Чем драма отличается от мелодрамы в кино. Чем отличается драма от мелодрамы

Порой, уходя с головой в вымышленный мир книг, любуясь игрой актеров в театре или сопереживая киногероям на большом экране, мы не задумываемся о жанре, а ведь это важно, потому что таким образом можно полностью вникнуть в суть произведения, понять, что хотел донести автор до целевой аудитории. Искусство может быть многоликим: развлекательным и поучительным, элитарным и массовым, авангардным и популярным. Следует сразу оговориться, что плохих жанров не существует, каждый из них находит своего поклонника, а цель создателя произведения заключается в поиске своего круга читателей.

Любопытный раздел составляет драма. Появился этот жанр в конце XVIII века, сменив собой трагедию. Чем отличается драма от мелодрамы, так это описанием жизни простого человека во всех красках. Это история обычного среднестатистического гражданина с его проблемами, непониманием со стороны родных и общества в целом, конфликтами со всем миром. Тут уж герою приходится определиться: прогнуться под требования системы или бросить ей вызов, жить по совести или прислушаться к советам толпы.

Чем отличается драма от мелодрамы, так это наличием социального конфликта. В героях человек видит себя, и автор как бы намекает, что такая история может повториться с каждым. Решать, как поступать в той или иной ситуации, придется самостоятельно. Драматические произведения практически никогда не заканчиваются хорошо, в конце главного героя ожидает смерть, но не всегда. Чем отличается драма от мелодрамы, так это тем, что автор лишь показывает тщетность борьбы против системы, один в поле не воин, но как поступать в схожей ситуации, он не говорит.

Особенностью драмы является эмоциональная составляющая. Героями таких произведений могут быть аристократы,люди «голубых» кровей, которым чужды заботы простого народа, но у них тоже есть проблемы, хоть и другого уровня. Также это может быть история двух влюбленных, которым приходится преодолевать все препятствия, обманы, предательства и доказать свою любовь. Чем драма отличается от мелодрамы, так это тем, что она заставляет задуматься над собственной жизнью. Она имеет психологический подтекст, который не сразу, медленно, но верно проникает в подсознание человека, который понимает весь трагизм главного героя, переосмысливает свою собственную жизнь.

Чем отличается драма от мелодрамы, так это тем, что в первом случае мы видим вполне реальную жизнь с проблемами и заботами героя, а во втором - сказку для взрослых, где персонажи зациклены на своих чувствах. Такие мыльные оперы в основном рассчитаны на женскую аудиторию, особенно домохозяек, уставших от серого быта и желающих вникнуть в придуманную любовную историю. Мелодрамы вызывают много эмоций, увлекают с первых же минут, но это не более чем пустышка, которая не наполнена смыслом, через короткий период времени история забывается, ничего не оставляя после себя.

Сказка со счастливым концом - вот это и есть жанр «мелодрама». Драма имеет трагическое окончание, она заставляет человека задуматься над поступками героя и узнать в нем себя. Мелодрама дарит целевой аудитории немного грусти, переживаний, романтики, но обычно все заканчивается перезвоном свадебных колоколов. Каждый человек желает в главном герое узнать себя, но только более облагороженного, и именно от видения собственной проекции зависит выбор жанра.

Тема:

Многим кинозрителям нравится такой кино жанр как мелодрама. В настоящее время выпущено великое множество фильмов этого и каждый из нас смотрел хотя бы один такой фильм. Между тем, многие любители мелодрам нередко путают этот жанр с другим распространенным жанром кино - драмой. Поэтому рассмотрим, чем отличается мелодрама от драмы.

Первое принципиальное отличие драмы от мелодрамы заключается в том, кто выступает героями фильма. В драме главными действующими лицами являются самые обычные люди, между которыми возникли какие-либо противоречия и на протяжении всего фильма эти противоречия люди стараются преодолеть. В мелодраме раскрываются практически те же события, что и в драме, но центральными персонажами мелодрамы являются не обычные люди, а аристократы, «сливки общества», крупные бизнесмены. То есть люди, которые имеют немалое положение в обществе, но, несмотря на это все же могут столкнуться с теми же духовными проблемами, что и обычный человек.

Если вы посетите онлайн кинотеатр и просмотрите любую классическую мелодраму, то увидите, основная сюжетная линия таких фильмов обязательно раскрывает историю любви. Неважно, какое время и место действия обыграно в мелодраме, в любом случае в основу сюжетной линии будет положена история о большой любви. В драме таких ограничений нет. В драматических фильмах вообще может не быть никакого намека на любовь. В драмах могут обыгрываться какие-то драматические политические события, раскрываться тайны прошедших войн, рассказывается о преступлениях и т. д.. То есть драма может быть непредсказуемой по сюжету.

Кроме этого в мелодрамы и драмы отличаются между собой финалом. В драме все заканчивается плохо для главного героя. В конце фильма он или погибнет, или потеряет близких для себя людей. В мелодраме же все обязательно закончится хорошо. Во время просмотра мелодрамы бесплатно онлайн вы будете сопереживать главным героям, держать себя в напряжении, но в итоге все закончится хорошо.

Каким образом рассматриваемые жанры кино воздействуют на зрителя? Драма, несмотря на то, что финал такого фильма явно не понравится зрителю, тем не менее, заставляет задуматься о некоторых проблемах. Мелодрама же наоборот, ее можно смотреть часами, сопереживая главным героям, но как только фильм заканчивается, все наши эмоции уходят в сторону. То есть, если вы хотите посмотреть серьезное кино, которое оставит след в вашей душе, то вам лучше посмотреть драму. Если же вы просто хотите отдохнуть, то лучше провести время за просмотром мелодрамы.

Так же стоит отметить, что зачастую мелодрамы снимают в виде многосерийных фильмов. Благодаря этому сюжетная линия в фильме развивается не так стремительно. Одни и те же события могут тянуться из одной серии в другую и это является большим преимуществом мелодрамы, так как зритель получает возможность в полной мере насладиться переживаниями героев фильма. Драма может сниматься таким же образом, то есть как многосерийный филь, но в этом случае острота сюжета будет значительно снижена, поэтому обычно драмы не снимают в виде телесериала.

Даже ребёнок знает: если в фильме есть много смешных моментов и традиционный хэппи-энд - значит, это комедия. Когда же на экране всё заканчивается мрачно, и поиски истины или счастья привели героев лишь в беспросветный тупик - скорее всего, вы, смотрели трагедию.

Не всё так печально

В третьем кино, театра - драме - не всё так печально, у персонажей обычно есть выход из, казалось бы, тупика или надежда на лучшее. Во-первых, в драме всё максимально приближено к жизни, показаны социальные, бытовые проблемы, конфликты, возникающие на работе. периода «Отпуск в сентябре» по пьесе Вампилова с Олегом Далем в главной роли, итальянская картина «Жизнь прекрасна» почти приближаются к трагедии, но всё же это - драмы. Мелодрама резко усугубляет конфликты, чётко противопоставляя любовь ненависти, добро - злу. Лирическая героиня в мелодраме призвана страдать и плакать, за что будет вознаграждена появлением «прекрасного принца» (героя), а злодей в подобных фильмах обязательно останется таковым до финальных титров. Это тоже отличие драмы от мелодрамы. Очень характерны работы, снятые в «Болливуде». Индийским кинематографистам свойственно ситуацию доводить порой до абсурда (чему способствует несколько нарочитая игра актёров с ярко выраженными жестикуляцией и мимикой), но при этом к финалу всё замечательно разрешается. Незабвенные «Зита и Гита», «Любимый раджа», «Бродяга» - это мелодрамы.

Радуга эмоций

В мелодраме духовный мир персонажей раскрывается во всём многоцветье эмоций - вот ещё чем отличаются драмы от мелодрам, ведь в драме всё максимально «приземлённо». Недаром в самом слове «мелодрама» к составляющему «драма», то есть «действие» добавлена частичка «мелос», что означает «песня». Чувства героев, их духовный мир - эта тонкая материя - всячески подчёркиваются в мелодраме. Признанная классика: американские «Титаник» Кэмерона и «Унесённые ветром» Флеминга, российские «Москва слезам не верит» Меньшова и «Вам и не снилось» Фрэза. А вот, например, многие произведения Эльдара Рязанова, такие как «Ирония судьбы, или С лёгким паром!», «Небеса обетованные», «Служебный роман» к мелодраме в «чистом виде» не отнести. Это, ко всему прочему, ещё и комедии. То же самое можно сказать и о творчестве Леонида Гайдая.

Размытые рамки

Возраст - то, чем отличаются драмы от мелодрам. Если «три кита» - трагедия, комедия и драма - существовали на театральных подмостках и в литературе ещё в Древней Греции, то мелодрама - жанр по сравнению с ними достаточно юный. Зародившись в недрах трагедии, она сгладила её слишком «острые углы». Иногда трудно понять, что же перед тобой - драма или мелодрама. Бывает, кинокартина начинается обыденно, а затем вдруг сюжет совершает мелодраматичный поворот. Поэтому очень часто в описании произведений кино мы видим фильмы «мелодрама (драма)». Примером может служить снятый по произведению Стивена Кинга «Побег из Шоушенка». Очень часто режиссеры снимают «синтетические» картины, несущие элементы, например, триллера, драмы и мелодрамы. Как, допустим, экранизация романа «Зелёная миля» того же Кинга. Так что в современном кинематографе нечасто встретишь произведение, снятое в строго определённом жанре, рамки всё больше и больше размываются. И порой трудно понять, чем отличаются драмы от мелодрам, где заканчивается одна и начинается другая.


Жизнь любого человека достойна того, чтобы написать по ней книгу или снять фильм - даже в самой простой, даже скучноватой жизни нередко происходит такое, до чего не додуматься даже самому крутому фантасту или автору детективов. И ничего страшного в том, что к нам не приходят в гости инопланетяне и преступники не убивают каждого встреченного нами - даже без подобного экстрима наше существование не лишено неожиданных поворотов и парадоксального развития вроде бы стандартной ситуации.

Именно о таких событиях в жизни такого же, как мы, ординарного человека, оказывается, читать и смотреть фильмы интереснее всего! Ведь именно подобным нам героям мы сильнее всего сопереживаем, а представить себя в подобной ситуации нам проще простого. И проведенные параллели с нашей жизнью заставляет нас переосмысливать свои поступки и находить ответы на вопросы.

Мы не всегда склонны задумываться, к какому, собственно, жанру относится запавшая нам в душу книга или понравившийся фильм. Но именно такие произведения о судьбах обычных людей, как правило, относятся к жанру драмы. Драма раскрывает внутреннюю жизнь человека, то, как он конфликтует с близкими и обществом в целом, как выбирается из болота общего непонимания... И нужно заметить, что драма не обязательно рассказывает о любви - как и во всей литературе и кинематографе, жанры драмы поистине безграничны. Возможны драмы политические, военные, даже детективы иногда пишутся в жанре драмы. Но о каких аспектах жизни героя не повествует драма, в ее центре всегда конфликт человека с окружающим его миром. Любая драма имеет психологическую подоплеку, и читая или смотря драматическое произведение, любой начинает задумываться над собственной жизнью.

Но люди зачастую нуждаются и в более легких для восприятия и понимания произведениях - и, хотя поджанр мелодрамы выделился из драматических произведений значительно раньше, широкое распространение он получил только с развитием телевидения. Действительно, что может быть более мелодраматичным, чем нескончаемые сериалы "про любовь" с неизменно счастливым концом? Именно в этом и заключается основное отличие мелодрамы от драмы - основной сюжет ее всегда любовь, и все время сериала посвящено раскрытию чувств и переживаний героя, а насыщенность его эмоциями удивляет. Мелодрама не требует от зрителя долго вникать в сюжет - с первых минут он уже вовлечен в действие и заворожен сюжетом. В качестве примера не очень популярной, но весьма поучительной мелодрамы можно привести фильм «Миллионер», почитать о его сюжете и посмотреть сам фильм можно здесь iphoneipa.ru .

Пожалуй, именно в этом главное отличие этих близких, но таких разных жанров - счастливо оканчивающаяся мелодрама заставляет нас волноваться во время просмотра серии, но довольно быстро улетучивается из памяти, стоит нам переключиться на что-то другое. Драма же, напротив, откладывается в мозгу надолго, заставляя перебирать уже совершенные поступки и заглядывать вперед - как запланированные действия отразятся на вашей жизни. И не столь важно, что мелодрама всегда заканчивается счастливо - порой трагический финал драмы остается в нашей памяти на куда более долгий срок.

Всем известно, что искусство бывает массовым и элитарным, популярным и авангардным, поучительным и развлекательным. Не существует хороших или плохих жанров: даже самые причудливые творения самых неординарных авторов находят своего потребителя, если выполнены качественно и имеют хоть относительную художественную ценность. Любое произведение ориентировано на определённый круг читателей (зрителей, слушателей…), с учётом их интеллектуального и культурного уровня. Если представить себе упрощённую схему творческого процесса, оправдать ожидания потребителя – вот задача автора. Именно этим принципом и обусловлено многообразие жанров. Причём чем потребности целевой аудитории проще, тем популярнее жанры произведений, для неё созданных. «Низкопробщина», — фыркнут эстеты, и будут неправы. Так называемый мейнстрим и элитарное искусство – слишком разные вещи, чтобы их качественно сравнивать.

На смену традиционного для классической литературы и драматургии жанра трагедии, начиная с XVIII века приходят драма и мелодрама. Они более жизненны, в них нет помпезности и пафоса, столь характерных для более раннего искусства, и это неудивительно: слишком сильно изменился мир с приходом научно-технической революции, чтобы это не могло отразиться на рядовом человеке. Раньше литература и театр были доступны лишь аристократии, а потому и служили потребностям столь узкой целевой аудитории. Новое же время диктует свои условия: простой человек, даже не будучи богатым, стал просвещённей, культурней, образованней, он стремится к познанию и самопознанию, к красоте, коей так мало в реальной жизни, но так много в искусстве. Человек нового времени уже не загноблен непосильным трудом как его предки, и его эстетические потребности должны быть удовлетворены. Так вот драма – это такой народный вариант трагедии, описывающий жизнь простого человека, с его стремлениями и чаяниями, на фоне реалий того мира, который видит целевая аудитория за собственным окном. И также как в жизни, противостояние личности и общества оборачивается сломанными судьбами тех, кто дерзнул бросить вызов системе.

Социальный конфликт – лейтмотив драмы. «Однажды подобное может случиться и с вами», — будто намекает автор читателю. Играть по правилам мира, в котором живёшь – или слушать голос совести, заглушающий ропот толпы? Веления сердца – или чувство долга? Прогнуться под общепринятое – или бороться за свою правду?.. Ответы потребитель должен найти сам, ведь происходящее на сцене, на страницах книги или на экране кинотеатра является моделью его собственной жизни. В героях он видит себя. А автор, выступая в роли провидца, предрекает тщетность борьбы: увы, в драме, как и в жизни, война против системы крайне редко заканчивается благополучным исходом.

Но далеко не всем потребителям по душе такой пессимизм. Жизнь и так тяжела – зачем расстраиваться ещё и из-за несчастий героев? К тому же, не каждый обыватель стремится понять остросоциальный подтекст, ему хочется простых человеческих страстей: любви, ревности… Конфликт между двумя влюблёнными тоже может быть драматичен – различие лишь в масштабности. Автор мелодрамы не выставляет напоказ всю неприглядность реальной жизни, заменяя её красивой сказкой для взрослых, лейтмотивом которой выступает всепобеждающая сила высоких чувств.

Мелодраму относят к лёгким, массовым жанрам, основной целевой аудиторией которых является прекрасная половина человечества. Уставшие от бытовых проблем и безрадостности будней женщины со слезами восторга наблюдают за похождениями героинь – их жизнь полна впечатлений и эмоций, красивых вещей и галантных кавалеров. Всего того, чего немножко не хватает самим зрительницам. Стоит ли говорить, что Happy End – непременный атрибут мелодрамы? В награду за душевные страдания героиня получает в финале главный приз, мужчину своей мечты. Немножко светлой грусти, романтика и звон свадебных колоколов…

Существует ещё более лёгкий, если не сказать примитивный поджанр мелодрамы – ангст. Появилось в масскультуре это явление сравнительно недавно, и его целевая аудитория – молодёжь и подростки. Крайне характерен ангст и для так называемого «некоммерческого» (или скажем прямо, любительского) творчества. Его цель – демонстрация тяжёлого психоэмоционального состояния героев: грусть, тоска, безнадёга, бессильная ярость, обида, подавленность. Автор «препарирует» персонажей во всей красе, культивируя их слабость перед обстоятельствами, сочно и красочно описывая их душевные страдания, как правило – в ущерб художественной ценности сюжета. Но целевая аудитория данного недожанра столь всеядна, что с удовольствием поглощает тонны картонной боли, и даже умудряется её переварить.
Причина, опять же, в запросах потребителя: каждый из нас желает видеть в героях немного облагороженную проекцию себя, любимого. А авторам только и остаётся, что удовлетворять благодарного читателя, зрителя, слушателя, тем, чего от него требуют.

Источники картинок: fanpop.com, polskatimes.pl