря появлению портативных видеокамер.

Это очередная попытка вернуть арт в реальность, но теперь при помощи видео и компьютерной техники. Американец Нам Джун Пайк снял видео проезда Папы Римского по улицам Нью-Йорка и стал первым видео артистом.

Эксперименты Нам Джун Пайка повлияли на телевидение, музыкальные клипы (он стоял у основания канала MTV), компьютерные эффекты в кино. Работы Джун Пайка, Билла Виолы сделали это направление искусства полем деятельности для экспериментов. Они положили начало «видеоскульптурам», «видеоинсталляциям» и «видеооперам».

Смотреть: видеоарт, начиная от психоделического до социального (популярен в Китае, Чен-че-йен на Youtube.com)

8. ГРАФФИТИ. Надписи и рисунки на стенах домов, несущие дерзкий месседж.

Появились впервые в 70-х в Северной Америке. К их появлению имели отношение галеристы одного из районов Манхэттена. Они стали меценатами творчества живших с ними по соседству пуэрториканцев и ямайцев. Граффити сочетают в себе элементы городской субкультуры и этнической.

Имена из истории граффити: Кейт Херинг, Жан-Мишель Баския, Джон Матом, Кенни Шарф. Скандально известная личность — граффитик из Британии Бэнкси. Открытки с его работами есть во всех британских сувенирных лавках

Смотреть: Музей граффити (Нью-Йорк, США), работы Бэнкси — на сайте banksy.co.uk.

9. ТРАНСАВАНГАРД. Одно из направлений в постмодерной живописи. Сочетает прошлое, новую живопись и экспрессивность.

Работа трансавангардиста Александр Ройтбурд

Автор термина трансавангард — современный критик Бонито Олива. Этим термином он определил творчество 5-ти своих соотечественников — Сандро Киа, Энцо Кукки, Франческо Клементе, Миммо Паладино, Николо де Мариа. Для их творчества характерно: сочетание классических стилей, отсутствие привязанности к национальной школе, установка на эстетическое наслаждение и динамика.

Смотреть: Музей-коллекция Пегги Гуггенхайм (Венеция, Италия), Музей современного искусства в Palazzo (Венеция, Италия), Галерея современного искусства (Милан, Италия)

10. БОДИ-АРТ. Одно из направлений акционизма. Тело выступает в качестве холста.

Боди-арт — это одно из проявлений панк-культуры 70-х. Напрямую связано с появившейся тогда модой на тату и нудизм.

Живые картины создаются прямо перед зрителями, записываются на видео и транслируются затем в галерее. Брюс Науман, изображающий в галерее дюшановский писсуар. Дуэт Гилберт и Джордж — живые скульптуры. Изображали типаж среднего англичанина.

Смотреть: например, на сайте художницы Орлан orlan.eu .

11. СТАКИЗМ. Британское арт-объединение фигуративной живописи. Выступало против концептуалистов.

Первая выставка была в Лондоне в 2007-м, как протест против галереи Тейт. По одной из версий протестовали в связи с покупкой галереей работ художников в обход законодательства. Шум в прессе привлек внимание к стакистам. Сейчас в мире насчитывается более 120 артистов. Их девиз: художник, который не рисует — не художник.

Термин стакизм было предложено Томсоном. Художница Трейси Эмин воскликнула в адрес своего бойфренда Билли Чайлдиша: твоя живопись застряла, застряла, застряла! (англ. Stuck! Stuck! Stack!)

Смотреть: на сайте стакистов stuckism.com . Работы Чарли Томсона и Билли Чайлдиша в галерее Тейт (Лондон, Великобритания).

12. НЕОПЛАСТИЦИЗМ. Абстрактное искусство. Пересечение перпендикулярных линий 3-х цветов.

Идеолог направления — голландец Пит Мондриан. Считал мир иллюзорностью, поэтому задача художника очистить живопись от чувственных форм (фигуратива) во имя эстетических (абстрактных) форм.

Сделать это художник предложил максимально лаконично при помощи 3-х цветов — синего, красного и желтого. Ими заливались места между перпендикулярными линиями.

Неопластицизм до сих пор вдохновляет дизайнеров, архитекторов и промышленных графиков.

Смотреть: работы Пита Мондриан и Тео Ванной Дусбурга в Муниципальном Музее Гааги.

13. СТРИТ-АРТ. Искусство, для которого город это выставка либо холст

Цель стрит-артиста: моментально вовлечь прохожего в диалог при помощи своей инсталляции, скульптуры, постера либо трафарета.

В Европе сейчас популярны «шуфити» (инсталляции из ботинок, развешенных на деревьях) и «книтта» (надписи из вязанные ярких тканей на светофорах, деревьях, антеннах авто)

В Южной Америке популярны «пис» или «мурализм» (мастерски выполненный сюжетный рисунок или надпись).

Смотреть: La Llotja, Старая школа искусств, Барселона. Целые секции стрит-арта стали выставляться на Sotheby’s в Лондоне.

14. МЕЙЛ-АРТ. Международное некоммерческое движение. Использует электронную и обычную почту для распространения арта.

Изначально мейл-арт сформировался, как объединение популярных в 60-х направлений арта — концептуализма, бук-арта, видеоарта, боди арта.

Мейл-арт — это пересылка по почте художественного произведения. Оригинал направляется только одному адресату. А репродукции могут направляться нескольким адресатам электронной или обычной почтой.

Художники, работающие в стиле мейл-арт, пользуются письмами, конвертами, почтовыми карточками, посылками, марками, штемпелями. Самая распространенная техника — коллаж. Ее популяризировал американский художник Рэй Джонсон — яркая фигура сети. В галереях часто проводятся выставки мейл-арта.

Произведением мейл-арта являются не просто оформленные художниками или любителями открытки, а те что прошли через почту, имеют марки, штампы, надписи. Таким образом работники почты это соавторы мейл-арта.

Смотреть: работы мейл-арта на сайте .

15. НЕТ-АРТ. Это проекты, которые существуют исключительно в сети.


Но это не сетевой дизайн. Распознать работы нет-арта не так уж и просто. Для них характерна незамысловатость и прямолинейность.

От работ художников, работающих в профессиональных программах, они отличаются драйвом, незаангажированностью и скоростью.