Проходит ли базаров испытание любовью. Прошёл ли Базаров испытание любовью

И. С. Тургенев в каждом произведении испытывает героев любовью. Евгений Базаров не явился исключением. Любовная история помогает раскрыть образ главного героя наиболее полно.

Базаров знакомится с Анной Одинцовой на губернаторском балу, куда приезжает вместе с другом Аркадием. Видя ее, он говорит, что она «на остальных баб не похожа». Базарова отличает упрощенный, «анатомический» взгляд на женщин. Для героя они – всего лишь биологические объекты.

После того, как Одинцова зовет Базарова к себе в имение, он заинтересовывается ею и старается проводить с ней все свое время. Интерес к Одинцовой становится переломным в судьбе Базарова. Нигилизм, отрицающий любовь, сталкивается с реальной жизнью, в которой герой влюбляется, но все же пытается отрицать это чувство и подавить в себе. Однако реальность побеждает теорию, и Базаров влюбляется бесповоротно.

Одинцова же увлечена Базаровым, он ей любопытен. Однако, холодная и рассудительная, героиня пугается потерять ту спокойную и комфортную жизнь, которую так ценила. Ведь страстная любовь Базарова однозначно привела бы в диссонанс размеренную жизнь Одинцовой. Испуг и нежелание менять свою жизнь становится причиной несостоявшейся любви героев.

Когда Базаров объясняется с Анной и признается ей в своих чувствах, она отказывает ему. Это сильно влияет на душевное состояние героя. Испытание любовью становится для Базарова роковым. Все его убеждения ломаются, он постоянно думает об Одинцовой. И вот, переживая внутренние терзания, герой принимает решение лечить мужика от тифа. Это приводит его к заражению. Чувствуя приближающуюся смерть, Базаров хочет проститься со своей возлюбленной. Автор описывают этот эпизод не как встречу возлюбленных, а как встречу человека с умирающим родственником. Тургенев указывает на одну деталь: Одинцова даже не сняла перчатки, боясь заразиться. Скорее всего, любви по отношению к Базарову у нее и не было. Главный герой понимает, что сейчас ею движет только жалость к нему, а не любовь. В этом весь трагизм героя: он ломает все свои принципы ради женщины, которая не отвечает ему взаимностью.

Одинцова не способна на любовь. Это доказывает и эпилог романа: героиня выходит замуж по расчету.

Рассказав историю несостоявшейся любви Базарова и Одинцовой, автор показывает, что нельзя противиться человеческой природе. Он полностью развенчивает теорию нигилизма.

Тургенев дает возможность читателю поразмышлять над вопросом, что было бы, если бы любовь оказалась взаимной. Возможно, Евгений Базаров бы полностью отступил от теории нигилизма и полюбил бы жизнь такой, какой она есть. Но есть вариант, что он, разочаровавшись в любви, укрепил бы свои взгляды на жизнь.

Таким образом, И. С. Тургенев в романе «Отцы и дети» продемонстрировал, что нигилист Базаров нуждается в любви. Его встреча с Анной Одинцовой показала, что он может искренне любить. Но его отношения с Одинцовой с самого начала были обречены. Они вспыхнули ярко, но завершились, даже не начав свое развитие.

Вариант 2

Взаимоотношения Евгения Базарова и Анны Одинцовой красной нитью проходят через сюжет романа. С первых страниц мы узнаем, что главный герой не верит в любовь, считает все романтическое и идеальное “белибердой”. С помощью любовной фабулы выражены интересные изменения, происходящие с убеждениями Евгения. Наклонности к нигилизму, внутренняя черствость теряют свою силу и власть над героем под воздействием чувств к Анне Сергеевне.

Первая встреча персонажей произошла на званом губернаторском балу, когда их общий знакомый, Аркадий Кирсанов, представил гостей друг другу. Евгений, как заметил Аркадий, сконфузился при знакомстве, но постарался скрыть это. Базаров уловил внезапно проснувшееся в нем чувство, но решил проигнорировать порыв эмоций.

Переломным моментом в сюжете послужило приглашение остановиться в поместье Одинцовых, адресованное Кирсанову и Базарову. В течение двухнедельного пребывания Анна и Евгений много времени проводили вместе: беседовали, гуляли в лесу. Именно тогда Базаров влюбляется. Тем не менее он пытается отвернуться от Анны Сергеевны, чтобы прервать мучительное чувство безответной любви.

Евгений держится уверенно в разговоре с Одинцовой, по-прежнему отрицает романтику и любовь, но наедине с самим собой герой не вправе утаить очевидного: в душе он романтик и этого не изменить. Внутренние переживания и конфликты не могли не повлиять на характер героя: он становится раздражительным, вспыльчивым и непредсказуемым. Не в силах больше сопротивляться, Базаров признается в любви, но Анна боится любви, она не готова идти на этот головокружительный шаг, который лишит ее жизнь покоя и размеренности. Одинцова отвергает его.

Любовная линия в романе не могла закончиться иначе. Во-первых, герои имеют противоположные мировоззрения. Базаров отвергает и презирает ценности, на которых выросла Одинцова. Одинцовская жизнь - это материальный достаток, стабильность, уверенность в завтрашнем дне, комфорт и отсутствие забот. Евгений - выходец из народа, будущий лекарь, нигилист, самолюбивый, высокомерный и резкий человек. Ему чужда роскошь дворянской жизни, но он любит испытания, споры и трудности, чтобы лишний раз доказать самому себе превосходство его взглядов и идей над другими. Во-вторых, Тургенев заставляет героя пройти испытание любовью, чтобы показать, насколько далеки от реальности убеждения Базарова. Иван Сергеевич считает, что нигилизм противоестественен, он противоречит природе человека. Поэтому любовь меняет Евгения, разоружает его перед миром, выворачивает его душу наизнанку.

История любви Базарова и Одинцовой

В произведении Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети» затрагивается множество важнейших вопросов, в актуальности которых невозможно усомниться и в наше время. Однако одним из важнейших аспектов произведения является тема испытание любовью героев, которая обнажает самые далёкие уголки человеческой души и попросту открывает глаза на наш мир – прекрасный, сложный и удивительный.

Один из главных героев произведения «Отцы и дети», Евгений Васильевич Базаров, славился своим рациональным отношением к жизни. Он был нигилистом, на первостепенное место возводил разум, а не чувства, буквально «жил» любимым делом – изучением медицины, и неоднократно скептически отзывался и о поэзии, и о романах, и вообще о чувственном аспекте человеческой жизни. Превыше всего Базаров оценивал разум, самодостаточность и целеустремлённость - всё то, из чего состояла его жизнь до встречи с Анной Сергеевной Одинцовой.

Анна Сергеевна, обеспеченная вдова, притягивала внимание Базарова с самых первых минут знакомства. Красивая, статная, уверенная в себе женщина попросту не могла не заинтересовать Евгения Васильевича. Базаров влюбился. Полюбил так сильно и так трепетно, что даже разочаровался и в своих нигилистических взглядах, и в собственной системе ценностей вообще. К сожалению, со стороны Одинцовой симпатия не переросла ни в увлечение, ни в любовь. Героиня просто хотела спокойствия – комфортной и размеренной жизни, в которую Базаров со своими душевными терзаниями и влюблённостью просто никак не вписывался.

Возможно, если бы эта любовь оказалась взаимной, всё было бы иначе. Евгений Базаров полюбил бы жизнь такой, какой она является – без условностей, без вечного отрицания буквально всего на свете. А возможно, Базаров бы разочаровался и в любви, со временем вновь лишь сильнее укрепившись в нигилизме. Этого мы уже не узнаем.

Я полагаю, что испытание любовью, выпавшее на долю Евгения Васильевича Базарова, стало одним из наиболее значимых моментов в его жизни. Человек, всю жизнь уделявший внимание лишь разуму, его развитию и постижению, впервые открыл для себя другой, совершенно иррациональный мир – мир чувств, эмоций и душевных терзаний. Пожалуй, встреча с Анной Сергеевной и стала тем переломным моментом в жизни героя, после которого она словно разделилась на две части – часть «до» и часть «после». К сожалению, нам не удастся проследить за дальнейшим развитием Базарова, понаблюдать, какой жизненный путь ему бы предстояло пройти, если бы не скоропостижная смерть. В этом и заключается драма произведения, как и драма самой человеческой жизни – внезапное, такое несправедливое завершение.

  • Образ и характеристика Вити Фотография на которой меня нет Астафьева сочинение

    Основным персонажем произведения является маленький мальчик по имени Витя, от лица которого и ведется повествование рассказа.

  • Сочинение Преступление и наказание Достоевского

    На проблемы своего времени заботившие людей той эпохи, указывает Достоевский Ф.М. в своем произведении «Преступление и наказание». Уникальность этого произведения скрывается в том, что в нем человек стремится отыскать решение

  • Сочинение-рассуждение Человек и мир природы

    На планете Земля проживает около семи миллиардов человек. Не важно, живёшь ты в большом городе или в глухой деревушке, природа всё равно окружает тебя всю жизнь.

  • И. С. Тургенев в своих произведениях подвергал героев двум проверкам: проверке любовью и проверке смертью. Почему он выбрал именно эти испытания?
    Я думаю, потому что любовь - это самое чистое, самое высокое и красивое чувство, перед ним раскрываются душа и личность человека, показывая свои истинные качества, а смерть - это великий уравнитель, к ней как к неизбежному нужно быть готовым и уметь умереть достойно.
    В сочинении я хочу решить, выдержал ли Евгений Базаров, главный герой романа И. С. Тургенева “Отцы и дети”, первую проверку - проверку любовью.
    В начале романа автор представляет нам своего героя как нигилиста, человека, “который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру”, для которого романтизм - это чушь и блажь: “Базаров признает только то, что можно ощупать руками, увидеть глазами, положить на язык, словом, только то, что можно освидетельствовать одним из пяти чувств”. Поэтому душевные страдания он считает недостойными настоящего мужчины, высокие стремления - надуманными и нелепыми. Таким образом, “...отвращение ко всему отрешенному от жизни и улетучивающемуся в звуках составляет коренное свойство” Базарова. И этот человек, отрицающий всё и вся, влюбляется в Анну Сергеевну Одинцову, богатую вдову, умную и загадочную женщину. Сначала главный герой гонит от себя это романтическое чувство, прикрываясь грубым цинизмом. В разговоре с Аркадием он спрашивает об Одинцовой: “Это что за фигура? На остальных баб не похожа”. Из высказывания видно, что она заинтересовала Базарова, но он всячески пытается опорочить ее в своих глазах, сравнивая с Кукшиной, вульгарной особой.
    Одинцова приглашает обоих друзей к себе в гости, они соглашаются. Базаров замечает, что Аркадию нравится Анна Сергеевна, но пытаемся быть равнодушным. Он ведет себя очень развязно в ее присутствии, потом смущается, краснеет, и Одинцова замечает это. Аркадий в течение всего пребывания в гостях удивляется неестественному поведению Базарова, потому что тот не говорит с Анной Сергеевной “о своих убеждениях и воззрениях”, а толкует о медицине, о ботанике и т. п.
    Во второй приезд в имение Одинцовой Базаров очень волнуется, но пытается сдержаться. Он все больше понимает, что испытывает какое-то чувство к Анне Сергеевне, но это не сходится с его убеждениями, ведь любовь для него - это “белиберда, непростительная дурь”, болезнь. В душе Базарова бушуют сомнения и злость, чувство к Одинцовой мучает и бесит его, но все-таки он мечтает об ответной любви. Герой с негодованием сознает романтика в самом себе. Анна Сергеевна пытается вызвать его на разговор о чувствах, и он с еще большими презрением и равнодушием высказывается обо всем романтическом.
    Перед отъездом Одинцова приглашает Базарова к себе в комнату, говорит о том, что у нее нет цели и смысла в жизни, и хитростью вытягивает из него признание. Главный герой говорит, что любит ее “глупо, безумно”, по его виду понятно, что он готов на все ради нее и ничего не боится. Но для Одинцовой это лишь игра, ей нравится Базаров, но она не любит его. Главный герой в спешке покидает имение Одинцовой и едет к родителям. Там, помогая отцу в медицинских исследованиях, Базаров заражается тяжелой болезнью. Осознавая, что скоро умрет, он откидывает все сомнения и убеждения и посылает за Одинцовой. Перед смертью Базаров прощает Анну Сергеевну и просит позаботиться о его родителях.
    В романе “Отцы и дети” главный герой выдерживает проверку любовью, в отличие от героев остальных произведений И. С. Тургенева. Базаров жертвует всем ради любви: своими убеждениями и воззрениями, - он готов к этому чувству и не боится ответственности. Но здесь ничего не зависит от него: он полностью отдается чувству, охватившему его, но ничего не получает взамен - Одинцова не готова к любви, поэтому отталкивает Базарова.
    В романе “Отцы и дети” И. С. Тургенев находит героя, которого так долго искал, героя, выдержавшего проверку любовью и смертью.

    Sine ira et studio P.C. Tacitus
    (Без гнева и пристрастия П. К. Тацит)

    В «Отцах и детях» Тургенев применил уже отработанный в предыдущих повестях («Фауст» 1856, «Ася» 1857) и романах способ раскрытия характера главного героя. Сначала автор изображает идейные убеждения и сложную духовную и умственную жизнь героя, для чего включает в произведение беседы или споры идейных противников, потом создаёт любовную ситуацию, и герой проходит «испытание любовью», которое Н.Г.Чернышевский назвал «русский человек на rendez-vous». То есть героя, уже продемонстрировавшего значительность своего характера и идей, Тургенев помещает в жизненные обстоятельства, требующие характера и применения идей на практике — для преодоления конкретных жизненных препятствий. При этом ни в одном из тургеневских произведений обстоятельства «испытания любовью» не повторяются.

    Так, Дмитрия Рудина в одноимённом романе (1855) полюбила замечательная девушка Наталья Ласунская. Она первая признаётся в любви, и тут Рудин, который и сам влюблён, отступает. Он не уверен, что сможет устроить достойную жизнь для Натальи, боится взять на себя ответственность за её судьбу, поэтому советует ей покориться воле матери-аристократки, которая никогда не согласится на брак своей дочери и нищего философа Рудина. «Покориться! Так вот как вы применяете на деле ваши толкования о свободе, о жертвах...» (IX), — подводит итог возвышенным рудинским призывам Наталья. Сцена последнего объяснения у заброшенного пруда доказывает жизненную несостоятельность Рудина, прекрасного оратора и неуверенного в себе, беспомощного в реальных обстоятельствах человека.

    Фёдор Лаврецкий в романе «Дворянское гнездо» (1858) изображён зрелым человеком, много повидавшим (Россию и Францию, столицы и провинцию), много передумавшим (идеи западников и славянофилов, отношения дворянства и народа), много пережившим (любовь к жене и её измену). Лаврецкий знакомится с Лизой Калитиной, отличающейся необыкновенной душевной и нравственной чуткостью. Он влюбляется в Лизу сначала безнадёжно, а после известия о смерти жены начинает мечтать о личном счастье. Но внезапный приезд жены (известие о её смерти оказалось ложным) разбивает все его надежды. Герой и не пытается что-нибудь предпринять в сложившейся ситуации, сразу смиряется со своей трагической судьбой, о чём свидетельствует последнее свидание-прощание главных героев (ХLII). Лиза уходит в монастырь, а Лаврецкий остаётся одиноким, неприкаянным человеком.

    Главным героем романа «Накануне» (1859) становится бедный студент Московского университета, болгарин по национальности Дмитрий Инсаров, человек с сильным характером, целеустремлённый, воодушевлённый великой идеей борьбы за свободу родины. Этот герой противостоит «грызунам, гамлетикам, самоедам» — русским дворянам-интеллигентам, героям первых романов Тургенева. В Инсарова влюбляется молодая дворянка Елена Стахова, покорённая героической личностью болгарина, его страстной любовью и одновременно гордой скромностью, уверенностью в себе (чего не было в Лаврецком), отсутствием позёрства (чем грешил Рудин). В сцене объяснения в любви Инсаров заявляет, что не может отказаться от главной цели своей жизни — борьбы за освобождение Болгарии от турецкого ига, но Елена, одобряя эту высокую и благородную цель, готова разделить вместе с ним все трудности опасной героической борьбы (XVIII). Так Инсаров и Елена находят счастье, не противопоставляя свою любовь другой важной цели — борьбе за свободу Болгарии.

    Итак, главные герои рассмотренных романов Тургенева, кроме болгарского патриота Инсарова, «испытание любовью» не прошли. Что же в этом отношении можно сказать о Базарове?

    До встречи с Одинцовой Базаров вообще плохо понимал, что такое любовь. Услышав от Аркадия историю Павла Петровича и княгини Р., молодой нигилист язвительно вопрошает: «И что за таинственные отношения между мужчиной и женщиной? Мы, физиологи, знаем, какие это отношения. (...) Это всё романтизм, чепуха, гниль, художество» (VII). Иными словами, в любви он предполагает чистую физиологию, а духовную близость, сердечное влечение влюблённых друг к другу отрицает. Пока в женщинах его привлекает только внешняя красота. Встретив в саду Фенечку, он сразу спрашивает у Аркадия: «Кто это? Какая хорошенькая!» (IX); услышав от Ситникова об эмансипе Кукшиной, уточняет: «Хорошенькая она?» (XII); разглядев на балу красавицу Одинцову, резюмирует своё впечатление: «Кто бы она ни была — просто ли губернская львица, или «эманципе» вроде Кукшиной, только у неё такие плечи, каких я не видывал давно» (XIV).

    Но вот, прожив две недели в усадьбе Одинцовой, он чувствует, что влюбился не на шутку, причём теперь он оценил не только красивые плечи, но и сильный характер, тактичное поведение, интеллект, заботу о младшей сестре Кате, то есть душевные качества Анны Сергеевны. Он, вопреки своим теоретическим убеждениям, поддался тому самому романтическому чувству любви, которое «называл белибердой, непростительной дурью» (XVII). Отказаться от прежних взглядов на любовь гордому, самоуверенному Базарову нелегко, но молодой нигилист недолго носился со своей обидой на жизнь, которая опровергла его убеждения насчёт любви. «Идеальная» (то есть духовная) любовь существует, и Базаров, не тратя много времени на романтические колебания и бесплодные томления (как это делали влюблённые герои предыдущих произведений Тургенева), объясняется Одинцовой в любви. Так, благодаря своей решительности, Базаров достойно выдержал первое, но не главное «испытание любовью».

    Всё намеченное он исполняет. Думается, не случайно Аркадий выслушивает следующее рассуждение Базарова: « ...по-моему — лучше камни бить на мостовой, чем позволить женщине завладеть хотя бы кончиком пальца. (...) Мужчине некогда заниматься такими пустяками» (XIX). Погостив с Аркадием три дня у родителей, Базаров возвращается в Марьино, где оставил «все свои препараты» (XXI) и где без помех может продолжить своё настоящее дело — исследовательские опыты. Там же молодой нигилист пытается «добиться толку» (XVII) от Фенечки, которая была с ним ласкова и показалась ему простой и нетребовательной в амурных делах. Однако и здесь он ошибся: поцелуй в беседке оскорбил Фенечку: «"Грешно вам, Евгений Васильевич", — шепнула она уходя. Неподдельный упрёк слышался в её шёпоте. Базаров вспомнил другую недавнюю сцену, и совестно ему стало, и презрительно досадно» (XXIII).

    Чтобы победить свою несчастную любовь, герою нужна не только личная решимость, но и время, которое, как известно, лечит всё. А Тургенев не даёт молодому нигилисту времени: примерно через месяц после объяснения с Одинцовой Базаров заражается трупным ядом и, проболев неделю, умирает. Только разобравшись в обстоятельствах болезни героя, можно решить, выдержал Базаров «испытание любовью» или нет. Если при вскрытии тифозного трупа герой порезался случайно, то логично предположить, что он мог бы перебороть в душе любовь к Анне Сергеевне, не «киснуть» до конца жизни, как Павел Петрович, а заняться более важным делом, к которому себя готовил. Поскольку он имел душевные силы сопротивляться смертельной болезни, постольку и несчастную любовь сумел бы со временем победить.

    Но в обстоятельствах заражения Базарова есть странные детали. Герой порезался, хотя постоянно препарировал лягушек и, следовательно, поддерживал свои хирургические навыки. Кроме того, когда у уездного лекаря не оказалось адского камня, Базаров почему-то не воспользовался другим спасительным средством — не прижёг порез железом. Возникает подозрение, что герой сознательно заразился и предпочёл умереть, чтобы не терзаться душевными муками из-за безответной любви. Стало быть, он не выдержал «испытание любовью».

    Итак, в «Отцах и детях» Тургенев применил свой любимый сюжетный ход — раскрытие характера героя (его нравственных и деловых качеств) через историю любви. Для литературных героев 30-40-х годов XIX века — «лишних людей» (именно к этому типу героев относятся Рудин и Лаврецкий) — «наука страсти нежной» (А.С.Пушкин «Евгений Онегин», 1, VIII) составляла главный, если не единственный, интерес в жизни. Для героев 60-х годов — «новых людей» — кроме любви, а иногда и помимо неё, в жизни существуют другие заманчивые цели: общественная и предпринимательская деятельность, наука, художественное творчество и т.д. Вопреки этим различиям прежних и современных героев, Тургенев склоняет Базарова, убеждённого демократа, перед «всесильной любовью». Писатель показывает даже, как романтическое чувство к прекрасной аристократке Одинцовой поколебало не только взгляды героя на любовь, ной его общественные и философские убеждения.

    Базаров уже засомневался, следует ли ему тратить силы на мужиков Филиппа или Сидора, которые когда-нибудь будут жить в белых избах, а о Базарове даже не вспомнят (XXI). Он начинает думать о смерти («Каждый человек на ниточке висит, бездна ежеминутно под ним разверзнуться может...» — XIX), о ничтожности человека («...часть времени, которую мне удастся прожить, так ничтожна перед вечностью, где меня не было и не будет...» — там же).

    При всём том Тургенев понимал разницу между «лишними» и «новыми людьми», поэтому Базаров, в отличие от Рудина и Лаврецкого, пытается достойно выдержать «испытание любовью», победить свои романтические чувства, раз уж они безответные. Правда, пытается безуспешно, потому, может быть, что писатель дал герою слишком мало времени. Таким образом, Базаров в сравнении с прежними тургеневскими героями представлен более мужественным, волевым человеком, новее равно он трагически обречен, как, впрочем, и Инсаров, хотя последний безусловно выдержал своё «испытание любовью». Так проявилось сложное отношение автора к нигилисту Базарову — уважение его личных качеств и неприятие его общественной программы.

    Роман И.С. Тургенева "Отцы и дети" был закончен в 1862 году. В этом произведении писатель затронул глубокие политические, философские и эстетические проблемы, запечатлел реальные жизненные конфликты, раскрыл суть идейной борьбы между основными общественными силами в России начала 60-х годов 19 века. Центральной фигурой романа является демократ-разночинец Евгений Базаров.

    При первой встрече Базарова с остальными героями романа, автор представляет нам внешний вид молодого человека.Одежда, манеры и поведение героя говорят о его принадлежности к простому народу, и о том, что он гордится этим, и не намерен соблюдать правил этикета аристократического дворянства.Это человек твёрдых и бескомпромиссных убеждений, человек дела. Базаров - нигилист.Он экспериментатор,страстно увлечен наукой и медициной, работает не покладая рук.Базаров пренебрежительно относится к искусству и чувствам человека:" Рафаэль гроша ломанного не стоит". не признает красоты природы:" Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник".Герой не верит в любовь, отрицает её существование, утверждает, что это всё "романтизм" или "вздор". Он считает, что любви нет, а есть только физиология или "потребности организма".

    До встречи с Одинцовой, Базаров - человек трезвого и глубокого ума, уверенный в своих силах, гордый и целеустремленный. Он отстаивает идеи нигилизма, спорил с Павлом Петровичем, признаваясь, что главная задача нигилистов - сломать всё старое, чтобы "место расчистить", а уж строить - это не их дело. обладая способностью влиять на других людей, он подавляет их своими знаниями, логикой и волей.

    Но как только начинают развиваться отношения Базарова с Одинцовой, автор показывает, как меняется герой. Сначала Одинцова привлекала Базарова только внешне, как он выражается "физиологически":" Это что за фигура? на остальных баб не похожа", "у нее такие плечи, каких я не видывал давно". Но по мере их близкого общения,Базаров уже не может сохранять свою обычную выдержку и самообладание, и полностью погружается в мысли об Анне Сергеевне. Одинцова сама старалась выбирать темы для бесед, интересные Базарову, и поддерживала их, что не могло не влиять на взаимоотношения героев. Автор говорит о переменах, произошедших в герое так: "В Базарове, которому Анна Сергеевна очевидно благоволила, хотя редко с ним соглашалась, стала проявляться небывалая прежде тревога: он легко раздражался, говорил нехотя, глядел сердито, и не мог усидеть на месте, словно его что-то подмывало".

    Для самого Базарова любовь к Одинцовой стала серьёзным испытанием на его верность нигилистическим идеалам. Он глубочайшим образом переживал то, что сам же отвергал:" в разговорах с Анной Сергеевной он всё больше прежнего высказывал своё равнодушное презрение ко всему романтическому, а оставшись наедине, он с негодованием сознавал романтика в самом себе". Вызвав Базарова на откровенность, Одинцова отвергла его любовь. Он ей нравился: "Он поразил воображение Одинцовой: он занимал её, она много о нём думала". Но ей был дороже привычный уклад жизни и комфорт, чем мимолетное увлечение Евгением Базаровым.

    Несчастная любовь приводит Базарова к тяжелому душевному кризису.Убеждения нигилизма вступают в противоречия с его человеческой сущностью. В этот момент герой больше не видит цели, смысла жить. Он уезжает к родителями из-за безделья, и для того, чтобы отвлечься, начинает помогать отцу в его медицинской практике. Случайное заражение тифом привело к смерти его тела, но не души, душа в нем давно уже умерла,не сумев пройти испытание любовью.

    Таким образом, Тургенев показал несостоятельность позиции Базарова. В своем романе он развенчивает теорию нигилизма. Человеческая природа предназначена для того, чтобы любить, восхищаться, чувствовать, жить полной жизнью. Отрицая всё это, человек сам себя обрекает на смерть. Мы видим это на примере судьбы Евгения Базарова.

    «…Любовь…сильнее смерти и страха смерти.

    Только ею, только любовью держится и движется жизнь…»

    (И.С. Тургенев. Стихотворение в прозе «Воробей»)

    Разве мы властны влюбляться или не влюбляться? И разве, влюбившись, мы властны поступать так, словно бы этого не случилось? (Д. Дидро)

    Тайны человеческой жизни велики, а любовь - самая недоступная из этих тайн. (И. С. Тургенев)

    Предмет: литература.

    Тема: «Испытание любовью».

    Цели урока:

    образовательные

    ·выявить понимание обучающимися внутреннего мира главного героя и особенностей его отношения к любви;

    развивающие

    · продолжить формирование умений анализировать художественный текст;

    аргументировано доказывать собственное суждение;

    воспитательные

    ·формировать систему нравственных ценностей (уважение, любовь, сочувствие).

    Методы работы на уроке:

    • репродуктивный;
    • частично-поисковый;
    • эвристический.

    Материально-техническое оснащение:

    · компьютер;

    · мультимедийный проектор;

    · презентация «Испытание Базарова любовью»

    · фрагмент видеофильма “Отцы и дети”;

    · информационные листы, тесты;

    · тетради по литературе;

    · стенд с фотографиями по творчеству писателя, иллюстрации к произведению;

    Тип урока: урок усвоения новых знаний (изучение художественного произведения).

    Педагогическая технология: технология проблемного обучения.

    Формы организации учебной деятельности:

    • фронтальная;
    • парная;
    • индивидуальная.

    ХОД УРОКА

    I.Организационный момент Ребята, мы с вами продолжаем изучать и анализировать роман И.С. Тургенева “Отцы и дети”. А вот тему урока вы сформулируете сами, если, прослушав высказывание автора романа, догадаетесь, что он имел в виду:

    “ Это сильнее смерти и страха смерти. Только этим держится и движется жизнь” (И.С. Тургенев).

    О чем говорил Тургенев?

    Правильно, ребята, это – любовь. Тема нашего сегодняшнего урока – «Базаров и Одинцова:испытание любовью».

    Записываем. Тему и Эпиграф к уроку - слова самого Тургенева:

    “Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только любовью держится и движется жизнь” (И.С. Тургенев).

    Сегодня на уроке мы должны раскрыть суть отношений героев, понять, для чего автор испытывает героя любовью к женщине.

    II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

    Но прежде чем начать наш разговор, проверим, насколько внимательно вы

    прочитали роман. Вам выданы листочки, подпишите их. Проведем небольшой тест.(работа на 3 мин,в это время будет звучать известная вам уже композиция)

    Тест по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети».

    1.Кто из персонажей романа «Отцы и дети» прямо не участвует в действии?

    А) Фенечка

    Б) Катя

    В) Одинцова

    г) княгиня Р.

    2.Основой конфликта романа Тургенева является:

    А. Ссора между Базаровым и Кирсановым П. П.

    Б. Конфликт между Базаровым и Николаем Петровичем.

    В. Борьба буржуазно-дворянского либерализма и революционных демократов.

    Г. Борьба между монархистами и народом.

    3. Кого из героев романа называют «нигилистом»?

    А. Е. Базарова . В. Николая Петровича.

    Б Аркадия Кирсанова. Г. Другого персонажа.

    4. Какова будущая специальность Е. Базарова?

    А. Революционер. В. Дипломат.

    Б. Врач . Г. Банкир.

    5. Кто был главным оппонентом в спорах Е. Базарова?

    А. Кукшина. В. Одинцова.

    Б. Павел Петрович . Г. Аркадий.

    6. Какой момент в биографии Базарова был переломным в осознании им своей

    Личности?

    А. Знакомство с Фенечкой. В. Разрыв с Аркадием.

    Б. Спор с П. Кирсановым . Г. Любовь к Одинцовой .

    7. Кому принадлежат слова:

    «Мы приблизительно знаем, отчего происходят телесные недуги, а нравственные болезни происходят от дурного воспитания, от безобразного состояния общества, одним словом, - исправьте общество, - и болезней не будет»?

    А. Аркадию Кирсанову . В. Е. Базарову .

    Б. Н. П. Кирсанову. Г. П. П. Кирсанову.

    Итак, мы с вами сказали,что речь на сегодняшнем уроке пойдет, конечно же, о любви. Кто-то ищет ее, как героиня Островского, стремится познать настоящую, искреннюю; кто-то бежит от нее, считая величайшей бедой для себя. Но в любом случае она оказывает на человека огромное влияние, помогает ему понять, оценить, изменить себя . Именно поэтому тема сегодняшнего урока звучит так – «Базаров и Одинцова:испытание любовью»

    III. ВВЕДЕНИЕ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ

    Способность глубоко любить И.С.Тургенев считал одним из важнейших качеств человека. Почти все тургеневские герои проходят «испытание любовью». А как вы понимаете смысл этого выражения?

    Что значит испытание? (Проверка).

    Что же проверяется в человеке любовью,какие качества? (Дух, сила воли, жизнеспособность, характер...) Словом, любовью в человеке проверяется человек!

    Сегодня мы поговорим о том, как любовь воздействует на человека. Нам предстоит раскрыть отношения героев друг к другу, понять причину перемен, происходящих в душе Базарова, проследить, как герой проходит это испытание.

    1.Выдерживает ли Базаров испытание любовью? Как заканчивается для Базарова это испытание?

    IV. ВЫДВИЖЕНИЕ ГИПОТЕЗЫ

    Ответы обучающихся

    : 1) В романе “Отцы и дети” главный герой выдерживает проверку любовью. Базаров пожертвовал всем ради любви, не убежал от своего страстного чувства и не отверг даже на смертном одре.

    Выдержал ли Базаров испытание любовью? И да, и нет . Любовь в нем победила отрицание, но, победив, сломала, покачнула уверенность, лишила желания жить.

    Прежде всего, нам нужно выяснить, какие отношения сложились у Базарова и Одинцовой и почему?

    Давайте охарактеризуем отношение Базарова к женщине вообще, опираясь на текст романа.

    Для этого ОБРАтимся К ИНФОРМАЦИОННЫМ ЛИСТАМ С ЦИТАТАМИ ; прочитайте и скажите,кому принадлежат эти слова? Зачитаем

    “Человек, который всю свою жизнь поставил на карту женской любви…, этакой человек не мужчина, не самец”;

    “И что за таинственные отношения между мужчиной и женщиной? Мы, физиологи знаем, какие это отношения”.

    “Свободно мыслят между женщинами только уроды”.

    Кто готов ответить? Базарову

    Опираясь на эти цитаты,скажите:

    1) Как относится Базаров к чувству любви между мужчиной и женщиной?

    У Базарова вульгарный, упрощенный подход к любви и женщине. Эти рассуждения окажутся просто теорией. Жизнь диктует свои правила.

    2) С каким из утверждений Базарова вы бы согласились и почему?

    Слушаем ответы,затем запишем вывод:

    Базаров верно рассуждает о том, что нельзя ставить свою жизнь только на карту женской любви, а тем более нельзя раскисать от неудачи и превращаться в ни на что не способного человека.

    Несмотря на это, в жизни Базарова произойдет встреча, которая опровергнет эти его теоретические рассуждения.

    3) Что это за встреча? Кто эта женщина?

    Эта женщина – Анна Сергеевна Одинцова.

    4) Где Базаров впервые видит Одинцову?

    Впервые она появляется на балу у губернатора.

    Давайте посмотрим отрывок из кинофильма(она входит стоп кадр ОНА в дверях)

    5) Обратимся к портрету героини и попытаемся выделить главные черты её облика.

    РАБОТА С ТЕКСТОМ.

    Каково первое впкчатление о ней у Аркадия? У Базарова?(стр 324)

    (Обращение к портрету Одинцовой, выделение главного в облике героини: красота, спокойствие , женственность, уверенность в себе):

    Аркадий оглянулся и увидал женщину высокого роста, в черном платье, остановившуюся в дверях залы. Она поразила его достоинством своей осанки. Обнаженные ее руки красиво лежали вдоль стройного стана; красиво падали с блестящих волос на покатые плечи легкие ветки фуксий; спокойно и умно, именно спокойно, а не задумчиво, глядели светлые глаза из-под немного нависшего белого лба, и губы улыбались едва заметною улыбкою. Какою-то ласковой и мягкой силой веяло от ее лица. Одинцовой пошел двадцать девятый год, но в ее присутствии Аркадий чувствовал себя школьником, студентиком, точно разница лет между ними была гораздо значительнее. Нос у ней был немного толст, как почти у всех русских, и цвет кожи не был совершенно чист; со всем тем Аркадий решил, что он еще никогда не встречал такой прелестной женщины. Звук ее голоса не выходил у него из ушей, и движения ее были особенно плавны и естественны в одно и то же время. Аркадий ощущал на сердце некоторую робость, но спокойствие Одинцовой сообщилось и ему. Одинцова слушала его с вежливым участием, слегка раскрывая и закрывая веер. Сама она говорила мало ,

    Но знание жизни сказывалось в ее словах; по иным ее замечаниям Аркадий заключил, что эта молодая женщина уже успела перечувствовать и передумать многое ...

    V. Давайте проверим эту гипотезу

    Расскажите об Одинцовой, о её прошлом.

    СООБЩЕНИЕ ОБУЧАЮЩ ихся

    Мать Анны Сергеевны умерла рано. Отец её – Сергей Николаевич Локтев – проигрался и вынужден был поселиться в деревне. Через некоторое время скончался и он, оставив своим дочерям крошечное наследство. Анна Сергеевна, чтобы суметь прожить в деревне, выписала к себе тётушку.

    Однажды Анну увидел очень богатый человек 46 лет – Одинцов. Он предложил ей свою руку, она дала согласие. Через 6 лет он скончался, оставив всё наследство супруге .

    6) Базаров, впервые увидев Анну Сергеевну, ведет себя цинично. Меняется ли его отношение к ней впоследствии?

    Это что за фигура? На остальных баб не похожа.

    Тургеневский герой, отвергающий отношения мужчины и женщины, попадает в сети любви.

    Ребята, перед вами слова, показывающие изменения в Базарове. Эти слова нужно распределить в той последовательности, в которой происходили изменения в герое.

    Цинизм – конфуз – испуг – стремление понравиться - интерес – мучительное чувство.

    Цинизм – конфуз – интерес – стремление понравиться – испуг - мучительное чувство (правильно)

    Таким образом, Базаров незаметно меняется. Постепенно исчезает цинизм, появляется смущение, перерастающее в мучительное чувство.

    С приезда в поместье Одинцовой начинается смятёние Базарова. Про себя он замечает: “Какой я смирненький стал”. За это время, проведённое в имении Одинцовой, Базаров изменился: “…что-то другое в него вселилось, чего он никак не допускал…”

    Давайте обратимся к информационным листам. Прочитаем вслух цитаты Работа с текстом:

    “Чувство, которое его мучило и бесило и от которого он тотчас отказался бы с презрительным хохотом и цинической бранью, если бы кто-нибудь хотя отдаленно намекнул ему на возможность того, что в нём происходило”.

    “Сердце у него действительно так и рвалось”.

    “Базаров, часа два спустя, вернулся к себе в спальню с мокрыми от росы сапогами, взъерошенный и угрюмый”.

    8) Как вы думаете, что же поселилось в душе, в сердце Базарова? (Евгений не может уехать, он полюбил. Трудно бороться с самим собой, но он таит свою любовь, мечтает о нежности)

    Очень не легко давалось Евгению Базарову чувство к Одинцовой! В нём начинает происходить что-то не базаровское: “что-то другое в него вселилось… чего он никак не допускал”.

    9) Как вы думаете, почему Базарову так мучительно даётся признание в любви?

    Слушаем ответы,записываем вывод:

    (Принципы Базарова не выдерживают испытания жизнью. Происходит внутреннее столкновение идеи и неподвластного разуму чувства любви. Это приводит к конфликту с самим собой)

    ЗАДАНИЕ ГРУППЕ:

    Обратимся к сцене признания (глава 16). ПРОСМОТР ЭПИЗОДА

    10) А как вы объясните поведение Одинцовой, которая сама подтолкнула Базарова на объяснение и сама же не приняла его любви, прикрывшись непониманием? (С самого начала между Базаровым и Одинцовой немного общего: она – герцогиня, он – лекарь; она – холодная и безмятежная, он – неравнодушный и страстный. Анна Сергеевна была любопытна в отношениях с Базаровым: ей хотелось и его испытать, и себя изведать)

    11) Почему Одинцова решила “не шутить”? (Анна Сергеевна испугалась. Она уже всё испытала в жизни. Грубость, необузданность Базарова её страшили. Одинцова привыкла к спокойной размеренной жизни. Даже заметила, что боится Евгения. Одинцова выбирает комфорт, прежний образ жизни для себя, покой: то равнодушие, та холодность, что мы видели в ней с самого начала, победили.)

    12) Кто виноват в том, что любовь не состоялась? (Базаров захвачен целиком “страсть в нём билась”. Одинцова же дошла до “известной черты” и спокойно отступила.)

    1. Испытание любовью становится для героя рубежным. Только любовь-страсть обнаруживает в нём глубокого, мощного в эмоциональном переживании человека, самосгорающего в своём чувстве и при этом становящегося ещё более сильным.
    2. Финал романа.

    Конечно, нельзя окончить разговор без последней встречи умирающего Базарова с Одинцовой.

    Состоялось последнее объяснение (Опять при свете лампады).

    Одинцова приехала к умирающему Базарову. Садится в опасной близости от него, целует его.

    Давайте зачитаем этот отрывок стр 418

    Может быть она, любила его по-настоящему? Несмотря на то, что Базаров вынес ей вердикт: «Вы не можете полюбить»? Или?

    «Базаров умолк и стал ощупывать рукой свой стакан. Анна Сергеевна подала ему напиться, не снимая перчаток и боязливо дыша »

    О чем говорят эти детали?.

    Посмотрим отрывок из кинофильма

    Как прошло испытание? Как ведет себя Базаров? (Он решителен, мужествен. Но силы покидают, и Евгений это ощущает. Все испытания выдерживает с честью. Теперь не нужно притворяться. Он просит задуть свечу и подарить прощальный поцелуй.)

    - Чем был по сути поцелуй Одинцовой ? (Поцелуй в лоб. Прощание с покойником).

    Базаров попал под колесо, с горькой иронией называет себя червяком полураздавленным. Одинцову же называет красивой, славной, великодушной.

    Заканчивается …их поединок роковой. Базарова нет.

    Кто, по-вашему, одержал победу в этом поединке? (Кажется, что в этом испытании Базаров терпит поражение.

    Во-первых , отвергнуты его чувства и он сам.

    Во-вторых , он начинает сомневаться в своих взглядах на жизнь, теряет почву под ногами, смысл жизни, а вскоре теряет и саму жизнь . Но это и победа : любовь заставила Базарова иначе взглянуть на себя и на мир, онначинает понимать, что жизнь не желает укладываться в нигилистическую схему.

    Анна Сергеевна же формально остается в победителях. Она сумела совладать со своими чувствами, что укрепило её уверенность в себе.!!!

    В дальнейшем она неплохо пристроит сестру, да и сама удачно выйдет замуж. Но Одинцова оказывается неспособной на глубокие чувства, гораздо менее живой , чем сам Базаров, который прятал в нигилизме свое «страстное, грешное, бунтующее сердце»)

    ИТАК,Выдерживает ли испытание любовью эта героиня? (Как помещица – барыня – да! Как женщина – нет! Предпочла любви спокойствие, уют, комфорт, порядок...)

    «Кто не знал любви, тот всё равно, что не жил!» - говорил великий французский драматург Ж.Б.Мольер.

    • Почему Базаров оказался «выше» Одинцовой? (Сумел полюбить искренне, умирал, как будто «совершая подвиг» (Писарев)).

    Выдерживает ли Базаров испытание любовью?

    • -Как нигилист – нет!
    • -Как человек – да! Любовь сделала его лучше, сильнее и глубже сердцем.

    ВЫВОД (запишем )

    Испытание любовью становится для героя решающим. Только любовь раскрыла в нём глубокого человека, самосгорающего в чувстве и ещё более сильного. В любящем Базарове просыпается чувствующая душа, таящая бурю страстей. Он не только сломлен. Он сильный. Смерть дала возможность Базарову быть таким, не боящимся, умеющим любить.