Что внесла философия в культуре древнего греции. Культура древней греции

Самое большое влияние на культуру последующих поколений оказала античность - искусство Древней Греции и Древнего Рима с 9 - 10 веков до н. э. и по 4 век новой эры. Колыбелью античной культуры была Древняя Греция - клочок земли в Средиземноморье. Здесь родилось и расцвело «греческое чудо» - гигантская духовная культара, сохранившая свое воздействие и очарование на тысячелетия. Древнегреческая культура оказала решающее влияние на развитие культуры Древнего Рима, который был ее непосредственным преемником. Римская культура стала следующей фазой и особым вариантом единой античной культуры. Спокойная и величественная красота античного искусства служила образцом и для более поздних времен в истории искусства. В истории древнегреческого искусства было три периода: а р х а и к а (VII - VI век до н.э.); к л а с с и к а (V -IV век до н. э.); э л л и н и з м - (III _ I век до н. э.).

Красивыми древнегреческими сооружениями были храмы. Древнейшие развалины храмов относят к эпохе архаики, когда стали использовать желтоватый известняк и белый мрамор. Обычно храм стоял на ступенчатом основании. Он состоял из помещения без окон, где находилась статуя божества, здание окружали одно - два ряда колонн.

Неотъемлимой частью сооружений в Древней Греции были колонны. В эпоху архаики колонны были мощные, тяжеловесные, чуть расширенные к низу - такой стиль колонн назывался дорическим . В эпоху классики сложился стиль колонн ионический - колонны более нарядные, стройные, вверху украшены завитками - в о л ю т а м и. В эпоху эллинизма архитектура стала стремиться к пышности. Сложился коринфский стиль колонн - они стали изящными, стройными, нарядными, богато украшенными растительным орнаментом. Система колонн и перекрытий в Древней Греции была названа ордером . Каждому стилю соответствует свой ордер, имеющий свои особенности и названный, как и стиль - дорический, ионический и коринфский в искусстве Древней Греции.

Расцвет греческой архитектуры пришелся на классическую эпоху (v век до н. э.), время правления Перикла. Им были начаты грандиозные строительные работы в Афинах. Д о нас сохранились развалины самого главного сооружения Древней Греции - . Даже по этим развалинам можно себе представить, как прекрасен был в свое время Акрополь.Вверх на холм вела широкая мраморная лестница.

Акрополь был окружен многочисленными храмами, центральный из них - Парфенон, окруженный 46 колоннами. Колонны выполнены из красного и синего мрамора. Цвет колонн, легкая позолота придавали храму праздничность. Чувство пропорций, точность в расчетах, красота отделки - все это делает Парфенон безупречным произведением искусства. Даже сегодня, спустя тысячелетия, разрушенный, Парфенон производит неизгладимое впечатление. Последней постройкой Акрополя был храм, посвященный Афине, Посейдону и мифическому царю Эрехтейю, который назвали храм Эрехтейон.

На одном из трех портиков храма Эрехтейон вместо колонн перекрытие здания поддерживают женские фигуры - кариатиды. Вообще множество скульптур и скульптурных композиций украшали Акрополь. В эпоху эллинизма стали меньше уделять внимания храмам, а строили открытые площади для прогулок, амфитеатры под открытым небом, дворцы и спортивные сооружения. Жилые дома стали 2 -х и 3 -х -этажными, с большими садами, фонтанами. Роскошь стала целью.

Греческие скульпторы дали миру произведения, которые до сих пор вызывают восхищение людей. В эпоху архаики скульптуры были несколько скованы, они изображали обнаженных юношей и одетых в ниспадающие складками одежды.

В классическую эпоху главным делом скульпторов было создавать статуи богов и героев и украшать храмы рельефами. Богов изображали как обычных людей, но сильными, физически развитыми, красивыми. Часто изображали обнаженными, чтобы показать красоту тела. В Древней Греции огромное внимание уделялось физическому развитию, спорту и неотъемлимой частью этой культуры была красота человеческого тела. В эпоху классики жили такие замечательные скульпторы, как М и р о н, Ф и д и й и П о л и к л е т. Работы этих скульпторов отличались более сложными позами, выразительными жестами и движениями. Первым мастером сложной бронзовой скульптуры стал Мирон - создатель скульптуры » Д и с к о б о л «.Однако, следует отметить, что скульптуры этой эпохи выглядят немного холодными, лица равнодушные, похожие друг на друга. Скульпторы не старались выразить какие - то чувства, эмоции. Их целью было показать лишь совершенную красоту тела. Но вот в IV веке до н. э. скульптурные образы стали более мягкими и нежными. Скульпторы П р а к с и т е л ь и Л и с и п п в своих изваяниях богов придавали тепло и трепет гладкой мраморной поверхности. А скульптор С к о п а с передавал в скульптурах сильные чувства и переживания.

Позже, в эпоху эллинизма скульптура становится более пышной, с преувеличенными страстями.

Афина - одно из верховных олимпийских божеств. Она разумна и рассудительна. Она богиня неба, повелительница туч и молний, богиня плодородия. Она - воплощение государственной мудрости, величия и неисчерпаемой силы. Это статуя Афины-девы, самая прославленная работа Фидия. Афина стоит в полный рост (высота статуи около 12м), на голове богини золотой с высоким гребнем воинский шлем, плечи и грудь прикрывает золотая эгида (мифический щит, наводящий ужас на врагов) с головой Медузы. Левая рука опирается на щит, в правой Афина держит фигуру богини Нике. Строгие драпировки длинной одежды подчеркивают величавость и спокойствие фигуры.

Наша страна не погибнет вовеки, ибо хранитель такой, как благая Афина Паллада,
гордая грозным отцом, длани простерла над ней.
(Элегия Солона)

Зевс разделил господство над миром с братьями: Посейдону отведено небо, Аиду - царство мертвых, а себе Зевс оставил небо. Зевс управлял всеми небесными явлениями и прежде всего громом и молнией.

К сожалению, это реконструкция погибшей скульптуры Зевса. Статуя занимала почти все внутреннее пространство храма. Зевс сидит на троне, почти касаясь головой потолка, его высота была около 17 метров. Один из греческих поэтов, восхищенный обликом Фидиева Зевса, написал двустишие. известное по всей Элладе:

"Бог ли на землю сошел и явил тебе, Фидий, свой образ

Или на небо ты сам бога узреть восходил?"

Статуя Зевса впечатляла не только величием, которое придал божеству Фидий, но и ощущением покоя, величавой мудрости и бесконечной доброты. "Царь богов и людей" сидел на великолепном, богато украшенном троне. Верхняя часть его торса была обнажена, нижняя - задрапирована в роскошный плащ. В одной руке бог держал статую Нике-победы, в другой - жезл, увенчанный изображением орла - священной птицы Зевса. На голове был венок из масличных ветвей.

Статуя была выполнена в сложнейшей технике. Основа вырезалась из дерева, на те части тела. которые оставались обнаженными, накладывались тонкие пластинки полированной слоновой кости, плащ был покрыт тонким слоем чеканного золота, словно затканного изображениями лилий, звезд, животных.

Олимпия была одним из главных святилищ Греции, по преданию именно здесь Зевс одержал победу под Кроносом, в память великой победы Зевса и были учреждены Олимпийские игры, причем, согласно одной из легенд, сделал это в честь своего отца герой Геракл.

Геракл -сын Зевса, один из самых известных греческих богов. Знамениты его 12 подвигов, о которых рассказывают многие легенды и которые часто изображали в своих произведениях художники и скульпторы. Лисипп в данной скульптурной группе изображает решающий момент схватки: Геракл могучей рукой сжимает шею льва, предельно напряжены все мышцы героя, а зверь, задыхаясь, впивается в его тело. Но, хотя противники и достойны друг друга, лев, чья голова зажата зажата под мышкой у Геракла, выглядит почти смешно. Легенда утверждает, что Геракл был любимым персонажем Лисиппа, а Лисипп был придворным мастером Александра Македонского.

Посейдон - главный бог моря и мореплавания. Он живет в чертогах в морской глубине, не подчиняется никому, даже всесильному брату Зевсу. Он вызывает землетрясения, подымает и успокаивает бури, Он помогает мореходам, посылая быстрые течения и сдвигая трезубцем корабли со скал и с мели. Под властью Посейдона были все острова, побережье, гавани, где ему возводились храмы, алтари, статуи.

Персей, сын Зевса и Данаи, находит на берегу океана страшных чудовищ -Горгон. Вместо волос у них клубились змеи, вместо зубов торчали клыки, как у вепря, руки были из бронзы, а крылья из золота. Одна из горгон Медуза одним своим взглядом любого превращала в камень. Наученный богами, Персей сражался с Медузой, глядя на ее отражение в медном щите. Он отрубил ей голову. Традиционно скульптор передает красоту обнаженного тела, горделивое выражение лица Персея, победившего чудовище, отчаяние на лице горогоны.

Гермес - вестник богов, покровитель плутовства, гимнастики, путешественников и дорог, сын Зевса и Майи. Позднее он стал покровителем скотоводов и пастухов. Своим волшебным жезлом мог погружать любого в сон или пробуждать их. Со временем Гермес - вестник олимпийских богов, глашатай Зевса, покровитель послов, бог торговли и прибыли. На Олимпе Гермес пользовался всеобщей любовью, хотя очень любил придумывать богам различные проказы: похитил меч у Ареса, спрятал трезубец Посейдона, во время утреннего туалета Афродита не мргла найти свой пояс, а на голову сияющего Аполлона опрокинулся горшок пресного теста.Но эти проказы искупались тем полезным, чем служил богам и людям Гермес.

Среди самых известных произведений античности эпохи эллинизма была найденная в начале 20-го века на острове Мелос великолепная статуя богини Афродиты (ее обычно называют Венерой Милосской). Эта статуя античной богини любви и красоты значительно выше человеческого роста, ее высота - 207 см. Ее нашли без рук, среди обломков была найдена лишь ладонь, державшая яблоко. Красота Венеры до сих пор завораживает, привлекает также, как и неувядаемая прелесть Джоконды. Она наполовину обнажена, завязанный вокруг бедер покров, спускаясь на ноги мощными складками, делает ее еще более изящной, грациозной. Свою наготу женщина несет с такой изысканной простотой, с какой смертная женщина носит нарядное платье. Ее лицо величаво спокойно, безмятежно. Ученые выяснили, что статуя была создана на рубеже 2-го - 1-го веков до н.э.

Величие, запечатленное в этой мраморной статуе, отражает жажду людей неспокойной эпохи в гармонии и любви. Венера вызывала у многих поэтов восхищение и заставляла посвящать ей восторженные стихи.

Как много неги горделивой, в небесном лике разлилось!

Так, вся дыша пафосской страстью, вся млея пеною морской

И всепобедной вея властью, ты смотришь в вечность пред собой.

Скульптура была найдена в конце 15-го века в садах Бельведера. Это мраморная копия оригинала. Ее высота - 2, 24 м. С тех пор, как эта статуя стала известна, и до наших дней она не перестает вызывать восторги и восхищение художников и ценителей искусства. Аполлон - бог гармонии и искусств, он убил дракона Пифона, таким его и изобразил скульптор. Рост статуи выше человеческого роста, а вся поза выражает преисполняющее его величие. Вечная весна облекает его обаятельную мужественность, соединенную с красотой юности. Небесная одухотворенность наполняет все очертания фигуры. Он преследовал Пифона, впервые употребил против него свой лук, своей могучей поступью настиг его и поразил. Его взор устремлен как бы в бесконечность, на губах презрение к врагу. Статую считают высшим идеалом искусства между всеми произведениями, сохранившимися с древности. Аполлон считался образцом классической красоты, его на протяжении столетий копировали скульпторы, воспевали поэты.

Прошла длительный период формирования, пока она смогла достигнуть полного расцвета, благодаря чему её наследие ощущается даже сегодня. Развитие началось от эгейской цивилизации, прошло бурный этап классического периода, после чего начало ощущаться явственное влияние Рима и сопредельных стран. Значительные изменения происходили во время османского господства, современный свой вид культура приобрела во время Греческой войны за независимость в начале XIX века.

Греческая культура устанавливает верховенство человека над природой, что выражается в архитектуре, литературе, поэзии и других сферах жизни. Невозможно рассматривать греческую философию отдельно без перечисленных составляющих – они оказывали, и продолжают оказывать влияние на жизнь современного человека.

Основоположные принципы древнегреческой культуры

В целом, греческая и эллинистическая культура основана на соблюдении четырех основных принципов. Первый из них – активное участие и интерес большинства граждан полиса к политическому устройству и принципам управления страной. Зарождение и активное развитие демократии заложило основы равенства между людьми и верховенства морали.

Второй принцип – вся культура и искусство предназначены исключительно для прославления достижений человека и сравнения его с богами.

Третий принцип – постоянное подчеркивание важности человеческих устремлений посредством выражения их сквозь призму литературы, театральной драмы и комедии. Повседневные действия людей ставятся на один уровень с работой богов, а боги, в свою очередь, изображаются с теми же особенностями и недостатками, что и рядовые граждане страны.

Четвертый принцип – сопоставление всех явлений с картиной окружающего мира. В силу некоторой наивности взглядов, древние греки предписывали всё непонятное и непознанное в природе действиям богов, их спорам, междоусобицам и любовным отношениям.

Комбинация перечисленных факторов привела к появлению уникальной культуры, в центре философии которой находился человек со всеми своими недостатками и слабостями. Гармоничное развитие человеческого тела, души и разума – вот основные слагающие настоящего счастья с точки зрения античных философов. Такая мысль оказывала постоянное и сильное влияние на все сферы жизни – литературу, архитектуру, театр, спорт, науку. Даже сегодня можно явственно ощутить руку античности на пульсе событий.

Влияние на европейскую культуру

Греция, как страна, ставшая лидером по научному, интеллектуальном у и философскому развитию континента, оказывала значительное влияние не только на собственные метрополии, но и на довольно отдаленные государства.

Архитектурная стилистика, которая была свойственна Элладе, нашла свое продолжение в Римской и Византийской империях. Под впечатлением об античных мастерах создавались монументы и памятки архитектуры эпохи Возрождения. Ренессанс и барокко выросли из колыбели Древней Греции, архитектурные элементы которой олицетворяли величество человека, и делали его равным перед богами. На протяжении всего темного средневековья, католическая церковь ожесточенно боролась с малейшими проявлениями подобной вольности и инакомыслия. Смелостью людей, позволивших себе в то время поставить на одну ступень человека и бога нельзя не восхищаться.

Трудно переоценить или не заметить отпечаток античности в литературных произведениях европейских мастеров – поэтов, писателей, драматургов.

Современную Европу невозможно представить без ещё одного греческого изобретения – демократии. Хотя в нынешнем своем проявлении она и значительно отличается от политического устройства античности, но основные принципы остаются одними и теми же – равенство людей перед властью, возможность коллективного управления государством и полная прозрачность политических решений.

Политика – это то, чему полностью посвящали себя уважаемые жители древнегреческих полисов. Они не просто жили ею, но и привносили собственные изменения, что способствовало быстрому распространению реформ.

Древнегреческая экономика: отображение в современности

Древние эллины отличались не только высокими моральными ценностями, но и финансовой расторопностью. Их система управления государством, распределение доходов и расходов трудно укладывается в голове, особенно если учитывать, что уровень развития математики и экономики тогда находился на начальном этапе. Правильная налоговая политика позволяла не только удерживать отдельно взятый полис в процветающем состоянии, но и вкладывать огромные средства в строительство, развитие культуры, открытие библиотек, театров и других заведений для просвещения собственных граждан. Не последнюю роль играла и армия, ведь полисы пребывали в состоянии перманентной войны с соседями, которая часто выматывала ресурсы государства.

В отношениях между греческими полисами наблюдалась четкая модель распределения труда – это способствовало более эффективному использованию человеческих ресурсов, и выводило торговые отношения на качественно новый уровень. Что-то подобное, только в увеличенном масштабе, наблюдается сейчас и в европейских странах.

Античность стала тем периодом, во время которого происходило формирование племенных союзов, ставших вскоре основой для создания отдельных европейских наций. В то время, как латинский язык в видоизмененном виде распространился по западной Европе, превратившись в английскую, французскую, итальянскую и другие известные письменности, греческий язык лег в основу алфавитов славянской группы.

Греческая культура, философия, политика, экономика с течением времени не растворились в небытие, как это часто случалось с наследием более ранних культур. Влияние Эллады ощущается даже спустя более двух тысячелетий, в очередной раз доказывая, что древние греки значительно опередили свое время.

    Греческие закуски(часть вторая)

    Итак, продолжим наш путеводитель по салатам. Помимо салатов из свежих овощей и сыра греки очень любят салаты-пасты, которые отлично сочетаются с основными блюдами. Иногда их просто намазывают на хлеб или обмакивают в них кусочки пищи. Даже во многих больших супермаркетах, которые находятся в других странах, вы можете встретить салат «Дзадзики». Он представляет собой смесь йогурта, тертых огурцов, зелени и чеснока. Йогурт при этом должен быть особой консистенции. Такой йогурт в Греции называется «Странгисто». В каждом регионе Эллады «Дзадзики» готовится по-разному, и вы можете насладиться уникальным вкусом этого салата-пасты.

    Эги-столица древней Македонии. Археологические места в Греции

    Самые популярные сувениры из Греции

    Из каждой поездки в новое место любой человек всегда хочет привезти какие-нибудь сувениры для родных и друзей. Проще всего, конечно, отделаться магнитиками на холодильник, которые в большом количестве и широком ассортименте продаются во всех уголках мира, но в нашей статье мы рассмотрим более существенные сувениры. А отправимся мы за ними в солнечную Грецию.

    Гора Олимп в Греции. Где вершились судьбы людей, и самих богов!

    Пелла - македонская столица

    В источниках нет точной даты перенесения столицы Древней Македонии из Эг в Пеллу, равно как нет и имени того, кто это сделал. Однако, вероятнее всего, это произошло в V в. до н. э. во время правления царя Архелая. Название новой македонской столицы традиционно возводят к слову πέλλα (др.-макед. «камень»).

Культура Древней Греции


Введение

Древний мир. Эпоха, когда создавались города, первые страны и целые цивилизации, которые до сих пор изучают. Многие тайны Древнего мира так и остаются тайнами, которые ученым предстоит раскрыть.

История Эгейской цивилизации завершилась с приходом северных племен греков – дорийцев, которые по сравнению с ахейцами стояли на более низком уровне развития. Грабя и сжигая, богатые ахейские города, они вытеснили ахейцев на острова Эгейского моря, в Малую Азию и на остров Кипр. Приблизительно с XI в. до н.э. наступает смутный период в истории Древней Греции, время упадка материальной культуры. Он продлился несколько десятков лет, пока греческие племена назвавшие себя эллинами, не создадут свою самобытную культуру, которая откроет следующий период греческой истории.

Изрезанные бухты Эгейского моря способствовали развитию мореплавания. Гористая земля Греции была трудной для земледелия. Но греки возделывали виноградники, оливковые сады и хлебные поля, которые приносили главные продукты питания: вино, оливковое масло и хлеб. Множество покрытых лесами гор были прекрасным местом для охоты на оленей, кабанов, львов. В предгорьях пастухи пасли коз и овец. Самой высокой и священной горой была Олимп. На Олимпе, в заоблачной выси, по мнению древних греков, обитали прекрасные, похожие на людей боги.

Греческие ученые достигли огромных высот и не останавливались на достигнутом. Они пытались сделать еще больше, открыть новые земли. Именно в Греции появились такие точные науки как геометрия и алгебра. О мощи греческой армии ходили легенды, это были бесстрашные войны, которые не жалели сил в бою.

Так же нельзя обойти стороной огромное количество мифов, легенд и сказаний, оставшихся после этой древней цивилизации, например легенда о 12 подвигах Геракла (или Геркулеса), или о путешествии органавтов за золотым руном.

До сих пор современные историки и ученые проявляют очень большой интерес к истории этого государства.

Основными целями данной работы являются:

1. Исследовать Древнюю Грецию как государство с уникальной культурой.

2. Рассмотреть деятельность выдающихся личностей Греции и показать их влияние на культурно-исторические процессы государства.


1. Мифология и религия

Культура древних греков отличалась светским характером. Но благодаря богатой, красочной и разнообразной мифологии и религии мы можем понять мировоззренческие основы эллинов.

Центром мировоздания древних греков был человек. Произведения греческого искусства поражают гармонией и совершенством. Главным понятием искусства становится внутреннее и внешнее совершенство. Все в жизни древних греков было соразмерно человеку. Поэтому и природа, и животные, и растения, и боги обретали в древнегреческой мифологии вид человека.

Боги древних греков во всем похожи на людей, лишь более красивы и бессмертны. Именно поэтому люди в изображении древнегреческих художников прекрасны и подобны богам.

Пантеон греческих богов очень велик. Существовало три поколения богов. Прародителями всех богов были возникшие из вечного Хаоса Гея (Земля) и Уран (Небо). Их дети-титаны (могучие боги диких сил природы) – второе поколение. Среди них Крон и Рея – родители третьего поколения богов – олимпийцев, которые отняли власть у титанов и установили в мире порядок и закон.

Об устройстве мира у каждого из древних народов были свои представления, которые нашли отражения в мифологии и религии.

Эллины считали, что Землю окружает Мировой океан. Над Землей путешествуют небесные светила; луна, солнце, звезды, которые поднимаются из Мирового океана и опускаются в него.

На западном краю земли небесный купол держит на плечах могучий Атлант. Здесь живут его дочери Геспериды, которые стерегут золотые яблоки вечной молодости. Здесь же, на западе, по мнению древних греков, находились острова Блаженных (Елисейские поля) – рай для добродетельных греков, получивших от богов бессмертие. А на севере обитает племя гиперборейцев – любимцев богов.

Самыми могущественными из греческих богов были двенадцать олимпийцев. В сформировавшемся пантеоне богов каждое божество имело свои права и обязанности.

Греческие боги:

ЗЕВС – царь Олимпа, бог грома и молний, властитель олимпийской семьи богов и людей. Символы Зевса: молния, орел и дуб.

ПОСЕЙДОН – владыка моря, «колебатель земли», брат могучего Зевса. Вруке его трезубец. Символы Посейдона: трезубец, дельфины и кони.

АИД – мрачный владыка подземного царства мертвых, брат Зевса и Посейдона.

Обладает волшебным шлемом, делающим его невидимым.

ГЕРА – супруга и сестра Зевса, лилейно-рукая, волоокая покровительница брака и супружеской верности. Символы Геры: гранат и павлин.

ГЕСТИЯ – богиня домашнего очага.

ДЕМЕТРА – богиня плодородия и земледелия. Символы Деметры: ячменный или пшеничный колос.

АФРОДИТА – богиня любви и красоты. Символы Афродиты: розы, голуби, воробьи, дельфины и бараны.

АФИНА – богиня мудрости и справедливых войн. Символы Афины: сова и оливковое дерево.

АПОЛЛОН – бог света и поэзии. Символы Аполлона: лебедь, волк, лавр, кифара и лук.

АРТЕМИДА – богиня охоты и луны. Символы Артемиды: кипарисовое дерево, лань и собаки.

ГЕРМЕС – вестник богов.

ДИОНИС – бог виноградства и виноделия. Символы Диониса: чаша и тирс.

АРЕС – бог войны. Символы Ареса: горящий факел, копье, собака и ястреб.

ГЕФЕСТ – бог огня и кузнечного дела.

ГЕБА – богиня юности.

АМФИТРИТА – богиня моря.

ПЕРСЕФОНА – богиня царства мертвых.

2. Литература

Мифология сыграла важную роль в развитии древнегреческой литературы, и в первую очередь в рождении эпической поэзии.

Прекрасными знатоками греческой мифологии были поэт – крестьянин Геопсид и слепой певец Гомер. Их гимны и поэмы стали для нас главным источником знаний об этой эпохе. Они открыли нам мир греческих богов.

ГЕСИОД жил в конце VIII– начале VIIвека до н.э. в Беотии. Будучи мелким земледельцем, занимался тяжелым крестьянским трудом и научился искусству декламации речитативом эпических поэм на праздниках. Он не импровизировал с песнями, а комбинировал отрывки разучиваемых по записи текстов.

В поэме «Теогония» («происхождение богов») Гесиод повествует о начале мира и рождении богов, о борьбе богов с титанами.

Поэма Гесиода «Труды и дни» написана в форме наставлений и напутствий, обращенных к брату Персу. В них высказаны главные нравственные ценности, которые можно считать основным жизненным кредо Гесиода.

Гениальный древнегреческий поэт ГОМЕР родился в одном из городов Ионии в Малой Азии. Жил он в VIIIвеке до н.э., и о его жизни нет почти никаких сведений. Был этот гениальный слепой одним из странствующих певцов, которые, переходя из города в город с кифарой в руках, нараспев рассказывали о давних временах, богах, героях, войнах.

Начиная с эпохи Возрождения и вплоть до конца XIX века Гомера считали вымышленным лицом и поверили в реальность его существование лишь после открытий Шлимана и Эванса. Но в античные времена, судя по высказываниям Геродота, историчность личности Гомера не вызывала сомнений.

Сложив множество гимнов богам, Гомер «сотворил» греческих богов. Его даже критиковали за неуважительное отношение к небожителям.

О жизни Гомера почти ничего неизвестно: в каком городе он родился, как жил, где похоронен. О его личности можно судить по скульптурному портрету слепого старца и по двум гениальным произведениям древнегреческой литературы, посвященным ахейскому эпосу о походе на и Трою, или Илион. Это поэмы «Илиада» и «Одиссея».

Древняя Греция – родина басни, которая именно здесь сложилась в самостоятельный жанр. Басня – это короткий, часто стихотворный рассказ, в котором животные говорят и действуют по-человечески и который, заканчиваясь моралью, учит нас уму – разуму.

Известным сочинителем басен в Древней Греции был ЭЗОП, имя которого известно так же, как и имя Гомера. О жизни Эзопа мы почти ничего незнаем. Впервые о нем, как об исторической и довольно известной личности, вскользь написал историк Геродот. Опираясь на сочинения Геродота, можно лишь сказать, что Эзоп был баснописцем, жил на острове Самос около 560 г. до н.э., был рабом некоего Иадмона и был за что-то убит в Дельфах.

О жизни Эзопа был написан роман «Жизнеописание Эзопа». Книга о Ксанфе-философе, его рабе, или Похождения Эзопа» – одна из немногих сохранившихся «народных книг» греческой литературы. Басни Эзопа, как и поэмы Гомера, пережили века. Поэты и писатели разных стран пере водили их на свои языки.

3. Архитектура

Греческая архитектура, до сих пор поражающая благородством своих форм, с конструктивной точки зрения отличалась простотой. Уже в период архаики эллинские мастера разработали строго продуманную систему рациональных соотношений между колоннами и перекрытиями, лежащими на них. Ее суть заключается в художественном оформлении стоечно – балочной конструкции, состоящей из двух частей: несущей и несомой. Столкновение этих противоположных сил, сосредоточенных в вертикальной опоре и поперечной балке, приведено в состояние гармонического равновесия.

Эта цельная художественно осмысленная система выявления конструкции сооружения получила название ОРДЕРА.

Именно в античном ордере отразилась основополагающая сущность античного искусства – его направленность на человека. Это проступало даже в таком объективном начале, как математические.

Основные греческие ордера: дорический, ионический и коринфский – сформировались не сразу. В конце VII в. до н.э. возник дорический, вскоре ионический, в конце V– начале IV в. до н.э., появился ордер коринфский. Первый ордер развивался в основном на Пелопоннесе и в городах Великой Греции, второй – главным образом на побережье Малой Азии, которое называли Ионией.

Дорический ордер

Дорический ордер отличается мужественным величием, суровой простой, монументальной торжественностью, силой и большой сдержанностью в применении декора. Колонна дорического ордера не имеет базы. Ствол колонны, стоящий непосредственно на верхней ступени. Приблизительно на 1/3 высоты ствол колонны имел припухлость. Дорическая капитель, состоящая из квадратной плиты с прямыми краями, и круглой в плане подушкой с выпуклым криволинейным профилем, – предельно проста и конструктивна. Антаблемент дорического ордера всегда состояла из трех элементов: архитрава, фриза и карниза. Архитрав представлял собой гладкую балку, опиравшуюся капители колонн. Над архитравом фриз, состоявший из триглифов и метоп. Триглифы представлялись рудиментами торцов поперечных балок, а метопы – часто рельефными плитами, закрывавшими промежуток между триглифами. Находившийся над фризом карниз своей венчающей частью сильно выступал вперед, нависая над нижними элементами антаблемента. Треугольная стена между горизонтальным карнизом и двумя наклонными краями скатов кровли называлась фронтоном. Его поверхность украшалась рельефами, прототипов дорического и ионического ордеров в деревянных постройках. На крыше по углам фронтонов ставили акротерий.

Ионический ордер

Ионический ордер отличается от дорического легкостью пропорций, утонченностью форм, широким применением декора. Римский теоретик архитектуры Витрувий усматривал в ионическом ордере подражание утонченной, дополненной украшениями женской красоте в отличие от дорического ордера, подражавшего мужской красоте.

Более стройная ионическая колонна имела в основании изящно профилированную базу и меньше, чем дорическая, сужалась кверху. Более глубокие каннелюры разделялись узкими дорожками, а капитель имела два изящных завитка. Архитрав ионического ордера состоял из трех чуть нависающих одна над другой горизонтальных полос. Вместо фриза с триглифами у ионических построек непрерывный, часто рельефный растительный фриз.

Коринфский ордер

Близкий к ионическому коринфский ордер появился лишь во второй половине V в. до н.э. Коринфский ордер развился из ионического. Греки нечасто использовали коринфский ордер. Окончательно он сформировался только в последующий, римский, период. От ионического он отличался более вытянутыми пропорциями колонн и сложной капителью, украшенной орнаментом в виде листьев анкафа.

Происхождение древнегреческого ордера

Произошел он от деревянной стоечно-балочной конструкции, которая по археологическим данным к моменту создания ордеров играла важную роль среди элементов построек из дерева, сырцового кирпича или глины. Это хорошо видно из рисунков прототипов дорического и ионического ордеров в деревянных постройках. Например, триглифы изображают торцы деревянных балок перекрытия, а метопы – плиты, закрывавшие пространство между триглифами.

4. Античный храм

Архитектурный ордер, созданный древними греками на основе стоечно – балочной конструкции, стал основой античных храмов.

По представлению эллинов боги могли находиться не только в природных стихиях, но и выбирали себе самые красивые места на земле. Поэтому в гомеровскую эпоху богам поклонялись в священных рощах, пещерах, где для приношения жертв ставили алтари. Позже, в эпоху архаики, когда появились статуи богов, возникло суждение, что для этих статуй, как и для людей, необходимо жилище. Ведь греческие боги подобны людям. Так появился храм – жилище, или дом, бога, внутри которого находилась его статуя.

Первые «жилища богов», которые практически не сохранялись, были скромными и строились из дерева и сырцовых кирпичей на каменном основании. С VII в. до н.э. для сооружения храмов стали использовать камень.

Ставили храмы в самых красивых, видных местах, обязательно связывая их с окружающей природой. Ведь боги – это люди с прекрасным обликом и совершенной фигурой, и их жилище должно быть соответственно прекрасным и обязательно соразмерным человеческой фигуре.

В жизни древних греков храм имел огромное значение. Это был не только центр почитания божества, но священная кладовая, касса, банк, архив города, убежище. Поэтому храм был важнейшим общественным сооружением и возводился всем городом.

Греческий храм не был таким обособленным и строился с расчетом восприятия снаружи. Последние собирались перед храмом, вход в который располагался на востоке.

В основе планировочной структуры храма лежал жилой дом типа мегарон, где очаг был заменен статуей божества. Первоначально это были простые здания, имевшие продольный прямоугольный план с двухскатной крышей и небольшим внутренним пространством. Внутреннее пространство состояло из центральной части, или святилища, где стояла статуя божества, и передней части – портика. Иногда на западной стороне храма располагалось помещение для хранения даров.

Внутреннее пространство больших храмов было трехнефным. В среднем нефе помещалась фигура бога.

В зависимости от расположения колонн храмы подразделялись на следующие типы:

1. «Храм в антах» представлял собой небольшое прямоугольное сооружение, вход в который обрамлялся выступами продольных стен – антами, между которыми становились одна – две колонны.

2. Если колонны располагались перед одним из фасадов, то такой храм назывался простиль.

3. Если колонны располагались перед двумя противоположными торцевыми фасадами, то такой храм назывался амфипростиль.

4. Если же колоннада окружала прямоугольное здание по всему периметру, то такой храм назывался периптер. Это самый распространенный классический тип греческого храма. У периптера количество колонн на боковом фасаде равнялось удвоенному количеству колонн на главном фасаде плюс одна колонна.

5. Храм с двойным рядом колонн назывался диптер.

6. Был и круглый храм – моноптер, состоявший из одной колоннады, перекрытой конусовидной крышей.

Греческие храмы не были одноцветными, а расписывались по определенной системе. Колонны и архитрав оставались светлыми, триглифы покрывались синей краской, метопы и поле фронтонов – красной, на которой хорошо выделялись скульптурные украшения. Черным, желтым, темно – коричневым и позолотой подчеркивались более мелкие архитектурные украшения. Краски были растительного и минерального происхождения.

Античный храм – это прежде всего пластически ясное целое. В нем нет большого внутреннего пространства – архитектура столь же пластична и ясна, сколь ясен образ античной статуи. храм – это еще вполне реально воспринимаемое жилище бога в образе статуи. К этому жилищу приходили праздничные процессии, вокруг него разворачивалось само празднество, его внешний пластический облик был не менее, но даже более важен, чем его внутреннее пространство. Гармония и ясность его соотношений выступают в полном единстве с ясной и конкретно – чувственной наглядностью украшающих его скульптурных образов.

Типичным для VI–V вв. до н.э. храмом являлся периптер, т.е. храм, представляющий в плане удлиненный прямоугольник, окруженный со всех сторон колоннадой. Вся конструкция помещалась на каменном основании – стилобате. Она конструктивно и зрительно своим четко выраженным конструктивным ритмом поддерживала горизонтально расчлененный и тяжелый антаблемент.

Ярчайшим образчиком классического по своим пропорциям дорического храма является храм Зевса в Олимпии, построенный Либоном. Лучше же всех сохранился храм Посейдона в Пестуме, построенный примерно в то же время и являющийся также прекрасным образцом дорического стиля.

Для античного храма чрезвычайно характерна связь с окружающей архитектурой и природной средой.

Античный храм выступает как создание человека, построенное по его эстетическим законам, отличающим храм от естественных природных форм. Примитивностью античной техники можно объяснить то, что при сооружении храмов избегали больших работ по нивелировке, засыпке и т.д., а отсутствием больших городов можно объяснить то, что всякое здание выступало в непосредственной связи с пейзажем.

5. Афинский Акрополь

Святыней каждого города был Акрополь – верхний город, который служил крепостью и включал в себя первоначально лишь дворец царя, а позднее стал играть роль религиозного и культурного центра города.

Одним из высших достижений древнегреческой архитектуры является комплекс Акрополя в Афинах, восстановленный греками после изгнания персов в V в. до н.э. Это время называют «золотым веком» Афин и временем Перикла. С именем Перикла связан расцвет главного центра греческой культуры – Афин. Именно в Афинах начинается стремительный подъем экономики, развитие ремесла, культуры, торговли, укрепляется демократия. Результатом и символом этого взлета явился вновь созданный комплекс Акрополя. Его создателями были зодчие, работавшие под художественным руководством скульптора Фидия.

Акрополь в Афинах представляет собой естественную скалу, возвышающуюся на 150 метров над уровнем моря. Акрополь является композиционным центром города, расположенного у подножия. В планировочной композиции Акрополя нет симметрии.

Главное сооружение всего комплекса – дорический Парфенон, храм Афины Девы. Парфенон воспринимается с угла, так, что видны его главный и боковой фасады. Он богато украшен скульптурой и рельефами.

Акрополь был для Афин и святилищем, и укреплением, и общественным центром. С афинским Акрополем были наиболее пышные празднества.

В создании Акрополя в Афинах участвовали крупнейшие греческие архитекторы и художники того времени: Иктин, Калликрат, Мнесикл, Каллимах и многие другие. Руководил строительством всего ансамбля и создал важнейшие его скульптуры Фидий.

Главное сооружение Акрополя – храм богини Афины Девы Парфеноны, построенный архитекторами Иктином и Калликратомв 447 – 438 гг. до н.э. Видимо, древние архитекторы учли равновесие асимметричных архитектурных объемов и расположили Парфенон не прямо напротив Пропилей, а южнее. Поэтому фасад Парфенона воспринимается не с фасада, а с угла, так что видны юго-западная и северная стороны. Совершенные пропорции храма, прекрасная соразмерность всех его частей создают впечатление безупречной красоты. По своему плану Парфенон – дорический периптер размером 70 х 30 м, окруженный сорока шестью колоннами.

Внутри здание было разделено стеной на две неравные части. В главной целле на высоком постаменте стояла знаменитая статуя Афины Парфенос созданная Фидием из золота и слоновой кости. На голове Афины был шлем с изображением сфинкса и крылатых коней, на груди – эгида с маской Медузы Горгоны, у ног богини скульптор поместил громадного священного змея, на правой руке богиня держала двухметровую крылатую богиню Нику, а левой рукой – щит.

6. Театр

Древняя Греция была родиной не только демократии, но и европейского театра. Древнегреческий театр, собиравший тысячи зрителей, считался «школой для взрослых», школой гражданства, мужества, мудрости и играл в жизни грека огромную роль. Каждый гражданин полиса был обязан посещать театральные представления. Недаром Периклом был выпущен закон о денежной помощи неимущим гражданам для посещения театра.

Подарил это зрелищное искусство «бог винограда» Дионис. Именно с религиозными празднествами в честь этого ликующего бога весны, солнца и плодоносящей земли, покровителя виноделов связано зарождение в VI в. до н.э. театра.

Два раза в году древние греки устраивали в честь бога виноделия «страсти Диониса» – празднества, которые освобождали человека от мирских забот и уравнивали всех. В Афинах эти представления превратились в более праздничное действо, которое отмечалось весной в течение пяти дней и называлось Великие, или Городские, Дионисии. В 534 г. до нашей эры тиран Писистрат сделал культ Диониса государственным, чем снискал любовь и уважение народа.

Организовывал театральные представления представитель городских властей. Он назначал состоятельных граждан мецената, который оплачивал постановку пьес. Театральные представления продолжались несколько дней с утра и до темноты, и зритель успевал посмотреть три – четыре пьесы. Чтобы выдержать столь долгий спектакль, зрители приносили с собой из дома пищу, напитки и подушки на каменную скамью, чтобы было удобнее сидеть.

Еще во время сельских Дионисий земледельцы одевали козлиные шкуры и маски, подражая сатирам.

Так из хоровых песен козлоногих спутников Диониса возникли главные жанры греческого театрального искусства: трагедия и комедия. Слово «трагедия» в дословном переводе означает «песнь козлов». Комедия же родилась из песен веселых поселян, шествия которых во время Сельских Дионисий называлось комос. Позднее появился третий тип греческой драмы – «драма сатиров».

Трагедия, обычно рассказывая о богах и героях из мифов, поднимала вечные проблемы, например, о чести и доблести. Персонажи комедий были, как правило, обыкновенными людьми, ошибки которых высмеивались с выдумкой, весельем и грубоватыми шутками. В сатировской драме трагическая тема и трагические герои изображались комически, а хор был одет сатирами, которые представляли полулюдей – полузверей.

Театр состоял из трех основных частей: театрона, орхестры и скены.

Театрон – это зрительские скамьи, сооруженные на склоне холма и вмещавшие тысячи людей. Они разделялись проходами на секторы. На «входных билетах» – жетонах из свинца или обожженной глины – буквой указывался определенный сектор, где разрешалось занимать любое место. Знаменитые люди занимали специальные каменные сидения в первом ряду.

Другая часть театра – орхестра, представляла собой круглую площадку, на которой выступали актеры и хор. В центре орхестры находился алтарь. Выходил хор на орхестру через боковой проход. Акустика театра была такой хорошей, что слова, произнесенные шепотом на орхестре, были слышны на самых отдаленных скамьях театрона.

У края орхестры против мест зрителей возводилась скена – небольшое здание, где устанавливались декорации. Первоначально скена играла роль палатки, где переодевались актеры. Но позднее она стала играть роль архитектурного и декорационного фона. Из трех элементов театра скена была наиболее подвержена изменениям.

Убранство скены менялось в зависимости от типа пьесы. Для представления трагедии нужны были элементы дворцовой обстановки: колонны, фронтоны, статуи. в комедиях персонажи выступали в более простой среде, и декорации изображали частные дома с балконами и окнами с видами на окружающую местность. Сатировская драма требовала декораций с изображением видов природы: леса, гор, пещер.

Всемирную славу искусству греческого театра принесли Эсхил, Софокл, Еврипид и Аристофан. Их влияние на последующую мировую литературу огромно. Поэты, драматурги, музыканты, художники всех эпох обращались к их бессмертным произведениям. Их творчество сыграло огромную роль в воспитании многих поколений.

ЭСХИЛ (525 – 456 гг. до н.э.) родился в Элнвсине, близ Афин в аристократической семье. 13 раз он был победителем драматических состязаний. Его пьесы получили право на повторные постановки. Эсхил ввел в трагедию второго актера и перевел внимание с хора на диалог актеров, увеличив число диалогов и действующих лиц. Он ввел роскошные костюмы, маски, контуры и сценические приспособления. Из восьмидесяти написанных им пьес до нас дошли только семь трагедий: «Просительницы», «Персы», «Семеро против Фив», «Прикованный Прометей», «Агамемнон», «Хоэфоры», и «Эвмениды».

СОФОКЛ (496 – 406 гг. до н.э.) – современник и друг Перикла, родился в предместье Афин в богатой семье. Расцвет его творчества приходится на время наивысшего культурного и экономического подъема Афин. В 468 г. до н.э. в состязаниях трагических поэтов он смел, победить великого Эсхила. Он ввел третьего актера и сократил объем партий хора. Софокл написал около123 драм. Самые известные его трагедии – «Царь Эпид» и «Антигона».

ЕВРИПИД (ок. 484 – 405 гг. до н.э.) – третий мастер древнегреческой трагедии, родился в состоятельной и знатной семье на острове Саламине. На состязании трагиков он одержал четыре победы, а пятую ему присудили посмертно. Им было написано 92 произведения. Лучшая из дошедших трагедий – «Медея».

АРИСТОФАН (445 – 385 гг. до н.э.) – «отец комедии», жил в Афинах и прославился замечательными комедиями, которые высмеивали уродливые стороны жизни человека. Из 40 написанных комедий до нас дошли 11: «Ахарняне», «Всадники», «Облака», «Осы», «Мир», «Птицы», «Лисистрата», «Женщины на празднике Фесмофорий», «Лягушки», «Женщины в народном собрании» и «Богатство». Остроумные комедии Аристофана, затрагивая важнейшие вопросы о войне и мире, о нечестных политиках, о неравенстве, очищали и воспитывали смехом афинское общество.

7. Скульптура

Особое место в древнегреческой культуре занимает скульптура – искусство ваяния и пластики, пронизанное восхищением физической красотой и мудрым устройством человека. По мнению древних, в Афинах было больше статуй, чем жителей. Скульптура украшала храмы богов и жилища людей, увековечивала память людей и отмечала могилы. Кроме традиционных статуй богов на площадях ставили статуи победителям Олимпийских игр и выдающимся гражданам. Главная тема древнегреческой скульптуры – прекрасный, могущественный и гармоничный человек.

Любимым материалом древнегреческих скульпторов были камень и бронза, иногда использовалась смешанная техника, Готовые каменные статуи раскрашивались. Одежду красили в яркие цвета, а волосы – в золотистый цвет. Глаза для статуй изготовляли из цветного камня, стекла или слоновой кости. К сожалению греческая скульптура почти не сохранилась. До нас дошли либо обломки и фрагменты, либо римские копии.

Первые образцы греческой скульптуры появились в АРХАИЧЕСКИЙ ПЕРИОД (VII–VI вв. до н.э.).

Это архаические статуи обнаженных стройных юношей и задрапированные статуи девушек. Еще не освободившись от власти камня, они сдержаны в движениях: плотно прижаты к телу руки, сделан упор на две ноги. В этих статуях создается обобщенный образ «архаического» человека, всегда молодого и спокойного, с так называемой «архаической» улыбкой чуть приподнятых уголков губ.

В КЛАССИЧЕСКИЙ ПЕРИОД (V–IV вв. до н.э.) в скульптуре ценится классическая красота идеальных героев. В это время в скульптуре применять прием контрпоста – изгиб вертикальной оси тела.

Высшие достижения греческой скульптуры V–IV вв. до н.э. связаны с именами Мирона, Поликлета и Фидия.

МИРОН (500 – 440 гг. до н.э.). Его статуи атлетов отличались композиционной продуманностью, динамикой и свободным движением. В римской копии бронзовой статуи Мирона «Дискобол» показано стремительное движение. Эти же задачи ставились скульптором в бронзовой группе «Афина и Марсий», стоявшей на афинском Акрополе.

ПОЛИКЛЕТ (около 480 г. – конец V в. до н.э.) – агросский скульптор, младший современник Фидия, был «творцом чисто формальных пластических ценностей». Поликлет определял пропорции человеческой фигуры, исходя из ее высоты. Например, голова равнялась одной восьмой высоты, ступня – одной шестой, лицо и кисть руки – одной десятой. Эти идеи были практически реализованы в скульптурах «Дорифор», «Диадумен», «Раненная амазонка».

ФИДИЙ (начало V в. до н.э. – около 432 – 431 гг. до н.э.) – снискал славу величайшего мастера. Он был мастером рельефа и круглой скульптуры. Его наиболее известные работы – это рельефы Парфенона в Афинах и храма Зевса в Олимпии, скульптуры Афины Парфенос из золота и слоновой кости на деревянной основе и Афины Промахос из бронзы. Но самым известным произведением Фидия была колоссальная статуя Зевса в Олимпии. Его произведения привлекают подлинно эпической силой и жизнеутверждающим гуманизмом. В них с необычайной выразительностью звучит характерная для его эпохи мысль о величии человека – гражданина, в котором ограниченно сочетаются физическая красота тела и нравственная чистота и доблесть.

ЭПОХА ЭЛЛИНИЗМА (IV–I вв. до н.э.) связана с именем великого полководца Александра Македонского, девизом которого были слова: «Эллину должен уподобиться каждый из варваров».

Эллинистическая культура продолжила греческие традиции. Новые города строились по планировке, разработанной еще в V в. до н.э. Гипподамом Милетским с широкими прямыми улицами, пересекающимися под прямым углом. Город разделялся на четыре квартала двумя магистралями.

Архитектура и скульптура этого периода отличалась грандиозными размерами. В архитектурный ансамбль острова Родос входило около 100 статуй коллосальных размеров. Самая знаменитая из них – позолоченная бронзовая статуя бога солнца Гелиоса, сделанная учеником Лисиппа Харесом. «Колосса Родосского» также причисляли к чудесам Древнего мира.

К грандиозности тяготел и алтарь Зевса, построенный на акрополе Пергама – столицы небольшого эллинистического государства в Малой Азии.

В скульптуре эллинистического периода отразились и новые веяния эпохи: интерес к острым, драматическим сюжетам, любопытство к житейским подробностям и разнообразию повседневности. Если скульпторы классической эпохи изображали человека в период его расцвета, то в эпоху эллинизма стали появляться темы старости и детства, скорби и даже смерти. Это можно увидеть в скульптурах «Лаокоон» Агесандра, Полидора Афинодора, «Кулачный боец», «Умирающий галл».

К шедеврам эллинизма относится одно из самых выдающихся памятников скульптуры античности, выполненные во I. до н.э. Это «Венера Милосская» мраморная статуя богини любви Афродиты, которую отличают человечность, душевная теплота, совершенство и которой посвящено множество произведений. Ее автором считается Агесандр из Антиохии.

8. Живопись

Такой же прекрасной и жизнеутверждающей, как архитектура и скульптура, была живопись древней Эллады, о развитии которой можно судить по рисункам, украшающим дошедшие до нас вазы начиная с XI–X вв. до н.э.

Если в ранних произведениях гончарного ремесла чувствуется преемственность традиций микенской керамики, то уже в IX–VIII вв. до н.э. в вазописи складывается геометрический стиль, единственным украшением которого был линейно – геометрический орнамент из узоров – знаков в виде квадратов, треугольников и концентрических окружностей на простых, строгих, монументальных сосудах: амфорах, кратерах. Появляется излюбленный греческий орнамент – меандр – узор в виде непрерывной изломанной под прямым углом линии. Геометрический орнамент располагался горизонтальными полосками и, видимо, имел скрытый магический смысл. Позже, в VII в. до н.э., в абстрактный узор включают условные, плоские, стилизованные изображения фигурок животных и людей, которые становятся персонажами различных сцен со строгой, продуманной композицией.

В конце VII в. – начале VI в. до н.э. древнегреческие вазы стали украшать узором, ориентированным на искусство Древнего Востока. Этот стиль получил название «ориентализирующий», или «ковровый», когда все поле сосуда покрывается орнаментом. Появляются изображения сюжетно – повествовательных сцен и фантастических животных. Центрами ковровой росписи ваз в восточном стиле были Родос и Коринф.

К началу VI в. до н.э. монументальные вазы, служившие надгробиями, сменяются более мелкой керамикой. К этому времени складываются определенные типы сосудов, форма и размер которых определялись единством красоты и практической целесообразности.

Так, узкогорлая вытянутая амфора с двумя удобными для переноса ручками предназначались для хранения оливкового масла или вина. Пелика также служила для хранения вина и масла.

Гидрия, имеющая устойчивое основание и три ручки, предназначались для переноса и разлива воды.

Иногда смесь вина и воды переливались из кратера в кувшин, который назывался ойнохоя, или ольпа, а из него потом разливали в бокалы.

Пили вино из килика, который имел тонкую, удобную для обхвата рукой ножку и две ручки. Для питья использовали также скифос. Он имел большие ручки, чтобы те, кто возлежал на ложах, могли легко удерживать их.

Черпали вино из кратера киафом, который имел изящную высокую ручку.

Одну ручку имел и маленький лекиф, в котором хранили благовония и украшения, а коробочка для женских туалетных принадлежностей называлась пиксидой.

Гончарное искусство, создающее художественные изделия из глины, или керамика, высоко ценилось в Древней Греции, а гончары и вазописцы пользовались уважением и почетом. Об этом свидетельствуют авторские подписи на вазах. А название одного из кварталов Афин – Керамик – превратилось в название изделий из обожженной глины.

Во второй половине VI в. до н.э. центр вазописи переместился в Афины, где особой популярностью пользовались сосуды чернофигурного стиля. Многофигурные композиции этого стиля представляли собой сцены из жизни богов, героев и простых смертных. Чернофигурная роспись отличается декоративностью и силуэтностью. Сначала художник процарапывал контуры фигур, затем заливал их черным лаком. Черный, как бы «негативный» рисунок прекрасно выделялся на глиняном желтым, оранжевом и розоватом фоне. В Афинах существовали целые мастеркие с талантливыми мастерами. Один из них Экзекий – автор известных ваз: амфоры с изображением Ахила и Аякса, играющих в кости; килика из Вульчи с изображением Диониса в ладье и других. Шедевром чернофигурной керамики считается ваза «Франсуа», на которой пятью поясами изображены мифологические сцены: торжественное шествие богов на свадьбу царя Пелея и морской нимфы Фетиды, битвы, гибель Ахила, охота на вепря.

Около 530 г. до н.э. афинские мастера создали более совершенный краснофигурный стиль росписи керамики, который вскоре вытеснил чернофигурную технику. На черном фоне покрытого лаком сосуда эффектно выделялись неокрашенные светлые фигуры цвета глины. Детали уже не процарапывали, а прорисовывали тонкой черной линией. Эта техника позволяла более свободно изображать фигуры людей и животных, строить сложные повороты и ракурсы, увеличить количество сюжетов в росписи ваз. Лучшими мастерами этой техники были Евфроний, Эвтимид, Бриг и Дурис.

9. Музыка и лирическая поэзия

К сожалению, мы не знаем, как звучала древнегреческая музыка. Но благодаря изобразительному искусству, а именно: скульптуре и рисункам на вазах, мы представляем, как выглядели музыкальные инструменты в Древней Греции.

ЛИРА, пожалуй, была самым любимым инструментом древних греков. Сегодня ее изображение принято считать эмблемой музыки. По легенде, лира была изобретена богом Гермесом. Он сделал этот щипковый инструмент из панциря черепахи и рогов, семи жил и шкур похищенных коров. Аполлон уступил Гермесу за лиру пятьдесят коров, хитростью похищенных им же у Аполлона.

КИФАРА – этот щипковый инструмент является более сложным вариантом лиры. На кифаре обычно играли виртуозы на музыкальных конкурсах и праздниках. Первоначально кифара имела четыре струны, затем число струн достигло семи, а позже их стало восемнадцать.

АРФА также относится к щипковым инструментам, известным в древности.

АВЛОС, или ДВОЙНАЯ ДУДКА – древний духовой инструмент с двойной тростью. Авлос представлял собой две отдельные дудки с камышовыми загубниками. Музыканты играли на двух дудках сразу.

СВИРИНГА, или СВИРЕЛЬ – это духовой инструмент типа одноствольных или двуствольных флейт. В литературе свирелью часто называют многоствольную флейту Пана. Она состоит из набора закрытых с одного торца и различных по длине трубочек, сделанных из ствола камыша, тростника или бамбука. Каждая трубочка издает только один звук, высота которого зависит от ее длины и диаметра.

ТИМПАН – ударный инструмент.

Древнегреческая музыка была тесно связана с литературой, особенно с лирической поэзией.

Лирическая поэзия, пришедшая на смену величественному эпосу, выражала индивидуальный мир отдельной личности. Поэзия, как и музыка, была важным воспитательным средством.

В Древней Греции стихи читали на распев под музыкальный аккомпанемент лиры или флейты. Слово «лирика» произошло от названия любимого музыкального инструмента греков – лиры.

Начиная с VII в. до н.э. в греческой лирике складываются жанры: песенный (мелика), ямбический, хоровой, элегия. И хотя лирика греков почти целиком пропала, из глубины веков до нас дошли имена Архилоха, Сапфо, Алкея, Анакреонта, Пиндара, которые воспевали любовь и дружбу, мужество и патриотизм, мудрость и благородство.

Родиной мелической лирики был остров Лесбос с главным городом Митиленой. Здесь возникли музыкально – поэтические студии, куда приезжали учиться из других городов Греции. Одну из таких студий возглавляла прекрасная собой, одаренная поэтесса Сапфо (VII–VI вв. до н.э.), которую окружали восторженные ученицы и поклонники ее таланта.

Алкей (VII–VI вв. до н.э.) – современник Сапфо, был тоже родом из Лесбоса. Он также писал в жанре мелики, воспевая пиршественную чашу и любовь к родине. Политическая борьба часто занимала мысль поэта, который был изгнан из Лесбоса одновременно с Сапфо.

Огромное влияние на мировую лирику оказал поэт, писавший в жанре мелики, Анакреонт (559 – 478 гг. до н.э.). Его считают певцом чувственной любви, беззаботного веселья, радостей жизни и вместе с тем вздохов бренности жизни.

Представителем хоровой лирики был поэт Алкман (середина VII в. до н.э.). Его второй родиной стала Спарта. Алкман был руководителем певческой школы девушек, и основу его творчества составляют стихи для хоровых песнопений – так называемые парфенеи, или парфении.

Жанр торжественной хоровой лирики и од, представляет Пиндар (521 – 441 гг. до н.э.). Его лирические произведения были разнообразны, но дошли до нас полностью только 45 похвальных гимнов в честь победителей конных соревнований.

Е VII в. до н.э. распространенным жанром лирики становится ямб. Этот энергичный размер стиха, дающий возможность выразить трезвую, иногда насмешливую мысль, впоследствии станет любимым метром русской поэзии. Отцом ямбической поэзии считается Архилох (VII в. до н.э.), родившийся на острове Парос. Его стихи чужды нежности и очарования, но в них чувствуется искренность, твердость духа, спокойного признания силы обстоятельств. Писал Архилох и элегии.

Элегии исполнялись под флейту еще в VI в. до н.э. Но особенно любимым этот жанр стал в эпоху эллинизма. Спокойный ритм и простой язык элегии позволяет выразить серьезные мысли, рассуждения и мораль. В этом жанре писал известный законодатель Афин Солон (начало VI в. до н.э.) и недовольный миром поэт – скептик Феогнид (VI в. до н.э.).

По простоте и сжатости языка была близка элегии и эпиграмма – коротенькое стихотворение, относящееся к какому-нибудь человеку, обстоятельству или предмету. Среди эпиграмм были надгробные, философские, эротические. Эпиграммы писали поэт – буколик Феокрит (род. в III в. до н.э.), философ – идеалист Платон (427 – 347 гг. до н.э.), поэт – ученый Каллимах (310 – 240 гг. до н.э.).

Заключение

Я выбрал эту тему, потому что мне очень хотелось узнать какая культура была в этом государстве. Я читал древнегреческие мифы и легенды, и они мне очень понравились, особенно понравились описания храмов, домов и других построек. Также я читал об известных личностях этого государства. И мне очень хотелось узнать какие раньше были люди, как одевались, как выглядели, как жили и как выглядели их боги.

Древние греки были жизнерадостные и жизнелюбивые. Они очень много трудились на благо своей государства. Они были патриотами своего государства, об этом говорит то, что было написано очень много патриотических песен и гимнов. Также греки были очень мудрым народом, потому что им было все интересно, они постоянно думали, что такое небо, откуда оно взялось, почему нельзя остановить время и так далее. Они хотели знать все. Они даже создали свою собственную культуру. Аналогов этой культуры не было нигде в мире. В Древней Греции было очень много талантливых людей. Кто-то из них мог сочинять стихи, оды, гимны, эпиграммы, кто-то мог делать скульптуры, кто-то мог нарисовать чертеж храма, кто-то играл на музыкальных инструментах. В Греции было очень много людей, которые вошли в историю, например: Фидий, Гомер, Эзоп, Сапфо и др. Они очень хорошо строили дома и храмы. У них получались очень красивые скульптуры и керамические изделия. Древние греки были очень храбрыми войнами. Они защищали свое государство, стоя насмерть, это подтверждает написанная Гомером поэма «Илиада».

Греция – это такое государство, аналогов которого нет, не было и не будет.


Список литературы

1. А.М. Вачьянц. Мировая художественная культура. М.: Айрис пресс, 2004.

2. Л.Д. Любимов. Искусство Древнего мира. М.: Просвещение, 1980.

3. Н.А. Дмитриева. Краткая история искусств. М.: Просвещение, 1986.

4. Н.В. Мирецкая, Е.В. Мирецкая. Уроки античной культуры. Обнинск: Титул, 1996.

5. П.П. Гнедич. Всемирная история искусств. М.: Современник, 1996.

Античный (от лат. Antigus) обозначает "древний". Античным миром традиционно называют общества древних Греции и Рима с ІХ до н э до Х в н э. В наше время понятие античности включает в себя также крыто-микенскую эпоху (ІІІ-ІІ тыс. До н э). Таким образом, история античности охватывает период формирование и расцвета и гибели рабовладельческих государств Средиземноморья с 3 тыс. До н э до середины 5 в н э, когда перестала существовать Западная Римская империя.

Античная цивилизация соседовала с древними цивилизациями Востока - Египтом, Финикией, Персией поддерживали с ними торговый и культурные контакты.

Греция

В истории культуры древней Греции исследователи выделяют следующие периоды: эгейский или крито-микенский (ІІІ-ІІ тыс. До н э), героический или гомеровский (ХІ - ІХ в до н э), архаический (УІІІ-УІ вв до н э), классическиц (У-ІУ до н э), эллипистический (период от начала похода Александра Македонского на Восток до завоевания Римом Египта носит название эллинистического (последняя третина ІУ-І в до н э).

В 12-13 вв до н э в Греции состоялся распад первобытного строя и появилось патриархальное рабовладельчество, которое в 8-6 вв до н э стало основой экономической и политической жизни общества. Возникло товарно-денежное хозяйство, которое сосредоточилось в рабовладельческих городах-государствах (полисах). Ключевую роль в это время сыграли два города-государства - Афины и Спарта. Борьба между ними за власть окончилась победой Спарты в Пеллопонейской войне (431-404 до н э). В 146 г до н э територия Греции была включена в состав Римской империи.

В Древнегреческих полисах сформировалась могучая духовная культура, которая произвела большое влияние на развитие цивилизации многих стран мира. Сегодня мы используем слова, понятия, названия, имена, выражения которые дошли до нас именно из культуры Древней Греции.

Основой общественной жизни в античных государствах был полис, то есть город-государство который объединял город и окружающие земли с селами.

Полис был самостоятельной политической, хозяйственной и культурной единицей, объединение свободных граждан. С 6 в до н э у большинства полисов установилась демократическая форма правления, которая охраняла права всех граждан, делала их сознательными и активными участниками политической жизни.

Почти все граждане полисов были грамотными. Городами-государствами управляли коллективно их свободные граждане. Это была своеобразная рабовладельческая демократия, она воспитала у греков особенное мировосприятие, потому что общественным идеалом стал свободный и политически активный человек.

Именно такой человек был главным объектом и смыслом культуры.

Герой египетской, месопотамской или индийской культуры сильный своей загадочностью, сверхъестественностью, связью с небом и его стихийными силами, герой же культуры Древней Греции - реальный человек. Даже греческие боги имеют человеческое подобие, владеют человеческими достоинствами и способностями: они ошибаются, ссорятся, ревнуют, клевещут и т.п.

Греки высоко ценили уравновешенность, спокойность, меру поступков человека, который был свободным гражданином и брал участие в руководстве государством. Отсюда отсутствие в греческом искусстве гигантомании, отсюда желание вписывать сооружение и скульптуры в природную среду. Образцом того удачного вписывания в ландшафт есть комплекс Акрополя в Афинах. Или же скульптура Афродиты Милосской. Высота фигуры соответствует росту средней гречанки-девушки, в ней нет никакой помпезности и показного величия, но зато столько поднесенного спокойствия, красоты женского тела, выражено в мраморе.

За Гераклитом, в греческой культуре человек рассматривается как смертный БОГ, а БОГ - как бессмертный человек (антропоморфизм).

Такая черта пронизывает не только искусство, но и философию, науку, мифологию, все мировоззрение. Уже ранние философские системы Анаксилеандра, Парменида, Пифагора, Демократа, Гераклита, "логосу", диалектики в строении мира. Знаменитое выражение Гераклита о том, что дважды невозможно войти в одну и туже речку, стало со временем исходной точкой розробки диалектики как принципа философского мышления. В древней греческой философии берут начало материалистическая атомистическое учение (Демократ) и идеализм (Сократ и Платон). В Древней Греции возникла новая отрасль знаний - история. "Отец истории" Геродот зачал летописно-описовую форму изучения общества. Аристотель в научной работе "Политика" сформировал первую теорию государства. Греческий ученый Эвклид заложил основы геометрии, Архимед - механики.

Древняя Греция - это родина европейского театра. В конце 5 начало 4 века до н э театры были уже во все больших греческих городах. "Театр" - гр слово, в переводе обозначает "Место для зрелищ".

В Афинах театр был устроен на склонах Акрополя. Это был один из наиболее крупных театров Эллады - на 17 тыс. Зрителей. В греческих театрах была чудесная акустика. Все, что говорилось на сцене было хорошо слышно даже в последних рядах.

Греки очень любили театры. Они устраивали спектакли 2-3 раза в год. Спектакли начинались утром и длились до самого вечера несколько дней подряд. Каждый день показывали несколько пьес. Пьесы были веселыми или грустными (трагедии или комедии). Очень популярны были трагедии Эсхила ("Персы"). Большую популярность имела трагедия Софокла "Антигона". А знаменитым автором комедий в середине 5 в до н э был афинянин Аристофан (пъеса "Птицы").

В Греции 1 раз в 4 года проводились всенародные спортивные соревнование - игры (в г. Олимпии). За легендой, Олимпийские игры основал знаменитый герой Геракл. Первые игры - 776 г до н э. Они проводились с тех пор 1000 лет, к тому времени когда их запретили по требованию христиан (4 в н э). Поновили их в 1896г. С те пор они стали всемирными и проводятся в разных странах по очереди.

    Гомер "Илиада" и "Одиссея" - ХІІІ в до н э.

    Статую Афини Палаады В Парфеноне ("Храм девы") сделал Физиа (11 м высоты) - из слоновой кости и золота.

В архитектуре греки славились колоннами. Они применяли колоны трех типов:

    Дорийские

    ионийские

    коринфские

    простые и суровый с виду, сверху до низу покрыты желобками;

    Стройнее и тоньше (капитель в виде двух завитков);

    Капитель в виде корзинки с листьями.

Часто вместо колон греки использовали каменные статуи которые своими телами поддерживали крышу или карниз. Такие статуи-колоны в виде мужчин называются атлантами, а в виде женщин - кариатидами. Эти виды колон использовались архитекторами всего мира.

Скульптура

Известные греческие скульпторы - Физий, Мирон, Поликлет и др.

Статуи отливали с бронзы или высекали из белого мрамора, которые разрисовывали. Греки никогда не изображали потворных, некрасивых людей, они считали изображать нужно лишь красоту. Самые известные статуи "Дискобоя" Мирона, "Афродита Милосская" неизвестного скульптора, статуя Апполлона Бельведерского и "Геракл с львом" Лиссиппа.

Культура древнего Рима

В 2 в до н э (146 г) Греция оказалась под властью Рима. Но, как писал Гораций "завоеванная (полоненная) Греция победила некультурного победителя". Гордовитый Рим, перед которым дрожали завоевание народы, вынужден был склонить голову перед величием культуры маленькой Эллады. Позже, когда он станет великой империей, создаст свою самобытную культуру, но только тогда, когда наберется опыта в завоевании соседа. Прежде всего Рим позаимствовал весь пантеон греческих богов, сменил их имена на римский лад, скульптуры и художники старательно копировали греческие образцы, поэты и драматурги переписывали сюжеты неповторимой греческой поэзии и драмы. Влияние греческой культуры было настолько сильное, что сначала, после завоевания Эллады, римская наука стала двуязычной. В римских образованных семьях принято было разговаривать наряду с латинским еще и греческим языком. Только со временем римские филологи разработали лексическую и синтаксическую системы латыни настолько, что ей можно было передавать все тонкости всесторонне развитого греческого языка.

В развитии культуры Древнего Рима можно выделить такие основные периоды:

    этрусский УІІІ-ІІ в до н э.

    "царский" УІІІ-УІ в до н э

    Римской республики 510-31 гг до н э

    Римской империи 31 гг до н э - 476 г н э.

В 1-2 вв постепенно расцветает римская культура, в первую очередь гражданское строительство.

В 75-80 гг н э в Риме был построен знаменитый Колизей, который стал известной памяткой староримской архитектуры. За назначением - это большой амфитеатр (высота 48,5 м, в плане - эллипс, оси которого 190 и 156 м) для проведения гладиаторский сражений, цирковых зрелищ.

В первой четверти 2 в н э создана еще одна памятка архитектуры - Пантеон ("храм всем богам". Это большое цилиндрическое сооружение, перекрытое полусферическим куполом, из входом в виде портика. Активно строили и другие сооружения: арки, лазни, термы, форумы, палацы, крепостные стены. Рим обрел солидного и роскошного вида.

Значительного развития обрели санитария, гигиена, право, которые стали гордостью Рима. Расцвели живописное искусство, поэзия, театр.

Для укрепления своей власти римские императоры широко использовали разнообразные массовые зрелища. Цезарь в 46 году приказал выкопать на Марсовом поле штучное озеро, на котором было организовано сражение между сирийским и египетским флотами. В ней брало участие 2000 гребцов и 1000 матросов. А император Клавдий устроил на Фуцинском озере битву Сицилийского и Родосского флотов с участием 19000 человек. Эти зрелища впечатляли своими масштабами и пышностью, убеждая зрителей в могуществе правителей Рима.

В 476 году Рим был захвачен вестготами и вандалами. Так отошла в историю Римская империя и ее культура.


Почти все население страны придерживается греко-православного вероисповедания, которое является автокефальным. Религия и греческая православная церковь играет значимую роль в жизни современного общества, на чем, собственно, и базируется культура Греции . И, конечно, это многоликая солнечная культура очень много из огромнейшего пласта мифологического прошлого этого региона.

Религия Греции

В этой стране часто проходят религиозно-культурные фестивали – панигири, в честь святых. Популярны здесь и карнавалы, которые отмечаются в соответствии с датами православного календаря, но несут при этом языческий оттенок. Греция считается одним из центров монастырской жизни, ведь основная религия Греции - православие. Такие культовые места, как Афон и Метеора известны далеко за пределами страны, а сами монастыри представляют не только часть религии, но и архитектурное наследие.

Экономика Греции

После Второй мировой войны Греция пережила настоящий экономический подъем. В 2001 году Греция получила статус самого развитого государства, но после мирового кризиса в 2013 году его потеряла. Экономика Греции складывается из нескольких отраслей: сферы услуг, в частности туризма, текстильной и химической промышленности, машиностроения и приборостроения. В Греции используется единая европейская валюта – евро. Туристам рекомендуется иметь при себе запас монет или мелких купюр. (Хотя бы для оплаты такси или на другой транспорт Греции ) При совершении покупок в магазинах системы Tax-free можно вернуть себе уплаченный НДС.

Наука Греции

После обретения Грецией независимости в стране получили развитие технические и естественные науки. Наука Греции планомерно развиваетсяв известных институтах и университетах страны проводятся многочисленные исследования по математики, физики, электроники, что благоприятно сказывается на уровне развития науки. Большое внимание в стране отдается археологии.

Искусство Греции

Культура в Греции сформировалась еще до нашей эры, но продолжает развиваться и в настоящее время. Искусство Греции , словно губка впитывает в себя все новое, при этом страна сохраняет основные традиции, главная из которых – античная. Греки отдают предпочтение народным формам искусства , активно используют древние музыкальные инструменты, например бузуки, лютры, лиры и мандолины. А национальный костюм обязательный атрибут многих праздников.

Кухня Греции

Национальная кухня Греции – это сочетание средиземноморской и балканской кухни. Главные отличия греческой кухни - большое количество специй и оливкового масла. В Греции производят различные сыры, более 50 видов, самый популярный из них – фета. Из мясных блюд самые популярные – мусака и пастицио.

Обычаи и традиции Греции

Для греков характерна привязанность к своим корням, своей семье и району. Часто все поколения семьи участвуют в жизни друг друга. Огромная семейная привязанность и связанное с этим гостеприимство определяют обычаи и традиции Греции .

Спорт Греции

Как известно, этот регион исторически является родиной Олимпийских игр, поэтому спорт Греции – просто не может быть не популярен. Для проведения в 2004 году Олимпийских игр в Греции построены новые спортивные сооружения. Самые популярные виды спорта – плавание, баскетбол и, конечно же, футбол.