Музейная педагогика проект в доу время часы. Презентация урока для интерактивной доски (старшая, подготовительная группа) на тему: Проект "мини-музей часы"

Ольга Григорьева

Доброе утро, день или вечер уважаемые коллеги. Хочу немного рассказать и показать вам фотографии нашего мини музея часов . В нашем детском саду № 25 «Золотой петушок» есть свой мини музей часов , который расположен в фойе на лестничной площадке, возле групп. Музей оказывает бесценное влияние на воспитание детей. Дети получают яркие, на всю жизнь остающиеся впечатления. Знание, полученные в первые годы жизни никогда не исчезают из памяти. В нашем мини - музее находятся разные виды часов : настенные большие и маленькие, наручные мужские, женские и детские , различные будильники и настольные часы. Все эти часики принесли детки и родители нашего детского сада . Основная идея - показать, какими разными бывают часы, познакомить ребят с их историей. В мини -музее собраны сохранившиеся в семьях старинные часы. Ведь любой предмет мини -музея может подсказать тему для интересного разговора.

Дети разных групп знакомились с мини-музеем , при этом в старших и подготовительных группах экскурсии проводили сами ребята, рассказывая о своем вкладе в музей и истории часов принесенных в музей . Так как, этот мини музей находится на площадке возле групп, то его каждый день посещают родители, приходя в детский сад за детьми . Они не редко останавливаются, рассматривая экспонаты, даже присаживаются на диванчик и наверное вспоминают о чем то….

Вот такой мини -музей существует у нас в детском саду !

татьяна величко
Проектмини-музея «Время и мы»

Проект мини – музея

«Время и мы »

1. Визитка музея

2. Пояснительная записка

3. Сведения об участниках проекта

4. Цели и задачи проекта

5. Паспортные данные музея

6. План реализации проекта , работы по созданию мини – музея

7. Тематический план образовательной деятельности в мини – музее

8. Интеграция музейной педагогики в ДОУ

9. Перспективы развития мини – музея в ДОУ

Визитка музея.

Хотим представить вам музей

Замечательных вещей

Эти вещи без сомненья

Всем нужны без исключенья

Время катит чередом ,

Час за часом, день за днем.

Чтобы нам везде успеть,

Нужно в часики глядеть.

На свете много механизмов

Их всех зараз не перечесть,

Но мы сегодня постараемся

Вас в историю увлечь

Устал однажды человек

По солнцу время мерить

И по воде не каждый мог

Обеда час проверить

Да и петух, хоть не всегда

Но мог проспать рассвет.

Сгорала на столе свеча,

А новой больше нет.

И как же быть и как узнать,

Что время есть , что время спать

И вот однажды один мудрец

Придумал схему, наконец,

Собрав детали воедино,

Шепнули часики вот так-

ТИК-ТАК, ТИК-ТАК.

Музей не просто дом вещей,

Музей хранитель тайн

И чтобы всё успеть скорей

Ты время соблюдай !

Пояснительная записка.

Музейная педагогика

Понятие "музейная педагогика", появившееся в начале 1980-х гг., заимствовано из немецкой терминологии. Современная музейная педагогика развивается в русле проблем музейной коммуникации и направлена на решение задач нравственно-патриотического воспитания и активизации творческих способностей личности.

Активное использование музейной педагогики в образовательном процессе помогает приобщать детей к истокам народной и национальной культуры, способствует сохранению народных традиций, воспитанию чувства патриотизма и духовности. Знакомство с музеем позволяет развивать у дошкольников способности к эстетическому созерцанию и сопереживанию, формировать уважение к другим культурам, потребность и способность самостоятельно осваивать окружающий мир.

Часы - это предмет, который необходим нам постоянно. Для одних людей это настенные электронные устройства, другие обходятся мобильным телефоном, третьи носят элегантные часы. Но представить себе жизнь без них невозможно.

История часов измеряется столетиями. Это устройство в течение веков меняло и свой внешний облик, и само содержание. Лунные и водяные, солнечные и свечные, масляные и песочные. Каких только модификаций измерители времени не увидели в далекой древности! Когда появились самые первые, безусловно, сказать точно нельзя. Но доподлинно известно, что уже 4 тысячи лет назад они существовали повсеместно. Чтобы просмотреть смену часов, в нашем дошкольном учреждении создан и используется мини – музей «Время и мы » .

Почему мы назвали мини – музей, конечно потому, что в условиях детского сада невозможно создать музей в реальном его масштабе. И ещё само название мини в нашем случае отражает и возраст детей, и размеры, количество экспонатов, и определённую ограниченность тематики.

В создании мини – музея принимали участие и родители воспитанников. Тесная взаимосвязь с родителями является очень важным условием в воспитании и прикосновении к изучению исторических моментов создания часов.

Участники проекта .

Педагоги ДОУ : Величко Т. Г., Горбанёва Е. А., Константинова В. П., Осипова В. И., Лохмотова Н. П., Ханиян Л. П.

Родители и дети сада приняли активное участие в создании мини – музея, сборе и оформлении экспонатов, а также проведении праздников, экскурсий, викторин.

Классификация проекта :

По доминирующему виду проектной деятельности – комбинированный (исследовательский, творческий)

По составу участников – групповой

По продолжительности – долгосрочный (1 год)

Цель проекта :

Формирование представления у детей о музее, развитие речи дошкольников, Развитие интереса к понятию "время " через отдельные интересные факты и сведения о разных способах и средствах измерения, фиксирования времени . Знакомство детей с историей возникновения часов, с разными видами часов.

Задачи проекта :

1. Развивать математические представления детей старшего дошкольного возраста.

2. Обобщить представления детей младшего дошкольного возраста о характерных признаках времени года .

3. Формировать навыки детей в экспериментально – опытнической деятельности (в живой и не живой природе.)

4. Формировать у детей умения самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания.

В основу решения этих задач положены следующие принципы.

* принцип учёта возрастных особенностей дошкольников;

* принцип опоры на интересы ребёнка;

* принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого;

* принцип наглядности;

* принцип систематичности и последовательности;

* принцип сотрудничества и взаимоуважения;

* принцип связи обучения с жизнью.

Паспортные данные музея.

Характер мини – музея исторический.

Визитная карточка мини – музея «Время и мы »

Перечень экспонатов.

1. Макет «Солнышко»

2. Макет «Вязаный Петух»

3. Макет «Цветочные часы»

4. Макет «Водяные часы»

5. Макет «Огненные часы»

6. «Песочные часы»

7. «Маятниковые часы»

8. «Карманные часы»

9. «Наручные часы»

10. «Механические часы»

11. «Лунный календарь»

12. Макет

13. Макет «Фазы луны»

14. Смена картин по сезонам

15. Табель - календарь

16. Отрывной календарь

17. Перекидной календарь

18. Настольный календарь

19. Настенный календарь

20. Природный календарь

21. Спил дерева

План реализации проекта .

Этапы развития Содержание работы Сроки Ответственный

Первый этап

подготовительный 1)Определить тематику и названия мини – музея коллективу ДОУ совместно с родителями

Сентябрь Воспитатели :

Величко Т. Г. ,

Ханиян Л. П.

2)Определить место для мини – музея

3)Создать оптимальные условия для хранения и

использования музейных экспонатов

4)Определить варианты участия в создании мини – музея родителей и детей

Второй этап

практический 1)Оформление визитной карточки мини – музея

Октябрь - ноябрь Воспитатели :

Величко Т. Г., Горбанёва Е. А., Константинова В. П., Осипова В. И., Лохмотова Н. П. ,

Ханиян Л. П.

2)Подбор описания экспонатов

3) Разработка перспективного планирования мини – музея

4)Разработка ознакомительной экскурсии и конспектов занятий, дидактических игр по мини - музею

5)Разработка досугов, викторин, развлечений по мини – музею

6)Сбор и классификация экспонатов для мини – музея, изготовление макетов В течении года Педагоги,

родители

Третий этап заключительный этап с перспективой на будущее 1)Представить на педагогическом совете разработанные алгоритмы создания мини – музея по выработанной теме Декабрь - май Воспитатель :

Величко Т. Г.

2)Продолжать привлекать родителей в оформлении мини – музея (приобрести часы с кукушкой) Воспитатели :

Горбанёва Е. А., Константинова В. П., Осипова В. И., Лохмотова Н. П. ,

Ханиян Л. П.

3)Продолжать накапливать материалы (экспонаты, дидактические игры, конспекты занятий, развлечения и т. д.) по выработанной тематике Педагоги,

родители

4)Подготовить и провести презентацию продукта проекта

Оценка полученных результатов (мониторинг, выводы) Май Воспитатель :

Величко Т. Г.

План образовательной деятельности

в мини - музее.

Месяц НОД, тема Программное содержание Предварительная работа

Сентябрь Тема : «Знакомство с мини - музеем» Познакомить детей со значением слова «музей» . Закрепить какие бывают музеи. Правила поведения в музее, обращение с экспонатами. Учить детей беречь вещи т. к. завтра они будут историей, а история это и есть музей Рассмотреть иллюстрации музеев. Если есть возможность сходить в музей с родителями. Прочитать литературу, в которой описываются экспонаты

Октябрь Тема : «Из истории часов» Познакомить детей с историей часов. Подвести к пониманию их значения и функции. Закрепить умение выделять особенности предметов, форму, размер, части. Развивать творческое воображение и логическое мышление детей. Учить беречь время . Пройтись по территории детского сада и обратить внимание на то, какие есть в группах часы. Дать задание на дом нарисовать те часы, которые имеются у вас дома.

Ноябрь Тема : Часы «Горящая свеча» Продолжать развивать познавательный интерес. Учить задавать вопросы, определять время одного деления на свече, за которое оно сгорит. Высказывать простейшие аргументированные суждения. Развивать любознательность Понаблюдать за огнём. Рассмотреть иллюстрации, как добывали огонь наши предки. Провести опыт со свечой.

Декабрь Тема : «Время и мы » Познакомить детей с циферблатом, минутными стрелками и секундной. Учить детей беречь время . Развивать наблюдательность, логическое мышление и речь детей. Рассмотреть циферблаты разных часов. Понаблюдать за стрелками. Сколько раз оббегает круг секундная стрелка в минуту. Загадать загадки о времени , часах. Поговорить о поговорках : «Счастливые часов не наблюдают» ; «Делу время , а потехе час»

Январь Тема : «Умная Неделя» Познакомит детей с неделей, что в неделе семь дней. Учить детей слушать рассказ, отвечать на вопросы, громко строить предложения. Последовательно строить свой рассказ. Воспитывать чувство прекрасного, гуманное отношение природе. Загадывание загадок. Чтение сказки «Как портной шил платье для луны»

Февраль Тема : «Красавица Луна» Продолжать знакомить детей с неделей. Познакомить с фазами луны, частями суток. Вращением земли вокруг своей оси воспитывать интерес к изменениям в природе. Формировать у детей математические представления. Дома с родителями провести наблюдения за луной в течении месяца. Сделать зарисовки. Прочитать сказку : «Как портной шил платье для месяца»

Март Тема : «Братья месяцы» Уточнить и конкретизировать представления детей о характерных признаках времён года : изменением образа жизни животных и птиц. Формировать представления детей о том, что в году четыре времени года , по з месяца в каждом. Запомнить названия месяцев. Чтение сказки : «Двенадцать месяцев» , «Старик годовик» , «Синичкин календарь» , «О чем говорили месяцы?» . Рассмотреть иллюстрации с временами года .

Апрель Тема : «Вращение Земли вокруг солнца» » Познакомить детей с планетой Земля, Солнце. Закрепить и уточнить знания детей более длинного отрезка времени годом ; что вращение Земли вокруг Солнца меняют на земле времена года . Дать представление о Солнце, как о самой яркой звезде. Воспитывать любовь к планете Земля. Загадывание загадок. Чтение сказки : «У Солнышка в гостях» . Рассматривание макета земли – ГЛОБУС.

Интеграция музейной педагогики в ДОУ

ОРГАНИЗОВАННАЯ ФОРМА ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ В МИНИ –МУЗЕЕ «ВРЕМЯ И МЫ » НОД

1. Познание (математика)

2. Познание (природный мир)

3. Коммуникация (развитие речи)

4. Познание (конструирование)

5. Художественное творчество (аппликация, рисование)

СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 1. Экспериментирование

2. Проектирование

3. Развлечения, досуги, викторины

4. Детские творческие выставки

5. Создание экспонатов от каждой семьи

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 1. Игровая

2. Предметная

3. Театрализованная

4. Творческая

5. Поисковая

6. Общение

7. Рассматривание фотографий, иллюстраций

Выводы :

Музей – это дитя таланта и профессионализма. Организация музея – это своеобразный спектакль, который требует талантливого режиссера, который сможет охватить своим замыслом все слагаемые музея : суть, предмет, информацию, изображение и т. д.

Думаем, вы согласитесь с тем, что мини-музей в ДОУ может стать сегодня самым совершенным институтом воспитания, ведь современные музеи в детских садах представляют ценность не только музейными экспозициями и наличием экспонатов, но, прежде всего, содержанием проводимой воспитательной работы с детьми, в данном случае, работы по воспитанию духовно-нравственных, культурных, образованных граждан Отечества, способных самостоятельно и творчески осваивать многообразную и многонациональную культуру России.

Таким образом, мини-музеи, созданные руками педагогов, воспитанников и их родителей, становятся интерактивными, а значит близкими и понятными каждому ребенку. Все это позволяет воспитывать в дошкольниках чувство гордости за общее дело, свою группу, детский сад, семью и малую Родину.

Перспективы развития мини – музея.

Для дальнейшего формирования у детей мы планируем продолжить накапливать материал – экспонаты, дидактические игры. На участке предполагаем, изготовить солнечные часы, на клумбе посадить цветочные часы.

Для закрепления полученных знаний у нас имеются дидактические игры «Мои первые часы» , «Все о времени » , «Цветочные часы» , «Времена года »

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Бутурлиновские детский сад общеразвивающего вида №1»

ПОДГОТОВИЛА:БОРЩЕВА Е.А.

Паспорт мини-музея часов «Тик-так»

ВВЕДЕНИЕ
В МКДОУ Бутурлиновском детском саду № 1 в течение нескольких лет мы разрабатываем и внедряем различные образовательные технологии. В частности, успешно используем метод проектов. Один из наших проектов «Мини-музеи в детском саду».
Почему мы создали мини-музеи. Часто ли наши дети бывают в музеях? Мы провели опрос родителей, и выяснили, что большая часть воспитанников детского сада ни разу не была в музее. Причины самые разные. Во-первых, мы находимся далеко от областного центра, где размещено много музеев. Во-вторых, многие родители считают, что дошкольникам еще рано посещать такие учреждения: «Малы и ничего не поймут, чего зря время тратить». И, в-третьих, многим папам и мамам просто не приходит в голову идея такой экскурсии. Как же привлечь внимание родителей к музеям? Прямая агитация здесь вряд ли поможет. Поэтому для начала мы решили создать собственные мини-музеи в групповых помещениях.
Что такое мини-музей. Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому мы назвали их «мини-музеями». Часть слова «мини-» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики. Детсадовские мини-музеи с начала своего существования интерактивны. Любой мини-музей содержит экспонаты, которые можно трогать, нюхать, рассматривать. С экспонатами можно играть, а при желании даже взять домой на время. И эта особенность, безусловно, очень привлекает детей. А раз у них появляется интерес, обучение становится более эффективным. К тому же мини-музей для ребенка – это что-то свое, родное, так как дети принимают непосредственное участие в его создании. Они с гордостью показывают экспонаты и рассказывают о них.
Тематика мини-музеев может быть различной.
Важная особенность этих элементов развивающей среды участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею: они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты. Ребята из старших групп проводят экскурсии для младших, пополняют их своими рисунками. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок лишь пассивный созерцатель, а здесь он соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
Размещение мини-музеев. В любом детском саду существует проблема свободных помещений. Для расположения мини-музеев использовались различные части групповых комнат, «раздевалок», спальных комнат, стены у входа в группу и т.п. Одно из требований, предъявляемых к расположению музеев, было следующим: каждый из них обязательно должен вписываться в интерьер помещений. Экспонаты располагались на полках, стеллажах, приобретенных или изготовленных родителями, прикреплялись к стенам, стояли на полу.
Возраст детей. Содержание, оформление и назначение мини-музея обязательно отражали специфику возраста детей данной группы. Мини-музеи постоянно пополняются новыми экспонатами. Здесь же размещаются детские работы, выполненные совместно со взрослыми.

Цели и задачи мини-музея:

реализация направления «Музейная педагогика»;
обогащение предметно-развивающей среды ДОУ;
обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами;
формирование у дошкольников представлений о музее. Расширение кругозора дошкольников;
развитие познавательных способностей и познавательной деятельности;
формирование проектно - исследовательских умений и навыков;
формирование самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания;
развитие творческого и логического мышления и воображения.

Принципы, которые учитываются в процессе создания мини-музеев:
интеграции - мини-музеи должны учитывать содержание образовательной программы ДОУ и помогать в реализации ее общих задач и задач отдельных образовательных областей, в частности, "Социализация", по воспитанию у детей патриотических чувств;
деятельности и интерактивности - мини-музеи должны предоставлять воспитанникам возможность реализовать себя в разных видах детской деятельности (использовать экспонаты в сюжетно-ролевых играх, создавать поделки и включать их в общую экспозицию и т. д.);
природосообразности - мини-музеи должны быть созданы с учетом психофизиологических особенностей детей разного возраста и предусматривать условия для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка;
научности - представленные экспонаты должны достоверно отражать тематику мини-музея, объяснять различные процессы и явления в рамках выбранной темы научным и в то же время доступным для ребенка языком;
гуманизации и партнерства - мини-музеи должны предлагать условия для всестороннего развития ребенка, поощрения его инициативности, творческой деятельности в рамках субъект-субъектных отношений в системе "взрослый - ребенок", "ребенок - ребенок";
культуросообразности - мини-музеи должны быть ориентированы на приобщение детей к мировой культуре, общечеловеческим ценностям через освоение ценностей и норм национальной культуры в ходе непосредственно образовательной деятельности в музейном пространстве;
динамичности и вариативности - экспозиции мини-музеев должны постоянно дополняться и обновляться с учетом возрастных особенностей детей группы;
разнообразия - наполнение мини-музеев экспонатами, разными по форме, содержанию, размерам, отражающими историческое, природное и культурное разнообразие окружающего мира;
регионального компонента - мини-музеи должны предусматривать организацию работы с детьми по ознакомлению их с культурным наследием региона, а также культурой других народов, что способствует развитию толерантности и формированию чувства патриотизма. Заключительный этап предусматривал подведение итогов работы, открытие мини-музеев в ДОУ, организацию выставки для родителей и гостей детского сада, отражающей тематику мини-музеев и содержание работы с детьми в музейном пространстве.

Этапы проекта «Мини-музеи в детском саду». В процессе создания музейного комплекса сотрудникам детского сада пришлось попробовать себя и в роли дизайнеров, художников, и в роли музееведов, историков. Всю работу можно разделить на три этапа.
1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП. В начале работы коллектив группы (дети, воспитатели) вместе с родителями определяют тему и название мини-музея, разрабатывают его модель, выбирают место для размещения. Воспитатель защищает собственный подпроект, который строится по следующей схеме: оформление (чертеж-схема), описание (оборудование, экспонаты), название первой ознакомительной экскурсии, перспективы развития, варианты участия в его создании детей и родителей.
2. ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП (ИЛИ ЭТАП РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА). Взрослые и дети, следуя своим моделям, создают мини-музеи в группе. Большую роль в этом процессе играют родители, которые приносят экспонаты, помогают в оформлении. На последней стадии этого этапа воспитатели вместе с детьми разрабатывают содержание экскурсий по своему музею, причем сами дошкольники предлагают, что именно они считают нужным рассказать о своих мини-музеях. Желающие становятся экскурсоводами.
3. ПРОВЕДЕНИЕ КОНКУРСА НА ЛУЧШИЙ МИНИ-МУЗЕЙ \ подведение итогов работы, открытие мини-музеев в ДОУ, организация выставки для родителей и гостей детского сада, отражающей тематику мини-музеев и содержание работы с детьми в музейном пространстве \.

ЗНАЧЕНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МИНИ-МУЗЕЕВ
Мини-музеи в группах позволяют воспитателям сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей. Экспонаты используются для проведения различных занятий, для развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка. Любой предмет мини-музея может подсказать тему для интересного разговора. На базе мини-музеев можно организовать кратковременные (часто однодневные) выставки, «экспресс-выставки». Дошкольников разных групп можно знакомились с мини-музеями своих «коллег». При этом в средних, старших и подготовительных группах экскурсии проводят сами ребята, а в младших обо всем рассказывали воспитатели, хотя и малыши пытаются в меру своих возможностей обратить внимание посетителей на те, или иные предметы.
Экспонаты музеев постоянно используются воспитателями для работы с детьми по разным блокам программы, для ознакомления с окружающим миром. После каждого занятия дошкольникам предоставляется возможность самостоятельно рассмотреть экспонаты, задать вопросы педагогу.
Главное, мы достигли своей цели: как во время создания мини-музеев, так и после этого многие родители посетили с детьми «настоящие» музеи г.Воронеж, о чем дошкольники потом с удовольствием рассказывали друг другу и воспитателям. Мини-музеи стали неотъемлемой частью развивающей предметной среды нашего детского сада.

Цель:
Средствами мини - музея осуществляется воспитание, обучение, развитие и социализация воспитанников ДОУ.

Задачи:
1. Включить педагогов, детей и родителей в творческий процесс по созданию и пополнению мини – музея.
2. Обеспечить безопасные, психологически-комфортные, эстетические и здоровьесберегающие условия;
3. Способствовать формированию представлений о разновидностях часов;
4. Расширять кругозор воспитанников.
5. Повысить статус ДОУ и его конкурентоспособность.

Адресность

Мини - музей предназначен для воспитанников и родителей воспитанников ДОУ, где проводится НОД по образовательным областям с детьми дошкольного возраста; досуги и развлекательные мероприятия в музыкальном зале, с использованием экспонатов музея.

Работа в музее строится на общепринятых принципах работы.

Формы деятельности музея:
- НОД;
- тематические досуги;

Взаимодействие педагогов и родителей воспитанников.
1. Беседа с родителями о музейной педагогике.
2. Изготовление родителями экспонатов.
3. Совместное творчество бабушек, мам и детей.
4. Консультация для родителей.

ПАСПОРТ МИНИ-МУЗЕЯ
"ТИК-ТАК"

Наталья Ляхненко
Детско-родительский творческий проект. Мини-музей часов «Делу время-потехе час»

Этапы проекта :

1. Подготовительный этап.

2. Практический этап (или этап реализации проекта .)

3. Заключительный этап.

Подготовительный этап : В начале работы мы (дети, воспитатели) вместе с родителями определили тему и название мини-музея , выбрали места для размещения на педагогическом совете. Мини -музей получился индивидуальный, и по оформлению и по содержанию.

Практический этап (или этап реализации проекта ) : Следуя своей модели, мы создали мини-музей в группе . Большую роль в этом процессе сыграли родители, сотрудники которые приносили экспонаты, помогали в оформлении. На последней стадии этого этапа мы вместе с детьми разрабатывали содержание экскурсий по своему музею.

Главное, мы достигли своей цели : как во время создания мини-музея , так и после этого многие родители посещали с детьми «настоящие» музеи - о чем дошкольники потом с удовольствием рассказывали друг другу и воспитателям. Мини -музей стал неотъемлемой частью развивающей предметной среды нашей группы и всего детского сада .

Экспонаты мини – музея используются для проведения различных занятий по развитию речи, формированию элементарных математических представлений, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребёнка.

Наш мини- музей «Делу время – потехе час » гармонично соединился с интерьером группы. Экспонаты располагаются на стене и стеллажах. Они постоянно дополняются.

Благодаря проекту , мы получили возможность «погружения» в информативную, новую для них предметную среду, возможность сопереживания общих впечатлений с родителями, другими детьми и взрослыми, возможность продуктивного отражения полученных впечатлений, переживаний в детской и совместной с родителями, воспитателями творческой деятельности (изобразительной, интеллектуальной, речевой – накоплен достаточно богатый словарный запас, развивается связная речь, ручная умелость, мышление и т. д.

МИНИ-МУЗЕЙ «ЧАСОВ »

Цели проекта :

Сплотить коллектив детей, воспитателей и родителей;

Расширить представления о содержании музейной культуры;

Создать условия для творческого

Познакомить дошкольников с историей возникновения часов , календарей.

Задачи проекта .

Формирование у детей интереса к коллекционированию.

Развитие представлений о времени у дошкольников .

Активизация познавательной сферы ребенка.

Воспитание бережного отношения к экспонатам.

Пополнение экспонатов.

ПАСПОРТНЫЕ ДАННЫЕ

Наименование музея : Мини-музей «Часов »

Профиль музея : познавательный, творческо-информационный .

Продолжительность проекта : долгосрочный.

Участники проекта : дети, воспитатели, родители воспитанников.

Цель : сплотить коллектив детей, воспитателей и родителей;

Расширить представления о содержании музейной культуры;

Создать условия для творческого общения и сотрудничества воспитателей, родителей и детей;

Познакомить дошкольников с историей возникновения часов , календарей.

Задачи :

Привлечение родителей к культурно – досуговой деятельности деятельности детского сада ;

Расширение кругозора детей с помощью информационной и экскурсионной деятельности;

Обогащение предметно-развивающей среды детского сада ;

Включить родителей и детей в поисково-исследовательскую работу, сбор информации по заданной теме; развивать познавательную активность детей;

Приобщение дошкольников к общечеловеческим ценностям.

В основу решения этих задач положены следующие принципы :

Принцип учета возрастных особенностей дошкольников;

Принцип опоры на интересы ребенка;

Принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого;

Принцип наглядности;

Принцип последовательности;

Принцип сотрудничества и взаимодействия.

Актуальность темы.

Создание мини – музеев в детском саду является одним из источников приобщения детей к сокровищам истории, культуры, искусства.

Дошкольники способны воспринимать и оценивать реальное и воображаемое, сюжеты старины и современности .

Тема : «Делу время – потехе час » возник в соответствии с реализацией «Программы воспитания в детском саду » по разделу «Формирование элементарных математических представлений» - блок : ориентировка во времени .

Силами педагогов и родителей были собраны экспонаты для нашего музея : разные виды часов и календарей .

Сделать этот мир понятным и интересным для каждого ребёнка и было задачей данного проекта . В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини – музее не только можно, но и нужно. Разрешается менять, переставлять экспонаты, брать в руки, рассматривать. В обычном музее ребёнок – лишь пассивным созерцатель, а здесь он соавтор, творец экспозиции . Причём не только он сам, но его семья.

Одно из требований, предъявляемых к расположению музея, было следующим : он обязательно должен вписываться в интерьер помещения. И мы попытались органично «вписать» музей в интерьер нашей группы. Экспонаты располагаются на полках, стеллажах, изготовленных родителями.

Возраст детей. Содержание, оформление и назначение мини -музея отражает специфику возраста детей данной (средней) группы.

Мини -музей постоянно пополняется новыми экспонатами.

Разделы и экспонаты :

В мини-музее представлены : Природные часы (солнце, петушок) ;часы древних времен (песочные часы, солнечные часы, водяные часы, огненные часы) ; современные часы .

Площадь, занятая под экспозицию : мини -музей организован в 2014 году. Под экспозицию выделена площадь на втором этаже детского сада в старшей группе.

Руководитель музея : Ляхненко Наталья Петровна.

Структура управления музеем :

Руководитель музея планирует, координирует, контролирует работу в музее.

ПОЛОЖЕНИЕ О МИНИ-МУЗЕЕ

«ЧАСОВ »

МБДОУ детский сад № 25

1. Общие положения

1.1 Музей является одним из источников приобщения детей к сокровищам истории, культуры, искусства. Работа музея тесно связана с различными формами воспитательно – образовательного процесса дошкольного учреждения.

2 Цели и задачи

2.1 Музей способствует пониманию ценности времени в жизни человека ; формированию представления о единицах измерения времени- секундах , минутах,часах.

2.2 Задачами музея являются :

Сделать этот мир понятным и интересным для каждого ребенка

Приобщение родителей и воспитателей к социокультурным ценностям.

3.1 Актив музея проводит следующую работу :

Изучает литературно – исторические источники, соответствующие профилю музея;

Систематически пополняет фонды музея, путем активного поиска, используя различные формы поисковой работы (привлечение к поисковой деятельности родителей воспитанников дошкольного учреждения);

Обеспечивает сохранность музейных предметов;

Создает и обновляет экспозиции, стационарные и передвижные выставки;

Проводит экскурсионную работу для воспитанников дошкольного образовательного учреждения, их родителей, педагогов.

Оказывает содействие в использовании экспонатов и фондов музея в воспитательно-образовательном процессе дошкольного учреждения.

4. Руководство работой музея

4.1 Работа музея организуется на основе самоуправления. Педагогическое руководство работой музея осуществляется педагогом, назначенным приказом заведующего по решению педагогического совета дошкольного учреждения.

ПЛАН РАБОТЫ ПО СОЗДАНИЮ МИНИ-МУЗЕЯ

1. Подготовительный этап Педсовет 1. Определение темы и названия музея.

2. Выбор места для размещения

2. Практический этап Сбор изготовление экспонатов. Оформление выставки. Индивидуальная работа с детьми (подготовка экскурсоводов) . В течение года Создание мини-музея

3. Подведение итогов Экскурсии в мини -музее В течение года Создание пополнение мини-музея

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ МУЗЕЯ

1. Экскурсии, просветительская работа.

2. Работа с родителями.

3. Пополнение музея экспонатами.

4. Театрализованные досуги.

5. Составление альбома участников создания мини -музея и каталога экспонатов.

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ МИНИ-МУЗЕЯ ЧАСОВ

Сентябрь Октябрь Ноябрь

«История часов »

Непосредственно образовательная деятельность в подготовительной группе «Определение времени по часам » .

Опыты экспериментирование

1.«Часы и время »

Цель : Развивать способности ребенка, понимать ценность времени в жизни человека ; формировать представления о единицах измерения времени – секундах , минутах, часах.

«Изготовление солнечных часов » .

Цель : продемонстрировать через перемещение тени движение Земли вокруг Солнца. Чтение литературных произведений : «Часы с боем» , «Часы с кукушкой» , «Петушок» , «Сказка о потерянном времени » , загадки, потешки, считалки.

Дидактическая игра

«Кто больше занят?»

Цель : Закреплять знание детей о разных видах часов , их строении. Расширять ориентировку в окружающем, развивать сообразительность.

Декабрь Январь Февраль

Рисование «Нарисуй часы, которые ты бы хотел иметь» .

Цель :Закрепить умение выделять особенности (циферблат, стрелки) . Развивать воображение, творчество .

Роль родителей в реализации проекта .

Участие в сборе экспонатов

Развлечение «История часов , или какие бывают часы?» .

Консультация «История возникновения часов » , «Восточный календарь» , «Календарь на глиняном сосуде» .

Досуг :

«Путешествие в мир часов » .

Цель :Закрепить знание детей об истории часов ; подвести к пониманию их назначения и функции; закрепить умения выделять особенности предметов (форму, размер, части, определять признаки материала; научить устанавливать причинно – следственные связи между назначением (узнавать время ) и строением (песочные, карманные и т. д.) ; подвести к пониманию, что часы человек создал для облегчения своей жизни.

Март Апрель Май

Викторина :

«Какие бывают часы»

Цель : расширить представление ребенка об окружающем мире; о приборах, измеряющих время , - часах. 1. Дидактические игры. «Каждому предмету свое время »

Цель : закреплять умение определять, к какому времени относится предмет – прошлому или настоящему.

2. Дидактическая игра

«Выбери, что нужно для часов »

Цель : развивать логическое мышление, сообразительность.

«Путешествие в страну часов »

Цель : закрепить с детьми как люди узнавали время до изобретения часов ; какие самые большие и верные часы в России, где часы изготавливаются, как узнавать время по часам , как человек должен относится к часам.

Создание в группе мини-музея "Часов и календарей" прекрасный способ привлечь внимание и заинтересовать воспитанников. Деятельность мини-музея позволяет расширить кругозор детей и даёт возможность обогатить представления дошкольников о времени. Кроме того, экспонаты мини-музея обогащают предметно пространственную развивающую среду новыми формами работы с детьми, создают благоприятные условия для усвоения воспитанниками чёткого представления о времени.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 9 комбинированного вида» Руководитель мини-музея воспитатель Захарова Е.А.

Идея создания в группе мини-музея «Часов и календарей» возникла не случайно. Дело в том, что дети от природы – прирожденные маленькие исследователи окружающего мира. От того насколько активно ребёнок будет проявлять интерес к окружающему, зависит развитие его познавательной, интеллектуальной активности и любознательности, восприятие учебного материала в целом. Средства музейной педагогики помогают нам привлечь внимание и заинтересовать воспитанников. Кроме того, создание в ДОУ мини-музея в настоящее время актуально, поскольку расширяет кругозор детей, даёт возможность обогатить знания дошкольников об окружающем мире, помогает формированию проектно-исследовательских умений и навыков. А также обогащает предметно-пространственную развивающую среду новыми формами работы с детьми и их родителями. Важная особенность мини-музея заключается в том, что его создание происходит при участии детей и тесном взаимодействии с семьями воспитанников. Дети могут принимать участие в обсуждении тематики мини-музея, приносить из дома экспонаты. Экспонаты мини-музея используются для проведения образовательной деятельности, развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка. А любой предмет мини-музея может стать темой для интересного разговора. Время – это одна из важнейших составляющих реальности, в которой мы существуем. Ориентировка во времени жизненно необходима дошкольнику в будущем. Но категория времени не дана уму ребёнка изначально. Представление о нём возникает в процессе жизни на основе личного опыта. А специфические особенности времени как объективной реальности затрудняют его восприятие детьми. Деятельность мини-музея «Часов и календарей» делает формирование представлений о времени предметом специального внимания детей, создаёт благоприятные условия для усвоения воспитанниками чёткого представления о времени.

Создание специальных условий для развития интереса к понятию «время» через отдельные факты и сведения о разных способах и средствах измерения, фиксирования времени. Формирование у воспитанников представлений о музее. Формирование представлений о времени и способах его измерения. Знакомство воспитанников с историей возникновения часов и календарей, с различными их видами. Формирование проектно-исследовательских умений и навыков. Формирование умения самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания. Вовлечение родителей и детей в поисково-исследовательскую деятельность, сбор информации по данной теме, экспонатов для мини-музея. Формирование у воспитанников привычки рационального использования времени. Обогащение предметно-пространственной развивающей среды группы.

Принцип доступности знаний и представлений об окружающем мире. Принцип индивидуальной направленности (основанного на личностно-ориентированном подходе к каждому ребёнку, с учётом возрастных и психофизиологических особенностей). Принцип сочетания обучающего компонента с развивающим. Принцип прочности усвоения знаний (реализующийся за счёт подбора интересного и разнообразного материала). Принцип интеграции работы с различными направлениями развития детей (познавательное, речевое, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное). Принцип наглядности (тщательного отбора материала, обусловленного возрастными возможностями детей). Принцип соединения обучения с развитием самостоятельности, познавательной активности. Принцип мотивации (поддержания у детей интереса к изучаемому материалу). Принцип сотрудничества и взаимодействия с семьями воспитанников.

Музейный материал В экспозиции мини-музея собраны предметы прошлых лет (часы, календари, плакаты, панно). Оформление мини-музея Музейные экспонаты данной коллекции располагаются на горизонтальных и на вертикальных поверхностях: столе, стене и полке; находятся в свободном доступе. Экспонаты можно переставлять, брать в руки и рассматривать. Коллекция постоянно пополняется. Коллекция мини-музея Экспонатами являются часы (настольные, наручные, будильники, часы-сковорода, электронные, часы-украшения, песочные и другие); календари (отрывные, перекидные, карманные, настенные), самодельное панно – календарь; плакаты - времена года и месяцы, «Моя неделя», части суток, «Календарь гномов». Есть экспонаты часов, изготовленные детьми и их родителями.

Проведение экскурсий на тему: «Путешествие в страну точного времени», «Какие бывают часы (календари)?», «Необычные часы (календари)» и др. Организация коммуникативной, познавательной (ФЭМП), познавательно-исследовательской деятельности с элементами игры, направленной на развитие: представлений о времени, его текучести, периодичности, необратимости; чувства времени, внимания, памяти, интеллекта, эмоциональной сферы ребёнка. Творческие задания: составление рассказов о часах (календарях), сделанных своими руками и принесённых на выставку. Исследовательская деятельность: создание моделей водяных, солнечных часов, знакомство с секундомером и песочными часами (измерение временных отрезков – секунд, минут). Игры-развлечения: «Расставь цифры на часах», «Впиши пропущенные цифры» и др. Игры-путешествия: «Как люди придумали часы?», «Какими раньше были часы?», «Как возникла семидневная неделя?», «Древние календари», «Главные часы России», «Знаменитые часы разных городов». Интеллектуально-творческие игры: «Как определить, сколько времени?» и др. Продуктивная деятельность: изготовление коллажей, рисунков, поделок, аппликаций часов и календарей: «Часы исполнения желаний», «Календарь дней рождения детей группы», «Календарь праздников в детском саду» и др.