Джорджо вазари произведения. Вазари в России

Джорджо Вазари - один из когорты великих людей эпохи Возрождения, «универсальный солдат» от искусства, которому подчинилась не только живопись, но и архитектура. Вазари оказался талантлив не только в этой сфере, и в наши дни у широкой публики он более известен как автор «Жизнеописаний» - монументального труда, в который попали биографии множества знаменитых и талантливых людей. Точные даты и подробности их жизни нам известны благодаря титанической работе Вазари, который посвятил ей практически всю свою жизнь. Его можно считать основателем искусствоведения, так как именно с его «легкой руки» и началось пристальное, на научной основе, изучение творчества художников, графиков, скульпторов и архитекторов.

Вазари любил представляться выходцем из Ареццо в Тоскане, поэтому за ним закрепилось прозвище Аретино. Там он родился в 1511 году и вырос. В 11 лет он уже стал учиться расписывать церкви, хотя его отец был гончаром. Близость Флоренции, тогдашнего крупного центра искусств и политической жизни, сыграла свою роль, и юный Вазари уже через год стал учиться у великого , Андреа дель Сарто и Бандинелли. Покровительство представителей рода Медичи внезапно закончилось, когда им пришлось бежать из Флоренции, и Вазари вернулся в родной Ареццо. Здесь ему пришлось довольно туго - отец скончался, и художник был вынужден один содержать большую семью.

Именно в Ареццо была заложена основа будущих «Жизнеописаний». Мастер Россо, фактически давший юному Вазари средства к пропитанию и пару дельных советов, стал первым художником, получившим описание своих трудов и достижений в будущей знаменитой книге.

Из-за осады Флоренции в 1529 году Вазари вынужден был бежать и путешествовать по стране в поисках работы и покровителя. Он побывал в Пизе и других местах, а затем встретился с Ипполито Медичи, забравшего его в . Там у него появились первые крупные заказы и была создана картина «Венера и Грации», написанная по заказу Медичи.

С восстановлением власти Медичи во Флоренции Вазари возвращается в этот город, где успешно работает и даже преподает архитектуру и декорирование. В это время он много пишет и возводит декоративные постройки.

Живопись Вазари - это впечатляющий образчик тосканского маньеризма. Он предпочитал многофигурные броские композиции, холодную цветовую гамму, пользовался услугами подмастерий, благодаря чему даже масштабные полотна создавались очень быстро. К чести Вазари, он всегда упоминал имена своих помощников, которые даже сохранились в «Жизнеописаниях».

В архитектуре он преуспел намного меньше, но в ту эпоху титанов сделать это было достаточно сложно. С перестройкой нескольких строений он не справился, а вот возведение новых зданий по своим чертежам показали своеобразное видение пространства и индивидуальность Вазари. К сожалению, как архитектор он известен намного меньше, чем как автор «Жизнеописаний».

Это был труд всей его жизни, который подвергался корректировке и литературной обработке даже после его окончания в 1550 году. В книгу вошли жизнеописания и творчество множества современников Вазари и во многом именно благодаря его литературному подвигу мы так много знаем о жизни и искусстве Италии этого периода.

Джорджо Вазари при жизни был весьма известным и популярным живописцем и архитектором . В наши дни он, прежде всего, известен как основатель искусствоведения. Его грандиозная энциклопедия «Жизнеописания самых знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих», который обычно кратко называют «Жизнеописания», является ценным источником сведений (и забавных анекдотов) о великих мастерах прошлого.

Вазари родился 30 июля 1511 года в Ареццо (Тоскана). Еще ребенком, благодаря рекомендации своего родственника Луки Синьорелли, стал учеником известного мастера витражей, Гильома де Марсилья. В 16 лет отправился во Флоренцию, где стал вхож в круг живописца Андреа дель Сарто. Был близким другом , чье влияние отразилось на собственном живописном стиле Вазари. Большинство живописных работ мастера, в том числе фрески Вазари, сохранились до наших дней. Художник отличался энергичностью и скоростью; картины , выполненные в стиле маньеризма, пользовались успехом у публики, хотя современные критики отмечают в них некоторые ошибки. В качестве архитектора он работал как над перестройкой и модификацией уже существующих сооружений, так и возводил здания по собственным проектам. К примеру, в 1562 Вазари построил купол для собора Богородицы Смирения в Пистое, который считается одним из выдающихся архитектурных сооружений Высокого Возрождения. В Риме он построил здание для Папы Юлия III, известное как Вилла Джулия - сейчас это национальный музей этрусского искусства.

Однако делом всей жизни Вазари стала работа над первой энциклопедией по искусствознанию. «Жизнеописания» были впервые изданы в 1550 году. Именно Джорджо Вазари впервые в литературе использовал термин «Возрождение»; он также ввел в обиход выражение «готическое искусство». Энциклопедия в первой редакции отражала вкусы и взгляды самого Вазари и не отличалась беспристрастностью - большая часть текста была посвящена флорентийскому искусству; основные заслуги также приписывались флорентийским мастерам (в ущерб венецианским художникам, да и всем остальным европейцам). Перед изданием второй редакции своего труда Вазари посетил Венецию и внес кое-какие корректировки и дополнения в «Жизнеописания». Хотя Вазари не слишком утруждал себя проверкой дат в архивах (и современное искусствоведение внесло поправки в его датировки), за малым исключением его эстетические суждения отличаются острой наблюдательностью, вкусом и объективностью. Второе издание «Жизнеописаний» было опубликовано в 1568 году.

Карьера Джорджо Вазари сложилась успешно; он заработал солидное состояние и выстроил себе роскошную виллу в родном Ареццо. Был избран гонфалоньером и при финансовой поддержке Козимо Медичи основал первую Академию живописи во Флоренции. Джорджо Вазари коллекционировал живописные полотна и другие произведения искусства, и теперь его вилла превращена в музей, посвященный его памяти.

Художник Джорджо Вазари картины

Аллегория непорочного зачатия

Благовещение

Джорджо Вазари автопортрет

Искушения Св. Джерома

Собственно, самой большой заслугой художника Джорджо Вазари считается его монументальный исторический труд «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» («Le Vite de’piu eccelenti Pittori, Scultori e Architetti»), который был окончен автором в 1550 году. Вторым дополненным изданием с приложением портретов знаменитых художников книга вышла в 1568. Без ценных сведений, содержащихся в «Жизнеописании…» в истории итальянского искусства был бы большой пробел. Вазари в своей книге подробно повествует о собственном творчеством и не стесняется отдавать должное своему таланту живописца и архитектора. Более поздние издания, снабженные комментариями разных авторов, неоднократно выходили за прошедшие десятилетия.

Первым учителем Вазари был французский художник Гильом де Марсилья, расписывавший витражи церкви в Ареццо, когда Вазари не было ещё и двенадцати лет. Вскоре после этого он был замечен кардиналом Кортоне и был отправлен во Флоренцию. Там он учился под руководством Андреа дель Сарто и знаменитого Микеланджело. Молодому Вазари покровительствовали Александр и Ипполит Медичи, которые вскоре были вынуждены покинуть Флоренцию. Вазари вернулся в Ареццо, где получил несколько заказов и даже писал фрески.

Известный в то время скульптор, живописец и архитектор Россо, находясь в Ареццо, дал несколько советов молодому Вазари. В благодарность Вазари впоследствии подробно описал жизнь и труды своего наставника в своём сочинении. Вазари выполнил картину по рисункам Россо. Вазари в эти годы нуждался в деньгах. Его отец умер, и он заботился о своих трёх сестрах и двух братьях. Некоторое время Вазари обучался золотому и серебряному ремеслу, которое в то время считалось искусством.

Флоренция, где он уже несколько месяцев занимался этим делом, подверглась осаде в 1529 году, что заставило Вазари переехать в Пизу, и там он снова предался живописи; в это время ему было только 17 лет. Тогда начался ряд его путешествий по Италии и поисков за работой; при этом он счастливо встретился с одним из первых своих покровителей, Ипполитом Медичи, который взял его с собой в Рим, где Вазари стал неутомимо и настойчиво трудиться, и вскоре получил от своего покровителя заказ написать картину «Венера и Грации».

Когда Карл V (1531) восстановил власть Медичи во Флоренции, Вазари вернулся туда к герцогу Александру, большому почитателю живописи. Во дворце герцога Вазари написал несколько картин и портрет Александра, а также преподавал архитектуру и декор. Один из первых случаев выказать свой талант представился ему при торжественном въезде Карла V в Рим (1536), когда нужно было сочинить разные декоративные постройки. В это время Вазари написал для монастыря святой Клары в Ареццо картину «Благовещение». В Лувре находится картина Вазари с аналогичным сюжетом (La salutation angelique), возможно, это и есть «Благовещение» из Ареццо.

В 1537 году Александр Медичи был злодейски убит, и Вазари снова остался без покровителя. Несмотря на свой юный возраст, Вазари уже приобрел большую известность и стал получать различные приглашения. После многих поездок он в 1540 работал в Болонье над картиной «Трапеза св. Григория». По сюжету и по исполнению она считается одной из лучших. Эта картина и теперь находится в Болонье. Все лица этой картины – портреты современников Вазари, все они указаны в его книге. Вазари работал чрезвычайно быстро, хотя и пользовался помощью многих молодых художников, имена которых тоже сохранились.

К сожалению, ценность этих произведений сомнительна. Вазари не сознавал своих недостатков и, напротив, с особенным удовольствием описывал все свои работы в самых мелких подробностях. Несмотря на то, что Вазари был хорошим рисовальщиком, в его фигурах встречаются неправильности. Его картины написаны в холодной цветовой гамме и часто не гармоничны. Сюжет часто поверхностен, глубины чувств нигде не видно.

Успех Вазари в архитектуре был переменчив. Вазари был талантлив в декоре, но мирился с неудачами в монументальной архитектуре. Он неудачно перестроил несколько зданий, не сумев сохранить единство архитектурного образа. Построенные Вазари новые здания отличаются своеобразной красотой и оригинальностью. Здание для папы Юлия III в Риме и здание Уффици во Флоренции, начатое Вазари, свидетельствуют в пользу его архитектурного таланта. Ему же принадлежит комплекс зданий, составляющих Дворец рыцарей святого Стефана в Пизе и многое другое.


Вазари Джорджо - художник, архитектор, историк искусства

Вазари Джорджо - итальянский архитектор, живописец, историк искусства.

В архитектурных работах (Палаццо деи Кавальери, 1562, и церковь Сан-Стефано деи Кавальери, 1565-1569, в Пизе), в том числе в своей главной постройке - ансамбле Уффици во Флоренции (здание правительственных канцелярий с узкой улицей-коридором между площадью Синьории и набережной реки Арно; 1560-1585, совместно с архитектором Б.Буонталенти) - Вазари сочетал элементы ренессансного зодчества и архитектуры маньеризма.



Каждый, кто был во Флоренции, посещал галерею Уффици. Многие были в не менее значительной галерее Питти, но практически никто не видел тайный коридор Вазари. Это 750-метровый надземный крытый переход, соединяющий дворцы Палаццо Веккьо и Палаццо Питти в историческом центре Флоренции. С 2001 года в переход, где выставлено около 700 картин, в том числе тицианова «Венера Урбинская», а также работы Джотто, Паоло Уччелло, Пьеро делла Франческа, Леонардо да Винчи, зрителей пускают маленькими группами и только по предварительной записи. Там же, в коридоре, экспонируется богатейшая коллекция автопортретов художников 19-20 веков, в том числе Рубенса, Сальватора Розы, Делакруа. Коридор был построен в 1565 году художником, архитектором и писателем Джорджо Вазари по заказу герцога Франческо I Медичи. По коридору герцог мог пересекать исторический центр Флоренции и реку Арно, не выходя на улицу. Подобный коридор (только без картин) есть в Риме между Ватиканом и Замком Ангела и его можно увидеть в фильме "Ангелы и демоны". Группа частных инвесторов потратит пять миллионов евро на ремонт и реставрацию коридора Вазари и, возможно, к 2013 году он откроется для посетителей. Предлагаемый фильм является частью фильма "Gli Uffizi. Storia e visita della galleria" длиною 140 минут, который у нас никогда не показывался и не издавался. Весь фильм не выкладываю, т.к. русского перевода нет, а в этой части перевод не требуется - в оригинале только звук шагов.



Как живописец Вазари сформировался под влиянием Микеланджело (фрески в Палаццо Веккьо во Флоренции, с 1555, и Зале Реджа в Ватикане, 1571-1573).

В 1562 основал во Флоренции академию рисунка.

Вазари - автор “Жизнеописаний наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих” (1550), сохраняющих свое значение как памятник литературы и как важнейший источник сведений о жизни и творчестве художников эпохи Возрождения.

"Терпение." 1542

Первым учителем Вазари был французский художник Гильом де Марсилья, расписывавший витражи церкви в Ареццо, когда Вазари не было ещё и двенадцати лет. Вскоре после этого он был замечен кардиналом Кортоне и был отправлен во Флоренцию. Там он учился под руководством Андреа дель Сарто и знаменитого Микеланджело. Молодому Вазари покровительствовали Александр и Ипполит Медичи, которые вскоре были вынуждены покинуть Флоренцию. Вазари вернулся в Ареццо, где получил несколько заказов и даже писал фрески.

Известный в то время скульптор, живописец и архитектор Россо, находясь в Ареццо, дал несколько советов молодому Вазари. В благодарность Вазари впоследствии подробно описал жизнь и труды своего наставника в своём сочинении. Вазари выполнил картину по рисункам Россо. Вазари в эти годы нуждался в деньгах. Его отец умер, и он заботился о своих трёх сестрах и двух братьях. Некоторое время Вазари обучался золотому и серебряному ремеслу, которое в то время считалось искусством.

Флоренция, где он уже несколько месяцев занимался этим делом, подверглась осаде в 1529, что заставило Вазари переехать в Пизу, и там он снова предался живописи; в это время ему было только 17 лет. Тогда начался ряд его путешествий по Италии и поисков за работой; при этом он счастливо встретился с одним из первых своих покровителей, Ипполитом Медичи, который взял его с собой в Рим, где Вазари стал неутомимо и настойчиво трудиться, и вскоре получил от своего покровителя заказ написать картину «Венера и Грации».

"Пророк Елисей" 1560

Когда Карл V (1531) восстановил власть Медичи во Флоренции, Вазари вернулся туда к герцогу Александру, большому почитателю живописи.

Во дворце герцога Вазари написал несколько картин и портрет Александра, а также преподавал архитектуру и декор. Один из первых случаев выказать свой талант представился ему при торжественном въезде Карла V в Рим (1536), когда нужно было сочинить разные декоративные постройки.

«Благовещение» 1570-71

В это время Вазари написал для монастыря святой Клары в Ареццо картину «Благовещение». В Лувре находится картина Вазари с аналогичным сюжетом (La salutation angelique), возможно, это и есть «Благовещение» из Ареццо.

«Св. Лука, рисующий мадонну» после 1565

В 1537 году Александр Медичи был убит, и Вазари снова остался без покровителя. Несмотря на юный возраст, Вазари уже приобрел большую известность и стал получать различные приглашения. После многих поездок он в 1540 работал в Болонье над картиной «Трапеза св. Григория». По сюжету и по исполнению она считается одной из лучших. Эта картина и теперь находится в Болонье. Все лица этой картины — портреты современников Вазари, все они указаны в его книге. Вазари работал чрезвычайно быстро, хотя и пользовался помощью многих молодых художников, имена которых тоже сохранились.

Самой большой заслугой Джорджо Вазари считается его монументальный исторический труд «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» («Le Vite de’piu eccelenti Pittori, Scultori e Architetti»), который был окончен в 1550. Вторым дополненным изданием с приложением портретов знаменитых художников книга вышла в 1568.

“Жизнеописаний наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих”

Вазари написал свою историю искусства, как Колумб открыл Америку: ненароком, едучи к другой цели. То, что он сделал больше, нежели собирался, он понял лишь после выхода «Vite». Ему понадобилось два десятилетия, чтобы приспособиться к новому положению. Во втором издании прославившегося труда он уже обставил свое невольно приобретенное звание первого историка искусства материалами и положениями, подобающими ученому специалисту. Но и теперь это не значило, что он расстался с тем, ради чего двадцать восемь лет назад, около 1540 года, он принялся за сочинение «Жизнеописаний». Он ничего не упустил, а только присоединил к старому новое. Он наложил на них вазариевские швы, на которые был такой несравненный мастер, - и они обманывали ученую проницательность Европы в течение трех столетий.

Уже его повествование в автобиографии «Descrizione dolle орете di Giorgio Vasari» о том, как возникли "Vite", в этом смысле требует внимания. В самом ли деле он не гадал, не ждал, что придется взяться за перо, и лишь нехотя уступил, как-то вечером, в разгар гуманистической, учено-светской беседы блестящего окружения кардинала Алессандро Фарнезе, настояниям прелата и его гостей? Нарочитость этой XXXVIII главы автобиографии аретинца очевидна. Недаром живость сцены так выделяется среди ровного и даже серого рассказа Вазари о самом себе. Ее стилизованность откровенна. То, о чем он говорит, видимо, разом и было и не было. Он применил свой обычный прием: взял несколько разрозненных и разновременных событий и вместил их в рамки одного вечера. Он поступил как писатель, использующий архивный материал. В отдельности все или почти все в его рассказе верно; в совокупности это рассказ о небывшем событии. Верно, что в конце 1540-х годов он был сочленом, младшим и еще наименее заметным, художественной свиты кардинала Фарнезе; верно, что монологи и риторические состязания Джовио и Каро, Гандольфо и Толомеи перед хозяином, авторитетно подводившим итоги словесным турнирам своих клевретов, затрагивали также темы искусства; верно, что Вазари был среди спорщиков единственным художником-профессионалом; верно, что красноречивые рассуждения Джовио о мастерах кисти и резца усиливали у Вазари влечение к собственным, и притом давно начатым опытам в том же направлении, а путаница и ошибки Джовио давали ему сознание своего профессионального превосходства; верно и то, что первую редакцию книги он дал перед печатью на просмотр кое-кому из участников трапезы, и в частности Аннибале Каро: этого требовали приличия иерархия, а кроме того, до некоторой степени, это предохраняло от неприятностей, как нынешних кандидатов Французской Академии - их традиционные визиты к академикам для испрашивания голосов. Однако все это, длительное по времени и пестрое по составу, Вазари прикрепил к ужину 1546 года и нарисовал сцену, точно бы вдруг вспыхнувшую, почти осязательную своей рельефностью, где его скромные замечания о неточностях некоторых утверждений Джовио выросли в соперничество великодушием между ними в деле взаимной помощи для осуществления будущего труда и где это состязание кончилось настояниями общества, чтобы за писание взялся не иной кто, как Вазари.

Продолжение: 12 Жизнеописаний - Вазари Джорджо

"Брак в Кане галилейской." 1566

Ещё сообщение: Джорджо Вазари (1511 - 1574)

Оригинал записи и комментарии на

При упоминании имени итальянского живописца и архитектора Джорджо Вазари не многие вспомнят его приятные, выполненные в стиле маньеризма, живописные работы, правда, могут вспомнить, что как архитектор он был связан с постройкой Палаццо дель Уффици во Флоренции. Однако нет, пожалуй, никого, кто бы не знал о Вазари как об авторе фундаментального труда, с которого фактически начинается история искусствоведения Нового времени, - «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих». Эта книга и сегодня остается важным источником наших знаний о жизни и творчестве художников Возрождения.
Нелишне заметить, что именно Вазари ввел в обиход сам термин «Возрождение», имея в виду возрождение искусства после тысячелетнего, по его мнению, прозябания в эпоху Средневековья. Лишь в XVIII веке термин «Возрождение», подхваченный Вольтером, стал общепризнанным.
Родился Джорджо Вазари (Giorgio Vasari) 30 июля 1511 года в Ареццо (Тоскана). Среди родственников были мастера-горшечники (vasaiо, или vasarо), откуда прозвище, ставшее фамилией. Искусным горшечником был и его отец.
В 12-летнем возрасте, по рекомендации своего кузена, художника Луки Синьорелли, мальчик стал подмастерьем и учеником художника-витражиста, француза Гильома де Марсилья. Одаренный подросток был замечен кардиналом Сильвио Пассерини, в результате - Вазари попадает в знаменитую мастерскую Андреа дель Сарто, где он получает не только уроки живописи, но и прекрасное гуманитарное образование. Уроки скульптуры и архитектуры шли под руководством самого Микеланджело.
После изгнания Медичи из Флоренции в 1527 году юноша, пользовавшийся ранее их покровительством, вернулся в Ареццо, где получил первые заказы на картины. Вазари начинает также изучать ремесло обработки благородных металлов, которое тогда считалось искусством.
В это время у Вазари умер отец, и на попечении Джорджо остались три сестры и два брата.
В поисках работы и заказов он скитается по всей Италии.
Когда Медичи, с помощью Карла V Габсбурга, в 1531 году вернулись к власти во Флоренции, Вазари прибыл туда к герцогу Алессандро, известному покровителю искусства. Здесь Вазари не только писал по заказу многофигурные композиции и портреты, но и успешно занимался преподавательской деятельностью.
В 1537 году Алессандро Медичи погибает в результате заговора. Несмотря на гибель покровителя и свой юный возраст, Джорджо, уже ставший известным художником, стал получать заказы из разных городов Италии. В 1540 году он работал в Болонье над картиной «Трапеза св. Григория» (папа римский), которая считается одной из лучших его работ. Лица персонажей на ней - портреты современников, их имена указаны в «Жизнеописаниях» Вазари.
До 1553 Вазари побывал во всех крупнейших центрах Италии, включая Рим, где упорно копировал произведения великих живописцев (эти копии хранятся в Лувре). Талант художника, а позже и архитектора всюду пользовался успехом и приносил Джорджо неплохие доходы. В 1547 году Вазари построил в Ареццо для себя великолепный особняк с богато декорированным интерьером. Сейчас в этом здании Музей Джорджо Вазари, где хранится также архив, которым мастер пользовался при создании «Жизнеописаний».
Как архитектор Вазари был даже более успешен, чем как художник. Построенные им здания отличались своеобразной красотой и оригинальностью. Вазари принимал участие в строительстве Виллы Джулия (в 1551-1555 годах, по заказу папы Юлия III), ставшей примером архитектуры маньеризма (сегодня - это Национальный музей этрусского искусства).
Особое место в архитектурном творчестве Вазари занимает Палаццо дель Уффици во Флоренции, строительство которого было начато в 1560 году и завершено уже после смерти Вазари в 1581 году. Авторству Вазари принадлежит уникальное сооружение, т. н. «Коридор Вазари», который был сооружен в 1564 г. всего за несколько месяцев к свадьбе Франческо I Медичи и Иоанны Австрийской (мать королевы Франции Марии Медичи). «Коридор» представляет собой крытую галерею длиной около километра, идущую высоко над землей и проходящую от Палаццо Веккьо через Уффици и мост Понте-Веккьо к Палаццо Питти, служившему резиденцией Великого Герцога.
В это же время Вазари принял участие в основании Флорентийской академии художеств – сегодня это Академия Изящных искусств. В числе «отцов–основателей» академии, наряду с Франческо I Медичи, были имена Микеланджело и еще 36 художников.
Во Флоренции Вазари также расписывает Палаццо Веккьо, участвует в создании фресок купола Кафедрального собора, обновляет церковь Санта-Мария-Новелла и выполняет знаменитое надгробие Микеланджело Буонарроти в церкви Санта-Кроче (бюст Микеланджело установлен на саркофаге, а ниже - три аллегорические фигуры).
Мировую славу Вазари принес его монументальный пятитомный труд «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» («Le Vite de’piu eccelenti Pittori, Scultori e Architetti»), который затмил все, что было сделано им и как художником, и как архитектором.
Исследователи склоняются к тому, что концепцию книги составляли гуманисты- интеллектуалы, из тех, кто работал с Вазари как с живописцем и хорошо знали о его литературных способностях. Этот труд был их своеобразным заказом, ибо Вазари, объединяя в себе качества художника и писателя, как никто другой подходил на роль автора подобного сочинения.
К своему сочинению, Вазари отнёсся очень добросовестно. Книга стала плодом длительной и кропотливой работы по поиску документов, прямых свидетельств, мемуаров и воспоминаний, которые собирались автором несколько лет. Первый вариант «Жизнеописаний» был закончен в 1550 году. При этом за годы работы появилось много поправок и уточнений, добавились новые биографии. Вторым дополненным изданием с приложением графических портретов знаменитых художников книга вышла через 18 лет, в 1568 году.
В своде «Жизнеописаний» собраны более 200 биографий художников, скульпторов и архитекторов, от мастера «дученто» флорентийца Джованни Чимабуэ (1240 - 1302) до современников Вазари, в том числе биографии Леонардо да Винчи, Микеланджело, Тициана, Рафаэля и других, включая свою собственную. Книга доведена до 1567 года, при этом автор не просто описал биографии, но и проанализировал творчество мастеров и их технологические приемы.
Книга Вазари на несколько столетий определила пути развития искусствоведения. Были поддержаны его обе знаменитые «триады»: «Античность, Средневековье, Возрождение» (в построении процесса развития искусства) и «Раннее, Среднее и Высокое Возрождение» (этапы самого «возрожденческого» процесса). Эта точка зрения сохранила свою актуальность до наших дней.
Джорджо Вазари умер 27 июня 1574 года во Флоренции, в городе, во славу которого он немало потрудился. Давно уже нет в живых мессира Вазари, но его «Жизнеописания» были, есть и будут для всех любителей и исследователей искусства не только путеводной нитью в богатейшей сокровищнице эпохи Возрождения, но и увлекательным художественным произведением, воссоздающим живую картину художественной жизни Италии в период ее наивысшего расцвета.

Рецензии

Вот уже четыре с половиной столетия живут литературные труды Вазари, -титанический труд, бесценный для многих и многих поколений искусствоведов и простых читателей. Есть ли ему памятник? В интернете не нашла. А было бы заслуженно создать его в знак благодарности человеку, чьё имя тесно связано с достижениями великой эпохи Возрождения. Спасибо Вам, Валерий, за то, что своей статьёй оживили память о Джорджо Вазари. Когда-то был у меня один из томов его "Жизнеописания". Успехов Вам и добра!

Уважаемая Галина, уже год как Валерия нет с нами, но его очерки помогают его читателям лучше узнавать искусство и вдохновляться им. Я благодарна всем, кто не забывает Валерия и заходит на его страницу. Большое Вам спасибо. Желаю вам творческих достижений и всех благ. Лиля Койфман.