Василий алибабаевич биография. «Василий Алибабаевич»: что стало с известным актером Раднэром Муратовым

Он с детства мечтал стать лётчиком и даже окончил школу ВВС в Казани. Но дальнейшую его судьбу определил случай, и Раднэр Муратов стал актёром. Он навсегда остался в...

Он с детства мечтал стать лётчиком и даже окончил школу ВВС в Казани. Но дальнейшую его судьбу определил случай, и Раднэр Муратов стал актёром. Он навсегда остался в памяти зрителей в образе незадачливого Василия Алибабаевича в «Джентльменах удачи». Однако ни семья, ни огромная популярность актёра не смогли сделать его счастливым. Его жизнь была сложной, а финал её оказался на самом деле трагичным.

Счастливый случай

Он получил имя благодаря приверженности своего отца, Зинята Муратова, светлым идеалам коммунизма. Зинят Ибятович решил назвать сына Раднэром – «радуйся новой эре». Когда мальчик вырос, он стал представляться Радиком, практически никогда не пользуясь своим полным именем.

Он действительно мог бы стать лётчиком, но случайно увиденное объявление о наборе во ВГИК изменило всю его дальнейшую жизнь. Радик Муратов, окончивший лётную школу, довольно легко прошел конкурс в престижный институт и вскоре увидел свою фамилию в списках студентов.

В 1951 году получил диплом и был зачислен в состав Театра киноактёра, где проработал 37 лет. Радик Муратов активно снимался в кино, однако роли ему доставались эпизодические. Он снялся в восьмидесяти картинах, однако по-настоящему значимые роли можно пересчитать по пальцам.


Когда его пригласили сняться в «Джентльменах удачи» у Александра Серого, Раднэр Зиятович неожиданно для всех ответил отказом. Он должен был играть начальника тюрьмы, но роль ему показалась настолько неинтересной, что он решил от неё отказаться, сообщив режиссёру: он мог бы сыграть в его фильме только Василия Алибабаевича. Но эта роль уже была отдана Фрунзику Мкртчану.

Впрочем, удача снова оказалась на стороне Радика Муратова: известный к тому времени актёр оказался занят, и режиссёр решил дать Радику шанс. В результате незадачливый Василий Алибабаевич стал любимцем зрителей, а Раднэр Муратов, наконец, стал известным.


Правда, популярность актёра никак не отразилась на его творческой биографии. Он по-прежнему снимался в эпизодах, а основной доход ему приносили концерты и творческие вечера, в которых он принимал участие.

Повороты судьбы


Личная жизнь актёра тоже была полна сложностей и неудач. Он был влюблен в Изольду Извицкую, с которой познакомился ещё во время учёбы во ВГИКе. Одна из самых красивых девушек института ответила ему взаимностью. Радик и Изольда неизменно появлялись вместе, очень трогательно заботились друг о друге, в течение нескольких лет жили вместе, всерьёз подумывая о свадьбе.

Но после окончания института Изольда Извицкая отправилась на съемки в фильме «Первый эшелон», откуда вернулась уже официальной женой актёра Эдуарда Бредуна. Однако судьба предоставила актёру ещё один шанс стать счастливым.


Радик Муратов познакомился с Еленой Довлатбековой в 1955 во время съемок в фильме «Шарф для любимой». После расставания с Извицкой Радик стал оказывать знаки внимания Елене и вскоре снова был влюблён и счастлив. На его предложение о замужестве девушка ответила согласием.
Казалось, впереди у молодой семьи десятилетия безоблачного счастья.


У них была общая профессия, схожие интересы, любимый сын Леонид. Но брак распался. Елена Петровна отказывалась комментировать их развод, а Раднэр Зиятович и вовсе никого не пускал в свою личную жизнь. Истинная причина их расставания стала известна много лет спустя.

Имя и фамилию этого замечательного актера вряд ли сегодня кто-то сможет назвать сходу. Но стоит взглянуть на фото, как каждый, кто любит и пересматривает фильмы из "золотого фонда" советского кино, узнает немногословного мелкого мошенника Василия Алибабаевича из легендарных "Джентльменов удачи".

Народный артист РСФСР Раднэр Муратов так и жил после своей звездной роли под именем киношного персонажа. Василием Алибабаевичем он стал и для своих приятелей, и для соседей, и для дружков-игроков.

Как и многие наши прекрасные актеры, Муратов не выдержал испытание шальными 90-ми. Кто-то спивался, кто-то уходил в криминал (как Сергей Шевкуненко, сыгравший в популярных приключенческих фильмах "Кортик" и "Бронзовая птица"). А Раднэр Муратов, став завсегдатаем московского ипподрома, проиграл все накопления и практически все свое имущество. У него не осталось даже кровати, он спал на снятой с петель двери. Вот такая жизненная трагедия.

А начиналось все очень хорошо.

С небес во ВГИК

Раднэр Муратов родился 21 октября 1928 года в Ленинграде. Его отец был партийным работником, впоследствии занимал пост первого секретаря обкома Татарской АССР. В 20-30-е годы прошлого века в СССР была мода давать детям "революционные" имена - Арвиль, Октябрина, Вилен... Имя Раднэр, которое родители дали мальчику, расшифровывалось, как "радуйся новой эре". Впрочем, уже с детства Раднэр свое имя невзлюбил и просил всех называть его Радиком.

Воспитываясь на подвигах Валерия Чкалова, все мальчишки 30-х годов мечтали быть воздушными асами. Увлекала авиация и Радика. В 15 лет, уже во время Великой Отечественной войны, он поступил в Казанскую специальную школу ВВС, которую благополучно окончил в 1946 году. Но стать летчиком ему так и не довелось. Спустя год после окончания летной школы Раднэр отправился в Москву. И там случайно увидел объявление о наборе студентов во ВГИК. Поддавшись сиюминутному желанию, молодой человек решил стать актером.

Поступил во ВГИК Раднэр с первой же попытки. Особо выдающихся способностей педагоги в нем тогда не обнаружили. Но в то время как раз поступила разнарядка свыше: набирать в актеры не только юношей и девушек со славянской внешностью, но и представителей различных национальностей, живущих в Союзе. А тут как раз такой колоритный юноша! "Меня, знаете, почему взяли? Потому что все беленькие, а Радик Муратов - он черный", - рассказывал потом Муратов в одном из интервью.

Раднэру повезло: его учили уже прославившийся своими фильмами о Ленине режиссер Михаил Ромм (позже среди его учеников были Андрей Тарковский, Василий Шукшин и Никита Михалков) и режиссер Сергей Юткевич, который также внес свою лепту в "лениниану", сняв фильмы "Человек с ружьем", "Рассказы о Ленине" и другие. В 1951 году Муратов с отличием окончил ВГИК и был принят в Государственный театр киноактера. Но работы там практически не было. Не посыпались на колоритного выпускника и предложения от кинорежиссеров.

Первую заметную роль Муратов сыграл в 1955 году в комедии Анатолия Граника "Максим Перепелица". Его солдат Таскиров запомнился зрителям одной единственной фразой: "Никакой ты не командир". Но и после этой роли молодого и явно талантливого актера не часто приглашали на пробы. Хоть СССР и был многонациональной страной, но на столичных киностудиях сюжеты, где местом действия были союзные республики и нужны были актеры - выходцы из них, появлялись не так часто.

"Кушать подано. Садитесь жрать, пожалуйста!"

Самым удачным в карьере Раднэра Муратова стал 1971 год, когда он сыграл свою звездную роль - Василия Алибабаевича в комедии Александра Серого "Джентльмены удачи".

Впрочем, сначала Муратову предлагали в этом фильме совсем другую роль - начальника тюрьмы. Но Раднэр, удивив многих, отказался играть очередной проходной эпизод. И оказался прав.

Василия Алибабаевича, жулика, который попал в тюрьму за то, что разбавлял бензин ослиной мочой, должен был сыграть Фрунзик Мкртчян. Но в последний момент актер отказался, так как был очень занят в театре. Срочно стали искать замену Мкртчяну. Но это оказалось не так-то просто: даже знаменитый Владимир Этуш казался неубедительным в роли незадачливого бензозаправщика из Средней Азии. В протоколе заседания худсовета значилось: "Из представленных на кинопробе не годится ни один, сделать кинопробу И. Рутбергу". Когда не повезло и Илье Рутбергу, сыгравшему к тому времени физрука в дебютном фильме Элема Климова "Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен!", претендентов начали отсматривать заново. И тогда вспомнили об "отказнике" Муратове.

Виктория Токарева (автор сценария вместе с Георгием Данелия) попросила Муратова: "У нас комедия. Поэтому играй серьезно, как у Швейцера во "Время, вперед!". "Я и сыграл серьезно…", - вспоминал впоследствии Муратов. Одна его фраза: "Кушать подано. Садитесь жрать, пожалуйста!", сказанная на полном серьезе, сразу же стала крылатой.

Муратов очень серьезно относился к съемкам в комедии. И даже не согласился принять участие в заговоре против режиссера, в который его пытались втянуть Леонов, Вицин и Крамаров. Им очень не хотелось бегать практически голышом по снегу, да еще и в 17-градусный мороз, как хотел Александр Серый для придания правдоподобности происходящему на экране. Но Муратов бесстрашно разделся и выскочил на мороз. Тогда знаменитые актеры решили отомстить новичку-коллеге: Крамаров подкрался к нему и тут же, перед камерой, натер снегом, а Вицин, чтобы было веселее, стал натирать и самого Крамарова. В итоге этот дубль вошел в фильм.

"Наступил день, когда снималась сцена с побегом в цистерне с цементом, - рассказывал о съемках в фильме Раднэр Муратов. - Подкатила цистерна с обыкновенной хлебной закваской, подкрашенной зеленой луковой эссенцией. Состав был такой терпкий, липкий… Вылезли мы после съемок из этого раствора и быстрее мыться… Съемки были под Самаркандом, и там была фабрика, а при ней душевая, и вот только минут через сорок-сорок пять мы этот состав кое-как от себя отскребли, поры наши вновь задышали, стали мы опять превращаться в человека, оглянулись, а Вицина нету. Оказалось, что он продолжает сидеть в цистерне, потому что узнал, что этот состав на 23 лекарственных травах и что это на 15 лет продлевает молодость".

"Джентльмены удачи" принесли Раднэру Муратову огромную популярность. Но на карьеру актера это нисколько не повлияло. Он по-прежнему снимался в эпизодах. Впрочем, на судьбу Раднэр не жаловался: на маленькие роли его стали приглашать довольно часто, а платили за них в те времена неплохо.

С 1971 по 1986 годы он снялся в двух десятках картин, среди которых комедии Леонида Гайдая "12 стульев" (роль шахматиста) и "Не может быть!" (милиционер), комедия Вилена Азарова "Неисправимый лгун" (поливальщик), детективный сериал "Совесть" (Рахимов), приключенческая дилогия "Пропавшая экспедиция" и "Золотая речка" (Ахметка), комедия Георгия Данелии "Афоня" (Мурат Рахимов), телесериал "Вечный зов" (Магомедов).

Любовь и страсть

Учась во ВГИКе, Муратов познакомился с тамошней студенткой Изольдой Извицкой и молодые люди три года прожили вместе. Но юной красавице вскружил голову актер Эдуард Бредун. С Муратовым она рассталась. Если бы этого не произошло, возможно, Извицкая не ушла бы так рано из жизни.

Она стала известной после роли Марютки в пронзительной военной драме Григория Чухрая "Сорок первый". Но за быстрым взлетом последовало стремительное падение. В 60-х годах у молодой актрисы начался душевный и творческий кризис. И катализатором как раз стал Бредун, за которого она вышла замуж, но жизнь с которым совсем не складывалась. Киноактриса Татьяна Гаврилова позднее рассказывала: "В 1968 году я, моя приятельница, известная актриса Людмила Марченко, и ее муж, театральный администратор Виталий Войтенко, пришли в гости к Изольде. Мы были потрясены, увидев, что она сильно избита. Она показала нам множество ссадин на руках и теле, синие подтеки под глазами, но не сказала, кто это сделал…". Впрочем, все догадывались кто.

Изольда пристрастилась к алкоголю. Коллеги и друзья пытались спасти женщину. Они буквально уговаривали режиссеров давать ей хотя бы небольшие роли. Но после того как в 1971 году от Извицкой ушел к ее же подруге ее любимый муж, она уже перестала себя контролировать. Актриса закрылась в своей квартире и неделями не показывалась на улице. Из еды у нее были только сухари и вода.

В конце февраля 1971 года актриса пропала. Диспетчер театра-студии киноактера, обеспокоенная тем, что телефон Извицкой не отвечает, позвонила Бредуну. Тот в свою очередь вызвал милицию. Взломали дверь… Изольда Извицкая лежала на полу как-то боком, в стеганом французском халатике, головой - на кухне, худеньким телом - в комнате. По настоянию Бредуна, смерть объяснили "отравлением организма неизвестными ядами, слабостью сердечно-сосудистой системы". Актрисе было всего 38 лет.

После расставания с Изольдой Раднэр Муратов связал свою жизнь с Еленой Довлатбековой - актрисой Театра киноактера. У Муратовых родился сын Леонид. Но вскоре супруги развелись. Актер говорил, что по обоюдному согласию. Но, возможно, свою роль сыграло то, что Муратов "заболел" скачками, которые настолько его увлекли, что он стал постоянно пропадать на ипподроме.

Постепенно увлечение скачками стало приобретать все более гипертрофированную форму. Актер не мог справиться с собой: он снимал со сберкнижки накопленные деньги, ставил на заезды, выигрывал, ставил еще больше и тут удача от него отворачивалась. Говорят, что к середине 1970-х годов он проиграл столько денег, что на них можно было купить несколько автомобилей.

В 1986 году Муратову было присвоено звание заслуженного артиста РСФСР. Это было последнее приятное событие в его карьере. В 1988 году прекратил существование Театр киноактера, где он служил и его больше не приглашали сниматься в кино. Но он упорно продолжал ходить на ипподром. В ход пошли уже вещи из квартиры, самые ценные из которых он сдавал в ломбард, а вырученные деньги ставил на очередную лошадь.

Московские таксисты любили рассказывать историю, как Василий Алибабаевич выиграл на бегах 40 тысяч рублей. Две недели в ресторане "Арагви" на эти деньги гулял весь ипподром. А потом актер очнулся где-то под забором. Рядом лежали три рубля. Скорее всего, это была просто городская легенда. Но, как известно, в любой сказке есть доля истины.

Спал на двери

Ни мебели, ни холодильника, ни телевизора. Газеты на полу… Муратов постепенно проиграл все, что имел. "И спал на двери, снятой с петель, - вспоминает Надежда Карпышева, соседка по подъезду в доме на Нагатинской набережной, где у актера была однокомнатная квартира. - Я подушку с одеялом принесла...".

Обедать Муратов ходил в столовую соцпомощи, где иногда давал концерты. В 2000 году Муратов перенес инсульт, после которого стала отказывать память - у него проявилась болезнь Альцгеймера. Он забывал имена, фамилии, даты и даже простые слова. Нередко актер уходил из дома и терялся на улицах. Еще раньше у Муратова начались серьезные проблемы со зрением, но по врачам он ходить не любил. В итоге правый глаз перестал видеть.

Сын Леонид всеми силами пытался помочь. Соседкам он давал деньги на еду для отца. Те покупали продукты и вешали на ручку входной двери. Но актер никогда ничего не брал. Однажды даже швырнул сумку в соседскую дверь. "Вы меня нищим считаете!" - возмущался он. Не принял он и помощь послушницы из монастыря, которую пыталась к нему приставить Гильдия киноактеров. Не поехал и в Матвеевский дом ветеранов кинематографии, куда его пытался пристроить сын. Наоборот, обиделся на Леонида и практически перестал с ним общаться.

"Радик никого в свою жизнь не впускал, - вспоминала бывшая супруга Елена Петровна. - Когда он был в больнице, его все навещали, мы с сыном предлагали ему убраться в квартире. Но он запретил нам туда без него входить. У него давно своя жизнь, он живет своими принципами, своими мыслями, своим внутренним миром. Это вообще судьба всех актеров, которые остались сейчас не у дел".

В октябре 2004 года Раднэр Муратов в очередной раз потерялся на улице. Когда милиционеры остановили пожилого, изможденного, похожего на бомжа человека, он не смог назвать ни своего имени, ни адреса. Узнать простодушного Василия Алибабаевича в нем было невозможно. Актера отправили в психиатрическую больницу, но там ему стало плохо. С подозрением на повторный инсульт его привезли в реанимацию 68-й больницы. Там установили личность актера. Врачи долго боролись за его жизнь… Раднэр Муратов умер 10 декабря 2004 года от повторного инсульта. Ему было 76 лет. Похоронен актер на Николо-Архангельском кладбище в Москве.

"Жену проиграл… Сына проиграл…"

Единственным другом Муратова был актер Владимир Протасенко (он сыграл в "Джентльменах удачи" эпизодическую роль мужчины, встречающего на улице своего друга детства Федю - героя Савелия Крамарова).

"Помню, были мы с ним в творческой командировке в Кабуле, - вспоминал Владимир Протасенко. - Жили в одном номере. Поздно ночью я его спрашиваю: "Радик, ты чего не спишь?" А он в ответ: "Как же так получилось, думаю. Жену проиграл, она - прелестный человек. Сына проиграл. Дома нет даже одеяла, укрываюсь тем пальто, которое не берут в ломбард... А сейчас я успокоился. Все мы умрем - и весь сказ..."

Советская картина «Джентльмены удачи» до сих пор входит в число любимых комедий россиян. Одним из самых трогательных персонажей фильма, несомненно, является Василий Алибабаевич в исполнении талантливого Раднэра Муратова. Именно в этой роли Муратов больше всего запомнился зрителю. К сожалению, сам актер к концу жизни стал забывать не только свой персонаж, но даже имена родных ему людей.

От летчика до актера

Радик Муратов родился в 1928 году в северной столице. В то время его отец Зиннат учился в Ленинграде. Зиннат Ибятович высоко поднялся по карьерной лестнице и за 20 лет превратился из обычного грузчика в первого секретаря Татарского обкома КПСС. Поэтому свои детство и юность Радик провел именно в Татарстане. Движимый мечтой о небе, во время войны Муратов-младший поступил в школу ВВС в Казани. Однако он закончил учебу уже после Победы, так и не совершив ни одного боевого вылета, о чем впоследствии очень жалел.

Интересно, что Раднэр никогда не грезил о театральных подмостках или о кино. Он стал артистом абсолютно случайно. Муратов приехал в Москву, будучи в очередном отпуске. Тогда как раз шел набор во ВГИК. Молодой человек об этом узнал и из спортивного интереса решил попробовать: возьмут или нет? Взяли. Злые языки и завистники до сих пор судачат о том, что Муратов особым талантом не отличался и поступил в институт только потому, что был татарином (в то время представителей определенных национальностей частенько принимали в вузы на льготных условиях).

Вася-джентльмен

Как бы то ни было, ВГИК Муратов закончил, да еще и на отлично. Несмотря на это, Раднэр до конца своих дней играл в основном только роли второго плана или появлялся в крохотных эпизодах и массовках. Но даже в этом случае актеру удалось стать знаменитым на весь Союз. Впервые публика отметила его в роли солдата Таксирова в ленте «Максим Перепелица». Однако по-настоящему в душу зрителя запал его Василий Алибабаевич из «Джентльменов удачи». Реплики Муратова цитируют в народе до сих пор.

А вообще актер снялся в более чем 80 фильмах, а также занимался озвучкой иностранных лент и картин союзных республик. В 1986 году Муратов получил звание Заслуженного артиста РСФСР. Однако в его театральной и кинематографической карьере это событие оказалось заключительным. С конца 1980-х годов он больше ни разу не появился на экране.

Болезнь

Личная жизнь у актера не сложилась. Какое-то время он был женат на артистке Елене Довлатбековой, которая родила ему сына Леню. Но брак не был долгим. Раднэр Муратов остался один. Говорят, во всем были виноваты скачки. На ипподром Муратов стал ходить еще в 1960-х, делал ставки и часто проигрывал большие суммы. Но и это увлечение на склоне лет перестало волновать актера, у него диагностировали болезнь Альцгеймера. Память все чаще стала ему отказывать. Порой он не мог вспомнить имена близких, путал их. Муратов перестал ориентироваться в пространстве и терялся даже возле своего дома. Поэтому вскоре актер большую часть времени стал проводил в квартире. От помощи сына и бывшей жены он категорически отказывался. Он не хотел, чтобы его считали немощным или нищим.

Как бомж

Осенью 2004 года Муратов вышел из дома. В тот день дверь за ним захлопнулась навсегда. Назад он не вернулся. Спустя время кто-то привез его в одну из столичных больниц. Но актер был так плох, что ничего не смог о себе сообщить. Неизвестного, похожего на бомжа гражданина поместили в психиатрическую лечебницу. Однако другу Муратова Владимиру Протасенко удалось его найти. Раднэра Зинятовича положили в обычную больницу. Но там его настиг инсульт. Он впал в кому, а 10 декабря его не стало.

По этой же теме:

Раднэр Муратов: как закончил свои дни «Василий Алибабаевич» Что произошло в психбольнице с известным актером Николаем Гриценко Алексей Катышев: что стало с актером, который прошёл «огонь, воду и медные трубы»

Чтобы помнили

Знаменитый Василий Алибабаевич был сыном главного татарина СССР

10 декабря исполняется год со дня жуткой смерти прославленного "джентльмена удачи" актера Раднэра Муратова
Говорят, за доброту и бесконфликтность Муратова любили все. А вот людей, готовых рассказать о нем, оказалось не так много.

Его нашли на улице. Милиционеры, патрулировавшие Преображенскую площадь в Москве, приняли худого плохо одетого человека за бомжа. Когда же выяснилось, что он не помнит собственных имени и фамилии, и вовсе сочли сумасшедшим - направили в психиатрическую клинику. К счастью, врачи узнали в своем пациенте известного актера и связались с родственниками. Оказалось, что следствием перенесенного им несколько лет назад инсульта стала болезнь Альцгеймера - страшный недуг, превращающий человека в растение. Кто знает, сколько времени провел бы Раднэр Зиннатович в больнице, но 6 декабря у актера случился второй инсульт. Пролежав четыре дня в коме, он умер, не приходя в сознание. Знаменитому Василию Алибабаевичу было 76 лет. Говорят, за доброту и бесконфликтность Муратова любили все. А вот людей, готовых рассказать о нем, оказалось не так много. Для родных эти воспоминания пока еще слишком болезненны. Один из ближайших друзей, актер Владимир Протасенко (в "Джентльменах удачи" он играл друга детства Феди-Крамарова - инженера на шарикоподшипниковом заводе), обидевшись на московских журналистов, дал обет молчания. Вообще, тема эта невеселая. Сколько мы знаем историй о том, как популярные в свое время актеры заканчивали жизнь в нищете. И все равно каждый раз говорить об этом страшно и обидно...

АКТЕР АНАТОЛИЙ ЯББАРОВ: "ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ РАДИК НАХОДИЛСЯ В ПРОСТРАЦИИ И НИКОГО НЕ УЗНАВАЛ"

- Анатолий Ахметович, когда вы познакомились со знаменитым Василием Алибабаевичем - актером Раднэром Муратовым?

Я знаю его где-то года с 70-го, но это было очень отдаленное знакомство. А в 75-м он пригласил меня в Дом кино на встречу Нового года, у него был лишний билет. С нами за столом сидели Кмит, который играл Петьку в "Чапаеве", и Боря Быстров из Театра имени Ермоловой, сыгравший когда-то Аладдина. Там мы разговорились и после этого уже общались более тесно. Правда, снимались вместе только в одной картине - "Джентльмены удачи", да и то общих сцен у нас там не было.

- Кого вы там играли?

Митяя, которого Доцент сбросил с крыши. Ну а Радик сыграл прославившего его Василия Алибабаевича.

- Это ведь единственная его знаменитая роль?

Да и та досталась ему случайно. Авторы сценария - Георгий Данелия и Виктория Токарева - писали его на конкретных актеров: Леонова, Вицина, Крамарова. Четвертую главную роль должен был сыграть Фрунзик Мкртчян. Но он не смог прилететь. Кажется, тогда в Ереване праздновали 50-летие Армянской ССР, он был там занят, и его не отпустили на съемки. А в те времена надо было выдавать на-гора метраж - государство требовало отчета за каждый съемочный день.

Несколько дней группа находилась в простое, и тогдашний директор "Мосфильма" Сизов пригрозил закрыть картину. Режиссер Серый в панике бросился на поиски и нечаянно наткнулся на Радика, который просто шел по студии. Его быстро загримировали и буквально тут же утвердили. Я ему всегда говорил: "Радик, ты вытащил счастливый лотерейный билет!". Так он и сыграл в картине, хотя мне кажется, что Мкртчян мог бы сделать это лучше. У Радика образ был чисто комедийным, а Фрунзик мог бы сделать его трагикомическим.

- Какой была обстановка на съемках "Джентльменов удачи"?

Очень веселой! Замечательные комедийные актеры, которые там снимались, подшучивали друг над другом даже тогда, когда звучала команда: "Стоп! Снято!". А уж в кадре и подавно. Чего стоил только один эпизод поездки в цистерне с цементом.

- Неужели они в настоящий цемент ныряли?

Боже упаси! Это была закваска, из которой делают квас. Вицин, когда узнал, что она настояна на 16 травах, которые очень полезны для организма, начал нырять туда в два раза чаще. А вообще, эта субстанция была очень вкусной и сладкой, так что они с удовольствием там плескались.

- Зрители считают, что комедийные актеры и в жизни очень веселые. Это так?

Скорее, наоборот - грустные и замкнутые. И Радик такой был. Вицин, например, не любил всяких сборищ и тусовок, совершенно не публичный был человек, жил замкнуто. Даже собственный юбилей праздновать отказался. А еще актеры-комики, как правило, трагически заканчивают свою жизнь - в нищете, в одиночестве.

Когда умер мой очень хороший друг, Борис Кузьмич Новиков (знаменитый "купи-продай"), у его семьи не было денег даже на гроб. Когда его жена позвонила в Союз кинематографистов и попросила о помощи, ей ответили, что средств нет. И в этот же день (как раз проходил Московский международный кинофестиваль) в кинотеатре "Россия" вручили по 100 тысяч долларов Софи Лорен и Джине Лоллобриджиде.

В нищете умер и Сергей Филиппов (исполнитель роли Кисы Воробьянинова в "Двенадцати стульях" Леонида Гайдая), да еще и пролежал две недели после смерти в своей квартире. У него была опухоль мозга... В бедности закончил свои дни и Фрунзик Мкртчян.

- Интересно почему?

Психологи должны изучить этот феномен, но такая закономерность действительно есть. Не миновала эта участь и Радика.

- Как случилось, что в последние годы он оказался буквально за чертой бедности?

Всю жизнь он работал в Театре-студии киноактера, а в 60 лет вдруг решил уволиться. Мы долго его отговаривали, но он стоял на своем: "Я дал себе слово, что уйду, как только заработаю пенсию!". Лет 10-12 он нигде не работал. А потом, когда началась перестройка и выживать на пенсию стало невозможно, вынужден был попроситься обратно. Мы с директором посовещались и взяли его. Но если раньше он был штатным актером, то теперь находился на договоре. Он не участвовал ни в одном спектакле, просто получал зарплату. Мы старались поддерживать его материально. Очень много помогала Гильдия киноактеров России, там ему выписывали деньги, давали продовольственные наборы. Так он и жил.

- Говорят, он сильно болел?

Последние годы его жизни были трагичными. Ему едва доставало сил, чтобы прийти за зарплатой. Он все время находился в состоянии прострации, не узнавал людей, с которыми проработал не один десяток лет. Когда к нему обращались, ничего не отвечал, только растерянно улыбался в ответ. И все время говорил: "Я, наверное, скоро умру...". Такая у него была присказка.

- Болезнь Альцгеймера, от которой он страдал, начисто стирает память...

У нас есть в Москве программа "Юморина", он там с номером работал. И вот однажды Радик вышел на сцену, пару слов сказал, а дальше все - провал текста! Он еще обычно пел песню "Давай, чайханщик, чаю!". А тут что-то нечленораздельно промычал, ушел за кулисы и сказал: "Все, больше я на сцену не выхожу!".

Мы тогда и не поняли, насколько страшно все, что с ним происходит. А ведь это человек очень ясного, аналитического ума! Удивительным образом умел просчитывать лотерейные выигрыши и действительно часто выигрывал - и в лотерею, и на скачках. А как он играл в шахматы! Часто его партнером был чемпион мира по шахматам Смыслов. И Радик выигрывал у него! Одно время они даже вели на телевидении "Шахматную школу". Но это было давно, лет 25 назад, когда Радик еще был, что называется, в соку.

- Похоже, ему надо было становиться шахматистом, а не актером.

Возможно, тогда его жизнь сложилась бы удачнее. Кстати, однажды он из-за своего шахматного таланта пострадал. Как-то он мне рассказывал, как снимался у казахского режиссера Шакена Айманова. Его туда пристроил Эраст Павлович Гарин, он ездил в Ленинград сниматься у Шакена и замолвил словечко за Радика. И вот в один из дней забарахлила камера. И Айманов, который считал себя непревзойденным шахматистом в актерской среде, предложил: "Ну, кто тут шахматист? Давайте сыграем!". Он не знал, что Радик тоже хорошо играет.

Потом Радик вспоминал: "Первые три партии я ему нарочно проиграл. Он ожил, воспрянул духом. И тут я 10 партий выиграл всухую! Шакен стал мрачным и сказал: "Чтобы я этого татарина в группе больше не видел! Сегодня же отправьте его в Москву!". Но через пару дней остыл, и меня все-таки отсняли". Через какое-то время Радику нужно было пройти тарификацию, без этого тогда нельзя было повысить зарплату. И он позвонил Айманову с просьбой вставить его фамилию в титры - для тарификации чем больше картин, тем лучше. Шакен обещал.

Когда Айманов привез свою картину в Москву (раньше союзные киностудии сдавали свои работы в Госкино), пригласил Радика на сдачу. Тот приехал, сел скромно в уголке. Прошли титры, но его фамилии там не оказалось. Радик напрягся, но решил подождать. Надо сказать, сюжет картины очень похож на знаменитый фильм "Отец солдата". Только тут не грузинский, а казахский старик ищет могилу погибшего на войне сына. Находит он ее только в финале, идет потрясающая по драматизму сцена. И когда главный герой отходит от могилы, камера наезжает на памятник. А на нем написано: "Здесь похоронен Радик Муратов". Радик вспоминал, что вышел из зала бледный, на подгибающихся ногах.

- Еще бы, увидеть собственную могилу!

А Шакен еще и посмеялся: "Ну что, видел, какими большими буквами ты в титрах записан?!".

Через несколько дней была премьера картины в Доме кино, после которой там же, в ресторане на четвертом этаже, Айманов устроил банкет. На нем собралось очень много людей: и съемочная группа, и приглашенные. Но не успели они наполнить бокалы, как Шакена вызвали в Госкино подписать бумаги - его картину направляли на какой-то кинофестиваль. Он сказал, что быстро вернется, и уехал. Подписание бумаг действительно много времени не заняло. Когда подъезжали к Дому кино, он сказал водителю: "Высади меня здесь, а то пока ты будешь разворачиваться, я много времени потеряю". И вышел на противоположной стороне улицы. Сначала он собирался спуститься в подземный переход, но потом увидел, что улица пуста, начал переходить поверху. Неизвестно откуда взявшаяся машина сбила его. Насмерть... И собравшимся на банкете пришлось не только поздравлять Шакена с премьерой, но и поминать его.

- А как ушел сам Раднэр Зиннатович?

Тихо, в больнице. Мне позвонили и сказали: "Умер Радик Муратов!". Прямо из больничного морга его отвезли на Хованское кладбище. Похороны были скромными, людей на них пришло мало. Странно, ведь его многие любили. Думаю, большинство зрителей даже не знали, что его зовут Раднэр, называли Василием Алибабаевичем. Или говорили: "Вон пошел тот, что на бензоколонке бензин ослиной мочой разбавлял!".

КИНОИНЖЕНЕР ТЕАТРА-СТУДИИ КИНОАКТЕРА НИКОЛАЙ БОБРИКОВ: "РАДИК ЧАСТО ГОВОРИЛ: "ХОЧУ УМЕРЕТЬ, ЧТОБЫ КНИЖКИ МЕНЯ ЗАВАЛИЛИ!"

- Николай Федорович, говорят, в последние годы его жизни вы много общались?

Раднэр Зиннатович почти каждый день приходил ко мне в театр. Если меня не было (работа творческая, на месте я не сижу), просто садился возле центральной лестницы и ждал часами. Бывало, проходит мимо наш директор, Олег Михайлович, спрашивает: "Ты чего здесь?". - "Я, - говорит, - к Коле Бобрикову!". А сам небрит, плохо одет, - видно, что в нужде. Меня увидит, радуется, как ребенок. Я всегда старался его накормить, чаем напоить. Аппетит у него, слава Богу, хороший был, здоровый. За раз казан съедал, особенно любил пельмени ручной работы. Причем следил, чтобы все было свежее. Прежде чем съесть, обязательно понюхает. "А вдруг, - говорит, - ты меня отравить хочешь!". Потом, как водится, чай пили, иногда и 100 грамм ему наливал. А он мне всю свою жизнь рассказывал.

- Что он говорил о своих родителях?

Мама у него была преподавателем в школе, она трагически погибла. В автобус заходила, а водитель не заметил, двери начал закрывать. Она упала, а он ее еще несколько метров протащил... А отец у Радика был секретарем Казанского горкома партии и одновременно Первым секретарем Татарского обкома. У него на родине, в Кирове (ныне Вятка), был Дом-музей Зинната Муратова. Мы когда в Киров на гастроли приезжали, Радик никогда в гостинице не жил, ехал туда. Его встречали как дорогого гостя, поселяли. Там даже служанки были, мы их видели, когда однажды в гости к нему приезжали.

Радик, между прочим, тоже был партийным. За молчаливость и скромность его избрали председателем партийного контроля. Мне кажется, эти качества у него были от отца (тот ведь работал при Сталине, а это суровая закалка), он вообще был человеком неконфликтным, безобидным, к таким, как правило, в любом коллективе хорошо относятся.

- Как мальчик из семьи партийного функционера решил стать актером?

Вообще-то, Радик сначала окончил военное училище, летчиком хотел стать. Но война к тому времени уже заканчивалась. Да и зрение его подвело, обнаружился какой-то дефект, из-за которого он не мог летать. И тогда он решил поступить во ВГИК. А здание института, как известно, находится напротив ВДНХ.

Приехал Радик в Москву, сел возле какого-то фонтана, закурил (он тогда еще курил, со временем бросил). К нему подошел какой-то человек, попросил прикурить. Потом спросил: "Вы так пристально смотрите на институт. Наверное, поступать хотите?". - "Да вот, - признался Радик, - хочу попробовать". - "А что вы умеете?" - поинтересовался собеседник. Муратов прочитал стихи Маяковского. У него это получилось очень выразительно и эмоционально - все-таки восточный человек. Незнакомцу понравилось. "Приходите завтра в институт, - сказал он, - прямо в 122 аудиторию. Скажете, что ко мне!". Он оказался знаменитым режиссером Михаилом Роммом.

Когда Радик пришел, в аудиторию стояла очередь. Но он все-таки заглянул, и Ромм тут же при всех сказал, что берет его на свой курс. "И знаете почему? - спросил он у присутствующих. - Вот мы сейчас набрали актерский курс, а там все или беленькие, или рыженькие. А мне нужен этот, черненький!". Так Муратов поступил без экзаменов. После войны Сталин велел мужчин в институты без экзаменов брать. Там же, во ВГИКе, познакомился Радик и со своей будущей женой Леной. У него есть сын и внучка.

- Муратова знают только как исполнителя роли Василия Алибабаевича. А вообще он много снимался?

Главная роль у него за всю жизнь была только одна - в картине "Возвращение чувств", снятой к 50-летию Татарской АССР. Фильм романтический, немного наивный, чем-то напоминает индийский. За эту работу он, кстати, должен был получить звание заслуженного артиста РСФСР. Но его высокопоставленный и принципиальный отец позвонил и сказал, что Радик еще слишком молод и такой награды не достоин. Так что звание Радик получил гораздо позже, уже при Ельцине.

В остальных же лентах, а их у него было около полутора десятков (наиболее известные - "Освобождение", "Поединок", "Смотри в оба!"), Радику доставались эпизоды. Но, как правило, яркие, красочные.

Например, в картине "Миссия в Кабуле" Радик сыграл водителя нашего посла в Афганистане. Кстати, там с ним приключился забавный эпизод. После первого же съемочного дня несколько наших актеров пошли на местный базар, чтобы попробовать знаменитые восточные сладости. И там к Радику подошел маленький афганец. Уж на каком языке они там общались, не знаю, но мальчик дал понять, что очень любит советских артистов и рад, что они приехали в Афганистан. А потом протянул каракулевую шкурку и фломастер. Радик подумал, что у него просят автограф, и расписался на ней. А через пару дней к нему снова подошел этот мальчик, дал ему каракулевую шапку и сказал: "Давай тысячу!". - "Какую тысячу, афгани?!" - опешил Радик. И тогда мальчик вывернул шапку и показал ему его же собственный автограф.

Деваться было некуда, пришлось Радику занимать деньги у Глеба Стриженова и платить за шапку. Вот в такую он влип историю! Правда, потом всегда носил эту шапку в кармане и на сцену без нее не выходил. А называл он ее почему-то шапкой-невидимкой.

- Он много выступал?

Пока мог, часто участвовал в программе "Вокруг смеха". А потом, когда заболел, снимался со зрителями в фойе, во время антракта. Ему за это платили по 200 рублей... Пенсия у него была небольшая. Наш театр ему помогал посильно, но все равно ему не хватало. И он частенько занимал у меня, чтобы поиграть на бегах...

- А как давно у него появилось это увлечение?

Да он лет 50 ходил на ипподром и, представьте себе, почти всегда угадывал. Он брал программки всех заездов и точно выстраивал схему, как они должны бежать. И все 15 лошадей приходили к финишу точно так, как он предсказывал. Интересно, что для этого ему нужны были особые условия. Он ждал, когда проедет последний трамвай и погаснет последнее окошко в доме напротив. И тогда, в полной тишине, буквально колдовал над своими таблицами. Хотя сам редко играл. Он отдавал свои расчеты ребятам - завсегдатаям ипподрома, и они благодаря ему неплохие деньги выигрывали.

В последние годы, когда у него прогрессировала болезнь и он уже не так хорошо соображал, они его жалели. Если он играл неудачно, они ему тайком собирали рублей 500 и говорили, что это его выигрыш. Он так радовался!

Еще одним увлечением Радика были книги. В свое время он много ездил по Советскому Союзу с концертами. И куда бы он ни приезжал, поселялся в гостиницу, тут же, даже не побрившись, узнавал у швейцара, где находится самый большой книжный магазин, и бежал туда.

Книги в то время были в большом дефиците, но в провинции иногда можно было купить что-нибудь хорошее. А в одном из самых больших книжных магазинов Москвы, на Калининском проспекте (ныне Новый Арбат), у него была знакомая продавщица. И покупку книги, как тогда говорили, "из-под прилавка", они превращали в целый ритуал. Радик иногда брал меня с собой, так что я его видел. Мы приходили, поднимались на второй этаж, где был отдел художественной литературы, и Радик долго рылся на полках. Потом говорил мне: "Знаешь, где продаются самые хорошие книжки? В детском отделе!". Мы спускались на первый этаж, он подходил к своей знакомой и спрашивал какое-нибудь очень дефицитное издание. Она улыбалась и говорила: "Платите в кассу!". На самом деле, она эту книгу уже давно для него достала и ждала, когда он придет. Так Радик собрал хорошую библиотеку, несколько тысяч томов. И часто говорил: "Хочу умереть, чтобы книжки меня завалили!".

У него полки с книгами не очень устойчиво стояли, раскачивались, вот он и думал, что когда-нибудь они упадут на него. А потом он эти книги еще и пересказывал! Да так своеобразно, что многие думали, что именно он это и написал. Больше всего почему-то в поездах любил такие байки травить: соберет вокруг себя слушателей со всего вагона и рассказывает прочитанное как историю из собственной жизни. Он, кстати, никогда не ездил в СВ, хотя долгое время материальное положение ему это позволяло. Любил купейные вагоны. "Там, - говорил, - людей больше".

Бывшая жена актера, актриса Елена Муратова, вспоминает: "Он никогда не комплексовал по поводу того, что у кого-то главная роль, а у него эпизод. К каждой роли относился одинаково ответственно и трепетно".

Раднэр Муратов родился 21 октября 1928 года в Ленинграде, где его отец учился в «Политехе». Зинят Ибятович Муратов был настолько преданным ленинцем и партийцем, что и имя сыну дал соответствующее — Раднэр, это производное от первых букв фразы «радуйся новой эре». Чуть позже Муратова-старшего отправили на родину в Татарстан, где он с 1944 по 1957 г. работал первым секретарем Татарского обкома КПСС.

Радика Муратова, как звали актера близкие, не раз упрекали в том, что многими своими достижениями он обязан исключительно протекции отца, видного советского партийного деятеля. Так, злословили, что во ВГИК парень поступил по блату. Вот только окончить с отличием такой вуз «по блату» вряд ли можно, тем более у таких мастеров, как Михаил Ромм и Сергей Юткевич . Да и больше чем 80 ролей никому по одной лишь протекции не даются.

По окончании творческого вуза Раднэр Муратов 37 лет работал в Театре киноактёра и параллельно активно снимался в кино («Максим Перепелица», «Поединок», «Время, вперёд!» и др.)

Но, безусловно, звездной роль Раднэра Зинятовича стал Василий Алибабаевич из легендарной картины «Джентльмены удачи». Надо сказать, что Муратов изначально пробовался лишь на эпизод в этой ленте. Но, получив крошечную роль, вдруг неожиданно для всех отказался от участия в картине. Когда режиссер Александр Серый спросил, в чем дело, Муратов сказал, что на самом деле он хочет играть в «Джентльменах» только одного персонажа — Василия Алибабаевича. И Серый, еще раз рассмотрев фактурную внешность татарского актера, решил рискнуть и дать ему одну из главных ролей. И не прогадал. Благодаря Муратову в картине появилась масса незабываемых моментов. «Все, конечно же, помнят, как во время ограбления квартиры Трошкина в исполнении Евгения Леонова „на шухере“ у подъезда стоит мелкий жулик Василий Алибабаевич (Раднэр Муратов). — рассказывала „АиФ“ киновед Татьяна Воронцова . — Его коронные фразы: „Эй, гражданина! Ты туда не ходи, ты сюда ходи, а то снег башка попадёт, совсем мёртвый будешь!“ цитируют до сих пор. Василия Алибабаевича изначально, кстати, должен был играть Фрунзик Мкртчян, но актёр во время съёмок оказался занят».


Несмотря на то, что сегодня легендарная комедия режиссера Александра Серого вошла в золотой фильмофонд и пересматривается зрителями десятки раз, в свое время выход «Джентльменов удачи» был под угрозой. «Над картиной нависли ножницы цензуры, — рассказывала „АиФ“ киновед Воронцова. — Слишком много там было „опасных“ моментов, с точки зрения чиновников от культуры. К счастью, „Джентльмены удачи“ посмотрел Леонид Брежнев и хохотал до слёз, глядя на приключения героев. В результате картине дали „зелёный свет“, и в 1972 г. фильм посмотрели 65 млн зрителей».

К сожалению, ни слава, ни звание заслуженного артиста, к которому так стремился артист, не удержали его от болезненной тяги к азартным играм. Его сын, тоже актер Леонид Муратов , рассказывал, что отец всё свое время проводил на московском ипподроме и все деньги спускал на скачках. Именно из-за этого и распалась семья известного артиста, женившегося на актрисе Театра киноактера Елене Довлатбековой . Женщина долго боролась за любимого человека и отца своего сына, пытаясь спасти мужа от нездоровой азартной зависимости. Ещё бы — все гонорары за съемки оставлялись там, на скачках. На ставки Муратов потратил целое состояние, вгоняя свою семью в нищету. Понимал болезненность ситуации и сам Раднэр. Но ничего поделать с собой не мог. Он даже согласился обратиться к психиатру, но положительного эффекта лечение не дало, все деньги по-прежнему им тратились на ставки на бегах. Он продавал все, что было в доме. Исключением были только книги — ими Муратов почему-то не считал возможным торговать.

После развода Муратов жил в ужасающей нищете. К тому же у артиста началась болезнь Альцгеймера, что еще больше усугубило ситуацию. Ему перестали давать роли в театре и кино — он больше не мог запоминать слова. В одном из своих интервью актёр не мог вспомнить фамилию своего мастера Михаила Ромма. Часто Муратов уходил из дома погулять, и потом его находила милиция в самых разных уголках Москвы, при этом артист был голодным и грязным. Как говорил в интервью сын Леонид Муратов, он всячески пытался помогать отцу, давал деньги соседкам, чтобы они покупали тому продукты. Но Муратов был или на ипподроме, или на прогулках, поэтому женщины из подъезда вешали ему пакеты с едой на ручку входной двери. Как говорят друзья Раднэра Муратова и коллеги по Театру Киноактера, когда он приходил в себя, с радостью вспоминал былые времена, очень любил говорить о студенческой поре, вспоминал смешные случаи со съемок. Но потом болезнь снова настигала его... Обстоятельства смерти «Василия Алибабаевича» были трагическими — Муратов ушёл из дома и пропал. Через два месяца его нашли в полубессознательном состоянии, госпитализировали, но актер впал в кому и вскоре скончался.

Известный всем Василий Алибабаевич из «Джентльменов удачи» Раднэр Муратов закончил свою жизнь в полной нищете.

Еженедельник АиФ/Персона/21.10.2018