Картины родной природы в романе А. Пушкина “Евгений Онегин”

ИЗОБРАЖЕНИЕ КАРТИН РУССКОЙ ПРИРОДЫ В РОМАНЕ А. С. ПУШКИНА “ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН”

Как любой человек, горячо любящий свою родину, А. С. Пушкин не мог оставаться равнодушным к очарованию и красоте родной природы.

Во многом этот мотив в творчестве Пушкина родом из его детства. Летние месяцы будущий поэт проводил у своей бабушки Марии Алексеевны в подмосковном селе Захарово, близ Звенигорода. Необычайной пейзажностью обладал и Царскосельский парк при лицее, где поэт провел шесть лет своей жизни. Природа вошла в творческое сознание поэта органичной составляющей. Однако не следует искать в романе “Евгений Онегин” умиления и любования родной природой. Пейзажи выполняют здесь определенную художественную роль: существует параллель между картинами природы и изображением душевного состояния героев, что позволило автору более глубоко раскрыть характер персонажей, мотивировать их поступки, действия, мысли.

Так, например, Евгений Онегин не может остаться равнодушным к сельской природе. Конечно, жизнь в деревне не разрушила в нем чувство превосходства над людьми, владевшее им в Петербурге. Напротив, это сознание превосходства только укрепилось в Онегине, хотя первые два дня были полны для него новыми открытиями, все казалось новым, необычным, но

На третий роща, холм и поле

Его не занимали боле;

Потом уж наводили сон.

Причина этого невосприятия героем природы заключалась в том, что хотя в деревне не было ни улиц, ни дворцов, ни карт, ни балов, ни стихов, здесь царила все та же хандра, что и в столице. Бесконечные разговоры сельских помещиков “о вине, о псарне, о своей родне” не могли развлечь скучающего Онегина. Новый сосед привлекает пристальное внимание местных жителей, каждый хочет с ним познакомиться, сдружиться, хотя уже и появляется молва, “что он опаснейший чудак”. Однако Онегин настроен крайне недружелюбно к подобным посягательствам на свою свободу, он старается уединиться. Недаром

… с заднего крыльца

Обыкновенно подавали

Ему донского жеребца,

Лишь только вдоль большой дороги

Заслышит их домашни дроги.

Я каждым утром пробужден

Для сладкой неги и свободы:

Читаю мало, долго сплю,

Летучей славы не ловлю.

Деревня, в которой искал уединения Онегин, была прелестным уголком: господский дом стоял на берегу реки, закрытый от ветров горой. Вдали пестрели и цвели золотые луга и нивы, в задумчивости стоял огромный, запущенный сад.

По лугам бродили стада. Неудивительно, что постепенно Онегин начал сближаться с природой, получая удовольствие от лесных теней и журчания струй:

Уединенье, тишина:

Вот жизнь Онегина святая.

Радость несуетливой, природной жизни, которой, в итоге забыв и город, и друзей, и “скуку праздничных затей”, отдает предпочтение Евгений, отражается и в том, что появляются образы природы. Так, убеждая Татьяну в том, что ее чувство преходяще, Онегин сравнивает его с деревцем, которое каждую весну меняет свой зеленый наряд.

Размышляя о том, как сложилась бы жизнь Ленского, если бы не было роковой дуэли, поэт предполагает: “быть может, он для блага мира иль хоть для славы был рожден”.

В то же время Пушкин допускает, что “поэта обыкновенный ждал удел” – расставание с музами, женитьба, деревенская тишина, счастье и подагра.

Далее эти размышления продолжаются описанием могилы Ленского, убитого приятельской рукой: две сосны, которые срослись корнями, струйки ручейка под ними. Здесь любит отдыхать пахарь после тяжелого трудового дня, сюда приходят по воду жнецы, а пастух плетет свой лапоть и поет “про волжских рыбарей”. Этот пейзаж меняет ход мысли автора: от настоящего к будущему, от будущего к вечному.

В качестве художественного приема для характеристики Татьяны Пушкин широко использует изображение пейзажа. Внутренний мир Татьяны созвучен изменениям в природе, эта связь глубокая и органичная. Томимая любовной тоской, Татьяна идет грустить в сад. Ночи, когда происходят откровенные разговоры Татьяны с няней и чувства переполняют сердце девушки, изливаясь горестными слезами, озаряет лунный свет. “И все дремало в тишине, при вдохновительной луне”, – пишет Пушкин, и в данном случае пейзаж служит средством изображения прекрасного чувства Татьяны не как исключительного, а как жизненного явления, уже в самом себе заключающего красоту. Сияние луны уносило сердце Татьяны далеко в мир мечты, и лунный свет стал свидетелем безрассудного от безысходности поступка девушки – написания любовного послания. После суровой отповеди Онегина “меркнет милой Тани младость: так одевает бури тень едва рождающийся день”.

Наступление зимы, изображенное в начале пятой главы, показано через восприятие ее Татьяной:

…Проснувшись рано,

В окно увидела Татьяна

Поутру побелевший двор,

Куртины, кровли и забор,

На стеклах легкие узоры,

Деревья в зимнем серебре.

В изображении Пушкина Татьяна, “русская душою”, любила холодную красу зимы. Любимая Татьяной зима органично входит и в ее сон, но в несколько измененном виде, что подчеркивает силу душевных переживаний героини. Если вечером, когда Татьяна выходит во двор с целью узнать с помощью зеркальца свою судьбу, и морозная ночь прекрасна, небо удивительно ясно, а дивный хор небесных светил “течет так тихо, так согласно”, то во сне девушка окружена печальною мглой:

В сугробах снежных перед нею

Шумит, клубит волной своею

Кипучий, темный и седой

Поток, не скованный зимой.

Этот пейзаж из сна передает эмоциональное напряжение героини, ее страх и отчаяние.

Как видим, в романе A. C. Пушкина “Евгений Онегин” пейзажи играют важную художественную роль – служат средством характеристики персонажей.

(No Ratings Yet)

  1. КЛАССИКА А. С. ПУШКИН ИЗОБРАЖЕНИЕ СТОЛИЧНОГО И ПОМЕСТНОГО ДВОРЯНСТВА В РОМАНЕ: А. С. ПУШКИНА “ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН” Великий русский критик В. Г. Белинский не случайно назвал роман А. С. Пушкина “Евгений...
  2. “Евгений Онегин” – выдающееся произведение Александра Сергеевича Пушкина, в котором он выступил новатором во многих отношениях, используя различные приемы и средства художественной выразительности. Сон как способ раскрытия характера героя встречается...
  3. Великий русский критик В. Г. Белинский восхищался романом А. С. Пушкина “Евгений Онегин”. И он не раз подчеркивал, что роман имеет не только эстетическую, художественную ценность, но и историческую. “”Евгений...
  4. “Евгений Онегин” как энциклопедия русской жизни I. Глубина и многогранность личности Пушкина, отраженные в романе. II. “Евгений Онегин” – это “поэтически воспроизведенная картина русского общества, взятого в одном из интереснейших...
  5. Есть книги, которые перечитывают из поколения в поколение… Они напоминают охранные грамоты русского языка, истории, культуры, так как содержат в себе нечто неуловимо трепетное, связывающее нас с традициями русского народа....
  6. Не будет преувеличением сказать, что “Евгений Онегин” – самое задушевное произведение Пушкина, самое любимое дитя его фантазии. Так, кстати, считал В. Г. Белинский. “Здесь вся жизнь, вся душа, вся любовь...
  7. Роман “Евгений Онегин” отличается разнообразием сцен и картин общественной жизни, сельского и городского быта. Но в этой “энциклопедии русской жизни” заметное место заняли также описания природы, которые появляются на страницах...
  8. Не раз перечитывая “Евгения Онегина”, я как-то не обращал внимания на одну очень Важную для Пушкина тему – сопоставление счастья и долга. Мне это казалось само собой разумеющимся и поэтому...
  9. В основе романа лежит история любви Евгения Онегина и Татьяны Лариной. Образ Татьяны как главной героини романа является наиболее совершенным среди остальных женских образов. Татьяна – любимая героиня Пушкина, его...
  10. Русская литература 1-й половины XIX века Тема любви в романе А. С. Пушкина “Евгений Онегин” Тема любви является традиционной в русской литературе. Каждый писатель и поэт вкладывает в эту тему...
  11. Одним из крупнейших произведений Александра Сергеевича Пушкина является роман в стихах “Евгений Онегин”. Его созданию поэт посвятил около девяти лет. Он нарисовал необыкновенно живые и запоминающиеся образы Онегина, Татьяны, Ольги,...
  12. Пушкин, закончив работу над основными главами “Евгения Онегина”, бил в ладоши и кричал, хваля самого себя: “Аи да Пушкин!..” Поэт, которого даже холодный Николай II признал “одним из самых умнейших...
  13. Написанный в 20-30-е годы девятнадцатого века роман “Евгений Онегин” – не только вершина творчества поэта, но и важнейшее событие в истории русской литературы. Роман стал первым произведением, в котором автору...
  14. Русская литература 1-й половины XIX века Образ разочарованного героя в романе А. С. Пушкина “Евгений Онегин” Гениальный пушкинский роман в стихах включает в себя абсолютно все аспекты русской как общественной,...
  15. Прими собранье пестрых глав, Полу смешных, полупечальных, Простонародных, идеальных, Небрежный плод моих забав. А. С. Пушкин Когда-то Достоевский сказал: “Красота спасет мир”. Наша современная действительность нуждается в спасении: в трудных...
  16. ОНЕГИН И ТАТЬЯНА (по роману А. С. Пушкина “Евгений Онегин”) Основу романа А. С. Пушкина “Евгений Онегин” составляют взаимоотношения двух основных героев – Евгения и Татьяны. Если проследить эту сюжетную...
  17. “Евгений Онегин”, пожалуй, самое трудное для понимания произведение русской литературы. Про него не скажешь словами Твардовского: “Вот стихи, а все понятно, все, на русском языке”. Язык этого романа (в широком...
  18. В романе Пушкина “Евгений Онегин” перед нами предстает типичный молодой человек двадцатых годов XIX века. Безусловно, Онегин – персонаж вымышленный. Однако, по мысли поэта, образ Онегина – портрет не отдельной...
  19. В романе “Евгений Онегин” А. С. Пушкина наиболее полно представлены два женских образа – Татьяны и Ольги Лариных, которые соответствуют двум женским типам. Татьяна – старшая дочь провинциального дворянина –...
  20. Замысел романа. Этапы работы над романом. Причины замедленного хода работы. План романа. “Путешествия Онегина”. Роль 10 главы в романе. Причины уничтожения 10 главы (в которой Онегин становится декабристом). Исторические события,...
  21. После выхода отдельным изданием первой главы “Евгения Онегина” современники решили, что Пушкин подражает байроновскому “Дон Жуану”. Действительно, повествователь “Евгения Онегина” перескакивает с предмета на предмет, говорит много необязательного (“светская болтовня”),...
  22. Образ Татьяны – один из самых пленительных и глубоких в истории русской литературы. Татьяна открывает галерею портретов прекрасных женщин с истинно русским характером. Она – духовный предшественник поэтичных, самобытных, самоотверженных...
  23. На многие размышления наводит нас роман А. С. Пушкина “Евгений Онегин”. Написано было это произведение более 150 лет назад, но оно до сих пор волнует нас. В нем мы находим...
  24. “Евгений Онегин” – реалистический роман в стихах, в нем предстали перед читателем подлинные и живые образы русских людей начала XIX века. В произведении дано широкое художественное обобщение основных тенденций развития...
  25. Русская литература 1-й половины XIX века Лирические отступления в романе А. С. Пушкина “Евгений Онегин” Самим А. С. Пушкиным жанр произведения “Евгений Онегин” определен как роман в стихах. Этот жанр...
  26. Одно из лучших произведений А. Пушкина “Евгений Онегин” не оставляет равнодушным никого и наводит нас на размышления о многом. Этот роман разрушает стереотипы в свое время. Автор разрешает персонажам жить...
  27. Русская литература 1-й половины XIX века “В чем же причина того, что отношения между Онегиным и Татьяной сложились так нелепо трагически?” (Г. А. Гуковский). (По роману А. С. Пушкина “Евгений...
  28. ОНЕГИН И ЛЕНСКИЙ (по роману А. С. Пушкина “Евгений Онегин”) Сюжетная линия Онегин – Ленский выполняет очень важную функцию в романе A. C. Пушкина “Евгений Онегин”. Что объединило этих двух...
ИЗОБРАЖЕНИЕ КАРТИН РУССКОЙ ПРИРОДЫ В РОМАНЕ А. С. ПУШКИНА “ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН”

Обычно отмечаются следующие главы и строфы романа: Лето — глава 4, строфа 40; глава 7, строфа 15. Осень — глава 4, строфы 40-41; глава 7, строфа 29. Зима — глава 4, строфа 42; глава 5, строфы 1-2, 9; глава 7, строфа 30. Весна — глава 7, строфы 1-3. Грустная лирическая настроенность этого описания хорошо гармонирует с настроением всей главы, она дает основной лирический тон главе — следовательно, пейзаж в романе Пушкина играет определенную композиционную роль. Пушкин несколько раз описывает в романе разные времена года это помогает читателю воспринять хронологические рамки романа, дает перспективу времени, текучесть жизни. Рассказывая о предстоящем отъезде Татьяны в Москву, поэт сжато и ярко описал смену лета осенью, осени — зимой.

* Настала осень золотая.
* Природа трепетна, бледна
* Как жертва пышно убрана…
* (глава 7, строфа 29)

Сравним эту картину с описанием осени в главе четвертой (строфы 40-41) -здесь совсем другие краски, другие настроения. Мы чувствуем, что эта осень особенно близка сейчас настроению Татьяны, она как-то связана с ее судьбой, с ее будущим.

* Вот север, тучи нагоняя,
* Дохнул, завыл и вот сама
* Идет волшебница зима.
* Сравним это описание с веселой, радостной зимой в главе четвертой:
* Мелькает, вьется первый снег,
* Звездами падая на брег.

В 7-й главе другая зима — холодная, жестокая, и она опять связана с судьбой Татьяны, с ее неизвестным будущим, от которого Татьяна не ждет ни радости, ни счастья:

* Не радо ей лишь сердце Тани…
* Татьяне страшен зимний путь.

Так пейзаж помогает Пушкину раскрывать душевные настроения героев, повороты в их жизненной судьбе. Исключительно велика композиционная роль пейзажа в пятой и шестой главах, тесно связанных друг с другом единством развивающихся событий: от зимнего пейзажа идет переход к характеристике Татьяны — «русской душою», на фоне зимней холодной ночи даны гадания Татьяны, на фоне зимнего пейзажа воспроизводится ее сон, предвещающий беды, несчастия, на этом же фоне поэт описывает дуэль и смерть Ленского.

* То видит он: на талом снеге
* Недвижим юноша лежит,

На почти таком же фоне поздней зимы и начинающейся ранней, еще по-зимнему холодной весны происходит последняя встреча Онегина и Татьяны.

Действие в первой и последней главах романа происходит зимой и весной. Эта повторяемость пейзажей — тонкий художественный прием, при помощи которого поэт даст ощущение однообразного неотвратимого течения жизни, смены лет, возрастов, настроений, жизненных судеб, «увяданья наших лет, которым возрожденья нет».

Пейзаж играет большую роль и в раскрытии основных образов романа: Онегина и Татьяны. Деревенский пейзаж во второй — шестой главах романа не связан с образом Онегина, да и сам Онегин не любит природы:

* Два дня ему казались новы
* Уединенные поля,
* Прохлада сумрачной дубровы,
* Журчанье тихого ручья;
* На третий роща, холм и поле
* Его не занимали боле;
* Потом уж наводили сон
* (глава 1, строфа 54)
* «Однако в иоле уж темно;
* Скорей! пошел, пошел, Андрюшка!
* Какие глупые места!»
* (глава 3, строфа 4)

В противоположность Онегину образ Татьяны дан автором на фоне природы, он неотрывен от сельского пейзажа. Восход солнца, который встречает на балконе Татьяна (глава 2, строфа 28), и сад, в который ходит грустить Татьяна, где происходит сцена свидания с Онегиным (глава 3, строфа 16; строфы 38- 39), и ночной пейзаж при свете луны во время разговора с няней (глава 3, строфы 16, 20, 21), и раннее утро после бессонной ночи (глава 3, строфа 32), и зимнее утро в начале пятой главы (строфа!-2), и холодную зимнюю” ночь, когда гадает Татьяна (глава 5, строфа 9), и зимний пейзаж ее страшного сна (глава 5, строфа 13), и ночь накануне именин (глава 6, строфа 2), и весенний пейзаж седьмой главы, и летний вечер, когда одинокая Татьяна приходит в дом Онегина (глава 7, строфа 15), нее прощание с родными местами перед отъездом в Москву (глава 7, строфа 28 и следующие).

В романе ярко звучит тема родины, живет воздух ее полей, шум её лесов, жизнь и историческое прошлое ее народа (тема Москвы в седьмой главе), видится неоглядная даль «сумрачной России» (глава 1, строфа 50). Все это раздвигает не только пространственные, но и временные рамки романа.

Пушкин с особой нежностью относился к природе. Где бы он ни находился – в родном Михайловском или на берегу Черного Моря, в Оренбурге, или в горах Кавказа, у него всегда находились добрые и теплые слова, воздающие дань Природе. А его поэтические картины были настолько яркими и точными, что живописцы могли бы по его стихам писать картины.

Отрывки с описанием природы в «Евгении Онегине» неподражаемы и нередки: в его строках нашли отражение приход весны, наступление осени. Зима и осень описывалась 2 раза.

Прожив в Крыму и побывав на Кавказе, Пушкин имел право, и мог сравнивать:

Но наше северное лето,

Карикатура южных зим…

Читая эти строки

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день…

Явственно представляешь себе серое тяжелое небо, солнце, спрятавшееся за свинцовыми тучами. В строках Пушкина природа оживает, становится одухотворенной. Небо осенью дышало. И понимаешь, что дыхание неба – это ветры. Скрытое за тучами, реже блистает солнце.

Лесов таинственная сень обнажается — облетают листья не зеленые, а желтые, бурые, даже оранжево-красные и лес оголяется, остаются стволы деревьев, лес становится светлее, прозрачнее.

В романе «Евгений Онегин» Пушкин описывал преимущественно погоду родного Михайловского, писал о том, что видел сам. И по этим стихам можно прийти к выводу, что рядом с его селом леса были преимущественно лиственные. Холод, дожди с заморозками, какое уж тут веселье. Прошел ноябрь. Стихли сезонные работы. Вот уже и мороз сковал речку льдом:

Удивительное сравнение. Тут крестьянские мальчишки на коньках катаются, а где-то на паркетном полу танцуют роскошные господа. Зимние балы это тоже необъемлемая часть зимних праздников. Взгрустнулось поэту по Петербургской жизни. А тут незадачливый гусак

Восхитительная картина зимнего утра, первого снега. Но в следующей главе «Евгения Онегина» Пушкин пишет:

А как же «Мелькает, вьется первый снег»? Получается что где-то в ноябре выпал первый снежок, и потом больше его не было. До 3-го января.

Рассказывая о ямщике в кибитке, о мальчугане, играющем с собакой, и выражающем радость по поводу первого снега, Пушкин говорит:

Изящного, может быть, и немного, но это картины того времени. И нам, поколению ХХ-ХХI веков, эти деревенские зарисовки очень даже интересны.

А вот в романе наступает весна:

Весна – это время года, когда все живое пробуждается от спячки. Когда природа радуется каждому солнечному лучику. Но что происходит с нашим поэтом?

Из поэтических творений Пушкина мы знаем, что он предпочитает осень. В это время года в нем пробуждается вдохновение, музы посещают его уединенный дом. Похоже, что поэт и сам не понимает, что происходит с ним.

Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин», по точному определению В. Г. Белинского, «энциклопедия русской жизни». Очень интересными, задушевными, волнующими страницами этой поэтической энциклопедии являются описания природы, особенно природы средней полосы России.

На живописном полотне поэта запечатлелись безбрежная родная страна с ее лугами, рощами, холмами и нивами. Пейзажная живопись только начинала развиваться в России, когда Пушкин в «Евгении Онегине» создал поэтический календарь времен года, развертывая действие романа под открытым небом.

Знаменитые зимние картины -

На стеклах легкие узоры,

Деревья в зимнем серебре -

Сменяются живыми весенними этюдами:

Улыбкой ясною природа

Сквозь сон встречает утро года, описанием недолгого северного лета, «карикатуры южных зим» и, наконец, столь любимой поэтом осени, от ранней, когда

Природа трепетна, бледна,

Как жертва, пышно убрана…,

До поздней, когда

Встает заря во мгле холодной,..

На нивах шум работ умолк.

И природа застыла в ожидании новой зимы. И вот она, наконец, пришла, и снова «все ярко, все бело кругом». Простыми словами поэт рисует чудесные и, главное, живые картины. При помощи эпитетов (сиянье розовых снегов, зимы блистательным ковром), сравнений (опрятней модного паркета блистает речка; природа, как жертва, пышно убрана), метафор (поток, не скованный зимой, небо осенью дышало, ложился на поля туман) и особенно олицетворений (Встает заря во мгле холодной, Но вот багряною рукою Заря от утренних долин Выводит с солнцем за собою Веселый праздник именин).

Пушкин делает природу живым участником событий. Родная природа, по убеждению поэта, - великий воспитатель. В отношении к природе проявляются и лучшие черты человека, воспитанные тесным общением с ней, и худшие, которые объясняются отрывом от нее, от народа, неразрывно связанного с родной землей. Так, характер Татьяны, «русской душою», воплощающий «милый идеал» Пушкина, с ее любовью к народным обычаям, к духовной жизни народа, мог сформироваться только на лоне родной природы. Не случайно пейзаж зимней деревни дается через восприятие этой любимой пушкинской героини:

Проснувшись рано,

В окно увидела Татьяна

Поутру побелевший двор…

Примечательно и то, что сцена разговора Татьяны с няней - одна из самых поэтичных и трогательных в романе - дается в чудесной пейзажной рамке. Изображение молодой чистой любви сливается с поэтичным изображением русской природы, и весь эпизод воспринимается нами как прекрасный кусок жизни. А кусты сирени и аллея к озеру в Михайловском навсегда увековечены сердечным волнением влюбленной Тани.

А вот «лишний человек» Онегин, очень далекий от народной жизни, не любит природу, она не трогает его. Для Евгения «и в деревне скука та же». Для Татьяны же родные места - незабываемая память сердца. Не забудет и читатель природу любимых поэтом мест, а побывав в Пушкинском заповеднике на Псковщине, легко узнает и живописные возвышенности Тригорского, и узкую извилистую ленту Сороти, и зеркальные озера, увидит «подвижные картины» воссозданной в романе родной природы.

Запомнится и весеннее обновление земли, и легкая осенняя грусть, и прекрасный народный обычай зимних святок. Не забудется и надгробная плита у ручья в тени двух сосен, отбрасывающих кружевную тень…

Особый, одушевленный пейзаж Пушкина в «Евгении Онегине» очень важен и для самохарактеристики автора. Пушкин то прямо говорит о своей любви к родной земле («Цветы, любовь, деревня, праздность. Поля! я предан вам душой»); то одним эпитетом «прелестный» («Деревня, где скучал Евгений, Была прелестный уголок») передает свое восхищение русской деревней; то противопоставляет картинам пышной южной природы («волн края жемчужины, и моря шум, и груды скал») пейзаж привычный, но такой близкий душе («Иные нужны мне картины: Люблю песчаный косогор, перед избушкой две рябины, Калитку, сломанный забор…»). Все это говорит о переходе поэта от романтизма к реализму. Не случайно последнее лирическое отступление из ненапечатанного «Путешествия Онегина» Пушкин включал в опубликованные отрывки этой главы.

Пушкинские пейзажи в «Евгении Онегине» - это настоящая живопись словом. В них (пейзажах) все: краски, игра света и тени, тишина, шорохи, звуки - представляется единственно возможным, восхищает точностью, правдивостью и поэтическим совершенством. Мне кажется, что известная мысль о том, что, читая Пушкина, можно наилучшим образом воспитать в себе человека, имеет прямое отношение к миру природы, который живет на страницах «Онегина» и пробуждает «чувства добрые» в каждом, кто читает роман.

Гениальное творение Александра Сергеевича представляет ценность не только подробным описанием российской действительности начала XIX столетия, но и непревзойденным, красочным и поэтичным пейзажем. В произведении Александр Сергеевич рассказывает о себе и о родном крае, где испытывал любовь, страдания и черпал вдохновение.

На написание романа поэту потребовалось восемь лет кропотливого труда. Это большой период в жизни талантливого автора. За такой промежуток времени он превратился из робкого юноши в сформировавшуюся личность и величайшего мастера слова.

Различие в восприятии красоты родного края Евгением Онегиным и автором

В непревзойденном литературном творении современники поэта рассмотрели реальность, узнали себя и свое окружение, столицу, сельскую местность, господ и крепостных крестьян. Их слух уловил настоящую чистейшую русскую речь. И они увидели, как прекрасна природа России и еще больше прониклись любовью к ней.

В первых строфах читателям представлена картина Петербурга и мысли Александра Сергеевича о нем: «Там некогда гулял и я, но вреден север для меня!». Здесь чувствуется авторская ирония, с ней он рассказывает про годы ссылки. Бескрайние водные просторы и буйная стихия воодушевили поэта.

Евгений Онегин, в отличие от создателя романа, не упивается красотой природы, более того - она ему быстро надоедает, как и все остальное. Приехав в имение дяди, он лишь пару дней был восхищен новой жизнью, и вскоре впал в уныние. Почему же природа не излечила его от тоски?

В городе Евгений вращался в великосветском обществе, и оно ему порядком наскучило. Если сравнивать Владимира и Евгения, то последний не был восторженной и наивной натурой, он был ценителем прекрасного. Но, как это иногда бывает, внешняя оболочка значительно отличается от содержимого, по этой причине Евгений, быстро насытившись любовью, охладевал к объекту страсти.

Отношение поэта, Татьяны Лариной и Владимира Ленского к родной природе

Александр Сергеевич, как никто иной, остро чувствует природу и ощущает единение с ней. Наиболее ценные и счастливые часы творческой работы даровало ему именно общение с природой. Он испытывает грусть о неосуществленном желании во время написания строк: «Я был рожден для жизни мирной…»

Близость между поэтом и Татьяной просматривается в их любви и нежном отношении к родной природе. Большинство писателей сходится во мнении, что юные особы, чье детство прошло в глуши, тонко воспринимают прекрасное. «Деревня… была прелестный уголок», «стада бродили по лугам», «огромный… сад» - великолепная картина! Здесь и жили Ларины.

Владимир - подходящая кандидатура на роль возлюбленного Татьяны: он смог бы прочувствовать ее утонченную натуру. Ленский «рощи полюбил густые, уединенье, тишину…». Все это мило Татьяне с ранних лет, ведь она тоже романтическая и мечтательная натура. Но Владимир отдает предпочтение Ольге, наделяя ее придуманными чертами характера.

Роль картин русской природы в произведении

Зарисовки природы в романе бесподобны. Описанию красот окружающего мира отводится значительная часть авторских отступлений. Они позволяют читателю лучше понять жизнь в былое время, мысли поэта, почувствовать полноту и краски жизни. Пейзаж играет важную роль в произведении: он помогает нарисовать психологический портрет каждого действующего лица, достоверно передать дух прошлой эпохи.

Изумительные картины природы в литературном творении способствуют воспитанию патриотизма - можно любить разные города и страны, но неизменной и искренней будет любовь лишь к родному краю. Милые душе пейзажи остаются в памяти на всю жизнь, точно так, как и яркие воспоминания детских лет. Общение с природой очищает и обогащает душу.