Презентация "Я поведу тебя в музей". Знакомство с Художественным музеем Брянска

Сегодня я расскажу вам, что такое музей, и мы с вами побываем в самом настоящем музее.

Итак, музей - это то место, где хранятся и изучаются различные предметы. Они могут быть ценными и не очень. Но все эти предметы могут нам о многом «рассказать и поведать»: о своей истории, о происхождении и о том, для чего они нужны и как используются. И такие предметы называются экспонаты. Это слово для вас новое, давайте его все вместе повторим: «Экс-по-на-ты»

Музеи могут быть разными и экспонаты в них тоже бывают разные. Например, посмотрите сюда (показывает тематический альбом), краеведческие музеи, в них собраны экспонаты, рассказывающие об истории, природе и культуре одного города или села. У нас с вами в Осе тоже есть такой музей.

В историческом музее будут представлены экспонаты, рассказывающие нам об истории города, края или даже целой страны.

Ребята, расскажите мне, вы собираете дома какие-нибудь предметы или игрушки?

Сбор таких предметов называют коллекцией.

Коллекции разных предметов очень часто выставляются в различных музеях. И это уже называется выставкой. Мы можем с вами прийти в музей на выставку и полюбоваться какой-нибудь коллекцией: картин, посуды, монет и т.д.

И как я вам уже обещала, сегодня мы с вами тоже посетим музей, но музей не обычный, а созданный в нашей группе.

Я вас приглашаю на экскурсию в наш музей «Чайные истории».

Ребята, а что такое экскурсия?

-Экскурсия – это поход в музей для того, чтобы узнать что-то новое и интересное.

Вот и мы с вами будем узнавать что-то новое и интересное. А я буду вашим экскурсоводом .

Ребята, но прежде чем идти в музей, мы должны с вами узнать как можно себя вести в музее и как нельзя. Как вы думаете?

Вы абсолютно правы, ведь если вы будете шуметь и бегать, то будете мешать другим людям. Если вы рассматриваете экспонаты, то не загораживайте вид другим посетителям музея. Когда говорит экскурсовод, нельзя громко смеяться, разговаривать и перебивать его. Экспонаты нашего музея можно трогать и брать в руки, но только аккуратно, чтобы не разбить. Но если рядом с экспонатом вы видите такой знак (показывает знак «перечеркнутая ладошка»), то это значит, что экспонат ценный и его брать в руки не надо.

Вам понятны правила поведения в музее?

Надеюсь, вы будете их соблюдать.

А сейчас подходите поближе, я вам расскажу о нашем музее. (знакомит детей с мини-музеем, рассказывает об экспонатах, о коллекции, об истории экспонатов, пытается заинтересовать детей необычными экспонатами и т.д.)

В нашем музее есть также книги для рассматривания, раскраски и игры, которые вы можете брать и играть.

Занятие 1.

3aдaчa: формирование понятия художественный музей как хранилища красоты.

Зрительный ряд:

1. Храм Аполлона в Бассах. Древняя Греция. Около 430 г. до н. э.

2. Здание Государственного Русского музея (бывший Михайловский дворец). Архитектор К. И. Росси, 1819-1825 гг.

3. Михайловский дворец. Архитектор. К. И. Росси. 1819-1825.

4. Залы и интерьеры Государственного Русского музея.

Рассмотреть на сайте вид Михайловского дворца (здание Государственного Русского музея). Изображение музея на странице сайта приведено в приложении 7.

Спросить (если дети не посещали раньше музей, то воспитатель сам должен об этом рассказать): почему он так называется? Спросить: что значит «музей русского искусства»?

Рассматривая сайт, обратить внимание на памятник перед зданием. Спросить: в память какого человека он поставлен? Почему он находится перед зданием музея?

В конце занятия задаются вопросы:

Как называются два крупных музея русского искусства?

Где они находятся, в каких зданиях, кто их создавал?

Занятие 2

1) Дать общее представление о Государственном Русском музее, особенностях его коллекции.

2) Объяснить название музея.

Зрительный ряд:

Здание Государственного Русского музея, залы и интерьеры.

В начале теоретического занятия вспомнить тему предыдущего, спросить:

Откуда «пришло» слово «музей»?

Какие музеи называют художественными?

Какие два художественных музея дети знают?

Почему они так называются?

В каком еще музее нашего города есть большая коллекции произведений искусства (картин, скульптуры и т. д.)? Это тоже художественный музей. (Дети смогут ответить, если ранее посещали Государственный Русский музей.)

Вспоминая показанное на сайте здание музея, рассказать историю строительства. Подчеркнуть, то в чем заключается своеобразие коллекции Русского музея и ее отличие от коллекций других музеев.

В конце теоретического занятия сделать выводы:

Занятия на компьютере:

Знакомство с художественным музеем.

Храм Аполлона в Бассах. Древняя Греция. Около 430 г. до н. э.

НЕЗНАЙКА:

В нашей стране очень много музеев, они очень разнообразные. А в каких музеях были вы? Какие музеи вы знаете? Что в них представлено?

А знаете ли вы что такое художественные музеи и почему эти музеи так называются?

Здание Государственного Русского музея (бывший Михайловский дворец). Арх. К. И. Росси, 1819-1825 гг.

К.П.Бегров "Михайловский дворец". 1832

НЕЗНАЙКА:

Здание Государственного Русского музея (вид с площади Искусств)

Что значит «музей русского искусства»? В память какого человека поставлен памятник перед ним? Почему он находится перед зданием музея?

Академический зал

НЕЗНАЙКА:

Почему зал носит название Академический?

Как называются два крупных музея русского искусства? Где они находятся, в каких зданиях, кто их создавал?

НЕЗНАЙКА:

В каком еще музее нашего города есть большая коллекции произведений искусства (картин, скульптуры и т. д.)? Это тоже художественный музей.

НЕЗНАЙКА:

Имя архитектора Русского музея?

НЕЗНАЙКА:

Какая разница между коллекциями Русского музея и Эрмитажа, почему их можно назвать художественными?

Ответ: Эрмитаж сейчас один из самых больших музеев мира, здесь представлены произведения искусства со всего мира, в этом заключается своеобразие его коллекции и его отличие от коллекции Русского музея.

Людмила Погодина

Современный этап развития общества характеризуется ростом национального самосознания, стремлением людей познать и понять историю и культуру своей страны. Известно, что любовь к Родине начинается с любви к своему родному краю – месту , где родился человек, поэтому одной из важнейших задач своей работы с дошкольниками мы считаем возможность как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле , интерес к истории своего края, города . Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, вступивший в силу с 1 января 2014 года, направлен на решение задач формирования первичных представлений о малой родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа. В этом педагогам может помочь довольно молодая отрасль педагогической науки – музейная педагогика . Музейная педагогика – процесс направленного воздействия на ребенка музейными средствами с целью формирования у него определенных навыков поведения в данной культурной среде , умения получать информацию непосредственно от экспонатов . Методы музейной педагогики , используемые в процессе образовательной работы в детском саду способствуют развитию эмоциональной, познавательной активности каждого ребёнка, позволяющей укоренить в сознании детей такие понятия как история, традиции, формировать национальное достоинство, любовь к Отечеству.

Организуя работу по совершенствованию традиционных форм, разработке инновационных форм и методов работы с дошкольниками в области музейной педагогики мы определили одной из основных задач работы ДОУ - культурологическое воспитание детей в процессе приобщения к истории родного города (к 330-летию города Сызрани , итогом которой станет смотр-конкурс мини-музеев о Сызрани .

Начиная работу в данном направлении, определили основные задачи деятельности педагогического коллектива по использованию средств музейной педагогики в воспитательно-образовательной работе с детьми : знакомить с историей своего города , его достопримечательностями; учить видеть и оценивать историко-культурное окружение; расширять кругозор, развивать способность воспринимать музейную информацию , понимать «язык» музейной экспозиции ; воспитывать любовь к родному краю , уважение и бережное отношение к традициям предков.

При включении основ краеведения в образовательную практику дошкольного учреждения мы учитывали следующее : введение краеведческого материла в работу с детьми с учетом принципа постепенного перехода от более близкого ребенку, личностно значимого к менее близкому - культурно-историческим фактам; развитие музейной педагогики , дающей возможность наладить диалог ребенка с культурным наследием прошлого и настоящего; осуществление деятельностного подхода в приобщении детей к истории , культуре, природе родного города ; привлечение детей и родителей к участию в городских праздниках с тем , чтобы они имели возможность окунуться в атмосферу общей радости и веселья (ярмарка, выставка, праздник «Сызранский Помидор» , «Серебряные трубы Поволжья» и др., создание такой развивающей среды в группе и ДОУ , которая способствовала бы развитию личности ребенка с опорой на краеведческий материал (мини-музеи русского быта , предметы декоративно-прикладного искусства, фольклор, музыка и др.);

В процессе организации краеведческой работы мы опирались на мнение Н. Н. Поддьякова, считавшего, что важна не только рационализированная взрослым «зона ближайшего развития» , но и те «неясные, сверхподвижные знания, образы, представления» , которые намечают «дальние горизонты развития» , для чего всегда старались создать педагогически значимый образ взрослого-воспитателя :

Помогающего детям выстроить мир своего сообщества и собственные деловые, игровые, нравственные, мировоззренческие отношения (творческая игра «Экскурсионное бюро» , игра «Путешествие по Сызранскому Кремлю» , рисование, конструирование «путешествие» по карте и т. д.);

Идущего вместе с ребенком к чему-то, что одинаково интересно и по-своему непонятно каждому из них (история рождения крепости и города Сызрань , старинные здания, фронтовики-сызранцы, промышленность в нашем городе , растительный и животный мир Сызрани и т. д);

Выясняющего взгляды, мнения, оценки детей и ведущего с ними обсуждение увлекающих детей вопросов и загадок (наш город будущего , любимые места, моя семья, интересные ремесла, городские праздники и т . д.);

Занимающегося рядом с детьми своим делом, но привлекающего их внимание обстановкой, содержанием, стилем этого дела, своим отношением к нему (изготовление макетов Сызранского Кремля, кукол-оберегов, оформление фотовыставки, альбомов и т. д.).

В каждой возрастной группе был создан свой мини-музей о родном городе , который стал результатом общения и совместной работы воспитателя , детей и их семей . Педагогами подобраны наглядные и методические рекомендации по ознакомлению детей с историей основания и строительства Сызрани, достопримечательностями, объектами социальной сферы города . Сделана подборка стихов, песен, рассказов о городе Сызрани . Руками педагогов , детей и родителей были изготовлены интересные экспонаты : макеты Сызранского Кремля, железнодорожного вокзала, причала, Сызранского драмтеатра, Центрального рынка, детского парка «Гномик» , вертолетного училища, микрорайона детского сада; поделки «Сеньора Помидорка» , «Герб г. Сызрани» , куклы в национальных костюмах, картинная галерея о Сызрани.


Особо хочется выделить мини-музей кукол-оберегов народов Поволжья, созданный воспитателем старшей группы. Педагог считает , что кукла-игрушка является неисчерпаемым ресурсом для обучения и воспитания, познания соцокультурных ценностей ребенком, развивает его интеллект, эстетический вкус, дает навыки общения. А ещё дети сами делают куклы в кружке «Умелые ручки» . Не используя иголку и ножницы, дети с удовольствием смастерили из лоскутков ткани кукол «Колокольчик» , «Пеленашку» , «Веснянку» .

Экскурсии по мини-музеям проводили сначала воспитатели, а потом и «дети-экскурсоводы» устраивали экскурсию в свой музей , рассказывая об экспонатах. Они включаются в диалог с воспитателем, изучают экспонаты, знакомятся с культурой поведения в музее , т. е. приобретают умения и навыки общения в процессе музейной коммуникации . Основной формой организации работы с детьми считаем игру, театрализованные экскурсии - путешествия и продуктивную деятельность. Практика показала, что проводимая работа эффективна только при условии активного взаимодействия детей и родителей . Родители наших воспитанников – неотъемлемые участники и помощники в полноценном проведении мероприятий образовательного процесса.

Опыт использования мини - музеев в ДОУ с целью социокультурного развития дошкольников приносит результаты. Дети знают, что такое музей , правила поведения в нем, с удовольствием принимают участие в создании музея и привлекают своих родителей. Активно используя средства музейной педагогики в познавательной , продуктивной, игровой деятельности, дети значительно расширили своё представление о родном городе Сызрани , историческом, культурном, национальном, природном своеобразии родного региона .

Литература :

1. Алешина Н. В. «Знакомство дошкольников с родным городом и страной (патриотическое воспитание) . - М.:УЦ «Перспектива» , 2011г.

2. Мой родной дом . Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Редактор-составитель Н. А. Арапова-Пискарева. – М., 2005

3. Лебедева С. А., Перлова С. Н., Ткаченко Е. Ю. Ознакомление с родным городом средствами музейной педагогики : Метод, рекомендации. Шуя, 2012.

4. Кто есть кто в Сызрани. Справочно-энциклопедическое издание. – «ЗАО «Навигатор-Ф» , 2001

5. Книга-альбом «Сызрань» . – Сызранское полиграфобъединение, 2000.

По мнению психолог, ребенок уже способен концентрировать внимание на отдельных предметах, он живо интересуется новым, а информация ложится на приобретенный жизненный опыт.

Великие полотна

Хорошо, если вы немного разбираетесь в живописи,- тогда можно пойти в картинную галерею. Постарайтесь, чтобы первое знакомство с шедеврами живописи прошло у сына или дочку успешно. Не нужно тянуть ребенка за руку, подтаскивая к картинам, не стоит пугать его непонятными словами «Врубель» и «Левитан». Лучше дайте ему возможность самостоятельно сориентироваться в незнакомой для него обстановке. Только ненавязчиво подводите малыша к месту, удобному для просмотра картин. Фраза о том, что большое видится на расстояние, в данном случае имеет абсолютно прямой смысл. Найдете оптимальное расстояние от картины с учетом роста ребенка, или же возьмите его на руки, когда захотите обратить его взор на то или иное полотно.

Рассматривая картину, обращайте внимание ребенка на простые вещи. Композицию, эмоциональное содержание и колористику вы обсудите позже, когда чадо пойдет в школу. Пока же просто смотрите, что происходит на картине. Обсуждайте увиденное, объясняйте малышу то, чего он не понимает, но не перегружайте свою речь непонятными словами. Достаточно объяснить, что делают дяди и тети, куда бежит волк и кто сидит на его спине.

При правильной организации экскурсии у детей надолго остаются впечатления от музея. Но, как говорится, повторение – мать учения. Если вы увидели, что малышу там понравилось, не поскупитесь – купите хорошего качества альбом с репродукциями уже знакомых ребенку картин. Конечно, шедевры живописи можно смотреть и на экране компьютера, но книга по искусства – это искусство, а совместное перелистывание альбома – занятие приятное и абсолютно безопасное для детских глаз.

Из жизни кукол

Эта мечта всех девочек любого возраста, но экспозиция не оставит равнодушными и маленьких мальчиков – особенно железная дорога и дом кукол. В музее проводятся экскурсии, в том числе и для самых юных посетителей (от года и старше). Но записываться на экскурсии нужно заранее.

Флора и фауна

Маленьким посетителям – большие чучела! Примерно под таким девизом следует отправляться в зоологический музей. Только обязательно расскажите малышу заранее, что вы там будете смотреть. Сделайте акцент на том, что там очень большие медведи и волки – иначе ребенок может испугаться! Поэтому в музее проверяйте – не страшно ли ему. Если же в глазах нет ни тени испуга, переходите к носорогам, китам, мамонтам. И учтите, что для хранения чучел нужна низкая температура, и в музее, скорее всего будет прохладно. Поэтому возьмите с собой кофточку (в верхней одежде по музею ходить не принято).

К любимым героям

В мире есть немало музеев, которые созданы специально для малышей. Там все «нельзя» превращаются в «можно». Правда, многие из них расположены за границей, но тогда это может стать прекрасным поводом устроить себе дополнительные каникулы. К тому же межсезонье – лучший шанс избежать встречи с толпой туристов.

«Юнибакен», или музей Астрид Линдгрен, находится в Стокгольме. И это один из немногих музеев в мире, где все можно трогать руками. По экспонатам можно лазить, на них можно висеть и кататься – ведь они для этого и созданы. Созданы фантазией детской писательницы, «мамы» Карлсона и Пеппи-Длинный Чулок, которую тут зовут просто Пиппи.

Но пожалуй самое яркое впечатление и у детей, и у взрослых остается от сказочного поезда. Вы оказываетесь то в горах, то на чердаке. То вдруг превращаетесь в великана, а потом становитесь меньше чайной ложки и встречаете огромную мышь. Вам даже не надо знать все сказки Астрид Линдгрен – во время экскурсии звучит история на русском языке.

  • о походе в музей постарайтесь сообщить ребенку заранее, лучше сделать это несколько раз («Скоро мы пойдем в музей», «Завтра мы пойдем в музей», «Сегодня мы идем в музей»). Расскажите, что такое музей и что вы будете там делать;
  • познакомьте карапуза с правилами поведения в музее, которые одинаковы для все посетителей;
  • пусть ребенок сам отдаст контролеру свой билет на входе, выберет картину, которая ему нравится, темп передвижения по залу. Ребенку должно быть комфортно;
  • малыш не способен слишком долго концентрировать внимание. 30-40 минут – это предел для трехлетнего ребенка;
  • помните, что первые посещения очень важны для приобщения малыша к музею как к месту, где можно увидеть много интересного и важного. Пока ваша главная задача – не столько обогатить кроху культурно, сколько побудить в нем желание еще раз придти сюда.