Тема социальной несправедливости в русской классике. Большая энциклопедия нефти и газа

В каких произведениях русской классики звучит тема социальной несправедливости и что сближает эти произведения с пьесой М. Горького? (Приведите 2–3 примера с указанием авторов.)

«На дне» М. ГорькийЛука (задумчиво, Бубнову). Вот... ты говоришь – правда... Она, правда-то, – не всегда по недугу человеку... не всегда правдой душу вылечишь... Был, примерно, такой случай; знал я одного человека, который в праведную землю верил...

Бубнов. Во что-о?

Лука. В праведную землю. Должна, говорил, быть на свете праведная земля... в той, дескать, земле – особые люди населяют... хорошие люди! друг дружку они уважают, друг дружке – завсяко-просто – помогают... и все у них славно-хорошо! И вот человек все собирался идти... праведную эту землю искать. Был он – бедный, жил – плохо... и, когда приходилось ему так уж трудно, что хоть ложись да помирай, – духа он не терял, а все, бывало, усмехался только да высказывал: «Ничего! потерплю! Еще несколько – пожду... а потом – брошу всю эту жизнь и – уйду в праведную землю...» Одна у него радость была – земля эта...

Пепел. Ну? Пошел?

Бубнов. Куда? Хо-хо!

Лука. И вот в это место – в Сибири дело-то было – прислали ссыльного, ученого... с книгами, с планами он, ученый-то, и со всякими штуками... Человек и говорит ученому: «Покажи ты мне, сделай милость, где лежит праведная земля и как туда дорога?» Сейчас это ученый книги раскрыл, планы разложил... глядел-глядел – нет нигде праведной земли! Всё верно, все земли показаны, а праведной – нет!..

Пепел (негромко). Ну? Нету?

Бубнов хохочет.

Наташа. Погоди ты... ну, дедушка?

Лука. Человек – не верит... Должна, говорит, быть... ищи лучше! А то, говорит, книги и планы твои – ни к чему, если праведной земли нет... Ученый – в обиду. Мои, говорит, планы самые верные, а праведной земли вовсе нигде нет. Ну, тут и человек рассердился – как так? Жил-жил, терпел-терпел и все верил – есть! а по планам выходит – нету! Грабеж!.. И говорит он ученому: «Ах ты... сволочь эдакой! Подлец ты, а не ученый...» Да в ухо ему – раз! Да еще!.. (Помолчав.) А после того пошел домой – и удавился!..

Все молчат, Лука, улыбаясь, смотрит на Пепла и Наташу.

Пепел (негромко). Ч-черт те возьми... история – невеселая...

Наташа. Не стерпел обмана...

Бубнов (угрюмо). Всё – сказки...

Показать текст целиком

Попробуем сопоставить пьесу М.Горького с повестью Н. В. Гоголя "Шинель" и с романом Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание".Во всех трех произведениях мы видим общность авторской позиции-понимание ужасных условий российской жизни, калечащих и губящих "маленьких людей". Кроме того, невозможно не заметить близость композиций: Акакий Акакиевич, Семен Мармеладов и ночлежники Анна и Актер погибают в финале. Как и М.Горький,так и Ф.М.Достоевский показывает в своем романе самое "дно" человеческой жизни. Мармеладов оказывается никому не нужным,ему "некуда пойти",

Дрожу от скрипа дверей…

Герой А.А.Блока далек от реальности: он погружен в свои «сказки и сны». Покорно склоняя перед возлюбленной колена, он готов безропотно выполнять волю «Величавой Вечной Жены», чей земной образ неотделим от того, который мерцает на иконах в сиянии лампад.

Таким образом, могу сделать вывод: душевное состояние лирического героя стихотворения можно охарактеризовать несколькими словосочетаниями: романтический восторг, беспрекословное преклонение, божественное почитание Возлюбленной.

16. В творчестве каких русских поэтов созданы идеальные женские образы и в чём эти образы созвучны образу блоковской Прекрасной Дамы?

1) И поэты Золотого века, и писатели Серебряного века посвящали стихотворения любовной теме. Образ Прекрасной Дамы описывали Пушкин в стихотворении «К***» и Лермонтов в лирическом произведении «Из под таинственной холодной полумаски». У всех поэтов образ идеальной девушки покрыт таинственностью, туманностью: «Передо мной явилась ты, Как мимолетное виденье, Как гений чистой красоты» (Пушкин)», «Сквозь дымку легкую заметил я невольно» (Лермонтов), «Только образ, лишь сон о Ней» (Блок). Блок, Пушкин и Лермонтов влюблены не в реальную женщину, а в идеальный образ девушки, который они создали в воображении. Ведь авторы возвышенно описывают Прекрасных Дам (Блок даже обращается к ней с заглавной буквы «Величавой Вечной Жены!»). Кроме того, поэты описывают некоторые особенности идеальных женских образов: авторы уделяют особое внимание голосу девушек, а также их лицам («милые черты» (Пушкин), «Светили мне твои пленительные глазки» (Лермонтов), у Блока «Как отрадны Твои черты»).

2)В стихотворении Тютчева «Я встретил вас» поэт обращается к возлюбленной,раскрывая свои самые искренние чувства,показывает читателю, как сильно может любить человек. Автор не верит в то, что он встречается со своей любимой, он думал, что расстался с ней навек, он не может себя заставить принять это за реальность, для него это «как будто бы во сне».

Вариант 22

М.Горький «На дне»

«Сосны» Б.Л.Пастернак

8. С какой целью Лука рассказывает ночлежникам историю о праведной земле?

1) Важное место в пьесе М. Горького «На дне» занимает рассказ Луки о праведной земле, месте, которое «особые люди населяют... друг дружку... уважают, друг дружку - завсяко-просто - помогают». О ней старик повествует ночлежникам, чтобы доказать: «не всегда правдой душу вылечишь». Ведь она, правда, погубила героя истории: узнав о том, что праведной земли не существует, человек «удавился»... Лука хочет донести до своих товарищей по несчастью, что им, людям, живущим «на дне», нужно верить в лучшее: в праведную землю, в больницу, где «организмов лечат», в любовь, о которой так красиво написано в книгах, что читает Настя. Верить потому, что только надежда может спасти этих убогих людей...Надежда, а не суровая правда...

2)Лука - один из философов в пьесе "На дне", сострадающий жителям ночлежки. Его мировоззрение можно выразить словами "Во что веришь, то и есть". В отличии от своего идейного противника - Сатина, он верит, что человеку нужно сострадание, понимание, утешение, а правда она может быть "как обух" для него. Чтобы подтвердить свою точку зрения, Лука рассказывает жителям ночлежки историю о праведной земле, о человеке, который верил в эту землю, а не найдя ее он разочаровывается и идет на самоубийство. Этим Лука доказывает, что правда она человеку не так нужна, она его погубить может, а нужна человеку вера и гуманное отношение к нему.

9. В каких произведениях русской классики звучит тема социальной несправедливости и что сближает эти произведения с пьесой М. Горького? (Приведите 2–3 примера с указанием авторов.)

Тема социальной несправедливости затрагивается в поэме "Кому на Руси жить хорошо" Н.А.Некрасова. В ней показывается тяжесть крестьянской ноши.К примеру,Яким Нагой,появившийся в главе "Пьяная ночь",очень много работает,но также много пьет,чтобы облегчить свою жизнь.Также находят утешение в алкоголе и ночлежники.Однако потребность Якима обоснована,а пьяницы-картежники просто напиваются изо дня в день,при этом не трудясь вовсе. Образ социально обиженного,униженного нищетой, оскорбленного человека рисует в своей повести Н.В.Гоголь. Маленький чиновник, переписывающий бумаги, находится на грани пропасти: его не уважают,в его жизни нет места возвышенным идеалам и мечтам, вся его цель-приобретение шинели. Если бы не смерть, жизнь Башмачкина была бы ничем не лучше жизни в ночлежке- и это, по мнению автора,несправедливо.

15. Как в стихотворении «Сосны» отразилась мысль автора о единстве человека и природы?

1) В стихотворении Б. Пастернака"Сосны" отчетливо прослеживается связь человека и природы. Великолепие, тайна и красота окружающего мира волнуют душу лирического героя.Он говорит о том, что можно вечно смотреть в глубину величественных деревьев-"И мы так долго рук не вынем,/Из-под заломленных голов". Созерцание природы уносит героя в другой мир, и вот ему мерещится "за стволами море", а шумная скучная реальность остается где-то вдалеке. Авторская позиция заключается в том, что пока человек чувствует свое единение с природой, ему не страшны никакие горести и беды, потому что природа обладает целительным свойством "И от болезней, эпидемий/И смерти". В создании подобной поэтической природы огромную роль играют эпитеты("мглистой дымкой"), ассонанс("Под копошенье мураша"),анафора.

2) В стихотворении «Сосны» Б. П. Пастернак отражает неразрывную связь между человеком и природой. Поэт рисует прекрасный пейзаж: ромашки, дикие бальзамины, сосновая просека, «густая синева» .С картинами живого мира сливаются образы героев стихотворения, которые отдыхают на лоне природы.

За могучими стволами лирическому герою мерещится море с шумными, высокими волнами, белой пеной и «черной магией воды»:

….Находясь в окружении цветов, деревьев, герои чувствуют себя бессмертными:

…..Вот оно,единство человека и природы!

16. Кто из русских поэтов, подобно Б.Л. Пастернаку, отображал в картинах природы переживания человеческой души? Свой ответ обоснуйте, указав авторов и названия стихотворений.

Вариант 23

«Двенадцать» А.А. Блок

«Июль» Б.Л. Пастернак

8. Как вы понимаете смысл финала «Двенадцати»?

1) В своей поэме Блок отразил переломный момент России - революцию 17ого года,в основе которой была высокая идея - равенство людей.Но "вихрь" революции - это необузданная сила,которая делает людей жестокими и ломает большое количество судеб.Эту неоднозначность поэт подчёркивает,вводя в поэму два цвета:чёрный ("черный вечер") и белый ("белый снег"). 12 красногвардейцев - это орудие того "смерча",который сносит всё на своём пути. Но они же 12 апостолов,которые ведут Россию в новое светлое будущее. Позади них "ковыляет" "нищий пёс голодный",который впрочем не сильно занимает их внимание,они лишь хотят от него "отвязаться".Всё их внимание обращено вперёд - в будущее.А впереди - Иисус Христос "в белом венчике из роз",который выступает в роли знаменосца отряда. И хотя флаг окрашен в кровавый цвет,что символизирует разрушительную силу революции,а сам Христос ещё "невидим" сквозь "вьюгу" событий,его появление в поэме символизирует то,что правда на стране гвардейцев,которых он,как апостолов,ведёт в новую жизнь.

2) В финале поэмы противопоставляется два образа: "Позади - голодный пес...Впереди - Исус Христос." Голодный пес является символом старого мира. Христос идет "с кровавым флагом", несет тяжести человечества на себе. Он стоит во главе красноармейцев, которые стремятся к революции, к новому миру. Возможно, Христос, являясь божественным началом, дает нам понять, что он как апостолов, ведет народ в правильном направлении. Через страдания, через преступления, человечество придет к чистой, правильной жизни.

9. В каких произведениях русских писателей изображены «будни» революции и в чем эти произведения могут быть сопоставлены с поэмой А.А. Блока «Двенадцать»? (Приведите 2–3 примера с указанием авторов.)

1)Революции в начале двадцатого века потрясли всю Россию и потому нашли своё отражение во многих произведениях русских писателей.

Так в эпицентре этих страшных событий оказывается доктор Живаго - герой одноимённого романа Пастернка.Желая уберечь свою семью,Юрий увозит её из голодающей Москвы в далёкий город Юрятин,но революция,захлестнувшая всю страну,настигает их и там.В своём произведении Пастернак на примере обыкновенных людей,через призму их восприятия,показал разрушающую силу гражданской войны."Метель" убийств и разрушений закрутила семью Живаго и тысячи других семей, то же символизирует и метель в поэме Блока.

А герои романа Шолохова "Тихий Дон" - донские казаки - оказываются в совершенно другой части страны,но и туда приходит война. И она ожесточает людей.Так Дмитрий Коршунов,будучи врагом Мишки Кошевого, "вырезает" всю его семью. Этот фрагмент показывает,что в военное время ни чем не ограниченная жестокость людей оборачивается смертью невинных. Это же отражено в поэме Блока: красногвардейцы убивает девушку,которая не является их врагом.

2) Во многих произведениях русских писателей изображены «будни» революции.
Так, в новелле И. Бабеля «Соль» описывается, как красноармейцы пустили в вагон поезда женщину с грудным ребенком, но когда увидели, что вместо младенца в пеленках завернута соль, то один из бойцов выбросил несчастную из поезда и расстрелял её из винтовки.
В повести А. Платонова «Сокровенный человек» революционные «будни» показаны глазами Фомы Пухова – человека, который сомневается в революции, думает о том, «куда и на какой конец света идут все революции и всякое человеческое беспокойство». Перед ним открывается лишь ужасная реальность восстания красных: на его глазах белый офицер убивает инженера поезда, красный бронепоезд расстреливает казачий отряд.
Эти произведения можно сопоставить с поэмой А. Блока «Двенадцать». Все три произведения объединяет изображение жестокой реальности революции: убийство Катьки (описанное в поэме А. Блока), гибель женщины-мешочницы из новеллы «Соль» И. Бабеля, расстрел красными казачьего отряда в повести А. Платонова. Но в поэме А. Блока, в отличие от рассмотренных произведений А. Платонова и И. Бабеля, нет одного главного героя, их несколько: двенадцать красноармейцев. В повести же «Сокровенный человек» главным героем является Фома Пухов, а в новелле «Соль» - Никита Балмашев.

3)Во многих произведениях русских писателей изображены "будни" революции. В романе М.А.Шолохова "Тихий Дон" автор рассказывает о судьбе народа в переломные года революции и гражданской войны. Писатель показывает, что революция разделила станичников, членов одной семьи, и внесла смуту в душу главного героя - Григория Мелехова. Также в новелле И.Бабеля "Соль" описывается, как красноармейцы пустили в вагон женщину с грудным ребенком, но когда увидели, что вместо младенца в пеленках завернута соль, расстреляли несчастную. Эти произведения можно сопоставить с поэмой А. Блока «Двенадцать». Все три произведения объединяет изображение жестокой реальности революции. Но в поэме А. Блока, в отличие от рассмотренных произведений М.А.Шолохова и И.Бабеля, нет одного главного героя, их несколько: двенадцать красноармейцев.

15. Каким настроением проникнуто изображение июльской поры в стихотворении Б.Л. Пастернака?

1) В основе стихотворения Б. П. Пастернака лежит изображение легкой, свежей летней поры июля, который, будто «дачник-отпускник», «баловник-невежа», бродит по дому и «мешается во все дела». «Пропахший липой и травой» месяц описан поэтом как игривый «жилец», имеющий черты живого существа: он таскает в «одеже пух одуванчиков, лопух», громко говорит вслух. Однако изображение июля проникнуто не только легким, веселым настроением, но и таинственностью: прекрасная летняя пора - это загадочный «домовой», «призрак» и «двойник», который «везде болтается некстати».

2) В приведенном стихотворении Б. Пастернака «Июль» изображается июльская пора. Автор сравнивает этот месяц с «дачником-отпускником», которому сдаётся в наем целый дом, где он теперь полноправный хозяин. Также поэт говорит о данном месяце, как о степном нечёсаном растрепе, который может себе позволить самые глупые и нелепые поступки. Однако автора не смущает подобное соседство, он отзывается о новом постояльце с легкой иронией и нежностью, за которой скрывается неподдельная любовь к этой поре года. И природа словно располагает к тому, чтобы оставить все заботы и присоединиться к шалуну-июню.Таким образом, все стихотворение проникнуто радостным настроением и безмятежным счастьем оттого, что на улице желанный месяц - июль.

16. Традицию каких русских поэтов продолжает Пастернак, изображая природные явления очеловеченными? Свой ответ обоснуйте, указав авторов и названия стихотворений.

Б.Л. Пастернак продолжает традицию очеловечевания природы вслед за поэтами XIX века.
Например, в стихотворении Ф.И. Тютчева "О чем ты воешь, ветр ночной?" поэт обращается к ветру, в голосе которого слышится глухая жалоба, сетование на судьбу. Это схоже с мироощущение лирического героя, который испытывает непонятную муку и находит ей подтверждение в шуме ветра. Основная тема стихотворения - непостижимый для человеческого разума мир природы.
В стихотворении В.А. Жуковского "Море" лирический герой не просто любуется красотой моря, но и сравнивает его с живым существом, оно "дышит". Море кажется обманчиво спокойным, но в определенны моменты может бушевать. В этом поэт видит его сходство с женщиной. Но главная параллель здесь - это сравнение моря с человеческой душой. Оно стремится к небу, которое олицетворяет идеал. Но ему суждено вечно бороться со страстями, как и человеку. Гармония на земле не возможна, однако человек будет вечно стремится к ней.

17. Почему Ф.М. Достоевский считал эпилог «Преступления и наказания» главной частью своего романа?

1) Структура романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» отличается тем, что в произведении есть эпилог. Он не связан непосредственно с основным действием романа, но играет очень важную роль в идейном замысле произведения. Эпилог состоит из двух частей. В первой части эпилога мы узнаем о том, как сложилась дальнейшая судьба главных героев. Во второй части перед нами предстает внутренний мир Раскольникова, когда герой находится в заключении.
Первая часть эпилога начинается с описания судебного процесса по делу Родиона Раскольникова. Процесс проходит очень гладко, благодаря тому, что Раскольников честно во всем признается, не скрывает от суда того, что было на самом деле. Судья приходит к выводу, что в момент убийства Раскольников был в помешательстве и сам не понимал, что делал, тем более, в это время «подоспела новейшая модная теория временного умопомешательства». Благодаря этому Раскольникову дают восемь лет заключения в Омском остроге, расположенного на берегу Иртыша. Вместе с Раскольниковым в Сибирь уезжает и Соня.
Мать героя - Пульхерия Александровна - умирает. Перед смертью она долгое время находится в полусумасшедшем состоянии. Вероятно, женщина догадывалась, что с ее сыном, которым она так гордилась, случилось какое-то несчастье. От нее пытаются скрыть то, что на самом деле происходит с Раскольниковым. Но, как мы знаем, материнское сердце обмануть невозможно, поэтому, конечно, она чувствует, что с сыном происходит что-то неладное. Долгое время Пульхерия Александровна бредит, мысли о сыне не оставляют ее ни на минуту. Перед самой смертью она его ждет, убирает комнату, якобы готовя для сына, но на следующий день умирает.
Также мы узнаем, что Дуня и Разумихин поженились. Они мечтают о прекрасном будущем, думают о том, как через пять лет уедут на Север, и будут счастливо жить рядом с Родионом.
Соня на Севере вместе с Раскольниковым. И в первой части эпилога именно от ее лица мы узнаем о Раскольникове, его состоянии и поведении. К сожалению, то, что мы видим, очень пессимистично. Раскольников замкнулся в себе, ни с кем не общается. Соня очень беспокоится о его состоянии и пытается хоть как-то помочь ему. Она заводит в городе различные знакомства, которые хоть как-то могут помочь Раскольникову.
Во второй части эпилога перед нами предстает внутренний мир Родиона Раскольникова. О его состоянии очень хорошо говорят следующие строки: «… его гордость сильно была уязвлена; он и заболел от уязвленной гордости». Раскольников очень сильно переживал из-за того, что он сам так глупо погубил свою жизнь, пытаясь убийством кому-то что-то доказать. Сразу же после совершения преступления он понял бессмысленность своего поступка. Позже герой поймет, что изменять окружающую жизнь к лучшему надо совершенно другим способом.
В начале заключения у Раскольникова не складываются отношения с другими арестантами из-за того, что он постоянно погружен в свои мысли, ни с кем не общается, всех чуждается. Таким поведением Родион настраивает всех против себя и это приводит к тому, что однажды на службе в церкви его даже чуть не убили.
После выхода из больницы с Раскольниковым происходят изменения. В одну из встреч с Соней «что-то как бы подхватило его и как бы бросило к ее ногам». В душе героя произошли большие изменения, у него появляется совсем другое отношение к жизни. Раскольников теперь думает о том, что семь лет пролетят очень быстро и у него впереди прекрасное будущее рядом с любимой женщиной. Его состояние очень хорошо характеризуют следующие эпитеты: «бесконечное счастье», «бесконечные источники жизни», «бесконечно любит», «бесконечной любовью искупит он теперь все ее страдания».
Особую роль в эпилоге играет пейзаж. Из мрачного, душного, давящего Петербурга действие переносится на берега широкой и пустынной реки: «С высокого берега открывалась широкая окрестность… Там была свобода и жили другие люди…».
В гармонии с миром и с самим собой изображен Раскольников в эпилоге, «он воскрес, и он знал это, чувствовал вполне всем обновившимся существом своим…».
Здесь следует обратить внимание и на христианскую тему. На страницах эпилога в третий раз в романе упоминается Евангелие и воскресение Лазаря. Это возвращает читателя к главной, глубинной мысли Достоевского – к его надежде на «восстановление падшего человека» через приобщение к христианскому идеалу «великой, общей гармонии, братского окончательного согласия всех… по Христову евангельскому закону».
Значение эпилога в романе велико. Эпилог подводит итог всему произведению, а главное, показывает нам, какие глобальные перемены происходят в душе главного героя. И это объяснимо, так как Раскольников, даже в момент замысла преступления, не вызывает отвращения, в нем чувствуется добрая и честная душа, которая просто запуталась.
Очень многое говорят о Раскольникове и его поступки: он помогал больному студенту-сокурснику, после его смерти ухаживал за его отцом и похоронил его на свои деньги, спас детей из пожара, хотел из жалости жениться на убогой дочери хозяйки. На преступление Раскольникова подтолкнула окружающая обстановка: нищета, убожество, униженные и оскорбленные люди.
В эпилоге мы видим, как после нравственного падения происходит постепенное возрождение главного героя, к которому он приходит благодаря вере в Бога, благодаря этому он видит цель своей будущей жизни. Раскольников постепенно переходит от одного мира в другой, у него постепенно происходит знакомство с новою, доселе совершенно неведомою реальностью.

2) Роман Достоевского «Преступление и наказание» - одно из важнейших произведений мировой литературы, книга великой скорби. Поиски выхода из мира расчета и наживы в царство доброй правды - основная идея романа.
Главный герой - студент-юрист Раскольников - убивает богатую ростовщицу. Убивает во имя социальной справедливости. Он хочет взять ее деньги, нажитые на преступлении, закончить образование, помочь нищим и обездоленным. За одну жизнь - сотни спасенных жизней! Но дело не только в этом. Своим преступлением герой Достоевского стремился выбиться в Наполеоны, над которыми невластны нравственные законы.
Раскольников в начале романа не считает убийство «вредной» старушонки преступлением. Жизнь старухи для него значит не более, чем жизнь вши. Эта исходная позиция героя, в дальнейшем «управляемая» автором. Жизнь человека бесценна - вот кредо Достоевского.
В финале романа мы узнаем, что Раскольников начинает раскаиваться в своем поступке. Мы видим, что Родион - не просто убийца, а жертва собственных теорий.
Итак, что же происходит в эпилоге романа «Преступление и наказание»?
Сибирь. Острог. В результате всех смягчающих обстоятельств (болезнь, не воспользовался деньгами, явка с повинной, а также то, что когда-то Родион спас двоих детей во время пожара, на свои деньги почти год содержал больного сокурсника) Раскольникова приговорили всего к восьми годам каторги.
За Родионом в Сибирь приезжает Соня. По праздникам она у ворот острога видится с Раскольниковым. Главный герой болен, но ни страдания, ни тяжелая работа не сломили его. Пока еще он не раскаивается в своем преступлении. Только в одном герой считает себя виновным - в том, что не выдержал, пришел к следователю с повинной. Раскольников страдал, что не убил себя, как Свидригайлов. В остроге все преступники очень дорожили своей жизнью, что удивляло Родиона.
Героя никто не любил, скорее, наоборот, - ненавидели. Одни говорили: «Ты барин! Тебе ли было с топором ходить!» Другие: «Ты безбожник! Ты в бога не веруешь! Убить тебя надо!», хотя сами были во много раз преступнее его. Зато все любили Соню, хотя она и не старалась никому понравиться.
В бреду Раскольникову чудилось, что весь мир должен погибнуть из-за болезни. Ему мерещилось, будто есть микроб, точнее духи, одаренные умом и волей, которые вселяются в людей, делая их бесноватыми и сумасшедшими, но зараженные считают себя умными и неколебимыми в истине. Люди заражаются, начинают убивать друг друга, пожирать…
Как-то утром Раскольников идет на «работы», видит дальний берег реки, где «была свобода и жили другие люди, совсем не похожие на здешних, там как бы самое время остановилось, точно не прошли еще века Авраама и стад его». К герою приходит Соня. Раскольников бросается к ее ногам, плачет. Он понимает, что бесконечно любит ее.
Раскольникову оставалось еще семь лет каторги, но он чувствовал, что воскрес! Непонятно, почему, но отношение каторжников к герою изменилось. Раскольников понимает, что «наступила жизнь», под подушкой у него лежит Евангелие.
Так заканчивается роман Достоевского. Основную мысль, которую автор проводит в финале - возрождение человека через веру в Христа.
Достоевский оставляет своему герою возможность искупления и воскрешения с помощью веры. В судьбе Раскольникова велика роль страдалицы Сони Мармеладовой, помогающей ему очиститься от скверны силой христианской любви. Русское сердце Раскольникова тянется к светлому, духовному, преодолевает зло. То человеческое, что было в герое (содержал почти год на свои средства больного товарища-студента, спас из огня двоих детей, помогает, отдавая последние деньги на похороны, вдове Мармеладова и т. д.), способствует скорейшему воскрешению Раскольникова. Герой понимает, что путь, на который он встал, неверен, но считает, что «теория здесь ни при чем», просто «я такая же вошь, как и все».
Воскрешает Раскольникова к новой жизни Соня. В ее образе особенно ярко воплотилась идея Достоевского о «грязи физической» и «грязи нравственной». Несмотря на то, что Соня жила в «физической грязи», вынуждена была торговать своим телом, она нравственно чиста. Страдания только укрепили ее душу. Теории Раскольникова противопоставляется христианская идея искупления своих и чужих грехов страданием. Именно когда для Раскольникова открывается мир христианских духовных ценностей, он окончательно воскресает к жизни.
Счастье Родиона Раскольникова заключается, конечно же, в том, что он встретил Сонечку, способную понять его и принять таким, какой он есть. Ведь это очень много значит в жизни каждого человека.
Прочитав «Преступление и наказание», я лишний раз убедилась в том, что Достоевский - тонкий психолог, исследователь человеческой души, первооткрыватель новых путей духа человеческого.

Вариант 24

«Тихий Дон» М.А.Шолохов

«Стихи Блоку» М.И.Цветаева

8. Чем внутренне выделяются Мелеховы в казачьей среде?

1)Семья Мелеховых – удивительная семья с необычным происхождением.

Но от остальных жителей они отличаются не только внешне (смесь турецкой и казацкой кровей), но и внутренне. Их главная особенность, кроме крутого нрава, – искренняя, чистая любовь к родной земле, единство семьи. В хуторе Татарском Мелеховы выделяются казацкой удалью, их уважают за любовь к хозяйству и работе. Здоровые, трудолюбивые, они служат примером для остальных.Мелеховы ценят семью, дом. Глава семьи – Пантелей Прокофьевич, никто не смеет перечить его слову. Даже когда Гришка начинает увиваться за замужней Аксиньей, Пантелей Прокофьич старается сохранить семью: подбирает в невесты младшему сыну кроткую Наталью. Григорий Мелехов демонстрирует лучшие семейные черты: он смелый воин, но ему противно насилие и тем более убийство, потому что сущность его характера – любовь ко всему живому, острое ощущение чужой боли, жажда справедливости. Всё мечтает герой вернуться в родной курень, заняться хозяйством, соединиться с любимой, растить детей.

2) Мелеховы своей внешностью выделялись в казацкой среде. Турецкая кровь, которая текла в их жилах, чернила волосы и горбатила носы. Особенно сильно турецкие корни прослеживались у Пантелея Прокофьевича, и его младшего сына Григория. Однако помимо внешних отличий Турки, как называли Мелеховых, выделялись складом характера. «Диковатые», «звероватые» они «в гневе доходили до беспамятства». Мелеховы могли пойти против законов и устоев, если чувствовали, что это необходимо: Прокофий женился на турчанке и привел ее в станицу несмотря на косы взгляды соседей, не прекратил общение с Аксиньей и Григорий, вышла замуж за убийцу брата Дуняша. Таким образом, семья Мелеховых внутренне выделялась из казачьей среды своей независимостью от общественного мнения, способностью на смелые, импульсивные поступки.

9. В каких произведениях русской классики звучит «мысль семейная» и в чём эти произведения созвучны шолоховскому «Тихому Дону»?

Многие русские классики раскрывали в своих произведениях "мысль семейную".

1)Вспомним Ростовых из романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир». Эту семью можно назвать эталоном, настолько добрая и доверительная атмосфера сложилась между её членами. В этой атмосфере вырастают Николай, Петя, Наташа, Соня, которая воспитывается как свой ребёнок. Для них характерна тесная связь с другими людьми, с народом. Они чувствуют себя частью большого внешнего мира, где равны все: и дворяне, и крестьяне. Воспитание, которое дали родители своим детям помогли им вырасти достойными людьми: честными, милосердными, способными на подвиг ради семьи и родины. Как в романе Л.Н. Толстого, так и в произведении М.А. Шолохова семья – это не просто группа сожительствующих людей. В своих семьях герои получали как воспитание, так и поддержку, добрый совет в самые трудные жизненные времена.

«Мысль семейная» прослеживается также и в комедии А.П. Чехова «Вишнёвый сад». Гаев, Раневская, Аня, Варя- члены одной семьи. Их объединяют общие воспоминания о прошлом, а также мечты о спасении родового имения от продажи. Между членами семьи из комедии А.П.Чехова, в отличие от семьи Мелеховых, нет чувства уважения друг другу. Так, брат называет свою сестру «порочной». Каждый из героев живет в собственном мире, единственное, что их объединяет – это именье. Неудивительно, что после его продажи герои разъезжаются в разные стороны. Мелеховы же несмотря на временные ссоры всегда остаются родными друг другу людьми, которых ничто не может разлучить.

2) В романе-эпопее "Война и мир" Л.Н Толстого показывает семьи, где патриархальные связи между семьей либо утрачены (Курагины), либо сохранены (Ростовы, Болконские). Идеальная семья в понимании Толстого, строится на любви, лишена праздности, в ней нет разрыва между интеллигенцией и дворянами, слуги у Толстого тоже часть семьи. Мелеховы, как и Ростовы, пережили испытание войной, не утратив при этом своей целостности, сохранив духовную связь.
В романе И.В. Тургенева "Отцы и дети" мы видим проблему непонимания между поколениями из-за рождения новой морали и нравственности. В романе эпопее М.А. Шолохова, Пантелей Прокофьевич бросил вызов патриархальным нравам своего хутора, женившись на турчанке, так и Николай Петрович полюбил служанку Фенечку.

15. Каким предстает внутренний облик поэта, которому адресовано стихотворение «Стихи к Блоку»?

М.И. Цветаевой и Блока роднит бунтарский дух, трагическое ощущение одиночества, напряженность повествования. В этом стихотворении поэт предстает как ангел, Божий праведник, "рыцарь без укоризны" из-за того, что в его стихах много мистического. Для поэтессы Блока поэт-загадка, поэтому она возводит его в ранг некого божества. Цветаева будто бы пробует имя Блока на вкус и развивает свои ассоциации, но как о человеке не говорит, потому что Блок для нее выше простого человека. Эпитеты "ледяной" "льдинка" подчеркивают холодную недосягаемость идеала.

16. Кто из русских поэтов, подобно М.И. Цветаевой, обращался в своей лирике к друзьям или собратьям по перу и что объединяет произведения подобного рода?

Ф.И. Тютчев посвятил А.А.Фету стихотворение "А.А Фету". В нем, он выделяет талант Фета.

Федор Михайлович Достоевский - писатель-философ, который исследовал в своем творчестве характеры людей, доведенных до «безумия» неустроенностью жизни, своими ошибочными теориями или обстоятельствами, в которых они оказались. Благополучные, уравновешенные люди писателя не интересовали. Человек, «стоящий на краю пропасти», доведенный до отчаяния, интересует писателя своей психологией: что способствовало тому, что человек оказался на этой грани, как можно помочь ему, есть ли предел падению человека?

Достоевский - писатель-гуманист, поэтому решает все вопросы с этой позиции. Ему не столько надо изобразить падшего или доведенного до отчаяния человека, сколько создать некий «рецепт», помогающий этим людям сохранить или заново обрести достоинство, гордость, веру.

Так, в романе «Преступление и наказание» писатель исследует психологию убийцы и его муки после свершения преступления. убивает, чтобы доказать себе - он «не тварь дрожащая, а право имеет...». Пренебрегая общепринятыми правилами морали, Родион Романович хочет доказать, что есть люди, для которых убийство - не преступление, а достижение каких-то своих целей. К таким людям он первоначально относит и себя. Решив убить никчемную старуху-процентщицу, Раскольников надеется искупить свою вину «сотней добрых дел», отдав ее деньги нуждающимся. Но все это хорошо в теории, на бумаге, а в жизни происходит не так, как планировалось. Убийство старухи потянуло за собой второе. Раскольников вынужден убить ее сестру Лизавету, вернувшуюся не вовремя домой и ставшую свидетельницей преступления: «Среди комнаты стояла Лизавета, с большим узлом в руках, и смотрела в оцепенении на убитую сестру... Увидев его выбежавшего, она задрожала, как лист... но все-таки не вскрикнула и медленно, задом, стала отодвигаться от него... Он бросился на нее с топором... Она так и рухнула...»

Теория героя, созданная искусственно, терпит крах при первом же столкновении с реальной жизнью. Родион Романович мучается и страдает из-за своего рокового поступка. Он поставил себя вне общества, вне закона и теперь не знает, как вернуться в круг людей, среди которых живет. Раскольников отвергает дружбу Разумихина, любовь матери и сестры; он боится их «испачкать» своим преступлением и только в Соне Мармеладовой видит товарища по несчастью, способного его понять.

Узнав о преступлении Раскольникова, Соня жалеет его, хочет облегчить его душу. Она предлагает ему покаяться, чтобы очиститься: «Поди сейчас, сию же минуту, стань на перекрестке, поклонись, поцелуй сначала землю, которую ты осквернил, а потом поклонись всему свету, на все четыре стороны, и скажи всем, вслух: «Я убил!» Тогда Бог опять тебе жизни пошлет».

В разговоре с Соней Родион Романович признается, что убил не «старушонку, а себя». Но признаться и просить прощения за содеянное он еще не хочет. Герой мечется, переживает, доходит в своих страданиях до грани безумия, но сознаться нет сил. Только поняв, что следователь Порфирий Петрович все знает, больше того, объясняет Раскольникову его собственные поступки и мотивы, психологическую основу преступления, доведенный муками совести до отчаяния, Раскольников является с повинной, тихо, с расстановками, но внятно выговаривая:

Это я убил тогда старуху-чиновницу и сестру ее Лизавету топором и ограбил...

Но это не было еще покаянием, а лишь минутной слабостью, как думает о себе герой. Он сам строго судит себя, но «ожесточенная его не нашла никакой ужасной вины... он стыдился, что погиб так слепо...».

Первоначально на каторге он чувствует лишь уязвленную гордость и только терпеливая Соня, ее любовь и забота возрождают Раскольникова к жизни. Это перерождение произошло незаметно даже для него самого. Родион Романович и Соня «хотели было говорить, но не могли. Слезы стояли в их глазах. Они оба были худы и бледны, но в этих больных и бледных лицах уже сияла заря обновленного будущего, полного воскресения в новую жизнь. Их воскресила любовь, сердце одного заключало бесконечные источники жизни для сердца другого».

Протест против социальной несправедливости – традиционная тема литературы. Часто стремление помочь обществу осознать свой долг перед теми, кто находится «внизу», помочь людям обрести существование с человеческим достоинством, часто

Определяло тему и направление произведения автора. В «Преступлении и наказании» защита социального достоинства «маленького человека» занимает одно из ведущих мест. Но в романе Достоевского эта тема неразрывно связана с протестом не

Только против социальной, но и нравственной униженности личности, с поиском той силы, которая способна помочь людям сохранить своё достоинство в любых социальных условиях.

Раскольников и его семья, семья Мармеладовых – лишь часть мира «отверженных» в романе. Этот мир представлен и другими персонажами в романе девушкой, встреченной на бульваре Раскольниковым, покорной сестрой старухи-процентщицы Лизаветой,

Многочисленными обитателями района Сенной площади. Символом же загноности бедного человека в романе, становится засечённая насмерть лошадь из сна Раскольникова. «Уездили клячу!» - кричит, умирая, Катерина Ивановна.

Справедливости и сочувствия ждут от общества «униженные и оскарблённые» герои романа. Справедливость они видят в том, чтобы занять в обществе положение, соответствующее их личным достоинствам. В результате безграничной власти денег они

Обречены на постоянные унижения. Но и Раскольников, и Катерина Ивановна. И Дуня чувствуют себя выше окружающих, по уму, по культуре, по способностям, по образованию. Возможность занять в обществе достойное положение им необходима, чтобы уважать себя. Гордость Раскольникова всё время уязвлена взглядами прохожих, придирками хозяйки. Соседи и квартирная хозяйка, с нескрываемым презрением относятся к Катерине Ивановне. Соня вынуждена постоянно чувствовать себя

Неполноценно, второсортно. Положение служанки является источником мучительных переживаний сестры Раскольникова.

Бедность всегда грозит окончательным превращением человека в вещь, которую можно продать и купить. В романе Достоевского такая угроза всё больше похожа на реальность. Именно купить себе жену пытается , а Свидригайлову это удаётся. Как на вещь смотрит Лужин на Соню. Власть денег сама по себе опасна для человеческого достоинства.

И всё же в бедственном социальном положении своих героев Достоевский особо выделяет тяжесть одиночества. Право на сочувствие, на понимание и поддержку дороже для автора романа, чем справедливость, потому что можно прожить и «внизу», если рядом с тобой люди. А не равнодушная толпа. Между тем ужас нищеты в том, что она оставляет человека один на один со своими страданьями. Жизнь каждого из «униженных» героев романа – это существование у последней черты. Каждому особо необходима моральная поддержка, человек, готовый разделить с ним тяжесть испытываемых переживаний. Но хохотом встречают посетители трактира исповедь Мармеладова. Чудом кажется Соне вежливость Раскольникова и его сестры. Нет взаимного понимания между Мармеладовым и Катериной Ивановной, несмотря на их общую судьбу. Возмущённые высказывания

Разумихина о теориях социалистов, сатирический образ Лебезятникова говорят о негативном отношении автора к революционерам.

Для Достоевского было неприемлимо насильственно приравнивать всех людей. Но в то же время для него неприемлема и суть Наполеона, частично воплощённая в романе судьбой Раскольникова. Характерно, что именно неспособность главного героя убить в себе чувство неразделимой связи с другими страдающими людьми стала залогом его нравственного преображения.

В символике романа единственная сила, способная изменить порядок вещей, - это сострадание. Чувство близости чужого горя. Искренний порыв сердца сильнее и чище любых теорий. В жестоком мире, изображённом в «Преступлении и наказании»,

Немало примеров не только человеческого равнодушия, но и активного, действенного сочувствия. Раскольников помогает семье Мармеладовых, городовой – девушке на бульваре, раскаявшийся Свидригайлов – детям Катерины Ивановны. Даже Лебезятников не выдерживает вида человеческого унижения и выручает Соню, обвинённую в краже. Причём это не одиночные, случайные сцены.

Добро неуничтожимо в мире, оно дано человеку изначально, заложено в нём. Характерно, что сила сочувствия, жалости, чувство единства в страдании и совершают в конце романа нравственный переворот в душе главного героя. Для Достоевского это чувство было неотделимо от русской религиозной традиции, от всемирной жалости к страдающему человеку. Красота человеческой души была для автора «Преступления и наказания» добротой и верой, спасающими мир от нравственной гибели.

Если домашнее задание на тему: » Протест против социальной несправедливости оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту сообщение у себя на страничке в вашей социальной сети.

 
  • Свежие новости

  • Категории

  • Новости

  • Сочинения по теме

      Анализ эпизода «Раскольников и Соня читают Евангелие» в романе Ф. М. Достоевского Преступление и наказание В этом эпизоде Раскольников приходит к ТЕСТ НА ТЕМУ «Ф. М. ДОСТОЕВСКИЙ» Федор Михайлович Достоевский написал: А) «Бедная Лиза» Б) «Преступление и наказание» В) «Гроза» Г) «Леди Макбет Мценского уезда» Д) «Евгений Достоевский Ф. М.Сочинение по произведению на тему: Лужин и Свидригайлов в романе Ф. М Достоевского "Преступление и наказание". Противопоставлением характеров Мармеладовых Идея Раскольникова о праве сильной личности на преступление в системе авторских опровержений (по роману Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание") "Преступление Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» был впервые опубликован в январе 1866 года. Его восприняли многие как один из
  • Рейтинг сочинений

      Пастух у Ручейка пел жалобно, в тоске, Свою беду и свой урон невозвратимый: Ягненок у него любимый Недавно утонул в

      Сюжетно-ролевые игры для детей. Сценарии игр. "С выдумкой идем по жизни" Эта игра выявит самого наблюдательного игрока и позволит им

      Роль частей речи в художественном произведении

  • Имя существительное. Насыщение текста существительными может стать средством языковой изобразительности. Текст стихотворения А. А. Фета «Шепот, робкое дыханье...», в свое

О справедливости и несправедливости

Вопрос о несправедливости волновал человечество с древ­них времён.

Проблема (в том числе и проблема данного текста) заклю­чена в следующем. Люди, часто обиженные, на собственном опыте убеждаются в том, что такое несправедливость. А вот во­прос о том, что такое справедливость, каждый решает прежде всего с точки зрения своих интересов.

Комментируя данную проблему, можно сказать, что в общем людей мало волнует тот факт, что несправедливо поступили с другими. Если же несправедливость проявлена по отношению к ним, люди возмущаются и чувствуют себя оскорблёнными, униженными, несчастными.

Какова же позиция автора? Он считает: человечество не мо­жет надеяться на то, что подходы к понятию «справедливость» могут быть для всех одинаковыми. Почему? Потому что люди изначально не равны. И справедливость - это «искусство не­равенства».

Я согласна с мнением автора и в доказательство его правоты привожу первый аргумент. В том, что человек решает вопрос о справедливости чаще всего в свою пользу, мы убеждаемся на множестве примеров. Сколько людей, столько и мнений, столько и жизненных позиций. И это всё потому, что люди не равны и не могут быть равны в силу множества причин. Люди различаются по этническому признаку; различаются полом, возрастом; они могут быть бедны или богаты. И взгляды, сфор­мированные в течение жизни, влияют на их отношение к теме справедливости и несправедливости.

Публицист Котлярский рассказал однажды о каком-то молодом человеке, который только что объяснился в любви и был на седь­мом небе от счастья. В сердце любимой девушки он нашёл ответ­ное чувство. Ему хотелось бежать, кричать, рассказать о себе всему миру! И что значили перевёрнутое ведро в коридоре и обиды уборщицы, смятые куличики в детской песочнице, рассыпанные из кошёлки овощи на остановке! Но влюблённому не было дела до обиженных им людей: они ведь эгоисты. Но вот такие же «счаст­ливцы», тоже влюблённые крепкие парни, раздавили ему часы и искупали его в пруду. Молодой человек был страшно обижен такой несправедливостью. А о чём он думал раньше?

Аргумент второй. В романе Ф.М. Достоевского «Преступле­ние и наказание» вопрос о справедливости для главного героя Родиона Раскольникова представляется очень непростым. Свою, в целом бесчеловечную, «наполеоновскую» теорию он считает очень справедливой и даже «математически выверен­ной», а убийство «никому не нужной и всем вредной стару­шонки» не только не преступление, но как «проба» его теории оно видится ему даже как благое дело. Однако Раскольников своим поступком «не старушонку», а «себя убил»; при этом он так и не сумел переступить черту, за которой господствуют «властелины мира», те, которые «право имеют». Человечность, чувство совести и понимание подлинной справедливости по­беждают в Раскольникове.

В заключение нужно сказать, что, действительно, для каж­дого человека представление о справедливости скорее личное, отражающее его интересы. Для создания объективной картины мира существуют юридические и нравственные законы.

Тема «маленького человека» в романе Ф. Достоевского «Преступление и наказание»

Сострадание есть величайшая форма

человеческого существования…

Ф. Достоевский Л. Толстой

Тема «маленького человека» в русской литературе широко представлена в творчестве многих великих русских писателей. Интерес к судьбе простого человека в условиях социальной несправедливости проявил А. С. Пушкин в «Станционном смотрителе», Н. В. Гоголь описал трагедию «маленького человека» в повести «Шинель», А. П. Чехов обратился к этой теме в рассказах «Тонкий и толстый», «Смерть чиновника», А. Н. Островский в пьесе «Бесприданница» создал образ мелкого чиновника Карандышева. Всех этих писателей можно справедливо считать великими гуманистами, потому что они проявили милосердие, сострадание, сочувствие к бедным людям и поставили в своих произведениях вопрос о необходимости кардинальных перемен в жизни «униженных и оскорбленных», отверженных обществом.

Не оставил в стороне тему «маленького человека» и Ф. М. Достоевский. Трагический мир его героев создает впечатление небывалой нравственной чистоты и духовной возвышенности.

В грязи пороков живут бедные люди в романе «Преступление и наказание». Достоевский находит в падших и обездоленных героях чистоту души, достоинство и то высшее начало, которое называется челоечностью. Все «маленькие люди» в романе тоскуют по истинно человеческому существованию. Мармеладов и его жена рыдают в напрасных поисках справедливости; мучается над вопросом, человек ли он, Раскольников; и даже безнравственный Свидригайлов хочет умереть, совершив перед смертью добро. Вера Достоевского в неиссякаемые глубины человечности волнует и убеждает писателя в том, что надо предостерегать людей от зла.

Разбросанные по всему роману описания ужасающей нищеты и безысходности доведены до трагизма в изображении семьи Мармеладовых. В чиновнике Мармеладове Достоевский показал крайнюю степень обездоленности и бедности. Трагедия этого «маленького человека» раскрывается в его исповеди. В грязном трактире, за липким столом, на котором стоит штоф с водкой, Мармеладов открывает свою душу. Обращает на себя внимание описание внешности этого героя: старый, совершенно заношенный фрак, застегнутый на единственную сохранившуюся пуговицу, скомканная грязная манишка. Это был человек «с отекшим от постоянного пьянства желтым, даже зеленоватым лицом». Но портрет Мармеладова не только социально заострен, это в то же время превосходный психологический портрет, в котором передается одиночество «маленького человека» в буржуазном мире, его тщетные усилия вызвать к себе сочувствие и сострадание.

Из исповеди мы узнаем, что Мармеладов дошел до крайней степени нищеты. В его рассказе звучит трагическая история Сонечки, которая пошла на панель, чтобы спасти от голодной смерти своих близких людей. Вот поэтому Мармеладов и пьет, чтобы забыть свою распроклятую жизнь. «А разве у меня сердце не болит? Разве я не чувствую? Разве я не страдаю?» - в отчаянии говорит Мармеладов. Оказавшись в жизненном тупике, этот «маленький

человек» выбирает пассивную форму протеста. Смирение и покорность судьбе Мармеладов дополняет беспробудным пьянством. «...Ведь надобно же, чтобы у всякого человека было хоть одно такое место, где бы его пожалели», - говорит этот несчастный человек. Им владеет полное отчаяние от сознания своей безысходности. «Понимаете ли, понимаете ли вы, милостивый государь,- обращается Мармеладов к Раскольникову, - что это значит, когда уже некуда больше идти?» Эти слова выражают последний предел отчаяния. Мармеладов не может противостоять жестокостям жизни, он находит смерть под колесами экипажа на мостовой, в грязи, на виду у десятка равнодушных глаз.

Главным обвинением буржуазному миру является образ Катерины Ивановны, жены Мармеладова. Ее портрет дан Достоевским на фоне убогого жилища: «Огарок свечи освещал беднейшую комнату шагов в десять длиной. Через задний угол была протянута дырявая простыня... В комнате было душно...с лестницы несло вонью...». Этот интерьер подчеркивает крайнюю нищету семьи Мармеладовых.

Дрожащий свет догорающей свечи освещает лицо Катерины Ивановны. Видны яркие чахоточные пятна на ее щеках, запекшиеся губы, обращает на себя внимание лихорадочный взгляд.

Анализируя историю жизни и характер Катерины Ивановны, следует отметить, что она не из лагеря забитых и смирившихся с жизнью людей. Она принадлежит к лагерю бунтующих и ожесточенных людей. Достоевский пишет, что «ее можно было убить обстоятельствами, но забить ее нравственно, то есть запугать и подчинить себе ее волю, нельзя было». Поэтому так отчаянно Катерина Ивановна борется с нищеой. Она моет, скребет свою убогую комнату, штопает, стирает по ночам детское тряпье, старается, чтобы в ее семье было все, как у порядочных людей. Для этого она учит детей французскому, следит за их манерами и поведением. Озлобленная ударами судьбы, Катерина Ивановна исступленно ищет и требует справедливости. Это выражается в ее бунтарских поступках: и в сцене поведения ее на поминках мужа, и в драматичном эпизоде, когда она устраивает «демонстрацию нищеты». Несуразно нарядив своих детей, она заставляет их петь французские песни, как безумная, носится по городу, пока замертво не падает на мостовой, Вот последние слова, которые произносит Катерина Ивановна: «Уездили клячу! Надорвалась!»

Бунт Катерины Ивановны - это протест человека, доведенного до последней степени отчаяния, но не примирившегося с жестокой действительностью. Об этом свидетельствует ее решительный отказ от предсмертного причастия: «Что? Священника? Не нао... На мне нет грехов! Бог и без того должен протить... Сам знает, как я страдала!»

А. М. Горький назвал Ф. М. Достоевского «больной совестью нашей», потому что писатель воспитывает нравственную чуткость, милосердие, учит не знать покоя, пока человек страдает. Достоевский рассчитывал на то, что человечность можно восстановить за счет нравственного самоусовершенствования личности. Но, чтобы противодействовать злу, нужны решительные изменения несовершенного общества, в котором возникают трагедии «маленького человека». Вот почему снова и снова неотступно волнует душу главного героя романа Раскольникова тоска, которая зовет его к действию, к защите человечности.