Интересная биография гоголя. Необычное в жизни Н

В этой статье пойдет речь о жизни Гоголя. Этот писатель создал немало бессмертных произведений, которые по праву занимают достойное место в анналах мировой литературы. С его именем связано немало слухов и легенд, часть из которых Николай Васильевич распространил о себе сам. Он был великим выдумщиком и мистификатором, что, безусловно, отразилось на его творчестве.

Родители

Гоголь Николай Васильевич, биография которого рассматривается в этой статье, появился на свет в 1809 году, 20 марта, в поселении Великие Сорочинцы в Полтавской губернии. По отцовской линии в роду будущего писателя были служители церкви, однако уже дед мальчика - Афанасий Демьянович - оставил духовную карьеру и начал трудиться в гетманской канцелярии. Именно он впоследствии добавил к полученной при рождении фамилии Яновский другую, более известную - Гоголь. Так предок Николая Васильевича стремился подчеркнуть свое родство с известным в украинской истории полковником Остапом Гоголем, который жил в 17 веке.

Папа будущего писателя - Гоголь-Яновский Василий Афанасьевич - был человеком экзальтированным и мечтательным. Об этом можно судить по истории его женитьбы на дочери местного помещика, Косяровской Марии Ивановне. Тринадцатилетним подростком Василий Афанасьевич увидел во сне Матерь Божию, указывающую ему на маленькую незнакомую девочку как на будущую супругу. Через некоторое время в семимесячной дочери соседей Косяровских мальчик признал героиню своего сновидения. С малых лет он трепетно ухаживал за своей избранницей и женился на Марии Ивановне, едва ей минуло 14 лет. В огромной любви и согласии жила семья Гоголя. Биография писателя началась в 1809 году, когда у супругов наконец появился первенец - Николай. Родители трепетно относились к малышу, всячески старались его оградить от любых бед и потрясений.

Детские годы

Биография Гоголя, краткое содержание которой будет полезно узнать каждому, начиналась в поистине тепличных условиях. Папа и мама обожали малыша и ни в чем ему не отказывали. Кроме него, в семье было еще одиннадцать детей, но большинство из них скончались в среднем возрасте. Однако самой большой любовью, безусловно, пользовался Николай.

Детские годы писатель провел в Васильевке, родительском имении. Культурным центром этого края считалось местечко Кибинцы. Это была вотчина Д.Т. Трощинского, бывшего министра и далекого родственника Яновских-Гоголей. Он занимал пост поветового маршала (то есть был уездным предводителем дворянства), а Василий Афанасьевич числился при нем секретарем. В Кибицах часто проводились театральные представления, в которых принимал деятельное участие отец будущего писателя. Николай часто присутствовал на репетициях, очень этим гордился, а дома, вдохновленный творчеством папы, писал неплохие стихи. Однако первые литературные опыты Гоголя не сохранились. А еще в детстве он хорошо рисовал и даже организовал выставку своих картин в родительском имении.

Обучение

Вместе с младшим братом Иваном в 1818 году был отправлен в Полтавское уездное училище и Николай Гоголь. Биография домашнего мальчика, привыкшего к тепличным условиям, пошла по совершенно иному сценарию. Его уютное детство стремительно завершалось. В училище его приучили к очень жесткой дисциплине, однако особого рвения к наукам Николай так и не проявил. Первые же каникулы завершились страшной трагедией - от неведомой болезни скончался брат Иван. После его смерти все надежды родителей были возложены на Николая. Ему необходимо было получить лучшее образование, для чего его отправили учиться в Нежинскую классическую гимназию. Условия здесь были очень жесткими: детей поднимали ежедневно в 5.30 утра, а занятия длились с 9.00 до 17.00. В оставшееся время ученикам полагалось учить уроки и прилежно молиться.

Однако будущий писатель сумел свыкнуться с местными порядками. Вскоре у него появились друзья, известные и уважаемые в будущем люди: Нестор Кукольник, Николай Прокопович, Константин Базили, Александр Данилевский. Все они, повзрослев, стали знаменитыми литераторами. И это не удивительно! Еще будучи гимназистами они основали несколько рукописных журналов: "Метеор литературы", "Рассвет севера", "Звезда" и другие. Кроме того, подростки страстно увлекались театром. Причем творческая биография Гоголя вполне могла быть иной - многие прочили ему судьбу известного актера. Однако юноша мечтал о государственной службе и, окончив гимназию, решительно направился в Петербург делать карьеру.

Чиновник

Вместе со своим другом по гимназии Данилевским в 1828 году Гоголь отправился в столицу. Петербург встретил молодых людей неприветливо, они постоянно нуждались в деньгах и безуспешно пытались найти достойную работу. В это время Николай Васильевич пытается заработать на жизнь литературными опытами. Однако его первая поэма "Ганц Кюхельгартен" успеха не имела. В 1829 году писатель начал служить в департаменте государственного хозяйства и публичных зданий Министерства внутренних дел, затем почти год проработал в департаменте уделов под началом известного поэта В.И. Панаева. Пребывание в канцеляриях различных ведомств помогло Николаю Васильевичу собрать богатейший материал для будущих произведений. Однако государственная служба навсегда разочаровала писателя. К счастью, вскоре его ждал по-настоящему головокружительный успех на литературном поприще.

Известность

В 1831 году были опубликованы "Вечера на хуторе близ Диканьки". "Вот настоящая веселость, искренняя, непринужденная..." - сказал об этом произведении Пушкин. Теперь личность и биография Гоголя стали интересны самым знаменитым в России людям. Его талант охотно признавали все. Николай Васильевич был вне себя от радости и постоянно писал письма маме и сестрам с просьбой присылать ему побольше материала о малороссийских народных обычаях.

В 1836 году выходит знаменитая "петербургская повесть" писателя - "Нос". В этом чрезвычайно смелом для своего времени произведении высмеивается преклонение перед чином в его самых мелких и порой отвратительных проявлениях. В то же время создает произведение "Тарас Бульба" Гоголь. Биография и творчество писателя неразрывно связаны с милой родиной - Украиной. В "Тарасе Бульбе" Николай Васильевич повествует о героическом прошлом своей страны, о том, как представители народа (казаки) бесстрашно защищали собственную независимость от польских захватчиков.

"Ревизор"

Сколько неприятностей доставила автору эта пьеса! Будучи гениальным писателем и драматургом, намного предвосхитившим свое время, Николай Васильевич так и не смог донести до современников смысл своего бессмертного произведения. Сюжет "Ревизора" подарил Гоголю Пушкин. Вдохновленный великим поэтом, автор написал ее буквально на несколько месяцев. Осенью 1835 года появились первые наброски, а в 1836 году, 18 января осуществилось первое слушанье пьесы на вечере у Жуковского. 19 апреля состоялась премьера "Ревизора" на сцене Александрийского театра. На нее пришел сам Николай Первый вместе наследником. Говорят, что после просмотра император изрек: «Ну, пьеска! Всем досталось, а мне - более всех!» Однако Николаю Васильевичу было не до смеха. Его, убежденного монархиста, обвиняли в революционных настроениях, подрыве устоев общества и еще Бог знает в чем. А ведь он просто пытался высмеять злоупотребление чиновников на местах, его целью была мораль, а вовсе не политика. Огорченный писатель покинул страну и отправился в долгое заграничное путешествие.

За границей

Интересная биография Гоголя за границей заслуживает отдельного внимания. В общей сложности писатель провел в "спасительных" путешествиях двенадцать лет. В 1936 году Николай Васильевич ни в чем себя не ограничивал: в начале лета он поселился в Германии, осень провел в Швейцарии, а зимовать приехал в Париж. За это время он сильно продвинулся в написании романа "Мертвые души". Сюжет произведения подсказал автору все тот же Пушкин. Он же высоко оценил первые главы романа, признав, что Россия, в сущности, очень грустная страна.

В феврале 1837 года Гоголь, биография которого интересна и поучительна, перебрался в Рим. Здесь он узнал о гибели Александра Сергеевича. В отчаянье Николай Васильевич решил, что "Мертвые души" - "священное завещание" поэта, которое обязательно должно увидеть свет. В 1838 году в Рим приехал Жуковский. Гоголь с удовольствием прогуливался по улицам города вместе с поэтом, рисовал с ним местные пейзажи.

Возвращение в Россию

В 1839 году, в сентябре, писатель возвратился в Москву. Теперь публикации "Мертвых душ" посвящена творческая биография Гоголя. Краткое содержание произведения уже известно многим друзьям Николая Васильевича. Он прочитал отдельные главы романа в доме Аксаковых, у Прокоповича и Жуковского. Его слушателями стал самый близкий круг друзей. Все они были в восторге от творения Гоголя. В 1842 году, в мае, увидела свет первая публикация "Мертвых душ". Сначала отзывы о произведении были преимущественно положительными, потом инициативу перехватили недоброжелатели Николая Васильевича. Они обвиняли писателя в клевете, карикатурности, фарсе. Поистине разгромную статью написал Н. А. Полевой. Однако во всей этой полемике не принимал участие Гоголь Николай Васильевич. Биография писателя вновь продолжилась за границей.

Дела сердечные

Гоголь никогда не был женат. О его серьезных связях с женщинами вообще известно очень мало. Его давней и преданной подругой была Смирнова Александра Осиповна. Когда она приезжала в Рим, ее гидом по древнему городу становился Николай Васильевич. Кроме того, между друзьями велась весьма оживленная переписка. Однако женщина была замужем, поэтому отношения между ней и писателем были только платоническими. Еще одним сердечным увлечением украшена биография Гоголя. Краткая история его личных взаимоотношений с женщинами гласит: однажды писатель все же решил жениться. Он увлекся юной графиней Анной Вильегорской и в конце 1940-х сделал ей предложение. Родители девушки были против этого брака, и писатель получил отказ. Николай Васильевич был сильно удручен этой историей, и с тех пор устроить свою личную жизнь не пытался.

Работа над вторым томом

Перед отъездом автор "Мертвых душ" задумал издать первое собрание собственных сочинений. Ему, как всегда, были необходимы деньги. Однако сам этим хлопотным делом он заниматься не захотел и перепоручил это дело своему другу - Прокоповичу. Летом 1842 года писатель находился в Германии, а осенью перебрался в Рим. Здесь он работал над вторым томом "Мертвых душ". Написанию этого романа посвящена почти вся творческая биография Гоголя. Самое главное, что он хотел сделать в тот момент, - показать образ идеального гражданина России: умного, сильного и принципиального. Однако работа продвигается с большим трудом и в начале 1845 года у писателя появились первые признаки масштабного душевного кризиса.

Последние годы

Писатель продолжал писать свой роман, однако все больше отвлекался на другие дела. Например, он сочинил "Развязку Ревизора", которая коренным образом меняла всю прежнюю трактовку пьесы. Затем в 1847 году в Петербурге были напечатаны "Выбранные места из переписки с друзьями". В этой книге Николай Васильевич пытался объяснить, почему второй том "Мертвых душ" до сих пор не написан, и выражал сомнение в воспитательной роли художественной литературы.

Целая буря общественного негодования обрушилась на писателя. "Выбранные места..." - самый спорный момент, которым отмечена творческая биография Гоголя. Краткая история создания этого произведения говорит о том, что оно написано в минуту душевного смятения писателя, его стремления отойти от прежних позиций и начать новую жизнь.

Сжигание рукописей

Вообще писатель сжигал свои сочинения неоднократно. Это, можно сказать, было его дурной привычкой. В 1829 году он так поступил со своей поэмой «Ганс Кюхельгартен», а в 1840-м - с малороссийской трагедией "Бритый ус", которой не смог поразить Жуковского. В начале 1845 года у писателя резко ухудшилось здоровье, он постоянно консультировался с различными медицинскими знаменитостями и ездил лечиться на водные курорты. Он побывал в Дрездене, Берлине, Галле, но поправить здоровье так и не смог. Постепенно возрастала религиозная экзальтированность писателя. Он часто общался со своим духовником, отцом Матвеем. Тот считал, что литературное творчество отвлекает от внутренней жизни и требовал от писателя, чтобы он отрекся от своего божьего дара. В итоге 11 февраля 1852 года ознаменовалась судьбоносным событием биография Гоголя. Самое главное творение его жизни - второй том «Мертвых душ» - было им безжалостно сожжено.

Смерть

В апреле 1848 года Гоголь возвратился в Россию. Большую часть времени он провел в Москве, иногда приезжал в Петербург и на родину, в Украину. Писатель прочитал отдельные главы из второго тома "Мертвых душ" друзьям, вновь купался в лучах всеобщей любви и поклонения. Николай Васильевич пришел на постановку "Ревизора" в Малом театре и остается доволен спектаклем. В январе 1852 года стало известно, что роман "совершенно окончен". Однако вскоре новым душевным кризисом отметилась биография Гоголя. Главное дело всей его жизни - литературное творчество - показалось ему бесполезным. Он сжег второй том "Мертвых душ" и через несколько дней (21 февраля 1852 года) умер в Москве. Его похоронили на кладбище Свято-Данилова монастыря, а в 1931 году перенесли на Новодевичье кладбище.

Посмертное завещание

Такова биография Гоголя. Интересные факты из его жизни во многом связаны с его посмертным завещанием. Общеизвестно, что он просил не ставить над своей могилой памятника и не хоронить его несколько недель, так как иногда писатель впадал в подобие летаргического сна. Оба пожелания писателя были нарушены. Похоронили Гоголя через несколько дней после смерти, а в 1957 году на месте погребения Николая Васильевича был установлен мраморный бюст работы Томского Николая.

Николай Васильевич Гоголь - русский прозаик, драматург, поэт, критик, публицист, признанный одним из классиков русской литературы. Происходил из старинного дворянского рода Гоголь-Яновских.

С жизнью и смертью Гоголя связано множество мифов. Уже несколько поколений исследователей творчества писателя не могут прийти к однозначному ответу на вопросы: почему Гоголь не был женат, зачем он сжег второй том «Мертвых душ» и сжигал ли вообще и, конечно же, что погубило гениального писателя.

Гоголь родился в крае, овеянном легендами. Рядом с Васильевкой, где было имение его родителей, находилась известная ныне всему миру Диканька. В те времена в деревне показывали дуб, у которого проходили свидания Марии с Мазепой и сорочку казненного Кочубея.

Еще мальчиком отец Николая Васильевича ездил в храм в Харьковской губернии, где был чудесный образ Божьей матери. Однажды он увидел во сне Царицу Небесную, которая указала на дитя, сидевшее на полу у Ее ног: «…Вот твоя жена». Вскоре он узнал в семимесячной дочери соседей черты того ребенка, которого видел во сне. На протяжении тринадцати лет Василий Афанасьевич продолжал следить за своей суженой. После того, как видение повторилось, он попросил руки девушки. Через год молодые поженились.

Николаем Гоголя назвали в честь чудотворной иконы Святого Николая, хранившейся в церкви Больших Сорочинцев, где проживали родители писателя.

Николай Гоголь был крайне застенчив. Как только в компании появлялся незнакомец, Гоголь исчезал из комнаты.

Гоголь в школе писал весьма посредственные сочинения, он был очень слаб в языках и делал успехи только в рисовании и русской словесности.

В гимназии Гоголь прославился как актер гимназического театре. По словам товарищей, он неустанно шутил, разыгрывал друзей, подмечая их смешные черты, совершал проделки, за которые его наказывали. При этом он оставался скрытным — о своих планах никому не рассказывал, за что получил прозвище Таинственный Карло по имени одного из героев романа Вальтера Скотта «Черный карлик».

В гимназии Гоголь мечтает о широкой общественной деятельности, которая позволила бы ему совершить нечто великое «для общего блага, для России». С этими широкими и смутными планами он приехал в Петербург и испытал первое тяжелое разочарование.
Гоголь публикует свое первое произведение – поэму в духе немецкой романтической школы «Ганс Кюхельгартен». Псевдоним В. Алов спас имя Гоголя от обрушившейся критики, но сам автор так тяжело воспринял провал, что скупил в магазинах все нераспроданные экземпляры книги и сжег их. Писатель до конца своей жизни так никому и не признался, что Алов — это его псевдоним.

Гоголь очень боялся грозы. По словам современников, непогода плохо действовала на его слабые нервы.

Гоголя с детства увлекали тайны, вещие сны, роковые приметы, что позже проявилось на страницах его произведений.

Итальянские макароны — любимая пища Николая Васильевича. Он с удовольствием готовил их сам, добавляя соль, перец, сливочное масло и сыр пармезан. По воспоминаниям современников, никто «не мог съесть столько макарон, сколько он их опускал иной раз».

Ещё Гоголь совершенно не мог жить без сладкого. Карманы его брюк всегда были полны конфет и пряников, которые он «жевал не переставая». Писатель любил не только сам поесть, но и угостить друзей. Живя в гостинице, он никогда не позволял прислуге уносить поданный к чаю сахар, собирал его, прятал, а потом грыз куски за работой или разговором.

Критик Михаил Погодин, друг Гоголя, вспоминал: «Запас отличного чаю у него никогда не переводился. Главным делом для него было набирать различные печенья к чаю. И где он отыскивал всякие крендельки, булочки, сухарики, это уж только знал он, и никто более. Всякий день являлось что-нибудь новое, которое он давал сперва всем отведывать и был очень рад, если кто находил по вкусу и одобрял выбор какою-нибудь особенною фразою. Ничем более нельзя было сделать ему удовольствия».

Кулинарной страстью Гоголя были ещё вареники и козье молоко, которое он варил сам особым способом, добавляя в него ром. Эту стряпню он называл гоголем — моголем и часто, смеясь, говорил: «Гоголь любит гоголь — моголь!»

Гоголь часто, когда писал, катал шарики из белого хлеба. Друзьям он говорил, что это помогает ему в разрешении самых сложных задач.

«И почему я не Гоголь?! Макароны с печеньками люблю! Вот только романы не пишу!» — так, наверное, может воскликнуть каждый второй. Но… Трудно найти в нашей литературе такую вершину, которая бы сравнялась с этим Эверестом! «Сплошной восторг и больше ничего. Это величайший русский писатель,» — писал Чехов о Гоголе, и с этим трудно не согласиться.

Гоголь испытывал страсть к рукоделию. Вязал на спицах шарфы, кроил сестрам платья, ткал пояса, к лету шил себе шейные платки.

Писатель ходил по улицам и аллеям обычно с левой стороны, поэтому постоянно сталкивался с прохожими.

Писатель утверждал, что «Вий» является народным преданием, которое он, якобы, слышал и записал, не изменив в нем ни одного слова. Но вот, что интересно, ни литературоведы, ни историки, ни фольклористы, ни исследователи никогда и нигде ни разу не смогли найти ни устных, ни, тем более, письменных упоминаний о народных легендах или сказках, которые бы хоть отдаленно напоминали сюжет «Вия». Все это дает повод считать повесть исключительно плодом фантазии великого мистификатора и писателя.
Исследователи жизни и творчества Гоголя склоняются к мысли, что само имя «Вий» представляет собой вольную сборную от названия хозяина пекла «железного Ния», который являлся божеством в украинской мифологии и слово «вия», которое в переводе с украинского означает «веко».

Познакомившись с Александрой Осиповной, Гоголь был очарован ею настолько, что тут же оказался среди свиты ее обожателей. В числе ее поклонников были Пушкин, Вяземский, Жуковский, Лермонтов – литераторам нравились наблюдательность, остроумие, тонкий юмор и, конечно же, привлекательная внешность Александры Осиповны.

Однако в отличие от большинства этих светских блестящих кавалеров Николай Васильевич не стремился сблизиться с Александрой Осиповной физически. Впрочем, однажды Александре Осиповне удалось раскрыть чувства писателя. «А вы, кажется, в меня влюблены!» – в ответ на это замечание Гоголь смутился и убежал.

В письмах Гоголь делился с Александрой Осиповной своими мыслями о литературе, религии, светской и общественной жизни. Александра Смирнова-Россет была одной из немногих людей, которым Гоголь читал отрывки из незаконченных произведений, к чьему мнению он прислушивался. «Это перл всех русских женщин, каких мне случалось знать… Она являлась истинным утешителем, тогда как вряд ли чье-либо слово могло меня утешить, и, подобно двум близнецам-братьям, бывали сходны наши души между собою», – писал Гоголь об Александре Осиповне.

Как только он поставил точку под вторым томом, ему показалось, что на него обрушилась пустота и обреченность. Он ощутил страх смерти, такой, каким когда-то страдал его отец.

По сей день так и остается загадкой, что произошло с Гоголем в ночь на 12 февраля 1852 года. Считается, что именно тогда он сжег второй том «Мертвых душ». Большими усилиями историки пытались восстановить события той ночи, буквально по минутам. Известно, что до 3-х часов ночи писатель произносил молитву, затем достал из своего портфеля несколько листов, а все, что в нем осталось сжег. По всем известному мнению — это был второй том «Мертвых душ».

Некоторые литературоведы полагают, что причиной сожжения рукописи второго тома «Мертвых душ» тоже было одно из писем Александры Осиповны. Смирнова-Россет рассказала Гоголю о том, что видела сон, в котором писатель сжигает свое произведение. Александра Осиповна назвала сон «преображением», однако Николай Васильевич понял это по-своему.

«Появленье второго тома в том виде, в каком он был, произвело бы скорее вред, нежели пользу… Бывает время, когда нельзя иначе устремить общество или даже все поколение к прекрасному, пока не покажешь всю глубину его настоящей мерзости; бывает время, что даже вовсе не следует говорить о высоком и прекрасном, не показавши тут же ясно, как день, путей и дорог к нему для всякого», – писал Гоголь, после того как рукопись погибла в огне.

После этой ночи Гоголь еще больше углубился в собственные страхи. Страх перед адом, загробными мучениями и страшным судом ускорил его смерть, к которой он, собственно говоря, и готовился в последние недели жизни.

Николай Гоголь страдал тафефобией — боязнью быть заживо похороненным. Этот страх был столь силен, что писатель в своём завещании за 7 лет до смерти предупреждал, чтобы тело его погребли только в случае явных признаков разложения.

В то время врачи не могли распознать его психическое заболевание и лечили снадобьями, которые только ослабляли его.

Современные специалисты в области психиатрии проанализировали тысячи документов и пришли к совершенно определенному выводу о том, что никакого психического расстройства у Гоголя не было. Возможно, он страдал депрессией.

Похоронили Н.В. Гоголя на кладбище Свято-Данилова монастыря.

В 1931 после закрытия монастыря и кладбища, останки Гоголя были перенесены на Новодевичье кладбище. Во время перенесения праха было обнаружено, что из гроба покойного украден череп.

Также по слухам, во время перенесения праха было обнаружено — что крышка гроба поцарапана — что свидетельствует о погребении заживо.

Это стало причиной многочисленных мистических предположений, что в действительности писателя похоронили в состоянии летаргического сна.
После смерти Гоголя осталось много вопросов, ответов на которые не получит уже никто.

Гоголь родился третьим в семье, где всего было шесть девочек и шесть мальчиков. Первые два его брата родились мертвыми, так что он был первым выжившим ребенком. Имя Николай он получил в честь иконы Святого Николая, находившейся в местной церкви. В годы своего гимназического ученичества Гоголь показывал неважные результаты. Успешен он был в основном в рисовании и неплохо знал грамматику русского языка, а вот талантом к языкам не обладал и, как ни странно, сочинения писал плохо. В гимназии обучение было организовано даже по тем временам консервативно, приветствовалась зубрежка и применялись наказания розгами, отведать которых приходилось и Гоголю.

Уже в гимназии Гоголь не представлял свою судьбу такой, какая обычно ждала большинство людей его круга. Он был уверен в том, что ему уготована особая судьба, и говорил о знаках провидения, в которые верил. И действительно, мистика преследовала его всю жизнь, что нашло отражение в особенностях его творчества.

Гоголь отличался большим количеством чудачеств и странностей характера. Он чувствовал себя некомфортно в присутствии незнакомых людей, боялся грозы. Необычным было также для него, как мужчины, увлечение рукоделием и кулинарией. Но, несмотря на количество странностей, посмертные психиатрические исследования не подтверждают наличия у него каких-либо психических заболеваний. Скорее всего, гениальный писатель был чудаком и мистификатором, иногда подверженным депрессии.

Широко известен биографический факт, что Гоголь был сладкоежкой. Он в невероятных количествах поглощал сладости, и всегда забирал сахар, подаваемый к чаю, чтобы потом грызть его в течение дня.

Гоголь стеснялся своего большого носа необычной формы и, по-видимому, просил художников немного исправлять его на рисунках. Поэтому на разных портретах Гоголь выглядит по-разному. Переживания по поводу собственного носа у Гоголя были настолько сильными, что в конце концов вылились в повесть "Нос".

Сюжет "Ревизора" был основан на реальных событиях, и был подсказан писателю Пушкиным. И именно Пушкин уговаривал продолжать работу над "Ревизором", когда Гоголь решал покончить с произведением.

Знаменитое произведение писателя "Вий" скорее всего было от начала до конца вымыслом самого Гоголя. Хотя он утверждал, что слово в слово пересказал народное предание, исследователям не удалось обнаружить никаких следов сюжета "Вия" в народном фольклоре.

Гоголь не был женат. Также истории ничего не известно о его романах и связях с какими-либо женщинами. Тот факт, что он часто жил у друзей-мужчин, вместе с отсутствием в его жизни женщин, подтолкнул некоторых исследователей к предположению о латентном гомосексуализме Гоголя.

В конце жизни психологическое состояние Гогля существенно ухудшилось, и он, видимо, сильно попал под власть собственных страхов. За несколько дней до смерти он уничтожает продолжение "Мертвых душ". Также он распорядился чтобы его надгробие соответствовало православныым канонам и велел не хоронить тело до тех пор, пока на нем не появятся явные признаки разложения.

При перезахоронении Гоголя, по одной из версий его голова была повернута в сторону, а по другой - вообще отсутствовала, так как была похищена для коллекции основателя театрального музея Алексея Бахрушина. Впоследствии эта версия была обыграна Булгаковым в романе "Мастер и Маргарита" в эпизоде с похищением Бегемотом головы Берлиоза.

При перезахоронении на новой могиле Гоголя решили установить бюст, а камень, лежавший там ранее, перенесли на могилу Булгакова. Так после смерти протянулась связь между, наверное, двумя самыми мистическими русскими писателями. После этого в новом свете предстает фраза Булгакова, обращенная к Гоголю: "Учитель, укрой меня своей шинелью".

Николай Васильевич Гоголь – один из самых великих классиков русской литературы. Его биография окутана тайнами и загадками.

Возможно, это и сказалось на творчестве писателя, ведь его произведения также полны мистических образов и мотивов. Жизнь Гоголя была насыщена и полна трагическими моментами. Ещё при жизни писатель сталкивался со слухами, зачастую приукрашенными. Причин этому было множество, Гоголь был известен как личность замкнутая, он осознанно сторонился общества, поддерживая отношения лишь с немногочисленными друзьями. И пусть после смерти писателя прошло более полутора веков, по сей день о его жизни практически ничего не известно.

По сведениям биографов, мать Гоголя, Мария Ивановна, до появления Николая Васильевича рождала мёртвых детей. В те времена на всю Диканьку шла слава о чудесах по молитвам перед иконой святого Николы Чудотворца в Никольской церкви. Икона эта была явлена в лесу на дубовом пне, местные жители перенесли её в ближайшую церковь, но на следующий день вновь обнаружили её на обломке дуба. Икону трижды возвращали в церковь, но каждый раз находили её на явленном месте. Тогда было решено на этом месте построить церковь, а из пня сделать крест, который оказался в алтарной части. Перед иконой Николы Чудотворца Диканьского Марья Ивановна много молилась и дала обет, если у неё родится сын и будет жить, она назовёт его в честь святого.

Ко дню памяти святого Николая Чудотворца (22 мая) мы встретились с Ольгой Штыгашевой, доцентом кафедры русской и зарубежной литературы филологического факультета СВФУ, чтобы рассказать нашим читателям, так ли велика роль мистики в жизни великого писателя, или это всё-таки в большей степени мифы, основанные на непроверенных фактах, легендах и преданиях.

Предсказание Богородицы

Однажды по дороге на богомолье юному Василию Афанасьевичу, отцу Николая Васильевича, приснился сон, в котором он увидел Богородицу. Царица Небесная указала ему на девочку, которая будет его будущей женой. Через какое-то время Васюта гостил у соседей и увидел их семимесячную дочку Машу, в которой узнал младенца, на которого ему во сне указала Богородица. Василию Афанасьевичу тогда было 14 лет, и он стал ждать, когда его избраннице исполнится столько же, чтобы просить её руки.

Как только Маша достигла указанного возраста, Василий Афанасьевич сделал предложение своей избраннице, но получил отказ. Это не сломило упорства Васюты, и он выкрал её. Они тайно обвенчались и явились родителям, которым ничего не оставалось, как благословить молодоженов. Однако согласно другой версии, родители Марии сразу дали согласие на брак, и молодые обручились, а ещё через год обвенчались. Версия эта вызывает сомнение, потому что известно, что на момент замужества Марии Ивановне было 14 лет, тогда как обручаться в тринадцатилетнем возрасте в России было запрещено. Да и какие здравомыслящие родители выдадут замуж в таком возрасте своего ребёнка?!

Конечно, это всего лишь легенда, но матери Гоголя на момент его рождения действительно едва минуло 16 лет, и обстоятельства рождения писателя тоже окутаны странностями и совпадениями, опять-таки не подтверждёнными документально. Однако чего стоят споры биографов о точной дате появления на свет Николая Васильевича!

Получается, некое потустороннее вмешательство или, правильнее сказать, Божье Провидение в жизни Гоголя проявилось задолго до его рождения, что породило множество неправдоподобных и правдивых одновременно домыслов и слухов. Пожалуй, Гоголь один из единственных писателей России, жизнь и смерть которого обросли таким огромным количеством легенд.

Неизгладимый след

С детства Николай Васильевич отличался большой религиозностью, которую привила ему его мать Мария Ивановна, сама женщина глубоко верующая и почти фанатично набожная. После нескольких мертворожденных детей перед иконой Николая Чудотворца она дала обет провести оставшуюся жизнь в богоугодных деяниях и молитвах, если ей будет послан сын. Через какое-то время Бог осуществил её мечту, и в семье Гоголей родился здоровый малыш, названный в честь Николая Угодника.

Свой обет Мария Ивановна действительно соблюдала до конца дней своих, приучая к этому и детей. Как и в любой другой семье того времени религиозной стороне жизни отводилось большое значение: свято чтили все христианские традиции, искренне верили в существование ада и рая, соблюдали посты и хранили духовную верность православным обычаям.

Но благодаря фанатичной вере Марии Ивановны перегибы, безусловно, случались. Скорее всего, поэтому в творчестве Гоголя мы не увидим прозрачного отношения к вопросам религии, он был перманентно запуган в детстве, чтобы осознанно освоить христианские постулаты и вывести их на страницы своих произведений. В религии его больше привлекало мистическое начало, потусторонняя борьба добра и зла, которая впечатляла больше, потому что давала эмоции несравнимо яркие, впечатления, будоражащие фантазию и пугающие своей близостью к действительности.

В доме Гоголей на самом видном месте висела картина Страшного Суда. Марья Ивановна постоянно приводила её в пример, что может случиться с безбожниками и греховодниками. Конечно, это пугало маленького впечатлительного Николеньку: «Если ты будешь грешить, после смерти попадешь в ад, и тебя постигнут те же муки, какие изображены на этой картине». «Я помню: я ничего в детстве сильно не чувствовал, я глядел на всё, как на вещи, созданные для того, чтобы угождать мне. Никого особенно не любил, выключая Вас, и то только потому, что сама натура вдохнула это чувство... - я живо, как теперь, помню этот случай, - я просил Вас рассказать мне о страшном Суде, и Вы мне, ребёнку, так понятно, так трогательно рассказывали о тех благах, которые ожидают людей за добродетельную жизнь, и так страшно описали вечные муки грешников, что это потрясло и разбудило во мне всю чувствительность, это заронило и произвело впоследствии во мне самые высокие мысли», - писал Николай Васильевич потом матери.

Существует легенда, что и ветхозаветные рассказы о первородном грехе тоже оставили глубокий отпечаток в сознании Гоголя. Общеизвестен факт его более чем прохладного отношения с женщинами. Хотя исследователи его биографии предполагают истинную причину внезапного отъезда в Италию якобы за таинственной незнакомкой из высшего общества, о которой он намеками писал матери. Но оговорюсь, это лишь предположение биографов.

В подтверждение этого можно сказать, что в его произведениях практически нет положительных женских образов, наделенных не только физической, но и нравственной красотой. Никого подобного Наташе Ростовой или Татьяне Лариной мы в его произведениях не найдём! «Женский» вопрос в то время стоял очень остро, и Гоголь не мог этого не видеть и не реагировать художественно… Одни прекрасные ведьмы, капризные Оксаны, провоцирующие на сделку с нечистой силой, да Коробочки живут на его гениальных страницах.

Вообще, мотив смерти в творчестве Гоголя очень развит, причём развит почти на интуитивном уровне. Умерший человек с точки зрения язычества может принести в реальный мир зло, с точки зрения христианства может быть призван к Богу и получить вечную благодать. Много ли в его произведениях таких будущих «благодатных покойников»? Да их и нет совсем! Его герои живут здесь и сейчас, не думая о Судном Дне, не боясь адовых мук, не заботясь о Всевышнем прощении. Высмеивать порок нарочитым добродушием и легкой иронией, да ещё и с лирическим аккомпанементом подвластно только Гоголю! Легкомысленные обманщики, алчные пьяницы, неверующие в добродетель обыватели, чревоугодники и чванливые чиновники на фоне фольклорного колорита превращались в образы незабываемые и затейливые… Чего нельзя сказать о самом Николае Васильевиче, который, вероятно, всё-таки верил в смерть как в инобытие. Смерть как постземное существование человека, конечно, пугала Николая Васильевича, ничего величественного и божественного в процессе умирания, скорее всего, он и не предполагал. Но, терзаемый религиозными догмами, искренней верой христианина и кощунственной с точки зрения православия мыслью о невозможности существования после смерти, он впадал иногда в глубокое уныние, усугубленное творческими простоями и жизненными неурядицами. Страх умереть и принести в мир живых зло, физическое ли, творческое ли, стал постоянным его спутником на протяжении последних нескольких лет жизни мятежного гения русской литературы…

Бремя страха. Летаргия

К концу жизни Николая Васильевича стал преследовать страх быть погребённым заживо. Гоголь в письмах друзьям говорил, что иногда у него случаются приступы, когда он не чувствует своего тела, пульс не прощупывается и сердцебиение практически невозможно заметить. В завещании, содержащемся в «Выбранных местах из переписки с друзьями», он завещал похоронить его только тогда, когда появятся признаки разложения. В этом же завещании он просил не ставить на его могиле никаких памятников.

Сейчас стало модным ставить диагнозы многим известным людям по истечении времени. Не избежал этой участи и Николай Васильевич. Боязнь Гоголя быть похороненным в летаргическом сне медики сейчас называют тафифобией, что породило огромное количество нелепых слухов и домыслов. По утверждению этих же медиков, эта фобия Гоголя была вызвана маниакально-депрессивным психозом. Чем же была вызвана эта депрессия? Возможно, здесь сыграло несколько факторов.

Во-первых, общеизвестен тот факт, что мать Николая Васильевича была не совсем душевно здорова. Глубокая религиозность словно отрывала её от реального мира, Мария Ивановна страдала от частых перемен настроения, истово верила в вещие сны, которые, по её признанию, снились ей постоянно, впадала в состояние глубокой задумчивости, длящейся иногда по несколько часов. Она обладала чрезвычайно впечатлительной натурой. Вполне возможно, вместе с религиозностью Гоголь в детстве получил и какую-то долю материнского мистицизма. Николай Васильевич привык с юных лет доверять матери, во всем полагаться на её мнение. Тем более Мария Ивановна была едва ли не единственным источником пополнения знаний писателя фольклорных сюжетов и малоросских традиций.

Во-вторых, после возвращения из-за границы последние несколько лет Гоголь болел. Причём чувствовал себя настолько плохо, что просил мать в письме заказать молебен о своем выздоровлении. В 1845 году в письме к Н. М. Языкову Гоголь писал: «Здоровье моё стало плоховато... Нервическое тревожное беспокойство и разные признаки совершенного расклеения во всем теле пугают меня самого». Также следует отметить и возросшее в последнее время огромное влияние на писателя его духовника о. Матфея (Константиновского), который считал недуг Гоголя болезнью более духовного происхождения, чем физического. В связи с этим он требовал от Николая Васильевича неукоснительного и строгого соблюдения религиозных действий (молитвы, пост) для телесного и духовного очищения. Литературное творчество, как считал неистовый духовник, тоже относилось к числу неправедных занятий, как и плоды его. В связи с этим о. Матфей настоятельно рекомендовал Гоголю расстаться на время с писательской деятельностью, дабы не усугублять и без того ухудшающееся с каждым днём состояние Николая Васильевича. Мы не можем сейчас сказать, насколько роль духовника в судьбе гения литературной мысли оказалась фатальной. Возможно, действительно обеспокоенный душевным нездоровьем Гоголя в большей степени, чем болезнью тела, о. Матвей посчитал, что мозг писателя находится в крайнем напряжении, а внутренние ресурсы истощены. Нужна была передышка… На что Николай Васильевич отреагировал по-своему, впрочем, как и всегда…

Также стоит упомянуть и тот факт, что в январе 1852 года умерла жена друга Гоголя Е. Хомякова, которую лечили популярной в то время каломелью (ртутносодержащее вещество, в малых количествах употребляемое от расстройства пищеварительной системы). Смерть эта произвела на Николая Васильевича неизгладимое впечатление. Екатерина Михайловна была одной из единственных женщин, кому доверял Гоголь безоговорочно! На панихиде (опять-таки по легенде) писатель услышал таинственный шёпот, который звал его по имени, неясно откуда исходивший. Николай Васильевич пришёл в совершеннейший ужас и, вернувшись домой, впал в лихорадочное состояние, из которого уже не выходил почти последующие четыре недели… Смерть Хомяковой, разговоры о каломели, которой Гоголя тогда тоже лечили, панихида, таинственный шёпот, собственное ещё более пошатнувшееся состояние, душевные и телесные муки - всё это привело к трагедии, случившейся спустя две недели.

В ночь с 11 на 12 февраля 1852 года Гоголь сжёг второй том «Мёртвых душ». Причём о том, что он сжигает его во второй раз, не всем известно. Первый раз он сжёг черновики поэмы в 1845 году, за семь лет до этого. Существует легенда, что второй том «Мёртвых душ» был кем-то сохранён, но не напечатан. Возможно, его слугой Семёном, который был рядом с Гоголем на протяжении последних лет жизни и относился к нему с необычайной преданностью и любовью. В таком случае возникает вопрос, куда же делась рукопись? Черновой вариант нескольких первых глав второго тома был найден спустя два месяца после смерти Гоголя. И опять вопрос. Если Гоголь хотел полностью уничтожить своё творение, то почему оставил черновики, дающие представление о дальнейшей судьбе Чичикова? Эти вопросы спровоцировали рождение ещё одной удивительной версии о том, что никакого второго тома и не было! Что жег в ту ночь писатель что-то другое, перепутав с рукописью «Мёртвых душ». А сама поэма была только начата незадолго до его душевного кризиса. Но фактов, подтверждающих это предположение, не существует. Только вопрос, почему же сохранились страницы черновика второго тома, остаётся, да, пожалуй, и останется без ответа…

Мучительное существование, а иначе это не назовешь, продолжалось ещё десять дней, в течение которых врачи пытались определить причину столь быстрого угасания организма великого писателя. Причина его смерти тоже до сих пор существует на уровне версий, что также породило множество фантастических предположений. Несомненно одно. Роковая ошибка, совершенная Николаем Васильевичем ночью 12 февраля, активизировала все необратимые процессы в его организме. Гоголь настолько ослабел физически и духовно, что почти с радостью ждал приближения кончины как избавления от земных страданий. Он причастился и, несмотря на усилия врачей, с готовностью и смирением ждал перехода в мир иной, которого он уже не боялся. Страх Страшного Суда больше не преследовал страдальца, ведь он сделал все по Божьему велению – и жил, и творил, и умирал с молитвой… И он так верил всегда в своего небесного покровителя Николая Чудотворца!

Продолжение следует...

Новость отредактировал LjoljaBastet - 23-10-2016, 08:07

Николай Васильевич Гоголь – одна из самых загадочных и непростых фигур в русской литературе. Писатель оставил миру богатое наследие, а также множество невероятных тайн, мистических подробностей жизни и смерти. Многочисленных исследователей творчества Гоголя поражают оригинальность образов, вышедших из-под его пера, манера повествования и необычные темы, а также личность писателя и удивительные факты его биографии .

В жизни и в книгах Гоголя переплелись фантастика и реальность, городская утонченность и простонародный быт, прекрасное и безобразное. Чем же была примечательна жизнь автора «Мертвых душ», что беспокоило и пугало его, заставляло страдать, создавая гениальные произведения?

Тайна рождения, детство

Мистика начала преследовать писателя со дня появления на свет. Существовало несколько версий точной даты его рождения: считалось, что он родился 19 марта 1809 года, также упоминались дата 20 марта 1810 года. После детального изучения метрики исследователям удалось установить, что будущий писатель был рожден 20 марта 1809 года в Сорочинцах, что на Полтавщине, и носил с рождения фамилию Ясинский. Там, неподалеку от хутора Диканька, которая затем будет увековечена в произведениях Гоголя, располагалось зажиточное имение его родителей – Васильевка.

Рождению писателя предшествовала странная история: в юности его отец посетил один храм, где парню запомнилась икона Богоматери. После ему приснился сон с Девой Марией, которая показала на сидящую у ее ног маленькую девочку. Богородица сказала – «Это твоя жена». Впоследствии в дочери соседей молодой человек увидел черты девочки из сна, дружил с ее семьей, а когда она достигла возраста 14 лет, будущий отец гения сделал ей предложение.

Спустя время в семье появился мальчик, нареченный Николаем в честь святого: мама писателя отличалась богобоязненной религиозностью. От нее и от отца Гоголь унаследовал мнительность и обостренную интуицию, трепет перед смертью. Мальчика с юных лет увлекали мистические совпадения, вещие сны, знаки и приметы, темы призраков и потустороннего бытия.

Будучи учащимся Полтавского училища, он перенес смерть младшего брата. Событие сказалось на будущем писателе огромным шоком, поэтому родители перевели мальчика в Нежинскую гимназию. У Николая было еще 11 сестер и братьев, но большая часть детей умерла в младенческом возрасте.

Невероятные факты о Гоголе исследованы его биографами: замечено, что тема контрастов в характере и экзальтированность проявились у него уже в гимназическом театре. Внешне чувствительный, склонный к фантазированию, таинственный Николай охотно раскрепощался на сцене, играя комических персонажей. В это время его потрясла смерть уже немолодого отца. С тех пор юность писателя была омрачена переживаниями и неуверенностью в себе, отсутствием необходимой опоры в жизни.

Первые литературные опыты

Гоголь писал свои первые произведения в тени сада гимназии, вдали от беззаботных товарищей. Отличался он способностью метко сочинять смешные истории про учителей и друзей, иногда придумывал забавные клички и иронически шутил. Но также его влекла тема потустороннего, мистического и вечного бытия.

Помимо чтения классики и участия в спектаклях гимназии Гоголю удавалось выпускать собственный журнал. Он мечтал о славе и издал свою первую поэму под псевдонимом Алов. После разгромной критики мнительный студент решил сжечь произведение и на время отойти от литературы, отдав все свое время службе в департаменте министерства. Там молодой канцелярист стал свидетелем многих интересных случаев из жизни чиновников, вел делопроизводство, много ездил по стране.

Ему повезло познакомиться с Жуковским и Пушкиным: событие вдохновило писателя начать работу над знаменитыми «Вечерами на хуторе близ Диканьки», вышедшими в печать под псевдонимом Рудого Панька.

Период усиленной работы над литературным наследием ознаменовался известностью, знакомствами с единомышленниками, поездками, нагрузками на службе. Все мистические истории из детства, услышанные им на хуторе и от товарищей, легли в основу бессмертных произведений.

Интенсивная работа и творческая занятость не способствовали устройству личной жизни: писатель не выражал желания жениться. Его увлекали романы с именитыми красавицами, но современники Гоголя замечали, что дальше влюбленности дело не заходило. Все изменила встреча с графиней Вильегорской: он решился сделать ей предложение, но был крайне шокирован отказом из-за социального неравенства.
После своей неудачи устроить личную жизнь Гоголь долго переживал, замкнулся в себе, позднее решил навсегда отказаться от желания связывать себя семейными узами. Он с головой ушел работу. В этот период появилось одно из самых мистических произведений – «Вий», в основу которого легло народное предание о фантастическом подземном духе с длинными веками. Во время написания повести Гоголь переживал каждый эпизод со своими героями так, будто все это происходило с ним лично.

Подточила силы писателя и работа над «Ревизором»: Гоголь очень боялся провала пьесы, неоднократно переписывал реплики, убирал и добавлял героев, сомневался в себе и в своем таланте все чаще. Но результат и положительные отзывы литературных наставников вдохновили его на дальнейшее творчество.

В 1836 году молодой преподаватель университета Гоголь решил отправиться за границу и провел там около десяти лет. В путешествии по Италии писатель заболел малярией, был практически при смерти, но неожиданно пошел на поправку. Болезнь стала началом серьезного душевного расстройства, участились обмороки и странные припадки: видения писателя пугали его — некоторые он даже описывал в своих рассказах и повестях.

Чтобы спастись от сумасшествия, Гоголь решил посетить Иерусалим с целью духовного обновления. Поездка к Гробу Господню, пребывание в Палестине и Константинополе утомили его и не дали ожидаемых результатов. Гоголь был разочарован в жизни, растерян перед новыми переживаниями и приступами. Также не помогли ему и путешествия по монастырям, беседы с духовными лицами.

Современники Гоголя отмечают, что он был неприхотлив в быту, одевался скромно, но периодически тратил внушительные суммы на благотворительность, помогая студентам и молодым поэтам.

За несколько лет до смерти

Тяжелые переживания и напряженная работа приводила к вспышкам болезней, которые способствовали укреплению его богобоязненных настроений. У писателя появилась религиозная экзальтация: он начинал пророчествовать в беседах с друзьями, все его разговоры сводились к теме греховности перед Богом. Первый том «Мертвых душ» Гоголь издал в состоянии крайнего душевного напряжения.

Не отличаясь крепким физическим здоровьем, Гоголь переживал каждую смерть в своем кругу тяжело и мучительно, его по-прежнему беспокоили видения. К лету 1845 года писателя настиг очередной душевный кризис: он составил завещание и в порыве гнева бросил рукописи второго тома «Мертвых душ» в огонь.

Следующим эпатажным поступком в его жизни стал уход в монастырь, где Николай надеялся найти спасение от близкой смерти. Он предчувствовал смерть, поэтому решился стать монахом. Из-за припадков и неадекватности поведения в монастыре он не встретил понимания, но именно там понял, как ему продолжить свое произведение.

Все это время он периодически возвращался к работе над другими версиями романа и мечтал завершить его. Писатель практически помешался на религиозной чистоте и просветлении, приняв решение служить Творцу на литературном поприще.

Осенью 1850 года болезнь немного отпустила утомленного писателя. Поездка в Одессу принесла ему облегчение и подарила надежду. Веселый и вдохновленный Гоголь вернулся в Москву и снова продолжил работу над вторым томом своего главного произведения. Друзья одобрили начало книги, и с удвоенной энергией создатель романа завершил его согласно своему замыслу.
В это время он снова почувствовал душевный упадок и опустошенность, все ярче стал возникать в его мыслях призрак смерти. Точно такие же мучения были и у его отца перед уходом того из жизни.

Усугубляли неустойчивое состояние разговоры с фанатичными священниками и экзальтированными личностями из окружения. Гоголя беспокоили сцены предстоящего Страшного суда, он часами размышлял о своей греховности. Духовный наставник требовал от писателя отречься от его бессменного кумира — Пушкина, что приблизило миг безумства. Он искал универсальное лекарство от страха и страдал от жутких видений, по свидетельствам близких пытался установить контакт с ангелами.

Смерть Гоголя: загадочные факты

Ночью 12 февраля 1852 года случилось самое мистическое происшествие , которое долго ставило в тупик исследователей биографии Гоголя. В тот вечер он долго молился перед домашними иконами, затем вместе со слугой собрал пачку бумаг и велел сжечь их в камине, после чего впал в истерику и долго рыдал. Он был уверен, что сжечь роман его заставил злой дух. Друзья были обеспокоены состоянием Гоголя, который, будучи больным, строго соблюдал пост.

По одной из версий, был сожжен заново переписанный второй том «Мертвых душ», который дался Гоголю с большим трудом и напряжением. Выяснилось позже, что рукопись сохранилась среди бумаг: осталось неясным, что же в ту ночь сгорело в огне.

С этой даты начинается перелом в болезни писателя. Ему не дают покоя хронические страхи. С детства он мучился от тафофобии, боязни быть захороненным заживо и задохнуться в гробу. Чтобы обезопасить себя, Николай Васильевич еще при жизни оставил письменное поручение, чтобы его похороны состоялись только после того, как будут явными все признаки разложения.

Доктора того времени не имели представления о лечении психических заболеваний и пытались исцелить страдающего Гоголя сомнительными и порой вредными снадобьями. Но лечение приносило больше вреда, чем пользы. Непроходящая годами депрессия в 19 веке была неразрешимой проблемой для медицины.

Через неделю после сожжения рукописи писатель окончательно слег в постель, прекратив принимать пищу и отвергая попытки помочь ему. Консилиум врачей принял решение подвергнуть его принудительному лечению. Но внутренне готовый к смерти писатель был крайне ослаблен и вскоре скончался.

На похоронах близкие писателя заметили странного черного кота, присутствовавшего на процедуре погребения. После того, как гроб с телом писателя был опущен в могилу, кот внезапно исчез.

Загадки после смерти

Биографам писателя пришлось разгадать и тайну черепа этой загадочной личности. Умершего 21 февраля 1852 года писателя похоронили на территории закрытого от посещений монастыря. В начале 20 века было принято решение перезахоронить останки на Новодевичьем кладбище.

Вскрытие могилы показало, что Гоголь лежал на боку в неестественной позе, а стенки гроба были расцарапаны ногтями.

Камень с крестом, который был снят с первой могилы писателя, спустя годы попал к жене Михаила Булгакова и впоследствии был установлен на могиле мистика.

При переносе останков из гроба заметили исчезновение черепа. Одна из версий ученых и членов НКВД, которые присутствовали при эксгумации — череп Гоголя тайно извлекли из могилы при предыдущей реставрации захоронения. За уникальным артефактом была объявлена охота: основатель театрального музея Бахрушин подкупил монахов, сделав заказ на кражу черепа писателя. Согласно поверьям, владелец черепа сможет общаться с темной силой и получить свойство исполнять свои желания.

По одной из версий, череп в палисандровом ларце был в итоге помещен в коллекцию мецената, но тот вскоре отказался от него из-за внезапных проблем в жизни и бизнесе. Череп перекочевал в руки родственника Гоголя, лейтенанта императорского флота. Далее, согласно легендам, артефакт попал на знаменитый поезд – Римский экспресс: во время движения поезда очевидцы утверждали, что состав был поглощен неведомым белым облаком. После этого поезд никто не видел.
Итальянский туннель, в котором и разыгралось происшествие, был замурован, и многие до сих пор считают, что череп писателя путешествует где-то по миру в призрачном поезде.

Также существует версия, по которой череп писателя сейчас принадлежит неизвестному олигарху и находится в личной коллекции.