Сочинение по картине С.А. Виноградова «Весна

Календарная весна уже вступила в свои права. Все чаще, проходя по улице, мы ощущаем тепло солнечных лучей, все больше замечаем луж во дворах и точно знаем, что дороги скоро превратятся в бурные весенние реки. Каждому из нас весна дарит свои впечатления: пока одни боятся промочить ноги и сетуют на грязь и слякоть, другие меняют шубы на легкие плащи и надевают цветные резиновые сапожки.
Что сказать, все мы ощущаем весну по-своему. Давайте обратим свой взор к классике – бессмертным живописным полотнам, попытаемся увидеть это необыкновенное время года глазами знаменитых художников. Великие поэты, воспевшие в стихах такие разные весенние дни, помогут нам проникнуть в замыслы авторов живописных полотен. Ну что же, в добрый путь!

Архип Иванович Куинджи(1842 – 1910)
Бесспорно, стоит начать с выдающегося новатора в сфере живописи и талантливого педагога А.И. Куинджи. Его по праву называют "мастером света". Красочные, впечатляющие, живые полотна, посвященные русской природе, стали настоящим событием в искусстве. Очень тонко и точно передают настроение его картин стихи М. Лермонтова:

Когда весной разбитый лед
Рекой взволнованной идет,
Когда среди полей местами
Чернеет голая земля
И мгла ложится облаками
На полуюные поля…
М. Лермонтов
(фрагмент стихотворения "Весна", 1830 г.)


Ранняя весна,1890-1895

Алексей Кондратьевич Саврасов (1830-1897)
Еще один выдающийся живописец, мастер русского пейзажа – А.К. Саврасов. Его полотна очень тонко и проникновенно передают простоту, трогательную грусть и глубинную сущность родной природы. Но лучше всего о художнике сказал его, не менее известный, ученик – И. Левитан: "С Саврасовым появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к своей родной земле".

Песни жаворонков снова
Зазвенели в вышине.
"Гостья милая, здорово!" –
Говорят они весне.

Уже теплее солнце греет,
Стали краше небеса...
Скоро все зазеленеет -
Степи, рощи и леса…
А. Плещеев



Грачи прилетели, 1871

Оттепель,1874

Весенний день, 1873


Ранняя весна,1868, Русский музей, Санкт-Петербург

Исаак Ильич Левитан (1860 – 1900)
Все вы знаете заповедь: "Не сотвори себе кумира". Увы, не могу удержаться и отмечу, что с самого детства творчество И.И. Левитана не давало мне покоя. Учился этот выдающийся живописец у не менее знаменитых художников и педагогов: А.К. Саврасова, В.Г. Перова и В.Д. Поленова. Глубина пространств, движение воздуха, наполненность и "звучание" реки – все это физически ощущается при одном лишь взгляде на его картины. Стихотворение классика русской поэзии Ф. Тютчева как нельзя лучше передает настроение весенних полотен И. Левитана:

Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят –
Бегут и будят сонный брег,
Бегут, и блещут, и гласят...

Они гласят во все концы:
"Весна идет, весна идет,
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперед!
Ф. Тютчев
(фрагмент стихотворения "Весенние воды", 1829 г.)



Март,1895


Весна. Большая вода,1897

Станислав Юлианович Жуковский(1875 – 1944)
Еще один талантливый ученик В.Д. Поленова, В.А. Серова, С.А. Коровина, И.И. Левитана, по праву получивший звание мастера – С.Ю. Жуковский. Крупными мазками, проработкой деталей, цветовыми нюансами, контрастами света и тени он прекрасно передает ощущение весны, грядущих перемен и пробуждения природы.

Волна катится за волною
В неизмеримый океан...
Зима сменилася весною,
И реже воет ураган;
Не ждет безжалостное время,
Оно торопится на срок;
Полей и нив богатых бремя,
Исчез белеющий снежок…
Н.А. Некрасов



Весенняя вода


Весна


Весна


Ранняя весна (Беседка в парке),1910


Весенний бурлящий ручей,1913


Весенний вечер,1904


Весна,1913


Весна

Илья Семенович Остроухов(1858 – 1929)
Еще один феномен русской живописи – полотна И.С. Остроухова. Этот необычайно одаренный человек, с прекрасным образованием и эрудицией, с детства игравший на рояле, заинтересовался живописью к двадцати годам, что не помешало ему достичь необычайных высот на новом поприще. В полотнах И.С. Остроухова соединяется мягкая импрессионистическая манера письма и поэтика лирического пейзажа, близкая к полотнам И.И. Левитана. Очень точно настроение его работ, посвященных весне, передает стихотворение А.Т. Твардовского:
Снега потемнеют синие
Вдоль загородных дорог,
И воды зайдут низинами
В прозрачный еще лесок…
А.Т. Твардовский
(фрагмент стихотворения "Снега потемнеют синие")


Ранней весной


Ранняя весна

Витольд Каэтанович Бялыницкий-Бируля(1872 - 1957)
Выдающийся живописец, ученик С.А. Коровина, В.Д. Поленова, И.М. Прянишникова, И. Левитана. Под влиянием художников, увлекся пейзажем и достиг наеобычайных высот. Тонко чувствуя русскую природу, ее настроение и некоторую наивность, он передавал эти ощущения зрителю через свои в живописные работы.

За рекой луга зазеленели,
Веет легкой свежестью воды;
Веселей по рощам зазвенели
Песни птиц на разные лады...
И. Бунин
(фрагмент стихотворения, 1893 г.)


Весна,1899

Константин Федорович Юон (1875 – 1958)
К.Ф. Юона по праву считают академиком лирического пейзажа. Картины повседневной жизни, запечатленные на его полотнах, показывают быт и настроение российского народа. В свойственной ему манере, сочетающей технику импрессионизма и проработку тонких деталей, художник создал яркие и запоминающиеся живописные произведения. Полотна К.Ф. Юона на тему весны, для усиления их выразительности, "проиллюстрируем" стихотворением А. Фета:

Еще весны душистой нега
К нам не успела низойти,
Еще овраги полны снега,
Еще зарей гремит телега
На замороженном пути…
А. Фет
(фрагмент стихотворения)



Солнечный день. Весна,1876


Мартовское солнце,1915

Исаак Ильич Левитан



Весна в Италии,1890


Весна. Последний снег,1895


Весна. Белая сирень. 1890-е.

Алексей Кондратьевич Саврасов


Сельский вид, 1867, Третьяковская галерея

Станислав Юлианович Жуковский


Весна (Речка вскрылась),1903


Старая усадьба.Май.


В мае

Окно в лес


Окно в лес

Константин Федорович Юон


Майское утро. Соловьиное место. Лигачево,1915


Весна в Троицкой лавре,1911

Волна катится за волною
В неизмеримый океан...
Зима сменилася весною,
И реже воет ураган;
Не ждет безжалостное время,
Оно торопится на срок;
Полей и нив богатых бремя,
Исчез белеющий снежок…
Н.А. Некрасов
(фрагмент стихотворения "Весна", 1839 г.)

Иван Августович Вельц


Весной в окрестностях Петербурга,1896

Константин Алексеевич Коровин


Последний снег


Ранняя весна

Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов


Майские цветы,1894


Весна

Игорь Эммануилович Грабарь


Последний снег


Мартовский снег, 1904


Майский вечер, 1905

Песни жаворонков снова
Зазвенели в вышине.
"Гостья милая, здорово!" –
Говорят они весне.

Уже теплее солнце греет,
Стали краше небеса...
Скоро все зазеленеет -
Степи, рощи и леса…
А. Плещеев
(фрагмент стихотворения "Весна", 1861 г.)

Константин Яковлевич Крыжицкий


Повеяло весной,1910

Туржанский Леонард Викторович(1875-1945)


Последний снег


Весна в западном крае,1910


Весна. Московский двор

Перед весной бывают дни такие:
Под плотным снегом отдыхает луг,
Шумят деревья весело-сухие,
И теплый ветер нежен и упруг.
И легкости своей дивится тело,
И дома своего не узнаешь,
А песню ту, что прежде надоела,
Как новую, с волнением поешь.
А. Ахматова

Венецианов Алексей Гаврилович(1780-1847)

На пашне. Весна

Ендогуров Иван Иванович

Начало весны

Брюллов Павел Александрович


Весна,1875

Васильковский Сергей Иванович

Весна

Башкирцева Мария Константиновна(1860-1884)


Весна

Весна. Лето. Луг, совсем как ситцевый Всех цветов платок - Не поймёшь, где бабочка. Где, какой цветок. Лес и поле в зелени, Синяя река. Белые, пушистые В небе облака. Голубые, синие Небо и ручьи. В синих лужах плещутся Стайкой воробьи. На снегу прозрачные Льдинки-кружева. Первые проталинки, Первая трава.

Картинка 3 из презентации «Текст про весну» к урокам литературы на тему «Сочинение по временам года»

Размеры: 960 х 720 пикселей, формат: jpg. Чтобы бесплатно скачать картинку для урока литературы, щёлкните по изображению правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Для показа картинок на уроке Вы также можете бесплатно скачать презентацию «Текст про весну.ppt» целиком со всеми картинками в zip-архиве. Размер архива - 590 КБ.

Скачать презентацию

Сочинение по временам года

«Типы речи» - Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Почему? И вот почему, Обобщим все сказанное. Типы речи. Какой тип речи называется повествованием? Итоги урока. Ход урока. Задание: опишите предмет (по выбору). Какие бывают типы речи? * повествование * описание * рассуждение. Женщина отогнала собаку. «Как вам не стыдно!» Котенок жалобно мяукал.

«Комплексный анализ текста» - Словосочетание (я) с подчинительной связью примыкание из №2? В самолёте во время грозы. Текст. Номер СПП с придаточным изъяснительным? Контрольные диктанты в 5-8-х классах обязательно включают в себя выполнение грамматического задания. Тип речи? Орфографическая зоркость. Подбор материала. Задания подбираются с учётом изученного материала, учитываются особенности УМК.

«Анализ художественного текста» - Загадка. 29. 16. 25. Фонетическом. Буквальный перевод. Машинный перевод. Художественный. ПРЕДВЕРИЕ СИМВОЛИЗМА (Франция 50-е годы XIX века). 26. 12. История перевода.

«Сочинения по картинам» - Составьте план описания картины. Настроение, вызываемое этим произведением. Рассмотрите внимательно картину, определите ее тему. Словарь настроений и чувств. Анализ картины. Назовите признаки предметов на этой картине. Сочинение по картине. Жанр картины (портрет, пейзаж, натюрморт). Подготовительные упражнения.

«Урок Сочинение» - Заключение вывод, следствие. Учитель высшей категории МОУ «СОШ №1 п.Советский» Голомидова Маргарита Леонидовна. 4. Работа над сочинением. Работаем над вступлением. 3. Анализ текста. В Н И М А Н И Е!!! Для сегодняшнего урока мы возьмем текст писателя А.Бакланова «Сегодня и всегда". Работаем над основной частью.

«Сочинение-рассуждение» - Должен быть доказанным. Всё наше достоинство заключено в мысли. Работа. Основная коммуникативная цель рассуждения – убедить, объяснить. С2к4. . С2к3. Яснее суждение и бесспорнее вывод. Будем же учиться хорошо мыслить. Должен быть чётко сформулированным. Средством выражения членимости является абзац.

Всего в теме 22 презентации

Каждый из нижеприведенных текстов может служить самостоятельным мини-сочинением про весну. Первое и третье описание весны состоит из 5 предложений, а второе - из 6. Они соответствуют требованиям начальной школы. Четвёртый текст - более длинный, он подходит для старших классов.

Описание весны

Весна - это такая удивительная пора года. Ещё достаточно холодно, и земля ещё не до конца проснулась от зимнего сна. Ещё дуют промозглые ветра, ещё льют холодные дожди. Но в воздухе уже чувствуется неповторимый аромат, свойственный только весне. Аромат свежести, тепла и зарождающейся жизни. Когда наблюдаешь, как каждый год природа возрождается снова и снова, когда каждый день полон предчувствия расцвета и торжества жизни - именно тогда понимаешь, что это и есть главное чудо, которое существует в мире.

Люблю весну!

Могу часами наблюдать, как пробивается трава сквозь заспанную землю. Могу часами любоваться, как настойчиво и медленно распускаются почки на деревьях. И конечно, можно бесконечно слушать, как прекрасно поют птички, приветствуя возрождение природы. Воздух, когда-то холодный и молчаливый, наполняется жизнью и свежестью. Такое возможно только весной!

Почему я жду прихода весны

Когда на улице холодно и грустно, сразу вспоминается весна. Так хочется, чтобы солнышко светило дольше, а на улице становилось всё теплее. Весна всегда ассоциируется с началом тепла и будто подготовкой к яркому и приветливому лету. Начинают петь птички, появляются почки на деревьях, а весенний дождь уже не такой мрачный, как осенью. Каждый день становится всё длиннее и длиннее. Кажется, что самые заветные мечты вот-вот осуществятся.

Что такое весна?

Весна - это ясное голубое небо и плывущие по нему белые пушистые облака, которых подгоняет весёлый ветерок. Весна - это ранние цветы: подснежники, фиалки, нарциссы, одуванчики, молодая зелёная травка. Это деревья, по стволам которых с новой силой течёт живительная влага, дарящая силу набухшим почкам. Это тепло в воздухе, которое чувствуешь кожей, это яркие солнечные лучи, пробуждающие всё вокруг, это неповторимые нежные ароматы природы.

После зимней тишины весна приносит с собой множество радостных звонких звуков. Стучат о подоконник капли от тающих сосулек. Шумят весенние потоки, трещит, ломаясь, на речке лёд. Наполняет воздух пение птиц, вернувшихся из тёплых краев и строящих себе гнёздышки. Ветер уже не гудит среди голых веток деревьев, а мягко шумит молоденькой листвой. Случается, льют дожди - обильные, щедрые, наполняющие растения силой. Иногда можно услышать громкие раскаты грома, сопровождающие молнию во время грозы.

Весеннее цветение

Самое прекрасное весеннее явление живой природы - цветение деревьев. Они начинают цвести повсюду - в садах, парках, лесах, на улицах города. Нежные цветочки деревьев и кустов очень красивые и имеют сладкий приятный аромат. На это зрелище невозможно смотреть без восхищения. Кажется, будто попал в сказку! А потом цветки начинают высыхать, их лепестки отрываются и падают на землю. И на их месте начинают угадываться будущие фрукты - крошечные пока вишни, груши, яблоки, персики. Будет чем полакомиться летом!

Весна - это пора цветов. Первыми, ещё через снег, пробиваются на чёрной земле подснежники, поднимая свои головки к солнцу. Они кажутся очень хрупкими, слабыми, но, вместе с тем, сумели пробиться сквозь толщу снега. А в середине апреле наступает пора нарциссов и тюльпанов. Особенно мне нравятся красные тюльпаны, хотя все хороши по-своему. В мае пышно расцветают сирень разных цветов и пионы, а за ними - королева всех цветов - роза. В это время деревья и кусты уже стоят наряженные в яркие зелёные листья. И весна дарит нам в полной мере свою яркую и живую красоту.

Я работаю по учебникам УМК “Гармония”. С моей точки зрения, все учебники этого комплекта отвечают задачам развивающего образования, способствуют духовному, эмоциональному, интеллектуальному и, безусловно, речевому развитию ребёнка.

Весь курс русского языка нацелен на обучение школьников устному и письменному общению средствами языка (имеет коммуникативную направленность), на широкое использование детского языкового опыта, его обогащения и развития на основе деятельностного подхода к изучению языка.

На своих уроках я использую различные формы организации учебной деятельности. Хочу предложить читателям – моим уважаемым коллегам – описание урока развития речи во втором классе по теме: Словесная зарисовка “Вот и весна!”

Данному уроку предшествовала неделя подготовки. На уроках чтения и русского языка учащиеся познакомились с описанием наступления весны в художественных произведениях Г. Скребицкого, В. Бианки, А. Чехова, наблюдали над средствами художественной выразительности, которыми пользовались авторы (эпитеты, сравнения, олицетворение), сравнивали разные по стилистике тексты (деловое сообщение, словесная картинка) и учились редактировать тексты. Намечая ход работы, я ориентировалась на общий уровень класса: знание предмета, память учащихся, их эмоциональное состояние и готовность к уроку.

Написание словесной зарисовки рассчитано на два урока: на первом – подготовка учащихся, а на втором – написание зарисовки.

Формировать умение составлять художественное описание, иллюстрировать своё настроение, вызванное картинами природы;

Формировать коммуникативно-речевые умения по сопоставлению выразительных средств, используемых в различных видах искусства (литература, музыка, живопись);

Способствовать развитию творческого воображения детей;

Обогатить словарь учащихся лексикой, помогающей передавать основную мысль произведения и своё настроение с помощью художественных текстов;

Учить воспринимать красоту природы и эмоционально на неё откликаться;

Научить писать словесные зарисовки по составленному плану и опорным словам.

Оборудование урока:

У учителя: произведение Л. Н. Толстого “Пришла весна”, музыкальные произведения П. И. Чайковского “Времена года. Весна” и Ф. Шопена “Ноктюрн № 19 ми минор”, репродукции картин И. Левитана “март” и А. Саврасова “Грачи прилетели”, карточки – опорные слова из текстов произведений, прочитанных детьми.

У учащихся: тексты произведений: А. С. Пушкин “Гонимы вешними лучами…”, А. Толстой “Вот уж снег последний в поле тает…”, И. Бунин “Бушует полая вода…”, В. Жуковский “Жаворонок”, С. Есенин “Черёмуха”, Ф. Тютчев “Ещё земли печален вид…”; акварельные краски, лист акварельной бумаги, стакан с водой, тетрадный лист.

На доске: название словесной зарисовки “Вот и весна!”, репродукции картин.

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент.

Проверка готовности учащихся к уроку.

Подготовка рабочего места.

У каждого ученика акварельные краски, кисти, лист акварельной бумаги, стакан с водой, тетрадный лист.

2. Подготовительный этап.

Вступительное слово учителя:

Сегодня утром перед уроками мы обсуждали, какой сегодня удивительный весенний день. Нам так хотелось бы запечатлеть картины пробуждающейся природы, но нет фотоаппарата.

3. Постановка цели урока.

На этом уроке мы попробуем написать словесную зарисовку картин пробуждающейся природы. Какими средствами можно передать картины природы, своё отношение к ней?

Отношение к природе можно передать словами, как делают это поэты и писатели.

4. Подготовительная работа.

Вспомните и назовите приметы весны.

Становится тепло, солнце светит, небо ясное, бегут ручьи, капель…

На доске вывешиваются карточки со словами:

Все эти приметы рождают у человека настроение, которое хочется выразить в стихах, музыке, прозе.

Звучит музыка Шопена “Ноктюрн № 19”. Стихотворение исполняется под музыку.

5. Работа над текстами произведений о весне.

Послушайте в исполнении Риммы Ямниковой стихотворение А. К. Толстого “Вот уж снег последний в поле тает…”, запоминайте признаки весны.

Вот уж снег последний в поле тает,

Тёплый пар восходит от земли,

И кувшинчик синий расцветает,

И зовут друг друга журавли.

Юный лес, в зелёный дым одетый,

Тёплых гроз нетерпеливо ждёт;

Всё весны дыханием согрето,

Всё кругом и любит и поёт…

Какие средства художественной выразительности использует автор, чтобы “нарисовать” словами картину весны? (вывешиваются карточки слов “эпитет”, “сравнение”)

Эпитеты, сравнение

Деревья,

Настроение

Снег последний, грязный, серый, тает

Юный лес, зелёный дым

Всё кругом и любит и поёт

На доске появляются новые карточки слов – названий признаков весны:

последний звенит бегут юный лес любит

грязный журчат зелёный дым поёт

Послушаем стихотворение Ф. И. Тютчева “Весенние воды”. Читает Настя Батенина.

Ещё в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят-

Бегут и будят сонный брег,

Бегут и блещут и гласят…

Какая главная примета весны?

Как названы ручьи?

Подберите к слову гонцы близкое по смыслу слово.

Почему ручьи “вестники”?

Какими ещё словами описаны действия ручейков?

Ручьи бегут, тает снег

Вестники

Они несут вести о весне

Бегут, будят, блещут, гласят

Как называется этот приём?

Этот приём часто используют в стихотворениях о природе, чтобы они получились волшебно красивыми.(вывешивается карточка “олицетворение”)

Олицетворение

Эти приметы весны мы только видим или их можно услышать?

Слышим: птицы поют, ручьи журчат, капель звенит

Все слова описания весны добавляются на доске под словами

, небо, снег, капель, ручьи, деревья, настроение

Почему весной всё звучит и видится иначе?

Этих звуков не было всю зиму, природа спала, а теперь проснулась.

Эти звуки стали заметнее после зимнего перерыва.

Послушайте, как пробуждается природа в стихотворении Ф. И. Тютчева “Ещё земли печален вид…” в исполнении Саши Лахтиковой.

Ещё земли печален вид,

А воздух уж весною дышит,

И мёртвый в поле стебель колышет,

и елей ветви шевелит.

Ещё природа не проснулась,

Но сквозь редеющего сна

Весну послышала она.

И ей невольно улыбнулась…

Как вы представляете улыбку природы?

А какое оно, весеннее солнце?

Природа проснулась, улыбнулась

Лучик солнышка

Ласковое, тёплое, улыбается

Работа над текстом

Особые весенние звуки напоминают человеку о том, что долгая зима сменяется весной, что скоро будет зелено, тепло, и эти звуки рождают особое настроение. Послушайте отрывок из произведения Л. Н. Толстого “Пришла весна”.

Пришла весна. По мокрым улицам города журчали торопливые ручьи; цвета одежд, и звуки говора движущегося народа были ярки. В садиках за заборами пухнули почки деревьев, и ветви их чуть слышно покачивались от свежего ветра. Везде лились и капали прозрачные капли…, воробьи нескладно попискивали и подпархивали на деревьях, всё двигалось и блестело. Радостно, молодо было на земле и в сердце человека.

Какое настроение вызывает оно у вас?

Настроение очень радостное

Всё двигалось, блестело

Торопливые ручьи

Пухнули почки

Радостно на земле и на сердце

Послушаем несколько стихотворений, где показано настроение:

Аня Полевая читает А. С. Пушкина “Гонимы вешними лучами…”

Гонимы вешними лучами,

С окрестных гор уже снега

Сбежали мутными ручьями

На потоплённые луга.

Улыбкой ясною природа

Сквозь сон встречает утро года;

Синея блещут небеса

Ещё прозрачные, леса

Как будто пухом зеленеют…

Назовите слова, которыми А. С. Пушкин показывает пробуждение природы.

Весенние лучи

Бегут мутные ручьи

Утро года (весна)

Улыбкой ясной сквозь сон

Леса прозрачные

Володя Шмойс прочитает стихотворение И. Бунина “Бушует полая вода”.

Бушует полая вода,

Шумит и глухо и протяжно.

Грачей пролётные стада

Кричат и весело и важно

Меж круглых рыхлых облаков…

Невинно небо голубеет,

И солнце ласковое греет

В затишье гумен и дворов…

Назовите слова, которые показывают движение в природе с наступлением весны.

Что сказано о небе?

Ручьи шумят

Грачи кричат

Лужи блещут

Небо голубеет, по нему бегут рыхлые облака

Солнце ласковое греет

Ваня Шевяков прочитает стихотворение В. Жуковского “Жаворонок”

На солнце тёмный лес зардел,

В долине пар белеет тонкий,

И песню раннюю запел

В лазури жаворонок звонкий…

Назовите звуки весны, которые услышали.

- “В лазури” это где?

В голубом прозрачном небе

Глеб Юдин прочитает стихотворение С. Есенина “Черёмуха”. Постарайтесь почувствовать настроение поэта.

Черёмуха душистая

С весною расцвела

И ветви золотистые,

Что кудри завила.

А рядом, у проталинки, в траве, между корней,

Бежит, струится маленький

Серебряный ручей…

Назовите слова, которые пробуждают у вас ощущение весны.

Душистая черёмуха, расцвела

Ветви золотистые

Проталинки

Струится серебряный ручей

А если бы вам предложили изобразить это стихотворение в цвете, какие краски вы бы взяли?

Голубые, белые, зелёные, светлые

Слова определения помещаются на доску под словами

солнце, небо, снег, капель, ручьи, деревья, настроение

6. Обобщение

Прозвучали стихотворения и о ранней весне и о весне, набравшей полную силу. Самые разные приметы весны привлекали внимание поэтов, писателей. Весну в их произведениях можно не только увидеть, но и услышать.

7. Эмоциональный настрой учащихся (работа с репродукциями картин и музыкальными произведениями)

Какими ещё средствами можно передать картины природы, своё отношение к ней и настроение?

Красками

Рассматривание репродукций картин художников И. Левитана “Март” и А. Саврасова “Грачи прилетели”.

На этих картинах художники изобразили начало весны, март. Но в чём вы видите различие? Какие краски использовал Левитан, а какие – Саврасов?

Одинаковое ли настроение они передают?

Каждый художник с помощью цвета по-своему изобразил наступление весны и своё настроение.

На одной картине краски яркие, голубое небо, а на другой – серые, а небо тёмное.

На одной весёлое, а на другой грустное.

А ещё картины весенней природы можно “нарисовать” звуками музыки. Это делают композиторы.

Послушайте произведение П. Чайковского “Времена года. Весна”. Попробуйте передать с помощью красок ваше ощущение весны.

Учащиеся на листе акварельной бумаги (слева) закрашивают в виде цветовых полос. Работают под музыку.

Учитель записывает на доске предложение, с которого начнётся словесная зарисовка

Заканчивается первая часть занятия. Учащиеся убирают краски, моют кисти, отдыхают, слушают музыку.

8. Подготовка к составлению словесной зарисовки.

Мы разобрали несколько произведений и выделили главные слова. Почувствовали настроение весны и изобразили его красками. А теперь пора записать то, что мы узнали, запомнили, ощутили. А ещё мы составили с вами план зарисовки в виде опорных слов. Весь урок мы выбирали слова, которые показывают, что происходит в природе весной. Давайте прочитаем, что мы выделили самое главное.

, небо, снег, капель, ручьи, деревья, настроение

ласковое голубое последний звенит бегут юный лес любит

тёплое лазурное серый поёт гонцы зелень золотистая поёт

солнышко светлое рыхлый весёлая будят прозрачный лес радостно

греет облака тёмный шумная вестники тёмный лес улыбнулась

синеет грязный журчат зелёный дым

блещет тает торопливые набухли почки

проталины

9. Творческая работа.

Запишите тему урока “Вот и весна”. Это и будет заголовок вашей зарисовки. Спишите предложение с доски, оно раскрывает главную мысль вашего текста и является началом вашей работы над зарисовкой.

Вот и весна.

С каждым днём мы чувствуем весну всё сильнее и сильнее.

Следующие предложения вы составите сами, используя опорные слова. Эти опорные слова будут служить вам планом работы. План в работе нужен для того, чтобы содержание было полным, раскрывало тему работы. Постарайтесь при написании зарисовки придерживаться этого плана.

Деревья…

Настроение…

10. Проверка.

После написания зарисовки не забудьте прочитать её как редактор и как корректор (проверить ошибки)

11. Итог урока.

Выставка работ.

Учащиеся читают свои зарисовки.

Работы выставляются на стенд.

12. Заключение.

Благодарю всех за отличный урок, за то настроение, которое вы передали мне своими работами.

Конспект урока русского языка в 2 классе

МОАУ СОШ с. Томичи Белогорского района

учитель: Федик Светлана Борисовна

Параметры урока

Содержание параметров

Программа, учебник,

особенности

Образовательная система «Гармония»

Программа «Русский язык. К тайнам нашего языка» авторов М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко

Учебник «Русский язык. К тайнам нашего языка» для

2 класса начальной школы в двух частях авторов М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко

Ориентирован на слияние обучения, развития и воспитания младших школьников в единый органичный процесс; на формирование способности осознавать язык как предмет наблюдения; развивать умение выполнять с языковым материалом операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, а также на совершенствование чувства слова, языковой интуиции детей.

Тема урока

Место урока в системе урока

4 урок в теме «Сочиняем, пересказываем, рассказываем»

Форма и тип урока

Урок комплексного применения знаний и умений

Образовательная цель и задачи

Цель:

Задачи:

Ресурсы урока

Компьютер

Презентация

Картинки с изображением следов ног и жестов рук

Предметные результаты

Овладеют начальными представлениями о разновид-ностях речи, о системе средств русского языка об особенностях общения в устной и письменной форме, о нормах литературного языка и правилах письма;

Приобретут опыт поискового чтения, а также создания собственных высказываний

Метапредметные результаты

    Регулятивные УУД:

Принимать и сохранять учебную задачу

Действовать по намеченному плану, а также по ин-струкциям, содержащимся в источниках информации: речь учителя, учебник и т.д.

В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи и осуществлять действия для реализации плана

    Познавательные УУД:

Находить в тексте необходимые сведения, факты и другую информацию, представленную в явном виде

Осуществлять анализ, синтез, сравнение, классифи-кацию языкового материала по заданным критериям;

Владеть общими способами решения конкретных лингвистических задач

Строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их

    Коммуникативные УУД:

- – понимать зависимость характера речи (построения высказывания, выбора языковых средств) от задач и ситуации общения (сообщить, объяснить что-то или словами нарисовать увиденное, показать действия или признаки)

Оценивать мысли, советы, предложения других людей

принимать их во внимание и пытаться учитывать их в своей деятельности

Вступать в учебное сотрудничество с одноклассника-ми, участвовать в совместной деятельности

Личностные результаты

Представление о богатых возможностях родного языка, осознание себя носителем этого языка

Желание умело пользоваться русским языком и элементы сознательного отношения к своей речи, контроля за ней

Осознание языка как средства общения

Структура урока комплексного применения знаний и умений

1) Организационный этап.

2) Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.

3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

4) Первичное закрепление

5) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)

6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

7) Рефлексия (подведение итогов занятия)

Конспект открытого урока русского языка во 2 классе

Тема: Написание словесных картин «Вот и весна!», текстов-описаний и сообщений-телеграмм о признаках весны.

Цель: учить создавать собственные словесные картины на основе наблюдений

Задачи:

    Развивать умения связной речи на текстах весенней тематики

    Обучать составлению текста-описания и делового текста, сообщений-телеграмм

    Воспитывать трепетное отношение к природе, формировать навыки толерантного общения с окружающими.

Ход урока

I Орг. момент. Мотивация .

Необычный день у нас. Все ли правильно сидят?

И гостями полон класс. Все ль внимательно глядят?

Что гостям сказать нам надо? На рабочий лад настройтесь,

Видеть Вас мы очень рады! И старайтесь не зевать.

Все ль на месте? Поудобнее устройтесь,

Всё ль в порядке, Будем тайны открывать!

Книжки, ручки и тетрадки?

II Вызов

Какой по счёту день весны сегодня? Весна уже полностью вступила в свои права?

(нет признаки весны только появляются) Так куда же подевалась весна? Сегодня мы должны расследовать это сложное дело и ответить на поставленный вопрос. Кто, обычно, помогает в расследовании сложных дел? (сыщики) Вызовем самого талантливого из них. (видеофрагмент их м/ф «Бременские музыканты», песня «Я – гениальный сыщик…»)

III Минутка красивого письма

Сыщик предоставил нам вот эти непонятные записи. Давайте исследуем их и повторим у себя в тетради красивым почерком.

IV Осмысление

Словарная работа

Исследуя улики, составим отчёт о признаках наступления весны и напишем словесную картинку. Улики будем складывать вот в этот портфель, который принадлежит сыщику. В него мы соберём слова и выражения о весне. Просмотрим также фотоматериалы. Мы с вами побывали на экскурсии в нашей красивой роще. Попытались найти признаки весны. Давайте посмотрим, что из этого получилось. А ещё откройте ваши записи, которые сделали в тот день. Их то мы и соберём в портфель.

(просмотр презентации – подбор слов и выражений о весне)

Работа по созданию словесной картинки. Упражнение 493.

Как всякому гениальному сыщику нам необходимо составить отчёт о проделанной работе. Прочитайте задание к упражнению. Решите орфографические задачи в этом предложении. Читайте задание дальше. Когда будете рисовать свою словесную картинку, используйте слова и выражения из нашего портфеля.

На доске записаны два предложения. Прочитайте их. Решите орфографические задачи в них. Как вы думаете, могут ли они закончить нашу словесную картинку? Если захотите, можете воспользоваться ими.

В. сна зад. ржал. сь, но призн. к. её видны во всём.

З. ма не хочет ух. дить, но в. сна уже бли. ко!

Приступайте к выполнению задания. «Отчёты» я соберу и на следующем уроке мы их обсудим.

Физминутка для глаз (слайд в презентации – следить за движущимися объектами)

Гениальный сыщик предоставил нам фоторобот настоящей весны. Давайте внимательно на него посмотрим и изучим.

Как вы думаете, это была картинка ранней весны? Почему?

Работа над составлением деловых текстов – телеграмм. Упражнение 494.

А сейчас мы должны отправить сообщение нашему сыщику. Это очень срочно. Какой вид сообщения для этого подойдёт? (телеграмма).

(Выполнение заданий упражнения.)




Домашнее задание Упр. 495

V Рефлексия

Чем занимались сегодня на уроке? Чему учились? Так куда же подевалась весна?

1 – узнал что-то новое, был активен, продвинулся на шаг вперёд;

2 – пытался что-то сделать, но шаги пока несмелые, как бы топтался на месте;

3 – ничего для себя нового не взял, шагнуть вперёд пока не получилось

1 2 3

Понравился Не понравился

Положите картинки в конверт.

V Итог урока