Что такое форт боярд. Правила игры в двухкомандной концепции

У берегов Франции, в Бискайском заливе, расположен знаменитый форт Боярд. История его создания была более продолжительной, чем срок эксплуатации по назначению. Однако форт все же нашел хозяина, который не только остановил процесс разрушения, но и сделал его знаменитым на весь мир.

Идея создания форта

Впервые о постройке задумались в семнадцатом веке. В это время были сооружены военные верфи в городе Рошфоре. Их важно было защитить от который мог проникнуть на территорию Бискайского залива. Людовик Четырнадцатый задумался о том, чтобы создать посреди пролива форт Боярд. История этого проекта так и осталась в мыслях монарха, поскольку никто не решился взяться за осуществление плана.

Второй раз идея создания форта возникла в девятнадцатом веке, во времена правления Наполеона Первого. Взаимоотношения между Францией и Великобританией были очень напряженными, поэтому возродилась необходимость контролировать На карте была обозначена песчаная отмель в нужном проливе. В 1801 году начались первые работы.

Строительство

С началом строительства возникли серьезные проблемы. Каменные блоки, которые должны были стать фундаментом, устанавливались на морское дно. Это привело к тому, что они опускались в грунт под тяжестью собственного веса. Блоки перекашивались и разъезжались.

Стройка была остановлена в 1809 году. Возобновились работы только в 1837-м, во времена Луи-Филиппа Первого. Причиной тому послужила все та же напряженная обстановка в отношениях с Великобританией.

Завершили возведение крепости в 1857 году, создав довольно внушительное сооружение. Длина составляла шестьдесят восемь метров, а ширина - тридцать один метр. Высота стен достигала двадцати метров.

Использование форта

Форт Боярд, история строительства которого растянулась более чем на пятьдесят лет, к моменту своего открытия потерял актуальность. Дело в том, что за это время заметно увеличилась дальнобойность артиллерийских орудий. С противоположных берегов они могли самостоятельно защищать пролив от вторжения вражеских кораблей.

В крепости располагался гарнизон, состоящий из двухсот пятидесяти человек. Сооружение хоть и было уже бесполезным, но оставалось в подчинении Военного ведомства.

Благодаря своей отдаленности от материка и внушительному виду крепость хорошо подходила для содержания заключенных. Изначально в ней разместили австрийцев и пруссов, плененных в конце девятнадцатого века. Позднее в ней содержали политзаключенных.

Однако для заключенных вскоре нашли другое место. Им оказался остров Тогда форт стал местом расположения французского ВМФ. Ведомство пробыло там до 1913 года.

Во время Второй мировой крепость подверглась серьезным разрушениям. Это было связано с тем, что немцы тренировались в стрельбе по ней. После в ней поселились птицы, которые привели поврежденные обстрелами стены в еще более неприглядный вид.

Во второй половине двадцатого века правительство страны решило передать форт в частные руки. Были проведены торги. Кто же стал владельцем Франции?

Хозяева форта

В 1962 году судьба одной из крепостей Франции решилась на аукционе. Начальная стоимость составляла семь с половиной тысяч франков. В борьбе особый азарт проявили два претендента - дантист Эрик Эрт и представитель общества по защите форта. У дантиста из Аворье оказалось на три тысячи франков больше. Он стал новым владельцем крепости, заплатив за нее двадцать восемь тысяч франков.

У Эрта не было ни средств, ни желания восстанавливать форт. Поэтому сооружение разрушалось. Причиной тому были не только внешние факторы в виде ветров, дождей и птиц, но и человеческое влияние. Туристы растаскивали стены по камням в качестве сувениров.

В 1989 году хозяин решил избавиться от форта и выставил его на продажу, увеличив стоимость до полутора миллиона франков. Приобрел его продюсер Жак Антуан, который специализировался на проведении телевизионных игр, уплатив символическую сумму в 1 франк Генеральному совету департамента Приморская Шаранта, рискнувшему и выкупившему у дантиста. С этого времени началась реконструкция строения.

Реконструкция форта

После приобретения крепости Жак Антуан приступил к ее реконструкции. Для начала в двадцати пяти метрах от нее была сооружена платформа, которая служила причалом. Огромное здание отчистили от гуано, покрывавшего все вокруг. Толщина разложившегося птичьего помета достигала пятидесяти сантиметров.

Для запуска телевизионной игры, которую курировал продюсер, в 1996 году были подготовлены необходимые помещения. Последующие реконструкции состоялись в 1998 и в 2003-2004 годах. За это время были очищены внешние стены, проведена герметизация террасы, восстановлен центральный двор.

Популярное приключенческое телешоу

Игра «Форт Боярд» впервые вышла на экраны французского телевидения в 1990 году. Суть проекта заключается в том, что команда, которая состоит из шести человек, должна пройти ряд испытаний физического и интеллектуального плана. За их правильное выполнение игроки получают ключи и подсказки, с помощью которых в конце игры можно забрать сокровища форта.

Игра, которая сделала известным Бискайский залив (на карте его найти не сложно), имеет свою легенду. По сюжету злой, но мудрый старец Фура на протяжении двух веков проживает в форте. Он занимался грабежами, собирая все в своей крепости. Люди прокляли коварного старца, и он потерял способность хитрить. У него можно забрать добычу, собрав нужное количество ключей, которые разбросаны по потайным комнатам. В каждой комнате есть ловушки. Справившись со всеми препятствиями, можно разбогатеть.

Сюжет игры обыгрывается профессиональными актерами, которые также следят за тем, чтобы ее правила не нарушались.

Основные персонажи игры и их полномочия:

  • Ля-Буль - бьет в бубен в начале и конце игры, сопровождает попавших в плен участников в их камеры.
  • Паспарту - направляет игроков в комнаты.
  • Укротительница Фелинда - с помощью своих подопечных (тигров) охраняет сокровищницу.

Текущие правила игры

За время своего существования игра «Форт Боярд» несколько раз меняла правила в зависимости от страны-участника и видения организаторов. Цель оставалась неизменной - охота за сокровищами. С 2015-го французская версия включает шесть этапов.

  1. «Испытания». За пятьдесят минут команде необходимо добыть ключи, которые откроют ворота сокровищницы. Заполучить ключи можно, пройдя успешно семь испытаний.
  2. «Зал Суда». Сюда команда отправляется, если не смогла собрать нужного количества ключей или имеет хотя бы одного пленника. Участник должен пройти мини-игру, иначе отправится в тюрьму форта.
  3. «Приключения». В течение тридцати минут команда участвует в нескольких приключениях. За победу в каждом из них участники получают патрон с подсказкой внутри. Если испытание не выполнено по истечении установленного времени, подсказка сгорает внутри патрона.
  4. «Побег из тюрьмы». Пленник может сбежать из тюрьмы, преодолев препятствия за полторы минуты. При неудачной попытке команда лишается этого времени, а это минус в общем количестве драгоценных минут пребывания в сокровищнице.
  5. «Совет Теней». Это возможность продлить время пребывания в сокровищнице. Три участника проходят мини-испытания и при успешном раскладе добавляют к общему времени (две минуты) еще десять - тридцать секунд.
  6. «Сокровищница». Когда команда вставляет все ключи в ворота, Фелинда уводит тигров. Ведущий раздает участникам патроны с подсказками и запускает обратный отсчет времени. Игроки должны по подсказкам разгадать ключевое слово и обозначить ответ, расставив свои тела и на нужных буквах, изображенных на полу сокровищницы. При правильном раскладе команда получает доступ к деньгам, но на их вынос время ограничено. При неудаче команда получает утешительный приз в виде трех тысяч евро.

Форт и кинематограф

Форт Боярд, история которого началась в девятнадцатом веке, использовался в кинематографе. Так, в ленте «Искатели приключений» режиссера Роберта Энрико, которая вышла в 1967 году, есть сцена боя, длящаяся пятнадцать минут. Съемки проводились на протяжении трех недель. А к концу работы начался сильный шторм, поэтому съемочной группе пришлось эвакуироваться на вертолете.

Попасть на территорию крепости могут только участники игры Fort Boyard. Экскурсии для туристов ограничиваются видом на сооружение с моря.

Телеигра завоевала популярность по всему миру. Каменный форт посетили представители более тридцати государств, в том числе России и Украины.

В 1666 году Кольбер, министр финансов Франции при Людовике XIV, создал судоверфь для постройки военных кораблей около городка Рошфора , что расположен в устье реки Шаранта. Но верфь была уязвима для атак вражеских кораблей — проникнуть в устье Шаранты, минуя орудия береговых крепостей близлежащих островов, не составляло труда. Войн в ту пору Франция вела немало, и оставлять этот лакомый для врага кусочек без защиты было безумием. К тому же главным противником французов была Англия, владевшая в те времена самым мощным флотом.

Таким образом, перед королем и его приближенными возникла проблема сохранности судоверфи. Между двумя островами, расположенными около устья Шаранты — Эксом и Олероном — находилась песчаная отмель, носящая название «коса Байяр» . Но, как известно, невозможно построить прочный дом на песке. Что уж говорить о крепости! Тем не менее, инженер Клервиль, ведущий работы по укреплению Руайома, внес предложение о постройке подобной крепости. Ознакомившийся с этим предложением Себастьян Ле Претр де Вобан, военный инженер и маршал Франции, высказал королю свое мнение: «Государь, проще ухватить Луну зубами, чем выполнить подобную работу в этом месте» . Проект строительства не получил одобрения и был оставлен.

В 1763 году, в конце Семилетней войны (уже во время правления Людовика XVI), англичанам удалось провести две высадки на остров Экс , что ещё раз наглядно показало уязвимость объектов данного региона. Вопрос о постройке форта был поднят вновь, был разработан проект, но и его отвергли как слишком дорогостоящий.

Вновь вернулись к проекту уже в следующем веке, в 1801 году. В июне этого года смешанная комиссия военных и гражданских строителей предлагает свой проект крепости. 7 февраля 1803 года проект утвержден первым консулом государства Бонапартом.

Поскольку песчаное основание косы Боярд не годилось для подобного строительства, было решено сделать насыпь из камней. Работы начались в 1804 году. Невозможно даже представить себе всю сложность этого строительства. Добытые из местных карьеров каменные блоки свозили в открытое море и сбрасывали на непрочное песчаное ложе косы. Производить работы можно было только во время отлива и только в те времена года, когда капризная природа приморской местности позволяла делать это. На третий год строительства становится ясно, что тяжелые каменные блоки под собственным весом все больше и больше углубляются в песок. Сизифов труд — вот как можно охарактеризовать эту работу. Но мало того — жестокие бури зимы 1807 - 1808 гг., причинившие немало бед и жителям побережья, разрушают почти готовые первые два слоя насыпи. «Союзником» природы в борьбе против зарождающегося форта выступают давние недруги Франции — англичане. Их корабли постоянно находятся поблизости, делая и без того почти безнадежную затею просто безумной.

Стройка обходится государству слишком дорого. Император Наполеон принимает решение об уменьшении первоначально задуманных размеров форта. В 1809 году работы возобновляются уже по вновь утвержденному проекту. Но не проходит и года, как стройку прерывают: тому способствуют уничтожение англичанами эскадры Рошфора и многочисленные финансовые затруднения. На изготовление насыпи было израсходовано 3,5 тысячи кубометров камня, что обошлось государственной казне в 3,5 миллиона франков.

Новую жизнь проект обретает в 1840 году, при короле Луи Филиппе. Вновь осложнившиеся отношения с англичанами заставляют военных чиновников ломать голову над вечной проблемой защиты судоверфи Рошфора . К тому времени каменное основание стабилизировалось на своем песчаном ложе и уже не было таким непрочным, как вначале. Значительно облегчил работы технический прогресс: в распоряжении строителей появились бетон, цемент и гидравлическая известь. Это избавило от необходимости доставлять тяжелые камни с островов — отныне изготовлять блоки можно было прямо на месте. Кампании 1847 и 1848 годов позволили изыскать нужные средства для расходов на строительство.

Работы над фундаментом были окончены в 1848 году, а к концу 1852 года завершено строительство цокольного этажа. В нем были размещены склады пороха и провизии, цистерны для воды, кухни, столовые, гауптвахта и отхожее место. В конце 1854 года завершено строительство первого этажа, а в 1857 году оканчиваются работы над верхней платформой форта и сторожевой башней. Полностью строительные работы прекращаются в 1866 году. Таким образом, строительство форта длилось в общей сложности больше шестидесяти лет! И лишь на меньшую часть этого срока приходятся непосредственно строительные работы.

Готовый форт составляет 68 метров в длину и 31 метр в ширину при высоте 20 метров. 66 казематов форта могут разместить в себе 74 артиллерийских орудия. Гарнизон форта состоит из 260 человек, в распоряжении которых находятся маркитантка, прачка и даже два сапожника (и это при том, что обувь солдат форта в принципе не должна быстро изнашиваться). В случае осады гарнизон форта может продержаться в течение двух месяцев, используя запасы воды и продовольствия.

Казалось бы, чего ещё желать? После грандиозных усилий форт наконец-то построен и готов по полной оправдать вложенные в его постройку средства. Но, вот она, ирония судьбы! К моменту завершения стройки оказывается, что форт уже не нужен. Дело в том, что раньше низкая дальнобойность артиллерийских оружий не позволяла держать под контролем акваторию между двух островов, что и позволяло вражеским судам безнаказанно плавать практически под носом у французских артиллеристов. Но, технический прогресс, тот самый, что упростил постройку форта, затронул и военную технику. Новые артиллерийские орудия обладали утроенной дальнобойностью; этого было достаточно для того, чтобы избавиться от непрошенных гостей при помощи одних лишь батарей островов. Вместо первоначально планируемых 74 артиллерийских орудий в форт было доставлено всего лишь 30.

Но, как оказалось, не все было гладко и в другом — форт страдает от постоянно бушующих штормов: большие волны, ударяясь об стены, разрушают казематы и сдвигают орудия. В 1886 году был построен специальный волнорез, для ослабления ударной силы волн.

К концу Второй Империи на форте как на охранительной крепости окончательно ставится крест. Место гарнизона форта занимают заключённые, форт превращается в тюрьму. Первоначально здесь содержались прусские и австрийские солдаты, пленённые во время войны 1870 года. Их сменили политические заключённые Коммуны. Всего в форте содержалось около 300 заключённых.

Однако тюрьмой форту было суждено пробыть недолго — в 1872 году узников переселили в специальную колонию на острове Новая Каледония, а крепость занял Военно-Морской Флот. Таким образом форт Байяр всё-таки получил статус военного объекта, и являлся таковым вплоть до 1913 года, когда военные окончательно оставили крепость.

Опустевший форт Боярд стал прекрасной добычей для воров. Всё, что представляло собой хоть какую-то ценность, было вывезено. Артиллерийские орудия были проданы двум скупщикам железного лома. Те, недолго думая, отсоединили закреплённые пушки динамитом. Уже одно это говорит о том, насколько «нуждались» теперь в форте…

Впрочем, властями департамента была предпринята робкая попытка заработать на форте — в 1931 году крепость сдавалась внаём всем желающим, за 300 франков в год. Желающих арендовать форт было всего двое.

Во время Второй Мировой войны форт, как и вся Франция, был оккупирован немецкими войсками. Захватчики использовали крепость в качестве мишени для тренировочных стрельб, в результате чего практически полностью были уничтожены пристани и волнорезы, а внутренний двор форта оказался в буквальном смысле погребённым под каменными обломками.

Масштабные реставрационные работы, проведённые на территории послевоенной Франции, совершенно не затронули форт Байяр — он так и остался израненным и лишь густые поросли диких трав слегка прикрывали шрамы, оставленные войной. Причисление форта к историческим памятникам, состоявшееся в 1950 году, также ничего не изменило.

А в 1961 году было принято решение выставить форт Боярд в качестве лота на аукцион. Минимальная цена составляла 7,5 тысяч франков. Потенциальных покупателей было около пятидесяти, однако в конце концов, по мере повышения суммы их осталось всего двое — бельгийский дантист из Аворья Эрик Аэрт и представитель ассоциации друзей форта Байяр (да, существовала и такая). К сожалению, ассоциация не смогла выделить на покупку более 25 тысяч франков, и Аэрт, предложивший 28 тысяч, стал владельцем форта.

Похоже, что новый хозяин совершенно не представлял, зачем ему нужен форт, поэтому он так и не сумел найти ему должное применение — все его безумные проекты превращения крепости в казино, отель или дом отдыха так и не были воплощены в жизнь. Аэрт, которому в то время шёл уже седьмой десяток лет, очень редко наведывался в свои владения, поэтому форт Боярд продолжал пустовать.

Тем не менее вскоре об этом форте впервые узнал весь мир — в 1966 году Робер Энрико поставил в форте Байяр финальную сцену своей киноленты «Искатели приключений » с двумя звёздами французского кинематографа — Аленом Делоном и Лино Вентурой.

После довольно долгого перерыва, уже в 1980 году, форт вновь появляется на экранах — на этот раз в игровой передаче «Охота за сокровищами» , автором которой был известный деятель французского телевидения Жак Антуан — именно он, открывший для себя форт Боярд во время просмотра «Искателей приключений » и предложил использовать крепость для съёмок.

Жак Антуан был просто впечатлён крепостью: «Я приметил этот любопытный форт, но я не имел никакого представления о том, где он находится. Однако мы его быстро отыскали, и когда я стоял у подножия этих гранитных стен, под крики чаек, в этом каменном строении посреди моря, я осознал, что это самое прекрасное место, как нельзя лучше подходящее для моей новой игры» .

Но если прежде форт Байяр появлялся на экранах эпизодически, то в новой игре ему отводилась главная роль. Это было крайне затруднительно реализовать — ведь крепость была частной собственностью бельгийского дантиста. Впрочем, Эрик Аэрт согласился продать форт за «скромную» сумму в 1,5 миллиона франков, а Генеральный совет департамента Приморская Шаранта рискнул пойти на сделку и купил форт. После чего Жак Антуан , заплатив символическую сумму в 1 франк, стал владельцем форта Боярд и занялся реализацией своего проекта.

Для облегчения доступа в форт была выстроена специальная причальная платформа. А работы же по восстановлению крепости начались с того, что внутренний двор форта Байяр был очищен от пятидесятисантиметрового слоя птичьего помёта, скопившегося здесь за многие десятки лет, и от почти 700 кубометров каменных обломков.

И вот, после нескольких месяцев восстановительно-строительных работ, в крепости был снят первый выпуск телеигры «Ключи от Форта Боярд» . Началась новая эра истории форта — теперь уже закрытого для посещений и живущего своей, особенной жизнью.



29 Март, 2013 - 10:31

Форт был построен для защиты берегов от неприятеля, но строительство затянулось - он стал не нужен. Затем был определен под тюрьму, но почти не использовался. Форт обрел вторую жизнь, когда в его камерах стали снимать популярное телешоу "Форт Боярд". За годы съемок игры в стенах Форта побывали граждане 30 стран, а саму программу транслировали более 70 стран.

Строительство форта началось в 1801 году на уже существовавшей в проливе песчаной отмели, от названия которой и произошло название самой крепости.

При строительстве фундаментов форта каменные блоки устанавливались прямо на морское дно. Вскоре строители столкнулись с серьёзными техническими трудностями: каменные блоки уходили в грунт под собственным весом и разъезжались. В итоге в 1809 году строительство крепости было приостановлено. Возобновилось оно лишь в 1837 году, во время правления Луи-Филиппа I, когда отношения с Великобританией стали напряженными и французским берегам была необходима защита с моря.

Сооружение форта оказалось "долгостроем" - крепость была завершена только к 1857 году. Итоговое сооружение оказалось весьма внушительным - форт имел длину 68 метров и ширину 31 метр, а высота стен доходила до 20 метров. Однако за время, которое прошло с момента закладки форта, дальнобойность артиллерийских орудий сильно увеличилась, и теперь береговые батареи с лёгкостью перекрывали пролив. Таким образом, необходимость в форте отпала.

Позже его начали использовать как тюрьму. Первоначально здесь содержались прусские и австрийские солдаты, пленённые во время войны 1870 года. Их сменили политические заключённые Коммуны. Всего в форте содержалось около 300 заключённых.

Однако тюрьмой форту было суждено пробыть недолго. В 1872 году узников переселили в специальную колонию на острове Новая Каледония, а крепость занял военно-морской флот. Таким образом, форт Боярд всё-таки получил статус военного объекта и являлся таковым вплоть до 1913 года, пока военные окончательно не оставили крепость.

Позже форт был выставлен на торги. Основная борьба развернулась между дантистом из Аворье Эриком Эртом и председателем общества друзей форта Боярд. Первый заплатил 28 тысяч франков (на три тысячи больше, чем его соперник) и приобрел Форт в свою собственность. Однако он не имел средств для восстановления Боярда, который все больше и больше приходил в упадок от природного воздействия. В 1979 году Эрт выставил его на продажу за 1,2 миллиона франков. Но цена была велика, и форд так и не нашел своего владельца.

Позже, после череды сменившихся владельцев, интерес к форту Боярд проявляет продюсер телевизионных игр Жак Антуан, который подыскивает площадку для своего нового шоу. В 1989 году он покупает форт. В этом же году начинается реконструкция Боярда, которая окончательно завершается лишь к 2004 году.

Вскоре в крепости снимают первый выпуск телеигры "Ключи от Форта Боярд". Началась новая эра истории форта - теперь уже закрытого для посещений и живущего особенной жизнью.

В 1989 году начинается реконструкция Боярда. В форте были оборудованы два зала для одноименной телеигры. В 1996 году восстановлены и артиллерийские платформы. В 1998 году производятся дополнительные реставрационные работы: очищаются внешние стены и завершается герметизация террасы. Завершающим этапом явилось восстановление центрального двора зимой 2003-2004 годов.

Один из владельцев форта Эрик Аэрт согласился продать его за 1,5 миллиона франков, а Генеральный совет департамента Приморская Шаранта рискнул пойти на сделку и купил форт. После чего продюсер Жак Антуан, заплатив символическую сумму в 1 франк, стал владельцем форта Боярда.

Начинается его реконструкция. Для облегчения доступа в форт была выстроена специальная причальная платформа. А работы же по восстановлению крепости начались с того, что внутренний двор форта Боярда был очищен от слоя птичьего помёта, скопившегося здесь за много лет, а также от 700 кубометров каменных обломков.

Известно, что самый большой выигрыш во французских играх составил 243 480 франков (37 118 евро). Такой куш был сорван в 2001 году.

Сам зал Совета располагается на третьем этаже форта. Однако концепция игры предполагает, что зал находится в подвале или подземелье. Во время монтажа сначала вставляют кадры с бегущей вниз по лестнице командой, потом её показывают подбегающей ко входу в зал Совета.

Справка:
Годы строительства: с 1801 по 1857
Архитектор: неизвестен
Назначение: форт, тюрьма, киноплощадка

(1998-2006)

Страна производства

Россия Россия

Язык Количество сезонов Количество выпусков Список выпусков Производство Продюсер(ы) Исполнительный продюсер(ы)

Кирилл Ткаченко (2002)
Владимир Каира ()
Марго Кржижевская (2004-2006)

Место съёмок

Франция Франция , Форт Байяр

Камера Продолжительность

~1 ч. 40 мин.

Статус

Показ всех сезонов завершён

Вещание Телеканал(ы) Формат изображения Формат звука Период трансляции Премьерные показы Повторные показы Хронология Похожие передачи Ссылки

«Форт Боярд» , «Русские в форте Баяр» - русская версия популярной французской телевизионной игры Fort Boyard . Транслировалась с 20 ноября по 21 апреля 2013 года , в на НТВ , с по - на канале «Россия », в 2013 году - на «Первом канале » .

Описание

В 1998 году телекомпания НТВ , до этого показывавшая переведённые французские выпуски игры, выпустила первый сезон «Форта Байярд» с участием российских команд . Всего было снято три игры с участием сотрудников телеканала, так как этот сезон был «пробным». Также была показана передача о съемках русской версии Форта Байяр, содержавшая в себе и впечатления участников от увиденного. В планах НТВ были съёмки игр с участием простых зрителей, но из-за проблем НТВ в 2001 году , съёмки были отменены.

В 2002 году проект был реанимирован и вышел на телеканале Россия со своей версией русского написания французского топонима «Boyard» (/bojar/ )- «Форт Боярд». В первом сезоне в игре вместе с известными журналистами и ведущими телеканала также принимали участие российские спортсмены и актёры. Здесь передача выходила на протяжении трёх лет. В 2006 году телезрителям была предложена новая концепция, предусматривающая игру одновременно двух команд: был проведён турнир по олимпийской системе, и победители турнира получили золото Форта, выигранное всеми остальными командами (87,5 кг золотых байярдов или 1,2 млн рублей). Ранее шоу «Форт Боярд» производила компания «МБ-групп».

В 2012 году, спустя 6 лет, по данным французских организаторов , права на игру были выкуплены ООО «Красный квадрат» , производящей передачи для «Первого канала» . Съёмки 9 выпусков шестого русского сезона «Форта Боярд» прошли с 16 по 21 июля 2012 года. В эфире Первого канала передача шла с 16 февраля по 21 апреля 2013 года. В новом сезоне победу одержала команда «Разнорабочие» под предводительством Юрия Грымова . Повтор выпусков прошёл с 8 июня по 24 августа 2013 года.

Правила русской версии игры

Первый этап - Испытания

За 43 минуты команда должна добыть максимальное количество ключей, отпирающих ворота Сокровищницы. Получить ключи можно, одержав победу в испытаниях, которые делятся на несколько условных категорий:

  • Традиционные испытания в кельях. За время, отмеряемое водяными часами - клепсидрой, игрок (в некоторых испытаниях - два или три игрока или дуэль в двух командной концепции) должен справиться с предложенным заданием и успеть покинуть келью с ключом. В том случае, если ему не удаётся выйти до истечения времени, участник становится пленником и препровождается надзирателем Лябулем в тюремную камеру в подземелье форта (3-4 сезоны, в 1-2 сезоне и с 5 сезона освобождается автоматически). Игрок может стать пленником в самых сложных испытаниях - «Присоска» (при случае соприкосновения с полом, иногда при потере присоски) и «Отвесная стена снаружи форта» (при невыполнении испытания).
  • Испытания-приключения введены с 6 сезона. В этих конкурсах, проводящихся преимущественно вне келий и ранее предназначенных исключительно для получения подсказок, игроку необходимо за отведённое время (отсчёт которого ведётся виртуальным таймером, невидимым для непосредственных участников игры) добыть код от ящика с ключом внутри. В случае превышения временного лимита ключ внутри ящика становится недоступным. В этой разновидности испытаний игроки не могут попасть в плен. Игроков, как и в традиционных испытаниях, может быть более одного.
  • Загадка старца Фура. Одного или двух участников (в зависимости от концепции: с 5 сезона двухкомандной) отправляют в башню к старцу, Фура загадывает загадку. Если участник знает правильный ответ, он звонит в колокольчик; если участник ответил правильно, он получает ключ; если нет он, уходит ни с чем. В случае двухкомандной концепции если участник знает правильный ответ, он должен быстрее соперника позвонить в колокольчик, если он ответил неправильно, право ответа передаётся сопернику; если соперник отвечает правильно, он получает ключ; если оба отвечают неправильно, то уходят ни с чем.

Проводился в 3-4 сезоне. Если у команды есть пленники, то для их освобождения нужно попасть на Совет Теней: для этого команде нужно добыть кристалл, отпирающий дверь в Зал Совета. После этого участники по одному играют с мэтром в настольную мини-игру. Если участники побеждают у мэтров, то они получают ключи, отпирающие клетку с пленником; если команда проигрывает мэтрам, то уходит ни с чем. Если у команды нет пленников, игроки сражаются с мэтрами за бонусные подсказки. В 3 сезоне, если никто из игроков команды не попадал в плен, команда боролась за дополнительное время (это произошло только в одном выпуске, и команда выиграла все мини-дуэли и с учётом основного и бонусного времени, команда получила 4 минуты в сокровищнице).

Третий этап - Приключения

В третьем этапе команде или командам нужно добыть максимальное количество подсказок за определённое количество времени, которые помогут отгадать ключевое слово в сокровищнице. Приключения проводятся как в кельях, так и вне их. Как и в первом этапе участника или участников (в зависимости от концепции с 5 сезона двух командной) отправляют в башню к Фура, если участник отгадал загадку, то он получает подсказку. С 5 сезона в конце третьего этапа командам предлагается дуэль друг с другом. Эти дуэли - настольные игры на силу, ловкость, смекалку и удачу. Командам предоставляется три попытки для получения подсказки, в случае победы одна из команд получает подсказку, в случае ничьи, дуэль разыгрывается повторно.

Четвёртый этап - Сокровищница

В финале игры команда собирается у ворот Сокровищницы. Прежде всего игроки должны вставить выигранные ранее ключи в замки ворот - что послужит сигналом укротительнице тигров Монике загнать хищников в клетки. Далее ведущий раздаёт игрокам заработанные во время приключений патроны с подсказками и опускает рычаг, запуская таким образом обратный отсчёт времени, отведённого на Сокровищницу. Участники команды должны как можно быстрее вскрыть патроны, ознакомиться с подсказками, разгадать кодовое слово и обозначить составляющие его буквы при помощи собственных тел и, при необходимости, пушечных ядер на алфавитном полу Сокровищницы. Если предложенный вариант окажется правильным, игроки получат доступ к золотым монетам, и смогут попытаться вынести как можно большее их количество из Сокровищницы за оставшееся время (действовал с 1 по 5 сезон). С 6 сезона действует другое правило: во-первых, за каждый заработанный ключ обе команды получают по 10 бонусных секунд пребывания в сокровищнице, во-вторых, участники заранее получают доступ к золоту, после выноса монет ведущие объявляют ключевое слово, если команда или команды угадали ключевое слово, то они признаются победителями и уносят золото, если никто не угадал ключевое слово, то они уходят ни с чем. Если кто-либо из игроков задерживается в Сокровищнице и не имеет возможности покинуть её после того, как решётка ворот опустится, ведущий при помощи специального стоп-крана блокирует выход тигров, однако в тот же момент команда лишается всех вынесенных золотых монет.

Синопсис правил игры 1998-2012 годов

Сезон Количество игр Необходимое число ключей Хронометраж Освобождение пленников Время для сокровищницы Бонус Получение недостающих ключей Получение дополнительных подсказок
1998 3 5 40:00 Автоматически (на время испытаний игрока помещали в клетку) 3:00 - Каменный мешок
2002 8 4 35:00 Автоматически (на время испытаний игрока помещали в клетку). В данном сезоне был всего 1 пленник. 2:30 - Каменный мешок При наличии 5-ти и более ключей команда получает дополнительную подсказку за каждый дополнительный ключ; есть возможность оставить заложников в обмен на подсказки
2003 13 5 40:00 на испытания и 15:00 на приключения Совет Теней 3:00 + 0/15/30/60 секунд за 1/2/3/4 победы на Совете при отсутствии пленников (1 раз за данный сезон) - Пленник При наличии 6-ти и более ключей команда получает дополнительную подсказку за каждый дополнительный ключ; есть возможность оставить заложников в обмен на подсказки
2004 18 5 40:00 на испытания и 20:00 на приключения Совет Теней 3:00 +/- 15 секунд за каждый лишний/недостающий ключ - Минус 15 секунд из времени на Сокровищницу за каждый ключ В случае, если у команды нет пленников, или один пленник, освобождённый с первой или второй попытки, команда играет на дополнительную подсказку на Совете Теней; есть возможность оставить заложников в обмен на подсказки
2006 15 Больше, чем у соперника 35:00 Автоматически (пленник пропускает только следующее испытание своей команды) 4:00 - -
2013 9 Не имеет значения. Каждый ключ 10 дополнительных секунд - Автоматически 2:00 - - Перед входом в Сокровищницу команды имеют право получить дополнительные подсказки в обмен на заложников. Максимальное количество дополнительных подсказок - две.

Персонажи русской версии игры

Ведущие, соведущие и обитатели Башни НТВ Россия Первый канал
Ведущие
Леонид Парфёнов
Сергей Брилёв
Леонид Ярмольник
Николай Валуев
Соведущие
Елена Ханга
Яна Батыршина
Оксана Фёдорова
Елена Корикова
Екатерина Коновалова
Анна Ардова
Обитатели Башни
Вадим Гущин - старец Фура,
Андрей Ярославцев - закадровый голос
Николай Денисов - старец Фура
Василий Ливанов - пират Фура
Александр Адабашьян - звездочёт Фура
Александр Филиппенко - скряга Фура
Виктор Вержбицкий - маг Фура

Напишите отзыв о статье "Форт Боярд (русская версия)"

Примечания

Ссылки

  • .

Отрывок, характеризующий Форт Боярд (русская версия)

Бородинское сражение с последовавшими за ним занятием Москвы и бегством французов, без новых сражений, – есть одно из самых поучительных явлений истории.
Все историки согласны в том, что внешняя деятельность государств и народов, в их столкновениях между собой, выражается войнами; что непосредственно, вследствие больших или меньших успехов военных, увеличивается или уменьшается политическая сила государств и народов.
Как ни странны исторические описания того, как какой нибудь король или император, поссорившись с другим императором или королем, собрал войско, сразился с войском врага, одержал победу, убил три, пять, десять тысяч человек и вследствие того покорил государство и целый народ в несколько миллионов; как ни непонятно, почему поражение одной армии, одной сотой всех сил народа, заставило покориться народ, – все факты истории (насколько она нам известна) подтверждают справедливость того, что большие или меньшие успехи войска одного народа против войска другого народа суть причины или, по крайней мере, существенные признаки увеличения или уменьшения силы народов. Войско одержало победу, и тотчас же увеличились права победившего народа в ущерб побежденному. Войско понесло поражение, и тотчас же по степени поражения народ лишается прав, а при совершенном поражении своего войска совершенно покоряется.
Так было (по истории) с древнейших времен и до настоящего времени. Все войны Наполеона служат подтверждением этого правила. По степени поражения австрийских войск – Австрия лишается своих прав, и увеличиваются права и силы Франции. Победа французов под Иеной и Ауерштетом уничтожает самостоятельное существование Пруссии.
Но вдруг в 1812 м году французами одержана победа под Москвой, Москва взята, и вслед за тем, без новых сражений, не Россия перестала существовать, а перестала существовать шестисоттысячная армия, потом наполеоновская Франция. Натянуть факты на правила истории, сказать, что поле сражения в Бородине осталось за русскими, что после Москвы были сражения, уничтожившие армию Наполеона, – невозможно.
После Бородинской победы французов не было ни одного не только генерального, но сколько нибудь значительного сражения, и французская армия перестала существовать. Что это значит? Ежели бы это был пример из истории Китая, мы бы могли сказать, что это явление не историческое (лазейка историков, когда что не подходит под их мерку); ежели бы дело касалось столкновения непродолжительного, в котором участвовали бы малые количества войск, мы бы могли принять это явление за исключение; но событие это совершилось на глазах наших отцов, для которых решался вопрос жизни и смерти отечества, и война эта была величайшая из всех известных войн…
Период кампании 1812 года от Бородинского сражения до изгнания французов доказал, что выигранное сражение не только не есть причина завоевания, но даже и не постоянный признак завоевания; доказал, что сила, решающая участь народов, лежит не в завоевателях, даже на в армиях и сражениях, а в чем то другом.
Французские историки, описывая положение французского войска перед выходом из Москвы, утверждают, что все в Великой армии было в порядке, исключая кавалерии, артиллерии и обозов, да не было фуража для корма лошадей и рогатого скота. Этому бедствию не могло помочь ничто, потому что окрестные мужики жгли свое сено и не давали французам.
Выигранное сражение не принесло обычных результатов, потому что мужики Карп и Влас, которые после выступления французов приехали в Москву с подводами грабить город и вообще не выказывали лично геройских чувств, и все бесчисленное количество таких мужиков не везли сена в Москву за хорошие деньги, которые им предлагали, а жгли его.

Представим себе двух людей, вышедших на поединок с шпагами по всем правилам фехтовального искусства: фехтование продолжалось довольно долгое время; вдруг один из противников, почувствовав себя раненым – поняв, что дело это не шутка, а касается его жизни, бросил свою шпагу и, взяв первую попавшуюся дубину, начал ворочать ею. Но представим себе, что противник, так разумно употребивший лучшее и простейшее средство для достижения цели, вместе с тем воодушевленный преданиями рыцарства, захотел бы скрыть сущность дела и настаивал бы на том, что он по всем правилам искусства победил на шпагах. Можно себе представить, какая путаница и неясность произошла бы от такого описания происшедшего поединка.
Фехтовальщик, требовавший борьбы по правилам искусства, были французы; его противник, бросивший шпагу и поднявший дубину, были русские; люди, старающиеся объяснить все по правилам фехтования, – историки, которые писали об этом событии.
Со времени пожара Смоленска началась война, не подходящая ни под какие прежние предания войн. Сожжение городов и деревень, отступление после сражений, удар Бородина и опять отступление, оставление и пожар Москвы, ловля мародеров, переимка транспортов, партизанская война – все это были отступления от правил.
Наполеон чувствовал это, и с самого того времени, когда он в правильной позе фехтовальщика остановился в Москве и вместо шпаги противника увидал поднятую над собой дубину, он не переставал жаловаться Кутузову и императору Александру на то, что война велась противно всем правилам (как будто существовали какие то правила для того, чтобы убивать людей). Несмотря на жалобы французов о неисполнении правил, несмотря на то, что русским, высшим по положению людям казалось почему то стыдным драться дубиной, а хотелось по всем правилам стать в позицию en quarte или en tierce [четвертую, третью], сделать искусное выпадение в prime [первую] и т. д., – дубина народной войны поднялась со всей своей грозной и величественной силой и, не спрашивая ничьих вкусов и правил, с глупой простотой, но с целесообразностью, не разбирая ничего, поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие.
И благо тому народу, который не как французы в 1813 году, отсалютовав по всем правилам искусства и перевернув шпагу эфесом, грациозно и учтиво передает ее великодушному победителю, а благо тому народу, который в минуту испытания, не спрашивая о том, как по правилам поступали другие в подобных случаях, с простотою и легкостью поднимает первую попавшуюся дубину и гвоздит ею до тех пор, пока в душе его чувство оскорбления и мести не заменяется презрением и жалостью.

Одним из самых осязательных и выгодных отступлений от так называемых правил войны есть действие разрозненных людей против людей, жмущихся в кучу. Такого рода действия всегда проявляются в войне, принимающей народный характер. Действия эти состоят в том, что, вместо того чтобы становиться толпой против толпы, люди расходятся врозь, нападают поодиночке и тотчас же бегут, когда на них нападают большими силами, а потом опять нападают, когда представляется случай. Это делали гверильясы в Испании; это делали горцы на Кавказе; это делали русские в 1812 м году.
Войну такого рода назвали партизанскою и полагали, что, назвав ее так, объяснили ее значение. Между тем такого рода война не только не подходит ни под какие правила, но прямо противоположна известному и признанному за непогрешимое тактическому правилу. Правило это говорит, что атакующий должен сосредоточивать свои войска с тем, чтобы в момент боя быть сильнее противника.
Партизанская война (всегда успешная, как показывает история) прямо противуположна этому правилу.
Противоречие это происходит оттого, что военная наука принимает силу войск тождественною с их числительностию. Военная наука говорит, что чем больше войска, тем больше силы. Les gros bataillons ont toujours raison. [Право всегда на стороне больших армий.]
Говоря это, военная наука подобна той механике, которая, основываясь на рассмотрении сил только по отношению к их массам, сказала бы, что силы равны или не равны между собою, потому что равны или не равны их массы.
Сила (количество движения) есть произведение из массы на скорость.
В военном деле сила войска есть также произведение из массы на что то такое, на какое то неизвестное х.
Военная наука, видя в истории бесчисленное количество примеров того, что масса войск не совпадает с силой, что малые отряды побеждают большие, смутно признает существование этого неизвестного множителя и старается отыскать его то в геометрическом построении, то в вооружении, то – самое обыкновенное – в гениальности полководцев. Но подстановление всех этих значений множителя не доставляет результатов, согласных с историческими фактами.
А между тем стоит только отрешиться от установившегося, в угоду героям, ложного взгляда на действительность распоряжений высших властей во время войны для того, чтобы отыскать этот неизвестный х.
Х этот есть дух войска, то есть большее или меньшее желание драться и подвергать себя опасностям всех людей, составляющих войско, совершенно независимо от того, дерутся ли люди под командой гениев или не гениев, в трех или двух линиях, дубинами или ружьями, стреляющими тридцать раз в минуту. Люди, имеющие наибольшее желание драться, всегда поставят себя и в наивыгоднейшие условия для драки.
Дух войска – есть множитель на массу, дающий произведение силы. Определить и выразить значение духа войска, этого неизвестного множителя, есть задача науки.
Задача эта возможна только тогда, когда мы перестанем произвольно подставлять вместо значения всего неизвестного Х те условия, при которых проявляется сила, как то: распоряжения полководца, вооружение и т. д., принимая их за значение множителя, а признаем это неизвестное во всей его цельности, то есть как большее или меньшее желание драться и подвергать себя опасности. Тогда только, выражая уравнениями известные исторические факты, из сравнения относительного значения этого неизвестного можно надеяться на определение самого неизвестного.
Десять человек, батальонов или дивизий, сражаясь с пятнадцатью человеками, батальонами или дивизиями, победили пятнадцать, то есть убили и забрали в плен всех без остатка и сами потеряли четыре; стало быть, уничтожились с одной стороны четыре, с другой стороны пятнадцать. Следовательно, четыре были равны пятнадцати, и, следовательно, 4а:=15у. Следовательно, ж: г/==15:4. Уравнение это не дает значения неизвестного, но оно дает отношение между двумя неизвестными. И из подведения под таковые уравнения исторических различно взятых единиц (сражений, кампаний, периодов войн) получатся ряды чисел, в которых должны существовать и могут быть открыты законы.
Тактическое правило о том, что надо действовать массами при наступлении и разрозненно при отступлении, бессознательно подтверждает только ту истину, что сила войска зависит от его духа. Для того чтобы вести людей под ядра, нужно больше дисциплины, достигаемой только движением в массах, чем для того, чтобы отбиваться от нападающих. Но правило это, при котором упускается из вида дух войска, беспрестанно оказывается неверным и в особенности поразительно противоречит действительности там, где является сильный подъем или упадок духа войска, – во всех народных войнах.
Французы, отступая в 1812 м году, хотя и должны бы защищаться отдельно, по тактике, жмутся в кучу, потому что дух войска упал так, что только масса сдерживает войско вместе. Русские, напротив, по тактике должны бы были нападать массой, на деле же раздробляются, потому что дух поднят так, что отдельные лица бьют без приказания французов и не нуждаются в принуждении для того, чтобы подвергать себя трудам и опасностям.

Так называемая партизанская война началась со вступления неприятеля в Смоленск.
Прежде чем партизанская война была официально принята нашим правительством, уже тысячи людей неприятельской армии – отсталые мародеры, фуражиры – были истреблены казаками и мужиками, побивавшими этих людей так же бессознательно, как бессознательно собаки загрызают забеглую бешеную собаку. Денис Давыдов своим русским чутьем первый понял значение той страшной дубины, которая, не спрашивая правил военного искусства, уничтожала французов, и ему принадлежит слава первого шага для узаконения этого приема войны.
24 го августа был учрежден первый партизанский отряд Давыдова, и вслед за его отрядом стали учреждаться другие. Чем дальше подвигалась кампания, тем более увеличивалось число этих отрядов.
Партизаны уничтожали Великую армию по частям. Они подбирали те отпадавшие листья, которые сами собою сыпались с иссохшего дерева – французского войска, и иногда трясли это дерево. В октябре, в то время как французы бежали к Смоленску, этих партий различных величин и характеров были сотни. Были партии, перенимавшие все приемы армии, с пехотой, артиллерией, штабами, с удобствами жизни; были одни казачьи, кавалерийские; были мелкие, сборные, пешие и конные, были мужицкие и помещичьи, никому не известные. Был дьячок начальником партии, взявший в месяц несколько сот пленных. Была старостиха Василиса, побившая сотни французов.
Последние числа октября было время самого разгара партизанской войны. Тот первый период этой войны, во время которого партизаны, сами удивляясь своей дерзости, боялись всякую минуту быть пойманными и окруженными французами и, не расседлывая и почти не слезая с лошадей, прятались по лесам, ожидая всякую минуту погони, – уже прошел. Теперь уже война эта определилась, всем стало ясно, что можно было предпринять с французами и чего нельзя было предпринимать. Теперь уже только те начальники отрядов, которые с штабами, по правилам ходили вдали от французов, считали еще многое невозможным. Мелкие же партизаны, давно уже начавшие свое дело и близко высматривавшие французов, считали возможным то, о чем не смели и думать начальники больших отрядов. Казаки же и мужики, лазившие между французами, считали, что теперь уже все было возможно.
22 го октября Денисов, бывший одним из партизанов, находился с своей партией в самом разгаре партизанской страсти. С утра он с своей партией был на ходу. Он целый день по лесам, примыкавшим к большой дороге, следил за большим французским транспортом кавалерийских вещей и русских пленных, отделившимся от других войск и под сильным прикрытием, как это было известно от лазутчиков и пленных, направлявшимся к Смоленску. Про этот транспорт было известно не только Денисову и Долохову (тоже партизану с небольшой партией), ходившему близко от Денисова, но и начальникам больших отрядов с штабами: все знали про этот транспорт и, как говорил Денисов, точили на него зубы. Двое из этих больших отрядных начальников – один поляк, другой немец – почти в одно и то же время прислали Денисову приглашение присоединиться каждый к своему отряду, с тем чтобы напасть на транспорт.
– Нет, бг"ат, я сам с усам, – сказал Денисов, прочтя эти бумаги, и написал немцу, что, несмотря на душевное желание, которое он имел служить под начальством столь доблестного и знаменитого генерала, он должен лишить себя этого счастья, потому что уже поступил под начальство генерала поляка. Генералу же поляку он написал то же самое, уведомляя его, что он уже поступил под начальство немца.
Распорядившись таким образом, Денисов намеревался, без донесения о том высшим начальникам, вместе с Долоховым атаковать и взять этот транспорт своими небольшими силами. Транспорт шел 22 октября от деревни Микулиной к деревне Шамшевой. С левой стороны дороги от Микулина к Шамшеву шли большие леса, местами подходившие к самой дороге, местами отдалявшиеся от дороги на версту и больше. По этим то лесам целый день, то углубляясь в середину их, то выезжая на опушку, ехал с партией Денисов, не выпуская из виду двигавшихся французов. С утра, недалеко от Микулина, там, где лес близко подходил к дороге, казаки из партии Денисова захватили две ставшие в грязи французские фуры с кавалерийскими седлами и увезли их в лес. С тех пор и до самого вечера партия, не нападая, следила за движением французов. Надо было, не испугав их, дать спокойно дойти до Шамшева и тогда, соединившись с Долоховым, который должен был к вечеру приехать на совещание к караулке в лесу (в версте от Шамшева), на рассвете пасть с двух сторон как снег на голову и побить и забрать всех разом.

Об игре

Снимаемый в крепости постройки середины 19 века, расположенной у берегов Франции, между островами Экс и Олерон , «Форт Байяр» являет собой телеигру, в которой команде участников необходимо выдержать различные физические и интеллектуальные испытания, чтобы, выигрывая ключи и подсказки, заполучить Сокровища Форта.

Текущие правила французской версии игры

Логотип телеигры «Ключи от форта Байяр» в 1992-1994 годах.

Логотип телеигры «Форт Байяр» 2003-2008 годах.

Цель игры - охота за сокровищами форта. В игре принимает участие команда из 6 игроков, выступающая в пользу какой-либо общественной организации (ассоциации). Игровой процесс состоит из 5 этапов.

Первый этап - Испытания

За 45 минут команда должна добыть 7 ключей, отпирающих ворота Сокровищницы. Получить ключи можно, одержав победу в испытаниях, которые в этом сезоне делятся на несколько условных категорий:

  • Традиционные испытания в кельях. За время, отмеряемое водяными часами - клепсидрой, игрок (в некоторых испытаниях - два или три игрока) должен справиться с предложенным заданием и успеть покинуть келью с ключом. В том случае, если ему не удаётся выйти до истечения времени, участник становится пленником и препровождается Лябулем в тюремную камеру в подземелье форта.
  • Испытания-приключения. В этих конкурсах, проводящихся преимущественно вне келий и ранее предназначенных исключительно для получения подсказок, игроку необходимо за отведённое время (отсчёт которого ведётся виртуальным таймером, невидимым для непосредственных участников игры) добыть код от ящика с ключом внутри. В случае превышения временного лимита ключ внутри ящика становится недоступным. В этой разновидности испытаний игроки не могут попасть в плен. Игроков, как и в традиционных испытаниях, может быть более одного.
  • Визуальная загадка Старца Фура. Это испытание, пришедшее на смену традиционным интеллектуальным поединкам игроков с мудрецом форта, проводится в так называемой интерактивной келье . В отличие от прежних сезонов, игрок не вступает в живой контакт со Старцем - древний обитатель общается с участником в стиле своеобразного «телемоста» через огромный настенный экран. На этом же экране игроку демонстрируется некий трёхмерный анимационный ролик, после просмотра которого Старец задаёт игроку вопрос по увиденному, и, в случае правильного ответа, активирует механизм, выдающий ключ. Если игрок ошибается, он имеет право на ещё одну попытку ответить на вопрос - уже по другому ролику. Строгого ограничения по времени испытание не имеет, угроза попасть в плен отсутствует.

Второй этап - Судебный Зал

Команда, лишившаяся по ходу испытаний одного или нескольких игроков, а также команда, не собравшая необходимые 7 ключей, отправляется к Судебному Залу форта на встречу с новым персонажем - Белой Судьёй Бланш. При дефиците ключей команда получает недостающие, однако в обмен выбранные самой командой игроки (количество которых равняется количеству выданных Судьёй ключей) отправляются внутрь Судебного Зала, для прохождения особых конкурсов. Ставкой в этих конкурсах является свобода игроков - выполнив предложенное задание (максимум за 3 попытки), участник получает право вернуться к остальной команде; в случае поражения он становится пленником и отправляется в тюрьму до самого конца передачи. Уже находящиеся в тюрьме пленники также играют на свою свободу - победа в конкурсе даёт им возможность присоединиться к остальной команде, поражение отправляет обратно в карцеры.

Третий этап - Приключения

За 25 минут члены команды должны поучаствовать в нескольких приключениях и попытаться выиграть как можно больше патронов с подсказками. На каждое приключение отводится определённое количество времени, по истечении которого подсказка либо самоуничтожается, либо становится недоступной. Особое приключение, присутствующее в каждой передаче и пришедшее на смену обычной загадке Старца Фура - «Заброшенная будка». Как и во время решения визуальной загадки во время испытаний, игрок общается с мудрецом форта не напрямую, а при помощи дистанционного средства связи - на этот раз обычного проводного телефона. Игроку, находящемуся в тесной телефонной кабине, с потолка которой сыплются насекомые, необходимо дать правильный ответ на загадку Старца, после чего он посредством пневмопочты получит награду в виде патрона с подсказкой.

Смотровая башня форта Байяр.

Изначально у команды есть ровно 3 минуты на вынос золотых монет из Сокровищницы. Во время Совета Теней они могут попытаться увеличить это время (максимум до 3 минут 45 секунд). В этапе участвуют 3 игрока, выбранные новым председательствующим Совета - Старцем Фура. Традиционные дуэли Мэтров игроки проходят поочерёдно. Перед началом дуэли каждый из вошедших в Зал участников должен сделать ставку на исход предстоящего состязания - поставить на кон 10, 20 или 15 секунд. В случае победы поставленное количество секунд будет добавлено к общему времени на Сокровищницу, в случае поражения - вычтено из него.

Пятый этап - Сокровищница

В финале игры команда собирается у ворот Сокровищницы. Прежде всего игроки должны вставить выигранные ранее ключи в замки ворот - что послужит сигналом укротительнице тигров Фелиндре загнать хищников в клетки. Далее ведущий раздаёт игрокам заработанные во время приключений патроны с подсказками и опускает рычаг, запуская таким образом обратный отсчёт времени, отведённого на Сокровищницу. Участники команды должны как можно быстрее вскрыть патроны, ознакомиться с подсказками, разгадать кодовое слово и обозначить составляющие его буквы при помощи собственных тел и, при необходимости, пушечных ядер на алфавитном полу Сокровищницы. Если предложенный вариант окажется правильным, игроки получат доступ к золотых монетам, и смогут попытаться вынести как можно большее их количество из Сокровищницы за оставшееся время. Если кто-либо из игроков задерживается в Сокровищнице и не имеет возможности покинуть её после того, как решётка ворот опустится, ведущий при помощи специального стоп-крана блокирует выход тигров, однако в тот же момент команда лишается всех вынесенных золотых монет. В случае поражения, каковы бы ни были его причины, команда получает утешительный приз в размере 3000 евро.

Синопсис правил игры 1990-2012 годов

Сезон Количество игр Необходимое число ключей Хронометраж Освобождение пленников Время для сокровищницы Бонус Получение недостающих ключей Получение дополнительных подсказок
1990 15 от 1 до 18 50:00 (60:00 в последних шести играх) Загадка Старца Фура 2:00 Прыжок на эластичных канатах - -
1991 17 дневных и 10 ночных 7 65:00 (70:00 в ночных играх) Автоматически 3:00 - Каменный мешок -
1992 13 дневных и 4 ночные 7 70:00 Ратман 3:00 - Каменный мешок -
1993 10 7 75:00 Ратман 3:00 - Каменный мешок -
1994 10 7 75:00 Ратман 3:00 - Каменный мешок -
1995 10 7 80:00 Ратман - Каменный мешок -
1996 12 дневных и 6 ночных 7 80:00 (85:00 в ночных) Ратман 1:30 + 0:25 за победу на Совете Дикарка Каменный мешок -
1997 12 дневных и 4 ночные 7 (6 в основных испытаниях и 1 в испытании с тиграми) 85:00 Автоматически 1:30 + 0:25 за победу на Совете Дикарка Каменный мешок -
1998 10 7 85:00 Связка ключей 1:30 + 0:25 за победу на Совете Цыганка Каменный мешок -
1999 10 7 85:00 Связка ключей 1:30 + 0:25 за победу на Совете Цыганка Каменный мешок -
2000 10 7 85:00 Связка ключей 1:30 + 0:25 за победу на Совете Цыганка и Светящаяся Каменный мешок -
2001 10 7 85:00 Связка ключей Цыганка и Светящаяся Каменный мешок -
2002 10 7 85:00 Связка ключей 1:40 + 0:35 за победу на Совете - Каменный мешок -
2003 7 Совет Теней 3:00 + 0/15/30/60 секунд за 1/2/3/4 победы на совете (при отсутствии пленников) - Пленник -
2004 9 двухдневных (вечер-ночь-утро) и 1 дневная 7 45:00 на испытания и 20:00 на приключения Совет Теней 3:00 + 0:10 за победу на Совете (при отсутствии пленников) - Пленник -
2005 10 двухдневных (вечер-ночь-утро) 7 45:00 на испытания и 20:00 на приключения Совет Теней 3:00 + 0:20 за победу на Совете (после освобождения пленников) - Пленник -
2006 от 5 до 7 45:00 на испытания и 20:00 на приключения Зал отпечатков - Обмен подсказок на ключи -
2007 10 дневных с окончанием ночью от 5 до 7 45:00 на испытания и 20:00 на приключения Автоматически 3:00 + 0:15 за победу на Совете Криптограмма Обмен подсказок на ключи -
2008 10 дневных с окончанием ночью от 5 до 7 45:00 на испытания и 20:00 на приключения Автоматически 3:00 + 0:15 за победу на Совете Цветовой код Обмен подсказок на ключи -
2009 10 дневных с окончанием ночью от 5 45:00 на испытания и 20:00 на приключения Автоматически 3:00 + 10/20/30 секунд за победу на Совете (по выбору) или - 0:15 за проигрыш на Совете Зал дуэлей Пленник При наличии 8-ми и более ключей команда получает дополнительную подсказку за каждый дополнительный ключ
2010 7 больше, чем у соперника 45:00 на испытания и 20:00 на приключения Совет 3:30 секунд - Эстафета -
2011 7 7 Зал Суда 3:00 +10/15/15/20 секунд за победу на Совете (по выбору) или -10/15/15/20 секунд за проигрыш на Совете - Зал Суда -
2012 11 7 45:00 на испытания и 25:00 на приключения Зал Суда 3:00 +10/15/20 секунд за победу на Совете (по выбору) или -10/15/20 секунд за проигрыш на Совете - Зал Суда -

Правила игры с двумя командами

В таких странах, как Россия, Швеция, Болгария, Сербия и Турция, проводились сезоны с играми, в которых участвовали две команды. За основу правил берутся правила русской версии игры Форта Боярд 2006.

  • В игре участвуют две команды, что позволяет проводить испытания и приключения в форме дуэлей, в которых нет строгого ограничения по времени. Для того, чтобы определить, кто первым начнёт игру, по одному игроку от каждой команды участвует в некоей дуэли.
  • В испытаниях-дуэлях отсутствует ограничение по времени, и ключ достаётся той команде, чей игрок быстрее справится с заданием. Команда, собравшая больше ключей, первой входит в Сокровищницу Форта. Если ей удалось собрать шесть ключей досрочно, этап испытаний завершается автоматически.
  • В приключениях остаётся ограничение по времени, и в дуэли оба игрока рискуют в случае неудачи остаться без подсказки вообще. Число приключений без учёта загадки Фура сократилось до трёх.
  • В игре отсутствует возможность попасть в плен: не справившегося с заданием игрока освобождает Лябуль, и тот присоединяется к команде чуть позже.
  • В отгадывании загадок старца Фура участвуют игроки обеих команд (это также дуэль). Если игрок отвечает правильно, то он получает ключ, а в случае ошибки ключ достаётся автоматически его сопернику. В некоторых случаях, если никто из игроков не ответил, ключ не достаётся никому. В случае с подсказками старца посещают по очереди игроки каждой из команд, и он загадывает одну и ту же загадку, ответ на которую и есть подсказка.
  • После этапа приключений команды могут разыграть дополнительную подсказку, участвуя в мини-играх Мэтров Теней. Команда, у которой меньше ключей, всегда начинает игру первой.
  • Перед началом финального этапа команды должны определить, будут ли они приносить игроков в жертву. В некоторых случаях ведущий может предоставить им 30 секунд на вскрытие одной капсулы с подсказкой.
  • У обеих команд есть суммарно 4 минуты на то, чтобы открыть решётку сокровищницы, составить ключевое слово и вынести золото из Форта. Если первая команда не угадала слово, у второй остаётся возможность составить его верно и собрать золото Форта. Но если ошибается и вторая команда, то побеждает автоматически первая.
  • Если команда не успевает выбраться из Сокровищницы, то ведущий при помощи стоп-крана блокирует решётку и не выпускает тигров, но вместе с тем команда терпит поражение и теряет все собранное золото, а победителями в этом случае становятся их соперники, но без золота. Котелок с золотом проваливается в решётку, которая открывается при случае невыхода одной из команд из сокровищницы вовремя.

«Форт Байяр» в мире

Список стран, показывавших выпуски

Страны по количеству сезонов / производства (по состоянию на 2012 год): 1 сезон: Армения, Южная Корея, Испания, Грузия, Венгрия, Италия (только пилотная серия), Швейцария, Украина 2 сезона: Аргентина, Финляндия, Израиль, Ливан, Польша, Сербия, Словакия 3 сезона: Болгария, Турция, США 4 сезона: Германия, Нидерланды 5 сезонов: Греция 6 сезонов: Алжир, Бельгия, Россия Более 6 сезонов: Великобритания (8 сезонов), Норвегия (8 сезонов), Канада (9 сезонов) Более 10 сезонов: Дания (11 сезонов), Швеция (14 сезонов) Более 20 сезонов: Франция (23 сезонов)

Кроме французской версии игры снимались национальные. Всего в форте побывали граждане 30 стран. А всего «Форт Байяр» показали свыше 70 стран. В 2004 году вышел тысячный выпуск игры (с учётом всех национальных версий). Из-за большой стоимости каждого выпуска «Форта Байяр» многие страны начинали показывать переведённые французские серии, а затем уже свои. Некоторые показывали только переведённые. Ниже приведены страны и даты показа.

Страны 1990-е 2000-е 2010-е
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 1 2
Азербайджан
Алжир
Аргентина
Армения
Бельгия
Болгария
Великобритания
Венгрия
Германия
Греция
Грузия
Дания
Израиль
Испания
Италия
Канада
Ливан
Нидерланды
Норвегия
Польша
Россия
Сербия
Словакия
США
Турция
Украина
Финляндия
Франция
Чехия
Швеция
Швейцария
Южная Корея
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 1 2
Переведённые выпуски других стран Национальные версии Повтор национальных версий Турнир «Три нации» - Болгария / Сербия / Турция Совместные игры США / Великобритания с участием подростков

Ведущие национальных версий

  • Мохамед Реда и Самира Зитуни
  • Рубен Джагинян и Тина Канделаки
  • Крис ван ден Дюпрель и Дагмар Дикенс
  • Димитар Павлов/ Иван Евтович/ Эврим Акын
  • Лесли Грэнтхем и Мелинда Мессенджер (1998-2001), Крис Эллисон и Джоди Пэнфолд (2003)
  • Лора Хэмильтон/ Джино Седжерс (2011)
  • Андраш Визи и Жужа Демчак
  • Райнер Шёне и Рита Вернер (1990), Александр Мацца и Стивен Гэтьен (2000-2001)
  • Христос Ферентинос и Орсула Пападаку
  • Томас Мюгинд (1993-2000) и Камиллас Сакс Боструп (1993-1995)/Камилла Грегерсен (1995-1997), Камилла Оттесен (1997-2000, 2009-2010) и Петер Шмейхель (2009-2010)
  • Аки Авни и Сигал Шахамон
  • Ги Монгрен и Мари-Солей Туга (1994–1997)/Сильви Бернье (1998)
  • Герард Экдом и Арт Роойаккерс
  • Йон Михелет и Лизе Нилльсен (1993), Стеффен Тангстад (1994), Нильс Оле Офтебро (1995-1995, 1999-2000) и Элиза Роттеруд (2000), Даниэль Франк (2010-2011) и Йенни Скавлан (2010)/Хенриетт Льен (2011)
  • Роберт Гонера и Катажина Глинка
  • Леонид Парфёнов и Елена Ханга (1998), Сергей Брилёв и Анастасия Чернобровина (2002), Леонид Ярмольник (2003-2004, 2006)
  • Григорий Гладий и Вита Смачелюк
  • Мерья Лариваара и Кари-Пекка Тойвонен (2010)
  • Эрик Бликс и Анне Барлинд (1990), Грю Форселл и Хенрик Йонссон (2000), Хокон Сёдерберг и Линда Нюберг (2000), Ганс Фален и Кристин Касперссен (2003-2005), Гунде Сван (1992-1998, 2010-н.в.) и Кайо Шекони (1995-1997)/Агнетта Сёдин (1992-1994, 1998, 2010-н.в.)

Персонажи французских игр

Ведущий французской версии телеигры Оливье Мин возле входа в Сокровищницу, 2007 год

Андре Буше (Проводник Паспарту) в июле 2009 года

Персонажи 1990-е 2000-е 2010-е
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 1 2
Ведущие
Патрис Лаффон
Жан-Пьер Кастальди
Оливье Мин
Соведущие
Мари Талон
Софи Даван
Валери Паскаль
Сандрин Домингез
Сара Лелюш
Анн-Гаэль Риччио
Проводники
Паспарту (Андре Буше)
Пастам (Ален Прево)
Пасмюрай (Антони Лябор)
Персонажи Испытаний
Старец Фура (Ян Ле Гак)
Пенелопа
Силач Форта
Фокусник (Жиль Артюр)
Безумный профессор
Повар
Пират Жаба
Электрическая женщина
Наяда
Гимнастка
Китаец
Леди Бу
Светлячок
Персонажи Приключений
Ариадна (Жеральдин Байяр)
Продавец Подсказок
Рыбак
Тюремные надзиратели
Сюмо (Рамон Кавмэн)
Лябуль (Ив Маршессо)
Совет
Мастера Игры
Мастера Времени
Мэтры Теней
Персонажи Бонусных Игр
Дикарка
Цыганка
Светящаяся
Белая Судья
Прочие персонажи
Укротитель Майкл
Фелиндра (Моник Анжон)
Укротитель Мажор
пёс Самсон
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 1 2
  • Самый большой выигрыш во французских играх составил 243 480