Высказывание художественного руководителя театра сатирикон. Свобода цензуры: как отреагировали на выступление Райкина

Константин Райкин, художественный руководитель театра «Сатририкон», на Всероссийском театральном форуме выступил с речью о цензуре. Выступление вызвало огромный резонанс, так как Райкин фактически высказался против борьбы чиновников за нравственность в искусстве. Многие делегаты съезда выразили полное согласие с худруком «Сатирикона».

«У нас вообще в театре происходит масса интереснейших вещей. И масса интересных спектаклей. Я считаю, это хорошо. Разных, спорных, прекрасных! Нет, мы опять почему-то хотим… Мы друг на друга клевещем, доносим иногда – прямо вот так ябедничаем. И опять хотим в клетку. В клетку-то зачем опять? «Чтоб цензура, давайте!» Не надо, не надо! Господи, что же мы утрачиваем и сами отказываемся от завоеваний? Что же мы иллюстрируем Федора Михайловича Достоевского, который говорил: «Только лиши нас опеки, мы тут же попросимся обратно в опеку». Ну, что же мы? Ну, неужели он такой гений, что и на нас настучал на тысячу лет вперед? Про наше, так сказать, раболепство», - сказал Райкин.

Также его возмутило закрытие ряда мероприятий из-за протестов активистов:

«Эти, так сказать, наезды на искусство, на театр, в частности. Эти совершенно беззаконные, экстремистские, наглые, агрессивные, прикрывающиеся словами о нравственности, о морали, и вообще всяческими, так сказать, благими и высокими словами: «патриотизм», «Родина» и «высокая нравственность». Вот эти группки оскорбленных якобы людей, которые закрывают спектакли, закрывают выставки, нагло очень себя ведут, к которым как-то очень странно власть нейтральна - дистанцируется. Мне кажется, что это безобразные посягательства на свободу творчества, на запрет цензуры. А запрет цензуры - я не знаю, как кто к этому относится, а я считаю, что это величайшее событие векового значения в нашей жизни, в художественной, духовной жизни нашей страны… Это проклятие и многовековой позор вообще отечественной нашей культуры, нашего искусства - наконец, был запрещен».

«Не верю я этим группам возмущенных и обиженных людей, у которых, видите ли, религиозные чувства оскорблены. Не верю! Верю, что они проплачены. Так что - это группки мерзких людей, которые борются незаконными мерзкими путями за нравственность, видите ли».

«И церковь наша несчастная, которая забыла, как ее травили, уничтожали священников, срывали кресты и делали овощехранилища в наших церквях. Она начинает действовать такими же методами сейчас. Значит, прав был Лев Николаевич Толстой, который говорил, что не надо соединяться власти с церковью, иначе она начинает не богу служить, а власть обслуживать. Что мы в большой степени наблюдаем».

Чтобы противостоять этим явлениям, Райкин призвал людей культуры объединиться.

«Мне кажется, сейчас, в очень трудные времена, очень опасные, очень страшные; очень это похоже… Не буду говорить, на что. Но сами понимаете. Нам нужно вместе очень соединиться и очень внятно давать отпор этому».

В Кремле прокомментировали высказывание Райкина, указав на то, что он путает цензуру и госзаказ.

«Цензура недопустима. Неоднократно эта тема обсуждалась на встречах президента с представителями театральной, кинематографической общественности. При этом надо четко дифференцировать те постановки и произведения, которые ставятся или снимаются на государственные деньги, или с привлечением каких-то других источников финансирования. Когда власти дают деньги на постановку, то они вправе обозначить ту или иную тему», - сказал официальный представитель Кремля Дмитрий Песков.

Также Песков отметил, что те произведения, которые появляются без финансирования государства, не должны нарушать закон: например, разжигать рознь или призывать к экстремизму.

Существует мнение, что именно финансирование, вернее, его отсутствие, и подвигло худрука «Сатирикона» на резкую критику культурной политики.

Так, накануне Райкин заявил об угрозе закрытия театра из-за финансовых проблем. Сейчас «Сатирикон» арендует временное помещение в связи с реконструкцией здания театра, и все деньги, которые выделяет бюджет, уходят на оплату аренды. Этого финансирования недостаточно для проведения репетиций, и театр полгода простаивает.

Кстати, именно полгода назад над театром нависла реальная угроза, когда в феврале на его сцене был поставлен спектакль на остросоциальную тему «Все оттенки голубого». Депутат Виталий Милонов не заставил себя ждать и призвал проверить постановку на гей-пропаганду среди несовершеннолетних. Милонова не смутило то, что на афише было указано «18+».

Сопоставив эти факты, можно предположить, что Райкину «уже нечего терять»: если «Сатирикон» не получит финансирования и все-таки закроется, виновной в том будет власть со своей цензурой.

Видеозапись выступления Константина Райкина разошлась в Сети, вызвав бурную реакцию как известных людей, так и простых пользователей.

Президент мотоклуба «Ночные волки» Александра Залдостанова, известный как «Хирург», раскритиковал слова Райкина, обвинив его в «желании превратить Россию в сточную канаву».

«Дьявол всегда соблазняет свободой! А под видом свободы эти райкины хотят превратить страну в сточную канаву, по которой текли бы нечистоты», - сказал Залдостанов.

Он пообещал, что будет защищать российскую свободу от «американской демократии», добавив, что «Райкиных в Америке бы не существовало, а у нас они есть».

В «Сатириконе» сообщили, что сейчас Константин Райкин не намерен реагировать на критику своего выступления.

Советский и российский режиссером Иосиф Райхельгауз в интервью Life сказал, что «Райкин говорит, потому что можно говорить».

«Я его целиком поддерживаю. Он выдающийся деятель современного театра. Но он говорит, потому что сегодня это не угрожает его жизни и здоровью. К сегодняшнему времени масса претензий, но сравнить нынешнего президента с генсеками тех времен - Брежневым, Черненко, Андроповым - это несравнимо», - сказал Райхельгауз.

Политический обозреватель Константин Семин также не согласен с Райкиным, заявив, что «не видит на горизонте призрак 37-го года».

«Все те «жуткие» происшествия, связанные с протестом граждан против выставок и спектаклей, которые Райкин перечисляет, – они ведь не могут быть записаны в актив государственной власти. Это не власть запрещает порнографию. Это не власть искореняет педофилию в искусстве. Это не власть наложила мораторий на предательские и антисоветские, русофобские высказывания в СМИ. Больше того, мы видим, что в процентном соотношении таких высказываний, таких «актов искусства», как любят называть это сами «творцы» в публичном пространстве, становится лишь больше и больше. Это происходит при полном попустительстве государства. Государство смотрит на это не то чтобы сочувственно, но уж совершенно точно без возмущения. Поэтому мне абсолютно непонятно: где, в каком месте господин Райкин углядел этот самый «зловещий призрак сталинской цензуры», - сказал Семин.

Также он подчеркнул, что терпение общества не беспредельно, и когда надругательства над здравым смыслом и девиации в искусстве выходят за рамки, нельзя отнимать у людей право на возмущение и негодование.

«Иногда это изливается в безобразные выходки, но эти выходки не более безобразны, чем те акты, которые их спровоцировали», - уверен политический обозреватель.

Писатель Амирам Григоров на своей странице в Facebook также высказался по поводу выступления Райкина.

«Я просто хочу отметить - «Костя Райкин», которого давненько, чуть ли не с 90-х, было не особенно слышно, видимо, не смог промолчать не потому, что он такой особо белоленточный или либеральный - он конкретно бизнесмен и конформист, плотно дружный с властями при двух режимах.

Несмотря на то, что он вышел со всеми квашами-ахеджаками из одного краснознаменного инкубатора, он действительно не делал политических высказываний на публику, поскольку ему это нужно не было - у него есть вообще все - и театр, и гешефт, и покровительство московских властей, у него однозначно (просто к гадалке не ходи) доля в райкин-плазе, просто потому, что плаза эта построена на земле, переданной или в конце совка, в самом конце царствования «великого аггкадия исаковича», или позже, во время смутного времени, театру, и плазу там отгрохали явно не без гешефта.

Я уверен - промолчал бы этот «талантливый майчик Костя» в ста случаях из ста. Но, видимо, позвонили. Видимо, намекнули. Сказали, что он «нагушает пгинципы когпогации». Заметили, что после «геволюции» ему не будет гут - зачислят в кобзоны. И Костя таки нам сказал», - написал Амирам Григоров.

Художественный руководитель театра «Гоголь-центр» Кирилл Серебренников в интервью телеканалу «Дождь» прокомментировал слова Райкина:

«Совершенно блистательная речь: честная, эмоциональная, я понимаю, о чем он говорит в каждом слове. Я знаю, что у Райкина какие-то люди срывали спектакли, писали доносы и прочее, это все началось совсем недавно, и он знает, про что он говорит. А вот этот круглый стол в Общественной палате, где был практически открытый конфликт Константина Аркадьевича с первым заместителем министра культуры РФ Владимиром Аристарховым, который посмел его учить, как надо жить и что такое государство. Они говорят: государство - это мы, и мы будем решать, что народу нужно, а что не нужно. Все возвращается к самому убогому совку.

Я думаю, что то, что он сказал, будет поддержано и рассмотрено большим числом людей. Потому что многие тоже чувствуют цензуру и сталкиваются с катастрофическим снижением субсидирования культуры, если она не пропагандистская. На пропаганду деньги будут всегда. А на культуру и искусство будет все меньше и меньше. Государство, когда говорит про госзаказ, имеет в виду именно пропаганду. Что еще оно будет заказывать?».

Фото, видео: youtube.com/user/STDofRF

Художественный руководитель «Сатирикона» Константин Райкин связал проверки в театре с «местью» министра культуры России Владимира Мединского. По его словам, глава Минкультуры «не может простить» Райкину слова о цензуре и борьбу против «несправедливых» решений, касающихся «Сатирикона». Об этом сам Райкин рассказал Дождю.

«Это месть и наказание, которым хочет подвергнуть меня и мой театр мой непосредственный начальник министр культуры Владимир Мединский. Он не может мне простить моего высказывания на съезде Cоюза театральных деятелей и того, что я несколько раз уличал его в неправде и боролся против его несправедливых решений, касающихся театра Сатирикон», — сказал Райкин.

Как сообщил худрук «Сатирикона», в течение года в театре прошло шесть проверок, в ходе которых не выявили серьезных нарушений. Райкин расценил эти действия как «официальную попытку» запугать «Сатирикон».

Кроме того, считает Райкин, Мединский пытается остановить реконструкцию здания театра. В 2014 году Градостроительно-земельная комиссия Москвы разрешила реконструировать здание «Сатирикона», а также пристроить новый фасад с расширенной частью для зрителей, площадь которой будет достигать 26,3 тысячи квадратных метров. Строительство осуществляет компания « Ташир» Самвела Карапетяна.

Изначально планировалось, что строительство завершится в 2016 году, затем его перенесли на 2017, сейчас — на конец 2018 года. По информации Дождя, в Минкульте недовольны задержкой строительства, но официально это не подтверждают. В театре срыв сроков объяснили строительством метро. По мнению Райкина, сейчас Мединский заинтересован в остановке строительства.

«А остановить строительство и не дать этому театру въехать в свой дом, это значит его уничтожить. Сделать это в общем при его могуществе вполне не сложно сейчас. И это при том, что мы находимся в таком промежуточном состоянии»,— пояснил худрук «Сатирикона».

В Метрострое отказались комментировать ситуацию. В группе компаний «Ташир» на запрос Дождя о том, действительно ли к ним обращалось министерство культуры, не ответили. В самом ведомстве не смогли предоставить комментарий о ситуации в «Сатириконе», отметив, что министерство находится в постоянном взаимодействии с театром.

В то же время, один высокопоставленный чиновник рассказал Дождю, что скоро министерство публично озвучит претензии к театру.

Райкин также рассказал, что «Сатирикон» получил президентский грант, что «взбесило министра», хотя такие гранты «получают все федеральные театры».

«Все, кроме нас получили бы, если бы я не стал бороться против этого решения. А нас вычеркивало министерство культуры. Почему? Нас, которые в этом нуждаются больше всего, в этих деньгах. Потому что тогда есть возможность что-то еще сотворить в этом пространстве бездомности, в котором мы сейчас находимся», — сказал Райкин.

В октябре 2016 года Райкин, выступая на съезде Союза театральных деятелей России, закрытие выставок и спектаклей, а также высказался о цензуре в России. Мединский, комментируя слова Райкина, что в России нет цензуры, а театры в стране пользуются «немыслимой» свободой. Кроме того, он подчеркнул, что «уж кому-кому, а [Райкину] жаловаться на цензуру просто нелепо», так как «Сатирикону» никто никогда ничего не запрещал. По мнению Мединского, в слова Райкина были мотивированы какими-то другими причинами.

Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, комментируя высказывания художественного руководителя театра, не путать государственный заказ с цензурой.

До выступления на съезде Райкин заявил , что «Сатирикон» испытывает финансовые трудности. Он пояснял, что театр «находится на грани уничтожения», поскольку здание закрыто на реконструкцию, а бюджетные средства, которые выделяет Минкультуры, уходят на аренду площадок для репетиций. После публичной дискуссии Минкультуры пообещало в 2017 году вновь поддержать театр субсидиями.

Актер и режиссер Константин Райкин отметился очередным скандальным русофобским заявлением. В ходе выступления в Филармонии имени Шостаковича с моноспектаклем «Над балаганом небо...» Райкин заявил, что в настоящее время Россия представляет собой «некрофильское государство».

«У нас некрофильское государство, оно любит мертвых больше, чем живых. Потом их именами называем улицы, площади, станции метро, а до этого убиваем», - заявил худрук театра «Сатирикон». Кроме того, по его словам, в российском обществе нет «нравственной прививки».

В прошлый раз Константин Райкин выступил с громкими неприятными высказываниями осенью, резко раскритиковал сложившуюся в стране ситуацию, обвинив власти страны в нападках на искусство и цензуру. Тогда многие отметили, что публичная «правдорубская» активность Райкина удивительным образом совпала с озвученной им ранее жалобой на нехватку финансирования «Сатирикона» со стороны государства.

Впрочем, в тот раз все закончилось как нельзя лучше для самого Константина: министр культуры РФ Владимир Мединский извинился перед Райкиным за резкие высказывания своих подчиненных, и к тому же, вроде бы, пообещал выделить театру дополнительные средства.

И вот в конце января стало известно , каким будет финансирование «Сатирикона» в этом году. В этом году финансирование театра составит 235 миллионов рублей, что примерно равняется прошлогоднему бюджету. Тогда «сатирикон» получил от Минкультуры 213 миллионов. Можно предположить, что Райкин счел эту разницу слишком незначительной и решил снова поскандалить, раз уж в прошлый раз так чудесно помогло.

Между тем, выделенные суммы многие считают, напротив, слишком большими, поскольку в прошлом году театр Райкина поставил всего один спектакль. "В 2017 году театр "Сатирикон" получит 235 миллионов рублей финансирования. В прошлом году театр получил в целом примерно 213 миллионов. Знаете, сколько было постановок? Одна", - возмутился председатель Общественного совета при Минкультуры РФ Павел Пожигайло. Он также отметил, что из этого примерно 75 миллионов было потрачено на аренду помещения "Планета КВН", построенного за государственный счет.

Все вышесказанное вовсе не помешало Райкину клянчить деньги у Министерства культуры на постановку второго спектакля. Об этом вполне официально заявила в октябре 2016 года руководитель литературно-драматургической части "Сатирикона" Екатерина Купреева.

По ее словам, театру не хватает небольшой суммы в рамках средств, выделяемых министерством для постановки второго спектакля сезона. Ни Райкин, ни директор "Сатирикона" не раскрыли сумму, которую театр запрашивает у министерства.

"Если я всё правильно понял, то Райкин обиделся за то, что государство отказывается финансировать постановки на гейскую тематику и именно это называется возвращением в сталинские времена. Многие деятели культуры выступление Райкина поддержали. И я почему-то вспомнил известное высказывание Сталина насчет деятелей культуры: "Роль интеллигенции - служебная, довольно почетная, но служебная". Так вот, зачем они пытаются уйти от своей роли?" - прокомментировал тогда сложившуюся ситуацию на своей странице в Фейсбуке глава медиахолдинга Pravda.Ru Вадим Горшенин.

В свою очередь обозреватель Андрей Соколов высказался еще более несдержанно: "История сложных, морганатических взаимоотношений Министерства культуры и отечественных столпов искусства нового времени достойна романа о трех рублях, не меньше. Бедолага Мединский уже и не знает, с какой стороны к этим столпам подступиться: "...совсем нэт совесть, сколько нэ давай", как пелось в известной песне предперестроечной эпохи.

Позиция "дал денег - отвали" настолько характерна для всех этих "властителей дум", что мы уже было начали к ней привыкать. Какую задачу (заметьте: предоплаченную задачу) им ни ставь государство, какие средства ни выдели - все равно "на выходе" будет старая песня о главном: наш народ в массе своей ни на что не способная пьянь, рвань и быдло, история страны сфальсифицирована, прошлое ужасно, настоящее еще хуже, будущего нет".

При этом, судя по нынешнему поведению Райкина, был прав абсолютно во всем: малейшее недовольство «деятеля культуры» размерами выделенных ему бюджетных средств вызывает очередные потоки самых отвратительных ругательств в адрес не только властей, но и страны, и народа. По-хорошему говоря, такие действия называются «шантаж»: платите, и пощедрее, иначе я еще что-нибудь нехорошее скажу - и тогда вам придется извиняться и платить еще больше.

И есть мнение, что с шантажистами «от культуры» вести себя надо так же, как и с любыми другими. Иначе спираль шантажа будет закручиваться все туже и туже, а бюджет у Минкультуры - совершенно нерезиновый. И в стране есть масса людей и проектов, на которые деньги можно было бы потратить с куда большей пользой...

Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков прокомментировал высказывание художественного руководителя "Сатирикона" Константина Райкина о возвращении сталинских времен и цензуре в искусстве. Об этом во вторник, 25 октября, пишет "Российская газета".

По словам официального представителя Кремля, цензуру не стоит путать с государственным заказом на те или иные произведения. "Цензура недопустима. Неоднократно эта тема обсуждалась на встречах президента с представителями театральной, кинематографической общественности", - заявил Песков.

"Естественно, если государство дает деньги на какую-то постановку, то государство вправе обозначить ту или иную тему. Государство заказывает произведение искусства на ту или иную тему. Это не цензура, не нужно путать это с заказом государства", - подчеркнул пресс-секретарь российского лидера.

Между тем, считает Песков, те произведения, которые создаются без привлечения средств из госбюджета, не должны лишь нарушать положения законодательства по борьбе с экстремизмом, провоцированием розни на религиозной и иной почве.

Накануне, 24 октября, выступая на VII съезде Союза театральных деятелей России, Райкин выразил обеспокоенность многочисленными попытками различных общественных организаций оказывать давление на творческих людей. "Эти наезды на искусство, на театр в частности. Эти беззаконные, экстремистские, наглые, агрессивные, прикрывающиеся словами о нравственности и морали группки оскорбленных людей, которые закрывают спектакли, закрывают выставки. И к которым власть нейтральна", - приводит слова худрука Life .

Кроме того, он пожаловался, что в Министерстве культуры с ним разговаривают как в сталинские времена, а среди представителей мира искусства царят клевета и доносы. "Мне кажется, что это безобразные посягательства на свободу творчества, на запрет цензуры. Я сейчас вижу, как явно у кого-то чешутся руки это изменить и вернуть обратно, причем не просто во времена застоя, а еще в более давние, сталинские времена, потому что с нами наши непосредственные начальники разговаривают такими сталинскими установками, что просто ушам своим не веришь. Мы сидим и слушаем это. Мы что, не можем высказаться все вместе? Мы то друг на друга клевещем, доносим иногда, ябедничаем и опять хотим в клетку. В клетку-то зачем?" - заявил Райкин в понедельник на съезде.

Нужно отметить, что имя худрука "Сатирикона" не сходит с информационного потока СМИ с прошедшей недели. Так, 19 октября Райкин сообщил, что возглавляемый им театр находится на "пути к гибели" из-за финансовых трудностей, возникших из-за необходимости арендовать помещения на время реконструкции основного здания. По его словам, театр "находится в простое" уже полгода, в результате чего Райкин вынужден "отодвинуть репетицию и постановку нового спектакля". Он заявил, что театру нужна "некая сумма, которая должна быть заплачена за аренду". При этом народный артист РФ отметил, что в случае, если Минкультуры не сможет оказать помощь, он обратится "куда-то еще".

"Не совсем понятно, о каком полугодовом простое говорил Константин Аркадьевич", - удивленно комментировал на следующий день слова Райкина заместитель министра культуры Александр Журавский. По его данным, "Сатирикон" активно гастролирует и ставит премьеры. Также Журавский напомнил, что в начале нынешнего лета состоялась премьера "Лекарь поневоле", а в сентябре он присутствовал на сборе труппы и "ничего тревожного от руководства не слышал". Впрочем, представитель Минкульта сообщил, что ведомство рассмотрит просьбу Райкина о финансовой помощи театру.

Удивительно, но простые и, казалось бы, очевидные для цивилизованной страны истины могут вдруг стать поводом для скандала.
Народный артист России Константин Райкин, выступая в понедельник на прошедшем в Москве Всероссийском театральном форуме, заявил: "Вот эти группки якобы оскорбленных людей, которые закрывают спектакли, закрывают выставки, нагло себя ведут, к которым как-то очень странно власть нейтральна - дистанцируется от них. Мне кажется, что это безобразные посягательства на свободу творчества, на запрет цензуры. А запрет цензуры — это величайшее событие векового значения в художественной, духовной жизни нашей страны".

"…И церковь наша, несчастная, которая забыла, как ее травили, уничтожали священников, срывали кресты и делали овощехранилища в наших церквях, начинает действовать такими же методами сейчас. Значит, прав был Лев Николаевич Толстой, который говорил, что не надо соединяться власти с церковью, иначе она начинает не богу служить, а власть обслуживать", — напомнил Константин Райкин.

По мнению худрука театра "Сатирикон", искусство само в себе имеет достаточно фильтров из режиссеров, художественных руководителей, критиков, зрителей, души самого художника (это и есть носители нравственности). И призывает не делать вид, что единственный носитель нравственности и морали — это власть.

"Я помню: мы все родом из советской власти. Я помню этот позорный идиотизм! Это причина, единственная, по которой я не хочу быть молодым, не хочу вернуться туда снова. А меня заставляют читать эту мерзкую книжку опять. Потому что словами о нравственности, Родине, народе и патриотизме прикрываются, как правило, очень низкие цели", — заявил Константин Райкин.

Всероссийский театральный форум выступил против возрождения цензуры Участники форума намерены обратиться к властям с просьбой принять меры для пресечения попыток возрождения цензуры и антиконституционного вмешательства государственных органов в творчество.

Очевидные же вещи, нет? Понятно же, что государство не должно вмешиваться в творчество, это дело признанных, авторитетных экспертов - критиковать, советовать, рецензировать, выбирать достойные наград постановки.

И понятно, что, согласно Конституции, в нашей стране должно признаваться идеологическое многообразие. И "никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной" (Ст.13 Конституции РФ).

Противоречивая реакция на выступление Константина Райкина

Но отзывы на выступление Константина Райкина - прямо противоположные: от "наконец-то хоть кто-то об этом сказал" до "а что там, у центра "Райкин-плаза" - проблемы, наверное?".

Впервые за историю театра в сезоне вышла , после чего труппа полгода находилась в простое. Пока идет ремонт основного здания, "Сатирикон" вынужден арендовать другие площадки, чтобы иметь возможность играть и репетировать новые пьесы, а на аренду при этом уходит большое количество заработанных средств.

По словам замминистра Александра Журавского, когда руководство "Сатирикона" обратилось за помощью в финансировании на аренду ММЦ "Планета КВН" (в связи с тем, что историческая сцена театра находится на реконструкции), власти пошли навстречу театру и выделили более 44 миллионов рублей на компенсацию аренды.

Оставшуюся часть "Сатирикон" взялся компенсировать из собственных доходов (в прошлом году было около 130 миллионов рублей).
"Мне не совсем понятно, о каком полугодовом простое говорил Константин Аркадьевич. Достаточно сказать, что театр активно гастролирует и ставит премьеры", — заявил Журавский.

После того, как Константин Райкин выступил с резонансной речью, его оппоненты легко связали эти два события - финансовые проблемы "Сатирикона" и критическое выступление его худрука на форуме СТД. Это и правда просто, как дважды два: денег не дали - пошел критиковать. Однако, напомню, что позиция Константина Райкина - последовательная, с

Претензии к Минкульту и к одному из замминистров Владимиру Аристархову звучали, к примеру, еще в мае прошлого года - тогда Константин Райкин вместе с Георгием Тараторкиным и Игорем Костолевским раскритиковали высказывания Аристархова по поводу театральной премии "Золотая маска" (тот считал, что фестиваль поддерживает провокационные и русофобские постановки).

Учитывая, что театру "Сатирикон" сейчас как никогда нужны деньги на завершение затянувшегося ремонта, речь Константина Райкина на форуме СТД кажется еще более смелой и весомой, ведь в этом случае худрук рискует не только впасть в немилость властей предержащих (что его вроде бы мало беспокоит), но и как следствие - остаться без дополнительной помощи театру.