«Житие Аввакума, им самим написанное. Тема: «Житие Аввакума, им самим написанное

Данные об авторе

Горбунова Нина Ивановна

Место работы, должность:

МОУ "Гимназия №56", учитель русского языка и литературы

Московская область

Характеристики урока (занятия)

Уровень образования:

Основное общее образование

Целевая аудитория:

Учащийся (студент)

Класс(ы):

Предмет(ы):

Литература

Цель урока:

Тип урока:

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе (аудитории):

Краткое описание:

Урок-исследование

Учитель русского языка и литературы МОУ «Гимназия № 56» Московской области Люберецкого района п. Красково

Горбунова Нина Ивановна

«Стойкость убеждений, величие духа. Сила и красота языка».

Урок по «Житию Аввакума, им самим написанным».

(8 класс)

Знания на уроке: основные автобиографические сведения об авторе, канон жития

Словарная работа: национальный характер, семейный быт, сила духа, фанатизм, личность, новаторство.

Ход урока:

I. Анализ заголовка « Жития…»

1. О ком пойдет речь?

2. Индивидуальное сообщение ученика - рассказ об исторических событиях 17 века

3. Что поразило вас в названии? Почему житие написано самим Аввакумом?

(Аввакум пишет житие почти в пятьдесят лет. Он уже изведал изгнанничество, пытки, потерю близких. Значит этот текст - проповедь определенных взглядов, а с точки зрения художественной - разрушение средневекового канона жития.)

II. Чтение текста «Жития…». Помощь учителя здесь необходима, так как язык произведения не совсем доступен читателям.

III. Групповая работа: провести наблюдения над художественными особенностями текста, подготовить материал для обсуждения.

Каждая группа выбирает определенный аспект анализа текста. В сильном классе группа может самостоятельно сформулировать вопросы для наблюдения за текстом.

Первая группа анализирует композицию и развитие сюжета:

1. В чем своеобразие Композиции текста?

2. Что составляет основу сюжета?

3. В какой последовательности изображены события?

4. Какова форма повествования?

5. Кто главный герой? Что можно сказать о героя произведения?

Вторая группа анализирует особенности изображения героя, его характера:

1. Как соотносятся в тексте автор и герой?

2. В чем двойственность изображения героя?

3. В чем состоит жизненный подвиг Аввакума? За что и против чего он выступает?

4. Как раскрывается характер персонажа?

5. Каковы основные приемы создания образа?

6. Каково ваше мнение о личности Аввакума?

Третья группа анализирует особенности стиля и языка произведения:

1. В чем своеобразие языка произведения? К какому стилю речи свойственно просторечие?

2. Чем можно объяснить эмоциональность изложения?

3. Каков воображаемый адресат речи Аввакума? На кого рассчитано его обращение?

4. В каких эпизодах звучит комическая нотка? Почему она проявляется в житие?

5. Какие художественные приемы (тропы) использует автор?

6. Как речь героя характеризует его?

IV. Обсуждение итогов. Традиции и новаторство в «Житии Аввакума…»

Канонические черты жития

Художественные открытия Аввакума

1. Житие - это биография святого.

1. Аввакум не причислен к лику святых.

2. Житие составлялось после смерти святого.

2. Написано при жизни.

3. Повествование ведется от третьего лица, отличается неторопливостью изложения, спокойной интонацией.

3. Житие напоминает исповедь, форма повествования от первого лица придает тексту эмоциональность и силу.

4. Композиция жития строится по строгой схеме.

4. В общих чертах композиция выдержана, нет привычного финала.

5. Способ изображения героя - идеализация.

5. Герой не идеализированная личность, он «святой грешник».

6. Внутренний мир героя не изображается в развитии, он избранник с момента рождения.

6. Ярко изображается внутренний мир героя, этому служат внутренние монологи.

7. Пространство и время изображаются условно.

7. Конкретны и реальны

8. В изображении святого по возможности устранялись все индивидуальные черты характера, частности, случайности.

8. Герой ярко индивидуален, узнаваем, речь его самобытна, эмоциональна, перед нами не абстрактный идеал человека, а земной страдалец, бунтарь.

9. Тон повествования торжественный, серьезный.

9. Появляются комические нотки.

10. Язык жития книжный, с обилием церковнославянизмов.

10. Язык живой, разговорный, введение просторечий является основным стилистическим примером: автор как будто не пишет, а свободно говорит.

11. Текст рассчитан на грамотного, подготовленного человека.

12. Сюжет жития составляет духовный подвиг святого.

12. Сюжет изображает национальный быт, порядки, семейную жизнь.

Выводы: Аввакум выступает новатором, разрушает средневековой канон. Перед ним автобиография героя, в котором все подчинено защите «старой» веры как национальной форме сознания. В реформе Аввакум видел посягательство на национальный быт, поэтому любовно изображает бытовые подробности, говорит на сочном, ярком «подлом» языке. Этот текст имеет публицистический пафос.

V. Личность Аввакума: оценки, мнения.

1. Каким вам представляется герой в финале жития, где он описывает курочку?

(Почему в таком маленьком эпизоде дважды звучит повтор - «по два яичка на день давала?

Герой - человек мягкий, добрый, его глубоко трогает случившееся, он вовсе не кажется «железным», несгибаемым борцом за веру. Интонация этого эпизода, повторы напоминают живую взволнованную речь.)

2. Индивидуальное сообщение ученика: рассказ по картине В. Сурикова «Боярыня Морозова».

Боярыня Морозова - духовная дщерь Аввакума. Сила ее протеста и приверженности «старой» вере потрясают зрителя.

3. Чтение послания Аввакума боярыне Морозовой: что оно открывает нам в личности протопопа?

Аввакум ощущает себя пастырем, наставником «Христового стада». Это его миссия. Текст очень эмоционален: от грубой ругани до нежной признательности. Отстоять правду - главное для Аввакума.

4. Как раскрывается характер Аввакума в других посланиях? Каково ваше мнение о его личности? Можно ли назвать его «фанатиком веры»? Как вы относитесь к фанатизму?

Поражает бесстрашие, самоотверженность, стойкость. Его личность отражает некоторые особенности русского национального характера: вечное правдоискательство и беззаветную преданность вере. Аввакум впервые выступил против культа царской личности, поэтому его религиозная идея приобрела национальный характер. Идея свободы совести современна и актуальна.

VI. Домашнее задание: выполнить задания №1, 2 после статьи «Русские писатели о сочинении протопопа Аввакума».

Тема: «Житие Аввакума, им самим написанное».

Личность протопопа Аввакума, стойкость убеждений, величие духа.

Цель урока: увидеть Аввакума как особенную, неординарную языковую личность, отметить традиционные и новаторские черты его жития.

Задачи урока: 1) Знакомство с текстом старорусского периода развития языка

2) Познакомить с историко-культурной ситуацией времени, о котором идёт речь в житие

3) Прививать навыки лингвокультурологического комплексного анализа текста (лексический, исторический, культурологический уровень)

4) Формировать чувство патриотизма.

Словарная работа:
Национальный характер, семейный быт, сила духа, фанатизм, личность, новаторство.

Эпиграф на доске:

Есть Бог, есть мир, они живут вовек,
А жизнь людей мгновенна и убога.
Но все в себя вмещает человек,
Который любит жизнь и верит в Бога. (Н.Гумилев)

(Предварительно класс необходимо разделить на три творческие группы: литературоведы, историки, текстологи, и дать им задание по изучению исторической обстановки времен протопопа Аввакума, воспоминаний о нем современников, текста «Жития» и подготовить материалы для обсуждения.)

ХОД УРОКА:
Учитель: Ребята, прочитайте эпиграф к нашему уроку.(ученик выразительно читает)

Как вы понимаете смысл этих слов? О человеке, который любил жизнь и верил в бога пойдёт наш разговор- о протопопе Аввакуме,личности яркой и неординарной.. Вступительное слово учителя:
Русская церковь стремилась к правовой и идеологической автономии от церкви византийской, поэтому было чрезвычайно важно добиться канонизации собственных, русских святых, непременным условием которой было наличие жития.

Что же такое житие?

Запишите в тетрадях определение.
Житие -это рассказ о жизни, страданиях или благочестивых подвигах людей, канонизированных церковью, то есть признанных святыми и официально удостоенных почитания. Житийная литература называется агиографией (ОТ ГРЕЧЕСКОГО АГИОС-СВЯТОЙ, ГРАФО-ПИШУ)

А теперь мы свами перенесёмся в 17 век(музыка духовная

«О Всепетая Мати»
Ученик, подготовленный, выходит со свечой, в руках перо и бумага, садится за стол, начинает писать, при этом вслух проговаривает текст из «Жития»:

«Посем у всякаго правовернаго прощения прошу: иное было, кажется, про житие-то мне и не надобно говорить... А я ничто ж есмь. Рекох, и паки реку: аз есмь человек грешник, блудник и хищник, тать и убийца, друг мытарем и грешникам и всякому человеку лицемерец окаянной. Простите же и молитеся о мне, а я о вас должен, чтущих и послушающих. Больши тово жить не умею; а что сделаю я, то людям и сказываю; пускай Богу молятся о мне!»

Учитель . Так обращался к своим читателям писатель XVII века протопоп Аввакум Петров. Какие языковые особенности, характерные для уже известного вам жанра жития, вы заметили в этом обращении? (Приём самоуничижения, клеймения)

Зачем? (Он не ставит себя выше своего читателя, это своеобразная попытка расположить к себе, вот так себя принижая – грешник, друг мытарей и грешникам и всякому человеку.

Он просит прощения. Прощение в православии – это своего рода оберег от гордыни)

История жизни Аввакума трагична. По духу и темпераменту он был борцом, полемистом, обличителем. Выступая против реформ патриарха Никона, он много претерпел за веру. В конце своей многотрудной жизни в Пустозерске, маленьком городке в устье Печоры, написал он свое «Житие»
-Кому адресовал Аввакум свое писание? Каким он представлял своего читателя? Чем объяснить глубокую эмоциональность его повествования?
-Чем отличается «Житие» Аввакума от традиционных произведений этого жанра? В чем оно близко агиографическим канонам?
-Как оценили личность протопопа Аввакума русские писатели? Разобраться в этом нам помогут литературоведы, историки, текстологи.
Выступление учащихся:
ЛИТЕРАТУРОВЕДЫ: Аввакум (протопоп) – поборник старой веры, вождь старообрядчества, автор знаменитого жития и ряда других произведений. Родился на Нижегородской земле, в селе Григорьеве, в семье сельского священника Петра, в возрасте 21 год был поставлен в дьяконы церкви с. Лопатицы, спустя года рукоположен в священники, а через 8 лет назначен протопопом Вознесенской церкви в городе Юрьевце Повольском.
ИСТОРИКИ: Возведение Аввакума в протопопы состоялось в 1652 году в канунный год никоновской церковной реформы. В это время Аввакум был тесно связан с кружком ревнителей благочестия, который возглавляли протопоп кремлевского Благовещенского собора, Стефан Вонифатьев с протопопом московского Казанского собора Иваном Нероновым. В члены кружка входил молодой царь Алексей Михайлович. Они стремились возвысить дух церковной жизни Российского государства, ратовали за возрождение активной пасторской деятельности духовенства, боролись с простонародными видами увеселений, видя в нем пережитки язычества.
ТЕКСТОЛОГИ: Из архивных документов известно, что Аввакум перебрался в Москву из Юрьевца в 1652 году к своему духовному отцу Ивану Неронову (в Юрьевце у него случился конфликт с взбунтовавшимися против непреклонного в своем благочестии пастыря прихожанам). В Москве Аввакум был представлен царю самим Стефаном Ванифатьевым. Он служил в одном из приделов Казанского собора и сделался постоянным участником кружка боголюбцев, в который и входил любимец царя, новгородский митрополит Никон, будущий патриарх.
ЛИТЕРАТУРОВЕДЫ: Аввакум уже настолько был влиятельным среди членов приближенного к царю кружка, что вместе с другими участниками подписал челобитную царю о будущем патриархе; человеке, за которого они хлопотали, был Никон.
ИСТОРИКИ: Видеть Никона патриархом хотел и царь Алексей Михайлович, в 1652 году Никон сделался патриархом, а с Великого поста 1653 года он начал претворять ту церковную реформу, которая привела к расколу церкви, не преодоленному по сей день.
ТЕКСТОЛОГИ: Патриарх послал в Казанский собор «память», (распоряжение) о замене двуперстного крестного знамения на троеперстное и о сокращении земных поклонов при чтении покаянной молитвы. На печатном дворе по распоряжению патриарха стали править тексты богослужебных книг, приводя их в соответствие с современными греческими. Все это вызвало активное неприятие со стороны огромной части народа и духовенства.
ИСТОРИКИ: Среди людей, выступивших с протестом, был Аввакум. Власти ответили на неприятие никоновских реформ репрессиями. Аввакума арестовали в 1653 году, а в сентябре по указу Никона и царя сослали в Сибирь, где он участвовал в экспедиции воеводы Афанасия Пашкова, совершившего многолетний переход от Енисейска до Нерчинска, по еще непокоренной Сибири, испытывая жестокие притеснения воеводы; вместе с ним скиталась и его семья.
ЛИТЕРАТУРОВЕДЫ» В начале 60 годов царь призвал Аввакума из Сибири. Аввакум снова стал бесстрашно убеждать царя отказаться от новшеств и выступать в защиту старой веры, за что был снова по указу царя сослан в Пустозерский Острог, близ Печоры.
ИСТОРИКИ: В феврале 1666 года Аввакум был доставлен в Москву на суд церковного собора, созванного по инициативе царя для осуждения старообрядчества, решения дела опального Никона и избрания вместо него нового патриарха. Никона осудили и сослали, нового патриарха Иосифа 2 расстригли (тех, кто принадлежал к духовенству) и, подвергнув многих, как еретиков, урезанию языка, разослали по тюрьмам. В конце 1667 года Аввакум вместе с четырьмя своими союзниками, сибирским священником Никифором, Св. Лазарем, дьяконом Федором, иноком Епифанием, был сослан в Пустозерск, посажен в земляную яму и томился в ней до 1682 года. Аввакум вместе с тремя союзниками был казнен 14 апреля 1682 года сожжением в срубе.
УЧИТЕЛЬ: Я думаю, окунувшись в историческую эпоху 17 века, вы сможете представить автобиографию героя, в которой все подчинено защите старой веры как национальной формы сознания. В реформе Аввакум видел посягательство на национальный быт, поэтому любовно изображает бытовые подробности, говорит на сочном, ярком «подлом» языке. Этот текст имеет публицистический пафос.
А теперь поработаем с текстом «Жития», на столах карточки с заданиями и вопросами для анализа.
II. ГРУППОВАЯ РАБОТА
Первая группа анализирует композицию и сюжет:
1.В чем своеобразие композиции текста?
2.Что составляет основу сюжета?
3.В какой последовательности изображены события?
4.Кто главный герой? Что можно сказать о других героях произведения?
Вторая группа анализирует особенности изображения героя, его характера:
1.Как соотносятся в тексте автор и герой?
2.В чем состоит жизненный подвиг Аввакума? За что и против чего он выступает?
3.Каковы приемы изображения и создания образа?
4.Каково ваше мнение о личности Аввакума?
Третья группа анализирует особенности стиля и языка произведения:
1.В чем своеобразие языка произведения? Какому стилю речи свойственно просторечие?
2.Чем можно объяснить эмоциональность изложения?
3.Каков воображаемый адресат речи Аввакума? На кого рассчитано его обращение?
4. Какие художественные тропы использует автор? Как речь героя характеризует его?
Индивидуальное задание :
Чтение послания Аввакума боярыне Морозовой: что оно открывает нам в личности протопопа? (Использовать картину В.Сурикова «Боярыня Морозова».)
III.Обсуждение итогов работы по карточкам
(работа с тетрадями)

Канонические черты жития

Художественные черты жития

1.Житие – это биография святого

1. Аввакум не причислен к лику святых.

2.Житие составлялось после смерти святого.

2.Написано при жизни.

3.Повествование ведется от третьего лица.

3.Житие напоминает исповедь-проповедь, форма повествования от 1 лица придает тексту эмоциональность, силу.

4.Композиция жития строится по строгой схеме.

4.В общих чертах композиция выдержана, нет привычного финала.

5.Способ изображения героя – идеализация.

5.Герой не идеальная личность, он «святой грешник».

6.Внутренний мир героя не изображается в развитии, он избранник с момента рождения.

6.Ярко изображается внутренний мир героя, этому служит внутренний монолог.

7.Прстратство и время изображается условно.

7.Конкретны и реальны.

8.В изображении святого по возможности устранялись все индивидуальные черты характера, частности, случайности.

8.Герой ярко индивидуален, узнаваем, речь его самобытна, эмоциональна, перед нами не абстрактный идеал человека, а земной страдалец, бунтарь.

9.Тон повествования торжественный, серьезный.

9.Появляются комические нотки.

10.Язык жития книжный, с обилием старославянизмов и церковных слов.

10.Язык живой, разговорный, введение просторечий является основным стилистическим приемом; автор как будто не пишет, а свободно говорит.

11.Текст рассчитан на грамотного человека, подготовленного.

УЧИТЕЛЬ: Левая сторона таблицы заполнена заранее на доске, а правая ее часть заполняется в результате ответов учащихся, это итоги вашей работы по карточкам.

А теперь давайте послушаем сообщение учащегося по картине В.Сурикова «Боярыня Морозова».
УЧЕНИК: Боярыня Морозова – духовная дщерь Аввакума. Сила ее протеста и приверженности потрясают зрителя. На картине Суриков сохранил черты русского быта 16 и 17 веков: старинные обычаи, одежду. Суровое лицо боярыни как бы освещено огнем. В.И.Суриков шутил, говоря: «Если бы я ад писал, то и сам бы в огне сидел и в огне позировать заставлял». Настолько правдоподобно передана история боярыни и ее соузниц Евдокии Урсовой и Марии Даниловой, «верных горемык миленьких» как называл их Аввакум.
Зачитывает отрывок из послания Аввакума боярыне Морозовой…

Не обленюся и еще припомянуть подвиги и труды твоя, блаженная Феодосия. Самовидец бо есмь внешним и внутренним твоим плодом. Подобна бо царю Федосию, управляющему добре, царския порфиру и багряницу ношаше; внутрь же власяницу под одеянием царским, ездящу ему на колеснице царской. И в то время книги своими руками писаше, и труды рук своих нищим вручаше, и пище себе нужную от рукоделия своего строя; мнихов же и нищих зело любляше, и правилу и посту прилежа; и коленному преклонению и прочая творя, еже что смирению прилично. Тако и твоя труды быша постящися и молитву деющи неотложно и власяницу под одеянием ношаше на срачице, устроенну от скота белых власов, кратко-рукаву. И некогда печаловашеся о том, яко познала на тебе сноха твоя, Борисова жена, Морозова Анна Ильична. Аз же разсудих о том, яко не хотением так сотворилось. Бог простит, ты же по правиле и чтении книжном разсуждая домочадцев и деревенския христианския нужды, без покоя дни часу до девятаго и больши, печешися о исправлении християнском, иных жезлом наказуя, а иных любовию и милостиюнаделоГосподне привлачая.
Из этого отрывка мы понимаем, что Аввакум ощущает себя пастырем, наставником «Христова стада». Это его миссия. Текст очень эмоционален: от бранной ругани до нежной признательности. Отстоять правду – главное для Аввакума.
УЧИТЕЛЬ: Вот, ребята, мы подошли к тому, что нам нужно сделать выводы о писательской деятельности и новаторстве протопопа Аввакума.

ВЫВОДЫ:
ЛИТЕРАТОРЫ: Писательство неотделимо от его проповеднической деятельности, все, что написал Аввакум, от «Жития» до послания к пастве проникнуто пафосом защиты старой веры.

ИСТОРИКИ: В истории русской литературы «Житие» занимает особое место. Будучи традиционалистом в области церковной жизни Аввакум как писатель выступил новатором.

ТЕКСТОЛОГИ: Стиль и поэтика его «Жития» резко выделяются на фоне стиля и литературных принципов, до той поры господствовавших в литературе. Новаторство воплотилось в ярко выраженной ориентации на просторечие, он подчеркивает, что пишет как простец сознательно (занеже люблю свой русский природный язык, виршами философскими не обыкл речь окрасить)

ЛИТЕРАТОРЫ: Еще большее новаторство было то, что он решился создать свое собственное житие и создал блестящее произведение автобиографического жанра.

ИСТОРИКИ: Эти особенности: индивидуальность формы и содержания литературного произведения. Недаром выдающиеся писатели высоко ценили его писания от Достоевского и Лескова до Мамина – Сибиряка и Горького.

ТЕКСТОЛОГИ: Помимо жития Аввакум является автором «Книги бесед» и «Книги толкований», нескольких челобитных царю, писем и посланий семье боярыни Морозовой.
Итог урока

Итак, мы заканчиваем урок на том, что в Аввакуме поражает его бесстрашие, самоотверженность, фанатизм веры, стойкость. Его личность отражает некоторые особенности русского национального характера: вечное правдоискательство и беззаветную преданность вере. Аввакум впервые выступил против культа царской личности, поэтому его религиозная идея приобрела социальный характер. Идея свободы современна и актуальна.

Необходимость рассмотрения образа, в котором представляет Аввакум в своем учении, объясняется прежде всего тем, что, поняв, как представляет себя идеолог учения, возможно будет и раскрыть, наконец, направленность учения, а значит и разрешить проблему, поставленную в докладе.

В своих сочинениях протопоп наряду с принижением своей человеческой натуры, о чем было сказано выше (см. ссылки 86 и 88), все равно ведет себя в какой-то мере высокомерно.

За то, что его подопечная обратилась к мужику-шептуну, Аввакум«осердился ж на нея», что и верно, но описывая далее момент, когда ее сын пришел просить прощения за матушку перед протопопом, Аввакум выступает в этой сцене как вышестоящий, говоря мальчику, у кого ему еще попросить прощения.

Он резко выговаривает и боярыне Ф.П.Морозовой за то, что она дает ему наставления, как поступать с его духовными детьми: «чтоб мне ему запретити от святых тайн по твоему велению быти».

В данном случае следует обратить внимание на специфику самого «Жития». Известно, что «Житие» Аввакума не представляло собой как такового жития, которое обычно предполагается по канонам написания данного жанра. Это автобиография, которая «становится житием святого, характеризующим его борьбу с отступниками, работу во славу Христа». Причем, житийный характер носят исключительно «некоторые внешние черты»: «неопределенность места, времени и действующих лиц». Но еще при жизни протопоп не был признан святым, поэтому непонятно, почему, пропагандируя равенство человека человеку и отрицая всяческую иерархию между людьми, а также и власть светскую и церковную, Аввакум все же позиционирует себя как вышестоящий. Конечно, это можно объяснить его обязанностями как проповедника, который должен наставлять и заботиться о своих духовных детях. Но такие упоминания, а также такой образ, который рисует в данном случае себе протопоп, никак не располагают к себе, а наоборот отталкивают, несмотря на идеи, им выдвигаемые.

С другой стороны, Аввакум создает себе грандиозный образ борца за веру, справедливость. В какой-то мере чересчур гиперболизирует себя, говоря: «ведаю-де я твое чистое и непорочное богоподражательное житие»,«людие же бесстрашно и дерзновенно ко мне побрели». Это оправдывает описываемый им его же жизненный путь: достаточно вспомнить многочисленные страдания, которые выносит Аввакум и его семья, скитаясь из ссылки в ссылку: самоуправство воеводы Пашкова, обращение с ним во «временных тюрьмах» прежде отправления в ссылку («держали меня у Николы в студеной полатке семнатцеть недель», «потом свезли меня паки в монастырь Пафнутьев и там, заперши в темную палатку, скована держали год без мала»),пытки, которым подвергали раскольников, например, отрезание языка, а также отрубание кистей рук (но в данном случае сыграло большую роль покровительство со стороны царя), в конце концов, и мученическая смерть идеолога старообрядчества - сожжение в срубе в Пустозерске. В этом случае нельзя не согласиться с точкой зрения В.Е.Гусева, что «Аввакум – героический образ. Это борец за свободу, «за служение «правде» как «божьему делу»», за единство.


Аввакум прославляет не себя, а Бога. Он проводит идею справедливости, ниспосланной Богом за страдания ради него: «Потерпите светы мои, господа ради потерпите! И не унывайте душами своими, но уповающе на Бога и пречистую Богоматерь в молитвах и молениих да пребудем», «станем добре, станем твердо, отцы мои и братия, и чады и сестры, и матери и дщери!».Это также один из элементов идеологического воздействия на своих последователей, а именно «речь Аввакума зовет мир в свидетели его борьбы», но и помимо этого это и личное убеждение Аввакума, его вера.

Следовательно, несмотря на все несостыковки в составлении своего образа, основной задачей Аввакума при его составлении было показать, что главное - служение Богу, готовность пойти ради него на любые жертвы.Поэтому образ протопопа очень положителен. Это герой, который показывает своим примером необходимость стоять за свои убеждения до конца; герой, который достоин подражания и основным содержанием деятельности, которого является не просто отстаивание своих убеждений, а забота о душе человека.

  • Итоги наблюдения над художественным текстом

  • учащихся 8 класса

  • [email protected]

Анализ композиции и сюжета

  • В чем своеобразие композиции текста?

  • Что составляет основу сюжета?

  • В какой последовательности изображены события?

  • Какова форма повествования?

  • Кто главный герой? Что можно сказать о других персонажах произведения?


Особенности изображения героя

  • Как соотносятся в тексте автор и герой?

  • В чем двойственность изображения героя?

  • В чем состоит жизненный подвиг Аввакума? За что и против чего он выступает?

  • Как раскрывается характер персонажа?

  • Каковы основные приемы создания образа?

  • Каково ваше мнение о личности Аввакума?


Особенности стиля и языка

  • В чем своеобразие языка произведения? Какому стилю речи свойственно просторечие?

  • Чем можно объяснить эмоциональность изложения?

  • Каков воображаемый адресат речи Аввакума? На кого рассчитано его обращение?

  • В каких эпизодах звучит комическая нотка? Почему она появляется в житии?

  • Какие художественные приемы (тропы) использует автор?

  • Как героя характеризует его речь?


Канонические черты жития

  • Канонические черты жития

  • Житие – это биография святого.

  • Житие составлялось после смерти святого.

  • Повествование ведется от третьего лица , отличается неторопливостью изложения, спокойной интонацией.


  • Композиция жития строится по строгой схеме.

  • Способ изображения героя – идеализация.

  • Внутренний мир героя не изображается в развитии, он избранник с момента рождения.

  • Пространство и время изображаются условно.


, частности , случайности.

  • В изображении святого по возможности устранялись все индивидуальные черты характера , частности , случайности.

  • Тон повествования торжественный, серьёзный.

  • Язык жития книжный, с обилием церковнославянизмов.


Текст рассчитан на грамотного человека , подготовленного.

  • Текст рассчитан на грамотного человека , подготовленного.

  • Сюжет жития составляет духовный подвиг святого.


Выводы

    Аввакум выступает новатором, разрушая средневековый канон. Перед нами необычное произведение , в котором отразились реальные противоречия эпохи и противоречия характера и мировоззрения героя, картины общественной жизни и быта Руси середины XVII века, героическое и обыденное, трагическое и комическое. Все это выходит за рамки не только жития , но и других известных жанров того времени, заставляя читателя задуматься над вопросом:


Почему, несмотря на чуждые нам идейные побуждения автора, этот памятник вышел далеко за пределы той среды , для которой он предназначался, и почему он продолжает интересовать и волновать читателей нашего времени?


Подумайте

    «В Житии в единое целое слились эпическое, лирическое и драматическое начала , элементы многих жанров древней русской письменности – и учительной литературы, и проповеди, и житий, и поучений , и бытовой повести, а также устного народного сказа. Вряд ли можно поэтому определить жанр Жития каким-либо известным нам термином. Но в то же время из всего нами сказанного можно сделать вывод о проявлении в Житии определенной тенденции в истории русской литературы, о приближении Жития к определенному жанру , окончательно оформившемуся уже несколько позднее. Мы имеем в виду тенденцию становления синтетического жанра романа ».

  • В.Е. Гусев


Использованные материалы

  • Древнерусская литература. Книга для чтения 5-9 классы / Составитель Е. Рогачевская. – М.: ШКОЛА-ПРЕСС, 1993.

  • 1 Традиции и новаторство в «Житии протопопа Аввакума…» Итоги наблюдения над художественным текстом учащихся 8 класса



    3 Особенности изображения героя Как соотносятся в тексте автор и герой? В чем двойственность изображения героя? В чем состоит жизненный подвиг Аввакума? За что и против чего он выступает? Как раскрывается характер персонажа? Каковы основные приемы создания образа? Каково ваше мнение о личности Аввакума?


    4 Особенности стиля и языка В чем своеобразие языка произведения? Какому стилю речи свойственно просторечие? Чем можно объяснить эмоциональность изложения? Каков воображаемый адресат речи Аввакума? На кого рассчитано его обращение? В каких эпизодах звучит комическая нотка? Почему она появляется в житии? Какие художественные приемы (тропы) использует автор? Как героя характеризует его речь?


    5 Канонические черты жития Житие – это биография святого. Житие составлялось после смерти святого. Повествование ведется от третьего лица, отличается неторопливостью изложения, спокойной интонацией. Художественные открытия Аввакума Аввакум не причислен к лику святых. Написано при жизни. Житие напоминает исповедь- проповедь, форма повествования от первого лица придает тексту эмоциональность, силу.


    6 Композиция жития строится по строгой схеме. Способ изображения героя – идеализация. Внутренний мир героя не изображается в развитии, он избранник с момента рождения. Пространство и время изображаются условно. В общих чертах композиция выдержана, нет привычного финала. Герой – не идеальная личность, он «святой грешник». Ярко изображается внутренний мир героя, этому служат внутренние монологи. Пространство и время конкретны и реальны.


    7 В изображении святого по возможности устранялись все индивидуальные черты характера, частности, случайности. Тон повествования торжественный, серьёзный. Язык жития книжный, с обилием церковнославянизмов. Герой ярко индивидуален, узнаваем, речь его самобытна, эмоциональна; перед нами не абстрактный идеал человека, а земной страдалец, бунтарь. Появляются комические нотки. Язык живой, разговорный, введение просторечий становится основным стилистическим приемом; автор как будто не пишет, а свободно говорит.


    8 Текст рассчитан на грамотного человека, подготовленного. Сюжет жития составляет духовный подвиг святого. Автор обращается к читателю из простого народа (крестьянину, горожанину), которому нелегко понять церковнославянскую речь. Сюжет изображает национальный быт, порядки, семейную жизнь.


    9 Выводы Аввакум выступает новатором, разрушая средневековый канон. Перед нами необычное произведение, в котором отразились реальные противоречия эпохи и противоречия характера и мировоззрения героя, картины общественной жизни и быта Руси середины XVII века, героическое и обыденное, трагическое и комическое. Все это выходит за рамки не только жития, но и других известных жанров того времени, заставляя читателя задуматься над вопросом:




    11 Подумайте « В Житии в единое целое слились эпическое, лирическое и драматическое начала, элементы многих жанров древней русской письменности – и учительной литературы, и проповеди, и житий, и поучений, и бытовой повести, а также устного народного сказа. Вряд ли можно поэтому определить жанр Жития каким-либо известным нам термином. Но в то же время из всего нами сказанного можно сделать вывод о проявлении в Житии определенной тенденции в истории русской литературы, о приближении Жития к определенному жанру, окончательно оформившемуся уже несколько позднее. Мы имеем в виду тенденцию становления синтетического жанра романа ». В.Е. Гусев


    12 Использованные материалы Древнерусская литература. Книга для чтения 5-9 классы / Составитель Е. Рогачевская. – М.: ШКОЛА-ПРЕСС, Поурочные разработки по литературе. 8 класс / Сост. И.В. Золотарева, О.Б. Беломестных, М.С. Корнеева. – М.: ВАКО, О жанре жития протопопа Аввакума. Автор В. Е. Гусев.