Турандот содержание. Значение слова турандот в литературной энциклопедии

Краткое содержание

Действие I
Стены императорского города. Площадь наполняет толпа, которая внимательно слушает Мандарина: Турандот, дочь императора Альтоума, станет женой принца, который разгадает три загадки. Тот же, кто не справится с этой задачей, будет обезглавлен, как персидский принц, которого ждет скорая казнь. Толпа волнуется, требуя немедленной казни. В сутолоке многие падают, в том числе Тимур, бывший татарский царь. К нему на помощь подбегает юноша - принц Калаф - и узнает в нем своего отца. Тимур рассказывает сыну, как ему помогала неотлучно сопровождавшая его рабыня Лю. Выходит палач. Все с нетерпением ждут восхода луны, когда должна совершиться казнь. Вид осужденного на смерть юного персидского принца вызывает в народе жалость.
Проклятие застывает на устах Калафа, когда в императорской ложе появляется принцесса Турандот, блистающая властной и почти нереальной красотой. Калаф устремляется к гонгу, он готов вызвать жестокую принцессу на состязание. Три министра - Пинг, Понг и Панг - пытаются остановить его, указывая на отрубленную голову персидского принца. Лю умоляет Калафа подумать о старике отце. Принц утешает ее, просит позаботиться об отце и трижды ударяет в гонг, призывая Турандот.

Действие II
Пинг, Понг и Панг оплакивают участь погибших принцев и мечтают о жизни вдали от двора. Они бы хотели, чтобы принцесса поскорее полюбила и вышла замуж, тогда наладится и жизнь в Китае.

Площадь перед дворцом. В руках мудрецов свитки с ответами на загадки Турандот. На трон восходит император. Он отговаривает Калафа от безнадежного состязания. Турандот тоже угрожает Калафу и объясняет причину испытания: в стародавние времена чужеземный завоеватель, силой овладев китайской принцессой, жестоко ее убил. За надругательство над своей прародительницей Турандот мстит всем пришельцам. Но принц непреклонен. Ответ на первую загадку - надежда - найден им без колебаний, ответ на вторую - кровь - тоже не вызвал больших затруднений. В ярости задает принцесса третью загадку, и Калаф называет имя самой Турандот. Побежденная принцесса умоляет императора не допустить, чтобы его дочь стала рабыней чужеземца; Альтоум отвечает, что его слово священно. Однако Калаф не хочет, чтобы Турандот стала его супругой по принуждению. Калаф готов умереть, если до рассвета Турандот сумеет разгадать его имя. Народ приветствует победителя и желает долгих лет своему властелину.

Действие III
Городские улицы. Ночь. Слышны крики глашатаев: "Пусть никто не спит этой ночью!" - нужно узнать имя незнакомца. Калаф уверен, что завоюет сердце принцессы. Пинг, Понг и Панг искушают Калафа, предлагая ему любовь, драгоценности и славу, но тот отказывается. Народ умоляет, затем угрожает, и в этот момент стража тащит Тимура и Лю - их видели на площади вместе с Калафом. Лю признается, что знает имя, но не назовет его: силы молчать дает ей любовь. При приближении палача она выхватывает кинжал у одного из стражников и закалывается. Умирая, Лю предсказывает Турандот, что та тоже полюбит принца. Тимур в отчаянии. Толпа, устрашенная его проклятием, произносит искупительные молитвы. Похоронная процессия уносит тело Лю, оставляя принца и Турандот одних.

Страстный поцелуй Калафа заставляет дрогнуть ледяное сердце принцессы. С рассветом он открывает ей свое имя, но собравшемуся народу и своему отцу она представляет принца иначе: "Его имя - Любовь!"

Джакомо Пуччини — известный итальянский композитор, создавший 10 опер, большинство из которых уже более 100 лет идет на подмостках самых известных театров планеты. В их числе особое место занимает опера «Турандот», краткое содержание которой представлено ниже.

Автор

Джакомо Пуччини родился в 1858 году в итальянском городе Лукка, в семье музыкантов. После смерти отца мальчик обучался игре на различных инструментах у дяди, а став старше, он поступил в Миланскую консерваторию. В 1884 году состоялась премьера первой оперы молодого композитора — «Виллисы». Затем ему предложили написать на заказ партитуру для музыкального спектакля «Эдгар». Однако настоящий успех пришел к Дж. Пуччини после постановки оперы «Манон Леско». Не менее удачными оказались также «Богема» и «Тоска», премьера которых состоялась в 1900 году. Успех не заставил Пуччини почивать на лаврах, и спустя 4 года он порадовал поклонников своим новым произведением «Мадам Баттерфляй». Оно вызвало фурор. Достаточно сказать, что после спектакля Пуччини 7 раз вызывали на сцену. После этой работы в жизни композитора наступила черная полоса: он попал в аварию, его жена обвинила домработницу в связи с супругом, и та совершила самоубийство. Кроме того, у него диагностировали рак горла. Операция по удалению опухоли привела к осложнениям в его состоянии, от чего он скончался в ноябре 1929 года.

История создания оперы «Турандот»

Сказка Гоцци привлекла к себе внимание Пуччини в 1919 году. По признанию самого композитора, опера «Турандот» (краткое содержание либретто см. ниже) была написана после посещения спектакля в берлинском театре Макса Рейнгардта. Однако он задумал несколько изменить сюжет сказки. Для создания либретто Пуччини пригласил Джузеппе Адами и Ренато Симони, однако и сам активно участвовал в написании текстов к ариям.

Опера «Турандот», краткое содержание которой представлено ниже, создавалась в период с лета 1920 года до последних дней жизни композитора. За это время Пуччини успел написать около 3/4 предполагаемого объема этого произведения. Однако он не успел написать финальный дуэт Турандот с принцем Калафом и последнюю сцену третьего акта. Их создал впоследствии друг Пуччини Франко Альфано.

Опера «Турандот»: содержание первого акта

Спектакль начинается с того, что мандарин объявляет условия, на которых каждый желающий может жениться на принцессе Турандот. Согласно пожеланию дочери императора, претендент на ее руку и сердце сначала должен ответить на 3 ее загадки. Если ему не удастся, казнят. Известно и о первой жертве жестокой девушки. Ею стал персидский принц, приговор которому будет приведен в исполнение на восходе луны. Разъяренная толпа жаждет стать свидетелем казни. Начинается давка, из-за которой на землю падает изможденный, оборванный старик. Оказывается, что это татарский царь Тимур. Недавно его свергли с престола, и он скитается по миру в компании рабыни Лиу. Девушка в отчаянии, так как у нее нет сил поднять с земли своего несчастного повелителя. Неожиданно ей на помощь приходит юноша Калаф — единственный сын царя Тимура, который давно покинул родную страну и находился в Пекине инкогнито.

Выход Турандот

В это время появляется персидский принц, которого должны казнить. Его несчастный вид вызывает у толпы жалость, ропот и негодование. Усмирить людей выходит сама Турандот. Красота принцессы пленяет Калафа, и он решает добиться ее расположения. Рабыня Лиу, давно влюбленная в своего царевича, пытается предотвратить беду и рассказывает ему о своей любви. К ней присоединяется и Тимур. Им исполняется ария из оперы «Турандот» Ah, per ultima volta. В ней старик отговаривать сына от сватовства к жестокой принцессе. Однако татарский царевич непреклонен и раскрывает свое сердце перед всеми. Звучит ария Калафа из оперы «Турандот» (Non piangere, Liu), она является одной из основных. По ее завершении молодой человек ударяет в гонг, оповещая всех о своей готовности отгадать загадки китайской принцессы.

Либретто оперы «Турандот»: краткое содержание второго акта (сцена первая)

Появляются министры Понг, Пинг и Панг, которым поручено приготовить все необходимое для проведения церемонии загадок. В трио Ho una casa nell’Honan они оплакивают участь китайской империи. По их словам, страна катится в пропасть из-за Турандот. Все трое негодуют, так как капризы этой своенравной девушки превратили их всех в палачей. Министры мечтают покинуть проклятую работу и отправиться в провинцию.

Второй акт: содержание второй сцены

Далее действие переносится на площадь перед дворцом. Старый император Альтоум исполняет арию, в которой пытается отговорить Калафа от состязаний. Однако татарский принц настроен решительно. Появляется Турандот. В арии In questa reggia девушка рассказывает об истории своей бабки Лоу-Линь, которую обесчестили завоеватели, и говорит о своей ненависти ко всем мужчинам.

Калаф просит Турандот загадать ему загадки. Девушка спрашивает его, может ли он назвать, какой чудесный призрак летает под покровом ночи, исчезает утром, чтобы воскреснуть в сердце на закате. Молодой человек легко находит правильный ответ и говорит, что это надежда. Тогда Турандот требует от него ответа на вопрос, что горит как пламя, хотя не имеет отношения к огню, в час последний похолодеет, цветом напоминает кровь и схоже с зарей. Принц вновь находит разгадку и говорит, что это — кровь. Остается последнее испытание. Принцесса спрашивает: «Лед зажег твое сердце, но оно не может его растопить. Оно и свет, и тьма. Может сделать рабом захотевшего воли, и царем того, кто захотел рабства. Что же это такое?».

На этот вопрос Калаф не может ответить, но его подбадривают старый император, народ, министры и даже верная Лиу. Принцесса заглядывает ему в лицо и, усмехаясь, спрашивает: «Чужестранец, что же это за лед, зажигающий пламя?». Калаф догадывается, о чем речь и говорит: «Я растоплю твой лед пламенем моей любви, Турандот!».

Принцесса умоляет отца не выдавать ее за чужеземца. Однако Калаф не хочет жениться вопреки воле девушки. Он предлагает принцессе отгадать его имя. Если она узнает его до восхода солнца, то он добровольно пойдет на смерть. В противном случае принцесса выйдет за него замуж.

Третий акт

Опера «Турандот» (автор — Джакомо Пуччини) подходит к своему заключительному этапу. Действие проходит ночью, в императорском саду. Глашатаи оповещают всех о приказе принцессы, согласно которому нужно вызнать имя неизвестного принца, но Калаф уверен, что Турандот будет принадлежать ему, так как никто не сможет помочь ей узнать его тайну.

Появляются министры императора, которые пытаются соблазнить принца, предлагая ему красивых девушек, богатство и славу. Затем его окружают горожане, умоляющие его открыть свое имя, так как иначе им грозит гибель. Но и это не дает результатов. Тогда разъяренная толпа решает убить Калафа, но он непреклонен. Однако опера «Турандот» (краткое содержание первого акта см. выше) на этом не заканчивается.

Развязка

Стража императорского дворца вводит царя Тимура и Лиу. Их хотят пытать, чтобы они сообщили имя чужеземного принца. Чтобы избавить царя от пытки, рабыня объявляет, что только ей известно, как зовут юношу. Однако она отказывается выдать имя Калафа, и говорит, что силы молчать ей дает ее любовь. Она совершает самоубийство, предварительно предсказав принцессе, что и она полюбит своего жениха. Толпа уносит тело рабыни. Турандот и Калаф остаются вдвоем. Молодой человек целует девушку и в ее сердце зажигается пламя любви. Он раскрывает ей свое имя. Однако принцесса объявляет всем, что имя юноши — Любовь. Звучит финальный хор.

Теперь вы знаете, кем написана опера «Турандот». Краткое содержание его либретто вам также известно, и вы сможете лучше оценить это произведение при его исполнении на языке оригинала.

XII века, писавшего на персидском языке. В 1712 году известный ориенталист Пети де ла Круа издал сборник персидских сказок, где она и была впервые напечатана. Позднее ее можно было встретить в собрании сказок «1001 день» и «Кабинет фей». Именно из этих книг Гоцци брал сюжет для многих своих произведений. Далее в статье читатель сможет найти ее краткое содержание. «Принцесса Турандот» оказалась весьма привлекательным сюжетом, дав жизнь одноименной опере и театральной постановке.

Гордая красавица

В постановке Вахтангова актеры играли не самих персонажей, а актеров венецианской труппы. Получалась своеобразная матрешка. Соперничество между Турандот и Адельмой было одновременно и борьбой двух примадонн за сердце героя-любовника, Калафа. К сожалению, постепенно такая трактовка была утрачена и позднейшие поколения зрителей видели совсем другой спектакль под названием «Принцесса Турандот».

Театр Вахтангова был самым посещаемым местом театральной Москвы, свидетели писали, что зрители от восторга забирались на спинки кресел. Ироничные насмешливые тексты интермедий, нарочитая игра с использованием нехитрого реквизита — все это создавало карнавальный праздник на сцене.

Намеки и аллюзии

Маски актеров можно было трактовать глубоко символично. Недаром театр всегда имел такую остросоциальную направленность. Вспомним гоголевского «Ревизора». В советское время, когда прямо можно было выражать только безудержную любовь к партии, такие иносказательные виды искусства только и могли помочь отвести душу.

Император Альтоум без ума от своей дочери - безобидный ласковый старичок. Но в его стране отнюдь не ласковые нравы и довольно жестокие законы. Бессловесные мудрецы Дивана — чиновники, с которых стоит брать пример. Со своей главной задачей — все время согласно кивать — они справляются прекрасно. В этой сказочной стране все прекрасно, все улыбаются и нежно пожимают друг другу руки. Но жить там неуютно и даже страшно. Неудивительно, что этот спектакль имел в свое время просто феноменальный успех.

Где можно встретить Турандот сегодня?

В 1991 году была учреждена самая престижная театральная премия - «Хрустальная Турандот». Идея о ее создании пришла в голову продюсеру Борису Беленькому. В программном документе местом действия церемонии награждения определена Москва, так как она является театральной вершиной России.

Изюминка этой премии заключается в том, что жюри составляется из людей, никак с театром не связанных, — писателей, художников, музыкантов. Оттого она и называется независимой. Многие знаменитые и любимые актеры являются обладателями «Хрустальной Турандот»: И. Чурикова, О. Ефремов, О. Табаков, М. Ульянов и другие.

Самая известная сказка К. Гоцци оказалась весьма плодовитой для будущих поколений. Надеемся, эта статья помогла вам узнать ее краткое содержание. «Принцесса Турандот» Пуччини, так же, как и одноименный спектакль, будут вам теперь гораздо понятнее, если вы решите посетить оперу или театр.

Имя: Турандот (Turandot)

Страна: Китай

Создатель:

Деятельность: принцесса

Семейное положение: замужем

Турандот: история персонажа

В древних преданиях нередко встречаются сюжетные линии, когда герою с риском для жизни приходится разгадывать сложные загадки. Этот мотив вошел в основу сказки о китайской принцессе Турандот. Сначала девушка предстала злобной капризной наследницей трона, ради удовольствия играющей с жизнями женихов. Но с легкой руки Карло Гоцци персонаж стал символом борьбы за равные права женщин и мужчин. «Итальянская» Турандот попыталась разрушить стереотипы своего времени о том, что предел мечтаний каждой «нормальной» женщины – выйти замуж и служить мужчине.

История создания

Сказка «Турандот» получила известность благодаря писателю из солнечной Италии Карло Гоцци. Автор использовал в работе историю своенравной китайской принцессы, взятую из творчества азербайджанского поэта Низами. Литератор, живший в 12 веке, творил на персидском языке. Поэма вошла в сказочный сборник, напечатанный в парижской типографии в 1712 году.


Именно из этого издания Гоцци заимствовал сюжеты для своих фьяб, талантливо миксуя детали. Основные элементы персидских сказаний обогащались фольклором, а также принципами комедии дель арте, где зрелищность привносили классические персонажи-маски итальянского театра – Труффальдино, Панталоне, Тарталья и Бригелла.


Произведение итальянца родилось в 1762 году. Чуть позже немецкий поэт и драматург настолько проникся гениально изложенной сказкой, что не удержался от соблазна перекроить ее для Веймарского театра. Так начался славный поход фьябы «Турандот» по мировым театральным сценам.

Биография и сюжет

Сюжет сказки основан на нежелании дочери китайского правителя Альтоума выходить замуж. Гордая и своенравная Турандот считает представителей сильной половины человечества предателями, лжецами и вообще созданиями, не способными любить. Но наследницу престола женихи, конечно, не оставляют в покое, выстраиваясь в очередь.


Чтобы усыпить бдительность отца, которому приходится по вине строптивой дочери воевать с разными странами, а заодно отсеять недостойных ее руки и сердца, принцесса придумала блестящий план. Свататься разрешается всем представителям голубых кровей, но при одном условии – если жених разгадает три загадки, то пропуск в мужья девушки гарантирован, того же, кто окажется недостаточно умным, ждет казнь.

Ко дворцу невесты выстроилась еще более длинная вереница наивных и безрассудных принцев. Еще бы, ведь девушка способна влюбить в себя только по одному портрету. Однако и стены дворца начинают обрастать снесенными с плеч головами женихов. И все же однажды затея Турандот разбилась вдребезги – тайно гостивший в Пекине принц Калаф легко дает ответы на загадки. Принцесса воспринимает событие как унижение: девушке противна сама мысль, что мужчина оказался смекалистее ее и теперь придется покориться. Турандот обещает покончить жизнь самоубийством перед алтарем.


Но Калаф уже всем сердцем полюбил юную даму, поэтому предлагает реванш – Турандот должна назвать имя и статус потенциального мужа. По счастливой случайности принцессе удается добыть достоверную информацию. Отчаявшийся Калаф собрался проститься с жизнью прямо на глазах у возлюбленной. Но девушка вдруг сменила гнев на милость, понимая, что гордость тает от любви, и спасла принца от смерти. Калаф обрел долгожданный статус супруга китайской красавицы.

Постановки и роли

Первым персидскую сказку для сцены подготовил драматург из Парижа Лесаж. Комическую оперу «Китайская принцесса» представили публике в 1729 году в Ярмарочном театре в столице Франции. Работа была несколько ущербной, потому что «переводчик» использовал только центральный сюжет – злая принцесса отправляет недалеких женихов один за другим на казнь. Гоцци усложнил характер главного персонажа, вложив в действия Турандот смысл. По сути, девушка вступила в борьбу за равноправие полов.


Пьесу в обработке Шиллера сыграли в начале 19 века в Берлине. Именно этот спектакль вдохновил композитора на создание оперы «Турандот», которая стала завершением творческого пути легендарного музыканта. Шедевр с успехом дебютировал весной 1926 года в Милане.

В оперных постановках по мотивам легенды персидских сказок участвовал даже «король верхнего до». В послужном списке – партия принца Калафа. Кстати, это самая сложная партия в творении Пуччини. Ее сумел осилить муж , который считается лучшим лирико-драматическим тенором современности. В опере «Турандот» артист дебютировал в Мариинском театре в 2016 году.


Драматическая пьеса имеет славную историю на сценах российских театров. С восторгом постановку приняла публика в 1922 году. Режиссер выбрал оригинальную трагикомедию Гоцци с ее импровизацией и изяществом, откинув литературную обработку Шиллера. Во главу угла театральный гений поставил не сюжет, а остроумные современные реплики героев.


Людям, переживающим непростые революционные времена, Евгений Багратионович подарил веселый, легкий праздник. Первыми роли Турандот и Калафа исполнили актеры Цецилия Мансурова и Юрий Завадский. В театре им. Вахтангова пьеса шла (с перерывами) до 2006 года, став эстетическим символом этого храма Мельпомены. И всегда был аншлаг.


Широкую известность получил спектакль Рубена Симонова, где в главных героев «Турандот» перевоплотились и . Постановка 1963 года позже попала на голубые экраны – творческую работу сняло телевидение.

Третье восстановление спектакля пришлось на 1991 год под режиссерством Гария Черняховского. Турандот играли и , а Калафа – Александр Рыщенков и .


Сегодня театралы и поклонники сценического искусства ждут молодого режиссера, который вдохнет в пьесу новую жизнь. , художественный руководитель театра, озвучивал решение о приостановке спектакля:

«Пройдет какое-то время, мы попробуем его вернуть, но я еще не понимаю, как».
  • Значение имени с персидскими корнями Турандот – «дочь Турана».
  • Подступы к театру им. Е. Вахтангова украшает фонтан «Принцесса Турандот». Памятник героине сказки, которая играет роль талисмана театра, создал скульптор Александр Бурганов. Он установлен в 1997 году – в честь 75-летнего юбилея пьесы. Канонический стиль фонтана гармонично вписывается в архитектуру Арбата. Скульптуру облюбовали влюбленные парочки, потому что по вечерам подсветка создает романтичную атмосферу.

  • В Китае опера «Турандот» находилась под запретом. Власти считали, что страна в постановке показана с темной стороны. Запрет пал в 1998 году, когда появилась работа режиссера Чжан Имо «Турандот в запретном городе», ставшая сенсацией в искусстве.
  • В 1991 году в России учредили первую театральную премию «Хрустальная Турандот». Награда, которую не спонсирует государство, предназначена исключительно для московского театрального сообщества. В списке лауреатов премии 2017 года значатся постановки «Мастер и Маргарита» («Студия театрального искусства» Сергея Женовача), «Царь Эдип» (театр им. Вахтангова), «День опричника» (Ленком) и «Аудиенция» (Театр Наций).

Цитаты

«Я не могу себе представить, что могу я стать рабой мужчины!»
«Первая загадочка будет очень простенькая: почему верблюд не ест ваты? Она простенькая, но никто не догадается».
«Мужчины женятся - женщины мужаются».
«Женщина всегда должна быть жидкой, как вода, чтобы принять любую форму, не сгореть от страсти, просочиться в самый малюсенький капилляр, утечь куда глаза глядят в нужный момент, растворить все неприятности, не соединяться никогда с жиром, не быть раздавленной, быть всегда необходимой, добивать, по капле капая на мозги, быть подобной водопаду в любви, иногда быть нудной, как осенний дождь, и нужной, как летний ливень, быть радостной, как фонтан и неотвратимой, как цунами».
«Чем бы дитя не тешилось, лишь бы в спальню не врывалось!»
«Не меряй, Барах, нежную любовь аршином интереса!»
«Для того, чтобы избавиться от мышей, нужно их всех загнать под шкаф, а потом быстро-быстро отпилить ножки! И все».

Значение слова ТУРАНДОТ в Литературной энциклопедии

ТУРАНДОТ

(итал. Turandot) - героиня трагикомедии К.Гоцци «Турандот» (1761). Дочь китайского императора, прекрасная и умная Т. уже отвергла несколько женихов. Они заплатили жизнью за то, что не смогли отгадать ее три загадки. Тайно прибывший в Пекин ногайский принц Калаф отваживается искать руки Т. И отгадывает все ее загадки. Но Т., усматривая в победе Калафа оскорбление своему уму, не желает выходить замуж. Благородный и великодушный принц предлагает ей испытание: до следующего утра она должна узнать его настоящее имя и происхождение. Т. чувствует, что ее неприязнь к чужестранцу исчезает, уступая место зарождающейся любви. Всеми средствами она пытается узнать тайну Калафа, пока ее служанка не сообщает ей, кто этот незнакомец. Наутро в траурном одеянии появляется Т. перед двором и объявляет, что тайну незнакомца она открыть не может и что она побеждена. Калаф счастлив. Вдруг Т. называет его настоящее имя. Калаф поражен и хочет умереть, но Т. признается ему в любви. Фабулу «Турандот» К.Гоцци заимствовал из повести поэта XII века Низами. Первым для сцены обработал сюжет «Турандот» французский драматург Лесаж в своей комической опере «Китайская принцесса», поставленной в парижском Ярмарочном театре (1729). Лесаж использовал только центральный эпизод восточного сюжета о разгадывании загадок капризной и строптивой принцессы, которая просто забавляется тем, что посылает на казнь незадачливых женихов. У Гоцци характер героини становится намного глубже и сложнее. Его Т. от природы не жестока, она таким образом протестует против неравного положения в этом мире мужчины и женщины. Образ Т. увлек Ф.Шиллера, который сделал обработку фьябы Гоцци в 1802 г. и сообщил этому образу патетические черты, приглушив игровое начало, свойственное комедии дель арте. Шил-леровская «Турандот», поставленная М.Рейн-хардтом в Берлине с Г.Эйзольт в главной роли, дала творческий импульс Дж.Пуччини для создания оперы «Турандот» (либретто Г.Адами, Р.Симони), ставшей его последним, неоконченным шедевром. У Пуччини Т. предстает героиней музыкально-философского действа, имеющего истоки в античной трагедии с решающей функцией хора. (Премьера оперы «Турандот» состоялась 2S апреля. 1926 года в Милане.) В России «Турандот» имела замечательный успех в постановке Е.Б.Вахтангова (1922). Режиссер предпочел трагикомедию Гоцци драме Шиллера: импровизированный дух комедии дель арте привнес в спектакль атмосферу праздничной театральности, изящества и веселья, коих была лишена суровая действительность революционного времени. Первой исполнительницей роли Т. в этом легендарном спектакле - Ц.Л.Мансуровой удалось воплотить «тему ликующей жизни, где жизнь с ее счастьем, любовью и солнцем празднует победу над смертью» (Б.Захава). Ее партнером в роли Калафа выступил Ю.А.Завадский. С тех пор «Турандот» остается в репертуаре «вах-танговцев», превратившись в своего рода эстетический символ этого театра. Е.И.Кузнецова (лит. герои)

Литературная энциклопедия. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ТУРАНДОТ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ГАНЗЕН АННА ВАСИЛЬЕВНА в Краткой биографической энциклопедии:
    Ганзен, Анна Васильевна, урожденная Васильева - талантливая переводчица. Родилась в 1869 г. Выйдя замуж за Петра Ганзена (см.), вместе с …
  • 1926.04.25
    В Милане проходит премьера последней оперы Дж. ПУЧЧИНИ …
  • 1921.11.13 в Страницах истории Что, где, когда:
    Основывается театр им. Евгения Вахтангова. В этот день зрители приходят в старинный арбатский особняк на спектакль "Чудо Св. Антония" в …
  • ИНТЕРМЕДИЯ в Литературной энциклопедии:
    комические сценки, вставляемые между действиями основной пьесы. Через И., называвшиеся еще интерлюдиями (от латинского слова ludus — игра), в средние …
  • ГОЦЦИ в Литературной энциклопедии:
    Карло, граф — итальянский драматург, р. в Венеции, в обедневшей патрицианской семье, деятельно культивировавшей интерес к …
  • COMMEDIA DELL’ARTE в Литературной энциклопедии:
    [иначе — комедия масок] — итальянская импровизированная комедия XVI—XVIII вв. Термин «C. d. a.» значит «профессиональная комедия» (итал. arte — …
  • ЩУКИН БОРИС ВАСИЛЬЕВИЧ
    (1894-1939) российский актер, народный артист СССР (1936). С 1920 в студии Е. Б. Вахтангова, преобразованной позднее в Театр им. Вахтангова. …
  • ХИЛЬДЕСХАЙМЕР в Большом энциклопедическом словаре:
    (Hildesheimer) Вольфганг (1916-91) немецкий драматург. Пьесы "Трон дракона" (1955, обработка "Принцессы Турандот" К. Гоцци), "Жертва Елена" (1955) и др., созданные …
  • ПУЧЧИНИ в Большом энциклопедическом словаре:
    (Puccini) Джакомо (1858-1924) итальянский композитор. Расширил рамки оперного веризма, в традициях которого начал творческую деятельность. Оперы "Манон Леско" (1892), "Богема" …
  • НИВИНСКИЙ ИГНАТИЙ ИГНАТЬЕВИЧ в Большом энциклопедическом словаре:
    (1880/81-1933) российский график и театральный художник. В оcтродинамических композициях совмещал разновременные и разнопространственные изобразительные элементы (серии офортов "Итальянская сюита", 1912, …
  • МАНСУРОВА ЦЕЦИЛИЯ ЛЬВОВНА в Большом энциклопедическом словаре:
    (1896-1976) российская актриса, народная артистка СССР (1971). С 1919 в Студии, затем в Театре им. Вахтангова. Среди ролей: Турандот ("Принцесса …
  • КОМЕДИЯ в Большом энциклопедическом словаре:
    (от греч. komodia) жанр драмы, в котором действие и характеры трактованы в формах комического; противоположен трагедии. По принципу организации действия …
  • ГОЦЦИ КАРЛО в Большом энциклопедическом словаре:
    (1720-1806) итальянский драматург. Брат Г. Гоцци. Сказки (фьябы) для театра с мотивами фольклора и элементами комедии дель арте: "Любовь к …
  • ВАХТАНГОВ ЕВГЕНИЙ БАГРАТИОНОВИЧ в Большом энциклопедическом словаре:
    (1883-1922) российский режиссер, актер, педагог; основатель (1913) и руководитель Студенческой драматической студии (с 1921 3-я Студия МХТ, с 1926 Театр …
  • БУЗОНИ в Большом энциклопедическом словаре:
    (Busoni) Ферруччо (1866-1924) итальянский пианист, композитор, дирижер, музыкальный писатель, педагог. Неоднократно концертировал в России. Опера "Турандот" (1917) и др., фортепьянные …
  • АЛЬФАНО в Большом энциклопедическом словаре:
    (Alfano) Франко (1876-1954) итальянский композитор, пианист. Директор музыкальных лицеев в Болонье (с 1919) и Турине (1923-39), консерватории в Пезаро (1947-50). …
  • ЯКОВЛЕВ ЮРИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ
    Юрий Васильевич (р. 25.4.1928, Москва), русский советский актёр, народный артист СССР (1976). По окончании Театрального училища им. Щукина (1952) - …
  • УКРАИНСКИЙ ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    театр оперы и балета академический им. Т. Г. Шевченко, старейший и ведущий музыкальный театр УССР. Открыт в 1867 в Киеве …
  • ТОЛЧАНОВ ИОСИФ МОИСЕЕВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Иосиф Моисеевич [р. 29.4(11.5).1891, Москва], русский советский актёр, народный артист СССР (1962). В 1918 с группой так называемой Мамоновской студии …
  • СССР. ЛИТЕРАТУРА И ИСКУССТВО в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    и искусство Литература Многонациональная советская литература представляет собой качественно новый этап развития литературы. Как определённое художественное целое, объединённое единой социально-идеологической …
  • СИМОНОВ РУБЕН НИКОЛАЕВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Рубен Николаевич , советский актёр и режиссёр, народный артист СССР (1946). Учился на юридическом факультете …