Галерея орсе в париже. Музей Орсе в Париже (Musée d'Orsay): история, экспонаты, время работы

)
Метро: Solferino RER: Musee-d’Orsay
Время работы: вт-ср и пт-вск с 9:30 до 18:00, чт с 9:30 до 21:45, закрыт по понедельникам.
Вход: 8.00€, 5.50€ от 18 до 30 лет, до 18 лет бесплатно.

М узей Орсе (иногда название переводят с французского как «музей д’Орсе») - всемирно известный музей, расположенный в бывшем здании вокзала на левом берегу Сены. Его коллекция богата работами импрессионистов и постимпрессионистов (в т.ч. Винсента Ван Гога и Поля Гогена), скульптурами, архитектурными макетами, фотографиями и даже предметами мебели.

С егодня музей Орсе это не просто элемент «обязательной культурной программы» для гостей Парижа, но и один из наиболее интересных и необычных мировых музеев художественного и прикладного искусства. Не малую долю своей заслуженной популярности он получил благодаря коллекциям шедевров импрессионизма, созданных такими художниками как Моне, Дега, Ренуар и Сезанн.

К стати говоря, именно в музее Орсе можно увидеть картины Анри де Тулуз-Лотрека, изображающие жизнь французских кабаре.

Немного истории

И значально в сказочной красоты здании музея располагался железнодорожный вокзал, построенный к всемирной выставке 1900 года и обслуживавший юго-западную часть Франции (направление Париж - Орлеан) вплоть до 1939 г.

К этому времени перроны вокзала были уже не состоянии принимать железнодорожные составы, длинна которых значительно выросла. Таким образом этому грандиозному вокзалу ничего не оставалось как начать обслуживать только пригородные направления, а во время второй мировой войны часть его помещений использовались как почтовый центр.

С пустя какое-то время железнодорожный вокзал стал домом для театральной труппы Renaud-Barrault, в помещениях разместились аукционные дома, была восстановлена привокзальная гостиница Hotel Drouot, закрывшаяся только 1 января 1973 г.

В 1977 г. французское правительство приняло решение разместить музей на территории уже несколько обветшавшего и утратившего свой былой блеск здания вокзала. Реконструкция длилась почти 10 лет и уже 1 декабря 1986 года один из лучших в мире музеев - Музей Орсе - был торжественно открыт президентом Франции Франсуа Миттераном.

Коллекция музея Орсе

Ч ем же уникален музей Орсе? Во-первых, конечно же, своими экспонатами, специально отобранными из разных музеев Франции и других стран, и даже из частных коллекций, в общей сложности это более 4 000 произведений искусства периода 1848-1915 г.г.! Во-вторых, необычным является и расположение экспонатов, когда великие шедевры соседствуют в залах музея с малоизвестными полотнами.

Т акой контраст дает уникальную возможность посетителям проследить за «внутренней кухней» эпохи Модерна – одной из самой значимой для мировой культуры.

П остоянная коллекция музея охватывает 3 этажа.

Э кспозиция, расположенная на первом этаже, представлена скульптурными работами. Также в зале находятся два ряда небольших комнат, в которых выставлены работы живописцев Анри Руссо, Эдуарда Мане, Камиля Коро, мастера политической карикатуры Оноре Домье и др.

Т ак, например, одна из комнат заполнена работами Гюстава Курбе – основателя реализма в живописи, другая же полностью посвящена творчеству Клода Моне и хранит его произведения «Регата в Аржатей», «Женщины в саду» и многие другие.

Н а втором этаже музея представлена живопись символистов и натуралистов, полотна «академической школы», образцы декоративного искусства эпохи модерна, а также скульптурные творения Родена, Бурделя, Майоля.

П остарайтесь не пропустить скандальную статую Огюста Родена «Бальзак», где великий писатель предстает перед посетителями музея… в халате скульптора. Только такое необычное художественное решение удовлетворило Родена. Современники скульптора с возмущением восприняли такой новаторский, истинно модерный подход. Стоит посетить также и статую танцовщицы резца гениального Дега.

Т ретий, самый верхний этаж музея – настоящий рай для ценителей живописи. Именно туда чаще всего и спешат посетители, чтобы начать осмотр с полотен гениальных Эдуарда Мане, Огюста Ренуара, Клода Моне, Поля Гогена и Винсента Ван Гога. Кроме того, отдельная галерея этого этажа наполнена экспонатами восточного искусства.

Ч его стоит один только «Завтрак на траве» Эдуарда Мане! Сложно даже представить, как была шокирована культурная общественность девятнадцатого века при виде полотна, на котором обнаженная девушка в весьма фривольной позе находится в компании одетых мужчин.

И менно этот контраст, а также необычные технические приемы, и вызвали глубокое недоумение и неприятие привыкшей к традиционной живописи публики.

Г лубоко философское полотно Ван Гога «Звездная ночь над Роной» - одна из жемчужин коллекции музея, перед которой всегда много посетителей. Ни одна репродукция не может в полной мере передать величие этого гениального произведения.

М узей Орсе интересен и тем, что в его залах можно наглядно увидеть знаменитое противостояние «академической школы» девятнадцатого века и «салона отверженных», в котором выставляли свои работы импрессионисты. Сравнение полотен представителей этих двух школ позволяет каждому посетителю лично убедиться в истинном новаторстве творчества импрессионистов.

Е сли у вас мало времени и вам хотелось бы увидеть только самое интересное – обязательно возьмите план музея на входе, т.к. экспозиция музея довольно-таки запутана. В лучших традициях постмодерна!

Musée de la Cité des sciences et de l industrie Центральный холл музея Дата основания 13 марта 1986 Местонахождение 30, avenue Cor … Википедия

Французский государственный музей естествознания Muséum national d histoire naturelle Вид на сад растений и Галерею эволюции Местонахождение Париж Официальный сайт … Википедия

Главный вход Музея открытий и изобретений Музей открытий и изобретений (фр. Palais de la découverte) открылся во время Всемирной Выставки 1937 года … Википедия

Музей Дюпюитрена (фр. Musée Dupuytren) или Музей патологической анатомии. Музей назван в честь Гийома Дюпюитрена (фр. Guillaume Dupuytren) французского хирурга, профессора медицины Парижского университета, завещавшего часть своего имущества… … Википедия

- (фр. Mémorial Leclerc Musée Jean Moulin) открыт в 1994 году, в год 50 летия освобождения Парижа от немецкой оккупации. Основная часть экспозиции посвящена двум эмблематическим фигурам освобождения: маршалу Леклерку, чья танковая дивизия… … Википедия

Музей иммиграции (фр. Cité nationale de l histoire de l immigration) открылся 10 октября 2007 года. Содержание 1 Экспозиция 2 Практическая информация … Википедия

Музей науки и индустрии (фр. Musée de la Cité des sciences et de l industrie) центральный музей парижского Городка науки и индустрии. Постоянная экспозиция Постоянная экспозиция музея носит название «Эксплора» и содержит внушительную постоянную… … Википедия

Van Gogh Museum Здание Музея Винсента Ван Гога Дата основания 1973 Местонахождение Паулус Поттерстраат, 7, Амстердам, Нидерланды Число посетителей 1,417,096 (200 … Википедия

Музей средневековья (фр. musée du Moyen Âge – thermes et hôtel de Cluny). Содержание 1 История 2 Экспозиция … Википедия

Книги

  • Музей Орсе. Париж (в футляре) , Романовский А.С.. Альбом Музей Орсе посвящен ряду шедевров из крупнейшего собрания французской живописи середины XIX - начала XX века. Открытый в 1986 году в Париже, Музей Орсе ежегоднопривлекает многие тысячи…
  • Музей Орсе. Париж , А. С. Романовский. Музей Орсе в Париже содержит крупнейшее собрание французской живописи середины XIX - начала XX века, в котором представлены работы практически всех отечественных школ. Работы импрессионистов…

Музей Орсе (фр. Musée d"Orsay) прежде всего, известен как единственный музей в мире, владеющий крупнейшей коллекцией работ импрессионистов и постимпрессионистов. Все стремятся попасть сюда, чтобы увидеть такие бесценные шедевры как: «Завтрак на траве» и «Олимпия» Эдуарда Мане, «Бал в Мулен де ля Галет» Ренуара, «Голубые танцовщицы» и бронзовую статую «Маленькая 14-летняя танцовщица» Дега, серию «Руанский собор» Клода Моне или «Происхождение мира» кисти Курбе...

В дополнение к традиционным видам искусства, экспозиция музея представлена тысячами работ из таких областей, как архитектура, кинематограф, мебель и фотография. На 57.400 м² непрерывно выставляются более 4000 работ. Они представляют исключительное художественное богатство с 1848 года по 1914 год, то есть, как звенья в художественной цепи, - захватывают период в хронологическом порядке, между экспозициями Лувра и современного Центра имени Жоржа Помпиду .

Бывший вокзал остается местом для путешествий более чем 3 миллионов посетителей в год… Путешествий во времени и истории искусства.

От вокзала до музея

Расположенный на левом берегу реки Сены, Музей Орсе в Париже основался в бывшем железнодорожном вокзале: светлом, просторном здании с красивыми «коронованными» главными часами и стеклянным куполом. Это строение само по себе произведение искусства, потому что у него не совсем обычная история.

Электрифицированный Гар д`Орсе (Gare d"Orsay) был построен архитектором Виктором Лалу и запущен к Всемирной выставке, 14 июля 1900 года. Здесь обслуживалось направление Париж – Орлеан. На вокзале помещались 16 платформ, многочисленные роскошные помещения, отель и многое другое. Но очень скоро оказалось, что полотна путей недостаточно, чтобы принимать длинные составы поездов, и с 1939 года он больше не использовался в качестве ж.д. станции. После закрытия, здесь располагалась почта, дом для бывших военнопленных освободительной войны, театр и аукционный залы. Орсе собирались сносить, но ему была уготована великолепная судьба. С легкой руки Жоржа Помпиду в здании начали капитальный ремонт. А 1-ого декабря 1986 года Франсуа Миттеран торжественно объявил об открытии Орсе в качестве музея. Недавно были проведены колоссальные и дорогостоящие реставрационные работы, и Музей Орсе стал еще великолепней. Днем и ночью, внутри и снаружи, с воды и суши – это потрясающий своей сказочной красотой настоящий «Дворец искусств».

Экспозиции

Жанры: Неоклассицизм, Романтизм, Реализм, Эклектизм, Академизм, Символизм, Импрессионизм, Натурализм, Постимпрессионизм и другие.

У входа в Музей Орсе не забудьте взять с собой план-схему – бесплатно.

Представленные жанры живописи и скульптуры

Даже те, кто ничего не знает о живописи, обязательно получат эстетическое удовольствие в Музее Орсе: от шедевров Ван Гога, Ренуара, Сезанна, Матисса, Тулуз-Лотрека, Писарро…

Коллекции расположены в хронологическом и тематическом порядке. Каждой «творческой революции» посвящены отдельные залы, а расстановка экспонатов основана на «четырех слонах» искусства: скульптуре, живописи, архитектуре и декоративно-прикладном.

Постоянные выставки размещены на трех уровнях здания (цокольном – 0 эт., среднем – 3 эт., и верхнем – 5 эт.). Весьма интересным представляется размещение экспонатов: всемирно известные шедевры гармонично соседствуют с малоизвестными работами. Все снабжено объяснительными табличками.

На центральной аллее цокольного этажа (там, где ранее находились ж/д пути) расположен зал скульптур. Вокруг - галереи с выставками предимпрессионистов, работ живописцев Эдуарда Мане, Анри Руссо, Камиля Коро, основателя «реализма» в живописи Гюстава Курбе, импрессиониста Клода Моне, Базеля, Делакруа, Кабанеля. Здесь также находятся экспозиции кино, прикладного, декоративного искусства, фотографии. Тематический порядок размещения повторяется на каждом уровне музея.

Архитектура

Данная секция посвящена архитектуре Второй Империи (1852-1870). В музее находится интересный макет одного из округов Парижа – Опера (le quartier de l’Opéra). Продольный срез макета Оперы Гарнье позволит рассмотреть в деталях зал, сцену, оборудование и другие элементы.

Декоративно-прикладное искусство

Эклектизм (1850-1880) в музее представлен восхитительными вещами и убранством интерьера, созданными в симбиозе предметов, привезенных из путешествий и выставок, времен колонизации, восточных мотивов, новых промышленных и практичных форм. Здесь также можно увидеть изящные посеребренные предметы, которые стали популярными благодаря способу гальванизации металлов.

Французский Ар-Нуво (Модерн)

Этот красивый, и возможно, последний художественный стиль появился под влиянием новых изобретений и декоративности (растительные сюжеты). Под девизом «Искусство во всем», Ар-Нуво объединил многочисленные художественные мастерские. Среди самых ярких представителей этого жанра: Мажорель, Лалик (известная фирма по изготовлению украшений и предметов из стекла), Грюбер, Карабен и другие. Стрекозы и бабочки от Lalique находятся в зале 63.

Начиная с 1800-ого года, ар-нуво становиться тенденцией в Великобритании, а затем, и в других странах. Представители: бельгийцы Ван де Вельде и Виктор Орта, австрийцы Лус и Тонет, американец Райт и шотландец Макинтош.

Инфраструктура

Выставочные залы, рестораны, кафе, библиотека-магазин, гардеробные, инвалидные коляски и складные табуреты для людей с ограниченными физическими возможностями, легкие трости-коляски для детей (коляски других видов не допускаются), лифты и пандусы для инвалидов и посетителей с детьми в колясках, туалеты, пеленальная комната (уровень -1).

Стоянки для автомобилей: паркинг у кольцевой Лувра (Parking du carrousel du Louvre); стоянка Бак Монталамбер (Parking Bac Montalembert).

События

Здесь проводятся временные выставки и различные мероприятия – концерты, театр теней Черного кота, спектакли для юной аудитории, конференции и симпозиумы, «литературные кафе». Ежегодно проводится кинофестиваль. По всему миру существуют несколько «Клубов друзей Музея Орсе». На официальном сайте можно зарегистрироваться и через личную страницу получать информацию о выставках и других событиях в музее, загружать обои для компьютера, заказывать каталоги, открытки и др.

Условия бесплатного посещения

Посетить Музей Орсе бесплатно может каждый первое воскресенье месяца; всегда: молодежь до 18-ти лет, инвалиды в сопровождении, владельцы Paris Museum Pass ; члены сообществ «Друзья Музея Орсе».

В течение 8-ми дней с даты выпуска билета, можно будет воспользоваться скидками на покупку билета в государственный Музей Густава Моро (с 15 июля 2013 закрыт на ремонт на 5 мес.) и бесплатное посещение Дворца Гарнье Национальной Оперы Парижа (фр. Palais Garnier Opéra national de Paris).

Обзорное видео

По мере того как бульвар Сен-Жермен достигает 7-го округа, он поворачивает к реке, и весь транспорт по мосту Согласия перебирается на Правый берег.

В восточной стороне этой части квартала располагаются магазины произведений искусства и антиквариата, входящие в так называемый комплекс «Карре Рив-Гош», ограниченный улицей Университет и набережной Вольтер.

Ближе к западной части набережной Вольтер, которая смотрит на сад Тюильри на противоположном берегу, располагается самая посещаемая достопримечательность Парижа – Музей Орсе (Musee d"Orsay), вход в который находится со стороны улицы Лежьон-д’Оннёр. Работает музей – вторник-суббота, 10.00-18.00, четверг, 10.00-21.15, воскресенье, 9.00-18.00; стоимость 7.50 евро; вход свободный для посетителей до 18 лет и в 1-е воскресенье месяца; метро Solferino/RER Musee-d’Orsey.

В музее Орсе выставлена коллекция живописи и скульптуры, охватывающая период между 1848-1914 годами и заполняющая, таким образом, хронологический зазор между Лувром и Центром Помпиду . Шедевры коллекции – выдающиеся работы импрессионистов и постимпрессионистов.

Здание музея было возведено для Всемирной выставки 1900 года в качестве железнодорожного вокзала. Оно замечательным образом сочетает в себе классицизм XIX столетия и более современный индустриальный стиль. Его изысканный, строгий каменный фасад удачно скрывает внутреннюю конструкцию арки железнодорожного вокзала, выполненную из стекла и стали. В качестве вокзала здание обслуживало поезда юго-западного направления французских железных дорог вплоть до 1939 года.

К тому времени стало ясно, что платформы вокзала слишком короткие для современных поездов, и вокзал был закрыт. Именно здесь 19 мая 1958 года генерал де Голль провозгласил государственный переворот – в результате войны Алжира за независимость появилась реальная угроза развала страны, поэтому его возвращение во власть имело для Франции мессианское значение.

К 1960-м вокзал настолько обветшал, что режиссер Орсон Уэллс решил, что это место идеально подходит для съемок его фильма по роману Кафки «Процесс»: с целью создать необходимое для фильма кошмарное ощущение клаустрофобии он заполнил высокие узкие коридоры здания вереницей кабинетов.

Несмотря на богатую историю, здание ожидала печальная участь: на его месте собирались построить современный гостиничный комплекс. И только огромная волна общественного негодования и сожаления по поводу недавнего сноса исторического Центрального рынка помогла спасти здание вокзала для истории Парижа .

Разработка проекта по превращению здания вокзала в музей д"Орсе (Musee d"Orsay) была поручена талантливой итальянской женщине-архитектору из Милана Гаэ Ауленти. В результате реализации ее проекта вокзал превратился в хорошо сбалансированное и необычайно красивое музейное здание, но с одним существенным недостатком: отделу импрессионизма было отведено в нем помещение под самой крышей, поэтому самые многолюдные толпы посетителей вынуждены теперь тесниться в сравнительно небольших залах.

Если у вас есть свободное время, можете провести в музее Орсе полдня или даже целый день, спокойно осматривая залы музея в соответствии с их номерами, то есть в хронологическом порядке. Однако если вы ограничены во времени, лучше воспользоваться планом музея и посмотреть те отделы, которые вас особенно интересуют, поскольку каждый зал отличается особой атмосферой.

Экспозиция музея начинается на первом этаже, под огромным сводом из стекла и стали, затем переходит к помещениям верхнего уровня и наконец заканчивается на среднем уровне, откуда открывается вид на центральную галерею.

Для восстановления сил можете посетить и другие приятные места музея: это расположенное на верхнем уровне здания кафе с открытой террасой и прекрасным видом на Монмартр через огромные вокзальные часы, а на среднем уровне – великолепный, украшенный позолотой ресторанный зал и чайный салон. Чай с пирожным обойдется вам в 10 евро.

Экспозиция первого этажа музея Орсе

На первом этаже, расположенном под огромной стеклянной арочной крышей, вдоль центральной галереи тянутся два ряда скульптур, напоминающих железнодорожные пути, а по обеим сторонам в небольших боковых залах демонстрируются произведения живописи.

Этот этаж посвящен произведениям искусства, созданным до 1870 года. Из образцов скульптуры середины XIX столетия в центральной галерее среди прочих выставлена скульптура Уголино , работы Карпо, изображающая отвратительного графа Уголино из «Божественной комедии» Данте, который, обезумев от голода, грызет свои пальцы в предвкушении возможности съесть тела своих умирающих детей.

Еще одна работа Карпо – авторский гипсовый вариант фонтанной группы «Четыре части света, поддерживающие небесную сферу», бронзовый оригинал которой можно увидеть в качестве основания фонтана в Люксембургском саду . Рядом выставлены необычные полихромные бюсты чернокожих африканцев, выполненные Шарлем Кордье в бронзе и цветном камне.

На южной стороне первого этажа, граничащей с улицей Лилль, – террасе Лилль – в первых залах (1-3) представлены полотна Энгра и Делакруа, чьи основные работы находятся в Лувре , а также классические произведения тех художников, которые выставляли свои работы в художественных салонах середины XIX века. Далее (залы 11-13) экспонируются интересные работы Пювиса де Шаванна, Гюстава Моро и молодого Дега.

Знаменитая Барбизонская школа и художники-реалисты представлены на северной стороне, со стороны Сены – на террасе Сена (залы 4-7). Это, прежде всего, полотна Домье, Коро, Милле и Курбе, которые первыми нарушили установленные нормы морали и не захотели больше изображать идеализированное прошлое.

Пейзажи в мягких тонах, выполненные Милле и Коро, а также динамичные сцены на картинах Добиньи, таких как «Снег», оказали большое влияние на пришедших им на смену классических импрессионистов. Выставленная в зале № 7 картина Курбе «Начало мира» настолько откровенна, что способна шокировать даже современную аудиторию.

В зале № 14 внимание посетителей привлекает наполненная ярким светом картина Моне «Женщины в саду» (1867), отражающая ранние искания художника. Здесь же вы увидите провокационное полотно Мане «Олимпия» (1863), возвестившее о наступлении эры импрессионизма.

Последняя работа в свое время вызвала немало яростных споров как по поводу цветовых сочетаний и чувственных форм, так и по поводу того, что на ней Олимпия изображена в виде женщины легкого поведения высшего класса, которая в ответ на пристальные взгляды публики с невинным видом демонстрирует полное к ней пренебрежение.

Верхний уровень: импрессионизм и постимпрессионизм

Чтобы продолжить осмотр картин в хронологическом порядке, направляйтесь на верхний уровень, залы которого выглядят более камерно и похожи на художественные мастерские под крышей. Сначала вашему вниманию предлагается частная коллекция, подаренная музею Орсе усердным коллекционером и историком искусства Моро-Нелатоном (зал 29).

Она включает некоторые из наиболее известных образцов импрессионизма, в их числе «Маки», а также «Завтрак на траве» Клода Моне . Когда в 1863 году появилась картина «Завтрак на траве» критики пришли в такую ярость и негодование при виде голых моделей, что их едва не хватал апоплексический удар. На выставку в «Салон» в тот год картину не приняли.

Для того чтобы далее по достоинству оценить живую новаторскую силу импрессионизма, вам придется все время бороться с настойчивым ощущением чего-то очень знакомого и узнаваемого – это «Абсент» Дега, «Бал в Мулен де ла Галет» Ренуара, «Женщина с зонтиком» Моне. В залах 30-32 вы увидите работы Ренуара, Сислея, Писарро и Моне – целую вереницу небольших пейзажей и уличных сценок, которые обязаны своим блеском и великолепием новому обычаю устанавливать мольберт прямо на открытом воздухе.

Многие из этих работ были написаны на берегах Сены. К менее типичным полотнам относятся изображения танцовщиц Дега, которые отражают глубокий интерес художника не к свету, что в целом характерно для импрессионистов, а к движению и линиям. Особняком стоит также картина «Колыбель» (1872) Берты Моризо – первой женщины, которая присоединилась к импрессионизму на его раннем этапе.

Более весомые шедевры выставлены в залах 34 и 39, которые посвящены среднему и позднему периодам творчества Моне и Ренуара. Развитие излюбленной темы Моне прослеживается на примере пяти картин из его серии соборов Руана , где каждая картина написана с присущим только ей освещением.

Зал № 35 наполнен пылающими красками и тревожными ритмами Ван Гога, тогда как творчество Сезанна, представляющее собой еще одно отклонение от основных принципов импрессионизма, наглядно демонстрируется в зале 36. Одно из полотен, которое наиболее точно выражает его художественное кредо, – это натюрморт «Яблоки и апельсины» (1895-1900), где разные части картины написаны с разных точек зрения.

Пройдя мимо кафе , а также небольших залов (37 и 38), где висят наполненные воздухом пастели Дега, вы окажетесь в тускло освещенном невеселом зале (40), демонстрирующем пастели Редона, Мане, Мондриана и других. Следующая и последняя вереница залов на этом этаже отдана различным представителям последующих этапов развития импрессионизма, в работах которых ощущается более острое и современное восприятие, с большим акцентом на психологический аспект.

Экспозиция открывается фантастической картиной Руссо «Заклинательница змей » (1907), затем идут загадочные таитянские полотна Гогена, их сменяют пуантилисты – Сёра (знаменитая картина «Цирк»), Синьяк и другие. Заканчивается экспозиция лучшим образцом отточенного в ночных клубах карикатурного творчества Тулуз-Лотрека – огромным полотном, изображающим Оскара Уайльда.

Коллекция среднего уровня музея Орсе

Направляясь на средний уровень, постарайтесь не пропустить желанную коллекцию Кагановича (залы 49 и 50) – маленькую, но с отчетливым акцентом на постимпрессионизме. На среднем уровне живописную часть экспозиции на террасе Лилль продолжают работы Вюйяра и Боннара (залы 71 и 72), скрытые от публики непомерной скульптурой белого медведя работы Помпона.

Вюйяр и Боннар начали свою карьеру как члены группы ар нуво, известной под названием «Наби» («Пророки»); в декоративном панно Вюйара «Общественные сады» (1894) и картине Боннара «Партия в крокет» (1892) отчетливо ощущается влияние японской живописи. Импрессионистическое внимание к свету здесь тоже присутствует, но оно подчинено весьма четкой цветовой гамме, где краски одновременно приглушенные и насыщенные.

На террасе Сена (залы 55-58) демонстрируются менее известные работы конца XIX столетия, в том числе некоторые крупноформатные, эпические, натуралистические работы, такие, как волнующее полотно Детайя «Сон» (1888), «Каин» Кормона (1880), а также известный декадентский «Портрет Марселя Пруста» Жака-Эмиля Бланша.

Коллекция живописи заканчивается несколькими волнующими работами символистов из разных стран: зал № 60, выходящий на Сену, почти полностью занят полотном Климта «Кусты роз под деревьями», с бесформенной массой листьев и лепестков, а также несколькими менее известными работами Мунка.

На параллельных скульптурных террасах мраморные фигуры XIX века на террасе Сены смотрят на скульптуры XX столетия, расположенные на противоположной террасе Лилль, а соединяющая их терраса Родена приютила все остальные экспонаты.

Скульптура Родена «Уголино» выглядит еще более мрачной, чем одноименная скульптура Карпо на первом этаже. Другая работа Родена – «Мимолетная любовь», ставшая ответом на выставленную рядом скульптуру его ученицы и любовницы Камиллы Клодель «Зрелый возраст», красноречиво символизирует конец их отношений. К сожалению, мало у кого остаются силы для посещения еще нескольких залов, где демонстрируется мебель и другие произведения прикладного искусства в стиле ар нуво.

Но на свете немало и других знаменитых художественных музеев с прекрасными собраниями картин, скульптур и других произведений искусства. Причем один из них находится буквально в двух шагах от Лувра. Чтобы попасть туда, надо перейти по мосту на другой берег Сены и немного пройти по набережной вниз по течению. Напротив сада Тюильри стоит здание музея Орсэ . В нем собраны произведения французского искусства, относящиеся к периоду с середины XIX в. до 1914 г., начала Первой мировой войны.

Но знаменит этот музей не только своим богатейшим собранием. Интересен он и тем, что расположен в здании... бывшего железнодорожного вокзала. Тут своя любопытная история. Вокзал Орсэ построили в конце XIX в. По тем временам это был самый технически передовой из всех парижских вокзалов, оснащенный эскалаторами для багажа и лифтами для пассажиров. Вдобавок это был и самый красивый вокзал - огромный центральный зал со стеклянным куполом украшали фрески и лепнина. Кроме того, в здании вокзала размещался отель на 370 номеров с великолепными ресторанами и залами для приемов. С вокзала Орсэ в Бордо, Нант, Тулузу ежедневно уходило несколько десятков поездов.

Однако к 1939 г. были проложены более удобные железнодорожные маршруты и вокзал полностью утратил транспортное значение. Несколько десятилетий здание служило случайным разнообразным целям, а с 60-х годов начали даже поговаривать о его сносе. Но в 1986 г. здесь открыли художественный музей.

Такое решение оказалось очень удачным. Высокий стеклянный купол дает экспонатам великолепное естественное освещение. Просторное здание вокзала позволило вместить огромную экспозицию - в Орсэ переехали картины и скульптуры, прежде находившиеся в других музеях, в том числе и в Лувре. Удобно и расположение Орсэ - в самом центре Парижа . И вот уже второе десятилетие в этот музей ежедневно приходят тысячи людей.


В музее Орсэ представлено только , причем определенного периода времени. С середины XIX в. до начала Первой мировой войны во Франции работали мастера разных художественных направлений - Милле, Ренуар, Сезанн, Дега, Гоген, Руссо, Синьяк, Тулуз-Лотрек... Но особую гордость музея Орсэ составляют картины художников-импрессионистов. Это особое и очень интересное направление в живописи, название которого происходит от французского слова impression - впечатление, сложилось в последней трети XIX в. В то время группа молодых французских живописцев выступила за обновление искусства, за отказ от строгого и фотографически точного рисунка. Основой картины, по их убеждению, был неповторимый миг, остановленный взглядом художника.

У публики, воспитанной на классических образцах, разбросанные по полотнам импрессионистов цветовые пятна, размытые очертания изображенных предметов поначалу вызывали непонимание и недоумение. У критиков - тоже. А художники , Альфред Сислей, несмотря ни на что, открывали одну выставку своих работ за другой. Самая большая коллекция работ художников-импрессионистов во Франции собрана именно в музее Орсэ. Среди них - «Собор в Руане » Моне, «Женщина с кофейником » Сезанна, «Наводнение в Пор-Марли » Сислея, ...

Импрессионисты изменили привычные представления о живописи сформировавшиеся со времен Возрождения. А творческие поиски художников продолжались, в результате чего появлялись иные, порой совсем уж непривычные направления в живописи. Начало одному из них - пуантилизму - положил Жорж Сера. Его полотна в первый момент вызывают удивление: вместо точного рисунка и сочных красок - мелкие штришки, похожие на точки. А пуантилизм в переводе с французского и означает «писать точками».

К концу 70-х годов XIX в., когда молодой художник Сера учился в Парижской школе изящных искусств, картины импрессионистов с их необычными цветовыми пятнами, размытыми контурами уже получили признание. Новые работы Моне, Писсарро, Дега и других известных импрессионистов публика встречала с восторгом. Не желая становиться простым подражателем, молодой художник искал свой путь.

Сёра увлекался изучением оптики, прочитал немало научных трудов. Согласно воззрениям физиков-оптиков, цвета в природе складываются из множества по-разному освещенных оттенков. А человек воспринимает их потому, что они оптически «смешиваются» на сетчатке глаза. И Сёра решил как бы разложить на полотне сложные тона на чистые цвета четко различимыми отдельными мазками, опять-таки предоставив «смешивать» их взгляду зрителя... Художественный метод Сёра использовали и другие живописцы, например Синьяк, работы которого также представлены в музее Орсэ. Однако посетители найдут в его залах немало прекрасных полотен и «традиционной» живописи художников более старшего поколения - Коро, Милле, Курбе.

А еще музей Орсэ интересен отделами французской архитектуры, фотографии, образцов мебели... Вдобавок Орсэ - один из самых современных музеев мира. Посетители могут работать на компьютерах, в памяти которых хранятся изображения экспонатов и связанная с каждым из них информация.