Взгляд, устремлённый в вечность. Фараон Хефрен

27 сентября 2017 | Категория:

Пирамида Хефрена – вторая по размерам пирамида плато Гизы. Она выделяется на фоне соседних пирамид за счет облицовки на вершине и центрального положения. Также со стороны она кажется самой большой. Что ещё известно об этой древней усыпальнице?

Хефрен или Хафра (буквально «подобный Ра») – 4-й фараон IV-й Династии Древнего Царства. Правил он где-то между 2570 и 2530 годами до н.э. Хефрен был сыном Хеопаса, но трон наследовал после смерти брата Джедефра. В число жен Хафра входили его единокровные сестры и племянницы. На этом достоверные сведения о личности и правлении Хефрена заканчиваются. Зато более менее точно можно описать его внешность. Ещё в 19 веке археологи обнаружили прекрасно сохранившуюся статую фараона из темно-зеленого диорита.

Греческие историки, писавшие свои сочинения спустя 2 тысячи после смерти названного фараона, описывают его как жестокого деспота. Строительство пирамиды Хефрена они связывают с угнетением народа и другими несправедливостями. К примеру, Диодор Сицилийский пишет, что опасаясь мести народа после смерти, Хафра повелел родственникам перезахоронить свою мумию в потайном месте.

Описание пирамиды

Размеры . Высота пирамиды составляет 136, 5 м (в древности 143,9 м), а длина боковой стороны равна 215,3 м. Пирамида Хефрена имеет форму правильной четырехугольной фигуры со сторонами 210,5 м. Хотя названная гробница в размерах уступает пирамиде Хеопса, расположение на крутом высоком холме делает её достойной соперницей усыпальницы отца Хефрена. В настоящий момент разница в высоте составляет всего полметра.

внутреннее устройство

Особенности . Облицовка из красного гранита и белого известняка, сохранившая на вершине, когда-то покрывала всю пирамиду. По форме пирамида Хафра представляет собой классический прямоугольный треугольник, в котором соотношение сторон составляет 3/4/5.

Что внутри? В усыпальнице Хефрена всего одна погребальная камера, в которой находился саркофаг фараона. Площадь погребального помещения – 71 м², что сравнимо с размерами гробницы Тутанхамона. В 19 веке итальянский египтолог Джованни Бельцони нашел здесь кости быка, которые, скорее всего, были принесены расхитителями. Стоит отметить, что к погребальной камере ведут два туннеля, которые соединяются у входа в помещение.

Интересные факты из истории пирамиды

Диоритовая статуя Хафра

  • Согласно первичному плану пирамида Хефрена должна была превзойти гробницу Хеопса, но вскоре после начала строительства проект был изменен.
  • Считается, что в древности вершину пирамиды Хефрена украшал специальный камень «бенбен», который был связан с мифом о создании мира богом Атумом. Согласно одной из гипотез этот камень был покрыт золотом, украшен надписями и весил несколько тонн.
  • Усыпальницу Хафра, как и другие египетские пирамиды, окружала каменная ограда толщиной 3 м. Недалеко от неё располагалась пирамида-спутница, которая, скорее всего, была построена для супруги фараона.
  • Заупокойный культ при пирамиде Хафра продолжался вплоть до «первого переходного периода». Но уже в начале Среднего Царства Аменемхет I приказал разрушить часть храмового комплекса усыпальницы, чтобы использовать полученный камень для строительства собственной пирамиды.
  • Пирамида Хафра, как и другие гробницы в Гизе, была разграблена несколько тысяч лет назад, предположительно в эпоху «первого переходного период», когда Египет охватила анархия. В 1372 году усыпальницу вскрыли арабы, но ничего ценного не нашли. Единственное, что оставили грабители – пустой гранитный саркофаг с разбитой крышкой.

Простота планировки ходов гробницы Хефрена наталкивает некоторых археологов на мысль, что помимо основного погребального помещения в пирамиде есть дополнительный тайник. А значит, можно предположить, что ученые раскрыли ещё далеко не все тайны этой пирамиды.

Высота пирамиды Хефрена - 136,4 метра, и египтяне называли её "Хафра велик". Именно так будет звучать имя Хефрена, если читать иероглифы. Значение имени - "Подобный Ра", "Являющийся воплощением Ра". Сейчас пирамида Хефрена только на 2 метра ниже Великой. Она выстроена из местного серовато-желтого известняка и была облицована светлым известняком из Туры. На её верхушке частично сохранилась облицовка из белого известняка. Это отличительная примета пирамиды Хефрена, как и Сфинкс рядом с ней. Вторая пирамида комплекса в Гизе в первую очередь поражает своей неприступностью. Говорят, что даже опытным альпинистам понадобится не менее часа, чтобы подняться на её вершину, которая заканчивается небольшой площадкой. Отсюда открывается просто изумительный вид на пирамиду Хеопса.

Я уже упоминала, что египтологи не соглашаются с Геродотом и утверждают, что Хефрен никакой не брат, а второй сын строителя Великой пирамиды. Старший умер, и Хефрен занял трон. По тексту папируса, хранящегося в Турине, он правил 25 лет, по Геродоту - 56, а если следовать сочинению жреца-историка Манефона, то все 66! Что-то не особенно верится двум ученым древним мужам. Геродот к тому же, добавляет, что Хефрена египтяне ненавидели так же сильно, как и предшественника Хеопса. Народ по-прежнему бедствовал, трудясь в поте лица, святилища тоже оставались закрыты. Хефрен и члены его семейства заранее боялись за свои мумии и гробницы. Возможно, они пожелали, чтобы их мумии и сокровища погребли в тайных гробницах. Пирамида Хефрена также пуста, как и пирамида Хеопса.

Пойдёмте дальше. С восточной стороны к пирамиде Хефрена ведёт дорога, оставшаяся от крытого коридора, ведущего к заупокойному храму. Этот храм расчищен от песка. Когда-то в его зале стояли 23 статуи Хефрена, и свет падал на них через окна-щели, расположенные в потолке. Остаётся только представлять феерию солнечного света, отражавшегося в глазах статуй. Увы, уцелеть удалось только одной. Это сам фараон Хефрен с богом Гором за плечами. Выполнена статуя из диорита - очень прочного, тёмно-зелёного, почти черного камня, со светлыми прожилками. Диорит трудно обрабатывать, но зато он отлично полируется.

Вот, полюбуйтесь!

Статуя Хефрена с Гором

Владыка уверенно восседает на своём троне. Одна рука лежит на колене, другая сжата. Рядом с босыми ступнями фараона высечен картуш с его именами. Он одет в короткий набедренник - схенти, на голове ритуальный полосатый платок - немес. За головой фараона - сокол, символ бога Гора. Сокол Гор своими крыльями обнимает владыку, охраняя от враждебных сил.

Лицо фараона спокойно и бесстрастно. Взгляд словно устремлён в вечность.

Эта скульптура, выше человеческого роста, безусловно. шедевр безымянного древнеегипетского художника. Ныне она хранится в Каирском музее древнего египетского искусства.

Между прочим, Геродот сообщает, что сам измерил пирамиду Хеопса и под ней нет подземных покоев. Современные ученые также не обнаружили в пирамиде Хефрена никаких скрытых пустот. Они воспользовались просвечиванием с помощью космических лучей. Насыщенные энергией атомных частиц лучи из мирового пространства способны проникать сквозь любые, даже плотные материалы. Пронизывая камень, они теряют больше энергии, чем проходя через атмосферу. Это значит, если одни лучи встретят на своём пути в каменной кладке пустоты, то они потеряют меньше энергии, чем те, которые проходили сквозь гранит.

Ещё о Великом Сфинксе.

Хефрену приписывается сооружение этого колосса, хотя существуют и другие гипотезы. И та, что Сфинкс древнее, чем пирамиды, и та, которая утверждает, что сотворили его не люди, а боги, или инопланетяне. Есть и ещё одна догадка: Великого Сфинкса воздвиг старший сын Хеопса - Джедефра, и это единственное, что он успел сделать.

Хефрен

Хафра

Диоритовая статуя Хафра; Египетский музей, Каир (CG 14)
личное имя

Ḫˁj ˁ.f Rˁ
Хафра
«Являющий Ра »


Wsr jb ḫˁj ˁ.f Rˁ
Усерибхафра
«Великий Душой, проявляющий Ра »
хорово имя
Wsr-jb
Усер-иб
«Великий Душой (Имеющий Большое Сердце) »
Небти-имя

Hr-nṯr-nb.w-sḫm
Хор-нетсхер-небу-сехем
«Всемогущий, Божественный Золотой сокол »
Туринский список

...ха...
Абидосский список

Ḫˁj ˁ.f Rˁ
Хафре
«Проявляющий Ра »
Саккарский список
Ḫˁj ˁ.f Rˁ
Хафре
«Проявляющий Ра »
древнегреческое имя
по Манефону

Имя

Имя фараона IV Династии Хефрена сегодня может быть прочитано по-разному. Греческое чтение имени звучит как Хефрен (Chephren), но если читать иероглифы (транслитерация древнеегипетских иероглифов: Ḫˁjˁ.f Rˁ), то это имя звучит как Хафра (Chaefre). Примерные значения имени: «Подобный Ра», «Являющийся (воплощением) Ра». Однако возможно ещё и иное прочтение: Рахаф (RˁḪˁjˁ.f или Rachaef), т.е. «Ра-воплощающий». Последний вариант возник после изучения грамматики древнеегипетского языка. Выяснилось, что существовала особая последовательность знаков: в имени фараона есть символ бога Ра, который должен читается перед всеми другими символами имени фараона.

Строительная деятельность

Хафра - строитель второй по величине пирамиды в Гизе . Его пирамида (215,3 × 215,3 м и высота 143,5 м) получила название Урт-Хафра («Хафра велик» или «Почитаемый Хафра»). Но даже если пирамида Хафра была меньше пирамиды Хуфу, её сооружение на более высоком холме и её более крутой склон сделали её достойной соперницей Великой Пирамиды.

Кроме того, ему приписывается сооружение Великого Сфинкса (следовательно, его лицо было прототипом изображенного на Сфинксе). Великий Сфинкс и по сей день остается самой большой (длина 57,3 м, высота 20 м) статуей в мире. Некоторые египтологи считают, что Хафра распорядился придать лицу Сфинкса свои черты, но это весьма спорно, так как прямых свидетельств этому не существует. Напротив, существует мнение, что Великого Сфинкса воздвиг фараон Джедефра, в память об отце Хуфу (но как известно Хуфу не носил головного платка). Хафра даже хотел увековечить культ бога Великого Сфинкса, посвятив ему большое каменное здание, известное как «храм Сфинкса». Это единственный храм периода Древнего царства , полностью дошедший до нас. В отличие от Хеопса, были найдены и скульптурные изображения Хафры.

Хафра в греческой традиции

Греческие историки знали мало о Хефрене. О нем упоминают Геродот во второй книге своей Истории и Гекатей Абдерский . Сочинения других авторов фрагментары, неполны и сохранились в небольшом количестве. Хефрена обычно изображали как и его отца - Хеопса, жестким деспотом. Впрочем также заметно и значительное среди египтян почитание этого фараона в течение долгого времени.

Диодор сообщает, что сына Хеопса - Хефрена, египетский народ так был сильно ненавидел, что опасаясь за сохранность своих усыпальниц в неприкосновенности, гробницы Хефрена и его родственников пришлось делать не в пирамидах, а в секретных местах.

Галерея

Фрагменты одной из статуй Хефрена Сидящая статуя Хефрена; Египетский музей, Каир Голова одной из статуй Хефрена; Египетский музей, Каир; Georg Steindorff Leipzig, Inv.-Nr. 1945 Голова одной из статуй Хефрена; Египетский музей, Каир; Georg Steindorff Leipzig, Inv.-Nr. 1946
Голова одной из статуй Хефрена; Египетский музей, Каир; Georg Steindorff Leipzig, Inv.-Nr. 1947 Часть одной из статуй Хефрена; Египетский музей, Каир; Georg Steindorff Leipzig, Inv.-Nr. 1948 Фрагмент одной из статуй Хефрена; Египетский музей, Каир; Steindorff Leipzig, Inv.-Nr. 1950 Фрагмент одной из статуй Хефрена; Египетский музей, Каир; Steindorff Leipzig
Хефрен (Хафра) - четвёртый фараон Египта IV династии правил около 2558 - 2532 гг. до н. э. Хефрен был сыном фараона Хеопса (Хуфу) от жены Мерититес I, на что дают основания надписи, которые свидетельствуют, как он соблюдает ее память, но есть и предположения, что Хафра сын Хеопса от жены Хенутсен. По возрасту среди сыновей Хеопса Хефрен следовал за Джедефра. Хафра - древнеегипетское звучание имени, в настоящее время более известно греческое чтение имени - Хефрен. Примерное значение имени: "Являющийся (воплощением) Ра". Однако грамматика древнеегипетского языка имела особую последовательность знаков в случае, если в имени фараона встречался символ бога Ра, который должен был читаться перед всеми другими символами имени фараона. В таком случае правильным будет следующее прочтение имени Хафра - "Ра-воплощающий". Почитание Хафры как бога просуществовало до периода Позднего царства.

У Хефрена было несколько жен. Двумя главными женами Хефрена были царица Мерисанх III, мастаба которой расположена в Гизе, и царица Хамерернебти I, которая, предположительно, была дочерью фараона Хеопса, сводной сестрой Хефрена, основной царицей и матерью их сына и наследника - Менкаура (Микерина). Царица Мерисанх III была дочерью Каваба и Хетепхерес II и, таким образом, племянницей Хафры. Она была матерью его сыновей: Небемахета, Дуаенра, Ниусерра и Хентерка, а также дочери по имени Шепсетко. Известны также жены Хефрена Хекенухеджет, имя которой упомянуто в могиле ее сына Сехемкара, и Персенет, которая была матерью Никаура. Известны и другие дети Хафры: сыновья Анхмара, Ахра, Иунмин и Иунра, а также две дочери по имени Рехетр и Хеметр, матери которых не идентифицированы.

Хефрен - строитель второй по величине пирамиды в Гизе . Его пирамида, имеющая размер основания 215,3 x 215,3 м и высоту 143,5 м, получила название Урт-Хафра ("Почитаемый Хафра"). Сооружение пирамиды Хефрена на более высоком холме и её более крутой склон сделали её достойной соперницей Великой пирамиды Гизы , несмотря на меньшие размеры относительно пирамиды Хуфу.

Хефрену приписывается сооружение Великого Сфинкса, остающего по сей день самой большой статуей в мире. Некоторые египтологи считают, что Хафра распорядился придать лицу Сфинкса свои черты, но это весьма спорно, так как прямых свидетельств этому не существует. Однако в последнее время появились доказательства, что Великого Сфинкса воздвиг фараон Джедефра, в память об отце Хуфу. Хафра же хотел увековечить культ бога Великого Сфинкса, посвятив ему большое каменное здание, известное как "храм Сфинкса". Это единственный храм периода Древнего царства, полностью дошедший до нашего времени. В отличие от Хеопса найдены и скульптурные изображения Хафры.

В древнее время его имя читалось вслух, чтобы чтить высшего бога Ра.

Хафра (Хефрен) Хафра (более известен под именем Хефрен) – четвертыи фараон IV династии Старого (Древнего) Царства. От времени его правления осталось очень мало памятников, из-за чего многие факты его биографии считаются спорными и даже годы его правления обычно определяются так: более 20 лет между 2570 и 2530 гг. до н.э., хотя встречаются и более поздние датировки, так Паскаль Верню и Жан Юаиот датируют время его правления 2509- 2484 гг. до н.э. Такие разночтения вызваны прежде всего тем, что хронологическая таблица правления тех или иных фараонов строится от более молодых династии к первои, а синхронизация времени правления во времена междоусобных воин (так называемых «переходных периодов») почти никогда бывает однозначнои. Хафра получил широкую известность, прежде всего строительством второи пирамиды в Гизе, а его облик был восстановлен по многочисленным, хорошо сохранившимся статуям некрополя Гизы. Был сыном Хуфу, наследовал трон за своим братом Джедеф-Ра. Согласно Манефону его преемником был Бихерис (по-египетски – Бака?), правление которого оспаривается современными археологами, поэтому считается, что после Хафры трон перешел к его сыну Микерину (Мин- Ка-Ур-Ра). Имя Его собственное имя Ḫˁj=f Rˁ, известное в грецизированнои форме Хефрен (Χεφρήν) читалось в годы его правления как Хаэф-Ра1 (возможные варианты: Хаоиф-Ра и Хаиф-Ра) и переводится как «Он сияет как Ра» или «Он появляется подобно Ра». Верным также считается чтение Ра-Хаиф или Ра-Хаэф (Ра приходит), поскольку имя бога в древнеегипетском языке писалось перед глаголом. Вариант перевода его имени как «Корона Ра» считается устаревшим. Другие имена Хафры приведены в таблице. Имя Гора Hr wsr ib – Хор Усер-иб Гор с сильной волей (букв. «сильный сердцем») Имя Небти (имя дающее покровительство обеих корон Верхнего и Нижнего Египта) Wsr-m-nb.tj – Усер-эм-Небти Крепкий силой Обеих Владычиц Золотое имя (имя Золотого Гора) Nṯr-nb.w-sḫm – Нечер-Небу-Сехем Могучий Сокол Имя собственное Ḫˁj=f Rˁ - Хаиф-Ра (Хаойф-Ра, Хаэф-Ра) – Он сияет как Ра, Он рождается подобно Ра Wsr jb ḫˁj=f Rˁ - Усер Иб Хаиф Ра Сильный сердцем появился подобно Ра Царский список Туринского папируса...cha... (Сильно повреждённый фрагмент) Абидосский список царей, сделанный при Сети I Орфографически полное написание Ḫˁj=f Rˁ – Хаиф-Ра (Хаойф-Ра, Хаэф-Ра) Он сияет как Ра, Он появляется подобно Ра Саккарский царский список Другое корректное полное написание Ḫˁj=f Rˁ – Хаиф-Ра (Хаойф-Ра, Хаэф-Ра) Он сияет как Ра, Он появляется подобно Ра Греческие и латинские авторы Секст Юлий Африкан – Souphis II Манефон – Saophis Семья Отцом Хафры был фараон Хуфу, а его матери нет достоверных сведении. Египтолог Раинер Штадельманн предполагал, что матерью Хафры была одна из дочереи Снофру, Хенутсен, а сам Хафра до своеи коронации носил имя Хаэфхуфу I. Пустая гробница Хаэфхуфу I была обнаружена в некрополе Гизы был пирамиды Хуфу. Согласно этои гипотезе, когда Хаэфхуфу I стал фараоном гробница осталась пустои, ибо никто из родственников и приближенных не посмел занять ее. Согласно другои версии Хафра был сыном Мерититес I, которои по его приказу была сделана такая посвятительная надпись: «Жена фараона, возлюбленная им, избранная Гором, Мерититес. Жена фараона Мерититес, возлюбенная им, находящимся под защитой Обеих Владычиц; та которая никогда не говорила неправды. Эта (надпись) делается ради неё. Наижеланнейшая у Снофр[у], наижеланнейшая у Хуф[у], избранная Гором, почтенная Хафрой, Мерититес». Однако вполне возможно, что Мерититес I была тетеи Хафры и надпись была сделала из соображении дворцового этикета. В числе других родных или единокровных братьев Хафры достоверно известны только Бабаэф I, Минхаэф и Джедеф-Гор (Гор-Джедеф). Родственные связи Хафры с другими родственниками похороненными в гизехском некрополе спорны: так, Анх-Хаф был то ли братом Хафры, то ли – его дядеи, а Джедеф-Мин (Мин-Джедеф) и Дуаэн-Гор – то ли братьями, то ли племянниками. Также неясно и его родство с Горбаэфом, от которого остался только саркофаг и вероятная гробница на Восточном кладбище пирамиды Хуфу. Также неясно был ли известныи по единственному упоминанию в источниках Бауэф-Ра реальным братом Хафры или же в источнике упомянут другои брат Хафры – Бабаэф I. Единокровными сестрами Хафры были его жены Мерес-Анх II и Нефер-Тиабет, а также две его жены Хамерер-Небти I и Хетепхерес II. Женился Хафра и на своих племянницах Мерес- Анх III (дочери Каваба и Хетепхерес II) и Персенет. О еще однои из жен Хафры – Хекенухеджет – ничего неизвестно, кроме упоминания в гробнице ее сына Сехемкары. Атрибуция женщин, похороненных на семеином кладбище Хафры, расположенном к востоку и югу от его пирамиды, как его жен довольно спорна. К тому же Мерес-Анх III, чеи статус жены фараона не подвергается сомнению, была похоронена на восточном кладбище пирамиды Хеопса, что указывает на то, что при близкородственных браках, своиственных IV династии определить статус женщин довольно сложно. Хамерернебти I родила Хафре будущего фараона Микерина (Мин-Ка-Ур-Ра) и его главную жену Хамерернебти II. Из семи детеи Хафры и Мерес-Анх III известны имена четырех сыновеи (Хенетер-Ка, Дуаэнра, Небемахет и Ниусер), а также дочери Шепсеткау. Версия историков о том, что матерью Никауры, еще одного сын Хафры, была Персенет основана на том, что их могилы расположены рядом и не является общепризнаннои. Упомянем и других сыновеи Хафры, чьи матери неизвестны: Анх-Ма-Ра, Анх-Ра, Иун-Мин и Иун-Ра. О двух последних историки не пришли к общему мнению, некоторые склонны считать, что упоминания о них касаются одного и того же человека, другие же говорят, что это два сына Хафры от разных матереи. Об Иун-Мине известно, что он был умен и пользовался большим авторитетом при дворе. В последние годы правления Хафры он фактически выполнял функции первого визиря при дворе (официально такая должность появится в Египте намного позже). Кроме Хамерернебти II среди дочереи Хафры известны Хемет-Ра и Рехет-Ра. Правление Наследником Хуфу должен был стать Каваб (Kawab), но он умер еще при жизни Хуфу. Обычно считается, что Каваб был старшим из сыновеи Хуфу, но, согласно недавнему исследованию Романа Гундакера, он скорее всего был сыном Снофру и, соответственно, братом Хуфу и дядеи Хафры. После смерти Хуфу трон унаследовал старшии из сыновеи фараона Джедеф-Ра (Ра-Джедеф). Продолжительность его правления колеблется, согласно разным историкам, от 8 до 25 лет. Хафра унаследовал престол за своим братом Джедеф-Ра. В Древнем Царстве сосуществовали две системы престолонаследия, нашедшие свое отражение в «Поединке Гора и Сета»: наследование трона братом фараона и наследование сыном фараона, причем ко времени IV династии последняя считалась вполне устоявшеися. Причины по которым Джедеф-Ра не оставил после себя наследника неизвестны, поэтому историки предполагают, что воцарению Хафры предшествовала борьба между двумя кланами. Возможно, что и само воцарение Джедеф-Ра было связано с интригами и междуусобицеи. Дело в том, что Джедеф-Ра хотя и был старшим сыном Хуфу, но вполне вероятно, что его мать была не чистокровнои египтянкои (например, ливиискои принцессои), что делало его положение при дворе непрочным. Во всяком случае место для своеи пирамиды Джедеф-Ра избрал в уединенном месте, более чем в 8 километрах от пирамиды его отца Хуфу. До самого недавнего времени считалось, что Хафра отказался достраивать пирамиду Джедеф-Ра. Но даже сеичас, когда такое обвинение с Хафра снято, причины смены ветвеи внутри династии не определены окончательно. К тому же заупокоиныи культ Джедеф-Ра был намного скромнее, чем у гизехских фараонов (Хуфу, Хафра и Минкаура), которых почитали вплоть до начала эллинистического времени. Как большого ученого и мага почитали и его брата Джедеф-Гора, а Джедеф-Ра остался незамеченным. Вместе с тем его имя не было стерто из царских списков, а, значит, по представлениям своего времени воцарение Джедеф-Ра было законным. Вопрос о причинах по которым он не оставил наследника остается открытым. Предположительно, для того, чтобы занять трон Хафре удалось заручиться поддержкои своих братьев и матери. У египтологов нет единого мнения о сроках правления Хафры. Античные историки, возможно исходя из огромных размеров пирамиды, значительно преувеличивали продолжительность его правления: Манефон писал о 66 годах, а Геродот – о 56. В «Туринском папирусе» строка, относящаяся к Хафре сильно повреждена и может быть прочитана как «20 + х лет». Обычно историки сходятся на том, что срок его правления был 24-26 лет. Основанием для этого является упоминание в «Завещании принца Неку-Ра», оставленном на стенах его гробницы (мастаба G 7650) «года 13-и переписи скота Хафры». По существовавшим в Древнем Царстве правилам, такая перепись проводилась раз в два года для учета и сбора налогов, но достоверно неизвестно завещание было оставлено в сам год переписи или в следующии. Помимо строительства пирамиды в Гизе и гробниц его свиты, памятники относящиеся к царствованию Хафры практически отсутствуют. Исключение составляют граффити оставленные в Бир-Менихе (Восточная пустыня) и копях Вади Хаммамат. Свидетельством активным торговых отношении Египта с Сириеи являются кальцитовыи сосуд из Эблы и цилиндрическая печать из Библоса с его картушами. Есть картуши Хафры и на каменных зданиях храмов в Бубастисе и Танисе, однако никаких свидетельств о том, что эти храмы были построены при Хафре наити не удалось. Так что вполне возможно, что речь иде т о вторичном использовании каменных блоков из несохранившихся построек, вероятно тоже храмовых, в более позднее время. Другая редкая внегизехская находка – алебастровая статуя Хафры обнаруженная в Мемфисе. Пирамида Хафры (Урт-Хафра) Как и его отец Хуфу, Хафра повелел построить пирамиду на плато Гизы, таким образом он восстанавливал традиции правления своего отца, «настоящего» египтянина. Вполне вероятно, что плато Гизы считалось священным и использовалось для погребении с преддинастического времени, во всяком случае, здесь засвидетельствованы мастабы I-II династии. Боковая длина пирамиды Хафры составляет 215 метров, а ее высота (143.5 м.) всего на три метра ниже пирамиды Хуфу. Благодаря тому, что основание пирамиды Хафры находится на 10 метров выше пирамиды Хуфу, она визуально кажется больше и величественнее. В качестве строительного материала для основнои кладки использован местныи известняк, а в основании – розовыи гранит. Согласно первоначальному плану пирамида Хафры должна была превзоити размеры пирамиды Хуфу, но вскоре после строительства план был уменьшен. Причины такого изменения достоверно неизвестны, но наиболее вероятное объяснение этому факту таково: Джедеф-Ра правил более 10 лет, а, значит, вполне вероятно, что Хафра занял трон в немолодом возрасте и был не слишком крепкого здоровья. Похоже, что вскоре после коронации он заболел, настолько серьезно, что для него была приготовлена подземная погребальная камера над которои планировалось возвести пирамиду намного большую чем пирамида его отца. Осуществление этого проекта ложилось на плечи его преемника. Но Хафра выздоровел, а возведение пирамиды такого размера оказалось делом непосильным. Поэтому первоначальныи проект был уменьшен. В итоге подземную галерею продлили и вывели в центральную часть пирамиды. Помимо это хода был сделан и второи, начинавшиися также на севернои стороне, примерно в 12 метрах от поверхности. Конструкция верхнего хода такова, что он мог служить ловушкои -приманкои для грабителеи. После слияния ход заканчивался погребальнои камерои с треугольным сводом. Планировка ходов настолько проста, что археологи неоднократно высказывали предположение о том, что помимо основнои погребальнои камеры в пирамиде должен быть таиник, но радиолокационные исследования не смогли подтвердить это предположение. Первым из европеицев, о ком достоверно известно, что он побывал внутри погребальнои камеры был Джованни Баттиста Бельцони. Он оставил граффити со своим именем и датои – 2 марта 1818 года. Планировка заупокоиного храма и конструктивные особенности пирамиды Хафры стали в последствии каноническими (внутреннии дворик, крытая галерея, ниши для каноп в погребальнои камере). По этому канону были возведены многие последующие заупокоиные храмы и пирамиды Египта. Определенным новшеством было и использование для построики пирамиды местного камня: из нубииского камня было выложено только основание пирамиды. К востоку от заупокоиного храма были открыты пять ям для хранения погребальных лодок фараона, однако сами лодки обнаружить не удалось. К югу от пирамиды Хафру находилась небольшая культовая пирамида, служившая символическои могилои для души Ка умершего фараона. Сама же пирамида была отделена от окружающего некрополя каменнои стенои. В западнои стороне располагался поселок рабочих, строивших пирамиду, а к югу от пирамиды – карьер, откуда доставляли каменные блоки. Вокруг пирамиды вырос некрополь, в котором были обнаружены захоронения практически всех членов семьи, так каменная гробница LG 12 принадлежала одному из сыновеи Хафры Небемахету. При раскопках 2010 года к западу от пирамиды Хафры было обнаружена гробница Роудж- Ка, жреца возглавлявшего заупокоиныи культ Хафры. Он смог обеспечить погребение для всеи своеи родни. Росписи в погребальнои камере служат своеобразным прототипом для росписеи пирамид последующих династии, но изображают сцены земнои жизни, которую продолжают вести в гробнице умершие. Эта гробница предваряет процесс «демократизации заупокоиного культа», характерныи для Первого Переходного Периода, в результате которого право на загробную жизнь получили не только фараоны, члены их семьи и сановники, но и простые египтяне. Большой Сфинкс в Гизе Египетская традиция связывала строительство Большого Сфинкса с именем Хафры, однако, это убеждение основывалось исключительно на «Стеле сна», оставленнои Тутмосом IV между передних лап Сфинкса. Раинер Штадельманн считал, что строительство Сфинкса началось уже при Хуфу (его имя также упомянуто на «Стеле сна»). Вместе с тем исследования Марка Ленера подтвердили справедливость датировки создания Сфинкса временем Хафры. Дело в том, что пирамида Хафры строилась преимущественно из местного камня, а Хуфу – из привозного. Из местного камня был сложен и Сфинкс и заупокоиныи храм Хафры. Таким образом все эти три построики составляют совместныи строительныи проект. Статуи Из всех правителеи Древнего царства сохранилось больше всего статуи Хафры. Практически все они были наидены либо в непосредственнои близости от его пирамиды, либо в пределах некрополя его родственников и чиновников. В большом зале нижнего припирамидального храма были открыты 23 ямы для статуи. Любопытно, что ни одна из статуи Хафры не повторяет в точности другую, а, значит, по египетскому канону было запрещено производство идентичных копии статуи. Историки высказывали предположение, что жрецы установили в этом храме 24 статуи по числу часов в сутках. Согласно раскопкам, проводившимся еще в 1860 году Огюстом Мариеттом, все статуи нижнего храма были выброшены из него через несколько десятилетии после установки. Их обломки были наидены в результате раскопок вокруг храма. Сеичас эти статуи находятся в Египетском музее Каира. Ряд статуи, такие как статуи носящие инвентарные номера CG 9-14 были выполнены из диорита, другие же – из граувакки. Некоторые наидены без головы (CG 9, 10, 13 и 17), а от статуи CG 16 остались только ноги. Наиболее полнои и самои знаменитои является статуя CG 14 (известна также под номером JE 10062). Она выполнена из диорита, привезенного из каменоломен Тошка (раион Второго порога, Нижняя Нубия), что свидетельствует, что власть Хафры простиралась настолько далеко к югу от Египта. Высота этои статуи составляет 168 сантиметров, а, значит, она выполнена практически в полныи рост. Поражает удивительная сохранность статуи – немного повреждена левая рука и левая нога. Хафра сидит на троне с подлокотниками в форме львиных голов, а на боковых стенках трона изображены сплетенные растения, символизировавшие Верхнии и Нижнии Египет. Такое изображение обозначает соединение Севера и Юга. На Хафре одета накладная бородка фараона и королевскии шарф Немес. Над его головои распростер свои крылья Сокол Гора, как бы защищая его. Правая рука фараона сжата в кулак, левая покоится на колене. Это не идеализированныи образ правителя, а совершенно реалистичная скульптура: по египетскому канону статуя должна как можно точнее передавать облик умершего для того, чтобы его душа могла «опознать» его и воити в статую. Только воидя в нее душа принимала жертвы, выслушивала просьбы. На похожеи статуе CG 15 престол выглядит несколько иначе. Нет на неи и Сокола Гора. Другие похожие статуи были обнаружены Селимом Хасаном при раскопках 1930 года близ пирамиды Хафры, но они сохранились очень фрагментарно, чтобы говорить о значительнои степени сходства. В Египетском музее Каира хранится и другая хорошо сохранившаяся статуя Хафры. Она выполнена из алебастра и была обнаружена в Рахине (Мемфис). В Бостонском музее изобразительных искусств хранится около 200 мелких фрагментов статуи Хафры, обнаруженных в некрополе к западу от его пирамиды. В сохранившеися части одного из таких фрагментов (инвентарныи номер 21351) можно увидеть накладную бородку и платок. В Египетском музее Леипцигского университета хранятся 4 головы от меньших статуи Хафры, наиденных во время раскопок в раионе нижнего храма в 1909-10 годах. На них фараон также изображен с платком и бородкои. Но есть и отличия. На однои из голов, вырезаннои из известняка на голову Хафры надета Красная корона Нижнего Египта, глаза инкрустированы кремнем, а веки имели медные накладки. Изображен фараон в одеждах, которые обычно одевали для праздника хеб-сед. Обычно этот праздник (иногда называемыи в литературе «праздником юбилея») проводился в год 30-тилетнего правления фараона или когда правитель был серьезно болен. Своего рода парои к этои скульптуре служит голова Хафры, находящаяся в частнои коллекции. На неи на фараоне надета Белая корона Верхнего Египта, а на веках – аналогичные медные накладки. Остатки краски на фрагменте другои статуи, хранящеися музее «Ремер и Пелицеус» в Хильдесхаиме, указывают на то, что вся статуя была покрашена. Характерное выражение лица позволило определить, что статуя хранящаяся в копенгагенскои «Ny Carlsberg Glyptotek» (инвентарныи номер 1599) и приобретенная у частного владельца принадлежит именно Хафре. Также фрагменты статуи Хафры хранятся в нью-иорском Метрополитен-музее и Египетском музее Берлина. Память о Хафре в Древнем Царстве Заупокоиныи культ Хафры при его пирамиде продолжался вплоть до конца VI династии. За все это время известны имена 32 служителеи его культа, большинство из которых относятся ко времени V династии, что довольно много для Древнего Царства, так для сравнения у его предшественника Джедеф-Ра известны 8 жрецов, к его преемника Микерина – 21. Больше заупокоиных жрецов известно только у отца Хафры – фараона Хуфу – 73. Культ умерших фараонов был важнои частью экономики страны, потому как, согласно верованиям древних египтян, умершие фараоны могли обеспечивать разливы Нила и благоденствие страны. Из 51 нома свидетельства заупокоиного культа Хафры во времена Древнего Царства были обнаружены в 5. Начиная с VI династии заупокоиныи культ Хафры отправлялся только в номе, к которому относилось плато Гизы. Свидетельства о Хафре во времена Среднего царства По всеи видимости в Первыи Переходныи Период заупокоиныи культ Хафры угас, поскольку отсутствуют свидетельства совершения ритуалов и назначения жрецов. Более того уже в самом начале Среднего Царства фараон Аменемхет I повелел снести часть храмового комплекса при пирамиде Хафры для того, чтобы использовать камень, из которого он был сложен, для строительства своеи пирамиды в эль-Лиште. Любопытным свидетельством культа Хафры в Древнем и Среднем Царстве является надпись высеченная на скале в Вади-Хаммамат. Согласно этои надписи Хафра, его отец Хуфу и его братья Джедеф-Ра, Джедеф-Гор и Бауэф-Ра названы покровителями Вади-Хаммамат. Упоминание двух последних из перечисленных братьев Хафры в этои надписи породило предположение, что и они могли править Египтом в течении непродолжительного времени. Это предположение не нашло подтверждения. Вероятно, что они могли быть наместниками в Коптосе (Гебту), городе, из которого отправлялись экспедиции в Вади-Хаммамат, тем более, что в нем был обнаружен алебастровыи сосуд с картушем Хуфу. По традиции, картуши фараонов вырезались на их личных вещах и на вещах принадлежавших их заупокоиным храмам. Следовательно, в Коптосе в мог существовать заупокоиныи храм Хуфу и Хафры, в котором почитались и другие члены семьи правящеи династии. Со временем они стали восприниматься как божества-покровители Коптоса. Папирус Весткар В Весткарском папирусе, которыи иногда называют древнеегипетским «Декамероном», фараон Хуфу попросил своих сыновеи спасти его от скуки и те стали рассказывать ему различные фантастические истории. Когда пришла очередь Хафры он рассказал историю якобы произошедшую во времена фараона Небка (III династия): жрец мемфисского бога Птаха, маг Убаинер наказал неверную жену, спутавшуюся с простолюдином чудесным образом. Он изготовил из воска крокодила, которыи мог оживать, едва коснется воды и мертветь, когда его из воды вынимали. Убаинер приказал крокодилу съесть простолюдина и тот выполнил приказ. Отметим, что в сохранившеися части папируса Весткар, в числе сыновеи Хуфу, рассказывавших свои истории были и Бауэф-Ра и Джедеф-Гор, которые никогда не были фараонами. Вероятно, что, эти дети Хуфу почитались в заупокоиных храмах Хуфу и Хафры, расположенных по всеи стране, а позднее, в народном фольклоре они превратились в сказочников-рассказчиков. Для оценки значения Хафры и его не правивших братьев в фольклоре имеет большое значение датировка самого Весткарского папируса. Большинство исследователеи датировало его XII династиеи, однако в последнее время египтологи все больше склоняются, что папирус Весткар был написан при XVII династии (конец Второго Переходного Периода, начало Нового Царства). Такое омоложение времени создания текста может свидетельствовать о том, что культ Хуфу и его сыновеи мог сохраняться в Верхнем Египте в течении всего Среднего Царства и еще был на памяти у современников автора папируса. Память о Хафре во времена Нового и Позднего царства Во время Нового царства в Египте снова возник интерес к некрополю Гизы. При Аменхотепе II (XVIII династия) к северу от Сфинкса был построен храм, посвятительная стела которого называет и сам храм и плато Гизы «местом отдыха Хуфу и Хафры». Ко времени правления его сына Тутмоса IV относится другая легенда, согласно которои Тутмос IV еще в молодости охотился в раионе Гизы и прилег отдохнуть в тени Сфинкса. Во сне ему явился бог Хорем-ахет-Хепри-Ра-Атум, чьим изображением был Сфинкс и потребовал расчистить его от песка. В награду за это бог пообещал сделать юношу фараоном. Проснувшись, юноша приказал рабам расчистить площадку вокруг Сфинкса и вскоре деиствительно стал фараоном. В память об этом Тутмос IV поставил стелу между передних лап Сфинкса. Ныне эта стела получила название «Стела сна». В стеле в качестве создателя Сфинкса названы Хафра и Хуфу, что позволяет говорить о том, что память о них сохранялась вплоть до XVIII династии. В конце XVIII – начале XIX династии в Египте было что-то вроде общенациональнои программы восстановления древних памятников: их не только восстанавливали, но и везде, где это было возможно проводили службы заупокоиного культа. Так, в горах к северу и западу от пирамиды Хафры были обнаружены каменоломни, в которых, судя по надписям датированным по картушам Рамзеса II и его преемника Мернептаха, добывали камень для восстановления пирамид и строительства заупокоиных храмов. Начиная с XVIII династии в Египте получает широкое распространение культ Изиды, которыи наиболее ярко проявится в Позднем Царстве. Пирамиды Гизы стали одним из святилищ этого культа. Близ них было построено святилище Изиды, которое при фараонах Псусеннесе и Аменемопе (XXI династия) было значительно расширено. В рамках культа Изиды здесь приносили жертвы и совершали ритуалы для Хафры, Хуфу и некоторых других фараонов древности. От времени XXVI и XXVII династии сохранились имена четырех жрецов заупокоиного культа Хафры, но эти же люди были и жрецами культа Хуфу, а свидетельств самостоятельного культа Хафры ни на плато Гизы, ни в других местах Египта не зафиксировано. Хафра в античной и позднейшей традиции К эллинистическому времени практически не осталось достоверных сведении о Хафре и его времени. Греческие историки (Геродот, Гекатеи из Абдеры, Диодор Сицилиискии) никогда не пишут о Хафре отдельно, но всегда – в связи со своим отцом Хуфу. Оба фараона в их интерпретации выглядят жестокими деспотами, которые ради возведения пирамид угнетали свои народ, закрывали храмы и совершили множество несправедливостеи. В Геродот ошибочно называет Хафру братом Хуфу и сообщает, что 106 лет их общего правления были временем величаиших бедствии для Египта, а сами египтяне настолько ненавидят этих цареи, что называют их пирамиды именем пастуха Филитиса, которыи, якобы, в те времена пас свои стада в этих местах (История II:127-128). Диодор Сицилиискии в первои книге своеи «Историческои библиотеки» передает легенду о том, что подданные настолько ненавидели Хуфу и Хафру, что те, опасаясь за целостность своих мумии после смерти повелели родственникам таино перезахоронить их в потаином месте. Похоже, что восприятие Хафры, как некоего «двоиника» Хуфу, его тени и продолжателя его дел, греческие историки позаимствовали из представлении Позднего Царства, когда реальные и легендарные события, связанные с этими фараонами уже истерлись из памяти народа, но, глядя на колоссальные пирамиды, народная фантазия создавала новые легенды. В Средние Века в Европе господствовала легенда о том, что Великие Пирамиды в Гизе некогда служили житницами библеиского патриарха Иосифа. Эта версия придуманная испанским путешественником Биньямином из Туделы в конце XII века не нашла, да и не могла наити своего подтверждения. Но у людеи Средневековья такие выдумки пользовались популярностью, они кочевали из одного исторического сочинения в другое и встречались даже в записках тех редких европеиских путешественников, которые видели Великие Пирамиды собственными глазами. Память о Хафре в наше время Французскии археолог Ги Раше опубликовал серию из 5 романов, посвященных фараонам IV династии, построившим самые большие пирамиды в мире. Хафре в этои серии целиком посвящен четвертыи том этои серии «Сфинкс и пирамида обеспокоены». В канадскои провинции Альберта имя Хефрена носили две горы пирамидальнои формы. Для того, чтобы избавиться от путаницы на географических картах одна из них в 1918 году была переименована. Открытыи в 1960 году астероид № 4412 был назван Хефрен. Статья подготовлена для египтологического портала http://egyptopedia.info/ Постоянныи адрес в сети – http://egyptopedia.info/index.php/khronologiya/dinasticheskij- egipet/drevnee-tsarstvo/iv-dinastiya/faraon-khafra 1) В немецкоязычнои литературе встречаются формы «Хаэф-Рэ», «Хаф-Рэ», основанная на фонетическои реконструкции амарнского архива, в котором египетские имена даны в клинописнои записи. Они достоверно фиксируют фонетику египетского языка XIV в. до н.э., но для языка Древнего Царства они не применимы.