Какие устные семейные предания сохранились в семье. Семейное предание

Из глубины веков.

Истории и легенды моей семьи.

Семейное предание о том,

как «дедка Панюша» корову искал.

Мой папа, Князев Александр Николаевич, родился в 1951 году. В детстве он был активным и любознательным, общаясь со своими дедушками и бабушками, запоминал много рассказов.

Было это давно, ещё при единоличных хозяйствах. Жил здесь, в селе Успенском, мой прапрадед, Демин Павел Семенович, и была у него сестра Евдокия. Выдала Евдокия замуж единственную дочь. Уехали молодые далеко, в город Орск, что на Южном Урале, и долго от них не было никаких вестей. Скучно стало Евдокии и одиноко.

Вот и решила она завести себе помощницу по хозяйству. Пришла к старшему брату Павлу и просит, чтоб тот отдал ей на воспитание девочку: «Много у тебя девок, а у нас никого не осталось, одни мы уж не один год живем».

Шел 1922 год. Тяжело было дядьке решиться расстаться с одной из девочек. Старший сын Иван остался молодым и вдовым. Жена его, Наталья, умерла вторыми родами, оставив дочку Аннушку трех лет. Второй раз жениться еще не успел, только вернулся с гражданской войны. Почти 4 года воевал в армии командарма Тухачевского, прошел всю Украину и Польшу. Вернулся домой, а дома одни девки. Да все маленькие, не помощь, а одна обуза. Вот на семейном совете и решили отдать в семью Евдокии самую младшую Марию. Ей тогда 12 лет было. Уже многую работу по дому могла делать, так что хорошая помощница будет, ну, а дальше посмотрим. Как порешили, так и сделали. Пошла Марюшенька жить в чужой дом. Но чтоб никто не осудил, дали за ней приданое, главным в этом приданом была корова, еще молодая, хорошо доилась и очень смирная. Вот отвезли все это в дом Евдокии на другой конец села, на Долгий порядок. И вроде всё успокоилось.

Марюшенька живет с новыми родителями. Отец ее Павел при случае ее навещает. Проходит год…..

Вдруг весной с Урала возвращается дочь Евдокии. Одна, без мужа. Говорит, что будет жить с родителями, что не сошлись с мужем характерами. Ну, приехала, так приехала, родную дочь на улицу не выгонишь.

Пошла Евдокия к брату Павлу. Вот, что, мол, у нас приключилось в семье, забирай Марию назад. А приданое уже все растрачено. Зерно, картофель, мука - все съедено. А главное - вдруг пропала Буренка. Павел принял назад свою младшую дочь Марию. Про корову ничего не сказал, но сразу съездил в соседнее село Кардавиль к Путилиной. Путилина ездила по всем селам одна на своей лошади, и при ней были книги, завернутые в большие красивые платки. С этими книгами она никогда не расставалась. Эта Путилина славилась на всю округу тем, что могла через свои способности узнать любую тайну. Вот приехал к ней Павел, поговорили они о его беде, пропавшей корове. После этого он пошёл к сестре и еще раз расспросил, как пропала корова. Сестра снова рассказала, как увели корову со двора. А на дворе уже начало зимы было, выпал первый снег. Вокруг двора осталось много следов, да все отпечатки валенок большого размера, видно, много воров было, и грузные мужики тяжело ступали. Пошел Панюша по следам, а они ведут в соседнюю деревню Крутец, тут недалеко, чуть больше версты. А у Павла были в каждом селе друзья-приятели. Знали его в округе, ведь он был старостой успенского прихода. У одних погостил, с другими поговорил. Корова большая, ее в лукошко не спрячешь. На Крутце соседки увидали, что новая корова завелась у одних хозяев. Вот и подсказали Павлу. Пошел Павел к новому хозяину коровы, расспросил, откуда она у него. А, надо сказать, нрав у Панюши был крутой, боялись его. И рассказал хозяин, что не воровал он коровы, а продала ему ее Евдокия. Поговорили они, и забрал Павел свою корову назад. Накинул на рога корове веревку и повел ее той же дорогой с Крутца в Успенское и прошел мимо окон своей сестры Евдокии. Пусть, думает, видит. Та увидала, но даже не вышла, потому что застыдилась. С тех пор брат и сестра больше не роднились. А вся тайна была в том, что на корову Евдокия обула валенки, да так и увела на Крутец. Вот никто и не смог разглядеть, куда следы ведут. А «дедка Панюша» эту тайну разгадал!

На своем дне рождения папа рассказывал о своих предках. Хочу записать все, что запомнила, чтобы не забыть. Такие вещи стоит знать.
Моя бабушка, папина мама Людмила Александровна, носила редкую фамилию Самосская. Дело в том, что она происходила из священнической династии; а выпускникам семинарий, как известно, фамилии давало начальство при выпуске. Я, правда, затрудняюсь объяснить, к какому именно времени относится эта практика и какой надобностью она была вызвана. Но дело это известное.
Фамилии сочинялись в буквальном смысле как бог на душу положит: от церковных праздников (Успенский, Вознесенский и т.п.), от разных церковных предметов (Антиминсов), от учебных дисциплин (Алгебров) и просто от разных благозвучных (а иногда и не очень благозвучных) латинских, греческих или церковнославянских слов. Так вот, семейное предание гласит, что однажды пятерым семинаристам за отличные успехи в учебе присвоили красивые фамилии, образованные от греческих островов: Самосский, Фаросский, Родосский, Хиосский и, видимо, Лесбосский. Среди этих пятерых был и мой предок.
NB: Есть, кстати, известный библиограф по фамилии Родосский - видимо, его предок был из этой же компании.
Прапрадедушка Николай Самосский первым нарушил семейное обыкновение - не пошел в семинарию, а стал врачом и дослужился до главврача московской Басманной больницы. Его сын, а мой прадедушка Александр (названный, видимо, в честь царя) вообще выбрал интересную профессию - пошел в Институт Путей Сообщения, что в то время было примерно как в тридцатых годах пойти в летчики. На железной дороге он и проработал всю жизнь.
Во время гражданской войны Александр Николаевич жил и работал на Украине, не помню, где именно. Он был уже женат и имел троих детей. С гражданской войной связано несколько семейных легенд. Есть история о том, как, когда город занял атаман Шкуро, А.Н. ходил к нему заступаться за нескольких железнодорожных рабочих, которых Шкуро собирался повесить за большевизм. Большевикам прадедушка совершенно не симпатизировал, но этих людей знал с хорошей стороны и не хотел, чтобы их вешали. Миссия увенчалась успехом, и эти люди потом на коленях прадедушку благодарили.
Еще рассказывали, что Петлюра вызывал прадедушку к себе и предлагал ему пост министра путей сообщения Украины, но прадедушка отказался - и, как потом выяснилось, правильно сделал.
При советской власти прадедушка однажды едва не оказался посажен, но спасся благодаря уму и сообразительности. Работал он тогда в Курске начальником участка. И вот замечает он, что вокруг него коллег начинают сажать одного за другим. Недолго думая, дедушка выясняет, где требуются железнодорожники его специальности, связывается с потенциальным работодателем где-то очень далеко - чуть ли не в Сибири, снимается с места и уезжает вместе с семьей. Посадки тогда происходили "кампаниями"; та кампания была местная, локальная, и на новом месте его никто не трогал.
Что касается прабабушки, то ее девичья фамилия была Шапошникова. Она была родом с Украины, но не украинка, а из семьи старообрядцев, в свое время уехавших туда от гонений - на Украине со свободой совести было как-то полегче. Через несколько поколений они воссоединились с официальной церковью, но остались на Украине. Торговали они скотом и на этой торговле весьма разбогатели. Отец прабабушки владел значительной частью Кривого Рога (в то время там еще не открыли руду). Но незадолго до революции Шапошниковы из каких-то соображений все свои земли продали - и, как вскоре выяснилось, правильно сделали.
Прабабушка и ее сестра Елена Ивановна обе рисовали и стремились к карьере художниц, причем прабабушка, как говорят, рисовала лучше. Но она рано вышла замуж, нарожала детей и в семейных хлопотах живопись забросила. Елена Ивановна тоже вышла замуж, но детей у нее не было, и она смогла стать профессиональной художницей.
Ее муж, Николай Иваненко, был интересный человек - богатый помещик и флигель-адъютант императрицы (!) После революции ему могло бы прийтись худо; но он, тоже отличаясь умом и сообразительностью, написал сам себе справку, что служил управляющим своим собственным имением, и с этой справкой всюду проходил за "служащего". Проработал он до самой смерти обычным служащим в каких-то советских учреждениях, и никто его не трогал. Умер он вскоре после войны от рака желудка.
И сама Елена Ивановна (тетя Лена) была женщина неординарная. Во-первых, она, как уже сказано, была профессиональным художником. У нас сохранились ее картины, большинство, на мой взгляд, так себе, но некоторые вполне хороши. Для заработка сочиняла детские книжки в стихах и сама их иллюстрировала (книжки, честно говоря, очень плохие. На уровне тогдашней (20-е гг.) массовой литературы, который был ой-ой-ой.)
А еще она была изобретательницей, но какой-то не слишком удачливой. Сконструировала кастрюлю с двумя отделениями, в которой можно готовить одновременно и первое, и второе - но так и не решила, что делать, если первое уже готово, а второе - еще нет. Придумала стол, который на ночь убирается в стену: родные не могли понять, зачем - но это, думаю, потому, что они никогда не знали настоящей тесноты, а в классических коммуналках, где люди спали под столами и т.п., такая мебель была бы очень кстати. Но это изобретение тоже как-то не пошло.
Еще она была очень верующей и оставила в наследство потомкам толстенную рукопись, где подробно описала все происшедшие с ней в жизни чудеса. Чудеса по большей части бытового свойства: ехала в монастырь - достался последний билет в кассе, решила погадать на Евангелии - открылось именно на строчках, наиболее подходящих к ситуации, и т.п.
NB: Интересно, что в этом клане было по меньшей мере два открыто и активно религиозных персонажа - Елена Ивановна и моя бабушка Л.А. Активных - т.е. регулярно ходящих в церковь, ездящих по монастырям и всяким святым местам и т.п. Да и все остальные, насколько я понимаю, придерживались тех же убеждений. Но, насколько мне известно, никаким преследованиям за веру никто из них никогда не подвергался.
У прадедушки Александра Николаевича было трое детей: дядя Шура (1910 г.), моя бабушка (1912 г.) и дядя Вася (1916 г.).
Дядя Вася был человек со странностями и с интересной биографией. Он окончил Институт связи, но по специальности не работал, можно сказать, до старости. А занимался тем, что ходил в парк Сокольники и профессионально играл в домино на деньги. Этим и жил. Только уже в хрущевские времена, когда вышел указ о тунеядцах, дядю Васю какой-то сосед устроил в Дом звукозаписи. Там дядя Вася занялся теорией звукозаписывающего дела, быстро пошел в гору, защитил сперва кандидатскую, а затем и докторскую.
Во время войны он был на фронте и пережил немало приключений. В начале войны, отступая, оказался в окружении: из окружения можно было выбраться по мосту, который простреливался - командир их отряда, еврей, понимавший, что в плену ему точно ничего не светит, пробежал по мосту и остался жив и на свободе, а остальные побоялись и попали в плен. Их погнали на Запад: однажды, когда они остановились на ночлег в какой-то деревне, немцы загнали пленных в сарай и заперли, но еще не успели поставить конвой: тогда дядя Вася отодрал какую-то доску и сбежал.
Когда он добрался до своих, его, как побывавшего в плену, отправили в штрафбат. В штрафбате он был ранен, получил медаль и довоевал до конца войны уже в обычных войсках.
Семьи у него, насколько я понимаю, не было. С родными он почти не общался, а когда общался - всех удивлял странноватым поведением и высказываниями: например, на похоронах отца изумил брата Шуру и прочих родственников словами: "Ведь я у покойного был единственный сын" :-]
Самое интересное, что эти странные слова потом получили документальное подтверждение: через некоторое время, разбирая семейный архив, нашли ветхую справку, в которой черным по белому было сказано, что дядя Вася освобождается от каких-то там обязанностей, "поскольку является единственным сыном престарелых родителей". :-]]
После смерти прадедушки дядя Вася совершенно потерял контакт с семьей, и мы даже не знаем, жив ли он сейчас.
Дядя Шура на фронте не был, а проработал всю войну камуфлятором (т.е. маскировал разные объекты, раскрашивая их под цвет земли, деревьев, облаков и т.п.); хотя, по словам папы, художественных способностей не имел ровно никаких. Видимо, тоже проявил ум и сообразительность.
Однако и в его жизни не обошлось без приключений. Первым браком он был женат на некоей Жене Радченко: эта Женя бросила его и ушла к КГБшнику со зловещей фамилией Черножуков, и этот Черножуков увез ее куда-то в Среднюю Азию. Однако вскоре она в нем разочаровалась, начала тайную переписку с прежним мужем и в конце концов начала слезно его умолять приехать и спасти ее. Он приехал, они тайно встретились и договорились уехать вместе, она потихоньку собрала вещи и ушла из дома, до самого отхода поезда они где-то прятались от ревнивого КГБшника... в общем, история была романтическая. Правда, вместе после этого прожили недолго. Вскоре развелись, и вторым браком дядя Шура женился на ленинградке по имени Ирина Михайловна, пережившей блокаду. Своих детей от нее у дяди Шуры не было, но была падчерица Нина, которая жива и сейчас.

С отцовской стороны мой прапрапрадед [Прапрапрадед (~1730-~1800) → прапрадед Леонтий (~1770-~1840) → прадед Максим Леонтьев сын Файдыша (~1800-~1860) →дед ушка Степан Максимов сын Файдыш (1826-1898) → отец Петр Степанович Файдыш (1854-1905)] был молодцом, красивым запорожским казаком. Пора-то в ХVIII веке была смутная, военная, и попал он в плен то ли к туркам, то ли к крымским татарам. Там ему за непокорность отрезали кончик языка, сделали рабом и называли его Файда .

Прожив на чужбине порядочно лет и высмотрев красивую полонянку или турчанку [Эта была типичная история. Писатель Константин Георгиевич Паустовский (1892-1968), считавшийся потомком запорожских казаков, писал: «До того как дед стал чумаком, он служил в николаевской армии, был на турецкой войне, попал в плен и привез из плена, из города Казанлыка во Фракии, жену - красавицу турчанку». (Паустовский К. «Повесть о жизни». Том I. - М.: Современный писатель, 1992. с. 10)] , мой предок бежал с нею и поселился на Украине. С той поры и пошел наш род Файдышей. Один старичок, знающий турецкий язык, переводил эту фамилию как “я сам”, а будто по-татарски Файда означает губная азбука, немой, без языка .

Была родственница, которая знала всю историю Файдышей, но, к несчастью, она уже умерла. Из ее рассказов помню только, что в детстве она восхищенно наблюдала, как братья казаки-Файдыши поили на речке лошадей в синих жупанах с красными кушаками,

а жили они тогда под Сумами в городе Мирополье. А казачество Мирополья относилось к Сумскому полку. И поэтому фамилия предков была Файдыши-Сумские. [В 1816 г, название Слободское казачье Войско упразднено, а Казаки по правам приравнены к государственным крестьянам. КАЗАЧИЙ СЛОВАРЬ-СПРАВОЧНИК, А.И. Скрылов, Г.В.Губарев] .

В детстве мы любили разматывать легендарный кушак дедушки. Он был в несколько метров. Играть оружием его турецким тоже было неплохо.

Прадедушка мой Максим Леонтьевич занимался книжной торговлей в Мирополье и был известен как знаток книжного дела. Старшего сына Степана [Сохранилось СВИДЕТЕЛЬСТВО 1847 ГОДА, ИЮНЯ 2-ДНЯ : Сим свидетельствуем, что Курской губернии Суджанского уезда Заштатного города Мирополья у Казенного Крестьянина Максима Леонтьева сына Файдыша родился сын Стефан 1826-года Августа 1-дня и крещен того же числа, коему были восприемники Заштатного же города Мирополья жители казенные крестьяне Осип Иванов сын Михайличенко и Григория Сумца жена Ульяна Осипова дочь; таинство крещения совершал Священник Роман Мировицкий; треба сия записана в метричной книге Заштатного города Мирополья Соборно-Вознесенской Церкви Августа 1-дня 1826 года под N o: 24 м . В чем с приложением церковной печати и подписуемся Миропольской Соборно-Вознесенской Церкви Благочинный Священник Василий … ] он направил в Москву для расширения книготоргового дела.

Со стороны бабушки моей Любовь Александровны Шматковой, супруги Степана Максимовича Файдыша, дело было так. Происходила она из богатой семьи казаков Шматко (Шматковых). Отец её, Александр Шматко, работал управляющим у графа на Украине и был женат на итальянке из Венеции - гувернантке детей графа. Она была очень красива: черные глаза, иссиня-черные волосы. В семействе Шматко было двое детей: Любовь (моя бабушка) и Николай.

Однажды Александр Шматко вёз в шкатулке деньги, заснул и потерял шкатулку. Он был честнейшим человеком, ему поверили и пропажу шкатулки простили. Однако должности управляющего он был лишён и имение графа вместе с семьёй покинул. Всю оставшуюся жизнь мой прадедушка Александр Шматко очень бедствовал с семьей. Он и жена рано умерли, оставив дочь Любу с маленьким братом Колей на руках.

Любовь Шматкова была красива и внешне походила на мать итальянку: синие глаза и с синеватым оттенком волосы цвета воронова крыла, вырезанные ноздри. Волосы были такие густые и длинные, что она их выстригала в середине и несколько раз укладывала вокруг головы корзинкой.

1852-53 гг. Семья Файдыш: Степан Максимович с женой Любовью Александровной и дочерью Марией

Тут-то дедушка мой Степан Максимович, будучи молодым и преуспевающим, завоевал сердце бабушки моей Любовь Александровны полуитальянки, полуукраинки. Когда они поженились, то у них была уже дочка Мария [Мария Степановна Файдыш, в замужестве Воронина (1850-1914)] .

В середине ХIХ века Степан Максимович переехал с семьей из Мирополья в Москву и имел в Москве книжные склады. Торговля в Москве шла неплохо: если в 1853 году он - Московский мещанин Кадашевой Слободы Степан Максимов сын Файдыш , то уже в1857 году - купец [«КНИГА АДРЕСОВ ЖИТЕЛЕЙ МОСКВЫ, СОСТАВЛЕННАЯ ПО ОФИЦИАЛЬНЫМ СВЕДЕНИЯМ И ДОКУМЕНТАМ К. НИСТРЕМОМ» ежегодно в ХIХ веке переиздавалась и обновлялась. Впервые находим в 1857 году: «Файдыш Степан Максимович , 3 гильдии купец, Пятн. часть, в Садовник., дом Долганова». Далее в 1862 году: «Файдышев Степан Максимович , 3 г. куп., Пятн. ч., Голиковск. пер., д. Глебова». В 1863 году: «Файдышев Степан Максимович , 2 г. куп., Яуз. ч., 5 кв., в Никитск. пер., д. Мотылева №4». В 1865 и 1866 годах: «Файдышев Степан Максимович , 2 г. куп., Яким. часть, 5 кв., в Мал. Устинском пер., д. Ягодниковой». В 1867 и 1868 годах: «Файдышев Степан Максимович , 2 г. куп., Пятн. ч., 2 кв., в Овчинниках, д. Шерупенова»] .


Семья Степана Максимовича ФАЙДЫШ по 10 ревизии 1858 года. В книге Найденов Н.А "Материалы для истории московского купечества". Т.5-9. М.1887-1889 по 10 ревизии Кадашевской слободы, под № 101 находим: 1858 года февр. 28 - 3 гильдии купец Степан Максимович Файдыш 31; с 1854 г. из мещан; у него сыновья: Петр 4; Степан 2 1/2, у него, Степана Максимовича: жена Любовь Александровна 26, дочери - Марья 7, Александра 6 м. (правосл.)

Дети в семье Степана Максимовича и Любовь Александровны Файдыш умирали один за другим. Из восемнадцати остались только трое: Мария, Пётр (мой папа) и Степан. Все отличались блестящими способностями.

Жило семейство на Канале (говорилось Канава ) . [Водоотводный канал - сооружен в Москве в 1785 году для борьбы с наводнениями и образует как бы петлю, которая превращает одну часть Замоскворечья в остров. Канал (или канава , как его зовут в Москве) начинается у Бабьегородской плотины (плотина поддерживает высокий уровень воды выше храма Христа Спасителя) и заканчивается шлюзом ниже Краснохолмского моста. («По Москве» Репринтное воспроизведение издания М. и С.Сабашниковых от 1917 года. М. 1991. с. 307-308)]. Жили весело, хотя Степан Максимович и был самодуром. Характер у него был тяжёлый и властный. Детей он воспитывал строго: будил в шесть часов утра, а если не вставали, то подносил к пяткам горящую свечу. За столом дети должны были сидеть молча. Если кто заговорит, то того он бил ложкой по лбу говоря: “Остолоп осиновый лоб ”. Любил кутнуть, был высок, прям и тонок. Один раз, запирая склад, забыл там маленького Петю (моего папу), и тот в холоде и страхе провёл всю ночь и отморозил себе щёки.

1872 год. Любовь Александровна Файдыш, урожденная Шматкова

Жена его быстро располнела - была очень тучная, и они ездили с дедушкой на разных извозчиках. Однажды она провалилась, будучи беременной, в бане с верхней полки, но осталась жива. Была очень экспансивна. Как-то на вечере какой-то “кум” соблазнял её, но Любовь Александровна взяла вилку, проткнула себе грудь, говоря, что скорей умрёт, чем изменит своему мужу. Фамилию нашу бабушка произносила: “Хвайдыш ”. Она хорошо и вкусно готовила. На последней фотографии бабушка очень полная женщина. Умерла она рано от неправильного обмена веществ в организме. [В Москве на Даниловском кладбище на могильном памятнике следующая надпись: Любовь Александровна Файдыш , урождённая Шматкова , скончалась 20 февраля 1873 г. Жития ея было 41 год. Вечная ей память. И муж ея Степан Максимович скончался 17 мая 1898 г. Жития его было 75 лет].

1874 год. Степан Максимович Файдыш

Дедушка Степан Максимович после смерти жены еще раз был женат, но, кажется, неудачно. Под старость он жил у нас (у папы и мамы), а потом у маминой сестры в селе Черкизово по Казанской ж.д. Дожил Степан Максимович до 70 слишком лет, любил горилку. Казачья жажда подвига проявлялась у дедушки в активном желании помочь при тушении московских пожаров, нередко вопреки желаниям пожарников.

Степан Максимович часто вспоминал о былых подвигах казаков-предков, любуясь саблей и пикой, прикрепленных к ковру на стене. Где теперь его турецкое оружие, перешедшее от предков и знаменитый красный кушак-шарф, в который мы играли в детстве - неизвестно.

А брат бабушки Николай Александрович Шматков - был акционером в Товариществе “Скороход”, но о нем я расскажу подробнее.

О НИКОЛАЕ АЛЕКСАНДРОВИЧЕ ШМАТКОВЕ

Э тот дядя [- потомственный почетный гражданин. Большой. Кисловский переулок, дом Колокольцевой . («Вся Москва». Адресная и справочная книга на 1901 год. Москва. 1901. Издание Суворина.)] был миллионер. Он был одним из основателей обувной фабрики “Скороход” и нажил на этом капитал.

Первая его жена умерла, оставив ему дочку, кажется, Настеньку. Тетя Мариша (Мария Степановна Воронина) её воспитывала.

Вдруг он встретил энергичную немку Оттон (или Отон), на которой женился. Она была легкомысленна и увлеклась моим красивым отцом. Марии Степановне не понравилась эта шумливая немка, и она своими подозрениями поделилась с дядей Шматковым. А тот тогда порвал все отношения с папой, поссорившись с тетей Маришей, продолжал жить с Отон. Имел от неё двух сыновей: Александра [Александр Николаевич Шматков - потомственный почетный гражданин. Б.Кисловский, 4. Директор Товарищества “Больт и К°”, присяжный поверенный. («Вся Москва» на 1916 год. Адресная и справочная книга города Москвы. ХХХIII-й год издания.)] и Николая [Николай Николаевич Шматков - Б.Кисловский, 1. («Вся Москва» на 1916 год. Адресная и справочная книга города Москвы. ХХХIII-й год издания.)] .

Когда папа заболел, то тетя Мариша обратилась к своему дяде за помощью, так как её мама Любовь Александровна (моя бабушка) его вырастила. И как тогда говорилось “вывела в люди” [Николай Александрович Шматков , 2 гильдии купец. Пречистинская часть, 5 квартал, в Гагаринском пер., д. Шлиппе. (Московская памятная книжка или адрес-календарь жителей Москвы на 1868 год… Москва. 1868.)]. Н.А.Шматков обещал помочь, но помогал недостаточно, поэтому основные вклады внесла тетя Мариша - Мария Степановна Воронина.

Любезная племянница привет тебе мой!

Мне нужно с тобой видится, и говорить о Пете [Петр Степанович Файдыш] . Что с ним делать. Приезжай в Москву на Ильинку магазин А.Больт и Кº против купеческого банка Торговля Резиновыми Изделиями в четверг 20 сего месяца от 10 часов утра до 12 часов дня. Если не успеешь, то приезжай в субботу 22 сего месяца на том же месте часы те же, тогда перетолкуем обо всем.

И.К.Полякова я сегодня видел и просил его о Пете он обещал сделать что возможно. Пусть лечится, еще буду говорить с бухгалтером их С., что мы сделаем - не знаю. Народ сухой нужд чужих не признают, обязанности своей не признают, живет отказами. Не живешь и не работаешь, не получаешь - и платить не за что. Они со своей стороны правы.

Очень сожалею, что бросил службу, а при службе очень бы помог Петру, а теперь что сделаешь, когда концы с концами только при благополучии сводим. Душой болею об этом я.

Ты сказала, что приготовили 3 мальчиков в гимназию, то я согласен платить за них. Кажется плата 60 руб. с мальчика в год всего 180 р., и Пете и прочее я могу выдавать еще 120 рублей. Итого триста рублей в год, что и просили к свиданию. Если это необходимо, то я готов это дать, но служить только деньгами, хитрить и обманывать не могу - головы нет на плечах.

До свидания. Целую. Дядя твой Н. Шматков

Удельная

После смерти Н.А.Шматков всё своё состояние оставил жене Отон, а она после своей смерти шуточную сумму оставила дяде Стёпе и ничего нам. Где дети и что с ними стало неизвестно. Могила его громадное гранитное сооружение пошла на дело - на набережную.

При этом, нередко читатели думают, что пишущие в основном делятся тем, что было в их жизни. Но ведь нельзя все время писать о себе, это какую жизнь-то надо прожить, чтобы все это испытать! Особенно если это касается рубрики «Непознанное». Потому, пользуясь случаем, хотелось бы поблагодарить своих друзей, родственников и просто случайных знакомых, которые делятся со мной своими (или от кого-то услышанными) историями. Иногда и правда, случаются весьма курьезные случаи.

Однажды в гостях у подруги я познакомилась с женщиной, которая недавно переехала в Якутск из одного северного района. Этот район некогда процветал как один из промышленных, но в последние годы в связи с закрытием горнодобывающей промышленности пришел в упадок и совсем захирел. Многие жители районного центра, бросив благоустроенные квартиры, которые никто не хотел или не мог купить, уехали, так сказать, на материк. В первое время эти дома стояли пустые, затем туда начали вселяться люди, которые жили в худших условиях, часто самоволкой, без ордеров. Многие квартиры, по слухам, пустуют до сих пор. А так как свято место пусто не бывает, в тех домах поселились, по рассказу этой женщины, самые настоящие привидения. Причем они до того обнаглели, что появлялись средь бела дня и даже вмешивались в жизнь жильцов. К примеру, стоит ничего плохого не подозревающая жиличка и крутит на мясорубке фарш для котлет, и вдруг за ее спиной возникает призрак и спрашивает: «С перцем, да?» И куда присобачить такой рассказ? Кто мне поверит, что такое на самом деле было? Мало того, что привидения приходят не в часы, так сказать, «своей работы», а сверхурочно, да еще к тому же разговаривают, что, по мнению парапсихологов, им строго-настрого запрещено, ну и самое главное: это совсем-совсем НЕ СТРАШНО!

Но, тем не менее, я как без пяти минут эзотерик по крохам, по крупинкам собираю то, из чего можно написать что-то стоящее в эту рубрику. И никогда ведь не знаешь, в каком месте услышишь то, что про себя тут же наметишь: «О, это надо написать!» Вот, к примеру, совсем недавно, сидя за праздничным веселым столом, услышала одну историю.

Драка со старушкой-привидением

История эта произошла в одном из Вилюйских улусов. Моей подруге исполнилось всего два или три месяца, когда в поселке, где они тогда жили, сразу несколько детей заболели менингитом. В то время в улусе не было квалифицированных врачей, не хватало лекарств... Конечно, медики районной больницы делали все возможное для спасения детей, но силы были неравными. Дети умирали один за другим. В больнице родителям девочки так и сказали: надежды практически никакой.

Опечаленные, они вернулись домой и увидели, что две старшие девочки ждут их на улице, сидя на завалинке. Прошло несколько беспокойных дней, родители почти каждый день мотались в райцентр в больницу, надеясь, что дочери-крошке стало лучше, но увы! Потом кто-то из них все-таки заметил, что каждый раз, приходя домой, они обнаруживают девочек на улице. Видимо, дети боялись оставаться одни, без взрослых, в доме, в который, кстати говоря, они заехали совсем недавно. Стали расспрашивать: мол, в чем дело, вас кто-то напугал, чего боитесь? Оказалось, когда в доме нет взрослых, они видят какую-то маленькую старушку, которая каждый раз появляется из-за угла, а не заходит, как все люди, в дверь. Старуха очень злая, смотрит недобрым взглядом и постоянно что-то бормочет под нос. А что она бормочет, девочки не понимали. Тут, наверное, надо сказать, что семья переехала в Вилюйск, на родину мамы, из промышленного района, дети росли с русскими ребятишками и по-якутски плохо понимали.
Сами взрослые ничего не слышали и не видели, пока однажды не произошел случай, после которого глава семейства из атеиста в одночасье превратился в верующего человека.

Накануне мужчина работал в ночную смену и днем спал. В доме никого не было. И тут ему снится страшный сон. Из дальнего угла, которого так боялись его дети, вдруг появляется маленькая старушонка в старинной якутской одежде, на голове повязан синий платочек. Старушка подходит к его постели, долго так разглядывает его... и начинает на него карабкаться. Сама кожа да кости, маленького роста, а уселась верхом, будто какую-то глыбу сверху навалили – ни вздохнуть, ни повернуться. Он вроде как проснулся и хочет спросит: кто такая, что тебе от нас нужно? Но голос как будто прилип к гортани, и мужчина не может произнести ни звука. Он хочет свалить на пол зловредную старушонку, которая вроде что-то там прошамкала: мол, я за дочкой твоей младшенькой, по ее душу пришла... Тут мужчина очень рассердился, ему каким-то образом удалось встать с кровати. И тут между ними произошла самая настоящая схватка не на жизнь, а на смерть. Он понимал, что на кону жизнь его дочери: если он проиграет в этой драке, старуха заберет жизнь малышки. Поэтому во что бы то ни стало он должен ее одолеть! И ведь он ее победил. Старуха, шипя от злости, убралась в угол и растаяла там. Когда отец подруги пришел в себя, он обнаружил в комнате страшный беспорядок – значит, он вовсе не спал, и все это произошло на самом деле. Вот тогда он поверил своим детям. Вскоре они оттуда переехали в другой дом.

Кстати, эту старушку в тот же день увидела и мать подруги. Она дежурила у постели больной и случайно заснула. И снится ей, как открывается дверь и заходит маленькая старушка в синем платочке, низко повязанном на голове и закрывающем все лицо. Она начинает шнырять по всей палате, как будто кого-то ищет. Подходит поочередно ко всем койкам, а они-то уже пустые, вот она и бормочет: «Я тут уже взяла, и тут взяла...» Затем – о ужас! – она подходит к кровати, где лежит пока единственный живой ребенок, и протягивает костлявые руки... Потом почему-то отдергивает их и отчетливо так говорит: «Нет, ей пока рано со мной...» Мать в ужасе проснулась, потрогала лоб дочери, который был всегда горячим, и почувствовала, что температура ушла. Дежурный доктор, осмотрев девочку, очень удивился, что болезнь вдруг пошла на убыль, кризис миновал, и девочка выздоравливает. Единственная из всех заболевших.
Этот случай остался в качестве семейного преданья, которое рассказали, детям когда они стали почти взрослыми.

Призрак-спаситель

А это семейное предание мне рассказала молодая женщина. Когда она училась в 11-м классе, на рождественские каникулы, она отпросилась в гости к подруге с ночевкой. Подруга жила в том же доме, только в другом подъезде. Девочки сначала, как водится, немного погадали, потом долго разговаривали и легли спать довольно поздно. Подруга быстро уснула, а ей почему-то не спалось. Она долго ворочалась в постели и только под утро забылась тяжелым сном. И снится ей, как будто открывается дверь и входит ее покойный отец, который погиб в автомобильной катастрофе, когда она еще была маленькая. Он будто бы чем-то очень взволнован и без всяких лишних слов начинает ее будить: иди, мол, домой! Сейчас же! От испуга она просыпается и долго не может прийти в себя. В комнате уже светает и, конечно же, никого нет. Она поворачивается на другой бок и пробует заснуть, но сон не идет. В голове отчетливо звучит требовательный голос отца: «Иди домой!» И она решает идти домой, благо, что он рядом. Девочка наспех одевается и прибегает домой, открывает дверь своим ключом и входит в квартиру.

«До сих пор помню этот момент, - рассказывает она потом. – Дома было тихо, чисто, слышно было, как капает вода из крана... Но в то же время было что-то гнетущее, какой-то запах беды и одиночества, если можно так выразиться. Я, не разуваясь, бегу в комнату к матери. Она, повернувшись к стене, спит. Я поворачиваю ее к себе, и мне в глаза бросается ее неестественная бледность. С криком: «Мама, мама!» начинаю ее будить и не могу добудиться. Бегу к соседке, с которой мама дружила, та прибегает и вызывает скорую помощь. Маму увозят в больницу, и только потом я узнаю, что если бы я пришла, как обычно, в обед, то ее просто не успели бы спасти от инсульта.

ФИЛОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА. PHILOLOGY AND CULTURE. 2016. №4(46)

УДК 81 "27:398(470.56)

СЕМЕЙНЫЕ ПРЕДАНИЯ КАК ОТРАЖЕНИЕ ОБРАЗА ЭПОХИ

© Лариса Ильина

THE IMAGE OF THE EPOCH IN FAMILY STORIES

The image of the epoch as a description of people"s lifestyle and activities, their environment and surroundings, characteristic features of their communication and behavior in certain regions of our country has received little attention. Passed from one generation to another, family legends are stories about family members and events connected with them. They are within the framework of language, culture and history, thus being of special interest for those who study the image of the epoch. Besides rich factual material, family legends contain information about the respondent"s background knowledge, which is manifested in his or her understanding and interpretation of the historical, cultural and national realia of the described events, transmitting the image of the epoch. The author points out the following characteristic features of the image of the epoch: material (geographical, historical, technical objects, and household items) and ideal objects (historical dates, traditions and their description, names, dates and facts about events known only to the narrator). All these can be found in family stories.

There exists a tradition of keeping records of individual family stories: Byzantine and Roman Chronicles, medieval chronicles, Russian genealogies, Polish and Western Ukrainian silva rerum. The purpose of our research is to study family legends of the people from Orenburg and the Orenburg region. We conclude that the respondents" interest in the history of their family tends to decline depending on age.

Keywords: legend, family stories, image of the epoch, features of the image of the epoch, verbal work.

Образ эпохи как описание ряда устоявшихся форм жизни и деятельности людей, среды их обитания, окружающей обстановки, характеризующих особенности их общения и поведения в отдельных регионах нашей страны, изучен недостаточно. Семейные предания - рассказы о членах одной семьи и событиях, связанных с ними; поверья и легенды, переходящие от одного поколения семьи к другому - находятся в рамках языка, культуры и истории и тем самым представляют особый интерес для изучения образа эпохи. Кроме богатого фактологического материала, семейные предания содержат в себе информацию о фоновых знаниях респондента, которые проявляются в понимании и интерпретации исторических, культурных и национальных реалий описываемых событий и передающих образ эпохи. Признаками, несущими информацию об образе эпохи, автор считает материальные (географические, исторические и технические объекты, предметы быта) и идеальные объекты (даты исторических событий и их описание, описание традиций; имена, даты и описания событий, известных только рассказчику), содержащиеся в семейных преданиях.

Несмотря на наличие традиции ведения записей истории отдельных семейств, включая византийские и римские хроники, средневековые летописи, российские родословцы и поколенные росписи, польские и западноукраинские silva rerum, исследование, целью которого было изучение семейных преданий жителей Оренбурга и Оренбургского региона, выявляет тенденцию снижения интереса респондентов к истории своего рода в зависимости от возраста.

Ключевые слова: предание, семейные предания, образ эпохи, признаки образа эпохи, речевое произведение.

Образ эпохи - многоплановое понятие, получившее широкое распространение, но не имеющее однозначного толкования. Чаще всего это понятие встречается в искусствоведческом научном дискурсе, где многочисленные работы посвящены изучению образа эпохи конкретного исторического лица (например, образ эпохи Ивана IV), или периода времени, отмеченного выдающимися событиями (образ революционной

эпохи), или образа эпохи, представленного в произведениях деятелей искусства (образ эпохи в поэзии А. А. Ахматовой).

Образ в самом широком понимании - форма репрезентации чего-либо, результат реконструкции объекта в сознании человека; понятие, являющееся неотъемлемым моментом философского, психологического, социологического и эстетического дискурсов.

В философии образ - одно из ведущих понятий материалистической диалектики, форма существования материального в идеальном, форма сложного обобщения субъективного и объективного. В Средние века в религиозной философии образ Бога выступал как проекция некой сущности, составляющей самого человека. В «Повести временных лет», древнерусской летописи XII века, образ часто употребляется как синоним несобственного внешнего обличия - «в образе медвежьем» [Повесть временных лет, с. 56].

Образ противопоставляется вещи, образ объективен по своему содержанию в той мере, в какой он верно отражает вещь, но образ объекта никогда не исчерпывает всего богатства его свойств и отношений: оригинал богаче своей копии. Также образ противопоставляется символу: «... символ указывает на выход образа за собственные пределы, на присутствие некоего смысла, нераздельно слитого с образом, но ему не тождественного [Бердяев, с. 250]. Таким образом, образ является выражением смысла [Аверинцев, с. 155-161].

Образ в гносеологическом дискурсе непосредственно связан с семиотическо-языковыми средствами выражения - от визуальных знаков до условных знаков-символов в современной науке [Новая философская энциклопедия].

В психологии мысленный образ - результат абстрагирующей деятельности субъекта, способ репрезентации объекта субъекту. В чувственно данных образа воспроизводятся внешние свойства, связи, пространственно-временные отношения объектов, которые определяются непосредственным взаимодействием с субъектом [Гальперин, с. 138].

В настоящее время работа с большими массивами данных выполняется компьютерной техникой, и информационные технологии заставляют по-новому осмыслить многие понятия. Так, в описании информационных систем образ - это воспроизведение объекта, любые сведения о нем или его описание, сходное по структуре, но не совпадающее с ним, образ - это порядок, способ, организация данных.

В социологии используется понятие образ жизни (лат. modus vivendi) как прочно укоренившаяся форма бытия человека в окружающем мире, проявляющаяся в его деятельности (трудовой, учебной, общественной), в его интересах, убеждениях. Modus vivendi - латинское выражение, изначально обозначающее предварительное соглашение между сторонами, которые договаривались о возможности существования рядом каких-либо противных сторон. Часто modus vivendi описывает неформальные и временные

договоренности в политических делах; условия и способ мирного сосуществования.

Эпоха в историческом пространстве всегда меньше, чем эра. Эпоха - это длительный период времени, отмеченный знаковыми событиями. Древнегреческое епохц означало задержку, остановку в счете времени, значительный момент [Фасмер, т. 4, с. 454].

В современном понимании эпоха - это промежуток времени, выделяемый по тому или иному характерному явлению, событию. Существует много словосочетаний, вошедших в научный дискурс: эпоха феодализма, петровская эпоха, эпоха великих географических открытий, каждое из которых раскрывается в сознании носителей языка рядом коннотаций.

Образ эпохи в нашем исследовании - воспроизведение в устном или письменном рассказе ряда устоявшихся форм индивидуальной, групповой жизни и деятельности людей, их среды обитания и окружающей обстановки, характеризующих особенности их общения, поведения и склада мышления и указывающих тем самым на определенный временной период.

Образ эпохи фиксируется в научных и художественных текстах и проявляется в материальных и идеальных объектах. Описание материальных или идеальных объектов, отражающих образ эпохи, содержится в текстах, которые создает человек. Изучение отражения образа эпохи становится результатом целенаправленного изучения массива текстов, при котором важна фиксация каждого незначительного, даже случайного, упоминания в тексте какого-либо объекта. К материальным объектам, упоминаемым в текстах и несущим информацию об образе эпохи, мы относим:

Географические объекты (континенты, страны, города, улицы, моря, реки, горы и т. п.),

Исторические объекты (памятники истории и культуры),

Технические объекты (техника, транспорт, средства связи),

Предметы быта (мебель, одежда, пища);

к идеальным:

Даты исторических событий и их описание,

Описание традиций, обычаев, общеизвестных праздников,

Имена и характеристики исторических личностей,

Имена, даты и описания событий, известных только рассказчику и значимых только для него, но содержащих характерные признаки эпохи.

Любые тексты, независимо от цели их создания, содержат в себе явные и скрытые указания на принадлежность к той или иной эпохе. Среди множества текстов особый интерес представляет изучение семейных преданий, в которых отражается, с одной стороны, образ эпохи, история страны, а с другой - быт и неповторимые оттенки внутрисемейных отношений.

Нами поставлена цель собрать и изучить семейные предания жителей Оренбургского региона. Главная сложность, связанная с изучением семейных преданий, - их преимущественно устный характер, то есть с уходом представителей старшего поколения семейные предания забываются. Поэтому мы стараемся привлечь внимание подрастающего поколения к проблеме сохранения семейных преданий не только для того, чтобы они записали устные рассказы, «живущие» в семьях, но и задумались о сохранении памяти рода и семейных ценностей и реликвий.

В процессе общения с целевой аудиторией мы пришли к выводу, что сохранение семейных преданий, равно как и систематизация семейных архивов, не является традицией, прочно вошедшей в повседневный обиход современной российской семьи. Чаще всего в семьях хранятся фотографии, реже письма и открытки, сувениры; с развитием техники на смену фотографиям приходят видеозаписи, и все это нуждается в систематизации. Но главная цель поиска и записи семейных преданий, работы с семейными архивами - пробудить интерес наших современников к семейной истории, вызвать желание узнать историю жизни прабабушек и прадедушек, восстановить былые или создать новые семейные традиции, восстановить связь поколений.

Каждое семейное предание мы рассматриваем как речевое произведение, которое создается в процессе конкретного речевого акта и является частью дискурса. Семейное предание представляет собой целостную единицу речевого общения, речевой отрезок, характеризующийся интонационной и смысловой завершенностью.

Семейное предание относится к сфере речи, так как оно:

Предназначено для определенного получателя (слушателя и читателя);

Произнесено (или написано) в определенный момент времени и с определенной целью;

Соотносится с определенным фрагментом внеязыковой действительности;

Выполняет определенную коммуникативную функцию - передает сообщение об этой ситуации;

Является уместным в данной речевой ситуации при данных условиях общения [Моисеева, с. 21].

Интерес представляет исследование семейных преданий в рамках изучения речевой деятельности как процесса и речевого произведения как результата этой деятельности. Объектом нашего исследования являются тексты собранных нами и записанных семейных преданий Оренбургского региона как вербальных информативных единиц, обладающих прагматическими и функциональными качествами.

Предание вообще - это устный интересный рассказ или поучительная история, передающиеся из поколения в поколение. В филологии предание определяется как одна из разновидностей народного творчества, жанр фольклора, устное повествование, содержащее сведения о реальных лицах и событиях.

Этимологически предание определяется как действие по глаголу передавать (предавать) в значении «завещать, передать потомству обычаем или законом». Предание - рассказ, повествованье, память о событии, перешедшая устно от предков к потомкам; поученья, наставления, правила житейские, переданные одним поколеньем другому; поверье, заповедь, завет [Даль].

Предание, нередко возникнув из рассказа очевидца, при передаче подвергается вольной поэтической интерпретации, и в этом значении его можно сравнить с легендой [Большой энциклопедический словарь]. Исследователи отмечают одно из устаревших значений понятия «предание» - традиция, традиционное установление, порядок, правило.

Предания, связанные с историей страны или народа, тесно переплетаются с мифами и народным эпосом, находят свое отражение в пословицах и поговорках, отдельные речения преданий становятся крылатыми фразами, осознание происхождения которых может постепенно утрачиваться носителями языка и культуры.

Предания являются ценнейшими источниками информации для историков, филологов, лингвистов. Европейские ученые в XIX веке вслед за немецким историком И. Дройзеном (Johann Droysen) подразделяли все исследуемые материалы, то есть все многообразие продуктов целенаправленной человеческой деятельности, на исторические остатки и исторические предания [Дройзен, с. 113].

Традиция записи и сохранения истории отдельных семейств восходит к хроникам (греч.

Xpovoç - "время") - историческим описаниям событий в хронологическом порядке, которые появились в поздней Римской империи и развились в Византии и Западной Европе.

В римской империи погодовые записи событий еще именовались анналами (лат. Annus -"год"). В анналах наряду с записями, связанными с жизнью города, области или страны, подробно описывался жизненный путь отдельных исторических личностей. Так, например, известно биографическое сочинение римского историка Евсе-вия Кесарийского (греч. Euosßtog о Katoapsiaç; 264-340) «Жизнь Константина», представляющее собой жизнеописание императора Константина I, основателя Византийской империи, с которым Евсевий Кесарийский был лично знаком близко. Сочинение Тацита (лат. Tacitus, 55-120) «Жизнеописание Гнея Юлия Агриколы» широко используется как источник исторических и биографических сведений.

Кроме того, знатные римские семейства приглашали грамотных людей для ведения записей о всех членах семьи. Плутарх в самом начале своих «Сравнительных жизнеописаний» пишет: «Мне случилось начать работу над этими жизнеописаниями, выполняя чужую просьбу, но продолжать ее - и притом с большой любовью - уже для себя самого: глядя в историю, словно в зеркало, я стараюсь изменить к лучшему собственную жизнь и устроить ее по примеру тех, о чьих доблестях рассказываю» [Плутарх].

Российский советский историк Н. И. Радциг в работе «Начало римской летописи» пишет: «Римляне были очень щепетильны по отношению к доброму имени своего рода, а поэтому у них уже рано в обычае было записывать важнейшие из семейных происшествий» [Радциг, с. 30].

Ведение хроник, летописей, составление жизнеописаний продолжалось повсеместно в Средние века. Французский монах-августинец отец Ансельм (фр. Père Anselme, в миру Пьер Гибур (фр. Pierre Guibours)) разработал схему передачи информации о родстве с помощью системы нумерации поколений и индивидуумов -поколенную роспись или родословную . В отличие от известных в то время генеалогических таблиц, в которых родственные связи отображались в графическом виде (с помощью скобок, линий, расположения по горизонталям или вертикалям), поколенные росписи способствовали сохранению большего количества детальных сведений об отдельных членах того или иного семейства.

поколенными росписями лотарингского дома Шатенуа (нем. Haus Chätenois) и итальянской династии герцога Савойского (итал. Duca di Savoia), позднее был издан «Дворец славы» -сборник родословных великих фамилий Франции и Европы.

В Древней Руси, Византии, Сербии, Болгарии исторические произведения, соответствующие римским хроникам, носили название летописей и хронографов. Летопись представляла собой более или менее подробную запись исторических событий по годам. Запись событий каждого нового года в летописях обычно начинается словами: «в лето...» (то есть «в году...»), отсюда название - летопись. На Руси сложилась традиция ведения особых делопроизводственных документов - родословных книг или родословцев, в которые думными дьяками заносились поколенные росписи знатных родов. Родословные книги использовались для составления справок в местнических спорах. Они являются ценными документами для генеалогических исследований.

Первые рукописные родословные книги появились в 40-х годах XVI века. Известно, что в 1555 году по распоряжению Ивана Грозного создан «Государев родословец». В 1682 году была образована Родословных дел палата, основной целью которой стало создание родословных книг всего дворянства. На базе «Государева родословца» в 1687 году была создана «Бархатная книга», позднее, в 1787 году, российский журналист и общественный деятель Н. И. Новиков издал один из списков «бархатной книги» под названием «Родословная книга князей и дворян российских и выезжих».

В Польше и Западной Украине в XVI-XVIII вв. были распространены silva rerum (лат. - лес вещей, в переносном смысле - «случайный набор разнородных предметов»); определенный тип хозяйственной книги, домашней хроники, которая велась и сохранялась многими поколениями благородных семейств. В сохранившихся до наших дней книгах содержатся записи о текущих событиях, письма, политические речи, копии правовых документов, сплетни, шутки и анекдоты, финансовые документы, цены на зерно, философские размышления, стихи, генеалогические таблицы. Среди польской и украинской шляхты silva rerum рассматривались как дневник или семейные мемуары, среди прочих записей в них включались описания событий, семейных традиций; silva rerum не были предназначены для широкой аудитории и, тем более, печати, однако иногда некоторые книги предоставлялись друзьям семьи, которым даже разрешалось добавить комментарии к записям. Некоторые из них имели

более тысячи страниц, З. Глогер (Zygmunt Gloger) цитирует книгу из 1764 страниц, но наиболее распространенный размер от 500 до 800 страниц ^^ег, 1896, с.318].

Родословные книги, семейные дневники содержат богатый материал для исследования связи между языком и социальными условиями его бытования, данные источники активно изучались и изучаются в настоящее время историками, библиографами, филологами.

Однако истории отдельных семей - менее знаменитых, простых людей - практически не рассматривались, поэтому мы поставили цель с помощью анкетирования и опроса выявить современное состояние и традиции ведения семейных хозяйственных записей, способов ведения семейных архивов, а также сохранения в семьях Оренбургского региона различных преданий.

Мы рассматриваем семейные предания как рассказы о членах одной семьи и событиях, произошедших в недавнем или далеком прошлом и связанных с членами ее; семейные поверья и легенды, хранящиеся в семьях и переходящие от одного поколения семьи к другому как в устной передаче, так и зафиксированные письменно [Ильина, с. 69].

Согласно предложенному выше определению образа эпохи мы будем считать характерными признаками ее такие факты, как упоминание географических, исторических или технических объектов; предметов быта (материальные объекты); упоминание дат, описание исторических событий, традиций, обычаев, общеизвестных праздников; упоминание имен исторических личностей, имен, дат и событий, известных только рассказчику, но содержащих характерные признаки эпохи (идеальные объекты).

Рассматривая семейное предание с позиций лингвистической прагматики, мы на основе анализа содержания семейного предания, его смысла можем сделать вывод о фоновых знаниях автора и владении им формами наклонения, модальными словами и конструкциями, формами дейксиса.

Также при анализе собранных материалов мы предполагаем фиксировать: степень сохранения предания (предание опрашиваемый вспоминает сразу или ему необходимо побеседовать с другими членами семьи; относительно точно и уверенно указываются имена и даты); предание связано с членами семьи или селения, местности; использование при пересказе устаревших слов и выражений; использование при пересказе иностранных слов и выражений (возможно, искаженных); обусловленность использования устаревших или иностранных слов (именно они со-

ставляют суть предания); повторение одной сюжетной линии в нескольких преданиях.

Приведем несколько семейных преданий, собранных в ходе опроса и анкетирования жителей Оренбурга и Оренбургского региона, в которых содержатся яркие примеры отражения образа эпохи. Первое предание (1) записано со слов респондента. Предания (2), (3), (4) были собственноручно составлены респондентами, рукописные тексты преданий хранятся у автора статьи. Тексты семейных преданий (1), (2), (3), (4) публикуются здесь впервые.

(1) Дубровкин Юрий, 1962 г. р., Оренбургский район

«Комрад, бонжур, со ва?»

Мои родители в молодости дружили с семьей Сальниковых. Николай Сальников был очень пробивным человеком, в 1970-е годы он работал в Гвинее, а в то время поездка за границу была для нас редкостью. Николай работал водителем «БелАЗа» на строительстве крупного комбината, которое вел Советский Союз. Из Гвинеи Николай привез много нам подарков: например, сухие дрожжи (удивительная форма знакомого продукта для того времени), африканскую маску из красного дерева, кокосовые орехи. И еще много рассказов о Гвинее, о коренных жителях страны и их культуре. Одну историю об обряде приветствия часто повторял мой отец.

Гвинейцы, встречаясь с советскими рабочими, спрашивали «Комрад, бонжур, со ва?» ((искаженное французское - И.Л.) Товарищ, добрый день, все хорошо?); выслушав ответ, спрашивали: «А как дела у твоего отца?»; опять выслушав ответ, спрашивали: «А как дела у твоей матери?» и так по порядку про всех родственников. И каждый день церемония приветствия и бесконечные вопросы «Как дела?» повторялись. Николай после нескольких дней пребывания в Гвинее не стал дожидаться вопросов «А как дела у твоего отца?», «А как дела у твоей жены?» и т. д., а сразу после первого вопроса гвинейца «Комрад, бонжур, со ва?», говорил: «У меня все хорошо, и у моего отца все хорошо, и у материи, у жены и у детей тоже все хорошо, и у деда с бабкой все в порядке, и у тетки...». Николай рассказывал это с юмором и все смеялись.

В данном предании образ эпохи отражен достаточно наглядно: во-первых, упоминается географический объект - Республика Гвинея; во-вторых, исторические и технические объекты -стройка, которую вел советский Союз, грузовой автомобиль БелАЗ; в-третьих, предметы быта -подарки и характеристика одного из них, вызывающего удивление - сухие дрожжи. Упоминается также традиция привозить подарки, и дается значимая характеристика описываемого времени - поездки за рубеж были редкостью. Конкретные даты не упоминаются, но описание исторических событий позволяет утверждать, что речь

идет о временном периоде 1961-1977 гг., когда Советский Союз оказывал Республике Гвинея экономическую и военную помощь после провозглашения ею независимости в 1958 году [Большая Советская Энциклопедия, т. 29, с. 79].

Значительное место в предании занимает описание традиции - церемонии приветствия гвинейцев. Кульминационный момент - неожиданная реакция иностранца на местную традицию - можно объяснить с позиций теории межкультурной коммуникации как неготовность советского гражданина к участию в межкультурном диалоге.

Кроме того, в данном предании мы встречаем искаженную фразу на французском языке.

(2) Герлинг Мария, 1997 г. р., Оренбург, студентка ОГПУ.

Как моя прабабушка искала сына

Когда мой дед был маленький, его мама (моя прабабушка) Ольга Федоровна Шнарр работала врачом в Узбекистане. Работы было много, и ей приходилось оставаться в больнице сутками, своего сына Ивана (моего деда) она оставляла с подругой. И вот однажды она вернулась домой, а сына и подруги нет. Подруга оставила ей записку «У тебя еще могут быть дети, а у меня уже нет. Ванюшка мне стал как сын. Прощай». Моя прабабушка в течение 3 лет не прекращала поиски сына. Из-за этого она даже отказалась от операции, что впоследствии сказалось на ее здоровье. Спустя некоторое время Ольга Федоровна поехала на вызов в далекий аул. Как всегда, с момента пропажи сына, она начала расспрашивать всех о том, не приезжала ли в аул женщина с ребенком. Ей сказали, что приезжала и осталась жить здесь. Ольге Федоровне показали дом, где жила эта женщина. Когда Ольга Федоровна вошла в этот дом, мой дедушка сразу ее узнал и закричал «Мама!». Моя прабабушка забрала сына, а со своей бывшей подругой она больше не встречалась.

В этом предании мы находим упоминание географического объекта - Республика Узбекистан и неявное описание исторических событий: «бабушка работала врачом в Узбекистане». Сопоставляя этот факт с возрастом респондента, можно предположить, что семья Ольги Федоровны была эвакуирована в Узбекистан в годы Великой Отечественной войны. Упоминание факта «оставляла сына с подругой» свидетельствует о распространенном в советское время решении проблемы «с кем оставить ребенка».

(3) Алина Алтухова, 1995 г. р., студентка ОГУ.

Бабушкина фотография

Моя бабушка родилась в августе 1941 года. Это было начало Великой Отечественной войны, когда страна испытывала страшные лишения. Голод и нищета были практически в каждой семье. Но тем не

менее жизнь продолжалась, рождались дети, как и в мирное время, люди хотели жить по возможности достойно.

Бабушка вспоминала, что однажды родители решили сделать семейное фото. Эта фотография хранится в нашей семье - они с сестренкой стоят на фоне бесхитростной мебели, с белыми бантами, в скромных платьицах, очень худые. Но самым удивительным для нас - внуков, живущих в другое время, было то, что сандалии, в которые бабушка и ее сестра были обуты на фотографии, были взяты у соседей только на время, чтобы сделать снимок. После этого обувь вернули обратно. В военные годы приличная обувь была роскошью и имелась только в более зажиточных семьях.

Здесь мы находим косвенное упоминание технического объекта - фотоаппарата, описание традиции делать «семейное фото», описание предметов быта (мебель - бесхитростная, платьица - скромные, сандалии - взяты у соседей на время). Респондент упоминает дату рождения бабушки и историческое событие - начало Великой Отечественной войны. В предании дается характеристика военного времени: «люди хотели жить по возможности достойно» и описание конкретного случая: чтобы сфотографировать детей, обувь была «позаимствована» у соседей, что свидетельствует о бедности простых людей в годы войны, наличии «зажиточных» семей и о взаимовыручке соседей.

(4) Диденко Даша, 2002 г. р. Оренбург, ученица православной гимназии.

Как мой прадедушка пас гусей

Мой прадедушка жил в селе Ташла. Мальчиком он пас гусей. Утром он пригонял их на пруд, а вечером гнал обратно в деревню. И вдруг гуси начали пропадать. С каждым днем мой прадедушка пригонял в деревню все меньше и меньше птиц.

Правда открылась неожиданно. Один рыбак плыл на лодке и заметил, как рядом с плывущими гусями огромное существо вынырнуло из воды и за одно мгновение утянуло толстого гуся на дно.

Рыбаки из деревни расставили сети, а через пару дней в них попал огромный сом, который питался гусями. Сом был таких огромных размеров, что его везли на телеге, а хвост свисал до самой земли.

В предании упоминается географический объект - село Ташла; технические объекты - телега, лодка, сети; традиция - пасти гусей. Данное предание трудно отнести к определенному временному промежутку, так как указанные признаки могут служить характеристиками сельского уклада жизни в России Х1Х-ХХ веков. История об огромной рыбе, описанная в предании, является достаточно распространенным сюжетом как

фольклорных произведений, так и бытового романа.

Отметим также, что семейные предания как речевые произведения содержат в себе информацию о фоновых знаниях респондента, которые проявляются в понимании исторических, культурных и национальных реалий и интерпретации описываемых событий. Обобщение сведений о владении респондентами формами дейксиса, наклонения, модальными конструкциями, в отдельных случаях - о владении иностранными языками - требует учета таких показателей, как возраст, образование, занимаемая должность, место работы, место жительства.

К настоящему времени нами собрано около 200 семейных преданий, каждое из которых содержит информацию об описываемом временном периоде и передает образ эпохи.

Так, материальные объекты упоминаются со следующей частотностью:

Географические объекты - в каждом третьем семейном предании (~ 33 % от общего числа изученных преданий);

Исторические объекты (памятники истории и культуры) - в каждом седьмом (~ 14 %);

Технические объекты - в каждом четвертом (к 25 %);

Предметы быта (мебель, одежда, пища) -практически в каждом предании.

Идеальные объекты:

Даты исторических событий и их описание - в каждом седьмом предании (~ 14 %);

Описание традиций, обычаев, общеизвестных праздников - в каждом втором («50 %);

Имена и характеристики исторических личностей - в каждом десятом (« 10 %);

Имена, даты и описания событий, известных только рассказчику и значимых только для него, но содержащих характерные признаки эпохи, - в каждом втором (« 50 %).

Кроме того, первые результаты изучения семейных преданий позволяют утверждать, что молодые люди в возрасте 17-20 лет, проживающие в Оренбурге и Оренбургском регионе, мало знают о жизни прежних поколений своей семьи, не знают семейных преданий или не осознают их таковыми, не откликаются на предложение побеседовать с другими членами своей семьи с целью отыскать интересные истории. Более того, представители этой возрастной группы не всегда осознают ценность сохранения семейной истории и семейных традиций.

Представители возрастной группы 10-16 лет также мало знают о жизни прежних поколений своей семьи, однако охотнее откликаются на

предложение побеседовать с другими членами своей семьи с целью отыскания интересных историй. Самые младшие из опрошенных (10-12 лет) чаще вспоминают истории с элементами «чудесного» или мистического содержания.

Представители старшего поколения (старше 30 лет) помнят много историй, связанных с различными событиями жизни нескольких поколений своей семьи, но не занимаются целенаправленным сбором и сохранением информации о своей семье.

Таким образом, семейные предания как речевые произведения находятся в рамках языка и являются богатым материалом для наблюдения и изучения структуры языка и его элементов, а также речевого поведения носителей языка. Семейные предания, как зеркало, через историю отдельных семей и целых поколений отражают историю страны и передают образ эпохи. Кроме того, семейные предания - истории, были, легенды, хранящиеся в семьях, представляют огромную ценность для сохранения памяти рода, воспитания уважения к семейным ценностям.

Список литературы

Аверинцев С. С. София-Логос. Словарь. Киев.: Дух i Лггера, 2001. 460 с.

Бердяев Н. А. Царство Духа и царство кесаря. М.: Республика, 1995. 383 с.

Большая Советская Энциклопедия: в 30 т. / гл. ред. А. М. Прохоров. 3-е изд. М.: Сов. энциклопедия, 1970-1978. Т. 29. 3-е изд. 1978. 640 с.

Большой Энциклопедический словарь, 2000. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc3p/242654 (дата обращения: 13.09.2016)

Гальперин П.Я. Введение в психологию. М.: Ди-рект-Медиа, 2008. 275 c.

Даль В. И. Толковый словарь великорусского языка. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc2p/332102 (дата обращения: 13.09.2016)

Дройзен И. Г. Историка. Лекции об энциклопедии и методологии истории. СПб.: Владимир Даль, 2004. 581 с.

Ильина Л. Е. Семейные предания как средство изучения особенности языковой и культурной ситуации региона. Оренбург, ОГПУ, 2016. С 68-71.

Моисеева И. Ю. Общие проблемы языка: учеб.-метод. пособие. Оренбург: ГОУ ОГУ, 2009. 78 с.

Новая философская энциклопедия. URL: http://iphras.ru/elib/2141.html (дата обращения: 13.09.2016)

Плутарх. Сравнительные жизнеописания URL: http://www.ancientrome.ru/antlitr/plutarch/index-sgo. htm (дата обращения: 10.09.2016)

Повесть временных лет. M.: Директ-Медиа, 2007. 67 с.

Радциг Н. И. Начало римской летописи. Киев: Аг-рар Медiа Групп, 2012. 150 с.

Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: в 4 т.: пер. с нем. СПб. : Терра-Азбука, 1996. Т. 4. 864 с.

Gloger Z. Ksiega rzeczy polskich. Nakl. Macierzy Polskiej, 1896. 498 s.

Jouniau L. Généalogie: pratique, méthode, recherche. Quercy: Seuil, 2006. 414 p.

Averintsev, S. S. (2001). Sofiia-Logos. Slovar" . 460 p. Kiev, Dukh i Litera. (In Russian)

Berdiaev, N.A. (1995). Tsarstvo Dukha i tsarstvo ke-saria . 383 p. Moscow, Respublika. (In Russian)

Bol"shaia Sovetskaia Entsiklopediia. (1978). . V 30 t. / gl. red. A. M. Prokhorov. 3-e izd. T. 29. 3-e izd. , 1970-1978. 640 p. Moscow, Sov. Entsiklopediia. (In Russian)

Bol"shoi Entsiklopedicheskii slovar (2000). . URL: http://dic.academic.ru/ dic.nsf/enc3p/242654 (accessed: 13.09.2016). (In Russian)

Dal", V. I. Tolkovyi slovar" velikorusskogo iazyka . URL:

http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc2p/332102 (accessed: 13.09.2016). (In Russian)

Droizen, I. G. (2004). Istorika. Lektsii ob entsik-lopedii i metodologii istorii . 581 p., St. Petersburg, Vladimir Dahl. (In Russian)

Ильина Лариса Евгеньевна,

кандидат педагогических наук, доцент,

Оренбургский государственный университет, 460018, Россия, Оренбург, пр-т Победы, 13. [email protected]

Gal"perin, P. Ja. (2008). Vvedenie v psikhologiiu . 275 p. Moscow, Direkt-Media. (In Russian)

Gloger, Z. (1896). Ksiega rzeczy polskich . Nakl. Macierzy Polskiej. 498 p. (In Polish)

Il"ina, L. E. (2016). Semeinye predaniia kak sredstvo izucheniia osobennosti iazykovoi i kul"turnoi situatsii re-giona . Pp. 68-71 Orenburg, OGPU. (In Russian)

Jouniaux, L. (2006). Généalogie: pratique, méthode, recherche . 414 p. Quercy, Seuil. (In French)

Moiseeva, I. Ju. (2009). Obshchie problemy iazyka .78 p. Orenburg, GOU OGU. (In Russian)

Novaia filosofskaia entsiklopediia . URL: http://iphras.ru/elib/2141.html (accessed: 13.09.2016). (In Russian)

Plutarkh. Sravnitel"nye zhizneopisaniia URL: http://www.ancientrome.ru/antlitr/plutarch/ index-sgo.htm (accessed: 10.09.2016). (In Russian)

Povest" vremennykh let (2007). . 67 p. Moscow, Direkt-Media. (In Russian)

Radtsig, N. I. (2012). Nachalo rimskoi letopisi . 150 p. Kiev, Agrar Media Grupp. (In Russian)

Vasmer, M. (1996). Etimologicheskii slovar" russkogo iazyka : v 4 t. T. 4, 864 p. St. Petersburg, Terra-Azbuka. (In Russian)