Музыкальные лады: мажор и минор. Осваиваем три вида минора

- (от ит. minore). См. Mineur. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. МИНОР лат. minor, ит. minore, франц. mineur. В музыке, тон грустный и тихий. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употреблен … Словарь иностранных слов русского языка

минор - а, м. mineur, ит. minore. 1. Музыкальный лад, аккорд которого строится на малой терции. БАС 1. И эти адские сонаты, И все адажио, стокаты, Аллегро, менуэ, мажор; А боле варварский минор, Который душу так и тянет. А. И. Клушин (1763 1804). // Муз … Исторический словарь галлицизмов русского языка

Минор - старый эсер, один из основателей эсеровской партии. В дни керенщины Минор примыкал к группе Чернова, метавшейся между коалицией и чисто социалистическим министерством. В созданном позднее Совете Республики Минор возглавлял эсеровскую фракцию и… … 1000 биографий

Минор - Минор. МИНОР (итальянское minore, от латинского minor меньший) (музыкальное), лад, в основе которого лежит малое (минорное) трезвучие, придающее ему специфическую “сумрачную” окраску (в противоположность мажору). … Иллюстрированный энциклопедический словарь

МИНОР - МИНОР, минора, муж. (итал. minore от лат. minor меньший). 1. Музыкальный лад, гамма которого строится на малую терцию вниз от мажорной гаммы (с повышением на полтона седьмой ступени в т.н. гармонической минорной гамме, а в мелодической минорной… … Толковый словарь Ушакова

минор - имение, лад, настроение, определитель Словарь русских синонимов. минор сущ., кол во синонимов: 4 имение (21) лад … Словарь синонимов

МИНОР - (итальянское minore, от латинского minor меньший) (музыкальное), лад, в основе которого лежит малое (минорное) трезвучие, придающее ему специфическую сумрачную окраску (в противоположность мажору) … Современная энциклопедия

МИНОР - определитель, составленный из элементов, состоящих на пересечении произвольно выделенных k строк и k столбцов данной матрицы или определителя …

МИНОР - (итал. minore от лат. minor меньший; также moll, от лат. mollis мягкий), в музыке лад, устоем которого является малое (минорное, с малой терцией в основе) трезвучие, придающее ему специфическую темную окраску (минорное наклонение) … Большой Энциклопедический словарь

МИНОР - МИНОР, а, муж. 1. Музыкальный лад грустной, скорбной окраски, аккорд к рого строится на малой терции (спец.). 2. перен. Грустное, подавленное настроение. Быть в миноре. | прил. минорный, ая, ое. М. тон. Минорное настроение. Толковый словарь… … Толковый словарь Ожегова

Книги

  • Струнный квартет соль минор, ор. 10 , К. Дебюсси. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. К. Дебюсси, Струнный квартет соль минор, ор. 10, Ноты, Для 2 х скрипок, альта и виолончели Тип… Купить за 481 руб
  • Фортепианный квинтет до минор , А. Бородин. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. Фортепианный квинтет до минор, Ноты, Для 2 х скрипок, альта, виолончели и фортепиано Тип издания:…

Значение слова МИНОР в Словаре музыкальных терминов

МИНОР

(итал. minore , от лат. minor - меньший) - лад, устойчивые звуки которого (1, 3, 5 ступени) образуют малое (минорное) трезвучие. минорное трезвучие вместе с мажорным является основой гармонии. эти трезвучия равноценны в консонантном и ладовом отношении, т. к. состоят из одних и тех же консонирующих интервалов (но в обратном сочетании) и в качестве тоник соответствующего лада имеют равное значение.

Словарь музыкальных терминов. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое МИНОР в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • МИНОР в 1000 биографий знаменитых людей:
    старый эсер, один из основателей эсеровской партии. В дни керенщины Минор примыкал к группе Чернова, метавшейся между коалицией и чисто-социалистическим …
  • МИНОР в Большом энциклопедическом словаре:
    (итал. minore от лат. minor - меньший; также moll, от лат. mollis - мягкий), в музыке - лад, устоем которого …
  • МИНОР в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (moll, мягкий) - минорное наклонение тональности, в которой третья ступень диатонической гаммы отстоит от первой на малую терцию. М. или …
  • МИНОР в Современном энциклопедическом словаре:
  • МИНОР
    (итальянское minore, от латинского minor - меньший) (музыкальное), лад, в основе которого лежит малое (минорное) трезвучие, придающее ему специфическую "сумрачную" …
  • МИНОР в Энциклопедическом словарике:
    а, мн. нет, м. 1. муз. Лад, устойчивые звуки которого (I, III и V ступени) образуют малое трезвучие, имеющее груст-ную, …
  • МИНОР в Энциклопедическом словаре:
    , -а, м. 1. Музыкальный лад грустной, скорбной окраски, аккорд к-рого строится на малой терции (спец.). 2. перен. Грустное, подавленное …
  • МИНОР
    МИН́ОР, определитель, составленный из элементов, состоящих на пересечении произвольно выделенных k строк и k столбцов данной матрицы или …
  • МИНОР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МИН́ОР (итал. minore, от лат. minor - меньший; также moll, от лат. mollis - мягкий) (муз.), лад, устоем к-рого является …
  • МИНОР в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    мино"р, мино"ры, мино"ра, мино"ров, мино"ру, мино"рам, мино"р, мино"ры, мино"ром, мино"рами, мино"ре, …
  • МИНОР в словаре Анаграмм.
  • МИНОР в Словаре великорусского языка делового общения:
    миноритарный …
  • МИНОР в Популярном толково-энциклопедическом словаре русского языка:
    -а, только ед. , м. 1) Музыкальный лад, аккорд которого строится на малой терции; имеет грустную, скорбную звуковую окраску. Гамма …
  • МИНОР в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Печальный …
  • МИНОР в Новом словаре иностранных слов:
    (фр. mineur, ит. minore лат. minor меньший) 1) иначе моль - муз. лад, устойчивые звуки которого (I, III в …
  • МИНОР в Словаре иностранных выражений:
    [фр. mineur, ит. minore 1. иначе моль - муз. лад, устойчивые звуки которого (i, iii в v ступени) образуют малое …
  • МИНОР в словаре Синонимов русского языка:
    имение, лад, настроение, …
  • МИНОР в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    м. 1) Музыкальный лад, в основе которого лежит трезвучие с малой терцией и чистой квинтой, придающее ему лирическое, грустное звучание. …
  • МИНОР в Словаре русского языка Лопатина:
    мин`ор, …
  • МИНОР в Полном орфографическом словаре русского языка:
    минор, …
  • МИНОР в Орфографическом словаре:
    мин`ор, …
  • МИНОР в Словаре русского языка Ожегова:
    музыкальный лад грустной, скорбной окраски, аккорд которого строится на малой терции Spec минор грустное, подавленное настроение Быть в …
  • МИНОР в Словаре Даля:
    муж. , муз. тон или лад, моль, томный, мягкий, противоп. мажор, дур …
  • МИНОР в Современном толковом словаре, БСЭ:
    определитель, составленный из элементов, состоящих на пересечении произвольно выделенных k строк и k столбцов данной матрицы или определителя. - (итал. …

Наш очередной выпуск посвящен такому явлению, как лад. Мы постараемся ответить на такие вопросы: что такое лад в музыке, какое можно дать определение этому понятию и какие бывают разновидности музыкальных ладов.

Итак, что же такое лад? Вспомните, что означает это слово за рамками музыки? В жизни иногда говорят о людях, что они между собой ладят, то есть дружат, понимают друг друга и оказывают взаимную помощь. В музыке звуки тоже должны ладить между собой, находиться в ладу, иначе получится не песня, а одна сплошная какофония. Получается, что лад в музыке – это звуки, которые дружны между собой.

Основы лада

Звуков в песне очень много и они разные. Есть звуки устойчивые – опорные, и есть неустойчивые – подвижные. Для того чтобы получилась музыка, нужны и те, и другие, и они должны чередоваться между собой и помогать друг другу.

Строение музыки можно уподобить строительству кирпичной стенки. Как стенка получается из кирпичей и цемента между ними, так и песня рождается только тогда, когда есть звуки устойчивые и неустойчивые.

Устойчивые звуки вносят в музыку покой, они притормаживают активное движение, на них обычно завершается музыкальная пьеса. Неустойчивые звуки нужны для развития, они постоянно уводят развитие мелодии от устойчивых звуков и вновь приводят к ним. Все неустойчивые звуки стремятся перейти в устойчивые, а устойчивые, в свою очередь, как магниты притягивают к себе неустойчивые.

Для чего так неустанно трудятся устойчивые и неустойчивые звуки в ладу? Для того чтобы получилась какая-нибудь песня – веселая или грустная. То есть звуки лада могут влиять и на настроение музыки, они словно окашивают мелодии в разные эмоциональные оттенки.

Виды лада: мажор и минор

Итак, лад – это всегда целая команда звуков, которые неустанно трудятся над созданием песен всяких настроений. Ладов в музыке очень много, но есть два самых главных. Они называются мажор и минор.

Мажорный лад или просто мажор – это лад света и веселья. Годится он для создания музыки радостной, бодрой и веселой. Минорный лад или просто минор – это мастер печальной и задумчивой музыки.

Мажорный лад – это яркое солнце и чистое голубое небо, а минорный лад – это алый закат и темнеющие под ним пики елового леса. Мажорный лад – это ярко-зеленая весенняя трава на лужайке, которой с огромным удовольствием лакомится серая козочка. Минорный лад – это наблюдать из окна вечером, как падают осенние листья и капают осенние хрусталики-дождинки. Красота бывает разной, и мажор с минором – два художника, которые своими звуками готовы нарисовать любую картину.

СОВЕТ. Если вы занимаетесь с детьми, то полезно будет поработать с картинками. Покажите ребенку ряд картинок, пусть он представит, как они могли бы звучать – мажорно или минорно? Готовую подборку вы можете скачать у нас. В качестве творческого задания ребенку можно предложить создать свою галерею мажорных и минорных образов. Это пробудит в нем творческое воображение.

ПОДБОРКА КАРТИНОК «МАЖОР И МИНОР» —

В мажорном ладу сочинены такие известные песни, как «В лесу родилась елочка», торжественный Гимн Российской Федерации, солнечная «Улыбка». В минорном ладу сложены песни «В траве сидел кузнечик» и «Во поле береза стояла».

ВИКТОРИНА. Послушайте два музыкальных фрагмента. Это два танца из «Детского альбома» Петра Ильича Чайковского. Один танец называется «вальс», другой – «мазурка». Как вы думаете, какой из них написан в мажоре, а какой в миноре?

Фрагмент №1 «Вальс»

Фрагмент №2 «Мазурка»

Правильные ответы: «Вальс» — это мажорная музыка, а «Мазурка» — минорная.

Тональность и гамма

Мажорный и минорный лад можно выстроить от любого музыкального звука – от до, от ре, от ми и т.д. Этот первый, самый главный звук будет называться в ладу тоникой. А высотное положение лада, привязка его к какой-то тонике обозначается словом «тональность».

Каждая тональность как-то должна называться. У человека есть имя и фамилия, а у тональности – название тоники и лада, которые можно тоже соединить в одно имя. Например, До мажор (нота ДО – это тоника, то есть главный звук, капитан команды, от нее построен лад, причем лад мажорный). Или еще пример: ре минор – это минорный лад от ноты РЕ. Другие примеры: Ми мажор, Фа мажор, соль минор, ля минор и т.д.

ЗАДАНИЕ. Попробуйте сами составить какое-нибудь название тональности. Возьмите любую тонику и любой лад, соедините вместе. Что у вас получилось?

Если расположить по порядку все звуки тональности, начиная с тоники, то получится гамма. Гамма начинается тоникой и ей заканчивается. Кстати, гаммы называются точно так же, как и тональности. Например, гамма ми минор начинается с ноты МИ и заканчивается она тоже нотой МИ, гамма Соль мажор начинается с ноты СОЛЬ и ею же она завершается. Понимаете? Вот вам нотный пример:

Но откуда в этих гаммах берутся диезы и бемоли? Об этом давайте поговорим дальше. Оказывается, мажорные и минорные гаммы имеют свое особое строение.

Строение мажорной гаммы

Чтобы получилась мажорная гамма нужно взять всего лишь восемь звуков и выстроить их в ряд. Но не все звуки нам подходят. Как выбрать нужные? Вы знаете, что расстояние между ступенями может быть полтона или целый тон. Так вот, для мажорной гаммы нужно, чтобы расстояние между ее звуками соответствовало формуле: тон-тон, полутон, тон-тон-тон, полутон.

Например, гамма До мажор начинается с ноты ДО и заканчивается тоже нотой ДО. Между звуком ДО и РЕ – расстояние один целый тон, между РЕ и МИ – тоже тон, а между МИ и ФА – всего лишь полтона. Далее: между ФА и СОЛЬ, СОЛЬ и ЛЯ, ЛЯ и СИ по целому тону, между СИ и верхней ДО – только полутон.

Давайте разберемся с тонами и полутонами

Если вы забыли, что такое тона и полутона, то давайте это повторим. Полутон – это кратчайший промежуток от одного звука до следующего. Очень наглядно полутона между звуками нам показывает . Если играть все клавиши подряд, не пропуская ни белых, ни черных, то при переходе от одной клавише к следующей мы как раз будем проходить расстояние в один полутон.

Как видите, полутон можно сыграть, поднимаясь с белой клавиши на ближайшую черную, или спускаясь с черной на белую, которая тут же, рядышком. Кроме того, которые образуются только между «белыми» звуками: это МИ-ФА и СИ-ДО.

Полутон – это половинка, а если воссоединить две половинки вместе, то получится нечто целое, получится один целый тон. На клавиатуре фортепиано целые тона можно легко найти между двумя соседними белыми клавишами, если их разделяет черная. То есть ДО-РЕ – это тон, и РЕ-МИ – тоже тон, а вот МИ-ФА – это не тон, это полутон: эти белые клавиши ничто не разделяет.

Чтобы получить целый тон от ноты МИ в пару нужно взять не простую ФА, а ФА-ДИЕЗ, то есть добавить еще полтона. Или можно оставить ФА, но тогда придется понизить МИ, взять МИ-БЕМОЛЬ.

Что касается черных клавиш, то на пианино они расположены группами – по две или по три. Так вот, внутри группы две соседние черные клавиши тоже удалены друг от друга на один тон. Например, ДО-ДИЕЗ и РЕ-ДИЕЗ, а также СОЛЬ-БЕМОЛЬ и ЛЯ-БЕМОЛЬ – это все сочетания нот, которые дают нам целые тона.

А вот в больших промежутках между группами черных «кнопочек», то есть там где между двумя черными клавишами помещены две белых, расстояние будет уже полтора тона (три полутона). Например: от МИ-БЕМОЛЯ до ФА-ДИЕЗА или от СИ-БЕМОЛЯ до ДО-ДИЕЗА.

Строим мажорные гаммы

Итак, в мажорной гамме звуки должны быть выстроены таким образом, чтобы между ними было сначала два тона, потом полутона, затем три тона и снова полутон. Построим для примера гамму Ре мажор. Сначала делаем «заготовку» — напишем ноты подряд от нижнего звука РЕ до верхнего РЕ. Ведь в Ре мажоре звук РЕ является тоникой, с него гамма должна начаться и им она должна закончиться.

А теперь нужно «выяснить отношения» между звуками и привести их в соответствие с формулой мажорной гаммы.

  • Между РЕ и МИ – целый тон, здесь все нормально, идем дальше.
  • Между МИ и ФА – полутон, но на этом месте по формуле должен быть тон. Выправляем – путем повышения звука ФА добавляем в расстояние еще полтона. Получаем: МИ и ФА-ДИЕЗ – один целый тон. Теперь порядок!
  • ФА-ДИЕЗ и СОЛЬ дают нам полутон, который как раз должен быть на третьем месте. Получается, что не зря мы ноту ФА повышали, этот диез нам еще пригодился. Идем дальше.
  • СОЛЬ-ЛЯ, ЛЯ-СИ – это целые тона, так и должно быть по формуле, оставляем их без изменений.
  • Следующие два звука СИ и ДО – это полутон. Как выправить, вы уже знаете: нужно увеличить расстояние – ставим диез перед ДО. Если бы требовалось уменьшить расстояние, поставили бы мы бемоль. Понимаете принцип?
  • Последние звуки – ДО-ДИЕЗ и РЕ – это полутон: то, что нужно!

Что же в итоге мы получили? Оказывается, в гамме Ре мажор два диеза: ФА-ДИЕЗ и ДО-ДИЕЗ. Понимаете теперь, откуда они взялись?

Аналогично можно построить мажорные гаммы от любых звуков. И там тоже будут появляться либо диезы, либо бемоли. Например, в Фа мажоре – один бемоль (СИ-БЕМОЛЬ), а в Си мажоре целых пять диезов (ДО, РЕ, ФА, СОЛЬ и ЛЯ-ДИЕЗЫ).

Можно строить гаммы не только от «белых клавиш», но и от пониженных или повышенных звуков. Не забывайте при этом учитывать известные вам знаки. Например, гамма Ми-бемоль мажор – это гамма с тремя бемолями (сам МИ-БЕМОЛЬ, ЛЯ-БЕМОЛЬ и СИ-БЕМОЛЬ), а гамма Фа-диез мажор – это гамма с шестью диезами (все диезы, кроме МИ-ДИЕЗА).

Строение минорной гаммы

Тут принцип почти такой же, как и с минорными гаммами, только формула строения минорной гаммы немного другая: тон, полутон, тон-тон, полутон, тон-тон. Применяя эту последовательность тонов и полутонов, вы легко можете получить минорную гамму.

Давайте обратимся к примерам. Построим минорную гамму от ноты СОЛЬ. Сначала просто выпишем все ноты по порядку от СОЛЬ до СОЛЬ (от нижней тоники до ее повторения наверху).

  • Между СОЛЬ и ЛЯ – целый тон, так и должно быть по формуле.
  • Дальше: ЛЯ и СИ – тоже тон, но на этом месте нужен полутон. Что делать? Нужно уменьшить расстояние, для этого понижаем звук СИ с помощью бемоля. Вот у нас и появился первый знак – СИ-БЕМОЛЬ.
  • Далее по формуле нам нужны два целых тона. Между звуками СИ-БЕМОЛЬ и ДО, а также ДО и РЕ как раз такое расстояние, какое должно быть.
  • Следующее: РЕ и МИ. Между этими нотами целый тон, а нужен всего лишь полутон. Опять-таки лечение вам уже известно: понижаем ноту МИ, и получаем полтона между РЕ и МИ-БЕМОЛЕМ. Вот вам уже второй знак!
  • Проверяем последнее: нужно еще два целых тона. МИ-БЕМОЛЬ с нотой ФА – это тон, и ФА с СОЛЬЮ – это тоже тон. Все окей!

Что получили в итоге? В гамме соль минор два бемоля: СИ-БЕМОЛЬ и МИ-БЕМОЛЬ.

Для тренировки вы можете построить самостоятельно или «разобрать по косточкам» несколько минорных гамм: например, фа-диез минор и ля минор.

Как еще можно получить минорную гамму?

Мажорная и минорная гаммы, построенные от одной и той же тоники, различаются между собой лишь тремя звуками. Давайте выясним, какие это различия. Сравним гамму До мажор (нет знаков) и до минор (три бемоля).

Каждый звук гаммы – это ступень. Так вот, в минорной гамме по сравнению с мажорной три ступени низкие – третья, шестая и седьмая (отмечены римскими цифрами – III, VI, VII). Таким образом, если нам известна мажорная гамма, то мы легко можем получить минорную, изменив всего лишь три звука.

Для упражнения поработаем с тональностью Соль мажор. В гамме Соль мажора один диез – это ФА-ДИЕЗ, который является седьмой ступенью гаммы.

  • Понижаем третью ступень – ноту СИ, получаем СИ-БЕМОЛЬ.
  • Понижаем шестую ступень – ноту МИ, получаем МИ-БЕМОЛЬ.
  • Понижаем седьмую ступень – ноту ФА-ДИЕЗ. Этот звук уже повышенный, и для того чтобы его понизить, нужно просто отменить повышение, то есть убрать диез.

Таким образом, в соль миноре будет всего два знака – СИ-БЕМОЛЬ и МИ-БЕМОЛЬ, а ФА-ДИЕЗ из него просто бесследно исчезает. Как видите, ничего сложного.

Устойчивые и неустойчивые звуки в мажоре

И в мажорной, и в минорной гамме семь ступеней, три из которых устойчивые, а четыре – неустойчивые. Устойчивыми ступенями являются первая, третья и пятая (I, III, V). Неустойчивые – это все остальные – вторая, четвертая, шестая, седьмая (II, IV, VI, VII).

Устойчивые ступени, если их собрать вместе, образуют тоническое трезвучие, то есть трезвучие, построенное от тоники, от первой ступени. Слово трезвучие обозначает аккорд из трех звуков. Сокращенно тоническое трезвучие обозначается T53 (в мажоре) или с маленькой буквы t53 (в миноре).

В мажорной гамме тоническое трезвучие мажорное, а минорной – соответственно, минорное. Таким образом, трезвучие из устойчивых ступеней дает нам полное представление о тональности – о ее тонике и ладе. Звуки тонического трезвучия являются своеобразным ориентиром для музыкантов, по ним они настраиваются на начало произведения.

В качестве примера давайте рассмотрим устойчивые и неустойчивые звуки в Ре мажоре и в до миноре.

Ре мажор – светлая тональность с двумя диезами (ФА-ДИЕЗ и ДО-ДИЕЗ). Устойчивые звуки в ней – это РЕ, ФА-ДИЕЗ и ЛЯ (первая, третья и пятая нотки из гаммы), вместе они дают нам тоническое трезвучие. Неустойчивые – это МИ, СОЛЬ, СИ и ДО-ДИЕЗ. Посмотрите на пример: неустойчивые ступени для большей наглядности закрашены:

До минор – это гамма с тремя бемолями (СИ-БЕМОЛЬ, МИ-БЕМОЛЬ И ЛЯ-БЕМОЛЬ), она минорная и потому звучит с легким оттенком грусти. Устойчивые ступени здесь – ДО (первая), МИ-БЕМОЛЬ (третья) и СОЛЬ (пятая). Они дают нам минорное тоническое трезвучие. Неустойчивые ступени – это РЕ, ФА, ЛЯ-БЕМОЛЬ и СИ-БЕМОЛЬ.

Итак, в данном выпуске мы с вами познакомились с такими музыкальными понятиями, как лад, тональность и гамма, рассмотрели строение мажора и минора, научились находить устойчивые и неустойчивые ступени. Из следующих выпусков вы узнаете о том, какие есть разновидности мажора и минора и какие есть другие лады в музыке, а также о том, как быстро определять диезы и бемоли в любых тональностях.

Минора, м. [ит. minore от латин. minor – меньший]. 1. Музыкальный лад, гамма которого строится на малую терцию вниз от мажорной гаммы (с повышением на полтона седьмой ступени в т. наз. Большой словарь иностранных слов

  • минор - ВЕСЕЛЫЙ - ГРУСТНЫЙ Весело - грустно (см.) веселье - грусть (см.) веселиться - грустить (см.) Веселое настроение - грустное настроение. Веселый взгляд - грустный взгляд. Веселый вечер - грустный вечер. Веселый спектакль - грустный спектакль. Словарь антонимов русского языка
  • минор - минор I м. Музыкальный лад, в основе которого лежит трезвучие с малой терцией и чистой квинтой, придающее ему грустное звучание. || противоп. мажор II м. разг. Грустное, меланхолическое настроение. || противоп. мажор Толковый словарь Ефремовой
  • минор - МИНОР м. муз. тон или лад, моль, томный, мягкий, противопол. мажор, дур. Толковый словарь Даля
  • минор - МИНОР, а, м. 1. Музыкальный лад грустной, скорбной окраски, аккорд к-рого строится на малой терции (спец.). 2. перен. Грустное, подавленное настроение. Быть в миноре. | прил. минорный, ая, ое. м. тон. Минорное настроение. Толковый словарь Ожегова
  • минор - -а, м. 1. Музыкальный лад, звуки которого образуют аккорд, построенный на малой терции (характеризуется звуковой окраской, связанной с настроениями грусти, скорби); противоп. мажор. | в знач. неизм. прил. Гамма соль минор. 2. перен. разг. Малый академический словарь
  • минор - орф. минор, -а Орфографический словарь Лопатина
  • минор - Минор, миноры, минора, миноров, минору, минорам, минор, миноры, минором, минорами, миноре, минорах Грамматический словарь Зализняка
  • минор - МИН’ОР, минора, ·муж. (·итал. minore от ·лат. minor - меньший). 1. Музыкальный лад, гамма которого строится на малую терцию вниз от мажорной гаммы (с повышением на полтона седьмой ступени в ·т.н. Толковый словарь Ушакова
  • Минор - Порядка к- определитель матрицы, элементы к-рой стоят в данной прямоугольной матрице на пересечении кразных столбцов и кразных строк. Если номера отмеченных строк совпадают с номерами отмеченных столбцов, то М. наз. Математическая энциклопедия
  • минор - МИНОР -а; м. [от итал. minore - меньший]. 1. Музыкальный лад, звуки которого образуют аккорд, построенный на малой трапеции (характеризуется звуковой окраской, связанной с настроениями грусти, скорби; противоп.: мажор). Играть в миноре. 2. Разг. Толковый словарь Кузнецова
  • МИНОР - МИНОР - определитель, составленный из элементов, состоящих на пересечении произвольно выделенных k строк и k столбцов данной матрицы или определителя. МИНОР (итал. minore, от лат. minor - меньший; также moll, от лат. Большой энциклопедический словарь