Журнальная иллюстрация. Иллюстрации Agus Wibowo

Говорят, что пилоты ВВС США после Корейской войны массово проходили тренировки, в ходе которых их обучали противостоять психологическому воздействию противника. Еще говорят, что психологические пытки куда действеннее пыток телесных: человеческая психика еще долго восстанавливается после такого воздействия... А еще говорят, что в ЦРУ разработали целую систему "нетелесного воздействия". Вот лишь некоторые примеры из "Отчета о пытках".

Комитет по разведке Сената США в 2014 году опубликовал сокращенную версию своего исследования об использовании пыток в ЦРУ. В представленном общественности документе содержится 528 страниц, описывающих «усиленные техники допроса» ЦРУ.
Методы психологического и физического воздействия на заключенных были разработаны психологами, ранее сотрудничавшими со Школой выживания в чрезвычайных условиях ВВС США.
Согласно Центру исследования прав человека Северной и Южной Америки, психологические пытки должны отвечать следующим четырем критериям:
1. Страдание;
2. Наказание;
3. Длительность;
4. Отсутствие прямого физического насилия.

Недостаток сна

Лишение сна является одним из видов пыток, когда заключенного лишают сна в течение длительного времени. Сон имеет жизненно важное значение для людей и животных. Пока неясно, как долго человек может не спать. Сегодня установленный рекорд принадлежит Рэнди Гарднеру, который бодрствовал в течение 264,4 часов без использования стимуляторов.
Методы, лишающие сна, включают громкую взрывную музыку, яркие стробоскопы, и помещение человека на ступени пьедестала, с которого, падая, он получает электрический разряд... По истечении определенного периода времени без сна начинаются галлюцинации. Если недостаток сна становится постоянным в течение нескольких месяцев, это приводит к психическим заболеваниям.
Другие, более легкие, последствия могут включать в себя ухудшение эмоционального состояния. Дэвид Динджес, профессор психологии и директор отдела по экспериментальной психиатрии в Университете Пенсильвании, утверждает, что "когда человека лишают сна, он перестает испытывать положительные эмоции. Он может утверждать, что он счастлив - но при этом на самом деле он не испытывает ничего".

Остракизм

Общественное порицание является формой психологической пытки, уходящей своими корнями в Средние века. Помните выражение "позорный столб"? Вот мы о чем: первое упоминание этого прекрасного устройства датируется 1274 годом. Так что у этой пытки долгая история.
Позорный столб с отверстиями для головы и рук человека устанавливали в самом людном месте: на торговой площади или у ратуши. Это позволяло унижать виновного, ругать его, бросать в него камни и даже порой бить.
Интересный случай произошел в 1703 году, когда Даниэль Дэфо был приговорен к "позорному столбу" за клевету. Тем не менее, общественное мнение о нем, как о герое, было так высоко, что его забросали цветами, а не грязью или экскрементами.

Во времена, когда еще Саддам Хусейн был у власти, одной из самых известных тюрем в мире была Абу-Грейб. После того, как Хусейн был свергнут, там разместилась военная тюрьма США. Оказалось, что служащие армии США издевались над плененными иракцами. Разразился общенациональный скандал и одиннадцать солдат были осуждены за преступления.
Одним из видов пыток, используемых в Абу-Грейб, стала вынужденная нагота. Заключенных мужчин насильно раздевали и заставляли находиться перед другими в чем мать родила.
В арабской культуре нагота и обнажение перед другими унизительны для мужчин.

Изоляция

Одним из излюбленных приемов психологического давления является длительная изоляция заключенного. Бывший узник, Гайрат Бахир, вспоминал:
- Если вы не сотрудничаете, они вас закрывают в длинном, как гроб, ящике, где нет кислорода. Нет света. Вы чувствуете, будто вас заживо похоронили.
Изоляция, или одиночное заключение используется в некоторых тюрьмах США.
Каковы последствия такого заключения для человека? В печально известном опыте "яма отчаянья" над макаками, проведенном в 1950-х годах, психолог Гарри Харлоу установил, что через день или два животные "становились глубоко беспокойными, безучастными или тревожными. Бродили по клетке, калеча себя или безумно раскачивались из стороны в сторону, не откликаясь".

Звук

Звуковая пытка используется для воздействия на заключенных с помощью громкой музыки или белого шума. По сравнению с физическими пытками, так называемые пытки "без касания" можно было бы считать более гуманным, но они не менее эффективны.
Подобно позорному столбу, звуковые пытки имеют долгую историю - скажем так, нам известна ацтекская форма пытки под названием "свисток смерти".
Плейлист ЦРУ частенько содержит в себе такие синглы, как Enter Sandman группы Metallica, хит Rage Against the Machine - Killing in the Name Of или даже Deicide и их незабываемый F*ck Your God. А самая популярная песня в Гуантанамо? - "Я тебя люблю" от Барни.
В школе выживания в тяжелых условиях непрерывно звучат "Шаги" Редьярда Киплинга.
Сержант Марк Хэдселл из компании "Психологические операции" утверждает, что если человек никогда не слушал тяжелый метал, он не в состоянии выдержать сутки напролет с этой музыкой - "мозг и тело начинают терять свои функции. Ход мыслей замедляется и воля сломана".

Манипуляции с лекарственными препаратами

Употребление наркотиков, особенно галлюциногенов, было частенько использовано в психологических пытках. В печально известной программе под названием Project MK-ULTRA, ЦРУ экспериментировало с контролем умственной деятельности. Эти эксперименты содержали наркотики, чтобы "ослабить волю индивида посредством контроля над умственными операциями."
МК означает, что проект был организован для технических служб ЦРУ, в то время как "Ультра" обычно используется для обозначения секретных данных разведки времен Второй мировой войны.
Наиболее распространенный препарат - LSD, хотя агентство также экспериментировало с разработкой сывороток правды. Собственный веб-сайт ЦРУ дает отчет о типах препаратов, используемых для установления истины: разных сывороток, в их числе скополамин и различные барбитураты.
- Нет такого волшебного средства, как в кино. Барбитураты, снижая защитные механизмы, иногда могут быть полезны при допросе, но даже в самых лучших случаях они будут вызывать иллюзии, фантазии, искаженную речь и т.д.

Фальшивая смерть

Помните, как великий русский писатель Федор Михайлович Достоевский описывал свои переживания, когда ожидал смертной казни, в последний момент сменившейся на ссылку? Это переживание изменило всю его жизнь...
До сих пор этот вид психологического воздействия считается одним из крайне действенных и широко применяется на практике в самых разных странах. От инсценировки расстрела и повешения до частичного "удушения" или "утопления".
Другая форма является "ожиданием" смерти - нахождение в так называемом "списке приговоренных к смертной казни". Говорят, что последствия необратимы - заключенные становятся самоубийцами или обретают разного рода мании.

Экстремальные температуры

Использование экстремальных температур является одним из вариантов «усиленного допроса», используемых ЦРУ и ФБР. Несмотря на то, что эта пытка включает в себя физическое воздействие, она считается психологической, потому что это имеет психическое воздействие.
Снижение температуры также используется для лишения сна. Впрочем, переохлаждение является распространенным побочным эффектом, эта форма пытки имеет высокий уровень смертности - до 50%. Снижение температуры может сказаться на памяти - заключенные страдают амнезией. Использование крайне высоких температур может привести к тепловому удару. Даже при соблюдении необходимых условий, тепловой удар, как правило, сопровождается смертельным исходом, так что эта форма пытки уже не может быть расценена как только психологическая.

Страх

Использование страхов и фобий в отношении заключенных может быть эффективно, но далеко не всегда осуществимо. Размещение арахнофобов в одной камере с пауками является одной из форм такого рода пыток. Она предполагает глубокое знание жертвы, так что вряд ли будет использоваться в "официальной" обстановке.
Военные психологи допросили задержанных в Гуантанамо, чтобы понимать, какие из фобий использовались: фобии наготы, фобии замкнутого пространства, фобии темноты...

Тактильная депривация

Сенсорная депривация является крайней формой психологической пытки. Это означает, что вы не слышите, не видите и не можете ничего трогать. Представьте себя в ловушке в звуконепроницаемой камере.
Такая есть у Microsoft - они там тестируют оборудование. Уровень шума внутри составляет рекордные –20,35 децибел. Сделать камеру еще тише, говорят в Microsoft, невозможно из-за движущихся частиц воздуха, которые сталкиваются друг с другом. Говорить внутри комнаты, полностью изолированной от внешнего шума, очень сложно, возникает чувство, что вы кричите в подушку. В Microsoft используют аудиолабораторию для улучшения собственных продуктов. К примеру, она может усилить "слух" голосовой помощницы, когда пользователь обращается к Windows-устройству из другого конца комнаты, а планшеты и ноутбуки – научить воспринимать едва различимые сигналы.
В случае с психологическими пытками все выглядит не так мило. Хосе Падилья был признан виновным в пособничестве террористам в 2007 году. В тюрьме он подвергался сенсорной депривации в течение нескольких недель. За 3,5 года он содержался в камере без естественного света, там не было ни часов, ни календаря. По словам адвоката Падилья, тот был настолько "разбит", что пришел к убеждению, будто бы его адвокаты были частью программы пыток и видел в своих стражниках защитников, а это уже называется Стокгольмским синдромом.

Утопление

Теперь мы переходим к более конкретным формам пыток. "Утопление" выглядит следующим образом: человек привязан к доске, ему на лицо льют воду для имитации нахождения под водой.
Физические эффекты включают сильную боль, повреждения легких и головного мозга от кислородного голодания. Хотя утопление в основном физическая форма пытки, психологические эффекты могут длиться в течение многих лет.
Администрация Буша разрешила использовать эту форму пытки после событий сентября 2001 года. Министерство юстиции уполномочило ЦРУ работать с водой при «усиленном допросе". После скандала в 2004 году государство остановило "программу". Наконец, в 2006 году администрация Буша запретила пытки, включая пытки водой, в отношении задержанных. В настоящее время избранный президент Дональд Трамп хочет вернуть "утопление" в качестве одной из разрешенных форм пыток.

Китайская пытка водой

Китайская пытка водой является менее экстремальной, чем утопление, хотя столь же эффективной. Заключенного привязывают и капают ему на лоб водой. Несмотря на то, что никто не смог подтвердить, что пытка родилась именно в Китае, это название явно прижилось. Изобретателем этой пытки считается Ипполит де Марсилий: так мы знаем наверняка, что уже испанская инквизиция использовала этот метод в отношении не особо верных подданных.

КУБАРК: пособие по пыткам

В 1963 году ЦРУ издало пособие KUBARK Counterintelligence Interrogation для применения во время войны во Вьетнаме. Включает в себя специализированные формы допроса, например, допросы с помощью электрического шока, угроз / страха, сенсорной депривации и изоляции.
Вторым пособием по проведению расширенного допроса стало пособие Human Resource Exploitation Training Manual, расширенное и дополненное, для спецслужб в странах Латинской Америки.
Руководство дает четкие инструкции. Например, в нем рекомендуется проводить арест подозреваемых рано утром, неожиданно, завязывая преступникам глаза, лишая одежды. Подозреваемые должны быть лишены также пищи и сна. Камеры для допроса должны звуко- и светонепроницаемыми.
В пособии утверждается, что у некоторых методов пыток могут быть неприятные последствия, и ожидание боли может быть более эффективным, чем сама боль. Пособия были рассекречены и обнародованы в мае 2004 года, и их можно найти в Интернете.

Разложение, дезориентация, дезорганизация, деморализация

Метод, названный по–немецки Zersetzung (разложение, дезориентация, дезорганизация, деморализация), был усовершенствован «Штази» в Восточной Германии, которая интенсивно использовала его против диссидентов в 1970–е и 1980–е годы.
Согласно бывшим офицерам «Штази», цель состояла в том, что «выключить» диссидентов путем нарушения их социальной, личной или семейной жизни. Жертва подвергалась остракизму, слежке, у нее развивалась параноидная мания и прочие психозы...
Метод психологического разложения включал снятие в отсутствие хозяев квартиры картины со стен, замену одного сорта чая на другой или еще что. Обычно жертвы не подозревали, что это подстроено.
Другие методы Zersetzung включали шпионаж, вскрытие писем и прослушивания телефонных разговоров, незаконное проникновение на частную собственность в угрожающей манере, манипуляции с машинами, пищевые отравления и "ложные лекарства."

Пропаганда

Пожалуй, самым тонким и коварным из всех методов "дополнительного воздействия" была и остается пропаганда. Она может рассматриваться как форма психологической пытки. Начало современных "психологических атак" было положено в Первой мировой войне. В начале такие страны, как Великобритания и Германия, начали использовать пропаганду как одно из действенных оружий. В то время англичане обладали одной из самых авторитетных мировых новостных систем - и контролировали большую часть медиа.
Примеры британской пропаганды включали создание брошюр, которые распространялись с самолетов на полях сражений. В брошюрах содержалась информация о различных зверствах - как реальных, так и поддельных, - якобы совершенных немецкой армией против гражданских лиц. С рисунками и карикатурами.
Немцы смогли успешно использовать пропаганду, чтобы заставить султана Османской империи объявить джихад, или «священную войну» против Запада. К началу Второй мировой войны Адольф Гитлер принял британские методы пропаганды и использовал их, чтобы влиять на умы немецкого народа.

Вы делаете сайт, годовой отчет, рекламные банеры или буклеты?! Во многих случаях вас выручит иллюстрация! Как ни странно, но услуги фотографа стоят намного дороже, чем заказать иллюстрацию на эту же тему! А значит мало того, что дешевле, но и быстрее вы получите готовый макет для дальнейшей с ним работы.

Еще раз это относительная небольшая стоимость . Даже у самого знаменитого автора вы получите качественное изображение намного дешевле, чем наймете фотографа, модель, дизайнера, для той же реализации своей цели.

Многие иллюстраторы могут сделать изображение мало отличимое от хорошей фотографии, а во многих случаях даже лучше!

Иллюстрация смотрится во многих случаях эффектнее, чем фотография, так как на фоне повсеместной фото-рекламы иллюстрация достаточно большая редкость!

Иллюстрацию нарисовать намного быстрее по времени, а значит, если сроки вас поджимают, то иллюстрация реальный выход!

С иллюстрацией проще работать и исправлять недочеты и подгонять по цветам.

Минусы иллюстрации

Не всегда можно использовать именно иллюстрацию. Есть области, где придется работать только с фотографом. Например, косметика.

Игривое настроение иллюстрации не всегда создает серьезное впечатление о фирме, но на мой взгляд это проблема исключительно стиля.

В России практически не существует агентств, которые предлагают услуги иллюстраторов. На данный момент продажей иллюстраций профессионально занимается только студия Артемия Лебедева, а значит в большинстве случаев придется связываться с частными фрилансерами, что влечет за собой затягивание сроков и все возможные проблемы с этим связанные!

Нужно разбираться во всем многообразии стилей и четко осознавать какое изображение должно стать итогом вашей совместной деятельности с автором.

Достаточно сложно описать будущую иллюстрацию, потому что в большинстве случаев необходимо самому быть иллюстратором.

Сколько стоит иллюстрация

В России стоимость иллюстрации не строится ни по каким законам рынка в отличие от западных стран. У нас цена иллюстрации определяется известностью автора и его аппетитами. При чем на качество иллюстрации цена зачастую никак не влияет, вы можете найти более менее раскрученного автора, который будет просить за свои иллюстрации от 500 до 1000 $ и не менее талантливого художника, который нарисует вам такое же по качеству произведение за 100 200 $. Однако, зачастую лишние 100 200 $ сэкономят заказчику лишние нервы и время, так как более дорогой иллюстратор может оказаться более опытным и его работу не нужно будет вносить массу исправлений. Поэтому, мой совет не экономить и связаться либо с агентством, либо с опытным автором.

Средняя цена на рынке за стандартную иллюстрацию 200 300$.

Так же цена на иллюстрации зависит от того где она будет использоваться. Согласитесь, если изображение будет использоваться на 1000 рекламных щитах по всей Москве, то такая иллюстрация не может стоить дешево. Существует прямая зависимость цены и носителя.

Жанры иллюстраций

Я бы определил 5 основных жанра иллюстраций:

Рекламная иллюстрация

Тут все ясно! Любая иллюстрация, которая рисуется для рекламы является рекламной! Эта иллюстрация самая дорогая и сложная в отрисовке, так как маркетологи предъявляют к такой иллюстрации особое внимание. Практически на всех этапах отрисовки ведется тотальный контроль над любым проявлением творчества и свободы. Заказчик зачастую четко знает, что он хочет получить, особенно, если заказчик рекламное агентство! Тут автору не надо ничего придумывать, все придумали за него!

Так же к рекламной иллюстрации я бы отнес так называемые сториборды. Сториборд это что то вроде комикса, который описывает покадрово основные моменты будущего рекламного ролика. Своего рода это свод правил для оператора-постановщика. Хороший сторибордист должен обладать великолепным чувством композиции и отлично владеть техникой отрисовки людей в движении. Такие авторы на вес золота, так как это работа несколько тупая, муторная и не приносит должного удовлетворения автору. Поэтому многие сторибордисты быстро [перегораютk и не хотят участвовать в таких заказах.

Сайт illustrators.ru

Сайт free-lance.ru

ЖЖ ru_illustrators

Студия Артемия Лебедева

Журнальная иллюстрация

Самый творческий жанр в иллюстрации, так как журналы не требуют четкости в том, что должно быть изображено и часто это отдается на откуп автору. Тут художник может проявить себя в полной мере. Однако журналы требуют готовое изображение слишком быстро, поэтому автору приходится придумывать, как сделать иллюстрацию наиболее эффектно при использовании наименьших изобразительных приемов.

Такие журналы как Афиша и Большой город приветствуют минимализм в иллюстрации. Часто именно такие иллюстрации являются меймстримовыми и модными! А авторы таких иллюстраций становятся самими известными в арт-среде.

Сайт illustrators.ru

Объединение иллюстраторов Цех tzeh.ru

Агентство Visual Storm visualstorm.ru

Агентство Bang Bang! bangbangstudio.ru

ЖЖ ru_illustrators

Студия Артемия Лебедева

Книжная иллюстрация

Книжная иллюстрация самый неблагодарный жанр. За такие иллюстрации платят мало, а отношение книжных издательств к деталям в таких изображения зачастую рьяное. Особенно это относится к детской книжной иллюстрации. Итогом такой политики на мой взгляд является отсутствие новой волны авторов в книжной иллюстрации. Почти все самые известные художники это люди в возрасте, с советской школой иллюстрации. Все они рисуют иллюстрации по-старинке от руки, карандашами и красками, в чем есть конечно определенный шарм, но новое время требует новых приемов и скорости! Но это еще пол беды. Так как школа иллюстрации в России на данный момент отсутствует и новые авторы это самоучки, то мы имеем этот ужас на полках магазинов, который по-другому у меня язык не поворачивается! Авторы старой советской школы тупо не справляются с тем потоком книг, который появляется, их слишком мало и они очень подолгу оформляют одну книгу.

Сайт illustrators.ru

Объединение иллюстраторов Цех tzeh.ru

Агенство Изадетели izdateli.ru

ЖЖ ru_illustrators

Студия Артемия Лебедева

Стоковая иллюстрация

Относительно новое направление в иллюстрации. Являет собой векторный клипарт на всевозможные темы фрукты, узоры, машинки и так далее. Так же на мой взгляд очень неблагодарная тема, так как что бы зарабатывать при помощи такой иллюстрации нужно отрисовать сотни иллюстраций! А так как конкуренция очень велика, то с каждым годом отрисовка таких иллюстраций становится все сложнее, так как все что уже можно давно нарисовано, то конкурировать можно только качеством изображения. На микростоках такая иллюстрация стоит от 1 до 10$. Очень полезна для оформления каких-то открыток или внутренней документации, презентаций и так далее. Из-за дешевизны спрос на стоковые иллюстрации стабильно высокий. В микростоках автор продает одну и ту же картинку по несколько десятков, а то и сотни раз.

Стоковый сайт ShutterStock.com

Стоковый сайт iphoto.com

Веб-иллюстрация

Всевозможные иконки, украшательства, флэш-игры, банеры — любое изображение, нарисованное для веб являет собой этот новый жанр в иллюстрации. Чаще это чисто техническая иллюстрация, которая так же подразумевает минимум творчества. Очень специфический жанр, так как профессионалов в такой иллюстрации найти относительно сложно. Я считаю, что такая иллюстрация подразумевает под собой определенный набор правил и стилистических ограничений, о которых не все авторы догадываются. Поэтому, заказывая иллюстрацию для сайта, постарайтесь найти примеры, понравившихся вам изображений на других сайтах как минимум. Лучше, если вы найдете профессионалов в этой области и будете работать с ними.

Сайт free-lance.ru

Сайт revision.ru

ЖЖ ru_designers

На этом пожалуй все, ждем пожеланий, что бы вы еще хотели узнать об иллюстрации и иллюстраторах, но боялись спросить!

Уже рассказывала, как создаются иллюстрации для статей, которые занимают целый разворот. Нашла с более свежей иллюстрацией несколько эскизов и исходный файл от артдиректора с розовыми плашками, чтобы можно было сравнить как было, и как стало. (Под катом.)

Иллюстрация к статье о том, не скучно ли более продвинутым детям в начальных классах школы, если они уже перед стартом слишком много умеют.


Т.е. обычно мне присылают вот такой файл

У артдиректора было единственное пожелание, чтобы письмо в редакцию, т.е. текст, оказался на нарисованном куске бумаги. Я посмотрела на это дело и мне очень не понравились остроугольные жёлтые плашки под текстами. Т.к. я решила нарисовать осенний стол - вид сверху: поделки из каштанов, всякие ключи, фломастеры и прочее, тут же исправила жёлтые плашки на такие же рисованные куски бумаги.

Лиля, мой артдиректор, посмотрела на это дело и сказала, что не поняла шутки с кулой Вуду:-) Т.е. мою куклу из каштанов не опознали. Поэтому я отправила второй эскиз, который сразу утвердили. Идея сделать из жёлтых плашек рисованные бумажки Лиле понравилась.

Мне ещё не понравилась работа с типографикой в исходном файле, и я предложила внести небольшие изменения. Звания экспертов там были набраны одинаковым курсивом - не разобрать, где и что. Я предложила сделать их красным и набрать более крупным кеглем, а уж звания приписать синим и более мелким шрифтом. Не знаю, что там в итоге получилось в изданном варианте. Отрисовка выглядела вот так. Артдиректору только не понравилось, что я объединила нижних тётенек в тетрадку.

Нарисовала их отдельными листами, хотя тетрадка мне до сих пор больше нравится. На мой вкус как-то до правок гармоничнее выглядело.

Без текста вот так выглядит иллюстрация на весь разворот

Ракеты опять, да:-)

Я уже говорила, да, что обожаю журнальные иллюстрации? :-)

Чтобы стать успешным иллюстратором одного умения рисовать мало. Помимо владения художественными навыками и талантом нужно разбираться в существующих стилях и познакомиться с творчеством выдающихся иллюстраторов, работы которых стали знаковыми в этой сфере. Только тогда вы сможете найти свой неповторимый стиль и свободно творить, не боясь быть уличенным в плагиате.

Как все начиналось

Иллюстрации существуют давно, еще со времен Древнего Египта, когда заклинания и гимны на папирусах стали сопровождать изображениями. Самые яркие из сохранившихся рукописей того времени - античные «Илиада» и «Энеида».

Иллюстрация (от лат. - illustratio - освещение) - это наглядное изображение, не идентичное изображаемому объекту.

Вплоть до 19 века иллюстрации в основном использовали как украшения книг. Существовали они в различных формах: гравюры, виньетки, миниатюры, графические зарисовки и просто декоративный орнамент.

Во второй половине XIX века начинается так называемый Золотой век иллюстрации, связанный с распространением массовых журналов и газет. В это время в Европе и Америке работают мастера, оказавшие огромное влияние на все последующие поколения художников: Говард Пайл и его ученики, Норман Роквелл, Джеймс Флэгг (создатель знаменитого дяди Сэма), Чарльз Дана Гибсон и его идеальные девушки.

Говард Пайл

Норман Роквелл

Джеймс Флэгг и его дядя Сэм

«Девушка Гибсона» – один из первых американских стандартов женской красоты

Перелом в развитии иллюстрации как жанра случился в 50-е годы XX века. Фотография стала основным способом отражения и передачи происходящих событий, и художникам ничего не оставалось, как начать изображать нематериальные, «идейные» сюжеты.

Так появилась концептуальная иллюстрация, которая развивалась под влиянием современной на тот момент живописи: кубизма, экспрессионизма, дадаизма, сюрреализма. Роберт Эндрю Паркер, Саул Стейнберг, Борис Арцыбашев - одни из самых ярких представителей «другого» направления.

Роберт Эндрю Паркер

Саул Стенберг

Борис Арцыбашев

Примерно в это же время иллюстрации, помимо книг, журналов и газет, начинают активно использоваться в рекламе и различной пропаганде. Популярной становится плакатная иллюстрация, а также новое развитие получают карикатурная и сатирическая.

Иллюстрация сейчас - это дизайн сайтов, инфографика, упаковка и оформление, а также все, где используется визуальный контент. С развитием компьютеров и программного обеспечения появился новый вид - векторная иллюстрация, которая пользуется большим спросом на стоках.

Стили иллюстрации

Стилей и жанров иллюстрации огромное количество: как очень старых, так и появившихся совсем недавно. Несмотря на все разнообразие, есть несколько основных направлений, о которых мы и расскажем ниже. В качестве примеров, характеризующих стиль, мы выбрали работы самых ярких и известных иллюстраторов.

1. Фэшн-иллюстрация

Существует около 500 лет, но популярность этот стиль приобрел только в начале XIX века - время появления большого количества модных журналов. Одним из основателей фэшн-иллюстрации был американец Карл Эриксон , который знаменит работами для Vogue и американской косметической компании Coty.

2. Плакатная иллюстрация

3. Ретро-иллюстрация

Это для нас сейчас такие иллюстрации - это ретро, а для Эрла К. Бэрги , к примеру, это была современная ему реальность. Американец проиллюстрировал огромное количество книг, журналов, газет в знаменитом «винтажном» стиле, который сейчас так популярен.

4. Декоративная иллюстрация

Это, пожалуй, один из самых старых стилей иллюстрации. Виднейший декоратор XX века - Уильям Моррис , неофициальный лидер Движения искусств и ремесел.

5. Иллюстрация детской литературы

Еще один классический жанр иллюстрации. Меняются техники, стили, эпохи, не меняется одно - иллюстрации к детским книжкам должны быть красочными, забавными и интересными.

Один из самых известных детских художников-иллюстраторов - Эдмунд Дюлак . Согласитесь, такое ощущение, что одну из ваших детских книг иллюстрировал именно Дюлак.

6. Иллюстрация комиксов

Комиксы, конечно, отдельный жанр, но нельзя отрицать того, что, по сути, комикс - это проиллюстрированная история. К тому же знаменитого иллюстратора Чарльза Шульца с его зарисовками про мальчика Чарли и собаку Снупи считают крестным отцом современных комиксов.

7. Сатирическая иллюстрация

Истоки сатирических иллюстраций - любимые во все времена карикатуры. Не теряют популярности они и сейчас. Вспомните хотя бы известный французский журнал Charlie Hebdo с провокационными карикатурами.

Один из самых первых карикатуристов - англичанин Джордж Крукшенк . Излюбленные темы - социально-политические и общественные проблемы.

8. Концептуальная иллюстрация

Концептуальная иллюстрация возникла как реакция на появление и распространение фотографии и развивалась под влиянием различных модернистских течений в искусстве. Кроме перечисленных выше иллюстраторов, можно еще выделить Роберта Осборна .

Эдд Картер

Борис Валеджио

10. Спортивная иллюстрация

Пик популярности спортивных иллюстраций - 1930–1950 гг., когда их можно было встретить практически в каждой газете. Один из самых известных художников - Виллард Муллин , большую часть своей карьеры работавший в The New York World-Telegram.

Мы уверены, что после просмотра подборки многим иллюстраторам захотелось попробовать себя в новом стиле. Мы выбрали самые популярные на наш взгляд жанры иллюстрации, и если вы хотите рассказать о каком-то другом стиле и известном представителе, будем рады прочитать все в комментариях.

Данная статья содержит в себе информацию об иллюстрациях, дает исчерпывающий ответ, что такое иллюстрации, какими они бывают. Вас также ждет подборка замечательных иллюстраций от именитых гуру данного направления. Смотрите и наслаждайтесь...

Давайте немного разберемся, что же такое иллюстрации и какими они бывают. Начнем с того, что иллюстрация является визуализацией по принципу рисунка, либо другой работы, которая создается с целью выделения субъекта, но не формы.

Сопровождают содержимое газет, журналов и, разумеется, книг. Их целью можно считать пояснение и декорирование текстового содержимого. Наверняка, все мы хоть раз да видели мастерски прорисованные иллюстрации .

Изображение иллюстрации


И хотя день сегодняшний предоставляет проявляющей интерес публике целые «залежи» толковых иллюстраций, демонстрирующихся в музейных выставках, журналах и галереях искусств, все-таки в большинстве своем людей больше интересует иллюстрация в индустрии графического дизайна.

В общем целом термин «иллюстрация» охватывает очень многое и можно смело отметить, что его границы настолько же необузданны и неопределённы как и у колоритного, актуального графического дизайна. И все-таки давайте попробуем разобраться с иллюстрациями - насколько они универсальны и что собой представляют. С точки зрения категории дизайна, иллюстрации делятся на две подкатегории: редакционные и информационные.

Редакционные иллюстрации

Редакционные иллюстрации действуют исходя из тех понятий, которые представлены в тексте. Суть таких иллюстраций сводится к тому, чтобы усилить воздействие информации. Кроме того, они также подходят для визуального изображения рассказа, в котором напрочь отсутствует сопроводительный текст. Диапазон охвата может находиться в эпицентре - начиная от книжных обложек и заканчивая редакционными комиксами и постерами. Иллюстраторы, работающие в таком жанре, имеют колоссальное число возможностей творчески созидать и контролировать рабочий процесс. Им нет нужды напрягаться на предмет недостоверно по неосторожности представленных данных.


Пример редакционной иллюстрации


Главное отличие таких иллюстраций от информационных графиков состоит именно в том, что редакционные иллюстрации не подразумевают точное отображение конкретных фактов.

Разновидности редакционной иллюстрации:


Технические иллюстрации преобладают в графической коммуникации, являя собой специализированный сегмент данного вида иллюстраций. Включают разного рода схемы, чертежи, графики, диаграммы и карты. Без некоторой научной или технологической подготовки, глубокого знания предмета, а также способности подавать сложные идеи в графической форме в этой области делать нечего.

Иллюстрации книжных обложек - последние годы в сфере графического дизайна идут споры относительно того, к какому виду отнести книжные обложки. Сложность классификации состоит в том, что некоторые обложки книг являются чисто фотографическими, другие же напротив всецело примыкают к изобразительному искусству, собственно говоря, которое использует традиционные средства, тогда как третьи утверждают, что это совокупность компьютерных технологий и традиционных средств, ну а четвертая группа специалистов гласит, что это дизайнерская работа, соделанная при помощи компьютера. Иллюстрации книжных обложек можно отнести в категорию редакционной иллюстрации хотя бы потому, что они иллюстрируют концепцию текста, невзирая на обилие форм и вариантов.

Журнальные иллюстрации служат приглашением к прочтению статьи. В данном случае они являются визуальными передатчиками определенной грани или темы, содержащихся в статье. По мнению экспертов-иллюстраторов одни журналы жаждут пикантности, визуализированного сарказма, юмора на пресловутую политэкономическую тематику, другие предпочитают легкие иллюстрации, созданные в пастельных тонах, с воздушностью и незамкнутостью линий. Общей отправной точкой для каждого редактора любого журнала можно считать следующее: изображение и содержание дизайна не должно вызывать негативных эмоций, оставаясь светлым и гармоничным.

Иллюстрации к календарям служат украшением в качестве дополнения. Кроме того, что календари предоставляют сведенья о датах года, они таким же удачливым образом используются как настенное украшение. С точки зрения дизайна данная разновидность иллюстраций схожа с теми, кои применяются в журнальном деле. То есть фундаментальное отличие в понятном и индивидуальном рабочем стиле.

Иллюстрации постеров используются ввиду анонсов мероприятий, будь-то фестиваль, открытие галереи, стильная тусовка, кинофильм и т.д. и т.п. Постеры по праву относят к стилистической помеси словесного с визуальным. Все постеры выполняют одну единственную задачу - привлечение взгляда зрителя и информирование публики. Цвета, применяемые в постерах зачастую подчиняются особенным критериям. Примечательно, что их популярность базируется в основном на моде, превалирующей в текущий момент времени.

Информационные иллюстрации

Цель информационных иллюстраций состоит в создании визуального отображения информации. Среди профессионалов данный вид называется инфографика (информационная графика). Наиболее часто пользуется популярностью в научных кругах, в журнальном и газетном деле, во всевозможных сложных интерфейсах, дабы визуально презентовать статистические значения (числовые данные).


Инфографика являет собой синтез визуально привлекательных данных наряду с сохранением целостной информации в ней.

В журнально-газетной среде информационные иллюстрации или графики используются в целях:

  • отсеивания слишком затянутой, долгочитабельной информации;

  • подогревания интереса у читателя к тщательному чтению всей публикации (статьи);

  • стирания слишком продолжительных текстовых блоков.
Статистические, цифровые сведенья, безусловно, вмещают в себе конкретные вещи. При визуальном представлении оных, сильно ограничивается свобода творчества. Точность - неотъемлемый критерий информационных иллюстраций.

Иллюстрации на холсте

Получив некоторые сведенья об иллюстрации в целом, самое время перейти к творчеству некоторых, на мой взгляд, безумно талантливых художников-иллюстраторов. На сайте планируется написать довольно много постов (статей) на тему творчества конкретных иллюстраторов, так что самое время к этому подготовиться. На данном этапе приступим к знакомству с оригинальными иллюстраторами.

Сюрно по-сказочному или иллюстрации от Яцека Йерка!

Его имя всемирно известно, благодаря экстраординарному стилю, который едва ли возможно или, если хотите, точно невозможно вписать в узкие рамки одного жанра. Одни критики относят работы Jacek Yerka к сокровенному , сюрреализму, другие, словно оглашенные, горланят о неподражаемом фэнтези.


Сюрреализм Яцека Йерка


Однако мы не станем заострять внимание, давая определение стилю. Так или иначе, бесспорным остается факт, что картины Яцека Йерка просто-таки веют сюрреализмом и старой доброй сказкой. Сегодня его творения являются иллюстрациями к книжным историям…

Сам автор в детском возрасте ощутил присутствие архитектуры Средневековья, которая не канула в лету, сохранилась постум Второй Мировой войны. Кроме того, на творчество Яцека успешным образом оказали влияние дворик и кухня бабушкиной обители. Если приглядеться, то в его работах нередко мелькают подобные мотивы. Подлинное имя автора - Яцек Ковальский.

Галерея работ Яцека Йерка

Иллюстрации Игоря Морски или сюрреализм по-польски

Художник-иллюстратор пан Морски, родившийся в городе Познань, снискал мировую известность лишь после успешного старта Интернет эры. До этого периода, его известность была ограничена пределами родной Польши и государствами, расположенными по соседству.


Обретя популярность, Igor Morski не изменил места жительства, что достаточно популярно практикуется среди его коллег. Уроженец Польши продолжает проживать и творить на родине, в Познани. Кроме иллюстрации он также занимается графическим дизайном. Образование действенный художник получил в местном университете, а уже в 25 лет, молодой человек Игорь Морски работал на местном канале, занимая пост арт-директора. Едва ли Игорю стукнуло тридцать один, как он враз организовал свою персональную студию дизайна и рисунка.

Сегодня, занимаясь профильной работой, польский сюрреалист ко всему прочему преподает дизайн и изобразительное искусство в «альма-матер». Впечатление от творчества талантливого иллюстратора получаем «не отходя от кассы».

Галерея работ Игоря Морски

Иллюстрации Agus Wibowo

Галерея работ серии «Улыбка для будущего» и другое от Agus Wibowo

Современного мира красочны и безумно привлекательны. В этой небольшой статье мы познакомились с понятием иллюстрации и некоторыми работами профессиональных иллюстраторов и просто-напросто замечательных творческих личностей.