Приколы для детей 10 лет читать. Самые смешные детские анекдоты

Нарушения речи встречающиеся у детей дошкольного возраста

Материалы подготовила учитель – логопед Романова Наталия Николаевна

Существует разные категории родителей, одни при малейшейших нарушениях развития ребенка, бегут за помощью к специалистам. Другие, занимают позицию выжидания, не обращают внимания на отклонения, мол, чего суетиться - перерастет. Но практика показывает, что оба варианта - крайности. Чтобы найти “золотую середину” необходимо точно знать, что в конкретном случае является нормой, а что - отклонением от нее. Необходимо учитывать, что здесь играют роль множество факторов: общее развитие ребенка, его старание и внимательность, психологический климат в семье и, даже, наследственность. Исходя из этого, некоторые дети к трем годам строят простые предложения из 3-4 слов, а другие в том же возрасте - развернутые, сложноподчиненные.
Конечно, не стоит паниковать, если ваш двухлетний малыш вместо слова «кошка» говорит «коська», вместо «шкаф» - «каф». Но, если ребенку уже 5, а он до сих пор не правильно произносит слова, то обратиться к специалисту просто необходимо. Обычно в таких случаях говорят про явные нарушения речи. Они могут проявляться в нарушении звукопроизношения, грамматического строя речи, несформированности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи. Так давайте познакомимся с основными видами нарушений речи, которые встречаются у детей дошкольного возраста.

Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточной работой нервов, обеспечивающих связь речевого аппарата с центральной нервной системой, то есть недостаточной иннервацией. В этом случае страдает не произношение отдельных звуков, а вся произносительная сторона речи. Например, ребенку трудно контролировать свой язык, который становится малоподвижным, неловким, непослушным, а высунутый наружу может отклоняться в сторону. Сложно выполнить элементарные движения: хмурить или поднимать брови, надуть щеки, поскольку мышцы лица малоподвижны.

Выделяют стертую форму дизартрии . Дети со стертой дизартрией резко не отличаются от сверстников. Проявляется она в стойких расстройствах звукопроизношения и просодики речи, возникающие, вследствие не выраженного микроорганического поражения головного мозга. Дети, имеющие стертую дизартрию, нуждаются в длительной, систематической индивидуальной коррекционно - логопедической помощи. Стертая дизартрия по своим проявлениям очень похожа на сложную дислалию (см.дальше).

Дислалия – расстройство устной речи, при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата, выражающееся в нарушении произношения звуков родной речи. Ребенок не может произнести звук или звуки, пропускает его или искажает произношение, заменяет один звук другим.И как факт: дислалия, которую во время не исправили, ведет к нарушениям письменной речи, т.е.дисграфии (см. дальше).
Дислалия может быть простая . У ребенка нарушено произношение одного звука или группа однородных по произношению звуков (например, шипящие: ш,ж,щ).
Сложная дислалия, наблюдаем нарушение произношения звуков из разных групп (например, сонорные р,л и шипящие и т.д.).

НПОЗ - нарушение произношения отдельных звуков.

Ринолалия - это нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо - физиологическими дефектами речевого аппарата. При этом ребенок говорит как бы «в нос» или гнусавит. Происходит это при расщеплении твердого и мягкого неба, травмах ротовой и носовой полости, параличе мягкого неба. При ринолалии искажаются все звуки речи. Такого ребенка трудно понять: говорит он монотонно и неразборчиво.
Выделяют открытую ринолалию . При этой форме ринолалии струя воздуха во время речи проходит через нос, а не через рот. Это бывает при расщелине твердого и мягкого неба («волчья пасть), травме ротовой и носовой полости, паралича мягкого неба. При закрытой ринолалии закрыт проход воздуха в нос. Причиной ее бывают разращения в носу, в том числе аденоиды, полипы, искривления носового хода.

ЗРР – задержка речевого развития. Этот диагноз обычно ставят детям раннего возраста. При задержке речевого развития ребенок вполне нормально овладевает речью, но намного медленнее и позже, чем его сверстники. Среди причин возникновения ЗРР - неполноценная речевая среда, плохое физическое и психическое здоровье ребенка или особый, замедленный темп созревания нервных клеток, отвечающих за речь.

Алалия - полное отсутствие или частичное недоразвитие речи у детей (до 3-5 лет) при сохранном интеллекте и хорошем физическом слухе, обусловленное недоразвитием или поражением речевых областей в левом полушарии головного мозга, наступившем во внутриутробном или раннем развитии ребенка. Ребенок не является умственно отсталым. Он находится в речевой среде, стремится общаться с окружающими, но делает это с помощью мимики и жестов, его речевой аппарат без параличей, парезов или аномалий.
Алалию делят на сенсорную, это когда ребенок не понимает и, следовательно, не может воспроизвести человеческую речь, и моторную, в этом случае ребенок понимает обращенную к нему речь, но не может ею овладеть.

ФФНР – фонетико-фонематическое недоразвитие речи. Это нарушение процессов формирования произносительной системы (родного) языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения звуков.
Основные проявления, характеризующие данное речевое нарушение это:
- недифференцированное произношение пар или групп звуков, т.е. один и тот же звук может служить для ребенка заменителем двух или более звуков. Например, вместо звуков "с", "ч", "ш" ребенок произносит звук "ть": "тюмка" вместо "сумка", "тяска" вместо "чашка", "тяпка" вместо "шапка";
- замена одних звуков другими, имеющими более простую артикуляцию, т.е. сложные звуки заменяются простыми. Например, группа свистящих и звуков может заменяться шипящих звуками, "р" заменяется на "л", "л" заменяется на "в". "Колова" вместо "корова", "вожка" вместо "ложка", "штол" вместо "стол";
- смешение звуков, т.е. неустойчивое употребление целого ряда звуков в различных словах. Ребенок в одних словах может употреблять звуки правильно, а в других заменять их близкими по артикуляции или акустическим признакам. Например, ребенок умеет правильно произносить звуки "ш", "р" изолированно, но в речевых высказываниях вместо "старушка" говорит "сталуска".

ОНР - общее недоразвитие речи.ОНР включает в себяразличные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы: звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики), при нормальном интеллекте и слухе. Общее недоразвитие речи может наблюдаться при сложных формах детской речевой патологии: алалии, афазии (всегда), а также ринолалии, дизартрии (иногда). Несмотря на различную природу дефектов, у детей с ОНР имеются типичные проявления, указывающие на системные нарушения речевой деятельности:
- более позднее начало речи: первые слова появляются к 3-4, а иногда и к 5 годам;
- речь аграмматична и недостаточно фонетически оформлена;
- экспрессивная речь отстаёт от импрессивной, т.е. ребёнок, понимая обращенную к нему речь, не может сам правильно озвучить свои мысли;
- речь детей с ОНР малопонятна.

Общее недоразвитие речи у детей может быть выражено в различной степени: от полного отсутствия речи до незначительных отклонений в развитии. С учетом степени несформированности речи выделяют четыре уровня ее недоразвития, обозначая их при этом соответственно: ОНР I, ОНР II, ОНР III, ОНР IV. Самый «тяжелый» - это I уровень, ОНР IV – уровень наиболее близкий к речевой норме.

Заикание (или логоневроз) - это нарушение темпа, ритма, плавности речи, вызываемое судорогами мышц речевого аппарата. Механизмы (причины и сущность) возникновения заикания до конца не раскрыты. Данный вид речевого нарушения основывается на повторении звуков (в большинстве согласных), «растягивании» гласных, остановке речи, повторе слога или слова и часто обусловлен страхом. Нередко при этом нарушена координация движений речевого аппарата и дыхания. Обычно в повседневной жизни в расслабленном состоянии такие дети не заикаются, но стоит им начать волноваться, как заикание дает о себе знать.
Возникает заикание чаще всего в возрасте от 2 до 5 лет в период интенсивного развития речи. В начальной стадии этот дефект имеет обычную легкую форму. Но легкое, едва заметное вначале заикание может со временем усилиться. Чем больше времени проходит с момента начала заикания, тем чаще оно переходит в тяжелый, стойкий дефект и влечет за собой изменения в психике ребенка. Кроме того, заикание лишает ребенка нормальных условий общения и часто препятствует его успешной учебе. Поэтому данный речевой дефект важно устранять еще до поступления ребенка в школу.

Нарушения письменной речи

Данные нарушения проявляются при обучении ребенка чтению, письму.

Дисграфия - частичное специфическое нарушение процесса письма. Она проявляется в стойких и повторяющихся ошибках в процессе письма, которые можно сгруппировать следующим образом:
- искажения и замены букв;
- искажения звукослоговой структуры слова;
- нарушения слитности написания отдельных слов в предложении;
- аграмматизмы на письме.

Дисгафия может сопровождаться и неречевой симптоматикой (неврологическими нарушениями, нарушением познавательной деятельности, восприятия, памяти, внимания, психическими нарушениями).

Дислексия - это частичное нарушение процесса чтения, проявляющееся в стойких и повторяющихся ошибках чтения, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе чтения.

Когда следует обратиться за помощью к специалисту, чтобы исправить нарушение речи?
Если возник такой вопрос, скорее всего, Ваша тревога обоснована –
нужно было сделать это еще ВЧЕРА!

Используемая литература:

  1. Логопедия: Учеб. Для студентов дефектологического факультета высших учебных заведений / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – 3-е изд., переработанное и дополненное – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
  2. Нарушение речи у дошкольников. //Под. ред. Р.А. Белова-Давыдова,- М., 1997.
  3. Поваляева М.А. Справочник логопеда. – Изд. 5-е. – ростов на Дону: Феникс, 2006

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 66 «Пчёлка»

Консультация для воспитателей

на тему:

« Виды речевых нарушений у детей дошкольного возраста ».

Выполнила: учитель-логопед

Трошина Анна Львовна

г. Подольск

март - 2018 г.

Речь ребёнка в младшем дошкольном возрасте

В возрасте 2-3 лет в результате активного подражания, подкрепляемого повышенным с возрастом интереса к речи, речь ребенка представляет богатую, хотя и крайне пеструю и неустойчивую картину.

К 3-4 годам у ребенка речь уже сформирована и имеет лишь некоторые особенности, обусловленные психофизиологическими факторами.

Основными причинами патологии детской речи являются:

    различная внутриутробная патология;

    токсикоз при беременности,

    вирусные и эндокринные заболевания, травмы,

    несовместимость крови по резус-фактору и др; родовая травма и асфиксия во время родов;

    заболевания в первые годы жизни ребенка.

Нарушения речи

Дети с нарушениями речи - это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте.

Нарушения речи многообразны, они могут проявляется в нарушении произношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи. По степени тяжести речевые нарушения можно разделить на те, которые не являются препятствием к обучению в массовом детском саду, и тяжелые нарушения, требующие специального обучения. Из тяжелых нарушений речи чаще всего встречаются (по клинико-педагогической классификации): алалия, афазия, ринолалия, заикание и различного типа дизартрии. Обучение и воспитание детей с тяжелыми нарушениями речи осуществляется по специальной системе в специальных детских садах для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Алалией принято называть полное или частичное отсутствие речи у детей при хорошем физическом слухе, обусловленное недоразвитием или поражением речевых областей в левом полушарии головного мозга, наступившем во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка.

Заикание - это нарушение темпа, ритма, плавности речи, вызываемое судорогами в различных частях речевого аппарата. Нарушение темпо-ритмической стороны речи.

При заикании ребенка мы наблюдаем в его речи вынужденные остановки или повторения отдельных звуков и слогов. Заикание чаще всего возникает у детей в возрасте от двух до пяти лет.

Дизартрия - нарушение произносительной стороны речи, возникающее вследствие органического поражения центральной нервной системы. Основным отличительным признаком дизартрии от других нарушений произношения является то, что в этом случае страдает не произношение отдельных звуков, а вся произносительная сторона речи.

Основные проявления дизартрии:

    расстройство артикуляции звуков

    изменение темпа и ритма речи

    изменение интонации.

Выше перечисленные проявления дизартрии проявляются в разной степени и в различных комбинациях в зависимости от локализации поражения в центральной или периферической нервной системе, от тяжести нарушения, от времени возникновения дефекта.

Работа по коррекции речи при дизартрии длительная и требует тесного сотрудничества логопеда, невролога и родителей.

Можно выделить некоторые виды дефектов речи по психолого-педагогической классификации:

    Общее недоразвитие речи (ОНР);

    Фонетические и фонематические нарушения (ФФНР);

    Фонетическое недоразвитие речи (ФНР);

    Заикание и др.

Так, возникнув в детстве, речевое нарушение без квалифицированной помощи логопеда, закрепляется и с большим трудом преодолевается в последующие годы и может сохраниться на всю жизнь.

ЗРР - задержка речевого развития - отставание речевого развития ребенка от
возрастной нормы в возрасте до 4 лет

    Задержка в развитии речи (ЗРР) отражается на формировании всей психики ребенка.

    Она затрудняет общение ребенка с окружающими, препятствует правильному формированию познавательных процессов, влияет на эмоционально-волевую сферу.

    Задержка в развитии речи у детей требует обязательной логопедической коррекции.

    Если у ребенка к 2,5 годам не появилась речь необходимо обратиться за консультацией к логопеду, невропатологу. Занятия важно начинать как можно раньше и не ждать возрастного рубежа 4-х лет.

ОНР - общее недоразвитие речи - это такое нарушение речи, которое при нормальном слухе и интеллекте резко задерживается формирование каждого из компонентов языка: фонетики, лексики, грамматики.

У всех детей с общим недоразвитием речи (ОНР) всегда отмечаются:

    нарушение звукопроизношения,

    недоразвитие фонематического слуха (фонематический слух отличается от обычного, физического, возможностью воспринимать, дифференцировать и выделять фонемы родного языка),

    выраженное отставание в формировании словарного запаса и грамматического строя речи.

Совокупность перечисленных нарушений служит серьезным препятствием в овладении программой детского сада, а в дальнейшем и программой общеобразовательной школы.

Фонетическое нарушение речи (ФНР) – нарушения артикуляционной моторики или недостаточная сформированность артикуляционной моторики. Ребенок не может правильно выполнять движения органами артикуляции, особенно языком, в результате чего звук искажается. (Моторное нарушение речи).

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) – нарушение процессов формирования произносительной системы языка (звукопроизношения) у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. К этой категории относятся дети с нормальным слухом и интеллектом.

Причины возникновения нарушений звукопроизношения:

    неправильное воспитание речи в семье (сюсюканье)

    подражание плохо говорящим сверстникам

    двуязычие в семье, педагогическая запущенность

    недоразвитие фонематического слуха, снижение слуха

    недостаточная подвижность органов артикуляционного аппарата (неумение владеть и чувствовать свой язык и его положение в полости рта)

    отклонения в умственном развитии ребенка

Выделяются несколько видов нарушения звукопроизношения:

1. Сигматизм - нарушение произношения свистящих (с, с", з, з", ц) и шипящих (ш, ж, ч, щ) звуков.

2. Ротацизм - нарушение произношения звуков р, р".

3. Ламбдацизм - нарушение произношения звуков л, л".

4. Дефекты произношения небных звуков: каппацизм - звуков к и к"; гаммацизм - звуков г и г, «хитизм - звуков х и х"; йотацизм - звука й.

5. Дефекты озвончения - недостатки произношения звонких согласных звуков,

которые заменяются на парные глухие звуки: б-п, д-т, в-ф, з-с, ж-ш, г-к, и т.д.

6. Дефекты смягчения - нарушение произношения мягких звуков, которые заменяются на парные твердые звуки: д"-д, п"-п, к"-к и т.д.

Важно вовремя предупредить и устранить целый ряд вредных последствий неисправленной речи у ребенка, которые могут выражаться в следующем:

1. Задержка в умственном развитии ребенка, т.к. речь не только обогащает мышление содержанием, но и формирует его.

2. Тяжелые психические переживания ребенка из-за недостатков своей речи (проявляющиеся уже к 5 годам).

3. Затруднения в школьном обучении (вторичные речевые нарушения: дислексия, дисграфия)

4. Нарушение стройного течения занятий в классе при наличии плохо говорящих, из-за смеха одноклассников, слезы и отказ отвечать.

5. В будущем - личные проблемы и ограничения в выборе профессий.

Дефекты речи подлежат коррекции в детском возрасте. Своевременные занятия с логопедом могут исправить даже тяжелые нарушения.

Человек отличается от животного способностью мыслить и говорить, умением связно выражать то, о чем он думает. Но в некоторых случаях человеческая речь невнятна и непонятна окружающим. Одни дефекты речи подлежат исправлению, другие — сопровождают человека всю его жизнь.

Причины нарушения речи у детей

Причины нарушения речи у детей:

  • негативное влияние некоторых неблагоприятных факторов на плод в период беременности и родов
  • недостаток общения с ребенком
  • родовые или послеродовые поражения мозга
  • травмы и повреждения головы у детей младше 3 лет
  • плохая наследственность
  • анатомические особенности, своеобразное строение челюстей
  • привычка сосать пальцы
  • психические травмы
  • испуг
  • длительная напряженная ситуация в семье


Испуг — одна из причин нарушения речи у детей

Особенности нарушения речи

Речь человека быстро развивается в первые 3-5 лет жизни.
Под нормальной речью подразумевают внятное проговаривание ребенком всех букв.

Различают следующие основные речевые недостатки:

  • афония — дефект произношения звуков
  • дислалия — проявляются дефекты фонетики
  • – прерывистый ритм, отсутствие плавности
  • брадилалия — неестественное замедление темпа
  • тахилалия – слишком быстрая речь
  • ринолалия — патологии тембра
  • дизартрия — недоразвитие нерва, связывающего речевой аппарат и мозг
  • афазия — потеря речи при поражениях ЦНС
  • алалия — недоразвитие речи при поражениях мозга

Видео: Ринолалия, формирование речи



Видео: Речевые дефекты у детей

Логопедические нарушения речи

Основной формой коррекции речи являются логопедические занятия. Перед занятиями проводят обследование ребенка: его поведение в игре, учебе, общении с другими людьми.

Нарушения речи у ребенка негативно сказывается на его эмоциональном состоянии. У ребенка снижается интерес к занятиям, он замыкается в себе.

ВАЖНО: Родители должны помнить, что они ответственны за своего ребенка. Чем раньше будут обнаружены нарушения речи, тем скорее нужно обращаться к специалисту — логопеду.



Видео: Логопедия. Нарушения речи у детей

Нарушение письменной речи

Впервые родители поймут, что у ребенка имеются проблемы с письменной речью при обучении его грамоте.

Дисграфия — неполное нарушение письма, проявляется в повторении одних и тех же ошибок при написании:

  • замене слогов или отдельных букв
  • нарушении порядка букв в словах
  • разрыве отдельных слов при их написании

Дислексия — частичное нарушение чтения. Проявляется в устойчивых ошибках, обусловленных отсутствием важных психических функций.



Нарушения письменной речи проявляются при обучении письму

Нарушение темпа речи у детей

Темп речи - это скорость речи, ее замедления и ускорения. Бывает быстрый, медленный и прерывистый темп речи.

Различают несколько видов нарушений:

  • речевые запинки - неожиданные остановки речи, прерывание разговора молчанием
  • тахилалия — паталогически быстрый темп речи, во время которого происходит расстройство речевого внимания. Часто сопровождается нарушениями моторики
  • брадилалия — неестественно медленный темп речи, чтения и написания слов

Причинами возникновения нарушений могут быть:

  • внутриутробные пороки
  • повреждения ребенка в родах
  • продолжительное воздействие на новорожденного младенца вредных факторов

Нарушение функции речи у детей

При правильном воспитании в полноценной языковой среде, а также при нормальном строении и функции анатомо-физиологических механизмов, у ребенка развивается правильная речь.

ВАЖНО: Нарушения речи могут возникать вследствие психологических травм и стрессов у детей. Родителям необходимо обеспечить ребенку спокойный психоэмоциональный фон, оградить его от чрезмерных переживаний.



Психологическая травма может стать причиной нарушения функции речи у ребенка

Нарушения речи дошкольников

Основные нарушения речи у дошкольников – это мутизм, алалия и .

ВАЖНО: Выявленные нарушения речи у детей дошкольного возраста требуют незамедлительной корректировки.

Если родители вовремя не примут все необходимые меры для нормализации речи у ребенка дошкольного возраста, в школьные годы он будет испытывать трудности в учебе и общении. В тяжелых случаях дефекты речи становятся причиной отказа ребенка от устного чтения.



Для детей, имеющих нарушения речи, предусмотрена комплексная логопедическая работа.

Обязательные коррекционные мероприятия:

  • устранение нарушений устной и письменной речи
  • устранение особенностей психического развития
  • профессионально-трудовая подготовка.

ВАЖНО: Большую роль в подготовке к обучению детей с дефектами речи имеет взаимосвязь в работе логопедов садов и школ.

Учителя, имеющие специальные знания и опыт работы с данной категорией детей, могут заметно улучшить результаты учеников.



Работа с детьми с нарушением речи

Работа с детьми с нарушением речи проводится в дошкольном учреждении воспитателем-логопедом.

Во время индивидуальных занятий с ребенком важно, чтобы остальные дети не отвлекали его от процесса. Лучше всего, если обучение проходит в отдельной комнате или специальном логопедическом уголке, оборудованном большим зеркалом.

ВАЖНО: Логопед должен внимательно следить за речью ребенка и исправлять любые ошибки в речи. Переход к новому материалу происходит только тогда, когда ребенок начнет выполнять правильно все предложенные задания.

Во время занятия воспитатель проговаривает материал четко, громко, медленно и требует того же от ученика. Занятия проводят не менее трех раз в неделю.

ВАЖНО: Необходимо вызвать у ребенка интерес к занятиям. Для этого можно, например, рассказать сказку или вместе с малышом сочинить историю, главным героем которой будет выступать он сам.

Видео: Алалия (диспраксия). Логопедическое занятие

Игры для детей с нарушением речи

Проведение игр с ребенком с нарушенной речью, должно сопровождаться эмоциональными движениями, демонстрацией ярких картинок. Это позволит снять нагрузку, улучшит качество усвоения знаний, подтолкнет ребенка к речевой активности.

«Волшебные колокольчики». Воспитатель предлагает детям прислушаться к звукам, которые издают звенящие колокольчики. Когда они звенят тихо - дети садятся на стульчики, когда громко - бегают по классу.

«Умный мячик». Если воспитатель бросает красный мячик, то, поймав его, ребенок называет любое слово с твердым звуком. Если воспитатель бросает желтый мячик, малыш произносит слово с мягким звуком.

Чистоговорки. Детям предлагают повторять за преподавателем или самостоятельно придумывать стишки, например: «Са-са-са, где сидит оса?», «За-за-за, прибежит коза».

ВАЖНО: Эффект от любой логопедической игры будет тем выше, чем больше ребенок будет в нее вовлечен и заинтересован процессом.



Видео: Логопедические игры с детьми

Коррекция нарушений речи у детей

  • Если в 3-4 года малыш проговаривает не все звуки — это норма, а если нарушения речи присутствуют у пятилетнего ребенка — необходимо проконсультироваться у логопеда
  • Ни в коем случае нельзя закрывать глаза на проблемы с речью у детей. Сама собой ситуация может только усугубиться со временем. Своевременные индивидуальные занятия с ребенком логопеда-дефектолога помогут исправить имеющиеся дефекты речи
  • Родители должны проявить терпение, ведь успех зависит не только от квалификации специалиста и заинтересованности ребенка, но и от регулярности, частоты и продолжительности занятий

ВАЖНО: Нередко проблемы с речью у детей возникают по вине взрослых, которые умышленно или неосознанно коверкают слова при общении с ребенком.

Нарушения речи у детей, возникшие в результате травм, исправляют в стационаре или реабилитационной клинике.



Коррекция нарушений речи у детей проводится логопедом-дефектологом

Тяжелые нарушения речи

Наиболее тяжелые нарушения речи — алалия, афазия, заикание и различного типа дизартрии.

Возникают они вследствие воздействия неблагоприятных внутренних и внешних факторов.

Употребление алкоголя, курение беременной женщины, эндокринные заболевания будущей матери, токсикоз, несовместимость крови матери и плода приводят к нарушению развития и появлению речевой патологии.

Неблагоприятные условия, приводящие к тяжелым нарушениям детской речи:

  • заикание может появиться у ребенка, родственники которого имеют аналогичный дефект
  • недоразвитие происходит у хорошо слышащих детей, которых воспитывают глухие родители

Дети с тяжелым недоразвитием речи страдают от:

  • нарушений
  • неустойчивого
  • отклонений в проявлении


Тяжелые нарушения речи у детей могут возникать, если ребенка воспитывают глухонемые родители

Следование четким указаниям логопеда, соблюдение всех рекомендаций специалиста, регулярность занятий, и, конечно же, настойчивость и терпение родителей, – все это в совокупности приведет к необходимому результату в формировании правильной речи у ребенка.

Видео: Нарушение речи детей: рассказывает логопед детского сада-школы

Становление речи - один из ключевых показателей развития человека. Умение выразить желания и эмоции посредством крика вырабатывается с первых месяцев жизни. При нормальном развитии к 3-м годам ребенок способен формулировать простые фразы и предложения. Однако нарушения со стороны речевого аппарата встречаются более чем в 7% случаев среди детского населения. Успех коррекции патологии зависит от своевременности диагностики. Наиболее благоприятным для лечения считается нарушение речи у детей дошкольного возраста, когда вероятность достигнуть желаемого результата составляет 80-100%.

Периоды речевого развития ребенка

Способность разговаривать - отличительная черта человека, приобретенная в процессе эволюции. Функция речи определяется второй сигнальной системой коры головного мозга и принадлежит к когнитивным способностям.

Физиологической почвой реализации устной речи является комплекс образований в головном мозге, нервные волокна и исполнительные органы. Координация сокращений голосовых связок гортани, движений височно-нижнечелюстного сустава, губ, языка и щек определяют четкое произношение и интонационную окраску детской речи.

Первые попытки разговора у малышей появляются на первом году жизни. В возрасте 2-4 месяцев ребенок преимущественно кричит (период младенческих криков), чтобы его накормили или обратили внимание. Развитие речи у дошкольников происходит поэтапно:

  • Гуление - появление согласных звуков на фоне длительно звучащего гласного. Кроме того, в период с 4 до 6 месяцы, в речи ребенка появляются первые короткие восклицания, которые не несут четкой смысловой нагрузки.
  • На 7-м месяце развивается преимущественно пассивная речь: ребенок понимает значение слов, с которыми к нему обращаются.
  • 8-9-й месяц - период детского лепета. В этом возрасте появляются первые осмысленные короткие слова ребенка, образованные удвоением слогов «ма-ма», «па-па» и др.
  • До 2-х лет формируются первые простые предложения, к концу года - первые вопросы. В этот период дети пытаются активно удовлетворить потребность в общении.
  • От 2-х до 3-х лет - критический период в детском развитии, который сопровождается преимущественным увеличением пассивного словарного запаса (до 400 слов). Речь начинает обретать четкость и понятность для окружающих.
  • В дошкольном периоде (3-5 лет) ребенок посещает детский сад и другие коллективы, увеличивает активный словарный запас, учится грамотному оформлению речи.

Формирование речевых навыков в каждом ребенке происходит индивидуально, с учетом генетической предрасположенности и воспитания. Мальчики немного отстают в развитии от девочек (на 1-2 месяца). Однако наличие серьезных отклонений от этапов становления речи свидетельствует о формировании патологии, которая требует специального лечения.

Клинические варианты нарушений устной речи

Нормальное развитие речи зависит от физиологической состоятельности органов голосообразования и нервных центров. Кроме того, воспитательные моменты, атмосфера в семье и речь окружающих влияют на своевременное появление первых слов и фраз.

В таблице представлены виды речевых нарушений в зависимости от уровня и степени поражения аппарата.

Тип нарушения устрой речи

Клинические варианты

Фонетико-фонематические расстройства, вызванные нарушением голосообразования, темпа и ритма речи

  • Брадилалия (от «бради»- медленный) - уменьшение темпа речи, замедленном произношении фраз с сохраненной четкостью и грамотностью.
  • Тахилалия (от «тахи» - быстрый) - увеличение темпа речи. Характеризуется ускорением артикуляции без грамматических и лексических ошибок.
  • Заикание - темпоритмическая патология, при которой во время разговора появляются многократные повторы или паузы в словах. Возникает вследствие судорожного сокращения артикуляционного аппарата.
  • Дислалия - нарушение, которое характеризуется искаженным произношением или заменой отдельных звуков в словах при нормальном слухе и иннервации речевого аппарата ребенка.
  • Ринолалия (гнусавость) - расстройство, характеризующееся изменением тембра голоса вследствие органической патологии носовой составляющей речевого аппарата. Носовые пазухи играют роль усиления звука при произношении, поэтому при патологии носовой перегородки или синуситах - возникает хроническая ринолалия.
  • Дизартрия - нарушение артикуляции, вызванное повреждением иннервации голосовых связок, мышц гортани, глотки, языка, губ и щек

Структурно-семантические расстройства, вызванные эндогенными (внутренними) факторами развития речи

  • Алалия - врожденное отсутствие компонентов речи (лексического, фонематического и грамматического) вследствие повреждений структур головного мозга. Частой причиной является внутриутробная инфекция, травма или хроническая гипоксия (недостаточность кислорода) у плода.
  • Афазия - потеря речи вследствие очаговых повреждений центральной нервной системы после инфекции, травмы или опухолевого образования. Диагноз устанавливается после 3-х лет, когда патология возникает на фоне уже сформированной речи

Важно! Установление диагноза и варианта речевых нарушений у детей дошкольного возраста проводится во время профилактических осмотров педиатром и неврологом до момента попадания в коллектив сада и школы

Патологии письменной речи детей дошкольного возраста

Умение писать - одна из форм экспрессивной речи ребенка (фото: www.ourmind.ru)

Расстройство экспрессивной речи подразумевает не только устную, но и письменную составляющую. Различают следующие варианты нарушений:

  • Дислексия - нарушение восприятия (чтения). Нервный центр представлен в нижней части теменной доли одного из полушарий головного мозга. Патология характеризуется утрудненным узнаванием букв, слиянием в слоги и слова. Дети с нарушением не правильно воспроизводят звуковую форму слов, не понимают значения написанного.
  • Дисграфия - нарушение моторной составляющей (письма). Расстройство возникает вследствие поражения нижней части прецентральной извилины доминантного полушария. Во время написания слов дети пропускают буквы, искажают слова, структуру фраз и предложений.

Важно! Данные патологии возникают при сохраненной мышечной силе рук. Характерная особенность: такие дети умеют списывать

Тяжелые клинические варианты, для которых характерно полное отсутствие восприятия и воспроизведения письменной речи, соответственно - алексия и аграфия. Чаще всего речевые расстройства возникают одновременно с неврологической симптоматикой.

Психолого-педагогическая классификация речевых нарушений

Психолого-педагогическая классификация по Левиной рассматривает расстройства речи в структуре общего развития детского организма. В зависимости от степени поражения компонентов речи, различают:

  • Нарушения средств общения. Подразумевает нарушение формирования лексического, грамматического и фонематического компонента речи. Представлены фонетико-фонематическим нарушением (ФФН) и общим недоразвитием речи (ОНР).

Изолированное поражение фонетико-фонематического аппарата характеризуется нарушением звукопроизношения у дошкольников устной формы речи. Дети допускают ошибки (пропускают или меняют звуки) в произношении отдельных фонем или целых слов, тяжело обучаются письму и чтению

Общее недоразвитие речи у детей дошкольного возраста - диагноз, который устанавливается при поражении всех компонентов устной речи при сохраненном интеллектуальном развитии. По степени тяжести выраженных симптомов разделяют четыре уровня патологии. У дошкольника с ОНР не сформирован достаточный словарный запас, чтобы выражать мысли и эмоции, уровень развития речи соответствует возрасту лепета и псевдослов.

Кроме того, различают вариант темповой задержки речевого развития (ТЗРР), которая характеризуется замедленным формированием речевых навыков.

  • Расстройства применения средств общения подразумевают изолированное поражение произношения. Патологии данной группы включают заикание и не судорожные нарушения речи.

К последним относится речевой мутизм (активный и пассивный) - отсутствие речи вследствие психических нарушений.

Педагогическая характеристика расстройства речи используется для определения учебного заведения и выбора адекватной коррекции нарушений.

Совет врача. Дети с нормальным слухом и интеллектом и стойкими тяжелыми нарушениями речи (ТНР) получают образование в специализированных школах с адаптированными программами

Причины возникновения расстройств речи

Патологии неонатального периода - частая причина речевых нарушений (фото: www.mercyperinatal.com)

Нарушения речи возникают при повреждении структур речевого аппарата на любом из уровней. В зависимости от воздействующего фактора различают следующие причины речевых расстройств:

  • Внутриутробная инфекция, которая передалась от матери через плацентарный кровоток. Проникновение возбудителей кори, краснухи, токсоплазмоза и герпеса в организме плода характеризуется очаговым токсическим поражением структур головного мозга.
  • Применение фетотоксических (от «fetus» - плод) препаратов во время беременности, в том числе антибиотиков, проникающих через плацентарный барьер.
  • Острая или хроническая гипоксия плода, вызванная патологией матери (особенности образа жизни, вредные привычки, заболевания сердечно-сосудистой или дыхательной системы). Структуры нервной ткани чувствительны к изменению концентрации кислорода в крови, поэтому даже слабовыраженная или недлительная гипоксия ведет к нарушению развития отдельных центров.
  • Травма во время родов, связанная со сдавливанием головы или шеи плода. Механическое воздействие вызвано нескоординированными сокращениями мышц тазовой диафрагмы матери или грубым использованием акушерских щипцов.
  • Травматические повреждения. Черепно-мозговые травмы (ЧМТ) с последующим сдавливанием вещества головного мозга, кровоизлияниями. Травмы лицевого черепа (неба, носовой перегородки), которые препятствуют развитию нормальной артикуляции.
  • Перенесенные инфекционные заболевания: ветрянка, корь, тяжелые формы гриппа, внутренний отит и др. Патологии характеризуются непосредственным воздействием на структуры головного мозга или внутреннего уха (расстройство экспрессивной речи формируется вследствие сниженного слуха или глухоты).
  • Патологии дыхательной системы. Снижение функциональной емкости легких, тонуса и силы дыхательных мышц сопровождается нарушением движения воздушного потока через голосовую щель. Коррекция с помощью специальной гимнастики направлена на формирование речевого дыхания.

Кроме того, выделяют психолого-социальный компонент развития речи. Возникновению нарушений способствуют чрезмерные требования родителей, психологические травмы (стихийные катастрофы, смерть близких), сильный испуг, наличие патологии в окружении.

Методы диагностики речевых нарушений

Диагностика речевых нарушений у детей дошкольного возраста проводится с целью определения травмирующего фактора и выбора способа коррекции. Для постановки точного диагноза необходимо проведение следующих исследований и консультаций:

  • Детский невролог проводит подробный осмотр, оценивает выраженность сухожильных рефлексов, силу и тонус мышц, наличие общемозговых или очаговых симптомов поражения нервной системы у ребёнка. Верификация (подтверждение) диагноза проводится с помощью ультразвуковых или лучевых методов визуализации (магнитно-резонансной или компьютерной томографии).
  • Оториноларинголог (ЛОР-врач) проводит обследование с целью диагностики нарушений слуха, искривления носовой перегородки, патологий околоносовых пазух, глотки и гортани.
  • Детский психолог во время беседы (индивидуальной с ребенком, или вместе с родителями) определяет нарушения психоэмоционального состояния малыша и атмосферы в семье, уровень интеллектуального развития. Использование дополнительных методик (игр, рисунков и др.) выявляет причину психологического блока речи.

С целью исключения инфекционных заболеваний используются лабораторные исследования крови или спинномозговой жидкости.

Способы коррекции расстройств речи

Речевые нарушения необходимо диагностировать в раннем возрасте, поскольку эффективность лечения напрямую зависит от степени выраженности симптомов и формирования стойких патологических навыков (гнусавости, заикания и др.).

Коррекция нарушений проводится с помощью следующих методов:

  • Занятия с логопедом, которые направлены на постановку правильной артикуляции с помощью специальных упражнений для губ, языка, щек, и мышц неба.
  • Точечный или сегментарный массаж, проводится сертифицированным массажистом или логопедом. С помощью активации биологических точек на шее или верхней части спины расслабляются мышцы гортани, выравнивается дыхание.
  • Дыхательная гимнастика - комплекс упражнений, направленных на формирование правильного речевого дыхания у дошкольников. Особенностью наиболее применяемой методики по Стрельниковой является выполнение движения на вдохе, которые увеличивают функциональную емкость легких и повышают мышечный тонус.
  • Психотерапия с использованием нетрадиционных вариантов (ароматерапии, арт-терапии). При помощи игры с детьми врач или родители способствуют формированию доверительных отношений и отстраняют малыша от эмоционального давления.

Расстройство экспрессивной речи (письменной или устной) требует комплексного подхода к лечению. Необходимо придерживаться принципов систематичности и последовательности действий, чтобы способствовать нормальному развитию малыша.