Чем промышляли башкиры в старину. Промышленность, домашнее производство и промыслы башкир

Мавлютова З.А.

Жизнь и развитие народов России опирается на многовековой социально-исторический опыт и культурный потенциал. При этом этнокультурный облик каждого народа, сохраняя свои фундаментальные свойства, в то же время постоянно обогащается за счет творческого сотрудничества и обмена достижениями с другими народами. Это наглядно подтверждает история развития башкирского декоративно-прикладного искусства. В Волго-Уральском регионе издавна взаимодействовали финно-угорские, восточнославянские, тюркские этнические группы, сложилась уникальная социальная и конфессионально-культурная ситуация. Политические перемены в социально-экономической сфере с XVI в., когда регион вошел в состав России, обусловили ряд особенностей материальной и духовной культуры, исторической памяти и этнического самосознания народов.

Декоративное искусство каждого этноса тесно связано с его духовной культурой, так как оно участвует в формировании среды, в которой протекает жизнь народа. Народное искусство обогащает мировоззрение людей через наиболее масштабные представления, отражает модель мира, которая воплощается в определенных композициях и мотивах, сюжетах и формах. В настоящее время происходит интенсивное возрождение традиционных ремесел и видов декоративно-прикладного искусства – как в профессиональной сфере, так и непосредственно в повседневной бытовой практике людей.

Так, пути развития башкирского народного искусства и формирование его предметной среды зависели от природно-климатических условий и сложившейся историко-культурной обстановки. Природное окружение обусловило особые формы и принципы обустройства жилого пространства, костюма и предметов, необходимых в быту. Вместе с тем историческое развитие вносило коррективы в отдельные компоненты народного искусства. Под влиянием развития производства, изменений социальной структуры населения, условий жизни появлялись новые виды изделий и техники их исполнения, новые особенности в оформлении одежды и жилища.

Активные контакты между башкирским населением и соседними народами сказались на введении новых форм и элементов во всех областях традиционного искусства. С принятием ислама в народном искусстве появляются новые элементы религиозного характера, органично вписавшиеся в привычные структуры (молитвенные коврики, тюбетейки, чалмы, изречения из Корана в интерьере). Сравнительная редкость сюжетных мотивов в башкирском декоративно-прикладном искусстве также связана с влиянием ислама, запрещавшим изображать человека и живые существа.

Принципы формирования состава башкирской одежды и особенности функционирования соотносили ее с жилищем и предметами декоративно-прикладного искусства. Пространство жилища, предметы служили для нее фоном, на котором одежда выделялась за счет концентрации всех декоративных средств. Использование природных материалов, которые находились под рукой, помогало вписать костюм в определенную обстановку и сблизить остальными изделиями. Пространственное окружение формировало и всевозможные бытовые изделия. Например, наличие лесных массивов, устойчивые традиции хозяйственной деятельности обеспечили развитие деревообработки и применение для этого растущих на территории пород деревьев. Отсюда разнообразие деревянной посуды и утвари у башкир.

Традиционный башкирский дом – круглая решётчатая юрта, конструкция и убранство интерьера которой отвечали требованиям полукочевого уклада жизни. Юрта имела складную основу, состоящую из решёток и купола, которые скреплялись между собой кожаными ремешками и покрывались сверху войлоком белого цвета. Входной проем закрывался двустворчатой деревянной дверью. Под отверстием в куполе устраивалось место для очага.

Внутреннее пространство юрты разделялось занавесью – шаршау на две половины – мужскую, где находилось почётное гостевое место, и женскую. Каждая из них определённым образом декорировалась.

Шаршау ткались из льняной или из хлопчатобумажной пряжи. Узоры на них выполнялись цветной шерстью, гарусом, применялись также и хлопчатобумажные нитки. В центральной части в районе гостевого места размещались самые ценные в быту кочевников предметы – сундуки с имуществом и постельные принадлежности, кошмы и паласы, а также наиболее яркие предметы одежды. Сбоку, слева от входа, на женской половине находилась утварь и посуда, украшенная орнаментом. На мужской половине по стенам развешивались декорированные узором и серебряными накладками конская упряжь и вооружение – луки, колчаны, охотничьи сумки. Своим расположением они организовывали внутреннее пространство жилища, вместе с тем являясь средствами художественного оформления. Юрты перестали использовать в начале XX в., поэтому увидеть своеобразное убранство башкирского кочевого жилища сегодня можно лишь в местных музеях.

Декоративная отделка дома, украшение его резными наличниками, подзорами и фризами, оформление фасадных фронтонов получили широкое распространение лишь в XIX – начале XX в. в связи с переходом башкир к прочной оседлости. Мотивы и образы декора, приемы композиции и способы их исполнения складывались из нескольких источников. Важнейшими из них, явились устоявшиеся традиции народной орнаментики, посредством которой передавались уже давно сложившиеся декоративно-эстетические воззрения башкирского народа. Однако народное искусство взаимно обогащалось. Так у русских и татарских крестьян башкиры заимствовали многое из строительной техники, принципы застройки деревень и планировки усадьбы, способы украшения домов.

Многие резные украшения на башкирских домах повторяют узоры на наличниках, фризах, фронтонах русских крестьянских домов. В значительной мере это – результат заимствования или влияния. Однако необходимо подчеркнуть, что башкирские мастера – резчики перенимали не все узоры, а преимущественно те элементы декора, к восприятию которых были подготовлены внутренним развитием своей культуры. В башкирскую орнаментику органически включались в первую очередь те узоры, которые совпадали с тенденциями развития изобразительного творчества башкирского народа.

В частности, художественное оформление наличников у башкир в значительной мере опиралось, особенно в более отдаленном прошлом, на традиционную народную орнаментику и на сложившуюся технику нанесения узора на деревянные предметы. Узор, нанесенной краской, часто повторял орнамент, распространенный на предметах вышивки, тканья, аппликации.

По всей восточной Башкирии и в Зауралье встречаются наличники, выполненные старинной врезной техникой. С этой техникой связан обычно один узор — полукруг с отходящими веером лучами, изображающий восходящее солнце. Иногда в центре надоконной доски помещается полный солнечный круг в окружении розеток меньшего размера, свободно разбросанных на всей площади доски. Основную декоративную нагрузку нес широкий верх наличника, на котором сосредоточивался весь «космогонический» орнамент. Солярные узоры, исполненные трехгранно — или лунчато-выемчатой техникой, применялись и в оформлении башкирских ворот.

Солярный орнамент – одна из широко распространенных тем в искусстве многих народов. Им декорировались наличники или деревянные предметы быта у удмуртов, коми, обских угров, народов Алтая. Наличники хорошо известны в средней полосе России и часто украшают дома русского населения Южного Урала. Этот узор с глубокой древности бытует и в башкирском искусстве, украшая главным образом традиционные предметы домашней утвари. Наличники с солярным узором башкиры часто раскрашивали, причем в раскраске, как и деревянной утвари, преобладал зеленый цвет.

size-medium wp-image-1959" src="http://futureruss.ru/wp-content/uploads/2014/12/htmlimage-300x224.jpg" alt="«Башкирочки», разделочная доска (дерево, роспись, лак), 2002 г., г.Уфа

Основной областью производства художественной посуды являлись горно–лесные районы Урала. Здесь, на стыке массивов березовых и липовых лесов – главного сырья для выделки посуды – было создано большинство сохранившихся в собраниях музеев Башкортостана тонкостенных ковшей и нарядных тэпэнов, удивляющих наших современников сложностью рисунка и тщательностью выделки.

Излюбленной темой башкирских резчиков стало изображение птичьей головки, в одних случаях напоминающее тетерева или глухаря, утку. Возможно, некогда существовал обряд поклонения птице. Женщины летом собирались у реки, пили чай, пели песни, плясали. Зооморфные изображения наиболее отчетливо просматриваются в изделиях башкирских мастеров в районе верхнего течения р. Белой. Для ковшей этих мест свойственна полушаровидная форма, конец ручки глядит как хохолок на голове сказочной птицы.

У южно-башкирских мастеров ковши украшены прямолинейным или зигзагообразным бордюром. В Оренбургском областном музее сохранились ковши и кумысная чаша, украшенная с двух сторон витыми ручками, соединенными деревянной цепью. Стиль резьбы говорит о том, что она вышла из тех же мастерских, что и ковши. Чаши для меда резьбой украшались редко, если же орнамент применялся, он был неброским и состоял из узкой полосы неглубоко врезанных треугольников или расположенных один над другим уголков.

Особое место среди деревянных изделий, выпущенных на западном Урале, занимают цепи, насчитывающие до 100 звеньев, украшенные кольцом с вписанной фигурой бегущего зверя. В одних случаях зверь напоминает куницу или лису, в других – волка, медведя. Фигурки зверей переданы четко, с большим мастерством подчеркнута динамика их движения.

Деревянные изделия, выполненные в традиционной технике несомненно составили особый пласт духовной культуры и прикладного искусства башкирского народа.

В этой связи важным событием в освоении народных традиций и использовании их при изготовлении художественных изделий и сувениров явилось основание в 1963 г. производственного объединения «Агидель».

В ее состав вошли разрозненные предприятия художественной промышленности: ковроткацкая фабрика, вышивальный и вязальные цеха в г. Уфе, Бирская фабрика деревянных сувениров и игрушек. Художники экспериментальной мастерской «Агидель» в своем творчестве по-прежнему опираются на традиции башкирского декоративно-прикладного искусства и искусства других народов России. Они используют народный орнамент, традиционную форму изделий, характерные цветовые сочетания.

К своему творческому взлету «Агидель» пришла через годы поисков больших и малых находок. Эти годы можно назвать своеобразным прологом в истории «Агидель».

В 1974 – 1975 гг. развернулась огромная перестройка производства, творческий энтузиазм приверженцев возрождения этнокультурного направления в декоративно-прикладном искусстве развивался на фоне далеко не лестных разговоров его противников на разных уровнях. Но на выставке в Москве «Агидель-76» Башкирское художественное объединение обрело свой почерк и официальное признание.

В 1974-1977 гг. в объединении «Агидель» были созданы новые отрасли росписи по дереву. Из известной ещё в XVII в. хохломской росписи позаимствовали только технологию самой росписи. Хохломская роспись, как известно, отличается характерным сочетанием золотого цвета с черным, красным, зеленым, иногда коричневым и оранжевым. Изображения растений и ягод, плодов, птиц и рыб образуют прихотливый узорный орнамент. Все это присуще подлинно народному пониманию красоты и восходит своими корнями к богатой художественной культуре Древней Руси.

Башкирские мастера, опираясь на уже разработанные технологические приемы, сами разработали формы изделий и их декоративной строй, колорит, композицию, орнамент. Достаточно разнообразен и ассортимент изделий – это различные комплекты посуды для кумыса, меда, бишбармака, катыка, а также множество отдельных предметов: ложки, бокалы, блюда утилитарно-декоративного назначения.

Прикладное искусство, оставаясь сферой проявления яркой индивидуальности художника, превращается в коллективное творчество. Это выразилось в возрождении многочисленных художественных промыслов, которые передают красоту и гармонию народного искусства через утилитарные предметы и сувениры.

Развитие башкирского декоративно-прикладного искусства в настоящее время осуществляется разными, но к сожалению сложными путями. В сельских условиях продолжает совершенствоваться индивидуальное творчество местных мастериц. На базе народных традиций развиваются художественные промыслы. Национальное искусство получает отражение в творчестве башкирских архитекторов и художников. Каждое из этих направлений имеет собственную историю и трудное развитие.

Так, в современных условиях не находят место трудоемкие производства. Утрачены навыки тиснения по коже и художественная обработке металла, необходимые прежде в изготовлении конской сбруи и вооружения, забыты выделка узорных подседельников и кошм, плетение разноцветной тесьмы для юрт. Редко встречаются резные и раскрашенные подставки для сундука и постельных принадлежностей. Давно не ткут больших занавесей – шаршау, не изготовляют бранных холстов на одежду. В то же время продолжают развиваться вышивка (тамбурная и гладевая), паласное ковроделие, узорная вязка, браное ткачество.

В последнее время в башкирском творчестве, основываясь на технологии Федоскинской миниатюрной живописи, разработана самобытная лаковая миниатюрная живопись. Внедрение этой отрасли в Башкирии оправдано тем, что культура изобразительного искусства, своя школа станковой живописи уже сложились. Сочетание ее лучших черт с традициями декоративного искусства дало интересный художественный результат.

Итак, важнейшая задача современных художников прикладников – не только изучать и бережно хранить фольклорные элементы в искусстве, но и развивать его дальше. Можно просто повторять народные традиции в узорах и формах, а можно создать совершенно новые. Традиции прикладного искусства башкир, зародившиеся много веков назад, бережно хранят художники – мастера, работающие сегодня в ГУП «Агидель». Их изделия сочетают в себе красоту и функциональность, неповторимой колорит фольклора и применимость в быту.

Работая в условиях рыночной экономики, коллективу потребовалось произвести масштабные изменения и мобилизовать силы на дальнейшее развитие всех видов многоотраслевой деятельности предприятия, для чего проведено реформирование с сохранением всех направлений производственной деятельности, основными видами которого являются производство изделий с вышивкой столового и постельного белья, предметов домашнего убранства, а также группа одежды; производство токарных изделий с росписью в национальной орнаментальной традиции; изделия из папье-маше и токарные изделия с лаковой миниатюрной живописью; ручная роспись по ткани, горячий и холодный батик; резьба по дереву (объемная и плоскостная); национальные музыкальные инструменты: саз, думбра, кыл-кубыз, курай. Особым промыслом остается изготовление башкирских юрт – деревянных конструкций – каркасов, интерьер которых по желанию заказчика оформляется традиционными предметами домашнего убранства, выпускающимися на предприятии.

Предприятие принимает участие на выставках, проводимых в республике и за её пределами (Алма–Ата, Москва, Лондон, Измир (Турецкая Республика) и др.). На ярмарке народных художественных промыслов России «Ладья–2006» «Агидель» удостоено Диплома за сохранение национальных традиций. Образцы изделий хранятся в музее предприятия, соседствуя с произведениями старых башкирских мастеров, привезенных художниками из этнографических экспедиций. Экспонаты музея повествуют об истории и путях развития ГУП БХП «Агидель».

Художникам и мастерам при неустанном трудолюбии и профессиональном мастерстве удалось сохранить дух предков и национальные традиции башкирского декоративно-прикладного искусства.

Литература

1. Власов И.В. Русские: народная культура (история и современность). Т.5. Духовная культура. Народные знания. М., 2002. С.376.

2. Соловьева Н.М. Русский сувенир. Пасхальные яйца. М., 1997. С.7.

3. Бикбулатов Н.В. Башкирский аул. Уфа. 1969. С.69.

Ископаемые богатства Башкирии, особенно цветные металлы, железо и строительные материалы, издавна находили широкое применение в хозяйстве местного населения. Башкиры знали немало рудных мест; им были знакомы примитивные способы обработки металлов.Сохранились сведения о том, что в первой четверти XVIII в. башкиры Ногайской дороги выплавляли чугун и железо; башкиры, живущие по р. Ай, вели разработки серебряной руды, из которой изготовляли украшения для конской упряжи. Илецкое соляное месторождение было открыто башкирами еще до присоединения к Русскому государству. В ряде районов Южного Урала население занималось поисками золотых россыпей. Однако эксплуатация природных богатств имела весьма небольшие масштабы и едва выходила за рамки домашних промыслов.

Более интенсивная разработка полезных ископаемых на Южном Урале началась в середине XVIII в. В 40-е годы XVIII в. русскими предпринимателями был построен Воскресенский (Табынский) завод - первое промышленное предприятие на территории Башкирии. Вслед за Воскресенским появились Преображенский, Верхоторский, Архангельский, Верхний и Нижний Авзяно-Петровские, Белорецкий, Тирлянский, Зи- газинский и другие заводы. Работали на них главным образом русские крестьяне, вывезенные заводовладельцами из центральных губерний России. Вместе с тем в развитии горнорудной промышленности немалую роль играло и башкирское население. Целые башкирские аулы северных предуральских районов были вовлечены в изыскательские и рудные работы. Из среды башкир выделилась своего рода промысловая группа рудознатцев, услугами которых пользовались предприниматели и заводо- владельцы. Разработка некоторых рудных залежей находилась целиком в руках башкир. Добытую руду они продавали на ближние заводы. Например, башкиры Тайнинской волости сосредоточили в своих руках поставку медной руды на соседний Полевской завод. История сохранила имя башкирского владельца рудников Измаила Тасимова, который приобрел известность своим ходатайством в 1771 г. перед Сенатом об открытии на Южном Урале школы для подготовки специалистов горного дела. В промысловую жизнь края в меньшей мере было втянуто полукочевое скотоводческое население юга и востока, но и в этих районах по мере упадка кочевого скотоводства и разорения основной массы населения начали развиваться отхожие промыслы, связанные с различными подсобными заводскими работами.

Реформы 1860-х годов, расчистившие дорогу капитализму, способствовали более интенсивному промышленному развитию Башкирии. Расширение горно-металлургического производства, нуждавшегося в древесном топливе, привело к появлению лесной промышленности. Уже с конца XIX в. количество заготовляемого леса позволяло не только обеспечить нужды местных заводов, но и вывозить его далеко за пределы Урала.

Быстрыми темпами начала развиваться фабрично-заводская промышленность, связанная с переработкой сельскохозяйственного сырья. Повсеместно возникали небольшие мукомольные, винокуренные, водочные, кожевенные, салотопенные и другие заводы.

Развитие промышленности сопровождалось формированием рабочего класса. Его основу составили освобожденные от крепостной зависимости раньше приписанные к заводам русские крестьяне. Постепенно в промышленное производство были вовлечены десятки тысяч разорившихся крестьян из соседних деревень и среди них немало башкир. Башкиры чаще всего работали в лесной промышленности, на рудниках и золотых приисках, в гораздо меньшей степени в металлургической промышленности и на небольших предприятиях по переработке сельскохозяйственного сырья. На заводах башкир использовали главным образом на различных не требующих квалификации подсобных работах: углежжении, подвозке руды, дров и т. д.

Однако вовлечение башкирского населения в промышленное производство сдерживалось длительным сохранением на большой территории полукочевого быта, а главное - остатков феодально-патриархальных отношений. Даже в начале XX в. на постоянных работах в промышленности было занято всего 13,5 тыс. башкир. Правда, ежегодно под давлением нужды и голода башкиры нанимались на сезонные работы: заготовку и сплав леса, подвозку руды, добычу золота. Только лесозаводчики Пименовы и Щетинины набирали из башкирских деревень по берегам Ика и Суры до 5-6 тыс. рабочих.

Положение рабочих на заводах и фабриках Башкирии было чрезвычайно тяжелым. Рабочие южноуральских предприятий зарабатывали в два-три раза меньше, чем рабочие металлургических заводов юга России. Заработанных денег едва хватало на уплату штрафов и покрытие, долгов лавочникам. Заводские и особенно рудничные рабочие вместе с семьями жили в старых землянках или тесовых бараках-казармах; только при некоторых заводах имелись небольшие поселки деревенского типа. В еще худшем положении находились рабочие-башкиры, которые подвергались не только капиталистической эксплуатации," но и национальному гнету. Неграмотность, незнание русского языка, во многих случаях временный характер работы позволяли предпринимателям жестоко эксплуатировать рабочих-башкир. На сплаве леса башкиры должны были, стоя в воде, работать по 14 часов в сутки. Жилищ на летних лесозаготовках не было. Люди гибли от изнурения и голода, но оставить работу не могли, так как обязаны были отработать полученный весной от предпринимателя задаток. На заводах рабочий день башкир длился 16- 17 часов. «Башкирец,-читаем в одном из донесений оренбургскому генерал- губернатору,- делается в руках заводской администрации крепостным человеком, из которого она старается извлечь сколько можно выгоды, не заботясь о том, вынесут ли его физические силы налагаемые на него труды или нет». Тяжелые условия труда, жестокая эксплуатация обусловили крепкую солидарность башкир с русскими рабочими, которая неоднократно проявлялась во многих совместных выступлениях против произвола заводчиков и фабрикантов.

Промышленное развитие Башкирии в конце XIX - начале XX в. г его масштабы и направление определялись, с одной стороны, низким уровнем развития капитализма в России, с другой - своеобразным положением Урала как внутренней колонии царизма. Существование на Южном Урале горных заводов и рудников, возникновение лесной, легкой и пищевой промышленности не превратило Башкирию в развитый промышленный район России: удельный вес промышленности в общей продукции хозяйства Башкирии перед революцией составлял всего 13%.

С победой Октябрьской социалистической революции открылись широкие перспективы для наиболее рационального использования природных богатств Башкирии. Все заводы, фабрики, рудники перешли в руки трудящихся. Отныне свободный рабочий стал не только творцом, но и хозяином материальных ценностей. Однако молодой Башкирской республике в наследство от прошлого досталось хозяйство, разрушенное войной. На Южном Урале, ставшем ареной борьбы с контрреволюционными бандами Дутова, Колчака и местных националистов, были остановлены почти все фабрики и заводы, затоплены рудники и шахты, а уцелевшее оборудование вывезено белогвардейцами при отступлении. Промышленность республики фактически пришлось создавать заново. Довоенный уровень промышленного развития в Башкирии был достигнут в 1928 г.

Коммунистическая партия и Советское правительство, русский народ оказали Башкирской АССР огромную помощь в деле индустриализации. Только за десятилетие, начиная с 1929 г., в хозяйство республики из общесоюзного бюджета поступило около 2 млрд. руб., большая часть которых была использована в промышленности и транспорте. Строительство многих крупных промышленных предприятий, в частности Уфимского крекинг-завода, было объявлено народными стройками общесоюзного значения. Крупные заводы страны снабжали их необходимым оборудованием и машинами, присылали своих инженеров и техников; из Москвы, Ленинграда и других городов прибывали в Башкирию квалифицированные рабочие. В то же время многие башкиры проходили обучение на предприятиях центральных городов. .Благодаря помощи всего советского народа Башкирия уже в предвоенные годы превратилась в развитую индустриальную республику.

Современная Башкирия принадлежит к числу крупных промышленных районов страны. Индустриальный облик республики определяет нефтехимическая промышленность. В послевоенный период здесь были открыты десятки новых нефтяных месторождений, среди которых такие крупные, как Шкаповское, Белебеевское, Арланское, Сергеевское. По добыче нефти Башкирия далеко опередила нефтяной Азербайджан и стала центром «Второго Баку». Республика занимает первое место в Советском Союзе по переработке нефти. Большое количество химической продукции дают крупные Ново-Уфимский и Ново-Ишимбайский нефтеперерабатывающие заводы, Стерлитамакский содово-цементный комбинат. В общем плане борьбы за «большую химию», принятом майским Пленумом ЦК КПСС 1958 г., Башкирии отведено одно из первых мест. Уже в 1962 г. в республике было закончено строительство первой очереди гиганта нефтехимии - Стерлитамакского завода синтетического каучука, завершается постройка Уфимского завода синтетического спирта, пущен ряд производств на Салаватском нефтехимическом комбинате.

Определились промышленные отраслевые центры республики. На востоке (Белорецк, Тилян) развивается черная металлургия. Центром угольной промышленности является юг. Нефтеперерабатывающая промышленность охватывает центральные, западные и северо-западные районы. Лесная промышленность сосредоточена в основном в северных и восточных районах - по берегам Уфы и Белой. Основные машиностроительные и химические предприятия находятся в городах центральной полосы: Уфе, Стерлитамаке, Ишимбае, Салавате, Благовещенске. Продукция предприятий Башкирии поступает почти во все экономические районы Советского Союза и во многие зарубежные страны. К 1962 г. валовая продукция крупной индустрии по сравнению с 1913 г. выросла в 214 раз.

Грандиозным достижениям в области промышленности способствует широкое использование местных энергетических ресурсов. Большое количество энергии дают работающие на газовом топливе теплоэлектростанции; в 1960 г. закончено строительство Павловской ГЭС на р. Уфе - одной из крупнейших электростанций Урала. В настоящее время в Башкирии вырабатывается электроэнергии в два раза больше, чем в 1913 г. во всей царской России.

Развитие мощной индустрии сопровождается ростом местных рабочих кадров. Уже к 1958 г. на предприятиях было занято более 800 тыс. рабочих и служащих, из них почти 30 % - представители коренной национальности. Приток башкирского населения в промышленность особенно усилился в последнее десятилетие. Соответственно быстро растет удельный вес башкирского населения в городах и рабочих поселках республики. Башкиры работают на самых важных участках народного хозяйства: в цехах заво дов, на нефтепромыслах, в шахтах, строительных бригадах и т. д. Многш из них возглавляют отдельные производственные участки, цехи и лабо ратории. Большим достижением является формирование национально! технической интеллигенции. На заводах, фабриках и стройках работаем много инженеров и техников-башкир, подготовленных высшими и сред ними учебными заведениями страны.

За годы Советской власти резко изменились условия труда на промыш ленных предприятиях. Регламентированный семи-, а на вредных про изводствах шести- и пятичасовой рабочий день, широкое использованш техники, введение комплексной автоматизации и диспетчеризации, строго< соблюдение санитарно-гигиенических условий намного повысили культу ру производства, значительно облегчили труд. Автоматизация основные процессов на многих нефтяных промыслах позволила при сохранении кру глосуточного производства организовать основные работы в дневное время

На предприятиях Башкирии растет движение рационализаторов борцов за технический прогресс. Многие рабочие регулярно изучаю! техническую литературу, учатся в школах передовых методов труда на заочных и вечерних отделениях техникумов и институтов. В послед ние годы среди рабочих развернулась борьба за звание ударников i коллективов коммунистического труда. В эту борьбу включилось боле 3 тыс. рабочих бригад республики, сотни из них уже удостоились этогс почетного звания; движение быстро растет, захватывает целые предприя тия и даже города.

Коренным образом изменился быт рабочих. Рабочие со своими семья ми живут в светлых, благоустроенных квартирах. Несемейные поселя ются в заводских общежитиях, в просторных комнатах на два - четыре человека. Большую помощь рабочим семьям оказывают предприятие бытового обслуживания, столовые, заводские ясли, детские сады. При за водах и фабриках имеются клубы, библиотеки. В свободное от рабсть время трудящиеся учатся в различных учебных заведениях, посещаю] народные университеты культуры, кружки текущей политики, творческие кружки, спортивные секции.

Домашнее производство и промыслы

Большинство башкирских промыслов до революции не выходило за рамки домашнего производства. Ткачеством, вязанием, шитьем обуви и одежды, обработкой шкур, выделкой кож, шерсти. изготовлением кожаной (в степных южных районах) или деревянной (в лесной местности) посуды занимались чуть ли не в каждом башкирском хозяйстве. Одежду и обувь шили только женщины. Выработка кожаной и деревянной посуды была делом мужчин.

В башкирском скотоводческом хозяйстве большое место занимала обработка животноводческих продуктов. С переходом к земледелию эти промыслы постепенно утратили свое прежнее значение. Шкуры башкиры обрабатывали так же, как и многие другие скотоводческие народы: очищали от остатков мяса и в растянутом виде просушивали на солнце, затем натирали свежим сыром (йэш король) и несколько дней квасили. Овчины для шитья верхней одежды в течение двух недель коптились в особых землянках из двух помещений, соединенных дымоходами; в одном помещении (сокор) тлели куски гнилого дерева, в другом (ыдтык) были раз вешаны шкуры. Подобным образом обрабатывали и кожи. Дубления башкиры не применяли. Кожи для изготовления посуды сшивали, наполняли золой и высушивали. После того как сосуды приобретали определенную форму, их коптили. Дымом обрабатывали и кожу, из которой делали обувь и ремни.

Овечья шерсть шла на изготовление тканых орнаментированных ковров (балад), сукна, вязаных изделий, войлока для обуви, чулок и головных уборов, войлочных кошем (кейе$). Валяли войлок вручную, закладывая шерсть между двумя циновками. В южных районах циновки обвязывали вокруг вала, в который впрягали лошадь, и катали по земле до тех пор, пока войлок не сваливался.

Для тканья использовали шерсть, а также нити, полученные из растительных волокон: крапивы, дикой конопли, позже - из культурной конопли и льна-долгунца. На станках с двумя и более ремизками, которые передвигались с помощью подножек, ткали сукно и ковры, простой и узорный холст. Из домотканого холста и пестряди шили одежду, делали полотенца, занавеси, скатерти и салфетки.

Большое место в башкирском бьтту занимали деревянные изделия, особенно посуда. Гончарное дело башкирам не было известно. Из березового нароста и кап-корня выдалбливали ковши, миски, ложки, черпаки и т. д. Делали посуду и со вставным дном: различных размеров сосуды для хранения продуктов, кадки и ведра.

Башкиры издавна были знакомы с обработкой металлов. Изделия башкирских кузнецов, оружейников находили распространение среди населения окрестных деревень. Башкирские кузнецы занимались не только ковкой металла, но и тонкими ювелирными работами. Сохранились отдельные предметы бытового обихода, металлические части конской упряжи, оружие, искусно украшенные чеканкой, гравировкой и чернением. Но с XVI в., когда царское правительство, напуганное народным движением на Южном Храле, запретило башкирам иметь кузницы, ювелирное ремесло начало исчезать, и в XIX в. редкие башкирские ювелиры занимались лишь изготовлением несложных женских украшений из серебра и монет.

В XIX в. под влиянием начавшегося в крае промышленного развития получили распространение промыслы, связанные с обработкой дерева: углежжение, гонка дегтя, смолокурение, изготовление ободьев, дуг, саней, телег, колес, плетение циновок. Со второй половины XIX в., когда скотоводство в хозяйстве башкир утратило прежнюю роль, лесной промысел стал основным занятием башкирского населения во многих деревнях горных районов.

Проникновение в башкирскую деревню товарно-денежных отношений привело к развитию в отдельных районах довольно узкой специализации кустарей. Так, в дер. Токиево Уфимского уезда 103 двора занимались исключительно бондарным делом, сбывая продукцию приезжим скупщикам. Центрами производства деревянной посуды стали восточная часть Стерлитамакского уезда и Бирский уезд Уфимской губ. Эта продукция находила сбыт на местных ярмарках, через скупщиков поступала на центральные российские рынки. В начале XX в. появились кустари- башкиры, занятые плотничьим ремеслом. Заготовка строительного леса, срубов для постройки домов и продажа их в безлесные районы Башкирии стали чуть ли не единственным средством существования многих башкирских семей по берегам р. Инзер и в верховьях Белой.

В советское время фабричная продукция - одежда, обувь, ткани, хозяйственная утварь, мебель - постепенно вытеснила изделия домашних и кустарных промыслов. Теперь трудно встретить в башкирских деревнях мастеров по обработке кожи, резчиков по дереву, ювелиров. Несмотря на то, что многие башкирские женщины умеют шить одежду, предпочтение отдается фабричным изделиям. В то же время прочное место в башкирском народном быту продолжают занимать предметы художественного ткачества. На севере республики ткут декоративные полотенца, скатерти, занавески; на западе и юге - преимущественно ковры, на юго-востоке - шали. В Уфе работает Художественный комбинат, выпускающий ворсовые и безворсовые ковры, панно, дорожки. Художники и мастерицы комбината широко используют в своем творчестве башкирский народный орнамент. Народные мотивы находят отражение и в продукции Уфимской фабрики строчевышитых изделий. На юге Башкирии, в Зианчуринском районе, создана мастерская, где народные вязальщицы и ткачихи заняты изготовлением пуховых и шерстяных шалей.

По-прежнему широко развито вязание. Из козьего пуха и овечьей шерсти вяжут носки, варежки, платки, шарфы. Дальнейшее развитие получили промыслы, связанные с обработкой дерева. В горно-лесных районах работает немало мастерских по выделке ободьев, колес, саней, телег. Столяры и плотники объединены в колхозные строительные бригады. В Бирске создана фабрика башкирских сувениров, выпускающая деревянные (из березового капа) резные и раскрашенные банки для меда, шкатулки, табакерки, женские украшения и т. д.

Включающий в себя разные области творческой деятельности, направленной на изготовление художественных изделий бытового, ритуально-обрядового назначения -одежда, обувь, домашняя утварь, мебель, ткани, орудия труда и др.

Виды декоративно-прикладного искусства различаются по используемому материалу (дерево, керамика, кости, кожа, металл, текстиль), технике изготовления (чеканка, выжигание, вышивка, резьба, роспись, литьё).

Предметы декоративно-прикладного искусства связаны с духовной и материальной культурой башкир, их укладом жизни, обыаями, традициями, окружающей природой. Декоративно-прикладное искусство разделяется на традиционное народное творчество, включающее промыслы, ремесла и профессиональное искусство мастеров. До 20 века у башкир бытовало в основном традиционное народное творчество.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    Декоративно-прикладное искусство

    БГПУ ФЭО специальность "Изобразительное искусство, черчение и народные художественные промыслы""

    Азия - Благословенный Край: Юрта

    Субтитры

История

Истоки башкирского декоративно-прикладного искусства связаны с древними традициями кочевой культуры тюркских народов, образом их жизни, при котором были созданы бытовые предметы, такие как: утварь, одежда, обувь, убранство коня и снаряжение всадника, предметы религиозно-культового назначения и др. Потребности башкир воплотились в появлении декоративно-прикладного искусства, связанного с ткачеством, вышивками, обработкой дерева, металла, в оформлении одежды башкир, украшении жилища.

Предметы декоративно-прикладное искусство башкир выставлялись на художественных выставках, прошедших в 1997, 2002, 2008 годах в Республике Башкортостан, они экспонируются в художественных галереях республики, Национальном музее Республики Башкортостан , Художественном музее им. М. В. Нестерова, Салаватском историко-краеведческом музее и др.

В ХХI веке художественным оформлением изделий из войлока занимались А. А. Байрамгулова, Г. Т. Мухамедьярова и др. При этом используется иглопробивная техника, заимствованная из производства нетканого гобелена.

Большое внимание уделяется художественному оформлению, конструированию и моделированию одежды. в этом направени работают мастера А. Д. Кирдякин (кожаные изделия, шали) , В. М. Шибаева (лоскутное шитьё) , Э. Б. Ефимовская (многослойность) и др.

В 80-х годах в Башкортостане возник интерес к изготовлению художественных кукол. Куклы делают из глины, фаянса, с нарядными костюмами. Созданием кукол занимаются мастера: Байбурин Н. Г. (куклы "Маянхылыу", "Хужа", "Хужабика"), Сахно З. А. ("Клоун"), Кузнецова В. Г. и др.

Литература

  • Янбухтина А. Г. Народные традиции в убранстве башкирского дома. Уфа, 1993;
  • Янбухтина А. Г. Декоративное искусство Башкортостана. ХХ век: от тамги до авангарда. Уфа, 2006;
  • Профессиональное декоративно-прикладное искусство Башкортостана: кат. 1 3 респ. выст. Уфа, 1997–2008.
  • Молчаева А. В. Народное декоративно-прикладное искусство Башкортостана - Уфа: Башкирское издательство «Китап», 1995.
  • Родной Башкортостан: учебник для 6 класса / Азнагулов Р.Г., Аминева Ф.Х., Галлямов А.А. - 2-е изд. - Уфа: Китап, 2008.
  • Хисаметдинов Ф. Г. История и культура Башкортостана: Учеб. Пособие для учащихся средних специальных учеб. зав. - 2-е изд. - доп. - Уфа: Галем 2003 - 350 с.
  • Шитова С. Н. Народное искусство: войлоки, ковры и ткани у южных башкир (Этнографические очерки). - Уфа: Китап, 2006.
  • Декоративно-прикладное искусство башкир/ Авт.-сост.: К.Р. Игбаев, Р.А. Хафизова, А.Р. Хуснуллин. Уфа: РИАЗ, Информреклама, 2003.
  • Кузбеков Ф. Т. История культуры башкир / Ф. Т. Кузбеков. – Уфа: Китап, 1997.
  • Хисматуллина Н. Х. Орнаментально - колористическая основа башкирского народного искусства / Н. Х. Хисматуллина. Уфа, 2000.
  • Магадеев Д. Д. Урал и Башкортостан с древнейших времен до конца 1917 года / Д. Д. Магадаев. Уфа, 2000.
  • Омский научный вестник №2. 2012. Салаватова Г. А. Ст. Изучение народного декоративно-прикладного искусства башкирского народа.
  • Бикбулатов Н. В. , Фархутдинова Г. Г. Орнамент башкирский.// Башкортостан: краткая энциклопедия. - Уфа: Башкирская энциклопедия, 1996. - С. 451-452. - 672 с. - ISBN 5-88185-001-7 .

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Летом я гостил у родственников в Башкирии, в деревне Новая Маскара Белокатайского района. Деревенский образ жизни- это общение с природой. Мне было интересно наблюдать за домашними животными, за их кормлением. Но в особенности меня заинтересовало пчеловодство. Я стал расспрашивать о пчелах у дяди, и узнал много полезного и интересного. Но когда я услышал, что бывают дикие пчелы, решил изучить этот вопрос более подробно.

Актуальность исследования заключается в том, что, употребляя мёд, очень большое количество людей даже не задумываются о том, насколько уникален мёд диких пчел как натуральный природный продукт, и какую важную роль он играет в жизни человека.

Тема моего исследования: Мед диких пчёл. Бортничество - старинный народный промысел Башкортостана.

Наука говорит: только в результате появления насекомых, выделившихся потом в группу пчелиных, возникли все цветковые растения на нашей планете. Как не изучать после этого маленьких тружениц, их жизнь, связи с растениями?

В нашем веке всё актуальнее становится тема об использовании природных натуральных источников, одними из которых являются продукты пчеловодства. Многие люди повышают свой иммунитет и лечатся медом или другими продуктами, производимыми пчёлами. Понятно, что в основном используются продукты домашнего или пасечного пчеловодства.

А мне захотелось больше узнать о диких пчелах, о бортничестве, потому что бортевой мёд является одним из натуральных, естественных продуктов.

Объект исследования: старинный народный промысел-бортничество.

Предмет исследования: продукт производства диких пчёл - мёд.Цель: изучить уникальность мёда диких пчёл как натурального продукта.

Задачи:1.Познакомиться с уникальным промыслом башкирского народа - бортничеством, изучить историю его возникновения, как одного из видов деятельности башкирского народа.

2.Доказать важность сохранения бортничества в наши дни. 3.Изучить и проанализировать уникальные свойства «дикого меда».4. Узнать, чем мёд диких пчёл отличается от рамочного мёда. (Показать уникальность бортевого меда через сравнение с пасечным).

6. Провести статистическое исследование на предмет осведомлённости младших школьников о диких пчёлах и бортничестве.

Гипотеза: Мёд диких пчёл более ценен по качественным показателям, чем мёд из рамочных ульев и обладает уникальными целебными свойствами.

При проведении исследования я воспользовался услугами б иблиотеки, пчеловодческой площадки, кабинетом химии МОУ СОШ № 10, домашней кухней, Интернетом.

Глава I.

История происхождения бортничества

Чтобы ответить на поставленные вопросы, мы изучили научно-популярную литературу, из которой узнали об истории возникновения бортничества, о жизни диких пчел. Некоторый материал мы взяли из Интернета. Мы встретились с людьми, которые занимаются бортничеством, взяли у них интервью. Провели анкетирование среди учащихся, чтобы выяснить степень осведомлённости обучающихся о бортничестве, о диких пчёлах, как о насекомых, и какое количество обучающихся употребляют мёд рамочных пчёл и пробовали ли когда - нибудь мёд диких пчёл.

Использованы методы: опрос; анкетирование; интервью; изучение литературы; составление презентации и наглядности; наблюдение; работа с Интернет-ресурсами; проведение исследований; анализ работы.

Этапы работы:

1. Сбор информационного материала.

    Анкетирование среди одноклассников, встреча с людьми, занимающимися бортничеством.

    Дегустация мёда диких пчел.

    Изучение свойства мёда диких пчел из литературных источников и бесед с пчеловодами-бортниками.

    Проведение исследовательских практических опытов.

    Написание исследовательской работы.

Башкортостан всегда славился своим медом, и пчеловодство является древним промыслом башкир. По одной из версий даже название башкирского народа происходит от тюркских слов “баш” (голова) и “корт” (пчела). Впрочем, наша земля славилась как страна меда задолго до прихода на нее тюркских племен - предков современных башкир. Наскальные рисунки, найденные в пещерах Бурзянского района, свидетельствуют о том, что в этих местах мед добывали ещё первобытные люди. Палеонтологические и археологические исследования показали, что пчелы существовали уже за 56 миллионов лет до появления первобытного человека.

На основании сохранившихся памятников древней культуры можно предположить, что первобытный человек охотился за медом как за вкусным и питательным продуктом. Наиболее древний памятник, изображающий добычу меда человеком, найден возле Валенсии (Испания), и он относится к каменному веку. На камне сохранилось изображение человека в окружении пчел, извлекающего мед. В египетских пирамидах были найдены сведения об использовании меда как продукта питания и лечебного средства.

Башкортостан — единственное место на земном шаре, где сохранилось бортевое пчеловодство.Борть — специально сделанная полость внутри ствола дерева для разведения пчел. [Приложение 11].

Еще по первым письменным источникам о башкирах известно, что, кроме скотоводства, кочевого земледелия, промысла пушного зверя и рыболовства, занимались они пчеловодством в форме бортничества.

Однако и по сегодняшний день бортевое пчеловодство не утратило своей актуальности, и до сих пор соблюдая традиции, знания и навыки предков, процветает бортевое пчеловодство в лесах Башкирии, мед, который по праву считается самым лучшим в мире.

Ценные сведения по исследованию края были собраны ученым - географом П.И. Рычковым, участником Оренбургской экспедиции, организованной в 60-х годах XVIII века. Он опубликовал ряд статей, посвященных Башкирии, где отмечал, что «бортевое пчеловодство было самым доходным и распространенным промыслом в башкирском крае и не уступает по значению скотоводству».

Добывание меда — старинный промысел. Он назывался бортничеством, а люди, занимавшиеся им — бортниками. Бортники берегли старые толстые деревья, в которых были дупла, и сами выдалбливали отверстия — борти, устраивая в них склады для медовых запасов. Бортничество было нелегким занятием. Немало усилий, ловкости, труда требовалось от «древолаза». Ему приходилось забираться на высокие деревья, уметь «ладить» с пчелами, знать их нрав. Торговля медом процветала в башкирских землях так же, как и торговля мехами.

    1. История колодного пчеловодства.

История развития современного пчеловодства берет свое начало с применением колодного разведения пчел.[Приложение11]. В разных местах и в разное время они назывались по-разному, где-то их называли пеньки, липни (если они были сделаны из липы), а в некоторых местах они назывались смоляны (из хвойных деревьев).[Приложение 11]

300-400 лет назад в места, где люди занимались бортничеством, пришли люди, которые стали валить лес, в том числе и вместе с бортями. Бортникам ничего другого не оставалось, как на сваленном дереве выпилить участок, где располагалась борть, и принести домой вместе с пчелами. В результате оказалось, что пчелы вполне продуктивно работали на новом месте. С того времени к людям пришло понимание возможности делать борти не на дереве, а на земле и ставить их у себя на участке. Так происходило формирование колодного пчеловодства (прародителем современного пасечного пчеловодства), с возможностью кочевки к медоносам.

В одном стволе может быть от одной до трех бортей. Обычно бортевое дерево имело толщину от 1,5 до 2 метров. На здоровье дерева в ближайшее сто лет борть свое влияние не оказывало.

Современные борти строят в течение одного дня с применением как современных инструментов (бензопилы и т.д.), так и с использованием инструментов своих предков: керамы, и лянге. [Приложение ] Отстроенную борть оставляют открытыми для просушки на 2-3 года. В древности же строительство длилось несколько дней.

Интересен тот факт, что династия Романовых увлекалась разведением пчел и имела пасеку около 100 колод. Пчела являлась эмблемой власти. Парадная мантия Наполеона была усыпана пчелами, вышитыми золотом. Родовая эмблема Екатерины 2 представляла собой композицию из цветка, пчелы и улья. Пчел изображали на медалях, монетах и гербах.

Особенности проживания пчел

Для изучения особенностей проживания пчёл, я встретился с дядей, который содержит пасеку. Он рассказал, что разницы между организацией жизни диких пчел и пасечных практически нет.

Пчёлы не могут жить в одиночку, только семьями. Каждая пчелиная семья состоит из одной матки и нескольких тысяч рабочих пчёл. Летом в ней живут ещё и пчелиные самцы - трутни. В улье нет начальников и подчинённых, надсмотрщиков, бригадиров или учётчиков. Каждая пчела сама, повинуясь природному инстинкту, выполняет определённый круг обязанностей. Молодые пчёлы чистят улей, заботятся о потомстве, строят соты, перерабатывают нектар в мёд. Повзрослев, начинают вылетать из улья в поисках нектара и пыльцы. Центральная фигура пчелиной семьи - матка, продолжательница пчелиного рода. В сутки матка может отложить до 2 тысяч яиц. В этот период всю пищу ей обеспечивают 8-10 рабочих пчёл, входящих в её постоянную «свиту». Они чистят матку, кормят её высокопитательным кормом - маточным молочком. Состав свиты всё время обновляется.

Когда хозяин изготовит борть, сразу пчелам заселять его нельзя. Селятся пчёлы в бортях лишь спустя один - два года, когда оно хорошенько просохнет. Насекомых специально привлекают, натирая дупло ароматными травами и приклеивая соты.

Пчелы и природа.

Пчелы — частица живой природы. Без пчел обеднели бы, а может быть, и совсем исчезли с лица Земли многие представители высшей растительности. Очень важна природоохранная роль пчел. Там, где есть медоносные пчелы, благополучнее среда обитания для человека, снижается экологическая напряженность.

Потребность пчел в воде очень велика. Когда в бортевой улей поступает много свежего нектара, пчелы обходятся той водой, которая в нем содержится. В безвзяточное время или при слабом взятке пчелы бывают вынуждены вылетать за водой. В холодную и ветреную погоду много пчел-водоносов погибает, особенно если источник получения воды находится далеко от борти. Пчелы берут воду из ручьев, луж, болот и других естественных больших и малых водоемов или собирают ее на влажной почве, например, около колодцев. При этом теплую воду они предпочитают холодной. Некоторые пчеловоды приучают пчел брать воду из общих поилок, поставленных недалеко от борти. Пчелы нуждаются в воде не только в активный период жизни семьи, но и зимой, хотя при нормальных условиях зимовки им воду не дают. Пчелы получают ее из меда, который поглощает влагу из окружающего воздуха. Поэтому часть ячеек с медом пчелы держат зимой распечатанными.

Негативные факторы, влияющие на жизнь пчел.

Внаше время человек мало заботится о флоре и фауне на своей планете и больше уничтожает природу, чем сохраняет ее. Многие виды животных погибают из-за его деятельности. К сожалению, пчёлы не исключение. Такой гениальный человек, как Альберт Эйнштейн утверждал, что «если вымрут пчёлы, то люди не протянут без них и 4 лет».

При выполнении своих исследований я узнал, что на свойства меда особенно влияет степень загрязненности окружающей среды. Ученые считают, что в связи с этим пчел можно использовать для контроля загрязненности определенных районов. Так, в загрязненных районах отходами химической и других видов промышленности, пчел практически не увидишь. Они четко реагируют на загрязнение окружающей среды. Учеными были проведены многочисленные эксперименты по расселению пчелиных семей в районы загрязнения. И результаты оказались во всех случаях положительными. Многие пчелы погибли, а оставшиеся в живых были вынуждены мигрировать в относительно чистые от загрязнения районы. Таким образом, считается, что пчелы являются тем самым природным прибором, который можно использовать для контроля загрязненности определенных районов и даже возможно измерять его уровень.

Глава II.

Исследовательская деятельность.

Изучая литературу по теме своего проекта, из беседы с дядей, я узнал много интересного о мёде вообще, и о диком мёде в особенности. Меня заинтересовал вопрос: а чем мёд диких пчел отличается от мёда домашних, ульевых пчел, что и явилось основой моего исследования.

При сборе информации я обратился к своим родственникам, коренным жителям Башкирии, которые занимаются бортничеством уже в четвертомпоколении. Мы с родителями поехали в Башкирию, Белокатайский район, деревню Новая Маскара. Мы взяли интервью у двух дядей. В результате я получил информацию о самих пчелах, о бортях и мёде диких пчел. В Республике Башкортостан бортевое пчеловодство и дикий мед уже давно воспринимаются национальными символами. Мед является товаром № 1, его везут с собой на презентации, на международные и российские выставки. Башкирский мед является лучшим подарком, и гости Башкортостана всегда увозят сувенир - бочоночек меда в качестве самого дорого подарка.

Я взял интервью у дяди Миндуллы. Он рассказал мне об особенностях бортевого дела. Для борти выбирается прямое, высокое дерево. На высоте 8-10 метров выдалбливается продолговатое в высоту дупло. Особыми инструментами закрывают переднюю часть борти специальной дощечкой, устраивая вход для пчел, заселяют новым роем. Завершив все работы, мастер обязательно выжигает на стволе дерева свою тамгу, по которой все могут определить, кому принадлежит это дупло с бортью.

При исследовании темы бортничества, мне, в первую очередь, интересно было узнать, как мёд можно вынуть из борти. Об этом мне тоже рассказал дядя Миша. Существует несколько способов извлечения мёда: сотовый, секционный, прессованный, центробежный. [Приложение 11]. Особенно высоко ценятся сотовый и секционный мед.

На протяжении многих столетий получение мёда было неразрывно связано с полным или частичным разрушением пчелиного гнезда. Из вырезанных сотов его извлекали прессованием, вытапливанием и другими способами. Лишь после изобретения медогонки получила развитие новая технология - производство центробежного мёда. Она основывается на многократном использовании сотов для заполнения мёдом без их разрушения. Запечатанные соты сначала распечатывают при помощи специального пчеловодного ножа, потом вставляют в медогонку и вращают. Под действием центробежной силы мёд вылетает из ячеек и стекает по стенкам медогонки в бак, у дна которого есть отверстие для слива полученного мёда.

Мой дядя показал такую медогонку. С помощью этого аппарата он извлекает мёд из сотов. Кроме того, он рассказал, как в конце лета он снимает мед из бортей. Использует специальную одежду, шлем с сеткой, применяет дымарь для успокоения пчел [Приложение 3]. Собирает соты и извлекает мёд с помощью медогонки [Приложение 3]. Сбор меда проходит в конце лета и в начале осени. Мед диких пчел ценится весьма высоко по следующим причинам:

малое количество; уникальный состав; сложность добычи.

Дядя Миндулла рассказал, что в среднем одна дикая пчелиная семья собирает в сезон от 5 до 15 кг меда. Сезон медосбора у диких пчел длится всего 2-3 недели, в течение которых насекомые трудятся от рассвета до заката даже в плохую погоду. Дикие пчелы очень избирательны, они не будут собирать нектар в экологически неблагополучном районе.

Анкетирование

С целью выявления осведомленности своих одноклассников о бортничестве, мы с учителем провели анкетирование. Все ребята ответили, что не знакомы с таким понятием, как «бортничество», и никогда не пробовали мёд диких пчел. [Приложение 2]

Экспериментальная часть. Физические свойства

С целью изучения физических свойств, дома вместе с мамой я провел эксперимент.

    Определил цвет (темно-желтый, прозрачный) и сравнил с медом домашних пчел (светлый оттенок, прозрачный цвет).

    Отметил консистенцию мёда (вязкий) в сравнении с ульевым медом.

    Определил запах (душистый запах трав, цветов и дыма).

    Попробовал мёд на вкус (терпкий).

Эксперименты в домашних условиях.

Эксперимент №1. Проверка мёда по цвету. Каждый сорт меда имеет свою окраску, присущую только ему. Чистый без примесей мед, как правило, прозрачен, какого бы цвета он ни был. Исследуемые мною образцы мёда пасечного мёда и диких пчел отличаются по цвету. Образец № 2 имеет тёмно-жёлтый цвет, иногда почти коричневый, но всегда прозрачный. [Приложение 4]

Эксперимент №2. Проверка мёда по аромату. Настоящий мёд отличается душистым, приятным ароматом. Запах меда обычно свежий, имеет цветочный аромат, чему и соответствуют представленный образец № 1. Аромат образца № 2 (мёд диких пчел) отличается терпкостью вкуса, наличием запаха дыма. [Приложение 5]

Эксперимент №3. Проверка мёда по вязкости. Возьмем мёд на пробу, опустив в емкость ложку (или тонкую палочку). Настоящий мед тянется вслед за ложкой (палочкой) длинной непрерывной нитью, а когда эта нить прервется, то она целиком опустится, образуя на поверхности меда башенку, которая затем медленно разойдется.

Все представленные образцы №1 и №2 стекают непрерывной нитью. А кристаллизация мёда свидетельствует о его высоком качестве. [Приложение 5]

Химический состав мёда.

Изучая литературу и в результате беседы с дядей, я узнал, что мёд представляет в основном смесь различных сахаров. Химический состав меда следующий: глюкоза и фруктоза - 75%, сахароза - 2-3 %, белковые вещества - до 1 %, органические кислоты - до 1%, вода - 16%.

Под руководством учителя биологии Фадеевой Татьяны Павловны я провел эксперименты на наличие химических веществ и различных составляющих мёда. Ниже приведены результаты исследования.

Мои лабораторные исследования.

1. Опыт на наличие глюкозы в меде. Взять одну часть мёда и растворить его в двух частях дистиллированной воды. Затем налить в пробирку 1 мл раствора мёда и 2 мл раствора щёлочи. После этого добавить несколько капель раствора сульфата меди. Получили осадок синего цвета, который перешёл в раствор ярко-синего цвета. Окрашивание образцов в синий цвет указывает на высокое содержание глюкозыв мёде.Причём в образце № 2 (дикий мёд) глюкозы содержится больше. [Приложение 6].

2.Опыт на наличие в мёде крахмала и мела. Разбавить немного меда в небольшом количестве дистиллированной воды. Капнуть туда 4-5 капель йода. Если раствор посинеет, значит, для изготовления этого продукта использовали крахмал. Капнув в такой же раствор вместо йода несколько капель уксусной эссенции, мы проверим мёд на содержание мела. Если он там есть, раствор зашипит. В результате выяснили, что крахмала и мела в мёде не обнаружено. [Приложение № 7 ].

3.Опыт на определение нерастворимых посторонних примесей в мёде . Молоко в количестве 200 г вскипятить, добавить 50 г мёда, размешать. Когда мёд растворится в молоке, можно определить наличие вредных примесей: если молоко свернется, вредные примеси присутствуют в мёде, если их нет, мёд опустится на дно и растворится. В своем опыте я увидел, что мёд чистый.

4. Определение наличия олеиновой кислоты. Наличие в мёде олеиновой кислоты указывает на присутствие частичек воска. Для этого мед растворяем в теплой воде, и добавляем раствор марганцовки. Если раствор приобрел розовый цвет, значит, олеиновая кислота не содержится. Если раствор стал бесцветным, то это свидетельствует о наличии олеиновой кислоты. В результате проведенного опыта я увидел, что раствор стал бесцветным, значит, в мёде содержатся частички воска. [Приложение №8]

Заключение

В результате изучения литературы, Интернет - источников о бортничестве, в ходе беседы с пасечниками, можно сделать вывод:

    пчелы, довольно умные и трудолюбивые насекомые, появились задолго до первобытного человека, а сам мёд с успехом использовался нашими предками и как вкусный продукт, и как лекарство при самых различных заболеваниях;

    бортничество явилось основой происхождения пасечного пчеловодства и остаётся основным занятием башкирского народа;

    экологическая обстановка оказывает огромное влияние на пчёл; неблагополучная экология может угрожать их жизни; вода необходима пчелам так же, как и человеку;

    мёд диких пчёл из бортей по ряду показателей выгодно отличается от мёда из рамочных ульев. У него особый аромат и вкус. Он светло - коричневого цвета, насыщен воском и пергой. В состав бортевого мёда входит большое количество микроэлементов, вредные примеси отсутствуют. В состав мёда входят практически все химические соединения, необходимые для нормальной работы человеческого организма.

    Определена важность сохранения бортничества в наши дни.

По ходу исследования и сбора информации я провел анкетирование среди одноклассников на предмет их осведомлённости о диких пчёлах и бортничестве. Под руководством учителя Кудриной Людмилы Петровны создал презентацию и выступил перед ребятами 4 а класса. Кроме того, научился брать интервью и вести беседу.

Таким образом, мной доказано, что «дикий» мёд из бортей по ряду показателей выгодно отличается от мёда из рамочных ульев. Ценность бортевого мёда заключается в его зрелости, наличии большого количества микроэлементов, отсутствии вредных примесей.

Бортничество и по сегодняшний день является одним из основных занятий башкирского народа (Уфимский район - Шульган- таш, Белокатайский район, п Новая Маскара и др.).

Результаты моего исследования могут быть использованы на уроках окружающего мира и естествознания, а также помогут расширить кругозор учащимся в результате самостоятельного прочтения литературы.

Список литературы и других источников

    Большая энциклопедия народной медицины.- М.:Изд-во «Эксмо», 2006г.

    Детская энциклопедия «Я познаю мир». - М.: Изд-во «Просвещение», 2008г.

    Лудянский Э.А. Пчёлы и здоровье. - М.: «Знание», 1990,- 48 с.

    Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. -4-е изд., дополненное.- М.: Азбуковник, 1999, - 944 стр.

    Что есть что. Школьная энциклопедия. «Пчёлы». - 1996-2000г.

    ЧупахинаО.К., Бурмистров А.И., Кривцов Н.И., Лебедев В.И. Энциклопедия пчеловода. - М.: «Континенталь - книга», 2006г.

Сайты в Интернете:

    www.about-honey.ru

    www.aromatmeda.ru

    www.beehoney.ru

    www.inflora.ru

    www.lavanda-med.ru

    www.progalskiy.com

    www.sotmed.narod.ru

    www.znaytovar.ru

    www.sdorov.ru

Приложение 1.

Из источников.

Древние мыслители о мёде

В Древней Греции мед считался ценнейшим даром природы. Греки полагали, что их боги бессмертны потому, что они питались так называемой пищей богов — амброзией, в состав которой входил мед. Они приносили богам в жертву фрукты, намазанные медом.

Выдающийся философ Демокрит, употреблявший в пищу мед, прожил долгую жизнь. На вопрос, как нужно жить, чтобы сохранить здоровье, Демокрит обычно отвечал, что «для этого нужно орошать внутренность медом, а наружность маслом».

Гениальный врач и мыслитель древности Гиппократ, живший примерно 2500 лет назад, успешно применял мед при лечении многих заболеваний, а также сам употреблял его в пищу. Он говорил: «Мед, принимаемый с другой пищей, питателен и дает хороший цвет лица». Легенда гласит, что на могиле Гиппократа поселился рой пчел, который изготовлял мед особого качества. Это якобы вызвало массовое паломничество на могилу Гиппократа за целебным медом.

Авиценна рекомендовал употреблять в пищу мед для продления жизни. Он говорил: «Если хочешь сохранить молодость, то обязательно кушай мед». Авиценна считал, что людям в возрасте свыше 45 лет необходимо систематически употреблять мед, особенно с толченым грецким орехом, содержащим много жиров.

Влияние окружающей среды на жизнедеятельность пчёл.

Существует множество пагубных для пчёл факторов, таких как загрязнение окружающей среды, обработка полей инсектицидами для уничтожения вредных насекомых, сокращение площадей медоносных лугов…

Например, загрязнение окружающей среды ведет к накоплению в пчёлах токсичных веществ и снижению их иммунитета, обработка полей инсектицидами, направленная на уничтожение вредных насекомых, губит и пчел, сокращение площадей медоносных лугов ведет к сокращению кормовой базы, а вырубка лесов - к вытеснению пчел с привычных мест обитания, а, значит, к их гибели…

Интересным примером отрицательного влияния на жизнь пчел оказались факты о массовой гибели пчел из-за воздействия электромагнитного излучения мобильных телефонов. Учёные предполагают, что именно излучение мобильных телефонов является причиной таинственного исчезновения пчелиных колоний в США и континентальной Европе, которое сейчас распространилось на Британские острова и другие территории, приближаясь к России. По одной из теорий, у пчёл сбивается система навигации из-за мощных электромагнитных полей вокруг передатчиков GSM и рабочие пчёлы не могут найти обратную дорогу в улей. Оставшиеся в семье матка, яйца и небольшое количество молодых рабочих пчёл — все погибают без пищи.

На западном побережье в США вымерло 60% пчелиных семей, а на восточном — 70%. После этого данный феномен был отмечен в Германии, Швейцарии, Испании, Португалии, Италии и Греции, а сейчас — и в Великобритании. Данный факт свидетельствует о том, что разумная деятельность человека и научно - технический прогресс имеют непредсказуемые последствия для окружающей нас живой природы.

Бортевые угодья всегда ценились очень высоко. Борть передаётся от отца к сыну и может использоваться 150 лет. Некоторые семьи держали до 200 бортей, из которых ежегодно извлекалось несколько десятков килограммов меда. Сбор меда проходит в конце лета и в начале осени. Хозяин доказывал, что он берет мед из своей личной борти, помеченной его собственной тамгой. Мед хранили в специальных долбленых кадках, изготовленных только из березы или липы. Настоящий башкирский мед по своим целебным и вкусовым качествам, а также уникальному составу микроэлементов не имеет аналогов в мире.

На сегодняшний день дикая медоносная пчела занесена в Красную книгу. Для них пчеловодами строятся специальные дупла (борти). Дупло должно быть направленным к югу, рядом должно располагаться необходимое количество лип и источник чистой воды.

О пользе мёда

За рубежом башкирский мед подается только в самых дорогих элитных ресторанах. Башкирский мед отмечен наибольшим количеством медалей на международных выставках (в Париже - во Франции, 1990 г.; в Эрфурте - в Германии, 1961 г.). Даже в Швейцарии, которая славится богатой растительностью альпийских лугов, башкирский мед является самым почитаемым, т.к. имеет более высокие целебные и вкусовые качества. И только наш башкирский мед отправляют в космос в специально упакованных контейнерах в качестве ежедневного суточного рациона питания космонавтов. И именно наш башкирский мед по одной столовой ложке получают японские школьники как источник микроэлементов для лучшей умственной работоспособности. При этом Япония - мировой лидер по потреблению меда. На одного жителя этой страны приходится 13 - 15 кг меда в год. В США и странах Европы этот показатель - 6 - 8 кг, а в России - только 0,5 - 0,6 кг в год на человека.

Мед одинаково полезен больным и здоровым, пожилым и детям. Кто потребляет хотя бы по ложке меда в день, чувствует себя сильнее, выглядит бодрее. При употреблении меда и медовых композиций правильнее будет подержать их во рту, не сразу проглатывать, т.к. в полости рта выделяются именно те ферменты, которые необходимы для усвоения сладких веществ, углеводов. Мед хорошо запивать теплым настоем трав, употреблять с чаем или минеральной водой.

Мед - прекрасный консервант. Учеными были проведены исследования консервирующих свойств меда. Для опыта использовались свежие животные продукты: кусочки мяса, рыбы, куриных яиц. Их помещали в отдельные стерильные чашки, заливали медом, плотно закрывали, оставляли в комнатных условиях на несколько лет. В течение 4 лет исследованные образцы сохраняли свежий вид, нормальную консистенцию, вкус и запах. Роста микробов при бактериологическом исследовании не было обнаружено.

Целебные свойства пчелиного мёда

Больше половины всей энергии, производимой в человеческом организме, образуется за счет вводимых с пищей сахаристых веществ. Однако различные сахара по-разному усваиваются нашим организмом. В то время как глюкоза поступает в кровь без всяких превращений (ее можно вводить непосредственно в кровь, что, как известно, широко практикуется при многих заболеваниях), обычный сахар (свекловичный, тростниковый) должен предварительно подвергнуться гидролизу (расщеплению) при помощи ферментов.

Плодовый сахар (фруктоза) усваивается значительно медленнее, чем глюкоза, но он в 2,5 раза слаще глюкозы и в 1,75 раза слаще тростникового или свекловичного сахара.

Мёд почти целиком состоит из смеси глюкозы и фруктозы и, кроме того, содержит ряд ферментов, необходимых для жизнедеятельности клеток, тканей и органов. В состав мёда входят: кальций, натрий, калий, магний, железо, хлор, фосфор, сера, йод, а некоторые сорта мёда содержат даже радий.

Сегодня над сохранением популяции диких пчел работают сотрудники башкирского заповедника «Шульган- таш». Этот природный заповедник- единственное в мире место, где сохранился бортевой промысел.

За популяцией диких пчёл следят очень пристально, так как их мёд является удивительным целебным продуктом. Он является популярным ингредиентом многих средств народной медицины, помогая больным поднимать жизненный тонус и укреплять иммунитет. Дикий мёд очень популярен в народной медицине. Он применяется при воспалении бронхов и кашле для смягчения слизистых оболочек. Мёд рекомендован для приёма людям с заболеваниями пищеварительного тракта (гастриты, заболевания печени).

В результате своего исследования, я выяснил, что дикий мёд совершенно не похож по своим свойствам на домашний продукт. Его невероятный аромат немного отдаёт запахом дыма, на вкус он терпкий, с лёгкой кислинкой из-за наличия пчелиного хлеба и ячеечной перги.

Приложение 2.

Результаты опроса среди учеников 2 а класса

(опрошено 22 человека)

    Любите ли вы мёд?

Да- 20 чел.

Нет- 2 чел.

Не пробовал - 0 чел.

    Часто ли вы употребляете мёд в пищу?

Да- 5 чел.

Нет- 9 чел.

Иногда - 8 чел.

    Знаете ли вы, чем полезен мёд для человека?

Да - 9 чел.

Нет - 22 чел.

    Знаете ли вы, что такое бортничество?

Да- 0 чел.

Нет- 22 чел.

    Знаете, ли вы, как добывается мёд диких пчел?

Да- 5 чел.

Нет- 17 чел.

Приложение 3.

Фотографии

Фото № 1. БОРТЬ

Фото № 2. ДИКАЯ ПЧЕЛА

Фото № 3. ДЫМАРЬ

Фото № 4. МЕДОГОНКА

Приложение 4.

Эксперимент №1. Проверка мёда по цвету

Образец №1

Фото 1.

Образец № 2

Фото 2.

Приложение № 5.

Эксперимент №2. Проверка мёда по вязкости.

Образец№1.

Фото 3.

Образец №2 .

Фото 4.

Приложение № 6

Опыт № 3 - на наличие глюкозы в меде.

Слева - Образец №1 (мёд ульевых пчел), справа- образец № 2- мёд диких пчел

Фото 5.

Фото 6.

Фото 7

Фото 8.

Приложение № 7.

Опыт №4 на наличие в мёде крахмала и мела.

Фото 9

Фото 10

Приложение 8

Опыт № 6. Определение наличия олеиновой кислоты.

Фото 11.

Фото12.

Приложение 9

Опыт № 7 на определение посторонних примесей в меде

Приложение 10

Основные правила при выборе меда:

    Мед должен приятно пахнуть.

    Мед не должен иметь ни вкуса, ни запаха закисания.

    На меде не должно быть белой пенки;

    Мед не должен быть слишком дешевым.

    Неправильно распущенный мед (перевод из твердого состояния в жидкое может производиться только при температуре не выше 40 градусов) вообще не кристаллизуется.

    Закристаллизованный мед лучше хранится, поэтому не стоит бояться покупать засахаренный мед.

    Старайтесь покупать мед у проверенного продавца.

Советы по хранению меда

    Мед нельзя хранить в металлической посуде. Такой мед может вызвать неприятные ощущения и даже привести к отравлению.

    Мед хранят в стеклянной, глиняной, фарфоровой или деревянной посуде, плотно закрытой пластиковой крышкой.

    Нельзя хранить мед в холодильнике.

    Мед боится солнца и тепла.

    Лучшее место для меда там, где сухо, прохладно и ничем не пахнет

Приложение 11.

Глоссарий

Борть — специально сделанная полость внутри ствола дерева для разведения пчел.

Колода - это мобильная борть, примитивный неразборный улей.

Липни -пеньки для борти, сделанные из липы.

Смоляны - пеньки для борти, сделанные из хвойных деревьев.

Керама — опоясывающий ремень, позволяющий проводить работы на высоте с бортью.

Лянге — мобильная ступенька для работы с бортью.

Сотовый мёд - это мёд, который реализуется в сотах как магазинных, так и гнездовых рамок.

Секционный мёд - это сотовый мёд, заключенный в специальные секции, стенки которых обычно изготавливают из тонкой фанеры или пищевой пластмассы.

Прессованный мёд получают только в том случае, когда не представляется возможным откачать его на медогонке. Это мёд, собранный пчёлами с вереска. При прессовании (отжатии) этого мёда пчеловод вынужден нарушать целостность отстроенных доброкачественных сотов.

Центробежный мёд - это мёд, полученный при откачивании на медогонке.

Медогонка - часть пасечного инвентаря, используемая для получения центробежного мёда. На протяжении многих столетий получение мёда было неразрывно связано с полным или частичным разрушением пчелиного гнезда.

Дымарь - очень нужный на пасеке инструмент, без которого пчеловоду просто не обойтись. Это главный инструмент для успокоения и усмирения пчел перед работой с ульями.

23.07.2017 09:00:00

С начала года обзвонил несколько десятков сёл в поисках народных умельцев в Туймазинском, Шаранском районе и тихо ужаснулся. Не осталось никого. Звоню по номерам в старых блокнотах. Умерли все, более 20 человек. Простые, светлые люди.

«А как же их ученики, дети?» - тоскливо спрашиваю в трубку. «Кому это сейчас нужно?» - отвечают мне.

Вместе с народными промыслами тает неповторимый дух урало-поволжских этносов. Вспоминаю шедевральные кандринские, нижнетроцкие кленовые сани (лётки), которые мог поднять подросток, без единого гвоздя, стянутые кожей и лыком. 26 лёток, изъял участковый в 2003 году и передал лесхозу (из браконьерской древесины были сделаны). Когда изъятое реализовали в счёт возмещения ущерба, к этому умельцу начали ездить за лётками со всей России. Одно утешает, кто-нибудь перенял секреты формования клёна, скопировал, передал другим.

Гафуровские, нижнетроицкие расшитые валенки - отдельная песня! У них даже подошва была толще накатана. Отороченные русскими, марийскими, татарскими орнаментами. Расшитые катанки втыкали занозы в сердца красавиц. Но ушли мастера, уникальные секреты канули в Лету. Попытки новодела в интернете не содержат главного - вековой души и гениальной народной простоты. В селах, например, Туймазинского и Шаранского районов не осталось даже тех, кто умеет плести лапти и гусиные гнезда, резчиков по липе. Поищите. Не найдете. Ни одного межрайонного центра народных промыслов, хотя бы какая-нибудь серьезная общественная организация? Кроме танцевально-песенных коллективов (они не пропадут) ничего нет в западной части Башкирии. Вспоминаю Евгения Кравченко (соавтора автомата Калашникова) из Серафимовки. Его резные оконные наличники приезжали в 80-е годы фотографировать из «Комсомольской правды». Учеников не оставил. Его дома с флигельками и изразцами, напоминавшие памятники зодчества, снесены.

Однажды в бане у приятеля меня поверг в эстетический шок простой дубовый ковш. Удобный, изящный и прочный: вставная ручка с незатейливой резьбой в выдолбленной бадейке-лодочке. Этим ковшом приятель колол орехи. Когда я попросил продать шедевр, ковш был отлакирован и поставлен дома на полку. Душа бизнесмена проснулась: «Единственная память от деда. Во! Мужики были раньше! Ножом и топориком за один зимний день сделал, - сказал он мне. - Я тоже попробую».

Туймазинский предприниматель-коневод открыл кумысный цех. Звонит мне, мол, были же у тебя знакомые кумысоделы? «Нетути, - говорю. - Бог прибрал. Ищи теперь по всей Башкирии».

Ему нужен был рецепт не казахского или монгольского, а башкирского кумыса от башкирской породы лошадей. С большим трудом нашёл 76-летнюю женщину, владевшую дедовским рецептом приготовления закваски... В Мордовии. Вроде бы воспроизвели вкус закваски башкирского кумыса. Для этого потребовались бочки из определённых пород дерева и мешки из кожи. По слухам первая партия оригинального башкирского сильно-кислого кумыса (бывают еще слабокислые) в бочке ушла за валюту в противотуберкулезный санаторий Казахстана.

Вымывание национальной аутентичности и ее замена западной гламурятиной подобно плесени, поражающей плод с краю. Во многих селах разучились плести, вязать, вышивать, выкладывать и разрисовывать печи, хлеб печь не умеют.

Сегодня японцы могут воспроизвести меч катану по технологии XII века, а мы ищем рецепт оригинальной закваски башкирского кумыса в Мордовии. Бортевой башкирский мед нас научат делать немцы (они учились у нас и внедрили это у себя).

Что мы покажем иностранцам через 30-40 лет? Одноразовый китч, выполненный бездушным промышленным способом? Они и так гребут его на Арбате. Что у нас осталось? Уфимское объединение народных промыслов «Агидель» на улице Трамвайной. Это кое-что. Хорошо еще, додумались перевести его на госфинансирование в начале 2000-х. Иначе давно бы затерялись уникальные мастера в банкротной мути. Потому что у них нет волосатой руки с когтями в качестве поддержки, иным уж за 50 лет.

Нужно немедленно внедрять хотя бы какое-то подобие госпрограммы по возрождению народных промыслов. Чтобы по всем селам ездили не только журналисты, но и группа из шорников, плотников, медоделов, ткачей, плетельщиков, фиксировала, распространяла уникальные рецепты и методики, проверенные столетиями. В противном случае мы получим поколение, верящее, что песни Надежды Бабкиной - это и есть фольклор, а лучший мед делают в Германии.