Мастер-класс на тему: «Мажор и минор в музыке. Придумай сказку про мажор, минор, регистр

Конспект урока музыки.

Тема: Два Лада. Мажор и минор.

Цель: закрепление обобщение знаний учащихся о мелодии, знакомство с понятием Лад, как средством музыкальной выразительности, приобщение к ценностям мировой музыкальной культуры.

Задачи:

Образовательные:

    познакомить с главными ладами музыки мажором и минором;

    формировать у обучающихся представления о внешних признаках веселого и грустного настроения;

    учить применять на практике, демонстрировать признаки веселого, грустного настроения посредством собственной мимики, пантомимики, в том числе, в процессе собственной музыкальной деятельности;

    совершенствовать певческие навыки (протяжное пение, выразительное исполнение песен, бесшумный вдох и выдох).

Коррекционно-развивающие:

    корригировать и развивать личностные качества, эмоционально волевую сферу обучающихся (навыки самоконтроля, умение выражать настроение, свои чувства) посредством собственной мимики, пантомимики;

    развивать слуховое восприятие посредством музыкальных произведений;

    корригировать и развивать связную устную речь.

Воспитательные:

    воспитывать интерес обучающихся к занятиям музыкальной деятельностью;

    воспитывать интерес к классической музыке через слушание.

Оборудование: фортепиано, ПК, проектор, экран, зеркала, народные музыкальные инструменты.

Словарная работа: мажор, минор, лад, оттенки лада (веселый, задорный, игривый, озорной, грустный, печальный, мечтательный, задумчивый).

Ход урока.

Звучит «Утро» Э.Грига. Дети входят в зал. Педагог здоровается с детьми под музыкальный аккомпанемент (цепочка аккордов До мажор), «Здравствуйте, дети!» (Слайд 1)

Ответ. «Здравствуйте!» (нисходящее dur трезвучие).

У нас сегодня гости, поздороваемся с ними. Дети здороваются с гостями тоже на музыкальном языке: «Здравствуйте гости!»

Учитель: Присаживайтесь дети. Ребята, я вас встретила радостно, с улыбкой. А если бы я с вами поздоровалась вот так (пропеть или проиграть минорное трезвучие) вы бы наверное удивились за что это на нас обиделась О.В., почему у нее плохое настроение? Вы догадались о чем мы сегодня будем говорить?

Дети: О настроении в музыке!

Послушайте сказку. А называется она «Два брата».

(Музыка «В гостях у сказки» слайд открывается окошко в избушке). В давние-давние времена в сказочной стране под названием Звукляндия правил король Дин - дон Седьмой.(Слайд король). Больше всего на свете он любил спать и скучать.

Бывало сядет он на свой трон и скучает.

От скуки ногами поболтает.

От скуки прикажет печенье подать,

А солдатам -песню запевать.

Солдаты были у него необычные-

Все, как один, певцы отличные.

И за это, кстати сказать,

Стал Дин - дон их Звуками звать.

Споют звуки королю одну песню, другую.

Король захрапит, а звуки тоже на боковую.

Спят себе до утра.

Утром встанут, крикнут: «Ура!»

Король проснётся,

С боку на бок повернётся

И всё заново начнётся:

Скука, печенье, солдатское пение. (Слайд охрана)

От этой жизни звуки до того обленились,

Что петь как следует, совсем разучились.

Король был ужасно огорчён.

Даже скучать перестал он.

Заставляет их петь и так и сяк.

А они не хотят никак.

Но вот однажды прибыли в Звукляндию из далёкой страны Ладии два друга Лада. Давайте с ними познакомимся. (Выходят мажор и минор читают свои слова) .

Мажор: Друзья! Признаться вам спешу,

знакомству очень рад.

Меня зовут синьор Мажор,

Я лучший друг ребят.

С собой всегда я приношу –

Улыбку шутку смех.

И если дружишь ты со мной,

То ждет тебя успех.

Минор: А я зовусь Минор,

И вот, что вам скажу:

Со смехом мне не по пути –

Я грустью дорожу.

Люблю, вздыхая слезы лить,

И предлагаю вам,

Давайте вместе погрустим,

О чём не знаю сам.

Мажор и Минор о беде короля узнали и решили помочь ему.

Во дворец явились, (Слайд мажор и минор)

Королю, как положено, поклонились.

Здравствуй, Дин - дон, - говорят,-

Хотим послушать твоих солдат.

А ну, - скомандовал Звукам король,-

Музыку играть изволь!

Раз, два! Раз, два!

Запели Звуки, кто в лес, кто по дрова. (Дети подходят к фо-но играют в 4 руки какафонию)

Не выдержали этой музыки братья,

Давай, - говорят,- Дин - дон, мы тебе поможем,

Из Звуков твоих песню ладную сложим.

Выстроил Мажор Звуки в ряд-

Получился звукоряд.

Запевай! - скомандовал Мажор. Звуки запели.

(Пропевается мажорный звукоряд – со словами: «К нам весна уже приходит, солнца луч глядит в окошко» - тональность «До мажор» и «Ля минор с повышенной седьмой ступенью») (Слайд с текстом)

С тех пор наступил порядок в Звукляндии

Дин - дон по-другому жить стал,

Под новую музыку спать перестал.

Загрустит он - Минор явится,

Захочет веселиться - Мажор появится.

Стали звуки жить ладно,

И песни зазвучали складно.

Так, звуки между собой стали ладить и дружить. И мы с вами поняли, что Лад – это СОГЛАСИЕ. Когда звуки соглашаются жить дружно. (Слайд согласие)

Учитель: вот, ребята, мы с вами и поняли, что музыка влияет на наше настроение. Если мы грустим это настроение минорное, если радуемся – мажорное.

Скажите, дети, а посмотрев на человека, можно определить какое у него настроение? (Да, по походке, по выражению лица)

Тогда давайте подойдем к столу и выберем себе маску веселое настроение и грустное настроение (одну маску в одну руку, другую в другую руку). (Слайд маски).

Я вам сыграю музыкальные отрывки, а вы мне покажете маской - какое настроение хотел изобразить композитор в музыке. (3-4 отрывка)

"Пусть бегут неулюже" Р. мажор

"Осенний марафон" А. Петров минор

"К Элизе" Бетховен минор

"Полька зайцев" Филлипенко мажор (одна группа показывает маску, а другая говорит правильно или нет).

Теперь отложите маски и давайте сыграем в такую игру - вы будете изображать у зеркала разное настроение.

1. Нахмурьтесь как:

1) король;

2) ребенок которого наказали;

3) ученик, которому поставили двойку.

2. Улыбнитесь как:

1) мама своему ребенку;

2) кот на солнышке щурится;

3) будто вы получили подарок, о котором долго мечтали.

3. Сесть как:

1) пчелка на цветке;

2) обиженный щенок;

А теперь, глядя в зеркало изобразите радостное настроение.

Как называется радостное настроение на музыкальном языке? (Мажор)

А теперь грустное.

Как называется грустное настроение на музыкальном языке? (Минор).

А сейчас посмотрите друг на друга и улыбнитесь!

Какое настроение вам труднее показать? (Грустное).

Скажите, а музыка может помочь нам создать и прочувствовать нужное настроение?

Сядьте поудобнее, послушайте и постарайтесь понять о чем эта музыка?

"Болезнь куклы", "Новая кукла" П.И. Чайковский. (Запись)

Может быть кто-то вспомнит кому эта музыка посвящалась (племяннику Володе - Детский альбом) и кто написал? (Великий русский композитор П.И. Чайковский).(Слайд портрет композитора).

Послушайте еще одно произведение Чайковского «Танец маленьких лебедей».(Запись) (Слайд балет «Лебединое озеро»).

Вот, ребята, музыкантами, артистами, слушателями мы с вами побыли, сейчас мы будем с вами художниками.

Чем пользуются художники, когда рисуют картины? (Красками, фантазией, наблюдениями).

А чем пользуются композиторы, когда сочиняют музыкальное произведение? (Звуками).

У художников много красок – теплые тона и холодные тона, светлые и темные.

Художники тоже умеют рисовать мажор и минор. (Слайд солнышко и тучка)

Музыканты тоже пользуются красками, но называются они мажор и минор. Или лад.

Можем ли мы найти мажор и минор в окружающем нас мире?

Какими красками передано состояние природы? (Слайд картина)

(Мажор – яркими, солнечными, а минор – темными.)

Мы с вами сейчас будем музыку рисовать.

Учитель: Вижу в ваших глазах опять удивление. Вы не понимаете, что происходит, но подождите ещё немного: всему свое время. Посмотрите на картину. Что на ней изображено?

На доске фрагменты рисунка на тему “Весна”, которые расположены без определённого порядка.

Учитель. Итак, что вы обо всем этом можете сказать?

Дети. Какая-то картинка, но непонятно, что на ней. Беспорядок какой-то.

Учитель. Вы правы: беспорядок какой-то! Одним словом, разлад.

Слово разлад означает отсутствие порядка, раздор, разногласие.

Но почему произошел разлад в рисунке?

Дети. Не на своём месте части рисунка.

Учитель. Значит, что нужно сделать для того увидеть художественный образ картины?

Дети. Нужно привести все в порядок, расставить правильно фрагменты рисунка.

Дети выполняют задание под музыку «Весна» Свиридова

Учитель. Теперь посмотрим, что получилось?

Обращается внимание на художественный образ рисунка на тему “Весна ”.

Пальчиковые игры

Любим мы свои ладошки, (потирают друг о друга ладошки)

Мы похлопаем немножко. (хлопают в ладоши)

Поздороваемся дружно, (пожимают свои руки)

Вместе музыке послужим. (складывают ладошки около груди, кланяются)

Указательный уходит,

Безымянный вдруг исчез,(складывают пальцы)

И высокий купол храма,

Вырастает до небес (складывают ладошки над головой и тянутся вверх)

Раздел Пение.

Мы уже побывали с вами композиторами, слушателями, немного художниками, а теперь станем певцами, исполнителями. Но чтобы начать петь красиво и правильно, сначала надо "Разбудить" связки - это 2 струны и их надо беречь, настраивать - это ваш музыкальный инструмент.

Упражнение 1. «Разогрей связки»

Две струны мы бережем,

Сначала настроим – потом поем.

а) «Перышко»

б) «Да-дэ-ди-до-ду»

в) «Ма-мэ-ми-мо-му»

Упражнение 2. «Мы перебегали берега»

а) «Смешной человечек». (Слайд Карлсон).

Определите в каком ладу начинается эта песня (В миноре, а затем в мажоре).

б) «Колокольчик»

Игра «Ищи»

Психогимнастика «Веселый пирог»

Если стало вдруг кому-то (дети мимикой и интонацией передают грусть)

Очень грустно почему-то,

И не знаешь – как же быть? (пожимают плечами)

Как его развеселить?

Мы возьмем стакан смешинок, (по тексту имитируют приготовление пирога)

Громкий хохот из корзинок,

Рассыпного смеха ложку

И хихиканья немножко.

Их веселкой размешай,

В тонкий юмор раскатай,

Обваляй все в прибаутках,

Запекай в горячих шутках.

Кто попробует кусочек –

Непременно захохочет! (Весело смеются)

Итоги урока

На этом наш урок подходит к концу.

    Что мы сегодня нового узнали в результате нашего урока, чему научились?

    За что отвечают мажор и минор?

    Что такое лад?

    Теперь вам легче показать грустное и веселое настроение?

    Помогла ли нам музыка прочувствовать веселое и грустное настроение?

    Как вы думаете, влияет ли музыка на настроение человека?

Оценить работу детей на уроке.

Сегодны все молодцы! Можно вам поставить «пятерки»

Какое у вас сейчас настроение?

Домашнее задание.

Нарисовать рисунок в мажорном, в минорном ладу.

Мне очень понравилось как вы сегодня на уроке ладили друг с другом.

Пускай всегда в вашей жизни – дома, в школе – все будет ладно!

Всем спасибо за урок. До свидания!

В некотором царстве, музыкальном государстве Лад жили были два брата, которых величали Мажор и Минор. Мажор всегда был весёлым и много шутил, а у Минора настроение всегда было грустное и печальное. Люди этого государства знали, что братья обладали волшебной силой, которая могла менять их настроение. Братья жили дружно и всегда помогали жителям государства.

Если кому-то взгрустнётся – Минор тут как тут – зазвучит задумчивой мелодией тихо нашёптывая нежные утешения. А если праздник, какой в государстве, то без Мажора не обойтись; всех развеселит, подбодрит и в душе радость засияет. Когда братья вместе, то у людей все дела в королевстве ладятся: кругом порядок и гармония. Так бы и продолжалась беззаботная и радостная жизнь в королевстве, если бы ночью, когда все жители спали и видели добрые волшебные сны, на королевство не налетел холодный ветер.

Этот ветер послала злая волшебница Какофония, чтобы в государстве разрушить лад и навести беспорядок. Какофония любила звуковой беспорядок (иллюстрация), когда звуки не слушают друг друга, и не желают ладить между собой. Такой беспорядок нравился Какофонии, так как музыкальные звуки беспрекословно ей подчинялись.

Какофония не любила братьев, даже побаивалась их. Ведь когда братья в королевстве, кругом гармония и порядок. И решила злая волшебница их разлучить, выгнать из королевства, чтобы самой там властвовать. Всю ночь она читала заклинания из волшебной книги и послала холодный ветер разлучить братьев.

Наутро, когда жители королевства проснулись, они не услышали ни грустных, ни весёлых мелодий. Кругом царил звуковой беспорядок (какофония – иллюстрация). Где же наши братья и их волшебная сила гармонии? Мы не слышим и не чувствуем своего настроения! Звали, долго искали они братьев, да не нашли. И с того времени в государстве Лад всё стало не ладиться. Жители государства не возлюбили Какофонию и стали думать, как её прогнать и вернуть Мажор и Минор.

Холодный ветер унёс братьев за тридевять земель и оставил одного в сосновом бору, а другого – у речки. Искали братья друг друга, звали, да не слышны были их голоса.

Тогда Мажор научил лесных птиц петь радостные и озорные песни, высоким соснам подарил силу торжества, величия и гармонии – и сосновый бор зазвучал. Его музыку услышала речка, которая научилась мечтать и грустить с Минором. Так волшебница Природа помогла встретиться братьям.

Птицы лесные поведали им о деяниях Какофонии и о страданиях жителей государства. Заторопились братья домой, попросили волшебницу Природу помочь им.

Тёплый ветер вернул Мажор и Минор в музыкальное государство. Как только Какофония увидела братьев – испугалась и умчалась восвояси.

Мажор и Минор снова вместе. И как прежде в музыкальном государстве всё ладится – кругом порядок и гармония

Таисия Посашкова
Мастер-класс на тему: «Мажор и минор в музыке»

Обучение детей распознаванию музыкальных ладов .

Мастер- класс на тему : «Мажор и минор в музыке

Образовательная область «Музыка »

Задачи :

1. Привлечь внимание детей к различным интонациям музыки , учить различать средства музыкальной выразительности : темп, тембр, динамику, регистр, гармонию.

2. Развивать способность детей передавать характер музыкального произведения в движении.

Интегрируемые области : «Коммуникация» , «Социализация» , «Познание»

Задачи :

Учить детей передавать эмоциональную окраску песен путем выразительных средств исполнения : грустную, лирическую - ласково, напевно, в умеренном темпе; веселую, задорную - легким звуком в оживленном темпе. («Социализация» )

Развитие свободного общения в коллективе. («Коммуникация» )

Отработатывать навыки использования мнемотаблицы в разных видах музыкальной деятельности . («Познание» )

Вид детской деятельности :

Коммуникативная

Оборудование : магнитофон, воздушные шары, элементы пиктограммы.

Словарная работа.

Пассивный словарь : регистр.

Активный словарь : мажор , минор , композитор, певец, припев.

Под музыку «Ливенской польки» р. н. м. обр. Ломовой дети входят в зал.

Музыкальное приветствие

Музыкальный руководитель поет музыкальное приветствие , дети отвечают «Здравствуйте!» по ступеням мажорного трезвучия .

Музыкальный руководитель : Ребята, я очень рада видеть вас на музыкальном занятии ! Мы даже поздоровались с вами веселой, мажорной мелодией . А чтобы создать вам еще более приподнятое настроение, я предлагаю поиграть

игра «Смени пару»

Дети играют в коррекционную игру «Смени пару» авт. И. Каплунова и И. Новоскольцева (программа «Ладушки» , в основе которой лежит развитие коммуникативной сферы ребенка. После игры дети занимают свои места.

Музыкальный руководитель : Ребята, когда мы с вами поздоровались, какое было у нас настроение? (ответы детей) А какое настроение у вас стало после игры? (дети отвечают) . А если бы я поздоровалась с вами вот так? (исполняет приветствие в миноре ) (ответы детей) Ребята, вы заметили, что мелодия передала совсем другое настроение - печальное, грустное.

Музыка обладает волшебным свойством - она может передавать настроение человека, выражать разные чувства, переживания - нежность, волнение, жалость, скорбь, ликование.

Минор и мажор .

М. В. Сидорова.

Тихо музыка звучит ,

Будто ручеёк журчит,

Чуть печальна и грустна,

Словно шёпот ветерка.

Нежно, плавно звуки льются,

Не кричат и не смеются,

В них не слышится задор.

Эта музыка – минор .

В плавном танце мы пойдём

И покружимся вдвоём.

Если всё нам удаётся,

Даже музыка смеётся ,

Звонко, весело играет,

Поплясать нас приглашает.

Выходите танцевать,

Хлопать, бегать и скакать.

Радостно мажор звучит ,

Он хохочет, не ворчит.

Мы с вами часто слушали музыку , различающуюся по настроению. Сейчас мы послушаем мелодию, а вы сами вспомните название.

Слушание : Д. Кабалевский «Клоуны»

(Ответы детей) беседа о характере пьесы

Музыкальный руководитель : В этой пьесе композитор – музыкальный волшебник - Д . Кабалевский нам рассказал о двух клоунах - веселом и грустном. У веселого клоуна все получается легко, а грустному - не везет, все он делает наоборот, неуклюже.

Сколько здесь частей? (Три.) (Составление мнемотаблицы. Приложение 1)

Третья честь звучит так же, как первая. Два клоуна работают вместе. Средствами музыкальной выразительности композитор передает образы веселых клоунов, которые находятся все время в движении. Мелодия повторяется несколько раз с различной силой звучания : умеренно, тихо, громко.

Какое у них настроение?

Давайте порадуем клоунов своей веселой песней и сначала мы разбудим наши горлышки и распоемся. “Достаем” наши очаровательные улыбки и поем! (идет эмоциональное настраивание детей на пение) .

Распевка «Снег»

Музыкальный руководитель :

Ребята на дворе уже декабрь, только вот зима к нам не торопится,а нам так хочется снега, играть в снежки, кататься на санках. Давайте споём песню о зиме, чтобы она пришла к нам скорее.

Исполняется песня «Зимушка»

слова и музыка Г . Вихаревой

Муз. политра №5.2008 стр. 25

1. Приходи к нам, Зимушка, 2. Елочку-красавицу

В белом сарафане, В гости мы позвали

Приноси нам, Зимушка, И снежком серебряным

И коньки, и сани. Елку забросали.

Припев : Ой, снег кружится, 3. Приходи к нам, Зимушка!

Всё белым-бело. Мы тебя дождались.

Дворик наш любимый Мы еще не выросли,

Снегом замело. Мы не наигрались!

Музыкальный руководитель :

А сейчас послушайте новую песню и подумайте, какое в ней настроение мажорное или минорное .

Песня - хоровод «В гости к ёлке мы пришли»

Слова и музыка Т . В Бокач

1. По дорожке весело

Наши ножки шли.

И к нарядной ёлочке

В гости мы пришли.

Припев :

Ой-ёй-ёй! Ай-яй-яй!

Ёлочка большая!

Ой-ёй-ёй! Ай-яй-яй!

Красота какая!

2. Под зелёной ёлочкой

Все плясать хотят.

Ёлка машет ветками :

"Чур, не отставать!"

3. Мы тебя погладим все,

Только не колись.

Огоньками яркими

Ёлочка зажгись!

Музыкальный руководитель :

Ребята у меня для вас есть картинки – подсказки, чтобы вам легче было запомнить слова песни.

Разучивание песни с помощью мнемотаблицы (приложение2)

Музыкальный руководитель :

Вы не замёрзли? Давайте с вами согреемся

Ой, мороз!

Музыка и слова Г . Вихаревой

Муз. политра №5/08 стр. 31

1. Ой, мороз, мороз, мороз!

Снегом ветки все занес

А мы не боимся,

А мы веселимся!

2. Ой, мороз, мороз, мороз!

Он хватает нас за нос,

А мы не боимся,

А мы веселимся!

3. Ой, мороз, мороз, мороз!

Щиплет щеки он до слез,

А мы не боимся,

А мы веселимся!

4. Лыжи с палками возьмем

И кататься в лес пойдем.

А мы не боимся,

А мы веселимся!

Музыкальный руководитель : А сейчас вставайте парами.

Танец с Хлопками

Музыка Д . Львова – Компанейца

Музыкальный руководитель : Ребята сейчас я предлагаю вам поиграть со снежком – колобком.

Коммуникативная игра «Снежок - колобок»

Музыка и слова М . Картушиной

После игры заключиткльная беседа, подведение итога занятия.

Музыкальный руководитель : Ребята, вы сегодня радовали меня своими знаниями, желанием понимать и чувствовать музыку . Я тоже хочу вас порадовать. В подарок вам я принесла клоунов, посмотрите, какие они красивые, в разных колпаках. Я предлагаю вам их оживить, чтобы они стали настоящими вашими друзьями.

Дети «оживляют» клоунов, используя заранее подготовленные «глаза» , «ротик» , стараясь передать «настроение» .

Все клоуны получились разные, каким бывает и наше с вами настроение. Забирайте с собой своих новых друзей и отправляйтесь в группу.

Музыкальный руководитель и дети прощаются попевкой «До свидания» , дети под музыку выходят из зала .

альных ладов

Публикации по теме:

Есть одно время года, которое дарит людям особенную красоту. Природа, словно отдавая нам жар своего сердца, вспыхивает ярко, загорается.

Конспект занятия по развитию речи и музыке в средней группе на тему: «Петушок и Баба Яга»Программное содержание: Знакомить детей на занятии.

1сл. Чтение (пересказ) педагогом рассказа Е. Пермяка «Для чего руки нужны?» «Петя с дедушкой были большими друзьями и любили задавать друг.

Форма проведения: педагогическая мастерская. Участники: воспитатели. Цель мастер-класса: освоение и последующее применение физических упражнений.

Музыкальная азбука или страна, где живут звуки: Мажор и Минор

Ася сидела за пианино и старалась найти на клавиатуре, где же спрятались все тона и полутона. Она нажимала клавиши и думала: «Так много звуков получается и как только с ними управляются, ведь составить из всех этих звуков мелодию так сложно!"- подумала она и тут же услышала голос Сольмины.

Я знаю, как тебе помочь найти все тона и полутона и навести порядок в твоих звуках. Вот послушай сказку про двух братьев, которые и королю Звукляндии помогли и тебе помогут...

В давние-давние времена в сказочной стране под названием Звукляндия правил король Дин-Дон Седьмой. Больше всего на свете он любил спать да скучать. Бывало, сядет он на свой трон и скучает...

От скуки ногами болтает,
От скуки прикажет печенье подать,
А солдатам - песню запевать.
Солдаты были у него необычные -
Все, как один, певцы отличные.
И за это, кстати сказать,
Стал Дин - Дон их Звуками звать.
Споют Звуки королю одну песню, другую.
Король захрапит, и Звуки тоже на боковую.
Спят себе до утра.
Утром встанут, крикнут: «Ура!»
Король проснётся,
С боку на бок повернётся,
И все заново начнётся:
Скука, печенье, солдатское пение.
От этой жизни Звуки до того обленились,
Что петь, как следует, совсем разучились.
Король был ужасно огорчён.
Даже скучать перестал он.
Заставляет их петь и так и сяк,
А они не хотят никак.

И вот однажды прибыли в Звукляндию из далёкой страны Ладии два брата - Лада. Два брата, но какие они были разные. Один был весёлый плясун-хохотун, другой - грустный, задумчивый. Весёлого звали Мажор, а грустного - Минор. Мажор и Минор о беде короля узнали. Вести в Королевстве быстро разносятся. Решили они помочь королю...

Во дворец явились,
Королю, как положено, поклонились.
- Здравствуй, Дин-Дон,- говорят.
Хотим послушать твоих солдат.
- А ну, - скомандовал звукам король.
- Запевать все изволь! Раз-два! Раз-два!
Запели Звуки, кто в лес, кто по дрова.
Не выдержали этой музыки братья,
Закричали на два голоса: «Хватит!»

Давай, - говорят, - Дин–Дон, мы тебе поможем из звуков твоих песню ладную сложим.

Выстроил Мажор Звуки в ряд -
Получился ЗВУКОРЯД.

Скомандовал им Мажор: «На тон-полутон рассчитайсь!». Звуки быстренько рассчитались:

Тон, тон, полутон,
Тон, тон, тон, полутон.

Запевай,- скомандовал Мажор. Звуки запели.

Все мы дружно встали в ряд.
Получился звукоряд.
Не простой - МАЖОРНЫЙ
Радостный, задорный.

Закончили Звуки петь - шагнул вперёд Минор. Скомандовал: На тон-полутон рассчитайсь! Звуки сразу почему-то загрустили, нехотя рассчитались.

Тон, полутон,
Тон, тон, полутон.
Тон, тон.

Запевай! - скомандовал Минор. Звуки запели:

Мы МИНОРНЫЙ звукоряд,
Грустных звуков длинный ряд.
Песню грустную поем,
И сейчас мы заревём.

С тех пор наступил порядок в Звукляндии...

Дин - Дон по-другому жить стал,
Под новую музыку спать перестал,
Загрустит он - Минор явится,
Захочет веселиться - Мажор появится.
Стали звуки жить Ладно.
И песни звучали складно.

Какая интересная сказка - сказала Ася, когда Сольмина закончила читать.

Сказка действительно интересная. Понравились тебе братья из далёкой страны Ладии?

Конечно, понравились. Два брата чем-то похожи, но все же такие разные - задумчиво произнесла Ася.

Вопросы и задания:
1. Попробуй вспомнить: как различить братьев?
2. Какие были считалки у каждого из братьев?

Мажор и минор

Жил да был один синьор,
Имя он носил Мажор.
Улыбался, хохотал,
Никогда не тосковал.

Рядом жил другой синьор,
Назывался он Минор,
Часто плакал он, грустил,
Не смеялся, не шутил.

Два соседа дружно жили,
Оба музыке служили,
Только каждый - как умел,
У обоих - куча дел.

Вопросы и задания:
Нарисуйте забавные портреты двух синьоров.
Какие музыкальные инструменты больше всего ассоциируются у вас с минором или мажором?
Что в жизни может быть мажорным или минорным? (Настроение, день, погода, цвет.)
Вам по характеру ближе минорное или мажорное настроение?
Дети делятся на пары. Один в паре - мажор, другой - минор. В сценке-диалоге дети рассказывают друг другу, какие у мажора и у минора самые важные дела.
Придумайте сказку о том, как однажды мажор и минор решили сделать для людей музыкальные подарки.

Звуки музыки

Роберт Шуман был не только выдающимся композитором, но и пианистом, дирижёром, педагогом. С 7 лет Роберт Шуман обучался игре на фортепиано, сочинял, учился в гимназии, позже в университете. В 20 лет он услышал игру великого, всемирно известного итальянского скрипача Никколо Паганини. Игра Н. Паганини произвела на Р. Шумана такое яркое впечатление, что он решил навсегда посвятить себя музыке. Он умел видеть в жизни чудесное, необыкновенное, скрытое от взглядов других людей и воплотить все пережитое в звуки. Р. Шуман написал много разнообразной музыки - симфонии, хоровую музыку, оперу, романсы, фортепианные пьесы; удивительно похоже создавал в музыке портреты людей, передавал их чувства, настроения.

Мечтатель и выдумщик, Роберт Шуман очень любил детей и много писал для них. В своём «Альбоме для юношества» он раскрывает мир детских радостей, огорчений, чудесный мир сказки.

Русские композиторы высоко ценили творчество Роберта Шумана. Особенно его любил Пётр Ильич Чайковский. Под впечатлением его «Альбома для юношества» Пётр Ильич Чайковский написал свой замечательный «Детский альбом».

Более 200 лет назад в Германии в бедной, почти нищей семье родился великий композитор Людвиг ван Бетховен. Отец его был человеком опустившимся, пьяницей, грубым и жестоким в обращении с измученной женой и детьми. Тяжёлые и изнурительные болезни всю жизнь преследовали Бетховена, подтачивая его здоровье. Ему не было ещё 30 лет, когда он ощутил первые признаки приближающейся глухоты, которая потом отделила его непроницаемой стеной от окружающего мира. Бетховен был несчастен в любви: он мечтал о хорошем добром друге, о верной любимой жене, но так и умер в одиночестве. Родившись в простой семье, происходившей из крестьян, Бетховен ненавидел богатых и знатных, бессердечных, не способных оценить настоящее искусство аристократов и понимал нужды простых, маленьких людей, с трудом добывающих кусок хлеба.

В ту пору очень часто можно было встретить играющего на улице шарманщика. Шарманка – музыкальный инструмент. Во двор входил старик с пестро расписанным ящиком на плече, часто с сидящей на нем обезьянкой или другим зверьком. Это был шарманщик. Наш шарманщик пришёл с сурком.

Вопросы и задания:
1. Послушай пьесу Р. Шумана «Весёлый крестьянин, возвращающийся с работы». Какое настроение в музыке? Соответствует оно настроению картины «Крестьянский танец»?
2. Чем отличаются пьесы «Весёлый крестьянин…» и «Сурок»?
3. Вспомни известные тебе музыкальные произведения, написанные в мажоре и миноре.

Презентация

В комплекте:
1. Презентация: 15 слайдов, ppsx;
2. Звуки музыки:
Бетховен. Сурок (в исполнении Большого Детского Хора), mp3;
Бетховен. Сурок (инструментал) - 2 варианта, mp3;
Рахманинов. Итальянская полька, mp3;
Шуман. Веселый крестьянин, mp3;
3. Статья к уроку «Мажор и Минор», docx;
5. Мажор и минор. Стихотворение, docx.