Поэтапное построение капители в рисунке. Рисование капители дорического ордера

Основы академического рисунка. Урок № 17. Ионическая капитель.

Характерной особенностью ионической капители (рис. 42) является своеобразная пластическая обработка ее сторон: две стороны имеют один характер обработки, две другие — иной.

Основные элементы дорической капители, такие как абака, эхин и астрагал, также составляют основу ионической капители, но полка абаки в ней как бы вытягивается и заворачивается в спирали — волюты. Эхин же в виде четвертного вала, обработанного иониками (см. урок «Дорическая капитель») частично закрывается завитками волют, а место примыкания эхина к завиткам волю — лепестками (пальметтами). Спираль волюты состоит из трех витков и подходит к центру, так называемому глазку, в виде маленького вогнутого кружка (рис. 43, 44). На боковом фасаде волюта имеет вид свитка, перетянутого посередине ремнем (либо без него), называемого балюстрой.

Ствол колонны в ионическом ордере обычно обработан канелюрами, более глубокими, чем у дорической колонны и отделенными друг от друга полосками поверхности ствола (фуста), так называемыми дорожками. Карниз абаки имеет полочку, поддерживаемую каблучком.

Сама абака с волютами приподнята над эхином и лежит как бы на возвышении со скошенными краями. Эхин, таким образом, выходит за края абаки с лицевой стороны, а не располагается непосредственно под ней, поскольку имеет больший диаметр, чем длина полки абаки. В этом также особенность построения ионической капители по сравнению с построением тосканской и дорической и, следовательно, большая сложность в рисовании ее.

Последовательность рисования ионической капители принципиально не отличается от последовательности рисования тосканской. Также сначала намечаются в листе основные массы капители относительно центральной оси: цилиндр ствола и абака с волютами. Причем волюты обобщенно можно представить вписанными в прямоугольный параллелепипед, плоскую коробку с высотой, равной высоте волюты и как бы одетой на ствол капители (рис. 45). Затем на фасадной стороне (длинной стороне коробки) намечается размер волют по ширине (он меньше размера по высоте) и расстояние между ними (оно примерно в полтора раза больше ширины волюты). После этого необходимо найти положение по высоте эхина с валиком и полочкой под ним и наметить высоту стенки абаки.

Далее, в прямоугольники, отведенные для волют, врисовываются спирали волют с учетом перспективного сокращения при заданном развороте капители (рис. 46, 47). Важно при этом помнить, что свитки (балюстры) на боковом фасаде капители имеют форму трубчатого цилиндра и толщину обода волюты нужно рисовать как часть этого цилиндра для правильной прорисовки сопряжений наружного и внутреннего обвода (абриса) ее. Кроме того, важно правильно соотнести перспективные сокращения двух цилиндров, в которые вписаны балюстры волют.

И еще один важный момент.

Чтобы правильно нарисовать в перспективе видимую между волютами часть эхина с иониками, необходимо наметить полную его форму (как в тосканской или дорической капители) относительно оси симметрии ствола и только после приступать к разбивке осей иоников. При этом важно не забывать следующего положения: размеры в перспективе тех или иных частей формы (при нормальном ракурсе и 3-кратном удалении от нее) остаются приблизительно в тех же соотношениях, какие они имеют при фронтальном расположении. Иными словами, если часть меньше целого, то в перспективном сокращении она будет всегда меньше его (рис. 45, 48, 49, 50).


Использованы материалы работ Т. С. Ветлинской и Н. Ф. Маркова.

Изучение архитектуры для художников во все времена было неотъемлемой частью подготовки. На примере отдельных элементов, деталей, конструкций, разобранных на составные части, проходило внимательное постижение изобразительных законов, концентрированно воплощенных в классической архитектуре.

Рисунок дорической капители - это ключевое задание в категории рисования геометрических тел.

Это задание часто входит в состав экзаменов , поэтому для поступающих нужно обратить на это особое внимание и серьезно отнестись к выполнению рисунка. Изображение капители является одним из самых наглядных демонстраций реального уровня абитуриента или ученика. Профессиональный педагог сразу определит насколько ученик владеет навыками построения геометрических форм и техникой моделировки. Сложность при кажущейся на первый взгляд простоте дорической капители заключается в идеальных пропорциях и отношениях ее составных элементов.

Капитель - это самый наглядный символ архитектурного ордера, связующее звено между колонной и балочным перекрытием. Элемент, без которого нельзя представить искусство античности, с гармонией пропорций и чистотой форм.

Цели рисования капители.

  • Научиться строить архитектурные формы.
  • Научиться находить правильные пропорции и соотношения элементов капители.
  • Правильно компоновать и размещать капитель на листе.

Для рисования выбирается капитель дорического ордера, как основная, самая первая из созданных и послужившая основой для всех последующих типов капителей, таких как ионическая, коринфская, тосканская. Дорическая капитель - это эталон пропорций и архитектурного стиля, лучшая модель для изучения построения и развития глазомера.

Рисование дорической капители.

Для более наглядного и сложного ракурса капитель лучше изображать снизу, то есть линия горизонта с точкой схода должна располагаться ниже основного объема капители. Тогда все линии построения, округлые детали, точки соприкосновения и перехода форм будут хорошо видны. Изображать капитель сверху менее интересно в качестве изучения: абака, квадратный в плане элемент капители, перекроет самые эффектные линии построения. Не рекомендуется располагать дорическую капитель так, что линия горизонта проходила бы посередине тела капители, тогда перспективное искажение не проявит в полной мере красоту и динамику линий.

В течении многолетней педагогической практики подкрепленной теоретическими материалами нами разработана система рисования капители и определенные методы которые помогут довольно точно изобразить капитель. Мы рассказываем ученикам о правилах формообразования и принципах конструктивных узлов, о том, как один элемент влияет на другой и насколько расположение элемента зависит от другого. Основываясь в первую очередь на образном представлении, о чем подробно написано в статье «Врезки», этот набор правил позволит верно построить капитель вне зависимости от ракурса и угла освещения. Подробнее о системе рисования капители вы узнаете на наших .

Для постановки выбирается высокая подставка. Ученики могут рисовать сидя. Освещение выставляется сверху и сбоку таким образом, чтобы тень от абаки не перекрывала следующий за ней эхин (полукруглый элемент с сечением в четверть вала) и последующие элементы.

В процессе работы над рисунком, следует время от времени подходить к слепку капители и детально рассматривать форму элементов, их сопряжения с соседними деталями конструкции.

Рисование капители - это хорошая проверка того, чему ученик смог научиться и как усвоил предыдущие задания программы рисунка. Капитель — своеобразный экзамен курса геометрических предметов и первой большой части программы. В капители наглядно проявляются любые неточности и ошибки построения, видна техника владения тоном и моделировки штрихом. Поэтому, очень важно внимательно изучить и нарисовать капитель.

Все представленные в статье фотографии – работы наших талантливых учеников!

1. Рисование архитектурных объектов и декоративных деталей с освоением приемов и правил практической перспективы

Задания этого раздела дисциплины являются наиболее важными для практической работы архитектора. На аудиторных занятиях студенты выполняют с натуры длительные рисунки дорической капители и архитектурного макета в перспективе. По представлению выполняется рисунок перспективы архитектурного объекта на основе ортогональных проекций (по плану и фасаду). Это задание преследует цель развить навыки построения перспективного рисунка по представлению, а затем и по воображению. Выполнение таких заданий помогает понять логику конструктивно-художественной сущности форм и совершенствовать изобразительные навыки. Для успешного выполнения заданий требуется грамотное владение предыдущим учебным материалом по перспективному построению.

Выполняя композицию архитектурного пейзажа на пленере, студенты, опираясь на знание законов композиции, правил компоновки на изобразительной плоскости, принципов объемно-конструктивного рисунка и законов линейной и световоздушной перспективы, учатся создавать не только реалистически убедительные, но и содержащие художественную образность, эмоционально окрашенные изображения архитектурной среды. Такой подход не только помогает овладеть техникой и изобразительными средствами рисунка, но и расширяет кругозор, развивает профессиональные навыки будущего специалиста: понимание приемов создания гармоничной и целесообразной архитектурной формы, знание законов архитектурной объемно-пространственной композиции, умение гармонично вписать проектируемое сооружение в окружающее пространство с учетом конкретных условий.

Композиция интерьера

Рисование интерьера с натуры поможет студентам приобрести опыт непосредственного визуального восприятия и перспективного построения внутреннего архитектурного пространства, необходимый для профессионального проектирования. Так же обязательно для архитектора умение изобразить проектируемый интерьер по представлению и воображению. Длительный рисунок интерьера в аудитории выполняется с натуры. Во время самостоятельной работы должны быть выполнены зарисовки интерьеров различного функционального назначения с натуры и по представлению.

Зарисовки фигуры человека в одежде

Для выполнения заданий с изображением человека – самой сложной и совершенной формы предметного мира – от студента требуется высокий уровень владения изобразительными средствами рисунка. Главное правило, установившееся в архитектуре, изобразительном и декоративно-прикладном искусстве с древнейших времен – «человек есть мера всех вещей» - остается неизменным и сегодня, так как именно фигура человека является модулем и эргономическим стержнем в деятельности архитектора и дизайнера. Рисование с натуры, по памяти и представлению фигуры и головы человека поможет студенту глубже узнать и понять функциональную целесообразность их частей, пластические, конструктивные и пропорциональные закономерности, почувствовать красоту и гармоничную взаимосвязанность всех форм, ощутить «человеческий» масштаб. Этот опыт необходим при проектировании архитектурного сооружения. Знание пластики и пропорций фигуры человека студенты углубляют, изучая самостоятельно соответствующие учебные пособия, выполняя зарисовки и копируя анатомические рисунки отдельных частей и общей формы фигуры человека. В аудитории проводятся занятия, во время которых студенты делают быстрые зарисовки фигуры, осваивая приемы и средства изображения пластики и пропорции человека в движении и приемы изображения одежды с характерными складками ткани. В задания для самостоятельной работы так же включаются наброски и зарисовки головы и фигуры человека с натуры.

Аудиторные практические задания

Рисунок дорической капители

Цель задания – развитие навыков линейного построения архитектурной формы, умение использовать светотеневую моделировку формы; знакомство с пропорциями античной и классицистической архитектуры.

Задачи и последовательность выполнения . Требуется выбрать точку зрения, с которой верхняя плита – абака разворачивается под углом к картинной плоскости, избегая положения, при котором левая и правая грани разворачиваются одинаково (под углом 45 0), и скомпоновать изображение, легкими линиями наметив общий силуэт капители. Изображение должно быть вписано в горизонтальный формат. Прежде чем приступать к построению, необходимо проанализировать форму и пропорции капители. Построение удобнее начинать с самой широкой верхней части капители. Это квадратная плита -абака, украшенная сверху полочкой и каблучком и валик – эхин, который представляет собой четверть вала.. Соединяя два элемента – квадратную абаку и круглый эхин, необходимо построить их так, чтобы при любом развороте абаки, эллипс эхина разворачивался по большой оси, имеющей строго горизонтальное положение, при этом середина каждой из сторон квадрата абаки должна совпадать с положением точки, в которой данная сторона касается окружности – верхней границы эхина. Для решения этой задачи удобнее начинать построение с эллипса. Через точно найденный общий центр нижнего квадрата абаки и верхнего круга эхина проводится общая вертикальная ось. Затем нужно с правильной передачей пропорций и перспективных сокращений построить форму нижней цилиндрической части капители, состоящей из трех поясков , шейки и астрагала с выкружкой – переходом от капители к обрубку верхней части колонны. Ствол колонны имеет сложную форму, которая называется энтазис , имеющую утонение кверху. Это плавное сужение можно заметить и в верхней части, примыкающей к капители. Для правильного перспективного построения необходимо точно найти степень раскрытия окружностей горизонтальных сечений на каждом уровне. При этом нужно помнить, что раскрытие горизонтальных плоскостей, расположенных выше плоскости горизонта, увеличивается по мере повышения уровня расположения. Ствол колонны декорирован двадцатью длинными полукруглыми в плане бороздками – каннелюрами, имеющими полукруглые же завершения – арочки. Правильно изобразить их может помочь план ствола колонны. Однако положение точек, перенесенных с плана на перспективное изображение горизонтального сечения ствола, требует некоторой коррекции с учетом перспективных сокращений. При построении деталей важно прорисовывать линейно не только видимые, но и невидимые границы всех элементов прозрачно «насквозь». Это способствует правильному изображению объемной конструкции капители (см. рис. 1.1). На последнем этапе линейного построения прорисовываются мелкие детали и намечаются линии светоразделов собственных и падающих теней. Затем с помощью светотеневой моделировки с использованием заштрихованного фона требуется полностью выявить характер формы с учетом пространственного расположения всех деталей, добиваясь цельности изображения в законченной работе. Примеры выполнения задания показаны на рис. 1.2 и 1.3.

Материал - ватман формата А-3 графитные карандаши 2H-2В.

Время на выполнение задания – 12 ч

А. Б.

В. Г.

Рис.1.1 А - пропорции дорической капители; Б, В, Г – последовательность и приемы построения дорической капители.

Рис. 1.2. Пример выполнения задания 1. Автор Вера Алексеева

Рис. 1.3 Пример выполнения задания 1. Автор Е.Рогожина

Рисование капители

Наиболее ценными учебными моделями для рисования являются детали архитектуры - классические ордера. "Ордером" называют архитектурный элемент стоечно-балочной системы, приведенный в определенный конструктивно-художественный порядок. В буквальном переводе этот термин означает "порядок".

Ордерные системы, возникшие в античные времена и получившие широкое развитие во всей мировой архитектурной практике, по сей день обращают на себя пристальное внимание современников. Благодаря своей соразмерности, художественно-конструктивному совершенству, богатству и разнообразию архитектурных форм, классические ордера являются лучшими моделями для изучения и рисования, которые позволяют изучать логику конструктивно-художественной сущности этих форм и совершенствовать изобразительные навыки.

В ордерной системе существенную деталь составляет стойка - колонна. Между колонной и конструкцией балки находится основная головная часть - капитель. Под колонной, в ее нижнем основании, находится плита, называемая базой, выполняющая функцию распределения основной нагрузки на его поверхность. С изобразительной точки зрения наибольший интерес вызывают верхняя и нижняя детали колонны - капитель и база. Композиции капители классических ордеров по своей стилистике и форме довольно разнообразны - от самой простой и гладкой до сложной декорированной, с различными орнаментами растительного и животного происхождения.

Для успешного выполнения учебного задания по рисованию архитектурных деталей потребуется грамотное владение предыдущим учебным материалом по перспективному построению простых геометрических фигур - квадрата и окружностей.

Изучать и рисовать архитектурные детали необходимо от простых форм, постепенно переходя к сложным. Для начала рассмотрим форму конструкции ордерной системы капители дорического ордера.

Капитель состоит из трех основных частей (рис.87). Верхняя часть, абака, представляет собой толстую квадратную плиту, которая венчается каблучком и полочкой. Под ней находится эхин, затем - переходная к колонне часть, состоящая из трех поясков или шейки, которая сопрягается со стволом колонны. Чуть ниже имеется выступающий валик с полочкой, называемый астрагалом, который также сопрягается со стволом колонны через выкружку. Если мысленно представить капитель без мелких элементов: эхина с поясками, астрагала с полочкой и без рельефа выкружки, то нетрудно определить, из каких геометрических форм состоит ее основа. Разумеется, ствол колонны состоит из цилиндра, а абака - из толстой квадратной плиты, расположенной симметрично по центру на верхнем основании цилиндра. При отдельном рассмотрении ее дополнительных элементов можно видеть, что профиль эхина близок к четвертному валу, а астрагал представляет собой тело, образованное движением шара по окружности на некотором удалении от поверхности цилиндра, с примыкающей к нему снизу полочкой.



Формы капителей, независимо от их разнообразия и стилистики, в основе всегда имеют правильные геометрические формы, чаще относящиеся к телам вращения. Сочетания различных поверхностей образуют сложные формы, из-за чего рисование капители в учебном процессе относят к наиболее сложным задачам.

Работу над рисунком капители следует начинать с композиционного размещения изображения на листе бумаги после предварительного осмотра натуры со всех сторон с тем, чтобы определить наиболее выгодную для размещения изображения точку зрения. От того, насколько выразительно выбрана точка зрения, во многом зависит успешное решение композиционной задачи.

Построение изображения начинают с общей формы. Учитывая, что ее основу составляют тела вращения, вначале следует определить общую вертикальную ось капители, а затем приступить к перспективному построению изображения. При этом очень важно строго следить за пропорциональными соотношениями всех частей и целого.

При изображении классических ордеров чрезвычайно важно с самого начала как можно точнее выдержать основные пропорциональные величины. От того, насколько правильно будут определены основные размеры капители, будет зависеть правильность соотношения величин остальных ее элементов. Помимо важности соблюдения пропорции, не менее важно уметь правильно построить объемно-пространственную конструкцию капители.

Построение конструкции капители можно начинать с квадратного основания абаки или с окружности верхнего основания четвертного вала. Здесь главное - верно построить в перспективном ракурсе два соединяющих элемента. Но, как показывает длительная практика, преобладающее большинство студентов сталкивается с трудностями при вписывании окружности в квадрат (эллипса в ромб). Необходимо отметить, что строя квадрат в перспективе, с тем чтобы потом вписать в него окружность (эллипс), нужно помнить, что независимо от положения углов плиты относительно точки зрения и ее ракурсов, эллипсовидная окружность должна быть всегда построена строго в горизонтальном положении с учетом перспективных сокращений. Причем середина каждой из сторон квадрата плиты должна касаться окружности (эллипса). Недопустимо пытаться подогнать изображение эллипса к неправильно построенному квадрату. Это приведет к значительным искажениям, как самих элементов, так и всего изображения.

Рис. 88 Перспективное построение изображения капители дорического ордера

Студентам при подобных осложнениях рекомендуется начинать с построения эллипса, а затем с видимого ракурса попробовать построить на его основе абаку. Убедительность построения двух элементов зависит от правильного построения самого эллипса, что подробно рассматривалось в предыдущих заданиях по изображению геометрических тел, в частности, при построении тел вращения и их окружностей в перспективе.

Закончив построение верхних элементов конструкции капители, приступают к построению основания ствола колонны. Учитывая ракурсные положения натурной модели, следует опираться на закономерности перспективы. Если предмет находится высоко над линией горизонта или приближен к такому положению, то эллипсы, находящиеся в верхней части, будут шире, чем эллипсы, находящиеся ближе к рисующему.

Соотнося пропорции частей и целого, дополнительно уточняйте их местоположение. Затем легкими линиями стройте все необходимые окружности (эллипсы) деталей капители. При их построении очень важно прорисовывать не только видимые, но и невидимые элементы капители как бы насквозь, прозрачно, что способствует правильному изображению объемной конструкции капители.


Рис.89

При уточнении деталей капители необходимо исходить из логики конструктивного строения элементов и их частей. Так, например, профиль полочки с выкружкой на абаке, у ближнего вертикального ребра, как правило, смещается то вправо, то влево, в зависимости от ее положения относительно рисующего и т.п. Построение разных деталей капители показаны на рисунке. В процессе работы над рисунком следует время от времени подходить к изображаемой модели, изучать заинтересовавшую форму тех или иных деталей. Это поможет в определенной степени при их уточнении в рисунке.

При изображении половинчатой формы капители студенты часто забывают, что это - часть целого. Следовательно, чтобы получить правильное изображение половины капители, необходимо произвести полное построение изображения, а не только его видимой части. Только после этого можно приступать к определению половины капители в соответствии с ее положением относительно рисующего. Чтобы произвести необходимое вертикальное сечение, следует, с учетом перспективы, разделить пополам эллипсы оснований, а затем и основание квадрата плиты-абаки. После проверки и дополнительных уточнений ненужную половину можно слегка ослабить, но не избавляться от нее сразу, так как при дальнейшей проработке и уточнениях на нужной половине могут быть допущены некоторые искажения.

Таким образом, непременным условием завершения работы над построением рисунка капители является проверка на расстоянии. Только с определенного расстояния можно увидеть те или иные недочеты. Особое внимание необходимо обратить на пропорции, перспективу, характер, объемно-пространственную форму и общее состояние рисунка. После уточнения построения и исправления допущенных ошибок, следует перейти к выявлению объемной формы светотенью. Для начала необходимо наметить границы собственных и падающих теней, а затем нанести легкий тон на теневых участках с последующей постепенной проработкой светотени на всем изображении и вокруг него, постепенно приводя рисунок к определенной степени завершенности.

Роль детали не бывает постоянной даже в одной отдельной национальной архитектуре, в том или ином стиле. Известно, что на пути своего развития каждый стиль проходит три стадии: конструктивную, тектоническую и декоративную. На первом этапе роль деталей невелика, поскольку достаточно утилитарна, близка к чистому строительству. На втором, тектоническом этапе возникает удивительный сплав общего и частного, детали невозможно отделить от объема, настолько гармонично они сочетаются, совместно работая на общий образ сооружения.

Детали прорисованы здесь с особой точностью и изысканностью. Такова, например, архитектура античной Греции эпохи Высокой классики. Третий период характеризуется преобладанием декоративного начала, когда эффект достигается не утонченной гармонией формы и деталей, а количеством применяемых декоративных элементов. То, что было основой выразительности в тектоническом периоде (для Греции это ордерные системы), в результате всех трансформаций становится просто декором, применяемым для украшения зданий. В соответствии с этим меняется и прорисовка отдельных деталей. При этом архитектурный — одно из самых удивительных изобретений человечества. Он оказался настолько универсальным языком зодчества, что применяется в архитектуре на протяжении уже почти трех тысяч лет. За это время его образ много раз трансформировался, но изначальное семантическое значение элементов остается неизменным.

Капителью называется верхняя часть колонны. Колонна, которую мы привычно воспринимаем как одну из основных частей архитектурного ордера, происходит от простейшей опоры — деревянного столба, врытого в землю. Появление примитивной стоечно-балочной системы, состоявшей первоначально из круглых бревен, стало первой революцией в строительстве (произошло это еще в неолите). Революционность конструкции заключалась в том, что несущие элементы отделились в этой системе от венчающих (несомых). На стыке стойки и балки подкладывали промежуточный элемент — доску или обрубок древесины. В дальнейшем, когда в Античной Греции из утилитарной деревянной конструкции родился ордер — система, выражающая в художественной форме суть работы стоечно-балочной конструкции, место между столбом и балкой заняла . показывает, как нагрузка передается от балки к несущей ее колонне. Именно на такое восприятие рассчитаны все ее формы.

Научимся изображать дорическую капитель по представлению.

Капители не предполагает полное отсутствие натуры, то же самое относится и к вазе, и к бионику. Эти тела столь сложны, что у учащихся может просто не хватить уровня пространственного мышления, чтобы представить их форму во всех деталях. С другой стороны, нарисовав эти предметы с натуры, ученик вполне в состоянии проделать эту работу и по представлению. Обратиться к рисунку капители по представлению заставляет сам характер этого задания. Опыт показывает, что когда ученики рисуют капитель с натуры, вымеряя ее пропорции, срисовывая детали, в работу, как правило, вкрадывается ошибка. Чтобы избежать ее, необходимо сперва нарисовать фасад капители, а затем, через построение эллипсов, перейти к объему, что по своей методике ближе как раз к рисунку по представлению, чем к рисованию с натуры.

Начните рисунок с анализа капители (рис. 8.6). Ее основной объем представляет собой круглую симметричную форму с общей вертикальной осью. Верхнюю часть капители — эхин — четверть вала, можно представить как и одновременно. Эхин сопрягается с цилиндрической шейкой колонны через три последовательно уменьшающихся пояска (тонкие цилиндры). Астрагал, состоящий из валика и полочки, переходит в колонны через выкрутку. колонны имеет утонение кверху и может быть представлен и как цилиндр (в нижней части колонны), и как усеченный . декорирован двадцатью длинными полукруглыми в плане бороздками — каннелюрами, имеющими полукруглые же завершения. Верхняя часть капители — квадратная в плане абака (абак) — плита (прямоугольная призма) с каблучком и полочкой.

Основой рисунка послужит фронтальная проекция капители. Наметьте на листе ее основные размеры, нарисуйте верхний эхина и опишите вокруг него абаки. Определите размеры, соответствующие основным частям капители (рис. 8.7). Прорисуйте до конца фронтальную проекцию и изобразите эллипсы на горизонтальных осях, соответствующих основным членениям капители (рис. 8.8). Прорисуйте мелкие детали капители. Грамотно изобразить каннелюры вам поможет план ствола колонны. Перенесенные с плана на перспективное изображение точки требуют незначительной коррекции с учетом перспективных сокращений (рис. 8.9). Выявляя форму капители средствами светотени, воспользуйтесь знаниями о характере светотени на простых геометрических формах (рис. 8.10).