А был ли «черный человек»? «Партийная» музыка Моцарта. История создания "Реквиема" Моцартом

"Реквием" Моцарта и история создания окутаны тайной, а споры по поводу авторства не утихают по сей день. Обстоятельства работы над этим знаменитым произведением настолько трагичны и загадочны, что до сих пор не дают покоя исследователям и поклонникам творчества гениального композитора. Противоречивые факты косвенно подтверждают, что "Реквием" - это результат труда нескольких авторов.

Что такое реквием

С латыни слово "реквием" переводится как "покой". Это торжественное, печальное и возвышенное произведение относится к жанру концертной религиозной музыки и сначала являлось частью заупокойной католической мессы. Однако начиная с 15-го века, как правило, реквием исполнялся в память об усопших, но не имел прямого отношения к богослужению. Он являлся лишь данью памяти людям, покинувшим этот мир, а также напоминанием о гневе и милости божьих. Произведение имело строгую структуру, включало в себя музыкальную часть и текст, разделенные на 9-12 отдельных песнопений.

В 18-м столетии реквием стал одним из наиболее популярных жанров духовной музыки, так что почти все композиторы того времени создавали собственные версии произведения. Михаэль Гайдн, Иоганнес Брамс, Джузеппе Верди и многие другие написали свои вариации заупокойной мессы. Со временем реквиемы утратили свою церемониальную составляющую и превратились в концертное произведение, посвященное трагическим событиям: смерти человека, жертвам войны или стихийного бедствия. Традиционная структура почти не соблюдалась.

Краткая биография автора

Вольфганг Амадей Моцарт родился 27 января 1756 года в австрийском городе Зальцбурге в семье придворного скрипача Леопольда Моцарта. Уже в трехлетнем возрасте он начал делать первые шаги в музыке: слушал, как отец играет на клавесине, а затем на слух подбирал созвучия. Отец вместе с ним начал разучивать пьесы и менуэты, а в 5 лет будущий композитор проявил стремление к самостоятельному творчеству и написал свои первые маленькие произведения. Моцарт никогда не ходил в школу, но Леопольд сумел дать сыну прекрасное домашнее образование. Он мечтал, что мальчик станет великим композитором и посвящал обучению ребенка почти все свое время. Вольфганг виртуозно овладел клавесином, так что в 12 лет играл лучше взрослых музыкантов того периода.

Он обладал и потрясающей работоспособностью, на протяжении всей жизни создал множество маршей, менуэтов, пьес и прочих небольших произведений по заказу аристократов. К сожалению, большая часть этих сочинений в настоящее время утеряна. За создание музыкальных произведений Вольфганг Амадей Моцарт получал огромные гонорары и жил в роскошных квартирах. Однако затем количество заказов резко снизилось, и его финансовое положение серьезно ухудшилось. Заработанных денег едва хватало на жизнь, и в 1791 году композитор скончался в возрасте 35 лет от неизвестной болезни.

Кто заказал Моцарту "Реквием"

Летом 1791 года к Моцарту пришел загадочный незнакомец, с ног до головы закутанный в черный плащ. Он не представился, однако заплатил значительную сумму за создание заупокойной мессы - реквиема. Заказчик не ограничивал по времени, но потребовал сохранить в тайне имя автора. Измученный бедностью Вольфганг Амадей принял это предложение, унизительное для великого композитора. Спустя несколько лет после гибели Моцарта стало известно, что таинственным заказчиком оказался граф Франц фон Вальсег, имевший привычку анонимно покупать сочинения талантливых авторов и выдавать их за свои. Он заказал музыку, чтобы почтить память жены, и когда произведение в 1793 году исполнялось впервые, на партитуре было написано "Реквием сочинения графа фон Вальсега".

История создания "Реквиема" Моцартом

Автор взялся за написание сочинения. Незадолго до этого композитор почувствовал недомогания, его начали мучить боли неизвестного происхождения, странная слабость. Он понял, что умирает. Работа над заказом началась сразу же, но автор не мог отделаться от мысли, что пишет заупокойную мессу для самого себя.

Между тем поступали и новые заказы на музыкальные произведения Вольфгангу Амадею Моцарту. В перерывах между работой над "Реквиемом" он успел написать "Волшебную флейту" - веселую и жизнерадостную пьесу, которая была более привычна его таланту. Композитор умер 5 декабря 1791 года, так и не успев закончить произведение. Однако история создания "Реквиема" Моцарта на этом не окончилась.

Незавершенная мелодия

Констанца, супруга Моцарта, беспокоилась, что после смерти мужа загадочный заказчик потребует вернуть аванс за "Реквием" и не выплатит остаток гонорара. Она обратилась за помощью к другому композитору, Йозефу Эйблеру, с просьбой закончить произведение. Считается, что именно он написал инструментальную часть в нескольких разделах, вплоть до Lacrimosa "Реквиема" Моцарта, а затем по неизвестным причинам оставил работу. Впоследствии Констанца обращалась к другим авторам, но получила отказ. В результате рукопись оказалась у Франца Ксавера Зюсмайера, ученика Вольфганга Амадея. Исследователи, которые занимаются изучением вопроса, кто дописал "Реквием" Моцарта, склоняются к мнению, что именно этот автор завершил сочинение.

Йозеф Эйблер

Этот знаменитый австрийский композитор, который принял участие в написании великого произведения, родился в 1765 году. Вольфганг Амадей высоко ценил его талант и, по некоторым сведениям, музыкантов связывали дружеские отношения. Примечательно, что в 1833 году с Эйблером произошел апоплексический удар. Это случилось во время исполнения музыки Моцарта "Реквием".

Франц Ксавер Зюсмайер

Франц Ксавер Зюсмайер родился в 1766. В 21 год он стал учеником Антонио Сальери, главного соперника Моцарта, но затем перешел к Вольфгангу Амадею. Целый год он прожил в его доме как член семьи, помогал композитору в работе и ассистировал при написании многих произведений.

Исследователи творчества обнаружили сходство музыки "Реквиема" Моцарта с аналогичными произведениями Баха, Гайдна, Чимарозы и Госсека. Однако наличие общих черт объясняется требованиями традиционной структуры сочинения и общими принципами религиозной музыки 18-го века.

Образ загадочного заказчика, одетого в черное, потряс воображение композитора, восприимчивого к мистике. Пушкин обыграл эту историю с демоническим посланником смерти в "Маленьких трагедиях", а позже этот же персонаж фигурирует и в творчестве Есенина в стихотворении "Черный человек".

Есть мнение, что основа "Реквиема" была написана Моцартом задолго до заказа, однако произведение не было опубликовано. После того как композитор получил заказ, ему оставалось лишь внести некоторые изменения и адаптировать уже готовое сочинение к требованиям покупателя. Однако эта версия не имеет веских доказательств.

Благодаря Францу фон Вальсегу музыка была издана через 2 года после кончины Моцарта и впервые прозвучала 14 декабря 1793 года на заупокойной службе по жене графа. Фон Вальсег пытался приписать авторство себе, но ни у кого из слушателей не возникло сомнений, что это подлинное произведение Моцарта.

Исследователи обнаружили письмо Констанцы, датированное 1827 годом и адресованное неизвестному получателю, в котором женщина писала: "Даже если предположить, что Зюсмайер все полностью написал по указаниям Моцарта, все равно "Реквием" остается произведением Моцарта". Эти слова вызывают множество домыслов и справедливых сомнений, но теперь, когда в живых не осталось ни одного участника тех событий, выяснить истину практически невозможно.

11 сентября 2002 года, в первую годовщину трагедии, произошедшей в США, на всей планете звучал "Реквием" Моцарта. В 8 часов 46 минут, ровно в то же время, когда началась атака на башни-близнецы, исполнение начал оркестр из первого часового пояса, расположенного в Японии. Через час музыку подхватил следующий коллектив в следующем часовом поясе, а затем - следующий. Траурный реквием в этот день звучал непрерывно по всей планете. Выбор именно этой печальной музыки не был случаен: жизнь молодого композитора оборвалась так же трагично и преждевременно, как и сотни жизней жертв теракта. История создания "Реквиема" Моцарта исполнена страданий, произведение осталось незавершенным, так же, как мечты о будущем погибших в этой катастрофе.

Значение "Реквиема" для слушателей

"Реквием", написанный Моцартом на пороге его смерти, - одно из величайших творений музыкального гения, который вдохновлял многих композиторов. Глубокая, возвышенная и трогательная музыка не оставляет слушателей равнодушными, проникая в самые отдаленные уголки души и задевая за живое. "Реквием" - истинный гимн скорби и печали, ярко и чисто отражающий чувства человека, тоскующего по ушедшим.

Реквием Моцарта в наши дни

Датой создания "Реквиема" Моцарта считается 1791 год. Хотя с момента издания произведения прошло более 200 лет, эта музыка все еще звучит на поминальных церемониях и классических концертах. Версия, написанная Зюсмайером, получила высшее признание, однако многие композиторы неоднократно пытаются переписать произведение, чтобы улучшить его и адаптировать к современным традициям.

Смерть Вольфганга Амадея Моцарта не позволила ему завершить знаменитое произведение. Несмотря на споры и противоречия, никто не в силах оспорить величайший талант молодого автора. Даже спустя столетия его гениальная музыка продолжает звучать.

Интересно было бы написать роман о Моцарте, – этакой "дудке Божией", у которого музыка есть как бы сам его организм, а в остальном он человек праздника и карнавала, человек полёта и некоего художественного безумия и свободы... Сальери же теоретик и ремесленник-виртуоз. Не просто ремесленник, а именно ремесленник-виртуоз... Знающий теорию, постигший теорию глубоко логически. И никак не могущий ухватить тайну Моцарта. Он за ней и охотится – за тайной музыки, и, занимаясь до безконечности алгеброй гармонии, т.е. материализацией духа, иначе – каббалистикой, или расчленением трупа, – невольно встречается с дьяволом, который ему в этом помогает с большим энтузиазмом. Но надо заметить, что этот персонаж в образах различных своих помощников – постоянно крутится и вокруг Моцарта. Ведьмы, типа различных Маргарит – тут как тут, друзья, ненавидящие его на самом деле, и главное – тайное общество,

которое должно принести его в жертву, – все тут как тут...

Неожиданно на РИА-Новости прочитал очень интересный текст, не ругающий, а оправдывающий Михаила Афанасьевича Булгакова. Вот он: ………………………….

………………………….

Мне иногда кажется, что Булгаков всегда писал одну и ту же книгу: Белая Гвардия – Дни Турбинных – Бег – Театральный роман – Мастер и Маргарита – конечно же, это одно и то же автобиографическое произведение о терзаниях достаточно молодого, а затем уже и совсем не молодого… Фауста. И весь фантастический мир театра и ещё более фантастический мир самой загадочной страны в мире – России, – тот самый, где

В январе, в той стране снег до дьявола чист,

И метели прядут свои белые прялки,

Был тот человек поэт и авантюрист,

Но самой высокой и чистой марки!

Да, только закончился один сериал из жизни одного великого художника России, как начался сразу сериал из жизни другого её великого художника. И у обоих трудная и страшная трагическая судьба… А разве может у художника в России судьба не быть страшной и трагической? Ведь и сама страна наша – заснеженная, под сверкающим белым покровом лежащая, – разве сама она не страшная и трагическая? И всё в ней – все настоящие вещи – написаны кровью. Мне иногда даже кажется, что не отдельные авторы всё это пишут, а как бы сама русская снежная стихия всё это создаёт, и так и идут, одна за другой, её белоснежные, фантастические главы: "Двенадцать" Блока, "Пугачёв", "Страна негодяев", "Чёрный человек" Есенина, "Белая Гвардия", "Театральный роман", "Мастер и Маргарита" Булгакова. Одна великая и страшная Русская Поэма – навсегда уже ушедшего, и вдруг в ноябре-декабре сего года сериалами "Есенин" и "Мастер и Маргарита" вернувшегося к нам – великого и страшного Русского по Рождестве Христове XX-го века…

Маргарита убивает и себя, и Мастера. Точнее, через неё приходит к нему смерть. Недаром мне кажется, что сериал "Мастер и Маргарита" является продолжением сериала «Есенин»: там тоже смерть как бы постоянно исходит от женщин: Галина Бениславская, Зинаида Райх, Айседора Дункан. Все они были или чекистками, или служительницами тайных эзотерических организаций, или жрицами тайных восточных культов, и все до единой – еврейками.

Собственно, Булгаков описывал то же, что и я. Все эти Варенухи, Римские, Берлиозы, Латунские, Сикорские – все они ведут постоянную борьбу с нами, так же как и вели с Есениным, Булгаковым и многими другими…

Вот сегодня позвонила какая-то неизвестная молодая женщина и от имени директора музея Есенина Светланы Николаевны сообщила, что список выступающих уже согласован в Правительстве, и меня внести не удалось, слишком поздно… То есть я что-то не пойму: Лужков, что ли, там будет выступать,

или, может быть, сам Фрадков? Кто это, интересно, заведует всей этой панихидой на могиле Есенина в день его мученической кончины?! Хотя, может, это мои «старые друзья»: есениновед Мушкин, приставленный в бывшей "Литературной газете" следить за почитателями Есенина, или маленький незаметненький, на серую мышку похожий человек – ответственный секретарь некоей творческой организации? Только никакой такой организации давно уже нет! Ибо эта организация была прямым наследником того самого "Массолита", которым руководил небезызвестный Михаил Берлиоз, которому "трамвай" отрезал голову. Кстати, голову кот-Бегемот оторвал и знаменитому конферансье Бенгальскому… Так, на тамплиерский, саббатический, денмический, оборотнический манер, затравленный русский писатель в воображении своём мстил своим врагам из Грибоедова и Массолита.

…………………………….

Моцарт. Черный Человек.

Вот пример. Вчера пришел из нашего подземелья под древним московским храмом не очень поздно. Таня, жена моя, говорит: смотри, "Моцарта" показывают. Последняя, шестая серия. Вторая часть. Как раз о Черном Человеке. "Надо же, как повезло!" – воскликнул я. И действительно. Хозяин театра, некто Шиконедер, заказывает Моцарту масонскую оперу. – Вы масон? – спрашивает он у Моцарта, – Я тоже масон. Мне надо, чтоб вы сделали грандиозный спектакль, весь построенный на тайных масонских символах. И Моцарт пишет "Волшебную флейту".

Но на репетиции, сидя рядом с этим Шиконедером, который, слушая певицу, держит палец у рта в тайном масонском знаке, Моцарт вдруг плачет. Этот плач Моцарта отобразится потом в страшной музыке его "Реквиема". Ничего более потрясающего, чем этот отчаянный плач гибнущей души художника, в музыке создано не было. Идут как бы две темы: поет сама ангельская душа художника, а ей отвечает сама Смерть, и Смерти вторит Ад. Душа струится несказанным светом, а Ад и демоны грохочут ударными и духовыми… Перед этим же показывают сцену, в которой Моцарт говорит своей жене: "Я как бы умер, я ничего не чувствую, я не могу сочинять! В душе у меня холод, здесь, внутри – он показывает на грудь – дьявол. Я даже плакать не могу!.."

Я вам скажу, за что Черный Человек убил Моцарта. Именно за то, что он мог вот так страдать. Ибо такое страдание души человеческой говорит о внутреннем огне, о присутствии в душе Бога. Совершенно то же мы видим и у Есенина:

Если раньше мне били в морду,

То теперь вся в крови душа!..

Или у Шекспира, помните, что Гамлет говорит Розенкранцу и Гильденстерну:

Гамлет: – Вот флейта. Сыграйте что-нибудь.

Гильденстерн: – Принц, я не умею.

Гамлет: – Не умеете? Так что же Вы играете на моей душе,

которая бесконечно тоньше этой флейты?!

Везде мы слышим одно и то же слово – ДУША, и везде, во всех трех случаях, мы знаем: готовится убийство. И везде есть вестник этого убийства – Чёрный Человек.

"Чёрный человек!

Ты не смеешь этого!

Ты ведь не на службе

Живешь водолазовой.

Что мне до жизни

Скандального поэта.

Пожалуйста, другим

Читай и рассказывай ".

Но нет. Он уже смотрит в упор. От него уже нельзя уйти…

"Чёрный человек", Сергей Есенин". В.Катарсин

И Моцарт, и Шекспир, и Есенин, несмотря на все свои грехи, были христианами, ибо у всех у них душа была жива, тонкая, страдающая душа-христианка! А у коллективного Чёрного Человека, у всех этих Блюмкиных, Шляфманов, Розенкранцов, Гильденстернов, – душу живу заменяет злой и холодный ритуал и тайное каббалистическое, розенкрейцеровское (имя Розенкранц и переводится как розенкрейцер) учение. И будучи адептами черного и злого учения, они ненавидят все живое, в конечном итоге – Христа и всех тех, кто возвестил Его пришествие. Именно поэтому в порядке поругания каббалистка Мадонна и стоящий за ней Чёрный Человек устраивают концерт 11 сентября – в день, когда Церковь чтит Пророка и Крестителя Господня Иоанна-Предтечу !

Моцарт
Мне день и ночь покоя не даёт
Мой чёрный человек. За мною всюду
Как тень он гонится. Вот и теперь
Мне кажется, он с нами сам-третей
Сидит.

А.С.Пушкин "Моцарт и Сальери"

Запутано безумие Сальери! –
Он музыку и дух небесных сфер
Не может перенесть! И Алигьери
В фантазии пред ним, как мышка, сер!

Как Данте скрупулёзно ниши ада,
Тщету и невозврат увидеть смог,
Так Моцарт лирой лёгкой струны Сада
Задел... Он был бессмертным, словно бог!

А Пушкин разглядел в хитросплетеньях
Судеб двух соплеменников (боль в бок!)
Лишь зависть, вероломство в ухищреньях –
Отравой братской в ухо смертный сок

Уснувшему, уставшему от битвы*.
(А Моцарт вдохновенный и не спал!
Волшебными лианами увитый,
напевами – другим он слух ласкал).

Пленён тоскою Северной планиды,
Арап горячий мукой исходил:
За честь – до смерти, сердце – под обиды!
Коварства профиль грифелем чертил...

Мерцают свечи, лабиринт зеркал
Пугая, манит... Воет ночь тревожно!
Здесь чёрный человек его искал –
Спасенье оказалось невозможным.

Вот за окном другой, "кровавый" век,
Где русла рек – без вод, все – в ад, не в Лету!
И черный-чёрный, страшный человек
Смертельным шепчет русому поэту
Тлетворным ядом! Страшен зла оскал...
Бежит двойник навязанный, кусая
Виною жгучей... Что ж ты не искал
В себе одном, Серёжа, света рая?..

Я знаю тень чернее ста ночей,
Она за мной крадётся... И смеётся
Тот самый – самый чёрный человек.

Но Дух со мной!
Да что ж тебе неймётся?

* Отец Гамлета, убитый дядей принца, родным братом Клавдием во сне ядом, впрыснутым в ухо.

Рецензии

Алёна, с трудом продиралась к смыслу. Началось с заглавия. Читается как: Моцарт, Пушкин, Есенин - чёрные человеки.
Эпиграф даёт отсылку к чёрному человеку Моцарта. По логике просятся ещё таковые для Пушкина и Есенина. Откуда известно, что у Пушкина он был?
К кому относится вопрос: "Да что ж тебе неймётся?!" Получается, что к Духу.

По мелочам: больвбок, крАдучись, лязгомбед.
Алёна, мне кажется, троим (плюс ЛГ) в стихе тесно.
Простите, если что не так.
С добром

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру - порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

Чёрный человек Моцарта November 14th, 2014

Черный человек Моцарта — понятие из разряда мистических: никто его не видел, кроме самого музыканта. И потому в вопросе, кто это или что — мистика или болезненные фантазии воспалённого ума, можно сегодня лишь рассуждать, причём с одинаковой степени достоверности в любую сторону: у сторонников той и другой версии немало аргументов и доказательств. Одно вне сомнений — это светлая жизнерадостная музыка композитора….

Чёрный человек Моцарта

Однажды вечером к Моцарту явился незнакомец, одетый в тёмные одежды, и сказал, что желает сделать музыкальный заказ. Состоятельные вельможи и даже короли часто обращались к известным музыкантам с предложением сочинить музыку для их собственного оркестра, капеллы, домашнего или придворного театра...

Удивило Моцарта то, что неизвестный не назвал ни своё имя, ни имени заказчика, а также ещё в том, что заказ был не совсем обычный. Незнакомец заказал траурную музыку, в то время как Моцарт слыл на весь мир своими жизнелюбивыми, искрящимися светом и радостью сочинениями. "Чёрный человек" безмолвно отсчитал крупную сумму, которую растерянный Моцарт запросил в качестве задатка, и удалился.

Это событие взбудоражило музыканта. Вот как писал Моцарт в письме к своему другу:

«В моей голове хаос, лишь с трудом собираюсь с мыслями. Образ незнакомца не хочет исчезнуть с глаз моих. Я беспрерывно вижу его. Он просит, он настаивает, он требует работы.

Чувствую — мое состояние подсказывает — мой час пробил. Конец придет прежде, чем я смогу полностью проявить свой талант. А как прекрасна была жизнь! Но никому не дано изменить предначертанного судьбой, измерить дни своей жизни»...

А между тем, тайна «черного человека», доставившего столько волнений великому композитору, раскрывалась просто. Оказывается, к Моцарту в тот злопамятный вечер приходил всего-навсего слуга графа Вальзегг Штуппах. Этот богатый господин был большим меломаном и буквально жаждал прославиться как сочинитель. Он и раньше покупал у разных композиторов небольшие произведения и, собственноручно переписывая их, выдавал за свои собственные.

У графа случилось горе: умерла жена, и, потрясённый несчастьем, он решил увековечить её память реквиемом «собственного сочинения», для чего и заказал реквием втайне.

Заплатив деньги, граф полагал, что теперь сочинение Моцарта станет его собственностью. Однако смерть композитора испортила его планы. Моцарт задумал в "Реквиеме" 12 частей, но не закончил и седьмую часть "Лакримозу" — печальную, слезливую, как она звучит в переводе. Закончил "Реквием" после смерти своего учителя Зюсмайер, и несостоявшаяся мистификация потянула за собой другую — об отравлении Моцарта.

Слухи эти росли как снежный ком. Многие ссылались даже на признания самого Сальери. Вот как об этом факте писали газеты. «Антонио Сальери, первый капельмейстер Императорского двора, признался в том, что отравил Моцарта». Или другая газета: «После исповеди и признания священнику разум Сальери помутился, и он пытался перерезать себе горло»…

Понятно, что письменного признания Сальери, которое, якобы, хранилась в венском церковном архиве, так и не нашлось. Но с другой стороны, свидетельство о смерти Моцарта не содержало диагноза заболевания, анатомическое вскрытие не производилось, смерть композитора была окружена странностями, и вопрос об отравлении надолго повис в воздухе — так было ли оно на самом деле или нет?

Вот рассказ Констанции, жены Моцарта о том ужине, на котором, якобы, и произошло отравление. «Сальери приготовил ужин сам, но почти ни к одному блюду не прикоснулся, а только уговаривал Моцарта всего отведать. Сразу по возвращению домой Вольфгангу стало плохо: закружилась голова, началась рвота, рези в желудке, продолжавшиеся всю ночь. За завтраком началась опять рвота с потерей сознания». Моцарт, по словам его жены, и сам был убеждён в том, что его отравили…

В любом случае, через три недели после этого ужина, когда за окном была полночь, Моцарт (так рассказывают очевидцы) «приподнялся, оглядел последним взглядом комнату, будто кого-то искал, повернулся лицом к стене и затих. На его постели лежал незаконченный "Реквием"…

Так был ли мальчик?

Странный внешний вид тела покойного, распространенные массивные отеки, таинственность похорон композитора и явились одним из источников слухов об отравлении Моцарта. (Тезис «отравления» был положен в основу трагедии А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери»). Уж слишком много вопросов оставалось, действительно, открытыми. К примеру, почему никто не провожал Моцарта в последний путь?

Сначала существовала версия, что была снежная буря, но ее опровергли — по данным венских архивов, было тепло и без осадков. На похоронах не присутствовала даже вдова Моцарта: говорили, ее не пустили на похороны (или она сама отказалась) из-за своего болезненного состояния.

Генри Нельсон О’Нил. «Последние часы Моцарта»

Хоронили Моцарта в общей могиле, затерянной во времени. Но и тут свое объяснение: поскольку предполагали, что мог умереть маэстро в том числе и от чумы, гулявшей по Европе, и в таком случае всякие предосторожности были вполне в духе времени.

В 1966 г. вышла книга Бэра «Моцарт. Болезнь — смерть — погребение», где автор считает причиной смерти Моцарта «острый ревматизм» с опуханием суставов и «сердечной слабостью». Однако тайна, связанная с кончиной Моцарта, продолжает оставаться вроде как нераскрытой. Хотя никаких доказательств как не было, так и нет: сколько врачей его осматривало — столько было и диагнозов.

А слухи — знает их история немало, порой опережают они славу великого музыканта.

«Партийная» музыка Моцарта

Время жизни Моцарта совпало с пробуждением в Европе огромного интереса к духовно-мистическим учениям. Интерес к эзотерическим учениям древности не обошел стороной и Моцарта.

14 декабря 1784 года он вступил в Масонский орден, а к 1785 году уже был инициирован в степень Мастера-Масона. Кстати, его вступление в данный союз не было из разряда чего-то неординарного. «Однопартийцем» Моцарта был Иозеф Гайдн и чуть позже вступит в братство отец композитора — Леопольд Моцарт.

Для Моцарта, возможно, это был путь к дополнительному заработку: став Мастером-Масоном, Моцарт создавал музыку, предназначенную для масонских обрядов. Хотя, по литературным источникам, Моцарт был вроде как даже «страстным, убеждённым масоном», совсем не таким как Гайдн, который им только числился, и ни разу не участвовал в деятельности ложи и не написал ни одной масонской вещи. Моцарт же оставил нам ряд значительных произведений, написанных им специально для масонских обрядов и торжеств.

Среди «масонских» работ Моцарта преобладают вокальные произведения: небольшие хоровые песни и кантаты. Среди них такие сочинения, как: «Погребальная масонская музыка» (Maurerische Trauer-musik, c-mol), Адажио ор.410 для ансамбля духовых инструментов — музыка для сопровождения ритуальных масонских процессий; Адажио ор.411 для 2-х кларнетов и 3-х валторн — для вступления в ложу братьев ложи. И это, конечно, далеко не полный список.

Считается, что наиболее насыщенной идеями и символами масонства стала опера «Волшебная флейта» (1791), либретто к которой написал масон Эммануэль Шиканедер (который, кстати, и давал Моцарту рекомендацию для вступления в «братство каменщиков»).

Однако с какой целью и по какому поводу не создавалась бы музыка, на ней — отпечаток великого таланта композитора.

Однажды вечером к Моцарту явился незнакомец, одетый в тёмные одежды, и сказал, что желает сделать музыкальный заказ. Состоятельные вельможи и даже короли часто обращались к известным музыкантам с предложением сочинить музыку для их собственного оркестра, капеллы, домашнего или придворного театра... Удивило Моцарта то, что неизвестный не назвал ни своё имя, ни имени заказчика, а также ещё в том, что заказ был не совсем обычный. Незнакомец заказал траурную музыку, в то время как Моцарт слыл на весь мир своими жизнелюбивыми, искрящимися светом и радостью сочинениями. "Чёрный человек" безмолвно отсчитал крупную сумму, которую растерянный Моцарт запросил в качестве задатка, и удалился.

Это событие взбудоражило музыканта. Вот как писал Моцарт в письме к своему другу:

«В моей голове хаос, лишь с трудом собираюсь с мыслями. Образ незнакомца не хочет исчезнуть с глаз моих. Я беспрерывно вижу его. Он просит, он настаивает, он требует работы. Чувствую — мое состояние подсказывает — мой час пробил. Конец придет прежде, чем я смогу полностью проявить свой талант. А как прекрасна была жизнь! Но никому не дано изменить предначертанного судьбой, измерить дни своей жизни»...

А между тем, тайна «черного человека», доставившего столько волнений великому композитору, раскрывалась просто. Оказывается, к Моцарту в тот злопамятный вечер приходил всего-навсего слуга графа Вальзегг Штуппах. Этот богатый господин был большим меломаном и буквально жаждал прославиться как сочинитель. Он и раньше покупал у разных композиторов небольшие произведения и, собственноручно переписывая их, выдавал за свои собственные. У графа случилось горе: умерла жена, и, потрясённый несчастьем, он решил увековечить её память реквиемом «собственного сочинения», для чего и заказал реквием втайне.

Заплатив деньги, граф полагал, что теперь сочинение Моцарта станет его собственностью. Однако смерть композитора испортила его планы. Моцарт задумал в "Реквиеме" 12 частей, но не закончил и седьмую часть "Лакримозу" — печальную, слезливую, как она звучит в переводе. Закончил "Реквием" после смерти своего учителя Зюсмайер, и несостоявшаяся мистификация потянула за собой другую — об отравлении Моцарта.

Слухи эти росли как снежный ком. Многие ссылались даже на признания самого Сальери. Вот как об этом факте писали газеты. «Антонио Сальери, первый капельмейстер Императорского двора, признался в том, что отравил Моцарта». Или другая газета: «После исповеди и признания священнику разум Сальери помутился, и он пытался перерезать себе горло»… Понятно, что письменного признания Сальери, которое, якобы, хранилась в венском церковном архиве, так и не нашлась. Но с другой стороны, свидетельство о смерти Моцарта не содержало диагноза заболевания, анатомическое вскрытие не производилось, смерть композитора была окружена странностями, и вопрос об отравлении надолго повис в воздухе — так было ли оно на самом деле или нет?

Вот рассказ Констанции, жены Моцарта о том ужине, на котором, якобы, и произошло отравление. «Сальери приготовил ужин сам, но почти ни к одному блюду не прикоснулся, а только уговаривал Моцарта всего отведать. Сразу по возвращению домой Вольфгангу стало плохо: закружилась голова, началась рвота, рези в желудке, продолжавшиеся всю ночь. За завтраком началась опять рвота с потерей сознания». Моцарт, по словам его жены, и сам был убеждён в том, что его отравили… В любом случае, через три недели после этого ужина, когда за окном была полночь, Моцарт (так рассказывают очевидцы) «приподнялся, оглядел последним взглядом комнату, будто кого-то искал, повернулся лицом к стене и затих. На его постели лежал незаконченный "Реквием"…
Так был ли мальчик?

Странный внешний вид тела покойного, распространенные массивные отеки, таинственность похорон композитора и явились одним из источников слухов об отравлении Моцарта. (Тезис «отравления» был положен в основу трагедии А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери»). Уж слишком много вопросов оставалось, действительно, открытыми. К примеру, почему никто не провожал Моцарта в последний путь?

Сначала существовала версия, что была снежная буря, но ее опровергли — по данным венских архивов, было тепло и без осадков. На похоронах не присутствовала даже вдова Моцарта: говорили, ее не пустили на похороны (или она сама отказалась) из-за своего болезненного состояния. Хоронили Моцарта в общей могиле, затерянной во времени. Но и тут свое объяснение: поскольку предполагали, что мог умереть маэстро в том числе и от чумы, гулявшей по Европе, и в таком случае всякие предосторожности были вполне в духе времени.

В 1966 г. вышла книга Бэра «Моцарт. Болезнь — смерть — погребение», где автор считает причиной смерти Моцарта «острый ревматизм» с опуханием суставов и «сердечной слабостью». Однако тайна, связанная с кончиной Моцарта, продолжает оставаться вроде как нераскрытой. Хотя никаких доказательств как не было, так и нет: сколько врачей его осматривало — столько было и диагнозов. А слухи — знает их история немало, порой опережают они славу великого музыканта. Вот пример с погребением великого Паганини, а точнее — с его НЕ погребением.
Чёрная кошка Паганини

Никколо Паганини, которого при жизни преследовала молва о том, что он продал душу дьяволу в обмен на изумительный дар виртуоза, умер в Ницце в мае 1840 года без исповеди и соборования. Без отпевания погребение было невозможно. Тело повезли на родину Паганини, в Геную, но и здешний губернатор запретил похороны. Гроб перевозили с места на место, погребение всё затягивалось.

А уже рождались слухи, что по ночам вокруг гроба (набальзамированное тело Паганини поместили в морг госпиталя для прокаженных) великого скрипача пляшут черти, а скрипка его сама собой играет жуткую музыку. Как будто великий Паганини и после смерти продолжал оставаться бродячим музыкантом, и лишь в 1929 году он обрел покой на генуэзском кладбище.

Вспомним еще, что основатель космоплавания К. Циолковский до своих великих научных открытий жил в местечке под названием Байконур — том самом, откуда полетят потом первые космические корабли. А крупнейший пассажирский теплоход Коста Конкордиа — по величине второй Титаник, затонет спустя 100 лет после гибели этого самого Титаника, и случится это в пятницу 13 числа.

Кстати, Паганини, обвиненный в чертовщине, родился на улочке с названием Чёрная кошка. Сколько еще таких историй можно привести. Но вернемся к разговору о светлой музыке Моцарта. А точнее, о тех ее сторонах, которые невольно выходят в нашем сознании за рамки привычного и вклиниваются в такую область знания, которую принято называть таинственной и мистической.
«Партийная» музыка Моцарта

Время жизни Моцарта совпало с пробуждением в Европе огромного интереса к духовно-мистическим учениям. Интерес к эзотерическим учениям древности не обошел стороной и Моцарта. 14 декабря 1784 года он вступил в Масонский орден, а к 1785 году уже был инициирован в степень Мастера-Масона. Кстати, его вступление в данный союз не было из разряда чего-то неординарного. «Однопартийцем» Моцарта был Иозеф Гайдн и чуть позже вступит в братство отец композитора — Леопольд Моцарт.

Для Моцарта, возможно, это был путь к дополнительному заработку: став Мастером-Масоном, Моцарт создавал музыку, предназначенную для масонских обрядов. Хотя, по литературным источникам, Моцарт был вроде как даже «страстным, убеждённым масоном», совсем не таким как Гайдн, который им только числился, и ни разу не участвовал в деятельности ложи и не написал ни одной масонской вещи. Моцарт же оставил нам ряд значительных произведений, написанных им специально для масонских обрядов и торжеств.

Среди «масонских» работ Моцарта преобладают вокальные произведения: небольшие хоровые песни и кантаты. Среди них такие сочинения, как: «Погребальная масонская музыка» (Maurerische Trauer-musik, c-mol), Адажио ор.410 для ансамбля духовых инструментов — музыка для сопровождения ритуальных масонских процессий; Адажио ор.411 для 2-х кларнетов и 3-х валторн — для вступления в ложу братьев ложи. И это, конечно, далеко не полный список. Считается, что наиболее насыщенной идеями и символами масонства стала опера «Волшебная флейта» (1791), либретто к которой написал масон Эммануэль Шиканедер (который, кстати, и давал Моцарту рекомендацию для вступления в «братство каменщиков»).

Однако оставим в стороне «партийные» заботы композитора. С какой бы целью и по какому поводу не создавалась бы музыка, на ней — отпечаток великого таланта композитора. И в следующем выпуске продолжим разговор именно об этом.