Смотреть что такое "роль" в других словарях. Правила написания разделительного мягкого знака

Роль

РОЛЬ

1. РОЛЬ , -и; мн. род. -е́й, дат. -ля́м; ж. [франц. rôle]

1. Художественный образ, воплощаемый актёром на сцене, в кинофильме и т.п. Главная р. Эпизодическая р. Распределение ролей. Трагическая, комическая, драматическая р. Играть р. главного героя. Сниматься в комедийных ролях. Женская, мужская р. Дебютировать в роли. Коронная р. (которая удаётся лучше других). Быть на вторых ролях (также: находиться в подчинённом, зависимом положении). Играть, разыгрывать р. кого-л., какую-л. (также: притворяться кем-л., каким-л.). Войти в р. (освоиться с образом или каким-л. положением, манерой поведения). Выдержать р. (не отступить от образа или линии поведения). Выйти из роли (также: отступить от образа, избранной линии поведения). Поменяться ролями с кем-л. (также: оказаться в положении другого). Роли переменились (изменились взаимоотношения людей, соотношение их сил).

2. Совокупность текста одного действующего лица в пьесе. Тетрадь с ролью. Учить р. Списать р. Знать свою р. наизусть.

3. кого. Назначение, функции кого-, чего-л.; род деятельности, проявление себя в качестве кого-л. Взять на себя р. переводчика. Избрать р. арбитра. Отстаивать р. лидера. Сочетать р. руководителя с ролью наставника. Социальные роли индивидуума. Р. науки в развитии животноводства.

4. Мера влияния, значения, степень участия в каком-л. деле, предприятии, событии. Р. Пушкина в формировании русского литературного языка. Сыграть неблаговидную р. в чём-л. Усилить р. государства на международной арене. Ваше признание не играет большой роли.

В ро́ли кого-чего, в зн. предлога. В качестве кого-, чего-л. Выступить в роли просителя. Ролево́й, -а́я, -о́е. (1-3 зн.). Р. текст. Р-ая игра (с распределением ролей между участниками).

2. РОЛЬ , -и; ж. Спец. = Рол (2 зн.). Двести ролей мелованной бумаги.

роль

(франц. rôle), 1) литературный образ, созданный драматургом в пьесе (киносценарии), и соответственный сценический (кинематографический) образ, воплощённый актёром в спектакле (фильме). 2) Совокупность текста, произносимого актёром.

РОЛЬ

РОЛЬ (франц. role),
1) литературный образ, созданный драматургом в пьесе (киносценарии), и соответственный сценический (кинематографический) образ, воплощенный актером в спектакле (фильме).
2) Совокупность текста, произносимого актером.


Энциклопедический словарь . 2009 .

Синонимы :

Смотреть что такое "роль" в других словарях:

    Роль, роли; мн. роли, ей … Русское словесное ударение

    Толковый словарь Ушакова

    1. РОЛЬ1, роли, мн. и ролей, жен. (франц. rôle, первонач. свиток, список). 1. Персонаж драматического произведения, изображаемый на сцене актером. Играть роль кого нибудь. Главная роль. Маленькая роль. Артист дебютировал в роли Хлестакова.… … Толковый словарь Ушакова

    Сущ., ж., употр. часто Морфология: (нет) чего? роли, чему? роли, (вижу) что? роль, чем? ролью, о чём? о роли; мн. что? роли, (нет) чего? ролей, чему? ролям, (вижу) что? роли, чем? ролями, о чём? о ролях 1. Ролью называется художественный образ… … Толковый словарь Дмитриева

    роль - (role): Наименование поведенческого набора, связанного с выполнением какой либо работы (ИСО/ТС 17090 1). Источник: ГОСТ Р ИСО/ТС 18308 2008: Информатизация здоровья. Требования к архитектуре электронного учета здоровья 2 … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    - (фр.). 1) часть пьесы, которую должен играть каждый актер. 2) личность изображаемая актером на сцене. 3) действие и назначение человека в свете, обществе или в каком либо деле: он играет в этом деле очень некрасивую роль. Словарь иностранных словСловарь иностранных слов русского языка

    См. занятие входить в свою роль, играть выдающуюся роль, играть главную роль, играть первую роль... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. роль амплуа; значение; функция, дело,… … Словарь синонимов

    роль - (в социальной психологии) (от франц. rуle) социальная функция личности; соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений. Понятие Р. ввел в социальную… … Большая психологическая энциклопедия

    РОЛЬ, и, мн. и, ей, жен. 1. Художественный образ, созданный драматургом в пьесе, сценарии и воплощаемый в сценической игре актёром. Трагические, комические роли. Р. Гамлета. Играть (исполнять) р. Хлестакова. Играть р. благодетеля. Главная р.… … Толковый словарь Ожегова

    РОЛЬ, роля жен., франц. лицо, личность, представляемая лицедеем, актером, самые речи его, или все, что к сему относится. Он играет роли стариков. Он плохо вытвердил роль. | Вообще, значенье человека в свете, в отношениях к обществу, к делам… … Толковый словарь Даля

Книги

  • Роль , Эрланд Юсефсон. В 1989 году великий шведский актер Эрланд Юсефсон, герой фильмов Ингмара Бергмана, Андрея Тарковского, Иштвана Сабо и Лилианы Кавани, играл в бруковской постановке "Вишневого сада" на…

>>Русский язык 2 класс >>Русский язык: Разделительный мягкий знак (ь)

Разделительный мягкий знак (ь)

Роль и значение мягкого знака в русском языке

Сегодня на уроке русского языка мы с вами будем изучать особую букву, которую называют мягким знаком. Такая буква, как мягкий знак, не имеет и не обозначает никакого звука, но ее роль заключается в том, чтобы обозначить мягкость согласных звуков на письме.

Например: банька, мель, уголь, тюлень, лень, жаль, конь.

Но, кроме того, что мягкий знак является показателем мягкости согласных звуков, он еще и бывает разделительным.

И так, теперь мы с вами можем подвести итоги и сделать вывод, что такая буква, как мягкий знак, в русском языке употребляется:

Для того, чтобы смягчить предшествующий согласный звук;
В качестве разделительного знака;
Для того, чтобы обозначить определенные грамматические формы.

Мы с вами уже определили, когда необходимо писать в словах мягкий знак для смягчения согласных. А теперь давайте попробуем разобраться с разделительным мягким знаком и узнаем, почему мягкий знак еще называют разделительным, в каких случаях мягкий знак, является разделительным, и как пишутся слова с разделительным мягким знаком.

Чтобы лучше усвоить эту тему и понять отличие мягкого знака, который служить для смягчения согласных звуков и разделительным мягким знаком, попробуем этот вопрос рассмотреть на примере.

Например: Семя и семья

Прочитайте внимательно данные слова. Теперь обратите внимание на то, как звучит последний слог в первом слове – семя. В этом слове «семя» звук [м"] имеет мягкое звучание, так как его мягкости придает буква Я, да и произносится в этом слоге гласный и согласный слитно.

А теперь давайте рассмотрим следующее слово. Слово «семья» - [сем"йа]. В этом случае мы видим, что согласный и следующий за ним гласный произносятся раздельно. Вот такое раздельное произношение между гласным и согласным на письме обозначается при помощи мягкого знака, который называют разделительным мягким знаком.

Например: Коля – колья, солю – солью, полёт – польёт.

Поэтому мы уже с вами можем сделать вывод, что разделительный мягкий знак, указывает на то, что согласный и гласный звук произносится раздельно.

Правила написания разделительного мягкого знака

Разделительный ь (мягкий знак) пишется:

Во-первых, в середине слова перед гласными: е, ё, ю, я. Например: вьюга, терьер, обезьяна, здоровье, бельё, листья.

Во-вторых, в словах иностранного происхождения перед буквой О. Например: шампиньоны, почтальон, бульон.

В-третьих, разделительный мягкий знак пишется в корнях слов, после согласных. Например: декабрь, ячмень, воробьи, степь, ночь.

Также, необходимо запомнить, что разделительный мягкий знак никогда не пишется:

Во-первых, вначале слова;
Во-вторых, после приставок.



А теперь давайте внимательно рассмотрим картинку и попробуем сопоставить разницу мягкого знака, который служит для смягчения согласного и разделительного мягкого знака:



Домашнее задание

1. Прочитайте внимательно слова с мягким знаком и запишите сначала только те, у которых мягкий знак выступает показателем мягкости, а потом – слова с разделительным мягким знаком.

Моль, платье, семья, коньки, день, стулья, шерсть, ручьи, колья, прорубь, лень, унынье, жилье, друзья, банька, здоровье, кисель, пальто, осень, письмо, ливень, компьютер, вельвет, Дарья, счастье, веселье, грусть.

2. Подберите к данным словам антонимы и скажите, в какой роли в них выступает мягкий знак?

Чистота, скука, работа, вред, свет, враги, сахар.

3. Запиши слова во множественном числе:

Друг, лист, крыло, сук, полено, дерево.

4. При написании разделительного знака, какой звук в словах вам слышится?
5. Разгадайте кроссворд.


Вопросы к кроссворду:

1. Как еще можно назвать снежную бурю?
2. Где живут пчелы?
3. Папа, мама, я – дружная ….
4. Животное, которое любит лазать по деревьям.
5. Любимое лакомство Карлсона.

Социальная функция личности; способ поведения, соответствующий общепринятым нормам в зависимости от социального статуса и межличностных отношений, подразумевающий наличие определенных прав и обязанностей, связанных с общественными ожиданиями. К примеру, человек может играть роль отца, учителя, друга или доверенного лица. Жаждая из этих ролей связана со сложившимися представлениями о ней. Иногда роли определяются характером взаимоотношений (врач-пациент, учитель-ученик), а иногда распределяются по договоренности между участвующими сторонами (лидер-последователь, муж-жена).

РОЛЬ

в психологии социальной - социальная функция личности; соответственный принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе отношений межличностных. Понятие роли ввел Д. Мид (-> интеракционизм).

Индивидуальное исполнение роли человеком имеет определенную "личностную окраску", зависящую прежде всего от его знаний и умения находиться в данной роли; от ее значимости для него, от стремления больше или меньше соответствовать ожиданиям окружающих. Диапазон и количество ролей определяются многообразием групп социальных, видов деятельности и отношений, в кои включена личность, и ее потребностями и интересами.

Различаются:

1) роли социальные, обусловленные местом индивида в системе отношений социальных - роли профессиональные, социально-демографические и пр.;

2) роли межличностные, определяемые местом индивида в системе отношений межличностных - лидер, отверженный и пр.

Выделяются также роли активные, исполняемые в данный момент, и латентные, не проявляемые в данной ситуации. Кроме того, различаются:

1) роли институционализованные - официальные, конвенциональные; связаны с официальными требованиями организации, куда входит субъект;

2) роли стихийные - связанные со стихийно возникающими отношениями и видами деятельности.

В западной социологии и психологии распространены различные ролевые концепции личности, методологически склонные игнорировать социально-исторические условия, определяющие требования и ожидания к ролевому поведению человека. Порой личность предстает как набор мало взаимосвязанных ролевых масок, определяющих ее внешнее поведение безотносительно ее внутреннего мира, при этом игнорируются своеобразие личности, ее активное начало и целостность.

РОЛЬ

от франц. role) - социальная функция личности; соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений.

РОЛЬ

Слово, происходящее из раннего французского театра, где ролью назывался рулон бумаги, на котором была написана партия актера. В социальной психологии это обычно относится к любой модели поведения, включающей некоторые права, обязательства и обязанности, которые ожидаются от индивида, которым его обучают и поощряют выполнять в данной социальной ситуации. Фактически можно зайти настолько далеко, чтобы утверждать, что роль человека это то, что ожидается от него другими и в конечном счете после того, как определенная роль будет полностью усвоена и самим человеком. Роли могут иметь довольно разнообразные проявления. Они могут быть кратковременными – например, победитель в игре; они могут быть неопределенными по времени – например ребенок, родитель, супруг; или они могут быть фактически постоянными – например, мужчина, женщина, чернокожий. Этот термин также используется некоторыми специальными способами, как показано в следующих статьях. См. статус и стереотип, которые употребляются таким образом, что их значения пересекаются со значением термина роль.

Роль

в социальной психологии)- социальная функция личности; соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений. Понятие Р. ввел в социальную психологию Д. Мид. Индивидуальное исполнение человеком Р. имеет определенную "личностную окраску", зависящую прежде всего от его знаний и умения находиться в данной Р., от ее значимости для него, от стремления в большей или меньшей степени соответствовать ожиданиям окружающих. Диапазон и количество Р. определяются многообразием социальных групп, видов деятельности и отношений, в которые включена личность, с ее потребностями и интересами. Различают Р. социальные, обусловленные местом индивида в системе объективных социальных отношений (Р. профессиональные, социально-демографические и др.), и Р. межличностные, определяемые местом индивида в системе межличностных отношений (лидер, отверженный и др.). Выделяют также Р. активные, исполняемые в данный момент, и латентные, не проявляющиеся в данной ситуации. Кроме того, различают Р. институционализированные (официальные, конвенциональные), связанные с официальными требованиями организации, в которую входит субъект, и стихийные, связанные со стихийно возникающими отношениями и видами деятельности. Н.Н. Богомолова

РОЛЬ

фр. rфle) – социальная функция личности; соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе (группе), в системе межличностных отношений. Разнообразие ролей, обусловленное включенностью индивида в состав различных социальных групп, их неравнозначность для индивида порождает ролевой конфликт. В социальной группе Р. м. б. формальными и неформальными. Неформальные Р. членов социальной группы различаются по уровню конфликтности. Наиболее конфликтными являются такие Р., как «организатор», «мастер», «генератор идей», «учитель»; среднеконфликтными – «поборник справедливости», «проходимец», «пересмешник», «критик», «бунтарь», «хранитель традиций»; низкоконфликтными – «миротворец», «исполнитель», «лентяй», «администратор». Эти Р. соответствуют доминирующим целевым ориентациям и стилям поведения их исполнителей в конфликтных ситуациях (Е. Г. Баранов, 1995).

Роль

способ поведения людей, отвечающий принятым нормам и зависящий от их статуса в конкретной группе или социуме в целом. По сути дела, роль, будучи социальной функцией личности, является динамическим аспектом статуса. Понятие «роль» и понятие «статус» еще в 1936 году введены и описаны американским психологом Р. Линтоном, который рассчитывал, опираясь на них, построить модель поведения людей в различных ситуациях. Традиционно различают роли социальные, детерминированные положением индивида в обществе в целом и потому являющиеся социальной функцией объективных социальных отношений (эта категория ролевой принадлежности и соответствующей ролевой активности находится в поле зрения, прежде всего, социологии, демографии и т. д.), и межличностные, или групповые роли, обусловленные положением личности в системе межличностных отношений конкретного сообщества (лидер, ведомый, изолянт, среднестатусный и т. д.). Помимо этого, как правило, различают институализированные (либо официальные, формальные, либо «договорные», конвенциональные) роли, а также роли «спонтанные», возникающие в рамках актуально складывающихся неформальных обстоятельств совместной деятельности и общения. Если роль в определенном смысле «безлична», а ролевые предписания неизменны вне зависимости от конкретного носителя роли, то индивидуальным способом ее реализации является ролевое поведение. Именно это понятие характеризует личностные особенности конкретного носителя роли. Ролевое поведение учитывает уникальные индивидуально-психологические характеристики личности и неповторимые конкретные условия реализации ею социальной роли, в которых эта личность функционирует. Сколько исполнителей роли, столько и вариантом ее исполнения.

В зависимости от решаемых задач и методологической базы того или иного направления, либо школы, встречаются самые разнообразные определения понятий «роль» и типологии ролей. В собственно социально-психологических исследованиях, роль чаще всего связывают с установками личности и процессом их изменений. Экспериментально зафиксировано, что роли и установки находятся в соотношении взаимозависимости. С одной стороны, личностные установки обусловливают как процесс ролевого самоопределения (например, индивид может осознанно отказаться от должности, связанной с контролем за другими людьми, поскольку данная ролевая функция противоречит его установкам), так и индивидуальные особенности ролевого поведения (в зависимости от установок индивид в роли руководителя может придерживаться того или иного стиля руководства).

В то же время, если в силу каких-либо причин личность оказывается вынужденной исполнять роль, не отвечающую наличным установкам, это приводит к изменению последних. Ф.Зимбардо и М.Ляйппе описывают ряд экспериментов по изучению изменения установок под влиянием исполнения ролей, проведенных в середине прошлого века И. Джанисом: «В первых исследованиях на эту тему сопоставлялось изменение установок испытуемого в результате произнесения им импровизированной речи в защиту позиции, к которой он первоначально относился негативно, с изменением установок под влиянием прослушивания или чтения стенограммы уже подготовленной речи, из которой следуют такие же выводы. Выяснилось, что в тех случаях, когда речь была импровизированной, когда испытуемые выстраивали ее сами, тенденция к “потеплению” отношения к чужой и изначально неприемлемой установке проявлялась ярче. Это было верно даже тогда, когда студенты колледжа приводили аргументы в пользу призыва студентов на военную службу. Позднее... было проведено исследование, имеющее более прямое практическое значение: как добиться того, чтобы у курильщиков сформировалось более негативные установки по отношению к курению и чтобы в конце концов они вовсе отказались от своей вредной привычки?

Для этого исследования были отобраны студентки колледжа, каждая из которых выкуривала по крайней мере 15 сигарет в день; случайным образом их разделили на две группы: группу разыгрывания ролей и контрольную. Каждую студентку из первой группы просили сыграть роль пациентки: она лечится “от сильного кашля, который никак не проходит” и пришла к врачу уже в третий раз... Во время этого третьего визита она узнает, что у нее обнаружен рак легких и необходима срочная операция... Конечно же, она должна немедленно бросить курить...

Затем были разыграны минипьесы, в которых экспериментатор исполнял роль доктора, а испытуемая выступала в роли женщины, узнавшей, что она может умереть из-за того, что много курит. Студентки из контрольной группы не принимали столь активного участия в исполнении этой малоприятной, даже устрашающей роли, а просто прослушивали магнитофонную запись одного из сеансов активной ролевой игры...»1.

Как выяснилось впоследствии, «по сравнению с испытуемыми из контрольной группы, участницы ролевой игры выражали более глубокую убежденность в том, что курение вызывает рак легких, и опасения, что оно причинит вред их собственному здоровью. Кроме того, участницы ролевой игры уверенно сообщали о своем твердом намерении бросить курить. ... Результаты телефонного опроса, проводившегося через две недели после сеансов эксперимента, показали, что студентки из контрольной группы ежедневно выкуривали на 4,8 сигарет меньше, чем прежде... Но при активном “погружении” в эту ситуацию посредством исполнения роли сила эффекта удваивалась: по сообщениям студенток из первой, «ролевой» группы, они в среднем за день выкуривали на 10, 5 сигарет меньше прежнего»2.

Для понимания характера влияния роли на установки имеет смысл использовать типологию, разработанную С. Дэниэлс на базе ролевой теории Дж. Морено. В рамках данной типологии выделяются три вида ролей, с точки зрения их функциональности и влияния на личность: прогрессивные (функциональные), роли совладания и регрессивные (дисфункциональные).

Прогрессивные, или функциональные роли способствуют не только формированию позитивных установок, но и личностному развитию в целом. При этом они совершенно не обязательно носят внешне привлекательный характер. Так, в приведенном примере отказу от вредной и, более того, смертельно опасной привычки способствовало пребывание испытуемых в эмоционально тяжелой и, попросту говоря, страшной роли онкологического больного.

Роли совладания в наименьшей степени влияют на установки, поскольку, как правило, представляют собой крайне ригидный, доведенный до автоматизма поведенческий паттерн, обычно усвоенный в детстве и направленный на обеспечение, прежде всего, физического выживания индивида. Примером такого рода может быть роль чистоплотного ребенка, который, не дожидаясь родительского напоминания, дважды в день чистит зубы, моет руки перед едой и т. д.

Наконец, регрессивные, или дисфункциональные роли приводят к формированию деструктивных, разрушительных установок, а, в конечном счете, к деградации личности. Более чем красноречивое подтверждение этому было получено в ходе имеющего скандальную известность (был даже снят художественный фильм) эксперимента, проведенного Ф. Зимбардо в 1971 г. в Стэнфордском университете в США. Как пишет Д. Майерс, «Зимбардо, также как многих других, давно интересовал вопрос: являются ли тюремные зверства порождением порочных преступников и злобных охранников или сами роли охранника и заключенного ломают и ожесточают даже жалостливых людей? Приносят ли жестокость в заведение сами люди или же заведение делает людей жестокими?»1.

Для этого Ф. Зимбардо предложил студентам-добровольцам в течение двух недель исполнять роли охранников и заключенных в импровизированной тюрьме. Для понимания социально-психологической подоплеки дальнейших событий существенно важно, что в описываемый период Стэнфордский университет представлял собой, по сути дела, закрытое учебное заведение для выходцев из богатых англосаксонских семей. Студенты с детства воспитывались на принципах протестантской морали и этики и воспринимали друг друга как членов единой привилегированной касты. Вот что произошло дальше: «Кинув монетку, Зимбардо выбрал охранников из числа студентов. Он выдал им униформу, дубинки, свистки и проинструктировал, как поддерживать дисциплину. Оставшихся студентов заперли в камерах и заставили надеть унизительную робу. После веселого первого дня, когда все «вживались» в свои роли, охранники, заключенные и даже экспериментаторы оказались пленниками ситуации. Охранники стали унижать заключенных, некоторые из них придумали жестокие и оскорбительные правила. Заключенные не выдержали, взбунтовались, а потом впали в апатию. Так возникло, писал Зимбардо “все растущее несоответствие между реальностью и иллюзией, между выполнением роли и самоидентичностью.... Эта тюрьма, которую мы сами создали, стала поглощать нас как созданий своей собственной реальности”. Углядев опасность социальной патологии, Зимбардо вынужден был уже через шесть дней прекратить эксперимент, рассчитанный на две недели»2.

Эксперимент Ф. Зимбардо, ставший на долгие годы объектом жесточайшей критики, не только продемонстрировал опасность дисфункциональных ролей для личности и общества, но одновременно еще раз убедительно подтвердил феноменальную эффективность ролевой симуляции не только как метода изменения установок и модификации поведения, но и как средства обучения. В самом деле участники эксперимента не только стали разделять установки, свойственные охранникам и заключенным, являвшимся для данного контингента испытуемых «людьми с другой планеты», но и очень быстро освоили предметную сторону деятельности, знакомой им разве что по кинофильмам.

В результате, ролевые игры получили самое широкое распространение не только в социально-психологической и психотерапевтической практике, но и в смежных областях деятельности, например, при обучении иностранным языкам методом «погружения».

В практической работе социального психолога различные модификации ролевых игр используются для решения самых разнообразных задач. Но, пожалуй, наиболее часто к ролевой симуляции и, так называемой, технике обмена ролями обращаются при работе с конфликтными ситуациями.

Эффект данной техники основан, прежде всего, на возможности для каждого из участников взглянуть на ситуацию глазами другого. Это чрезвычайно важно с точки зрения продуктивного разрешения конфликта, поскольку, по справедливому замечанию Г. Лейтц, «тем самым повышается ролевая гибкость, значение которой мы оценим верно только тогда, когда учтем тот факт, что деструктивный потенциал в отношениях напрямую зависит от степени фиксации контрагентов на прежней своей точке зрения. Но поменявшись ролями, они воспринимают ту же самую ситуацию с позиции другого. Благодаря этому сознание обоих расширяется». Как следствие, каждому из участников конфликта, «...знакома уже не только половина реальности своей ситуации, то есть “реальность со своей точки зрения”; оба теперь осознают реальность в полном объеме. Это всеобъемлющее сознание складывается из переживания в собственной роли и из переживания в роли визави. Такой целостный опыт обеспечивает более объективную оценку ситуации “по ту сторону добра и зла”»1.

Таким образом, использование ролевой симуляции и техники обмена ролями для разрешения конфликта позволяет отсечь личностные проекции участников, обусловливающих и усиливающих такие искажения восприятия, как предубеждение в пользу самих себя, тенденции к самооправданию, фундаментальную ошибку атрибуции, негативные стереотипы, от сути разногласий, а также минимизировать искажения восприятия, связанные с коммуникативным процессом. Тем самым, ситуация освобождается от подлинно деструктивных составляющих конфликта, поскольку, с точки зрения современной социальной психологии, «во многих конфликтах содержится лишь небольшое ядро подлинно несовместимых целей; главная проблема - искаженное восприятие чужих мотивов и целей»2.

Понятия «роль» и «ролевое поведение» для практического социального психолога выступают и в качестве первостепенного предмета изучения, и в качестве своеобразного интерпретационного «ключа» при характеристике и содержательном объяснении психологической сути процессов группообразования и личностного развития в условиях конкретных сообществ людей.

Сущ., кол-во синонимов: 21 амплуа 23 влияние 17 дело 97 занятие 46 значение 27 значимость 22 ипостась 8 кинороль 1 круг обязанностей 4 место 170 миссия 16 образ 41 обязанности 5 партия 34 положение 92 предназначение 15 ролька 1 сверток 23 степень участия 1 функция 49 цена 31 Словарь синонимов русского языка

  • роль - 1. РОЛЬ, роля ж. франц. лицо, личность, представляемая лицедеем, актером, самые речи его, или все, что к сему относится. Он играет роли стариков. Он плохо вытвердил роль. || Вообще, значенье человека в свете, в отношениях к обществу, к делам разного рода. Толковый словарь Даля
  • РОЛЬ - РОЛЬ (франц. role) ,1) литературный образ, созданный драматургом в пьесе (киносценарии) - и соответственный сценический (кинематографический) образ, воплощенный актером в спектакле (фильме). 2) Совокупность текста, произносимого актером. Большой энциклопедический словарь
  • роль - РОЛЬ, роли, мн. и ролей, ·жен. (·франц. role, ·первонач. свиток, список). 1. Персонаж драматического произведения, изображаемый на сцене актером. Играть роль кого-нибудь. Главная роль. Маленькая роль. Артист дебютировал в роли Хлестакова. Толковый словарь Ушакова
  • роль - Роли, мн. роли, ж. [фр. role, первонач. свиток, список]. 1. В спектакле, фильме – образ, воплощаемый актёром. 2. Весь текст, принадлежащий одному из действующих лиц пьесы, киносценария. 3. Значение, род и степень участия в каком-н. деле, предприятии, событии. 4. Судовая роль – список экипажа судна. Большой словарь иностранных слов
  • РОЛЬ - РОЛЬ - англ. role; нем. Rolle. Степень участия, мера влияния, значение ч.-л. Социологический словарь
  • роль - 1. роль, роли, роли, ролей, роли, ролям, роль, роли, ролью, ролями, роли, ролях 2. роль, роли, роли, ролей, роли, ролям, роль, роли, ролью, ролями, роли, ролях Грамматический словарь Зализняка
  • роль - орф. роль1, -и, мн. -и, -ей (в пьесе, на сцене и т. п.) роль2, -я и рол, -а (сверток цилиндрической формы) Орфографический словарь Лопатина
  • Роль - (франц. rôle) 1) литературный персонаж в драме (киносценарии) и соответственный сценический (кинематографический) образ, воплощённый актёром в спектакле (фильме, радиопьесе). Р. бывают комедийные, трагедийные, драматические, трагикомические и т. Большая советская энциклопедия
  • роль - 1) -и, род. мн. -ей, ж. 1. Художественный образ, воплощаемый актером на сцене, в кинофильме и т. п. Главная роль. Эпизодическая роль. Комедийная роль. Распределение ролей. □ Она по-прежнему оставалась актрисой на ролях трагических героинь. Малый академический словарь
  • роль - роль I ж. 1. Художественный образ, создаваемый актёром (на сцене, в кинофильме и т.п.). || Совокупный текст одного действующего лица в пьесе. 2. перен. Неестественная, наигранная манера поведения. Толковый словарь Ефремовой
  • роль - I I ж., род. п. -и, также ро́ля "роль" (Пушкин). Последнее – через нем. Rolle – то же, напротив, роль – непосредственно из франц. rôlе "роль, список" от лат. rotulus "бумажный свиток (для актеров)"; см. Гамильшег, ЕW 770; Клюге-Гётце 485; Преобр. II, 212. Этимологический словарь Макса Фасмера
  • роль - РОЛЬ 1. РОЛЬ, -и; мн. род. -ей, дат. -лям; ж. [франц. rôle] 1. Художественный образ, воплощаемый актёром на сцене, в кинофильме и т.п. Главная р. Эпизодическая р. Распределение ролей. Трагическая, комическая, драматическая р. Играть р. главного героя. Толковый словарь Кузнецова
  • роль - 1. РОЛЬ1, и, мн. и, ей, ж. 1. Художественный образ, созданный драматургом в пьесе, сценарии и воплощаемый в сценической игре актёром. Трагические, комические роли. Р. Гамлета. Играть (исполнять) р. Хлестакова. Играть р. благодетеля. Главная... Толковый словарь Ожегова
  • 

    Роль

    сущ. , ж. , употр. часто

    Морфология: (нет) чего? ро́ли , чему? ро́ли , (вижу) что? ро́ль , чем? ро́лью , о чём? о ро́ли ; мн. что? ро́ли , (нет) чего? ро́лей , чему? ро́лям , (вижу) что? ро́ли , чем? ро́лями , о чём? о ро́лях

    1. Ролью называется художественный образ пьесы, фильма, который воплощается актёром на сцене, в кинофильме и т. п.

    Главная, эпизодическая роль. | Трагическая, комическая, драматическая роль. | Распределение ролей. | Играть роль главного героя. | Сниматься в комедийных ролях. | Дебютировать в роли. | Актёр был номинирован на «Оскар» за лучшую мужскую роль.

    2. Ролью называются слова, произносимые актёром в пьесе.

    Тетрадь с ролью. | Учить, повторять роль. | Знать свою роль наизусть.

    3. Если кто-либо играет, разыгрывает роль кого-либо, то это означает, что этот человек ведёт себя в жизни подобно какому-либо литературному герою, типажу и т. д.

    4. Если кто-либо находится на вторых ролях , то это означает, что этот человек пребывает в подчинённом, зависимом от кого-либо положении.

    5. Если кто-либо входит в роль кого-либо, то это означает, что этот человек начинает строить, изменять свой стиль поведения в соответствии с каким-либо статусом, положением и т. д.

    6. Если кто-либо поменялся ролями с кем-либо, то это означает, что этот человек оказался в положении другого человека.

    7. Ролью называют чей-либо род деятельности, проявление кого-либо в каком-либо качестве.

    Взять на себя роль переводчика. | Отстаивать роль лидера. | Выступить в роли просителя. | Общественная роль кого-либо.

    8. Ролью называют чью-либо степень участия в каком-либо деле, предприятии, событии.

    Роль личности в истории. | Роль женщины в обществе. | Роль Пушкина в формировании русского литературного языка. | Сыграть ключевую, заметную, ведущую роль в чём-либо. | Сыграть неблаговидную роль в чём-либо.

    9. Если кто-либо выступает в роли кого-либо, то это означает, что этот человек начинает выполнять какую-либо деятельность, воспринимается кем-либо в каком-либо качестве и т. д.

    Выступить в роли организаторов. | Депутаты не согласны выступать в роли статистов.

    10. Ролью называют устойчивую функцию какого-либо устройства.

    Не каждый фильтр выполняет все три роли.

    12. Если что-либо играет роль , то это означает, что какое-то обстоятельство является достаточно важным.

    13. Если что-либо выполняет роль чего-либо, то это означает, что какой-либо объект используется в функции другого объекта.

    Майка, которую мы носим на себе весь день, выполняет роль полотенца.

    ролево́й прил.

    Ролевая игра.


    Толковый словарь русского языка Дмитриева . Д. В. Дмитриев. 2003 .


    Синонимы :

    Смотреть что такое "роль" в других словарях:

      Роль, роли; мн. роли, ей … Русское словесное ударение

      Толковый словарь Ушакова

      1. РОЛЬ1, роли, мн. и ролей, жен. (франц. rôle, первонач. свиток, список). 1. Персонаж драматического произведения, изображаемый на сцене актером. Играть роль кого нибудь. Главная роль. Маленькая роль. Артист дебютировал в роли Хлестакова.… … Толковый словарь Ушакова

      роль - (role): Наименование поведенческого набора, связанного с выполнением какой либо работы (ИСО/ТС 17090 1). Источник: ГОСТ Р ИСО/ТС 18308 2008: Информатизация здоровья. Требования к архитектуре электронного учета здоровья 2 … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

      - (фр.). 1) часть пьесы, которую должен играть каждый актер. 2) личность изображаемая актером на сцене. 3) действие и назначение человека в свете, обществе или в каком либо деле: он играет в этом деле очень некрасивую роль. Словарь иностранных слов … Словарь иностранных слов русского языка

      См. занятие входить в свою роль, играть выдающуюся роль, играть главную роль, играть первую роль... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. роль амплуа; значение; функция, дело,… … Словарь синонимов

      роль - (в социальной психологии) (от франц. rуle) социальная функция личности; соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений. Понятие Р. ввел в социальную… … Большая психологическая энциклопедия

      РОЛЬ, и, мн. и, ей, жен. 1. Художественный образ, созданный драматургом в пьесе, сценарии и воплощаемый в сценической игре актёром. Трагические, комические роли. Р. Гамлета. Играть (исполнять) р. Хлестакова. Играть р. благодетеля. Главная р.… … Толковый словарь Ожегова

      1. РОЛЬ, и; мн. род. ей, дат. лям; ж. [франц. rôle] 1. Художественный образ, воплощаемый актёром на сцене, в кинофильме и т.п. Главная р. Эпизодическая р. Распределение ролей. Трагическая, комическая, драматическая р. Играть р. главного героя.… … Энциклопедический словарь

      РОЛЬ, роля жен., франц. лицо, личность, представляемая лицедеем, актером, самые речи его, или все, что к сему относится. Он играет роли стариков. Он плохо вытвердил роль. | Вообще, значенье человека в свете, в отношениях к обществу, к делам… … Толковый словарь Даля

    Книги

    • Роль , Эрланд Юсефсон. В 1989 году великий шведский актер Эрланд Юсефсон, герой фильмов Ингмара Бергмана, Андрея Тарковского, Иштвана Сабо и Лилианы Кавани, играл в бруковской постановке "Вишневого сада" на…