Сочинения по литературе на тему "Спор поколений: вместе и врозь". Является ли вечным спор поколений

Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» - самое известное произведение писателя, в котором поднимаются вопросы, сохраняющие актуальность на протяжении веков. Главный из них - отношения отцов и детей. Поэтому неслучайно, что сегодня любая школьная программа предусматривает сочинение на тему «Спор поколений».

Биографическая справка

Иван Сергеевич Тургенев - дворянин по рождению. Его детство проходило в родовом имении, где воспитанием мальчика занимались личные учителя и гувернеры. В 1827 году семья переезжает из Орла в Москву. Здесь Тургенев поступает в пансион, а затем в Московский университет, из которого через год переводится в Петербургский. Много путешествовал в молодые годы по Европе, посещал литературные кружки.

1843 год ознаменовался началом службы Тургенева в министерстве внутренних дел. Писатель знакомится с Белинским, начинает работу над первыми произведениями. Но только после смерти Николая II увидели свет крупнейшие произведения, среди которых и «Отцы и дети». Это стало самым известным во многом благодаря тому, что каждый из нас писал в школе сочинение на тему «Отцы и дети - конфликт двух поколений».

Иван Сергеевич проявлял невероятную тягу к западной литературе, из-за чего даже переехал в Баден-Баден. Здесь он участвовал в литературной и культурной жизни и познакомился с зарубежными писателями: Диккенсом, Мериме, Гюго, Теккереем и многими другими. Через некоторое время Тургенев начинает переводить произведения русских писателей на иностранные языки. Его кипучая деятельность в конце концов вознаграждается званием доктора университета в Оксфорде. Последние прошли в Париже, где он и умер в 1883 году.

Творчество Тургенева

Сочинение на тему «Спор поколений» лучше всего начинать с небольшого абзаца, где содержится краткий обзор всего творчества писателя.

Первыми заметили и оценили талант Тургенева Белинский и Гоголь. Познакомившись с будущим писателем еще в молодые годы, они сразу заметили потенциал в его работах. Белинскому же удалось еще по ранним произведениям Тургенева определить особенности творчества писателя: наблюдательность, реалистичность, легкость и изящество слога, внимание к деталям.

Тургенева нельзя было назвать революционером, но его интерес к судьбе родины, желание облегчить ее судьбу и исправить недостатки сильно проявляется в произведениях. Многие русские революционеры воспитывались как раз на этих идеях писателя.

История создания романа «Отцы и дети»

Начать писать сочинение на тему «Спор поколений» можно и с описания процесса создания произведения.

Идея написания романа возникла в 1860 году. Тургенев сразу же приступает к работе, и первые главы появляются на свет очень быстро. Однако за продуктивной деятельностью приходит застой, и возобновляется она только через год. Но в целом роман был написан очень быстро. Историю создания произведения можно завершить сообщением о последней его редакции, которую Тургенев осуществил перед публикацией в 1862 году. Позднее сам автор никогда не вносил никаких правок в свой текст.

Основной конфликт романа

Спор двух поколений в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» является главным конфликтом произведения. Острая полемика старших и младших представителей общества стала сюжетообразующей и подняла ряд серьезных вопросов: неизбежность изменения ценностей, восприятие опыта предков, его осмысление и трансформация, различие в мировоззрении у представителей разных возрастов.

Кроме этого ведущего конфликта, в романе также поднята проблема социальных слоев. От происхождения героя зависят его политические взгляды и представления о мире.

Образ Базарова

Евгений Базаров - ключевой персонаж романа, он нигилист, верит только в науку и не видит смысла в красоте и бесполезном искусстве. Это сильный и уверенный в себе человек, он наделен острым умом и склонен к точным наукам. Базаров материалист, главное для него - труд, сила его личности такова, что под его влияние легко попасть. Все эфемерное, отвлеченное и не приносящее конкретной пользы в его понимании бесполезно. Евгений подчас предстает очень жестким, даже жестоким и безжалостным человеком. Он свободно критикует и оскорбляет своих оппонентов, не оглядываясь на их чувства.

Всю эту характеристику можно свободно перенести в письменную работу на тему «Спор поколений: вместе и врозь». Итоговое сочинение же должно обязательно включать анализ и его эволюции.

Изменения в мировоззрении Евгения происходят в тот момент, когда он влюбляется. После встречи с Одинцовой его прежние идеалы и теории рушатся. Базаров оказывается на распутье, он больше не может прятаться за цинизмом, теперь он осознает сложность человеческих взаимоотношений.

Базаров и Павел Кирсанов

Невозможно, не рассмотрев эти два образа, написать сочинение на тему «Спор поколений». Базаров и Павел Петрович - персонажи, на противоречиях которых и строится весь конфликт произведения. Базаров бунтует против того, что он называет выдумками бездеятельных аристократов: искусства, дружбы, любви, души, религии. Разумеется, его главный противник как раз один из «выдумщиков» всего этого - Павел Петрович Кирсанов.

Кирсанов считает, что дворянство призвано сохранить главные ценности человечества - духовные, поэтому закономерно, что рассуждения Евгения приводят его в гнев и возмущение. Он чужд «новомодным влияниям».

Мини-сочинение на тему «Проблема конфликта поколений» можно начать с описания знакомства Павла Петровича и Базарова и тех ссор, которые между ними тут же начинают вспыхивать. У этих героев разные представления обо всем, будь то наука, политика, нравственность, чувства. Любая тема приводит их к противостоянию.

Но в этих спорах неизменно выходит победителем Базаров. Все аргументы Кирсанова остаются бездоказательными. Павел Петрович не имеет оригинальных мыслей и убеждений, он озвучивает давно известные и уже устаревающие истины. Евгений же высказывает оригинальные идеи, которые действительно могут изменить мир и помочь людям. Базаров - человек физического и умственного труда, Павел Петрович - созерцатель и философ. Между этими героями не может быть ничего общего, они - представители диаметрально противоположных мировоззрений.

Показательным в характеристике образа Павла Петровича является эпизод, в котором описывается его заграничная жизнь. Единственное напоминание о родине, которое сохранил Кирсанов - пепельница, сделанная в виде крестьянского лаптя.

Конфликт Аркадия с отцом

Противостояние Аркадия со своим отцом не столь открытое, как конфликт Павла Кирсанова и Базарова. Поэтому сочинение на тему «Спор поколений: вместе и врозь» может включать лишь краткое упоминание об этих разногласиях.

Николай Петрович, в отличие от брата, наделен Тургеневым мудростью и возвышенной душой. Сын во многом похож на отца, что не позволяет этим двух героям окончательно отдалиться и стать непримиримыми врагами. Сам Аркадий отличается от своего кумира Евгения, он не столь убежден в нигилистических идеях и теориях. Цинизм и пренебрежение к чувствам у Кирсанова-младшего наиграны, что и приводит Николая Петровича в негодование. Однако мудрость Кирсанова велика настолько, что он не обвиняет сына и не пытается переубедить. Он ждет, и постепенно Аркадий возвращается домой, отказывается от ложных идеалов. По сути, Кирсанову-младшему нужен от жизни покой, достаток и тихая счастливая Поэтому конфликт этих двух персонажей не может быть столь же сильным, как противостояние Базарова с дядей Аркадия.

Вывод

Таким образом, сочинение на тему «Спор поколений: вместе и врозь» должно отражать основной конфликт между разночинцем-нигилистом Базаровым и аристократом-идеалистом Павлом Петровичем. Противоречие же Аркадия с отцом - лишь отражение желания Кирсанова-младшего казаться самостоятельным и независимым.

Сколько существует человечество, столько и волнует его вечная проблема «отцов и детей», в основе которой лежит разрыв связей между разными поколениями. Что же ведет к недопониманию между «отцами и детьми»?Со времен Сократа и Аристотеля и до наших дней в обществе присутствует конфликт (разногласие, столкновение, лежащее в основе борьбы героев) между поколениями. Вопрос этот занимал и занимает если не центральное, то одно из основных мест в их мыслях. Во время бурных изменений какой-либо сферы жизни человека эта проблема встает с удвоенной силой: отцы - консерваторы, которым чужды любые изменения, а дети - “двигатели прогресса”, стремящиеся свергнуть устои и традиции, воплотить в жизнь свои идеи. «Отцов и детей» я беру в более широком смысле, чем семейные узы.

Вспоминаю комедию А. С.Грибоедова «Горе от ума». Конфликт между «отцами и детьми» здесь лежит в области мировоззрений, взглядов на мир. Фамусов кичится тем, что жизнь, на его взгляд, прожил достойно. Он утверждает, что Софье не стоит искать для подражания другого образца, коли в глазах “пример отца”. Что интересно в этом произведении, так это то, что к «отцам» относятся не только Фамусов и его окружение, но и ровесники Чацкого, Софья и Молчалин, которые являются членами фамусовского общества, а Чацкий – представитель нового света – им чужд. Чужд потому, что мыслит о мире и действует в жизни по-другому.

Это общественное явление нашло отражение и в романе Ивана Сергеевича Тургенева “Отцы и дети”, где Евгений своим поведением и высказываниями показывает, что время, в котором жили старшие и его отец, необратимо уходит в прошлое, а на смену ему приходит эпоха с другими принципами и идеалами. Но и в этом произведении можно отметить, что в его финале к лагерю “отцов” присоединяются Аркадий, бывший спутник Базарова, и его жена Катя, люди молодые. Интересным в этом романе является и то, что Н. П.Кирсанов готов согласиться с упреками Базарова:”Пилюля горька, а проглотить ее нужно!”

Могу сделать вывод, что разногласия между «отцами» и «детьми» существовали всегда. Причины их совершенно различны, но суть одна – непонимание людей разных эпох, избежать которого легко, если быть хоть чуть-чуть терпимее друг к другу. В то же время хочу подчеркнуть, что как бы отцы и дети не спорили, они все равно оставались и остаются близкими людьми… (355 слов)

Произведение И.С. Тургенева «Отцы и дети» не теряет своей актуальности на протяжении многих лет, а причина этому – главная тема, которая является и основной сюжетной линией, которою, подобно вьюнку, обвивают побочные. Проблема спора поколений лежит в основе романа.

На самом деле, здесь стоит смотреть глубже – речь идёт о разнице в способах мышления, восприятия и отношения к действительности. Разницу можно заметить даже во внешнем виде героев, если взять за основу образы Евгения Базарова и Павла Петровича Кирсанова, которые, к слову, являются одними из ключевых и самых колоритных персонажей произведения. Павел Петрович – человек, который, несмотря на возраст, следит за тем, как он выглядит, всегда предстаёт перед людьми в самом лучшем виде. С другой стороны – Евгений Базаров, взор которого обращён миру, он настолько зациклен на глобальном, что вовсе не обращает внимания на что-то мелкое, незначительное в масштабах Вселенной, на что-то вроде своего внешнего вида.

Старшее поколение воспринимает мир таким, каков он есть, каким он открыт для взгляда обычного обывателя, предпочитает не искать корни проблем. Павел Петрович в спорах с Базаровым признавал, что мир имеет некоторые несовершенства, в то время как Евгений говорил о том, что замечание ошибок в мироустройстве бессмысленно, только попытки изменить мир имеют вес. Нигилистические взгляды молодого человека были весьма радикальными. Если революция начинается в головах народа, то в голове Евгения Базарова уже сносились столпы всего мироздания. Он отвергал идеалы, ценность опыта предыдущих поколений. В то время как Кирсановы были куда более консервативными. Услышав о том, что молодые люди придерживаются нигилистических взглядов, Павел Петрович воскликнул: «Нам дорога цивилизация, нам дороги ее плоды».

Для примера стоит взять диалог героев о русском народе. Кирсанов не видит ничего плохого в патриархальности людей, желании почитания высшего, в то время как Базаров считает это пережитком прошлого, который следует устранить. Это то, что держит людей на месте, мешает им двигаться вперёд. Нетрудно говорить о том, что правда здесь всё же на стороне Евгения. Однако, при этом, обычному жителю деревни человек вроде Павла Петровича куда ближе, чем переполненный новаторскими идеями молодой Базаров.

Однако, я считаю, что на самом деле поколения, при кажущейся их полярности, имеют нечто общее. Так, главный герой, отвергающий идеалы, любовь, эстетику, прекрасное, влюбляется. И эта любовь, пугающая и столь неожиданная, сопровождает его до самой последней минуты жизни.

Бесспорно, идейная война двух поколений – тема животрепещущая и всегда актуальная. Родителям порой сложно понять своих детей вовсе не потому, что их идеалы хуже – они просто другие, они иначе воспринимают окружающую их действительность, иначе смотрят на свою жизнь. Им будет сложно понять друг друга, скорее даже невозможно, остаётся только принять. Принять факт того, что всё не стоит на месте и эпохе традиций придётся уступить место эпохе новой. Принять друг друга, ведь самое важное – отличаться друг от друга, но при этом не терять близости.

Также читают:

Популярные сегодня темы

  • Сочинение Хрюмины характеристика и образы в комедии Горе от ума Грибоедов

    Пьеса «Горе от ума» А.С.Грибоедова, была написана в 1824 году. Произведение было написано в комедийно-развлекательном жанре.

  • Характеристика главных героев в Слово о полку Игореве сочинение

    Читая поэму, познакомились с образами этого замечательного произведения, образцом древнерусской литературы.

  • Сочинение Зачем нам нужен речевой этикет? 7 класс

    Люди каждый день общаются между собой. Это так просто, но при этом очень сложно. Никогда не стоит забывать про силу слова. Никто из нас не захочет оставить о себе плохого впечатления или оскорбить любимого человека

  • Сочинение про Прогресс

    Жизнь любого человека тесно связана с прогрессом. Сам прогресс является жизненной необходимостью и его никак нельзя назвать случайностью, что и говорил великий социолог Спенсер.

  • Сочинение Берг и Вера в романе Война и мир Толстого

    Роман-эпопея «Война и мир» Льва Николаевича Толстого вместила в себя множество различных образов. Всегда в произведении большое внимание уделялось главным героям: их характеристике, анализу поступков. А второстепенные персонажи оставались в стороне.

Подготовка к итоговому сочинению в 11 классе.

Спор поколений: вместе и врозь

Тема. Конфликт и преемственность поколений в произведениях русской литературы.

Урок №1

Цели.

1. Проверить и закрепить знания художественной литературы.

2. Развить навыки работы с текстом.

3. Раскрыть суть отношений главных героев произведений с противоборствующим другим.

4. Сделать вывод, как отражается конфликт и преемственность поколений.

Метод.

Аналитическая беседа, комментированное чтение, пересказ эпизодов, творческая работа учащихся (написание сочинений).

Ход урока.

1. Запись темы и эпиграфов:

«Чти отца своего и матерь свою,

и благо тебе будет,

и долголетен будешь на земле»

(Библейская заповедь)

«Порвалась связь времен»

(В. Шекспир)

«Сегодня российское общество

испытывает дефицит

духовных скреп»

(В.В. Путин)

2. Слово учителя о целях и задачах урока

Пословное обдумывание формулировки темы. Учитель заостряет внимание на том, что здесь действительно важно каждое слово. И ключевые здесь слова:

Конфликт – это столкновение, непримиримость, противоречие, протест.

Преемственность – продолжение, начатого предшественниками, следование их пути.

Как вы понимаете эпиграфы?

Вступительное слово учителя.

«Мне больно сегодня об этом говорить, но сказать я об этом обязан. Сегодня российское общество испытывает явный дефицит духовных скреп», - это слова из послания Федеральному собранию Президента В.В. Путина.

В самом деле, наше общество утратило за последние десятилетия традиционные нравственные ценности. Разобщенность «Отцов и детей», непонимание даже внутри одного поколения особенно остро ощущаются сейчас, когда утрачены прежние смыслы и цели, а новые вызывают растерянность, неопределенность.

Правда, такие споры были очевидны и в прежние время.

Предлагаю вспомнить суть споров отцов и детей в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети».

Вспомните, чем ознаменовался приезд Базарова в Марьино?

Прежде всего Базаров не считает нужным в угоду элементарным правилам учтивости менять свое обычное поведение. Оказавшись в обществе людей старшего поколения, не разделяющих революционно-демократических убеждений, он проявляет нетерпимость к их мнению, становится грубым среди своих товарищей.

3. Проверка домашнего задания (опережающее домашнее задание)

В качестве опережающего домашнего задания вам надо было подумать над вопросами:

– Как Тургенев противопоставил братьям Кирсановым нигилиста Базарова?

Наделен ли Базаров рефлексией, определенным расхождением между словами (убеждениями) и делами (готовность и способностью «рассиропится»)? В каких эпизодах это обнаруживается?

Как характеризуют Базарова его циничные суждения о женщинах и глубокая, страстная любовь к Одинцовой?

Что можно сказать о грубоватых высказываниях героя о родителях и нежной любви к своим старикам?

В каких эпизодах романа обнаруживается «великое сердце» Базарова и безусловный трагизм его судьбы? Где проявляется трагедия бессмысленного отрицания того, что является прекрасным (музыки, поэзии, живописи, природы)?

4. Поведение итогов беседы

Проблема, заваленная Тургеневым в названии романа, - это проблема на все времена. Собственно, это проблема переосмысления жизненных ценностей поколения, предшествующего поколением, приходящим ему на смену. Не всякая смена поколений сопровождается таким переосмыслением и такой ломкой, как это произошло с Базаровым.

Важно отметить, что идейный конфликт, который возник в романе между Базаровым и «отцами» примирением разрешится не может. Мировоззренческое противостояние ведет к полному разрыву – к нарушению связи времен . (см.1 эпиграф). Фигура Базарова трагична одиночеством его. Нет у него настоящих последователей на главном его поприще (не стоит думать, что медицина – главное его поприще). Одинок он и в личной жизни. Старики-родители чуть ли не боятся его, и он с ними скучает. И в отношениях с Одинцовой он терпит крах. Эта история окончательно надломила его.

Неожиданно обнаруживается, что и с народом, знанием и пониманием, которого он так похваляется, у него тоже нет подлинной близости. Простой мужик выносит ему приговор: «Известно, барин: разве он что понимает?»

Скептицизм охватывает героя. Он и сам перестает верить в необходимость, какой бы то ни было полезной деятельности. Усталость, бездействие, тоска героя ведут к трагическому тупику его жизненного пути.

5. Переход к анализу сцен из «Капитанской дочки»

Учитель

И все-таки как хорошо, когда не война, не протест против старшего поколения, а преемственность, дает понимание смысла жизни отцов утвердились в сознании детей. «Духовные скрепы» навсегда соединили Петра Гринева с родителями.

Напомните основные эпизоды, раскрывающие поведение героя, следование завету отца, в повести «Капитанская дочка».

Учащиеся пересказывают

Эпизод казни защитников Белогорской крепости.

В штабе Пугачева.

В Бердской слободе.

Делаем вывод

Примером стойкости, верности своим убеждениям, царю и Отечеству и, конечно, Богу, является Петр Гринев. Несмотря на сложные драматические обстоятельства, в которых он оказался, Петр Гринев не уронил чести, остался верен государыне и не опозорил чести своей семьи. Герой всегда надеялся на милость Господа и выходил из труднейших положений благодаря своим нравственным качествам. В трудные минуты жизни он руководствуется не сиюминутными интересами, а высшими принципами, которые помогают ему принять правильные решения. Как ни уговаривал его Пугачев перейти на его сторону, Гринев не изменил себе, своим убеждениям, сохранив при этом достоинство и честь.

6. Переход к сопоставительному анализу двух героев: Молчалина из комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» и Чичикова из поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души».

Что объединяет двух героев Павлушу Чичикова и Молчалина?

Оба получили советы своих отцов, но эти заветы несут в себе безнравственное начало. Комментарий учащихся и подтверждение текстами.

Урок №2 Урок развития речи.

Написание сочинений по теме урока №1.

Фрагменты сочинений.

Сочинение 1

Оба героя (Базаров и Павел Петрович) почувствовали неприязнь друг к другу при первой же встрече. Павел Петрович окрестил Базарова циником, плебеем, лекаришкой, волосатым, шарлатаном. Базаров же называет Кирсанова аристократишкой, идиотом. И первая же встреча за чаем привела к словестной дуэли, которая длилась вплоть до настоящего поединка.

Спорили по разные вопросам, волновавшим в то время: о нарде, его жизни, о науке, патриотизме, религии, искусстве. Здесь и далее и выявились нигилистичные взгляды Базарова. Он считает, что «порядочный химик в 20 раз полезнее поэта», что «природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник». Базаров не признает чувств, считая, что есть только ощущения. Будучи естествоиспытателем, герой не признает никаких высших духовных ценностей.

Но начинается проверка взглядов Базарова жизнью. Постепенно после встречи с Одинцовой Базаров начинает осознавать свою беспомощность перед вечностью и могуществом природы: «…И часть времени, которую мне удастся прожить, так ничтожны перед вечностью, где меня не было и не будет!..» - восклицает он. Грусть и растерянность чувствуем мы в этих словах.

Да и любовь, которую он тоже отрицал, входит в его жизнь. Как оказалось, он способен на глубокое чувство. Хотя оно и осталось безответным, а ведь прежде он был так циничен в отношении к женщине.

Особую остроту, пронзительность придает конфликт Базарова с родителями. Чувства Базарова противоречивы. С одной стороны, в порыве откровенности он признается, что любит своих родителей, а с другой – в его словах сквозит презрение к «глупой жизни отцов», продиктованное его жизненной позицией, его твердыми убеждениями. Разлад этот, по-видимому, не разрешим. Базаров утверждает: «Всякий человек сам себя воспитывать должен – ну хоть как я». Но не прав он. Только благодаря примеру родителей, их воспитанию возможен был интеллектуальный рост Базарова. Трагедия его в том, что утратив возможность понимать их, принимать их такими. Как есть, прощать. Между ними велика пропасть, да и сам Базаров не хочет сблизится с ними, считая это шагом назад.

«Чти отца твоего и матерь твою, да благо тебе будет, да долголетен будешь на земле», - гласит пятая заповедь, данная Господом Богом. Как же правильно почитать отца и мать? Это в первую очередь любить их, быть благодарными им за жизнь, которую они дали, не судить их поступки, заботиться о них до самой их смерти, слушать их во всем.

Полное забвение этой заповеди у Базарова: «да благо будет тебе, должен будешь на земле». Забыл о Боге, исключил его из своей жизни: «Я гляжу в небо, когда хочу чихнуть», - говорит герой. Вот еще и почему такой трагический финал повести.

Сочинение №2

Так о чем роман? О трагедии человека, разъеденного с миром отцов. Роман о человеке, который попрал многие общечеловеческие, христианские ценности: любовь к ближнему, заповеди «не убий» (все-таки стрелялся на дуэли) и «что отца и матерь свою».

Что же еще можно поставить ему в вину. Виноват, потому что тяготился родителями, был снисходителен и высокомерен в дружбе, циничен в отношении к женщине, с презрением относился к Ситникову и Кукшиной, людям пусть и убогим и недалеким, но все ж людям. А главное, исключил мысль о Боге. Так все-таки врозь, а не вместе с отцами горой. Так и не поменял от своих убеждений. Крайности во взглядах Базарова принесли на все последующие времена, ибо несли разрушительное, безнравственное начало.

Сочинение №3

Проблемы отцов и детей существуют во многих произведениях литературы. В семье, от своих родителей человек получает первые знания о жизни, об отношениях между людьми. Поэтому-то от взаимоотношений в семье, между родителями и детьми, зависит то, как будет в будущем человек относится к другим людям, какие нравственные принципы изберет для себя, что будет для него главным и святым.

«Береги честь смолоду»,- так напутствует отец своего сына Петра, отправляющегося на военную службу. И этот завет Петр Гринев выполнил до конца. В трудных обстоятельствах герой оказывается часто, но никогда не запятнал он чести не уронил достоинство. Духовные скреп, говоря современным языком, навсегда связали его с корнями. Нигде в повести Гринев не отступает от чести по малодушию, по страху. Вот в Белогорской крепости пленного Гринев, узнанного и пощаженного Пугачевым подтаскивают к атаману для лобызания руки «государя». «Целуй руку, целуй руку!» - говорили около меня. Но я предпочел бы самую лютую казнь такому подлому унижению».

В повести нигде Гринев сознательно не поступается своей офицерской честью. Его щадят, ему дарят подарки и помогает освободить невесту Пугачев. Сам же Гринев не помогает самозванцу ничем, кроме помощи нравственной. Более того, он заставляет Пугачева относится с определенном уважением к своим представлениям о чести и присяги.

«Бог видит, что жизнью моей рад бы я заплатить тебе за то, что ты сделал для меня. Только не требуй того, что противно чести моей и христианской совести»,- говорит Гринев Пугачеву при освобождении Маши.

Сочинение №4

В повести нигде честь не противоречит совести. За что держаться? Что не подведет? Держаться надо за совесть, за честь в глазах Бога (думаю, это имел в виду отец, наставляя сына), за Бога. Это поможет сохранить честь и в глазах людей. Такой глубоко христианский, глубоко русский ответ дает Пушкин в повести «Капитанская дочка». Его герой, конечно же, с младых ногтей, знал заповедь о почитании родителей. И благо было ему, да долголетен был он на земле, ибо остался настоящим гражданином, хорошим семьянином и истинным христианином.

Сочинение №5

Отцы бывают разные. Были и такие которые в своих наставлениях, что для них самих являлось наиболее важным в жизни. Отец наказывал Павлуше Чичикову больше всего угождать учителям и наставникам, беречь и копить копейку. «Все сделаешь и прошибешь на свете копейкой». Духовной пустотой и мертвечиной веет от героя. Все мысли и чувства этого человека подчинены одному желанию – любой ценой стать богатым. Ради заветной цели он идет на хитрость и обман, проявляет самые отвратительные качества: изворотливость, ловкость, лесть, мошенничество. Ничего святого нет в этом человеке, да и не могло быть, судя по наставлении, которого он явно превзошел. Подлецом называет Чичикова Гоголь.

А вот другой персонаж – Молчалин. Он полностью разделяет взгляды старшего поколения. Это очень помогает ему в жизни. Он добился и чина асессора, и стал секретарем у Фамусова, московского туза, его любит дочь богатого человека. И все это потому, что он придерживался завета отца:

Во-первых, угождать всем людям без изъятия-

хозяину, где доведется жить,

начальнику, с кем буду я служить,

слуге его, который чистит платье,

швейцару, дворнику для избегания зла,

собаке дворника, чтоб ласкова была.

Значительный успех принесли ему, кроме этого угодничества и лакейства, «умеренность и аккуратность». Но читатель не ошибается: все отвратительно в этом человеке, все упрятано, утаено. Умному Чацкому видны ничтожества и глупость Молчалина, его безгласие и низкопоклонства. В конце пьесы и Софье открылись трусость и подлость Молчалина, его расчетливость и лицемерие, его подхалимство и неискренность.

Заключительное слово учителя.

Вот так мы говорим на уроке о конфликте и преемственности поколений проблеме отцов и детей. Проблема это существовала всегда и остается актуальной в нынешнее время.

Какие ценности унаследует молодое поколение от старших? Какие «духовные скрепы соединят людей в семье, обществе? Какие базовые ценности сегодня наиболее востребованы молодежью? И что делать, что бы все-таки «вечные ценности» высшие человеческие качества- такие, как вера, честь и благородство, служение своему делу, труд в раскрытие талантов, данных человеку Богом, доброта, любовь к людям, своему Отечеству, верность ему, - были в чести у всех, кто вступает во взрослую жизнь. Ибо забвение, пренебрежение ими приводит к непониманию между людьми и поколениям, трагическим разрывам.

(462 слова) Конфликт поколений свойственен человеческой цивилизации, его не миновать. Однако каждый из нас может по-разному подходить к его разрешению. Можно спорить и противостоять друг другу, упираясь лбом в неизбежность столкновения. А можно и наладить диалог, пойти на компромисс, решить вопрос миром, а не поиском истины в ссоре. Я думаю, второй вариант – наиболее подходящее решение. Чтобы подтвердить это, приведу примеры из книг.

В романе И. Тургенева «Отцы и дети» показаны два пути решения проблемы взаимоотношений отцов и детей. В первом Базаров так и не пошел на компромисс с прошлым. Он до конца отстаивал свою позицию, спорил и даже дрался с оппонентом. Тем сильнее стало его разочарование, когда оказалось, что он – такой «романтик», как и Павел Петрович. Евгений не смог уладить конфликт добровольно, и его все равно вынудили к этому обстоятельства. Однако в краткие мгновения прозрения, купленные дорогой ценой, он так и не успел подарить мир и гармонию родителям, которые этого заслужили. Он умер, а они остались оплакивать сына, который так и нашел для них времени и душевной теплоты. А вот во втором решении, Аркадий и Николай Кирсановы нашли взаимопонимание, наладили совместный семейный быт и жили счастливо. Их успех – доказательство того, что два разных поколения должны быть вместе, а не врозь, иначе трагический исход (разрушение преемственности отцов и детей) неминуем.

В книге А. Пушкина «Капитанская дочка» тоже есть два примера разрешения конфликта поколений. В семье Гриневых отец наладил общение с сыном, стал его наставником. Петр уехал в отдаленную часть (хотя ему хотелось «непыльную службу в Петербурге»), повинуясь мудрому родителю, и свято берег все его заветы. Юноша не пожалел об этом, ведь стал смелым, добропорядочным и честным мужчиной, благодаря настоящей, а не фиктивной военной службе. Там же, в глубинке, он нашел искреннюю и отважную девушку, с которой связал жизнь. Судьба молодого человека в то непростое время сложилась благополучно только потому, что опыт и воспитание отца помогли ему в трудных ситуациях принимать верные решения. А вот другой офицер, Швабрин, стал предателем и позором своей семьи, потому что разорвал связь между поколениями. Его предки служили верой и правдой, жили по православным канонам, поэтому высоко ценили добродетель. Но Алексей в Бога не верил, присягу нарушил, то есть разорвал связь с семьей, потому и стал бесчестным человеком без родины и рода, так как все это он безжалостно втоптал в грязь. Значит, данная книга учит нас тому, что нельзя молодежи и зрелым людям идти порознь, необходимо давать и перенимать позитивный опыт, уважать традиции, но при этом не отрицать надвигающиеся перемены.

Таким образом, отцы и дети могут, конечно, спорить, но должны оставаться вместе, что бы ни случилось. Вариант «врозь», судя по литературным примерам, приводит к трагическому исходу: мучительному непониманию, одиночеству, разлуке и разрыву семейных связей. А ведь каждому поколению, вне зависимости от идеологии, нужна простая человеческая поддержка близких и родных людей, поэтому все мы обязаны стремиться к обретению гармонии во взаимоотношениях.