Оборзение слепого кота. Кто такой Хаттори Ханзо? Самурайский меч Хаттори Ханзо

Настоящая история Хаттори Ханзо March 23rd, 2016

Мы уже с вами узнали и кем был , а теперь предлагаю вам перенестись в Японию.

Хаттори Хандзо получил известность благодаря фильму «Убить Билла», но он был настоящим самураем и опытным ниндзя. Он стал известным генералом и заработал прозвище «Дьявол Хандзо». Считается, что в молодости он руководил группой ниндзя и набрал силу под крылом будущего правителя Японии. Существует предание, что он написал или унаследовал один из самых старых свитков ниндзя.

Давайте узнаем реальную историю этого человека...



Единственное сохранившееся изображение Хаттори Ханзо

Итак, Хаттори Ханзо (правильно именно "Ханзо", а не "Хансо": 服部半蔵, Hattori Hanzō), известный также под именем Масанари или Масашиге (服部正成), сын Хаттори Ясунага, глава династии Хаттори провниции Ига. Знающие люди вспомнят, что провинции Ига и Кога были знамениты во всей феодальной Японии прежде всего благодаря многоичсленным кланам ниндзя. Так что под "династией" Хаттори подразумевается именно клан ниндзя ("рю"), которую Ханзо и возглавлял, т.е. являлся ее дзёнином. У него была кличка "Дьявол" (Oni no Hanzō), которое он заслужил за боевые заслуги, а также чтобы отличаться от тезки из другого клана, Токугава, по имени Ватанабэ Нанзо. А сам клан Хаттори хранил традиции уникальной системы искусства фехтования на копьях.

Молодость Хаттори пришлась на окончание легенданрой эпохи, носящей в японской историографии красноречивое название "Сэнгоку дзидай" – "Эпоха воюющих провинций". Это период закончился, когда к власти пришел первый сёгун династии Токугава, Токугава Иэясу (1542-1616). Будучи отличным дипломатом и военачальником, он сумел сделать то, о чем мечтал еще его предшественник Ода Нобунага - объединил Японию в единое феодальное государство. И именно этот период считается коцном истории ниндзя.

Сразу после бурного расцвета, вызванного официальным признанием ниндзя сёгуном Асикага Есимицу, и попыткой Такеды Сингена объединить Японию с помощью отряда наемников-ниндзя из клановой общины Кога, последовал их быстрый и печальный закат. После смерти сёгуна Есимицу, новый сёгун Ода Нобунага, на жизнь которого не раз покушались наемные ниндзя многих кланов, решил покончить с традициями ниндзя раз и навсегда. В рамках "зачистки" провинции Ига, его отряд разгромил объединенный боевой отряд нескольких кланов. Многие из ниндзя были схвачены и казнены, а немногие уцелевшие разбрелись по всей стране. Среди немногих выживших оказался и Хаттори Ханзо. Вместе с небольшой группой своих учеников, оставшихся после разгрома клана, он покинул выженную и разгромленную провинцию Ига и отправился в Осаку.

Ехидно замечу, что столь жесткие меры не уберегли Нобунага. Он все-таки был убит, в 1590 году, только уже не ниндзя, а заговорщиками из его собственных воинов. После этого в стране наступила смута, и жизнь Токугава, тогда еще не сёгуна, оказалась под угрозой.

И вот тут как нельзя кстати пригодились уцелевшие ниндзя. Хатори Ханзо дальновидно оценил обстановку и спас Токугаву от заговорщиков, оказав, тем самым, поддержку будущему сёгуну, и заручившись покровительством первого из династии Токугава, которая еще 200 лет после этого будет править Японией. Взойдя на трон, Иэясу Токугава сделал Хаттори Ханзо главой свой секретной службы (как сказали бы сейчас, службы безопасности президента) - должность сколь пододящая, столь и неожиданная для бывшего изгоя. Первый раз в истории независимый ниндзя попал на официальную службу к императору, тем самым, де-факто, уничтожив границу разделявшую ниндзя и самураев.

Однако лукавый сёгун оказался не таким уж и великодушным, как представляется. Рано увидев к чему приводят внутренние распри, и как могут быть опасны даже самые преданые люди, он продолжил дело Нобунага, полностью запретив практиковать ниндзюцу. Так и получилось, что многовековые традиции многочисленных кланов оказались сохранены только благодаря отряду Хаттори Ханзо и неизвестным мастерам, на свой страх и риск обучавшим ниндзюцу своих детей и внуков. Хаттори Ханзо формировал свою секретную службу только из бывших ниндзя, и устраивал их на все возможные места при дворе, так что, хотя кланы и исчезли, их традиции жили, хотя никому из посторонних не были доступны. Так продолжалось почти столетие, когда в 1676 то немногое, что удалось сохранить, в конце концов было записано Фудзибаяси Ясутакэ, самураем (!) одной из династий Ига, в виде фундаментального трактата о технике кланов Кога и Ига под названием "Бансенсюкай".


Grave of Hattori Hanzo (Master Ninja)

Умер Ханзо Мазанари в 1596 году, когда ему было всего 55 лет. Возраст не слишком старый, поэтому считается, что он погиб в сражении с кланом ниндзя Фуума, однако никаких исторических доказательств такого предположения нет. Его пост занял его сын Масанари, который командовал теперь целиком всей стражей дворца Эдо и боевым отрядом в 200 человек, которые подчинялись только императору. Чтобы его имя не путали с отцом, его прозвали Ивами-но-Ками (石見守?), однако он никак не оправдал славы отца. Относящийся с почтением к запрету сёгуна, Хаттори Ханзо не учил своего сына ниндзюцу, что привело к печальному результату - его сын относился без должного уважения к своему подчиненному отряду воинов Ига.

Те, в свою очередь, посчитали его недостойным представлять великое имя его отца, и в 1605 году ниндзя восстали против него. Вооруженные луками и пушками, они захватили близлежащий замок и требовали сместить его с должности начальника охраны. Если же их требования не удовлетворят, они обещали убить Масанари, а затем покончить с собой. По-существу, они действовали как современные террористы, коими они, собственно, в представлениях того времени, и являлись. Однако их требования были удовлетворены, и в историю этот случай вошел как первое вооруженное восстание в объединенной Японии. Самих ниндзя не наказали, но отряд расформировали, и разделели на 4 подразделения под командованием опытных самураев. Сращивание боевых искусств ниндзя и самураев можно было считать законченым.

Останки Ханзо теперь покоятся на кладбище храма Сайнен-джи в Шинжуку (Токио), что в 5 минутах хотьбы на запад от станции JR Yotsuya Station. Надпись на могиле гласит - "Хаттори Ханзо, слуга Токугавы и уважаемый вождь ниндзя".

Там же, в храме, храняться знаменитые копья его клана, секрет владения которыми он так никому и не передал..

Его имя сохранили также Ворота Ханзо, являющиеся одним из входов во дворец императора, и также линия метро Ханзо-мон (получившая его уже от ворот), которая соединяет центральную часть Токио и юго-западные пригороды. И это не говоря уже о многочилсенных комиксах, мультфильмах и фильмах, снятых про этого легендарного человека.

Правда, нельзя забывать о памяти, что передаётся и подкрепляется легендами и фильмами про «Дьявола Ханзо», который не только был искусен в битве, но изготавливал мечи «катаны». Первые упоминания о таких мечах приходятся на 710 год нашей эры, когда фехтовальщик Амакуни применил в бою меч с изогнутым лезвием, выкованный из разнородных железных пластин. Меч был хорош, так как походил на типичную саблю. Без изменений он прошёл путь в 7 веков.

А как же с фильмом "Убить Билла"? Дело в том, что роль Хаттори Ханзо в "Убить Билла" исполняет знаменитый японскиий актер Шиничи Шиба (более известный как Сонни Шиба), который считается самым лучшим исполнителем роли настоящего Хаттори Ханзо в многочисленных сериалах начала 80-х. А это убеждает в том, что Тарантино прекрасно знал, кто такой был Хаттори Ханзо на самом деле.

источники

В 2003 году на экраны мира вышел фильм, созданный группой голливудских кинокомпаний под названием «Убить Билла». Благодаря ему получил широкую известность выдающийся мастер боевых искусств XVI века, глава таинственного клана ниндзя Хаттори Ханзо. История сохранила имя этого легендарного человека, но до выхода в свет нашумевшей киноленты оно было популярно лишь в Японии. Что же известно об этом бесстрашном самурае и его разящем насмерть оружии?

Потомок ниндзя

Из сохранившихся до наших дней исторических материалов видно, что Хаттори Ханзо, родившийся в 1542 году, был сыном также известного в своё время человека - Хаттори Юсанага, потомственного ниндзя, всю жизнь посвятившего службе различным феодальным кланам. Сразу отметим, что значение этого слова включает в себя такие понятия, как шпион, лазутчик, диверсант и, наконец, наёмный убийца.

Традиционно считается, что представители этой хлопотливой профессии были людьми тренированными, отважными, прошедшими долгую и сложную подготовку владения техникой ниндзюцу. Это древнее искусство включало в себя, кроме владения всеми доступными в ту эпоху видами оружия, умения вести бой подсобными средствами, поражать противника голыми руками, а также навык добывать нужные сведения, незаметно появляясь в самых неожиданных местах, и затем бесследно исчезать.

Этому искусству юный Хаттори Ханзо выучился у отца и настолько успешно овладел им, что уже в шестнадцатилетнем возрасте получил говорящее само за себя прозвище Дьявол Ханзо. Благодаря непрестанным занятиям юноша стал блестящим фехтовальщиком, копейщиком, а также военным тактиком.

Золотой век ниндзя

Вторая половина XVI века стала эпохой, наиболее представленной в современной литературе, а особенно в кинематографе. Именно в эти годы класс самураев - представителей военно-феодального сословия - окончательно предпочёл ратную службу тихой жизни сельских землевладельцев. Это породило благоприятные условия, в которых сложилось определённое направление культуры, верхом которой стал знаменитый ниндзюцу, о котором упоминалось выше.

Данная эпоха, столь популяризированная нынешним киноискусством, имела своих ярких представителей, имена которых вошли в историю восточных боевых искусств. До сих пор не забыто, например, имя некоего Цукахара Бокудэна, покрывшего себя неувядаемой славой и сумевшего провести около пятидесяти поединков. Приняв участие в тридцати восьми сражениях, он убил более двух сотен человек, благодаря чему заслужил то же прозвище, что и герой нашего рассказа, с той лишь разницей, что его называли Дьяволом Бокудэном. Несомненно, это составляло предмет его гордости.

Становление сёгуната

Молодость Хаттори Ханзо совпала с периодом, получившим в японской истории название Эпохи воюющих провинций, когда многочисленные феодалы вели неутихающую борьбу за верховную власть. Постепенно из их числа выделился наиболее мощный клан Токугава, главе которого - талантливому политику и военачальнику Иэясу - удалось достичь того, о чём мечтали многие из его предшественников - стать правителем (сёгуном) Японии, объединив её в единое государство-сёгунат.

Звёздный час Ханзо

Однако путь к верховной власти был долог и полон драматических эпизодов. Однажды, когда перевес сил оказался на стороне противников, Токугава Иэясу был вынужден тайно бежать из своей резиденции, расположенной в Осаке, в провинцию Микава, где у него было много сторонников. Ему это удалось лишь благодаря Хаттори Ханзо.

В те давние времена ещё не существовало современных средств связи, и опытный воин для сбора соратников воспользовался принятым среди ниндзя тайным знаком. Ночью на склоне горы он особым образом разжёг костры, заметные на большом расстоянии, расположение которых являлось командой, понятной лишь посвящённым.

Собрав таким образом всех находившихся в округе ниндзя, он сумел обеспечить беглецу надёжное прикрытие. Это стало его звёздным часом. В благодарность за это Токугава впоследствии возвысил своего спасителя, доверив ему руководство своей секретной службой. Отныне меч Хаттори Ханзо с равным успехом защищал его как от явных, так и от тайных врагов.

«Кризис жанра»

Превращение Японии в единое государство и прекращение раздиравших её междоусобных войн привело к снижению спроса на услуги, которые предоставляли своим клиентам ниндзя, столь необходимые прежде для решения споров между мелкими и крупными феодалами. В результате их искусство пришло в упадок. В довершение всех бед достигший вершин власти сёгун, из опасения возобновления распрей, категорически запретил практику нидзюцу.

По этой причине древние традиции, сохранявшиеся внутри отдельных кланов и передававшиеся лишь по наследству, оказались безвозвратно утерянными. Преподавание запрещённого искусства строго преследовалось, и в итоге его носителями оказалась лишь небольшая группа людей, находившихся на государственной службе и подчинённых непосредственно Хаттори Ханзо. Ножи, мечи и копья, выполненные по специальному заказу и рассчитанные на мастеров высочайшего класса, также потеряли спрос и скоро отошли в разряд музейных редкостей. Отныне учителями нидзюцу стали лишь редкие одиночки, не побоявшиеся передавать его секреты своим детям.

Смерть самурая

Что же касается самого Хаттори Ханзо, то он взял за правило пополнять ряды агентов своей секретной службы исключительно за счёт ещё оставшихся ниндзя и выдвигать их по возможности на ведущие государственные посты. Эта традиция пережила своего основателя и продолжалась ещё в течение столетия после его кончины.

Хаттори Ханзо умер в 1596 году в возрасте пятидесяти пяти лет. Столь ранний уход из жизни явился следствием тяжёлого ранения, полученного им в одной из схваток с ниндзя - членами ещё сохранившегося в то время тайного клана Фуума. Так, по крайней мере, гласит легенда. Документальных же подтверждений тому, с кем в последнем бою скрестил свой самурайский меч Хаттори Ханзо, нет.

Недостойный наследник

После столь трагического события пост начальника секретной службы сёгуната занял его сын Масанари. В его распоряжении находилась не только дворцовая стража, но и весьма многочисленный военный контингент, костяк которого был сформирован ещё отцом. В него, как было сказано выше, входили главным образом ниндзя - выходцы из кланов, ликвидированных по приказу Токугавы.

Однако японский меч Хаттори Ханзо в руках Масанури не покрыл себя славой. Отец беспрекословно выполнял любые приказы сёгуна, и поэтому не посмел обучать сына древнему искусству, которым сам владел в совершенстве. Но главный его промах заключался в том, что он не привил ему уважения к тем, кто был ранее посвящён в тайны сёгуната. В результате Масанури позволял себе пренебрежительное обращение с подчинёнными, совершенно не заботясь о возможных последствиях, а они не заставили себя ждать.

Бунт самураев

В 1605 году двести человек - сотрудников секретной службы - восстали против своего начальника. Захватив замок, в котором он находился, ниндзя выдвинули требование сместить ненавистного им начальника. В противном случае они грозились его убить и сделать себе харакири (все двести человек), так как не смогли бы жить с таким позорным пятном на совести.

Правивший в те годы очередной сёгун из династии Токугава прекрасно знал о том, кто такой Хаттори Ханзо, но известно ему было и то, что сын столь уважаемого человека повёл себя, как обнаглевший юнец. Поэтому он без сожаления сместил его с должности, а взбунтовавшихся вояк не стал наказывать, но, опасаясь их столь прочной консолидации, расформировал по другим подразделениям, руководимым надёжными и опытными самураями.

Надпись на могильной плите

Могила прославленного воина находится в Токио, на кладбище, расположенном возле старинного храма Сайнен-джи. Каждый, кто владеет японским языком, может прочесть надпись, выбитую на могильной плите. Она гласит, что покоящийся под ней Хаттори Ханзо был верным слугой Токугавы и уважаемым вождём ниндзя.

В самом же храме выставлено оружие тех времён, среди которого, как особые реликвии, хранятся копья, которыми, по свидетельству современников, герой нашего повествования способен был творить чудеса, и принадлежавший ему шлем. Неизвестно, к сожалению, какая судьба постигла знаменитый меч Хаттори Ханзо (оригинал). Цена его в денежном эквиваленте в любом случае не могла бы соответствовать той ценности, которую он представляет собой как часть культуры и истории Японии, но и о ней стоит сказать несколько слов.

Мечи, ставшие шедеврами

Дело в том, что в создании клинкового оружия мастера той эпохи достигли необычайных высот. Ими в совершенстве была освоена техника так называемой многослойной ковки. Эта технология, секрет которой утерян, позволяла создавать клинки, сердцевина которых выполнялась из относительно мягкой стали, верхний слой делался более крепким, а на изготовление режущей кромки шла особо прочная высоколегированная сталь, имевшая значительный процент углерода.

В результате клинки получались достаточно эластичными, что предотвращало их поломку, и в то же время позволявшими производить высокую заточку. Кроме того, были доведены до совершенства как сама конструкция меча, так и его декоративная отделка. Всё перечисленное выше является причиной того, что на мировых аукционах мечи той эпохи оцениваются порой очень высоко - цифры получаются семизначными. Нет сомнения, что и меч Хаттори Ханзо не стал бы исключением.

Имя, ставшее частью культуры

Сегодня имя этого знаменитого воина увековечено в названии ворот Императорского дворца в Токио, некогда являвшегося главной резиденцией сёгунов. Они так и называются - Ворота Ханзо. Его же носит и самая протяжённая ветка токийского метро - «Хандзомон». Ну и, разумеется, оно хорошо знакомо всем любителям приключенческих фильмов, романов, комиксов и компьютерных игр, в которых отважные ниндзя без устали рубят друг друга острыми самурайскими мечами.

И кем был настоящий профессор Мориарти , а теперь предлагаю вам перенестись в Японию.

Хаттори Хандзо получил известность благодаря фильму «Убить Билла», но он был настоящим самураем и опытным ниндзя. Он стал известным генералом и заработал прозвище «Дьявол Хандзо». Считается, что в молодости он руководил группой ниндзя и набрал силу под крылом будущего правителя Японии. Существует предание, что он написал или унаследовал один из самых старых свитков ниндзя.

Давайте узнаем реальную историю этого человека...

Единственное сохранившееся изображение Хаттори Ханзо

Итак, Хаттори Ханзо (правильно именно "Ханзо", а не "Хансо": 服部半蔵, Hattori Hanzō), известный также под именем Масанари или Масашиге (服部正成), сын Хаттори Ясунага, глава династии Хаттори провниции Ига. Знающие люди вспомнят, что провинции Ига и Кога были знамениты во всей феодальной Японии прежде всего благодаря многоичсленным кланам ниндзя. Так что под "династией" Хаттори подразумевается именно клан ниндзя ("рю"), которую Ханзо и возглавлял, т.е. являлся ее дзёнином. У него была кличка "Дьявол" (Oni no Hanzō), которое он заслужил за боевые заслуги, а также чтобы отличаться от тезки из другого клана, Токугава, по имени Ватанабэ Нанзо. А сам клан Хаттори хранил традиции уникальной системы искусства фехтования на копьях.

Молодость Хаттори пришлась на окончание легенданрой эпохи, носящей в японской историографии красноречивое название "Сэнгоку дзидай" - "Эпоха воюющих провинций". Это период закончился, когда к власти пришел первый сёгун династии Токугава, Токугава Иэясу (1542—1616). Будучи отличным дипломатом и военачальником, он сумел сделать то, о чем мечтал еще его предшественник Ода Нобунага — объединил Японию в единое феодальное государство. И именно этот период считается коцном истории ниндзя.

Сразу после бурного расцвета, вызванного официальным признанием ниндзя сёгуном Асикага Есимицу, и попыткой Такеды Сингена объединить Японию с помощью отряда наемников-ниндзя из клановой общины Кога, последовал их быстрый и печальный закат. После смерти сёгуна Есимицу, новый сёгун Ода Нобунага, на жизнь которого не раз покушались наемные ниндзя многих кланов, решил покончить с традициями ниндзя раз и навсегда. В рамках "зачистки" провинции Ига, его отряд разгромил объединенный боевой отряд нескольких кланов. Многие из ниндзя были схвачены и казнены, а немногие уцелевшие разбрелись по всей стране. Среди немногих выживших оказался и Хаттори Ханзо. Вместе с небольшой группой своих учеников, оставшихся после разгрома клана, он покинул выженную и разгромленную провинцию Ига и отправился в Осаку.

Ехидно замечу, что столь жесткие меры не уберегли Нобунага. Он все-таки был убит, в 1590 году, только уже не ниндзя, а заговорщиками из его собственных воинов. После этого в стране наступила смута, и жизнь Токугава, тогда еще не сёгуна, оказалась под угрозой.

И вот тут как нельзя кстати пригодились уцелевшие ниндзя. Хатори Ханзо дальновидно оценил обстановку и спас Токугаву от заговорщиков, оказав, тем самым, поддержку будущему сёгуну, и заручившись покровительством первого из династии Токугава, которая еще 200 лет после этого будет править Японией. Взойдя на трон, Иэясу Токугава сделал Хаттори Ханзо главой свой секретной службы (как сказали бы сейчас, службы безопасности президента) — должность сколь пододящая, столь и неожиданная для бывшего изгоя. Первый раз в истории независимый ниндзя попал на официальную службу к императору, тем самым, де-факто, уничтожив границу разделявшую ниндзя и самураев.

Однако лукавый сёгун оказался не таким уж и великодушным, как представляется. Рано увидев к чему приводят внутренние распри, и как могут быть опасны даже самые преданые люди, он продолжил дело Нобунага, полностью запретив практиковать ниндзюцу. Так и получилось, что многовековые традиции многочисленных кланов оказались сохранены только благодаря отряду Хаттори Ханзо и неизвестным мастерам, на свой страх и риск обучавшим ниндзюцу своих детей и внуков. Хаттори Ханзо формировал свою секретную службу только из бывших ниндзя, и устраивал их на все возможные места при дворе, так что, хотя кланы и исчезли, их традиции жили, хотя никому из посторонних не были доступны. Так продолжалось почти столетие, когда в 1676 то немногое, что удалось сохранить, в конце концов было записано Фудзибаяси Ясутакэ, самураем (!) одной из династий Ига, в виде фундаментального трактата о технике кланов Кога и Ига под названием "Бансенсюкай".


Grave of Hattori Hanzo (Master Ninja)

Умер Ханзо Мазанари в 1596 году, когда ему было всего 55 лет. Возраст не слишком старый, поэтому считается, что он погиб в сражении с кланом ниндзя Фуума, однако никаких исторических доказательств такого предположения нет. Его пост занял его сын Масанари, который командовал теперь целиком всей стражей дворца Эдо и боевым отрядом в 200 человек, которые подчинялись только императору. Чтобы его имя не путали с отцом, его прозвали Ивами-но-Ками (石見守?), однако он никак не оправдал славы отца. Относящийся с почтением к запрету сёгуна, Хаттори Ханзо не учил своего сына ниндзюцу, что привело к печальному результату — его сын относился без должного уважения к своему подчиненному отряду воинов Ига.

Те, в свою очередь, посчитали его недостойным представлять великое имя его отца, и в 1605 году ниндзя восстали против него. Вооруженные луками и пушками, они захватили близлежащий замок и требовали сместить его с должности начальника охраны. Если же их требования не удовлетворят, они обещали убить Масанари, а затем покончить с собой. По-существу, они действовали как современные террористы, коими они, собственно, в представлениях того времени, и являлись. Однако их требования были удовлетворены, и в историю этот случай вошел как первое вооруженное восстание в объединенной Японии. Самих ниндзя не наказали, но отряд расформировали, и разделели на 4 подразделения под командованием опытных самураев. Сращивание боевых искусств ниндзя и самураев можно было считать законченым.

Останки Ханзо теперь покоятся на кладбище храма Сайнен-джи в Шинжуку (Токио), что в 5 минутах хотьбы на запад от станции JR Yotsuya Station. Надпись на могиле гласит — "Хаттори Ханзо, слуга Токугавы и уважаемый вождь ниндзя".

Там же, в храме, храняться знаменитые копья его клана, секрет владения которыми он так никому и не передал..

Его имя сохранили также Ворота Ханзо, являющиеся одним из входов во дворец императора, и также линия метро Ханзо-мон (получившая его уже от ворот), которая соединяет центральную часть Токио и юго-западные пригороды. И это не говоря уже о многочилсенных комиксах, мультфильмах и фильмах, снятых про этого легендарного человека.

Правда, нельзя забывать о памяти, что передаётся и подкрепляется легендами и фильмами про «Дьявола Ханзо», который не только был искусен в битве, но изготавливал мечи «катаны». Первые упоминания о таких мечах приходятся на 710 год нашей эры, когда фехтовальщик Амакуни применил в бою меч с изогнутым лезвием, выкованный из разнородных железных пластин. Меч был хорош, так как походил на типичную саблю. Без изменений он прошёл путь в 7 веков.

А как же с фильмом "Убить Билла"? Дело в том, что роль Хаттори Ханзо в "Убить Билла" исполняет знаменитый японскиий актер Шиничи Шиба (более известный как Сонни Шиба), который считается самым лучшим исполнителем роли настоящего Хаттори Ханзо в многочисленных сериалах начала 80-х. А это убеждает в том, что Тарантино прекрасно знал, кто такой был Хаттори Ханзо на самом деле.

источники

- Почему я все время подаю сакэ? Слушай, что я скажу.
Тридцать лет ты готовишь рыбу, я подаю сакэ.
Будь мы в армии, я бы уже стал генералом.
- Если б ты стал генералом, я бы стал императором
и все равно тебя посылал за сакэ. Так что иди за сакэ и заткнись.

Cуши-мастер с острова Окинава

- Это действительно меч Хаттори Ханзо..
последние слова О-Рен-Ишии

"Убить Билла" ("Kill Bill")

Намедни листал хорошую советскую книжку о воинских искусствах (Кэмпо-традиция воинских искусств / Долин, Александр Аркадьевич, Попов, Герман Васильевич. - 3-е изд. - М. : Наука, 1991 ), и наткнулся на знакомое имя - Хаттори Ханзо. Не верить двум весьма именитым востоковедам причин нет, и уникальность японских имен исключает полных тезок, а год издания - всякие случайности. Это действительно то самое имя, которое использовал Тарантино в фильме "Убить Билла". Причем согласно фильму, это некий широко известный в узких кругах мастер восточных единоборств, "из глубины столетий сохранивший в себе все секреты изготовления и отделки самурайского меча", владелец скромного суши-бара на острове Окинава. А кто же он на самом деле?

Странно, но ни в одном сборнике киноляпов или скрытых намеков (как русских, так и английских) я не нашел ни истории о происхождении этого персонажа, ни возможных параллелей с реальными историческими личностями. Так что приходится исправлять упущение самому.

Итак, Хаттори Ханзо (правильно именно "Ханзо", а не "Хансо": 服部半蔵, Hattori Hanzō), известный также под именем Масанари или Масашиге (服部正成), сын Хаттори Ясунага, глава династии Хаттори провниции Ига. Знающие люди вспомнят, что провинции Ига и Кога были знамениты во всей феодальной Японии прежде всего благодаря многоичсленным кланам ниндзя. Так что под "династией" Хаттори подразумевается именно клан ниндзя ("рю"), которую Ханзо и возглавлял, т.е. являлся ее дзёнином. У него была кличка "Дьявол" (Oni no Hanzō), которое он заслужил за боевые заслуги, а также чтобы отличаться от тезки из другого клана, Токугава, по имени Ватанабэ Нанзо. А сам клан Хаттори хранил традиции уникальной системы искусства фехтования на копьях.

Молодость Хаттори пришлась на окончание легенданрой эпохи, носящей в японской историографии красноречивое название "Сэнгоку дзидай" – "Эпоха воюющих провинций". Это период закончился, когда к власти пришел первый сёгун династии Токугава, Токугава Иэясу (1542-1616). Будучи отличным дипломатом и военачальником, он сумел сделать то, о чем мечтал еще его предшественник Ода Нобунага - объединил Японию в единое феодальное государство. И именно этот период считается коцном истории ниндзя. Сразу после бурного расцвета, вызванного официальным признанием ниндзя сёгуном Асикага Есимицу, и попыткой Такеды Сингена объединить Японию с помощью отряда наемников-ниндзя из клановой общины Кога, последовал их быстрый и печальный закат. После смерти сёгуна Есимицу, новый сёгун Ода Нобунага, на жизнь которого не раз покушались наемные ниндзя многих кланов, решил покончить с традициями ниндзя раз и навсегда. В рамках "зачистки" провинции Ига, его отряд разгромил объединенный боевой отряд нескольких кланов. Многие из ниндзя были схвачены и казнены, а немногие уцелевшие разбрелись по всей стране. Среди немногих выживших оказался и Хаттори Ханзо. Вместе с небольшой группой своих учеников, оставшихся после разгрома клана, он покинул выженную и разгромленную провинцию Ига и отправился в Осаку.

Ехидно замечу, что столь жесткие меры не уберегли Нобунага. Он все-таки был убит, в 1590 году, только уже не ниндзя, а заговорщиками из его собственных воинов. После этого в стране наступила смута, и жизнь Токугава, тогда еще не сёгуна, оказалась под угрозой. И вот тут как нельзя кстати пригодились уцелевшие ниндзя. Хатори Ханзо дальновидно оценил обстановку и спас Токугаву от заговорщиков, оказав, тем самым, поддержку будущему сёгуну, и заручившись покровительством первого из династии Токугава, которая еще 200 лет после этого будет править Японией. Взойдя на трон, Иэясу Токугава сделал Хаттори Ханзо главой свой секретной службы (как сказали бы сейчас, службы безопасности президента) - должность сколь пододящая, столь и неожиданная для бывшего изгоя. Первый раз в истории независимый ниндзя попал на официальную службу к императору, тем самым, де-факто, уничтожив границу разделявшую ниндзя и самураев.

Однако лукавый сёгун оказался не таким уж и великодушным, как представляется. Рано увидев к чему приводят внутренние распри, и как могут быть опасны даже самые преданые люди, он продолжил дело Нобунага, полностью запретив практиковать ниндзюцу. Так и получилось, что многовековые традиции многочисленных кланов оказались сохранены только благодаря отряду Хаттори Ханзо и неизвестным мастерам, на свой страх и риск обучавшим ниндзюцу своих детей и внуков. Хаттори Ханзо формировал свою секретную службу только из бывших ниндзя, и устраивал их на все возможные места при дворе, так что, хотя кланы и исчезли, их традиции жили, хотя никому из посторонних не были доступны. Так продолжалось почти столетие, когда в 1676 то немногое, что удалось сохранить, в конце концов было записано Фудзибаяси Ясутакэ, самураем (!) одной из династий Ига, в виде фундаментального трактата о технике кланов Кога и Ига под названием "Бансенсюкай" () .

Умер Ханзо Мазанари в 1596 году, когда ему было всего 55 лет. Возраст не слишком старый, поэтому считается, что он погиб в сражении с кланом ниндзя Фуума, однако никаких исторических доказательств такого предположения нет. Его пост занял его сын Масанари, который командовал теперь целиком всей стражей дворца Эдо и боевым отрядом в 200 человек, которые подчинялись только императору. Чтобы его имя не путали с отцом, его прозвали Ивами-но-Ками (石見守?), однако он никак не оправдал славы отца. Относящийся с почтением к запрету сёгуна, Хаттори Ханзо не учил своего сына ниндзюцу, что привело к печальному результату - его сын относился без должного уважения к своему подчиненному отряду воинов Ига. Те, в свою очередь, посчитали его недостойным представлять великое емя его отца, и в 1605 году ниндзя восстали против него. Вооруженные луками и пушками, они захватили близлежащий замок и требовали сместить его с должности начальника охраны. Если же их требования не удовлетворят, они обещали убить Масанари, а затем покончить с собой. По-существу, они действовали как современные террористы, коими они, собственно, в представлениях того времени, и являлись. Однако их требования были удовлетворены, и в историю этот случай вошел как первое вооруженное восстание в объединенной Японии. Самих ниндзя не наказали, но отряд расформировали, и разделели на 4 подразделения под командованием опытных самураев. Сращивание боевых искусств ниндзя и самураев можно было считать законченым.

Останки Ханзо теперь покоятся на кладбище храма Сайнен-джи в Шинжуку (Токио), что в 5 минутах хотьбы на запад от станции JR Yotsuya Station. Надпись на могиле гласит - "Хаттори Ханзо, слуга Токугавы и уважаемый вождь ниндзя".

Там же, в храме, храняться знаменитые копья его клана, секрет владения которыми он так никому и не передал..

Его имя сохранили также Ворота Ханзо, являющиеся одним из входов во дворец императора, и также линия метро Ханзо-мон (получившая его уже от ворот), которая соединяет центральную часть Токио и юго-западные пригороды. И это не говоря уже о многочилсенных комиксах, мультфильмах и фильмах, снятых про этого легендарного человека.

Так как же быть с легендой о хранителе традиций создания самурайских мечей, который ныне делает суши на Окинаве (родине карате, между прочим)? А никак, этот бред целиком на совести Тарантино. И назвав своего героя таким именем, он прямо-таки демонстративно пошел на пошлость. Ведь это все равно, как в фильме про итальянскую мафию вдруг появляется питерский мент по имени Илья Муромец.
Причем зачем Тарантино это сделал, непонятно, ибо остался еще один интересный факт (или, как модно ныне говорить, "камео").

Дело в том, что роль Хаттори Ханзо в "Убить Билла" исполняет знаменитый японскиий актер Шиничи Шиба (более известный как Сонни Шиба), который считается самым лучшим исполнителем роли настоящего Хаттори Ханзо в многочисленных сериалах начала 80-х.
А это убеждает в том, что Тарантино прекрасно знал, кто такой был Хаттори Ханзо на самом деле. Наверное, режиссер просто решил пошутить..

Призрачный Слесарь

Легендарный японский ниндзя Хаттори Хандзо появляется в бесчисленных фильмах и романах, одетый в черное, летающий по небу, роющий туннели под землей и исчезающий в темноте. По иронии судьбы, имя этого ниндзя, существовавшего на самом деле, редко можно найти в исторических документах. История его жизни туманна - что, собственно, и следовало от него ожидать.
Хандзо был членом семьи Хаттори, лидеров сообщества ниндзя провинции Ига в феодальной Японии. Предполагается, что было не менее четырех ниндзя, носивших данное имя. Принято считать, что человека, сделавшего известным личность Хаттори Хандзо, звали Масанари. Говорят, он начал тренироваться на горе Курама к северу от Киото в возрасте восьми лет и стал полноценным ниндзя в двенадцать, благополучно сделавшись мастером к восемнадцати годам. Его отец Ясунага служил Мацудайре Киоясу, правителю Микавы и деду будущего сёгуна Токугава Иэясу. Хотя Хандзо родился и вырос в Микаве, он зачастую возвращался в Ига - в дом семьи Хаттори.
Регионы Ига и Кога были родиной ниндзюцу и насчитывали свыше 70 тайных обществ, практиковавших это искусство. Окруженные горами, там находились крупнейшие учреждения, обучающие военной тактике. Сюда же была принесена из столицы онмедо, китайская система гаданий, распространяемая в Киото Абе Сеймеем. Так деревня Ягю, располагавшаяся вдоль границы Киото-Нара, служила домом для уважаемой школы по технике битвы на мечах, а храм Хозо поддерживал единственную в своем роде школу ведения боя на копьях. Говоря проще - всеми необходимыми для ниндзюцу искусствами можно было овладеть в пределах радиуса 45 миль от Ига.

В народной песне из Микавы, появившейся где-то в середине шестнадцатого века, о Хаттори Хандзо говорится как об одном из трех храбрейших слуг сёгуна Токугавы:

Во дворце Токугава есть доблестные мужи:
Хаттори Хандзо по прозвищу Хандзо-Дьявол,
Ватанабе Хандзо по прозвищу Хандзо-Копье,
Атсуме Генго по прозвищу Генго-Палач.

Регион Ига и Кога – это маленький котлован, образуемый горным кольцом в центре района Кинки. Являясь вполне себе неприступным, на продолжении многих лет он все же впитывал в себя культуру Киото, Осаки и Нагойи благодаря соседству с ними. В течение приблизительно 100 лет после войны Онин во время Периода воюющих провинций (с середины 15 до середины 16 в.) Ига и Кога оставались незавоёванными внешними военачальниками: нападениям изрядно мешали горы. С другой стороны, местные жители также никогда не пытались расширить свои владения за пределы котлована. Тем не менее, регион не был защищен от насилия. В каждой деревне было укрепление, за стенами которого содержалась армия и строились козни.
Так что воины, специализировавшиеся на устранении, политической борьбе и шпионаже, впервые заявили о себе именно здесь. Танба Момочи и Нагато Фудзибаяши, оба уроженцы Ига, учредили первые общества ниндзюцу, основывавшиеся на традиционной технике ведения боя, но в основном они прославились примением малоизвестных по тем временам приемов. Их школы со временем совершенствовали техники и развивали новые, соединяя их с теми, которым обучали в других окрестных боевых школах.

По легенде, Хаттори Хандзо известен как воин-ниндзя, обладающий сверхчеловеческой силой. Говорят, он мог сидеть за опахалом, поклониться и исчезнуть, только чтобы возникнуть в соседней комнате. Он обладал также искусством связывать врага, подкравшегося к нему незаметно, при этом неподвижно сидя в позе сейза. Хаттори славился как «таинственный» воин, владеющий психокинезом и психометрией. Сверхъестественным путем он мог распознать планы врага и определить мощь вражеской армии.
Хорошо известная история повествует о Хандзо и Токугаве Иэясу, будущем сегуне Японии, следующее. Генерал увлекался боевыми искусствами и сам был отличным стрелком, мастером меча и превосходным пловцом. Однажды лет в двадцать пять или двадцать шесть, еще живя в Микаве, он схватил Хаттори за шиворот, потащил к реке и затянул под воду. В то время как Хандзо преспокойно продолжал задерживать дыхание, Иэясу вынужден был выбраться на поверхность, хватая ртом воздух. Бледный и измученный, он наконец вылез на берег. «Как долго ниндзя может оставаться под водой?» - спросил он. «Один или два дня, господин. А вообще - столько, сколько вы потребуете», - ответил Хандзо, который затем вновь нырнул. Прошло несколько часов, но Хаттори все еще не давал о себе знать. Иэясу разволновался и вместе со своими слугами начал звать его. Тогда Хандзо поднялся к поверхности, выпуская пузырьки воздуха. Он улыбался, даже нисколько не задыхаясь. Хаттори вручил кое-что Иэясу, и тот не смог удержаться, чтобы невольно не вскрикнуть от изумления. Это был короткий меч, который он надел после того, как оделся на берегу.
«Да ведь я не был все это время под водой, - с гордостью рассказывал Хандзо своим изумленным слушателям. - После погружения в воду я поплыл к берегу, спрятался за скалы и задремал. Когда меня позвали, я нырнул под воду и снова всплыл. Прошу прощения за ваш меч, мой господин. Но ведь это все-таки ниндзюцу». Иэясу был глубоко поражен.

Позже Иэясу установил централизованное правление, которое длилось почти 300 лет и охватило пятнадцать поколений семьи Токугава. Он не был бы таким талантливым правителем, если бы не владел умением привлекать и использовать полезных ему людей. Чтобы собирать нужные ему сведения, Токугава привлекал представителей из самых разных слоев общества. К примеру, поддержку, которую он получил от ниндзя, подобных Хаттори, невозможно измерить. Во времена Эпохи воюющих провинций их в основном предпочитали использовать в качестве орудий убийства или для сбора информации. Многие дайме прибегали к их услугам, но, как можно догадаться, никому не удавалось подчинить их себе так, как Токугава Иэясу - в этом отношении он и сам был как ниндзя.

История отношений между Иэясу и ниндзя Ига хорошо известна в Японии. Сопровождая Иэясу, которому сообщили о предательстве Нобунаги в Хонно-дзи, Хаттори Хандзо предложил своему господину войти в Ига, вернуться в Микаву с помощью ниндзя из Ига и Кога, а затем атаковать. Иэясу согласился, и Хандзо посетил известного ниндзя, жившего на границе Ига и Кога, попросив того о помощи. Путешествуя с Иэясу и будучи его проводником, он выстрелил ракетой в небо, чтобы подать сигнал ниндзя об общем сборе на перевале Отоги, на границе Ига и Кога. Когда Иэясу прибыл на перевал, там собралось уже около трехсот ниндзя. Хандзо отправил Иэясу в Каго, сам оставаясь на страже будущего сегуна. Под охраной ниндзя Иэясу направился к Микаву, спокойно преодолевая опасности и днем, и ночью. Одновременно Хандзо получал сообщения о результатах нападения на Хонно-дзи и передвижении различных дайме. В свою очередь, он сообщал это Иэясу, ехавшему рядом с ним.

Две сотни ниндзя, служившие охранниками, постоянно были к услугам Иэясу - они состояли в «Банде Ига» под руководством Хандзо. Они сопровождали его и в 1590 году, когда Иэясу вступил в Эдо. За пределами западных ворот замка Эдо им была дана территория для жительства. Эта территория была названа Хандзо-чо, а западные ворота в задней части замка получили название Ворота Хандзо Мон.
Городские святилища, а также храмы и жилища слуг были устроены таким образом, чтобы препятствовать нападению врага. Само создание квартала ниндзя за западными воротами было хитростью, поскольку он был расположен в задней части замка и люди в нем могли незаметно выбраться и устроить врагу неожиданную атаку - кроме того, ниндзя были для замка наилучшей стражей.
«Банде Кога», прекрасно показавшей себя во время битвы Секигахара, поручили защиту ворот замка. В мирное время они круглосуточно охраняли замок, во время войны - занимались слежкой за врагом.
Хандзо Масанари умер в 1590 году в возрасте пятидесяти пяти лет. Его сменил его восемнадцатилетний сын, которого тоже звали Масанари, хотя на китайском для написания этого имени используются другие иероглифы. Сын Хандзо так и не овладел ниндзюцу, и не нашел особого взаимопонимания с членами «Банды Ига». Ниндзя не считали его достойным носить имя Хандзо и в конце концов подняли восстание. Вооруженные ружьями и луками, они скрылись в близлежащем храме и потребовали его отставки. Они поклялись, что в случае, если их требование не будет выполнено, они убьют Масанари, а заодно и себя – для ровного счета. Численность их была достаточно внушительна, так что историки полагают, что данный инцидент можно считать первой в истории Японии забастовкой.
В 1605 году «Банда Ига» разделилась на четыре фракции, во главе каждой из которой стоял самурай низкого ранга. С тех самых пор они не могли похвастаться таким предводителем, как Хаттори Хандзо.
Зимняя и Летняя кампании в Осаке 1614-1615 гг. были крупнейшими битвами за всю историю Японских островов - именно тогда Токугава уничтожил Тоетоми. Эти битвы послужили драматическим финалом Эпохи воюющих провинций и одновременно той сценой, на которой ниндзя сыграли свои самые важные роли.

Ниндзя превосходно развили искусство отправки писем с помощью стрел. Когда Санада Юкимура, отважный генерал Тоетоми и талантливый тактик, был занят вынашиванием планов где-то в закромах Осакского замка, Иэясу ухитрился послать ему стрелу с письмом, предлагавшим имение с доходом в 100 000 коку риса. Известно, что на него также работали ниндзя, замаскированные под ронинов - безработных самураев, - которые хаживали в осажденную Осаку, собирали сведения и распространяли дезинформацию, попутно наводя справки о членах гарнизона. Это была одна из частей шпионской сети Иэясу: кроме них в качестве двойных агентов он использовал свежезахваченных ниндзя Тоетоми. Порой он позволял заключенным бежать, дав им услышать ложные планы.

Поскольку ниндзя действовали под покровом темноты, масштабы их участия в Зимней и Летней кампаниях никогда не будут известны. Некоторые историки приписывают падение Тоетоми по большей части их заслугам.

В первые годы периода Токугава ниндзя были бдительными защитниками сегуна. Но с наступлением мирного времени у них становилось все меньше и меньше возможностей заниматься своим ремеслом. «Банда Ига» и другие подобные объединения ниндзя распались.

Останки Хандзо теперь покоятся на кладбище храма Сайнен-дзи в Синдзюку (Токио). Здесь, в храме, также хранятся его любимые копья, секрет владения которыми он так никому и не передал. Надпись на его могиле гласит "Хаттори Хандзо, слуга Токугавы и уважаемый предводитель ниндзя".