Могила Гоголя на Новодевичьем кладбище. Тайна могилы Гоголя

«Могилы вампиров» находят по всей Европе. Это могут быть захоронения с отрубленной головой или же с придавленным камнями телом, а могут быть просто останки, перевернутые лицом вниз. Любопытно, но первоначальная интерпретация всех подобных захоронений как «могил вампиров» была предложена даже не профессиональным ученым, а всего лишь рабочим, трудившимся на одном из раскопов.

Интерес ко всему загадочному и опрокидывание в прошлое нынешних представлений сделали свое дело: далеко не бесспорная версия стала общим местом в научных работах и в масс-медиа. Корреспонденты вместе с польскими историками решили проверить на прочность эту гипотезу.

В мировой прессе и даже в серьезных научных журналах регулярно появляются публикации о том, как археологи находят все новые и новые могилы вампиров. В 2009 году вампиршей итальянские криминалисты объявили женщину, чей череп с кирпичом в зубах нашли на острове Лаццаретто Нуово (Венеция) среди умерших во время эпидемии чумы в XVI веке. В 2011 году вампирами (причем едва ли не древнейшими в Европе) назвали двух мужчин из захоронений IX века в Килтешин (Ирландия).

Камни во рту, по мнению археологов, должны были не дать им восстать из могил и вредить живым существам. Но чаще всего могилы упырей находят на территории Польши: от Западного Поморья до Подкарпатья и от Кракова до Гданьска. Возможно, дело в том, что страх перед вампирами стал распространяться по Европе из славянского фольклора, и в Польше упыри преследовали людей чаще, чем в других местах (по крайней мере, так верили их жертвы).

Новое поколение польских ученых предложило иную, не менее любопытную гипотезу: многочисленные «могилы вампиров» возникли из-за методологических ошибок и домыслов археологов ХХ века, с легкостью подаривших все необычные захоронения кровососам. Авторы статьи в журнале World Archeology создали типологию странных могил и рассмотрели самые разные варианты их возникновения - от неумелости могильщиков до показательных казней преступников.

Живые и мертвые

Выяснение реального статуса колдунов, ведьм, оборотней и вурдалаков остается одним из наиболее интригующих вопросов истории и антропологии. До сих пор неясно, существовали ли они на самом деле (по крайней мере как люди, сознательно практикующие запретные магические обряды) или были просто больными невинными людьми, жертвами оговоров, фобий и психозов родственников и соседей. Достаточно вспомнить поражавшие многие страны массовые охоты на ведьм, жертвами которых становились тысячи людей.

Тот же вампиризм можно объяснить редким генетическим заболеванием крови (порфирией), симптомы которого вписываются в облик классического вурдалака. Больным противопоказан солнечный свет, кожа вокруг губ и десен высыхает, из-за чего резцы обнажаются до десен; порфирин оседает на зубах, окрашивая их в красный цвет.

Но, кем бы ни были ведьмы и вампиры на самом деле, их существование было бесспорным фактом психологии и духовной жизни людей Средневековья, которая, в свою очередь, влияла и на жизнь материальную. Реконструировать же истинные события истории и их психологические мотивы ученым приходится в том числе по таким объектам, как захоронения.




В Средние века на землях славян, как и в других частях Европы, церковь с ожесточением боролась с языческими погребальными обрядами. Славяне и германцы продолжали класть в могилу ценные вещи, которые пригодятся покойнику в загробной жизни. Во время ночных бдений над умершим они исполняли песнопения-заклинания сопровождая их ритуальными танцами. Священники относились к этому крайне негативно: ведь согласно христианскому учению душа человека отправлялась в рай или в ад, к Богу, а не в особый «мир мертвых», куда, по мнению простого народа, надо было обеспечить с помощью магических обрядов безопасный переход, чтобы покойник не навредил живым.

Однако даже с распространением христианства в широких массах европейцев (в том числе славян) сохранилось разделение мертвецов на «чистых», умерших естественной смертью, и «нечистых» - в эту категорию могли входить самоубийцы, утопленники, казненные, иноверцы, колдуны и некрещеные младенцы. Таких покойников хоронили за оградой церкви, на распутье или иным необычным образом - так как боялись, что те вернутся вредить миру живых.

Невыносимая легкость интерпретаций

В 1957 году историк Бонифаций Зилонка (Bonifacy Zielonka) опубликовал статью с описанием необычных захоронений в Куявии (северная Польша): женщины, закопанной лицом вниз, и обезглавленного мужчины (череп обнаружили между его ногами). Один из рабочих на раскопе решил, что перед ним могила ведьмы (стржиги) - и ученый согласился с этой версией! С легкой руки неизвестного работника лопаты такая интерпретация вошла в научный обиход.

Раскопки на древнем кладбище «вампиров» в польском Гливице

В 1960-е - 1990-е годы археологи описывали десятки подобных захоронений, но не стремились размышлять об их причинах. Короткое упоминание о том, что так хоронили опасных мертвецов, чтобы не дать им вернуться с того света, стало догмой и кочевало из одной монографии в другую. В то же время у историков нет доказательств того, что западные славяне в раннем средневековье верили в «живых мертвецов». С 1970-х годов все странные захоронения стали называть «антивампирскими».

Только в 2000-е годы археологи, объединив усилия с историками-медиевистами, стали уделять должное внимание социальному и юридическому контексту захоронений - правовой культуре Средневековья, изучению конкретных орудий казни и, главное, текстов (летописей и рассказов о судах и казнях преступников). Авторы статьи в World Archeology не дают окончательной и бесспорной интерпретации странных захоронений X-XIII веков, а предлагают коллегам и читателям вместе с ними подумать о том, кто, как и почему мог быть в них погребен.

Меры предосторожности, ошибки и преступления

Первые известные атипичные захоронения на территории Польши датируются X веком. До этого мертвецов западные славяне сжигали, а по кремированным останкам невозможно обнаружить странности в судьбах покойников. Археологи описывают три основных типа аномальных захоронений: покойник лежит ничком, он обезглавлен, и на трупе лежат камни.

Схемы некоторых аномальных захоронений: из Злоты Пинчовской, Стары Замека, Цедыни и Радома

Захоронения «лицом вниз» встречались по всей раннесредневековой Европе - у англосаксов, скандинавов и славян. В Польше хорошо известно захоронение молодой женщины из Гвяздово (западная Польша), обнаруженное еще в 1937 году. Ее похоронили ничком, головой на юг, повернув лицо к западу. В могиле лежало три височных кольца из свинца, бронзовое и серебряное кольца, и железный нож в кожаных ножнах.

Изобилие ценностей в сочетании с необычным способом расположения покойника стали для археологов загадкой. В фольклоре первые указания на такое обращение с мертвецами встречаются в XVI веке, а самый знаменитый текст («Трактат о стржигах») повествует о том, как в 1674 году один силезец после смерти превратился в стржигуна (демона), пьющего кровь.

Местный священник приказал разрыть могилу и переложить покойника лицом вниз, но на следующую ночь он снова встал из могилы и забил до смерти своего сына. Только когда у трупа отрубили голову, он перестал беспокоить общину.

Впрочем, напоминают археологи, за столь живописными источниками нового времени можно забыть о том, что в Средние века головой вниз хоронили людей, с которыми в жизни случилось нечто постыдное и которые, буквально, не могли глядеть соседям в глаза. Так, например, похоронили французского короля Пипина Короткого.

Идентичным образом поступали для того, чтобы спастись от сглаза покойника. Наконец, нельзя сбрасывать со счетов и промахи могильщиков, в спешке предававших трупы земле. То есть страх перед тем, что покойник вернется с того света пить кровь живых, не является самой вероятной причины захоронений лицом вниз.

Обезглавленные трупы на территории Польши находили очень часто: это и черепа без скелетов, и скелеты без черепов, и могилы, где череп подвергался перезахоронению. Например, в Дембчино (Западное Поморье) нашли останки женщины лет 50 без головы. Ее череп, скорее всего, выкопали из земли и перезахоронили лицом вниз по соседству.

В Калдусе (Куявия) обнаружили двойную могилу: мужчину, которого, судя по рубцам на позвонках, обезглавили, а у женщины рядом с ним были сломаны ключицы. Конечно, отрубание головы в фольклоре и даже в письменных источниках описывается как одна из важных мер, не дающих опасному мертвецу восстать из могилы.

Однако, пишут ученые, и тут есть более обыденные объяснения: головы очень часто отрубали преступникам. Во многих могилах на черепах есть характерные отверстия, сделанные острым инструментом: скорее всего, отрубленные головы сначала вывешивали на кольях и столбах.

Так, в Средние века одновременно наказывали преступника и устрашали тех, кто мог бы последовать его примеру. Даже деревянный кол в могиле, по данным стратиграфии, был не орудием борьбы с вампирами, а средством устрашения народа - насадив на него голову, шест втыкали в землю на вершине холма, где находилось кладбище (захоронение в Волине, Западное Поморье).

Захоронение из Цедыни (реконструкция художника)

Наконец, могилы с камнями - в Польше их нашли более двадцати, датируются они X-XIII веками. В таких захоронениях камень обычно находили на месте черепа (могила из Цедыни, на иллюстрации) или на разных частях тела покойного. О побивании камнями, как наказании за ведовство, пишут скандинавские источники, но польские тексты об этом молчат.

Вполне возможно, что камни были призваны не выпускать мертвецов из могил, однако есть и более прозаическая версия: камень удерживал повернутую в сторону голову покойника, заставляя его «смотреть» на восток (как того требовали христианские погребальные обряды). Все может объясняться и еще проще: камни могли защищать могилы от грабителей и диких животных (радомское захоронение, на иллюстрации).

Страхи и мифы

История «могил вампиров», их популярности в научном мире, а потом и в масс-медиа, говорит о том, насколько часто людям присуще «опрокидывать» собственные страхи и любимые мифы в прошлое. В том же ряду - поиск изображений инопланетян на наскальной живописи и храмовых фресках. Люди средневековья жили очень непростой жизнью, и у них было множество собственных страхов: перед голодом и болезнями, рыцарями и разбойниками, дьяволом и адом, сглазом и проклятием, ведьмами и кровососами.

Переход в мир иной был одной из точек, где фокусировались эти страхи, а также средства борьбы с ними. Только недавно ученые начали понимать, что обращение современных представлений в прошлое не только искажает историю, но и дает куда более бедную и блеклую картину былого, чем оно являлось на самом деле.




Метки:

За рекой Яузой на территории бывшей Немецкой слободы находится самый необычный некрополь Москвы — Введенское кладбище. Налет запущенности, присущий любому погосту, здесь особый — натуральный, живой, наполненный романтикой. Вдоль аллей и тропинок тянутся гипсовые вазы и мраморные распятия, надгробные плиты с готическими надписями и необычные часовни, скорбные женские фигуры и ангелы с опущенными крыльями. Есть особая прелесть в неспешных прогулках по Введенскому кладбищу. Протискиваясь меж оград и разбирая надписи на надгробьях, испытываешь не только скорбь и уныние, но и потребность поразмышлять, открыть книгу, познакомиться с историями жизни ушедших людей.

Памятный знак на стеле, установленной на месте захоронения французских солдат, погибших в войне 1812 года. Фото: Игорь Стомахин/сайт

Свое официальное название кладбище получило от Введенской горы, но в народе его чаще называли Иноверческим, или Немецким. Огражденный кирпичным забором участок площадью 20 гектаров стал кусочком Западной Европы на российской земле. Со времен Петра I здесь хоронили неправославных христиан — католиков, лютеран, англиканцев. Кладбищенская земля примирила не только представителей разных конфессий, но и тех, кто сражался друг с другом на полях брани. Пройдя через южные ворота, справа от центральной аллеи вы увидите огражденную цепью братскую могилу солдат наполеоновской армии. А слева от аллеи — обелиск в память о русских воинах, которые скончались от ран, полученных на Бородинском поле.

В середине XIX века предприимчивые европейцы устремляются в Первопрестольную. На Введенском кладбище появляются могилы зарубежных банкиров, промышленников и купцов. Но во время Первой мировой войны иностранцы массово покидают Россию. Часть могил приходит в негодность, на некоторых плитах стираются имена. В первые десятилетия советской власти на кладбище хоронят российских священников, ученых и военных. После Великой Отечественной войны появляются могилы людей творческих профессий. Кого только здесь не встретишь! Деятели театра и кино — Рина Зеленая, Михаил Козаков, Люсьена Овчинникова, балерина Ольга Лепешинская, пианист Давид Лернер, спортивный комментатор Николай Озеров, оперная певица Мария Максакова, архитекторы братья Мельниковы, историк Сигурд Шмидт, композитор Эдуард Колмановский. На главной аллее покоится актер Геннадий Бортников, которого называли «русским Жераром Филиппом», а у южной стены похоронена народная артистка Татьяна Пельтцер — «счастливая старуха», как она именовала себя.

Могила балерины Ольги Лепешинской. Фото: Игорь Стомахин/сайт

Роковое свидание

Тишину Введенского кладбища нарушают пение соловьев и шелест вековых деревьев, шуршание осенней листвы и скрежет дворницкой лопаты. Впечатлительному человеку в этих звуках чудятся разговоры ушедших в мир иной. Это не удивительно: Введенское кладбище хранит множество тайн и преданий. Одна из легенд связана с выходцем из Шотландии генералом Гордоном — соратником Петра I, любителем выпить и подурачиться. В начале XX века из кладбищенской книги кто-то выдрал листы с указанием места, на котором находился надгробный камень шотландца, состоявшего на царской службе. С тех пор генерал бродит по аллеям в поисках утраченной могилы, стуча каблуками и пугая посетителей криками на гортанном гаэльском наречии.

Другая легенда говорит, что под кладбищенским Введенским холмом находится целый город, состоящий из множества подземелий и катакомб. Войти в подземную «Введенку» можно лишь через один из старинных склепов. Но что это за склеп и в какой части кладбища он расположен, не знает никто. Зато известна история священника, чья могила украшена беломраморным крестом и скорбной статуей ангела. По рассказам современников, батюшка обладал красивым драматическим баритоном. Однажды его, что называется, попутал бес. Поп устроился в оперу и стал петь на сцене. Успех был невероятный, но вскоре у мэстро пропал голос, а потом отнялись и ноги. Священник долго страдал, обвиняя себя в том, что предал Господа, и умер только тогда, когда вымолил себе прощение.

Самое печальное предание связано с историей супругов Леона и Софии Пло, похороненных в одной могиле. Муж занимался поставкой в Россию железа и чугуна, потрясающе красивая жена содержала перчаточный магазин на Кузнецком мосту. Однажды супругу показалось, что его благоверная тайно встречается с любовником. Леон заказал резчику фигуру из камня в виде полуодетой женщины, крадущейся на свидание. Когда композиция была готова, муж пришел домой и убил сначала жену, а потом — себя. Скульптуру установили в качестве надгробия. Привлекательная дама в неглиже когда-то сжимала в руках каменную розу, чьи лепестки падали на плиту. Розу отломали вандалы, зато теперь статуя всегда держит живой цветок, принесенный кем-то из посетителей.

Вампирка

Инженер Максимилиан Эрлангер привез в Россию первую паровую мельницу и построил в Сокольниках комбинат, который и сейчас выпускает ржаной и пшеничный хлеб. Усыпальница «мучного короля» построена по проекту архитектора Федора Шехтеля. Внутри — освещаемая лампадой фреска художника Петрова-Водкина. Христос в цветных одеждах разбрасывает зерно на вспаханном поле. Сюжет напоминает людям о том, что они должны сеять добрые дела. Икона считается чудотворной, и многие верят, что желания, написанные на стене склепа, обязательно сбудутся. Стены часовни исписаны карандашами и фломастерами. Люди обращаются к Иисусу с просьбами о хорошей работе и желании заработать большие деньги, об исцелении от пьянства и возвращении любимого.

Мавзолей мануфактурщика и «отца русского ситца» Людвига Кноппа выполнен в виде полуразрушенного античного портика. Однажды некий искатель приключений залез внутрь и наткнулся на мертвую руку, торчащую из-под земли. С тех пор склеп в народе называют «Вампирка». Вплоть до 1940-х годов на площадке перед портиком была установлена статуя Христа работы итальянского скульптора Рафаэлло Романелли. Приходя сюда, паломники приносили с собой воду и поливали руку Иисуса, указывающую вниз, на землю. Считалось, что стекшая вода приобретает чудодейственные целебные свойства.

Мавзолей Людвига Кноппа. Фото: Игорь Стомахин/сайт

В последние годы «Вампирка» стала сакральным местом для представителей субкультуры готов — парней и девушек с подведенными глазами, в высоких ботинках на шнуровке. Готы говорят об особой кладбищенской энергетике, которая придает им силы, об эстетике смерти и манящих тайнах загробной жизни. Судя по загадочным анаграммам, надписям со словом «Апокалипсис» и разбросанным голубиным перьям, здесь устраивают ритуальные оргии вроде «черных месс» и «балов Сатаны». Несколько лет назад на Введенском кладбище усилили охрану и снабдили участки системой видеонаблюдения. Готов стало меньше, но они все равно появляются, особенно в канун 1 ноября — Дня Всех святых и Хэллоуина. Кстати, 2 ноября, когда отмечается День всех усопших, представители римско-католической церкви во главе с кардиналом проводят на Введенском кладбище торжественную мессу и крестный ход.

Дверь в загробный мир

На могиле Георга Лиона и Александры Рожновой высится полукруглая колоннада с мозаичным панно — копией картины художника Арнольда Беклина «Остров мертвых». К кладбищенским воротам, расположенным среди холмов, подплывает лодка, в которой находятся двое — гребец и обернутая в белую ткань женщина. Символику расшифровать несложно. В изображении гор воплощается царство мертвых — Аид. Лодочник Харон перевозит душу, закутанную в саван, через реку Стикс.

Стоит увидеть и необычный памятник на могиле железнодорожного деятеля Христиана Мейена. Крест сварен из рельсовых полос, установленных на локомотивные колеса, надгробие украшено вагонными буферами и сцепными приборами. Не менее удивительное надгробие на могиле Аполлинария Васнецова выполнено в виде ласточкиного хвоста, напоминающего зубцы кремлевских стен. Васнецов был единственным художником, который выступил против разрушения Храма Христа Спасителя. В своих картинах он восстановил исторический вид московского Кремля — от эпохи Ивана Калиты до эпохи Дмитрия Донского. Недалеко от «ласточкиного хвоста», распустив крылья, сидит Птица Сирин. Эта работа скульптора Сергея Коненкова установлена на могиле писателя Михаила Пришвина. Запрокинув голову, сказочная птица поет вместе с деревьями и животными, о которых писал «певец русской природы».

Скульптура Птица Сирин — работа Сергея Коненкова на могиле писателя Михаила Пришвина. Фото: Игорь Стомахин/сайт

На надгробии винодела Филиппа де Пре можно прочитать сообщение, высказанное языком таинственной кладбищенской символики. Мраморное надгробие — это древнеримский храмовый портал. Слева и справа изображены ветки папоротника, олицетворяющие бесконечность. Шестиконечные звезды — гексаграммы — напоминают о шести днях сотворения мира. Одна звезда обрамлена венком из роз. Роза в погребальной традиции означает победу над смертью, быстротечность и бренность жизни. Говорят, что в ночь полнолуния между звездами высвечиваются лучи, образующие на мраморе яркий латинский крест. Вся композиция — не что иное как дверь для входа в загробный мир и выхода наружу в час воскресения.

Кандалы на могиле

Фердинанд Теодор фон Эйнем основал кондитерскую фабрику, знакомую нам как «Красный Октябрь» на Берсеньевской набережной, где сейчас размещаются модные заведения — галереи, театры, клубы. На своем московском предприятии порядочный немец учредил восьмичасовой рабочий день, открыл общежитие и кассу взаимопомощи, стал выплачивать пенсию лучшим работникам. Эйнем был честным промышленником и работодателем. В наши дни на его могилу приходят люди, которые хотят заниматься добросовестным бизнесом без взяток и «откатов».

В 2008 году в ходе инвентаризации бесхозных захоронений и переучета документов на Введенском кладбище была найдена могила Люсьена Оливье — французского повара, державшего в Москве ресторан «Эрмитаж». Изобретатель знаменитого блюда, без которого не обходится ни один новогодний стол, прожил всего 45 лет. Рецепт своего чудо-салата мастер хранил в глубокой тайне и унес с собой в могилу. Часто у памятника, установленного на месте захоронения Оливье, появляются молодые люди и девушки. Студенты кулинарных вузов и техникумов приходят сюда перед экзаменами, чтобы заручиться поддержкой знаменитого гастронома.

Самое почитаемое захоронение на Введенском кладбище — могила врача Федора Гааза. Его девизом была знаменитая фраза: «Спешите делать добро!».

Гааз отказывался брать с бедных людей плату за терапию и одаривал нуждающихся собственной одеждой. Он добился открытия лазаретов для узников, отделения осужденных от подозреваемых, отмены стрижки наголо подсудимых-женщин. Федор Гааз изобрел кандалы нового типа — более легкие и отделанные внутри кожей. Все свои деньги «святой доктор» потратил на облегчение участи больных и заключенных. Хоронили его за счет полиции. За гробом шли десятки тысяч человек. На могиле установили надгробие в виде Голгофы — камень, символизирующий гору, а сверху — крест. Памятник опоясан цепями с милосердными «гаазовскими» кандалами. По традиции, сюда несут цветы те, кто освободился из мест лишения свободы, а также граждане, пострадавшие безвинно.

Есть исторические имена, которые неизменно вызывают интерес к судьбе их носителя. Таким, несомненно, является имя царицы Тамары, о которой сложено множество песен, легенд и сказаний. В произведении М.Ю. Лермонтова она предстает собой кавказской красавицей, которая убивала каждого влюбленного в нее юношу, проведшего с ней ночь. Возможно, это просто выдуманная легенда, но в действительной жизни царицы Тамары было очень много таинственного и необычного. И самой первой тайной является дата ее рождения. А последней – время и место ее захоронения.

Тамара происходила из знаменитого рода Багратионов. Отцом будущей правительницы Грузии был царь Георгий III, а ее мать была дочерью осетинского царя — Бурдухан. Воспитанием Тамары занималась тетя девочки – Русудан. На долю царя Георгия III пришлись небывалые по своей разрушительности войны и постоянные смуты. В связи с этим, он принял очень сложное и мудрое решение – короновал свою дочь на царство еще при своей жизни. Сделал он это с единственной целью — избавить страну от распрей родственников, которые могли ввергнуть государство в хаос, стараясь занять освободившийся престол, после его смерти.

Во время коронования, Тамаре исполнилось всего 14 лет. Сразу после смерти отца, молодая царица столкнулась с противодействием высшей грузинской знати. И не смотря на юный возраст, она мудро шла на уступки. Ей пришлось отослать из двора многих своих верных людей, включая единственного родственника из ветви Багратиона и любимого человека – царевича Давида Сослани. Следующим ударом для правительницы стало решение, той же знати, выдать ее замуж. Ее руки просили султан алеппский, русский князь Юрий, византийские царевичи и даже персидский шах.

Грузинская знать остановила свой выбор на русском князе. Князь Юрий после смерти батюшки, князя Андрея Боголюбского, уехал из России и вместе с дружиной жил в Византии. Правительница Тамара была против, предложенного жениха, считала его «темной лошадкой», от которого неизвестно чего можно было ожидать. Вскоре Юрий прибыл в Грузию. Знать считала, что Юрий, в благодарность за престол, будет выполнять все их требования. Но русский князь не оправдал их надежд.

Современники описывали князя Юрия, как очень непорядочного человека с отвратительным характером, поэтому выбор его грузинской верхушкой, в качестве мужа царицы Тамары, был неудачным. Сама молодая царица не хотела выходить замуж за предложенного жениха, но ее мнение никого не интересовало…

Их брак не продлился долго. Юрий показал себя с самой плохой стороны: дебоширил, пил и устраивал пьяные разгулы. Царица вскоре потребовала развода. Но Юрий не смог уйти из семьи по-доброму. Собрав войско, совершил поход на Грузию, с целью забрать у бывшей жены трон, но был с позором изгнан. Тамара, несмотря на первое неудачное замужество, вышла замуж за друга детства – царевича Давида. Они любили и бережно относились к друг другу, прожили вместе долгие годы и считались очень хорошими правителями. Тамара была истинной царицей, обладая всеми необходимыми качествами для управления Грузией. Благодаря своему мужу – царевичу Давиду и верному военноначальнику Захарию грузинские войска одерживали многочисленные победы. Такой тандем оказался самым удачным.

В истории, эпоха правления царицы Тамары была достаточно сложной. Над многими странами тогда сгущались кровавые тучи. В степях Монголии Темучин (Чингизхан) приступил к созданию будущей империи. На Западе с огнем и мечом входили в города крестоносцы, втянув в разборки почти всю Европу. На Севере русские князья всеми силами защищали свои границы от нападения степняков.

Царица сумела обеспечить политическое господство своего государства в регионе Малой Азии. Она расширила и обезопасила границы Грузии, разгромив всех врагов. Ослабление позиций Византии позволило Грузии выйти к побережью Черного моря, где находилось много поселений с грузинскими племенами. Грузинские войска заняли причерноморские города. Созданную Трипизонскую империю возглавил ставленник Грузии. В 1206 году умер муж царицы – Давид Сослан. Царица решила передать часть полномочий по управлению государством своему сыну — Георгию-Лашу. В 2010 году грузинское войско совершило удачный поход вглубь территории Ирана, вернувшись с огромной добычей и продемонстрировав свою военную мощь.

Внутри государства правительница также решала множество вопросов. Царица своим указом отменила смертную казнь. Стоит отметить, что она заботилась не только о духовности своего народа, но и всячески принимала участие в поддержке и развитии культуры Грузии. Она часто общалась с художниками, писателями и поэтами. Особое расположение она выказывала писателю Шота Руставели, который и посвятил ей свою поэму «Витязь в тигровой шкуре». До сих пор в Грузии в устной форме рассказывают множество легенд о любви поэта к прекрасной царице. А вот отвечала ли взаимностью царица Тамара поэту Шота – не известно.

Грузинская царица исповедовала православную веру и распространила эту религию по всей стране. За заслуги перед верой, царицу причислили к лику святых и теперь перед ее образом в храмах молятся за исцеление от всех болезней.

Царица была участницей всех значимых событий в Грузии, общалась со всеми слоями общества, не гнушалась беседовать с бедными и помогать им. Жила она очень скромно и ее уважали за мудрость, красоту, доброту и смирение. Жители страны называли ее царем, а не царицей и это была дань уважения к ней. Есть свидетельства, что о ней, как о мудрой правительнице, отзывался Иван Грозный.

Военные трофеи, привозимые с захваченных территорий, обогатили Грузию. Мудрая царица вкладывала эти богатства в строительство монастырей, школ, мостов, крепостей и кораблей. Царица Тамара прилагала максимальные усилия для повышения качества образования в государстве. Она считала, что только с образованным народом Грузия выйдет на высокий мировой уровень. Даже сегодня потрясает перечень обязательных дисциплин в школах при правлении царицы Тамары: арифметика, философия, история, богословие, еврейский и греческий языки, стихосложение, астрология, умение вести беседу.

Из исторических источников известно, что султан Нукардин, обратился к царице Тамаре с требованием принять ислам, а затем выйти за него замуж. Возмущенная царица ответила турецкому султану дерзким письмом. Оскорбленный Нукардин собрал армию и вышел в поход на Грузию. Царица сама возглавила свое войско и разбила армию султана. Есть предание, что побежденный несостоявшийся «жених» поклялся, добраться до нее после смерти, раз не удалось получить при жизни…

Последние годы жизни царица Тамара провела в пещерном монастыре. Она молилась в маленькой келье.

Официально считается, что царица Тамара похоронена в городе Гелати в царской усыпальнице, но ее тела там точно нет. В Ватикане утверждают, что захоронена она в Палестине, но это никакими свидетельствами не подтверждено. Странно, что место ее погребения неизвестно, ведь царей принято хоронить с большой почестью, но никак не тайно, тем более что речь идет о такой великой правительнице. Ведь ее могила могла бы стать местом поклонения святой и паломничества.

Возможно, это произошло из-за угрозы Нукардина, и царица боялась, что ее могила будет разорена. Говорят, что перед смертью она дала указание своим телохранителям и те в точности его выполнили. Телохранителей было семеро и изготовлено ровно семь гробов, только в одном из них было тело царицы, а остальные – пустые. Каждый из телохранителей сам захоронил один из гробов, а место знал только тот, кто опускал гроб в могилу. Выполнив последнее указание царицы, телохранители покончили с собой, чтобы сохранить в тайне место захоронения царицы Тамары.

После смерти царицы, для Грузии завершилось золотое время. Государство потеряло политический вес в своем регионе. Враги, которые так боялись царицу-воительницу, ринулись на незащищенное государство: монголо-татары, турки…

До сих пор память о царице Тамаре бережно хранится каждым жителем Грузии.

Восемь веков исследователи ищут место захоронения грузинской царицы. Были изучены все предполагаемы места: склоны горы Казбек, царское кладбище в Мцхете, пещеры в Карском ущелье и многие другие места. Постепенно поисковики, устав от многочисленных неудач, отказались от поиска.

Вначале 60-х годов прошлого столетия произошел случай, который дал надежду найти место последнего упокоения знаменитой грузинской царицы. Рассказывают, что рядом с селением Казбеги на Военно-грузинской дороге произошла крупная авария. На крутом повороте, водитель не смог удержать машину, и она вместе с пассажирами рухнула в ущелье. В спасательной операции принимали участие ребята из горноспасательного отряда. Им пришлось, используя альпинистское снаряжение, спускаться в ущелье. Под одним из карнизов, спасатели увидели вход в пещеру, закрытый ржавой металлической решеткой. Попытка приблизиться к ней не удалась. Ребята решили вернуться на это место позже. Но через год, все участники той спасательной операции погибли в горах. До сих пор эта пещера не обследована, а значит, не использован шанс совершить историческую находку огромного значения.

No related links found



О происхождении человека от обезьяны каждый знает со школьной скамьи, изучая теорию Дарвина. Однако в последнее время на этот счет появились новые взгляды. Одни считают, что предками людей были динозавры, другие – что ими были рептилии либо даже крысы.

За несколько последних лет появились археологические находки, свидетельствующие о том, что нашими предками, возможно, были инопланетяне. В разных местах земли ученые находят таинственные захоронения неких человекообразных существ, и это заставляет исследователей усомниться в справедливости долгое время господствующей эволюционной теории.

Во время экспедиции в руандийские джунгли антропологи обнаружили старинное кладбище. Поскольку ничем особым это захоронение не выделялось, ученые посчитали, что когда-то здесь жили аборигены. Однако никаких следов их обитания поблизости не оказалось. Продолжив раскопки, специалисты обнаружили шокирующую находку: останки всех захороненных существ явно свидетельствовали об их внеземном происхождении.

Гигантского роста существа не слишком походили на человека. Швейцарский ученый Хьюго Чайлдз, руководитель команды антропологов, сделал вывод, что эти странные создания могли быть космическими пришельцами, погибшими в результате аварии. А похоронили инопланетян здешние жители. Всего было найдено двести тел, которые находились в сорока могилах по пять «человек».

Было установлено, что эти существа имели более чем двухметровый рост и огромные головы, на которых отсутствовали глазницы, нос и ротовая полость. Следовательно, общались они телепатически, а для передвижения использовали звуковые волны (примерно как наши летучие мыши).

Было высказано предположение, что инопланетяне могли прибыть на Землю, чтобы, соединившись с людьми, оставить здесь потомство. Тем не менее в ходе дальнейшей работы исследователи не нашли ни фрагментов разбитого НЛО, ни следов его приземления. Как же объяснить захоронение загадочных существ?..

Увы, объяснений данному феномену пока нет. Ясно одно, что он заслуживает тщательного изучения, в том числе и проведения генетического анализа.

Захоронение инопланетянина в Турции

Еще одну необычную находку сделали турецкие спелеологи. Они обнаружили мумию человекоподобного существа в саркофаге, сделанном из кристаллического прочного состава. Существо было мужского пола, однако рост мумии не превышал 1,3 метра. Остатки кожного покрова были светло-зеленого цвета, по бокам же располагались какие-то выросты, похожие на крылья.

При всей своей необычности существо больше походило на человека, нежели на животное. По крайней мере, у него имелись «человеческие» руки, ноги, нос, губы и уши. А вот глаза сильно отличались от наших – втрое превышающие по размеру и бесцветные, словно у пресмыкающихся.

Проведя подробное изучение мумии, ученые пришли к поистине сенсационному выводу: это удивительное существо… спит, а именно погружено в глубокую медитацию! Как такое возможно и проснется ли оно когда-нибудь? Помимо этого, природа кристаллического мерцающего вещества, из которого изготовлен саркофаг, современной науке не известна.

Захоронение карликов в пещере Хебита

Китайская пещера Хебита сегодня известна всему миру. В ней антропологи нашли захоронения удивительных существ: 716 скелетов – большеголовых, с огромными глазницами, при этом небольшого роста (около 1,3 м) и не имеющие зубов!.. На шеях скелетов находились каменные диски с таинственными иероглифами. Все это вместе поставило ученых в тупик. Есть, правда, предположение, что на дисках изложена история «дропа» — древнейшего низкорослого китайского племени, жившего некогда в этих местах.

Один из ученых КНР сумел расшифровать то, что написано на дисках. Он утверждает, что эти странные существа некогда прилетели на Землю (приблизительно двадцать тысяч лет назад), однако их корабль потерпел крушение при посадке, а потому пришельцам пришлось остаться на нашей планете – они-то и стали тем загадочным племенем «дропа».

Это в какой-то степени подтверждает и немецкий археолог Вальтер фон Мольтке, долгое время изучающий захоронения племени «дропа». Так вот он утверждает, что на ноге одного из скелетов ему удалось обнаружить след от хирургической операции, выполненной при помощи… лазера.

Не смотря на то, что, что согласно официальной теории, племя «дропа» давно вымерло, в одном из самых отдаленных районов Китая есть деревушка, жители которой имеют максимальный рост в один метр двадцать сантиметров. Ученые полагают, что инопланетянам «дропа» все-таки пришлось иметь смешанные браки с аборигенами, не случайно среди этого низкорослого населения КНР сохраняются легенды о звездных людях, некогда прилетевших на Землю на огромном воздушном корабле.

К сожалению, археологи, антропологи и прочие ученые не в силах разгадать все эти загадки. Странные захоронения человекоподобных существ так и остаются тайной за семью печатями. Мы толком так и не знаем ни кто они, ни откуда взялись на нашей планете, тем более что они обнаруживаются практически во многих местах, в том числе и в российской Сибири (смотрите видео).

Возможно, инопланетяне на самом деле наши предки, однако это противоречит устоявшейся теории возникновения и развития животного мира на Земле, и дарвинисты еще долго будут сопротивляться, дабы отказаться от своих ложных представлений об истинной эволюции и настоящей истории современной цивилизации.

Видео: Загадочные захоронения

В смерти есть что-то мистическое. И там, где люди находят последнее пристанище, всегда особая, немного жуткая атмосфера. Она будоражит воображение, пугает и в то же время притягивает. Так появляются суеверия, легенды, ползут нелепые слухи. Здесь собраны самые интересные и необычные из них.

Могилы ведьм и колдунов

Если при жизни о человеке шла дурная молва, его хоронили особым образом. Тело могли сжечь, прибить к земле гвоздями, связать ремнями, разрубить, подрезать сухожилия, «запечатать» серебром. Многие народы считали, что ведьму надо закапывать без гроба, лицом вниз. Могилы часто размещали за оградами кладбищ, в лесах, на перекрестках дорог. Сверху набрасывали камней, сажали колючие кустарники.

Если этого не сделать, мертвец сможет выбраться. Есть поверье, что на могилах ведьм и колдунов со временем появляются дыры и трещины, через которые они выходят на поверхность. Большое количество муравьев, кровоточащая трава и странные звуки из-под земли также указывают на место, где погребена ведьма. Не зная этих примет, найти его будет сложно. Но есть и общеизвестные факты:

Это кладбище находится в городке Салем, в штате Массачусетс. Ну, думаю, о знаменитом судебном процессе 1692 года над салемскими ведьмами слышали многие. Тогда по обвинению в колдовстве арестовали что-то около 200 человек. Одних казнили сразу (повесили или раздавили камнями), другие умерли в тюрьме.

Правда, в 1702 году власти официально признали процесс незаконным, в 1957 были отменены все приговоры, а в 1992 кладбище стало мемориалом пострадавшим. Кстати, на самом деле осужденных за колдовство хоронили не там. В Салеме нет ни одной могилы ведьмы. Зато легенда привлекает туда туристов.

А в лесах Мичигана покоится ведьма, которая, по приданию, погубила целый город. Если в 1874 году в Пере Чейни было около 1500 жителей, то к началу 20 века их осталось 25. Две эпидемии дифтерии выкосили большую часть населения, остальные уехали. А болезни, конечно, наслала местная колдунья.

Говорят, она родила внебрачного ребенка и была изгнана. Младенец умер, и тогда женщина прокляла город. В конце концов, ведьму поймали, повесили, а тело закопали. В том лесу до сих пор появляются темные фигуры и призрачные огни, слышится смех детей. Но получить реальные фото привидений пока не удалось.

Могилы вампиров и вурдалаков

Легенды о мертвецах, которые пьют живую кровь, есть почти у всех народов. Обычно такая участь ждала самоубийц, колдунов, отлученных от церкви… да много, кого еще. И, конечно, тех, кого укусил вампир. Естественно, люди боялись этих тварей и предпринимали меры, чтобы покойник после смерти не выходил из своей могилы. А для этого важно правильно похоронить того, кто может стать вампиром.

Тело следует сжечь или хотя бы проткнуть осиновым колом и уложить так, чтобы оно было ориентировано с востока на запад. Голову желательно отделить и поместить между ступнями. Чтобы труп не смог съесть свой саван, надо подсунуть что-нибудь под подбородок (камень, железо). Еще можно насыпать в гроб опилок или зерен, чтобы вампир начал их считать и не успел выбраться до рассвета. Вот самые известные захоронения:

В северной части Лондона есть старое Хайгейтское кладбище. Оно давно привлекает к себе внимание. Часто появляются сообщения о вампирах, а подозрительные могилы помечены буквой V. Посетители находят вырытые и обезглавленные трупы, пустые гробы. Несколько тел были эксгумированы, и смотрелись они странно.

Пухлые, упитанные… не совсем мертвые… Существуют настоящие фото вампиров , они выглядят именно так. Но все объясняется проще. Труп всегда распухает, это один из этапов разложения. На губах выступает кровь. Если проткнуть тело колом, оно может издать стон, так как скопившиеся газы будут проходить мимо голосовых связок.

Кладбище Пер-Лашез во Франции тоже считается убежищем вампиров. Все началось в 1848 году, когда какой-то сумасшедший разрыл несколько могил, вытащил тела и сильно повредил их. Он считал, что должен так поступить. С тех пор поползли слухи. Впрочем, внешний вид некоторых надгробий наводит на размышления.

Символика захоронений выглядит зловеще. Черепа и летучие мыши, которые считаются визуальным воплощением вампиров, фаталистические надписи… Впрочем, в 19 веке в Западной Европе это было принято. По другой версии изображение летучей мыши с распростертыми крыльями служило защитой от зла.

Блуждающие могилы и неспокойные склепы

Есть поверье, что земля не принимает прах человека, если он не был захоронен надлежащим образом. Жуткие истории о перемещении могил наводнили Интернет. Вообще, этот феномен известен давно, но вот с доказательствами плохо. Все переписывают одни и те же тексты, где упоминаются несуществующие города и люди. Никаких реальных фото и документов нет.

Нормальных объяснений тоже. Возможно, здесь действуют силы и энергии, о которых мы пока ничего не знаем. Например, когда взорвался , тоже происходили странные вещи… отрицательное давление и много чего еще… Но в случае с могилами было что-то другое. Если они вообще куда-нибудь перемещались. Вот парочка более-менее правдоподобных историй:

Это событие произошло еще до революции в глухой российской деревне. Ночью в одной избе появился холмик земли с полусгнившим крестом. Могилу попытались убрать, но оказалось, что под полом тоже полно земли. Когда ее выносили, там обнаружили человеческие останки.

Крест походил на те, что устанавливали на заброшенном кладбище недалеко от деревни. Как все это оказалось в избе, никто не понял. Могилу вынесли, кости перезахоронили. Но дом пришлось забросить. С тех пор люди обходили стороной страшное место.

Фамильный склеп Чейзов находится на Барбадосе. Он выдолблен в скале и закрыт мраморной плитой. Каждый раз, когда его вскрывали, находившиеся там гробы оказывались перевернутыми на бок, стоящими вертикально, разбросанными… Они словно расползались по помещению. Это повторялось с 1812 по 1820 год.

Выдвигались разные версии, от магии Вуду и масонских обрядов до наводнений и сдвигов земной коры. Исследователь Эрик Расселл в середине 20 века выделил в этих явлениях ряд закономерностей. Он считал, что металлические гробы перемещаются вод воздействием гравитации и магнитного поля.

Так что это? Правда или просто сплетни? Не знаю.. Но здесь материалы собраны по всему Интернету, мне даже не удалось определить первоисточники. А мертвые не могут подтвердить или опровергнуть слухи, которые про них ходят. В ожидании лучших времен они будут хранить свои древние тайны.

Вас это может заинтересовать: