Известный роман в гюго. Произведения Виктора Гюго

Долгое время не решалась взяться за эту книгу, посматривала на ее название с испугам даже. Почему-то думала, что читать Собор бесконечно долго и нудно. Но теперь я с гордостью заявляю - это прекрасное произведение! Я даже не заметила, как увлеклась историей, хотя язык и манера повествования Гюго доовльно отличается от других авторов.

Бывали, конечно, некоторые места, которые было сложновато и непонятно читать - это про Париж с высоты птичьего полета и про сам Собор Парижской Богоматери. Будьте готовы к длиннющим предложениям, это раз. Гюго, кажется, так увлекался, что забывал, когда начал предложение. Очень много описаний, подробных - это как раз к Парижу и Собору, на описания которых автор щедро потратил по целой главе.
Меня эти главы пугали - я понимала, что даже пытаясь представить все это в своем воображении, не могу этого сделать. Мне ни о чем не говорили названия улиц, городов, а архитектурные термины мне многие вообще незнакомы. Но то, с каким восхищением, упоением автор предавался Парижу, Собору, меня тоже заставило восхищаться и хоть в малой степени, но я попыталась представить красоту и мощь Собора, а также Парижа в целом. Я никогда особо не хотела Париж, а теперь хотела бы хотя бы только Собор увидеть вживую.

И конечно, яркие персонажи книги, помимо всем известным Квазимодо и Эсмеральды, немалую роль сыграли Пьер Гренгуар, Клод Фролло, Феб, Гудула и даже козочка Джалли. Образ каждого героя хорошо отпечатывается в голове, что ты не путаешься в них.
Эсмеральда и Квазимодо - абсолютно разные персонажи, но с одной трагической судьбой. Квазимодо родился уродцем, одноглазый, горбатый, презираемый толпой, впоследствие еще и слуха решился. Эсмеральда - красавица-танцовщица, сводящая умы мужчин и вызывающая зависть женщин. Они оба привлекают французский народ своей внешностью, и не в хорошем смысле. Квазимодо - уродством, а Эсмеральда - красотой и цыганским происхождением.

Пьер Гренгуар и Клод Фролло - для меня самые неоднозначные персонажи. Клод Фролло - кажется, у него добрая, чистая душа - берет на воспитание Квазимодо, кто младенцем скитался по самым разным местам, представая там исчадием Ада. Устроил в Соборе звонарем, но появление Эсмеральды будто что-то в нем перевернуло. Вот это странное, эгоистичное желание: "Не достанешься мне - так не доставнешься никому". Возможно, он на самом деле просто всю жизнь занимался тем, чего не хотел, но не признавался себе в этом...
Пьер Гренгуар - философ, но какой-то очень забавный, как шут гороховый. За ним сначала просто забавно наблюдать, но тоже эгоистичен. Эсмеральда спасла его от смерти, а он этим просто воспользовался и даже ухом не повел, когда Эсмеральда пропала.

И эти двое клялись в любви Эсмеральде, но своими поступками совершали обратные действия и только доставляли ей бед. Ах, еще поклонник-солдат Феб, который тоже сначала загляделся на девушку, потом легко отвернулся и переключился на другую. Совершенно однобокий и неинтересный человек, такие и в жизни у меня вызывыют отторжение.
Ну а козочка Джали - просто милое, очаровательное животное, не могу даже сказать, почему она мне понравилась, но вот даже Гренгуару она нравилась)
Гудула - больше всего вызывает жалости, хотя судьбе остальных особо тоже не позавидуешь. Одно только описание маленького башмачка, представление ее взгляда на него, и сердце наполняется горечью. А самое страшное ей подготовила судьба в конце - никому не пожелала бы, даже врагу.

Любовь - страшная сила, как она сводила умы и чего вытворила здесь. Хотя чувства Пьера, Клода и конечно Феба по отношению к Эсмеральде не были любовью, по моему мнению. Скорее буря страстей, влечения, что разгораются ярко и уходят быстро. А вот у Квазимодо спорно, сама не могу решить. У него доброе сердце, исполненное верности, он привязывается к тому, кто совершил добрый поступок по отношению к нему, будто собачка. Поэтому мне все еще сложно сказать, был ли его последний акт действия любовным порывом или смиренностью, отождествлением вечной верности?

Несмотря на объем произведения и кажущуюся сложность, советую роман всем. Он восхитителен своими подробными описаниями, которые переносят в те места и то время, сложными, неоднозначными персонажами, потому что они настоящие - образы и прототипы этих героев можно встретить и в наше время. Да и французская толпа того времени, думаю, остается такой же безжалостной толпой и в наши дни.

Великий французский писатель Виктор Гюго вошел в историю мировой литературы и как поэт, и как драматург, и как прозаик. Он стоял у истоков французского романтизма, обессмертил свое имя как истинного борца за свободу, за гуманистические идеалы. Максим Горький писал о Гюго: «Трибун и поэт, он гремел над миром подобно урагану, возбуждая к жизни все, что есть прекрасного в душе человека» . 26 февраля, к 212-й годовщине со дня рождения писателя, пролистаем его творческий путь.

Виктор Гюго родился в семье генерала наполеоновской армии Жозефа Гюго в 1802-м году, мать будущего писателя Софии придерживалась роялистских взглядов. Виктор был самым младшим, в семье, кроме него еще были два сына Абель (р. 1798) и Евгений (р. 1800).
Ранее детство Виктор провел в Марселе, потом на Корсике, затем на Эльбе, в Италии и Мадриде - по месту службы отца. Отношения между супругами окончательно разладились, и в 1813-м они разошлись. Виктор остается с матерью, которая поселилась в Париже. С 1814 по 1818 Гюго учится в лицее, а первые литературные опыты относятся к подростковому возрасту. Первые свои стихи, посвященные матери, Виктор написал в 14 лет, затем из-под его пера выходят трагедии «Иртамена» и «Athelie ou les scan».

В 17 лет Виктор получает две премии на конкурсе за поэмы «Верденские девы» и оду «На восстановление статуи Генриха IV», положившие начало его «Легенде веков», заетм в печати была опубликована сатира «Телеграф», впервые обратившая на молодого литератора внимание читателей. Критика сразу охарактеризовала его манеру: «Проза, в которую затесались стихи», газеты публикуют одну за другой статьи о чудо-ребенке, обладающим литературным талантом. А как мать радовалась тому, что ее чадо превосходно владеет литературным слогом! В 1819-м Гюго пишет оду «Участь Вандеи», посвящая ее Шатобриану. О молодом литераторе еще больше заговорили.

В 1822-м Гюго женился на своей поклоннице Адель Фуше, которой посвятил поэму «Первые вздохи». Воспитанная в строгих нравах 17-летняя девушка даже любовную переписку считала грехом. Молодые поженили в 1922-м. У четы родилось пятеро детей: сыновья Леопольд (1823, умер во младенчестве), Шарль (1826), Франсуа-Фиктор (1828) и дочери Леопольдина (1824) и Адель (1830).

Молодой супруг пишет роман «Ган Исландец», пытаясь опубликовать его тысячным тиражом. Однако издатель не только обманул его с гонораром, но еще и оклеветал его. Роман был опубликован в четырех выпусках, в серой обложке, на грубой бумаге и без фамилии автора. «Это своеобразное сочинение, - по словам издателя, - является первым прозаическим произведением молодого писателя, уже известного по его блестящим успехам в поэзии» .

С 1826 по 1829 год Гюго написал «Оды и баллады» (конец 1826), драму «Кромвель» (1827), поэтический сборник «Восточные мотивы» (1829). Из-под пера Виктора Гюго выходят и романы, такие как «Последний день приговорённого к смерти» (1829), «Собор Парижской Богоматери» (1831), «Клод Ге» (1934).

13 лет своего творчества Гюго посвятил театру и лирике: «Осенние листья» (1831), «Песни сумерек» (1835), «Внутренние голоса» (1837), «Лучи и тени» (1840). Любимым сюжетом драмы была для Гюго защита обездоленных от угнетателей. А театр для него - трибуна, с которой можно сказать смелые идеи во всеуслышание. Первая пьеса, поставленная в театре, «Король забавляется» (1832) была прохладно принята публикой. Особенно парижскому бомонду не понравились фривольные высказывания шута насчет морали: «Иль мать вас не рожала? Иль с конюхом она в постели полежала? Ответьте, выродки!» Драма была запрещена к показу.

Однако провал драмы не помешал Гюго стать членом Французской академии (1841), а в 1845-м получить звание пэра.
Виктор Гюго был противником государственного переворота 1851-го, попирающего французские свободы и идеалы. После воцарения Наполеона III Гюго уехал в Брюссель. И хотя Виктор писал обнадеживающие письма жене в Париж, рядом с ним находилась красотка Жюльетта, которая проявила чудеса героической преданности, привезя возлюбленному все его рукописи.

Роман Гюго «Отверженные» был написан в 1862-м году в изгнании (около тридцати лет писатель вынашивал планы, делал зарисовки персонажей, собирал документальные материалы и выстраивал главы и сюжетные линии). Гюго оживил исторические события: эпоху империи, Реставрацию, революцию 1830 года, его герои будут сражаться за республику, против нищеты и насилия.

«Изобразить вознесение души… показать во всей трагической реальности социальное дно, с которого она поднимается, чтобы общество отдало себе отчет в том, какой ад служит ему основанием, и чтоб оно поняло, наконец, что пора возжечь зарю над этим мраком; предупредить, что является самой скромной формой совета, - такова цель этой книги» , - пишет Гюго в одном из предварительных набросков предисловия. Непосильная задача, на первый взгляд, - примирить непримиримое и совместить несовместимое, была решена на ура, иначе, как объяснить бешеный успех романа. Несмотря на восторженные отклики, цензура запретила роман к изданию.

Следующим романом, написанным в изгнании, был «Человек, который смеется» (1869). Он продолжает тему защиту обездоленных. Герой романа Гуинплен, обезображенный в детстве компрачикосами по приказу короля, - это символ страдающего, гонимого, изуродованного народа. Но уродливая оболочка скрывает почти святую душу: «Вы считаете меня выродком! Нет. Я - символ. О всемогущие глупцы, откройте глаза! Я воплощаю в себе все. Я представляю собой человечество, изуродованное властителями. Человек искалечен. То, что сделано со мной, сделано со всем человеческим родом: изуродовали его право, справедливость, истину, разум, мышление, так же, как мне изуродовали глаза, ноздри и уши...»

Только в 1870-м Гюго возвращается во Францию. В 1874-м он публикует роман «Девяносто третий год» о поражении Парижской коммуны, о проблемах революционного насилия, о нравственном перерождении человека.

В 1876-м к Гюго вернулась былая слава. Он становится сенатором, но Виктор уже тяжело болен. В 1878-м он переносит инсульт. К 80-летнему юбилею писателя в театре с овациями поставлена его пьеса «Эрнани». В мае 1885-го великий писатель скончался.

Похороны великого писателя

Франции был объявлен национальный траур. Гюго похоронен в Пантеоне.

Виктор Мари Гюго - французский писатель (поэт, прозаик и драматург), глава и теоретик французского романтизма. Член Французской академии (1841) и Национального собрания (1848).
Отцом писателя был Жозеф Леопольд Сигисбер Гюго (1773-1828) - генерал наполеоновской армии, а его матерью была Софи Требюше (1772-1821) - дочь судовладельца, роялистка-вольтерьянка.

Раннее детство Гюго протекало в Марселе, на Корсике, на Эльбе (1803-1805), в Италии (1807), в Мадриде (1811), где проходит служебная деятельность его отца, и откуда семья каждый раз возвращается в Париж. Путешествия оставили глубокое впечатления в душе будущего поэта и подготовили его романтическое миросозерцание. Сам Гюго говорил позднее, что Испания была для него «волшебным источником, воды которого опьянили его навсегда». В 1813 мать Гюго, имевшая любовную связь с генералом Лагори, разошлась с мужем и обосновалась с сыном в Париже.

В октябре 1822 года Гюго женился на Адель Фуше, в этом браке родилось пятеро детей: Леопольд (1823-1823), Леопольдина (1824-1843), Шарль (1826-1871), Франсуа-Виктор (1828-1873), Адель (1830-1915).

Первая зрелая работа Виктора Гюго в жанре художественной литературы была написана в 1829 году и отразила острое социальное сознание писателя, что продолжилось в его последующих работах. Повесть Le Dernier jour d’un condamné (Последний день приговорённого к смерти) оказала большое влияние на таких писателей как Альбер Камю, Чарльз Диккенс и Ф. М. Достоевский.

Claude Gueux, короткая документальная история о реально существовавшем убийце, казнённом во Франции, увидела свет в 1834. и в последствии была расценена самим Гюго как предвестник его великолепной работы о социальной несправедливости Отверженные.

Но первым полноценным романом Гюго станет невероятно успешный Notre-Dame de Paris (Собор Парижской Богоматери), который был опубликован в 1831 году и быстро переведен на многие языки по всей Европе. Одним из эффектов романа было привлечение внимания к запустелому Собору Парижской Богоматери, который стал привлекать тысячи туристов, прочитавших популярный роман. Книга также содействовала возрождению уважения к старым зданиям, которые сразу после этого стали активно беречь.

На склоне дней Гюго много сил отдает поэзии. Один за другим выходят сборники его стихотворений. В 1883 году завершен грандиозный эпос, плод многих лет труда - «Легенда веков». Смерть прервала работу Гюго над сборником «Все струны лиры», где по замыслу должен был быть представлен весь репертуар его поэзии.

В мае 1885 Гюго заболел и 22 мая умер у себя дома. Государственные похороны стали не только данью уважения к великому человеку, но и апофеозом прославления республиканской Франции. Останки Гюго были помещены в Пантеон, рядом с Вольтером и Ж.-Ж.Руссо.

Виктор Мари Гюго (Victor Marie Hugo); Безансон, Франция; 26.02.1802 – 22.05.1885

Виктор Гюго – популярный писатель, драматург и публицист, классик французской литературы. Активно занимался гражданской и политической деятельностью (заседал в сенате, был членом Французской академии). По мотивам Виктора Гюго книг было снято множество художественных фильмов. Последней в 2012 году свет увидела британская картина «Отверженные» по одноименному роману автора.

Биография Виктора Гюго

Виктор Гюго родился в многодетной семье и был самым младшим ребенком. Отец будущего писателя Леопольд был генералом в армии Наполеона Бонапарта. С самого детства Виктор был довольно слабым и постоянно болел. Семья будущего писателя была довольно богатой и проживала в большом особняке. Несмотря на то, что Леопольд происходил из небогатого рода и вырос в семье крестьян, с началом Французской революции у него было много возможностей проявить себя с лучшей стороны и добиться достойного жалования.

По долгу службы Леопольд Гюго редко находился дома, а вместе с ним путешествовала и вся его семья. Так с самого раннего возраста Виктору удалось побывать в Италии, на островах Средиземного моря и в Испании. Впечатления от путешествий легли в основу многих рассказов Виктора Гюго. Несмотря на благосостояние, родители будущего писателя редко находились в согласии. В первую очередь из-за кардинально разных политических взглядов. Кроме того, со временем мать Виктора Софи завела себе любовника. Три брата часто становились частью родительских ссор. Мальчики проживали то у Леопольда, то у Софи.

В 1813 году супруги Гюго оформили развод, и Софи забрала Виктора в Париж. В двенадцать лет будущий писатель поступает в парижский лицей. Уже через два года он начинает писать свои первые произведения. Также юноша занимается переводами (преимущественно Вергилия). За свое поэтическое творчество в 1817 году Гюго получает похвалу на одном из конкурсов. Спустя два года писатель становится обладателем еще двух премий. Под воздействием политических взглядов своей матери он высказывает свою роялистическую позицию. Публикуется несколько Виктора Гюго произведений сатирического характера. Также он занимается созданием приложения к журналу «Литературный консерватор».

В 1822 году Виктор Гюго заключает брак с девушкой по имени Адель. За все время существования их союза супруги воспитали четырех детей. Их первенец Леопольд скончался через несколько дней после рождения. Спустя год после женитьбы публикуется первое крупное произведение писателя – роман «Ган исландец». На работу Виктора Гюго отзывы критиков практически не поступали. Но все же произведение познакомило писателя с библиофилом Шарлем Нодье. Их дружба продлилась до 1830 года, когда Нодье слишком агрессивно высказался в адрес произведений Виктора.

О Викторе Гюго читать можем, что в двадцатых годах он решает наладить отношения со своим отцом. В результате этого публикуются несколько поэм писателя («Два острова», «Ода моему отцу»), которые посвящаются Леопольду. В 1828 году отец писателя скончался.

Гюго понимает, что для того, чтобы пробиться в круг писателей, необходимо налаживать контакты. К счастью, сделать это довольно просто. В доме писателя то и дело происходят торжественные приемы, на которых присутствуют французские литературоведы, публицисты, владельцы периодических изданий и т.д. В начале тридцатых годов Виктор вместе со своей семьей часто проживает на севере Франции, где знакомиться с Гектором Берлиозом, Франсуа Рене де Шатобрианом и многими другими французскими писателями. Там же Виктор составляет сборники поэм («Восточные мотивы», «Осенние листья»), а также дописывает повесть «Последний день приговоренного к смерти». В 1831 году публикуется, пожалуй, самый популярный роман Виктора Гюго – «Собор парижской богоматери».

На протяжении тридцатых годов Виктор Гюго активно пишет для театра. В 1841 году он попадает во французскую академию где спустя четыре года получает звания пэра. В пятидесятых годах Виктора Гюго биография приобретает неожиданный поворот. Поскольку писатель, как и чуть позже , был ярым противником Наполеона III, который как раз пришел к власти, он был тут же отправлен в изгнание. На протяжении восемнадцати лет писатель живет возле океана и активно работает над новыми произведениями. Кроме того, он активно выражает свои политические взгляды – помогает Гарибальди, ведет активную переписку с Герценом, собирает деньги нуждающимся.

Во Францию Гюго смог вернуться только в 1870 году. В изгнании он написал еще одно популярное произведение под названием «Отверженные», которое впервые увидело свет в 1862 году. Книгу Виктора Гюго купить сегодня можно во многих странах мира – произведение переведено на более, чем тридцать языков. На семьдесят четвертом году жизни Виктор становится сенатором, однако сам писатель уже не хочет вести активную политическую деятельность. В конце мая 1885 года Гюго скончался от пневмонии.

Виктор Гюго (1802-1885) - известный французский писатель XIX века, поэт, драматург, автор книг в жанре классической прозы.

Виктор Гюго родился в Безансоне 26 февраля 1802 года в семье генерала Леопольда Гюго, который сделал себе карьеру в бонапартовскую эпоху, а затем многие годы был губернатором сначала в Италии, потом в Мадриде. Мать поэта была убежденной роялисткой. Учился Гюго дольше всего в Мадриде в дворянском институте и после его окончания был зачислен в пажи короля Иосифа.

Когда мальчику исполнилось 11 лет, жить в Испании стало опасно: усилились антифранцузские настроения среди населения. Мать забрала троих сыновей с собой в Париж, где Гюго стал ходить в частную школу. Виктор с ранних лет хотел стать знаменитым писателем. "Я хочу стать Шатобрианом или никем", - заявил он в четырнадцатилетнем возрасте.

В 1819 году вместе с братьями Виктор начал издавать журнал "Литературный консерватор", который должен был стать продолжением шатобриановского журнала "Консерватор".

В 1821 году Гюго выступил с чтением своих стихов на заседании Королевского литературного общества, которые были написаны под влиянием материнских взглядов, а в 1822 году вышел его первый стихотворный сборник "Оды и баллады", сразу же принесшие ему славу и правительственную пенсию в 2 тысячи франков. В том же году Гюго женился на подруге детства и стал заниматься литературным трудом: участвовал в газетах, писал романы, пьесы и стихи, в которых он проявился восторженным поклонником Наполеона.

С 1824 года Виктор Гюго стал завсегдатаем литературного салона, в котором Шарль Нодье объединил молодых романтиков. Монархист и католик в юности, Гюго в середине 20-х годов стал либералом и главой романтизма.

В 1827 году в печати появилась драма "Кромвель", в которой Гюго объявил войну классической трагедии, заменив триединство драмой страсти, а декламирование - живой речью героев. Это послужило сигналом к ожесточенной борьбе между романтиками и представителями классицизма. В последующие годы Гюго писал драмы, стихотворения и романы. ("Эрнани или кастильская честь", "Собор Парижской Богоматери" и др.)

В 1830 году распалось содружество романтиков, литература начала поворачиваться к социальной тематике. Поэт, по Гюго, должен был нести "миссию национальную, миссию социальную, миссию человеческую".

Уже в "Соборе Парижской Богоматери", выпущенной в свет в 1832 году описывается жизнь "отверженных". Социальная проблематика звучит и в поэтическом сборнике "Лучи и тени" (1840 г.) и в романе "Рюи Блаз" (1838 г.) С 1843 года Гюго начинает активную политическую жизнь, выступая за отмену смертной казни и в защиту независимости Польши. С 1851 года после государственного переворота Гюго на 18 лет попал в ссылку. Император дал ему амнистию, но Гюго не захотел воспользоваться ею. "Я вернусь вместе со свободой!" - писал он в ответ на амнистию. В ссылке Гюго писал памфлеты, направленные против Наполеона III. За эти годы он также написал несколько сборников стихов и два романа "Отверженные" и "Человек, который смеется" (1869 г.) Вернувшись в Париж в 1870 году, Гюго пожертвовал весь доход от издания "Отверженных" на национальную оборону. На вырученные деньги были отлиты две пушки. Пока Париж находился во власти коммунаров, Гюго жил в Брюсселе. В 1876 году писатель, после возвращения в Париж, был избран сенатором, но почти не принимал участия в прениях.

22 мая 1885 года член Французской академии, пэр Франции, Виктор Мари Гюго в возрасте восьмидесяти трех лет умер от пневмонии и был похоронен в парижском Пантеоне.

Произведения писателя, а также экранизации и постановки по их мотивам пользуются популярностью и по сей день — так, в 2012 году на экраны вышел нашумевший мюзикл «Отверженные», снятый режиссером Томом Гупером по одноименному роману Гюго с Хью Джекманом, Расселом Кроу и Энн Хэтэуэй в главных ролях.