Мишки в лесу описание картины. Реальная история создания картины "Утро в сосновом бору" (из цикла "Вятка - родина слонов")

«Монахиня» Ильи Репина

Илья Репин. Монахиня. 1878. Государственная Третьяковская галерея / Портрет под рентгенограммой


С портрета на зрителя задумчиво смотрит молодая девушка в строгой монашеской одежде. Образ классический и привычный - он, вероятно, не вызвал бы у искусствоведов интереса, если бы не мемуары Людмилы Алексеевны Шевцовой-Споре - племянницы жены Репина. В них обнаружилась любопытная история.

Для «Монахини» Илье Репину позировала Софья Репина, урожденная Шевцова. Девушка приходилась художнику свояченицей - и одно время сам Репин был ей серьезно увлечен, но женился на ее младшей сестре Вере. Софья же стала женой брата Репина - Василия, оркестранта Мариинского театра.

Это не помешало художнику неоднократно писать портреты Софьи. Для одного из них девушка позировала в парадном бальном туалете: светлое нарядное платье, кружевные рукава, высокая прическа. Во время работы над картиной Репин серьезно поссорился с моделью. Как известно, художника может обидеть каждый, но немногие могут отомстить так изобретательно, как это сделал Репин. Обиженный художник «переодел» Софью на портрете в монашеские одежды.

Историю, похожую на анекдот, подтвердила рентгенограмма. Исследователям повезло: Репин не счистил первоначальный красочный слой, что позволило в деталях рассмотреть подлинный наряд героини.

«Аллея парка» Исаака Бродского


Исаак Бродский. Аллея парка. 1930. Частное собрание / Исаак Бродский. Аллея парка в Риме. 1911

Не менее интересную загадку оставил для исследователей ученик Репина - Исаак Бродский. В Третьяковской галерее хранится его картина «Аллея парка», на первый взгляд ничем не примечательная: работ на «парковую» тематику у Бродского было много. Однако чем дальше в парк - тем больше красочных слоев.

Один из исследователей обратил внимание, что композиция картины подозрительно напоминала другую работу художника - «Аллею парка в Риме» (Бродский был скуп на оригинальные названия). Это полотно долгое время считалось утерянным, а его репродукция была опубликована лишь в довольно редком издании 1929 года. С помощью рентгенограммы исчезнувшая мистическим образом римская аллея была найдена - прямо под советской. Художник не стал счищать уже готовое изображение и просто внес в него ряд нехитрых изменений: переодел прохожих по моде 30-х годов XX века, «отобрал» у детей серсо, убрал мраморные статуи и немного видоизменил деревья. Так солнечный итальянский парк парой легких движений руки превратился в образцовый советский.

На вопрос, почему Бродский решил спрятать свою римскую аллею, исследовали ответа не нашли. Но можно предположить, что изображение «скромного обаяния буржуазии» в 1930 году с идеологической точки зрения было уже неуместным. Тем не менее из всех постреволюционных пейзажных работ Бродского «Аллея парка» наиболее интересна: несмотря на изменения, картина сохранила очаровательное изящество модерна, которого в советском реализме уже, увы, не было.

«Утро в сосновом лесу» Ивана Шишкина


Иван Шишкин и Константин Савицкий. Утро в сосновом лесу. 1889. Государственная Третьяковская галерея

Лесной пейзаж с медвежатами, играющими на поваленном дереве, - едва ли не самая известная работа художника. Вот только замысел пейзажа Ивану Шишкину подсказал другой художник - Константин Савицкий. Он же и написал медведицу с тремя медвежатами: знатоку леса Шишкину мишки никак не удавались.

Шишкин безукоризненно разбирался в лесной флоре, в рисунках своих учеников замечал малейшие ошибки - то не так изображена кора березы, то сосна похожа на бутафорскую. Однако люди и животные в его работах всегда были редкостью. Тут и пришел на помощь Савицкий. Он, кстати, оставил несколько подготовительных рисунков и эскизов с медвежатами - искал подходящие позы. «Утро в сосновом лесу» изначально не было «Утром»: называлась картина «Медвежье семейство в лесу», а самих мишек на ней было всего двое. Как соавтор Савицкий поставил на полотне и свою подпись.

Когда полотно доставили купцу Павлу Третьякову, тот возмутился: платил за Шишкина (заказывал авторскую работу), а получил Шишкина и Савицкого. Шишкин, как честный человек, авторство себе приписывать не стал. Но Третьяков пошел на принцип и подпись Савицкого кощунственно стер с картины скипидаром. Савицкий позже от авторских прав благородно отказался, а медведей еще долгое время приписывали Шишкину.

«Портрет хористки» Константина Коровина

Константин Коровин. Портрет хористки. 1887. Государственная Третьяковская галерея / Оборотная сторона портрета

На обороте холста исследователи обнаружили послание от Константина Коровина на картоне, которое оказалось едва ли не интереснее самой картины:

«В 1883 году в Харькове портрет хористки. Писано на балконе в общественном саду коммерческом. Репин сказал, когда этот этюд ему показывал Мамонтов С.И., что он, Коровин, пишет и ищет что-то другое, но к чему это - это живопись для живописи только. Серов еще не писал в это время портретов. И живопись этого этюда находили непонятной??!! Так что Поленов просил меня убрать этот этюд с выставки, так как он не нравится ни художникам, ни членам - г. Мосолову и еще каким-то. Модель была женщина некрасивая, даже несколько уродливая».

Константин Коровин

«Письмо» обезоруживало прямотой и дерзким вызовом всему художественному сообществу: «Серов еще не писал в это время портретов» - зато их писал он, Константин Коровин. И он же якобы первым использовал приемы, характерные для того стиля, который потом назовут русским импрессионизмом. Вот только все это оказалось мифом, который художник создал намеренно.

Стройная теория «Коровин - предтеча русского импрессионизма» была беспощадно разрушена объективными технико-технологическим исследованиями. На лицевой стороне портрета нашли подпись художника краской, чуть ниже - тушью: «1883, Харьков». В Харькове художник работал в мае - июне 1887 года: писал декорации для спектаклей Русской частной оперы Мамонтова. Помимо этого, искусствоведы выяснили, что «Портрет хористки» был выполнен в определенной художественной манере - a la prima. Эта техника масляной живописи позволяла написать картину за один сеанс. Коровин начал использовать эту технику только в конце 1880-х годов.

Проанализировав эти две нестыковки, сотрудники Третьяковской галереи пришли к выводу, что портрет был написан только в 1887 году, а более раннюю дату Коровин дописал, чтобы подчеркнуть собственное новаторство.

«Мужчина и колыбель» Ивана Якимова


Иван Якимов. Мужчина и колыбель.1770. Государственная Третьяковская галерея / Полный вариант работы


Долгое время картина Ивана Якимова «Мужчина и колыбель» вызывала недоумение искусствоведов. И дело было даже не в том, что подобного рода бытовые зарисовки абсолютно не характерны для живописи XVIII века - у лошадки-качалки в правом нижнем углу картины слишком неестественно натянута веревка, которая логически должна была бы лежать на полу. Да и рановато было ребенку из колыбели в такие игрушки играть. Также камин и наполовину не поместился на холст, что выглядело очень странно.

«Просветила» ситуацию - в прямом смысле - рентгенограмма. Она показала, что холст был разрезан справа и сверху.

В Третьяковскую галерею картина поступила после распродажи коллекции Павла Петровича Тугого-Свиньина. Ему принадлежал так называемый «Русский музеум» - коллекция живописи, скульптуры и антиквариата. Но в 1834 году из-за финансовых проблем коллекцию пришлось продать - и картина «Мужчина и колыбель» попала в Третьяковскую галерею: не вся, а только ее левая половина. Правая, к сожалению, была утеряна, но увидеть работу целиком все-таки можно, благодаря еще одному уникальному экспонату Третьяковки. Полный вариант работы Якимова обнаружился в альбоме «Собрание отличных произведений российских художников и любопытных отечественных древностей», где собраны рисунки с большей части картин, входивших в коллекцию Свиньина.

Пожалуй, самая известная картина выдающегося русского пейзажиста И. И. Шишкина – «Утро в сосновом лесу». Картина была написана в 1889 году.

Считается, что замысел картины был подсказан Шишкину известным художником Савицким К. А. Рукой именно этого художника, кстати, были написаны медведица и играющие медвежата. Однако Третьяков, который приобрел полотно, решил закрепить за ним авторство Шишкина, поскольку считал, что основная работа сделана именно им.

Возможно, именно занимательный сюжет картины способствовал ее популярности, однако настоящая ценность полотна определяется точно переданным состоянием природы. Перед нами – не просто сосновый лес, а глухая чаща, которая начинает пробуждаться ранним утром. Солнце только-только всходит. Его смелые лучи уже позолотили верхушки огромных деревьев и проникли вглубь чащи, но над глубоким оврагом еще не рассеялся влажный туман.

Проснулись обитатели чащи – три медвежонка и медведица. Похоже, малыши сыты и довольны. Они беззаботно и неуклюже возятся на сломанном стволе упавшей сосны, а медведица внимательно наблюдает за их игрой, чутко реагируя на шорохи пробуждающегося леса. Могучая сосна, которую ураган когда-то выдернул с корнем, и медвежье семейство, резвящееся на нем, - все это рождает у нас ощущение глухости и отдаленности этого уголка дикой природы.

Картина «Утро в сосновом лесу» показывает, как умело Шишкин решает проблему взаимодействия цвета и света в живописи. Колорит заднего плана полотна – прозрачный, неопределенный, а переднего – глубокий, красочный, хорошо разработанный. В картине, которая заслуженно считается для многих поколений людей образцом пейзажа, в полной мере передано восхищение художника красотой и богатством первозданной природы.

Помимо описания картины И. И. Шишкина «Утро в сосновом лесу», на нашем сайте собрано множество и других описаний картин различных художников , которые можно использовать как при подготовке к написанию сочинения по картине, так и просто для более полного ознакомления с творчеством прославленных мастеров прошлого.

.

Плетение из бисера

Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.

Иван Шишкин. Утро в сосновом лесу. 1889 г. Третьяковская галерея

«Утро в сосновом лесу» – самая известная картина Ивана Шишкина. Нет, берите выше. Это самая популярная картина в России.

Но этот факт, как мне кажется, самому шедевру приносит мало пользы. Даже вредит ему.

Когда картина слишком популярна, она мелькает везде и всюду. В каждом учебнике. На конфеточных обёртках (с чего бешеная популярность картины и началась 100 лет назад).

В результате у зрителя пропадает интерес к картине. Мы скользим по ней быстрым взглядом с мыслью «А, это опять она…». И проходим мимо.

По этой же причине я о ней и не писала. Хотя уже несколько лет пишу статьи о шедеврах. И можно было бы удивиться, как я прошла мимо этого блокбастера. Но теперь Вы знаете, почему.

Исправляюсь. Ибо хочу посмотреть на шедевр Шишкина вместе с Вами повнимательнее.

Почему «Утро в сосновом лесу» – шедевр

Шишкин был реалистом до мозга костей. Он изображал лес очень правдоподобно. Тщательно подбирая цвета. Такой реализм легко затягивает зрителя внутрь картины.

Посмотрите хотя бы на цветовые решения.

Бледный изумруд хвои в тени. Светло-зелёный цвет молодой травы в лучах утреннего солнца. Темная охра хвои на дереве упавшем.

Туман тоже скроен из сочетания разных оттенков. Зеленоватый в тени. Голубоватый на свету. И переходит в желтизну ближе к верхушкам деревьев.


Иван Шишкин. Утро в сосновом лесу (фрагмент). 1889 г. Третьяковская галерея, Москва

Вся эта сложность создаёт общее впечатление присутствия в этом лесу. Вы осязаете этот лес. А не просто видите его. Мастерство невероятное.

Но картины Шишкина, увы, часто сравнивают с фотографиями. Считая мастера глубоко старомодным. Зачем такой реализм, если есть фото-изображения?

Я с такой позицией не соглашусь. Важно, какой ракурс выбирает художник, какое освещение, какой туман и даже мох. Все это в совокупности раскрывает перед нами кусочек леса с особой стороны. Так, как мы бы его не увидели. Но мы видим – глазами художника.

И через его взгляд испытываем приятные эмоции: восторг, воодушевление, ностальгию. А в этом и есть смысл: побудить зрителя на душевный отклик.

Савицкий – помощник или соавтор шедевра?

История с соавторством Константина Савицкого для меня кажется странной. Во всех источниках Вы прочтёте, что Савицкий был анималистом, поэтому и вызвался помочь своему другу Шишкину. Мол, такие реалистичные мишки – его заслуга.

Но если Вы посмотрите на работы Савицкого, то сразу поймёте, что анималистика – НЕ основной его жанр.

Он был типичным . Писал часто бедняков. Радел с помощью картин за обездоленных. Вот одна из выдающихся его работ «Встреча иконы».


Константин Савицкий. Встреча иконы. 1878 г. Третьяковская галерея.

Да, на ней, помимо толпы, есть ещё и лошади. Савицкий действительно умел их изображать очень реалистично.

Но Шишкин тоже легко справлялся с подобной задачей, если посмотреть на его анималистические работы. На мой взгляд, у него получалось не хуже, чем у Савицкого.


Иван Шишкин. Бычок. 1863 г. Третьяковская галерея, Москва

Поэтому не совсем ясно, почему написать мишек Шишкин поручил Савицкому. Уверена, он бы и сам справился. Они дружили. Возможно, это была попытка помочь другу материально? Шишкин был успешнее. Получал серьёзные деньги за свои картины.

За мишек Савицкий получил от Шишкина 1/4 гонорара – целых 1000 рублей (на наши деньги это примерно 0,5 млн. рублей!) Вряд ли Савицкий такую сумму смог бы получить за целую собственную работу.

Формально Третьяков был прав. Ведь всю композицию продумал Шишкин. Даже позы и расположение медведей. Это очевидно, если посмотреть на эскизы.



Соавторство, как явление в русской живописи

К тому же это не первый такой случай в русской живописи. Я сразу вспомнила картину Айвазовского «Прощание Пушкина с морем». Пушкина на картине великого мариниста написал… Илья Репин.

Но имени его на картине нет. Хотя это не мишки. А все-таки великий поэт. Которого нужно не просто реалистично изобразить. Но чтобы было выразительно. Чтобы то самое прощание с морем в глазах читалось.


Иван Айвазовский (в соавторстве с И. Репиным). Прощание Пушкина с морем. 1877 г. Всероссийский музей А.С. Пушкина, г. Санкт-Петербург. Wikipedia.org

На мой взгляд, это задача посложнее, чем изображение медведей. Тем не менее Репин на соавторстве не настаивал. Наоборот, был несказанно рад совместной работе с великим Айвазовским.

Савицкий был более гордый. На Третьякова обиделся. Но с Шишкиным дружить продолжил.

Но мы не можем отрицать, что без медведей эта картина не стала бы самой узнаваемой картиной художника. Это был бы очередной шедевр Шишкина. Величественный и захватывающий дух пейзаж.

Но таким популярным он бы не был. Именно медведи сыграли свою роль. А значит совсем сбрасывать со счетов Савицкого не стоит.

Как вновь открыть для себя «Утро в сосновом лесу»

А в заключении вновь хочу вернуться к проблеме передозировки изображением шедевра. Как же посмотреть на неё свежим взглядом?

Я думаю, это возможно. Для этого посмотрите на малоизвестный эскиз к картине.

Иван Шишкин. Эскиз к картине «Утро в сосновом лесу». 1889 г. Третьяковская галерея, Москва

Он выполнен быстрыми мазками. Фигуры мишек лишь намечены и написаны самим Шишкиным. Особенно впечатляет свет в виде золотых вертикальных мазков.

Иван Шишкин - это не только "Утро в сосновом лесу", но у этой картины есть своя интересная история. Начать с того - кто на самом деле нарисовал этих медведей?

В Третьяковке их называют "блокнотики". Потому что маленькие и потрепанные, с подписями - ученика Шишкина или просто "Ша". Лишний раз не листают - даже таким невзрачным с виду им нет цены. Из семи один пустой - полвека назад бывший хозяин его в частные руки продавал. Отрывая по листочку. Так выходило дороже. Внутри наброски будущих шедевров и… опровержения досужих пересудов - попробуйте докажите теперь, что Шишкин писал только лес …

Нина Маркова старший научный сотрудник Третьяковской галереи: "Разговоры о том, что Шишкин не умел рисовать животных, человеческие фигуры - миф! Начнем с того, что Шишкин учился у анималиста, поэтому коровки, овечки все это у него прекрасно выходило".

Эта животная тема еще при жизни художника стала животрепещущей для ценителей искусства. Почувствуйте разницу, говорили они - сосновый бор и два медведя. Едва различимы. Это рука Шишкина. А вот другой сосновый лес и две подписи внизу. Одна почти затерта.

Это единственный случай так называемого соавторства, утверждают искусствоведы - утро в сосновом лесу. Этих веселых медведей внутри картины написал не Шишкин, а его друг и коллега, художник Савицкий. Да так чудесно, что решил подписаться под произведением вместе с Иваном Шишкиным. Однако коллекционер третьяков распорядился подпись Савицкого убрать - отнюдь не медведи главные герои картины художника Шишкина, посчитал он.

Они действительно часто работали вместе. И только медвежий квартет буквально произведение раздора в многолетней дружбе художников. У родственников Константина Савицкого альтернативная версия исчезновения подписи - якобы за замысел Савицкого весь гонорар Шишкин получил.

Эвелина Полищук, старший научный сотрудник Третьяковской галереи, родственница Константина Савицкого: "Была такая обида и он стер свою подпись и сказал "мне ничего не нужно", хотя у него было 7 человек детей".

"Если бы я не был художником, я бы стал ботаником" - много раз повторял художник, которого и без того ученики так называли. Он настоятельно рекомендовал им рассмотреть предмет через увеличительное стекло или сфотографировать, чтобы запомнить - сам так делал, вот его аппараты. И только потом с точностью до сосновой иголочки переносил на бумагу.

Галина Чурак заведующая отделом Третьяковской галереи: "Главная работа была летом и весной на натуре и он сотни этюдных зарисовок привозил в Петербург где осень зимой работал над большими полотнами".

Он ругал друга - Репина за его плоты на картинах, говорил, не понять, из бревен какого дерева они связаны. То ли дело - Шишкин лес - "дубы" или "сосна". А вот по лермонтовским мотивам - на севере диком. У каждой картины свое лицо - рожь - это Русь, широкая, хлеборобная. Сосновый бор - дремучесть наша дикая. У него ни одного повторения. Эти пейзажи как люди разные. За всю жизнь почти восемьсот портретов природы.

Иван Иванович Шишкин (1832-1898 гг) - великий художник-пейзажист. Он, как никто другой, передавал через свои полотна красоту родной природы. Глядя на его картины у многих создается впечатление, что еще чуть-чуть и подует ветерок или послышится пение птиц.

В 20 лет И.И. Шишкин поступил в Московское училище живописи и ваяния, где преподаватели помогли ему обучиться направлению в живописи, которому он следовал всю свою жизнь.

Без сомнения, «Утро в сосновом лесу» является одной из самых популярных картин художника. Однако, это полотно Шишкин писал не в одиночку. Медведи были нарисованы Константином Савицким. Изначально на картине стояли подписи обоих художников, но когда ее привезли к покупателю Павлу Третьякову, тот приказал стереть фамилию Савицкого, объяснив это тем, что заказывал картину только Шишкину.

Описание картины «Утро в сосновом лесу»

Год: 1889

холст, масло, 139 × 213 см

Третьяковская галерея, Москва

«Утро в сосновом лесу» - шедевр, излучающий восхищение природой России. На полотне все выглядит очень гармонично. Эффект пробуждающейся ото сна природы мастерски создан зелеными, голубыми и ярко-желтыми тонами. На заднем плане картины мы видим едва пробивающиеся лучи солнца, они изображены яркими золотистыми оттенками.

Художник так реалистично изобразил клубящийся по земле туман, что даже можно почувствовать прохладу летнего утра.

Картина «Утро в сосновом лесу» настолько ярко и живо нарисована, что похожа на фотоснимок лесного пейзажа. Шишкин профессионально и с любовью изобразил каждую деталь полотна. На переднем плане расположились медведи, взбирающиеся на поваленную сосну. Их резвая игра вызывает только положительные эмоции. Создается впечатление, что медвежата очень добры и безобидны, а утро для них словно праздник.


Наиболее ярко и насыщенно художник изобразил медведей на переднем плане и солнечный свет на заднем плане. Все остальные объекты полотна выглядят легкими дополняющими зарисовками.