Интегрированного занятия по конструированию «Как жили люди на Руси «старший дошкольный возраст. Конспект образовательной деятельности с использованием мультимедийной презентации «Как люди жили на Руси

Как жили в Древней Руси
ЖИЛИЩЕ В РОССИИ В X–XVII ВВ.
РУССКАЯ ИЗБА
Русская изба столетиями не меняла свой облик. Основою избы была клеть - связь бревен на четыре угла. Клеть зимняя отапливалась печью, холодная клеть - это летняя постройка, без печи. Крестьянские избы той поры - полуземляные или наземные, срубные.
Для полуземлянок вырывали неглубокую яму, стены которой закрывались деревом. Пол был чаще земляной, плотно утрамбованный, иногда обмазанный глиной. Чтобы войти в такое жилище, нужно было спустится по нескольким ступенькам, вырытым в земле, вниз. Иногда в яму спускали уже готовый сруб, засыпая в образовавшиеся между стенками сруба и ямой пустоты землю. Потолка полуземлянка не имела, его заменяла сама кровля.
Основой деревянных наземных построек служил четырехугольный бревенчатый сруб, чаще 4 м на 4 м. Потолок из гладко отесанных досок закрывался двускатной крышей, пол в срубных домах всегда бывал дощатый. Такой дом назывался изба - от "истба", "истопка", поскольку обязательно строился с печью. Был он выше, чем полуземлянка, часто имел второй этаж.
Окна прорубались в бревнах и в холодную погоду закрывались - "заволакивались" досками, отчего и назывались волоковыми. Иногда окна закрывали слюдой, которая, однако, плохо пропускала свет. Оконное стекло появится только в XIV в. Вход в дом обычно был ориентирован на юг, чтобы в дом попадало больше тепла и света.
Некоторые дома состояли из избы, теплого жилого помещения, и клети - холодного, служившего кладовой. Часто имелись подклети - нижние помещения для скота, вещей. В таком случае саму избу, стоявшую над подклетью, именовали горницей. Горницу с окнами, которые пропускали много света, называли светлицей. У наиболее зажиточных людей имелся и третий ярус - терем. В богатых домах полы деревянные, а в княжеских - из дубовых плиток (разновидность паркета). В каждом богатом доме обязательно была мыльня - русская баня.
ХОРОМЫ
Хоромы - это несколько построек, поставленных рядом. Хоромами называли княжеский дворец. Княжеский дворец не составлял одного большого целого здания, а состоял как раз из нескольких зданий. Каждый член княжеской семьи имел свое особое помещение, отдельное от других строений. Для соединения всех помещений служили сени и переходы.
Помимо избы и клети летописи упоминают и другие помещения: гридницы - парадные палаты, сени, также игравшие роль парадного помещения, терем, ложницу или одрину - спальню, медушу - кладовую для хранения напитков, мыльню - баню, различные хозяйственные постройки.
Хоромы строили двух-трехэтажными, соединяя отдельные помещения крытыми или открытыми галереями. Так, сени представляли собой парадную террасу на втором этаже. Терем завершал собой постройку, располагаясь на втором или третьем этажах.
Все постройки, находящиеся во дворе, были окружены крепким частоколом.
ВНУТРЕННЕЕ УБРАНСТВО ДОМОВ
Главную роль в интерьере русского дома играла печь, ее расположение определяло всю внутреннюю планировку. Обычно печь располагалась слева или справа от входа, реже - в центе избы. Угол по диагонали от печи был парадной частью избы - здесь вешали иконы, ставили лавки и стол, сюда сажали гостей. Назывался этот угол красным.
Угол напротив печного получил название бабий кут или середа: в нем обычно женщины стряпали и пряли. Четвертый угол предназначался для мужских работ.
Главными предметами мебели были стол и неподвижные лавки, на которых сидели и спали. Известны также подвижные скамьи, сундуки и полати, предназначенные для сна, которые настилали рядом с печью высоко, (в северных землях) либо низко (в южных) над дверью. Внутри дом никак не украшался, поскольку печи долгое время были беструбными, и дым шел прямо в избу, покрывая стены и все находящиеся в доме предметы копотью.
Обстановка в домах зависела от достатка их владельцев. У тех, кто победней - деревянные столы, скамьи, лавки вдоль стен. У богатых - столы, скамьи лавки с богатой росписью, а также табуреты. Богатые дома убирались коврами. После того, как появились печные трубы, в княжеских дворцах стены стали расписывать фресками.
Избы освещали лучинами, которые вставлялись в печную расщелину или металлический светец. У зажиточных использовались сальные свечи с подсвечниками, деревянными или металлическими, которые стояли на столах. Иногда встречались серебряные "шандалы", те же подсвечники, или светильники с растительным маслом.
ЦАРСКИЙ ДВОРЕЦ В XVII В. В МОСКОВСКОМ КРЕМЛЕ
Внешний вид царского дворца представлял чрезвычайно пеструю массу зданий самой разнообразной величины. Здания теснились друг подле друга, возвышались одно над другим, были покрыты разными крышами - двускатными, в виде шатров, бочек, скирд, с прорезанными золочеными гребнями и золочеными маковицами наверху. В иных местах возвышались башни и башенки с орлами, единорогами и львами вместо флюгеров. Кровли и купола на царском дворце были покрыты золотом. Стены зданий украшали многочисленные резные орнаменты - листья, трава, птицы и звери. Здания соединялись многочисленными переходами, сенями, лестницами.
ХОРОМЫ И ПАЛАТЫ
Жилые помещения государя и его семейства располагались в Постельных хоромах, которые называли также Теремным дворцом. Рядом с Грановитой палатой была устроена Золотая Царицына палата. Недалеко располагались хоромы царевен, под окнами которых был разбит сад и цветники. Чуть далее, возле Успенского собора стоял Патриарший двор. Возле Троицких ворот как терем стояли каменные Государевы хоромы.
В специально построенной Оружейной палате размещались помещения для занятий художествами и ремеслами. В Иконной палате работали иконописцы и рисовальщики. В Золотой палате - золотых дел мастера и ювелиры, в Серебряной палате - серебряники. В Ствольном приказе - оружейники и мастера ствольного дела. В Оружейной палате в особых комнатах хранились государево оружие, а также полковые и государевы великие стяги. В обширной Палате Большой казны в огромных рундуках содержалось оружие, покрытое драгоценностями.
В Хлебенном дворце изготовляли хлеб: гладкий, то есть обыкновенный, и изразчатый - украшенный разными фигурками. Здесь же пекли калачи, сайки, баранки, куличи, караваи, пряники и сахары (конфеты). В подвалах и погребах дворца хранились многочисленные припасы. Кормовой дворец - это собственно царская кухня. Сытный дворец заведовал хмельным питьем всякого рода. В нем было более тридцати погребов и ледников.
КРЕМЛЕВСКИЕ САДЫ
В Кремле были устроены Верхний и Нижний Набережные сады. Там произрастали яблони, груши, смородина, цветы, располагались небольшие искусственные пруды, беседки. В 1682 г. здесь рос виноград и были посеяны арбузы.
ВНУТРЕННЕЕ УБРАНСТВО
Все, что служило украшением внутри хором, называлось нарядом. Стены и потолки обшивались красным тесом, который украшался красивой резьбой, часто золоченой, покрывались многоцветной росписью. Пол мостили дубовым кирпичом - квадратными дубовыми брусками. Сами стены обивали красивыми, расписными обоями из материи. Заграничные обои из дорогих тканей называли шпалерами. Двери также всегда обивались сукном. В торжественных случаях стены наряжали богатыми золотыми и шелковыми материями, а полы - персидскими и индийскими коврами.
Обычной мебелью были лавки, которые ставились вдоль стен, сплошь вокруг всей комнаты или палаты. На лавки клали бумажники - матрацы из хлопчатобумажной ткани или сафьяновые (кожаные) тюфяки. Иногда лавки просто обивали красным сафьяном и войлоком. Столы были дубовые, на точеных ногах, или липовые - крашенные. Их укрывали алым или зеленым сукном, а торжественные дни - золотыми коврами или бархатными подскатерниками. Со второй половины XVII в. в моду входят столы "немецкие и польские", украшенные резьбою и расписанные разными красками. Стулья употреблялись редко, а кресла подавали только одному государю.
В окна вставляли рамы, на которые крепили оконницы - подъемные или отворные. Стекла употребляли крайне редко, их вполне заменяла слюда. Слюдяные окна украшали живописными картинами, завешивали ткаными завесами.
Во всех жилых хоромах были изразцовые печи: из синих или зеленых изразцов. Печи были четырехугольные и круглые. Изразцы расписывали травами, цветами, разными узорами.
Для хранения вещей в комнатах ставили шафы, скрыни, сундуки, ларцы, ящики, коробьи. К стенам приделывались полки. Вся мебель делалась из дерева, преимущественно из липы и украшалась богатой резьбой. Некоторые предметы мебели обивались сукном.
ЦАРСКОЕ МЕСТО
В больших приемных палатах, кроме обычных лавок, в передних или красных углах стояли царские места, или троны. Они богато украшались золотом, серебром, драгоценными камнями и золотыми тканями. Сверху трон накрывался шатровым балдахином, на сиденье укладывалась бархатная подушка, а подлокотники делались в виде львиных или орлиных голов. К сидению вели три ступени.
В Передней комнате, где стоял трон во второй половине XVII в., более не было никакой другой мебели, кроме обычных лавок у стен. Гостей приглашали садиться на эти лавки, по старшинству, более почетных - ближе к царю. Лишь изредка особенно важным гостям, например, знатному духовенству, подавали особое кресло.
КОМНАТНЫЕ ЧАСЫ
В помещениях царского дворца стояли многочисленные комнатные часы иноземного производства. Эти часы были настоящими произведениями искусства. Циферблаты оформлялись рисунками, драгоценными камнями. Сам часовой механизм обрамлялся затейливыми фигурами. Одни были с трубачами и со слоном, другие с турецким всадником на коне, третьи - в виде фляги, на высоком поставце с изображением планет. Были часы с двуглавым орлом, отделанные хрусталем и бирюзой. В правой ноге орел держал палаш, а в левой - державу.
Петрова Н. Г.

В каждом православном доме богатом и бедном были иконы – это могла быть скромная полочка или целый иконостас. Иконы были семейной реликвией и располагали их в переднем красном углу – его еще называли святой угол или божница. Там же были лампада с маслом и священное писание – жития святых, молитвослов. В домах побогаче был киот – специальный шкаф для икон. И обитатели дома читали молитвы утром и вечером.

Я помню, как девочкой гостила у бабушки с дедушкой, и как молился мой дедушка – он был из семьи старообрядцев. Он не садился за стол не перекрестясь. В доме были и жития святых, написанные старославянским шрифтом, который я сначала не понимала, но дедушка показал мне несколько раз, и я стала понемногу читать. Помню, особенно заинтересовало меня житие Симеона-столпника, который много лет стоял на столбе, постился и молился. Мне это казалось невероятным…

В старину в сёлах текла жизнь, полная трудов. В рубленых избах и полуземлянках наши предки буквально боролись за жизнь. Они бортничали, распахивали новые земли и разводили скот, охотились и оборонялись от лихих людей. Часто в пожаре сгорали дом и имущество – тогда приходилось строить новое жильё.

Свой дом русские люди строили, предварительно тщательно выбрав место: нельзя было строить дом на месте бывшей дороги или кладбища – считалось, что счастье уйдёт вскоре из такого дома. Выбрав место для будущего дома – тщательно проверяли его, не засушливое ли оно? Для этого клали на ночь сковороду дном вверх. Если за ночь под сковородой скапливалась роса – то место хорошее. И можно было строить новую избу.

Первой в новый дом пускали кошку – считалось, что во время стройки в дом могли проникнуть злые духи. А кошки помогали их изгнать. Поэтому первую ночь обязательно проводили в новом доме кот с кошкой. Кстати, этот обычай дошел и до наших дней. На новоселье принято приносить в дом кошку.

Огромное значение в доме имела печь. Печь и печной огонь у русских людей были на втором месте после святого угла. Рядом с печкой нельзя было говорить худые слова. В жилище сохранялась диагональ – печь – красный угол. Избы топились по-чёрному, в них было дымно.

Печной угол или «куть» было традиционно женским пространством. Здесь выполнялось главное священнодействие – выпечка хлеба. В кути располагались посуда и кухонная утварь – чугуны, ухваты и пряничные доски – на Руси издавна женщины пекли пряники. Они были любимым лакомством крестьянских ребятишек. В печном углу стояли прялка и ткацкий станок.

Прялка особо ценилась в крестьянском доме, потому что пряли и ткали все русские женщины, одевали всю семью, ткали полотенца и скатерти.
Прялка была желанным подарком, ее хранили и передавали по наследству. Расписную прялку парень дарил своей невесте, а она хвасталась красивым подарком на посиделках, где девушки пряли.

Крестьяне носили длинные домотканые рубахи и конечно лапти – аж до 20 века!
Горожане ходили в сапогах и носили туфли. А еще те и другие носили шубы, однорядки и кафтаны. У женщин были сарафан, платок и пояс. Одежда была праздничная и повседневная.

Русские девушки носили платья с вышивкой на рукавах и подоле, замужние женщины - юбки и понёвы с орнаментом и оберегами. Дети до 12 лет носили длинную до пят полотняную рубашку - они не разделялись до этого времени по половому признаку.

В праздничной одежде преобладали два цвета орнаментов – белый и красный, который подчёркивал свет души и духовную чистоту.

Девушки плели одну косу, замужней женщине после свадьбы расплетали её и заплетали две. У мужчин символом мужества считалась борода. И когда вышел указ Петра Первого стричь бороды, возникло даже восстание в Сибири. С древних времён крестьяне считали, что, обрезав волосы, у человека можно отнять и здоровье.

Жили крестьяне в небольших домах. На Севере это были высокие избы с несколькими небольшими окошками. На резных наличниках часто была изображена розетка – символ жизни и счастья. На Севере под одной крышей часто находились сарай и кладовая.
В Сибири тоже встречаются до сих пор такие постройки. Например, в Сузуне Новосибирской области многие дома построены по такому типу. Закрытые дворы очень удобны в морозы. И живут там потомки старообрядцев с незапамятных времен.

Изба да клеть - сени, два – три окошка да дверь были у половины крестьян. В избе зимой в морозы находил приют и домашний скот. В подклетье - подполье располагались куры.
Внутри дома в переднем углу под иконами стоял большой стол для всей семьи, вдоль стен располагались широкие лавки. Над ним находились полки для посуды и шкаф- поставец.

На праздники стол накрывали и ставили расписную и резную посуду – ковши разных форм с мёдом и квасом, светец для лучины, солонки в виде коньков, птиц, глиняные миски и деревянные ложки. Ковши были в форме ладьи, утки. На ковше могла быть вырезана надпись примерно такого содержания: « Гости дорогие, гостите да пьяными не напивайтесь, вечера не дожидайтесь».

В жилище пространство у входа было мужской территорией. Здесь находились рабочие инструменты и коник, который в крестьянской избе имел особое значение. Здесь хозяин занимался своими мужскими делами: чинил сбрую и упряжь зимой.

А летом мужики ладили сани – ведь без саней в деревне никуда. Всё мастерили из дерева – лавки, колыбель, корзины. И всё расписывали, чтобы радовало душу. Избы строили из дерева, топор даже гвозди старались не использовать. В крайнем случае – деревянные костыли.

По вечерам слушали былины, сказки, пили хмельной мёд, пели песни. По субботам топили баню.
Семьи были большими и крепкими. Жили по заповеди Домостроя: «Сохраняйте семейные союзы ваши, Богами освященные, во времена радостные, во времена горестные и да помогут вам Боги светлые, и приумножатся древние роды ваши».

Семейный союз – это продолжение жизни. Невеста должна была быть не моложе 16 лет. Жена должна была заботиться о муже. Беременная жена укрывала зипуном мужа, чтобы мужняя сила охраняла её чрево и чадо во время сна. Пуповину о родившегося ребенка перевязывали нитью, сплетенной из волос отца.

У детей воспитывали любовь к вере, к своему роду, семье, к матери-природе, к земле предков и велели жить по совести. Девочке 12 – ти лет вручали веретено и прялку и обучали рукоделию.

В Древней Руси народ имел свой уклад жизни и свои обычаи, не соблюдать, не знать же их считалось большим грехом. В одной из глав домостроя читаю: «Великое несчастье для прямого сына Отечества, ежели он не знает нравов и обычаев своего народа». А главным обычаем на Руси было иметь столько детей, сколько даёт Бог…

Умели русские люди работать, умели и отдыхать. В январе праздновали Рождество. Новый год (по старому стилю), колядование и крещение, в святки ходили ряженые – мазали лица сажей, выворачивали наизнанку шубу, наряжались цыганом, гусаром, водили козу, разыгрывали сценки, веселились.

Любимым праздником была Масленица – гуляли целую неделю. С четверга все работы прекращались, и начиналось шумное веселье – катались на тройках, ходили в гости, обильно угощались блинами, оладьями, пирогами, вином.

Потом соблюдали изнурительный пост и праздновали Пасху – светлое Христово воскресение. Молодёжь собиралась отдельно, водили хороводы на околице, у леса, на берегу реки, гуляли по улицам, качались на качелях.

В Радуницу – родительский день посещали могилы умерших, носили еду на могилы родственников. На Троицу ходили в лес, пели песни, плели венки и бросали их в реку, если пристанет – девушка должна была выйти замуж скоро, а если венок тонул – очень плохой знак.

Осенью и зимой устраивали посиделки. Летом играли в игры, водили хороводы, пели, плясали допоздна. Главной фигурой в деревне был хороший гармонист. Ах, какие гармонисты были в каждом селе! Какие играли наигрыши! В каждой местности свои.

В Древней Руси было принято ходить в гости, помогать друг другу, особенно при строительстве новой избы. По окончании работы хозяин кормил обедом, угощал вином. Все пели и плясали, несмотря на усталость.

Семьи были большими. Вместе жили не только родители, дети и внуки, но и несколько братьев, сестра с мужем и другие родственники. Нередко в одной семье насчитывалось двадцать и более человек. В семье царили патриархальные устои. Во главе был отец или старший брат - большак. Среди женщин - его жена. Жена должна была беспрекословно подчиняться мужу. Сноха много работала и подчинялась старшим. После отмены крепостного права большие семьи стали распадаться, получали землю и жили отдельно.
Старший сын оставался с родителями.

Свадьбы проводили осенью или после Крещенья. К родителям невесты приходила сваха с прибаутками: «У вас курочка – у нас петушок, сведём их в один хлевушок». После смотрин невесты был сговор – рукобитье. А потом целый месяц шла подготовка к свадьбе.

Жених покупал невесте подарки. Подруги собирались в доме невесты на девичник, помогали готовить приданое и обязательно пели песни – грустные, величальные, шуточные, прощальные. Вот одна из них:

Не в трубоньку ли трубили рано по росе,
Уж и плакать ли Катеринушке по своей косе:
- С измладочка эту косыньку матушка плела,
А на возрасте косыньку она сама плела,
А на утро косыньку свахи разобьют,
Разделают её косыньку на шесть долей,
Заплетут её косыньку на две косы,
Обовью её русую вокруг головы,
Наденут Катеринушке бабий сборничек.
- Красуйся, Катеринушка, в бабьем сборничке!
Уж и бабья краса – её за стеной не слыхать,
А девичья краса - её за сто вёрст слыхать!

Свадьба могла длиться неделю, угощали всех желающих, и обязательно пекли пироги - курники. На другой день после свадьбы зять отправлялся к тёще на блины.

Вообще в русской кухне - самой богатой кухне мира, было много выпечки. Ведь на Руси издавна сеяли пшеницу, рожь, овёс, ячмень, просо – у русских было много муки, и поэтому пекли пироги, блины, оладьи пряники, расстегаи и кулебяки, даже жаворонки из теста весной. А в Сибири любили выпекать шаньги. Мама моя тоже была большая мастерица печь шанежки. А еще варили всевозможные каши, овсяный кисель, горох.

Из овощей до конца 18 века главенствовала репа – вспомните знаменитую сказку «Про репку» и другую, не менее известную - «Вершки и корешки». Из репы готовили много блюд: парили, варили, клали в пироги, готовили квас. Сажали также капусту, хрен, брюкву – очень полезные для здоровья овощи. У меня брюкву сажали мать и бабушка, а еще фасоль, бобы и горох.

Картошки у русских долгое время не было. И только в 19 веке картошка произвела настоящий переворот в русской кухне.

Использовали издревле и дары леса, а его в России много. Часто на столе бывали орехи, мёд, грибы и ягоды. Сады стали сажать намного позднее. И первым культивируемым деревом стала вишня. Отсюда и знаменитые вишневые сады. Любили на Руси и полакомиться рыбкой и даже икрой, ведь рек у нас много.

Готовили блюда в основном в русской печи – отсюда и своеобразие их, и вкус несравненный и дух. На Севере больше варили щи, на юге – борщи, на Волге пекли замечательные пироги с рыбой, а на Урале и в Сибири, как я уже сказала, шаньги и пельмени. Ели на Руси черный ржаной хлебушко, белый был по праздникам.

После еды принято было подавать заедки на сладкое: ягоды, кисели, мочёную бруснику, пареную репу. Принято было угощать гостей самым лучшим – соблюдалась традиция русского гостеприимства. Говорили так: «Ест человек дома, а в гостях он лакомится». Любили и чаек попить из самовара, как водится, с пирогами да шаньгами – Ведь испокон веков на Руси было принято потчевать гостей пирогами.

Пирог – это символ русского гостеприимства. Пирог – это праздник. И само название его происходит от слова « пир». Ко всякому торжественному случаю выпекался свой пирог, а «глаза помогали его есть», поэтому пекли его затейливым и красивым.

Расстегай с грибами и луком подавали на закуску со штофом водки, горячую кулебяку тоже под водочку, шаньги к кислым щам, к чаю. На Севере России пекли калитки из пресного ржаного теста. Женщины в старину говорили: «Калитки просят восьмерки».

Для изготовления их нужны ржаная мука, вода, молоко, простокваша, масло, соль, сметана и начинка. А начинкой могут быть грибы, всевозможные ягоды - черника, земляника, малина, а также творог, картошка, пшенная каша. Форма калиток может быть овальной, круглой и многоугольной. Подают их к супу и чаю.

Казалось бы, зачем было столько труда вкладывать в пирог? Но пирог - это не только вкусная еда, но и издавна был настоящий душевный праздник, а в праздник всё должно быть красиво. В старину говорили: «Милости прошу к нашему шалашу: Я пирогов накрошу. Откушать попрошу!»

О русских традициях и обычаях можно говорить бесконечно, но я заканчиваю свой скромный труд, надеясь к нему когда-нибудь вернуться.

Занятие в старшей группе ДОУ. Конспект

Цель . Формирование представлений детей о культуре и быте русского народа.
Задачи.
Обучающие:
расширять представления детей о том, как жили люди на Руси;
закреплять знания детей о русской избе.
Развивающие:
развивать коммуникативные умения, творческое воображение, умение работать самостоятельно;
расширять кругозор и эрудицию детей за счет обогащения словарного запаса и ознакомления с предметами старины.
Воспитательные:
воспитывать любовь к Родине;
развивать интерес к истории и народному творчеству своего народа, к его традициям и обычаям, к русскому фольклору;
уважительно относиться к своей работе и работе своих товарищей.
Предварительная работа: рассматривание предметов старины, беседы, занятия, чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций к ним. Разучивание пословиц, поговорок. Отгадывание загадок. Проведение русских народных игр, хороводов.
Оборудование и материалы: иллюстрации русской деревни, старинной одежды, изделий народного искусства, посуды. Посуда, расписанная разными видами росписи, грамзаписи народной музыки, гофрированный картон, цветная бумага, ножницы, клей.

Ход деятельности:

Звучит народная музыка, дети входят в группу. Их встречает воспитатель, который держит на руках Петушка.
Воспитатель.
Здравствуйте, гости дорогие!
Гости званные, да желанные!
Проходите, поудобнее располагайтесь!
Посмотрите-ка, кто к нам сегодня пришёл.
Дети. Петух.
Воспитатель.
Порслушайте, как наш Петушок поёт:
Рано – рано поутру
Петушок: «Ку-ка-ре-ку.
Приди – приди солнышко,
Под моё окошечко.
Засвети щедрее,
Всех согрей скорее».

Воспитатель (рассказ воспитателя сопровождается иллюстрациями).
Ребята, а где петух будит людей?
Дети. В деревне.
Воспитатель . Давайте мы на некоторое время вернёмся в прошлое и познакомимся с бытом русской деревни.
Посмотрите внимательно на эти иллюстрации. (Дети рассматривают). Что вы на них увидели?
Дети. Дома, улица, люди.
Воспитатель . А из чего строили дома в деревне?
Дети. Из брёвен.
Воспитатель. Правильно. Поэтому дома и назывались бревенчатыми. А строили их в лесистых местах, по берегам рек и озёр. Существует такая народная поговорка: «Возле леса жить – голодному не быть». В лесу зверь и птица, смола и дикий мёд, ягоды и грибы. Если лес рядом, то легко добывать пищу.
И травы в лесах лекарственные росли. Люди на Руси лечились только лекарственными травами. Давно человек заметил, что валериана помогает от болей в сердце, липовый цвет от простуды, подорожник и сок березы лечат раны. Вот так лечились люди на Руси.
А жили так: селились рядом родственники и просто соседи. Избы строили большие и просторные. А чтобы обезопасить свою деревню, уберечь от врагов, строили её на холме, чтобы вокруг было всё видно, рыли вокруг ров, заполняли его водой. Строили избы, так!
Было на Руси правило: шел хозяин к соседу: «Приходите, - говорил - люди добрые, помогите мне избу строить». «Непременно придем!» - отвечал сосед. Шел хозяин к другому соседу и тот ему не отказывал в помощи. Наутро, много мужиков собиралось, и вместе с хозяином начинали «рубить избу». А строили такие избы из деревянных бревен. «Рубить избу» - означает строить, а строили ее топорами. На Руси такие мастера были, что могли построить избу без одного гвоздя, так бревна подтесывали и подгоняли, что изба была прочной, никакому ветру неподвластной. Что же касается трудолюбия и старания, то русским людям их всегда было не занимать.
Избу располагали «лицом» к дороге или реке, озеру.
Каждый хозяин старался выстроить избу понарядней. На боковом южном фасаде дома ставилось крыльцо. Выходило оно в сторону улицы. Его поддерживали резные столбы, на которых крепилась кровля. Всё крыльцо украшалось резными ажурными узорами. На крыльцо вели ступеньки. Крыльцо – это как бы «распахнутые руки дома. Оно связывает его с улицей, соседями. Тёплыми летними вечерами люди собирались на крыльце – посидеть, поговорить, обсудить последние новости.
Окна – «глаза» дома. Их украшали резными наличниками и ставнями. Посмотрите, стоит перед нами русская изба, светится на солнце. Сколько в ней красоты, как талантливо всё придумано и сделано.
С. Есенин, восхищаясь красотой русской избы писал:
И теперь, когда вот новым светом
И моей коснулась жизнь судьбы,
Всё равно остался я поэтом
Золотой бревенчатой избы.
Воспитатель. Ребята, а как вы думаете, что люди делали, чтобы прокормить семью?
Дети. Разводили домашних животных.
Воспитатель. Правильно, они разводили скот, птиц: коров, овец, свиней, гусей, кур. Из кожи этих животных люди шили себе одежду, их шерсти пряли пряжу и вязали тёплые вещи. А из лыка плели лапти. Лыко – это кора липы, нарезанная на тонкие полоски.
Ребята, а из чего ели и пили люди? Из чего делали посуду? Не знаете?
Что ж, я вам расскажу. Почти всё в избе делалось своими руками. Всю посуду делали из дерева и глины. Долгими зимними вечерами резали из дерева миски и ложки, долбили ковши, плели лапти и туеса, корзины. Главной кухонной посудой был горшок, который из глины делали мастера, называемые гончарами. В горшке варили супы, каши, кипятили воду, тушили мясо, хранили крупу, муку, масло. В горшках не кисло молоко, не заводились жучки. Горшки могли быть разных размеров: от маленького горшочка на несколько ложек, до огромного горшка, вмещавшего до 2-3-х ведер воды.
По праздничным дням хозяйки ставили на стол свою самую красивую посуду, украшенную народной росписью.
Предлагаю и вам рассмотреть посуду на нашей выставке, украшенную разными видами росписи.
Жили в этих избах большие семьи, до 12 -13 человек. Жили все дружно, с бабушками, дедушками. Давайте мы с вами немного отдохнём и проведём физкультминутку, которая называется «Семья могучая»
Физкультминутка
В одном лесу дремучем Покачать руками над головой – “деревья”.
Жила семья могучая. Сложить ладони в “замок”.
У них был дом огромный Соединить пальцы над головой “крыша”.
И крыша с трубой тёмной. Показ трубы.
Из трубы в колечко дым Круговые движения рук в стороны.
Плим-плим-плим. Прищёлкивание пальцами.
А ещё в деревенских семьях было много детей. Конечно, таких игрушек, как у вас, у них не было. Родители делали игрушки своими руками. Как вы думаете, из чего? (Из дерева, из соломы, глины, тряпочек). Правильно. И в зависимости от того, из чего сделаны были эти игрушки и из какой местности, эти игрушки назывались Богородскими, Дымковскими, Филимоновскими.
А ещё, ребята, люди в деревнях любили играть и водить хороводы. Давайте и мы встанем в хоровод. (Проводится игра – хоровод «Мы на луг ходили»).
Воспитатель. А сейчас мы станем мастерами и построим свою деревню из картона и бумаги. (Дети изготавливают объёмные домики из гофрированного картона, украшают их узорами из цветной бумаги. Готовые дома расставляют на столе – получается деревня).
Воспитатель. В старину в каждой избе обязательно пекли хлеб, пироги и приговаривали: «Красна изба пирогами!» Вот и в нашей деревне пусть будет всегда покой, уют и сладкие пироги.
Приглашаю вас всех на чаепитие с пирогами.

Составила воспитатель: Рябова Елена Авеньевна , МАДОУ «Центр развития ребёнка - детский сад № 378» г. Перми.

Цель: Формирование у детей чувства патриотизма, любви к родному краю, родной стране, людям. Населяющим её.Способствовать усвоению нравственных ценностей. Воспитания интереса к труду взрослых, стремление беречь его результаты.

Задачи:

1. Познакомить детей с тем как начиналось изготовление избы, какие инструменты использовались.

2. Обогащать словарь детей: топор, скобель, долото, пила, тесали, выбирали, валили, сруб, «Кошель».

3. Воспитывать желание познавать культуру своего народа (через пословицы, поговорки).

4. Развивать интерес к познанию народного ремесла

Предварительная работа:

Беседа о предметах, облегчающих труд людей при строительстве домов;

Рассматривание слайдов на экране изображения домов;

Беседа о свойствах и качествах различных предметов;

Рассматривание предметов русского быта;

Рассматривание изображений слайдов убранства русской избы;

Материал к занятию: ИКТ, слайды -иллюстрации с изображением древних городов, музыкальное сопровождение р.н.мелодии, дуга с колокольчиками. Дети в старинной одежде, девочки в сарафанах, мальчики в косоворотках. Деревяные палочки.

Ход НОД:

Хозяйка избы: Приветствие детей в группе и приглашение в гости в деревню.

«На чем можно отправиться в деревню?» (ответы детей: на машине , мотоцикле, лошади и т. п .)

Раз мы отправляемся в старинную деревню, предлагаю поехать на повозке, которую повезет лошадь (над головой поднимаю дугу с колокольчиком, имитируя «тройку» и проговаривая потешку «Еду к бабушке в деревню», (звучит р.н.мелодия ), отправляемся до музейно-образовательного комплекса «Крестьянская изба».

- «Вот мы и приехали! Проходите, гости дорогие, в сени». (Хозяйка избы объясняет, что называли сенями ): «Сенями раньше называли холодную часть дома, где хранили различные инструменты хозяин и хозяйка дома».

Хозяйка избы: (СЛАЙД с изображением убранства в избе)

«Обратите внимание на стены моего дома. Из какого материала они сделаны?» (ответы детей: дерево )

«Правильно! Из дерева. В городе дома строят из камня. Такие дома называются? (ответы детей: каменные ). Мой дом построен из дерева, значит он (ответы детей - деревянный или бревенчатый). Поселения, где жили люди в деревянных домах, так и назывались - «деревни».

Хозяйка избы: Давайте подумаем и ответим на вопрос» «Почему же люди предпочитали строить деревянные дома? (ответы детей: их легко строить. Наш край богат лесом).

(СЛАЙД с изображением строительства домов).

Постройкой дома занимались мужчины. Дело ответственное, физически тяжелое. Давайте, из сеней пройдем в избу и разберем весь процесс строительства дома (дети с хозяйкой избы проходят в дом) «Присаживайтесь на лавки, гости дорогие! Прежде чем поставить дом, надо было выбрать место, пригодное для жилья, чтобы рядом был водоем и лес. А почему деревни строили возле леса и рек? (ответы детей: В реке водится рыба и нужна вода людям). А какие ещё необходимы условия? (ответы детей : деревни строили возле леса. В лесу есть грибы. ягоды, дрова, птицы, животные). А чтобы обезопасить деревню и уберечь от врагов строили её на холме, чтобы всё вокруг было видно; рыли ров и заполняли водой. Ребята, как вы думаете, что люди делали, чтобы прокормить семью? (Разводили скот, птиц: коров, свиней, кур, овец). Как назвать этих животных одним словом? (ответы детей: домашние). Что дают людям животные? (ответы детей: Из кожи животных люди шили себе одежду, из шерсти пряли пряжу, а из лыка плели лапти) . Лыко -это кора липы, нарезанная на тоненькие полоски. (СЛАЙД с изображением лаптей). Ребята, а из чего люди ели и пили? Из чего делали посуду? (Из дерева, глины).

(СЛАЙД с изображением посуды расписной и глиняной)

Как назывались мастера, которые делали посуду из глины? (Гончары).

Хозяйка избы: «Для строительства дома использовали хвойные породы деревьев. Попросим девочек помочь нам. Дидактическая игра «Найди дерево». Среди карточек нужно найти только хвойные породы. Какие вы знаете хвойные деревья (ответы детей- ель, сосна, лиственница).

Хозяйка избы: «Дом из сосны был прочен, мало подвержен гниению из-за смолистости. Крышу строили из осины- она влагостойкая. «Мальчики, вам предстоит построить дом, отправиться в лес. Для работы в лесу нужны инструменты. Какие вы знаете инструменты, которые могут пригодится нам в лесу (дети перечисляют: пила, топор. рубанок)

Хозяйка дома:

Дидактическая игра «Найди нужный инструмент» На столе выложены карточки с изображением инструментов, найдите среди них необходимые нам и принесите.

Для начала, нам нужно свалить деревья. Что нам для этого понадобится?» (ответы детей - пила).

Хозяйка избы: «А чтобы дерево, которое спилили, превратилось в бревно, надо очистить ствол дерева от веток. Для этого нам понадобится другой инструмент-какой?» (ответы детей - топор).

Хозяйка избы: «Полученные бревна доставляют на место постройки. Теперь бревна необходимо зачистить. Нам потребуется еще один инструмент. Назовите его (ответы детей-рубанок). (СЛАЙД с изображением работника с рубанком)

Хозяйка избы: «В старину свалить дерево, очистить ствол от веток и коры могли с помощью одного топора. Есть пословица: «Не взявшись за топор - избы не построишь»

Поэтому, в лес отправимся, взяв только топор. (Имитируем рубку леса) Считалось, что пила рвет ствол дерева, и оно быстро начнет гнить.

После того, как бревна были готовы, начинали ставить сруб. Бревнышко к бревнышку. венец за венцом.

Хозяйка избы представляет макет сруба дома деревянного.

Хозяйка избы «Вот так выглядит сруб дома! Дом можно было построить без единого гвоздя. В бревне вырезалась с двух сторон лунка, в которую опускался последующий венец.» (СЛАЙД с изображением сруба с лунками).

Хозяйка избы: «Получился добротный сруб дома.

«А как же в доме появлялись окна и двери?» (ответы детей: вырубали топором, прорезали и т. д.)

Хозяйка избы: «Правильно! Посмотрите в окна моего дома. Видите, дома моих соседей? Они тоже деревянные, но в тоже время разные. Чем же они отличаются?» (ответы детей - по форме, по крышам, по узорам).

Хозяйка избы: «У нас на Урале, где долгие и суровые зимы, строили дома, когда под одной крышей жили люди, и находилась хозяйственная часть, где обитал домашний скот, хранились лодки и сани.

Дома строились большие, все вместе жили: деды и отцы, внуки и правнуки. (СЛАЙД с изображением больших домов).

Одному страшно, а в ораве всё нипочём.

Дом для человека был существом живым. Дом оберегали, его украшали.

(СЛАЙД с изображением расписных окон)

Посмотрите на окна домов. Как они украшены! В старину глаза назывались «очи», глаз - «око», - отсюда и название - окна. Их украшали «наличниками» и «ставнями». Среди узора из густых ветвей, листьев и цветов мастера изображали сказочных птиц, львов, русалок, которые по крестьянским поверьям, охраняли живущих в доме от злых сил. Но эти наличники и ставни служили не только для красоты. Они защищали окна от дождя и снега, ставни на ночь закрывали. С улицы каждый мог видеть: открыты утром ставни-значит, хозяева встали, а закрыты-значит, ещё спят или их нет дома.

Под крышей -очелье , или лоб ; его тоже украшали. Украшением дома занимались мужчины- плотники. мастера по дереву. С помощью долота вырезали птиц, цветы, дуги, круги и другие узоры (СЛАЙД с изображением расписных домов)

Ребята, а может, вы сами хотите побыть мастерами (Да).

Мы сегодня построим каждый свой дом и украсим его окна и очелье.

Ну что же давайте подготовимся к работе, разомнёмся.

Хозяйка избы: ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ: «Присаживайтесь на свои места. Возьмите с подноса по одному элементу -это половинки дома. поднос для мальчиков и девочек. чтоб сформировались пары. Найдите одинаковые и посмотрите, что получится. У каждой пары получился деревенский дом- деревни. Ребята, люди раньше любили водить хороводы. Давайте и мы поводим хоровод «Мы на луг ходили». А сейчас мы станем мастерами и построим деревню из палочек. У каждого из вас схема постройки дома из палочек. После того, как вы построите дом, сделаете окна и двери, начинайте украшать ставни и очелье с помощью карандашей и фломастеров.

Стоит перед нами рубленая изба, светится как солнце. Сколько в ней красоты и поэзии, как талантливо всё придумано и хитро сделано.

И теперь, когда вот новым светом

И моей коснулась жизнь судьбы,

Всё равно остался я поэтом

Золотой бревенчатой избы

С. Есенин

Хозяйка избы: «Умнички! Наступила пора прощаться. В подарок хочу дать вам конструктор «Строительство избы», чтобы вы могли попробовать сами поставить сруб. Ждет нас повозка для возвращения в детский сад».

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Как жили люди на Руси. ВОСПИТАТЕЛЬ: Кочеткова Наталья Викторовна

Русские люди, жившие много лет тому назад, для своих семей строили избы. Изба (деревенский дом) – самая распространенная постройка того времени. Крестьянин ставил дом прочно, на века. Избу крестьянин строил сам или нанимал опытных плотников. Иногда организовывалась «помочь», когда вся деревня работала для одной семьи. Нам захотелось заглянуть в русскую избу. Какова же была там обстановка? Какая была мебель, посуда?

Оказывается, при входе в избу можно было споткнуться. Знаете, почему? В избе был высокий порог и низкая притолока. Так крестьяне берегли тепло, старались его не выпускать. Главный угол в крестьянской избе назывался «красный угол». В красном углу, самом чистом и светлом, размещалась божница – полочка с иконами. Обеденный стол по православному обычаю всегда ставился в красном углу. За столом вся семья «трапезничала» - принимала пищу.

Вот мы в избе. Центральное место занимает печь. От расположения печи зависела вся внутренняя планировка избы. Печь ставили так, чтобы она была хорошо освещена, и подальше от стены, чтобы не случилось пожара.

В крестьянской избе было много посуды, в основном деревянной. Вся посуда делалась собственными руками. Относились к посуде очень бережно.

Каждый крестьянин умел мастерски плести лапти. Лапти мужчины плели для себя и для всей семьи. Старались сделать их крепкими, теплыми, непромокаемыми.

Женщины-славянки были большие мастерицы: вязали, плели коврики, кружева и полотенца-рушники, шили одежду и украшали ее вышивкой.

Часто девочки собирались в одной избе на посиделки: беседовали, пели песни и работали: пряли, шили одежду, вышивали, вязали варежки и носки для братьев, сестер, родителей, вышивали полотенца, вывязывали кружева.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Как жили люди на Руси?"

В конспекте "Как жили люди на Руси" в интересной форме рассказывается о жизни людей на Руси, о народных традициях, народных костюмах, используется экспериментирование....

Конспект занятия по Развитию речи. "Как жили люди на Руси".

Конспект занятия для старшей группы "Как жили наши предки". Подготовила и провела воспитатель группы №6 Одинцова Магдалина Николаевна....

Сценарий непосредственно- образовательной деятельности для детей от 6 до 7 лет «Как жили люди на Руси».

Цель: формирование патриотических чувств, интересов на основе беседы к культуре и обычаям своего народа, своей стране.Программные задачи: Закрепить знания детей о нашей стране. Воспитывать любо...