Хозяйственно культурный тип долганов. Долганы

Общая информация

Долганы — один из малочисленных народов Севера в Российской Федерации. Самоназвания - долган, тыакихи. Свое название долганы получили по имени одного из эвенкийских родов долган, которое и стало этнонимом для всего народа. Говорят на долганском диалекте якутского языка. Некоторые исследователи считают его самостоятельным языком. Внутри долганского языка, в зависимости от места проживания его носителей, существуют диалектные различия. Условно выделяются три группы долган: западные, восточные и попигайско-анабарские.

Формирование долган как самостоятельного этноса происходило в сравнительно близкое историческое время - в 19 - начале 20 веков. В этногенезе долган ведущую роль сыграли эвенки. Основу долганского этноса составили четыре эвенкийские родовые группы: долган, донгот, эдян и каранто. Кроме них в состав долган вошли также отдельные группы якутов, энцев, ненцев и русских старожилов, известных на Таймыре под именем затундренные крестьяне.

Территория расселения и численность

Общая численность долган в 1989 г. в СССР составляла 6945 человек, в т.ч. в Российской Федерации - 6584. Более 70 % всех долган сосредоточено в Таймырском автономном округе - 4939 чел. В Анабарском районе Якутии по состоянию на 1 января 1999 г. имелось 858 долган. Следует заметить, что перепись 1989 г. отметила в Якутии всего 408 долган, при этом в Анабарском районе долганы не были показаны вовсе. Это не было статистической ошибкой, а отражало определенную тенденцию в национальной политике советской Якутии, когда часть долган, эвенков и эвенов записывали якутами. В настоящее время долганы сконцентрированы в нескольких населенных пунктах, живут совместно с нганасанами, русскими, якутами и другими народами. Наиболее крупные поселения в Таймырском автономном округе - Хатанга (районный центр), Попигай, Новорыбное, Сындаско, Новая. В Анабарском районе Якутии - Саскылах (улусный центр), Юрюнг-Хая и Эбелях.

Образ жизни и система обеспечения

Традиционные занятия долган - кочевое оленеводство, охота на дикого северного оленя, пушной промысел и рыболовство. Лето долганы проводят со стадами оленей в тундре, зиму - в лесотундровой зоне. Долганскому оленеводству присущи черты, свойственные оленеводству самодийских народов - нганасан, ненцев, у которых и была заимствована эта отрасль хозяйства. Но долганскому оленеводству присущи и эвенкийские черты - использование оленей для верховой езды и под вьюк, доение важенок.

В современных условиях оленеводство долган развивается как отрасль коллективного производства, а также в родовых и семейных хозяйствах. В Анабарском районе работает четыре муниципальных унитарных предприятия, три кочевые общины и 2 крестьянских хозяйства. В 1999 г. у них насчитывалось около 19 тыс. оленей. Ежегодно здесь производится до 800 тонн оленьего мяса. В Хатангском районе домашнее оленеводство в последние десятилетия в связи с большим ростом численности дикого северного оленя сократилось до минимума. Важной отраслью хозяйства для долган является промысел дикого северного оленя. На Таймыре его отстрел ведут все оленеводческие хозяйства, привлекая для этого не только местных промысловиков, но и приезжих охотников-профессионалов, а также родовые общины («Эрэбиль» и др.) и крестьянские хозяйства. Необходимо отметить, что на Таймыре наблюдается самое многочисленное стадо диких оленей в России. В Анабарской тундре промысел дикого оленя носит в основном потребительский характер. Потребительским в основе своей является и рыбный промысел в бассейнах Хатанги и Анабара. Среди основных проблем развития традиционного хозяйства долган в современных условиях наиболее острой является кадровая. Нехватка оленеводов, охотников, рыбаков, по оценке специалистов, является первопричиной всех трудностей в развитии этно-хозяй-ственного комплекса. Решение этой проблемы в Анабарском районе Якутии связывают с созданием в тундре жилищно-бытовых комплексов. Один из таких комплексов уже построен. На одном из участков открыты малокомплектная школа, медицинский пункт, фактория, разработан проект более комфортного жилища передвижного типа. Планируется открыть 4 подобных комплекса. На Таймыре также пытаются создать пилотные проекты по некоммерческому партнерству и привлечь новые технологии в переработке оленины на местах.

Этно-социальная обстановка

Долганы - один из наиболее урбанизированных народов в Таймырском автономном округе. Многие долганские семьи проживают здесь в г. Дудинке, поселке городского типа Хатанге. Жизнь этой части долган мало чем отличается от образа жизни остального населения. Этно-социальную обстановку в сельской местности определяют общие для российского Севера проблемы: свертывание нерентабельного местного производства и связанная с этим безработица, сокращение государственных ассигнований на развитие социальной инфраструктуры, отсутствие горючего, трудности с завозом продуктов питания, без которых большинство аборигенов уже не может обходиться (кондитерские изделия, животное масло, мясная гастрономия и т. п.), возросшая заболеваемость и смертность коренного населения и др. Повсеместно ухудшается нравственно-психологический климат в населенных пунктах: растет алкоголизм, падение нравов, число правонарушений, разводов. В последние годы численность приезжего населения в поселках, где живут долганы, существенно сократилась. Это обстоятельство, по свидетельству самих долган, привело к обострению отношений с другими северными соседями на бытовой почве. Дает о себе знать и растущая социальная дифференциация среди долган. По экономическому признаку выделяется состоятельная группа оленеводов и охотников на дикого оленя, взаимоотношения которой с менее удачливыми жителями поселков оставляет желать лучшего. Недовольство многих долган в Таймырском автономном округе вызывает нерешенность вопроса о закреплении за охотниками промысловых угодий. Но с приходом новых молодых губернаторов к власти, бывших менеджеров компании Норильск-никель, экономическая и социальная ситуация постепенно изменяется к лучшему как в регионе в целом, так и поселках.

Этно-культурная ситуация

В духовной культуре долган своеобразно переплетаются черты эвенкийской и якутской культур. В Хатангс-ком и Анабарском районах действует комплекс культурно-просветительных учреждений, в рамках которых и развивается современная культура долган. В Таймырском автономном округе широкой известностью пользуется долгано-ненецкий вокально хореографический ансамбль «Хэйро», детские фольклорные коллективы работают в районных центрах и крупных поселках. На долганском языке ведут передачи окружное радио и телевидение, в Анабарском районе по сохранению истории и культуры долган ведет работу местная студия телевидения. Здесь работает также Саскылыхский народный театр. В целях возрождения национальной культуры отмечаются традиционные праздники «Байанай», «День оленевода Анабарской тундры». Высоким мастерством отличаются долганские мастера в области прикладного искусства. Возрождается резьба по оленьей и мамонтовой кости, орнаментация одежды и обуви оленьим мехом и бисером. У долган сформировалась значительная прослойка национальной творческой интеллегенции. Широкой известностью пользуется творчество долганской поэтессы Огдо-Аксеновой, профессионального художника Б. Молчанова. Заметный вклад в науку внесли долганские ученые Г. Попов, Т. Еремина.

Органы управления и самоуправления

Долганы - один из немногих народов Севера РФ, имеющие свое национально-территориальное образование - Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ, являющийся субъектом РФ. В структуре окружных органов управления имеется Департамент по делам коренных малочисленных народов Севера, который и координирует всю работу среди коренного населения. Необходимо отметить и кадровую политику нового руководства округа, направленную на привлечение представителей коренных народов на административные должности. Анабарский район Якутии имеет статус национального (Анабарский национальный долгано-эвенкийский улус). Функции органов самоуправления в настоящее время у долган выполняют региональные ассоциации коренных малочисленных народов Севера. На Таймыре Ассоциация создана в 1996 г. и ставит своей задачей сохранение самобытной культуры коренных народностей Таймыра, развитие традиционных видов хозяйственной деятельности. В Анабарском районе Якутии районное отделение Ассоциации малочисленных народов Севера Якутии образовано в апреле 1991 г. и объединяет в своих рядах около 400 представителей долган, эвенков и эвенов. Ассоциация ставит своей целью защиту прав и интересов этих народов на территории района и республики. Из других общественных организаций в районе имеются Совет старейшин и союз родовых общин.

Правовые документы и законы

В Таймырском автономном округе, где живет большинство долган, в последние годы наконец-то приняты ряд законов, направленные на защиту прав коренных малочисленных народов Севера. Устав (Основной Закон) Таймырского автономного округа также предусматривает для коренных малочисленных народов дополнительные права, таких как предоставление им бесплатной медицинской помощи и медицинских услуг, создание органов территориального общественного самоуправления (Советы общин, Советы старейшин и др.), финансовую поддержку через образование соответствующих фондов из средств окружного и местного бюджетов, содействие в развитии традиционных отраслей хозяйства, подготовке национальных кадров и др. В Якутии на долган распространяется общее законодательство о коренных малочисленных народов Севера. В этом отношении действуют следующие законы: «О кочевой родовой общине малочисленных народов Севера»; «Об общественных объединениях»; «Об особо охраняемых природных территориях»; «О правовом статусе коренных малочисленных народов Севера»; «Об оленеводстве»; «Об охоте» и ряд других.

Современные проблемы окружающей среды

Территория преимущественного расселения и хозяйственной деятельности долган пока еще не затронута интенсивным промышленным строительством и благополучна в экологическом отношении. Негативное воздействие Норильского индустриального комплекса, по оценке самих коренных жителей, в Хатангском и Анабарском районах почти не ощущается. Ситуация может однако измениться в связи с начавшейся в 1998 г. в Анабарском районе промышленной добычей алмазов и разработкой Южно-Тигянского месторождения нефти.

Перспективы сохранения долган как этноса

Долганы во всех районах своего проживания имеют возможности для дальнейшего развития традиционных отраслей хозяйства, их отличает высокий уровень этнического самосознания.

Численность - 6945 человек. Язык - тюркская группа алтайской семьи языков. Расселение - Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ, Республика Саха (Якутия), Красноярский край.

Кроме этнонима - haka распространены также региональные самоназвания - дулгаан, тыа киhитэ, тыалар. Долганы различаются по говорам: западные, восточные и попигайско-анабарские; в 1989 г. родным языком владели свыше 83% долган. Долганская письменность на основе русского алфавита была официально принята в конце 1970-х гг., первая книга вышла в свет в 1973 г., первый долганский букварь - в 1981 г. Долганы сформировались как этнос сравнительно недавно, в XVII - XIX вв., путем смешения и слияния групп других народов - эвенков (тунгусов), якутов, энцев (самодийцев) и русских (так называемых затундренных крестьян), а также усвоения отдельных элементов культуры соседей - эвенов, нганасан.

В XVII в. тунгусские роды с названием Долган были известны в районах Анадыря, Гижиги, на Камчатке, Охотском побережье; роды Эджен (Эдян) - в бассейне р. Алдана, в районе Аяна на Охотском побережье и т.д. В конце XVII в. в бассейне р. Хатанги и на р. Хете появляются первые якуты-переселенцы, которые позднее образовали здесь Нижне-Затундринскую якутскую волость. Еще раньше, с первой половины XVII в., по рр. Пясине, Дудып-те, Боганиде, Хете, Хатанге селились русские «промышленные» люди (занимающиеся промыслом), положившие начало старожильческому русскому населению, известному в дальнейшем под названием затундренных крестьян. Эвенкийские роды, ставшие впоследствии ядром долган, в XVII - XVIII вв. контактировали с якутами-переселенцами и, приняв их язык, вместе с ними мигрировали (перемещались) по общей территории. В течение XVIII в. группы долган переселились на северо-запад, на рр. Попигай и Хатангу, Донгот и Эджен - в район Норильских озер, Карын-туо - в бассейн Боганиды. Оставшиеся на р. Лене вошли в местные якутские наслеги отдельными родами.

В XIX в. на Таймыре активно протекал процесс взаимного сближения различных групп населения. Якутский язык становился господствующим для тунгусских родов и большей части затундренных крестьян. Межнациональные браки все более стирали различия между ними. Накануне Октябрьской революции образовалось несколько родов, возглавляемых родовыми старостами: долгано-енисейский (собственно Долган), жиганско-тунгусский (Эджен), долгано-тунгусский (Долгот) и боганидско-тунгусский (Карынтуо).

Хозяйство и культура отражают сложное происхождение народа. Его традиционные занятия - оленеводство и охота, а в отдельных районах - рыболовство. Долганы вели кочевой образ жизни, не выходя за пределы лесотундры. Зимой норильские и попигайские долганы жили обособленно друг от друга, иные группы - совместно, по пять-шесть хозяйств, некоторые - оседло в постоянных избах. С наступлением весны образовывали кочевые группы из нескольких семей, владевших угодьями.

Оленей охраняли круглосуточно караульные от каждого хозяйства. Осенью группы распадались, семья самостоятельно подготавливала к зиме песцовые ловушки-пасти и охотилась на диких оленей. Оленеводство сочетало в себе традиции тунгусского верхового и приемы санного оленеводства, заимствованные у самодийцев (ненцев). Летом оленей использовали под седло и вьюк, а зимой - в упряжке. Нарты в основном были косокопыльными, сходными с ненецкими и нганасанскими, но встречались и якутского типа, с низкими прямо поставленными копыльями. Передового оленя запрягали и управляли им вожжой справа, тогда как у ненцев, энцев и нганасан - слева. Как эвенки, долганы доили оленей и, как ненцы и нганасаны, использовали пастушескую собаку. Седла и способ езды верхом были тунгусского типа.

Охотились на песцов, гусей, уток, куропаток. По преданиям, на диких оленей охотились с луком и стрелами, расста­вляли самострелы (большой лук, настороженный на звериной тропе). С конца XIX в. начали пользоваться огнестрельным оружием, часто с отравленными пулями. Яд извлекали из прогорклого жира дикого оленя.

Большое значение имели осенние коллективные поколки оленя при переправах через реки (животных закалывали в воде копьями). Летом и осенью их выслеживали с помощью охотничьей собаки. Осенью, в период гона диких оленей, использовали прирученного оленя-манщика, которого подпускали к диким. Зимой охотились на оленей гоньбой: запрягали в легкие нарты четырех оленей и часами гонялись за выслеженным стадом. Подкрадываясь к стаду диких животных, охотники маскировались щитком, поставленным на полозья, передвигались на широких лыжах тунгусского типа (как у эвенков). Для водоплавающей дичи расставляли сети, силки, капканы, для песца - ловушки-пасти: зверь хватал приманку, вытягивал наживную палочку и ронял на себя бревно гнетка. Охота на песца имела главным образом товарное значение. При подледном лове применяли ставные сети-пущальни из ниток или конского волоса. Сети привязывали к жердям и пускали по течению. При ловле рыбы пущальнями, как неводами на горных речках, тягловой силой служили верховые олени. Крючки на щуку, хариуса, кунжу изготовляли кустарным способом из гвоздей. Лодки небольшого размера покупали у русских и якутов. Традиционное кочевое жилище - конический чум тунгусского типа (как у эвенков), летом - укрытый покрышками из ровдуги (грубо выделанная оленья или лосиная замша), а зимой - оленьими шкурами.

В старину устанавливали голомо и балаганы якутского типа (каркасные жилища из наклонных столбов, плах, досок, обложенные дерном), без окон и нар. С приходом русских начали жить в балках (нартяных чумах), домиках на полозьях. Балок - прямоугольный каркас, снаружи обтянутый оленьими шкурами, а изнутри - ситцем. Его устанавливают на больших санях, перевозят упряжкой из пяти - семи оленей. Окна в нем застеклены, есть железная печь, нары, стол, иногда стулья.

Балком пользуются до сих пор, он удобен при перекочевках. Из хозяйственных построек сооружали лабазы-помосты и амбары на высоких столбах. Мужская и женская одежда различалась. Верхнюю одежду шили из покупных тканей. Мужчины носили рубашки и штаны, женщины - платья, поверх которых надевали закрытые фартуки и пояса, расшитые бисером (мелкими стеклянными или фарфоровыми цветными бусинками); нижнего белья не было. Мужчины и женщины летом и зимой носили суконные кафтаны (сонтап), зимой - песцовые и заячьи шубы. Оленьи распашные (с разрезом спереди) парки похожи на эвенские, хотя полы у них сходятся. Носили парки с нагрудниками, похожими на эвенкийские. Характерная особенность мужской и женской одежды - несколько удлиненный сзади подол. Шапки (бэргесэ) имели форму капора с верхом из сукна или лисьих камусов (шкура с ноги), расшитых бисером и цветными полосками ткани.

Зимнюю обувь длиной до колен и выше изготавливали из оленьих камусов, расшивали бисером, летнюю шили из ровдуги. Праздничную одежду и обувь богато украшали бисером, аппликациями из цветных полосок ткани, вышивали подшейным волосом оленя по ровдуге, окрашенной в красный цвет отваром ольховой коры или охрой, а в черный - графитом.

В прошлом на лямках и поясах оленьей упряжки встречались вышивки нитками из сухожилий. Мужским ремеслом была резьба по мамонтовой кости, для нее характерны резные нащечные пластины оленьего недоуздка, инкрустация черенков ножей оловом с оригинальным геометрическим орнаментом. Ели в основном вареные и вяленые мясо и рыбу. Из мороженой рыбы делали строганину. Использовали в пищу коренья, ягоды, пекли лепешки, оладьи. Счет родства у долган велся по мужской линии. Терминология была якутской. Родовая организация распалась к XIX в., но сохранились коллективные формы охоты на диких оленей и птиц, рыбной ловли и т.д. Добытых оленей и выловленную рыбу делили между родственниками и соседями, товарная пушнина оставалась собственностью охотника. Богатые хозяева - владельцы больших стад оленей в работниках использовали своих бедных родственников. Во второй половине XIX в. в среде долган появились посредники для взаимодействия с русским и якутским купечеством, эксплуатировавшие своих сородичей.

У долган сохранялись анимистические воззрения. Божества и духов они делили на три категории: невидимые существа, способные вселяться в любой объект (иччи); духи, доброжелательные к людям (айыы); духи, недоброжелательные к людям, обитающие в подземном мире (абаасы). У шаманов (ойун) костюм и бубен были якутского типа. Как и у соседних самодийских народов, долганские шаманы различались по уровню владения магическим мастерством: «певцы-врачеватели» (ырыахыт), не имевшие костюма с погремушками и бубна; «шаман, обращающийся за помощью к духам Нижнего мира» (муолин ойун); «шаман, имеющий удила» (уостуган ойун), т.е. обладающий комплектом ритуальных атрибутов. Как у эвенков и якутов, шаманы долган могли быть «мелкими, слабыми» (ылгын), «средними» (орто) и «великими» (атыыр) избранниками духов. Народ почитал семейных и охотничьих покровителей (сайтаанов). Ими могли быть различные предметы (причудливой формы камень, рога оленя и т.д.), в которые шаман вселил духа - иччи. Наряду с этим существовала культовая деревянная скульптура. Покойников хоронили в земле. Восточные долганы делали над могилой сруб, украшали его затейливыми узорами, у могилы убивали оленя, а одежду и личные вещи покойника оставляли тут же, на земле, или вешали на дерево. Западные (норильские) - сруба не делали, но на земляной холмик сваливали дерево.

В долганском фольклоре самобытные черты соединены с элементами якутского фольклора олонхо (по характеру исполнения он - зародыш народной оперы), эвенкийских сказании, русских сказок и т.п. В самобытных фольклорных жанрах отражены реальная природа Севера, кочевой быт. В заимствованных сюжетах описаны оседлая жизнь, иная природа, социальные отношения, не свойственные Северу. Выделяют следующие жанры фольклора: загадки, песни, сказки, предания, рассказы-были. Сказки о животных, волшебные и бытовые - наиболее распространенный в наши дни жанр. Предания и рассказы-были отражают старинные родовые, межплеменные и внутрисемейные отношения. Короткие лирические, любовные и длинные песни импровизируют «песенные люди». Загадки широко бытуют у детей и взрослых. Пословицы и поговорки в основном заимствованы у якутов. Музыка в жанровом и стилистическом отношении представляет собой вариант культуры северных якутов и имеет родственные связи с музыкой эвенков, эвенов, нганасан, энцев, ненцев и северосибирских русских старожилов. Из жанров выделяют эпическую, обрядовую, инструментальную и фоносигнальную музыку, а также песни. Они всегда связаны с персональной певческой традицией, характерной для тунгусских и самодийских этносов. Песни-обращения юношей и девушек имеют важное значение в формировании семейно-брачных отношений в традиционной этнической среде. Пожилые исполняют песни-размышления о прожитой жизни, о человеке, об окружающей природе. Обрядовые жанры можно разделить на общеплеменные и шаманские. К первым относят круговые песни пляски, ко вторым - ритуалы шамана (или шаманки) с песнопением, звукоподражанием, речитативом, возгласами, игрой на бубне, звуками подвесок-погремушек.

С начала XX в. играют на якутском самозвучащем щипковом варгане - металлической пластинке с вырезанным в ней язычком, к которому крепят веревочку. Распространен также хороводный танец Хэйро, помогающий испросить у духов плодородия, благополучия семье, размножения скота. Мужчины и женщины, взявшись за руки, становятся в круг, двигаясь то в одну, то в другую сторону и припевая в такт ударам ног: «Ехоръ-е, ехорь-е, чах, чех, чех, ехэръ-е» или «хэй-нан-хачу, хай-нан-хачу». Непременный атрибут танца - вбитый в землю или лед в центре круга шест (хорей), которым погоняют оленей. Музыкальные инструменты отражают особенности хозяйственного уклада, обрядовые традиции и специфику худо¬жественного мышления: подвеска-ботало на рогах оленя (каангалда); ботало (колокол) на шее упряжного оленя для отпугивания волка (купулээн); погремушки-бубенчи¬ки на праздничной одежде детей (кобо), у женщин и в ша-манском одеянии подвески (уостаак кобо), в оленеводстве металлические шары на оленях (каагыр кобо); колокольчики на детской колыбели и одежде (чуораан); звякающие украшения-подвески на одежде (тингкинэс). Особое место занимают шаманские атрибуты: бубен (дингур); подвески-погремушки, символизирующие кости и перья (кыыраан); ремень с тремя колокольчиками, за который шаман держится во время камлания (ситим) - ритуала общения с духами.

Долганы компактно проживают в поселках Хатангского и Дудинского районов Таймырского автономного округа и в г. Дудинке. По-прежнему занимаются оленеводством, с которым также связано народное художественное творчество и прикладное искусство - резьба по оленьей и мамонтовой кости, обработка одежды и обуви оленьим мехом и бисером, пошив национальной одежды, оформление домашней утвари для кочевой жизни. Преподавателей долганского языка готовит педагогическое училище в г. Дудинке. Для начальной школы изданы учебники родного языка. Среди долган Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и Республики Саха (Якутия) есть известные писатели, поэты, журналисты, профессиональные художники, ученые и специалисты в области языкознания, истории, географии, педагогических наук. В Республике Саха (Якутия) популярен национальный детский ансамбль «Хейро». Гостелерадиокомпания «Таймыр» готовит передачи на долганском языке, а газета «Таймыр» публикует материалы, посвященные возрождению традиционного уклада жизни, развитию языка и культуры долган.

Долганы реки Анабар

Анабарские долганы - небольшая локальная субэтническая группа, один из коренных народов, населяющих территорию Анабарского улуса Республики Саха. По данным Всероссийской переписи населения 2002 года в улусе насчитывалось 988 долган. Говорят они на долганском диалекте якутского языка. Традиционные занятия - кочевое оленеводство, охота и рыболовство. В настоящее время долганы компактно проживают в поселках современного типа Юрюнг-Хая и Саскылах.

Анабарская земля, расположенная далеко за полярным кругом на северо-западной окраине Якутии, входящей в географическую зону арктических территорий, является местом компактного проживания долган, одного из коренных малочисленных народов Севера. В этих северных широтах испокон веков обитали кочевые племена - далекие предки современных анабарцев. Здесь, в суровых условиях арктической тундры, в краю полярных ночей и холодных ветров, сложилась их многовековая история, сформировалась неповторимая культура северных оленеводов-кочевников.

Проблема происхождения и этническая история долган, в том числе анабарских, до сего времени остается недостаточно изученной. Наиболее раннее упоминание тунгусов долганского рода встречается в книгах ясачного сбора русских казаков первой половины XVII века. Их обитание отмечено на среднем течении реки Лены в устье реки Вилюй . Позже долганы постепенно мигрировали на северо-запад, в район бассейнов рек Оленек, Анабар и Хатанга, где оказались среди других этнических групп различного происхождения. Судя по ясачным книгам, к приходу русских казаков этнический состав постоянных плательщиков ясака здесь был достаточно пестрым. Отмечены названия разных племен и родов тунгусского, самодийского и якутского происхождения. Многие исследователи считают, что этническое ядро долганской народности восходит к тунгусскому роду дулган. Это подтверждается и тем, что современные долганы разделяются на группы, имеющие связь с разными народами и их территориальными группами, живущими в пределах Красноярского края и Якутии (илимпейские эвенки, ессейские и анабарские якуты, русские старожилы). Таким образом, долганы как отдельная народность сложились в результате длительного процесса постепенного продвижения различных групп эвенков и якутов на территории Таймыра.

Предки современных анабарских долган исконно занимали обширную территорию между бассейнами северных рек, впадающих в море Лаптевых. До оформления современных границ между Якутией и Красноярским краем основная часть местного кочевого населения административно относилась к Енисейской губернии. Туруханскими властями они именовались «нижнезатундринскими» якутами. В результате установления в 1930 году новых территориальных границ Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и Якутской республики местное коренное население было разделено на две части. Таким образом, в низовьях Хатанги и Анабара образовались две отдельные группы, территориально отрезанные и относящиеся к разным административным образованиям. В советское время связь между родственными группами практически была потеряна.

Истоки этнокультурных традиций долган уходят в глубокую древность, к культурам кочевых аборигенов, в прошлом населявших обширную территорию между бассейнами рек Хатанги и Анабара. Данная этнокультурная область издавна представляла собой особую контактную зону различных племен и этнических общностей - носителей самобытных кочевых культур.

Культура долган содержит целый ряд различных по своему характеру и происхождению этнических черт. Сочетание последних создает то неповторимое своеобразие, которое отличает долган не только от их ближайших соседей, но и от других родственных народов, ведущих сходную хозяйственно-культурную деятельность и связанных с ними общностью происхождения.

Между анабарскими и хатангскими долганами в этническом и культурном плане много общего. Анабарские долганы, как и хатангские их сородичи, превосходные оленеводы, охотники и рыбаки. Анабарским оленеводам также присущи многие характерные особенности долганского оленеводства, имеющие древние черты тунгусских традиций. Охота и рыболовство отличаются наличием как якутских, так и северных элементов. Для лесотундровой зоны были типичны отстрел дикого оленя, песцовый промысел, летняя охота на водоплавающих птиц, ловля куропаток. Способы и техника были достаточно развиты, в промысловых традициях также наблюдалось влияние соседних народов.

Традиционные хозяйственные занятия и сегодня играют особую роль в жизни анабарцев. Кочевое оленеводство, охотпромысел и рыболовство, несмотря на бурное развитие здесь в последние десятилетия горнодобывающей промышленности, остаются основными направлениями хозяйственной деятельности коренного населения. Оленеводческие хозяйства улуса считаются одними из лучших в республике. В улусе немало семей, занятых в этом виде традиционной отрасли и ведущих кочевой образ жизни. Для детей оленеводов созданы передвижные кочевые школы.

Язык анабарских долган исследователи относят к северным говорам языка саха, которые отличаются наличием значительных лексических и фонетических различий. Бытовая лексика в основном отражает специфику хозяйственной деятельности. В ее составе обнаруживаются слова различного происхождения. Особый пласт составляют слова, относящиеся к древнему тунгусскому языку. Словарный запас также включает слова русских старожилов, издревле породнившихся с местным населением. Несмотря на современное распространение якутского литературного языка, среди анабарских долган сохраняется своеобразие местного говора. Однако сегодня долганский язык, как и многие северные языки, переживает сложное время, задача его сохранения и дальнейшего развития достаточно актуальна.

Культура древних кочевников-оленеводов самобытна и уникальна своими неповторимыми фольклорными и музыкальными традициями. В улусе бережно сохраняется традиционный фольклор, развивается современное творчество. Среди пожилых долган живы устные жанры фольклора, сказки, предания, песенные напевы, традиции кругового танца хейро. Анабарские долганы известны как искусные резчики по дереву и кости, мастера вышивки бисером и цветными нитками. Долганская одежда отличается богатой меховой и кожаной отделкой, ярким орнаментальным декором.

С начала 1990-х годов в результате этнокультурной политики, направленной на поддержку коренных малочисленных народов Севера, в Анабарском улусе немало сделано для возрождения этнической группы долган. В последние годы значительно возросла их численность, создана долганская секция республиканской Ассоциации коренных малочисленных народов Севера. За эти годы улус приобрел официальный статус национального долгано-эвенкийского района. Как представители коренного населения анабарские долганы пользуются федеральными и республиканскими социальными поддержками.
В настоящее время идет активная работа по сохранению языка и культуры. В Юрюнг-Хаинской средней школе преподается факультативно долганский язык и традиционная культура, работают кружки «Уроки предков», рукоделия и многие другие.

Анатолий Саввинов, кандидат исторических наук

ДОЛГ‘АНЫ (самоназвание: долган, тыакихи, саха), народ в России. Численность 6584 человек. Живут в Таймырском (Долгано-Ненецком) автономном округе Красноярского края, главным образом в Хатангском районе и на территории, подчинённой Дудинскому горсовету, а также в Якутии. Общая численность - 6945 человек. Говорят на долганском диалекте якутского языка. Верующие Долганы - православные.

Окончательное оформление Долганов в качестве самостоятельного этноса произошло в начале 20 века, в этногенезе Долганов ведущую роль сыграли эвенки. Основу Долганов составили четыре эвенкийские (тунгусоязычные) родовые группы: долган, донгот, эдян и каранто. На протяжении 19 - начала 20 века в состав Долганов вошли также отдельные семьи якутов, энцев, ненцев и русских старожилов Таймыра, так называемых затундренных крестьян.

Традиционные занятия Долганов - оленеводство, охота на дикого северного оленя, пушного зверя, птицу и рыболовство. Маршруты сезонных кочевий долганских оленеводческих хозяйств были значительно короче, чем у ненцев, энцев и других народов Таймыра. Летом их стада выходили в тундру, зиму проводили в лесотундре. Для пастьбы Долганы используют пастушескую собаку. В современных условиях домашнее оленеводство развивается как отрасль коллективного производства. Из новых отраслей Долганы в небольших размерах развивают домашнее животноводство.

Общественные отношения Долганов ещё в 19 веке были патриархальными, в основе лежали родовые структуры. Во 2-й половине 19 века усилилось имущественное расслоение, выделилась прослойка мелких торговцев.

В посёлках по Хатангскому тракту Долганы жили в избах русского образца, в тундре и лесотундре использовали переносные и стационарные каркасные постройки: шестовой чум эвенкийского типа, крытый ровдугой летом и оленьими шкурами зимой, или голомо - сооружение из деревянных плах, крытых корой и обложенных дёрном или землёй. Специфическим жилищем Долганов являлся балок или нартенный чум. Балк‘и сохраняются в основном у оленеводов. Современные Долганы живут преимущественно в деревянных двухквартирных или четырёхквартирных домах в посёлках. Долганы - один из наиболее урбанизированных народов Таймыра.

Мужская и женская верхняя одежда - кафтан из сукна, расшитый бисером, по покрою и внешнему виду сходна с эвенкийской. Мужские рубахи и штаны и женские платья не отличались от одежды русских старожилов Центрального Таймыра. Зимой Долганы носили парки из оленьего меха, по покрою напоминавшие нганасанские, только более длинные, или сокуи из того же материала ненецкого образца. Летом - те же сокуи, но сшитые из сукна. Головные уборы мужчин и женщин в форме капора из сукна, расшитого бисером (летние), или лисьих камусов (зимние). Обувь из оленьих камусов (зимняя) или ровдуги (летняя) по подобию эвенкийских унтов. Современная одежда покупная.

Основа пищи - оленина, сырая, мороженая или варёная. Рыбу едят сырой, мороженой (строганина), а также варёной. Употребляют в пищу мясо птицы, лук и корни некоторых растений. В начале 20 века в пищевой рацион Долганов вошли покупные продукты.

Развит фольклор, в котором прослеживаются якутские (сказания-былины) и русские (сказки) влияния. Танцевальное искусство носит черты эвенкийского воздействия (хороводный танец - хейро). Прикладное искусство: украшения из бисера, орнаментация одежды и обуви оленьим мехом и бисером. Распространена резьба по оленьей и мамонтовой кости: украшение пластин оленьей упряжи, рукояток ножей и т.п.

Сохраняются многие традиционные верования (анимизм, обожествление сил природы, шаманство).

В.И. Васильев

По данным Переписи населения 2002 года численность долганов, проживающих на территории России, составляет 7 тысяч человек

В Таймырском (Долгано-Ненецком) автономном округе проживает уникальный тюркский народ – долганы. Долганы являются самым северным тюркским этносом и вместе с тем одним из наиболее малочисленных. Численность таймырских тюрок-долган не превышает 7000 человек.

Долганы населяют преимущественно Хатангский район и некоторые соседние селения на территории Таймыра и имеют родственные связи с другими тюркским народом Крайнего Севера – саха (якутами). До присоединения Восточной Сибири к России, долганы считались частью тюрок-саха, но при дальнейшем их изучении этнографами были выделены в отдельный этнос. Сами долганы идентифицировали себя по-разному: представители рода Долган всегда именовали себя долганами, а не саха или тунгусами, но возводили своё происхождение к последним, несмотря на тюркоязычность и схожесть с соседними тюрками-саха.



Помимо этого, род Долган связывал себя и с другими долганскими родами: Донгот, Эдян и Каранто. С 1935 г. по 1959 г. в язык официальных документов, печати, радио входят названия "долганы", "тыа киhите" ("человек тундры"), "дулган".

Основная часть долган продолжает именовать себя и соседних эвенков "тыа" или "тыа киhите".

Этногенез долган проходил под воздействием соседних народов. Главную роль в этом процессе сыграли тюрки-саха, что служит подтверждением тюркских корней долганской народности.


В основе долганского языка лежит якутский язык, подвергшийся воздействию эвенкийского языка. Длительное изолированное развитие долганского языка усилило фонетические, морфологические, лексические его отличия от якутского языка.

Выделяются норильский, пясинский, авамский, хатангский, попигайский говоры.

Долганский язык имеет письменность на основе кириллицы.

В системе гласных имеются краткие и долгие, а также дифтонги (ïa, uo, ie, üö).

В лексике слова эвенкийского можно разбить на следующие группы: термины родства, оленеводческая терминология, названия жилища и его частей, названия одежды, промысловая терминология, названия животных, архаизмы, связанные с верованиями долган.

Слова русского происхождения попали в язык с развитием новых общественных отношений, появлением новых понятий, предметов хозяйственного и бытового обихода.


Традиционные занятия долган – оленеводство и охота, а в отдельных районах – рыболовство. Долганы вели кочевой образ жизни, не выходя за пределы лесотундры. Зимой норильские и попигайские долганы жили обособленно друг от друга, иные группы – совместно, по пять-шесть хозяйств, некоторые – оседло в постоянных избах. С наступлением весны образовывали кочевые группы из нескольких семей, владевших угодьями. Оленей охраняли круглосуточно караульные от каждого хозяйства. Осенью группы распадались, семья самостоятельно подготавливала к зиме песцовые ловушки-пасти и охотилась на диких оленей. Оленеводство сочетало в себе традиции тунгусского верхового и приемы санного оленеводства, заимствованные у самодийцев (ненцев). Летом оленей использовали под седло и вьюк, а зимой – в упряжке. Нарты в основном были косокопыльными, сходными с ненецкими и нганасанскими, но встречались и якутского типа, с низкими прямо поставленными копыльями. Передового оленя запрягали и управляли им вожжой справа, тогда как у ненцев, энцев и нганасан – слева. Как эвенки, долганы доили оленей и, как ненцы и нганасаны, использовали пастушескую собаку. Седла и способ езды верхом были тунгусского типа.


Охотились на песцов, гусей, уток, куропаток. По преданиям, на диких оленей охотились с луком и стрелами, расста­вляли самострелы (большой лук, настороженный на звериной тропе). С конца XIX в. начали пользоваться огнестрельным оружием, часто с отравленными пулями. Яд извлекали из прогорклого жира дикого оленя. Большое значение имели осенние коллективные поколки оленя при переправах через реки (животных закалывали в воде копьями). Летом и осенью их выслеживали с помощью охотничьей собаки. Осенью, в период гона диких оленей, использовали прирученного оленя-манщика, которого подпускали к диким. Зимой охотились на оленей гоньбой: запрягали в легкие нарты четырех оленей и часами гонялись за выслеженным стадом. Подкрадываясь к стаду диких животных, охотники маскировались щитком, поставленным на полозья, передвигались на широких лыжах тунгусского типа (как у эвенков). Для водоплавающей дичи расставляли сети, силки, капканы, для песца – ловушки-пасти: зверь хватал приманку, вытягивал наживную палочку и ронял на себя бревно гнетка. Охота на песца имела главным образом товарное значение. При подледном лове применяли ставные сети-пущальни из ниток или конского волоса. Сети привязывали к жердям и пускали по течению. Крючки на щуку, хариуса, кунжу изготовляли кустарным способом из гвоздей. Лодки небольшого размера покупали у русских и якутов.


Традиционное кочевое жилище – конический чум тунгусского типа (как у эвенков), летом – укрытый покрышками из ровдуги (грубо выделанная оленья или лосиная замша), а зимой – оленьими шкурами.

В старину устанавливали голомо и балаганы якутского типа (каркасные жилища из наклонных столбов, плах, досок, обложенные дерном), без окон и нар. С приходом русских начали жить в балках (нартяных чумах), домиках на полозьях. Балок– прямоугольный каркас, снаружи обтянутый оленьими шкурами, а изнутри – ситцем. Его устанавливают на больших санях, перевозят упряжкой из пяти – семи оленей. Окна в нем застеклены, есть железная печь, нары, стол, иногда стулья.

Балком пользуются до сих пор, он удобен при перекочевках.

Из хозяйственных построек сооружали лабазы-помосты и амбары на высоких столбах.

Верхнюю одежду долганы шили из покупных тканей. Мужчины носили рубашки и штаны, женщины – платья, поверх которых надевали закрытые фартуки и пояса, расшитые бисером.


Мужчины и женщины летом и зимой носили суконные кафтаны (сонтап), зимой – песцовые и заячьи шубы. Оленьи распашные (с разрезом спереди) парки похожи на эвенские, хотя полы у них сходятся. Носили парки с нагрудниками, похожими на эвенкийские. Характерная особенность мужской и женской одежды – несколько удлиненный сзади подол.

Шапки (бэргесэ) имели форму капора с верхом из сукна или лисьих камусов (шкура с ноги), расшитых бисером и цветными полосками ткани.

Зимнюю обувь длиной до колен и выше изготавливали из оленьих камусов, расшивали бисером, летнюю шили из ровдуги.

Праздничную одежду и обувь богато украшали бисером, аппликациями из цветных полосок ткани, вышивали подшейным волосом оленя по ровдуге, окрашенной в красный цвет отваром ольховой коры или охрой, а в черный – графитом.

В прошлом на лямках и поясах оленьей упряжки встречались вышивки нитками из сухожилий.

Мужским ремеслом была резьба по мамонтовой кости, для нее характерны резные нащечные пластины оленьего недоуздка, инкрустация черенков ножей оловом с оригинальным геометрическим орнаментом.

Ели долганы в основном вареные и вяленые мясо и рыбу. Из мороженой рыбы делали строганину. Использовали в пищу коренья, ягоды, пекли лепешки, оладьи.



Счет родства у долган велся по мужской линии. Терминология была якутской. Родовая организация распалась к XIX в., но сохранились коллективные формы охоты на диких оленей и птиц, рыбной ловли и т.д. Добытых оленей и выловленную рыбу делили между родственниками и соседями, товарная пушнина оставалась собственностью охотника. Богатые хозяева – владельцы больших стад оленей – в работниках использовали своих бедных родственников. Во второй половине XIX в. в среде долган появились посредники для взаимодействия с русским и якутским купечеством, эксплуатировавшие своих сородичей.

У долган сохранялись анимистические воззрения. Божества и духов они делили на три категории: невидимые существа, способные вселяться в любой объект (иччи); духи, доброжелательные к людям (айыы); духи, недоброжелательные к людям, обитающие в подземном мире (абаасы).

У шаманов (ойун) костюм и бубен были якутского типа. Как и у соседних самодийских народов, долганские шаманы различались по уровню владения магическим мастерством: певцы-врачеватели" (ырыахыт), не имевшие костюма с погремушками и бубна; "шаман, обращающийся за помощью к духам Нижнего мира" (муолин ойун); "шаман, имеющий удила" (уостуган ойун), т.е. обладающий комплектом ритуальных атрибутов. Как у эвенков и якутов, шаманы долган могли быть "мелкими, слабыми" (ылгын), "средними" (орто) и "великими" (атыыр) избранниками духов.

Народ почитал семейных и охотничьих покровителей (сайтаанов). Ими могли быть различные предметы (причудливой формы камень, рога оленя и т.д.), в которые шаман вселил духа – иччи. Наряду с этим существовала культовая деревянная скульптура.

Покойников хоронили в земле. Восточные долганы делали над могилой сруб, украшали его затейливыми узорами, у могилы убивали оленя, а одежду и личные вещи покойника оставляли тут же, на земле, или вешали на дерево. Западные (норильские) – сруба не делали, но на земляной холмик сваливали дерево.

В долганском фольклоре самобытные черты соединены с элементами якутского фольклора олонхо, эвенкийских сказаний, русских сказок и т.п. В самобытных фольклорных жанрах отражены реальная природа Севера, кочевой быт. В заимствованных сюжетах описаны оседлая жизнь, иная природа, социальные отношения, не свойственные Северу. Выделяют следующие жанры фольклора: загадки, песни, сказки, предания, рассказы-были. Сказки о животных, волшебные и бытовые – наиболее распространенный в наши дни жанр. Предания и рассказы-были отражают старинные родовые, межплеменные и внутрисемейные отношения. Короткие лирические, любовные и длинные песни импровизируют "песенные люди". Загадки широко бытуют у детей и взрослых. Пословицы и поговорки в основном заимствованы у якутов.



Музыка в жанровом и стилистическом отношении представляет собой вариант культуры северных якутов и имеет родственные связи с музыкой эвенков, эвенов, нганасан, энцев, ненцев и северосибирских русских старожилов. Из жанров выделяют эпическую, обрядовую, инструментальную и фоносигнальную музыку, а также песни. Они всегда связаны с персональной певческой традицией, характерной для тунгусских и самодийских этносов. Песни-обращения юношей и девушек имеют важное значение в формировании семейно-брачных отношений в традиционной этнической среде. Пожилые исполняют песни-размышления о прожитой жизни, о человеке, об окружающей природе. Обрядовые жанры можно разделить на общеплеменные и шаманские. К первым относят круговые песни пляски, ко вторым – ритуалы шамана (или шаманки) с песнопением, звукоподражанием, речитативом, возгласами, игрой на бубне, звуками подвесок-погремушек.

С начала XX в. играют на якутском самозвучащем щипковом варгане – металлической пластинке с вырезанным в ней язычком, к которому крепят веревочку. Распространен также хороводный танец Хэйро, помогающий испросить у духов плодородия, благополучия семье, размножения скота. Мужчины и женщины, взявшись за руки, становятся в круг, двигаясь то в одну, то в другую сторону и припевая в такт ударам ног: "Ехоръ-е, ехорь-е, чах, чех, чех, ехэръ-е" или "хэй-нан-хачу, хай-нан-хачу". Непременный атрибут танца - вбитый в землю или лед в центре круга шест (хорей), которым погоняют оленей.

Музыкальные инструменты долган отражают особенности хозяйственного уклада, обрядовые традиции и специфику художественного мышления: подвеска-ботало на рогах оленя (каангалда); ботало (колокол) на шее упряжного оленя для отпугивания волка (купулээн); погремушки-бубенчики на праздничной одежде детей (кобо), у женщин и в шаманском одеянии подвески (уостаак кобо), в оленеводстве металлические шары на оленях (каагыр кобо); колокольчики на детской колыбели и одежде (чуораан); звякающие украшения-подвески на одежде (тингкинэс). Особое место занимают шаманские атрибуты: бубен (дингур); подвески-погремушки, символизирующие кости и перья (кыыраан); ремень с тремя колокольчиками, за который шаман держится во время камлания (ситим) – ритуала общения с духами.

Долганы бережно сохраняют свой язык и культуру. Преподавателей долганского языка готовит педагогическое училище в г. Дудинке. Для начальной школы изданы учебники родного языка. Среди долган Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и Республики Саха (Якутия) есть известные писатели, поэты, журналисты, профессиональные художники, ученые и специалисты в области языкознания, истории, географии, педагогических наук. В Республике Саха (Якутия) популярен национальный детский ансамбль "Хейро". Гостелерадиокомпания "Таймыр" готовит передачи на долганском языке, а газета "Таймыр" публикует материалы, посвященные возрождению традиционного уклада жизни, развитию языка и культуры долган.

Долганы – народ в Российской Федерации. По данным Переписи населения 2002 года, в России проживает порядка семи тысяч Долганов. Пять тысяч из них живет в Таймырском автономном округе, остальная часть народа рассредоточена по другим субъектам Федерации.
Долганы разговаривают на своем, долганском языке, который относится к группе тюркских языков (некоторые учёные относят его к диалектам якутского). Сами себя долганы называют «тыа-кихи» или «саха». В настоящее время большинство долганов исповедуют православие.

Народность сформировалась в конце 18 – первой половине 19 веков. Предками Долганов были племена якутов, эвенков, нганасанов и русских. Часто их называют «самым северным тюркоязычным народом мира». На развитие народности в большей степени повлияли казаки, осваивавшие северные пределы России. Благодаря казакам долганы были обращены в православие, кроме того, многие семьи получили русские (точнее казацкие) фамилии. До сих пор можно встретить среди Долганов людей по фамилии Кудряков, Жарков, Чуприн и многих других. В середине двадцатого века начал формироваться письменность Долганов. В ее основу лег русский алфавит. Официально письменность принята в конце 1970 году, первый долганский букварь появился в 1981 году.

Основные формы хозяйственной деятельности Долганов – охота, рыбная ловля и оленеводство. С древних времен долганы славились как прекрасные охотники, основные объекты охоты – олень, пушной зверь, дичь. Традиционная пища Долганов состоит из мяса оленя и рыба. Как мясо оленя, так и рыбу долганы предпочитают употреблять в пищу в сыром или замороженном виде. Иногда оленину вялят, а рыбу отваривают. Довольно редко долганы едят птицу (домашнюю или дикую), так же едят лук и корни растений.

Долганы, формировались в конце 8 — начале 19 веков из нескольких родов (эвенков, якутов, русских), поэтому их верования вобрали в себя представления, бытующие у этих народов.
Как и многие другие северные народы, Долганы верили, что окружающий мир состоит из трех частей: Верхний, Средний и Нижний. Только шаман мог переходить из одной части мира в другую, во время ритуальных действий (камлания). У долганских шаманов существовали те же атрибуты, что и у шаманов других сибирских народов: шаманский костюм, бубен и колотушка.

Бубен у долганских шаманов имел овальную форму, более 65 сантиметров в продольном диаметре. Обечайку делали из лиственницы, на внешней стороне доски делали семь резонаторных бугорков, так же устроенных, как и на и бубнах. На внутренней стороне обечайки прикрепляли четыре железные скобы с подвесками — кольцами. Обечайку обтягивали кожей дикого оленя.

В центре бубна на ремнях укрепляли железную крестовину. Встречались бубны с крестовиной, включенной в железное кольцо. Иногда в верхней части крестовины прикрепляли изображение двуглавой шаманской птицы.

Колотушку делали из лиственницы или из оленьего рога. Одну сторону украшали резьбой. На конце ручки вырезали изображение духа-хозяина колотушки. Иногда колотушка имела форму двухлопастного весла с перехватом посредине.

Для хранения бубнов имелись специальные мешки из шкур дикого оленя. Вообще, олень всегда ассоциировался с бубном. С помощью бубна-оленя шаман мог переходить из одной части мира в другую. Кроме этого, бубен представлялся также вселенной.

Традиционный костюм Долганов значительно отличается от костюмов других северных народов. Долганы – один из немногих народов, у которого женская и мужская одежда имеет кардинальные отличия. В традиционном костюме Долганов встречаются элементы эвенского и якутского костюмов.

Мужская одежда

Верхняя одежда Долганов-мужчин была распашная, из оленьих шкур мехом наружу. Полы сходились и стягивались специальными завязками. Под верхнюю одежду надевали нагрудник, прикрывавший живот и грудь. Вдоль пол и спереди по поясу одежда декорировалась суконной полоской красного цвета, иногда расшитой бисером. Точно такие полоски пришивались на спину. Летом долганы носили легкий кафтан черного цвета с прямым разрезом спереди и сходящимися полами, с широким воротником.

Женская одежда

Женский костюм Долганов очень похож на народный костюм эвенков. Верхняя одежда всегда декорировалась вставками из сукна, различной формы. Как правило, выше пояса вставляли овальные клинья из сукна, а ниже пояса прямоугольные. Зимой, женскую одежду шили из оленьих шкур, летом из сукна, но того же покроя.

Головные уборы

Головные уборы мужчин и женщин практически не отличаются. Как правило, в качестве головного убора использовался капор, который сшивался из трех частей: первая часть прикрывала затылок и темя, а две другие пришивались по бокам и прикрывали уши и щеки. Другая разновидность капора состояла из двух частей. Одна полоса располагалась поперек головы и закрывала темя и уши, а вторая полоса была полукруглой и закрывала затылок.

Головные уборы шили из сукна или ровдуги. Подкладкой служил олений мех, с пышной опушкой вокруг лица и с небольшой опушкой по нижнему краю капора. В суровые морозы долганы наносили капоры из шкурок лисы, волка, песца.