Исторический музей красная площадь список научных сотрудники. Государственный исторический музей

Государственный исторический музей – один из лучших музеев страны, находится в самом центре столицы на Красной площади.

Уникальная экспозиция отражает все вехи истории России с древних времен и до начала 20-го века, в музейных фондах хранится более 5 000 000 экспонатов. ГИМ является самым крупным музеем России.

Основан музей указом императора Александра Второго 21 февраля 1872 года, а первых посетителей принял 27 мая 1883 года. Здание для Исторического музея на Красной площади было построено по проекту выдающихся архитекторов В.О. Шервуда и А.А. Семенова в псевдорусском стиле с элементами теремной архитектуры, отделку интерьеров выполнили известные художники Айвазовский, Репин, Васнецов, Коровин и другие.

В 1990 году здание Государственного Исторического в составе объектов Красной площади внесено в Список памятников Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

В годы Советской власти интерьеры многих залов были изменены: забелены росписи, уничтожены детали декоративного оформления. В 1990-х годах была проведена реставрация здания и внутренних помещений и приведение их к первоначальному виду.

Парадные сени с богатой настенной росписью и львами. На потолке – «Родословное древо государей Российских», 68 портретов великих князей, царей и императоров.

Постоянная экспозиция размещена на двух этажах в хронологическом порядке, каждый зал соответствует определенной исторической эпохе. В начале пути расположены экспонаты времен первобытнообщинного строя – каменные орудия труда, подлинные бивни мамонта, скульптурные портреты древних людей.

Найденный на территории Воронежской области огромный 7,5-метровый челн, выдолбленный каменными топорами из цельного дуба:

Зал Бронзового века. В центре находится сравнительно недавно перевезенный в ГИМ из-под Туапсе дольмен «Колихо» — древнее сооружение из каменных плит.

Бронзовый идол, обнаруженный в Галичском кладе в Костромской области, считается атрибутом шаманского культа. На втором фото — бронзовые женские налобные украшения, найденные около муромской деревни Подболотье.

Переход из зала раннего средневековья Восточной Европы и Азии в зал с экспонатами Древнерусского государства.

Музей помогает вспомнить о драматических событиях русской истории: раздробленности, Монгольском нашествии, войне со шведами и Ледовом побоище, Куликовской битве и Смутном времени.

Витрина с доспехами и оружием русского воина времен Ледового побоища, печатью Александра Невского и шлемом и щитом западноевропейского рыцаря.

На второй фотографии — стальные доспехи и сабля польского Крылатого гусара. Позади доспехов – «крыло» с лебедиными перьями, придававшее всаднику эффектный и грозный вид. Реконструкторов в похожем облачении я видела в прошлом году в Коломенском на .

Зал «Русская культура в 16-17-х» веках.

Икона «Богоматерь Казанская» с золотым и серебряным обрамлением, драгоценными камнями – сапфирами, изумрудами, рубинами, жемчугом, шпинелью и альмадинами.

Особо ценный экспонат – глобус голландской фирмы Блау, приобретенный Петром Первым во время поездки в Западную Европу.

На другом этаже показана политика, экономика и культура Российской империи от Петра Первого до Александра Третьего.

Первый российский Император — отливка, выполненная по маске, снятой скульптором Растрелли в 1719 году.

Камзол Петра Первого.

Залы времен царствования Екатерины Второй и Александра Первого.

В музее регулярно проводятся интересные тематические выставки. Одна из них – «Золото. Металл богов и царь металлов». Здесь представлены роскошные золотые предметы и украшения, монеты и ордена, экспонаты религиозного характера Востока и Запада двух последних тысячелетий из фондов Исторического музея.

Государственный исторический музей

Государственный исторический музей является одним из самых крупных музеев Российского государства, сохраняющих национальную историю: памятники археологии, произведения изобразительного искусства, декоративно-прикладного искусства, оружие, нумизматику и др.

Собрание музея (а это около 5 млн. экспонатов и более 14 млн. листов документов) отражает историю и культуру России с древнейших времен и до наших дней.

История музея

Чтобы восстановить историческое величие России после поражения в Крымской войне 1853-1856 гг., было предложено создать Исторический музей. Кто был инициатором такого предложения?

В 1872 г. в Москве была открыта Политехническая выставка. Она была приурочена к 200-летию рождения Петра I.

Севастопольский отдел выставки, посвящённый героической обороне Севастополя и исследованиям древнего Херсонеса, возглавлял известный русский учёный А.С. Уваров. Именно он и его сотрудники выступили инициаторами создания Исторического музея.

О людях, стоявших у истоков музея

Алексей Сергеевич Уваров (1825-1885)

И. Куликов «Портрет археолога А.С. Уварова» (1916)

Граф Алексе́й Серге́евич Ува́ров – русский археолог, член-корреспондент и почётный член Петербургской Академии наук. Один из основателей Московского археологического общества и Исторического музея в Москве.

Происходит из дворянского рода Уваровых. Его отец, Сергей Семёнович Уваров, был министром народного просвещения.

А.С. Уваров окончил Петербургский университет, а затем продолжил образование в Берлине и Гейдельберге.

Широкую известность как учёному принёс ему труд «Исследования древностей южной России и берегов Черного моря», изданный в 1848 г. на русском и французском языках.

Участвовал в археологических раскопках на территории России. Руководил Московским археологическим обществом.

9 февраля 1872 г. было получено «высочайшее соизволение» на устройство Музея имени Его Императорского Высочества Государя наследника цесаревича Александра Александровича. Эта дата считается днем основания будущего Государственного исторического музея.
А.С. Уваров составил первый музейный Устав. Основной целью будущего музея было «служить наглядной историей главных эпох русского государства». Уваров разработал и научную программу музея, определившую планировку будущей экспозиции. За каждым залом первого и второго этажей закреплялся определенный исторический период.

У истоков музея стоял также крупнейший знаток московской старины Иван Егорович Забелин.

Ива́н Его́рович Забе́лин (1820-1909)

И.Е. Репин «Портрет И.Е. Забелина» (1877)

И.Е. Забелин – русский археолог и историк, специалист по истории города Москвы. Член-корреспондент Императорской Академии наук, почётный член Императорской Академии наук, инициатор создания Исторического музея.

Закончил Преображенское училище в Москве. Работал архивариусом в Дворцовой конторе, служил в Императорской археологической комиссии младшим членом, и ему были поручены раскопки скифских курганов в Екатеринославской губернии и на Таманском полуострове, около Керчи, где было сделано множество интереснейших находок.

Результаты раскопок он описал в «Древностях Геродотовой Скифии» и в отчётах Археологической комиссии. Университет святого Владимира удостоил его степени доктора русской истории, и в 1879 г. он был избран председателем Московского общества истории и древностей и затем товарищем председателя Императорского Российского Исторического музея имени Императора Александра III. Исследования Забелина касаются, главным образом, эпох Киевской Руси и становления Русского государства.

В разработке научной концепции музея принимали участие ведущие историки России: С. Соловьёв, Н. Румянцев, Ф. Буслаев, Д. Иловайский, В. Ключевский.

Название

Первоначально Исторический музей назывался Музей имени Его Императорского Высочества Государя Наследника Цесаревича . С мая 1895 г. до ноября 1917 г. официальное название музея звучало так: «Императорский Российский исторический музей имени Императора Александра III» .

После Октябрьской Революции музей стал называться Государственным Российским Историческим музеем . С февраля 1921 г. по сегодняшний день название музея – Государственный исторический музей.

Строительство здания музея

В 1874 г. под строительство музея была отведена территория на Красной площади между Сенатской и Никольской башнями. Рядом, между Кремлевской стеной и Воскресенскими воротами, находилось владение Московской городской думы, которое сейчас входит в состав музея, как и здание монетного двора.

Здание Московской городской думы.

Один из корпусов монетного двора.

С момента основания музей являлся общественным учреждением, существовавшим на пожертвования и «самостоятельные средства».

Архитектурный образ музея был определён в декабре 1873 г. Но проект, предложенный художником-архитектором В. О. Шервудом и инженером А.А. Семёновым, был принят не сразу, т.к. здание музея должно было быть выдержано в формах русской архитектуры XVI в., чтобы его облик органично соответствовал сложившемуся архитектурному ансамблю Красной площади

Для оформления фасадов архитектор и инженер использовали мотивы декоративного убранства Покровского собора на Красной площади, церквей Вознесения и Иоанна Предтечи в Коломенском и Дьякове, Троицы в Останкине, Рождества Богородицы в Путинках, деревянного дворца в Коломенском, вологодских и ярославских храмов. Этот проект под девизом «Отечество» был рекомендован к строительству. С особым вниманием Шервуд отнесся к фасаду, обращённому на Красную площадь. Здание музея «уравновесило» Покровский собор (Храм Василия Блаженного), не умалив его композиционной роли.

Покровский собор (Храм Василия Блаженного)

Строительство здания музея продолжалось в течение 1875-1879 гг. В 1879 г. строительство на 3 года приостановилось из-за нехватки средств и возобновилось только 1881 г., когда Москва стала готовиться к коронации Александра III. Музей был передан в ведение Министерства финансов и приобрел статус правительственного учреждения. Директором музея был назначен А.С. Уваров, а после смерти Уварова в 1884 г. его сменил И.Е Забелин.

В 1878 г. место Шервуда занял архитектор А. П. Попов. Он фактически завершил строительство музея, разработал инженерный проект башен здания и проекты художественного оформления всех 11 экспозиционных залов, опираясь на замысел А. С. Уварова.

На шатрах и кровлях музея были установлены геральдические скульптуры и прапоры с поворотными механизмами, что позволяло им выдерживать ветровые нагрузки. Шатры четырех высоких башен венчали двуглавые орлы, рисунок которых был заимствован с герба царя Алексея Михайловича и с башен Кремля.

Навершие башен.

Интерьеры музея

Полы первого этажа были украшены мозаиками, пол Парадных сеней и ступени лестниц выполнены из каррарского мрамора.

Интерьеры музея

Известные русские художники оформляли залы музея: В.М. Васнецов написал фриз «Каменный век», Г.И. Семирадский выполнил два живописных полотна «Похороны руса в Булгаре» и «Ночные жертвоприношения», панорама Керченского пролива была создана И.К. Айвазовским. Позднее в отделке залов приняли участие В.А. Серов, С.А. Коровин, И.Е. Репин. Архитектором Н.В. Никитиным были оформлены Новгородский и Владимирский залы (№ 9, 10). Архитектор П.С. Бойцов спроектировал оформление Суздальского, Ростовского и Московского залов. Мастера из Палеха к 1903 г. окончили оформление залов эпохи Ивана Грозного, Бориса Годунова и Смутного времени. Залы Западной Руси и Литвы, Ивана III и Василия III и залы 2 этажа до революции оформить не удалось. Эти залы иногда использовались художниками как мастерские – здесь работали В.И. Суриков, В.М. Васнецов, И.Е. Репин, В.А. Серов.
А.С. Уваров находил и приобретал подходящие коллекции для нового музея, а также передал часть собственных: археологические древности, слепки и копии декоративных элементов киевских и новгородских храмов, большое собрание рисунков и фотографий.

Интерьеры Суздальского зала музея оформлены в 1890-х годах по проекту архитектора П. С. Бойцова. Оборудование и отделка читального зала музея произведены в 1911-1912 гг. по проекту архитектора И.Е. Бондаренко.

Зал музея

27 мая 1883 г., завершая коронационные торжества, музей посетила императорская семья – Александр III и его супруга Мария Федоровна. Царь выразил желание, чтобы устройство музея было продолжено.
2 июня 1883 г. Императорский Российский исторический музей был открыт для широкой публики.

Коллекции музея

Крупные дары поступали в музей и от других знатных семейств: Голицыных, Бобринских, Кропоткиных, Оболенских, Олсуфьевых, Щербатовых.

Коллекции музея собраны в соответствующих 18 отделах: отдел драгоценных металлов, отдел древнерусской живописи, отдел керамики и стекла, отдел металла, отдел книжного фонда, отдел нумизматики, отдел оружия и др.

Давайте зайдём в некоторые отделы.

Отдел древнерусской живописи

Коллекция икон музея начала складываться в 1880-1890-е годы. В разное время музею подарили иконы крупные антиквары-коллекционеры С.Т. Большаков, И.Л. и Д.И. Силины, А.П. Бахрушин, также сюда вошли коллекции российских древностей П.И. Щукина и А.С. Уварова, в которых большое место занимали иконы, и многих других коллекционеров. К концу XIX в. в Историческом музее было собрано около 1200 икон . В то время это была одна из крупнейших государственных музейных коллекций русской иконописи.

Икона «Троица Ветхозаветная» (начало XVI в., Москва). Дерево, левкас, темпера. 141х111 см. Поступила в 1941 г. из музея «Александровская слобода». Зал №14.

Отдел оружия

В этом отделе хранится более 16000 экспонатов. Его коллекция сформировалась в основном благодаря дарам частных коллекционеров: П.И. Щукина, А.А. Катуар де Бионкура, В.А. Барятинского, В.С. Турнера. Редкие экземпляры оружия поступили в ГИМ из Военно-исторического музея. «Жемчужина» музея – палаш М.В. Скопина-Шуйского, получившего его в награду в 1610 г. после победы над самозванцем Лжедмитрием II. Это один из самых ранних сохранившихся русских палашей.

Экспонат музея

Шедевром коллекции отдела является сабля графа А.И. Чернышева. К музейным раритетам относятся сабля императора Наполеона, морской палаш короля Швеции Карла Юхана XIV, жезл маршала Л.Н. Даву и дуэльный набор генерала Виктора Леопольда Бертье.

Здесь представлены образцы оружия с различными механизмами воспламенения заряда: фитильные, колесные, кремневые, капсюльные, оружие под унитарные патроны – шпилечные и с капсюлем центрального воспламенения.

Экспонат музея

Много оружейных памятников с оригинальными конструкторскими решениями, позволяющими проследить развитие инженерной мысли в оружейном деле на протяжении нескольких веков. В собрании представлено искусство немецкой, французской оружейной школы, изделия испанских оружейников, дуэльные и целевые пистолеты французских, английских, австрийских, чешских, бельгийских и русских мастеров.

Здесь замечательная коллекция восточного оружия, в том числе турецкого: щиты, сабли, кинжалы, ятаганы, ножи, пистолеты, ружья XVII-XIX вв.

Исторический музей сегодня

Здание Исторического музея

В 2006 г. Исторический музей закончил работу над постоянной экспозицией. На двух этажах в 39 залах представлена история России с древнейших времен до начала XX в. Начало экспозиции на втором этаже – первобытное общество, затем Древняя Русь, раздробленность, борьба с иноземными захватчиками, объединение России, освоение Сибири. На третьем этаже показана Россия, начиная с эпохи Петра I: политика, культура, экономика Российской империи.

После реконструкции в музее восстановлены исторические интерьеры, разрушенные или испорченные в годы после Октябрьской революции. Музей соответствует всем требованиям наших дней.

В состав Государственного Исторического музея входят также:

  • Покровский собор (храм Василия Блаженного)
  • Палаты XVI-XVII вв. в Зарядье (Палаты Романовых)
  • Музей Отечественной войны 1812 г.

Палаты XVI-XVII вв. в Зарядье (Палаты Романовых). В комплекс входят древние палаты, собор с золочеными куполами, церкви, зубчатая крепостная стена – 11 разнообразных по назначению и стилю построек XVI-XVIII вв. Это огромный музей древнерусского зодчества под открытым небом.

Музей Отечественной войны 1812 г. расположен в двухэтажном павильоне, возведённом специально для этой цели под руководством архитектора П.Ю. Андреева во внутреннем дворе между зданием Московской городской думы и палатами Старого Монетного двора.

Сейчас в Историческом музее 39 залов на двух этажах (втором и третьем).

Государственный исторический музей является крупнейшим историческим музеем России и одним из крупнейших в Европе, его фонды насчитывают несколько миллионов единиц хранения. Мой рассказ будет об одном единственном объекте — о самом здании музея, чей величественный вид украшает ансамбль Красной площади и где каждый зал представляет из себя маленький архитектурный шедевр и произведение декоративно-прикладного искусства

Основание Исторического музея

Своим появлением Исторический музей обязан Всероссийской Политехнической выставке 1872 года. Экспонировавшиеся на ней исторические находки требовали дальнейшего хранения, что и помогло окончательно оформить витавшие уже много лет идеи о хранилище исторических ценностей. 9 февраля 1872 года было получено высочайшее соизволение на устройство Исторического музея и эта дата считается днем основания будущего Государственного исторического музея

Фотография Исторического музея начала ХХ века

Изначально под строительство музея была отведена территория на Красной площади, примерно на месте нынешнего Мавзолея. Потом Московская городская дума передала под строительство будущего музея свой участок рядом. На этом участке были снесены старые постройки, в которых ранее располагались Главная аптека, а потом Московский университет

Вид на северный фасад Исторического музея. Слева видны Воскресенские ворота

Предполагалось сделать музей общественным и существующим на «самостоятельные средства». Перед началом строительства капитал составлял всего 154 тысячи рублей, из-за чего пришлось брать ссуду в 1,26 миллионов рублей. Погашена она была только через 28 лет. Для обеспечения финансовой самостоятельности предполагалось, что подвалы и цокольные этажи музея будут сдаваться в аренду под магазины, конторы и товарные склады

Западный фасад Исторического музея

Закладка здания состоялась 20 августа 1875 года. Из-за недостатка финансирования строительство приостанавливалось на 3 года и возобновилось в 1881 году к коронации Александра III. Здание музея стало одним из первых гражданских сооружений Москвы, где использовались новые материалы и технологии: кладка на цементном растворе; устройство каналов для вентиляции, отопления, водопровода и водостоков; металлические перекрытия и стропила. Во время строительства качество материалов и работ строго контролировалось одним из авторов проекта — А.Семеновым, по образованию – военным инженером.

Вид на Исторический музей от гостиницы «Москва»

В плане здание музея имеет неправильную прямоугольную форму, длину 112 и ширину 52 метра. Особенно трудоемкими были работы над декоративным убранством наружных стен и шатровых башен. В 1876-1877 гг. на кладке одновременно трудились 260 мастеров-каменщиков и несколько сотен подсобных рабочих. Только на главном фасаде выложено 15 видов кокошников, 10 типов ширинок (это вид углубления в плоскости стены), аркатурных поясков (т.е. поясков из ложных арочек), киотцев, тянутых карнизов

Декор южного фасада Исторического музея

Для публики Императорский Российский исторический музей открылся 2 июня 1883 года. До революции залы второго этажа и несколько залов первого оформить не удалось, но эти хорошо освещенные, высокие и просторные помещения использовались для проведения разнообразных выставок и собраний. Иногда эти залы служили мастерскими известным художникам – здесь работали В.И.Суриков, В.М.Васнецов, И.Е.Репин, В.А.Серов

В советское время экспозиция музея была переосмыслена в соответствии с новыми идеологическими задачами. В 1937 году Исторический музей был объявлен главным национальным музеем страны. К началу 1980-х здание музея сильно обветшало и в 1986 году началась масштабная реставрация и реконструкция, которые из-за финансовых и организационных трудностей завершились только в 2002 году. Помимо восстановления интерьеров, о котором я буду рассказывать ниже, в перечне работ стоит отметить перекрытие большого внутреннего двора музея и создание за счет этого так называемого Половецкого дворика в цокольном этаже и Нового выставочного зала над ним на первом этаже. Вот на этом фото с высоты птичьего полета видны высокие постройки во внутреннем дворе музея, которые мы не можем увидеть с земли

С весны 2007 года впервые в истории Государственного исторического музея для посещения открыли все 40 залов.

Здание Исторического музея

Авторами проекта Исторического музея являются архитектор Владимир Осипович Шервуд и инженер Анатолий Александрович Семенов. Их проект под девизом «Отечество» победил на конкурсе проектов здания. Сами авторы в пояснениях указывали, что для оформления фасадов использовали мотивы декоративного убранства Покровского собора на Красной площади, церквей Вознесения и Иоанна Предтечи в Коломенском и Дьякове, Троицы в Останкино, Рождества Богородицы в Путинках, деревянного дворца в Коломенском, храмов Вологды и Ярославля.

Южный фасад Исторического музея

Первые эскизы фасадов Шервуд выполнил в 1873 году, вплоть до конкурса в 1875 году шла доработка проекта, но и после его утверждения фасады перечерчивались четыре раза. В итоге здание Исторического музея представляет собой прекрасный образец псевдорусского стиля, популярного в России во второй половине XIX – начале XX века. Здание композиционно удачно вписано в ансамбль Красной площади, оно уравновешивает храм Василия Блаженного, как бы рифмуясь и перекликаясь с ним

Именно как часть ансамбля Красной площади здание Исторического музея входит в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО

Ещё до окончания строительства у организаторов возникли разногласия с В.Шервудом и в 1879 году архитектор был отстранен от строительства, последующее проектирование перешло к А.Семенову. Для оформления внутреннего убранства Исторического музея был приглашен архитектор А.П.Попов. Он начал с разработки типовых чертежей дубовых рам для нескольких сотен музейных окон. Разнообразный рисунок оконных переплетов напоминает узорные древнерусские «слюдяные окончины»

По эскизам Попова были выполнены позолоченные металлические скульптуры, украшающие крышу здания. Шатры четырех высоких башен музея венчают двуглавые орлы, рисунок которых был заимствован с герба царя Алексея Михайловича и башен Кремля. Сейчас мы видим восстановленные в 1997 году копии, оригиналы были сняты в 1935 году и переплавлены. Установлены фигуры на высоте 57-62 метра (разница в высоте т.к. здание стоит на склоне холма). У этих скульптур необычная конструкция - они разворачиваются к ветру широкой лицевой стороной, а не боком, как обычный флюгер, потому что иначе они чаще всего были бы ребром к главным точкам обозрения — Красной и Манежной площадям

Пониже, на малых шатрах размещена геральдические символы – борющиеся лев и единорог под имперской короной, изображение которых скопировано с древней печати московского Печатного двора

Установлены скульптуры на уровне 27-32 метра, имеют в высоту 166 см, вес около 500 кг. Они намертво закреплены на конструкциях башен. Скульптуры также были сняты в 1935 году, а вернулись на башни в декабре 2003 года

На кровлях западного и восточного фасадов, т.е. на фасадах к Кремлю и к Вознесенским воротам, помещены одиночные скульптуры двух львов и единорога. После снятия в 1935 году сотрудники музея сумели спрятать фигуры льва и единорога, которые при реставрации в конце ХХ века послужили образцами для воссоздания шатровых завершений

Согласно замыслу авторов, главный вход в Исторический музей располагается со стороны Красной площади. Шатры над парадным входом украшают флажки (они называются прапоры) с датами закладки здания и открытия музея – 1875 и 1883

В наше время главный вход не используется, но 1 июня 2017 года, в честь празднования 145-летия музея, впервые за 30 лет он был открыт

Сейчас главный вход в Государственный исторический музей устроен со стороны Воскресенского проезда на месте перекрытого малого двора. Сделано это ради сохранности уникальных интерьеров Парадных сеней, чтобы избежать прохода через сени непосредственно с улицы.

Парадные сени

Внутренние помещения музея построены по принципу кольцевой анфилады, логическим центром которой являются Парадные сени и Византийский зал. Вот какой вид открывается при входе в Парадные сени через главный вход, как то и задумывалось архитекторами

Все красочное убранство Парадных сеней, которое мы видим сейчас, в 1936 году было плотно забелено известью как идеологически не выдержанное и было недоступно для просмотра вплоть до реставрации 1986-1990 гг. Главный свод украшает «Родословное древо Государей Российских». Роспись площадью 220 кв. метров включает 68 портретов князей и царей. У основания древа изображены креститель Руси князь Владимир и княгиня Ольга

Как показала реставрация, овальные портреты – это отдельные холсты, наклеенные на свод. Часть из них была утрачена и реконструирована, но в основном сейчас мы видим подлинники. Петр I изображен в рыцарских доспехах и красной мантии, подбитой горностаем (в центре снимка). Венчают древо Александр III и его супруга Мария Федоровна – царствующие особы на момент открытия музея

Про все интерьеры Исторического музея можно сказать, что они оформлены по исконно русским мотивам, а уж в Парадных сенях буквально каждая деталь представляет собой архитектурную цитату главных российских памятников. Прототипом для создания родословного древа послужила стенопись Преображенского собора Новоспасского монастыря Москвы. Столбы, стены и арки галерей украшает пышный растительный орнамент, повторяющий роспись моленного места Ивана Грозного в Софийском соборе Новгорода

Пол Парадных сеней и лестница выполнены из каррарского мрамора. Перила боковых галерей повторяют рисунком царское моленное место Успенского собора Кремля (розочки в квадратных углублениях в верхней части снимка ниже). По бокам лестницы установлены фигуры львов по образцу тех, что стоят на Красном крыльце Грановитой палаты Кремля. В лапах львы держат геральдические щиты с монограммами императоров Александра II и Александра III

На сводах боковых галерей Парадных сеней помещены изображения гербов земель, входивших в состав Российской империи

Тамбур главного входа оформлен резным деревянным порталом

В арочном своде над тамбуром написаны геральдические изображения льва и единорога под императорской короной, а далее – герб Москвы, утвержденный в год открытия музея – в 1883

Невозможно не обратить внимание на красочный портал дверей, ведущих из Парадных сеней в Византийский зал. На его арке – дата открытия музея по древнеславянскому календарю – 7391 год от сотворения мира

Образцом для него послужили порталы церкви Никиты Мученика за Яузой и собора Васильевского монастыря в Суздале (XVI-XVII век)

Дубовые двустворчатые двери, обитые снаружи металлическими пластинами с резьбой, сквозь которую просвечивает цветная фольга, выполнены по образцу Благовещенского собора в г.Гороховце (самое начало XVIII века). Через них мы проходим в зал, который сейчас называется литерный зал «А» и в последнее время используется для временных выставок. Одна из таких экспозиций, посвященная золоту, имела большой успех и наверно поэтому стала постоянной

Залы Исторического музея

По замыслу основателей Исторического музея оформление каждого зала должно было архитектурно продолжать экспозицию, для чего использовались цитаты и повторения декоративных элементов, характерных для представляемой эпохи. Так, зал «А», историческое название которого Византийский, должен был знакомить посетителей с наследием раннехристианского и византийского искусства. Зал является уменьшенной копией центральной части храма Святой Софии в Константинополе, созданного в 500-е годы. Купол зала украшен копиями фресок из римских катакомб, в которых первые христиане совершали тайные религиозные обряды. На своде купола – живописное изображение Орфея с арфой в руках

Над входом в зал помещена живописная копия мозаики из мавзолея в г.Равенна «Добрый пастырь». Орнаментальная живопись на темно-синем фоне, покрывающая различные плоскости стен зала, также создана по мотивам мозаик Равенны

При выходе из Византийского зала — живописная копия мозаики из Святой Софии в Константинополе «Христос на троне и припадающий к его ногам византийский император Лев»

Полихромный мозаичный пол из натурального камня – копия пола катакомбы святой Елены в Риме

В центре сложной мозаичной композиции изображен голубь с масличной ветвью

Далее проходим в литерный зал «Б», где ныне продолжение золотой экспозиции, а при создании музея он предназначался для демонстрации памятников греческих поселений Южной России на берегах Черного моря. Рисунок мозаичных полов скопирован с мозаик храмов Равенны V века

Зал украшен четырьмя двухколонными портиками. Колонны темно-красного цвета из искусственного мрамора поддерживают гипсовый архитрав (перекладину), выполненный по образцу храмов древнего греческого города Пантикапей, располагавшегося на месте современной Керчи

Над входом в следующий зал помещено панно И.К.Айвазовского «Керченский пролив», изображающее как раз местность, где ранее был город Пантикапей. Историческое название этого литерного зала «В» — «Памятники Крыма и Кавказа до XI века». Здесь надо обязательно обратить внимание на великолепный расписной потолок, имитирующий деревянные перекрытия с открытыми балками. Прообразом для его оформления послужили орнаментальные росписи нескольких римских базилик IV-VII веков

Рисунок мозаичного пола повторяет орнамент пола церкви Спаса в Константинополе XI века

Теперь давайте рассмотрим музейные залы с постоянной экспозицией. Они располагаются вокруг литерных залов, вход в них с паперти Парадных сеней. Первый зал посвящен памятникам каменного века, здесь полумрак и мало что из декора интерьера можно рассмотреть, поэтому начну рассказ со второго зала, продолжающего показ каменного века. Он занимает круглую юго-восточную башню. Мозаика пола, как и в первом зале, повторяет гребенчатый орнамент памятников Волосовской стоянки

Главное украшение зала – живописный фриз «Каменный век», выполненный В.М.Васнецовым по заказу Исторического музея. Эта работа художника была высоко оценена соратниками по цеху: М.Нестеров, например, считал её лучшей работой живописца

Фриз обрамляет гипсовая рама, декорированная гребенчато-ямочным узором, заимствованным с гончарных изделий стоянок эпохи неолита в деревне Волосово и урочище Плеханов Бор (Владимирская обл.). Обрамления дверных проемов выполнены по мотивам орнамента керамических изделий, найденных в пещерах Келецкой губернии царства Польского

Дверной проем ведет нас в следующий зал №3, изначально посвященный бронзовому веку. В сегодняшней экспозиции тематика залов несколько смещена по сравнению с замыслом создателей музея и здесь, например, ещё продолжается первобытная община. Далее в своем рассказе я буду приводить номер зала сегодняшний, но назначение зала — первоначальное, чтобы был понятен замысел оформителей. Итак, в целях показать широчайшее распространение бронзы в оформлении зала использовались наиболее характерные образы и декор археологических памятников Западной Европы, Сибири, Индии и Кавказа. Например, в мозаике пола мы видим кружки, городки, ромбы, типичные для культур бронзового века

Типичные для той эпохи орнаментальные мотивы присутствуют в тонированном под бронзу лепном карнизе

Следующий зал №4 – «Конец бронзового века». Со временем обработка металла совершенствуется и вместо простых геометрических узоров изделия украшаются более сложными орнаментами, в которые входят изображения птиц, животных и человека. Вот рисунок высоких арочных проемов в следующий зал повторяет рисунки с серебряной оправы турьих рогов из кургана в Чернигове, а орлы в вершине арки взяты с украшений из курганов Суздальского уезда

Декор широких карнизов по верху стен и мозаика пола используют мотивы с найденных в Сибири кинжалов и бронзовых изделий из мерянских и муромских курганов

В архитектурно-художественном оформлении следующего зала, №5, «Памятники железного века», нашла отражение тема звериного стиля, характерного для всего металлического периода, бронзового и железного. Входные арочные проемы обрамлены изображениями крылатых коньков со змеиными хвостами и увенчаны медальонами с грифонами. Потолочный карниз дополнен рельефами в виде голов зверей и птиц, повторяющих изображения с предметов из курганов Екатеринославской губернии

Рельефная композиция над другим арочным проходом – фантастическая птица, держащая в когтях дикую козу — повторяет рисунок золотого украшения из собрания сибирских древностей Эрмитажа, а изображения львов по бокам от птицы скопированы с предметов из скифских захоронений

Наличники окон украшены орнаментов с бронзовых пряжек из курганов Владимирской и Ярославской губерний, а рисунок мозаики пола взят с гончарных изделий из тех же курганов

Уступчатый свод следующего зала, №6, «Памятники эллино-скифские», повторяет форму перекрытия склепа кургана Куль-Оба близ Керчи, IV век до н.э. Роспись свода и стен имитирует кладку древней гробницы, а фриз над входом представляет собой копию композиции «Укрощение коня» с вазы IV века до н.э. из большого скифского кургана юга Украины, хранящейся ныне в Эрмитаже

Живописные фризы на боковых стенах копируют рисунки из каменных склепов Пантикапея (близ Керчи), относящихся к периоду от I века до нашей эры до II века нашей эры

Копии росписей были сделаны вскоре после обнаружения склепов в 1872 и 1877 годах. В начале ХХ века эти памятники были утрачены, что придает особую ценность росписям зала

Орнамент мозаики пола также создан на основе росписей одного из склепов Пантикапея

Оформление следующего зала №7, посвященного памятникам Киева до 1054г, показывает нам детали убранства собора Святой Софии в Киеве. Так, мозаика пола повторяет сложный орнамент архиерейского места в большом алтаре собора

Следующий зал, №8, изначально рассказывал об истории древнего Киева от 1054 до 1125 гг. Две группы тройных окон с полукруглыми завершениями повторяют окна центрального нефа киевского собора Святой Софии

Все ранее просмотренные нами залы более-менее сохранили своё первоначальное оформление, выполненное в конце XIX века к открытию музея. А вот начиная с этого зала, по идеологическим соображениям в советское время облик ряда залов был изменен: чаще всего была забелена живопись, повторяющая фрески храмов. При реставрации конца ХХ – начала ХХI века закрытая живопись была восстановлена. В этом же зале, №8, в 1930 году убрали часть мозаик, по-новому оформили дверные порталы, перенесли сюда огромные живописные полотна кисти Г.И.Семирадского на древнерусские темы и копии фресок, а в конце ХХ века устроили проход в Воскресенские ворота. Первоначальный рисунок мозаичного пола содержит орнаменты, скопированные из древних памятников книжного искусства XI века – «Остромирова Евангелия» и «Изборника Святослава»

Оформление следующего зала №9 (Новгородский зал) копирует элементы выдающихся памятников Великого Новгорода. Так, фрески в полукруглых люнетах (полукруглых участках стены, огибаемых сводом) повторяют росписи конца XII века из церкви Спаса на Нередице – шедевра монументальной живописи раннего средневековья

В этом храме фрески покрывали стены и купол сплошным ковром от пола до сводов. Самое печальное, что церковь Спаса на Нередице погибла во время фашистского нашествия. Теперь мы можем увидеть росписи утраченного храма только в этих копиях, выполненных при создании Исторического музея. Вот в центре свода композиция «Вознесение». На дальнем своде, за потолочным светильником, виден план Софийской стороны Великого Новгорода, скопированный с иконы XVII века

Декор дверных порталов повторяет оформление входов одного из древнейших храмов России — Софийского собора, созданного в Великом Новгороде в 1045-1050 годах

Орнамент мозаичного пола повторяет фрески XII века из церкви Святого Георгия в Старой Ладоге

В круглой угловой башне располагается Владимирский зал (№10), оформление которого вдохновлено древними памятниками Владимира. Все рельефы в зале представляют собой слепки с белокаменной резьбы Дмитриевского собора, а живопись повторяет фрески Успенского собора. Обращают на себя внимание великолепные дверные порталы. Над одним из них расположена композиция «Царь Давид на троне»

Над вторым порталом — рельеф «Вознесение Александра Македонского»

Межоконные и междверные простенки по кругу декорированы аркатурным поясом (аркатуры – декоративные ложные арки), созданным на основе фриза по фасаду Дмитриевского собора. Здесь можно разглядеть изображения святых, птиц, мифических существ, деревьев

Купольный свод зала украшен насыщенным растительным узором. Расписывался он в 1890 году мастерами из Палеха на основе цветных калек-копий, снятых в Успенском соборе г.Владимира

Успенский же собор цитирует и мозаика пола

Роспись свода следующего зала №11, называемого Суздальским, также копирует Успенский собор Владимира

Оттуда же орнамент мозаичного пола

В целом же основой декоративного убранства Суздальского зала послужил облик Георгиевского собора в Юрьеве-Подольском (XIII век). Этот собор уникален тем, что его фасады заполнены множеством (более 400!) резных белокаменных рельефов. Вот с этих-то рельефов и были сделаны в 1890 году слепки, сплошным ковром покрывающие стены Суздальского зала

Рельефы изображают святых, воинов, животных, птиц, различных мифических существ – драконов, грифонов

Должна признаться, что эти два зала – Владимирский и Суздальский – мои самые любимые. В залитых солнцем залах яркие, сочные краски росписей, белое кружево рельефной резьбы наполняют душу ликующим восторгом, отрывают от повседневной суеты и уносят в волшебный мир детских сказок и фантазий. А образы здесь воплощены самые невероятные

Посмотрите, как интересно и необычно оформлена полуколонка: объемные горельефные головы вкруговую подпирают капитель, а сама капитель украшена ликами, у которых можно рассмотреть прическу: прямой пробор в волосах и косы по бокам головы

Целая стена отведена под воспроизведение почти в натуральную величину южного портала Георгиевского храма

Следующий зал №12 изначально был посвящен памятникам Ростова Великого и Ярославля, поэтому входные проёмы здесь обрамляли копии порталов Успенского собора в Ростове и размещалась копия керамического фриза из дворца царевича Дмитрия в Угличе. Всё это было убрано при реконструкциях 1937 и 1950 годов. Осталась только роспись цилиндрического свода, повторяющая орнаменты XVII века из домового храма митрополита Ростовского и Ярославского в Ростове

В середине ХХ века дверные порталы и карнизы по верху стен были оформлены по исламским мотивам для экспозиции о Золотой Орде

Зал №13 рассказывал о памятниках Москвы до правления Ивана III. Здесь крестовый свод и оконные откосы украшены сверкающей золотом росписью, в основу которой легли орнаментальные мотивы шапки Мономаха – важной регалии русских великих князей и царей, символа самодержавия

Порталы дверных проёмов, тонкие высокие полуколонны и резной пояс посередине стены повторяют отдельные элементы оформления церкви Успения Богоматери в Звенигороде и Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры

Даже небольшая металлическая дверь на служебную лестницу выполнена здесь по образцу одной из дверей Успенского собора Московского Кремля

Мозаика пола цитирует цветочный орнамент серебряного креста основателя одного из новгородских монастырей

Следующие залы с 14 по 16 до революции закончены не были, хотя проекты по их убранству и существовали. В зале №14, посвященному памятникам Западной Руси и Литвы, успели выполнить мозаичный пол

При последней реставрации в конце ХХ века частично реализовали первоначальный замысел архитекторов: дверные и оконные обрамления выполнили по орнаментам древнерусских рукописных книг XIV-XV веков, а стены украсили слепки с белокаменной резьбы Рождественского собора Саввино-Сторожевского монастыря в Звенигороде

Также и в зале №15 («Правление великого князя Ивана III») до революции успели сделать мозаичный пол. Этот рисунок из цветных шестигранников выполнен по образцам полов в византийских храмах

Все остальное художественное убранство было спроектировано и выполнено после 1937 года. Гипсовый потолок имитирует деревянные балки, характерные для итальянской архитектуры

Арочные порталы копируют элементы отделки Архангельского собора Московского Кремля, для сооружения которого привлекались итальянские мастера. Отсылки к итальянской культуре в декоре этого зала не случайны: при Иване III на русскую службу активно привлекались итальянские архитекторы, инженеры, мастера прикладного искусства, да и сам Иван III женился на Софье Палеолог, племяннице последнего византийского императора, жившей до замужества в Риме

В зале №16, посвященном правлению великого князя Василия III, мозаичный пол, выполненный до революции, повторяет рисунок предыдущего зала — цветные шестигранники. Остальное оформление спроектировано и выполнено после 1937 года и в основу было положено убранство Теремного дворца Московского Кремля. Так, сложный растительный орнамент дверных порталов повторяет резное обрамление входов в царские покои Теремного дворца

Зал имеет сложный свод — крестовокупольный с пятью распалубками (т.е. сводчатыми врезками в основной свод). Ребра распалубок орнаментированы лепным декором в виде чешуи, а основания рёбер украшены декоративными щитами с рельефами различных животных – львов, орлов, голубей. Эти щиты скопированы с резных картушей из моленной палаты Теремного дворца

И ещё по одной причине запомните этот зал: здесь потрясающая акустика. Надо встать в центре зала под люстрой и несильно топнуть ногой – эхо начнёт дробиться, многократно умножая звук. Даже когда подходишь к центру зала, эхо уже начинает сопровождать каждый шаг

При создании Исторического музея следующие три зала – с 17 по 19 – задумывались как единый комплекс для экспозиции эпохи Ивана Грозного. В соответствии с древнерусской традицией к большому помещению (зал №18) примыкают с двух сторон малые – залы 17 и 19. При оформлении всех трех залов за основу копирования был взят храм Василия Блаженного – памятник победам Руси над Казанским и Астраханским царствами. Потолок зала №17 повторяет плоское перекрытие западной галереи собора: разделение на заглублённые квадраты, расписанные «под кирпич». Верхнюю часть стен по периметру украшает карниз, имитирующий изразцы XVI века

Главное украшение этого небольшого, неярко освещенного зала – цветной перспективный портал, повторяющий южный вход центральной церкви собора – Покрова Пресвятой Богородицы. Внутренняя часть арки не только раскрашена, но и вылеплена под чешую, а ближе к наружной границе проходит резной узор из крупных бусин

Центральный зал, посвященный эпохе Ивана Грозного, (№18) оформлен исключительно богато. Коробовый свод (т.е. свод с лежащим овалом в сечении) украшен тонким растительным орнаментом по золотому фону и напоминает скань русских ювелирных изделий

На стене напротив окон в люнетах изображена цветущая смоковница – библейское дерево, символизирующее мир и благосостояние. Лепной карниз под люнетами повторяет рисунок карниза одной из глав собора Василия Блаженного

Поистине великолепны здесь оформления входных проёмов: арки имеют прямоугольные обрамления с элементами, напоминающими бусины, и тонкие росписи разной цветовой гаммы и рисунка. Созданы они по мотивам порталов юго-западной части Покровского собора. Двуглавые орлы над входом выполнены по рисунку Малой государственной печати Ивана Грозного

По сторонам от входов росписью изображены сказочные птицы-девы Алконост и Сирин, восседающие на ветвях райского дерева. Эти персонажи часто использовались в русских народных картинках и для украшения предметов прикладного искусства

Почти вся эта красота, которую мы видим сейчас в залах с 17 по 19, была уничтожена в 1936 году при реконструкции – лепнина сбита, живопись забелена. При реставрации в конце ХХ века утраченное убранство восстанавливалось буквально по крупицам: по старым чертежам, фотографиям, описаниям и отчетам, по результатам изучения памятников, послуживших образцами для оформления зала. Подлинными сохранились полы, выполненные в 1890-х годах

В центре зала установлен один из интереснейших экспонатов Государственного исторического музея — копия царского моленного места, выполненная в конце XIX века специально для музея. Это так называемый Мономахов трон, установленный в 1551 году в Успенском соборе Московского Кремля по указу Ивана Грозного, почти ежедневно посещавшего церковную службу в этом соборе.

Зал №19, завершающий рассказ об эпохе Ивана Грозного, перекрыт крестовым сводом с орнаментальной росписью

Как и в симметричном ему зале №17, главное украшение здесь – цветной перспективный портал, но повторяющий уже не южный, а северный вход центральной церкви собора – церкви Покрова Пресвятой Богородицы. Декор здесь иной – с лепестками, раковинами, простой перевитой гирляндой

Зал №20 изначально отводился под экспозицию, посвященную правлению Бориса Годунова. Крестовый свод украшает яркая декоративная роспись, созданная по мотивам орнамента привозных восточных и итальянских тканей. Рисунок на каждой из четырёх граней свода одинаков и содержит стилизованные изображения цветов и плодов ананаса. Карниз по периметру зала выполнен по образцу фриза колокольни Ивана Великого в Кремле, которая надстраивалась по указу Бориса Годунова

В ходе «реконструкции» 1937 года этот зал также лишился росписей и лепнины, но последняя реставрация вернула ему первоначальный облик. В зале два вида дверных порталов. Один оформлен по образцу входа в Успенский собор Троице-Сергиевой лавры: крупный растительный орнамент по зеленому фону заглубленного арочного наличника. У стен этого собора находится гробница Бориса Годунова и членов его семьи

Другой входной проём как бы удваивается за счет несквозной арки рядом

Орнаменты этих арок скопированы с Царь-пушки, идея создать которую принадлежала Борис Годунову

Мозаичный пол и в этом, и в следующем зале №21 задуман и выполнен одинаково: четкий геометрический красно-белый рисунок, окаймленный по периметру черной полосой

Зал №21 отводился под эпоху Смутного времени. Потолочные светильники зала изготовлены по образцу паникадила из храма в селе Пурех – вотчины князя Д.М.Пожарского. Свод потолка здесь цилиндрический, но в него врезаны полукруглые сводики, а выделяющиеся ленты орнамента визуально ещё более усложняют геометрию свода

Поверхность свода покрывает растительный орнамент золотистого цвета, напоминающий восточную парчу и итальянские бархаты. Как и в зале №20, карниз в верхней части стены повторяет рисунок карниза колокольни Ивана Великого

В этом зале очень разные и очень красивые обрамления дверей. Вот, например, рельефный рисунок этой прямоугольной рамы скопирован с резного деревянного подсвечника 1604 года из Дмитриевского собора г.Владимира

Вот этот портал с аркой, расписанной травами-цветами и опирающейся на столбы с «бочками», повторяет северный вход в Успенский собор Троице-Сергиевой Лавры

И даже кованую железную дверь из села Пурех, выставленную здесь как экспонат, обрамляет небольшой наличник

На стенах зала размещены пять живописных полотен начала XVII века, рассказывающих о Смутном времени: портреты Лжедмитрия и Марины Мнишек, сцены венчания и коронования. Они были подарены Историческому музею будущим императором Александром III и при оформлении зала под них специально сделали ниши. В 1936 году холсты были убраны, порталы и карнизы сбиты, росписи забелены, но последняя реставрация вернула залу первоначальный облик

Зал №21 – заключительный в анфиладе залов первого этажа музея. В залах второго этажа первоначально планировалось представить историю России в период царствования дома Романовых, были разработаны проекты интерьеров некоторых залов, но ни один из них не был реализован. Только к 1937 году, специально для Всесоюзной Пушкинской выставки, проходившей в стенах Исторического музея, залы второго этажа получили отделку в стиле пушкинского времени – позднего классицизма. Это оформление сохранилось до наших дней. В основном убранство залов второго этажа выражается в дверных порталах и карнизах в верхней части стен. Вот, например, оформление дверного проема в одном из залов

Или вот такой лепной карниз над входным проемом

С 1957 года в залах второго этажа размещается постоянная экспозиция. Сегодня она охватывает период истории России от эпохи Петра Первого до начала ХХ века

Пилястры в зале №29 на втором этаже Исторического музея

Также на втором этаже в просторном помещении над Парадными сенями первоначально размещалась библиотека с тремя антресольными этажами. В 1914 году библиотеку перевели в так называемый поперечный корпус, а зал стал использоваться как выставочный (№36). Библиотека и по сей день занимает помещение, оформленное для неё в неоклассическом стиле: колонны, облицованные искусственным мрамором; цилиндрический свод, расписанный в технике гризайль

Как посетить Исторический музей

Государственный исторический музей имеет очень красивый адрес: Красная площадь, дом 1. Расположен он в северной части Красной площади. Со станций метро Площадь Революции, Театральная и Охотный ряд выходить надо по указателям «К Историческому музею». Обратите внимание: вход в музей для посетителей со стороны Воскресенского проезда и, если идёте со стороны Манежной площади (т.е. от станций метро Театральная и Охотный ряд), то надо пройти Воскресенские ворота.

Музей открыт с 10 до 18 часов, но летом, с июня по август, работает до 21 часа. Также летом нет выходного дня по вторникам. График работы музея может меняться в связи с проведением каких-либо мероприятий на Красной площади (парады, шествия и т.п.).

Билеты стоят: 400 рублей без льгот и 150 рублей – льготный. Есть билеты для семейного посещения (600 рублей на 2 взрослых и 1-2 детей), есть возможность бесплатного посещения для студентов и учащихся в определённые дни, а также для некоторых категорий экскурсантов – за подробностями адресую вас на официальный сайт музея . Обращаю ваше внимание, что Исторический музей относится к федеральным учреждениям, поэтому в нём не действует принцип бесплатного посещения в каждое третье воскресенье месяца.

Государственный исторический музей. Настоящая публикация предназначена в первую очередь для московских гидов-переводчиков. Мы не ставим целью подробно рассказать обо всех экспонатах музея. Обзорная экскурсия этого не требует. Мы попробуем обозначить наиболее важные вехи отечественной истории до конца XIX века, дать краткую характеристику наиболее значимым и ярким экспонатам коллекции и помочь гидам-переводчикам самостоятельно подготовиться к экскурсии по главному зданию музея.


Коллекция Государственного Исторического музея (ГИМ)
Парадные сени музея
Древо русских государей

История создания Государственного Исторического музея (ГИМ)

Государственный Исторический музей. Вид со стороны Красной площади

Год создания музея – 1872 год. В этот год праздновали 200-летие со дня рождения Петра I. В первопрестольной проходили многочисленные выставки, посвящённые историческому событию и интеллигенция Москвы обратилась к императору Александру II с письмом-просьбой о создании музея. Резолюция императора от 19 мая 1872 года звучала «быть посему», она и положила начало музею.

В 1873 году Московская городская дума выделила участок земли на месте, где стояли несколько зданий, в том числе бывший Аптекарский приказ. Ранее на этом участке располагался Московский университет. Одна из памятных досок на музее напоминает о старом здании университета.

Объявили конкурс на лучший проект музея. На нём победил проект архитектора Владимира Шервуда.


Здание Государственного Исторического музея. Вид с Манежной площади

На флюгере, украшающем здание ГИМ, видна дата – 1875 год – это дата окончания строительства здания.


Музей открылся в 1883 году, торжества приурочили к коронации Александра III.

Формально первыми посетителями музея стала императорская чета – Александр III и его супруга Мария Фёдоровна.

В советское время интерьер Парадных сеней претерпели изменения. Здесь не осталось никаких росписей. Травные орнаменты и портреты государей замазали, заштукатурили и побелили. В конце прошлого века в течении 11 лет, с 1986 по 1997 год музей был закрыт на реставрацию. Реставраторы возвратили интерьерам первоначальный вид.

Коллекция Государственного Исторического музея (ГИМ)

В музее и его фондах хранится несколько миллионов предметов (к концу ХХ века – около 5 миллионов) и 14,5 млн. документов. Музей занимает второе место в мире по количеству экспонатов. Лишь в Британском музее больше “единиц хранения”. Коллекция живописи ГИМ в 3 раза больше, чем коллекция ГТГ. Музейный фонд ГИМ составляет 1/15 всех музейных фондов РФ.
Экспонаты ГИМ также позволяют проследить историю сопредельных государств, потому что музей создавался во времена Российской Империи, когда её территория была гораздо больше нынешней РФ.
В музее на 4 тысячах квадратных метров представлено около 22 тыс. предметов. Чтобы обойти экспозицию музея необходимо сделать более 4 тысяч шагов, что составляет около 3 км. Таков масштаб музея в цифрах. Если на каждый экспонат потратить около минуты для осмотра, то всего потребуется где-то 360 часов времени, а это только 0,5 % музейных коллекций. 🙂

Парадные сени музея.

Раньше парадный вход в музей был со стороны Красной площади.


Старый, недействующий вход в ГИМ

Сейчас этой дверью не пользуются, но с внутренней стороны здания её украшает великолепный деревянный портал.


Старый главный вход в ГИМ украшен деревянным шатром

Раньше, когда открывали дверь, то из вестибюля музея был виден .

Поскольку главный вход в музей был с другой стороны, то у парадной лестницы установлены два льва с геральдическими щитами.


На одном щите – вензель императора Александра II,

на другом – Александра III.

Форма вестибюля повторяет трёхнефный храм – два ряда колонн отделяют центральный неф от боковых.




Здание оформлено в русском стиле, все детали внутренней отделки скопированы с известных древнерусских памятников.
Стены украшает растительно-травный орнамент, он напоминает стиль убранства царского дворца или боярских палат XVII века.


Под потолком на стенах – гербы русских территорий, входивших в состав Российской империи на момент царствования Александра III (На 1914 год – 78 губерний, 21 область и 2 самостоятельных округа). У каждой губернии был свой герб, которые здесь и помещены. Привожу снимки лишь некоторых.


Слева виден Герб Ярославля – медведица с секирой на плече
Герб дома Романовых
Внизу – герб Нижнего Новгорода – олень с поднятой ногой. Слева – герб Рязани, вверху – герб Вятки (Киров).

Древо русских государей. (Государственный исторический музей)

Самый эффектный элемент оформления парадный сеней находится на своде – это древо русских государей.

Древо не совсем хронологически выдержанное, оно приспособлено к размерам Парадных сеней. На своде изображены великие князья, цари и императоры, то есть правители двух династий, Рюриковичей и Романовых.

Рюриковичи. Великие князья.(Государственный исторический музей)

Всего в состав древа включено 68 портретов. Самые главные государи образуют ствол древа, они изображены на центральной оси. Древо начинается с Владимира Красно Солнышко в красном одеянии и княгини Ольги, она изображена в синем плаще.

Далее их легко запомнить, вслед за дедом идёт внук. Помещены те государи, на время правления которых пришлись ключевые события истории государства Российского. Методисты ГИМ советуют рассматривать древо на иллюстрации, чтобы не задирать голову и на схеме сверяться с цифрами и надписями. Мне же миниатюрная копия древа государей Российских (расположена рядом с шатром старого входа в музей) показалась малоинтересной.


Я бы предпочла показывать изображения с балкона Парадных сеней, это наиболее удачная точка обзора.
Кратко обозначим деяния правителей, изображённых на древе.

Княгиня Ольга стала первой христианской правительницей в ещё языческой в ту пору Руси. Во время правления её внука святого равноапостольного князя Владимира Русь приняла христианство. Оба они причислены к лику святых.
Поодаль чуть ниже стоят братья, князья Борис и Глеб – страстотерпцы и мученики, невинно убиенные в XI веке. Их канонизировали раньше Ольги и Владимира, они стали первыми русскими святыми.


Над Ольгой и Владимиром – князь Ярослав Мудрый в красном плаще и светло-зелёном длинном одеянии, держит в руке модель храма.


Он правил в XI веке, считается просветителем Руси. Он построил множество храмов, при нём возникли библиотеки, школы, в которых обучали даже девочек из знатных семей. В историю он вошёл как создатель первого русского сборника законов под названием «Русская правда». Считается, что во времена Ярослава Мудрого завершился долгий и трудный путь формирования русской государственности. На годы его правления пришёлся расцвет государства, Русь была признана правителями сопредельных земель. Его первой женой была норвежская принцесса Анна, второй – шведская принцесса Ингегерда (в крещении – Ирина). Своих дочерей князь выдал замуж за норвежского (Елизавету), венгерского (Анастасию) и французского (Анну) королей. Анна, королева Франции, считается самой знаменитой из его дочерей. Она была женой французского короля Генриха I и какое-то время выполняла функции регентши при своём сыне – наследнике престола. Сыновья Ярослава Мудрого также были женаты на иностранных принцессах.


Он жил в XII веке. Это было время распада Руси на удельные княжества. Одним из них стало Владимиро-Суздальское княжество. Всеволод Юрьевич был первым самостоятельным правителем этого княжества. Скорее всего, на киевский престол он не претендовал, занимался обустройством своего государства, на территории которого возникает маленькая крепость – Москва, которая позже станет столицей нового государства.

Следующий – князь Александр Ярославич по прозванию Невский .


XIII век – страшное время для Руси. Это время защиты русских земель от иноземных завоевателей. С северо-запада нас атаковали шведы и Тевтонский Орден (псы-рыцари). С юго-востока пришла “погибель Земли Русской” – монголо-татарское нашествие. Александр Ярославич причислен к лику святых за то, что в Орде защищал интересы православной веры и добился в открытия в городах Золотой Орды православных храмов для русских пленников.

Следующая фигура – князь Иван Данилович Калита , первый из князей, который стал отстраивать своё маленькое московское княжество и делать его самостоятельным сильным государством.


Именно при Иване Даниловиче Москва из удельного княжества превращается в сильный центр, которые способен бороться за власть и с Владимиром, и с Суздалем, и с Тверью и другими крупными городами-княжествами.

Следующая фигура – князь Дмитрий Иванович Донской , XIV век.


Главное историческое событие периода его правления – битва на Куликовом поле, когда впервые в истории русское войско одержало победу над монголо-татарами. Важное историческое значение Куликовской битвы в том, что победа над татарским войском совершила психологический перелом в сознании людей, который позволил дальше продолжать борьбу с Ордой.

Следующая фигура – царь Иван Васильевич IV Грозный .

Цари.(Государственный исторический музей)

В 1547 году впервые в истории русских земель принял титул царя. К этому моменту на карте Европы уже существовало новое государство – Московия. Образовалось это царство в конце XV века, при князе Иване III, первом государе Всея Руси, но именно Иван IV впервые венчается на царство и официально сам себя награждает царским титулом.
На одной линии с Иваном Васильевичем IV находится портрет его деда, Ивана Васильевича III. Его изображение найдём вторым слева от Грозного царя.

Иван Васильевич III

Справа от царя Ивана Грозного расположен портрет его первой супруги, Анастасии Романовны Захарьиной Юрьевой.

Анастасия Романовна Захарьина Юрьева

Романовы. (Государственный исторический музей)




Всенародно избран на российский престол в 1613-м году. Его избранием на царство завершился тяжелейший период русской истории – Смутное время.

Императоры.(Государственный исторический музей)


При нём Россия делает новый поворот – начинается европеизация, превращение России не просто в большое государство, но авторитетную европейскую империю.


Во второй половине XIX века при Александре II проводятся важнейшие реформы, главная из которых – отмена крепостного права. Другие реформы Александра Николаевича – судебная, военная, реформа образования. Этот период получил название «великие реформы». Хотя судьба самого императора была печальна – он погиб от рук террористов-народников.
Слева от императора Александра Николаевича помещён портрет Екатерины II, а справа от Марии Алексеевны – изображение Павла I.






Завершается древо портретами императора Александра III и его супруги Марии Фёдоровны .


Эпоха Александра III – время очень мощного экономического рывка России. Но при этом были свёрнуты все либеральные реформы и задавлена политическая оппозиция.

Адрес: Москва, Красная площадь
Начало строительства: 1875 год
Открытие музея: 1883 год
Архитектор: Шервуд Владимир Осипович, Семёнов Анатолий Александрович
Координаты: 55°45"18.7"N 37°37"03.4"E

Коллекции, хранящиеся в главном историческом музее страны, поражают воображение. За 145-летнию в нем было собрано более 5 миллионов экспонатов. В музее находятся древние книги, уникальные артефакты, найденные во время раскопок в разных частях страны, и многие другие предметы, рассказывающие о многовековой истории России .

Вид Государственного исторического музея с Красной площади

История музея

Краснокирпичное массивное здание музея замыкает главную площадь Москвы с северо-запада. Оно находится напротив живописного храма Покрова Божией Матери, больше известного, как собор Василия Блаженного , и гармонично сочетается со стенами и башнями Московского кремля .

Идея организовать исторический музей родилась в середине XIX века. В 1872 году в Москве прошла крупная Промышленная выставка, которая и послужила толчком к созданию двух музеев - исторического и политехнического. Первыми экспонатами исторического музея стали археологические экспонаты с выставки и памятные вещи, присланные ветеранами Крымской войны.

За несколько лет набралось так много предметов, что император Александр II распорядился построить отдельное музейное здание. По его указу для организации нового музея создали специальную комиссию, костяк которой составили видные историки В, О. Ключевский, С. М. Соловьев, И. Е. Забелин и Д. И. Иловайский.

Вход в музей

В 1875 году провели конкурс архитектурных проектов, на котором победила работа Анатолия Семенова и Владимира Шервуда. В том же году был заложен фундамент будущего музейного здания. Материалы для стройки привозили из разных уголков страны, кирпичную кладку скрепляли цементом, внутренние перегородки делали из металла, а трубы и провода убирали внутрь здания. На строительной площадке работало 260 каменщиков и свыше трех сотен подсобных рабочих.

Возведение огромного здания продлилось 11 лет и потребовало значительных денежных сумм. Организаторам пришлось взять банковский кредит в 1,26 млн рублей, и погашение этой ссуды растянулось на 28 лет.

Когда работы были завершены, в центре Москвы появилось массивное здание в псевдорусском стиле, эклектичный облик которого отлично вписался в архитектуру Красной площади . Для декора музея были использованы кокошники, аркатурные пояса, ширинки, гирьки, шатры и другие элементы традиционного древнерусского зодчества.

Открытие музея произошло в 1883 году. К тому времени здание еще не было полностью оформлено, поэтому решено было не устраивать пышных церемоний. Первыми посетителями, осмотревшими 11 готовых залов, стали император Александр III и его супруга. Через несколько дней новый музей освятили и открыли для широкой публики.

После революционных событий 1917 года музей неоднократно хотели закрыть, однако этого не случилось. За 10 лет советской власти музейные фонды увеличились в два раза, в основном за счет того, что сюда свозили ценности из бывших дворянских усадеб.

В военные годы наиболее ценную часть коллекций эвакуировали в Казахстан . Примечательно, что даже во время осады столицы исторический музей не закрывался и принимал посетителей, оставаясь единственным работающим музеем Москвы . Лишь осенью 1941 года его закрыли на одну неделю, чтобы ликвидировать последствия разрушений, произошедших во время бомбежки.

К 1980-м годам в историческом музее начались проблемы технического характера. За 100 лет здание ни разу не ремонтировалось и поэтому сильно обветшало. Капитальная реконструкция музея была проведена с 1986 по 2002 год.

Экспозиции

Собранные в музее сокровища выставлены в 39 залах. Однако, на площади 4000 кв. м удалось разместить лишь 22 тысячи экспонатов. Это только малая часть, хранящихся в историческом музее предметов - 0,5% от имеющихся фондов. Все экспонаты Государственного исторического музея невозможно осмотреть во время одного визита. Если задержаться возле каждой витрины всего на одну минуту, для полного изучения коллекции потребуется 360 часов! Не удивительно, что для обслуживания такого огромного музея работает более 800 сотрудников.

Исторический музей считается самым большим национальным музеем страны, и ежегодно его посещает до 1,2 миллионов человек. Для того, чтобы туристы смогли увидеть редкие артефакты, хранящиеся в запасниках, здесь круглый год организуют выставки.

Пройдя по залам музея, посетители могут узнать об истории страны, начиная с древнейших времен до начала прошлого века. С недавнего времени осмотреть главные экспозиции можно виртуально. Для этого достаточно зайти на сайт музея.

Интерьеры

Архитекторы уделили большое внимание оформлению интерьеров музея. Все помещения представляют кольцевую анфиладу, и для их отделки применены ценные материалы - каррарский мрамор и дубовые панели, лепнина и позолота.

Наиболее богато декорированные залы занимают первый этаж музейного здания. На окнах установлены уникальные переплеты, имитирующие древние слюдяные окошки, залы закрываются сосновыми и дубовыми дверями, а полы украшает живописная мозаика. Настенные и потолочные росписи в музее выполнены талантливыми русскими художниками - Ильей Репиным, Виктором Васнецовым, Иваном Айвазовским и Валентином Серовым.

Вначале посетители попадают в Парадные сени, украшенные генеалогическим деревом российских императоров. На искусно сделанных настенных росписях можно увидеть ростовые портреты князей и царей - от князя Владимира до Александра III.

Залы первого этажа рассказывают о российской истории, начиная с первобытного строя до эпохи правления Петра I. В литерных залах «А», «Б» и «В» экспонируются уникальные золотые изделия разных времен и народов - ювелирные украшения, самородки, предметы церковного искусства, ордена и оружие.

На втором этаже музейного здания выставлены экспонаты, повествующие об истории страны от петровских времен до конца XIX века. Здесь же расположен вход в читальный зал рукописей.

Самые уникальные экспонаты

В огромной коллекции исторического музея хранятся редкие книги. Наиболее ценными из них считают «Изборник Святослава», появившийся в 1073 году. Он состоит из переписок болгарских текстов, которые были сделаны по заказу сына Ярослава Мудрого - князя Святослава.

Кроме того, в музее хранят первую российскую печатную книгу «Апостол», изданную Иваном Федоровым в 1564 году. Редкую книгу украшают кожаный переплет и изящное золоченое тиснение. Примечательно, что для «Апостола» первопечатник использовал бумагу, сделанную во Франции .

В залах музея можно увидеть государственную печать государей Ивана и Петра Романовых и верх шубы их отца - царя Алексея Михайловича. Богатая царская шуба утеплена беличьим мехом и обшита дорогой атласной тканью.

В одном из залов экспонируется письмо на клыке моржа, написанное в конце XVIII века во время экспедиции, организованной по указу Екатерины II. К наиболее ценным экспонатам относят также наградную саблю Наполеона и большой напольный глобус XVII века, привезенный в Россию Петром I.

Информация для посетителей

Выходы, расположенные со стороны Красной площади, закрыты, поэтому туристы, пришедшие посмотреть на мавзолей , Лобное место , кремлевские башни или Покровский собор, редко заглядывают в музей. Исторический музей часто посещают группы школьников и те, кто хочет побывать на тематических выставках.