Фразеологизм квасной патриотизм. На внимание

Это выражение впервые употребил князь Вяземский в своих «Письмах из Парижа» :

Многие признают за патриотизм безусловную похвалу всему, что своё. Тюрго называл это лакейским патриотизмом, du patriotisme d"antichambre . У нас можно бы его назвать квасным патриотизмом . Я полагаю, что любовь к отечеству должна быть слепа в пожертвованиях ему, но не в тщеславном самодовольстве; в эту любовь может входить и ненависть. Какой патриот, какому народу ни принадлежал бы он, не хотел бы выдрать несколько страниц из истории отечественной, и не кипел негодованием, видя предрассудки и пороки, свойственные его согражданам? Истинная любовь ревнива и взыскательна.

«Письма из Парижа» в первый раз были напечатаны в 1827 году в журнале «Московский телеграф », и некоторые исследователи ошибочно приписывают авторство выражения редактору журнала Н. А. Полевому .

Квас имел с древних времён самое широкое распространение в России и считался «народным» напитком. В разгоревшемся в XIX веке противостоянии славянофилов и западников выражение «квасной патриотизм» было быстро подхвачено последними для иронизирования над оппонентами. Последовательный западник Белинский называл это «счастливым выражением» Вяземского . В письме Кавелину (1847) Белинский пишет: «Терпеть не могу я восторженных патриотов, выезжающих вечно на междометиях или на квасу да каше».

Так квас стал напитком «патриотическим» и стал символизировать «коренное», «истинное» славянство , отечестволюбие и восторженный патриотизм . Именно в таком контексте читались строки в рассказе Тургенева «Два приятеля »: «Квас любил он, по собственному выражению, как отца родного, а вина французские, особенно красные, терпеть не мог и называл их кислятиной».

См. также

Напишите отзыв о статье "Квасной патриотизм"

Примечания

Отрывок, характеризующий Квасной патриотизм

Вдруг прямо передо мной возникла другая картина...
В той же маленькой каменной «келье», где на полу всё ещё лежало окровавленное тело Магдалины, вокруг неё, преклонив колени, стояли Рыцари её Храма... Все они были непривычно одеты в белое – снежно белые длинные одежды. Они стояли вокруг Магдалины, опустивши свои гордые головы, а по суровым, окаменевшим лицам ручьями бежали слёзы... Первым поднялся Волхв, другом которого когда-то был Иоанн. Он осторожно, будто боясь повредить, опустил свои пальцы в рану, и окровавленной рукой начертал на груди что-то, похожее на кровавый крест... Второй сделал то же самое. Так они поочерёдно поднимались, и благоговейно погружая руки в святую кровь, рисовали красные кресты на своих снежно-белых одеждах... Я чувствовала, как у меня начали вставать дыбом волосы. Это напоминало какое-то жуткое священнодействие, которого я пока ещё не могла понять...
– Зачем они это делают, Север?.. – тихо, будто боясь, что меня услышат, шёпотом спросила я.
– Это клятва, Изидора. Клятва вечной мести... Они поклялись кровью Магдалины – самой святой для них кровью – отомстить за её смерть. Именно с тех пор и носили Рыцари Храма белые плащи с красными крестами. Только почти никто из посторонних никогда не знал их истинного значения... И все почему-то очень быстро «позабыли», что рыцари Храма до гибели Магдалины одевались в простые тёмно-коричневые балахоны, не «украшенные» никакими крестами. Рыцари Храма, как и катары, ненавидели крест в том смысле, в котором «почитает» его христианская церковь. Они считали его подлым и злым орудием убийства, орудием смерти. И то, что они рисовали у себя на груди кровью Магдалины, имело совершенно другое значение. Просто церковь «перекроила» полностью значение Рыцарей Храма под свои нужды, как и всё остальное, касающееся Радомира и Магдалины....
Точно так же, уже после смерти, она во всеуслышание объявила погибшую Магдалину уличной женщиной...
– так же отрицала детей Христа и его женитьбу на Магдалине...
– так же уничтожила их обоих «во имя веры Христа», с которой они оба всю жизнь яростно боролись...
– так же уничтожила Катар, пользуясь именем Христа... именем человека, Вере и Знанию которого они учили...
– так же уничтожила и Тамплиеров (Рыцарей Храма), объявив их приспешниками дьявола, оболгав и облив грязью их деяния, и опошлив самого Магистра, являвшегося прямым потомком Радомира и Магдалины...
Избавившись от всех, кто хоть как-то мог указать на низость и подлость «святейших» дьяволов Рима, христианская церковь создала легенду, которую надёжно подтвердила «неоспоримыми доказательствами», коих никто никогда почему-то не проверял, и никому не приходило в голову хотя бы подумать о происходящем.

Человек я не сведущий. Решил вот разведать, откуда же пошло это прозвище.

Обратился я к Интернет-источникам (куда ж еще в наше время пытливые умы обращаются?) и вот что обнаружил:

Согласно Википедии, квасной патриотизм - это «выражение, означающее фальшивое, показное русофильство. Его введение приписывают князю П.А. Вяземскому, который осмеял этим клише русофилов, которые старались выставить напоказ свою особенную «русскость» и наряжались в «исконно русские», по их мнению, костюмы, из-за чего их часто путали с персами. Белинский писал: «Терпеть не могу я восторженных патриотов, выезжающих вечно на междометиях или на квасу да каше» (http://ru.wikipedia.org/wiki/Квасной_патриотизм).

Ага, подумал я. Вот оно! Квасной патриот - это показной русофил. Да наверно и в других местах то же самое! И, мало надеясь на удачу, полез-таки дальше. И что же?

В «Российском гуманитарном энциклопедическом словаре» читаем: «КВАСНО́Й ПАТРИОТИ́ЗМ — патриотизм, основанный на признании традиционных форм русского быта (одежды, обычаев и т. д.) в качестве безусловных ценностей. И. И. Панаев считал первым квасным патриотом С. Н. Глинку — редактора журнала "Русский вестник". Одним из первых это выражение употребил А. Н. Муханов ("Дневник" за июль 1832)» http://slovari.yandex.ru/dict/rges/article/rg2/rg2-0637.htm?text=квасной патриотизм).

Так, задумался я. Что же получается? Квасной патриот - это не только показной русофил. Это, оказывается, еще и почтенный сторонник традиционных форм русской жизни. Причем весьма интеллигентные люди удостаивались подобного звания.

В «Словаре Ушакова» находим такое упоминание о квасных патриотах - это «упрямая, тупая приверженность к мелочам национального быта [выражение вошло в оборот в 20-х годах 19 столетия]». (http://slovari.yandex.ru/dict/ushakov/article/ushakov/11/us1134613.htm?text=квасной патриотизм)

Ну, здесь то же, что и в первом определении. Не интересно. Что еще есть?

В «Толковом словаре русского языка» я обнаружил: «Квасной патриотизм — преклонение перед отсталыми формами жизни и быта своей страны, ложно понимаемое как любовь к отечеству» (http://mega.km.ru/ojigov/encyclop.asp?TopicNumber=12165&search=квасной патриотизм).

Да что такое, возопил я?! Преклонение перед отсталыми формами жизни и быта, или почтенное наименование поведения отдельных интеллигентных людей - этот «квасной патриотизм»?

Но (наконец-то!) обращение к статье Ежи Лисовского мне помогло окончательно распутать вопрос. Вот она (с небольшими сокращениями):

«…Мы поговорим о «квасных патриотах».

Это выражение употребляется с ироническим оттенком; так называют людей, которые о настоящем патриотизме имеют самое примитивное суждение и всерьёз полагают, что, отстаивая какие-то незначительные национальные традиции, они защищают отечество. Квасной патриотизм , в сущности, - одна из форм ксенофобии (нетерпимости к чему-либо чужому, незнакомому, иностранному).

Появилось это выражение в начале XIX века, после начала войны с Францией. Его этимологию лучше всего, пожалуй, описывает А.С. Пушкин в историческом романе «Рославлев»: «…гостиные наполнились патриотами: кто высыпал из табакерки французский табак и стал нюхать русский; кто сжёг десяток французских брошюрок, кто отказался от лафита, а принялся за кислые щи… ». Кислыми щами тогда называли не что иное, как шипучий квас.

Впервые в печати о явлении «квасного патриотизма» упомянул князь П.А. Вяземский в своих «Письмах из Парижа», опубликованных в 1827 году. «Многие признают за патриотизм безусловную похвалу всему, что свое. Тюрго называл это лакейским патриотизмом, du patriotisme d"antichambre. У нас можно бы его назвать квасным патриотизмом » (http://www.newslab.ru/blog/168588).

Ну, слава Богу, подумал я. Вот и конец злоключениям. Можно подытоживать:

квасной патриот - литературное выражение, впервые введенное П.А. Вяземским, а подхваченное А.С. Пушкиным; оно означает человека, который:

- любит (или делает вид, что любит) свое Отечество;

- демонстрирует свою любовь публично ;

- излишне акцентирует внимание общества на своем демонстративном патриотизме;

кроме того, этот человек, как правило:

- образован, но не отличается особыми талантами;

- привержен быту и традициям своих предков.

Такая вот картина вырисовывается, хотите верьте, хотите нет:



– короткое, бьющее точно в цель ироничное определение для псевдопатриотов. Появлению этого меткого выражения мы обязаны другу А. С. Пушкина поэту Петру Андреевичу Вяземскому, который писал:

Многие признают за патриотизм безусловную похвалу всему, что свое. Тюрго (французский государственный деятель XVIII века) называл это лакейским патриотизмом... У нас можно бы его назвать квасным патриотизмом.

Да, действительно, квас на Руси является национальным напитком и стоит в одном ряду с такими символами России, как валенки, водка, матрешка, рубль, кремль… Квас был широко распространен среди основной массы российского народа – крестьян, мещан, купцов и даже помещиков.

В первой главе «Евгения Онегина» читаем описание быта семьи Лариных:

В день Троицын, когда народ

Зевая, слушает молебен,

Умильно, на пучек зари,

Они роняли слезки три;

Им квас как воздух был потребен,

И за столом у них гостям

Носили блюда по чинам.

Так, казалось бы, ничего зазорного в подобном сравнении быть не должно – квас прекрасный напиток, вреда от него никакого, сплошное удовольствие, всему народу нравится… Откуда же тогда нотка пренебрежения в выражении «квасной патриотизм»?

Дело, конечно, не в самом квасе, а в том, что не гоже определять «самоопределение» народа, государства и любовь к отечеству только по примитивному правилу: да здравствует то, что нравится нам, мы, дескать, не такие, как другие, поэтому мы лучше всех, и тому подобное.

Хорошо квасной патриотизм трактует Википедия:

«Квасной патриотизм - чрезмерная любовь ко всему своему, родному, хоть худому, и о своеобразном понимании истинного патриотизма: упрямая, тупая приверженность к мелочам национального быта».

У любой страны есть вещи, которые являются ее символами в глазах как ее жителей и иностранцев. Германия - пиво и сосиски. Англия - овсянка и пудинг. Франция - вино и женщины. Испания - коррида. Турция - турецкие бани. Финляндия - сауны. Россия - русская парная баня, которая существует столько, сколько существует сама Россия. Русская баня, кстати, гораздо древнее таких привнесенных символов России, как водка (читайте В. Похлебкин История водки), гармошка - середина позапрошлого века, матрешка (1890-е годы...) Поставить поставить себе рубленную баню мог даже небогатый человек, и вообще, представить себе нашу страну без бань просто невозможно!

Настоящий патриотизм состоит не в том, чтобы хвалить свое и хулить чужое. Настоящий патриот тот, кто любит свое отечество и старается трудиться для его блага и процветания. При этом он может любить квас, а может и не любить. Прекрасный напиток квас от этого не пострадает!

Другие интересные выражения из русской речи:

Фимиам – это общее название благовоний, которые курили не только перед алтарями

Интересное выражение – козел отпущения . Фраза недосказана, но все ее прекрасно

Интересное выражение – купить кота в мешке. Его можно отнести к разряду интуитивно

Соловей – самая приятная певчая птица, живущая на просторах России. Почему из всех

Кузькина мать (или показать кузькину мать) – устойчивое словосочетание непрямого

Выражение круговая порука – это выражение прямого значения, то есть означает то,

С древнейших времен у многих народов существует поверье, что крокодил плачет, когда

Крепкий орешек – это выражение принято связывать со взятием Петром Первым шведской

выражение красной нитью не имеет к идеологии никакого отношения. А имеет отношение

Великая Китайская Стена – самое большое архитектурно-строительное произведение

Выражение кесарю-кесарево библейского происхождения, как и многие другие

Пусть вас не смущает эта идиотская формулировка, составленная специально для

Китайские церемонии – этот фразеологизм мы нередко используем в разговоре. Как

По выражению лить колокола совершенно невозможно догадаться, какое еще значение

Верста – русская мера длины, существовавшая в России до введения метрической

Колосс на глиняных ногах – это своего рода характеристика или оценка чего-то

Про происхождение выражения колумбово яйцо разные источники сообщают примерно

Интересное выражение – купить кота в мешке. Его можно отнести к разряду интуитивно

Если это выражение пустить красного петуха прочитает иностранец, изучающий

Выражение костей не собрать для нашего российского уха достаточно привычное. Его

Издревле, еще до появления геометрии, люди привязывали меры длины к частям своего

Казалось, известное всем выражение, на кривой козе не подъедешь . Означает оно тот

Сирота казанская

Сирота казанская – очень интересное выражение. Сирота – понятно, но почему именно

Оказывается, возникновение этого фразеологизма напрямую связано с религией, точнее с

Попал как кур во щи говорят тогда, когда неожиданно попадают в крайне неприятную

Как от козла молока (получить) – говорят о человеке, от которого нет никакой пользы,

Калиф на час говорят про руководителей или начальников, которые оказались у власти

Выражение кануть в лету знакомо и понятно всем. Означает оно – исчезнуть из памяти,

Название города-государства Карфаген известно нам еще из учебников истории

Таскать каштаны из огня – это выражение обретет полную ясность, если добавить к

Это выражение – квадратура круга , наверняка вам где-то встречалось. А вот что оно

Как в воду глядел – выражение понятное по значению, но не сразу понятное по

Выражение во всю ивановскую, точнее, орать во всю ивановскую, известно очень

Выражение, или словесный оборот и на солнце есть пятна подчеркивает, что в мире

Выражение и на старуху бывает проруха говорит само за себя. Согласно словарю

И ты, Брут! – выражение знакомое практически каждому образованному человеку, даже

Иван, не помнящий родства – чисто русское выражение, уходящее корнями в нашу

Слово свечи в русском языке имеет несколько значений: прежде всего это свечи для

Выражение делать из мухи слона совершенно понятно, не содержит каких-то

Прописать ижицу - выражение из разряда ушедших из нашего обихода в прошлое. Но

На букву Г

Выражение "квасной патриот" ("квасной патриотизм") - означает слепое, лицемерное, фальшивое, модное, показное преклонение перед своей страной; мелочное русофильство; саркастическое словосочетание, которое обозначает тех, кто восхваляет всё "наше", исконное; склонность к бытовым мелочам национального уклада.

Чем-то напоминает происходящее нынче на Украине. Квасные патриоты дружно сменили комсомольские значки и пионерские галстуки на вышиванки и платочки. На улицах проходят шествия радостных граждан с фашисткой символикой и бандеровскими лозунгами. Хохлы вдруг поняли, что если они будут громче всех кричать "москаляку на гиляку " то у каждого из них наступит благоденствие и зарплаты в 1000 евро. А кто не верит, тот москаль ! Так и живём.

Выражение "квасной патриотизм" появилось в конце двадцатых годов девятнадцатого века. Оно являлось ироничным и презрительным наименованием казённого, официального патриотизма, то есть тех кто поддерживал политику Бенкендорфов и Уваровых, которые считали лозунг "народность, самодержавие, православие" не пустым звуком


Читайте ещё: что такое Итальянская забастовка

Кто является автором фразеологизма "квасной патриотизм"?

Пётр Андреевич Вяземский (1792-1878)

Доподлинно установить кто всё-таки впервые произнёс фразу "квасной патриотизм" сейчас уже нельзя. Однако существует множество свидетельств того, что им является Пётр Андреевич Вяземский - переводчик, литературный критик, публицист, историк, поэт. Историки приводят в доказательство записки самого князя датируемые 1878 годом.
Вяземский упоминает, что впервые он использовал этот фразеологизм в изданном в журнале "Московский телеграф" его критике на труд Франсуа Ансело о Российской Империи. Вяземский рассуждает:
"Большинство людей считает, что патриотизм, это похвальба своего родного. В своё время Тюрго навал это "du patriotisme d’antichambre " ("лакейским патриотизмом"). В России это носит название "квасной патриотизм ".
Кроме того, к данному словосочетанию был дан пространный комментарий:
"Здесь я впервые употребил это саркастическое выражение, которое затем стало настолько популярным, что до сих пор часто употребляется и вероятно будет ещё употребляться "
Популярный в узких кругах литературный критик В. Белинский подтверждает авторство Вяземского. В своей рецензии на книгу "Славянский сборник" за авторством Савельева-Ростиславича он отмечает:
"...ироничное это наименование "квасной патриотизм" которого многие опасаются, было изобретено самим князем Вяземским, и я считаю, что придумать наименование квасного патриотизма есть большая заслуга, чем издать научный труд, пускай и в 1000 страниц "

Первоисточники фразеологизма "квасной патриотизм"

ВЯТСКИЙ КВАС

(Квасной патриотизм)

Покупайте «Вятский квас»,
Граждане России!
«Вятский квас»?!
Да, «Вятский квас» –
Лучший квас России.

«Вятский квас» –
Высший класс,
Удовлетворит любого.
А вот от «Коко-колы»
Толка никакого.

Путин тоже «Вятский квас»
Ох, как уважает!
Без прикрас - этот квас
Дух наш укрепляет.
(Борис Киря)

Сенсации и замечания г-жи Курдюковой

"Патриот иной у нас
Закричит: «дюквас, дюквас,
Дю рассольник огуречный»,
Пьет и морщится сердечный;
Кисло, солоно, мове,
Ме се Рюс, э ву саве:
Надобно любить родное,
Дескать, даже и такое,
Что не стоит ни гроша!"
(поэт И. П. Мятлев)

"Им квас как воздух был потребен"
("Евгений Онегин" Пушкин)

"...дома вдруг сразу наполнились патриотами, кто отказался от коньяка и принялся за кислые щи ; кто предал огню несколько французских книжонок; кто-то высыпал из своей табакерки французский табак и заменил его отечественным. Все надоело разговаривать на французском"
("Рославлев" Пушкин)

"Многие люди считают себя патриотами, потому что их детишки одевают красные рубахи и кушают ботвинью"
("Отрывки из писем, замечания и мысли" Пушкин)

"Наевшись щей, напившись квасу,
Их разобрал патриотизм.
Хоть в двести семьдесят два гласа,
Но безопасен сей цивизм"

(Сергей Александрович Соболевский поэт)

Применение фразеологизма "квасной патриотизм" в литературе

"...я впервые вышел на подмостки театра в "Ревизоре" в московском театре. Меня встретили очень хорошо... Но на всём протяжении комедии возникали всяческие шиканья, и я понял, что это квасной патриотизм москвичей"
(из переписки актёров Каратыгина и Дюра)

"В то время я переписывался с редакцией журнала "Московский телеграф" и самым любимым предметом моих нападок было выражение квасной патриотизм"
(показания по делу о "Философических письмах" Н. Надеждин)

"...Иначе патриотизм превратится в китаизм , который обожает только своё за то, что оно своё, и не любит всё чужое, только за то, что оно чужое. И принимает все свои уродства и безобразия. Книга "Хаджи-Баба" английского писателя Морьера верная и показательная картина такого вот квасного (как выразился князь Вяземский) патриотизма"
(Белинский)

"Увы, наш читатель не любит ничего русского, не понимает и никак не желает понимать даже любви к своей Родине, и называет её квасным патриотизмом!"
("Клятва при гробе Господнем" Н. Полевой)

"Я не хочу понимать квасного патриотизма. При любой удобной возможности сбегу отсюда, даже моего кончика носа не увидите!"
(Из воспоминаний Авдотьи Панаевой)

Квасной патриот видео

Квасной патриотизм (квасной патриот) — фальшивое, показное, лицемерное, модное, слепое преклонение перед всем национальным; приверженность к бытовым мелочам национального уклада; официальный патриотизм, мелочное «русофильство» в отличие от от глубоко прочувствованного народного патриотизма.

Словосочетание родилось в конце 20-х лет ХIX века в качестве презрительно иронического прозвища официального, казенного патриотизма сторонников политики Уваровых и Бенкендорфов, опиравшейся на лозунг «православие, самодержавие, народность»

Автор фразеологизма «квасной патриотизм»

Точно не установлен, но исследователи склоняются к фигуре князя Петра Андреевича Вяземского — поэта, литературного критика, историка, переводчика, публициста. Они ссылаются на воспоминания самого князя от 1878 года. Он писал, что впервые афоризм был введен в оборот в напечатанных в «Московском телеграфе» в 1827 году его рассуждениях о книге Франсуа Ансело о России: «Многие признают за патриотизм безусловную похвалу всему, что свое. Тюрго называл это лакейским патриотизмом, du patriotisme d’antichambre. У нас можно бы его назвать квасным патриотизмом»

И к этому выражению было сделано примечание: «Здесь в первый раз явилось это шуточное определение, которое после так часто употреблялось и употребляется» . Авторство Веземского подтвердил и известный литературный критик В. Белинский. В рецензии на «Славянский сборник» Савельева-Ростиславича он писал: «…остроумное название это («квасной патриотизм»), которого многие боятся пуще чумы, придумано… князем Вяземским, - и, по нашему мнению, изобрести название квасного патриотизма есть большая заслуга, нежели написать нелепую, хотя бы и ученую, книгу в 700 страниц»

Первоисточники выражения «квасной патриотизм»

*** «Наевшись щей, напившись квасу,
Их разобрал патриотизм.
Хоть в двести семьдесят два гласа,
Но безопасен сей цивизм». (поэт С. А. Соболевский)

*** «Некоторые люди… почитают себя патриотами, потому что любят ботвинью и что дети их бегают в красной рубашке» (Пушкин, «Отрывки из писем, мысли и замечания»)

*** «…гостиные наполнились патриотами: кто высыпал из табакерки французский табак и стал нюхать русский; кто сжёг десяток французских брошюрок, кто отказался от лафита, а принялся за кислые щи. Все закаялись говорить по-французски» (Пушкин «Рославлев»)

*** «Им квас как воздух был потребен» (Пушкин «Евгений Онегин»)

*** «Патриот иной у нас
Закричит: «дюквас, дюквас,
Дю рассольник огуречный»,
Пьет и морщится сердечный;
Кисло, солоно, мове,
Ме се Рюс, э ву саве:
Надобно любить родное,
Дескать, даже и такое,
Что не стоит ни гроша!» (поэт И. П. Мятлев «Сенсации и замечания г-жи Курдюковой»)

Примеры употребления словосочетания «квасной патриотизм»

- «Я… квасного патриотизма не понимаю. При первой возможности убегу без оглядки отсюда, и кончика моего носа не увидите!» (И. Тургенев — Н. Некрасову. Из воспоминаний Авдотьи Панаевой)

- «Читатель: «…вы терпеть не можете ничего русского, не понимаете, или не хотите понимать - даже любви к Отечеству, и называете ее - квасным патриотизмом! Сочинитель отвечает: «Квасного патриотизма я точно не терплю, но Русь знаю, Русь люблю, и - еще более, позвольте прибавить к этому - Русь меня знает и любит» («Разговор между Сочинителем русских былей и небылиц и Читателем». Предисловие к роману Н. Полевого «Клятва при гробе Господнем» (1832)

- «…В противном случае патриотизм будет китаизмом, который любит свое только за то, что оно свое, и ненавидит все чужое за то только, что оно чужое, и не нарадуется собственным безобразием и уродством. Роман англичанина Морьера «Хаджи-Баба» есть превосходная и верная картина подобного квасного (по счастливому выражению кн. Вяземского) патриотизма» (Белинский)

- «Я вел тогда газетную полемику с ”Московским телеграфом“ и квасной патриотизм, любимое выражение этого журнала, был особенным предметом моих нападений» (Н. Надеждин: показания по делу о «Философических письмах» П. Я. Чаадаева)

- «…я вышел в первый раз на московскую сцену в ”Ревизоре“: встретили прекрасно… Но в продолжение комедии кое-где проявлялись шикания и я сейчас увидел квасной патриотизм москвичей; несмотря на это, наше взяло и рыло в крови!» (из переписки актеров Н. Дюра и П. А. Каратыгина)