Иван Ургант: интервью для HELLO! И ты все эти годы с нами. Ну, у вас маленькие интервью…

В редакции он появился совсем не в том телевизионном образе весельчака и балагура, который в любое время суток, в любой ситуации и любой компании способен парой ироничных шуток мгновенно поднять настроение всем присутствующим. И это понятно: наша съемка пришлась на еще доснежное зимнее утро, хмурое и не особенно бодрое. Любимец страны, самый востребованный ведущий развлекательных телепрограмм, праздников и корпоративов, лучезарный и искрометный герой экрана, открытый и трогательный Ваня Ургант вышел из машины скорее суровым, под стать погоде, громовержцем двухметрового роста.

В нем нет ни пресловутой звездности, ни нарочитого желания «зажечь», обаять и рассмешить. Он вежлив, корректен и очень внимателен к словам - тем, что произносят его собеседники, и еще более - к тем, что каждый раз, отвечая, тщательно выбирает он сам. Шутки в сторону - на самом деле Иван Ургант в жизни способен разговаривать прямо, просто, серьезно. Почти не смущаясь - разве совсем чуть-чуть - собственной искренности, в разговоре непрерывно размышляя, проверяя и слушая себя. Может быть, в этом внимании, в этом внутреннем слухе и есть залог настоящего остроумия, такого желанного для всех и такого редкого дара острого слова?

«ПОШЛОСТЬ - ЭТО ПОПЫТКА ВЫДАТЬ ЧТО-ТО НЕНАСТОЯЩЕЕ ЗА НАСТОЯЩЕЕ. ДЛЯ МЕНЯ ОНА СТОИТ РЯДОМ СО СЛОВОМ «НЕПРАВДА».

Psychologies: Вы работаете в рискованном жанре, где грань между остроумием и пошлостью очень тонка. Что такое, по-вашему, пошлость и как вам удается ее избегать?

Сложно сказать... Эти критерии где-то внутри. Мне кажется, одно из проявлений пошлости - слишком серьезно об этом говорить. Скажем, бранное слово в общественном месте и в присутствии детей - это не пошлость, а просто грубость и невоспитанность. По-моему, пошлость в другом - в попытке выдать что-то ненастоящее за настоящее. В моем внутреннем словаре это слово стоит рядом со словом «неправда». Когда люди говорят неправду, особенно когда высокие, пронзительные мысли и чувства подменяются, вот это и есть, на мой взгляд, пошлость. Я не люблю и когда зашкаливает искренность. Это тоже может быть проявлением пошлости. Есть люди, которые разрывают грудную клетку, достают сердце и протягивают его зрителям, - и понимаешь, что ничего выше этого быть не может. А другой делает все то же, но, кроме ощущения невероятной бессмысленности и неискренности, это ничего не вызывает.

Иными словами, важна мера?

И. У.: Важно прислушиваться к себе, быть с собой в гармонии или хотя бы в согласии. Но я не могу сказать, что доверяю себе во всем. Я скорее человек сомневающийся, недоверчивый, ругающий себя.

Ваша дорога к успеху гладкой не была. Как вы справляетесь с ситуациями сложными, неприятными?

И. У.: Конечно, были моменты, когда мне требовалась поддержка... (Подбирает слова.) Когда измотанная юношеская душа страдала, например, от неразделенной любви или… от неразделенной еды, зарплаты! По-моему, лучший выход - отвлекаться от такого в каком-то деле. А самое плохое - когда замыкаешься в себе. Мир сужается до размеров той беды или проблемы, которая ввергает тебя в уныние, в замкнутое пространство собственных переживаний. И тут главное - напомнить себе, что выход рядом. Надо постараться. Стоит только сделать некоторое усилие над собой, и все будет совсем по-другому. Хотя в такой ситуации часто про это забываешь. Или сам себя не слышишь.

Вам не приходила мысль искать какие-то ответы в психотерапии?

И. У.: В нашей нелегкой действительности психотерапевтами являются наши близкие. А подчас и неблизкие люди. Такой степени доверия между людьми я не встречал ни в Западной Европе, ни в Северной Америке. Мы способны изливать душу постороннему человеку даже вне зависимости от того, хочет он этого или нет. Чаще всего такое происходит - как это было и в моей жизни - не от желания, чтобы тебя услышали, а чтобы просто выговориться. И действительно становится легче. К сожалению, не всегда рядом находятся люди, которые могут дать хороший совет. Отсюда колоссальное количество изданий с фотографиями женщин и мужчин, которые с радостью протянут руку... где уже лежит хрустальный шар, людям, которые нуждаются в том, чтобы перед кем-то выговориться. Лично я не пойду к какой-нибудь святой целительнице Аксинье. Вероятно, оттого, что в Бога верю… Лучше как-нибудь своими силами. Надо стараться.

И. У.: Достаточно рано. Мама воспитывала меня самостоятельным ребенком. Я уже с шести лет ходил один - сначала в детский сад, потом в школу. Меня оставляли сидеть с младшими сестрами, но я не воспринимал это как повинность. Мама много времени уделяла нашему воспитанию и не перекладывала все бремя ответственности на мои хрупкие плечи.

«МАКСИМАЛЬНАЯ СТЕПЕНЬ СВОБОДЫ БЫВАЕТ ЛИШЬ У БЕЗУМЦЕВ. МНЕ ХОЧЕТСЯ БЫТЬ ЗАВИСИМЫМ ОТ КОГО-ТО. И ЧТОБЫ ЭТОТ КТО-ТО ЗАВИСЕЛ ОТ МЕНЯ».

За что вы сегодня ей благодарны больше всего?

И. У.: За терпение. Я бы вот себя давно убил, а мама выдержала это непростое испытание - видеть рядом с собой громкого, злобного и наглого усатого мальчика в течение долгого времени. У меня терпения гораздо меньше. Я это точно знаю: мама сохранила уникальный документ - дневник, который она вела, пока я был маленький - с полугода лет до пяти. Такой краткий дневник, который поместился в две тетрадки. Когда мне исполнилось лет 18, мама мне их показала. Читать это было очень трогательно. Это та самая пронзительная трогательность, которой не коснулась никакая пошлость. Потому что мама писала в дневнике только то, что она чувствовала. А потом... Важно - это когда тебе предоставляют возможность принимать решения. Когда чувствуешь себя человеком, от которого что-то зависит. Я ощутил это очень рано, лет с восьми-девяти. Правда, не всегда мне хотелось такой свободы. Скорее хотелось быть ребенком, который просто окружен заботой и лишен необходимости самостоятельно что-то решать. Я много таких детей видел вокруг себя. А мне такую возможность мама не давала. Она настаивала, чтобы какие-то проблемы, неловкие ситуации, в какие попадают обычно все дети, я преодолевал сам. В чем-то она помогала, что-то советовала, но никогда не настаивала и не заставляла.

Сегодня вы тоже родитель. Чего вы больше всего желаете для своей дочери?

И. У.: Я не буду здесь оригинален. Чтобы моя дочь как можно скорее стала самостоятельным человеком и чтобы ей в жизни как можно меньше требовалась помощь окружающих. Чтобы у нее были силы ни от кого не зависеть. От родителей в том числе. Чтобы она была добрым человеком. И умным человеком.

Зависимость от чего-то для вас вообще неприемлема?

И. У.: Все мы в разной степени от чего-то зависим. Максимальная свобода - у безумцев. И не всем такая свобода нужна. Нет, мне хочется быть зависимым от кого-то. И чтобы этот кто-то зависел от меня.

Когда вы поняли, какую семью хотите создать для себя?

И. У.: В детстве у меня не было четкого ощущения семьи. Родители расстались, когда были слишком юны, а мне и год тогда едва исполнился. Поскольку лет до 13 я даже не представлял, как явился на свет, то мама и папа для меня воедино не связывались. Зато у меня были дедушка, бабушка, еще одна бабушка и прабабушка. Я мог поехать туда и сюда, в то время как мои приятели жили в своих квартирах с папой и мамой. И все. Мне это даже нравилось - быть в чем-то не таким, как все. Не вообще другим, а чуть-чуть. Наверное, желание выделяться стало для меня и двигателем в профессии, и в том, как моя жизнь устроена на данный момент.

«ЧУВСТВО ЮМОРА - ЭТО НЕ КОГДА ШУТИШЬ САМ, А КОГДА ТЫ СМЕЕШЬСЯ. И НАДО СТАРАТЬСЯ ЭТО В СЕБЕ КАК-ТО РАЗВИВАТЬ. ЭТО ПОМОГАЕТ!»

Но вы довольно рано захотели создать свою семью - традиционную, «как у всех»: один дом, муж, жена, ребенок…

И. У.: Знаете, я достаточно рано понял, что люблю детей. И что хочу иметь свой дом.

Каким вы его видите в будущем?

И. У.:

Я не люблю строить далекие планы. Мне странно представлять себя обвязанным пледом, сидящим у камина... не в состоянии двинуться. И внуков, которые играют моими ногами, отдельно стоящими рядом! Такого я себе не представляю. Но семья, дом - это, конечно, большой дом. Причем и в прямом смысле большой. Потому что я первую половину своей жизни прожил очень тесно. Единственное, что было большим в нашей квартире, - высота потолков. Да. Семья - это когда с детьми, с любящей и преданной женой. И с некоторым... разумным количеством аккуратных, чистоплотных, хорошо вымытых домашних животных ... которые точно знают, где находится их туалет. Очень важное условие! Это обязательно небольшое число преданных тебе друзей. И большое количество приятелей и знакомых. Которые приходят в гости и имеют возможность за большим круглым столом, обязательно под абажуром, в перерывах между вкусно приготовленными твоими руками блюдами обсуждать судьбы России…

Как точно вы это описываете!

И. У.: Как человек, который только вчера повесил абажур над круглым столом.

Остальное - талант, здоровье, молодость, успех, деньги - у вас уже есть. Вас это радует?

И. У.: Я боюсь частых размышлений о том, что у меня есть, а чего нет. Потому что многих вещей мне когда-то не хватало... Знаете, очень важно, чтобы все в жизни появлялось вовремя. То есть тогда, когда тебе нужно именно это. Мне грех жаловаться на то, что есть в моей жизни. Но я стараюсь не думать об этом часто. Вдруг раз - и все это окажется неправдой! Я хорошо помню, как мне не хватало денег, - очень острое ощущение.

Что бы вы стали делать, если бы завтра у вас их не стало?

И. У.: Я буду искать все возможные способы, чтобы они хоть в какой-то мере, но опять появлялись в моей семье. Это составляющая комфорта, благополучия. Деньги нужны, чтобы о них не думать. Потому что, пока денег не было, я все время о них думал. Ждал: когда же они у меня появятся? Не то чтобы мечты какие-то хотелось реализовать - все было на уровне потребностей. А сейчас я понимаю, что от моих заработков зависит благополучие моей семьи, моих детей, родственников… Тут не до фантазий в стиле «оказаться бы мне на острове да под пальмой»!

То есть все, что вы делаете за деньги, делаете с удовольствием?

И. У.: Да, только степень удовольствия разная. Но пока еще не было такого, чтобы я что-то делал за деньги с явным неудовольствием. За исключением работы грузчиком в 11-м классе. Сегодня я отказываюсь от массы предложений. Но в том, от чего не отказываюсь, я стараюсь участвовать не только как исполнитель, но и как соавтор. Стараюсь, чтобы мне самому просмотр готового продукта хоть пару раз доставил радость. Или по крайней мере не вызвал чувства отторжения и горечи во рту.

Известно, что юмор мы часто используем как защиту от разных жизненных сложностей...

И. У.: Именно! Более того, я настаиваю: юмор и легкость, ирония и смех - это самая лучшая защита и лекарство. Не от всего защитишься иронией, но... надо стараться! Это помогает. Я сочувствую тем, кто не любит смеяться, не любит, когда шутят. Чувство юмора - это ведь не когда шутишь сам, а когда ты смеешься. И это надо стараться в себе как-то развивать. Вот посидите раза четыре с каменным лицом на концертах Жванецкого. Глядишь, на пятый начнете улыбаться - хотя бы в знакомых местах!

И. У.: Конечно! Я бы сказал, человеку любой профессии, а публичной особенно, нужно подтверждение того, что он делает что-то правильное. По крайней мере идет в верном направлении. И делает то, что приносит радость и удовольствие не только ему, но и еще кому-то.

Вам этой душевной отдачи - чувства благодарности и любви в ответ на вашу работу - хватает?

И. У.: Знаете, несколько раз в жизни мне говорили слова, которых я, на мой взгляд, до сих пор не заслуживаю. И мне это было очень приятно. Говорили люди, которых я уважаю и профессионализм которых у меня не вызывает никаких сомнений. Мне кажется, в этих словах есть некий аванс, хотелось бы им соответствовать.

В этом месяце тема нашего «Досье» -

И. У.: Ничего не меняется, не должно меняться! Мужчина сегодня и женщина сегодня - те же, что и вчера. Нельзя отсутствие мужских качеств списывать, скажем, на невероятное развитие каких-то технологий или пластической хирургии. Настоящих мужчин всегда было немного, мне кажется.

Чего же им не хватает?

И. У.: Степени искренности, честности - вот чего не хватает. Многие мужчины в наше время стали не только выглядеть и одеваться как женщины, но и вести себя подчас не по-мужски. Знаете, чтобы проверить, насколько храбрые мужчины живут в стране, совершенно не обязательно ввязываться в третью мировую войну. Мужчине не обязательно разбивать о свою голову кирпич или чинить на кухне водопроводный кран. Но в том, как он относится к женщине, детям, к своей семье, родителям, - в этом и проявляется мужчина. Идеального героя создал режиссер Владимир Меньшов в картине «Москва слезам не верит», а исполнил Алексей Баталов. В нашей стране это образ на все времена. Хотя, по-моему, таких людей не бывает. Интеллигентных мужчин, которые работают слесарями и следят за чистотой обуви. Готовы связать судьбу с женщиной с ребенком и при этом могут, если нужно, уйти в запой от чувств... перед этим пожарив шашлыки и защитив юного возлюбленного девушки от хулиганов. Таких нет! Но мне кажется, если каждый из нас будет хотя бы что-то одно из этого списка делать, то уже неплохо. (Вкрадчиво.) Например, уходить в запой.

Вы-то, похоже, ведете здоровый образ жизни...

И. У.: (С некоторой досадой.) Я не могу этого комментировать, потому что и пью, и курю, и ругаюсь матом. Но так незаметно, что у всех возникает ощущение, что я этого не делаю. Я считаю, что странно... и не стоит этого делать в раннем возрасте и в чрезмерных объемах. Но есть люди, которые так изысканно выпивают и так аппетитно курят, что немедленно хочется сделать то же самое! А виртуозное употребление матерных выражений порой окрашивает нашу жизнь в неповторимые тона. Теперь все это поместите в пространство накрытого круглого стола под абажуром - и вы поймете, о чем я говорю.

То есть вы стараетесь жить с аппетитом?

И. У.: Я пытаюсь в себе это культивировать - получать от жизни удовольствие. Не в излишествах дело. Можно получать удовольствие и в однокомнатной или коммунальной квартире. Выкурить на кухне сигарету без фильтра, запив ее дешевым красным вином, - но так, что и ты получишь удовольствие, и окружающие тебя... молдавские рабочие тоже!

Вы как-то сказали: надо стараться всегда быть готовым к тому, что подбросит тебе судьба. Чего бы вам хотелось, чтобы она еще подбросила?

И. У.: Зная, что службы, ответственные за то, что подбрасывает нам судьба, регулярно читают журнал Psychologies, я хотел бы обратиться к ним напрямую. Удивите меня! Я очень люблю приятные сюрпризы.

Личное дело

  • 1978 16 апреля родился в Ленинграде, в семье актера театра и кино Андрея Урганта и актрисы Театра комедии Валерии Киселевой. Родители вскоре расстались, Иван остался с матерью, позже у Валерии Ивановны в ее новом браке родились еще две дочери.
  • 1994 Поступает на актерский факультет Санкт-Петербургской академии театрального искусства; два года спустя женится на студентке Университета культуры Карине, их брак продлится полгода.
  • 1998 Дебют в кино - в картине «Жестокое время» Максима Пежемского.
  • 1999 Ведущий «Петербургского курьера» на Пятом канале и диджей на Superradio (Санкт-Петербург).
  • 2000 Выпустил альбом собственных песен (продюсер Максим Леонидов).
  • 2001-2002 Ведущий телепрограммы «Бодрое утро» на «MTV Россия», знакомится с журналисткой Татьяной Геворкян, их отношения продлятся около трех лет.
  • 2003 Ведущий шоу «Народный артист» на телеканале «Россия» (в паре с Феклой Толстой).
  • 2004 Ведущий телеигры «Пирамида» на канале «Россия».
  • 2005 «Большая премьера» на Первом канале, роль в фильме Александра Стриженова «От 180 и выше».
  • 2006 Ведет «Смак» на Первом канале; начинает встречаться с Натальей Кикнадзе, бывшей одноклассницей.
  • 2007 Роль в картине «Он, она и я» Константина Худякова; соведущий в программах «Стенка на стенку» и «Цирк со звездами» на Первом канале; лауреат национальной телепремии ТЭФИ.
  • 2008 Соведущий в программах «Большая разница» и «Прожекторперисхилтон» на Первом канале; документальный фильм «Одноэтажная Америка» на Первом канале (соведущий в паре с Владимиром Познером); роль в фильме Ивана Дыховичного «Европа–Азия» (премьера - февраль 2010-го). 15 мая у Ивана и Натальи родилась дочь Нина.
  • 2009 Участие в съемках фильма «Одноэтажная Франция» (вместе с Владимиром Познером).
  • 2010 Репетирует роль Василькова в спектакле Романа Козака «Бешеные деньги» (Театр им. Пушкина).

16 АПРЕЛЯ У ШОУМЕНА БЫЛ ДВОЙНОЙ ПРАЗДНИК: ЕМУ ИСПОЛНИЛОСЬ 35 ЛЕТ, А ЕГО ПРОГРАММЕ «ВЕЧЕРНИЙ УРГАНТ» - ГОД. ЖУРНАЛ ПОЗДРАВИЛ ИВАНА УРГАНТА С ДВУМЯ РАДОСТНЫМИ СОБЫТИЯМИ И ВОСПОЛЬЗОВАЛСЯ ВОЗМОЖНОСТЬЮ ВЗЯТЬ ИНТЕРВЬЮ И РАССПРОСИТЬ О ЖИТЬЕ-БЫТЬЕ.

НАПРОТИВ РОБЕРТА ДЕ НИРО

- Иван Ургант , в «Вечернем Урганте» было много интересных гостей. Кто на вас произвел самое яркое впечатление?
- Пожалуй, РобертДе Ниро. Он был не самым веселым и общительным гостем программы - отчасти по моей вине: я не смог разговорить его. Говорю «отчасти», потому что и по заокеанским шоу о Де Ниро ходит слава как о крайне молчаливом и сдержанном товарище. Но меня восхищает сам факт, что я сидел напротив человека, напротив которого сидел всю жизнь. Только раньше он был на экране телевизора, а я на диване!

Зато Джеки Чан, напротив которого вы, наверное, регулярно сидели лет в 10-12, охотно притворялся таджикским гастарбайтером, ремонтирующим коридор в «Останкино», и радостно бил вас доской по животу...
- Джеки Чан отличный! Меня поразило, что он и к участию в телепрограммах относится как к части своей профессии, а не как к вынужденной трате времени. Выдающийся парень! Говорю «парень», потому что язык не поворачивается назвать его мужиком. То, что 59-летний актер находится в лучшей физической форме, чем я, это само собой. Но у меня было чувство, что он еще и моложе меня - что у него биологический возраст меньше.

А какой у вас биологический возраст?
- Он зависит от времени суток. Если пасмурное утро и не выспался, то я человек преклонных лет. Поэтому всегда жду солнышка. А если хорошенечко высплюсь, да побреюсь, да грим наложу на лицо тройным слоем не экономя, то и думаю: где ж ему 35?

Жалкие 28!
- И то с натяжкой. Кстати, если еще и натяжку сделать, то вообще 23. А днем и вечером у меня съемка «Вечернего Урганта», и о внутреннем возрасте думать некогда.

Как вы такой дикий ритм выдерживаете - каждый день по большой программе?
- Ритм меня захватил. Узнав, как снимаются такого рода передачи, я сказал: «Это невозможно! Этого не может быть никогда!». И расхохотался в тишине в кабинете руководителя Первого канала. Он подождал, пока я отсмеюсь, кризис среднего возраста у меня начался в 16 лет и сказал, что все вполне возможно. Оказалось - действительно возможно, и вот мы выходим уже год... Год!!!


ИНТЕРВЬЮ С ИВАНОМ УРГАНТОМ: ТИХО ЛЕЖАТЬ БУДУ В МАВЗОЛЕЕ

На январских каникулах вы ездили в Америку с женой и детьми. Как отдохнули?
- Великолепно! Дети с такой скоростью тратили в «Диснейленде» папины деньги, что папа не успевал кошелек убирать в задний карман джинсов. Перекатался с ними на чертовой уйме аттракционов. Катался и плевался: сильная турбулентность помимо воли вызывает слюноотделение. Но детям все нипочем, они были счастливы!

- Вы редко отдыхаете. Не хотелось во время отпуска тихо лежать на диване, предупредив всех: «Папу не трогать»?
- «Папа тихо лежит в мавзолее» -есть такая песня. Я бы тихо лежал только при таком раскладе. Не очень люблю просто валяться. К тому же настолько редко вижу детей, что если у меня есть возможность чем-то с ними заняться, я ее не упущу. Не успеем оглянуться, как они вырастут и скажут: «Папа, скажи PIN-код своей кредитной карточки. Эти четыре цифры будут нам лучшим подарком». Пока им нужно от меня что-то помимо PIN-кода, этим надо пользоваться.

Лет шесть назад на день рождения вы обнаружили в постели барабанные палочки - так жена дала понять, что дарит ударную установку. После этого Наталье удалось превзойти саму себя и поразить вас еще сильнее?
- Она и потом удивляла меня массой подарков. Но зачем я буду вам о них рассказывать?
Пусть то, что в следующие дни рождения Наташа клала мне в постель бриллиантовые запонки, золотые портсигары и средства для удаления накипи с золотой кухонной утвари, останется нашей с ней тайной. Это личное, которое я не люблю вываливать журналистам.
Я прочитал несколько интервью, в которых актеры рассказывали настолько интимные вещи... Даже расстроился, что их рассказы не иллюстрировались фотографиями.


ОРГАН ИЗ ДЮССЕЛЬДОРФА

Не спрашиваю, что вы сделали со средством для удаления накипи с золотой посуды. Но какова судьба барабанной установки?
- Когда я как следует наигрался, передарил ее сыну ректора Школы-студии МХАТа Игоря Золотовицкого. Тогда Игорь еще не был ректором. Знай я, как высоко он заберется по карьерной лестнице, обязательно бы взял с него деньги! Но теперь поезд ушел. Зато если мои знакомые захотят устроить своего ребенка учиться в Школу-студию МХАТа, возьму деньги с них, а с Игорем договорюсь, чтобы дитятко приняли бесплатно.


- Барабанную установку вы подарили. А свои гитары друзьям дарите?
- Саше Цекало презентовал бас-гитару и специальный усилитель для нее. И Гарику Мартиросяну подарил гитару. Я вообще люблю дарить музыкальные инструменты. Часто прихожу на юбилей и говорю: «Дорогой юбиляр! В этот праздничный день я дарю тебе орган из главного храма в Дюссельдорфе! Он теперь твой».

Себе самому гитары часто покупаете?
- Да. Из Америки регулярно привожу. Из последней поездки тоже вернулся с гитаркой. Я обожаю бывать в музыкальных магазинах - это одни из самых прекрасных мгновений в моей жизни.


ИНТЕРВЬЮ ИВАНА УРГАНТА: БЕШЕНЫЕ ДЕНЬГИ

Раз уж мы коснулись темы театра и финансов... Вы играете в спектакле по пьесе Островского «Бешеные деньги». А в жизни вам в руки бешеные деньги попадали?
- У меня ощущение, что я даю интервью журналу «Вестник налоговой инспекции». Ну да ладно, слушайте. Давным-давно, еще в студенческие годы, я работал в ночном клубе. И однажды под утро нашел на полу $100! Вот это были деньжищи! Купил на них наикрутейшую футболку, на которую давно заглядывался. А зарабатывал я в клубе хоть и не бешеные деньги, но в общем неплохие. Даже перестал тогда ездить на троллейбусе и начал ловить такси.
А потом в мои руки попали просто невероятные деньги! Но я их не нашел, мне дала бабушка Нина Николаевна, которая захотела, чтобы я купил машину. Добавив к ее деньгам свои сбережения, я приобрел ВАЗ-2109 вишневого цвета. И ровно через день попал в аварию. Было так обидно!

Вы компанейский человек. Наверное, праздники вроде дня рождения любите праздновать с размахом?
- Дни рождения - сомнительный повод всех пригласить. Знаете, мне не очень нравятся заранее спланированные праздники. Люблю, когда спонтанно собираются выпить-закусить - и вдруг само собой как-то выходит, что всем хорошо и весело. Например, так у нас на Новый год получилось...

Кстати, когда у вас появилась традиция бриться на Новый год налысо?
- Традиция-31 декабря в институте. Но вообще первый раз меня побрил наголо папа, когда мне было 13 лет.

Зачем?! У вас завелись вши?
- Вы полагаете, отец может побрить ребенку голову, только если на ней появились кровососы?

Но в 1991 году это не было модно -тогда даже Брюс Уиллис еще был волосатым...
- А я не хотел быть похожим на Брюса Уиллиса. Я мечтал быть как папа, который брился наголо. А папе хотелось погладить сына по гладкой голове - и он меня подстриг машинкой.


МОДНИК С СЕРЬГОЙ В НОСУ

Вы с детства шли впереди своего времени. Учась в школе, еще и нос прокололи! А ведь тогда никто не делал пирсинга...
- Ну как это никто? И Гэри Барлоу из группы Take That? И много кто еще прокалывал носы. Это было модно и очень неожиданно. Кстати, с серьгой в носу я проходил два месяца, а потом вытащил - и дырка заросла.

- Теперь вы - солидный мужчина, у вас есть свой кабинет в «Останкино»...
- Это мой первый кабинет - мне его дали, когда начал работать над «Вечерним Ургантом».
Пришел на него посмотреть, увидел на двери табличку «Иван Андреевич Ургант». И возмутился: напрягаюсь, когда меня называют по имени-отчеству. Хорошенько освятили кабинет, изгнали из него дьявола и освоились.

Приходилось в этом кабинете ночевать, когда готовили первые выпуски проекта?
- Я ни разу не ночевал в «Останкино», и надеюсь, никогда не придется. Ходят слухи, что от сильной радиации жизнь мужчины, ночующего в телецентре, может поменяться в худшую сторону.
Вообще, к «Останкино» отношусь без особого трепета. Но передача снимается в одном из самых удобных мест, которые там есть, и кабинет у меня один из лучших: 11-й этаж, вид на пруд и телебашню...

Когда вы сильнее волновались: когда только пришли на MTV, начали играть в спектакле «Бешеные деньги» или стали вести «Вечернего Урганта»?
- Во всех ситуациях, которые вы перечислили, я переживал ужасно! Всегда волнуюсь, когда начинаю заниматься чем-нибудь новым и непривычным. Хотя когда дело становится более знакомым и привычным, все равно волнуюсь.


- Цекало, который занимается кунда-лини-йогой, советовал йоговские дыхательные техники, помогающие справиться с нервным напряжением?
- В том, что касается здоровья, я стараюсь не прибегать к советам Цекало. Слышу, что Александр начал тяжело, шумно дышать - ой, думаю, что такое? А это он йоговскими дыхательными упражнениями здоровье поправляет.
Меня от этого увольте - лучше настойка пустырника и ромашковый чай. А еще лучше -когда отвлекаешься от того, что тебя волнует, стараешься не концентрироваться на своем состоянии.

Кризис среднего возраста вам знаком? Не начинают мучить вопросы: туда ли я иду, то ли делаю?
- Я очень неуверенный человек. У меня такой кризис среднего возраста начался лет в 16 и продолжается до сих пор.

ИВАН УРГАНТ ЧЕТКО РАЗДЕЛЯЕТ ЛИЧНУЮ ЖИЗНЬ И РАБОТУ - И О ЖЕНЕ НАТАЛЬЕ ПРЕДПОЧИТАЕТ НЕ РАСПРОСТРАНЯТЬСЯ, ХОТЯ В СВЕТ ВЫВОДИТ.

Разговаривать с Иваном очень просто. Или, наоборот, очень непросто. Он живет в ритме шутки и шутит даже тогда, когда этого вроде бы и не надо. В свой день рождения шоумен поделился с Woman"s Day мыслями об искусстве шутить.

Иван Ургант

Дубль первый

Когда я готовился к интервью…

Вот это очень приятно! Многие этого не делают… И я в их числе. Ведь я последние два года тоже все время беру интервью.

Ну, у вас маленькие интервью…

А никто не знает, плюс это или минус. Ведь у меня только 10–12 минут! И только я успокаиваюсь, только гость успокаивается, как интервью уже закончилось. Так что плюс интервью, которое берете вы, – то, что мы договорились потратить на него два дня, и мы их потратим.

Да, я как раз бутербродов на два дня и взял…

С первого раза, как видите, серьезного разговора не получилось. Но я не унывал и пошел на второй круг.

Дубль второй

Когда я готовился к интервью, то поинтересовался у своей дочери, что бы она хотела у Ивана Урганта спросить. Она задумалась на секунду и спросила: «А кто это?»

Иван, если бы вам понадобилось объяснить ребенку, кто вы, что бы вы сказали?

Ну, это зависит от того, что мне от ребенка этого нужно… Если от вашего ребенка мне нужно немногое, а именно чтобы вы разрешали ей смотреть телевизор после 11 вечера, то для остальных детей я – добрый полуночный волшебник. Я добрый, ну не отнять этого у меня. В эфире – чаще всего поздно, около полуночи… А поскольку ваша дочь, да и я сам до сих пор не понимаю, как работает телевизор, то он для меня представляет некое волшебство. Поэтому и я – волшебник.

А вы себя самого считаете взрослым?

Зависит от света и от угла, под которым висит зеркало… И от количества одежды на мне.

И все-таки вы повзрослели уже?

Это тоже все по-разному… Дело в том, что среди моих близких друзей очень много тех, кто старше меня. Я вообще практически все время был всегда младшим в компании. Даже в «Прожекторперисхилтоне» моложе всех был. И вдруг оказалось, что в передаче «Вечерний Ургант» я уже не самый молодой… Да я на самом деле не задумывался об этом.

Я немного другое имел в виду. Внутреннее ощущение взрослости появилось уже?

Нет-нет… Слушайте, я в видеоигры играю с таким же упоением, как если бы мне было 12 лет. Но люди ко мне в последнее время все чаще обращаются по имени-отчеству. Сначала я думал, что они издеваются, а потом понял: нет, не издеваются.

А вам это приятно?

Нет. Мне важнее, чтобы люди говорили мне «вы», чем по имени-отчеству обращались. Более того, вот мы с моим коллегой Сашей Цекало, когда на сцене находились, всегда говорили друг другу «вы». И в этом есть некий элемент игры.

А сантехнику, который к вам домой придет, тоже будете говорить «вы»?

Ну естественно! Как и любому другому незнакомому человеку. Независимо от того, сколько этому человеку лет.

Другой человек

Иван Ургант

Я посмотрел ваш спектакль «Бешеные деньги». У вас там серьезная роль, вы, что меня удивило и восхитило, там именно актер Иван Ургант, а не шоумен, который вдруг вышел на сцену… Почему спектакль так быстро прекратил существование?

Мне показалось, что пора его покидать... Это замечательный период жизни, когда меня пригласили в Театр имени Пушкина. Мне же все время предлагают в театрах играть огромное количество антреприз, без особых претензий к качеству, главное – чтобы имя было на афише. А мне же хотелось уж если прийти в театр, то именно в репертуарный, с хорошей пьесой, хорошим режиссером. И я такое предложение получил от Романа Козака и с удовольствием играл с Верой Алентовой, Виктором Вержбицким… Там же играл и Коля Фоменко, с которым мы подружились.

Иван, вас не расстраивает, что в качестве серьезного и хорошего драматического актера вас успело увидеть ничтожно мало зрителей?

Ну послушайте, я не поставил крест ни на театре, ни на кино. Роли могут появиться. Просто сейчас у меня слишком большая занятость на телевидении.

По сцене и аплодисментам не скучаете?

Ну у меня же и здесь в программе есть сцена…

Это же не то.

Но и здесь – зритель, который приходит получить удовольствие… Понимаете, в последних спектаклях я стал чувствовать некую рутинность. И я этого ощущения испугался. Потом, спектакль надо играть час­то, чтобы быть постоянно в тонусе актерском, а у меня из-за работы часто не получалось играть в театре.

Рутина? В театре? А здесь, в «Вечернем Урганте», неужели нет рутины?

Каждый день одно и то же!

Одно и то же здесь, в гримерке, а на площадке каждый день все разное: гости разные, музыка разная, события разные! Я люблю свою работу, потому что есть возможность увидеться с людьми, с которыми хочется познакомиться. Например, с актерами сериала «Оттепель»…

А вы, кстати, действительно посмотрели все 12 серий?

Да. С огромным удовольствием. И вот я только вчера их посмотрел, а уже сегодня у меня есть возможность поговорить со всеми актерами в моей программе. Они, наверное, смотрели на меня как на человека со странностями, потому что они для меня были все еще героями фильма, который произвел на меня впечатление… Благодаря передаче я познакомился с таким количеством людей.

Познакомиться не значит подружиться…

Конечно, за полчаса нельзя подружиться так, чтобы не разлей вода. Но я узнаю многих гостей совершенно с другой стороны. Вот Рома Билык, лидер группы «Звери», он вовсе не такой, каким мы привыкли его видеть на сцене. Совершенно не­ожиданно открылся на программе Юрий Антонов, который вдруг начал смешно рассказывать какие-то истории.

А вы вообще с людьми легко сходитесь?

Стараюсь, чтобы люди, которые приходят ко мне на программу, чувствовали здесь себя уютно и удобно. Самая лучшая проверка - это если гости хотят прийти еще раз.

Иван, а что такое дружба?

…Ну, когда два человека дружат… Я, наверное, по-другому и не могу ответить.

Хорошо, а что такое дружить?

Дружба – это когда ты уверен в человеке, когда уверен, что человек в ущерб себе, без всякой выгоды для себя может тебе помочь. Может принять участие в твоей жизни, а ты – в его.

Вы человек компанейский?

Конечно! Я душа и другие органы компании… Я люблю застолье, посиделки гораздо больше, чем ночные клубы, рестораны и дискотеки. Я люб­лю общение. Это то, чего мне всегда не хватает.

Иван, вы постоянно на съемках, постоянно с кем-то разговариваете, кого-то узнаете… Неужели вам этого мало?

Ну разное же общение бывает! Не всегда я могу рассказать в студии то, что я рассказываю за столом.

Министр с юмором

Иван Ургант

На минутку вернемся к вашему герою в спектак­ле. Он очень боится показаться кому-либо смешным. Вы, видимо, полная ему в этом противоположность ?

Если ты не боишься быть смешным, море тебе по колено. Самоирония – это защита. Попробуйте обидеть человека, который вместе с вами над собой смеется. Не получится. И я очень ценю это качество в людях.

А вам приходится таким образом защищаться?

От кого? От чего?

От всего того, что происходит в жизни. Надо легче относиться к себе, к тому, что происходит вокруг, как бы страшно оно ни было. И как бы тяжело ни было. Считаю, что в нашей стране огромному количеству людей не хватает чувства юмора. Особенно законодательной и исполнительной власти.

А зачем оно им?

Как зачем? Если бы оно у них было, то легче бы жизнь у них была. А значит, и у нас.

Вы вообще политикой интересуетесь?

Постольку поскольку. К нам в программу несколько раз приходили политики: Анатолий Чубайс, Сергей Лавров.

Насколько с ними сложнее общаться?

Слушайте, мне очень понравилось. Прекрасно пообщались с Сергеем Лавровым. С ним приятно общаться, потому что он – человек с юмором.

И снова вы, характеризуя кого-то, говорите «человек с юмором»… Неужели это самое главное качество, за которое вы цените людей?

Нет-нет, просто считаю, что когда у человека есть чувство юмора, это уже говорит о наличии интеллекта. С такими людьми интереснее. Ну вот простой пример. Когда мы у минист­ра иностранных дел спросили, был ли у него момент, когда он после подписания очередного важного для нашего государства документа выходил на улицу, распускал узел на галстуке, садился в открытую машину и ехал по трассе и теплый швейцарский ветер играл его волосами... И он в ответ рассмеялся так весело, что я понял, что ему понравилось.

Строгий начальник

Иван Ургант

Мы вас знаем как веселого шутника и хохмача. А как вы с начальством разговариваете?

С плохо скрываемым подобострастием, но не отказываю себе в удовольствии ввернуть какую-нибудь шуточку.

За что вам может предъявить претензии Константин Эрнст, вызвав на ковер?

Бывает… Ну, например, приходит артист и поет слишком грустную композицию, бывает, что не получается разговорить гостя. Бывает, шутки несмешные.

А часто вы после эфира придумываете шутку гораздо лучше той, что была в эфире?

В 98 процентах случаев.

Лестничное мышление?

Я даже не знал такого определения. Всегда такое бывает. И я сам себе говорю: ну как же так! Ну почему же! А потом утешаю себя, мол, хорошо, хоть потом придумал хорошую шутку.

Юмор в программе – это все ваше или штата авторов?

Конечно, есть штат авторов. Я бы один давно треснул уже. Нет, мы сидим, придумываем что-то. Больше всего мне нравится сидеть с нашими ребятами и над чем-то смеяться, и не важно, пойдет потом это в программу или нет. Вы знаете, мне очень нравится приходить на работу. У нас здесь такой коллектив хороший сложился.

Тем не менее вы для этих людей начальник, ведущий, продюсер. У вас есть свой кабинет?

С трудом представляю вас сидящим за большим рабочим столом.

Я редко там бываю. В основном он пустует. Изредка совещания там проводим.

Подчиненные к вам серьезно относятся?

Ну, серьезно до какой-то степени. У нас легкие взаимоотношения. Не заставляю людей заходить в кабинет с поклоном, зажигать свечи у моих ног. Мне хочется, чтобы люди чувствовали свою ответственность, это – главное.

А у вас самого ответственность большая?

Средняя. Я пока только учусь быть ответственным.

«Средняя» – это не определение. Не понимаю, что это значит.

Ну я могу опоздать, но, к счастью, не могу не прийти.

Начальник Иван Ургант за рулем, например, сам ездит?

Иван, мы с вами разговор начали с театра, им и закончим. Ваша самая первая роль – роль стражника № 12 в «Макбете». Если бы вам сейчас вдруг предложили вновь его сыграть, вы бы его каким сделали?

Вам врать не буду. Как мне приятно, что та самая бомба, которую мы заложили, когда писали мою биографию для сайта…

Этого не было?

Нет, конечно, я играл стражника, но номера у него никакого не было. Номер мы придумали просто так. Каким бы я его сыграл? Да я не играл его тогда… Недавно прочитал книгу Эдуарда Кочергина, главного художника БДТ, и понял, насколько я, свинота, относился без должного уважения к тому заданию. Я просто выходил на сцену, что-то там делал и издалека смотрел на Алису Бруновну Фрейндлих, которая, к счастью, меня не замечала, и поэтому никакого негативного влияния моя игра на ее исполнение не оказывала.

Ее у вас в гостях не было?

Это одно из моих желаний – пригласить сюда ее и Олега Басилашвили. Знаете, как-то его дочь Ксения Басилашвили написала, что город Петербург не может отопить квартиру, где живет Олег Валерианович… А поскольку он не только великий актер, но и очень скромный человек, он не может прийти и, ударив кулаком по столу, сказать: «Я – Басилашвили, что вы тут себе поз­воляете?!» И в такие моменты становится стыдно.

Что вы хотите? У нас у президента ржавая вода из крана идет…

Да! И поэтому наша с вами цель – помочь Олегу Басилашвили и президенту.

А вы сами скромный человек? Вы можете прийти и, ударив кулаком по столу, заявить: «Я – Иван Ургант»?

Нет. Я пока так не делал и, надеюсь, никогда не сделаю.

Шутки Ивана Урганта стоят много тысяч евро, и они того стоят. В горячую пору корпоративных вечеров на фоне падающего рубля «Лента.ру» взяла у телеведущего антикризисное интервью, где минимум юмора и максимум того, за что обычно ему не платят.

«Лента.ру»: В какой степени ваш юмор несет социальную нагрузку? Чем вы помогаете людям?

Ургант : Социальная составляющая моего юмора находится за границей моего же сознания. Я стараюсь не препарировать юмористический контент, который вываливается из моей ротовой полости. Это вам - ученым, элите, гуманитариям - дана привилегия нас, шутников, как лягушек, распластывать на стеклах.

Что ж с вами еще делать. Вы же, говоря по-русски, opinion maker.

Я вовсе не opinion maker - никогда не высказываюсь по каким-то важным явлениям и событиям. Может, мне хотелось бы им быть. Но так. Отчасти. Я полупроводник между зрителем и контентом. Контент приходит ко мне в программу - в лице актеров, певцов, режиссеров, музыкантов, политиков, а я делаю так, чтобы о них узнали люди с другой стороны экрана и зрители в студии.

Если, допустим, зритель - это рот, а гость моей программы - суп, то я ложка!

Хорошо, что не вилка.

У меня чуть больше зубов.

Явно намного больше, чем у коллег на других каналах, которые никак не могут выпестовать формат вечернего шоу, хотя бы чем-то похожего на ваше. Как думаете, почему?

Мы разговаривали как-то с коллегами из-за рубежа - они жалуются на то, что у них постоянно не хватает гостей. И мы, кстати, жалуемся на то же. Разница лишь в том, что у них пятнадцать таких программ, а у нас - одна. И в нее каждый вечер нужно кого-то звать. Я убежден, что будет расти число популярных, талантливых, интересных, веселых людей, которых мы могли бы приглашать. И пропорционально будет расти количество ярких, веселых, талантливых телеведущих.

Как вы компенсируете нехватку гостей?

Переодеваем старых.

Кстати, про переодевания. Продолжается кризис, и есть опасения, что у нас не останется поводов наряжаться, надевать самое лучшее.

Да всегда останутся! Просто взял и надел самое лучшее, прошелся по темным улицам, посмотрел в окно, незаметно пересчитал левой рукой деньги в кармане, вернулся, налил в грелку горячей воды, которую вскипятил на газовой плите, положил себе под печень, заснул.

Неплохо. Уже какая-то перспектива есть. У вас самого есть поводы поразнообразнее?

Да я вообще люблю красиво одеться. Еще чуть-чуть и краситься начну. Но пока наряжаюсь как ненормальный. Мне тут как-то брюки заузили до такой степени, что у меня нога в них не пролезла.

Это модно сейчас.

Когда ляжки трещат - немодно. Я этот треск в последний раз слышал, когда бежал в школу по морозу при минус сорока в Ленинграде. А вообще красивый, опрятно одетый человек (говорю сейчас не про себя - я не очень опрятный и не всегда угадываю с цветом галстука) всегда вызывает больше доверия. Такому человеку, особенно если у него в руке будет нож, я сразу отдам свой мобильный телефон, но с хорошими чувствами. Ведь я буду знать, что он потратит деньги от его продажи на красивые вещи. Или на свою бабу.

А что же мы будем носить, когда денег ни на что не останется, одежда истреплется, баба уйдет, а телефон сядет?

Во-первых, хорошо, если сядет телефон, а не кто-нибудь другой. Во-вторых, нужно бережно относиться к вещам. Стирать в хорошем порошке. Не занашивать. Аккуратно складывать. Тогда их хватит надолго.

Так мы же все лучшее постоянно носим уже.

Вот это моя проблема, конечно. Я иногда люблю покупать себе какие-то вещи. Иногда мне их дарит жена. Или я просто надеваю ее пальто и ее голосом говорю: «Ванечка, вот тебе новые брючки». Но как только у меня появляется новая вещь, я думаю: как же сейчас ее трепать по этим первоканальным трущобам. Нет уж, пусть она еще полежит. А потом, когда ты ее снова берешь, то понимаешь - все, она перележала! Конечно, можно ее надеть, но ты будешь дурачком в прошлогодних брючках.

Это сразу было заметно.

Именно. Сказывается наше бережливое детство. У нас была одна пара джинсов, одна пара обуви на вырост и прочее. Сейчас настаиваю: если купил какую-то вещь, надо ее надеть сразу, а потом в ней и спать лечь. Чтобы насладиться досыта. И расставаться с одеждой надо смело. Взял - и отдал половину гардероба кому-нибудь.

Да, все эти шляпы, галифе, чулки, бабочки. Кстати, умеете их завязывать?

Бабочку завязывать не умею. Вот тоже позор: на логотипе «Вечернего Урганта» бабочка, а я не могу с ней справиться. Но я близко дружу с человеком, который может мне ее завязать. Ну, и бабочки уже сейчас выходят из моды. Все реже я надеваю их на эфир. В тренде галстуки.

Может, доработать логотип?

На логотипе галстук будет похож на петлю. Это уже получается передача про ку-клукс-клан. Неинтересно. И бабочка - все-таки легкомысленное насекомое.

Зато галстук-селедка - серьезное.

Ну, еще бы! Селедочка, черный хлебушек, лучок сверху. Положили - съели. Но это уже другое. Это «Смак». А что мы с вами все про шмотки? Мы же мужики.

Во-первых, начали вы, а во-вторых, и правда - есть же другие увлечения! Женщины, машины, украшения.

Вот! Своей женщине я дарю украшения. Еще из увлечений - баня, бильярд, подледный лов, соколиная охота. Стандартные хобби. Я ведь среднестатистический житель мегаполиса.

А как же загородная жизнь? У вас есть свой «замок Урганта» - что-то наподобие «замка Галкина»?

Есть просто дом. Но из дома Урганта виден замок Галкина. Так сложилось географически, что у меня и в окне, если присмотреться, есть замок, где живет Максим. Я ему об этом говорил. Он смеялся.

Вторичка или строились?

Все с нуля. Весь цикл. Вы спросите меня, видно ли было из моего котлована котлован Галкина? Нет, не было.

Вернемся к женщинам. Допустимо, по-вашему, чтобы женщина платила за мужчину?

Это очень серьезный вопрос. Я, пожалуй, сниму боа.

Итак. Такое, конечно, допустимо, если женщина физически сильнее. Как бы ты ни пытался за нее заплатить, она тебя прижмет одной рукой к дверному косяку, а второй - отсчитает эти шестьдесят четыре рубля за картошку с наполнителем.

Я уверен, что мужчина всегда должен платить за женщину. Особенно если она гораздо богаче него. Ей будет забавно наблюдать, как он собирает по карманам свои гроши. Бывают разные ситуации. И почему мы лишаем возможности молодого, интеллигентного, красивого, но, к сожалению, бедного человека жениться на богатой вдове? Если вы мужчина, найдите способ заплатить за даму!

А когда хочется быть с дамой, но не на что?

Так не водите ее в то место, в котором вы не сможете за нее заплатить. И дама, вероятно, даже сможет полюбить вас. И в будущем разделит с вами капиталы покойничка мужа. Мудрая женщина не потащит вас в дорогущий суши-бар. Она будет готова разделить с вами эту чудесную дагестанскую кухню прямо из палатки.

Вообще, отсутствие денег - не повод для стыда. Стыдиться надо, если ты деньги добываешь преступным путем.

Удивительные вещи говорите!

Так мы постоянно должны друг друга удивлять! Мужчина должен удивлять женщину. Не в том смысле, что она приходит домой, а вы там с солистками балета на льду играете в преферанс. А в смысле - дарить подарки.

Стоимость подарка важна?

Никого это не волнует. Можно подарить ключи от квартиры так, что не захочется их брать (хотя такое сейчас встречается все реже). А можно элегантно и неожиданно подарить герань.

Главное - не прогадать с геранью.

Так пусть притворится, что любит герань! Он же хочет сделать приятное! Я не признаю разговоры из серии: «Ой, не надо мне ничего дарить, у тебя странный вкус, сама себе все куплю». Притворись! И вы притворитесь, если она подарит вам не ту герань. И таким образом, постоянно притворяясь, вы будете счастливо и долго жить во лжи! Но это будет счастливая ложь. Во спасение.

В интервью журналу Interview вы рассказывали, что вам интересно было бы встретиться с крупными политическими деятелями в кадре - спросить, какое вино они любят, над чем они искренне смеются, что они за люди вообще. Их сейчас, к счастью, с нами нет, поэтому все эти вопросы - к вам.

Над чем я смеюсь? Над фильмом «Страна Оз» Василия Сигарева!

Неплохой способ заставить себя смеяться.

А вы видели фильм? Да? Нет! Вы соврали, а я сказал правду. Я рекомендую всем вашим читателям, а их много, посмотреть это кино. Знаю многих людей, которые над ним не смеются. А я смеялся до слез. И даже несколько раз пересматривал этот фильм. Иногда я смеюсь в тишине из-за хорошего настроения. Когда попадаю в замкнутое пространство, где нет окон. Хожу по нему, начинаю источать юмористическую энергию и смеяться. Но это уже больше похоже на диагноз.

Какой автомобиль под какой возраст мужчины лучше всего подходит?

Ближе к концу - катафалк. Где-то в начале жизни - детская машина с педалями. Между этими двумя транспортными средствами - Audi.

У вас какая модель?

У меня разные. Я езжу на новом Audi Q7. Еще у меня есть A8 Long. Автомобильный бизнес устроен так, что когда ты садишься в одну модель, думаешь: черт, ну когда же выйдет другая. Когда выходит другая, хочется, чтобы первая тоже обновилась. Это как с мобильными телефонами. Они выходят каждую секунду. И ты не успеваешь насладиться одной машиной, как уже появилась другая - с новой линией фар.

Бросьте, какие диоды! Сейчас уже можно выставлять любой цвет подсветки салона. Я надеюсь, что когда-нибудь ко мне будет подведен провод, чтобы от моего настроения менялось освещение в салоне. Горит красный - не надо спрашивать документы у этого человека.

В редакции он появился совсем не в том телевизионном образе весельчака и балагура, который в любое время суток, в любой ситуации и любой компании способен парой ироничных шуток мгновенно поднять настроение всем присутствующим. И это понятно: наша съемка пришлась на еще доснежное зимнее утро, хмурое и не особенно бодрое. Любимец страны, самый востребованный ведущий развлекательных телепрограмм, праздников и корпоративов, лучезарный и искрометный герой экрана, открытый и трогательный Ваня Ургант вышел из машины скорее суровым, под стать погоде, громовержцем двухметрового роста.

В нем нет ни пресловутой звездности, ни нарочитого желания «зажечь», обаять и рассмешить. Он вежлив, корректен и очень внимателен к словам - тем, что произносят его собеседники, и еще более - к тем, что каждый раз, отвечая, тщательно выбирает он сам. Шутки в сторону - на самом деле Иван Ургант в жизни способен разговаривать прямо, просто, серьезно. Почти не смущаясь - разве совсем чуть-чуть - собственной искренности, в разговоре непрерывно размышляя, проверяя и слушая себя. Может быть, в этом внимании, в этом внутреннем слухе и есть залог настоящего остроумия, такого желанного для всех и такого редкого дара острого слова?

«ПОШЛОСТЬ - ЭТО ПОПЫТКА ВЫДАТЬ ЧТО-ТО НЕНАСТОЯЩЕЕ ЗА НАСТОЯЩЕЕ. ДЛЯ МЕНЯ ОНА СТОИТ РЯДОМ СО СЛОВОМ «НЕПРАВДА».

Psychologies: Вы работаете в рискованном жанре, где грань между остроумием и пошлостью очень тонка. Что такое, по-вашему, пошлость и как вам удается ее избегать?

Сложно сказать... Эти критерии где-то внутри. Мне кажется, одно из проявлений пошлости - слишком серьезно об этом говорить. Скажем, бранное слово в общественном месте и в присутствии детей - это не пошлость, а просто грубость и невоспитанность. По-моему, пошлость в другом - в попытке выдать что-то ненастоящее за настоящее. В моем внутреннем словаре это слово стоит рядом со словом «неправда». Когда люди говорят неправду, особенно когда высокие, пронзительные мысли и чувства подменяются, вот это и есть, на мой взгляд, пошлость. Я не люблю и когда зашкаливает искренность. Это тоже может быть проявлением пошлости. Есть люди, которые разрывают грудную клетку, достают сердце и протягивают его зрителям, - и понимаешь, что ничего выше этого быть не может. А другой делает все то же, но, кроме ощущения невероятной бессмысленности и неискренности, это ничего не вызывает.

Иными словами, важна мера?

И. У.: Важно прислушиваться к себе, быть с собой в гармонии или хотя бы в согласии. Но я не могу сказать, что доверяю себе во всем. Я скорее человек сомневающийся, недоверчивый, ругающий себя.

Ваша дорога к успеху гладкой не была. Как вы справляетесь с ситуациями сложными, неприятными?

И. У.: Конечно, были моменты, когда мне требовалась поддержка... (Подбирает слова.) Когда измотанная юношеская душа страдала, например, от неразделенной любви или… от неразделенной еды, зарплаты! По-моему, лучший выход - отвлекаться от такого в каком-то деле. А самое плохое - когда замыкаешься в себе. Мир сужается до размеров той беды или проблемы, которая ввергает тебя в уныние, в замкнутое пространство собственных переживаний. И тут главное - напомнить себе, что выход рядом. Надо постараться. Стоит только сделать некоторое усилие над собой, и все будет совсем по-другому. Хотя в такой ситуации часто про это забываешь. Или сам себя не слышишь.

Вам не приходила мысль искать какие-то ответы в психотерапии?

И. У.: В нашей нелегкой действительности психотерапевтами являются наши близкие. А подчас и неблизкие люди. Такой степени доверия между людьми я не встречал ни в Западной Европе, ни в Северной Америке. Мы способны изливать душу постороннему человеку даже вне зависимости от того, хочет он этого или нет. Чаще всего такое происходит - как это было и в моей жизни - не от желания, чтобы тебя услышали, а чтобы просто выговориться. И действительно становится легче. К сожалению, не всегда рядом находятся люди, которые могут дать хороший совет. Отсюда колоссальное количество изданий с фотографиями женщин и мужчин, которые с радостью протянут руку... где уже лежит хрустальный шар, людям, которые нуждаются в том, чтобы перед кем-то выговориться. Лично я не пойду к какой-нибудь святой целительнице Аксинье. Вероятно, оттого, что в Бога верю… Лучше как-нибудь своими силами. Надо стараться.

И. У.: Достаточно рано. Мама воспитывала меня самостоятельным ребенком. Я уже с шести лет ходил один - сначала в детский сад, потом в школу. Меня оставляли сидеть с младшими сестрами, но я не воспринимал это как повинность. Мама много времени уделяла нашему воспитанию и не перекладывала все бремя ответственности на мои хрупкие плечи.

«МАКСИМАЛЬНАЯ СТЕПЕНЬ СВОБОДЫ БЫВАЕТ ЛИШЬ У БЕЗУМЦЕВ. МНЕ ХОЧЕТСЯ БЫТЬ ЗАВИСИМЫМ ОТ КОГО-ТО. И ЧТОБЫ ЭТОТ КТО-ТО ЗАВИСЕЛ ОТ МЕНЯ».

За что вы сегодня ей благодарны больше всего?

И. У.: За терпение. Я бы вот себя давно убил, а мама выдержала это непростое испытание - видеть рядом с собой громкого, злобного и наглого усатого мальчика в течение долгого времени. У меня терпения гораздо меньше. Я это точно знаю: мама сохранила уникальный документ - дневник, который она вела, пока я был маленький - с полугода лет до пяти. Такой краткий дневник, который поместился в две тетрадки. Когда мне исполнилось лет 18, мама мне их показала. Читать это было очень трогательно. Это та самая пронзительная трогательность, которой не коснулась никакая пошлость. Потому что мама писала в дневнике только то, что она чувствовала. А потом... Важно - это когда тебе предоставляют возможность принимать решения. Когда чувствуешь себя человеком, от которого что-то зависит. Я ощутил это очень рано, лет с восьми-девяти. Правда, не всегда мне хотелось такой свободы. Скорее хотелось быть ребенком, который просто окружен заботой и лишен необходимости самостоятельно что-то решать. Я много таких детей видел вокруг себя. А мне такую возможность мама не давала. Она настаивала, чтобы какие-то проблемы, неловкие ситуации, в какие попадают обычно все дети, я преодолевал сам. В чем-то она помогала, что-то советовала, но никогда не настаивала и не заставляла.

Сегодня вы тоже родитель. Чего вы больше всего желаете для своей дочери?

И. У.: Я не буду здесь оригинален. Чтобы моя дочь как можно скорее стала самостоятельным человеком и чтобы ей в жизни как можно меньше требовалась помощь окружающих. Чтобы у нее были силы ни от кого не зависеть. От родителей в том числе. Чтобы она была добрым человеком. И умным человеком.

Зависимость от чего-то для вас вообще неприемлема?

И. У.: Все мы в разной степени от чего-то зависим. Максимальная свобода - у безумцев. И не всем такая свобода нужна. Нет, мне хочется быть зависимым от кого-то. И чтобы этот кто-то зависел от меня.

Когда вы поняли, какую семью хотите создать для себя?

И. У.: В детстве у меня не было четкого ощущения семьи. Родители расстались, когда были слишком юны, а мне и год тогда едва исполнился. Поскольку лет до 13 я даже не представлял, как явился на свет, то мама и папа для меня воедино не связывались. Зато у меня были дедушка, бабушка, еще одна бабушка и прабабушка. Я мог поехать туда и сюда, в то время как мои приятели жили в своих квартирах с папой и мамой. И все. Мне это даже нравилось - быть в чем-то не таким, как все. Не вообще другим, а чуть-чуть. Наверное, желание выделяться стало для меня и двигателем в профессии, и в том, как моя жизнь устроена на данный момент.

«ЧУВСТВО ЮМОРА - ЭТО НЕ КОГДА ШУТИШЬ САМ, А КОГДА ТЫ СМЕЕШЬСЯ. И НАДО СТАРАТЬСЯ ЭТО В СЕБЕ КАК-ТО РАЗВИВАТЬ. ЭТО ПОМОГАЕТ!»

Но вы довольно рано захотели создать свою семью - традиционную, «как у всех»: один дом, муж, жена, ребенок…

И. У.: Знаете, я достаточно рано понял, что люблю детей. И что хочу иметь свой дом.

Каким вы его видите в будущем?

И. У.:

Я не люблю строить далекие планы. Мне странно представлять себя обвязанным пледом, сидящим у камина... не в состоянии двинуться. И внуков, которые играют моими ногами, отдельно стоящими рядом! Такого я себе не представляю. Но семья, дом - это, конечно, большой дом. Причем и в прямом смысле большой. Потому что я первую половину своей жизни прожил очень тесно. Единственное, что было большим в нашей квартире, - высота потолков. Да. Семья - это когда с детьми, с любящей и преданной женой. И с некоторым... разумным количеством аккуратных, чистоплотных, хорошо вымытых домашних животных ... которые точно знают, где находится их туалет. Очень важное условие! Это обязательно небольшое число преданных тебе друзей. И большое количество приятелей и знакомых. Которые приходят в гости и имеют возможность за большим круглым столом, обязательно под абажуром, в перерывах между вкусно приготовленными твоими руками блюдами обсуждать судьбы России…

Как точно вы это описываете!

И. У.: Как человек, который только вчера повесил абажур над круглым столом.

Остальное - талант, здоровье, молодость, успех, деньги - у вас уже есть. Вас это радует?

И. У.: Я боюсь частых размышлений о том, что у меня есть, а чего нет. Потому что многих вещей мне когда-то не хватало... Знаете, очень важно, чтобы все в жизни появлялось вовремя. То есть тогда, когда тебе нужно именно это. Мне грех жаловаться на то, что есть в моей жизни. Но я стараюсь не думать об этом часто. Вдруг раз - и все это окажется неправдой! Я хорошо помню, как мне не хватало денег, - очень острое ощущение.

Что бы вы стали делать, если бы завтра у вас их не стало?

И. У.: Я буду искать все возможные способы, чтобы они хоть в какой-то мере, но опять появлялись в моей семье. Это составляющая комфорта, благополучия. Деньги нужны, чтобы о них не думать. Потому что, пока денег не было, я все время о них думал. Ждал: когда же они у меня появятся? Не то чтобы мечты какие-то хотелось реализовать - все было на уровне потребностей. А сейчас я понимаю, что от моих заработков зависит благополучие моей семьи, моих детей, родственников… Тут не до фантазий в стиле «оказаться бы мне на острове да под пальмой»!

То есть все, что вы делаете за деньги, делаете с удовольствием?

И. У.: Да, только степень удовольствия разная. Но пока еще не было такого, чтобы я что-то делал за деньги с явным неудовольствием. За исключением работы грузчиком в 11-м классе. Сегодня я отказываюсь от массы предложений. Но в том, от чего не отказываюсь, я стараюсь участвовать не только как исполнитель, но и как соавтор. Стараюсь, чтобы мне самому просмотр готового продукта хоть пару раз доставил радость. Или по крайней мере не вызвал чувства отторжения и горечи во рту.

Известно, что юмор мы часто используем как защиту от разных жизненных сложностей...

И. У.: Именно! Более того, я настаиваю: юмор и легкость, ирония и смех - это самая лучшая защита и лекарство. Не от всего защитишься иронией, но... надо стараться! Это помогает. Я сочувствую тем, кто не любит смеяться, не любит, когда шутят. Чувство юмора - это ведь не когда шутишь сам, а когда ты смеешься. И это надо стараться в себе как-то развивать. Вот посидите раза четыре с каменным лицом на концертах Жванецкого. Глядишь, на пятый начнете улыбаться - хотя бы в знакомых местах!

И. У.: Конечно! Я бы сказал, человеку любой профессии, а публичной особенно, нужно подтверждение того, что он делает что-то правильное. По крайней мере идет в верном направлении. И делает то, что приносит радость и удовольствие не только ему, но и еще кому-то.

Вам этой душевной отдачи - чувства благодарности и любви в ответ на вашу работу - хватает?

И. У.: Знаете, несколько раз в жизни мне говорили слова, которых я, на мой взгляд, до сих пор не заслуживаю. И мне это было очень приятно. Говорили люди, которых я уважаю и профессионализм которых у меня не вызывает никаких сомнений. Мне кажется, в этих словах есть некий аванс, хотелось бы им соответствовать.

В этом месяце тема нашего «Досье» -

И. У.: Ничего не меняется, не должно меняться! Мужчина сегодня и женщина сегодня - те же, что и вчера. Нельзя отсутствие мужских качеств списывать, скажем, на невероятное развитие каких-то технологий или пластической хирургии. Настоящих мужчин всегда было немного, мне кажется.

Чего же им не хватает?

И. У.: Степени искренности, честности - вот чего не хватает. Многие мужчины в наше время стали не только выглядеть и одеваться как женщины, но и вести себя подчас не по-мужски. Знаете, чтобы проверить, насколько храбрые мужчины живут в стране, совершенно не обязательно ввязываться в третью мировую войну. Мужчине не обязательно разбивать о свою голову кирпич или чинить на кухне водопроводный кран. Но в том, как он относится к женщине, детям, к своей семье, родителям, - в этом и проявляется мужчина. Идеального героя создал режиссер Владимир Меньшов в картине «Москва слезам не верит», а исполнил Алексей Баталов. В нашей стране это образ на все времена. Хотя, по-моему, таких людей не бывает. Интеллигентных мужчин, которые работают слесарями и следят за чистотой обуви. Готовы связать судьбу с женщиной с ребенком и при этом могут, если нужно, уйти в запой от чувств... перед этим пожарив шашлыки и защитив юного возлюбленного девушки от хулиганов. Таких нет! Но мне кажется, если каждый из нас будет хотя бы что-то одно из этого списка делать, то уже неплохо. (Вкрадчиво.) Например, уходить в запой.

Вы-то, похоже, ведете здоровый образ жизни...

И. У.: (С некоторой досадой.) Я не могу этого комментировать, потому что и пью, и курю, и ругаюсь матом. Но так незаметно, что у всех возникает ощущение, что я этого не делаю. Я считаю, что странно... и не стоит этого делать в раннем возрасте и в чрезмерных объемах. Но есть люди, которые так изысканно выпивают и так аппетитно курят, что немедленно хочется сделать то же самое! А виртуозное употребление матерных выражений порой окрашивает нашу жизнь в неповторимые тона. Теперь все это поместите в пространство накрытого круглого стола под абажуром - и вы поймете, о чем я говорю.

То есть вы стараетесь жить с аппетитом?

И. У.: Я пытаюсь в себе это культивировать - получать от жизни удовольствие. Не в излишествах дело. Можно получать удовольствие и в однокомнатной или коммунальной квартире. Выкурить на кухне сигарету без фильтра, запив ее дешевым красным вином, - но так, что и ты получишь удовольствие, и окружающие тебя... молдавские рабочие тоже!

Вы как-то сказали: надо стараться всегда быть готовым к тому, что подбросит тебе судьба. Чего бы вам хотелось, чтобы она еще подбросила?

И. У.: Зная, что службы, ответственные за то, что подбрасывает нам судьба, регулярно читают журнал Psychologies, я хотел бы обратиться к ним напрямую. Удивите меня! Я очень люблю приятные сюрпризы.

Личное дело

  • 1978 16 апреля родился в Ленинграде, в семье актера театра и кино Андрея Урганта и актрисы Театра комедии Валерии Киселевой. Родители вскоре расстались, Иван остался с матерью, позже у Валерии Ивановны в ее новом браке родились еще две дочери.
  • 1994 Поступает на актерский факультет Санкт-Петербургской академии театрального искусства; два года спустя женится на студентке Университета культуры Карине, их брак продлится полгода.
  • 1998 Дебют в кино - в картине «Жестокое время» Максима Пежемского.
  • 1999 Ведущий «Петербургского курьера» на Пятом канале и диджей на Superradio (Санкт-Петербург).
  • 2000 Выпустил альбом собственных песен (продюсер Максим Леонидов).
  • 2001-2002 Ведущий телепрограммы «Бодрое утро» на «MTV Россия», знакомится с журналисткой Татьяной Геворкян, их отношения продлятся около трех лет.
  • 2003 Ведущий шоу «Народный артист» на телеканале «Россия» (в паре с Феклой Толстой).
  • 2004 Ведущий телеигры «Пирамида» на канале «Россия».
  • 2005 «Большая премьера» на Первом канале, роль в фильме Александра Стриженова «От 180 и выше».
  • 2006 Ведет «Смак» на Первом канале; начинает встречаться с Натальей Кикнадзе, бывшей одноклассницей.
  • 2007 Роль в картине «Он, она и я» Константина Худякова; соведущий в программах «Стенка на стенку» и «Цирк со звездами» на Первом канале; лауреат национальной телепремии ТЭФИ.
  • 2008 Соведущий в программах «Большая разница» и «Прожекторперисхилтон» на Первом канале; документальный фильм «Одноэтажная Америка» на Первом канале (соведущий в паре с Владимиром Познером); роль в фильме Ивана Дыховичного «Европа–Азия» (премьера - февраль 2010-го). 15 мая у Ивана и Натальи родилась дочь Нина.
  • 2009 Участие в съемках фильма «Одноэтажная Франция» (вместе с Владимиром Познером).
  • 2010 Репетирует роль Василькова в спектакле Романа Козака «Бешеные деньги» (Театр им. Пушкина).