Ольга Подлужная Уутай: «Во мне течет украинская кровь, но душа у меня якутская. Откровения Ольги Подлужной: «Мне не нужен миллионер, но и нищеброда мне не надо!»

ИА SakhaNews. Игра на хомусе Ольги Подлужной – это что-то совершенно фантастическое: звуки небольшого музыкального инструмента будят в вашем воображении древние, как мир, образы, переносят в далекое прошлое, в самую гущу битвы – и вы явственно слышите звон батасов, посвист стрел, боевые кличи боотуров, шум ветра в высоких травах, ржанье лошадей – всю музыку жестокого, драматического века «Кыргыс yйэтэ»! Есть у нее и лирические композиции. Вот что сама наша героиня рассказала корреспонденту ИА SakhaNews Ольге Сергеевой .

– Перед выступлением каждую свою композицию я продумываю, закрыв глаза, ведь сыграть одинаково одну и ту же зарисовку невозможно. Есть точки опоры: крики птиц, животных. А хомус – это продолжение голосовых связок, он становится вашим голосом, каковы ваши вокальные данные – таковы и звуки хомуса.

Перед тем как играть «Битву воинов», я воображаю героев, дикую скачку, вой волка, топот копыт и подбираю приемы, как изобразить все это. Звон железа на хомусе трудно передать, поэтому я ударяю по язычку хомуса металлическим кольцом, и тогда возникает нужный звук. Записать это на ноты не получится.

– О чем ваши лирические композиции?

– «Голоса небес» – это песня о высоком синем небе, в котором кружат свободные птицы, это токование в тайге глухаря, крик стерхов – медленная музыка, исполняемая на высоком хомусе. (Хомус имеет разную тональность, которая зависит от особенностей строения инструмента. Есть хомус с низким, бархатистым звуком и высокий певучий хомус, у которого язычок мягкий, вибрирующий при вдохе музыканта.-SN.)

Композиция «Игра воды», где я экспериментирую со звуком, существует только в аудиозаписи, сыграть на концерте такое невозможно. Набираю воды в рот – и играю. Опасно – можно захлебнуться, да и выглядеть это будет на сцене не очень. Зато музыка удивительная…

– А какие композиции больше нравятся слушателям?

– Идут «на ура» на свадьбах и юбилеях композиции, основанные на ударах по зажатому язычку (имитация топота копыт), мелодии со сложным, насыщенным ритмическим рисунком, похожие на бой барабанов.

– Когда началось ваше увлечение музыкой, ведь вы играете и на пианино?

– Однажды, когда мне было шесть лет, я помогала маме чистить картошку для оливье к новогоднему столу. Может быть, новогодняя атмосфера на меня повлияла, очарование зимнего вечера, но у меня вдруг сами собой родились стихи «Новый год в море», где фигурировали русалки, осьминоги и другие морские персонажи. Я тут же прочла их маме. Она решила, что способности ребенка надо развивать, и в семь лет меня приняли в Высшую школу музыки РС(Я), класс фортепиано.

Учиться в ВШМ было очень интересно, это веселая пора и в то же время это было проверкой на прочность, все-таки девять месяцев в году живешь в интернате, без родителей и брата. Я училась у деревенских ребятишек якутскому языку, а они у меня – русскому. Очень сильный преподавательский состав, закрытый мир школы дают многое, из ее стен выходят люди со сложившимся характером.

Я профессиональная пианистка, но больше меня привлекает хомус. Еще и потому, что пианистке трудно найти работу, их пруд пруди в Якутске. Игре на хомусе я училась у великолепного мастера Альбины Михайловны Дегтяревой , которой очень благодарна.

Недавно я записала альбом «Умай». Умай в мифологии древних тюрков – богиня, олицетворяющая женское земное начало и плодородие. Покровительница воинов, считалась супругой Тенгри (Неба). Образ Умай генетически связан и с иранской мифологической птицей Хумай, которая, бросая тень на человека, делает его счастливым.

– Что означает ваш псевдоним Уутай?

– Назвать себя Умай было бы несколько самонадеянно и нескромно. (Смеется). В переводе с якутского на русский уу означает вода, тай – отгадай, ай – твори, получается Уутай.

– А детский опыт стихотворчества так и остался первым?

– Я и сейчас пишу, результатом участия в конкурсе в Интернете стала публикация моих стихов в международном альманахе «Золотая строфа - 2009». Еще я очень люблю рисовать, заниматься, скажем так, домашним дизайном. Реставрирую старую мебель, расписала стены в туалете, перед тем, как выбросить старую вещь, сто раз подумаю, подарю ей новую жизнь, сделаю украшением дома.

– Какие планы у вас на ближайшее будущее?

– Хочу издать сборники стихов и получить водительское удостоверение. Водить автомобиль – настоятельная необходимость, ведь на концерты надо возить костюмы. Искусство, творчество занимают большую часть моей жизни, поэтому пока ничего другого не планирую. Хотя мечтаю, и надеюсь, что мечта эта сбудется, о замужестве и детях. Но время для этого еще не пришло.

– Что вы пожелаете молодым читателям SN?

– Желаю проживать каждый день и час так, чтобы не жалеть потом о напрасно потраченном времени. Не надо ставить себе границ, рамок в творчестве, спешите жить и любить, мыслите позитивно, и тогда все будет получаться. Когда я участвовала в конкурсе «Мисс Виртуальная Якутия-2010», мне немного не хватило баллов, чтобы пройти в финал. И тут позвонила главный редактор газеты «Она+» Людмила Николаевна Левина : несмотря на недобор баллов, меня выбрали «Мисс Она+»! Людмила Николаевна стала для меня добрым гением. Если это не подтверждение всемирного закона притяжения добра, то что же?

Фото из личного архива О.Подлужной.

Справка

Окончила Высшую Школу музыки РС(Я) в 2004 г. Студентка заочного отделения Якутского филиала Санкт-Петербургской Академии управления и экономики.

Работает методистом в Якутском филиале Санкт-Петербургской Академии управления и экономики.

Лауреат многочисленных республиканских, всероссийских и международных конкурсов и фестивалей живой этнической музыки, как в сольных выступлениях, так и в период работы в составе трио хомусистов «Айархаан».

Начинала с побед в республиканском телевизионном конкурсе «Полярная звезда» в 1997-1998 гг. Высшей наградой в сольном исполнительстве стало присуждение Гран-при конкурса талантов в Сыктывкаре (Республика Коми, 2002 г.).

Лауреат республиканских конкурсов исполнительского мастерства (в категории фортепиано), лауреат международного конкурса пианистов в г.Ворзеле (Украина, 2004 г.)

Стихи Ольги Подлужной из альманаха «Золотая строфа-2009»

Мой хомус

Живет в твоих волшебных звуках.

Ты пой, хомус, открой мне дверцу,

В тот мир, где нам не знать о муках…

Ты пой в ночи сияньем лунным,

Играй на струнах диких трав,

Звучи реки потоком шумным.

И пусть весь мир сейчас не прав…

Возьму тебя в свои ладони,

К губам горячим приложу

И легким вдохом мир гармоний

В одну секунду разбужу…

Ты покажи мне цвет весенний,

Ты нарисуй мне лета зной,

И буйство красок в день осенний,

И дивный снега блеск зимой…

Ты пой, хомус мой, ты ведь знаешь,

Что там, в душе моей, творится!

Пурга, метель…Ты понимаешь?

О, дай мне крылья! Я ведь птица!

И мы взлетим с тобою в небо,

И в блеске звезд утонем смело!

Найти покой сейчас мне где бы?

Я слишком высоко взлетела…

Окно

Усталый дворник грязь на улице скребет.

И за окном все серо и невзрачно.

Да, не ошиблась я: весна идет

И небо пеленой укутано прозрачной.

Прохожие бегут куда-то в никуда,

На тротуарах втаптывая в грязь свои проблемы,

А я сижу одна у мутного окна,

Пишу нелепые стихи без смысла и без темы.

А ты сегодня мне приснился

В бредовом нереальном сне

И этот день тем чувством озарился,

Которое тогда дарила я тебе.

Но все пройдет и растворится

В тумане влажном за окном.

Я не хочу опять влюбиться

И обжигаться вновь твоим огнем.

Смотри, опять пишу тебе,

А ты не вспомнишь мое имя.

Я подарю весну себе,

Любви несуществующей во имя.

Потери

Я в суете коварных дней

Не повстречала наслажденья –

Порывы ветра и теней

Меня вводили в заблужденье.

И встретив твой холодный взгляд,

Пронизанный глухим покоем,

Душа ушла в минорный лад,

Постигнув осени запои:

Я чахла желтою листвою

И погибала ярким цветом.

Кружила тихо над землею,

Как странная мечта поэта.

Я иссыхала томным ветром

И плакала дождем потери.

И не певцам, и не поэтам

Не воспевать моих феерий.

Пишу слова... Рифмуя чувства,

Я пропиталась отчужденьем.

Вяжу стихи не для искусства,

А для земного наслажденья.

Но в суете коварных дней

Такие мысли не уместны.

Порывы ветра и теней

Мне не оставят в жизни места.

Небо

Влететь бы прямо в это небо,

Как в реку из японских фресок.

Забыть, что ты со мною не был,

И не найти для боли места.

Но снова сердце на кусочки

Не в первый, но в последний раз.

Всё, хватит! Я дошла до точки –

Я в это небо, и сейчас!

Сегодня в гостях у "Блокнота Якутска" - артистка Ольга Подлужная Уутай. Эта девушка своей игрой на хомусе заворожила весь мир, видео с исполнением на концерте в Алдане набрало миллионы просмотров в социальной сети Facebook и стало хитом сервиса Youtube.

В исполнительнице словно живет сама дикая, первозданная природа Якутии, а ее душа будто изливается на сцене, превращаясь то в волка, то в необузданного коня. Удивительно, что все это может один человек. Наверно, такими были древние удаганки. "Блокнот Якутск" решил познакомить своих читателей с талантливой артисткой поближе.

Видео с вашим выступлением игры на хомусе в Алдане набрало миллионы просмотров. Как вы думаете, в чем причина успеха?

Сложно сказать, в чем именно причина успеха и такого количества просмотров видео в мировой сети. Я могу только предположить несколько вариантов: во-первых, это постоянно растущий интерес к варганной музыке во всем мире. Известно, что варган есть почти у всех народов на всей планете, просто он выглядит и называется по-разному, но при этом главной своей сути не теряя. У немцев это маультроммель, у американцев - харп, у японцев – муккури, у древних славян – варган, и так далее, не говоря уже о тюркских народах.

Сегодня как никогда этническая музыка, как в ее первозданном аутентичном виде, так и в современной подаче, вызывает у людей сильный интерес. Возможно, ввиду перенасыщения музыкального рынка всевозможными жанрами, экспериментами, порой неудобоваримыми форматами музыки, что и привело к жажде чего-то настоящего древнего, исконного и незыблемого. И тут варганная музыка является тем самым свежим глотком природного и натурального звучания в великом многообразии синтетических электронных направлений. Сейчас для многих варганная музыка предстает как экзотика, новинка, что-то из ряда вон, но на самом деле «все новое - это хорошо забытое старое». Варган – это голос предков, люди еще говорить не умели, но возможно уже тогда «дергали щепу на пне», извлекая звуки, подобные варгану.

Как вас приняла алданская публика? Часто выезжаете в улусы на концерты?

Алданская публика приняла очень тепло, радушно, гостеприимно. Я часто бываю в Алданском районе с выступлениями, очень люблю гостить у алданцев. Это особенный народ, добрый, отзывчивый, внимательный, заботливый. Гастроли там, выступление для алданской публики – одно удовольствие. Вообще, по гастролям внутри республики я выезжаю не часто, как правило это не очень отдаленные населенные пункты, так как я из-за травмы позвоночника не очень хорошо переношу долгую тряску по нашим легендарным дорогам, ну, или же в далекие улусы вылетаю самолетом.

Сколько времени на подготовку нужно, чтобы исполнить один подобный номер?

Подготовка и оттачивание мастерства длятся всю жизнь. Каждое выступление открывает новую грань, дает новые идеи, улучшает старые навыки. Вообще, в музыке, я считаю, нет предела совершенству, нельзя остановиться и сказать: «Ну, вот и все, я достиг вершины, теперь я суперхомусист». Если же человек считает так, значит он перестал эволюционировать в своем деле, а следовательно, он начинает деградировать. Только движение вперед и вечный поиск дает возможность самосовершенствоваться, расти, радоваться новому.

В какой стране, в каком городе вы получаете наибольшую отдачу от публики?

Невозможно градуировать эмоциональную отдачу публики по географической принадлежности. Везде, во всем мире варган задевает самые тонкие и древние струны души человека, будит в нем некий генный код, музыка варгана понятна всем, у нее нет ограничений по языку, расовой половой или религиозной принадлежности. Хомус – это мировой инструмент, который поет на всех языках, на языке самой Природы – нашей матери.

Игра на хомусе часто шокирует непосвященных людей, заставляет их испытывать самые разные эмоции... А у вас бывали такие случаи?

О вкусах не спорят, и всегда найдутся те люди, которым варганная этническая музыка окажется не по душе или просто не по зубам. Чтобы читать, надо выучить буквы, а чтобы воспринимать такую музыку, надо быть близким к природе. Или же всегда можно найти подход в любому слушателю, благо варган сочетается практически со всеми направлениями и жанрами в музыки, от симфонического оркестра, через джаз и вестерн, до электронных трансовых обработок. Каждый может найти себе по вкусу и по мере понимания, было бы желание, как говорится. Я встречала разную реакцию на звучание хомуса, и смех, и слезы, и овации, и гробовую тишину…Но всегда это было искренне, из самых глубин души, и всегда с трепетным уважением к этому магическому, такому маленькому, но такому мощному инструменту.

О Якутии до сих пор думают стереотипно даже в центральной России. Жители республики до того любят свою культуру и везде ее подчеркивают, что про нас иногда думают, будто мы каждый день пьем кумыс и ходим в национальных одеяниях. В то же время республика становится развитой экономически, в плане IT-технологий и открытости... А вы как думаете, какой должны знать Якутию в мире?

Да, несмотря на то, что наша Якутия является такой огромной, богатой и важной в экономическом плане регионом России, к сожалению, в самой России не каждый знает о ней, или знает, но как-то искаженно. До сих пор люди думают, что мы живем бок о бок с медведями и оленями, и пинаем алмазы. И это вдвойне обидно в век интернета и гугла. В первую очередь, это долг и честь для каждого якутянина нести с достоинством гордое имя своей республики на весь мир, рассказывать и показывать какой на земле есть волшебный край, цитирую словами из моей песни «мир волшебных цветов и бескрайних снегов…», своим поведением и своей культурой прославлять древнюю землю Саха. Только если мы сами будем любить свою родину, беречь, ценить, развивать, только тогда о ней узнает и полюбит весь мир.

Якутяне очень вас уважают и любят, признают вас, как свою, ведь вы владеете саха тыла и исполняете исконно якутскую музыку. Некоторые даже говорят, что вы больше принадлежите к народу саха, чем русскоязычные якуты, осуждают тех, кто не умеет говорить на родном языке. И тут возникает непростой вопрос о самоидентификации. Кем вы считаете сами себя? И как вы относитесь к подобной критике?

Это право и свобода каждого человека, на каком языке ему говорить. Я считаю, что нельзя осуждать людей, которые не говорят на родном языке, мы же не знаем истинных причин этого, нам не ведомы их обстоятельства, причины этого незнания, главное, что бы они были счастливы и здоровы. Перефразируя Гете: «Сколько языков знает человек – столько раз он и человек». Я человек 4,5 раза (улыбается): я знаю русский, якутский, украинский, английский, и сама изучаю итальянский на данный момент. Себя считаю «бааhынай», полукровкой, или, правильно сказать, «полудушкой», если можно так выразиться (улыбается). В моих венах течет чистая украинская кровь из самых глубин Украины, но душа у меня чисто якутская, моя родина Якутия, я родилась и выросла здесь, я пропитана духом этой земли, природы. Душа дана была мне здесь.

А что вам больше всего нравится в культуре народа саха?

Невозможно выделить что-то одно в целой великой культуре Саха. Это тоже самое что спросить человека что ему больше всего нравится в том, что он человек. Я обожаю свою культуру от А до Я. Язык, музыку, танцы, менталитет, колорит, узоры, природу, все, что связано так или иначе с живой культурой в самом разнообразном многогранном ее проявлении. Глубокая самобытная философия культуры Саха останется всегда неизведанной до конца древней тайной, будоражащей умы и сердца всех людей.

Вы помните свое первое знакомство с хомусом?

Первое знакомство со звуком хомуса состоялось на радиоволнах республиканского радио, когда там воспроизводили записи великого Петра Оготоева . Тогда, в возрасте 6 лет я как завороженная слушала эти магические звуки из радиоприемника и мечтала о хомусе. Папа привез мне из командировки по улусам хомус, и больше я не выпускаю его из рук вот уже 24 года. Далее сама судьба знакомила меня с самыми талантливыми и опытными мастерами хомуса, исполнителями, у которых я жадно впитывала все знания, формируя годами свой индивидуальный почерк и ища свой музыкальный путь.

Музыканты очень трепетно относятся к выбору инструмента. Гитаристы, например, могут часами говорить о достоинствах и недостатках той или иной гитары. А как хомусисты определяют для себя лучший инструмент?

Каждый хомусист в поиске своего мастера и своего инструмента, должен попробовать варган «на зуб», возможно в этом поиске ты переиграешь на сотне хомусов, пока не найдешь свой. Твой хомус сам выберет тебя, как волшебная палочка в "Гарри Поттере". Невозможно дать строгую рекомендацию, или полагаться на бренд, только «ищущий да обрящет».

Как пришла идея сочетать игру на хомусе с электронными мотивами?

Вибрации хомуса, его звучание порой напоминает звучание электронной гитары, его космическое звучание очень гармонично и созвучно с современной электронной музыкой, это был просто вопрос времени, когда эти два начала - архидревнее и ультрасовременное сольются в одном потоке, лишний раз доказывая вечную актуальность и «всеядную» универсальность и эстетическую пластичность варгана.

А что вы слушаете в свободное время, помимо варганной музыки?

Большее предпочтение я отдаю мантрам в исполнении Девы Премал . Это певица немецкого происхождения, настолько впитавшая культуру Индии, философию буддизма, что даже внешне стала похожа на индианку. Настолько музыка меняет человека! Даже внешне. Как и в моем случае, с годами все больше людей говорят мне, что я стала похожа на сахалярку, многие уверены, что в моих венах течет и кровь Саха, на что я отвечаю, что в моем теле дух Саха, что даже круче (смеется). Вот такой вот отпечаток может наложить на тебя то, чем ты с особой страстью и преданностью занимаешься, даже изменить внешность.

А чем занимаетесь, когда устаете от музыки? Есть ли у вас какое-нибудь увлечение?

Я не устаю от музыки, от нее нельзя устать, она везде, она во всем, я слышу музыку не только в природе, шуме ветра и воды, пении птиц, но и в урбане города, в звуках машин, стройки, проводов, и даже капающего крана и холодильника (улыбается). Иногда даже пою под пылесос, у каждого пылесоса есть своя одна гудящая нота, и вот я беру ее за основу, как контрапункт, и накладываю мотивы, мелодии на этот гул. Даже уборка в радость, советую всем (смеется). Просто надо не только слышать, но и слушать. Хобби у меня много, если есть свободное время, я посещаю спортзал (и то под музыку), вышиваю, рисую, пишу стихи, танцую, собираю огромные мозаики.

У вас есть любимый хомусист, на которого вы равняетесь?

Честно, я не равняюсь ни на кого, и даже стараюсь не слушать других исполнителей, чтобы неволей не перенять у них чего-то их самобытного, таким образом сохраняя уникальность своего почерка. В этнической музыке, я считаю, не может быть строгих правил и законов, на то она и народная музыка, что от души идет, она всегда импровизационна по своей природе, индивидуальна, неподвластна рамках и штампам.

Какие у вас дальнейшие планы?

Чем меньше о Ваших планах знают, тем больше шансов на успех. Да и, если честно, планировать не очень люблю. Мы полагаем, а Бог располагает, зачем смешить небеса своими хрупкими человеческими «планиками»… Все будет так, как тому быть. Буду работать дальше, больше, выступать, делать концерты, писать альбомы, снимать видео, искать новое.

Из самых ближайших планов – это продолжить совместную работу с моей замечательной коллегой, подругой, наставницей, заслуженной артисткой РС(Я), чрезвычайно талантливой прекрасной Саиной . Мы начали нашу работу в тандеме с гастролей по Мирнинскому району, которые прошли очень успешно. Сейчас мы работаем над нашим брендом и первым большим концертом в Якутске «Северные Музы», который состоится 30 апреля в ДК им. Кулаковского, в рамках которого мы подарим жителям и гостям столицы не только множество новых сольных и совместных творческих находов, сюрпризов, но и премьеру нашего первого музыкального видео ко Дню Республики на мою авторскую песню «Моя Якутия». Несмотря на наш плотный концертный гастрольный график, Саина сейчас в Москве, а я в Алма-Ате, сьемки студией Натальи Лопатиной «КэмВидео» идут полным ходом. Задействованы все общины республики, от эвенов и юкагиров, украинцев и казаков, до армян и таджиков.

Наша многонациональная Якутия прежде всего богата людьми, проживающими в ней, хранящими свои традиции, и почитающие культуру Саха. «Все мы дети одной земли» - это слова припева нашей песни, как нельзя точно определяющие наше родство, любовь и взаимоуважение.

Вы бы хотели получать поддержку Правительства Якутии, чтобы и дальше продвигать культуру саха?

Безусловно, хотелось бы заручиться поддержкой наших госструктур в таком добром благом деле, как пропаганда и знакомство всего мира с нашей чудесной республикой, с нашей Якутией. Конечно, личная инициатива, преданность родной культуре, патриотизм и любовь к своей Родине – это очень хорошо и заслуживает уважение, но и помощи и поддержки это тоже достойно и заслуживает. Будем надеяться на совместное сотрудничество, обмен идеями и возможностями во имя самых светлых целей, ведь для чего-то нам дана эта жизнь, на самом деле такая быстротечная, и оставить свой добрый след в ней для будущих поколений, сохранить и приумножить – предназначение каждого человека.

Ольга Подлужная — известная хомусистка, лауреат многих международных фестивалей этнической музыки, финалистка конкурса «Мисс Виртуальная Якутия 2010».

Игра на хомусе Ольги Подлужной – это что-то совершенно фантастическое: звуки небольшого музыкального инструмента будят в вашем воображении целый мир: животных, людей, природу, различные действа и многое другое.

Девочка с украинскими корнями, ставшая настоящей якуткой, - как ей удалось стать сильной и достичь успеха в творчестве, несмотря на семейные неурядицы.

— Какой ты была в детстве. Расскажите о своей семье?

В детстве я много рисовала, пела, танцевала. Всегда тянулась к творчеству. Я родилась и выросла в Якутске, так что несмотря на то, что по крови я украинка, считаю Якутию своей Родиной и не собираюсь покидать ее никогда. Мои родители переехали из Украины в Якутию 30 лет назад. Папа тогда у меня работал связистом, его часто отправляли в командировки. Так получилось, что здесь у него по работе все срослось и ему предложили остаться, позже мама переехала в Якутск и в 40 лет уже в Якутске родила меня. А так в семье нас четверо детей. Все живут на Украине, один брат живет в Казахстане.

— Как ты связала свою жизнь с музыкой?

Как-то раз совершенно случайно мама по радио услышала о наборе в Высшую школу музыки, которая в тот год только открывалась. Мы поехали с мамой на собеседование, которое я успешно прошла. Мне тогда было 7 лет. Понятно, что в таком возрасте ребенок сам не принимает решений. Но я бесконечно благодарна за этот выбор своей маме.

— Как прошли годы обучения в канадской школе?

Я училась в классе фортепиано, дополнительно посещала кружок хомуса, изучала якутский язык и культуру народов Севера. Я помню первый день в школе. Мы все плакали, нам было страшно, кругом были незнакомые люди. Но я быстро привыкла, на выходных мне даже не хотелось уезжать к родителям. Я считала, что дома мне будет скучно, ведь там мне не с кем было играть. В основном были дети из улусов и не знали русского языка. Я считаю, что мне очень повезло, ведь теперь якутский для меня родной язык. Трудностей не было. Язык сам вошел в мою голову. Для меня эти годы были счастливыми, кругом твои сверстники и у всех интерес к музыке, да и скучать нам не приходилось. Вся республика на нас возлагала большие надежды. Мы учились в две смены. С 9:00 утра до обеда у нас проходили музыкальные уроки. С 14:00 до 18:00 — общеобразовательные предметы. А после ужина мы снова занимались самоподготовкой. Некоторые умудрялись играть на инструментах аж до поздней ночи. Нас воспитывали как сильных личностей и музыкантов высокого класса.

— Мне кажется, это очень жесткий режим для детей

Возможно. Но, как иначе? Все достигается через труд. Можно сказать, выживали сильнейшие. Кто-то ушел в первом классе, кто-то в пятом уходил. Некоторым детям было сложно привыкнуть, родители забирали их обратно домой. Если честно, у меня тоже стоял вопрос об уходе, так как у меня были серьезные проблемы со здоровьем. Но я сама настояла на том, чтобы остаться и продолжить обучение в школе. В целом в Канадской школе у меня прошли замечательные годы моей жизни. Мы жили как одна большая семья. Эта школа дала многое, чему я бесконечно благодарна.

У меня всю жизнь был синдром отличницы, все время, пока я училась в школе, я плакала из-за четверок.

У меня всю жизнь был синдром отличницы, все время, пока я училась в школе, я плакала из-за четверок. Но все же я окончила с красным дипломом канадскую школу, а после решила подстраховаться и получить более жизненное высшее образование. Я поступила Санкт-Петербургский университет профсоюзов на кафедру социально культурной деятельности, а после окончания еще и в Академию управления по специальности «государственное муниципальное управление» тоже в Санкт-Петербурге. Но в итоге, как ни крути, я осталась с музыкой. Вскоре меня пригласили в Айархаан, где я начала заниматься творчеством. Я благодарна Альбине Дегтяревой за то, что она обучила нас многому.

— C двумя высшими образованиями! Так почему же ты не выбрала более стабильную работу?

Многие работают не по своей специализации. Я пыталась устроиться на государственную службу, я искала работу в сфере социальной культуры, но не нашла что-то подходящее для себя. Я работала в сфере образования, также поработала в офисе. В большей степени высшее образование было прихотью моей мамы. Я получила эти дипломы, но в конечном итоге они мне все равно ничего не дали.

— Почему все же выбрала хомус, а не пианино?

В 2006 году, на втором курсе, я перенесла тяжелую операцию. В моей голове обнаружили кисту. После операции мне стало тяжело запоминать мелодии, чтобы играть на фортепиано. После судьба меня свела с Айархаан. Я поняла, что хомус — это мое. Мне не хотелось возвращаться в ряды пианистов. Хомус открыл для меня больше возможностей. Наверное, потому что игрой на хомусе ты можешь показать свою индивидуальность. Я могу играть совершенно любые свои фантазии. Хомус изменил мою жизнь. Ведь он открылся для меня целый мир.

— Когда состоялся твой дебют на сцене?

Безусловно, своим дебютом на сцене я считаю конкурс «Полярная звезда», в котором я участвовала 1998 году. Я выступила с хомусом и с песней про стерха. Вышла на сцену в костюме стерха и завоевала первое место. С тех пор меня называют девушка с крыльями. Я считаю, что то самое выступление принесло мне удачу в творчестве. Ведь существует якутское поверье: человек, хоть раз в жизни увидевший танец стерхов, познает истинное счастье. Также, помимо этого конкурса, когда я еще училась в школе, мы выезжали в другие города и страны на все различные фестивали и конкурсы. На одном из крупнейших международных конкурсов я заняла третье место на игре фортепиано.

У меня постоянно щека в крови, разрезанные пальцы от игры на хомусе.

— Как проходит день творческой личности?

Когда в пятницу все нормальные люди начинают отдыхать, у нас, артистов, начинается работа. А с понедельника по четверг это подготовка. Я готовлю новые костюмы, пишу песни, хожу в спортзал, чтобы поддерживать форму. В общем, готовлюсь к работе морально и физически. Многие думают, что у артистов вечный праздник, на самом деле наша работа — это тоже большой и тяжелый труд. Никто мне никогда не купит новый хомус, не подарит сценический костюм. У меня постоянно щека в крови, разрезанные пальцы от игры на хомусе. Можно сказать, я зарабатываю деньги кровью и потом. На выступлениях я отдаюсь зрителю на все 100%, я дарю слушателям частицы своей энергии. Выступая, всегда нужно радоваться искренне, иначе хорошего выступления не получится. После трех выступлений в день я прихожу домой поздно ночью без сил. Работа артиста -это большой душевный труд.

— У тебя есть увлечение помимо хомуса?

Все мои увлечения — это творчество. Сейчас я начинаю себя позиционировать как певица. Пою песни не только на якутском и русском, но и на украинском языке. Я начала писать свои песни. Нужно всегда пробовать что-то новое. Талантливых людей много, всегда найдется кто-то талантливее, красивее и наглее. Популярность артиста не вечна. Поэтому всегда нужно творить что-то новое. Я всегда в поисках нового звучания.

— Какой ты себя видишь лет через 20?

Лет через 20 как любая женщина я хочу быть любимой женой и заботливой мамой. Рано или поздно я буду заниматься только своей семьей. Не хотелось бы в будущем, как и сейчас, бегать по заказам и выступать на корпоративах, когда мне будет за 40 лет. Я человек творческий, ощутивший вкус свободы, наверное, уже не смогу трудиться в офисе. Я бы хотела в будущем заняться преподаванием или открыть свой небольшой бизнес. Но пока я не встретила того самого человека.

— Ты ведь уже была замужем?

Да, я была 2 раза замужем. Первый раз вышла замуж в 21 год. Я начала встречаться с человеком, который был старше меня на 8 лет. Родители мне не разрешили жить с этим мужчиной, сказали только после свадьбы. Вот мы и поспешили, не узнав друг друга хорошо. А я молодая, глупенькая — у меня был свой напористый характер, а бывший муж обеспечивал меня, я жила в его квартире, этим он мне всегда потыкал и не давал высказывать свое мнение. В итоге не срослось, и мы развелись. Прожили вместе 1 год. После этого я уже не стремилась выходить замуж. Но у меня появилась цель! Я поняла, что я должна работать чтобы иметь свою квартиру, свою машину. Я начала много работать, копить деньги. Через некоторое время в ипотеку купила квартиру, потом в кредит машину. Зато все сама! Я стала независимой и самостоятельной благодаря первому мужу. Любые ошибки дают хороший жизненный опыт.

— Что насчет второго брака, почему вы развелись?

Во второй раз я наступила на те же грабли… Снова поспешила. Свадьбу мы сыграли 7 марта 2014 года, а расстались уже 2 мая 2014 года. Мы познакомились с ним в августе 2013 году, встречаться начали уже в ноябре. Он начал красиво ухаживать, к тому же он тоже музыкант и вроде как мы нашли общий язык. Всего через 4 месяца он мне сделал красивое предложение руки и сердца. Вот я и растаяла, подумала, что мне уже 28 лет, наверное, пора выходить замуж.

Иногда он раздражался из-за того, что я зарабатываю на выступлениях больше, чем он. Все это не давало ему покоя, он начал гнобить меня и ставил палки в колеса.

Но на этот раз обернулось все наоборот. Возможно, я чувствовала себя излишне уверенной с ним. Во-первых, я была старше на 6 лет, во-вторых, у меня уже своя квартира, машина, а у него ничего. Плюс ко всему этому — после свадьбы он начал меня ревновать ко всему. Иногда он раздражался из-за того, что я зарабатываю на выступлениях больше, чем он. Все это не давало ему покоя, он начал гнобить меня и ставил палки в колеса. В общем, из этого я тоже вынесла урок. Надо найти ягоду своего поля. Возможно, я снова ошибаюсь. Мне не нужен миллионер, но и нищеброда мне не надо!

— Каким ты видишь идеального мужчину?

Совсем недавно я встретила в аэропорту незнакомую мне женщину, мы с ней так разговорились, что я рассказала ей о своей судьбе. Она мне сказала, что мне не везет с мужчинами, потому что я сама не знаю, кого бы я хотела встретить. А судьба сама не знает, и нужно ей давать подсказки. И вот недавно я сидела и составила список, каким бы я хотела увидеть своего идеального мужа. Составила список, состоящий из 100 пунктов, тем самым визуализировала свой идеал. Я хотела бы встретить мужчину, который стоит твердо на ногах, и чтобы я рядом чувствовала себя нежной, спокойной женщиной. Я не хочу ощущать себя кормильцем в семье. Сейчас я, как мужик! Сама делаю ремонт, зарабатываю деньги, чиню свою машину. Такое чувство, что я теряю свою женскую сущность. Поэтому мне очень не хватает уверенного мужчины, который смог бы меня оберегать.

Сейчас я, как мужик! Сама делаю ремонт, зарабатываю деньги, чиню свою машину.

Мои родители очень сильно расстраиваются. Сейчас им уже по 70 лет. Конечно, они мечтают о внуках. Так получилось, что все мои родные братья и сестра живут в других городах. Я бы не хотела родить ребенка только для себя. Я хочу полноценную семью, я этого заслуживаю. Я знаю, что есть человек, который когда-нибудь сделает меня счастливой.

— Если бы тебя попросили самой охарактеризовать себя, что бы ты сказала?

Многие думают, что я высокомерная. Мужчины боятся со мной знакомиться. Я не знаю, почему. Я не понимаю, откуда сложилось такое мнение. Но я считаю себя хорошим человеком. Пусть меня сейчас закидают камнями, но это правда. Я очень хозяйственная и добрая, у меня нет врагов. Единственный минус — у меня нет твердой жизненной позиции. Иногда меня кидает из стороны в сторону. У меня нет людей, которые могли бы мне подсказать, как поступить правильно.

— А как же друзья?

У меня нет таких друзей. По природе я интроверт, открытый человек, но я не подпускаю людей близко к себе. У меня нет друзей, с которыми я могла бы созваниваться и болтать обо всем весь день. Я считаю, что никому не интересны мои заботы и проблемы. Люди любят счастливых людей, а я пока несчастливая. Я всегда всё держу в себе. Конечно, возможно это неправильно, и, возможно, поэтому люди считают, что я высокомерная. Я не люблю пьянки, тусовки, какие-нибудь светские вечеринки. Мне этого не надо. Я домашняя, люблю сидеть в своей уютной квартире.

— А как ты относишься к тому, что периодически разные народные рейтинги называют тебя самой сексуальной женщиной?

Имеешь ввиду разные топы красивых людей Якутии (смеется)? Безусловно, это приятно. Но, честно, это как-то смешно. У нас нет шоу-бизнеса. У нас больше пафоса, чем дела. Конечно, мне, как и любой девушке, приятно если обо мне пишут, что я красивая. Но я не звезда. Звезды только на небе, а я простой творческий человек. Я никогда не хвалю себя, я благодарна небесам за то, что дали мне талант.

— И последний вопрос: твои планы на будущее?

На этой неделе я лечу в Ливан на операцию глаз. У меня истонченная роговица глаза, к сожалению, в Якутске мне сказали, не смогут сделать операцию. Заодно отдохну заграницей, наберусь сил.

Как только прилечу, займусь творчеством. В марте я планирую свой сольный концерт в театре. У меня ещё ни разу не было сольного концерта в большом помещении. Также планирую выпустить клип и свой альбом. Позже должна сняться в фильме одного зарубежного кинорежиссера, который прилетит в Якутск летом. Фильм в драматическом жанре будет рассказывать о Якутии и о судьбах 9-ти женщин. Конечно, я также не буду забывать о личной жизни. На данный момент мое сердце свободно. Но я все успею, у меня все получится!

Сегодня в гостях у "Блокнота Якутска" - артистка Ольга Подлужная Уутай. Эта девушка своей игрой на хомусе заворожила весь мир, видео с исполнением на концерте в Алдане набрало миллионы просмотров в социальной сети Facebook и стало хитом сервиса Youtube.

В исполнительнице словно живет сама дикая, первозданная природа Якутии, а ее душа будто изливается на сцене, превращаясь то в волка, то в необузданного коня. Удивительно, что все это может один человек. Наверно, такими были древние удаганки. "Блокнот Якутск" решил познакомить своих читателей с талантливой артисткой поближе.

Видео с вашим выступлением игры на хомусе в Алдане набрало миллионы просмотров. Как вы думаете, в чем причина успеха?

Сложно сказать, в чем именно причина успеха и такого количества просмотров видео в мировой сети. Я могу только предположить несколько вариантов: во-первых, это постоянно растущий интерес к варганной музыке во всем мире. Известно, что варган есть почти у всех народов на всей планете, просто он выглядит и называется по-разному, но при этом главной своей сути не теряя. У немцев это маультроммель, у американцев - харп, у японцев – муккури, у древних славян – варган, и так далее, не говоря уже о тюркских народах.

Сегодня как никогда этническая музыка, как в ее первозданном аутентичном виде, так и в современной подаче, вызывает у людей сильный интерес. Возможно, ввиду перенасыщения музыкального рынка всевозможными жанрами, экспериментами, порой неудобоваримыми форматами музыки, что и привело к жажде чего-то настоящего древнего, исконного и незыблемого. И тут варганная музыка является тем самым свежим глотком природного и натурального звучания в великом многообразии синтетических электронных направлений. Сейчас для многих варганная музыка предстает как экзотика, новинка, что-то из ряда вон, но на самом деле «все новое - это хорошо забытое старое». Варган – это голос предков, люди еще говорить не умели, но возможно уже тогда «дергали щепу на пне», извлекая звуки, подобные варгану.

Как вас приняла алданская публика? Часто выезжаете в улусы на концерты?

Алданская публика приняла очень тепло, радушно, гостеприимно. Я часто бываю в Алданском районе с выступлениями, очень люблю гостить у алданцев. Это особенный народ, добрый, отзывчивый, внимательный, заботливый. Гастроли там, выступление для алданской публики – одно удовольствие. Вообще, по гастролям внутри республики я выезжаю не часто, как правило это не очень отдаленные населенные пункты, так как я из-за травмы позвоночника не очень хорошо переношу долгую тряску по нашим легендарным дорогам, ну, или же в далекие улусы вылетаю самолетом.

Сколько времени на подготовку нужно, чтобы исполнить один подобный номер?

Подготовка и оттачивание мастерства длятся всю жизнь. Каждое выступление открывает новую грань, дает новые идеи, улучшает старые навыки. Вообще, в музыке, я считаю, нет предела совершенству, нельзя остановиться и сказать: «Ну, вот и все, я достиг вершины, теперь я суперхомусист». Если же человек считает так, значит он перестал эволюционировать в своем деле, а следовательно, он начинает деградировать. Только движение вперед и вечный поиск дает возможность самосовершенствоваться, расти, радоваться новому.

В какой стране, в каком городе вы получаете наибольшую отдачу от публики?

Невозможно градуировать эмоциональную отдачу публики по географической принадлежности. Везде, во всем мире варган задевает самые тонкие и древние струны души человека, будит в нем некий генный код, музыка варгана понятна всем, у нее нет ограничений по языку, расовой половой или религиозной принадлежности. Хомус – это мировой инструмент, который поет на всех языках, на языке самой Природы – нашей матери.

Игра на хомусе часто шокирует непосвященных людей, заставляет их испытывать самые разные эмоции... А у вас бывали такие случаи?

О вкусах не спорят, и всегда найдутся те люди, которым варганная этническая музыка окажется не по душе или просто не по зубам. Чтобы читать, надо выучить буквы, а чтобы воспринимать такую музыку, надо быть близким к природе. Или же всегда можно найти подход в любому слушателю, благо варган сочетается практически со всеми направлениями и жанрами в музыки, от симфонического оркестра, через джаз и вестерн, до электронных трансовых обработок. Каждый может найти себе по вкусу и по мере понимания, было бы желание, как говорится. Я встречала разную реакцию на звучание хомуса, и смех, и слезы, и овации, и гробовую тишину…Но всегда это было искренне, из самых глубин души, и всегда с трепетным уважением к этому магическому, такому маленькому, но такому мощному инструменту.

О Якутии до сих пор думают стереотипно даже в центральной России. Жители республики до того любят свою культуру и везде ее подчеркивают, что про нас иногда думают, будто мы каждый день пьем кумыс и ходим в национальных одеяниях. В то же время республика становится развитой экономически, в плане IT-технологий и открытости... А вы как думаете, какой должны знать Якутию в мире?

Да, несмотря на то, что наша Якутия является такой огромной, богатой и важной в экономическом плане регионом России, к сожалению, в самой России не каждый знает о ней, или знает, но как-то искаженно. До сих пор люди думают, что мы живем бок о бок с медведями и оленями, и пинаем алмазы. И это вдвойне обидно в век интернета и гугла. В первую очередь, это долг и честь для каждого якутянина нести с достоинством гордое имя своей республики на весь мир, рассказывать и показывать какой на земле есть волшебный край, цитирую словами из моей песни «мир волшебных цветов и бескрайних снегов…», своим поведением и своей культурой прославлять древнюю землю Саха. Только если мы сами будем любить свою родину, беречь, ценить, развивать, только тогда о ней узнает и полюбит весь мир.

Якутяне очень вас уважают и любят, признают вас, как свою, ведь вы владеете саха тыла и исполняете исконно якутскую музыку. Некоторые даже говорят, что вы больше принадлежите к народу саха, чем русскоязычные якуты, осуждают тех, кто не умеет говорить на родном языке. И тут возникает непростой вопрос о самоидентификации. Кем вы считаете сами себя? И как вы относитесь к подобной критике?

Это право и свобода каждого человека, на каком языке ему говорить. Я считаю, что нельзя осуждать людей, которые не говорят на родном языке, мы же не знаем истинных причин этого, нам не ведомы их обстоятельства, причины этого незнания, главное, что бы они были счастливы и здоровы. Перефразируя Гете: «Сколько языков знает человек – столько раз он и человек». Я человек 4,5 раза (улыбается): я знаю русский, якутский, украинский, английский, и сама изучаю итальянский на данный момент. Себя считаю «бааhынай», полукровкой, или, правильно сказать, «полудушкой», если можно так выразиться (улыбается). В моих венах течет чистая украинская кровь из самых глубин Украины, но душа у меня чисто якутская, моя родина Якутия, я родилась и выросла здесь, я пропитана духом этой земли, природы. Душа дана была мне здесь.

А что вам больше всего нравится в культуре народа саха?

Невозможно выделить что-то одно в целой великой культуре Саха. Это тоже самое что спросить человека что ему больше всего нравится в том, что он человек. Я обожаю свою культуру от А до Я. Язык, музыку, танцы, менталитет, колорит, узоры, природу, все, что связано так или иначе с живой культурой в самом разнообразном многогранном ее проявлении. Глубокая самобытная философия культуры Саха останется всегда неизведанной до конца древней тайной, будоражащей умы и сердца всех людей.

Вы помните свое первое знакомство с хомусом?

Первое знакомство со звуком хомуса состоялось на радиоволнах республиканского радио, когда там воспроизводили записи великого Петра Оготоева . Тогда, в возрасте 6 лет я как завороженная слушала эти магические звуки из радиоприемника и мечтала о хомусе. Папа привез мне из командировки по улусам хомус, и больше я не выпускаю его из рук вот уже 24 года. Далее сама судьба знакомила меня с самыми талантливыми и опытными мастерами хомуса, исполнителями, у которых я жадно впитывала все знания, формируя годами свой индивидуальный почерк и ища свой музыкальный путь.

Музыканты очень трепетно относятся к выбору инструмента. Гитаристы, например, могут часами говорить о достоинствах и недостатках той или иной гитары. А как хомусисты определяют для себя лучший инструмент?

Каждый хомусист в поиске своего мастера и своего инструмента, должен попробовать варган «на зуб», возможно в этом поиске ты переиграешь на сотне хомусов, пока не найдешь свой. Твой хомус сам выберет тебя, как волшебная палочка в "Гарри Поттере". Невозможно дать строгую рекомендацию, или полагаться на бренд, только «ищущий да обрящет».

Как пришла идея сочетать игру на хомусе с электронными мотивами?

Вибрации хомуса, его звучание порой напоминает звучание электронной гитары, его космическое звучание очень гармонично и созвучно с современной электронной музыкой, это был просто вопрос времени, когда эти два начала - архидревнее и ультрасовременное сольются в одном потоке, лишний раз доказывая вечную актуальность и «всеядную» универсальность и эстетическую пластичность варгана.

А что вы слушаете в свободное время, помимо варганной музыки?

Большее предпочтение я отдаю мантрам в исполнении Девы Премал . Это певица немецкого происхождения, настолько впитавшая культуру Индии, философию буддизма, что даже внешне стала похожа на индианку. Настолько музыка меняет человека! Даже внешне. Как и в моем случае, с годами все больше людей говорят мне, что я стала похожа на сахалярку, многие уверены, что в моих венах течет и кровь Саха, на что я отвечаю, что в моем теле дух Саха, что даже круче (смеется). Вот такой вот отпечаток может наложить на тебя то, чем ты с особой страстью и преданностью занимаешься, даже изменить внешность.

А чем занимаетесь, когда устаете от музыки? Есть ли у вас какое-нибудь увлечение?

Я не устаю от музыки, от нее нельзя устать, она везде, она во всем, я слышу музыку не только в природе, шуме ветра и воды, пении птиц, но и в урбане города, в звуках машин, стройки, проводов, и даже капающего крана и холодильника (улыбается). Иногда даже пою под пылесос, у каждого пылесоса есть своя одна гудящая нота, и вот я беру ее за основу, как контрапункт, и накладываю мотивы, мелодии на этот гул. Даже уборка в радость, советую всем (смеется). Просто надо не только слышать, но и слушать. Хобби у меня много, если есть свободное время, я посещаю спортзал (и то под музыку), вышиваю, рисую, пишу стихи, танцую, собираю огромные мозаики.

У вас есть любимый хомусист, на которого вы равняетесь?

Честно, я не равняюсь ни на кого, и даже стараюсь не слушать других исполнителей, чтобы неволей не перенять у них чего-то их самобытного, таким образом сохраняя уникальность своего почерка. В этнической музыке, я считаю, не может быть строгих правил и законов, на то она и народная музыка, что от души идет, она всегда импровизационна по своей природе, индивидуальна, неподвластна рамках и штампам.

Какие у вас дальнейшие планы?

Чем меньше о Ваших планах знают, тем больше шансов на успех. Да и, если честно, планировать не очень люблю. Мы полагаем, а Бог располагает, зачем смешить небеса своими хрупкими человеческими «планиками»… Все будет так, как тому быть. Буду работать дальше, больше, выступать, делать концерты, писать альбомы, снимать видео, искать новое.

Из самых ближайших планов – это продолжить совместную работу с моей замечательной коллегой, подругой, наставницей, заслуженной артисткой РС(Я), чрезвычайно талантливой прекрасной Саиной . Мы начали нашу работу в тандеме с гастролей по Мирнинскому району, которые прошли очень успешно. Сейчас мы работаем над нашим брендом и первым большим концертом в Якутске «Северные Музы», который состоится 30 апреля в ДК им. Кулаковского, в рамках которого мы подарим жителям и гостям столицы не только множество новых сольных и совместных творческих находов, сюрпризов, но и премьеру нашего первого музыкального видео ко Дню Республики на мою авторскую песню «Моя Якутия». Несмотря на наш плотный концертный гастрольный график, Саина сейчас в Москве, а я в Алма-Ате, сьемки студией Натальи Лопатиной «КэмВидео» идут полным ходом. Задействованы все общины республики, от эвенов и юкагиров, украинцев и казаков, до армян и таджиков.

Наша многонациональная Якутия прежде всего богата людьми, проживающими в ней, хранящими свои традиции, и почитающие культуру Саха. «Все мы дети одной земли» - это слова припева нашей песни, как нельзя точно определяющие наше родство, любовь и взаимоуважение.

Вы бы хотели получать поддержку Правительства Якутии, чтобы и дальше продвигать культуру саха?

Безусловно, хотелось бы заручиться поддержкой наших госструктур в таком добром благом деле, как пропаганда и знакомство всего мира с нашей чудесной республикой, с нашей Якутией. Конечно, личная инициатива, преданность родной культуре, патриотизм и любовь к своей Родине – это очень хорошо и заслуживает уважение, но и помощи и поддержки это тоже достойно и заслуживает. Будем надеяться на совместное сотрудничество, обмен идеями и возможностями во имя самых светлых целей, ведь для чего-то нам дана эта жизнь, на самом деле такая быстротечная, и оставить свой добрый след в ней для будущих поколений, сохранить и приумножить – предназначение каждого человека.