Уход из Pink Floyd. Создатель звуковых пространств

Автор статьи: Петр Кулеш
Источник: журнал "InRock", N32, 2008 г.
Автор выражает глубокую благодарность Михаилу Кузищеву и Зульфие Малышенко (сайт) за помощь в подготовке материала.

Скрытый на сцене баррикадой клавишных инструментов, сторонящийся публичности, он воспринимался едва ли не как статист в захватывающем представлении под названием "Pink Floyd", где на первых ролях блистали "визионер" Барретт, "концептуалист" Уотерс и целеустремленный Гилмор. Увы, именно уход музыканта из жизни заставил задуматься – а чем же в действительности Ричард Райт был для группы?

You’ve gotta go sometime...

"А я не боюсь умереть, в любой момент, мне все равно. Почему я должен бояться смерти? Для этого нет причины, когда-то ты должен уйти..." – эти слова слышны перед началом композиции "Great Gig in the Sky", едва ли не самого известного сочинения Ричарда Райта. Известие о его смерти от скоротечного рака, появившееся 15 сентября, было громом среди ясного неба и повергло всю "флойдовскую" вселенную в состояние глубочайшего шока.

Дэйв Гилмор: "Никто не может заменить Ричарда Райта, он был моим коллегой и другом. Он был добрым, мягким, скромным и закрытым, но его душевный голос и игра были необходимыми, волшебными компонентами наиболее узнаваемого звучания Pink Floyd. На мой взгляд, все лучшие моменты в творчестве группы – это те, где он проявил себя в полной мере. Я любил его, и мне будет его очень не хватать".

Ник Мэйсон: "Потерять Рика – это все равно, что потерять члена семьи, пусть даже несуществующей. Он был абсолютно неконфликтный участник группы и, наверное, страдал от этого. Я бы не сказал, что он был беззаботным, но он никогда не нагнетал обстановку. Это делало жизнь гораздо легче. Я буду вспоминать о Рике с огромной любовью".

Роджер Уотерс: "Мне было очень грустно узнать о безвременной смерти Рика, я знал, что он был болен, но конец настал внезапно и шокировал. Сложно преувеличить важность его музыкального голоса в Pink Floyd 60-х и 70-х. Гармоническое чутье Рика было основой нашей музыки".

За привычным ярлыком "тихого "флойда" скрывался разносторонний музыкант, талантливый композитор, незаурядная личность, жившая по своим внутренним законам. Вся музыка группы буквально пронизана его клавишными. "Pink Floyd не были бы Pink Floyd, если бы у нас не было Рика", – сказал Ник Мэйсон. – "Потому что звучание Pink Floyd это больше чем гитара, бас и ударные. Именно саунд Рика связывал все вместе".

Второй пилот "Блюдца с секретами"

Рик Райт не получил формального музыкального образования, но это не помешало (а возможно, и позволило) ему выработать собственный оригинальный стиль, сочетающий влияния джаза и неоклассики. Он как нельзя лучше дополнял и обогащал и простые гармонические структуры основанных на фолке и блюзе песен Уотерса и Гилмора, и "музыкальную живопись" Барретта.

Во времена "барреттовского "Флойда" Рик был в группе вторым по значимости участником после самого Сида. Его "миражирующие" соло "заворачивали мозги" не хуже гитарных экстравагантностей "Сумасброда". Звучание его органа "Farfisa" стало практически эталонным для психоделии, как жанра в целом. На альбоме "The Piper at the Gates of Dawn" (1967) Рик исполнил не только партии клавишных, но и ведущий вокал в композициях "Astronomy Domine" и "Matilda Mother". Когда поведение Барретта стало неадекватным, именно на Райта смотрели как на человека, способного заменить его в роли автора песен. Перу Рика принадлежат "сингловые" "Paintbox" и "It Would Be So Nice", а также "Remember a Day" и "See-Saw", появившиеся на альбоме "A Saucerful of Secrets" (1968). Сам Райт, однако, со свойственной ему скромностью, никогда не считал себя хорошим песенником.

Рик был самым близким Барретту в группе, и даже был готов покинуть Pink Floyd вместе с ним, если бы тот этого захотел. В 1970-ом Райт помогал Сиду в работе над сольником "Barrett" (переслушайте "Love Song" и "Dominoes"!), а в 1975-ом вложил немалую лепту в создание посвящения "Shine On You Crazy Diamond". Девятая, финальная часть этой, ныне хрестоматийной композиции, полностью написана Райтом.

Создатель звуковых пространств

В период поисков нового лица "Флойд" песни уступили место длинным, сложно построенным композициям, и Рик был полноправным участником их сочинения. Солирующие гитара и вокал существовали внутри создаваемого им звукового пространства. Его рояль и разнообразные электрические клавишные (в том числе знаменитый "Hammond C-3" и синтезатор VCS 3) могли с равным успехом передавать совершенно различные состояния – безмятежности земного летнего дня ("Summer ’68", "Stay"), величественной и холодноватой гармонии внутреннего и внешнего Космоса ("Cirrus Minor", "Embryo", "Echoes"), смутной тревоги или нервного напряжения ("Set the Controls for the Heart of the Sun", "Careful with that Axe, Eugene"). Ровное "дыхание" органа и россыпи странных и манящих, бередящих душу звуков, вызывали ощущение чего-то загадочного, потустороннего, неземного – именно так и воспринимались Pink Floyd на рубеже 70-ых.

Венцом коллективного творчества группы стал классический альбом "The Dark Side of the Moon" (1973), и вклад Рика в его создание был весьма существенным. "Каким бы был "The Dark Side of the Moon" без "Us and Them" и "The Great Gig in the Sky", которые он написал?" –- задается вопросом Гилмор. И продолжает: "Без его легких штрихов альбом "Wish You Were Here" не был бы таким завершенным".

Однако вторая половина 70-ых приносит перемены не в лучшую сторону. На альбоме "Animals" (1977) клавишные Райта еще являются неотъемлемой частью саунда, однако это первый диск Pink Floyd, для которого он не написал ничего. Возникает и углубляется конфликт с Роджером Уотерсом, и Рик предпочитает нервозным сессиям "The Wall" прогулки по Средиземному морю на собственной яхте. В результате Райт оказывается уволенным из группы, однако остается для проведения турне 1980-81 годов в статусе наемного работника. На премьере фильма "The Wall" он не появился и участия в альбоме "Final Cut" (1983) не принимал.

На новой волне

Первой по замыслу сольной работой Рика Райта можно считать четырехчастную инструментальную композицию "Sysyphus" с альбома "Ummagumma" (1969). Она отражала разносторонние интересы автора – от классической сюиты и авангардной пьесы до экспериментов с мелотроном и испытанные им влияния – от Рахманинова до Штокхаузена.

Первый сольный альбом Рика "Wet Dream" (1978) был спокойным, мягким, полным светлой грусти. Это звучание, сотканное из задумчивых клавишных Райта, меланхоличного саксофона Мела Коллинза и лиричной гитары Сноуи Уайта, близкое к классическому "Флойду" семидесятых, резко контрастировало с сумасшедшим надрывом уотерсовской "Стены". В свете этого разрыв между Риком и Роджером представлялся естественным и неизбежным.

В 1983 году, в эпоху "новой волны", Рик образует с Дэйвом Харрисом (мультиинструменталистом и вокалистом команды Fashion) дуэт под названием Zee. Единственная пластинка группы – "Identity" (1984) была полна ритмической электроники, где доминировал синтезатор "Fairlight", и лишь иногда проскальзывало звучание, отдаленно напоминавшее Pink Floyd. Этот материал не был принят ни публикой, ни критикой, а сам Райт впоследствии отзывался о нем как о "неудачном эксперименте, который и выпускать не стоило".

Первая половина восьмидесятых была для Райта очень непростым временем – выдворение из Pink Floyd, развод с женой, провал проекта Zee. На какое-то время он полностью оставил большую рок-сцену, предпочитая плавать на своей яхте по Средиземному морю и иногда музицировать с местными греческими музыкантами.

Снова "в своей тарелке"

Однако наступил момент, когда Рик почувствовал, что снова хочет вернуться к активной деятельности. К этому моменту Роджер Уотерс уже похоронил для себя идею Pink Floyd, а Дэвид Гилмор, преодолевая его сопротивление, старался вдохнуть в нее новую жизнь. Появление Рика было как раз вовремя.

Участие Райта в "A Momentary Lapse of Reason" (1987) было чисто символическим, однако уже к середине турне 1987-1990 годов он становится полноправным членом группы и вносит свой вклад в концертный альбом "Delicate Sound of Thunder" (1988). Его вокал в "Time" звучит очень уверенно, несмотря на длительное отсутствие практики. В 1992 году выходит документальный фильм "La Carrera Panamericana", для которого было написано несколько новых инструменталов, соавтором которых был и Рик – впервые с 1975 года.

На альбоме "The Division Bell" (1994), где впервые за много лет Pink Floyd звучат как единое целое, и сам Рик, и его клавишные заняли, наконец, подобающее место. Он принял участие в создании пяти композиций; именно его мелодия легла в основу "Marooned", а музыка к "Wearing the Inside Out" была сочинена им полностью. Рик также исполнил в этой композиции ведущую вокальную партию. Поскольку Райт не считал себя хорошим текстовиком, написание слов было поручено Энтони Муру.

Именно Мура он взял в соавторы, когда после окончания мирового турне, отраженного на концертнике "Pulse" (1995), принялся за работу над своим третьим сольным альбомом "Broken China" (1996). Записать его Рику помогала группа крепких профессионалов – Пино Палладино (бас), Ману Катче (ударные), Доминик Миллер и Тим Ренвик (гитары). Записать вокал на двух треках ("Reaching for the Rail" и "Breakthrough") Райт пригласил Шинейд О’Коннор и был очень рад, когда та согласилась. Результатом стала зрелая работа уверенного мастера, очень "флойдовская" по духу и звучанию – концептуальный альбом о борьбе с депрессией, прототипом главной героини которого является третья жена Райта, Милли.

Замыкая круг

Рик всегда говорил, что не прочь записать новый альбом Pink Floyd "как только Дэйв даст отмашку". К сожалению, флойдовского альбома так и не случилось, зато Рик принял активное участие в сольных начинаниях Гилмора – записался на альбоме "On an Island" (2006) и входил в состав его группы во время концертного турне. Дэйв Гилмор: "Публика реагировала на его появление в моем туре очень радостно, и то, что стоячие овации стали для него (но не для нас) огромным сюрпризом, свидетельствует о его скромности". Райта можно видеть на концертных DVD "David Gilmour in Concert" (2002), "Remember That Night" (2007) и CD/DVD "Live in Gdańsk" (2008).

2 июля 2005 он принял участие в историческом воссоединении четырех "флойдов" на "Live 8", а 10 мая 2007 года появился перед публикой в последний раз – на концерте памяти Сида Барретта "The Madcap’s Last Laugh". Рик вышел на сцену (где часом раньше выступил Роджер) чтобы вместе с Дэйвом и Ником сыграть "Arnold Layne" на "фарфисе", как в далеком 1967-ом... Круг замкнулся.

В последнее время Рик работал над новым сольником, альбомом инструментальных пьес, основанных на игре на фортепьяно. Не покидает чувство, что, в отличие от своих коллег по группе, Райт не реализовался до конца. Он мог сказать гораздо больше, но почему этого не сделал – останется загадкой, ответ на которую Рик унес с собой.

Последнее слово оставим за самим Риком Райтом:

"Для меня действительно ценно, что я могу ходить по улицам, и люди подходят и просто говорят: "Спасибо вам за вашу музыку", а не просят автограф. Я не хочу никому ничего доказывать, у меня нет никакой потребности быть "засвеченным".

"Иногда я сидел на репетиции или на саундчеке и что-то играл, слегка импровизировал, а Дэвид подойдет и скажет: "Что это было? Это здорово!", а я говорю: "Понятия не имею, я не смогу повторить". Для меня играть музыку похоже на медитацию. Я что-то играю и не знаю ни откуда это появилось, ни почему мои руки сделали то, что сделали – я только позволяю этому выйти наружу. И такие мгновения действительно драгоценны".

  • Ричард родился в Хэтч-энде, северном пригороде Лондона.
  • В 19 лет Райт поступил в Политехнический институт на архитектурный факультет и познакомился там с Роджером Уотерсом и Ником Мэйсоном, а затем вошел в их группу.
  • Архитектура очень быстро наскучила Рику, и он перешел в Лондонский королевский музыкальный колледж.
  • В 1965 году в группу пришел Сид Барретт, и так начались Pink Floyd, сперва имевшие название The Pink Floyd Sounds.
  • С самого начала Райт находился под сильным влиянием Барретта, следуя за ним в сочинительстве музыки, поэтому прекращение сотрудничества с Сидом произвело на Рика гнетущее впечатление.
  • Дэвид Гилмор, пришедший на смену Барретту, несмотря на привязанность Райта к последнему, смог установить «почти телепатическое» (как сам Гилмор вспоминал позже) взаимопонимание.
  • Райту пришлось покинуть Pink Floyd под давлением Роджера Уотерса. Во время работы над The Wall разногласия между Райтом и Уотерсом обострились максимально, и Райт почти не играл во время студийных сессий. Уотерс же не прощал неполной отдачи работе. В итоге Райту пришлось покинуть группу, но он отыграл тур с Pink Floyd в качестве сессионного музыканта.
  • После ухода Райта Мэйсон и Гилмор решили сохранить группу, а затем и вернуть в нее Райта. К 1994 году Райт был восстановлен в правах участника, но тогда группу покинул Уотерс. Райт мечтал еще раз записаться с Pink Floyd, но Уотерс на вернулся даже после выступления с группой на Live 8 в 2005 году.
  • Райт сыграл на сольном альбоме Гилмора On An Island и затем участвовал в турне, играя в нем свою классику и срывая овации.
  • 15 сентября 2008 года Ричард Райт в процессе работы над новым сольным альбомом умер от рака в своем доме в Великобритании. После его смерти Дэвид Гилмор сразу же заявил о невозможности воссоединения Pink Floyd: «Никто не сможет заменить Рика Райта».

Рик Райт: цитаты

  • Для меня музыка подобна медитации — я просто играю, не думая, что я делаю. Я просто позволяю звукам звучать.
  • Иногда я что-то играю, не записывая, и просто не понимаю, откуда пришла эта мелодия, почему мои руки сделали то, что они сделали, что это была за клавиша — ничего не понимаю.
  • Причина, по которой люди до сих пор знают нас, по моему мнению, — это не только наша музыка, но и огромные деньги, которые вращаются сегодня в музыкальной индустрии. Люди, контролирующие эту индустрию, — это бухгалтеры, повторно использующие совершенно все, создавая новые обложки, чтобы заработать как можно больше денег.
  • Пришлось очень постараться, чтобы сделать тексты подходящими к музыке. Я не могу писать музыку к тексту, как, например, Элтон Джон. У Элтона большой талант к этому. Что бы ты ему ни дал, включая свои вопросы, он за полчаса напишет музыку и сделает потрясающую песню.

Ричард Уильям Райт (Richard William Wright) родился 28 июля 1943 года в Hatch End, Англия.

Райт получил двухнедельное образование в лондонском College of Music.

Он начал писать еще в первом году эры Барретта, когда был подписан их первый контракт, с EMI. Песня "Remember A Day" предназначалась для пластинки The Piper At The Gates Of Dawn, но уже "Paintbox" или "It Would Be So Nice" давали понять, что Рик может попасть в хит-парад. Другое дело, что песни, по мнению Уотерса, были загублены записью. Очень похожие по разочарованию "See Saw", "Summer "68", "Burning Bridges" и "Stay" выдавали в их авторе хиппи- романтика; а композиция для Ummagumma "Sysyphus" могла намекать как на явление нового, после Камю, интерпретатора мифа о Сизифе, так и на редкое в роке влияние Рахманинова.

Абсолютно оригинальная тема для вокализа была предложена в The Dark Side Of The Moon - "Great Gig In The Sky", и теперь шедевральный цикл без нее не воспринимается, как и без вокала в "Time" или мелодики Райта в "Us And Them (Violent Sequence)", в свое время предложенной Антониони в "Забриски Пойнт". Потом критик нашел в ней и символизм, и намеки на джингоизм.

Карьера Рика в ПИНК ФЛОЙД, казалось, закончилась, когда конфликт с Уотерсом явно назрел - летаргический клавишник в фуппе не нужен. С другой стороны, как припомнил Ник Гриффитс, во время Стены Рик Райт потерял интерес к самой идеи ПИНК ФЛОЙД. Его больше интересовали парусные прогулки вдоль островов Греции и вообще наслаждение жизнью богатенькой рок-звезды. "Он был уволен, потому что никак и ни в чем не содействовал".

В конце этого звездного времени, в начале 78-го, Ричард Райт предпринял вслед за Гилмором запись сольного альбома. Пианист тогда уже имел жену-поэтессу: Джульетта написала стихи для двух песен, "Against The Odds" и "Pink"s Song", а может быть, и для всех четырех. Остальные шесть номеров представляют интересы Рика в области легкого, средней руки, припопсованного джаза. Двумя словами, пианист ПИНК ФЛОЙД и гитарист Сноуви Уайт (Snowy White) представили Wet Dream. Никто не знал, кому этот "сырой сон" понравится - разве только детям Гале и Джеми (Jamie) Райт.

Ричард Бейкер – специалист по спецэффектам, известный своими невероятно реалистичными костюмами. Лауреат премии "Оскар".


Родился Бейкер в Бингэмтоне, Нью-Йорк, в семье Дорис Бейкер (Хэмлин) и Ральфа Бейкера.

Еще подростком Бейкер создавал у себя на кухне искусственные части тела. Его можно увидеть в культовой фанатском творении режиссера Уильяма Мэлоуна "Ночная индейка" ("The Night Turkey"), часовой пародии на фильм "Ночной убийца" ("The Night Stalker"), получившем премию "Лучший короткометражный фильм" на одном из первых фестивалей Comic Con в Сан-Диего. Первым профессиональным проектом Бейкера было ассистирование Дику Смиту в процессе работы над фильмом "Изгоняющий дьявола" ("The Exorcist").

Бейкер смог не просто найти свое призвание – он буквально-таки сам создал себе нишу в мировом кинематографе, научившись превращать людей в абсолютно невероятных чудовищ. За фильм "Американский оборотень в Лондоне" ("An American Werewolf in London") он получил премию "Оскар" в категории "Лучший грим". Бейкер номинировался на "Оскар" в категории "Лучший грим" еще девять раз подряд – и пять раз подряд он в этой номинации выигрывал; оба результата и по сей день являются рекордами категории. 3-го октябре 2009-го гример получил премию Джека Пирса, за жизненные достижения.


Именно Бейкер разработал и создал кошку-оборотня, в которую Майкл Джексон трансформировался в своем клипе "Thriller". Его реалистичный подход принес ему – и его коллеге Стэну Уинстону – премию "Эмми"; они смогли на редкость убедительно состарить молодого Сайсли Тайсона, превратив его в отважного долгожителя для классического телефильма "Автобиография мисс Джейн Питтман" ("The Autobiography of Miss Jane Pittman"), вышедшего на канале CBS в 1974-ом.

Начинал Бейкер, как уже упоминалось, с места помощника легендарного гримера Дика Смита; обучившись у мэтра премудростям искусства, Рик стал разрабатывать кукол для "Clokey Studious". Опыт работы с куклами позже пригодился ему в дальнейшей карьере, когда он создал технологию "Анатомизация" ("Anatomation"); в рамках технологии использовался человек-оператор, носящий соединенный с куклой внешний скелет. Система связей заставляла куклу в точности дублировать все действия оператора, позволяя добиться невиданной до этого реалистичности движений. Именно эта технология помогла Бейкеру в работе над "Американским оборотнем"; эти же приемы Бейкер применил в "Видеодром" ("Videodrome") Дэвида Кроненберга, "Человек со звезды" ("Starman") Джона Карпентера и "Гарри и Хендерсоны" ("Harry and the Hendersons"); кстати, именно последний фильм – милая комедия для всей семьи о снежном человеке – принесла Бейкеру его второй "Оскар".

К этому времени Ричард все активнее работал на телевидении – он был продюсером, специалистом по гриму и спецэффектам и разработчиком разных необычных существ. Именно Бейкер превратил Рона Перлмана в Винсента, одну из главных звезд культового фантастического сериала "Красавица и чудовище" ("Beauty and the Beast").

В дальнейшем Ричард вернулся на большой экран. Именно он гримировал Джека Николсона для фильма "Волк"; его же гримом пользовался Эдди Мерфи в "Чокнутом профессоре" ("Nutty Professor"). Кстати, именно "Профессор" принес Бейкеру очередной "Оскар"; компанию ему составили "Эд Вуд" ("Ed Wood") Тима Бёртона, "Люди в черном" ("Men in Black") и "Как Гринч украл Рождество" ("Dr. Seuss" How the Grinch Stole Christmas").

В 2008-ом Бейкер получил степень доктора от Академии Университета Искусств Сан-Франциско.

Жанры прогрессивный рок , психоделический рок , арт-рок , экспериментальный рок , электронная музыка , джаз

Изящные клавишные партии Райта были неотъемлемыми компонентом и отличительной чертой подавляющего большинства альбомов Pink Floyd. Райт нередко также выступал в роли бэк-вокалиста , а в некоторых композициях был основным вокалистом. Не являясь столь плодовитым автором, как Роджер Уотерс и Дэвид Гилмор , он всё же написал многое из того, что сейчас считается классикой Pink Floyd. Рик Райт скончался 15 сентября 2008 года от рака , не успев закончить работу над сольным альбомом.

Биография

Детство и юность

Ричард Уильям Райт родился в семье биохимика (работавшего в компании Unigate Dairies) 28 июля 1943; детство провёл в Хэтч-энде , северном пригороде Лондона , а начальное образование получил в Haberdashers" Aske’s School . В четыре года он начал играть на фортепиано ; позже - овладел гитарой , трубой и тромбоном .

В 1962 году Райт поступил в Политехнический институт на Риджент-стрит на архитектурный факультет. Здесь он познакомился с Роджером Уотерсом и Ником Мэйсоном , а вскоре вошёл в их группу, которая меняла названия: Sigma 6, The Abdabs, The Megadeths. В этих составах время от времени появлялась и его будущая жена Джульет Гэйл. Как вспоминал гитарист Клайв Меткалф, «очаровательная Джульет была в центре внимания, но… Рик был очень застенчив и почти не разговаривал» .

Вскоре, утратив интерес к архитектуре, Райт покинул Лондонский Политехнический и перешёл в Лондонский музыкальный колледж . В это время он уже писал песни, более того, одну из них, «You’re the Reason Why», предложил ливерпульской поп-группе Adam, Mike & Tim , которая выпустила её синглом.

Pink Floyd

Когда The Pink Floyd приступили к записи своего дебютного альбома The Piper at the Gates of Dawn , образование, полученное Райтом, сыграло немаловажную роль.

Помню, как он распределял вокальные партии и говорил, что кому петь… Думаю все, включая меня, недооценивали Рика. Это была классическая ошибка менеджера. Он не доставлял беспокойств, поэтому оставался незаметным. На виду были проблемные личности.

Склонный к экспериментаторству и структурным исследованиям, Райт был идеальным сподвижником для фронтмена Сида Барретта . Позже Райт признавался, что в какой-то момент даже рассматривал возможность уйти вместе с Барреттом из группы и продолжить работу дуэтом. По словам Ника Мэйсона , «…Рик любил мелодичность, но… был начисто лишён всяких предрассудков относительно возможностей использования клавишных». Сам Райт так говорил о себе:

Когда-то я мечтал о технической оснащённости, хотел стать концертирующим пианистом, - но увы, этого у меня не было. Все мы выросли самоучками. Я научился играть на фортепиано самостоятельно, в четыре года, без преподавателя, поэтому техника игры у меня совершенно неправильная. Я не смог бы даже сыграть гамму , как этому учат в школе. Но у меня не было с этим проблем, потому что я всегда следовал глубокой мудрости, которую лучше других выразил Майлз Дэвис : «Не ноты имеют значение, а паузы между ними».

Значительный вклад Райт внёс и в создание альбома : звучание его синтезатора VCS3 оформило общую атмосферу пластинки, в частности, её центральных вещей: «Shine On You Crazy Diamond » и «Welcome to the Machine ». По словам Рика Блейка, корреспондента журнала Mojo , «альбом звучит как бенефис Рика Райта, звуковая выставка его идей». Игра Райта в Animals (1977) была безупречной, но здесь у него наступил творческий кризис: клавишник группы практически ничего не написал для альбома. Не исключено, что негативно сказались на его творческой форме обстоятельства личной жизни: распадающийся брак с Джульетт и увлечение частными вечеринками, проводившимися как на купленной им незадолго до этого ферме The Old Rectory в селении Терфилд в Кембриджшире , так и на греческом острове Родос , где он обустроил себе второй дом. Некоторые гости вспоминали впоследствии, что Райт не ограничивал себя ни в чём, а от кокаина становился ещё более замкнутым и подавленным.

Сольный альбом Рика Райта Wet Dream (1978) тематически был словно бы разорван пополам: умиротворённая, пасторальная часть материала была посвящена острову Родос, нервная и неровная - его отношениям с Джульетт. Альбом не имел коммерческого успеха.

Уход из Pink Floyd

Давние трения между Райтом и Уотерсом обострились во время работы над The Wall , альбомом, большую часть материала для которого подготовил бас-гитарист группы. В ходе сессий, которые организовал во Франции продюсер Боб Эзрин , Райт почти не играл и, как признавался позже сам, чувствовал себя «словно бы замороженным». «Рик просто сидел и молчал, и это нас сводило с ума», - вспоминал Дэвид Гилмор. Агрессивность Уотерса не способствовала улучшению атмосферы в студии.

Рик не из тех людей, которые хорошо работают под давлением. Он - интуитивный музыкант. А Роджер не прощал никому ошибок и каждый раз, когда видел, что кто-то не отдается работе полностью, высказывался об этом со всей прямотой. - Боб Эзрин.

Вскоре под давлением Уотерса Райт покинул Pink Floyd, но согласился отыграть с группой в туре, как рядовой сессионный музыкант . «Я думал, что если буду играть хорошо, Роджер признает, что был неправ», - говорил Райт, но этого не произошло. С другой стороны, Райт получил деньги за свою работу, в то время как участникам коллектива пришлось за свой счёт покрывать финансовые издержки от своих грандиозных сценических постановок.

К созданию музыки Райт вернулся лишь через два года после ухода из Pink Floyd: слишком отвлекали его греческий дом, яхта и невеста Франка, модель, ставшая дизайнером. Для работы над второй сольной пластинкой Райт пригласил Дэйва «Ди» Харриса, в недавнем прошлом - вокалиста нововолновой группы Fashion . Они приступили к работе в домашней студии Райта в Кембриджшире. Харрис, боготворивший Pink Floyd, пытался уговорить Райта сыграть на Хаммонде, но сделать это было, по его словам, чрезвычайно трудно. Рик хотел создавать нечто в духе его любимых исполнителей того времени: Talking Heads , Питера Гэбриэла и Ино . «У нас был Fairlight, но что бы мы ни записывали, звучало оно, как робот», - вспоминал Харрис. Харрис и Райт (под вывеской Zee ) выпустили альбом Identity , успеха не имевший и критикой не замеченный. Харрис ушёл из проекта, чтобы заняться продюсерской деятельностью: на этом сотрудничество завершилось.

Возвращение и концертная деятельность

После ухода Уотерса из Pink Floyd Мэйсон и Гилмор, тем не менее, решили сохранить группу, а в преддверии предстоявших судебных разбирательств вернуть Райта в группу. (Ещё на обложке альбома A Momentary Lapse of Reason имя Райта значилось среди сессионных музыкантов. Как и на концертах «The Wall » в турне его дублировал второй клавишник, на этот раз Джон Кэрин. Однако к моменту выхода The Division Bell (1994) Райт был полностью восстановлен в правах участника группы).

Второй сольный альбом Рика Райта, Broken China (1996), был, однако, преисполнен меланхолией: он рассказывал о депрессии , которой страдал «близкий друг» - как выяснилось впоследствии, его новая жена Милли (Хоббс, американская модель). Музыкальные критики лучшим треком альбома сочли заключительный, «Breakthrough», партию вокала в котором исполнила Шинейд О’Коннор .

Райт мечтал ещё раз записаться с Pink Floyd, но этим мечтам не суждено было сбыться. Группа выступила с Роджером Уотерсом, другими словами в «классическом» составе (Гилмор, Уотерс, Райт и Мэйсон) на Live 8 в 2005 году, впервые, спустя 20 лет, но это не повлекло за собой ожидавшегося воссоединения группы. Райт сыграл на сольном альбоме Гилмора On an Island (2006), хотя, как вспоминал гитарист, «затащить его в студию и заставить играть было нелегко». В ходе последовавшего турне Райт раз за разом исполнял свою классику: «Echoes», «Time», «The Great Gig In The Sky», каждый раз наслаждаясь овациями. Райт говорил, что это был для него счастливейший тур всей жизни.