Самая трудная задача. зинаида миркина

Зинаида Миркина – стихи

Зинаида Миркина – стихи


Говорят, что люди умирают,
Что болеют люди, говорят.
Говорят, что нет на свете рая,
Говорят, что очень близко ад.
Говорят, что нет таких событий,
Чтобы не внесли в водоворот.
Говорите, люди, говорите,
А у дома яблоня цветёт…


Встреча Зинаиды Миркиной с Григорием Померанцем

Подруга привезла к ней на дачу Григория Померанца, который собирал стихи для издания антологии непечатной поэзии. Этот день стал значительным для них.



    «…День так горел, день так сиял.
    Как будто это интервал
    Между мирами…»
Она увидела молодого на вид человека, хоть ему было уже за 40, сухонького, несколько тщедушного, с глубоким взглядом и тихим голосом.

Зинаида Миркина была в растерянности, так как собрались гости, надо было идти к накрытому столу, но Григорий не разрешал ей прерваться.

Мало того, он запретил и ее гостеприимной маме приглашать всех к трапезе. Сам Григорий Соломонович вспоминал об этом с недоверием – он, такой тактичный, превратился в жесткого человека, который не слышал окружающих, не обращал внимания на просьбы и ропот гостей.

Тот период был трудным для него, умерла любимая жена, потеря была горькой и тяжелой. И вдруг он почувствовал, что прикоснулся к волшебному источнику.

Он оживал с каждой строчкой, он впитывал слова, он не мог ни на мгновение оторваться, ему казалось, что в противном случае жизнь остановится.

    И вдруг случается такое:
    Вся даль вплывает в сердце к нам.
    И ты притронулся щекою
    К звезде и пальцем-к облакам.
    И так нам тихо, так хрустально,
    Что в океане видно дно
    И ты с звездою самой дальней-
    Неразделимое Одно.
ТАК внимательно Зинаиду Миркину никто не слушал. Пространство и время перестало существовать и для него, и для нее. Зинаида почувствовала то, что было ее душе так необходимо. Ее стихи по- настоящему востребованы, они кому-то нужны так же, как ей. Они как глоток воздуха, без которого не могла жить ни она, ни он. Стихи их сразу объединили.
    “…Протянуто пространство рая
    Меж двух смешавшихся сердец..”

“Свет превращал двоих в одно…”

А через полгода они поженились. Зинаиде Миркиной было 34 года. В духовном плане она была уже сложившимся человеком, но в физическом – это была очень слабая женщина. Болезнь в самом страшном своем проявлении отступила, но всегда была рядом и частенько напоминала о себе. Она признается, что проживая одна, не выдержала бы физической боли, ее бы уже давно не было.

«Со мной с той поры постоянно рядом был человек, деливший мою душу, со всей ее радостью и тяжестью. Человек, которому никогда не было меня слишком много. Я была всегда нужна, и не какой-то кусочек души, я – вся»

Муж буквально вынянчил свою супругу. Они прожили вместе более 50 лет. Это одна из самых счастливых, самых вдохновенных пар.

Наверное, это тот случай, когда встретились две половинки души. Зинаида не устает напоминать, что ТАКИЕ встречи случаются, когда человек внутренне готов остаться одним.

Только цельная личность может притянуть себе подобное. Она поставила на своей женской судьбе крест, будучи уверенной, что останется одна навсегда. И только она прочувствовала свою готовность быть одной…., как судьба преподнесла вселенский подарок – встречу с человеком, который разделил с ней душу.

    Мы два глубоких старика.
    В моей руке - твоя рука.
    Твои глаза в моих глазах,
    И так невозмутимо тих,
    Так нескончаемо глубок
    Безостановочный поток
    Той нежности, что больше
    нас,
    Но льется в мир из наших
    глаз,
    Той нежности, что так полна,
    Что все пройдет, но не она.
Интересно, что за несколько лет до их встречи, ее родственница встретила своего знакомого, который сидел в одной камере с Григорием Соломоновичем. Родственница стала взахлеб рассказывать о своей Зиночке необыкновенной, а тот – о потрясающем сокамернике.

И тогда прозвучали слова – «Вот бы их познакомить! Они так похожи». На этом они расстались, но Небеса то их услышали)

    Ты раскрываешь душу нам,
    Нас тихо обнимаешь светом.
    А мы… мы ищем здесь и там.
    А мы всё спрашиваем: где Ты?
    Ты Дух зажёг, как небосвод,
    И тихо шепчешь на закате:
    Лишь только тот Меня найдёт,
    Кто сам раскроет Мне объятья.

Новый виток в творчестве Зинаиды Миркиной
и Григория Померанца.

Конечно, на творчестве Зинаиды Александроны отразилось мировоззрение такой незаурядной личности, как Г.С. Померанц. Но и лирика жены, ее стихи тоже отразились на публицистике Померанца. После женитьбы Григорий Соломонович стал много писать, он почувствовал прилив сил.

Время их совместной жизни было необычайно плодотворным для обоих. Григорий Соломонович Померанц – одна из самых ярких и образованных личностей, один из самых значительных мыслителей прошлого века. Он не любил, когда его называли философом. Скорее это человек Пути, «абсолютный человек», как назвал его Владимир Леви.

Очень хочу написать о Григории Соломоновиче статью, потому что, даже бегло коснувшись его биографии, была поражена силой духа, интеллектом и глубокой порядочностью этого человека.





Двери их дома всегда открыты для друзей, в нем всегда – особая радостная атмосфера. Почитайте, как вспоминает беседы один из слушателей – Б. Чичибабин

«Величайшим счастьем моей жизни были их беседы, во время которых они говорили оба, по очереди, не перебивая, а слушая и дополняя друг друга. Хотя говорили она и он, это был не диалог, а как бы вьющийся по спирали двухголосный монолог одного целостного духовного существа, из снисхождения к слушателю, для удобства восприятия и ради большей полноты разделившегося на два телесных - женский и мужской - образа».

Помимо домашних «посиделок» Зинаида Миркина и Григорий Померанц долгое время вели совместные лекции в московском Музее меценатов, где встречались близкие духом люди. Зал всегда был переполнен, люди стояли вдоль стен, сидели на полу. Послушать стихи приезжали специально из других городов. Эх, как жалко, что я об этом не знала…

    Жизнь – это с Богом разговор.
    Не тот записанный, вчерашний,
    А несмолкающий, всегдашний,
    Который длится до сих пор.
    Из сердца в сердце – напрямик,
    Так, как внезапный птичий вскрик,
    Как стук дождя, как блеск лучей
    Среди намокнувших ветвей.
Зинаида Александровна Миркина писала стихи, поэмы, прозу, сказки, эссе о Достоевском, Пушкине, о Рильке. Ее перу принадлежит известная книга о Цветаевой, которую она очень любила, «Огонь и пепел». Но самой дорогой для себя вещью из прозы Миркина считает роман «Озеро Сориклен» и называет его автобиографией души.
    “Мне сказали капли дождевые
    Вспышкою в скрестившемся огне:
    Мертвых нет, но только мы, живые,
    Живы лишь отчасти, не вполне”
Зинаида Миркина постигает жизнь обнаженным до предела сердцем, она чувствует этот мир и вбирает в себя каждый его звук, понимая, что только чуткая душа способна вести диалог с Небесами. Ведь
    «Бог не говорит ни на одном из наших языков.
    Он говорит светом, тишиной, высотой и глубиной, обнимающими нас.»


Природа, небо, горы, деревья, дождь… все любимо. Особенно трепетно Зинаида Александровна относится к лесу.

    Благодарю тебя, мой лес,
    За тихие твои уроки.
    За то, что жизнь возможна без
    Дел суетных и слов жестоких…
Она умеет слышать молчание деревьев и лесная тишина настраивает камертон ее души на самый высокий тон.
    “….Ведь то, что мы считаем тишиной, Есть голос несмолкающего Бога..”

50 лет совместного счастья



Зинаида Александровна и Григорий Соломонович вместе прожили более 50 лет. Он ушел из жизни чуть-чуть не дожив до 95-летия.

К счастью, остались ролики с его беседами. И, как жаль, что наше телевидение глухо к таким незаурядным людям. А их становится все меньше и меньше..

    Они ушли от нас далёко,
    Ушли в немые небеса.
    И, замирая, видит око.
    И ухо слышит голоса,
    Которые доносит ветер.
    Звук расплывается вдали.
    О, что же, что же им ответить?
    Зачем они от нас ушли?
    Ещё б глядеть, ещё бы слушать,
    Что шепчут в высоте листы.
    Деревья – это наши души,
    Ушедшие от суеты.
После ухода мужа Зинаида Александровна Миркина написала книгу «Тайная скрижаль», стихи в которой посвящены самому дорогому и любимому человеку.

“Это непрерывный диалог с ним, «диалог голоса и тишины – отзывчивой, наполненной ответным смыслом»
(А. Зорин)

    Ты ушёл, но остались берёзы.
    Ты ушёл, но остались леса.
    И сквозь все неуёмные слёзы
    Проступает немая краса.
    Ни на час, ни на миг не отвлечься,
    С ними я, как с тобою, слита.
    И сквозь все неумолчные речи
    Проступает твоя немота.



Зинаиде Александровне Миркиной исполнилось в январе 88 лет.

    …Тот давно знакомый звук-
    Легких капель перестук,
    Словно мокрая листва
    Шепчет сердцу, что жива…
Она пишет стихи («море и реки стихов»), разговаривает с деревьями, слушает тишину и продолжает нас врачевать своими строками. И так хочется, чтобы реки ее стихов никогда не иссякали.
    Совсем не делать ничего,
    Застыть недвижно тихим утром
    И наслаждаться перламутром
    Родного неба моего
    И раковины на столе,
    Моим кораллом снежно-белым…
    Да, вовсе ничего не делать,
    И даже мысли на нуле.
    Быть неподвижно рядом с Богом
    И вдруг почувствовать, как много,
    Безмерно много мне дано,
    Когда есть стол, коралл, окно…

Говорят, что люди умирают,
Что болеют люди, говорят.
Говорят, что нет на свете рая,
Говорят, что очень близко ад.
Говорят, что нет таких событий,
Чтобы не внесли в водоворот.
Говорите, люди, говорите,
А у дома яблоня цветёт…

Дорогие друзья! Сегодня я продолжу статью о “врачевательнице духа”. Мы опять соприкоснемся , продолжим рассказ о ее биографии и порадуемся ее встрече с родственной душой. То есть примем витаминки для подкрепления нашего духа) В предыдущей статье мы остановились на событиях 1960 года. Тот год для Зинаиды Миркиной был особенным, потому что произошла встреча, которая наполнила ее жизнь еще большим смыслом и счастьем. Эта встреча произошла у нее на даче.

Встреча Зинаиды Миркиной с Григорием Померанцем

Подруга привезла к ней на дачу Григория Померанца, который собирал стихи для издания антологии непечатной поэзии. Этот день стал значительным для них.

«…День так горел, день так сиял.
Как будто это интервал
Между мирами…»

Она увидела молодого на вид человека, хоть ему было уже за 40, сухонького, несколько тщедушного, с глубоким взглядом и тихим голосом. Он вежливо попросил прочитать ее стихи. А потом произошло нечто удивительное! Как для Григория Померанца, так и для Зинаиды. Он слушал ее 12 часов без перерыва! Зинаида Миркина была в растерянности, так как собрались гости, надо было идти к накрытому столу, но Григорий не разрешал ей прерваться. Мало того, он запретил и ее гостеприимной маме приглашать всех к трапезе. Сам Григорий Соломонович вспоминал об этом с недоверием – он, такой тактичный, превратился в жесткого человека, который не слышал окружающих, не обращал внимания на просьбы и ропот гостей. Тот период был трудным для него, умерла любимая жена, потеря была горькой и тяжелой. И вдруг он почувствовал, что прикоснулся к волшебному источнику. Он оживал с каждой строчкой, он впитывал слова, он не мог ни на мгновение оторваться, ему казалось, что в противном случае жизнь остановится.

И вдруг случается такое:
Вся даль вплывает в сердце к нам.
И ты притронулся щекою
К звезде и пальцем-к облакам.
И так нам тихо, так хрустально,
Что в океане видно дно
И ты с звездою самой дальней-
Неразделимое Одно.

ТАК внимательно Зинаиду Миркину никто не слушал. Пространство и время перестало существовать и для него, и для нее. Зинаида почувствовала то, что было ее душе так необходимо. Ее стихи по- настоящему востребованы, они кому-то нужны так же, как ей. Они как глоток воздуха, без которого не могла жить ни она, ни он. Стихи их сразу объединили.

“…Протянуто пространство рая
Меж двух смешавшихся сердец..”

“Свет превращал двоих в одно…”

А через полгода они поженились. Зинаиде Миркиной было 34 года. В духовном плане она была уже сложившимся человеком, но в физическом – это была очень слабая женщина. Болезнь в самом страшном своем проявлении отступила, но всегда была рядом и частенько напоминала о себе. Она признается, что проживая одна, не выдержала бы физической боли, ее бы уже давно не было.

«Со мной с той поры постоянно рядом был человек, деливший мою душу, со всей ее радостью и тяжестью. Человек, которому никогда не было меня слишком много. Я была всегда нужна, и не какой-то кусочек души, я – вся»

Муж буквально вынянчил свою супругу. Они прожили вместе более 50 лет. Это одна из самых счастливых, самых вдохновенных пар.
Наверное, это тот случай, когда встретились две половинки души. Зинаида не устает напоминать, что ТАКИЕ встречи случаются, когда человек внутренне готов остаться одним. Только цельная личность может притянуть себе подобное. Она поставила на своей женской судьбе крест, будучи уверенной, что останется одна навсегда. И только она прочувствовала свою готовность быть одной…., как судьба преподнесла вселенский подарок – встречу с человеком, который разделил с ней душу.

Мы два глубоких старика.
В моей руке - твоя рука.
Твои глаза в моих глазах,
И так невозмутимо тих,
Так нескончаемо глубок
Безостановочный поток
Той нежности, что больше
нас,
Но льется в мир из наших
глаз,
Той нежности, что так полна,
Что все пройдет, но не она.

Интересно, что за несколько лет до их встречи, ее родственница встретила своего знакомого, который сидел в одной камере с Григорием Соломоновичем. Родственница стала взахлеб рассказывать о своей Зиночке необыкновенной, а тот – о потрясающем сокамернике. И тогда прозвучали слова – «Вот бы их познакомить! Они так похожи». На этом они расстались, но Небеса то их услышали)

Ты раскрываешь душу нам,
Нас тихо обнимаешь светом.
А мы… мы ищем здесь и там.
А мы всё спрашиваем: где Ты?
Ты Дух зажёг, как небосвод,
И тихо шепчешь на закате:
Лишь только тот Меня найдёт,
Кто сам раскроет Мне объятья.

Новый виток в творчестве Зинаиды Миркиной и Григория Померанца.

Конечно, на творчестве Зинаиды Александроны отразилось мировоззрение такой незаурядной личности, как Г.С. Померанц. Но и лирика жены, ее стихи тоже отразились на публицистике Померанца. После женитьбы Григорий Соломонович стал много писать, он почувствовал прилив сил. Время их совместной жизни было необычайно плодотворным для обоих. Григорий Соломонович Померанц – одна из самых ярких и образованных личностей, один из самых значительных мыслителей прошлого века. Он не любил, когда его называли философом. Скорее это человек Пути, «абсолютный человек», как назвал его Владимир Леви. Очень хочу написать о Григории Соломоновиче статью, потому что, даже бегло коснувшись его биографии, была поражена силой духа, интеллектом и глубокой порядочностью этого человека.

3 (с) Г.С. Померанц

Двери их дома всегда открыты для друзей, в нем всегда – особая радостная атмосфера. Почитайте, как вспоминает беседы один из слушателей – Б. Чичибабин

«Величайшим счастьем моей жизни были их беседы, во время которых они говорили оба, по очереди, не перебивая, а слушая и дополняя друг друга. Хотя говорили она и он, это был не диалог, а как бы вьющийся по спирали двухголосный монолог одного целостного духовного существа, из снисхождения к слушателю, для удобства восприятия и ради большей полноты разделившегося на два телесных - женский и мужской - образа».

Помимо домашних «посиделок» Зинаида Миркина и Григорий Померанц долгое время вели совместные лекции в московском Музее меценатов, где встречались близкие духом люди. Зал всегда был переполнен, люди стояли вдоль стен, сидели на полу. Послушать стихи приезжали специально из других городов. Эх, как жалко, что я об этом не знала…

Жизнь – это с Богом разговор.
Не тот записанный, вчерашний,
А несмолкающий, всегдашний,
Который длится до сих пор.
Из сердца в сердце – напрямик,
Так, как внезапный птичий вскрик,
Как стук дождя, как блеск лучей
Среди намокнувших ветвей.

Зинаида Александровна Миркина писала стихи, поэмы, прозу, сказки, эссе о Достоевском, Пушкине, о Рильке. Ее перу принадлежит известная книга о Цветаевой, которую она очень любила, «Огонь и пепел». Но самой дорогой для себя вещью из прозы Миркина считает роман «Озеро Сориклен» и называет его автобиографией души.

“Мне сказали капли дождевые
Вспышкою в скрестившемся огне:
Мертвых нет, но только мы, живые,
Живы лишь отчасти, не вполне”

Зинаида Миркина постигает жизнь обнаженным до предела сердцем, она чувствует этот мир и вбирает в себя каждый его звук, понимая, что только чуткая душа способна вести диалог с Небесами. Ведь

«Бог не говорит ни на одном из наших языков.
Он говорит светом, тишиной, высотой и глубиной, обнимающими нас.»

Природа, небо, горы, деревья, дождь… все любимо. Особенно трепетно Зинаида Александровна относится к лесу.

Благодарю тебя, мой лес,
За тихие твои уроки.
За то, что жизнь возможна без
Дел суетных и слов жестоких…

Она умеет слышать молчание деревьев и лесная тишина настраивает камертон ее души на самый высокий тон.

“….Ведь то, что мы считаем тишиной, Есть голос несмолкающего Бога..”

50 лет совместного счастья

Зинаида Александровна и Григорий Соломонович вместе прожили более 50 лет. Он ушел из жизни чуть-чуть не дожив до 95-летия. К счастью, остались ролики с его беседами. И, как жаль, что наше телевидение глухо к таким незаурядным людям. А их становится все меньше и меньше..

Они ушли от нас далёко,
Ушли в немые небеса.
И, замирая, видит око.
И ухо слышит голоса,
Которые доносит ветер.
Звук расплывается вдали.
О, что же, что же им ответить?
Зачем они от нас ушли?
Ещё б глядеть, ещё бы слушать,
Что шепчут в высоте листы.
Деревья – это наши души,
Ушедшие от суеты.

После ухода мужа Зинаида Александровна Миркина написала книгу «Тайная скрижаль», стихи в которой посвящены самому дорогому и любимому человеку. “Это непрерывный диалог с ним, «диалог голоса и тишины – отзывчивой, наполненной ответным смыслом» (А. Зорин)

Ты ушёл, но остались берёзы.
Ты ушёл, но остались леса.
И сквозь все неуёмные слёзы
Проступает немая краса.
Ни на час, ни на миг не отвлечься,
С ними я, как с тобою, слита.
И сквозь все неумолчные речи
Проступает твоя немота.

Зинаида Александровна Миркина

Зинаиде Александровне Миркиной исполнилось в январе 88 лет.

…Тот давно знакомый звук-
Легких капель перестук,
Словно мокрая листва
Шепчет сердцу, что жива…

Она пишет стихи («море и реки стихов»), разговаривает с деревьями, слушает тишину и продолжает нас врачевать своими строками. И так хочется, чтобы реки ее стихов никогда не иссякали.

Совсем не делать ничего,
Застыть недвижно тихим утром
И наслаждаться перламутром
Родного неба моего
И раковины на столе,
Моим кораллом снежно-белым…
Да, вовсе ничего не делать,
И даже мысли на нуле.
Быть неподвижно рядом с Богом
И вдруг почувствовать, как много,
Безмерно много мне дано,
Когда есть стол, коралл, окно…

Зинаида Миркина – стихи о Боге и жизни

Сумерки, тихие сумерки…
Свет меж стволами погас.
Те, кто давно уже умерли,
Рядом со мною сейчас.
Взгляды их тихие встречные
Светят среди темноты.
Нет, не прошедшие – вечные,
Так же, как я или ты.

Небо… Небо надо мною -
Прямо в сердце льётся весть:
Есть на свете неземное,
Нескончаемое есть.
Над домами, над погостом,
Всей бескрайностью дыша…
Может, небо – это просто
Разливанная душа?..

Как тихо – Господи, помилуй.
Душа, как дерево – одна.
А, может, внутренняя сила
И есть вот эта тишина?

Ветвей причудливых извивы.
И еле слышный плеск вершин…
А жизнь деревьев молчаливых
И есть, быть может, жизнь души.

Одна, как лодка в океане,
Одна средь мировых пустот…
Кто до своей души достанет,
Тот и до Бога добредёт.

Берёз белоснежное пламя –
Из боли нечаянный выход, –
Как мне удивительно с вами!
Как с вами пронзительно тихо…
Как бережно, как осторожно
Дыханьем касаетесь раны…
Здесь ранить меня невозможно,
Здесь я под надёжной охраной
И нет здесь неглавной минуты:
Бог с вами, а значит – со мною…
Бог каждую ветку окутал,
И это зовут тишиною.

Явь так тиха!.. Крикливы только сны.
Чем эфемерней, тем они капризней.
А жизнь есть накопленье тишины.
Как тишина-переполненье жизнью.

Зинаида Миркина - известная российская поэтесса, которая прославилась по большей мере благодаря своей философской лирике. Сквозной мотив ее творчества, который прослеживается практически в каждом стихотворении - духовное развитие человека, отношения человека и Бога. Хотите узнать о пути, творчестве и жизненных взглядах этой поэтессы поподробнее? Добро пожаловать в данную статью!

Зинаида Миркина. Биография

Будущая поэтесса родилась в 1926 году в российском городе Москва. Ее семья имела революционные наклонности. Отец Миркиной был членом большевицкой партии (начиная с 1920 года) и участником так называемого Бакинского подполья. Мать же была обычной комсомолкой. В доме Миркиных царила атмосфера глубокой веры в революцию и ее идеалы. Молодые люди верили в то, что ради своих идеалов нужно идти на уступки и вести аскетический образ жизни. Таким образом, отец Зинаиды, будучи заместителем директора Теплотехнического, получал партмаксимум. А это в четыре раза меньше, чем зарабатывал на этой же должности беспартийный.

Революционная атмосфера влияла на формирование Зинаиды как личности. Однако в возрасте 14 лет она впервые задумалась о несоответствии между культивируемой идеологией и реальной жизнью. Из рефлексии девочку вывела книга под названием "Человек меняет кожу" Б. Ясенского. Данное произведение сильно повлияло на взгляды будущей поэтессы. Зинаида окончательно осознала, что вера в идеалы и "огонь в душе" важнее всяких материальных ценностей.

Великая Отечественная война

Во время войны семья Миркиных была эвакуирована в Новосибирск. На протяжении этого времени Зинаида училась в Новосибирской школе №50. Это был довольно-таки тяжёлый период для девочки. Грань голода, подростковые проблемы, новый коллектив, изнурительные работы в советском хозяйстве - все это давило на будущую поэтессу. Тем не менее, были и положительные моменты. В это время Зинаида Миркина сделала свои первые шаги в литературе. Девочка стала редактором школьной стенгазеты, которая пользовалась огромным успехом среди местных учебных заведений.

В 1943 году Зинаида Миркина вернулась в Москву. Там она поступила на филологический факультет в Московский государственный университет. И вновь Миркина страдает от противоречий. Девушка всей душей хотела заниматься литературой. Однако, она считала это бесполезным занятием, которое никак не поможет ее стране, страдающей от изнурительной войны. Поэтому Зинаида планировала перевестись на техническую специальность и стать инженером. Тем не менее, лекции Пинского убедили Зинаиду в том, что литература играет огромную роль в развитии нации и страны.

Зинаида Миркина. Поэтесса. Фото

В студенческие годы Зинаида начала увлекаться религией. Она полностью прочитала Библию, и Ветхий Завет произвел на девушку огромное впечатление. Зинаида росла в атеистической семье. Тем не менее, она начала понимать, что не может так жить. В итоге девушка отказалась от своих атеистических взглядов. В это же время Зинаида Миркина начала писать религиозные стихотворения. Девушка защитила свою дипломную работу. Тем не менее, поэтесса не смогла сдать государственные экзамены из-за тяжелой болезни, которая приковала ее к постели на целых пять лет. Также, Зинаида вынуждена была прервать свою творческую деятельность.

Дальнейшая деятельность

Когда Миркина все-таки поборола болезнь, она вновь взялась за поэзию. Но, из-за тематической направленности, девушка не могла публиковать свои стихи. Именно по этой причине большинство работ ушли "в ящик". Для того, чтобы прокормить себя, Миркина занималась переводами советских поэтов из различных республик. Также, Зинаида проводила литературные вечера среди своих друзей. Там поэтесса зачитывала собственные произведения. В 1960 году, на одном из таки вечеров, Зинаида Миркина встретила Григория Померанцева, который собирал материал для литературного журнала "Синтаксис". Между ними завязались отношения. В итоге, в 1961 году, Григорий и Зинаида связали свои жизни узами брака.

Творчество поэтессы

Одна из наиболее интересных поэтесс, пишущих на религиозную тематику - Зинаида Миркина. Творчество этой писательницы характеризуется невероятным оптимизмом, патетикой и возвышенностью. Подобный эффект достигается за счет различных литературных приемов, которые Миркина мастерски вплетает в свои произведения. Зинаида в своем творчестве неоднократно затрагивает вечные темы, касающиеся веры и религии в целом.

Тем не менее, библиография Миркиной состоит не только из религиозной лирики. Зинаида за годы своей литературной деятельности написала уйму сказок и даже парочку поэм. Отдельного внимания достойны эссе о великих писателях прошлого. Миркина писала о Пушкине ("Гений и злодейство"), Достоевском ("Истина и ее двойники"), Цветаевой ("Огонь и пепел"). Помимо этого, Миркина обогатила отечественную литературную сокровищницу переводами известных советских писателей.

Зинаида Миркина – стихи

Зинаида Миркина – стихи


Говорят, что люди умирают,
Что болеют люди, говорят.
Говорят, что нет на свете рая,
Говорят, что очень близко ад.
Говорят, что нет таких событий,
Чтобы не внесли в водоворот.
Говорите, люди, говорите,
А у дома яблоня цветёт…


Встреча Зинаиды Миркиной с Григорием Померанцем

Подруга привезла к ней на дачу Григория Померанца, который собирал стихи для издания антологии непечатной поэзии. Этот день стал значительным для них.



    «…День так горел, день так сиял.
    Как будто это интервал
    Между мирами…»
Она увидела молодого на вид человека, хоть ему было уже за 40, сухонького, несколько тщедушного, с глубоким взглядом и тихим голосом.

Зинаида Миркина была в растерянности, так как собрались гости, надо было идти к накрытому столу, но Григорий не разрешал ей прерваться.

Мало того, он запретил и ее гостеприимной маме приглашать всех к трапезе. Сам Григорий Соломонович вспоминал об этом с недоверием – он, такой тактичный, превратился в жесткого человека, который не слышал окружающих, не обращал внимания на просьбы и ропот гостей.

Тот период был трудным для него, умерла любимая жена, потеря была горькой и тяжелой. И вдруг он почувствовал, что прикоснулся к волшебному источнику.

Он оживал с каждой строчкой, он впитывал слова, он не мог ни на мгновение оторваться, ему казалось, что в противном случае жизнь остановится.

    И вдруг случается такое:
    Вся даль вплывает в сердце к нам.
    И ты притронулся щекою
    К звезде и пальцем-к облакам.
    И так нам тихо, так хрустально,
    Что в океане видно дно
    И ты с звездою самой дальней-
    Неразделимое Одно.
ТАК внимательно Зинаиду Миркину никто не слушал. Пространство и время перестало существовать и для него, и для нее. Зинаида почувствовала то, что было ее душе так необходимо. Ее стихи по- настоящему востребованы, они кому-то нужны так же, как ей. Они как глоток воздуха, без которого не могла жить ни она, ни он. Стихи их сразу объединили.
    “…Протянуто пространство рая
    Меж двух смешавшихся сердец..”

“Свет превращал двоих в одно…”

А через полгода они поженились. Зинаиде Миркиной было 34 года. В духовном плане она была уже сложившимся человеком, но в физическом – это была очень слабая женщина. Болезнь в самом страшном своем проявлении отступила, но всегда была рядом и частенько напоминала о себе. Она признается, что проживая одна, не выдержала бы физической боли, ее бы уже давно не было.

«Со мной с той поры постоянно рядом был человек, деливший мою душу, со всей ее радостью и тяжестью. Человек, которому никогда не было меня слишком много. Я была всегда нужна, и не какой-то кусочек души, я – вся»

Муж буквально вынянчил свою супругу. Они прожили вместе более 50 лет. Это одна из самых счастливых, самых вдохновенных пар.

Наверное, это тот случай, когда встретились две половинки души. Зинаида не устает напоминать, что ТАКИЕ встречи случаются, когда человек внутренне готов остаться одним.

Только цельная личность может притянуть себе подобное. Она поставила на своей женской судьбе крест, будучи уверенной, что останется одна навсегда. И только она прочувствовала свою готовность быть одной…., как судьба преподнесла вселенский подарок – встречу с человеком, который разделил с ней душу.

    Мы два глубоких старика.
    В моей руке - твоя рука.
    Твои глаза в моих глазах,
    И так невозмутимо тих,
    Так нескончаемо глубок
    Безостановочный поток
    Той нежности, что больше
    нас,
    Но льется в мир из наших
    глаз,
    Той нежности, что так полна,
    Что все пройдет, но не она.
Интересно, что за несколько лет до их встречи, ее родственница встретила своего знакомого, который сидел в одной камере с Григорием Соломоновичем. Родственница стала взахлеб рассказывать о своей Зиночке необыкновенной, а тот – о потрясающем сокамернике.

И тогда прозвучали слова – «Вот бы их познакомить! Они так похожи». На этом они расстались, но Небеса то их услышали)

    Ты раскрываешь душу нам,
    Нас тихо обнимаешь светом.
    А мы… мы ищем здесь и там.
    А мы всё спрашиваем: где Ты?
    Ты Дух зажёг, как небосвод,
    И тихо шепчешь на закате:
    Лишь только тот Меня найдёт,
    Кто сам раскроет Мне объятья.

Новый виток в творчестве Зинаиды Миркиной
и Григория Померанца.

Конечно, на творчестве Зинаиды Александроны отразилось мировоззрение такой незаурядной личности, как Г.С. Померанц. Но и лирика жены, ее стихи тоже отразились на публицистике Померанца. После женитьбы Григорий Соломонович стал много писать, он почувствовал прилив сил.

Время их совместной жизни было необычайно плодотворным для обоих. Григорий Соломонович Померанц – одна из самых ярких и образованных личностей, один из самых значительных мыслителей прошлого века. Он не любил, когда его называли философом. Скорее это человек Пути, «абсолютный человек», как назвал его Владимир Леви.

Очень хочу написать о Григории Соломоновиче статью, потому что, даже бегло коснувшись его биографии, была поражена силой духа, интеллектом и глубокой порядочностью этого человека.





Двери их дома всегда открыты для друзей, в нем всегда – особая радостная атмосфера. Почитайте, как вспоминает беседы один из слушателей – Б. Чичибабин

«Величайшим счастьем моей жизни были их беседы, во время которых они говорили оба, по очереди, не перебивая, а слушая и дополняя друг друга. Хотя говорили она и он, это был не диалог, а как бы вьющийся по спирали двухголосный монолог одного целостного духовного существа, из снисхождения к слушателю, для удобства восприятия и ради большей полноты разделившегося на два телесных - женский и мужской - образа».

Помимо домашних «посиделок» Зинаида Миркина и Григорий Померанц долгое время вели совместные лекции в московском Музее меценатов, где встречались близкие духом люди. Зал всегда был переполнен, люди стояли вдоль стен, сидели на полу. Послушать стихи приезжали специально из других городов. Эх, как жалко, что я об этом не знала…

    Жизнь – это с Богом разговор.
    Не тот записанный, вчерашний,
    А несмолкающий, всегдашний,
    Который длится до сих пор.
    Из сердца в сердце – напрямик,
    Так, как внезапный птичий вскрик,
    Как стук дождя, как блеск лучей
    Среди намокнувших ветвей.
Зинаида Александровна Миркина писала стихи, поэмы, прозу, сказки, эссе о Достоевском, Пушкине, о Рильке. Ее перу принадлежит известная книга о Цветаевой, которую она очень любила, «Огонь и пепел». Но самой дорогой для себя вещью из прозы Миркина считает роман «Озеро Сориклен» и называет его автобиографией души.
    “Мне сказали капли дождевые
    Вспышкою в скрестившемся огне:
    Мертвых нет, но только мы, живые,
    Живы лишь отчасти, не вполне”
Зинаида Миркина постигает жизнь обнаженным до предела сердцем, она чувствует этот мир и вбирает в себя каждый его звук, понимая, что только чуткая душа способна вести диалог с Небесами. Ведь
    «Бог не говорит ни на одном из наших языков.
    Он говорит светом, тишиной, высотой и глубиной, обнимающими нас.»


Природа, небо, горы, деревья, дождь… все любимо. Особенно трепетно Зинаида Александровна относится к лесу.

    Благодарю тебя, мой лес,
    За тихие твои уроки.
    За то, что жизнь возможна без
    Дел суетных и слов жестоких…
Она умеет слышать молчание деревьев и лесная тишина настраивает камертон ее души на самый высокий тон.
    “….Ведь то, что мы считаем тишиной, Есть голос несмолкающего Бога..”

50 лет совместного счастья



Зинаида Александровна и Григорий Соломонович вместе прожили более 50 лет. Он ушел из жизни чуть-чуть не дожив до 95-летия.

К счастью, остались ролики с его беседами. И, как жаль, что наше телевидение глухо к таким незаурядным людям. А их становится все меньше и меньше..

    Они ушли от нас далёко,
    Ушли в немые небеса.
    И, замирая, видит око.
    И ухо слышит голоса,
    Которые доносит ветер.
    Звук расплывается вдали.
    О, что же, что же им ответить?
    Зачем они от нас ушли?
    Ещё б глядеть, ещё бы слушать,
    Что шепчут в высоте листы.
    Деревья – это наши души,
    Ушедшие от суеты.
После ухода мужа Зинаида Александровна Миркина написала книгу «Тайная скрижаль», стихи в которой посвящены самому дорогому и любимому человеку.

“Это непрерывный диалог с ним, «диалог голоса и тишины – отзывчивой, наполненной ответным смыслом»
(А. Зорин)

    Ты ушёл, но остались берёзы.
    Ты ушёл, но остались леса.
    И сквозь все неуёмные слёзы
    Проступает немая краса.
    Ни на час, ни на миг не отвлечься,
    С ними я, как с тобою, слита.
    И сквозь все неумолчные речи
    Проступает твоя немота.



Зинаиде Александровне Миркиной исполнилось в январе 88 лет.

    …Тот давно знакомый звук-
    Легких капель перестук,
    Словно мокрая листва
    Шепчет сердцу, что жива…
Она пишет стихи («море и реки стихов»), разговаривает с деревьями, слушает тишину и продолжает нас врачевать своими строками. И так хочется, чтобы реки ее стихов никогда не иссякали.
    Совсем не делать ничего,
    Застыть недвижно тихим утром
    И наслаждаться перламутром
    Родного неба моего
    И раковины на столе,
    Моим кораллом снежно-белым…
    Да, вовсе ничего не делать,
    И даже мысли на нуле.
    Быть неподвижно рядом с Богом
    И вдруг почувствовать, как много,
    Безмерно много мне дано,
    Когда есть стол, коралл, окно…

Зинаида Миркина. Фото: Анна Артемьева / «Новая газета»

«Господи, если бы люди оглянулись на Твои права! Да святится имя Твое…» — писала Зинаида Александровна Миркина в «Новой газете» в феврале 2017 года. Ей было полных девяносто лет.

Зинаида Александровна писала тогда ораздорах. Между Россией и Украиной (эта схватка явно была для нее в последние годы особенно непереносима). Между «красными» и «белыми» сто лет назад — и их потомками ныне. Между поверхностью, на которой правит «князь мира сего» (и толпится большинство из нас) — и глубиной приятия и прощения, на которую трудно спуститься.

Опыт человека, прожившего на этой именно земле почти весь ХХ век, накалял ее голос:

«Когда я смотрела фильм «Покаяние» (в начале перестройки), я рыдала. Нам показывали заблуждения наших отцов и матерей, певших «Оду радости» Шиллера, в то время как художника с иконным лицом распинали. Я думала тогда, сквозь рыдания: «Вот-вот люди увидят, что жили на поверхности и повернутся к глубине». Не тут-то было! Люди с одного конца плоскости перебежали на другой. И стали с небывалой силой делить землю, по которой ходили. Только бы разрубить на куски, тогда все будет в порядке. И вот на Украине ставят памятник Бандере, а в России — ​Ивану Грозному. <…> Не смена режимов укрощает ненависть, а укрощение ненависти может установить более или менее человеческие режимы. Пока что все хотят наживы, и человеческие жизни гораздо менее важны, чем территории. <…> Покуда это так, будут рваться бомбы и кипеть мозги. Пока христианнейшие народы будут проклинать друг друга и качать свои несравненные права; пока можно ликовать и плясать во время землетрясения на территории врага, пока на Украине могут радоваться падению российского самолета, никакое восстановление юридических прав никому не поможет».

«Наш мир болен», — писала Зинаида Александровна в «Новой» в сентябре 2014 года, на пике тревоги.

«В мире разбушевалась ненависть. Ненависть, которая может взорвать мир. Я пишу потому, что не писать не могу. Майстер Экхарт кончал одну из проповедей словами: «Если бы здесь не было никого, кто бы мог меня услышать, я должен был сказать это вот этой церковной кружке». Пастернак говорил, что 1913 год был последним годом, когда легче было любить, чем ненавидеть. Мировая война, развязанная 100 лет назад, выпустила джинна ненависти из бутылки, и он стал хозяйничать в мире».

И далее — следует блестящий, твердый, абсолютно трезвый анализ последних тридцати лет жизни на «одной шестой», на бывшей территории СССР. Честный (и почти грозный в своей прямоте) по отношению к сильным и слабым мира сего, к нарядным и наивным самообольщениям перестройки, к «строительству демократии» с применением прямой наводки, к чеченской войне, трагическим раздорам с Украиной, скорострельному распаду бывшей империи и судьбам ее подданных.

Перечитайте эссе Миркиной : голос чести и голос здравого смысла говорят в нем в унисон. И с восхищением думаешь о том, что эти диагнозы твердо и ясно ставила женщина 88 лет — лирический поэт, переводчик Рильке и суфийской лирики, автор эссе о Достоевском и Цветаевой.

Но духовная работа , которую вместе пять десятилетий выполняли в России XX века Зинаида Миркина и ее муж, философ Григорий Померанц, была важнее и значительнее их текстов и лекций. Тексты входили в нее лишь составной частью пути двух мудрецов. Тут работали и иные механизмы судеб. Возможно — более понятные составителям житий, чем нам сегодня.

  • «Новая газета»

прощание

Дар полносердечия

О личности, стихах и духовном пути Зинаиды Александровны Миркиной для «Новой газеты» написал ее ученик — прозаик и сценарист Роман Перельштейн

21 сентября после продолжительной болезни ушла из жизни духовный поэт Зинаида Александровна Миркина. Непревзойденный переводчик, яркий публицист, выдающийся лектор, блистательный эссеист, крупный религиозный мыслитель — она оставила неизгладимый след в душах своих почитателей и последователей. Миркина и ее покойный супруг, российский философ Григорий Соломонович Померанц, стоят особняком от отечественной культуры, но находятся в ее лоне. Я бы сравнил их с маяком, на который культура, любая культура, должна ориентироваться, чтоб держаться своих небесных корней.

Творчество начинается с ограничения, находит продолжение в свободе и не имеет завершения в служении. Поэзия Миркиной и есть служение в чистом виде. Источник, питающий такую поэзию, неисчерпаем. Чему же служит поэт, отринувший самовыражение и вставший на путь самоотвержения, самоиссякания? Он служит тому, что превышает его разумение, но никогда не разминется с тайной его сердца. Зинаида Миркина погружает читателя в эту тайну, общую для всех; тайну, которая связывает нас друг с другом.

Мы все понесли невосполнимую утрату. Но остались книги, лекции, фильмы, посвященные чете мудрецов, жив их семинар. Померанц и Миркина как духовный феномен составляют единое целое, и при этом они удивительным образом дополняют друг друга. Их мысль трезва, их откровения крылаты.

Начиная с девяностых годов, Миркина выпустила семнадцать поэтических сборников, каждый из которых тут же становился событием. Сейчас к изданию готовится новый, завершающий сборник. Символично его название «Открытая дверь». Зинаида Александровна и была открытой дверью. Она обладала небывалым даром полносердечия. Я уверен, что без таких «стержней», как Миркина и Померанц, ни одна культура не устоит, она просто рассыплется, распадется на куски. Такие люди торят дорогу в небо. Внешне они остаются людьми светскими, внутри — глубоко религиозны. Но их религиозность никого не подавляет, потому что она светла и тиха.

Зинаида Александровна покинула нас на 93-м году жизни, Померанц прожил на два года больше. Одно из их наставлений звучало так: «В России нужно жить долго».

Вечная память Зинаиде Александровне. Своими стихами она открыла в нас такую внутреннюю тишину, в которой вызревают жизнестойкие зерна добра и света.

p.s.

Прощание с Зинаидой Александровной пройдет в Москве. В понедельник, 24 сентября, в Центральном доме литераторов, с 11 часов утра.